О предотвращении экологической и социально-экономической катастрофы в Приаргунье

Президенту Российской Федерации
Д.А. Медведеву

Председателю Правительства Российской Федерации
В.В. Путину

Губернатору Забайкальского края
Р.Ф. Гениатулину

В Забайкальском крае сложилась весьма опасная ситуация, связанная с возобновлением строительства канала по отведению вод реки Аргунь в озеро Далай на территории Китайской Народной Республики. Как показывают космические снимки, проложено около половины планируемой длины канала. Предполагаемый отвод воды по этому каналу — около 1,05 км? в год, при нынешнем стоке около 1,5 км? в год.

Многолетняя засуха, установившаяся на этой территории, усугубит экологическую ситуацию и переведет ее в состояние необратимости, поскольку пересохнет почти 300-километровый участок Аргуни в наиболее засушливой степной зоне. Водно-болотные угодья Аргуни входят в состав одного их 200 ключевых экорегионов планеты (ЮНЕСКО), где сосредоточено уникальное биологическое разнообразие. Эти территории являются территориями значительного социально – экономического развития Забайкальского края: пос. Забайкальск как центр пропуска на Российско-Китайской границе, г. Краснокаменск как центр некоторых российских горнорудных предприятий, а, кроме того, это основные сельскохозяйственные угодья Забайкальского края. Для населения этой территории вода Аргуни является источником питьевого и производственного снабжения. Следовательно, строительство и введение в эксплуатацию водоканала по переброске воды реки Аргунь повлечет за собою угрозу для проживания и ведения традиционного хозяйствования местного населения.

Научная и экологическая общественность Забайкальского края выражает серьезную озабоченность дальнейшим развитием экологической ситуации в Приаргунье.

Для предотвращения экологической и социально-экономической катастрофы в Приаргунье и защиты стратегических интересов РФ просим:

1. Настоять на прекращении всех работ по переброске вод р. Хайлар в оз. Далай как нарушающих пункт 8 Соглашения о рациональном использовании и охране трансграничных вод (от 29.01.2008 г.). Потребовать согласования с Россией гидротехнических проектов в трансграничном бассейне рек Аргунь и Амур на основе совместной оценки их совокупного воздействия на экосистемы и население.

2. Инициировать создание межведомственной комиссии по решению проблем Аргуни (по изучению ситуации, оценке рисков, поиску путей решения), а также полноценной системы комплексного экологического мониторинга состояния экосистем бассейна р. Аргунь.

3. Инициировать создание российско-китайско-монгольской межправительственной комиссии по эколого-экономической адаптации хозяйственной политики в Даурском регионе (верховья бассейна р. Амур) к изменяющимся климатическим условиям, обеспечению здесь благоприятной экологической и политической обстановки. Комиссия необходима, в первую очередь, для разработки и реализации компромиссных соглашений в области режимов водопользования, взаимного согласования хозяйственных проектов, способных оказать заметное воздействие на трансграничные экосистемы.

4. Ускорить придание р. Аргунь высокого международного природоохранного статуса, включив российскую часть ее поймы в состав Даурского заповедника и в последующем вне очереди представить обновленную номинацию по заповеднику для включения в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Номинация по включению нынешней территории Даурского заповедника в список Всемирного наследия уже подана Правительством РФ в ЮНЕСКО. Этот шаг позволит дополнительно использовать для защиты Аргуни механизмы международных конвенций и соглашений. Сейчас Даурский заповедник является биосферным резерватом ЮНЕСКО и водно-болотным угодьем международного значения в рамках Рамсарской конвенции, а также входит в состав Международного российско-китайско-монгольского заповедника «Даурия», соглашение по которому предусматривает взаимные усилия сторон по сохранению входящих в него экосистем.

5. Для решения проблемы несогласованного изменения русловых процессов обеспечить должный контроль за выполнением китайской стороной статей 11 и 12 Соглашения между Правительством РФ и Правительством КНР о режиме российско-китайской государственной границы от 09.11.2006 г. и оперативную реакцию российской стороны в случаях выявления таких нарушений. К сожалению, российская сторона до сих пор неоправданно редко использует этот юридически неоспоримый и эффективный путь дипломатического решения указанных проблем.

С уважением,
директор общественного экологического центра «Даурия»
Коваленок Н.В.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *