Об угрозе экологической и социально-экономической безопасности в приграничных с Китаем районах Забайкальского края

Учреждение Российской Академии наук
ИНСТИТУТ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ,
ЭКОЛОГИИ И КРИОЛОГИИ
СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РАН
(ИПРЭК СО РАН)

Президенту Российской Федерации
Д.А. Медведеву

Копии:

Председателю Правительства Российской Федерации
В.В. Путину

Губернатору Забайкальского края
Р.Ф. Гениатулину

Председателю СО РАН,
акад. А.Л. Асееву

Об угрозе экологической и социально-экономической безопасности в приграничных с Китаем районах Забайкальского края

Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич!

26 мая 2009 г. в Институте природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН состоялась встреча научной общественности, представителей правительства Забайкальского края и федеральных структур, на которой обсуждалась проблема экологической и социально-экономической безопасности приграничных районов края. Было принято решение обратиться по этому поводу к Вам, а также Председателю правительства РФ В.В. Путину, Губернатору Забайкальского края Р.Ф. Гениатулину, председателю СО РАН, ак. А.Л. Асееву со следующим письмом.

Мы стоим перед угрозой экологической и социально-экономической катастрофы в приграничных районах Забайкальского края, расположенных вдоль границы России с Китаем в верхней части бассейна пограничной реки Аргунь (Хайлар – в Китае). В основе угрозы – действия китайской стороны по задержанию поверхностных вод и перераспределению речного стока. В случае отсутствия быстрого реагирования со стороны России ситуация несет опасность перерастания в острые противоречия с Китаем во всем бассейне Амура.

Узел проблем имеет три основные составляющие: перераспределение стока, загрязнение вод, вмешательство в русловые процессы.

Перераспределение и регулирование стока. В условиях многолетней засухи, имеющей естественный циклический характер, китайская сторона разрабатывает ряд проектов по удержанию поверхностных вод на своей территории. В частности, планирует отвести в оз. Далай часть вод р. Хайлар (около 1,05 км? воды в год при стоке Аргуни в последние годы в объеме около 1,5 км?). Намечавшийся к запуску в 2007 г. проект был приостановлен благодаря тому, что проблему озвучил В.В. Путин на регулярной встрече глав государств России и Китая в 2007 г. Однако в июле 2008 г прокладка канала началась и, как показывают космоснимки, в данный момент близится к завершению. В результате пуска канала практически пересохнет 300-километровый участок Аргуни в наиболее засушливой степной зоне. Существенно осложнится проблема водоснабжения российско-китайского пункта пропуска п.г.т. Забайкальск с населением более 10 тыс. человек, пострадает г. Краснокаменск, где сосредоточены известные горнорудные предприятия общероссийского значения, промышленное водоснабжение которых связано с р. Аргунь, и еще, по меньшей мере, 10 сел. По оценкам экономистов, совокупный годовой ущерб российской стороны от реализации проекта составит не менее 5 годовых доходных частей бюджета приаргунских районов Забайкалья.

Приаргунские районы – территории с острым дефицитом подземных вод. Аргунь здесь – главный источник воды. При этом, и Россия, и Китай рассматривают эти приграничные территории как важные районы экономического развития, в том числе водопотребляющих горнодобывающей и перерабатывающей отраслей промышленности. Недостаток воды остро ощущается уже сейчас и будет усиливаться в ходе планируемого развития промышленности и роста населения этих районов. Данная проблема резко обостряется в нынешних условиях засушливой фазы климатического цикла и общей аридизации климата.

Строительство канала практически приведет к потере Российской Федерацией стратегически важной для нее реки, создаст неприемлемые условия жизни для местного населения, использующего пойменные луга как сенокосные и пастбищные угодья, нанесет огромный экологический урон, спровоцирует серьезные пограничные и политические проблемы. Канал и сеть строящихся водохранилищ позволят китайской стороне полностью контролировать сток реки, давая, в том числе, возможность целенаправленного влияния на русловые процессы и изменения рисунка государственной границы, например, путем осуществления ударных сбросов воды в определенные моменты времени. В дальнейшем такой прецедент послужит моделью для перераспределения в пользу КНР вод Уссури и Амура и их притоков с китайской стороны. Игнорирование этой попытки одностороннего перераспределения водных ресурсов может привести к появлению подобных проектов на других трансграничных реках азиатской части России, осложняя тем самым межгосударственные отношения из-за водного дефицита.

Загрязнение воды. Аргунь – одна из самых грязных рек бассейна Амура, загрязняется, в основном, китайскими предприятиями. Проблема крайне остро стоит с 2000 г. – вода не соответствует нормативам хозяйственно-питьевого водопользования, тем не менее, из-за отсутствия альтернативных источников она используется для водоснабжения п.г.т. Забайкальск. Зарегулирование и уменьшение стока увеличит уровень загрязнения реки, снизит ее возможности по самоочистке и приведет к потере ценнейшей пойменной экологической системы Аргуни международно-значимого уровня, связанной с положением ее на Азиатско-Австралийском пролетном пути птиц, в т.ч. ряда находящихся под международной охраной исчезающих видов. В тоже время из-за недостатка средств сокращается сеть постов и регулярность наблюдений гидрометеослужбы, что исключает возможность отслеживания поступления загрязнений в речную сеть.

Укрепление берегов и другие работы по изменению русла реки. В нарушение Соглашения о режиме российско-китайской государственной границы уже много лет подряд на китайской стороне ведется укрепление берегов р. Аргунь и другие работы по изменению (регулированию) русловых процессов, способствующие изменению линии государственной границы. В настоящее время обсуждаются проекты аналогичных работ на российской стороне, что повлечет огромные финансовые затраты, но, в конечном счете, лишь усугубит проблему. Ценнейшие пойменные угодья бассейна р. Аргунь существуют благодаря меандрированию реки и ее разливам во время паводков. Искусственная стабилизация русла приведет к полной деградации экосистем поймы и ее уничтожению, а в результате – к активизации процессов опустынивания и на сопредельных территориях.

Для предотвращения экологической и социально-экономической катастрофы в Приаргунье и защиты стратегических интересов РФ просим:

1. Настоять на прекращении всех работ по переброске вод р. Хайлар в оз. Далай как нарушающих пункт 8 Соглашения о рациональном использовании и охране трансграничных вод (от 29.01.2008 г.). Потребовать согласования с Россией гидротехнических проектов в трансграничном бассейне рек Аргунь и Амур на основе совместной оценки их совокупного воздействия на экосистемы и население.

2. Инициировать создание межведомственной комиссии по решению проблем Аргуни (по изучению ситуации, оценке рисков, поиску путей решения), а также полноценной системы комплексного экологического мониторинга состояния экосистем бассейна р. Аргунь.

3. Инициировать создание российско-китайско-монгольской межправительственной комиссии по эколого-экономической адаптации хозяйственной политики в Даурском регионе (верховья бассейна р. Амур) к изменяющимся климатическим условиям, обеспечению здесь благоприятной экологической и политической обстановки. Комиссия необходима, в первую очередь, для разработки и реализации компромиссных соглашений в области режимов водопользования, взаимного согласования хозяйственных проектов, способных оказать заметное воздействие на трансграничные экосистемы.

4. Ускорить придание р. Аргунь высокого международного природоохранного статуса, включив российскую часть ее поймы в состав Даурского заповедника и в последующем вне очереди представить обновленную номинацию по заповеднику для включения в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Номинация по включению нынешней территории Даурского заповедника в список Всемирного наследия уже подана Правительством РФ в ЮНЕСКО. Этот шаг позволит дополнительно использовать для защиты Аргуни механизмы международных конвенций и соглашений. Сейчас Даурский заповедник является биосферным резерватом ЮНЕСКО и водно-болотным угодьем международного значения в рамках Рамсарской конвенции, а также входит в состав Международного российско-китайско-монгольского заповедника «Даурия», соглашение по которому предусматривает взаимные усилия сторон по сохранению входящих в него экосистем.

5. Для решения проблемы несогласованного изменения русловых процессов обеспечить должный контроль за выполнением китайской стороной статей 11 и 12 Соглашения между Правительством РФ и Правительством КНР о режиме российско-китайской государственной границы от 09.11.2006 г. и оперативную реакцию российской стороны в случаях выявления таких нарушений. К сожалению, российская сторона до сих пор неоправданно редко использует этот юридически неоспоримый и эффективный путь дипломатического решения указанных проблем.

И.о. директора Института природных ресурсов,
экологии и криологии СО РАН
Л.В. Замана

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *