Александр Галич. Как жилось опальному поэту в эмиграции – Никогда ни о чем не жалейте вдогонку… — LiveJournal

Биография

Александр Галич — автор и исполнитель песен, драматург и прозаик, поэт и сценарист. Настоящая фамилия мужчины — Гинзбург, а Галич — литературный псевдоним, который поэт составил с помощью букв из собственных фамилии, имени и отчества. Его творчество стало яркой страницей в русской культуре 60-х годов XX столетия.

Детство и юность

Александр Аркадьевич родился осенью 1918 года в украинском городе Днепре, в то время Екатеринославе, в семье евреев. Мать мальчика Фейга Борисовна Векслер работала в консерватории, а отец Арон Самойлович трудился в экономической сфере. Саша не единственный ребенок в семье, у мальчика был младший брат Валерий, который уже во взрослом возрасте работал кинооператором.

Когда Александру было 2 года, его семья переехала в Севастополь, а еще через 3 года — в Москву. Школу он заканчивал в столице России. Талант юного сочинителя родители и учителя заметили уже в детстве, первая публикация Галича появилась в «Пионерской правде», когда мальчику было 13 лет.

Уже в том возрасте Саша знал, что его профессия будет связана с творчеством, но до конца не мог определиться, в каком направлении. Поэтому, окончив 9-й класс, юноша почти в одно время поступил в Оперно-драматическую студию Константина Станиславского и Литературный институт, который вскоре бросил. А через 3 года ушел и из студии — после смерти Константина Сергеевича Галич не захотел учиться у других преподавателей.

В молодости поэт поступил в Театр-студию Алексея Арбузова и Валентина Плучека. Дебют Александра как драматурга состоялся через год учебы: в соавторстве с другими студентами он создал сценарий для спектакля «Город на заре», а также написал для пьесы песни и сыграл одну из ролей.

В начале войны молодого человека освободили от службы по медицинским показаниям — у барда обнаружили врожденный порок сердца. Позднее с геологоразведочной партией Галич отправился в Грозный и уже там поступил в драмтеатр, где работал несколько лет. Переезд поэта в Ташкент был связан со студией Арбузова, который создал театральную группу и пригласил туда бывших подопечных.

Музыка

Музыка в творческой биографии Галича появилась в конце 1950-х годов. Александр Аркадьевич писал и сам исполнял свои творения, играя на гитаре. При создании авторской песни бард отталкивался от традиции романса и вскоре стал одним из ярких представителей жанра. А с появлением первых магнитофонов, когда композиции записывали и слушали по несколько раз, менялись записями, Галич приобрел еще большую известность.

Уже позднее, создавая сборники, автор не включал в них первые записанные опыты. А несколько произведений 1959–1962 годов были запрещены государственными органами СССР, поскольку, на их взгляд, не соответствовали советской эстетике. Страдая от несправедливости по отношению к собственному творчеству, Галич все равно продолжал сочинять стихи для песен, которые с каждым разом становились все более глубокими и острыми в политическом и социальном плане.

Александр Галич — «Когда я вернусь»

В 1962 году Александр Аркадьевич написал стихотворение «Облака плывут в Абакан» — философское рассуждение, затронувшее тему лагерей, тяжелого труда и народной апатии, выраженной в алкогольном забытьи. Позднее эту композицию перепел в оригинальной аранжировке Андрей Макаревич.

Авторские песни содержали тексты антисоветской направленности, отражавшие реалии времени и включавшие в себя резкие высказывания, далекие от классических литературных канонов. Таким, например, стало сочинение «Ночной разговор в вагоне-ресторане», в котором через монолог персонажа раскрывались события, последовавшие после XX съезда КПСС, в частности снос памятников Иосифу Сталину.

Конечно, все это в конце концов привело к конфликту с государственной властью. Барду запретили давать концерты, выпускать стихи и записывать пластинки. Но Галича это не испугало — он стал одним из немногих творцов, кто выбрал свободу, отказавшись от комфортной и благополучной жизни.

Наперекор запрету поэт тайком устраивал выступления в квартирах, его слушатели записывали и распространяли кассеты с песнями. Однако работники КГБ четко отслеживали эти моменты, магнитофонные записи часто изымали, а появления на сцене требовали отменить.

Однако это не самое плохое, что ожидало Александра Аркадьевича. Весной 1968 года автор принял решение выступить на публичном концерте, который состоялся в рамках фестиваля авторской песни в Новосибирске. В числе других своих произведений музыкант исполнил песню «Памяти Б. Л. Пастернака». А через месяц после этого события в местной новосибирской газете появилась публикация, где Галича подвергли общественному порицанию. Сразу же в его адрес начали поступать угрозы, последовал полный запрет на исполнение песен и репрессии.

Александр Галич — «Еще раз о черте»

В 1970 году на свет появилась яркая поэма Галича «Кадиш». В интервью автор сообщил, что название произведения обозначает еврейскую поминальную молитву, произносимую сыном в память о покойном отце. Само же сочинение Александр Аркадьевич посвятил памяти Януша Корчака, знаменитого писателя, доктора и педагога из Польши, который во время Второй мировой войны погиб вместе с воспитанниками в фашистском лагере Треблинка.

Пытаясь игнорировать реакцию властей, через год Александр Галич выпустил первую книгу «Песни». Печатью занималось «антисоветское» иностранное издательство «Посев». За это в 1971-м, прямо перед Новым годом, певца исключили из Союза писателей СССР, а в следующем году он перестал быть членом Литературного фонда и Союза кинематографистов.

За время работы как автор песен и стихов Галич создал много произведений. Поклонникам барда навсегда полюбились книга «Когда я вернусь», «Баллада о вечном огне», песня «Еще раз о черте» и многие другие сочинения.

Театр и фильмы

В ранний период жизни драматург Галич создавал только театральные пьесы. В период с 1946 по 1959 год он написал 6 произведений драматического жанра, в числе которых «Улица мальчиков», «Пути, которые мы выбираем», «Много ли человеку надо» и пр. В 1958 году Александр Аркадьевич создал сочинение под названием «Матросская тишина». Премьеру планировалось провести в театре «Современник», который на тот момент только открывался. Однако дебюту не суждено было состояться, и впервые зрители увидели постановку уже после смерти автора, в 1988 году.

В 1954-м бард создал первые сценарии для фильмов. Наиболее запоминающимися для зрителей и кинокритиков стали картины «На семи ветрах», «Государственный преступник», «Третья молодость», «Бегущая по волнам». В 1964 году за картину «Государственный преступник» Галича наградили грамотой КГБ СССР. В фильмографию Александра Аркадьевича вошли также сценарии проектов для детей, в частности мультфильма «Мальчик из Неаполя», снятого по книге Джанни Родари.

Личная жизнь

С будущей женой Валентиной Архангельской Галич познакомился в Ташкенте. Женщина была актрисой. Ее старший брат Ростислав Архангельский — дирижер и композитор. Некоторое время молодые люди встречались, а после переезда в Москву решили узаконить отношения. Почти сразу после свадьбы они стали задумываться о детях, поэтому уже через год Валентина родила мужу дочь Александру. Однако личная жизнь поэта не всегда была счастливой.

Через 2 года после рождения совместного ребенка Валентина приняла решение о переезде в Иркутск, поскольку получила в местном драмтеатре должность ведущей артистки. Отношения на расстоянии сложно давались молодым людям, и со временем разлука привела к разводу.

Александр Аркадьевич недолго страдал от одиночества и в 1947 году снова вступил в брак. На этот раз избранницей поэта стала Ангелина Николаевна Шекрот. Несмотря на увлечения мужа, женщина была с ним до смерти, ждала его дома и до последнего любила. В 1967 году в прессе появилась информации о появлении у Галича внебрачного сына. Его родила работавшая на киностудии имени Горького Софья Михнова-Войтенко. Мальчика назвали Гришей и записали на фамилию матери.

Эмиграция

Последние годы жизни были для Александра Галича напряженными. Ущемляя его права как автора и исполнителя песен, преграждая путь к дальнейшему развитию карьеры, государственные власти поспособствовали тому, чтобы в 1974 году поэт эмигрировал из СССР.

В источниках тех лет озвучены две версии того, как Галич это сделал. Одни говорили, что по визе Израиля, а другие утверждали, что эмиграция состоялась под видом выезда на норвежский семинар. Через 4 месяца после этого все произведения Александра Аркадьевича — книги, песни, стихи и пьесы — запретили в СССР и лишили музыканта гражданства.

Покинув Советский Союз, Александр Галич поселился в Норвегии. Там он выпустил первую виниловую пластинку A Whispered Cry («Крик шепотом») с 12 композициями. На обложке пластинки размещено фото автора с гитарой в руках. Позднее Галич переехал в Мюнхен, а затем уже для постоянного места жительства выбрал Париж.

Смерть

После переезда в другую страну Александр Аркадьевич обустраивал жизнь вместе с супругой. Однако их идиллия на новом месте длилась недолго. Трагедия, произошедшая с поэтом, видимо, была предначертана судьбой.

В один из дней жена Галича отправилась в магазин за покупками, а музыкант в это время решил самостоятельно подключить антенну к телевизору. В результате удара током бард скончался 15 декабря 1977 года. Причиной смерти стал электрический разряд, который мужчина получил из-за неверного обращения с проводами.

Когда Галича обнаружила жена, он был еще жив, но, поскольку медики долго добирались до места трагедии, спасти Александра не удалось. Некоторое время ходили слухи, что поэт умер не случайно, и это было заранее подготовленное и спланированное убийство. Однако эта версия не нашла подтверждений, и все, кто был на месте смерти Галича, также заявляют о несчастном случае. Похороны Александра Аркадьевича прошли через 7 дней после смерти. Могила поэта находится в Париже, на русском кладбище.

Дискография

  • 1968 – «Новосибирск 1968 г.»
  • 1972 — «Александр Галич»
  • 1974 — «Когда я вернусь»
  • 1974 — A Whispered Cry
  • 1975 — «Галич в Израиле»
  • 1975 — «Веселый разговор»
  • 1981 — «Смех сквозь слезы»
  • 1989 — «Александр Галич»
  • 1990 — «Ночной дозор»
  • 1994 — «Память»
  • 1995 — «На реках Вавилонски»
  • 1996 — «Вальс Его Величества»
  • 2003 — «Пени и стихи разных лет»

Фильмография

  • 1951 — «В степи»
  • 1954 — «Верные друзья»
  • 1956 — «Сердце бьётся вновь…»
  • 1960 — «Трижды воскресший»
  • 1964 — «Государственный преступник»
  • 1965 — «Дайте жалобную книгу»
  • 1965 — «Третья молодость»
  • 1967 — «Бегущая по волнам»
  • 1970 — «Вас вызывает Таймыр»

Интересные факты

  • Запрет на выпуск книг и песен поэта сняли в 1980 году. Признав талант Александра Аркадьевича, в 1993-м власти страны решили посмертно вернуть барду гражданство.
  • В 1989 году режиссер Иосиф Пастернак представил вниманию зрителей документальный фильм «Александр Галич. Изгнание», содержащий редкие кадры выступлений барда, а также интервью с друзьями поэта и музыканта.
  • Довольно поздно, уже в зрелом возрасте, в 1973 году поэт принял крещение в православной церкви. Обряд провел близкий друг музыканта, отец Александр Мень. В качестве крестного отца Александра Аркадьевича выступил композитор Николай Каретников.
  • Музыкант входил в состав Народно-трудового союза российских солидаристов (НТС), числился членом-корреспондентом диссидентского Комитета прав человека в СССР. В рамках этих проектов Галич неоднократно становился участником петиционных кампаний в поддержку советских деятелей культуры и науки.

09:30 19.10.2013 (обновлено: 15:49 01.03.2020) image © РИА Новости / Алексей Бойцов Перейти в фотобанк Читать ria.ru в 19 октября исполняется 95 лет со дня рождения Александра Галича.

Советский поэт, сценарист, драматург, автор и исполнитель песен Александр Аркадьевич Галич (настоящая фамилия Гинзбург) родился 19 октября 1918 года в Екатеринославе (ныне Днепропетровск, Украина). В 1920 году семья Галича переехала в Севастополь, а в 1923 году перебралась в Москву.

В 1935 году Галич был принят в Оперно-драматическую студию К.С. Станиславского, одновременно учился в Литературном институте им. А.М. Горького, который вскоре оставил, связав свою судьбу с театром. В 1940 году в Московском театре-студии Алексея Арбузова и Валентина Плучека он участвовал в качестве соавтора (их было более 20), создателя и актера в спектакле “Город на заре”, ставшем значительным явлением театрально-литературной жизни предвоенной Москвы.

Во время Великой Отечественной войны, освобожденный по состоянию здоровья от фронта, Галич был одним из организаторов, участников и руководителей Комсомольского фронтового театра, писал песни, частушки, пьесы, играл на гитаре, выступал перед бойцами.

После войны Александр Галич окончательно перешел на литературную работу, сначала как драматург, а потом и как кинодраматург. Его пьесы — “Вас вызывает Таймыр”, “За час до рассвета”, “Пароход зовут “Орленок””, “Много ли человеку надо” и другие были поставлены большим количеством театров и в Советском Союзе, и за рубежом. По его сценариям были поставлены фильмы “Верные друзья”(1954), “На семи ветрах” (1962), “Дайте жалобную книгу” (1965), “Государственный преступник” (1965) и др. В 1965 году за сценарий фильма “Государственный преступник” Галич получил премию КГБ СССР.

В совместной работе с кинематографистами Франции он был автором фильма “Третья молодость” (1965), а с кинематографистами Болгарии — “Бегущая по волнам” (1967).

В 1955 году Галич был принят в Союз писателей, в 1958 году — в Союз кинематографистов СССР.

В 1958 году была запрещена к постановке пьеса Галича “Матросская тишина” (“Моя большая земля”), которую репетировала студия Художественного театра (позже театр-студия “Современник”). Драматическая история последней генеральной репетиции этой пьесы легла в основу автобиографической повести “Генеральная репетиция” (1973), текст которой включает в себя саму пьесу “Матросская тишина”. В ее финале звучат программные для Галича слова: “Нравственность начинается с правды”.

В конце 1950-х годов Александр Галич обратился к авторской песне, став одним из самых ярких представителей этого жанра. Поэт создал своеобразный песенно-поэтический театр, в котором автор был и актером, и музыкантом, и режиссером.

Его песни становились всё более глубокими и политически острыми, что привело к конфликту с властью. Галичу было запрещено давать публичные концерты, его не печатали и не позволяли выпустить пластинку. Он выступал со своими песнями по квартирам, его песни распространяли и передавали друг другу в магнитофонных записях.

В августе 1968 года, потрясенный вводом советских войск в Чехословакию, Галич написал “Петербургский романс”, после чего был вызван на секретариат Союза писателей и получил первое серьезное предупреждение о недопустимости его репертуара.

В 1969 году книга песен Галича вышла в ФРГ. В 1972 году Галич крестился у отца Александра Меня. Все это, а особенно его песни, вызывали все большее недовольство властей. В декабре 1971 года его исключили из Союза писателей, а через несколько месяцев — из Союза кинематографистов. После этого Галичу были фактически запрещены все виды творческой деятельности; прекращены все репетиции, сняты с репертуара спектакли, заморожено производство начатых фильмов. Оставшийся без средств Галич распродает свою богатую библиотеку, подрабатывает литературным трудом, дает платные домашние концерты. Весной 1972 года у него случился третий инфаркт, в результате которого он получил инвалидность 2-й группы и крохотную пенсию.

25 июня 1974 года под давлением властей Галич был вынужден эмигрировать из СССР. Около года он прожил в Осло, где читал в университете лекции по истории русского театра, затем переехали в Мюнхен и, наконец, в Париж. С августа 1974 года и до самой смерти поэта на волнах радио “Свобода” выходила постоянная рубрика “У микрофона Александр Галич”. Он занимался также литературной и концертной деятельностью в Норвегии, Швейцарии, Германии, США, Израиле, Франции; написал несколько песен, пьесу “Блошиный рынок”, собирался ставить мюзикл по своему сценарию, в котором сам хотел играть. Кроме этого, совместно с Рафаилом Голдингом Галич снял документальный фильм “Беженцы XX века”. 3 декабря 1977 года он дал последний концерт в Венеции.

17 декабря 1977 года в Париже от случайного удара током при неправильном включении антенны приемника Александр Галич погиб. Он похоронен на русском православном кладбище в Сент-Женевьев де Буа близ Парижа. Надпись на плите, лежащей на его могиле, взята из Нагорной проповеди Иисуса Христа: “Блаженны изгнанные правды ради”.

В конце 1980-х в России стали выходить пластинки, кассеты, компакт-диски и книги с его произведениями и с воспоминаниями о нем, был снят документальный фильм “Александр Галич. Изгнание”. В 1993 году, когда поэту было посмертно возвращено гражданство, в Днепропетровске прошли “Дни Галича” с участием ведущих поэтов-песенников России и Украины.

Александр Галич был дважды женат. Первая супруга Галича — актриса Валентина Архангельская. В этом браке родилась дочь Алена. Второй раз поэт женился в 1947 году на Ангелине Шекрот (Прохоровой). В 1967 году у Галича родился внебрачный сын Григорий. Его мать — художница по костюмам киностудии им. Горького Софья Войтенко.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Толкование

Галич, Александр Аркадьевич
Александр Галич
image
Имя при рождении:

Александр Аронович Гинзбург

Род деятельности:

поэт, сценарист, драматург, певец, композитор, писатель.

Дата рождения:

19 октября 1918(1918-10-19)

Место рождения:

Екатеринослав, УНР

Гражданство:

 СССР  Норвегия  Германия  Франция

Дата смерти:

15 декабря 1977(1977-12-15) (59 лет)

Место смерти:

Париж,  Франция

Отец:

Арон Самойлович Гинзбург

Мать:

Фанни Борисовна Векслер

Супруга:
Дети:

Алекса́ндр Арка́дьевич Га́лич (настоящая фамилия Ги́нзбург; 19 октября 1918, Екатеринослав — 15 декабря 1977, Париж) — русский поэт, сценарист, драматург, автор и исполнитель собственных песен. Член НТС. Галич — литературный псевдоним, составленный из букв собственных фамилии, имени и отчества.

Биография

Александр Гинзбург родился 19 октября 1918 года в Екатеринославе (сейчас Днепропетровск) в интеллигентной еврейской семье. Отец — Арон Самойлович Гинзбург, экономист; мать — Фейга (Фанни, Фаина) Борисовна Векслер, работала в консерватории[1]. Дед, Самуил Гинзбург, был известным в городе педиатром; дядя — литературовед Лев Самойлович Гинзбург (1879—1933)[2][3]. Жила семья в доме № 74 по улице Казачьей (ныне ул. Комсомольская), возведённом в 1911 году силами самих жильцов (Екатеринославским домостроительным обществом, первым в городе жилищным кооперативом). Младший брат — кинооператор Валерий Гинзбург.

В 1920 году семья Галича переехала в Севастополь. В 1923 году они переехали в Москву, где поселились в доме Веневитинова в Кривоколенном переулке. В этом доме когда-то Пушкин впервые читал свою трагедию «Борис Годунов».

Первая публикация — стихотворение «Мир в рупоре» (Пионерская правда. 1932. 23 мая, за подписью Александр Гинзбург).

После девятого класса Галич почти одновременно поступил в Литературный институт им. А. М. Горького и в Оперно-драматическую студию К. С. Станиславского, ставшую последним курсом Станиславского, который он не успел выпустить. Литературный институт вскоре бросил, а через три года оставил и Оперно-драматическую студию. Он перешёл в Театр-студию А. Н. Арбузова и В. Н. Плучека (1939). В феврале 1940 года студия дебютировала спектаклем «Город на заре» с коллективным авторством. Одним из авторов пьесы стал Галич. Это был его дебют в драматургии.

Когда началась война, Галича призвали в армию. Но медицинская комиссия обнаружила у него врождённый порок сердца и освободила от службы. Галич устроился в геологоразведочную партию и отправился на юг. На юге, в Грозном, он попал в театр, в котором работал до декабря 1941 года. Отсюда Галич уехал в Ташкент, где Арбузов начал формировать театральную группу из своих бывших студийцев.

Личная жизнь

В Ташкенте Галич знакомится с актрисой Валентиной Дмитриевной Архангельской (20.08.1919 — 28.12.1999), младшей сестрой композитора и дирижёра Ростислава Дмитриевича Архангельского (1918—2006)[4], брак с которой был зарегистрирован в 1942 году, после возвращения в Москву.

В мае 1943 года у них родилась дочь Александра (Алёна). В 1945 году Валентина Архангельская получает место ведущей актрисы в Иркутском Драматическом театре и уезжает из Москвы. Это со временем приводит их к разводу.

В 1947 году Галич женится на Ангелине Николаевне Шекрот (Прохоровой).

В 1967 г. у него вне брака рождается сын Григорий Михнов-Войтенко (по фамилии матери — Софьи Михновой-Войтенко, художника по костюмам киностудии имени Горького)[5].

Драматургия

В ранний период своего творчества Галич написал несколько пьес для театра — «Улица мальчиков» (1946), «Вас вызывает Таймыр» (в соавторстве с К. Ф. Исаевым) (1948, снят фильм в 1970), «Пути, которые мы выбираем» (или «Под счастливой звездой», 1954), «Походный марш» (или «За час до рассвета», 1957), «Пароход зовут „Орлёнок“» (1958), «Много ли человеку надо», а также сценарии фильмов «Верные друзья» (1954) (совместно с К. Ф. Исаевым), «На семи ветрах» (1962), «Дайте жалобную книгу» (1964), «Государственный преступник» (1964), «Третья молодость» (1965), «Бегущая по волнам» (1967).

Пьеса «Матросская тишина», написанная в 1958 году для открывающегося тогда театра «Современник», была впервые поставлена только в 1988 году О. Табаковым.

Стихи и песни

С конца 1950-х гг. Галич начинает сочинять песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. Отталкиваясь в какой-то мере от романсовой традиции и искусства А. Н. Вертинского, Галич стал одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни (наряду с В. C. Высоцким и Б. Ш. Окуджавой), который вскоре развили барды и который с появлением магнитофонов приобрёл огромную популярность. В этом жанре Галич сформировал своё направление.

Песни 1940-1950-х годов Галич не включал в сборники.

Первые песни — «Леночка» (1959), «Про маляров, истопника и теорию относительности» и «Закон природы» (обе 1962) — будучи относительно безобидными в политическом отношении, тем не менее резко диссонировали с официальной советской эстетикой. Так начался перелом в творчестве весьма благополучного советского литератора. Ему способствовала и история с несостоявшейся премьерой пьесы Галича «Матросская тишина», написанной для создававшегося театра «Современник». Уже отрепетированную пьесу запретили к показу, заявив автору, что он искажённо представляет роль евреев в Великой Отечественной войне. Этот эпизод Галич потом описал в повести «Генеральная репетиция».

Конфликт с властями

В дальнейшем его песни становились всё более глубокими и политически острыми, что привело к конфликту с властью. Галичу было запрещено давать публичные концерты. Его не печатали и не позволяли выпустить пластинку. По сути дела, это был запрет на любую профессиональную деятельность и работу.

Он выступал со своими песнями по квартирам, на так называемых домашних концертах, собиравших ему очень небольшие заработки; его песни распространяли и передавали друг другу в магнитофонных записях, благодаря которым он становился всё более популярен и которые изымались при обысках.

Как-то Валентин Николаевич Плучек решил пригласить Галича, как своего бывшего ученика по студии, выступить с песнями для актёров театра Сатиры, который он тогда возглавлял, по случаю какого-то праздника на капустнике, куда зрители вообще не допускались. Галич с радостью согласился. Самодельное объявление было вывешено во внутреннем помещении театра, куда посторонние, в том числе зрители, не допускались. Но даже этот сугубо внутренний концерт был категорически запрещён властями. Плучеку позвонили из Министерства культуры и потребовали отменить выступление Галича.

В марте 1968 года в Академгородке Новосибирска прошёл фестиваль авторской песни, проведённый клубом «Под интегралом». На фестивале состоялся единственный публичный концерт Александра Галича в СССР, в том числе исполнившего песню «Памяти Пастернака».[6][7].

В 1969 г. в издательстве «Посев» вышла книга его песен. Именно это послужило причиной его исключения из Союза писателей (1971) и Союза кинематографистов и Литфонда (1972). Запрещена пьеса «Матросская тишина» (1957), открыта травля в печати, прекращены публикации в официальной прессе (1968, за участие в Фестивале бардов в Новосибирске).

Член-корреспондент диссидентского Комитета прав человека в СССР (1970—1973). Участник петиционных компаний.

В 1973[8] году крещён в Православной Церкви отцом Александром Менем[9].

Высылка и смерть

В 1971 г. Галич был исключён из Союза писателей СССР, членом которого он был с 1955 г. (этому посвящена песня «От беды моей пустяковой»), а в 1972 г. — из Союза кинематографистов, в котором состоял с 1958 г. В 1972 году, после третьего инфаркта, Галич получил вторую группу инвалидности и пенсию в 54 рубля в месяц.

Могила А. А. Галича и его жены на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа

В 1974 году Галич был вынужден эмигрировать. О деталях источники расходятся. По одной версии, он номинально выехал в Норвегию для участия в семинаре по творчеству Станиславского, но сразу после пересечения границы был лишён советского гражданства. По другой — эмигрировал «по израильской визе».

22 октября 1974 года постановлением Главлита по согласованию с ЦК КПСС все его ранее изданные произведения были запрещены в СССР.

Первым его пристанищем за рубежом стала Норвегия, затем он переехал в Мюнхен, где некоторое время работал на американском радио «Свобода». Потом Галич поселился в Париже, где погиб 15 декабря 1977 года от удара электрическим током при подключении антенны к телевизору.

Существуют версии, что это было убийство, причём о том, кто именно убил Галича, они разнятся до противоположности: по одним, Галича убили агенты КГБ, мстившие ему за антисоветскую деятельность; по другим — агенты ЦРУ, боявшиеся, что Галич из-за ностальгии вернется в СССР и этим подорвёт имидж радио «Свобода» (якобы для этого уже выехал агент КГБ[10]). Между тем парижские знакомые Галича (Владимир Максимов, Василий Бетаки) заявляли, что причиной его смерти стал именно несчастный случай:

Я, Василий Бетаки, пришёл вместе с В. Максимовым, редактором журнала «Континент», в квартиру Галича минут через 20 после его смерти. В квартире были пожарные и врач. Врач показал мне и В. Максимову чёрные полосы на руках от антенны (двурогой), которую Галич стал поправлять, предварительно воткнув её вилку в гнездо под напряжением, причём он не заметил нужного гнезда и, чтобы воткнуть антенну, он плоскогубцами сдавил контакты вилки и таким образом воткнул вилку в запрещённое для неё гнездо. Таков был вывод врача-реаниматора. Все прочие утверждения о причине смерти А. А. Галича, на мой взгляд, являются домыслами.

Немного иную версию приводит Михаил Шемякин[11]:

Конечно, никакое КГБ, никто за ним не охотился. Просто безграмотность, потому что он купил аппаратуру, мы хотели с ним сделать пластинку. Но master tape он решил делать сам у себя дома. Жена ушла в магазин, он стал возиться с аппаратурой, ничего не понимая, что куда включать. Знаете, так, по-русски: включим сюда. И, в общем, сделал так, что замкнул где-то эту аппаратуру, и когда он к ней прикоснулся – все, его убило током. Его било и он не мог… И когда жена прибежала из магазина, увидела, что он уже бьется в судорогах, но уже кровь, видно, разложилась на составные, и Саша умер.

На следующий день после кончины Галича два московских театра — на Таганке и «Современник» — в антрактах провели митинги его памяти. В Театре Сатиры после окончания спектакля был устроен поминальный вечер; стихи Галича читал Александр Ширвиндт[5].

Александр Галич похоронен в Париже на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа (фр. cimetière communal de Sainte-Geneviève-des-Bois). Год рождения на плите указан ошибочный — 1919[5].

12 мая 1988 года Александра Галича восстановили в Союзе кинематографистов, 15 мая 1988 года — в Союзе писателей[12]. Летом 1993 года Александру Галичу было возвращено российское гражданство[12].

Произведения Галича

Книги

  • Галич А. Песни. — Франкфурт на Майне: Посев, 1969. — 132 с.
  • Галич А. Когда я вернусь. Полное собрание стихов. — 1977 г. — составлено, 1989 г. — издано в СССР.
  • Галич А. Петербургский романс. — Художественная литература, 1989.
  • Галич А. Возвращение: Стихи, песни, воспоминания. — Ленинград: Музыка, 1990. — С. 320. — ISBN 5-7140-0404-3
  • Галич А. Генеральная Репетиция. — Советский писатель, 1991. — ISBN 5-265-02168-X
  • Галич А. Песни. Стихи. Поэмы. Киноповесть. Пьеса. Статьи. — У-Фактория, 1998. — ISBN 5-89178-073-9
  • Галич А. Верные друзья. — Екатеринбург: У-Фактория, 1998.
  • Галич А. Возвращается вечером ветер. — М.: Эксмо, 2003. — С. 610. — ISBN 5-699-03971-6, 5-699-04102-8
  • Галич А. Матросская тишина. — М.: Эксмо, 2005. — С. 640. — ISBN 5-699-11862-4
  • Галич А. Стихотворения и поэмы. — 2006. — С. 384. — ISBN 5-7331-0305-1
  • Галич А. Облака / Составитель, автор предисловия Н. Г. Крейтнер. — СПб.: Азбука, 2008. — 208 с. — (Российская поэзия). — ISBN 978-5-91181-676-6

Пьесы

  • Улица мальчиков — 1946
  • Вас вызывает Таймыр (совместно с К. Ф. Исаевым), «Огонёк», 1948, № 22
  • Положение обязывает (совместно с Г. Н. Мунблитом), 1949
  • Походный марш, «Театр», 1957, № 3
  • Город на заре (совместно с А. Н. Арбузовым и др.), «Театр», 1957, № 11
  • Пароход зовут «Орлёнок», «Современная драматургия», 1958, № 6
  • Матросская тишина

Фильмография

Сценарии к фильмам

Полезное

Смотреть что такое “Галич, Александр Аркадьевич” в других словарях:

  • ГАЛИЧ Александр Аркадьевич — (наст. фамилия Гинзбург) (19 октября 1918, Екатеринославль 15 декабря 1977, Париж), российский сценарист. Учился в Школе студии К.С.Станиславского (Москва). Драматург, поэт, исполнитель и аккомпаниатор (гитара) собственных песен. Своим… …   Энциклопедия кино

  • Галич Александр Аркадьевич — настоящая фамилия Гинзбург (1918 1977), русский поэт, драматург. С 1974 в эмиграции. Комедии и сценарии фильмов: «Вас вызывает Таймыр» (1948), «Верные друзья» (1954; обе  совместно с К. Исаевым), «На семи ветрах» (1962). С начала 1960 х гг.… …   Энциклопедический словарь

  • Галич, Александр Аркадьевич — Александр Галич. ГАЛИЧ (настоящая фамилия Гинзбург) Александр Аркадьевич (1918 77), русский поэт. В 1974 эмигрировал. Автор и исполнитель песен новелл трагикомического и драматического характера, в центре которых ответственность за прошлое перед… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ГАЛИЧ Александр Аркадьевич — ГАЛИЧ (наст. фам. Гинзбург) Александр Аркадьевич (1918 77) русский драматург, поэт. Комедии и сценарии фильмов Вас вызывает Таймыр (1948), Верные друзья (1954; обе совместно с К. Исаевым), На семи ветрах (1962). С нач. 1960 х гг. получил… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Галич Александр Аркадьевич — (настоящая фамилия Гинзбург) (1918, Днепропетровск — 1977, Париж), драматург и поэт, автор и исполнитель собственных песен. Семья Галича с 1923 жила в Москве, в д. 4 по . Миром детства Галича стали окрестности , , , где в здании бывшей… …   Москва (энциклопедия)

  • Галич Александр Аркадьевич — (наст. фам. Гинзбург; 1918–1977) – рус. драматург, поэт. Автор пьес «Улица мальчиков» (1946), «Пароход зовут „Орленок“ (1958) и др. Ему принадлежат сценарии кинофильмов „Верные друзья“ (совм. с К. Исаевым), „На семи ветрах“, „Вас вызывает Таймыр“ …   Энциклопедический словарь псевдонимов

  • Галич Александр Аркадьевич — …   Википедия

  • Галич, Александр — Аркадьевич  русский поэт, сценарист, драматург, автор и исполнитель собственных песен (1918 1977). Галич, Александр Иванович  преподаватель латыни в Царскосельском лицее и профессор Петербургского университета (1783 1848) …   Википедия

  • Галич — Галич: Фамилия Галич, Александр Аркадьевич  русский поэт, сценарист, драматург, автор и исполнитель собственных песен (1918 1977) Галич, Александр Иванович  преподаватель латыни, истории и логики в Царскосельском лицее и в Благородном… …   Википедия

  • Александр Аркадьевич Галич — …   Википедия

советский поэт, сценарист, драматург 19 октября 1918 104 года назад  —  15 декабря 1977 45 лет назад

Александр Аркадьевич ГаличАлександр Аркадьевич Галич

Александр Аркадьевич Галич (настоящая фамилия Гинзбург) родился 19 октября 1918 года в Екатеринославле (сегодня — Днепр), в интеллигентной семье. Отец его был экономистом, а мать — преподавателем консерватории.

В 1920 году семья переехала в Севастополь, а в 1923 — в Москву. Окончив школу, Александр поступил в Литературный институт им. М.Горького и в Оперно-драматическую студию К.С. Станиславского. Учился он также в театральной студии Арбузова и Плучека. А в феврале 1940 года состоялся студийный дебют спектакля «Город на заре», авторами которого являлся весь коллектив студии.

С началом Великой Отечественной войны Галич был призван в армию, но медики обнаружили врождённый порок сердца, и поэт остался в тылу. Устроившись в геологическую разведку, Александр едет в Грозный, где работает в театре до конца 1941 года. После отправился в Ташкент, в группу, которую собирал Арбузов из своих учеников.

Это время считается началом творческого периода Галича — здесь были написаны песни «Пути, которые мы выбираем», «Под счастливой звездой», «Походный марш», «За час до рассвета», «Пароход зовут “Орлёнок”» и несколько сценариев – «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу», «Третья молодость», «Бегущая по волнам».

В послевоенное время Александр пишет стихи, песни в стиле романсов — он стал одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни (наряду с В.Высоцким и Б.Окуджавой). Вскоре его песни становятся всё более глубокими и политически острыми, и это ведет к конфликту с властью. Галичу было запрещено давать публичные концерты.

В 1969 году в издательстве «Посев» вышла книга его песен. Это послужило причиной его последующего исключения из Союза писателей и Союза кинематографистов. В 1974 году Галич был вынужден эмигрировать и сначала поселился в Норвегии. Затем он переехал в Мюнхен, где некоторое время работал на американской радиостанции «Свобода», а потом поселился и жил в Париже.

15 декабря 1977 года Александр Галич погиб в результате несчастного случая. Существует версия, что это было убийство. Он был похоронен недалеко от Парижа, на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

ВконтактеОдноклассникиМой мир

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий