Александр Иванович Покрышкин — первый трижды герой СССР. Лично сбил 59 вражеских самолётов.

09:30 06.03.2013 (обновлено: 22:28 29.02.2020) image © РИА Новости / РИА Новости Перейти в фотобанк

В мае 1944 года Покрышкин был назначен командиром 9‑й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, которой командовал до конца войны. Всего совершил более 650 боевых вылетов, в 156 воздушных боях сбил лично 46 и в группе — 6 самолетов противника. Войну закончил в звании гвардии полковника. Во время парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве нёс Знамя фронта.

В 1948 году Покрышкин окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе (ныне Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации), а в 1957 году — Военную академию Генерального штаба. Служил в войсках ПВО страны, почти четверть века занимал в них ответственные должности, в 1968‑1971 годах был заместителем главнокомандующего Войск ПВО СССР. В августе 1953 года Александр Покрышкин получил первое генеральское звание, а в 1972 году — звание маршала авиации. С 1972 по 1981 год был председателем ЦК ДОСААФ СССР.

Александр Покрышкин избирался депутатом Верховного Совета СССР 2‑10 созывов от Новосибирской области. В 1979‑1984 годах он был членом Президиума Верховного Совета СССР. Кандидат в члены ЦК КПСС с 1976 года.

В списке боевых наград Покрышкина, кроме трех “Золотых Звезд”, 17 орденов СССР: шесть орденов Ленина, орден Октябрьской революции, четыре ордена Красного Знамени, два — Суворова 2‑ой степени, орден Отечественной войны 1 степени, два ордена Красной Звезды, орден “За службу Родине в ВС” 3 степени, медали. Особое место среди многих иностранных наград Покрышкина занимает золотая медаль “За боевые заслуги” США от имени президента Франклина Рузвельта. Покрышкин — автор книг “Крылья истребителя”, “Твоя почетная обязанность”, “Небо войны”, “Познать себя в бою”.

Скончался Покрышкин 13 ноября 1985 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

В 1993 году малая планета номер 3348 получила имя “Покрышкин “. В 1995 году в Новосибирске был открыт музей Александра Ивановича Покрышкина. В 2000 году в Новосибирске была открыта станция метро “Покрышкинская”. В 2005 году на площади Маркса в Новосибирске был установлен памятник Покрышкину. Памятник летчику установлен в городе Краснодаре. Его именем названы улицы в городах России и Украины.

В конце декабря 2012 года стало известно, что в 2013 году в Новосибирской области появится медаль в честь маршала авиации Александра Покрышкина. Медаль будет вручаться за активное участие в военно‑патриотическом воспитании, личный вклад в поддержание боевой готовности, за вклад в увековечивание памяти воинов‑сибиряков, развитие авиации и космонавтики.

Александр Покрышкин был женат. Со своей женой Марией он познакомился на фронте в 1942 году. Супруги вырастили двоих детей — сына Александра и дочь Светлану.

image © РИА Новости / А. Князев Перейти в фотобанк

(Дополнительные материалы: Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат, Москва. В 8 томах, 2004 г.).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Биография

За годы Великой Отечественной войны легендарный военачальник СССР, маршал авиации, летчик-истребитель Александр Покрышкин более 150 раз вступал в воздушный бой с фашистами. Согласно официальной статистике, он единолично сбил 59 вражеских самолетов, хотя многие историки и сам ас имеют иное мнение: некоторые победы Ястреб небес отдавал на счет подчиненных. Однако, по распространенному мнению, в результативности Александр Покрышкин уступает лишь Ивану Кожедубу.

Детство и юность

Александр Иванович Покрышкин родился 6 марта (21 февраля по старому стилю) 1913 года в Новониколаевске (ныне Новосибирск) Томской губернии в семье со скромным доходом. Не могли позволить себе жить на широкую ногу и соседи, чьи дети в свободное время промышляли грабежом, били окна, устраивали драки. Российская империя едва оправлялась от Первой мировой войны — воспитанием подрастающего поколения заниматься было некому.

Александр Покрышкин воспитывал себя сам — хорошо учился, много читал, а в 12 лет начал проявлять интерес к авиации. Окончив 7 классов, юноша устроился на стройку. Приблизительно в те же годы свои «крылья» расправил Валерий Чкалов, летчик-испытатель. Его подвиги вдохновили Александра Покрышкина и тысячи его сверстников с уверенностью заявить: «Однажды я воспарю в небо!»

Жизнь аса в молодости складывалась прозаично. Он трудился на заводах слесарем, участвовал в делах ВЛКСМ, служил в рядах Красной армии, а в душе мечтал о штурвале.

Личная жизнь

Сердце Александра Покрышкина занимали две страсти — авиация и Мария Кузьминична, медсестра. Знакомство с последней состоялось в 1942 году на берегу Каспийского моря. Молодые люди влюбились без памяти, слали с разных линий фронта друг другу письма, часть из которых оставалась без ответа: не успевала найти адресанта.

Личную жизнь молодые люди узаконили 1 апреля 1944 года в Черниговке, ныне это село Приморского края. Тогда Мария Кузьминична уже носила под сердцем первенца — дочку Светлану. Она прожила 52 года, скончавшись от рака. Наследник Покрышкина, тоже Александр, родился в 1947 году.

Летчик с женой успели понянчить внуков — Александра, Павла и Екатерину.

Авиация

Повинуясь зову сердца, Александр Покрышкин в 1932 году покинул Сибирь и поступил в Пермскую авиационную школу. Только юноша не знал, что здесь готовят техников, а не летчиков. В своих воспоминаниях ас приводит слова начальника той школы:

«Все вы обязательно хотите быть Чкаловыми, хотите летать. А кто же займется моторами?»

Александр Покрышкин начал угрюмо грызть гранит науки. Позже с высоты опыта летчик отмечал, что школа помогла ему понять устройство самолетов и приобрести технические навыки, которые неоднократно спасали жизнь на войне.

Двери летной школы оставались для Александра Покрышкина закрытыми, но он готовился однажды взмыть в небо — прыгал с парашютами, летал на парапланах, в сентябре 1938 года впервые сел за штурвал У-2. Возможность почувствовать небо выдавалась нечасто, и проблемы в знаниях Александр Покрышкин восполнял теорией.

Труд не остался без внимания. В ноябре 1938 года будущий ас, наконец, получил направление в Качинскую летную школу, которую с отличием окончил год спустя в звании летчика-истребителя. Ему предлагали стать инструктором, но получили отказ: Александр Покрышкин хотел не просто подниматься в небо, а покорять его. Немало таких случаев представилось в годы Великой Отечественной войны.

Война

Кровопролитную бойню против Третьего рейха Александр Покрышкин прошел полностью — с 22 июня 1941 года до 9 мая 1945-го. Дебютную победу — сбитый самолет фашиста — летчик-истребитель одержал, едва второй день войны сменил первый.

Воздушные бои показали Александру Покрышкину, насколько небо СССР уязвимо для фашистов. Нападение не имело тактики, ходы совершались вслепую, о техническом оснащении и говорить не стоило: каждый самолет был на вес золота, потому что авиационные мастерские собирали танки. Все, на чем держался воздух — на героизме людей. Александр Покрышкин позже писал:

«Тот, кто не воевал в 1941–1942 годах, не знает настоящей войны».

Первой награды, ордена Ленина, летчик-истребитель удостоился за добычу стратегических данных. В декабре 1941 года бушевала зима. Снег заметал так, что наземная разведка СССР упустила цель — танки Пауля фон Клейста, немецкого военачальника. Несмотря на буран и минимальный запас топлива, Александр Покрышкин поднялся в небо и определил местонахождение врага. Сведения помогли Красной армии отвоевать Ростов.

1943 год стал триумфальным не только для Александра Покрышкина, но и для всей фронтовой авиации. Анализ предыдущих боев позволил летчику внедрить в тактику СССР новые маневры и приемы патрулирования воздуха. Своей целью ас ставил уничтожение ведущего — гибель главного самолета деморализовала всю эскадрилью.

Александр Покрышкин неумолимо крушил врага. Только в апреле 1943 года он уничтожил 10 самолетов, за что был представлен к первой Звезде Героя Советского Союза. В следующем месяце счет побед аса пополнили еще 12 фашистов.

Переломным моментом стала битва на Кубани в августе 1943 года, в которой Александр Покрышкин лично сбил 22 самолета. В воздухе сражались за родину и другие асы — ученики Героя Советского Союза. За смелость, проявленную в небе Кубани, летчик-истребитель получил вторую Звезду и прославился на всю страну.

Александр Покрышкин — первый человек, трижды награжденный Звездой Героя Советского Союза. За достигнутые результаты журнал «Смена» назвал его лучшим летчиком СССР. Выпуск украшала портретная фотография. А американский журнал комиксов True Comics дал асу крайне точное прозвище Ястреб небес.

Венчал путь Александра Покрышкина по Великой Отечественной войне парад Победы 24 июня 1945 года. Летчику-истребителю доверили идти во главе колоны 1-го Украинского фронта.

Согласно официальной статистике, в военное время Александр Покрышкин 650 раз поднимался в воздух, 156 раз вступал в бой с врагом и сбил 59 самолетов. Сам летчик приписывает себе как минимум 90 побед, а историки утверждают, что цифры слишком завышены: якобы Ястреб небес уничтожил немногим больше 40 вражеских машин.

Мирное время

После войны Александр Покрышкин продолжил служить. Его энтузиазм сдерживал Василий Сталин, командующий ВВС Московского военного округа. Из-за конфликта с сыном лидера СССР ас, занимавший генеральную должность, получил золотой погон с серебряной звездой — звание генерал-майора авиации — лишь после смерти Иосифа Сталина в 1953 году.

В 1950-х Александр Покрышкин сменил ВВС на ПВО. Он дослужился до заместителя главнокомандующего войсками ПВО СССР.

Смерть

Как и многие люди, пережившие Великую Отечественную войну, Александр Покрышкин отличался крепким здоровьем. До последних дней он оставался у руля, трудился в Министерстве обороны СССР.

Могила Александра Покрышкина / “Википедия”

Биография летчика-аса завершилась 13 ноября 1985-го, на 73-м году жизни. Причиной смерти стала сердечная недостаточность.

Могила Александра Покрышкина находится на Новодевичьем кладбище в Москве. Бюст, украшающий ее, венчают главные награды летчика — Звезды Героя Советского Союза.

Награды

  • 1941, 1943, 1963, 1967, 1978, 1983 — орден Ленина
  • Апрель 1943, август 1943, 1944 — медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза
  • Апрель 1943, июль 1943, декабрь 1943, 1953 — орден Красного Знамени
  • 1943 — медаль Армии США «За выдающуюся службу»
  • 1944 — медаль «За боевые заслуги»
  • Апрель 1945, май 1945 — орден Суворова (II степени)
  • 1945 — медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.)
  • 1947, 1975 — орден Красной Звезды
  • 1975 — орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР»
  • 1984 — медаль «Ветеран Вооруженных Сил СССР»
  • 1985 — орден Отечественной войны (I степени)

Интересные факты

  • Александр Покрышкин был настолько талантливым летчиком, что навык пилотирования самолетом освоил за 17 дней вместо года, как предписывала программа Краснодарского аэроклуба.
  • Во время одного из первых воздушных боев Александр Покрышкин подбил летчиков СССР, приняв новые бомбардировщики Су-2 за фашистские. Пилот не пострадал, а вот штурман погиб.
  • Памяти Ястреба небес ТО «Экран» выпустило биографический фильм (1985). Самое ценное в нем — интервью с Александром Покрышкиным.
  • Память об Александре Покрышкине увековечена в памятниках и книгах, названиях улиц и летных училищ. Рекорд по упоминаниям принадлежит Новосибирску, далее Краснодар и Москва.

Содержание

Небо-начало всему

 Александр Иванович Покрышкин родился 13 ноября 1913 года в небольшом городке Новониколаевск Томской области. Ничто не предвещало того, что в бедной простой и многодетной семье родится один из самых лучших пилотов-истребителей в истории авиации. Любовь и интерес к этой науке появились еще в детстве. Как и сотни других детей Покрышкин окончил семилетнюю школу.

Трижды Герой Советского Союза, летчик, гвардии полковник Александр Иванович Покрышкин, 1945 г

Но для поступления в авиационную школу требовалось сначала получить рабочую профессию. Отец будущего аса не поддерживал стремлений своего сына, что стало причиной ухода юноши из отчего дома навсегда, Молодой Покрышкин идет работать на стройку и параллельно он поступил в техническое училище города Новониколаевск.

А вы слышали о подвигах Покрышкина?

Следом за этим было обучение в сельскохозяйственном институте на факультете машиностроения.В 1931 году Александр Иванович с успехом вступает в комсомол партии.

Военный путь

Александр Иванович понимал, что только армия может помочь реализоваться как пилоту-истребителю. По-этому, в начале июня 1932 года будущий маршал авиации вступает в ряды Красной Армии. Дальше шли месяцы и годы беспрерывного обучения в различных авиационных школах Советского Союза. Где бы Покрышкин не учился, он всегда получал диплом с отличием.

Подвиги

 22 июля 1941 года на границе Молдавии старший лейтенант Покрышкин Александр Иванович встретил немецкое вражеское нападение. Но первый боевой опыт был крайне неудачным: он подбил советский СУ-2.

Легендарный советский Су-2

На всевозможных допросах у особистов лейтенант доказывал, что произошло это лишь потому, что данная модель была новой и он не знал, как она выглядит. Но уже через пару дней Покрышкин сбил в бою свой первый вражеский Мессершмитт.

Мнение эксперта Петр Васильевич Лановой   Александр Иванович был гениальным воздушным тактиком и стратегом. Он сразу заметил то, что техника воздушного боя советской авиации чрезвычайно устарела и значительно уступает технике вражеских войск. После каждого вылета герой авиации записывал в дневник все наблюдения и идеи. Он расписывал детально каждый вылет свой и своей группы.Именно Покрышкин разработал новую тактику ведения сражения в небе, которую впоследствии внедрили на всех фронтах.

Но особисты не забыли первый грех летчика — истребителя и в начале 1942 года его перевели в тыл на Закавказье. Ценой неимоверных просьб, Александр Иванович вернулся на фронт. С этого момента начался геройский путь пилота.

Трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин стоит у боевого самолета. 1 октября 1942 года

Уже в начале июня 1943 года Александр Иванович сбил 7 вражеских самолетов, а к концу июня- 13. Награда не заставила себя ждать и 24 мая он получил первое звание Героя Советского Союза. К августу 1943 года количество сбитых вражеских самолетов приблизилось к 30! За мужество и отвагу Покрышкина второй раз наградили званием Героя Советского Союза. Отважный ас брал участие в легендарной авиа битве над Кубанью.

19 августа 1944 года, уже гвардии подполковник Покрышкин, был третий раз награжден почетным званием Героя.

 Им гордилась вся страна! Известный факт, что немцы разлетались в разные стороны, когда узнавали, что в бой вылетел Покрышкин!

 Войну летчик — истребитель окончил в Чехословакии. Последний бой с победой провел в небе над Прагой. По время Парада Победы на Красной площади Покрышкин нес знамя Первого украинского фронта.

Знаменная группа сводного полка 1-го Украинского фронта перед Парадом Победы .

По архивным данным и воспоминаниям самого пилота, количество боевых вылетов переваливало за 600, а сбитых им лично немецких самолетов больше чем 116!

Мирная жизнь

 После окончания войны карьерная лестница выдающегося истребителя Александра Покрышкина взлетела стремительно вверх. Он поэтапно прошел все ступени карьеры военного и окончил ее в звании Маршала авиации. При этом, Покрышкин стал автором нескольких автобиографических книг.

 Известно, что будучи главою ЦЛ ДОСААФ именно Покрышкин помог известному актеру и режиссеру Леониду Быкову в организации съемок киноленты “В бой идут одни старики”. Фрагмент из фильма, в котором главный герой был подбит и ему пришлось пешком добираться до своего расположения, взят из жизни маршала. Также реальным был факт угона вражеского Мессершмитта.

Капитан советской авиации Покрышкин

 Всю свою жизнь Александр Иванович посвятил небу. До конца своих дней он активно работал, писал, занимал высокие чины. Но при этом всегда оставался добрым человеком, отзывчивым.Колоссальную поддержку он получал со стороны своей супруги Марии Кузьминичны, с которой познакомился в далеком 1941 году. Во время войны она служила в медсанбате. Они прожили долгую счастливую совместную жизнь. В браке родился сын Александр, который посвятил свою жизнь океанологии.

Мнение эксперта Константин Павлович Ветров Помощник и советник Министра государственного контроля СССР, Герой Социалистического труда, историк, доктор исторических наук. Автор многих научных работ об истории Советского Союза.  13 ноября 1985 года Покрышкин Александр Иванович скончался и был похоронен со всеми почестями на Новодевичьем кладбище города Москвы.  Супруга маршала, пережила его на 15 лет.

 Каждого человека ведет по жизни мечта

Прикоснувшись в детстве к металлическому корпусу аэроплана, маленький светловолосый мальчишка по имени Саша твердо решил для себя, что он обязательно будет летать!

Легендарный советский военачальник маршал авиации А.И.Покрышкин

Не знал он тогда, что его мечте суждено сбыться, как не ведал о том, что станет трижды Героем Советского Союза и Маршалом авиации.

Имя героя, аса-истребителя, маршала советской авиации навеки вошло в историю нашего народа. Герои не умирают-они уходят в небо!

Перейти к: навигация, поиск Александр Иванович Покрышкин

Александр Иванович Покрышкин (6 [19] марта 1913 года, Новониколаевск — 13 ноября 1985 года, Москва) — советский ас, второй по результативности лётчик-истребитель стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. За время войны Покрышкин совершил 650 вылетов, проведя 156 воздушных боев и сбив 59 вражеских самолётов лично и 6 — в группе.

Маршал Советского Союза.

Награды:

  • Трижды Герой Советского Союза;
  • Шесть Орденов Ленина;
  • Орден Октябрьской Революции;
  • Четыре ордена Красного Знамени;
  • Два ордена Суворова II степени;
  • Орден Отечественной войны I степени;
  • Два ордена Красной Звезды;
  • Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени;
  • Многочисленные медали и иностранные награды.

Биография

Ранние годы

Александр Покрышкин родился в Новониколаевске (сейчас Новосибирск). Отец его был фабричным рабочим, выходцем из крестьян Вятской губернии. Семья была небогатой, жила в не благополучном районе города, но это не помешало Александру с самого детства много времени уделять учёбе.

Увлечение авиацией пришло в возрасте 12 лет, когда Покрышкин наблюдал за полётами первых самолётов. После окончания семилетней школы он пошёл работать на стройку. В 1930 году Александр покинул дом и поступил в местное техническое училище, где проучился 18 месяцев по специальности слесаря-лекальщика. Затем учился в вечернем институте сельскохозяйственного машиностроения и одновременно работал слесарем-инструментальщиком на заводе «Сибкомбинатстрой».

В Красной Армии с 17 июня 1932 года, доброволец. Был направлен в 3-ю Пермскую авиационную школу авиатехников, которую окончил в 1933 году. Затем учился на курсах усовершенствования технического состава ВВС Красной Армии имени К.Е. Ворошилова при 1-й военной школе авиатехников в Ленинграде, которые окончил в 1934 году. В декабре 1934 года Покрышкин стал старшим авиационным техником авиазвена связи 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа и оставался в этой должности до ноября 1938 года. В течение этого периода Покрышкин предложил несколько улучшений к пулемёту ШКАС и к ряду других элементов вооружения.

В 1936—1938 годах Покрышкин обучался в Краснодарском аэроклубе. Во время отпуска зимой 1938 года Покрышкин втайне от начальства прошёл годовую программу гражданского пилота за 17 дней, что автоматически делало его годным к поступлению в Качинскую лётную школу. В ноябре 1938 года направлен на учёбу в Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу имени А.Ф. Мясникова. Выпустился с высшими оценками в ноябре 1939 года и в звании лейтенанта был распределён на должность младшего лётчика в 55-й истребительный авиационный полк. Полк входил в состав ВВС Одесского военного округа и базировался в Кировограде, а в 1940 году был передислоцирован в Бельцы (Молдавская ССР).

Во время Великой Отечественной войны

Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года. Войну старший лейтенант А. И. Покрышкин встретил в должности заместителя командира эскадрильи на Южном фронте. Первая победа — сбитый во время разведки истребитель Bf 109 F-4.

В 1942 г. продолжал воевать на Южном фронте в составе того же 55-го истребительного авиаполка. Покрышкин находился в очень сложных отношениях с новым командиром полка Н.В. Исаевым, который не принимал критики Покрышкиным устаревшей тактики советской истребительной авиации. Серия их конфликтов привела к тому, что Покрышкин был снят с должности и исключен из партии, а из имевшей место стычки в лётной столовой с офицерами соседнего полка было сфабриковано дело против Покрышкина и направлено в военный трибунал в Баку. Только заступничество комиссара полка и вышестоящих начальников спасли Покрышкина, дело было прекращено, а сам он восстановлен в партии и в должности.

В январе 1943 года 16-й гвардейский авиаполк был послан за границу, в Иран, чтобы получить новую технику. Полк вернулся на фронт 8 апреля 1943 и сразу же вступил в ожесточенные бои знаменитого воздушного сражения на Кубани. Во время первого же своего вылета на новом самолёте «Аэрокобра» 9 апреля 1943 года Покрышкин сбил Bf 109 F-4.

К концу 1943 года выполнил 550 боевых вылетов, провел 137 воздушных боёв, сбил 53 самолёта противника.

«Аэрокобра» мне понравилась своими формами и, главным образом, мощным вооружением. Сбивать вражеские самолёты было чем — пушка калибра 37 миллиметров, два крупнокалиберных скорострельных пулемёта и четыре пулемёта нормального калибра по тысяче выстрелов в минуту каждый. Моё настроение не испортилось и после предупреждения лётчиков об опасной особенности самолёта срываться в штопор из-за задней центровки. В этом недостатке пришлось убедиться воочию на следующий день. Перед отлётом на фронт штурман полка выполнял сложный пилотаж на малой высоте. Самолёт неожиданно сорвался в штопор. Высоты для вывода не хватило, и «аэрокобра» врезалась в землю. Глядя на дымящуюся воронку, в которой догорали обломки самолёта, я подумал, что «аэрокобра» не прощает ошибок в пилотировании. Эта катастрофа подтвердила мнение американских лётчиков. Они боялись «аэрокобры» и неохотно воевали на ней. — Александр Иванович Покрышкин

С марта 1944 года — командир 16-го гвардейского истребительного авиаполка. Однако теперь он не летал так много, как раньше. Покрышкин стал знаменитым героем и символом советской пропаганды, поэтому ему не было разрешено много летать из-за опасности потерять его в бою. Вместо полётов он стал уделять больше времени командованию частью, управляя действиями своего полка с командного пункта.

С начала мая 1944 года — вновь в боях на 2-м Украинском и с июля — на 1-м Украинском фронтах. В июне 1944 года Покрышкин получил звание полковника и принял командование 9-й гвардейской авиадивизией.

19 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз.

В 1944 году участвовал в воздушном сражении в районе Ясс, в Львовско-Сандомирской операции, где одержал последние официально засчитанные ему победы, в прикрытии с воздуха Сандомирского плацдарма.

В 1945 году командовал дивизией в ходе Висло-Одерской, Нижне-Силезской, Верхне-Силезской, Берлинской и Пражской наступательных операциях. Дивизия под его командованием получила почётное наименование «Берлинская» и была награждена тремя орденами. Сам Покрышкин последний боевой вылет выполнил 30 апреля 1945 года.

После войны

После войны Покрышкин вступил в трения с Василием Сталиным, отказавшись служить в ВВС Московского военного округа. В итоге этого полковник Покрышкин, назначенный на генеральскую должность ещё в 1944 году, сам стал генерал-майором авиации только после смерти Сталина, в августе 1953 года. Из-за этого же Покрышкину после окончания в 1948 году Военной академии имени М.В. Фрунзе пришлось перейти в Войска ПВО страны. С января 1949 года — заместитель командира 33-го истребительного авиационного корпуса ПВО, с июня 1951 года — командир этого корпуса. С февраля 1955 года — командующий истребительной авиацией Северо-Кавказской армии ПВО.

Поскольку путь в Военно-воздушную академию ему был заказан, он В 1957 году окончил Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова. С 1958 года — командующий 52-й воздушной истребительной авиационной армией ПВО. С августа 1959 года — командующий Киевской армией ПВО — заместитель командующего Киевским военным округом по войскам ПВО. С февраля 1961 года — командующий 8-й отдельной армией ПВО, являясь одновременно заместителем командующего войсками Киевского военного округа по войскам ПВО. С июля 1968 года — заместитель Главнокомандующего войсками ПВО страны. С января 1972 года — председатель Центрального комитета ДОСААФ. С ноября 1981 года — военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Скончался 13 ноября 1985 года в Москве в возрасте 72 лет.

Техника

Содержание

Предисловие

Когда режиссер Леонид Быков начинал работу над картиной «В бой идут одни старики», никто не верил, что она станет одной из лидеров проката. Да и просто киношедевром. Но фильм мог бы не состояться, так как не хватало самого главного – самолетов. В этом на помощь пришел один из самых знаменитых летчиков страны – Александр Покрышкин.

image

Прочитав сценарий фильма за одну ночь, маршал авиации приказал выделить съемочной группе 4 наших истребителя и один производства Чехословакии, очень схожего с немецким мессершмиттом. На премьере фильма Александр Иванович не мог сдержать слез. Его эмоциональная реакция: «Вот эта и есть настоящая война», и блеск маршальских звезд, сломили сопротивление чиновников, и картину, которой суждено было завоевать любовь миллионов зрителей, выпустили на экраны.

image

Если задаться вопросом сколько же живет летчик на войне, можно посмотреть статистику. В годы войны 1941-1945 годов пилот как правило совершал не более 5 вылетов. Но, Покрышкин, вопреки этому, смог совершить по самым скромным подсчетам около 650 боевых полетов, сбить больше полусотни воздушных судов врага и ни разу не проиграть. Его называли мастером воздушного боя, одним из лучших по результативности.

Но вот парадокс. В конце войны ему не разрешали подниматься в небо. Казалось бы, почему? Ответ прост. Александр Покрышкин прошел всю войну, от первого до последнего дня. И не только сам остался жив, но и никто из ведомых не погиб по его вине.  Потому, был необходим его колоссальный опыт и он сам, как вдохновляющий пример – легенда авиации.

Преданность заветной мечте

«Наперекор судьбе», «назло обстоятельствам» – скорее так можно охарактеризовать жизненные принципы Александра Покрышкина. Родился Александр в Новониколаевске, Томской губернии 6 марта 1913 года. Увидев впервые самолет в 10 лет, он загорелся желанием связать свое будущее с авиацией. За преданность этой мечте приятели называли его «Сашка летчик», что очень льстило ему. Но достижение этой мечты было очень призрачным. Семья Покрышкиных жила бедно. Отец выпивал, поэтому Александр после седьмого класса поступил в фабрично-заводское ученичество учиться на слесаря-лекальщика. Звездный час настал, когда спустя 4 года ему все же удалось заполучить долгожданную путевку в Пермскую авиашколу. Однако, прибыв туда, его ждало разочарование. Оказалось, что данная школа больше не выпускает летчиков. Приняв для себя нелегкое решение, он все же остался обучаться на авиатехника. Надеясь все же осуществить заветную мечту, он неоднократно (более 40 раз) обращался к руководству с рапортами о переводе его в другое летное училище, но получал отказ. Не отчаиваясь, Покрышкин, будучи в отпуске, за две с небольшим недели изучил основную программу аэроклуба, и успешно сдал экзамен, завоевав право на свою мечту.

Из воспоминаний Александра Покрышкина:

«До этого я сам сконструировал аэротренажер, на котором отработал все элементы полета. И поэтому в первый же день полетов в аэроклубе инструктор посчитал, что я могу летать самостоятельно».

Но мечтам суждено сбываться. И когда однажды ночью в его комнату в общежитие зашли друзья авиатехники с криками: «Сашка, ты будешь истребителем!», Александр не поверил своему счастью. Оказалось, что руководство наконец-то удовлетворило его просьбы о переводе.

image
Выпускники Качинского летного училища. Александр Покрышкин в первом ряду крайний справа

Обучаясь в Качинском летном училище, Покрышкин показывал впечатляющие результаты, хотя иногда действовал не совсем по установленным летным правилам: мог посадить самолет со скольжением, хотя было бы разумнее уйти на второй круг; или при атаке вел стрельбу до последнего, тогда как уже было необходимо сманеврировать в сторону. Однако, он смог закончить учебу с отличием и был назначен на службу по охране рубежей Советско-Румынской границы.

Начало Войны и лётная стратегия Покрышкина

Когда 22 июня 1941 года немецкие войска вероломно вторглись на советскую территорию, Покрышкин был поднят по команде: «В воздух». Взлетев, ни одного вражеского самолета он не встретил. Но на следующий день, осуществляя с напарником облет территории, он встретился лицом к лицу с пятью самолетами неприятеля. Резкий рывок вверх до потемнения в глазах спас Покрышкина от мессершмитта, который зашел в хвост. Затем, Александр, пикируя, дал очередь по врагу. В этот момент ведомый вышел из боя, у него сдал мотор. Покрышкин остался один против четверых. Провожая взглядом подбитый мессер, он не заметил, как другой зашел сзади. Снаряды разворотили советскому истребителю левую плоскость и бак, самолет почти потерял управление, и Покрышкину с трудом удалось выйти из боя. Едва он сел на своем аэродроме, к нему со всех сторон подбежали летчики, не могли поверить, что он жив и сбил фашиста. Эта победа воодушевила весь полк. Оказывается, немца можно бить. За плечами немецкой авиации были многочисленные победы в небе западной Европы, они очень быстро учились и отрабатывали свой опыт, имели первоклассную военную технику на то время, и очень грамотно и хорошо обученных офицеров. Словом это был очень сильный и опасный противник.

image

Из воспоминаний Александра Покрышкина:

«Трудно было, особенно в 1941-1942 годах. Утром просыпаюсь, говорят твоя очередь лететь. Вечером смотришь, кого-то уже нет, значит завтра опять моя очередь. Потому что в боях противник превосходил количественно. На штурмовку, в разведку идешь один, а тебя встречают группы. Умереть было легко».

В начале войны немецкие самолеты превосходили советские и по скорости, и по управляемости, и по маневренности. К тому же, нашим летчикам нужно было беречь каждую машину. Пополнять парк в первые месяцы войны было невозможно. Все авиапредприятия не работали, а переезжали в тыл.

В ходе очередного вылета, вступив в воздушную борьбу с пятью немецкими летчиками, Александр Покрышкин был тяжело ранен. Открывшееся от ранения кровотечение заливало салон. Но с помощью своего фирменного вертикального маневра, он смог уйти от фашиста. Летчики Люфтваффе такое сделать не могли, учитывая возможности Мессера. После этого, Покрышкин стал уверенно пользоваться данной стратегией так называемых «боев на вертикали» как самостоятельно, так и стал обучать ею свою эскадрилью, командиром которой он был назначен в августе 1942 года.

Краснодарский край, ст. Калининская, апрель 1943 года. Прифронтовой аэродром. Совершает посадку аэрокобра (BellP-39 Airacobra). В то время из соединенных штатов Америки их по ленд-лизу получал СССР. Из самолета выходит пилот, переходит к рядом стоящей аэрокобре и тут же взлетает. Этим летчиком и был Покрышкин — командир эскадрильи 16 – го гвардейского истребительного полка. Оставленный им самолет снова заправляют и осматривают, так как последний скоро вернется и, пересев опять в этот самолет, отправится в очередной боевой полет. Со стороны казалось, что Покрышкин не чувствует усталости.

Конечно, Александр Иванович был уникален, и мог делать по 12 таких полетов за сутки. Это просто фантастика.

image

Но, непростые отношения с командованием, едва не стоили Александру Покрышкину его карьеры. У вновь назначенного командира полка, не было такого летного опыта как у Покрышкина, а потому он придерживался уже не совсем актуальных взглядов на алгоритмы ведения боя, которые Покрышкин не стремился выполнять и, мало того, позволял себе критиковать руководство. Можно только представить, каково командовать полком, когда у тебя в подчинении герой, который уже совершил более четырехсот боевых вылетов и сбил фактически 20 самолетов противника. Авторитет Покрышкина был налицо.

И вот произошел инцидент. В конце лета 1942 года, когда полк вывели в тыл, для получения новых самолетов, в столовой трое подвыпивших старших офицера затеяли потасовку, она переросла в массовую драку. Покрышкина, который оказался самой заметной фигурой среди участников, объявили главным виновником и посадили на гаупвахту, а его дело передали в военный трибунал. Вот тогда командир полка и вспомнил Покрышкину все обиды. Написал для трибунала бумагу с такой характеристикой, что хоть в штрафбат. Его исключили из полка, не дали ход представлению к званию «Герой Советского Союза», исключили из партии. И только вмешательство высокого начальства спасло летчика.

Любовь и семья А. Покрышкина

Не успев оправиться от прошлых событий, Покрышкин в очередной раз заставил свое сердце наполниться адреналином, влюбившись медсестру Марию Коржук, которой едва исполнилось 20 лет. К тому времени Покрышкину было уже 29 лет, но его жизнь проходила как в известной песне: «На земле не успеешь жениться, а на небе жены не найдешь». Друзья и сослуживцы не советовали Александру торопиться регистрировать этот брак, ведь идет война. Но Александр не привык отступать и немедленно отправил своего лучшего друга в качестве свата прямо в санчасть, где Мария вела прием.

image
А. Покрышкин, его жена М. Коржук и дочь Светлана

Первенцом в семье Покрышкиных стала дочь Светлана, которая появилась на свет в 1945 году, так как сразу после свадьбы Александр с женой расстались почти на 2 года. Лишь однажды за это время Александр смог прилететь к молодой жене в краткосрочный отпуск. Командование даже выделило ему спецсамолет. К тому моменту Покрышкин стал признанным советским асом.

Личные достижения А. Покрышкина

17 апреля 1943 года Советское информбюро сообщило: «Гвардии капитан товарищ Покрышкин на большой высоте заметил четыре немецких истребителя, ввязался с ними в бой и сбил три вражеских самолета». Это было первое упоминание о Покрышкине по радио. Начиналась битва за Кубань. Александру Ивановичу суждено было стать одним из её героев. Битва на Кубани — это одно из главных событий его жизни, где была концентрация самолетов с обеих сторон свыше 1000 машин. В результате напряженнейших боёв на Кубани обе стороны понесли большие потери в авиации, после чего на этом участке фронта стало поспокойнее. На собрании штабов ВВС, куда прибыли наиболее проявившие себя в бою летчики, Покрышкин рассказал о своих тактических находках: «соколиный удар», «качели», «волчья стая» и, конечно, знаменитая «этажерка».

Не требовалось быть асом, чтобы побеждать, используя приёмы, предложенные Покрышкиным. Они немедленно стали очень востребованы у летчиков, а имя Александра Покрышкина стало просто «греметь», в том числе в рядах врага. На этот счет академик Ю.Н. Мажоров, который в годы войны занимался перехватом и непосредственно сидел у рации, говорил, что только в трех случаях он слышал, когда немцы переходили на предупреждение открытым текстом без всяких шифров и кодов – это «ахтунг партизанэн», «ахтунг панцэр» и «ахтунг Покрышкин».

image

Согласно опубликованным сведениям, Александр Покрышкин даже среди советских летчиков был только второй после Ивана Кожедуба. Всего 59 сбитых самолетов. Однако, в личных боевых блокнотах советского аса значится 89 побед.

Почему же такая разница?

Дело в том, что сбитые над морем Покрышкиным или в тылу фашистов самолеты остались не подтвержденными. Кроме того, сгорели при отступлении документы штаба полка подтверждающие 14 сбитых самолетов в самом начале войны. Но, эти бумаги фашистам были не нужны. И без них немцы, видя самолет Покрышкина в небе, впадали в панику.

24 августа 1943 года за 30 лично сбитых самолетов противника в 455 боевых вылетах гвардии майор Покрышкин был награжден второй Золотой звездой и стал дважды Героем Советского Союза. Но Александр Иванович считал более важным, чем уничтоженные самолеты врага – его эскадрилья.

Из воспоминаний Александра Покрышкина:

«В боевой обстановке мне приходилось иной раз выручать напарников. Начинается бой, действуем правильно, ты уже поймал цель. Но когда видишь, что молодого атакуют, бросаешь атакованного мессершмитта и строишь маневр, чтобы спасти своего напарника».

Покрышкин и его стратегические маневры в воздухе оказали неоценимый вклад при подготовке поступивших в июне 1943 года в полк молодых пилотов, а также пилотов, имевших в прошлом печальный боевой опыт. Об этом говорит и тот факт, что 30 пилотов прошедших школу Покрышкина были награждены званиями «Герой Советского Союза», а три из них – дважды признаны Героями.

Покрышкин был боевым офицером, и всегда рвался на передовую. И даже когда главком А.А. Новиков в феврале 1944 года предложил гвардии подполковнику Покрышкину генеральскую должность начальника боевой подготовки истребительной авиации, Покрышкин без каких-либо колебаний отказался и просил вернуть его на фронт.

image
Иван Кожедуб (слева), Георгий Жуков (в центре), Александр Покрышкин (справа)

После сбитого 59 самолета противника гвардии полковнику Покрышкину вручили третью звезду Героя, ему запретили лично подниматься в небо. Советская авиация поистрепала Люфтваффе. Тогда Покрышкин предложил сделать на аэрокобрах специальные приспособления для крепления 100 килограммовых бомб, превратив таким образом истребители в бомбардировщики. И сам иногда все же умудрялся прорваться в небо.

Жизнь А. Покрышкина после окончания войны

После окончания войны Александр Покрышкин с отличием закончил Военную академию им. Фрунзе, а после Академию генерального штаба. До 1963 года Покрышкин летал практически на всех типах советских истребителей.

В августе 1968 года Покрышкин был назначен заместителем главнокомандующего ПВО страны. Но с командующим маршалом Батицким сработаться не сумел. В связи с этим, с января 1972 года Александр Иванович Покрышкин стал председателем центрального комитета ДОСААФ. Фактически за 10 лет он вывел «из подвала» данную организацию, поднял самолетный спорт, сделал все для подъема престижа этого вида спорта, понимая какая важность этой организации, она была несколько в «загоне», когда он туда пришел.

Именно в ДОСААФ Покрышкину и принес режиссер Леонид Быков сценарий своей картины «В бой идут одни старики». Едва Александр Иванович открыл его, тут же наткнулся на сцену, словно из собственной жизни.

Когда, будущий трижды Герой Советского Союза, Александр Покрышкин ещё был «желторотиком», то очень увлекался воспоминаниями летчиков времен Первой мировой войны. И, однажды, прочел такую фразу: «План боя был решен в одну секунду». Саша задумался. Значит для боя, который длится секунды, нужен план. С тех пор он составил тысячи таких планов. Они спасли не только его жизнь, но и жизнь сотен советских летчиков, стали бесценным наследием. Александр Иванович не раз отказывался от соблазнительных должностей, но всегда думал о том, как прикрыть тех, кто рядом. Даже в беспамятстве за несколько дней до смерти, которая случилась 13 ноября 1985 года, Покрышкин звал летчиков из своей группы, отдавал приказы: «Заходи на три тысячи», и побеждал. Наверно, таким и должен быть выдающийся летчик, народный герой – легенда авиации.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий