Александр Калягин: Клятва Гиппократа, участь отца-одиночки и развод со знаменитой женой

Биография

В молодости Александр Калягин вел нечто вроде дневников, по собственному признанию, «умничал с претензией на оригинальность и прицелом на будущее». Дескать, потомки прочитают и поймут, какой гений жил рядом. Со временем цели трансформировались, появились сугубо актерские вопросы, анализ персонажа. А еще он сохранил со времен МХАТа привычку коротать время за шахматной доской. Так артисту легче сосредоточиться и поймать нужный настрой.

Детство и юность

Будущий актер родился в маленьком городке Малмыже Кировской области, а его детство прошло в Москве. Александр Калягин – старший, возглавлявший областной педагогический институт и параллельно исторический факультет, скончался, когда мальчику не исполнилось и года. Юлия Зайдеман, мать Саши, еврейка по национальности, воспитывала сына сама. Женщина работала преподавателем французского языка. Поднимать на ноги малыша ей помогали многочисленные тетушки и бабушки, отчего Калягин-младший жил словно в женском царстве.

Мать старалась баловать единственного сына. Например, как только ребенок сказал, что ему нравится театральная сцена, то получил таковую в миниатюре: Юлия Мироновна заказала у мастера настольный театр с множеством фигурок. Маленький Калягин вместе с приятелями устраивал на этой кукольной сцене настоящие представления.

image
Александр Калягин в молодости / Официальный сайт Александра Калягина

Чарли Чаплин и Аркадий Райкин — любимые артисты Калягина. Последнему, будучи подростком, он даже решился написать письмо, в котором рассказал о мечте стать актером. Более того, великий комик ответил ребенку, и это письмо Александр хранил многие годы, а в 1978 году получил шанс напомнить Аркадию Исааковичу об этом забавном эпизоде.

После окончания школы Александр поступил не в театральное, как ему хотелось, а в медицинское училище — по просьбе матери, которая смогла настоять, чтобы сын получил «настоящую» профессию. Став фельдшером, Калягин 2 года отработал на скорой помощи, но затем все же поступил в Театральное училище имени Бориса Щукина.

Там Александр, как ни удивительно, поначалу испытывал проблемы с мастерством актера, главным предметом программы. У молодого человека не получались этюды, на 2-м курсе встал вопрос об отчислении. Решение принимал ректор Борис Захава. Артист вспоминал, что сыграл перед педагогом сцену, в которой передал 3 стадии опьянения, получил тройку и остался в институте.

Театр

Первой профессиональной сценой для Александра Александровича стал Театр на Таганке, но он не нашел точек соприкосновения с художественным руководителем Юрием Любимовым.

«Любимов фонтанировал идеями, постоянно что-то придумывал, менял, переиначивал, манипулируя актерами, как фигурками на шахматной доске. На первых порах это воспринималось нормально, но к концу 2-го сезона безостановочная беготня и суета стали меня утомлять. Я не понимал смысла этих хаотичных перемещений».

Актера хватило на полтора года, после чего он перебрался в Театр имени Марии Ермоловой. Вслед за мужем ушла и беременная Татьяна Калягина, хотя Любимов не имел права увольнять женщину, собиравшуюся в декрет. Она больше не играла ни в кино, ни на сцене. Позднее Александр Александрович скажет, что, возможно, это событие и дальнейшие переживания спровоцировали у супруги смертельную болезнь.

У артиста за плечами было профильное образование плюс две такие знаменитые сцены, но Александр Александрович по-прежнему не ощущал себя настоящим актером, сомневался, правильно ли сделал выбор. Только после того, как сыграл Поприщина в гоголевских «Записках сумасшедшего», понял, что находится на своем месте.

Надолго остаться в конкретном театре не удавалось. В 1970 году Калягин перешел в «Современник», а уже через несколько месяцев вместе с Олегом Ефремовым перебрался во МХАТ. Эта сцена стала родной для Александра Александровича, на ней артист сыграл лучшие театральные роли в «Тартюфе», «Живом трупе» и «Чайке». Но, когда МХАТ раскололся на части, Александр Александрович остался верен Ефремову и вместе с ним попал в труппу Московского художественного театра имени Антона Чехова.

Бесконечная череда коллективов и сцен настолько надоели актеру, что Калягин решил создать собственную труппу. В 1991 году Александр Александрович организовал театр Et Cetera, который возглавляет до сих пор. Сначала коллектив выступал где придется, но через 4 года арендовал площадку на Новом Арбате. В 2005 году артист построил отдельное здание для Et Cetera, причем добавил новые идеи, которых нет у других театральных учреждений.

Калягин остается бессменным художественным руководителем театра Et Cetera. В октябре 2021-го Александр Александрович был переизбран председателем Союза театральных деятелей России и будет занимать этот пост следующие 5 лет.

В театральный репертуар артиста вошли такие спектакли, как «Ревизор. Версия» и «Лица».

Фильмы

В легендарном истерне «Свой среди чужих, чужой среди своих» артист сыграл начальника железнодорожной станции Ванюкина, а в картине «Неоконченная пьеса для механического пианино», снятой по мотивам произведений Антона Чехова, создал образ Михаила Платонова. За последнюю роль Александр Александрович получил международную кинопремию в Колумбии, а в конце года читатели журнала «Советский экран» назвали Калягина лучшим актером.

Всесоюзную любовь артисту принесла другая лента — искрометная кинокомедия «Здравствуйте, я ваша тетя!», которая в полной мере продемонстрировала его комический талант. В борьбе за роль жулика Баберлея Калягин обошел таких звезд, как Олег Табаков, Евгений Леонов, Евгений Матвеев.

image
Александр Калягин / кадр из фильма «Здравствуйте, я ваша тетя!»

Александр Александрович самозабвенно играл мужчину, переодетого в женщину — тетушку Чарли. Реплики героя стали крылатыми, например, «из Бразилии, где много-много диких обезьян». Эта кинолента стала лучшей в творческой биографии актера и любимой эксцентрической комедией десятилетия. Но на момент создания киноначальство считало ее пошлостью, поэтому бюджет выделило минимальный, и съемочная группа экономила буквально на всем.

Съемки велись в маленьком павильоне «Останкино», для трюков вместо профессиональных каскадеров пригласили артистов цирка, а сцены старались снимать с одного дубля — у костюмеров не было даже стирального порошка для гардероба персонажей.

Для Александра Александровича этот проект стал исполнением давней мечты, ведь его кумир Чаплин тоже воплотил женский образ в фильме «Женщина». Актер так вжился в персонажа, что не снимал женский костюм даже в обеденный перерыв, избавляясь только от парика. По его словам, при виде «тетеньки с лысой головой» люди в буфете впадали в ступор.

Роль стала звездной, и на актера как из рога изобилия посыпались предложения от режиссеров: Павел Чичиков в «Мертвых душах», Сан Саныч в «Прохиндиаде», поэт Василий Жуковский в «Бедной Насте».

Последним кинопроектом Александра Александровича стала комедия 2007 года «Руд и Сэм», в которой он сыграл вместе с Арменом Джигарханяном. С тех пор фильмография актера не пополняется, хотя предложения поступают, но Калягин без сожаления отказывается. Он утверждает, что уже «и сам наелся, и других накормил».

Общественная деятельность

Александр Калягин не остался равнодушным к делу Кирилла Серебренникова, преследование которого назвал дискредитацией и давлением на российскую культурную сферу. Актер и режиссер выступил с предложением пересмотреть законодательные нормы и разработать новый закон о культуре.

В 1996 году Калягин был избран председателем Союза театральных деятелей, а затем несколько раз переизбирался. Александр Александрович занимал должности члена Совета по культуре и искусству при президенте РФ, руководителя Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры и члена Комиссии по региональному развитию и местному самоуправлению.

В 2018-м председатель СТД встретился с президентом Владимиром Путиным и попросил объявить 2019-й Годом театра. За это время можно было бы решить вопросы с ремонтом помещений и улучшением технической базы, зарплатой работникам, формированием доступной среды.

Радио

Сейчас артист работает на радиостанции «Радио России» в авторской передаче «Отзвуки театра с Александром Калягиным». На его программе в качестве приглашенных гостей побывали такие звезды, как Алексей Гуськов, Евгений Цыганов, Евгения Добровольская и пр.

Личная жизнь

Будучи студентом, Калягин познакомился с Татьяной Коруновой, которая на 2-м курсе стала его женой. Свадьбу молодые люди не играли, ограничившись росписью в загсе. Первые годы брака супруги жили в квартире родителей Александра. Когда артист стал активно сниматься в кино, молодая семья получила собственную жилплощадь.

В 27 лет Татьяна родила дочь Ксению. Женщина полностью посвятила себя воспитанию первенца и ушла из театра. Когда девочке исполнилось 4 года, супруга артиста скончалась от рака. В следующем году Калягин пережил еще одну потерю — умерла его мать.

Александр Александрович много лет растил Ксюшу самостоятельно, не решаясь привести в дом мачеху.

С актрисой Евгенией Глушенко, своей второй женой, знакомой зрителям по комедии «Влюблен по собственному желанию», Калягин встретился на съемках фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино», но тогда об отношениях и речи не шло. Встречаться пара начала спустя пару лет и только потому, что Ксения одобрила выбор отца. Официальный брак актеры оформили в 1978-м, а через 2 года семья выросла еще на одного человека — родился сын Денис.

Александр Калягин, Евгения Глушенко и их дети / Официальный сайт Александр Калягина

Супруги никогда не работали вместе, хотя Олег Ефремов звал Глушенко в МХАТ. Исключение составила комедия «В профиль и анфас» по произведениям Василия Шукшина. Калягин считал, что участие мужа и жены в одном проекте дурно влияет на обоих, актерская игра выглядит фальшиво.

Почти 30 лет брак Калягина и Глушенко считался в актерской среде образцовым. Но в 2008 году неожиданно для публики супруги расстались. Возникла череда слухов о романах мужчины с молодыми актрисами — Екатериной Редниковой, Анастасией Бегуновой.

От Татьяны Щанкиной у актера даже есть внебрачный ребенок. Студентка ГИТИСа не сообщила женатому любовнику о беременности и вышла замуж за поклонника. Катя родилась в 1981-м, а о существовании еще одной дочери Калягин узнал только через 16 лет, но и после этого не помогал девушке. Екатерина Виноградова стала достаточно успешной актрисой и без помощи известного биологического отца.

Представители прессы, ссылаясь на источники из-за кулис, утверждали, что Глушенко знала о романах Калягина. Сам артист решился на краткий комментарий: якобы в околотеатральной среде слухи и ложь не редкость. А Евгения Константиновна и вовсе воздержалась от встреч с представителями СМИ, заявив, что репортерам путь в ее личную жизнь заказан.

Калягин не ведет аккаунты в соцсетях, но у артиста есть официальный сайт, где можно найти фото, последние новости, интервью и актуальное расписание спектаклей с участием Александра Александровича.

Александр Калягин сейчас

В 2022 году Александр Александрович отметил 80-летие. Юбилею театрального деятеля было посвящено несколько мероприятий. Коллеги художественного руководителя Et Cetera организовали вечер под названием «На улице Калягина собираются друзья». Также прошла уличная фотовыставка на Чистопрудном бульваре, гости которой смогли вспомнить сыгранные роли актера как на театральной сцене, так и на телевидении.

Калягин в интервью признавался, что совершенно не ощущает собственный возраст. Александр Александрович был полон энергии и строил творческие планы. Продолжал он вести и проект на «Радио России».

Фильмография

  • 1972 — «Записки Пиквикского клуба»
  • 1975 — «Здравствуйте, я ваша тетя!»
  • 1976 — «Раба любви»
  • 1976 — «Принцесса на горошине»
  • 1977 — «Неоконченная пьеса для механического пианино»
  • 1981 — «Сказка, рассказанная ночью»
  • 1984 — «Прохиндиада, или Бег на месте»
  • 1986 — «Последняя дорога»
  • 1987 — «Крейцерова соната»
  • 1989 — «Комедия о Лисистрате»
  • 1992 — «Как живете, караси?»
  • 1993 — «Дети чугунных богов»
  • 2002 — «Леди на день»
  • 2004-2005 — «Бедная Настя»
  • 2007 — «Руд и Сэм»

Интересные факты

  1. Кроме исполнения ролей в кино Калягина регулярно привлекали к озвучиванию фильмов и мультиков. Голосом Александра Александровича разговаривает знаменитый кот Леопольд. Причем в этом мультфильме артист не только произносит текст, но и поет песни, которые в 1983 году вышли отдельной пластинкой «Ребята, давайте жить дружно».

Биография Александра Калягина

25 мая 1942 года сорокалетняя Юлия Мироновна Зайдеман родила ребенка. Так в поселке Малмыж Кировской области появился на свет Александр Александрович Калягин. Его отец, Александр Георгиевич, был деканом исторического факультета, а мать – преподавательницей французского языка. Отец Александра скончался в 1943 году. После этого воспитание ребенка легло на плечи матери.

Детство Александра Калягина

Детство будущего актера прошло в Москве в семье родственников по материнской линии. Как вспоминает Калягин, это было настоящее «бабье царство»: многочисленные тетушки растили пай-мальчика. Но когда Сашу решили заставить обучаться игре на скрипке, «паинька» сел на инструмент, сломал его и закинул под шкаф! Александр Калягин в молодостиКак любой поздний и единственный ребенок, Саша был окружен заботой и любовью, все его капризы и желания сразу же исполнялись. С пяти лет мальчик мечтал стать артистом и мать заказала для него небольшую сцену с кулисами – настоящий маленький театр. На этой сцене маленький Саша постоянно устраивал представления для жильцов коммунальной квартиры. В тринадцать лет, набравшись смелости, написал письмо самому Райкину. И великий актер ответил подростку. Это письмо Калягин хранит по сей день, а в 1978 году прочитал его Аркадию Райкину в эфире передачи «Театральные встречи».

Калягин – медик

Мать всегда серьезно относилась к увлечению сына, но когда Александр окончил школу, на семейном совете решили, что следует получить «нормальную» профессию. Так Калягин попадает в медицинское училище. После окончания училища Калягин два года проработал фельдшером на «скорой помощи». Но детская мечта – стать артистом – не давала ему покоя. Александр Калягин – Песня приёмщика стеклотары

Учеба Александра Калягине в Щуке

Мечта Калягина исполнилась очень быстро – он с первого раза поступил в Щукинское театральное училище. На втором курсе встал вопрос об отчислении артиста: ни одна девушка не хотела репетировать с полноватым и лысеющим студентом. Спасла Калягина постановка «Свидание хотя и состоялось, но…» по чеховскому рассказу и то, что с ним согласилась сыграть первокурсница Люба Коренева. С тех пор стало ясно – Калягин создан для того, чтобы играть чеховских героев. «Черная» полоса в студенческой жизни Калягина окончилась. Он влюбился в талантливую актрису Татьяну Корунову. Их роман был для всех секретом, молодые люди поженились тайно, будучи студентами второго курса.

Работа Александра Калягина в театрах

Творческая биография артиста чрезвычайно богата – Калягин играл на многих театральных подмостках. В 1965 году, после окончания училища Калягин с супругой поступают в труппу театра на Таганке. Но «ужиться» с главрежем Любимовым Калягину не удалось. Через 2 года супруги покидают Таганку. Александр Калягин работал в театре и в кино В 1967 году Калягин начал работать в театре Ермоловой. За три года сыграл немало ролей, самой значительной из которых была роль Попришина в «Записках сумашедшего». После года работы в театре «Современник» актер оказался во МХАТе. В этом театре артист «задержался» более чем на четверть века. На сцене МХАТа артист блистал в роли Тригорина в чеховской «Чайке», Федора Протасова в «Живом трупе» Л.Н.Толстого, Лени Шиндина в «Мы, нижеподписавшиеся» А.Гельмана и многих других. С 1991 года по сей день Калягин руководит собственным коллективом «Et cetera». В этом театре Калягин поставил несколько спектаклей и сам в них же сыграл.

Фильмография Александра Калягина

В художественных кинофильмах Калягин сыграл более 100 ролей! Это трагический Василий Жуковский и приспособленец Любомудров, Федя Протасов, Платонов, Оргон – список можно продолжать до бесконечности. Диапазон образов актера поражает воображение, но есть одно, что объединяет всех героев Калигина – одиночество. Каждый из его героев одинок по-своему, даже Чичиков и тетушка Чарли из Бразилии – прекрасный парафраз великого Чарли Чаплина, маленького, но гордого и свободного человека. Одинок даже кот Леопольд, столь блистательно озвученный Калягиным, ведь он никак не может подружиться с мышатами. Ну а фраза «Ребята, давайте жить дружно» стала крылатой, как только мультфильм вышел на экраны. Александр Калягин. Отрывок «Здравствуйте, я ваша тетя»

Награды

За свою долгую жизнь в искусстве артист получил не одну награду. Калягин Народный артист РСФСР, лауреат двух Государственных премий СССР, награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» 4 и 3 степени, Орденом Почета, премией «Золотая маска» – за лучшую мужскую роль, признавался лучшим артистом года. Является Председателем Союза театральных деятелей РФ, членом Общественной палаты России.

Личная жизнь Александра Калягина

Личная жизнь у артиста не сложилась. Первая жена Татьяна скончалась от рака. На руках у Александра осталась четырехлетняя дочь Ксения. Через год после смерти жены умерла мать Калягина. Александр Калягин с женой Евгенией Глушенко Со своей второй супругой актер познакомился на съемках фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино». Молодая артистка Глушенко понравилась Ксюше и она попросила отца, чтобы «эта тетя» осталась у них жить. Евгения стала второй матерью для дочери Калягина, а вскоре у супругов родился сын Денис. Прожив в браке почти 30 лет, звездная пара распалась. Грязные слухи и сплетни о похождениях мужа сделали свое дело – Евгения ушла от мужа.

Лучшие фильмы

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter 00:12 25.05.2022 © РИА Новости / Евгения Новоженина Перейти в фотобанк Читать ria.ru в Художественный руководитель Московского театра Et Сetera, народный артист РФ Александр Александрович Калягин родился 25 мая 1942 года в городе Малмыж Кировской области, где семья находилась в военное время в эвакуации. Его отец был деканом исторического факультета Московского областного педагогического института, умер вскоре после рождения сына. Мать работала преподавателем французского языка (всего она владела пятью языками). В 1959 году Калягин окончил медицинское училище и два года работал фельдшером “Скорой помощи”. В 1962 году поступил в высшее театральное училище имени Б.В. Щукина при Государственном академическом театре имени Е. Вахтангова, которое окончил в 1965 году. В 1965-1967 годах работал в Московском театре драмы и комедии на Таганке (ныне Московский театр на Таганке). Был занят в главных ролях в спектаклях “Жизнь Галилея” Бертольда Брехта, “Только телеграмма” Валерия Осипова. В 1967-1970 годах играл в Театре имени М.Н. Ермоловой. Среди его ролей наиболее значимыми были Поприщин в “Записках сумасшедшего” Николая Гоголя, Джим в “Стеклянном зверинце” Теннеси Уильямса, Ислаев в “Месяце в деревне” Ивана Тургенева. С 1970 года по 1971 год Александр Калягин по приглашению Олега Ефремова работал в “Современнике”. В 1971 году ушел во МХАТ вместе с Ефремовым, возглавившим театр. После раскола МХАТа в 1987 году, остался с Ефремовым в театре, получившем название МХТ им. А.П. Чехова, в 1991 году покинул его. Калягиным были созданы запоминающиеся сценические образы Тригорина в “Чайке” Антона Чехова, Полуорлова в “Старом новом годе” Михаила Рощина, Фроловского в “Заседании парткома” и Лени Шиндина в “Мы, нижеподписавшиеся” Александра Гельмана, Симона в “Тамаде” Александра Галина и другие. Особое место в мхатовской биографии Калягина занимает роль Владимира Ленина в пьесе Михаила Шатрова “Так победим!”. За эту работу Александр Калягин был удостоен Государственной премии СССР (1983). Калягин работал с выдающимися режиссерами – Олегом Ефремовым, Анатолием Эфросом, Юрием Любимовым, Камой Гинкасом, Петром Фоменко. С 1992 года Александр Калягин является художественным руководителем театра Еt Сetera, созданного им на базе курса Школы-студии МХАТ, который он выпустил в 1990 году. Среди его ролей в театре – Шейлок в “Венецианском купце” Уильяма Шекспира, Крэпп в “Последней записи Крэппа” Сэмюэля Беккета, Дон Кихот в одноименном спектакле по роману Мигеля де Сервантеса (за эту роль Калягин был удостоен премии “Чайка” и премии Правительства Москвы), Папаша Убю в “Короле Убю” Альфреда Жарри, Варравин в “Смерти Тарелкина” Александра Сухово-Кобылина, Хороший артист в “Подавлять и возбуждать” Максима Курочкина. В 2017 году к юбилею Калягина театральный режиссер Роберт Стуруа поставил спектакль “Ревизор. Версия”, в котором артист исполняет роль Хлестакова и стал лауреатом театральной премии “Московский комсомолец” в категории “Мэтры: лучшая мужская роль” (сезон 2016/2017). В текущем репертуаре Александр Калягин также исполняет роль Просперо в спектакле “Буря” по пьесе Шекспира, занят в постановке “Лица” по рассказам Антона Чехова. Как режиссер Александр Калягин поставил спектакли “Навсегда-навсегда” (1998) Ксении Драгунской, “Лекарь поневоле” (1996) Жана-Батиста Мольера, “Лица” (1998) по Антону Чехову, “Подавлять и возбуждать” (2006) Максима Курочкина. За рубежом Александр Калягин поставил спектакли “Чехов Акт III” в театре “Нантер” (Париж, Франция). “Ревизор” Николая Гоголя в театре “Элдредж” (Кливленд, США). Спектакль “Мы, нижеподписавшиеся”, поставленный в Анкаре, был удостоен высшей театральной награды Турции – премии им. Анни Диллигиля. В кино Калягин дебютировал в 1967 году эпизодической ролью в фильме “Николай Бауман”. Заметными и любимыми зрителями стали роли Калягина в фильмах Никиты Михалкова – “Свой среди чужих, чужой среди своих” (1974), “Раба любви” (1975) и “Неоконченная пьеса для механического пианино” (1976), где Калягин сыграл главную роль Михаила Платонова. Эта роль принесла Александру Калягину славу и признание не только в СССР, но и за рубежом – фильму был присужден главный приз Международного фестиваля в Сан-Себастьяно (Испания), а актеру – премия за лучшую мужскую роль Международного фестиваля в Колумбии. Всенародную любовь зрителей принесли Калягину две роли – тетка Чарлея в фильме “Здравствуйте, я ваша тетя” режиссера Виктора Титова и Чичиков в пятисерийном телевизионном фильме “Мертвые души” режиссера Михаила Швейцера. Среди ролей, сыгранных Калягиным в кино и на телевидении, – Полуорлов в фильме “Старый Новый год” (1980), Эзоп в одноименной телекартине (1981), Сан Саныч в фильме “Прохиндиада, или бег на месте” (1984), поэт Василий Жуковский в сериале “Бедная Настя” (2003-2004), Сэм в киноленте “Руд и Сэм” (2007) и другие. Как режиссер Калягин снял фильмы “Подружка моя” (1985) и “Прохиндиада-2” (1994). Александр Калягин занимался преподавательской деятельностью. В 1986-1990 годах он вел курс в Школе-студии МХАТ. Со своими студентами выпустил спектакль “Чайка”, который стал заметным событием театральной жизни Москвы. В 1989-1991 годах Калягин преподавал в Международной школе театрального искусства имени А. Чехова в Цюрихе (Швейцария), в 1990-1993 годах – в Британско-американской школе драматического искусства в Оксфорде (ВАDА, Англия), 1992-1995 годах – в Чеховской школе театрального искусства в Париже (Франция), где, как и в Цюрихе, он проводил мастер-классы совместно с Анастасией Вертинской. С 1996 года Александр Калягин является председателем Союза театральных деятелей России (СТД). В 2007 году силами Союза театральных деятелей России и Александра Калягина была создана Международная летняя театральная школа. Артист является ведущим радиопередачи “Отзвуки театра” на “Радио России”. Член Совета по культуре и искусству при президенте России. Член партии “Единая Россия” (2003). Александр Калягин – Народный артист РСФСР (1983), лауреат Государственной премии СССР (1981, 1983). Награжден орденами Почета (2012), “За заслуги перед Отечеством” IV (2002), III (2007), и II (2017) степеней. Имеет благодарность президента Российской Федерации (1996). Награжден почетной грамотой Правительства Москвы (2002). Калягин удостоен национальной театральной премии “Золотая маска” (2003). Лауреат Международной премии “Балтийская звезда” (2019), премии Юрия Любимова “Вершина” (2019), премии имени Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства (2020). Лауреат премии имени Н.В. Гоголя в Италии (2018). Удостоен звания “Человек года” (премия “Московский комсомолец”, 2019). Александр Калягин женат вторым браком. Супруга – народная артистка России, актриса Малого театра Евгения Глушенко. У Калягина двое детей, дочь и сын. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Публикации раздела Кино

Первое ощущение успеха к Александру Калягину пришло в пять лет, а в семь — был собственный театр. Пусть домашний. Но уже тогда будущий актер и режиссер развешивал кулисы по собственному «художественному замыслу». Словно представляя будущее… еt cetera… и так далее.

Культурный гид по Краснодару Приглашаем вместе с нами прогуляться по уютным улицам Краснодара и узнать об истории города, посетить уникальные музеи, познакомиться с театрами, полюбоваться красивейшими архитектурными строениями. «В том, что русское кино редко смотрят, виноваты и мы» Интервью с актером Евгением Цыгановым Главные спектакли осени Что посмотреть в Москве, Петербурге, Ярославле и Краснодаре Секреты долголетия из мира культуры Любимая работа, здоровый образ жизни и оптимизм Ирина Апексимова: «Театр — это не страшно, это не нафталин!» Интервью с директором Театра на Таганке Леонид Филатов: жил, чтобы помнили О жизни и творчестве любимого актера. Анастасия Вертинская Творческая биография талантливой актрисы Инна Чурикова: «Я всегда мечтала играть мужские роли — Гамлета… От Бабы-яги до Жанны д’Арк. Каждая роль Инны Чуриковой — уникальный образ К нам едет… Фигаро. Смотрим пять любимых спектаклей Андрея Миронова Вспоминаем самые яркие театральные роли актера Вячеслав Тихонов. От механика в жизни до разведчика в кино Биография любимого актера Алла Демидова Творческая биография актрисы Владимир Меньшов. Из шахтеров — в актеры, из матросов — в режиссеры Киноистории оскароносного режиссера Татьяна Доронина. В кино, театре и «сама по себе» «Кино для меня никогда не было главным» Нина Ургант и ее героини От королевских особ в театре до медсестры на экране Экс-министр культуры. Всё о Николае Губенко Творческая и политическая биография актера и режиссера

Александр Калягин
image
Имя при рождении Александр Александрович Калягин
Дата рождения 25 мая 1942(1942-05-25) (80 лет)
Место рождения
Гражданство image СССРimage Россия
Профессия актёр, театральный режиссёр
Годы активности 1965 — н. в.
Театр МХАТ, «Et cetera»
Награды
image image image
image image
IMDb ID 0436298
Сайт kalyagin.ru
 Медиафайлы на Викискладе

Алекса́ндр Алекса́ндрович Каля́гин (род. 25 мая 1942, Малмыж, Кировская область, СССР) — советский и российский актёр и режиссёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1983)[1][2], лауреат двух Государственных премий СССР (1981, 1983).

Основатель и художественный руководитель московского театра «Et Cetera», председатель Союза театральных деятелей России c 1996 года. Член Общественной палаты России (2006—2012).

Биография

Родился 25 мая 1942 года в Малмыже Кировской области в семье педагогов Александра Георгиевича Калягина (1895—1942) и Юлии Мироновны Зайдеман (1901—1973)[3][4]. Родители были эвакуированы в Малмыж вместе с Московским областным педагогическим институтом имени Н. К. Крупской, где отец был деканом исторического факультета, а мать заведовала кафедрой французского языка на филологическом факультете[5]. После эвакуации института отец был назначен его директором, но скоропостижно умер в июне 1942 года от инсульта — через месяц после рождения сына, которого мать воспитывала одна[6].

В 13 лет Александр Калягин написал Аркадию Райкину наивное письмо с массой грамматических ошибок о своём желании стать актёром и нежелании учиться. Аркадий Исаакович ответил на письмо: «Саша, я верю в труд. Что такое труд? Труд — это основа всего для меня…»[7]. То самое письмо Александр Калягин прочёл Аркадию Райкину в эфире «Театральных встреч» в 1978 году.

В 1959 году Калягин окончил Московское медицинское училище № 14 по специальности акушер, в течение двух лет работал фельдшером на подстанции № 4, московской станции скорой помощи[8]. В 1965 году Александр окончил Театральное училище имени Б. Щукина и был принят в труппу Театра на Таганке. Однако вскоре он почувствовал, что не вписывается в театральную эстетику Юрия Любимова и в 1967 году перешёл в Театр имени М. Н. Ермоловой[8]. В этом театре он сыграл роль, которую сам считает началом своей артистической карьеры, — Поприщина в «Записках сумасшедшего»[8].

В 1970 году Олег Ефремов пригласил Калягина в «Современник», однако сам вскоре ушёл во МХАТ. В 1971 году вслед за Ефремовым перешёл во МХАТ и Калягин. Среди лучших ролей, сыгранных им на этой сцене, — Тригорин в чеховской «Чайке», Полуорлов в пьесе М. Рощина «Старый Новый год», Лёня Шиндин в пьесе «Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана, Оргон в мольеровском «Тартюфе», Федя Протасов в «Живом трупе» Л. Толстого[8].

После раскола МХАТа в 1987 году Александр Калягин остался с Ефремовым в театре, получившем название МХАТ им. Чехова, но в 1991 году покинул его, почувствовав «надвигающийся кризис» театра[8]. В 1992 году создал собственный театр — «Et Cetera» («И Всё Остальное»), который и возглавляет в настоящее время[9][10].

Александр Калягин, Владимир Путин и Михаил Жванецкий в день открытия нового здания театра, 30 ноября 2005 года

В кино Александр Калягин снимается с 1967 года, наиболее известная широчайшей публике роль — Бабс Баберлей (донна Роза д’Альвадорец) в телефильме 1975 года «Здравствуйте, я ваша тётя!». Среди других ролей, составивших имя и репутацию киноактёра — Ванюкин («Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974), Колягин («Раба любви», 1975), Франц Маггиль («Вариант „Омега“», 1975), Кусков («Подранки», 1976), Платонов («Неоконченная пьеса для механического пианино», 1977), Полуорлов («Старый Новый год», 1980), Сан Саныч Любомудров («Прохиндиада, или Бег на месте», 1984). Апофеозом работы А. Калягина в кинематографе можно считать образ Павла Ивановича Чичикова («Мёртвые души», 1984), ставший классическим.

Даже в фильмах, не отмеченных как режиссёрский или сценарный успех (см. ниже), Александр Александрович создавал выпуклые, цельные, запоминающиеся образы персонажей, превосходившие уровень кинолент, иногда составлявшие единственное их достоинство.

«Et Cetera»

В сентябре 1996 года театр «Et Cetera», до того не имевший своей сценической площадки, получил постоянную сцену в одном из зданий на Новом Арбате. Параллельно Александр Калягин начал лоббировать идею строительства нового здания для театра, которое в результате и было построено в 2005 году по проекту архитектора А. В. Бокова[11][12]. Разработавший конструкцию здания архитектор А. Великанов обвинил А. Калягина в безвкусии и отказался от своего авторства в связи с искажением первоначального замысла[13][14]. Архитектурный критик Г. Ревзин сравнил здание театра со «студенческой работой» и «цирком шапито»[15].

Политические взгляды

Согласно воспоминаниям Юлия Кима, в 1970-е годы Калягин хранил у себя архив «Хроник текущих событий».

В 2003 году вступил в «Единую Россию»[16].

28 июня 2005 года подписал Обращение деятелей культуры, науки, представителей общественности в связи с приговором, вынесенным бывшим руководителям НК «ЮКОС»[17]. «Письмо пятидесяти» появилось в ответ на другое письмо, в котором другие деятели культуры потребовали признать Михаила Ходорковского политзаключённым. В 2011 году заявил, что не жалеет о том, что в 2005 году поставил свою подпись под данным письмом[18].

6 февраля 2012 года был официально зарегистрирован как доверенное лицо кандидата в Президенты РФ Владимира Путина[19].

Член Московского регионального политического совета «Единой России»[20].

Деятельность на посту председателя Союза театральных деятелей России

В октябре 1996 года Калягин был избран председателем Союза театральных деятелей РФ.

Является художественным руководителем проекта «Международная летняя театральная школа СТД», который с 2007 года ежегодно собирает в Звенигороде молодых профессиональных актеров[21].

Ситуация с ремонтом Дома ветеранов сцены имени М. Г. Савиной

По экспертным оценкам на комплексный капитальный ремонт, реконструкцию и реставрацию Дома ветеранов сцены имени М. Г. Савиной требовались средства, которыми Союз театральных деятелей России не располагал .

Во время обсуждения планов реконструкции Дома ветеранов сцены в 2006 году разгорелся скандал, связанный с намерением председателя Союза театральных деятелей А. Калягина продать часть территории компании Система-Галс и построить на территории памятника федерального значения жилой дом[22][23][24]. Соглашению СТД и Система-Галс воспротивились ветераны сцены и ряд театральных деятелей. Ситуация дошла до Президента В. В. Путина, распорядившегося разобраться в конфликте и пообещавшего выделить средства на ремонт Дома ветеранов из бюджета[25]. В результате вмешательства Президента Система-Галс отказалась от планов строительства жилого дома, безвозмездно перечислив Союзу театральных деятелей, в чьём ведении находится Дом ветеранов, на проведение ремонта 5 миллионов долларов (132 миллиона рублей)[23][26]. Губернатор Санкт-Петербурга В. Матвиенко предлагала передать Дом на городской баланс, однако А. Калягин высказался против этого, так как, по его мнению, в таком случае Дом ветеранов сцены потеряет своё творческое лицо и станет просто городским учреждением.[23] Калягин счёл одну из многочисленных публикаций прессы оскорбительной для его чести и достоинства, оценив ущерб в полмиллиона рублей. Однако суд уменьшил эти требования, взыскав с «Петербургского театрального журнала» один рубль, а с журналиста журнала Марины Дмитревской — одну тысячу рублей[27].

Несмотря на выделение денежных средств на ремонт Дома ещё в 2006 году, работы по состоянию на весну 2010 года начаты не были. По информации директора Дома ветеранов сцены Александра Белокобыльского, Союз театральных деятелей уже потратил половину из указанных средств, но неоднократные обращения по этому поводу в прокуратуру и ОБЭП результатов не дали.[26] В декабре 2010 года здание Дома ветеранов сцены было внесено в «чёрный список» МЧС по пожарной безопасности[28].

Личная жизнь

Семья

  • Отец — Александр Георгиевич Калягин (1895—1942), декан исторического факультета Московского областного педагогического института (МОПИ).
  • Мать — Юлия Мироновна Зайдеман (1901—1973), заведующая кафедрой французского языка МОПИ[29]; в 1930-е годы работала также переводчиком-референтом[30][31][32] (помимо французского, свободно владела идишем, английским и немецким языками)[33].
  • Бабушка — Хая-Мира Берковна (Мария Борисовна) Зайдеман (урождённая Арест, 1876—1940)[34]. Дед — звенигородский мещанин Меер Беркович (Мирон Борисович) Зайдеман, часовых и ювелирных дел мастер, владелец московских магазинов «Ювелирные вещи» в доме Брюсовых на Цветном бульваре[35], доме Потехина на Троицкой улице[36] и доме Поляковой на 2-й Мещанской улице[37].
  • Первая жена — Татьяна Фёдоровна Корунова (1941—1972), актриса, умерла от рака[38].
    • Дочь Ксения (род. 1967), живёт в Нью-Йорке.
      • Внук Мэтью (2001), в дополнение к средней школе учился также в воскресных русской и еврейской школах[39].
      • Внучка Анна-Полина Кендалл (2011), удочерена в четырёхмесячном возрасте из детского дома.
  • Вторая жена — Евгения Константиновна Глушенко, актриса.
    • Сын Денис (род. 1980), журналист, учился в частной школе «Джордж-скул» под Ньютоном (недалеко от Филадельфии)[40][41].
  • Тётя — Эсфирь Мироновна Зайдеман-Конюс (1896—1964), врач-педиатр[42] и историк медицины, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой истории медицины Центрального института усовершенствования врачей[43][39][44]; её муж — экономист Александр Александрович Конюс[45][46].
  • Дядя — Илья Миронович Горский-Зайдеман (1904—1939, расстрелян)[33], инженер-химик и комсомольский деятель, выпускник МВТУ (1929)[47], в 1921 году возглавил первый пленум Марийского организационного комитета Российского коммунистического союза молодёжи и был избран первым ответственным секретарём Марийского областного комитета РКСМ[48], начальник первой советской лаборатории по разработке боевых отравляющих веществ на химическом заводе № 51, кавалер ордена Ленина[49][50].

Увлечения

Болеет за московский футбольный клуб «Спартак»[51].

Творчество

Актёрские работы в театре

Московский театр драмы и комедии на Таганке

Эта страница в последний раз была отредактирована 13 августа 2022 в 08:14.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий