Алла Демидова биография, личная жизнь, семья, муж, дети — фото

Биография

Алла Демидова — советская и российская актриса театра и кино, которая получила популярность благодаря выступлениям в Театре на Таганке и вошла в историю российского искусства как одна из самых стильных звезд сцены и экрана. Даже сейчас, в зрелом возрасте, артистка, фото которой украсили многие киноиздания, сохраняет репутацию символа интеллигентности и остается иконой стиля.

Детство и юность

Алла Сергеевна родилась в Москве 29 сентября 1936 года. Отец актрисы Сергей Алексеевич, родом из семьи золотопромышленников, в годы Великой Отечественной войны погиб на фронте при освобождении Варшавы, и дочь практически не сохранила воспоминаний о папе. Вырастила девочку одна мама — Александра Дмитриевна. Женщина работала в МГУ, где занималась экономическим программированием.

Демидова уже в 5-летнем возрасте была уверена, что станет актрисой. Для реализации этой мечты девочка выступала в школьном драмкружке, где играла преимущественно мальчишеские роли. В молодости Алла подала документы в Театральное училище имени Бориса Щукина, но Аллу не взяли из-за дикции — девушка слегка шепелявила.

В расстроенных чувствах москвичка поступила на экономический факультет МГУ и всеми силами старалась забыть о детской мечте. После выпуска Демидова даже некоторое время преподавала: вела семинары по политэкономии. Но затем Алла решилась на вторую попытку и стала студенткой Щукинского училища. Хотя и на этот раз дикция актрисы осталась небезупречной, несмотря на занятия с логопедом.

Театр

Тем не менее театральное училище Алла Демидова окончила с отличием и получила приглашение в Театр на Таганке. Но сама стремилась в другой коллектив — в Театр имени Евгения Вахтангова. Второй раз в жизни актриса испытала сильнейшее разочарование: ей снова отказали, как когда-то в приемной комиссии вуза.

Пришлось соглашаться на «Таганку». Возможно, внутреннее нежелание на тот момент работать с Юрием Любимовым сыграло свою роль, но дебют на сцене в спектакле «Герой нашего времени» оказался настоящим провалом. Такое выступление, естественно, отразилось на дальнейшей творческой биографии актрисы.

После этого режиссер долгое время использовал исполнительницу только в массовых сценах. Впрочем, зрители даже в незначительных ролях стали замечать интересную манеру Демидовой, отмечали пластику, жесты и взгляд, который Любимов называл «хорошо отработанным выражением утомленной иронии в глазах». Благодаря таланту Алла Сергеевна еще до расцвета популярности получала театральные премии за роли в спектаклях «Час пик» и «Гамлет» (в последнем она играла с Владимиром Высоцким).

В 1986 году в коллективе театра начались разногласия, и Демидова приняла решение покинуть сцену, ставшую родной. Она недолго сотрудничала с Романом Виктюком, а в начале 90-х годов организовала собственный «Театр А», который специализируется на классике и особенно на античной драматургии.

В 2016-м артистка стала лауреатом премии «Звезда театрала» в почетной номинации «Легенда сцены». А через год Алла Сергеевна получила Гран-при журнала «Сноб» «Сделано в России – 2017» за Кирилла Серебренникова.

Сам художественный руководитель «Гоголь-центра» в это время оказался под домашним арестом после обвинения в хищении государственных средств. Актриса произнесла по этому поводу речь, в котором назвала происходящее трагической ошибкой.

В ноябре того же года в БДТ имени Г. А. Товстоногова прошел спектакль «Анна Ахматова. Поэма без героя», постановщиком которого выступила сама Демидова в соавторстве с Серебренниковым, а сыграли в нем актеры «Гоголь-центра». Проект создавался по стихам Ахматовой, отрывкам «Реквиема» и «Поэмы без героя», а также по книге Аллы Сергеевны «Ахматовские зеркала», изданной в 2004 году.

Визуальная составляющая новой постановки была взята из идей, высказанных в книге Демидовой: эхо, появление в зеркалах двойника, обрывки бумаг, тени и образы тех, кто стал частью знаменитого ахматовского произведения.

Фильмы

Кинодебют Аллы Демидовой состоялся в 1957 году — она снялась в драме «Ленинградская симфония». Но эту работу, как и несколько следующих, сама актриса называет «просто разведкой», так как к кино Алла тогда относилась с подозрением. А полноценным дебютом Демидова считает съемки в биографической драме «Дневные звезды» о ленинградской писательнице Ольге Берггольц.

После этого фильма актриса уже снималась много и плодотворно. На ее счету и жизненная трагедия «Ты и я», и детектив «Собака Баскервилей», и классические экранизации «Чайка» и «Щит и меч». Особняком в фильмографии Демидовой стоит фантастическая лента «Бегство мистера Мак-Кинли», где она снова смогла сыграть вместе с любимым партнером Владимиром Высоцким.

image
Алла Демидова в фильме «Щит и меч»

В 90-е годы Алла Сергеевна попала в число артистов, которые не очень много снимались в период кризиса отечественного кино. Роли ей предлагали, но играть матерей новых русских ей было совершенно не интересно. А вот в 21-м веке картины с участием Демидовой стали снова появляться на экранах. Прежде всего нужно обратить внимание на ее роль состоятельной вдовы в мелодраме «Настройщик», трагикомедию «Русские деньги», являющуюся экранизацией пьесы Александра Островского, и комедию Киры Муратовой «Вечное возвращение». В этом фильме партнером актрисы стал легендарный Олег Табаков.

В июне 2017 года Алла Сергеевна появилась в роли Бабы-яги в сказочной драме «Мешок без дна», премьера которой прошла на Московском международном кинофестивале. Фильм снят по мотивам новеллы Рюноскэ Акутагавы «В чаще». Действие первого слоя разворачивается, когда страной правит русский император Александр II. Фрейлина княжеского двора рассказывает сказку, в фантастическом мире которой и происходит главный сюжет о мистическом убийстве Царевича в лесу. Ранее у актрисы уже был опыт съемок в детских фильмах — в сказке «Аленький цветочек» режиссера Ирины Поволоцкой Демидова сыграла колдунью.

Концерты

Параллельно с участием в театральных постановках и съемках в фильмах Алла Сергеевна давала концерты, авторские программы, позволяя поклонникам насладиться неповторимой манерой речи. Традиционно на таких встречах со зрителями актриса читала ахматовские «Реквием» и «Поэму без героя», а также демонстрировала оригинальное прочтение стихотворений русских классиков Золотого и Серебряного веков. Часто голос исполнительницы дополняло музыкальное сопровождение.

Формат таких поэтических концертов, по признанию Демидовой, подсказал итальянский театральный режиссер Джорджо Стрелер. В конце 80-х Алла Сергеевна приехала по его приглашению в Милан, где итальянец впервые предложил ей провести творческий вечер — он сам подготовил и оформил сцену, позвал переводчицу. С этого времени артистка старалась строить выступления по такому же принципу. Тогда же сформировалась и «отстраненная манера» подачи материала.

На концертах Демидова не пользуется микрофоном — училась такому мастерству у актеров японского театра Кабуки. Также исполнительница использует принцип чтения текста с листа, говоря о том, что это особый ритуал, подобный тому, что проделывал пианист Святослав Рихтер, приходя на концерт с нотами, но зная музыкальный «текст». Критики отмечали, что такие авторские программы помогли актрисе раскрыть потенциал наиболее полно и ярко.

Книги

В начала 80-х Алла Сергеевна попробовала себя в качестве писательницы. Темами авторских книг становился театр, люди, с которыми работала Демидова, другие творческие личности. Артистка не обошла вниманием персону Владимира Высоцкого, с которым была дружна долгие годы. Ярким событием в литературном творчестве Демидовой стала книга «Ахматовские зеркала», раскрывшая художественный мир творений русской поэтессы.

В 2016-м Алла Сергеевна издала книгу «Ностальгия — это память», составила сборник из стихов Анны Ахматовой «Дикий мед» и написала к нему предисловие. Популярностью у читателей пользовалось и сочинение артистки «Итальянские путешествия». Через 2 года свет увидело новое творение Демидовой «Всему на этом свете бывает конец…».

Личная жизнь

Демидова — одна из самых таинственных актрис прошлых поколений. Алла Сергеевна — строгая женщина, к которой часть коллег элементарно боится лишний раз обращаться. Что же говорить о поклонниках-мужчинах, которые часто просто пугаются духовной силы этой удивительной актрисы.

Тем не менее с собственным единственным мужем Алла Сергеевна прожила более пятидесяти лет. Супруг актрисы тоже весьма известная личность. Владимир Валуцкий знаком кинолюбителям как автор сценария знаменитых картин «Зимняя вишня», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Адмиралъ» и других.

Сама Демидова не считает свою личную жизнь слишком счастливой, ведь супруг не раз увлекался другими женщинами и даже имел вне брака дочь Александру от актрисы Надежды Репиной. Но Алла прощала измены и сохранила семью вплоть до смерти мужа, хотя собственных детей так и не родила.

Алла Демидова сейчас

В 2021 году вышел документальный фильм Любови Аркус «Кто тебя победил никто», посвященный юбилею артистки. В картину вошли документальные кадры творческого наследия Демидовой, откровенные признания актрисы, интервью с режиссерами, работавшими с Аллой Сергеевной.

Фильмография

  • 1966 — «Дневные звезды»
  • 1970 — «Чайка»
  • 1971 — «Иду к тебе»
  • 1975 — «Бегство мистера Мак-Кинли»
  • 1981 — «Собака Баскервилей»
  • 1981 — «Звездопад»
  • 1984 — «Время отдыха с субботы до понедельника»
  • 1985 — «Дети солнца»
  • 1997 — «Маленькая принцесса»
  • 1998 — «Незримый путешественник»
  • 2004 — «Настройщик»
  • 2004 — «Смерть Таирова»
  • 2006 — «Русские деньги»
  • 2012 — «Вечное возвращение»
  • 2017 — «Мешок без дна»

Интересные факты

  • В фильме Игоря Масленникова «Пиковая дама» Демидова сыграла роль рассказчика, сделав свой второстепенный образ самостоятельным и ярким. Характерный голос артистки придал проекту особый шарм.
  • В беседе с журналистами артистка признавалась, что она — азартный человек. Однажды во время гастролей в Париже Демидова пошла на скачки и интуитивно выбрала лошадь, которая пришла к финишу первой.
  • Несколько раз, возвращаясь домой, Алла Сергеевна оставалась неузнанной консьержкой. На вопрос артистки: «Почему?» та отвечала, что внешность Демидовой «сильно меняется в зависимости от настроения».
  • С актрисой Алисой Коонен, образ которой Алла Сергеевна воплотила на экране в фильме «Смерть Таирова», Демидову связывало многое. Даже собаки обеих исполнительниц имели одинаковые клички — Микки.
Публикации раздела Кино

Путь Аллы Демидовой не похож ни на чей другой. Ее не причислишь к какому-то определенному поколению, школе или учению. Она абсолютно самостоятельная творческая личность, неподвластная моде, конъюнктуре и политике.

Актриса равно состоялась в театре и кино, работала с лучшими режиссерами XX века: Юрием Любимовым, Анатолием Эфросом, Анатолием Васильевым, Теодоросом Терзопулосом, Джорджо Стрелером, Андреем Тарковским, Кирой Муратовой. Владимир Высоцкий чрезвычайно ценил Демидову как партнера по сцене. При этом размышления актрисы о своей актерской судьбе, о сыгранных ролях содержат беспощадную самокритику. Алла Сергеевна — человек рефлексирующий, она держит дистанцию не только в отношениях с другими людьми, но и с собственными профессиональными достижениями.

Мерить Аллу Демидову сугубо актерской меркой было бы неправильно. Она и литератор — причем не просто мемуарист, как многие актеры, но исследователь актерских техник, оригинальный интерпретатор и комментатор сюжетов истории театра, свидетельницей и участницей которых она была. Наконец, портретист: ее перу принадлежат интереснейшие воспоминания-размышления об Андрее Тарковском, Иннокентии Смоктуновском, Илье Авербахе, Сергее Параджанове. Демидову принято называть интеллектуалкой. Действительно, она все всегда пропускает через фильтр собственной личности, своих знаний. Она поступила на актерский факультет ВТУ имени Щукина, будучи уже взрослым человеком, выпускницей экономического факультета МГУ!

В «Щуке» Демидова угодила на тот самый курс, который в 1964 году стал основой труппы новой, любимовской Таганки. Довольно долго актриса играла крошечные роли и выступала в массовке. Кинематограф первым оценил актрису. В 1966-м она сыграла главную роль в фильме Игоря Таланкина по автобиографической повести Ольги Берггольц «Дневные звезды». Работа была трудной — нужно было сыграть поэта, найти зримый эквивалент процессу рождения стихов. И Демидовой это удалось. Их сотрудничество с Таланкиным продолжалось много лет. Алла Демидова сыграла в его фильмах важные роли, о которых, увы, вспоминают не так часто: скромную Пашеньку в «Отце Сергии», дочь баронессы фон Мекк в биографической драме «Чайковский», мать красавицы Лиды в картине по рассказам Виктора Астафьева «Звездопад», наконец, эмансипе Анну в фильме «Время отдыха с субботы до понедельника». Аллу Демидову пробовал на роль Хари в «Солярисе» Андрей Тарковский, но поработать с ним актрисе удалось на следующей картине: в «Зеркале» Демидова сыграла небольшую, но чрезвычайно важную роль сослуживицы матери героя. К тому времени ею уже были сыграны Аркадина в «Чайке» Юлия Карасика, украинская поэтесса Леся Украинка в фильме Николая Мащенко «Иду к тебе», умная и несчастная Катя, жена конъюнктурщика от медицины, — в картине Ларисы Шепитько «Ты и я». В конце 60-х — начале 70-х и в театре Демидовой стали давать значительные роли — Эльмиры в «Тартюфе», Гертруды в «Гамлете». В 1974 году на постановку «Вишневого сада» в театр был приглашен Анатолий Эфрос. Демидова сыграла в его спектакле Раневскую.

Читайте также:

После драматического разделения Театра на Таганке Демидова предпочла дистанцироваться от «линии фронта», ушла в собственные проекты — создала «Театр А», где играла Федру (в спектакле по одноименной пьесе Марины Цветаевой), Медею (в версии Хайнера Мюллера «Медея-материал»), Гамлета в композиции «Гамлет-урок». В 2000-х начался ренессанс Демидовой в кино, она снялась в фильмах Киры Муратовой «Настройщик», «Вечное возвращение», сыграла легендарную актрису Алису Коонен в фильме Бориса Бланка «Смерть Таирова», Мурзавецкую в картине Игоря Масленникова «Русские деньги» по пьесе Островского «Волки и овцы». В последние годы Алла Сергеевна в основном выходит на публику со своими авторскими чтецкими программами.

Смотрите также

image Дебютные роли советских актрис Первые киноработы Ларисы Голубкиной, Лии Ахеджаковой и Любови Полищук Главные спектакли осени Что посмотреть в Москве, Петербурге, Ярославле и Краснодаре Анастасия Вертинская Творческая биография талантливой актрисы Инна Чурикова: «Я всегда мечтала играть мужские роли — Гамлета… От Бабы-яги до Жанны д’Арк. Каждая роль Инны Чуриковой — уникальный образ Владимир Меньшов. Из шахтеров — в актеры, из матросов — в режиссеры Киноистории оскароносного режиссера Татьяна Доронина. В кино, театре и «сама по себе» «Кино для меня никогда не было главным» Николай Бурляев: «Если бы не Мордвинов, я бы сдался и ушел» Народный артист России Николай Бурляев — в интервью порталу «Культура.РФ» Судьба Бумбараша Самородок из Алтайского края оставил после себя обширную фильмографию, воспоминания о театральных ролях и написанные им книги Елена Сафонова: «Всю свою актерскую жизнь я живу как на вулкане» Она снималась с Марчелло Мастроянни, была членом жюри Каннского кинофестиваля и играла в парижских театрах Сергей Маковецкий: «В кино не обо всем надо рассказывать» Творческая биография знаменитого актера Трагический гений с манией совершенства Творческая биография Олега Даля «Эталонный актер» Александр Калягин «Что нового я открыл в профессии? Ничего! Я открыл самого себя. И всё!» Актриса, академик и просто красавица Лариса Удовиченко. Всегда очаровательная, женственная, она востребована в кино и успешно играет в антрепризных спектаклях Светлана Немоляева: верная и постоянная Творческая биография актрисы Светланы Немоляевой Комедиант с грустными глазами История жизни Валерия Гаркалина

> Мужья звезд >

Алла Демидова – советская, российская актриса театра и кино. В 1984 г. ей было присвоено звание Народной артистки РСФСР. Демидова – автор 15 книг, организатор экспериментального Театра А, который специализируется на авторских и античных постановках.

Биография Аллы Демидовой

Отец Аллы происходил из семьи известных золотопромышленников Демидовых. В 1932 г. его за это арестовали, но быстро отпустили. Он погиб на войне в 1944 г. под Варшавой. Актриса плохо помнит родителя. Военные годы девочка провела у бабушки во Владимире.

Когда война закончилась, мама забрала Аллу в Москву. Александра Демидова трудилась в МГУ на экономическом факультете в отделе программирования. Дочь поднимала одна.

Об актерской профессии Алла мечтала с пяти лет

В школьные годы артистка посещала драматический кружок. Чаще всего ей приходилось играть роли вместо мальчиков. Получив аттестат, Демидова отправилась поступать в театральный. Но стать студенткой Щукинского училища с первой попытки ей было не суждено. Приемная комиссия отказала девушке из-за плохой дикции.

После неудачной попытки стать артисткой Алла поступила в МГУ на факультет экономики. Детскую мечту она постаралась забыть. Актриса некоторое время после получения диплома работала по специальности, все это время она занималась с логопедом. В 1959 г. Демидова решила еще раз попробовать стать студенткой театрального института. Вторая попытка увенчалась успехом. Ей удалось покорить приемную комиссию.

По окончании вуза актриса получила красный диплом, но испытала второе разочарование в жизни. Она хотела служить в театре им. Вахтангова, но там ей отказали. Актриса пришла на прослушивание, не подготовив отрывок.

Алле пришлось работать в театре на Таганке. Она была очень расстроена этим обстоятельством, не смогла раскрыть свой потенциал в полной мере. Режиссер Юрий Любимов, давший артистке роль в постановке «Герой нашего времени», больше не доверял ей играть ведущих героинь.

Длительное время в театре на Таганке актрисе приходилось довольствоваться ролями в массовке

Постепенно Алла смогла завоевать доверие режиссера снова. В 70-е годы Демидова стала ведущей артисткой театра на Таганке, играла в спектаклях вместе с Владимиром Высоцким. Он часто появлялся на репетициях с перегаром, но между ними сложились дружеские отношения. Когда великого актера не стало, Алла ощутила пустоту.

В 1986 г., когда театр переживал не лучшие времена, актриса приняла решение уйти к Роману Виктюку. Демидова недолго сотрудничала с ним, затем решила основать собственный экспериментальный театр, получивший название «Театр А».

Сколько лет Алле Демидовой

Актриса появилась на свет 29 сентября 1936 г. в Москве. По знаку зодиака она Весы, по восточному календарю покровителем ее года стала Огненная Крыса.

Осенью 2021 г. Алла Демидова отпразднует 85-летний юбилей

Где живет Алла Демидова

Актриса продолжает жить в той же пятикомнатной квартире на Тверской, где прошли ее лучшие с мужем годы. В кабинете Владимира Валуцкого актриса все оставила так, как было при его жизни. После смерти супруга одиночество Аллы Сергеевны скрашивают домашние питомцы.

Стены квартиры актрисы увешаны картинами известных художников. Кроме того, в доме много антиквариата. Мебель дорогая и добротная, куплена еще при жизни супруга.

Рост и вес Аллы Демидовой

При росте 168 см, вес актрисы 75 кг

Женщина отлично выглядит в свои годы. Она придерживается правильного питания.

Семья и дети Аллы Демидовой

Первым мужем Демидовой стал Владимир Котелкин. Ранее он был женат на Людмиле Зыкиной. Котелкин был преподавателем иностранного языка, работал переводчиком. Брак просуществовал недолго, о нем актриса вспоминать не любит.

Муж Аллы Демидовой – Владимир Валуцкий

В 1961 г. состоялось знакомство Аллы и Владимира Валуцкого. Его как раз исключили из ВГИКа за создание пародии на фильмы о В.И. Ленине. Позже Владимир восстановился в институте, заработал в мире кино отличную репутацию. По его сценариям сняты фильмы «Зимняя вишня», «Адмирал», «Мэри Поппинс, до свидания!».

Первое время после свадьбы молодожены жили с матерью Валуцкого. Владимир сразу понял, что его жена не умеет вести домашнее хозяйство. Он несколько лет умело сглаживал конфликты между свекровью и невесткой.

Супруги тщательно скрывали семейную жизнь от журналистов. Актриса прощала Владимиру связи на стороне. О том, что у мужа есть внебрачная дочь, она узнала, когда девочке было пять лет. Алла не препятствовала общению Валуцкого с дочерью. Он признал Александру, дал свою фамилию. Позже у сценариста было еще несколько романов с актрисами, но Демидова прощала супругу физические измены.

Прожив в браке с Владимиром Валуцким 54 года, Алла Сергеевна так и не родила ребенка. На вопросы журналистов, почему так получилось, ответила, что никогда не хотела иметь детей, у нее отсутствовал материнский инстинкт.

Когда Владимиру был поставлен диагноз онкология, Алла была рядом с мужем до его последнего вздоха

Уже после смерти Валуцкого в 2017 г. в программе «Судьба человека» сестра Бориса Хмельницкого рассказала, что в студенческие годы ее брат и Демидова состояли в любовной связи. Алла Сергеевна все отрицала. Хотя были свидетели инцидента, когда артиста чуть не исключили из театрального вуза за связь с замужней студенткой.

Фильмография Аллы Демидовой

Дебют Аллы Демидовой в кино состоялся в возрасте 21 года. В 1957 г. артистка воплотила образ студентки в военной драме «Ленинградская симфония». Затем последовало несколько незначительных эпизодов, фамилию актрисы даже не внесли в титры.

Первая популярность пришла к Алле в 1968 г. после премьеры картины «Дневные звезды», повествующей о судьбе советской поэтессы Ольги Берггольц. Актриса воплотила образ главной героини.

После выхода «Дневных звезд» на актрису обратили внимание кинорежиссеры, Демидова стала много сниматься в кино

Артистка стала часто появляться на телеэкране, сыграла комиссара в военном фильме «Служили два товарища», Ангелику Брюхер в шпионской ленте «Щит и меч», Катю в мелодраме «Ты и я». В фантастической притче «Бегство мистера Мак-Кинли» партнером Аллы по съемочной площадке стал Владимир Высоцкий, с которым она часто выходила на театральную сцену.

В 90-е годы актриса отклоняла предложения сниматься в кино. Настоящее искусство в те годы переживало упадок, а растрачивать свой талант во второсортных боевиках, где актрисе могли предложить сыграть только маму нового русского, она не желала.

С приходом нового тысячелетия ситуация в кинематографе изменилась, Демидова стала чаще появляться на экранах. В 2004 г. Алла Сергеевна сыграла главную роль в мелодраме Киры Муратовой «Настройщик», в 2006 г. перевоплотилась в Меропию Мурзавецкую в комедии «Русские деньги».

На сентябрь 2021 г. фильмография Аллы Демидовой состоит из 79 работ в 78 проектах

Алла Демидова сейчас

В силу преклонного возраста актриса редко появляется на театральной сцене и в кино. В последние годы она руководит экспериментальным театром, который ставит авторские программы.

Картина с ее участием вышла в 2018 г. Это драма, снятая по мотивам новеллы Рюноскэ Акутагавы «Мешок без дна». Алла Сергеевна предстала перед зрителями в образе Бабы-Яги.

В том же году состоялась премьера постановки «Анна Ахматова. Поэма без героя», в которой артистка вместе с Кириллом Серебрянниковым выступили в роли режиссеров. Спектакль создан по стихам Ахматовой, а также книги Аллы Сергеевны «Ахматовские зеркала», изданной в 2004 г.

Это не единственное литературное произведение Демидовой. Первая проба пера «Вторая реальность» вышла в 1980 г. В 2018 г. артистка выпустила роман «Всему на этом свете бывает конец…». Библиография актрисы состоит из 15 книг.

За выдающийся вклад в развитие театрального искусства России Алла Демидова в 2018 г. была удостоена звания лауреата Премии Станиславского

Фото Аллы Демидовой в молодости

В историю российского киноискусства Демидова вошла как одна из самых стильных актрис

Заключение

Аллу Сергеевну называют представительницей настоящей русской интеллигенции. Критики отмечают, что Демидова обладает широким стилистическим диапазоном. Классические произведения, к которым она прикладывает руку, приобретают новые краски.

Об авторе: Дорохова Елена

Специализация: шоу-бизнес

Информация об авторе

07:50 29.09.2021 © РИА Новости / Владимир Вяткин Перейти в фотобанк Читать ria.ru в Актриса театра и кино Алла Сергеевна Демидова родилась 29 сентября 1936 года в Москве. Ее мать работала лаборанткой на кафедре экономического факультета МГУ, отец погиб на фронте при взятии Варшавы в 1944 году. После школы, не пройдя конкурс в Театральное училище (ныне институт) имени Б.В. Щукина, Алла Демидова поступила на экономический факультет МГУ, который окончила в 1959 году. На третьем курсе университета начала играть в Студенческом театре МГУ. Ее первой заметной ролью стала Лида Петрусова в пьесе “Такая любовь” (1958) Павла Когоута в постановке Ролана Быкова. В 1959 году Алла Демидова поступила в Театральное училище (ныне институт) имени Б.В. Щукина на курс педагога Анны Орочко. Сыграв в 1963 году в дипломном спектакле “Добрый человек из Сезуана” (госпожа Янг) в постановке Юрия Любимова, в 1964 году она вошла в труппу Театра на Таганке. На театральной сцене Демидова играла поначалу в основном небольшие роли. С 1968 года она была занята в главных ролях в постановках Юрия Любимова: “Тартюф” (Эльмира, 1968), “Час Пик” (пани Боженцкая, 1969), “Гамлет” (Гертруда, 1971), “Деревянные кони” (Василиса Милентьевна, 1974), “Преступление и наказание” (мать Раскольникова, 1979), “Три сестры” (Маша, 1981), “Борис Годунов” (Марина Мнишек, 1982), а также в постановке “Вишневого сада” Анатолия Эфроса (Раневская, 1975). Вместе с Владимиром Высоцким работала над постановками спектаклей “Крик” по Теннесси Уильямсу и “Федра” по Жану Расину. Воплощение обоих замыслов оборвалось в июле 1980 года со смертью Высоцкого. В 1988 году Алла Демидова впервые сотрудничала с Романом Виктюком, сыграв роль Федры в одноименном спектакле по пьесе Марины Цветаевой. После возвращения в Театр на Таганке Юрия Любимова Демидова играла в спектаклях “Борис Годунов” (1988), “Пир во время чумы” (1989), “Электра” (1992). Еще считаясь актрисой “Таганки”, Демидова в 1993 году создала собственный театр “А”. В постановках греческого режиссера Теодороса Терзопулоса она исполнила главные роли в спектаклях “Квартет” Хайнера Мюллера (1993), “Медея” Мюллера – Еврипида (1996) и “Гамлет-урок” по Уильяму Шекспиру (2001). В 1998 году она играла Донну Анну, Лауру в постановке Анатолия Васильева “А.С. Пушкин. “Каменный гость” и другие стихи” в Театре “Школа драматического искусства”. В последние годы Демидова играет поэтические моноспектакли. В декабре 2016 года в московском “Гоголь-центре” состоялась премьера спектакля “Ахматова. Поэма без героя”, созданного Аллой Демидовой в сотрудничестве с режиссером Кириллом Серебренниковым. В 2018 году за эту постановку Демидова получила Российскую национальную театральную премию “Золотая маска” как лучшая драматическая актриса. В кино дебют актрисы состоялся в 1957 году в фильме Захара Аграненко “Ленинградская симфония”. Первой заметной работой в кино стала роль Ольги Берггольц в фильме Игоря Таланкина “Дневные звезды” (1966). В 1968 году Алла Демидова по итогам опроса журнала “Советский экран” была названа самой перспективной актрисой, в 1970-1980-х годах она стала одной из самых популярных киноактрис. Среди ее киноработ – Ангелика Бюхер в сериале “Щит и меч” (1968) Владимира Басова, Аркадина в “Чайке” (1970) и Герцогиня Мальборо в “Стакане воды” (1979) Юлия Карасика, Елизавета Павловна в “Зеркале” (1974) Андрея Тарковского, Лора Лайонс киноленте “Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей” (1981) Игоря Масленникова, Елена Протасова в драме “Дети солнца” (1985) Леонида Пчелкина. В 1990-х годах Алла Демидова сыграла Лебядкину в кинофильме “Бесы” (1992), императрицу Елизавету Алексеевну в “Незримом путешественнике” (1998) Игоря и Дмитрия Таланкиных, мисс Минчин в “Маленькой принцессе” (1997) Владимира Грамматикова. В 2000-х годах исполнила роли в картинах “Письма к Эльзе” (2002) и “Русские деньги” (2006) Игоря Масленникова, “Смерть Таирова” (2004) Бориса Бланка, “Настройщик” (2004) и “Вечное возвращение” (2012) Киры Муратовой. В 2017 году она сыграла роль в драме Рустама Хамдамова “Мешок без дна”. Демидова – автор книг: “Вторая реальность” (1980), “А скажите, Иннокентий Михайлович…” (1988), “Владимир Высоцкий” (1989), “Тени зазеркалья” (1993), “Бегущая строка памяти” (2000), “Ахматовские зеркала” (2004, 2009), “Заполняя паузу” (2007), “В глубине зеркал” (2008), “Письма к Тому” (2010), “Зеркальный лабиринт” (2013), “Ностальгия – это память” (2016), “Итальянские путешествия. Путешествие на озеро Гарда” (2017). В декабре 2018 года за свою новую книгу “Всему на этом свете бывает конец…”она получила премию “Театральный роман”. Творчество Аллы Демидовой было отмечено различными званиями и наградами. В 1984 году она была удостоена звания Народная артистка РСФСР. Лауреат Государственной премии СССР (1977), а также Премии президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2000 года. Актриса награждена российскими орденами Дружбы (1997), “За заслуги перед Отечеством” IV (2007) и III (2011) степеней. Она является обладателем Премии имени К.С. Станиславского (1993), Премии “Ника” (за 2004 год), “Золотой Орел” (за 2005 год) и др. В 2013 году актриса была удостоена премии “Хрустальная Турандот”. В 2015 году Демидова получила Российскую национальную актерскую премию “Фигаро” имени Андрея Миронова в номинации “За служение театральному Отечеству”. В сентябре 2016 года актриса была удостоена почетного приза “Госпожа Удача” имени Павла Луспекаева кинофестиваля “Киношок”. В декабре 2016 года Демидова стала обладательницей премии “Звезда театрала” в номинации “Легенда сцены”. В 2018 году она была удостоена Международной премии Станиславского, премии “Золотая маска”, а также Платоновской премии в области литературы и искусства. Алла Демидова была замужем за киносценаристом Владимиром Валуцким (1936-2015), известным по фильмам и сериалам “Приключение Шерлока Холмса и доктора Ватсона” (1980), “Мэри Поппинс, до свидания” (1983), “Зимняя вишня” (1985), “Благословите женщину” (2003), “Есенин” (2005), “Не хлебом единым” (2005), “Адмиралъ” (2008), “Шпион” (2012) и др. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Биография Аллы Демидовой

Детство

Алла Сергеевна Демидова родилась в Москве. Сергей Алексеевич, ее отец, был по происхождению легендарным золотопромышленником, что сослужило ему в молодой Советской республике не очень хорошую службу – в 1932 году он был репрессирован. Однако вскоре наступила одна из «оттепелей» для репрессированных, и Демидов попал под амнистию. Своего отца Алла почти не помнит – ей не было и пяти лет, когда он ушел добровольцем на фронт. С войны отец так и не вернулся – в 1944 году при штурме Варшавы он погиб. Во время войны девочка жила во Владимире, у бабушки. С Победой воспитание Аллы вновь взяла на себя мать – Александра Дмитриевна. В то время она была лаборантом на экономическом факультете МГУ им. Ломоносова, а позже стала младшим научным сотрудником кафедры кибернетики и экономического программирования. image Алла Демидова в молодостиУже в возрасте пяти лет Алла Демидова мечтала стать «великой актрисой». Эти два слова она всегда произносила слитно, и они стали ее шутливым прозвищем в семье. В школе Алла, конечно же, играла в спектаклях. Однако женские роли будущей звезде не доставались, ее амплуа в школьном кружке были роли «Бакул-бобылей». Не став с этим мириться, девочка подготовила собственную программу, в которую вошли отрывки из «Анны Карениной» и монолог Катерины («Гроза», Островский). Старшие классы школы Алла провела, занимаясь в драматическом кружке. Руководителем его была Т. Щекин-Кротова, игравшая в то время главную роль в постановке «Ее друзья» А. Эфроса. В том же спектакле играл начинающий тогда Ефремов. Его роль молодого стеснительного сибиряка покорила девчоночьи сердца, в том числе и Демидовой. Школьницы постоянно бегали в Центральный детский театр на постановку, в которой играла их руководительница.

Первые шаги к мечте

Демидова с детства готовилась стать актрисой. Потом, спустя много лет, она скажет, что не считает свой выбор правильным, однако в школе других вариантов попросту не рассматривалось – только Щукинское училище. Но попытка поступления оказалась провальной. Как ни готовилась Демидова к поступлению, все ее мастерство было сведено на нет плохой дикцией. На консультации у В.И. Москвина педагог заявил ей прямолинейно: «С такой дикцией в артистки не ходят!». image Алла Демидова не смогла поступить в театральныйДемидова поступила на экономический факультет МГУ, окончив его с отличием в 1959 году. Став соискателем ученой степени, Алла начала преподавать в университете – читала семинары по политэкономии для студентов-философов. Любовь к театру не охладела – на третьем курсе Демидова попала в Студтеатр МГУ. Там же была сыграна ее первая заметная роль – Лида Петрусова в постановке «Такая любовь» Ролана Быкова (по произведению чеха П. Когоута). Вскоре Быков уехал на время в Ленинград, и руководство театром принял на себя Л. Калиновский. Получив роль в его спектакле «Здравствуй, Катя!», Демидова поехала в первые свои «гастроли» – постановку повезли на целину, ставя на подмостках сдвоенных грузовиков. Вскоре Алла Демидова поступила в студию при театре Ленкома, откуда вскоре была исключена по причине «профнепригодности». Демидова возвращается в Студенческий театр и предпринимает еще одну попытку поступления в «Щуку». Вторая попытка оказалась более успешной – в Щукинское училище Демидова поступает, хоть и «условно» – дикция, несмотря на многочисленные занятия с логопедом, так и осталась «непригодной». image Алла Демидова долго исправляла дикцию

Актерская карьера

Первый курс «Щуки» запомнился Демидовой спектаклем «Гибель богов» театра им. Вахтангова. Вместе с двумя сокурсницами Демидова изображала «шоу-герл», танцуя в купальнике. Рубен Симонов, ставивший пьесу, каждую репетицию начинал с этого танца, и всякий раз говорил: «Аллочка, по вас Париж плачет!». Все смеялись. Тогда казалось совершенно нормальным все это – и танцы в купальниках в кабинете Симонова, и приглашения к нему домой, в театр, рассказы Рубена Николаевича о своей жене. В тот же год Демидову заметил бывший тогда в Москве с гастролями Жан Вилар. Сильно повлияли на становление манер и пластики Демидовой ее преподаватели А.В. Брискиндова и В.Г. Шлезингер. image Алла Демидова поступила в Щукинское училищеВскоре состоялся и дебют Демидовой в кино. Это была «Ленинградская симфония» З. Аграненко, вышедшая на экраны в 1957 году. После чего было еще несколько ролей в массовках или малозаметных эпизодах второго плана – «Девять дней одного года», «Что такое теория относительности», «Комэск». Окончив с отличием Щукинское училище в 1964 году, Демидова успешно защитила дипломную работу – роль госпожи Янг в «Добром человеке из Сезуана». Эта постановка Юрия Любимова положила начало театру на Таганке. Роль была простейшей – Демидова выходила на сцену и делала жест рукой, но жест этот запоминали все. Играя далеко не главную роль, Демидова сумела заставить зал запомнить из всей постановки именно госпожу Янг. Окончив Театральное училище, Демидова сделала попытку пойти в Вахтанговский театр, самоуверенно придя на пробу без подготовки. Попытка провалилась, Демидова снова вернулась на «Таганку», однако ей там не нравилось. Интуиция заставляла искать что-то другое, свое… Попытки поиска продолжались – Алла участвовала в постановках Театра им Маяковского, провела там месяц и, разочаровавшись, снова вернулась к Любимову в «Таганку». image Алла Демидова работала с Высоцким в Театре на ТаганкеВ театре на Таганке Демидова дебютировала в роли Веры в лермонтовском «Герое нашего времени». Дебют обернулся катастрофическим провалом и долгое время после этого Алла играла «на износ» в массовке и маленьких эпизодах. Позже Любимов стал давать ей главные роли, Демидова оказалась самой преданной ученицей талантливого режиссера. В 1966 году неожиданно Демидовой предложили главную роль в «Дневных звездах» И. Таланкина. Эта экранизация автобиографии Ольги Берггольц принесла славу Демидовой. После этой поэтической и жуткой одновременно картины игра Демидовой была оценена по достоинству. Роли в кино посыпались на актрису, кинокритика оказалась к ней благосклонна. По итогам голосования читателей журнала «Советский экран» Алла стала самой перспективной актрисой 1968 года. Тогда же первые роли стали доставаться Демидовой и у Любимова на Таганке. С середины семидесятых, несмотря на то, что Демидова становится одной из ведущих актрис Таганки, она остается неудовлетворенной своей актерской судьбой. Вместе с Высоцким они задаются целью найти постановку «на двоих». Активные репетиции «Крика» Уильямса и «Федры» Жана Расина не получают продолжения – Высоцкий умирает. Смерть своего друга и сценического партнера Демидова переживает очень тяжело. Демидова продолжает оставаться во многом «культовой» киноактрисой («Шестое июня», «Иду к тебе», «Чайка», «Дети солнца»). Роль Марии Спиридоновой в «Шестом июня» приблизила Демидову к трагедии, передаче фантастичной одержимости идеей, непреложной уверенности в правоте. Все эти черты были мастерски переданы Демидовой. image Алла Демидова начала карьеру в кино в 1966 годуОднако раскрыть свой талант по-настоящему Демидова не может ни в театре, ни в кино. Демидова так и остается «одной из самых невоплощенных в экранном пространстве» («Новейшая история отечественного кино»). В «Таганке» наступили кризисные годы – частая смена руководства, смерть Высоцкого, Анатолия Эфроса. Демидова сотрудничает с Романом Виктюком, результатом которого становится постановка «Федры» по М. Цветаевой. Ведутся переговоры с французским режиссером Антуаном Витезом и о «Федре» Расина, но вот уже второй раз проект оканчивается смертью – на этот раз погибает Витез. Гастроли на Западе Демидовой с «Федрой» Виктюка делают Аллу образцом современной русской актрисы и звездой театра в европейской и американской критике. В России же Демидову продолжают считать «холодной», «интеллектуальной», обвиняют в формализме. Демидова возвращается на Таганку и остается в ней до самого раскола театра.

Театр «А» и наши дни

В 1993 году Алла основывает свой театр «А» и сотрудничает с греческим режиссером Теодоросом Терзопулосом. Кинороли этого периода невелики и кажутся отдельными отточенными произведениями в канве картины. Они трагичны, эксцентричны и гротескны. image Алла Демидова основала театр «А»Вот уже более десяти лет находясь в «свободном полете», сотрудничая только со «Школой драматического искусства», Демидова продолжает привлекать внимание к своей персоне, оставаясь непознанной звездой русского театра и кинематографа. Ее избирательность в ролях и замкнутость, ревностное охранение своего личного пространства окружают всю ее жизнь таинственностью, приоткрыть завесу которой все время пытаются журналисты. Она продолжает ездить по планете со спектаклями и вечерами поэзии, выступая в Москве крайне редко.

Лучшие фильмы

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий