алла ларионова биография личная жизнь дети

Биография Аллы Ларионовой

Алла Ларионова – советская актриса, о чьей красоте и таланте в своё время ходили легенды. Дебютная роль Любавы в экранизации сказки «Садко» принесла ей международный успех на венецианском кинофестивале в 1953 году. Судьба актрисы могла быть иной: сам Чарли Чаплин приглашал ее в Голливуд, обещая главную роль в своем фильме. Но актрис из СССР не выпускали за «железный занавес» на работу. Культовой картиной, принесшей Ларионовой славу и безумную популярность в Советском Союзе, стала «Анна на шее». Народная артистка РСФСР, лауреат премии Гильдии актеров российского кино. Ушла из жизни весной 2000 года. image На фото: Алла Ларионова

Детство, юность, семья

Алла родилась зимой 1931 года в семье Валентины и Дмитрия Ларионовых. На момент ее рождения родители уже воспитывали сына Володю. Родители Аллы, Валентина Алексеевна и Дмитрий Андреевич, познакомились в Гражданскую войну – оба были партизанами в бригаде Котовского. Отец, верный ленинец, член РСДРП(б) с начала 1918 года, всегда охотно трудился там, куда направляла его партия. Депутат московского Бауманского районного совета, он был назначен сначала директором небольшой фабрики, затем ему доверили должность директора районного пищеторга. image Алла Ларионова в детствеСтатью Дмитрий Андреевич напоминал актера Николая Охлопкова: был высоким, представительным мужчиной. Скончался в 1967 году, когда карьера Аллы была на самом пике: от неосторожно срезанной при бритье родинки у него развилась меланома. Он никогда, по сведениям соседей, не использовал свое служебное положение. Семья долгое время жила в стареньком доме. Задняя дверь выходила во двор, куда из кинотеатра неподалеку выходили после сеанса зрители. Девочка постоянно слышала, как они делились мнениями о том, или ином фильме, а позже вспоминала:

Чему тут удивляться [говорила она о своем успехе– прим. ред. uznayvse.ru], ведь я с ранних лет знала, что нравится кинозрителям, а что нет!». О своем отце-бессеребреннике говорила: «Сколько себя помню, дома всегда был пустой холодильник. Захочется чего-нибудь вкусненького – у папы один ответ: пойдите в магазин и купите».

Валентина Алексеевна, несмотря на то, что окончила всего четыре класса, женщиной была интеллигентной и деятельной. Устроилась завхозом в детский сад, вела хозяйство: сначала свое, затем у ставшей знаменитостью дочери, которую она растила обычно, как и всех советских детей. Как-то летом малышню отправляли на детсадовскую загородную дачу. Однажды туда приехали кинооператор и ассистенты, выбрали из всех детей двух мальчиков и Аллу, сняли на камеру пробы и уехали. Позже Ларионовым предложили снять их дочку в кино, но родители отказались. Алла Ларионова могла снять в кино еще в детствеАллочке исполнилось десять, когда началась война. Отец сразу ушел в народное ополчение, а Валентина Алексеевна вместе с детьми эвакуировалась в Мензелинск, город в Татарстане. В местном госпитале Алла впервые почувствовала себя артисткой: она выступала перед ранеными, читала стихи и пела. Девочке с энтузиазмом аплодировал будущий народный артист Советского Союза Зиновий Гердт, получивший ранение в ногу. Семья Ларионовых воссоединилась в столице по окончании войны. Через год юную Аллу неподалеку от школы заметила Надежда Кушнеренко, помощница режиссера Александра Довженко, начинавшего снимать художественный фильм «Мичурин». Тут уже мама ничего не могла поделать, хоть и была против: девочка очень хотела сняться в картине и в итоге сыграла одну из помощниц селекционера. Юная Алла Ларионова в мамойНа съемках юную красавицу заметили, стали приглашать как статистку на «Мосфильм». В первый эпизод со словами Алла попала в картине Юлия Райзмана «Поезд едет на Восток». И с нетерпением ждала окончания школы, чтобы поступить в театральный вуз. Для себя Ларионова выбрала два профильных института: ГИТИС и ВГИК. На прослушивании в первый вуз провалилась: увидела в комиссии знаменитого Андрея Гончарова и разволновалась настолько, что забыла слова. Во второй прошла не сразу: Сергей Герасимов решил, что внешность Аллы не вписывается в каноны, и не хотел брать ее на курс. Лишь благодаря его супруге и ассистентке, актрисе Тамаре Макаровой, что-то разглядевшей в абитуриентке, в 1948 году девушку зачислили на курс.

Творческий путь

Алла училась на втором курсе, когда ее пригласили на пробы в картину Александра Птушко «Садко». Главный герой уже был определен, его играл Сергей Столяров. А вот с Любавой была проблема, режиссеру не подошла ни одна из двухсот претенденток. Но лишь в студии появилась Ларионова, он воскликнул: «Есть Любава! Иди, девочка, в соседнюю комнату, читай сценарий, готовься к съемкам». Об этом вспоминал Георгий Натансон, знавший Аллу со времен «Мичурина». Алла Ларионова в фильме «Садко»Картина вышла на экраны в 1952 году и произвела фурор. Творческую группу, в которую наряду со Столяровым и Лидией Вертинской входила и Алла, пригласили в Венецию на кинофестиваль. «Садко» удостоился «Серебряного льва». Надо заметить, «Золотой лев» в 1953 году не был вручен никому. Алла Ларионова в молодостиЛарионову называли яркой восходящей звездой советского кинематографа, ей расточали похвалы зарубежные актеры и режиссеры, которые незамедлительно хотели заполучить русскую красавицу в свои картины. Но съемки на «загнивающем западе» в СССР были запрещены. За актрису все решили чиновники, ссылаясь на ее плотный съемочный график, якобы расписанный на десять лет вперед. Единственное о чем до конца своих дней сожалела актриса, что ей пришлось отказать даже Чарли Чаплину. А ведь она вполне могла бы покорить Голливуд. Алла Ларионова в фильме «Анна на шее»Но Ларионова вернулась на родину и стала королевой советского кино после съемок в драме Исидора Анненского «Анна на шее» (1954), в которой исполнила главную роль. Ее партнерами по съемкам были Александр Вертинский, Ирина Мурзаева, Михаил Жаров. Вертинский был против кандидатуры Ларионовой, он предлагал взять на роль актрису постарше. Но увидев, с какой самоотдачей работает Алла, изменил отношение к ней. Алла Ларионова и Александр ВертинскийТанцевальные репетиции буквально изнуряли молодую актрису, она с трудом переставляла отекшие ноги. Все жертвы были не напрасны: премьера фильма произвела фурор, зрители ходили в кинотеатры по три-четыре раза, чтобы еще раз увидеть Ларионову. Алле стали мешками приходить письма с восхищенными признаниями. Кадр из фильма «Двенадцатая ночь»Еще больше их стало после съемок в экранизации шекспировской «Двенадцатой ночи» Яном Фридом. В фильме актриса сыграла графиню Оливию, а ее экранным возлюбленным стала… Клара Лучко, воплотившая в картине сразу два образа – брата и сестры Себастьяна и Виолы. Позже Ларионова сыграла Оксану в «Полесской легенде», дьячиху Раису в «Ведьме», Анну Одинцову в драме «Отцы и дети». Алла Ларионова в фильме «Ведьма»С конца 50-х актриса редко появлялась на главных ролях. Виной тому, считала Ларионова, косвенно стало внимание министра культуры Георгия Александрова. Актриса ему нравилась, и как-то раз мужчина пригласил ее на банкет. На мероприятии он поблагодарил ее за труд и весь вечер старался быть рядом. На следующее утро сотрудники «Ленфильма» начали заискивать перед ней, вскоре поползли слухи о романе актрисы с министром. Из уст в уста передавалась история о том, как Александров купал Ларионову в ванной с шампанским. Алла Ларионова. Сказка о советском ангеле Позже, когда министр попал в опалу, завистники (а среди них были такие маститые звезды, как Любовь Орлова и Марина Ладынина) пытались «потопить» Ларионову слухами об их связи. Однако сама актриса и все ее близкие и коллеги всегда говорили однозначно: такого быть не могло. Аллу прекратили звать в кино, в театре тоже начались трудности: ей не подписывали разрешение на командировку и не давали суточных, из-за чего она не могла уехать в Ялту на съемки фильма «Илья Муромец». Только после звонка новому министру культуры травля прекратилась. Алла Ларионова в фильме «Дикий мед» И все же в 60-е карьера актрисы пошла на спад. Она появилась в нескольких фильмах («Ко мне, Мухтар!», «Дикий мед», для которого она загримировалась «под дурнушку», «Дядюшкин сон», «Фокусник» и др.), но культовых персонажей среди ее героинь больше не было. А в 70-е она и вовсе исчезла с больших экранов, вытесненная более молодыми актрисами. Вместе с супругом Николаем Рыбниковым она ездила по стране, купаясь в лучах людского обожания. Алла Ларионова в фильме «Семья Ивановых» (1975) Последней, неоконченной ролью в кино стала учительница из дипломной работы Вячеслава Афонина «Тихий ангел прилетел…», снятая в 1995 году. Алла Ларионова в 90-е

Личная жизнь Аллы Ларионовой

Во время учебы во ВГИКе вчерашний «гадкий утенок» расцвел, а после роли в «Садко» уже ни у кого язык не повернулся бы назвать Аллу «некрасивой», как это когда-то сделал Сергей Герасимов. Прекрасная Алла Ларионова Карьера Аллы устремилась ввысь. В нее влюблялись партнеры по съемочной площадке, посетители Театра киноактера, где она трудилась с 1953 года, чиновники и министры. Если она приходила на киносеанс или в театр как зритель, то весь зал смотрел только в ее сторону. Евгений Моргунов хвастался, что на съемках Ларионова как-то раз спала в его огромной кровати – подходящего по размерам реквизита не было, пришлось одалживать у корпулентного актера. Домой Ларионова возвращалась к родителям в полуподвал с самодельными окнами и ванной на кухне. На съемках «Садко» Ларионова познакомилась с Иваном Переверзевым. Актер был старше ее на 15 лет и на тот момент уже сделал себе имя благодаря фильму «Первая перчатка» и мужественной внешности. Алла влюбилась без памяти, у них завязался роман, но делать предложение Переверзев не спешил. На фото: Иван Переверзев в 50-е годы Алла знала, что ее однокурсник Николай Рыбников был безоговорочно в нее влюблен. Точнее, на первых курсах влюблена была она, а он был увлечен другой. Но стоило девушке остыть, как Николай, напротив, потерял голову. Он пытался добиться ее внимания шесть лет, избил распускавшего слухи про Аллу Вадима Захаренко и даже пытался покончить с собой, но, к счастью, был спасен. Однокурсники и педагоги, включая самого Сергея Герасимова, пытались убедить Николая либо забыть красавицу, либо завоевать. Рыбников выбрал второй вариант и с тех пор писал Алле трогательные письма, в каких отдаленных уголках страны бы она ни была:

Понятия не имею, как ему удавалось меня разыскивать, но, говоря современным языком, доставал. И достал!

Во время съемок «Полесской легенды» в Минске Алла поняла, что носит под сердцем ребенка. И вскоре узнала, что примерно на том же сроке находится актриса Кира Канаева и отец ее ребенка – тот же человек. Переверзев сорвался в Москву и вернулся обратно со штампом в паспорте. Женой стала… его бывшая сумасшедшая любовь Надежда Чередниченко. Та не питала никаких иллюзий по поводу Ивана: «Укрылся от проблем», – говорила она. Но всё же приняла его предложение руки и сердце. Алла Ларионова и Николай Рыбников Предательство любимого заставило Аллу позвонить Рыбникову Перед самым Новым, 1957 годом, Рыбников приехал к возлюбленной. Он знал, что она ждет от другого. Тем не менее, 2 января они вместе пришли в загс и расписались. Дочка Алёнка родилась в феврале, и Николай всегда ситал девочку родной. Через четыре года родилась их общая с Николаем дочь Арина. Алла Ларионова с детьми на отдыхе По словам окружающих, Рыбников никогда не делал различия между девочками, но главной его любовью была жена – Лапуля, так он ее называл все тридцать с лишним лет, которые они прожили вместе. Николай боготворил жену Близкие удивлялись, как такие непохожие люди могли не просто существовать вместе, а быть невероятно красивой и гармоничной парой. Ведь Ларионова всегда любила большие компании, светские вечера и всеобщее внимание. Рыбников, напротив, был довольно замкнутым и необщительным человеком, а вечера любил коротать дома. Ларионова была, как бы сейчас сказали, светской львицей Некоторые близкие друзья супругов утверждали, что Алла скорее позволяла любить, чем любила на самом деле. Что актриса якобы порой заводила ни к чему не обязывающие романы на стороне, о которых Николай знал, ужасно ревновал, но не мог ничего сделать. Когда мама Аллы сломала шейку бедра и за ней требовался уход, Николай был рядом, часто в ущерб своей карьере и финансовому благополучию. А оно с какого-то момента начало резко портиться: к 80-м обоих уже давно не звали на главные роли, денег не было даже на содержание их просторной квартиры. Не все в порядке было и с детьми: старшая дочь Алёна, хоть и окончила школу с тройками, делала успехи в профессии режиссера монтажа, а вот младшая Алина начала выпивать. Отдушиной немолодых супругов стала дача. Алла Ларионова с дочерьми В 1990 году Николай умер – во сне у него произошел сердечный приступ. После этого Алла практически перестала сниматься в кино, разлюбила шумные компании и стала затворницей. После смерти отца Алина окончательно попала в зависимость от алкоголя, а однажды собрала компанию друзей в родительской квартире, и кто-то из ее приятелей вынес все ценности. Ларионова не стала заявлять в милицию, но настояла, чтобы дочь съехала от нее. После смерти мужа Алла потеряла вкус к жизни

Смерть и память

Незадолго до трагического дня актриса летала на гастроли со спектаклем «Коварство, деньги, любовь» в Белгород. По словам Станислава Садальского, на борту ей стало плохо, Ларионову уложили в проходе. Нонна Мордюкова дала свой нитроглицерин. Валентина Титова предложила помочь снять парик, но артистка отказалась со словами: «Никогда! Умирать – так в парике». Потом ей стало легче, от госпитализации Ларионова отказалась. Алла Ларионова в старости А 25 апреля 2000 года дочь Алена вместе со спасателями вскрыла дверь в ее квартиру, поскольку мама не отзывалась на звонки. Врачи констатировали смерть от обширного инфаркта во сне. Ей было 69 лет. Уже после смерти некогда народной любимицы выяснилось, что последние годы она прожила в нищете. Похоронили прекрасную Любаву пятидесятых годов на Троекуровском кладбище, рядом с ее мужем Николаем Рыбниковым. В ее день рождения на доме №7 в Банном переулке была открыта мемориальная доска. В 2003 году писательница Лиана Полухина в память об Алле Ларионовой и ее муже издала книгу «Любовь на Заречной улице». На могиле у Аллы Ларионовой В 2004 году Алина Рыбникова умерла из-за цирроза печени. Алёна Рыбникова была в браке, но детей у них с мужем не родилось.

Лучшие фильмы

Биография

Будущая Народная артистка РСФСР и звезда советского кинематографа Алла Дмитриевна Ларионова появилась на свет в Москве в феврале 1931 года. Семья жила вполне благополучно: папа был служащим пищеторга, мама трудилась завхозом в детском садике. Родители назвали девочку в честь звезды кино и кумира своего времени артистки Аллы Тарасовой. И, как сейчас говорят, запрограммировали дочь на будущее.

Актриса Алла Ларионова

После того, как отец ушёл на фронт, Алла вместе с мамой отправилась в эвакуацию. В городе Мензелинск мама работала в госпитале. Именно здесь 9-летняя Алла Ларионова впервые вышла «на сцену». Она читала стихи раненным, которые лежали в госпитале. Здесь будущая артистка услышала первые аплодисменты и хвалебные «рецензии» на свои выступления. В этом госпитале Аллу Ларионову увидел Зиновий Гердт. Через пару десятков лет они встретились как коллеги.

Впервые юную и очаровательную Аллу пригласили в кино, когда ей едва исполнилось 15 лет. На улице к ней подошла незнакомая женщина, которая спросила, не хочет ли девочка сниматься в кино. Конечно же, Ларионова хотела. Так она попала на съёмочную площадку и снялась в нескольких картинах. Правда, в массовке, но вкус профессии Алла почувствовала.

Алла Ларионова в молодости

По окончании школы Алла отправилась учиться на артистку. В ГИТИСе Ларионова с треском провалила экзамены. На беду, среди экзаменаторов девушка увидела знаменитого режиссёра Василия Михайловича Гончарова и напрочь забыла всё, что подготовила для поступления. Не всё гладко оказалось и с поступлением во ВГИК. Сергею Герасимову девушка почему-то не понравилась. Но всё решила его жена Тамара Макарова, которой Алла, напротив, пришлась по душе.

Фильмы

Звёздная роль, определившая всю её дальнейшую карьеру в кино, досталась Алле Ларионовой в студенческие годы. Актриса сыграла Любаву в картине Александра Птушко «Садко». Фильм, вышедший в 1952 году, оказался настолько успешным, что в следующем году группу, снимавшуюся в нём, пригласили в Венецию на фестиваль. Более того, фильму-сказке был вручен приз “Серебряный лев” в номинации “Золотой лев”. Это было настоящим прорывом для советского кинематографа.

Алла Ларионова в фильме «Садко»

В Венеции Алла Ларионова почувствовала вкус невероятной славы. Следом за русской красавицей бегали толпы журналистов и поклонников. Среди последних оказались известнейшие продюсеры и режиссёры. Они предлагали актрисе роли, от которых она наотрез отказывалась: официальные представители, чиновники, сопровождавшие группу артистов за рубеж, строго-настрого запретили идти на контакты с «буржуазными» режиссёрами.

Возможно, творческая биография Аллы Ларионовой сложилась бы совсем иначе, останься она за рубежом. Но история не терпит сослагательного наклонения. Артистка вернулась домой в слезах. Ей позволили дотронуться до прекрасного мира, увидеть его, но запретили в нём жить.

Алла Ларионова в фильме «Команда с нашей улицы»

Утешением актрисе послужило предложение, которое она получила, едва сойдя с трапа самолёта. Алле Ларионовой сообщили, что она утверждена на роль главной героини фильма «Анна на шее».

Картина вышла на экраны в 1954 году и превратила Ларионову в звезду отечественного кинематографа. Слава, обрушившаяся на артистку, превысила ту известность, которую Алла Дмитриевна получила после «Садко». Её караулили возле дома, засыпали цветами. Очереди возле кинотеатров из желающих увидеть «Анну на шее» тянулись на сотни метров. Но слава имела и обратную сторону медали. Алле Ларионовой завидовали. Вокруг её имени поползли сплетни.

Алла Ларионова в фильме «Анна на шее»

После того, как артистка снялась в «Двенадцатой ночи», где появилась в образе красавицы Оливии, поклонники дежурили возле киностудии и квартиры, заглядывали в окна и ждали её выхода. На актрису приехал посмотреть даже министр культуры. После этого Ларионовой сразу же приписали роман с чиновником.

И перестали давать роли. А если и давали, то делали всё, чтобы актриса не могла попасть на съёмки. Так случилось с картиной «Илья Муромец». Ларионову утвердили на роль, но в театре, где она работала, командировку в Ялту, в которой проходили съёмки, не подписали.

Алла Ларионова в фильме «Двенадцатая ночь»

В 60-70-ые годы Алла Ларионова так и не получили главных ролей. Часто она соглашалась даже на эпизоды. А в 1966 году артистка снялась в картине «Дикий мёд», где согласилась на роль дурнушки, чьё лицо щедро измазали грязью.

В эти годы обнаружилось, что Алла Ларионова может играть характерные роли. Она сыграла Наталью Дмитриевну Паскудину в «Дядюшкином сне», продавщицу Любаву в «Длинном дне Кольки Павлюкова», Елену Ивановну в «Фокуснике» и Екатерину ІІ в ленте «Есть идея!». Но ролей, после которых актрису носили бы на руках, ей больше не предлагали.

Последняя роль Аллы Ларионовой в фильме «Троцкий»

Вспомнили Аллу Ларионову, когда ей исполнилось 60. Артистке дали звание Народная, поздравили, но значимых ролей так и не предложили. Ларионова жила очень тихо и скромно. До конца жизни она жалела, что отказалась сниматься у Чарли Чаплина, который ей не раз предлагал работу. Чтобы не предаваться грустным воспоминаниям и не сидеть в четырёх стенах, Ларионова ездила по стране со спектаклем «Деньги, коварство, любовь» с театром имени Евгения Вахтангова.

Личная жизнь

В январе 1957 года Алла Ларионова вышла замуж за Николая Рыбникова. Их отношения поначалу складывались довольно сложно. Алле будущая звезда советского кинематографа понравился ещё в студенческие годы. Но тогда Николай Рыбников не обратил на неё внимания.

Чуть позже у Ларионовой вспыхнул роман с актёром Иваном Переверзевым. Вместе они жили некоторое время, пока Алла не узнала, что у Переверзева развиваются отношения с другой женщиной. Ларионова ушла от неверного возлюбленного. Не удержала её даже беременность.

Алла Ларионова и Николай Рыбников

Узнав, что Алла Ларионова одна, Рыбников тут же примчался в Минск, где она снималась в картине «Полесская легенда», и предложил ей руку и сердце. На тот момент он был без ума влюблён в актрису. Впоследствии родившуюся дочь Алёну он любил не меньше, чем их общую дочь Аришу.

Вместе эта прекрасная пара прожила 33 года. Когда не стало Николая Рыбникова, Алла Дмитриевна как-то сразу сникла, словно в ней потушили свет. Она полюбила одиночество и редко куда-то выходила. Вскоре она разменяла их большую 5-комнатную квартиру, где всё напоминало о Николае.

Смерть

Алла Ларионова угасала на протяжении 10 лет после смерти мужа. Её не стало 25 апреля 2000 года. Знаменитая актриса умерла тихо, во сне. Её нашли через 6 часов после смерти. Оказалось, она скончалась от обширного инфаркта. Ларионова не дожила до своего 70-летия один год.

Могила Аллы Ларионовой

Похоронили артистку рядом с мужем на Троекуровском кладбище. Через год умерла их дочь Ариша, пристрастившаяся к алкоголю.

Фильмография

  • 1952 – «Садко»
  • 1954 – «Анна на шее»
  • 1955 – «Двенадцатая ночь»
  • 1955 – «Судьба барабанщика»
  • 1956 – «Главный проспект»
  • 1956 – «Дорога правды»
  • 1958 – «Отцы и дети»
  • 1966 – «Дикий мёд»
  • 1966 – «Длинный день Кольки Павлюкова»
  • 1967 – «Фокусник»
  • 1977 – «Есть идея!»
  • 1993 – «Троцкий»

19 февраля исполняется 90 лет со дня рождения известной актрисы, народной артистки РСФСР Аллы Ларионовой. В 1950-х гг. ее называли самой красивой советской актрисой не только в СССР, но и за рубежом. Жерар Филип смотрел на нее с обожанием, а Чарли Чаплин приглашал на съемки. Однако ее красота сыграла с ней злую шутку: всю жизнь ее окружали не только поклонники, но и завистники и сплетники, из-за чего не раз оказывались под угрозой и ее карьера, и брак со знаменитым актером Николаем Рыбниковым. О ее романах ходило множество легенд, и отделить правду от вымысла было крайне сложно. Актриса в молодости | Фото: kino-teatr.ruОна с самого детства казалась окружающим настоящим баловнем судьбы. Ее родители не имели отношения к театру и кино, но Аллу как будто вела за руку сама Фортуна. Она могла бы начать сниматься еще в детстве, но когда ассистент режиссера, случайно ее увидев, предложил привести красивую девочку на пробы, родители отказались. В следующий раз к ней снова подошли на улице. Она тогда училась в 8-м классе и, не дожидаясь разрешения мамы, тут же заявила, что очень хочет сниматься в кино. Так фотографии Аллы Ларионовой появились в картотеке «Мосфильма», и ее начали приглашать в массовку. Актриса в молодости | Фото: culture.ru, teleprogramma.proПосле школы она твердо решила поступить в театральный вуз. Но на вступительных экзаменах в ГИТИСе случился казус. Во главе комиссии был известный режиссер Андрей Гончаров, и абитуриентка потеряла дар речи. Алла Ларионова позже рассказывала: «А он такой красивый был! Я от волнения забыла текст, который должна была читать. И он так не без ехидства меня спрашивает: «Девочка, сколько тебе лет?». – «17», – говорю. А он: «Так в 17 лет надо память получше иметь…». Тогда Алла отправилась на вступительные экзамены во ВГИК. Она не смогла впечатлить Сергея Герасимова, назвавшего ее некрасивой и нефотогеничной, и только благодаря вмешательству его жены Тамары Макаровой девушка все же поступила. Актриса Алла Ларионова | Фото: peoples.ruАлла первой обратила внимание на своего однокурсника Колю Рыбникова, но тогда он ее не замечал – он был влюблен в другую девушку. Но очень скоро они поменялись ролями: Алла остыла, а Николай потерял от нее голову и начал ее добиваться. А девушка к тому моменту завела роман с его другом Вадимом Захарченко, вместе с которым они жили в одной комнате в общежитии. И он якобы решил расстаться с ней после того, как Рыбников едва не покончил с собой из-за несчастной любви. Впрочем, об этом Захарченко рассказал, когда ни Рыбникова, ни Ларионовой уже не было в живых, и они не могли подтвердить или опровергнуть его слова. Как бы то ни было, актриса не отвечала на знаки внимания Рыбникова на протяжении 6 лет, а он продолжал засыпать ее комплиментами, письмами и телеграммами с признаниями в любви. Алла Ларионова в фильме *Садко*, 1952 | Фото: culture.ruИ при жизни актрисы, и особенно после ее ухода таких историй о ней рассказывали немало – у красавицы всегда были поклонники, выдающие желаемое за действительное, а также завистники, которые тут же распускали сплетни, часто не имеющие под собой оснований или сильно преувеличивавшие масштаб событий. А поводов для зависти было предостаточно. Первая же главная роль в фильме «Садко», которая досталась Ларионовой еще во время учебы, принесла ей признание не только в СССР, но и за рубежом. Фильм отправили на кинофестиваль в Венецию, и Алла отправилась туда в составе советской делегации. Фильм получил «Серебряного льва», а советская красавица произвела в Венеции фурор. В газетах писали: «Русские привезли настоящее чудо красоты!»; «Алла неотразима – самая молодая, самая веселая, самая красивая. Ее появление на фестивале – уже успех! Солнце Венеции – в волосах у Аллы». Сам Чарли Чаплин пригласил ее на съемки, но ему ответили, что в СССР график актрисы расписан на несколько лет вперед, хотя это было не так. Алла Ларионова в фильме *Садко*, 1952 | Фото: culture.ru Кадр из фильма *Анна на шее*, 1954 | Фото: culture.ruСвой триумф актриса закрепила главной ролью в фильме «Анна на шее». Ее партнером по съемкам стал сам Александр Вертинский, который поначалу скептически отнесся к кандидатуре Ларионовой. Но когда он увидел, как она работает на съемочной площадке – в минусовую температуру, ночами напролет, без единой жалобы – был покорен ее профессионализмом и осыпал комплиментами. Злые языки тут же приписали им роман, хотя в восхищении Вертинского, известного своей галантностью и обходительностью, не было никакого подтекста. На съемках Ларионова подружилась и с известным актером Михаилом Жаровым, и из их дружбы тут же раздули историю с жаркими страстями. Актриса не опровергала сплетен – говорила, что в отношении таких величин ей это даже лестно. Алла Ларионова в фильме *Анна на шее*, 1954 | Фото: kino-teatr.ru Кадр из фильма *Анна на шее*, 1954 | Фото: biography-life.ruЕще больше поводов для сплетен появилось, когда в следующем году на съемочную площадку «Двенадцатой ночи» пришел сам министр культуры СССР Георгий Александров – и застыл как вкопанный, увидев Ларионову. В перерыве ее представили министру, а вечером он пригласил ее на ужин, на котором присутствовали и другие артисты. На этом история и закончилась, но тут разразился настоящий скандал. В этот период Александров попал в немилость к руководству страны, и в газете «Правда» напечатали разгромную статью, где его обвиняли во всех смертных грехах. Якобы у министра был целый гарем из артисток, и Алла была одной из них. Ее недоброжелатели с упоением пересказывали слухи о том, как Александров купал ее в ванне с шампанским, не смущаясь нелепостью этих домыслов. Алла Ларионова в фильме *Двенадцатая ночь*, 1955 | Фото: eg.ru Алла Ларионова в фильме *Двенадцатая ночь*, 1955 | Фото: starhit.ruВ этой клевете разбираться не стали, министра сняли с должности, а на все киностудии разослали уведомление, согласно которому Ларионову снимать запрещалось. Она тут же потеряла несколько крупных ролей. В отчаянии актриса решилась написать письмо новому министру культуры с просьбой разобраться в ситуации. Уже через неделю ей разрешили отправиться в составе делегации советских кинематографистов во Францию, и опала была снята. Кадр из фильма *Отцы и дети*, 1958 | Фото: kino-teatr.ruЗа границей актриса вновь оказалась в центре внимания. Сам Жерар Филип, знаменитый Фанфан-Тюльпан, на глазах у всех ухаживал за Ларионовой. И хотя это звучало уж совсем сказочно, ей, конечно, приписали роман и с ним. Актриса вздыхала: «Ох уж эти слухи! Да, мы симпатизировали друг другу… Однажды я назвала его «Жерарчик», а он в ответ: «Алчик». На прощальном приеме он написал на ресторанном меню такие строки: «Со мной сидит блондинка в платье голубом, и я в нее влюблен». Актриса в начале 1970-х гг. | Фото: peoples.ruА в реальности актриса не заводила романов ни с высшими чинами, ни с зарубежными звездами. Еще во время съемок в фильме «Садко» она потеряла голову от своего коллеги, актера Ивана Переверзева. Когда она ждала от него предложения руки и сердца, узнала, что беременна. Но тут он неожиданно пропал, а потом выяснилось, что он женился на другой женщине, которая тоже ждала от него ребенка. Как только об этой ужасной ситуации узнал Николай Рыбников, который все эти годы продолжал боготворить Аллу Ларионову, он тут же сорвался со съемок и примчался к ней. Он уговорил ее выйти за него замуж и пообещал, что воспитает ее ребенка, как своего собственного. И свое обещание он сдержал. Николай Рыбников и Алла Ларионова | Фото: teleprogramma.pro Николай Рыбников и Алла Ларионова с дочерью | Фото: culture.ruВместе они прожили 33 года, до последних дней Николая Рыбникова. Чего только ни говорили об их браке – что он любит, а она позволяет себя любить, что актер ревнует свою супругу небезосновательно, что Алла до старости оставалась кокеткой и не ценила мужа по достоинству. Тем не менее факты говорят сами за себя: этот брак стал единственным для них обоих, они вырастили двух дочерей и были очень счастливы вместе. Однажды Алла сказала: «Я счастливая женщина. Я снималась в кино, и меня любил Коля Рыбников». Именно этими критериями измерялось для нее счастье. Кадр из фильма *Оружие Зевса*, 1991 | Фото: kino-teatr.ruВдвоем они пережили и самые сложные времена, когда в эпоху Перестройки оба оказались невостребованными в профессии. Алла Ларионова практически перестала сниматься еще в конце 1970-х гг., и спустя десятилетие зрители о ней почти забыли. В 1990 г., не дожив полтора месяца до своего 60-летия, ушел из жизни Николай Рыбников. Алла пережила его на 10 лет, и эти годы стали для нее самыми тяжелыми. Средств к существованию почти не осталось, когда в 1992 г. ей предложили спасительную роль в театре, а затем и несколько ролей в кино. Но от былой красоты и славы уже не оставалось и следа. Кадр из фильма *Оружие Зевса*, 1991 | Фото: kino-teatr.ruСвоей подруге она однажды призналась: «Разлюбила я что-то шумные компании. Помнишь, как Коля говорил: «Лапуля, я – спать!» Жалко, что я раньше не понимала, что посидеть с ним дома – это самое лучшее. Вот теперь приходится сидеть без Коли. Всю жизнь с ним прожила, а побыть наедине как следует и не успела». 25 апреля 2000 г. ее не стало. Актриса Алла Ларионова | Фото: peoples.ruГоворят, они с Аллой Ларионовой были полными противоположностями: Каким был экранный сердцеед Николай Рыбников за кадром.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

735

Ларионова Алла Дмитриевна (19.02.1931 – 25.04.2000) – советская актриса кино. Обладательница почетного звания заслуженная и народная артистка РСФСР. Главная роль в фильме-сказке «Садко» сделала ее одной из самых известных и востребованных советских актрис. Была несколько раз приглашена Чарли Чаплином на съемки, но из-за советской политики так и не поработала в Голливуде.

Ранние годы

Алла родилась в российской столице и была младшим ребенком в семье. Родители девочки познакомились в Гражданскую войну. Отец был депутатом районного совета, мать работала заведующей хозяйством в детском саду. Великую отечественную войну мать с детьми провела в эвакуации в Республике Татарстан. Отец ушел на фронт, после окончания войны семья воссоединилась в Москве.

С детства Алла была творческим ребенком. Еще в период эвакуации участвовала в концертах и самодеятельности в госпитале перед ранеными солдатами. Первое приглашение сняться в кино получила еще в дошкольном возрасте, но родители были против того, чтобы дочь работала в киноиндустрии. Впервые снялась в кино подростком в биографической драме Александра Довженко. После чего решила, что станет актрисой.

Образование

После школы Ларионова пробовала поступить в ГИТИС, но не смогла справиться с волнением и не прошла по конкурсу. Успешно сдала вступительные испытания и стала студенткой ВГИКа в 1948 году, поступив на курс к известному драматургу, режиссеру и педагогу Сергею Герасимову. Учась на втором курсе, получила свою первую главную роль у известного режиссера Александра Птушко.

Карьера

Первая эпизодическая роль стала для Аллы знаковой, именно после нее она поняла, что хочет сниматься в кино. Это была работа в биографической драме «Мичурин», съемками которой занимался Александр Довженко. Среди более десятка актрис, режиссер выставил на первый план в эпизоде именно Аллу. Юная девушка снималась в картине с такими актерами как: Григорий Белов, Михаил Жаров, Иван Назаров и др.

Вторая работа сделала из начинающей актрисы звезду советского кинематографа и прославила ее на весь мир. Успешно пройдя пробы, Ларионова получила главную роль в сказке «Садко», где сыграла жену главного героя, русскую красавицу Любаву. Фильм для своего времени был новаторским, что только стоила идея говорящей птицы в исполнении Лидии Вертинской, съемки в Морском царстве и операторская работа.

Фильм имел ошеломляющий успех не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Так, в 1953 году картина получила главный приз Венецианского фестиваля. В том же году работа Птушко была показана в США. Главные герои картины летали на кинофестиваль за границу. Ларионова получила огромное количество положительной обратной связи и предложений сняться в зарубежных проектах.

В 1954 году Алла сыграла главную роль в исторической драме Исидора Анненского «Анна на шее». Хотя у некоторых актеров были сомнения по поводу профессионализма молодой актрисы, во время съемок та продемонстрировала высокую степень самоотдачи и ориентированность на результат. Фильм был хорошо встречен зрителями, только в первый год его посмотрело более тридцати миллионов зрителей.

Успешный старт обеспечил Ларионовой признание со стороны зрителей, критиков и коллег по кинопроизводству. Она стала получать огромное количество предложений о работе. В 1955 году вышло две ярких картины с ее участием: комедийная драма режиссера Яна Фрида «Двенадцатая ночь» и приключенческая драма «Судьба барабанщика», снятую Виктором Эйсымонтом. В обеих картинах актрисе достались главные роли.

В первой работе Алла сыграла прекрасную даму по имени Оливия, которая влюбляется в брата-близнеца в исполнении блистательной Клары Лучко. После ряда комичных ситуаций, обстоятельства разрешаются самым наилучшим образом для всех участников драмы. Во второй картине Ларионова сыграла коварную мачеху, по вине которой отца мальчика Сережи отправляют в тюрьму из-за утери важных документов.

В одноименной исторической драме по роману Ивана Тургенева «Отцы и дети» Алла Ларионова предстала в образе красивой вдовы, предпочитающей спокойствие всему остальному, в том числе любви. Фильм снял Адольф Бергункер и Наталья Рашевская. Главные роли сыграли: Виктор Авдюшко, Николай Сергеев, Эдуард Марцевич, Алексей Консовский, Изольда Извицкая, Георгий Вицин и др.

В 1961 году проходили съемки исторической драмы о переплетениях судьбы князя и простого солдата во время революции. Главные роли достались Николаю Рыбникову и Вячеславу Тихонову. В основной актерский состав вошли: Элла Нечаева, Лев Поляков, Станислав Чекан, Владимир Дружников, Алла Ларионова и др. Режиссером картины стал Леонид Луков, обладатель Сталинской премии и народный артист РСФСР.

Зимой 1964 года начались съемки фильма об отважной овчарке по кличке Мухтар, который вместе со своим хозяином – лейтенантом милиции Глазычевым несет опасную службу. Ларионовой досталась второстепенная роль, актриса сыграла бывшую хозяйку пса, которая бросила Мухтара в поезде. На площадке с Ларионовой работали: Юрий Никулин, Владимир Емельянов, Юрий Белов, Леонид Кмит, Николай Крючков и др.

Ларионова запоминалась в кино не только главными ролями, но и эпизодическими. Так в 1969 году она сыграла небольшую роль в комедии, которую сняли Игорь Ильинский и Аркадий Кальцатый. Фильм «Старый знакомый» стал спин-оффом ранее вышедшей музыкальной комедии «Карнавальная ночь» режиссера Эльдара Рязанова. Фильм был успешен в прокате, в первый год его посмотрело почти тридцать миллионов человек.

С начала семидесятых годов карьера актрисы пошла на спад. И если с 1970-1980 годы она снялась в шести картинах, то в следующем десятилетии – лишь в двух фильмах. Среди наиболее популярных работ того периода стали детектив «И снова Анискин» и мелодрама «Седьмое небо». Последней работой актрисы стала главная роль в дипломной работе Вячеслава Афонина «Тихий ангел пролетел…», снятой в 1995 году.

Фильмография

  • 1952 — «Садко» (Режиссер Александр Птушко)
  • 1954 — «Анна на шее» (Режиссер Исидор Анненский)
  • 1955 — «Двенадцатая ночь» (Режиссер Ян Фрид)
  • 1955 — «Судьба барабанщика» (Режиссер Виктор Эйсымонт)
  • 1964 — «Три сестры» (Режиссер Самсон Самсонов)
  • 1964 — «Ко мне, Мухтар!» (Режиссер Семен Туманов)
  • 1968 — «Фокусник» (Режиссер Петр Тодоровский)
  • 1969 — «Старый знакомый» (Режиссеры: Игорь Ильинский, Аркадий Кальцатый)
  • 1972 — «Седьмое небо» (Режиссер Эдуард Бочаров)

Семья

С будущим супругом актриса познакомилась во ВГИКе. Николай Рыбников учился с Аллой в одной группе и длительное время был влюблен в нее. На съемках фильма «Полесская легенда» у Ларионовой начались романтические отношения с актером Иваном Переверзевым, в результате которых актриса забеременела. Несмотря на беременность Ларионовой, Иван повторно женился на своей бывшей супруге Надежде Чередниченко.

Николай Рыбников сделал предложение Алле, зная о ее положении. В начале 1957 года молодые люди поженились, а уже в феврале актриса родила дочку – Алена, которую Рыбников воспитывал как родную. В 1961 году у Аллы и Николая родилась дочь – Арина. Рыбников умер в 1990 году во сне от сердечного приступа. Младшая дочь Арина умерла в 2004 году от цирроза печени.

Смерть

Практически перестав сниматься, Алла ездила на гастроли и играла в спектакле «Коварство, деньги и любовь» режиссера Вячеслава Шалевича. Во время гастролей испытывала проблемы со здоровьем, однако от госпитализации отказывалась. Ларионова умерла от обширного инфаркта во сне 25 апреля 2000 года в своей квартире. Похоронена на Троекуровском кладбище рядом со своим супругом Николаем Рыбниковым.

Награды и звания

  • 1965 — Заслуженная артистка РСФСР
  • 1990 — Народная артистка РСФСР
  • 2000 — Приз Гильдии актеров России «За выдающийся вклад в профессию»

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий