Анатолий Кузнецов — биография, личная жизнь, фото, фильмография, слухи и последние новости

Биография

Анатолий Кузнецов — советский и российский актер театра и кино, получивший в 1979 году звание народного артиста РСФСР. Несмотря на то, что мужчина мастерски справлялся с ролями любой сложности, большинству зрителей он запомнился по образу товарища Сухова из популярной картины «Белое солнце пустыни». Красноармеец стал национальным героем, и не только для граждан. Просмотр фильма многие годы входит в программу подготовки космонавтов к полетам, а фото самого Кузнецова навечно размещено на космической станции.

Детство и юность

Анатолий Борисович родился в Москве в 1930 году. Его отец Борис Сергеевич Кузнецов был известным певцом, работавшим в Большом театре и выступавшим в составе джаз-бенда Виктора Крушевицкого. Мама Евдокия Давыдовна также имела артистические склонности, но профессионально на сцене не реализовалась. Двоюродный брат Михаил Кузнецов — актер, востребованный в 50-70-х годах.

image
Анатолий Кузнецов в молодости (кадр из фильма «Гость с Кубани»)

Родители с раннего детства стали прививать сыну любовь к искусству. Сначала Толик занимался музыкой в школе, а когда проявил певческие способности, был переведен на вокальное отделение Центральной московской музыкальной школы, считавшейся лучшей в стране. Для продолжения образования юноша поступил в музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова, которое ему не довелось окончить.

Обязательным предметом здесь было сценическое мастерство, необходимое будущим певцам не меньше, чем актерам. Преподаватели посоветовала молодому человеку поменять выбранную профессию. Следующим летом Анатолий Кузнецов пробует поступить сразу в два театральных вуза и, к своему удивлению, успешно сдает экзамены в оба. Посоветовавшись со специалистами, Кузнецов выбирает Школу-студию МХАТ, в которой учился у Александра Карева до 1955 года.

Читайте также7 актеров, участвовавших в Великой Отечественной войне

В альма-матер Кузнецов познакомился с молодым режиссером и педагогом Олегом Ефремовым, который с курсом Анатолия работал над дипломным спектаклем. Со студентами потока он начал создавать труппу будущего «Современника». Но молодой исполнитель отказался от предложения, так как уже в то время много снимался.

После окончания МХАТа Кузнецов вошел в труппу Театра-студии киноактера. Здесь он реализовался как театральный исполнитель, сыграв в спектаклях «Светлые души» по рассказам Василия Шукшина, «Суровое поле» по повести Анатолия Калинина, «Семейный уик-энд». Его партнерами по сцене становились Нонна Мордюкова, Лариса Лужина, Наталья Фатеева и другие.

Фильмы

Приключенческий фильм «Опасные тропы» стал дебютом для студента-третьекурсника Анатолия Кузнецова, который сыграл молодого ученого Николая Жёлудева. Уже в молодости артист пользовался популярностью у режиссеров и часто снимался. В 50-е годы его репертуар пополнился фильмами «Гость с Кубани», «К Черному морю», «Случай на шахте восемь», «Дайте жалобную книгу». К концу 60-х имя артиста было известно советскому зрителю и по военным драмам «Бабье царство», «Весна на Одере».

Читайте также“Все равны”: сколько зарабатывали советские артисты

В 1969 году вышел иронический фильм-боевик «Белое солнце пустыни». Роль возвращающегося домой красноармейца Федора Сухова в исполнении Анатолия Кузнецова принесла актеру всесоюзную славу, а сам персонаж стал в стране практически культовым героем. Популярность фильма оказалась настолько велика, что его даже выбрали своеобразным талисманом для советских космонавтов. В мире его посмотрела публика 80 стран, а в СССР за первый год показа число зрителей достигло 34,5 млн человек.

Хотя не все знают, что работа могла не состояться. Перед началом съемок артист получил травму ноги, и на костылях не справлялся с поставленными задачами. Режиссер Владимир Мотыль вызвал второго претендента на роль Георгия Юматова. Но уже в те годы у актера начались проблемы с дисциплиной, и однажды после вечеринки Юматов не вышел на рабочую площадку из-за поврежденного в драке лица.

image
Анатолий Кузнецов в роли товарища Сухова (кадр из фильма «Белое солнце пустыни»)

Так роль романтичного и застенчивого красноармейца окончательно закрепилась за Анатолием Борисовичем. По словам кинокритиков, ему удалось не просто воссоздать психологический рисунок героя, но и попасть в стиль. Благодаря высокому профессионализму образ получился запоминающимся.

После образа товарища Сухова актер с вниманием относился к выбору сценариев и, как потом признавался, зря отказывался от многих ролей, которые могли стать в его кинокарьере такими же значимыми. Так было с фильмами Эльдара Рязанова. Режиссер неоднократно приглашал Кузнецова в свои звездные киноленты — «Карнавальную ночь», «Берегись автомобиля», «Гараж», но Анатолий Борисович по тем или иным причинам отказывался от участия в съемках.

Читайте также7 артистов, отказавшихся от судьбоносных ролей

Позднее в копилку актера попали военная драма «Горячий снег», киноэпопея «Битва за Москву», детектив «Турецкий гамбит», сериал «На углу, у Патриарших». Анатолий Борисович считал своей лучшей работой роль крестьянина в чехословацкой социальной драме «Гордубал». Эту картину советскому зрителю не демонстрировали, поэтому Кузнецов за свой счет нанял переводчика, самостоятельно озвучил и показал фильм знакомым.

Как ни странно, но, несмотря на блестящие вокальные данные и профессиональное образование, в кинофильмах песни в исполнении Анатолия Кузнецова звучали крайне редко, а точнее — всего дважды. Первый раз это произошло в производственной драме «Случай на шахте восемь» и много лет спустя в военном фильме болгарского производства «Братушка», в котором за роль солдата Алеся Казанока актер был удостоен Серебряной медали имени Александра Довженко.

Анатолий Кузнецов (кадр из фильма «Горячий снег»)

Также Кузнецов озвучил множество фильмов. Причем он не только дублировал на русский язык иностранные картины, но и становился голосом для актеров прибалтийских, среднеазиатских и кавказских союзных республик, в чьей речи слышался недопустимый советской цензурой акцент.

Несмотря на то, что в фильмографии актера множество значимых работ, в конце жизни он говорил о профессиональной неудовлетворенности. Анатолий Борисович уже меньше снимался, но свой творческий потенциал он реализовывал в музыке. Артист подготовил программу романсов, с которой ездил по стране, выступая с концертами.

Личная жизнь

В студенческие годы Анатолий Кузнецов на одной из вечеринок Галины Волчек познакомился с Александрой Ляпидевской, которая училась на режиссерском факультете ВГИКа и была дочерью легендарного полярного летчика, Героя Советского Союза Анатолия Ляпидевского.

Анатолий Кузнецов и Александра Ляпидевская / Культурология

Супруги долгое время не имели детей, и только когда обоим было уже за 40 лет, у них родилась дочь Ирина. Кинематограф не заразил Иру так, как ее родителей, и она стала искусствоведом, окончив МГУ по соответствующей специальности. Анатолий и Александра Кузнецовы прожили вместе дружной семьей, успев отметить серебряную и золотую свадьбу. В конце жизни актер признавался супруге в любви и называл свою личную жизнь счастливой.

Смерть

В последние годы жизни Анатолий Кузнецов сильно болел. Он пережил тяжелый инфаркт, а позднее врачи диагностировали у него рак. Долгое время артист лечился от онкологии, облучение, проведенные операции истощили организм Анатолия Борисовича.

По словам его супруги, после изучения анализов его знакомый профессор отверг поставленный ему другими медиками диагноз, назвав причиной недуга простой полип. Но время для лечения было уже упущено, здоровье подорвано.

Читайте также10 звезд, которым не удалось победить рак

В последнем разговоре с женой Анатолий Борисович упомянул о принятой повышенной дозе лекарства, которая могла стать для него смертельной. 7 марта 2014 года Анатолий Кузнецов умер в палате реанимации. Причиной смерти звезды экрана был назван рак.

Прощание с Анатолием Кузнецовым прошло в Доме кино. Похороны были отложены практически на неделю — Гильдия актеров не могла уладить вопрос получения места для могилы артиста на Новодевичьем кладбище.

Фильмография

  • 1957 — «Случай на шахте восемь»
  • 1958 — «На дорогах войны»
  • 1962 — «Как я был самостоятельным»
  • 1964 — «Дайте жалобную книгу»
  • 1969 — «Белое солнце пустыни»
  • 1972 — «Горячий снег»
  • 1976 — «Братушка»
  • 1980 — «Гордубал»
  • 1985 — «Пять минут страха»
  • 2006 — «Последний приказ генерала»
  • 2012 — «Мосгаз»
«Белое солнце пустыни». Цитатник Знаменитый фильм Владимира Мотыля

Фильмы

Ждите писем 1960 89 мин Пакет Приключения 1965 68 мин В зоне особого внимания Боевик 1977 92 мин Горячий снег Историческое 1972 105 мин Белое солнце пустыни Приключения 1969 84 мин Друг мой, Колька! Комедия 1961 88 мин

Он искренне хотел стать певцом. Для этого поступил в музыкальное училище на вокальное отделение. Прошел год, затем второй. И только благодаря счастливейшей случайности мир музыки потерял никому не известный голос, а мир кинематографический приобрел свою будущую звезду – товарища Сухова. Именно под этой фамилий всем известен и так любим актер Анатолий Кузнецов.

Выбор профессии

Анатолий Борисович родился в Москве в последний день 1930 года – 31 декабря. В то время Кузнецовы ютились в коммуналке, расположенной в Медовом переулке. Глава семейства был профессиональным певцом, работал и в джазе, и на радио, и в опере. Так что всем казалось, что и путь Кузнецова-младшего уже предопределен: ведь мальчик любит музыку, и у него есть неплохие вокальные данные.

В общем, так и случилось: окончив 10 классов, Анатолий Кузнецов решает связать свою жизнь с музыкой и поступает в музыкальное училище. А потом произошло то, что сам артист в шутку назвал «совращением» с пути истинного. Сначала его педагог, преподававшая сценическое мастерство, видимо, заметив у студента способности к перевоплощению, стала постоянно говорить Анатолию, что голос – штука хрупкая, часто исчезающая, поэтому Нина Осиповна настоятельно советовала ему театральную карьеру. Точку в «совращении» поставил двоюродный брат, к тому времени уже известный артист Михаил Кузнецов. И вот в 1951 году Анатолий Кузнецов решается стать актером.

Путь к кинематографу

Для того чтобы поступление в театральный вуз было гарантировано, Кузнецов подает документы сразу в два: так что пришлось потом сдавать экзамены и в Щукинском училище, и школе-студии МХАТа. Результат оказался потрясающим: он оказался в числе зачисленных в обоих учебных заведениях. И опять помощь в выборе оказал Михаил, приведя брату главный довод – продолжение семейной традиции. Так во МХАТе началась биография Анатолия Кузнецова как артиста.

Дипломный спектакль по тургеневскому «Нахлебнику» (персонаж Кузовкин) состоялся в 1955 году. По распределению молодого актера ждал замечательный Ярославский драмтеатр имени Волкова, но так и не дождался. Оказывается, еще учась в школе-студии, увлекся кинематографом Анатолий Кузнецов. Фильмография его начинается с 1954 года, когда он дебютировал в художественной ленте «Опасные тропы». В этой картине Кузнецов сыграл положительного героя. Это была история о том, как молодой ученый Василий Желудев разоблачил опытного диверсанта.

Кузнецов Анатолий: семья

В год окончания МХАТовской студии наш герой снялся сразу в двух фильмах, а на следующий год он работал уже сразу в трех картинах. Среди них «Случай на шахте восемь» (режиссер Владимир Басов).

В это же время биография Анатолия Кузнецова пополнилась одним важным фактом – женитьбой. С Александрой он познакомился еще студентом на одной из вечеринок у Галины Волчек. Тот факт, что девушка – дочь легендарного летчика Ляпидевского, того самого, который участвовал в спасении челюскинцев, за что был удостоен звания Героя Советского Союза, нисколько не остановил Анатолия. Он настойчиво ухаживал на протяжении нескольких лет.

Уезжая на съемки, он старался звонить Саше практически ежедневно. Оставалось сделать решающий шаг. Однажды, совершенно неожиданно приехав в Москву из Киева, Анатолий Борисович первым делом появился у Александры и с порога предложил ей ехать с ним. Девушка только и смогла прошептать испуганно что-то насчет родителей, которые находятся в соседней комнате. Но Кузнецов решительно заявил о своем намерении жениться и им, на что мама Александры заявила, что дочь должна в скором времени поступать на учебу, а отец дал согласие на брак. И свадьба состоялась.

Александра Анатольевна благополучно поступила и окончила режиссерский факультет ВГИКа, снимала научно-популярное кино и верно ждала из творческих командировок мужа. Но пройдет несколько лет, и появится в интервью больной вопрос, которого будет избегать Анатолий Кузнецов (актер), – дети.

Наконец, в 1974 году жена подарила ему дочь Ирину. Повод для неприятной темы исчез сам по себе. Любимая наследница выросла, окончила Московский университет, а посвятила свою жизнь Ирина Кузнецова искусству.

Эти разные, разные роли

Съемок было много. В пятидесятых в девяти картинах сыграл Анатолий Кузнецов. Фильмография же шестидесятых уже насчитывает 14 работ.

  • В 1960 году он появился на экранах шофером Ленькой в «Ждите писем». По мнению критиков, это была одна из самых его удачных ролей того времени.
  • В этом же году в «Фортуне» создал образ Андреева.
  • В 1961-м Кузнецов предстал перед зрителями пионервожатым Сереем Руденко («Друг мой, Колька!»).
  • В 1962 году он снялся сразу в двух картинах: «Остров Ольховый» и «Как я был самостоятельным».
  • В 1963-м появился и отрицательный герой Павел из «Утренних поездов».
  • 1964 год ознаменовался комедией «Дайте жалобную книгу», где герою Ивану Ильичу Кондакову пришлось остаться без невесты.
  • В 1965-м вышли «Пакет» и «Совесть».
  • В 1967-м – «Бабье царство» с Жаном Петриченко и «Весна на Одере» с майором Лубенцовым.
  • 1968 год подарил «Встречи на рассвете» и легендарное «Освобождение».
  • А в 1969 родился шедевр, и через несколько месяцев мир узнал о новой кинематографической легенде – «Белое солнце пустыни».

Товарищ Сухов

Картина выходит в прокат в 1970 году. Без этой главной роли биография Анатолия Кузнецова как артиста могла быть совершенно другой. Но случилось то, что случилось. Именно с этого фильма и до сих пор он для миллионов зрителей остается нестареющим товарищем Суховым.

Этот солдат, возникший среди пустыни, стоивший, по словам его товарища, целой роты, с первой секунды располагает к себе. Его хозяйская хватка русского мужика видна во всем – как в быту, так и в бою. Федор Сухов воспринимается как подлинный человек, поэтому его имя перешло к артисту.

Небывалую популярность артист Кузнецов Анатолий принял с достоинством. Не расшатали его семейных убеждений и письма от десятков тысяч поклонниц. Даже к таким казусам, как история (кстати, совершенно подлинная) о его двойнике, разъезжающем по городам и весям, вызвала у него только улыбку и извиняющееся пожатие плечами.

За рубежом

Лента «Белое солнце пустыни» как будто приоткрыла железный занавес, таким неподдельным был интерес зарубежных зрителей к ней. А вместе с фильмом часто ездил по странам и наш герой. Как признавался сам артист, ему было интересно смотреть на себя, разговаривающего то на французском, то на японском, то на испанском языках.

Десять африканских стран посетил Анатолий Кузнецов, не считая Европы, даже в Мексике и Японии побывал. И почему-то образ Федора Сухова воспринимался всеми народами очень близко к сердцу. Видимо, его мужская харизма стала интернациональной.

А в одной из восточных стран случилась анекдотическая ситуация. Перед показом широкой аудитории с фильмом познакомились люди из государственных структур. Один из них картиной остался недоволен. Как это так может быть: у него в гареме лишь две жены, а у какого-то советского солдата их целых девять.

И еще один аспект в актерскую жизнь Кузнецова добавил Сухов. Артиста пригласили сниматься зарубежные режиссеры. Результатом этого сотрудничества стали три картины: в 1976 году советско-болгарский «Братушка» и советско-чехословацкий «Один сребреник», в 1979 году – «Гордубал».

Роли, которые прошли мимо

У Анатолия Борисовича никогда не было недостатка в предложениях принять участие в той или иной картине. Но вот сам он порой отказывался от работ, о чем потом очень жалел. Главная роль в картине М. Ершова «Родная кровь» досталась Евгению Матвееву, а в фильме «Председатель» вместо него сыграл Иван Лапиков.

Самой обидной из потерь был Максим Подберезовиков, следователь из «Берегись автомобиля». Сначала этот образ показался Кузнецову приторно положительным и скучным. Но когда фильм вышел на экраны, уже при первом просмотре сердце артиста сжалось от обиды на себя за невнимательное прочтение сценария.

Все сторицей чуть позже окупилось в «Белом солнце пустыни». Но именно здесь-то Анатолий Кузнецов был случаен. На роль Сухова был утвержден Георгий Юматов, которому непредвиденные обстоятельства не позволили принять участие в съемках, и тогда все кинулись искать нового претендента. Один из сценаристов жил рядом с Кузнецовым и, случайно встретив Анатолия, предложил ему роль. И попал в яблочко.

А еще была потеря следователя (воплотил Георгий Бурков) из «Стариков-разбойников», мимо прошла и работа в знаменитом рязановском «Гараже» (председатель гаражного кооператива). Отказался Кузнецов и от съемок в «Премии» у С. Микаэляна, эта роль досталась Олегу Янковскому. Но все же в жизни нашего героя уже случился Сухов в фильме, о котором мечтает каждый артист.

Долгая жизнь в кино

  • рабочий из «На пути к Ленину»;
  • генерал из «Украденного поезда»;
  • Рощин из «Возвращения катера»;
  • Веснин из «Горячего снега»;
  • Ляпкин-Тяпкин из «Инкогнито из Петербурга»;
  • Рябинин из «Голубки»;
  • и еще полтора десятка не менее запоминающихся ролей.

Начиная с 80-х, Анатолий Борисович Кузнецов снялся в полусотне художественных фильмов. Одними своими работами остался доволен, другими – не очень. Он ушел из жизни 7 марта 2014 года, всеми любимым и почитаемым актером кино.

Награды и звания

  • В 1979 году Анатолий Кузнецов получил звание Народного артиста РСФСР.
  • Спустя почти 20 лет (только в 1998 году) за воплощение Сухова награжден Государственной премией России.
  • Имеет ордена: Почета и «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Когда началась Великая Отечественная война, Толе было десять лет. Чтобы хоть чем-то помочь фронту, он вместе с мамой старательно вязал тёплые варежки для солдат: это был его вклад в Победу. А после войны поступил на вокальное отделение музыкального училища: его отец был известным певцом, выступал в Большом театре, ездил на гастроли с джазовым ансамблем, а в годы войны пел в составе фронтовых бригад. И у Анатолия был сильный красивый баритон. Но вскоре он решил, что хочет не петь, а играть в театре. И преподаватели сценического мастерства советовали ему стать не певцом, а актёром. И он поступил в Школу-студию МХАТ.

We use cookies. Read the Privacy and Cookie Policy

Анатолий КУЗНЕЦОВ

image

Анатолий Кузнецов родился 31 декабря 1930 года в Москве (семья Кузнецовых проживала в коммунальной квартире в Медовом переулке). Его отец — Борис Кузнецов — был певцом и работал в джазе Кнушевицкого, затем — на радио и в хоре Большого театра. По стопам своего родителя решил пойти и Анатолий: после окончания десятилетки в 1948 году, он поступил на вокальное отделение училища имени Ипполитова-Иванова. Однако проучился там немного и вскоре решил сменить профессию. Побудили его поступить подобным образом два человека. Первым была педагог училища по сценическому мастерству Нина Осиповна Смирнова, которая часто ему повторяла: «Толя, голос может пропасть, поэтому поступай лучше в театральное».

Вторым человеком был известный актер Михаил Кузнецов (двоюродный брат нашего героя по отцу), который часто бывал в их доме и очень увлеченно рассказывал Анатолию о мире кинематографа. В конце концов летом 1951 года наш герой решил бросить музыкальный вуз и отправился поступать на актера.

Поступал он в два театральных заведения одновременно: в театральное училище имени Щукина и Школу-студию при МХАТе. Причем, в «Щуке» его сразу раскусили, сказали: «Мы знаем, что ты, кроме нас, сдаешь экзамены и в студию МХАТа. Но поскольку аттестат ты сдаешь нам, а копию — туда, мы считаем, что ты поступаешь только к нам».

Самое удивительное, но Кузнецова приняли в оба вуза, и перед ним встал непростой вопрос: какое заведение выбрать? В течение нескольких дней он ломал голову над этой проблемой, пока все тот же двоюродный брат Михаил Кузнецов не заявил: «Толя, надо продолжать наши традиции. Поэтому иди во МХАТ».

Закончив Школу-студию в 1955 году (дипломный спектакль — тургеневский «Нахлебник», где он играл Кузовкина), Кузнецов должен был отправиться в прославленный Ярославский драматический театр имени Ф. Волкова. Однако актером театра он так и не стал — еще на третьем курсе студии его увлек кинематограф. Его первое появление на экране произошло в фильме «Опасные тропы» (1954), в котором он сыграл молодого ученого Василия Желудева, разоблачающего матерого диверсанта. Фильм занял в прокате 9-е место, собрав на своих просмотрах 29,25 млн. зрителей.

Затем последовали роли в фильмах: «Гость с Кубани», «За витриной универмага» (1955). В 1956 году Кузнецов умудрился сняться сразу в трех картинах: «Путешествие в молодость», «К Черному морю» и «Случай на шахте восемь». Последнюю картину (ее снял В. Басов) критика затем оценила как лучшую работу Кузнецова за три года его пребывания в кино.

Стоит отметить, что во время съемок этой картины в личной жизни нашего героя произошли изменения: он женился. Случилось это следующим образом.

Еще будучи студентом Школы-студии он познакомился в одной из молодежных компаний (на квартире у Галины Волчек) с девушкой по имени Александра. Как оказалось, она была дочерью легендарного летчика Анатолия Ляпидевского, того самого, который спасал челюскинцев и получил за это Звезду Героя Советского Союза. Однако нашего героя это высокое родство совершенно не смутило и, когда судьба в очередной раз свела их с Александрой в доме общей знакомой, он стал настойчиво за ней ухаживать. Так продолжалось в течение нескольких лет. В 1956 году, когда Кузнецов уехал на съемки в Киев, он звонил Александре в Москву практически каждый день и исподволь готовил ее к решающему шагу. Наконец в один из тех дней он неожиданно приехал в Москву и прямиком явился в дом к невесте. «Собирай вещи, Александра, — заявил он невесте, едва перешагнул порог ее дома. — Я снял для нас в Киеве комнату, поэтому к экзаменам в институт ты будешь готовиться там». — «Но как же родители?» — спросила в ответ Александра.

На счастье молодых, родители в тот момент были дома и находились в соседней комнате. Кузнецов решительно шагнул в их обитель и сообщил им, что они с Алиной собираются пожениться. Несмотря на то, что их отношения длились уже продолжительное время и родители Александры хорошо знали нашего героя, однако это заявление все равно оказалось для них полной неожиданностью. Мать девушки даже собиралась отказать молодому человеку, так как Александре в скором времени предстояло поступать в институт (во ВГИК). Однако отец девушки оказался на редкость выдержанным человеком (все-таки летчик!) и дал свое добро на эту женитьбу.

Между тем карьера Кузнецова в кино продолжала успешно развиваться. В конце 50-х на его творческом счету появилось еще три фильма: «На дорогах войны» (1958), «Повесть о молодоженах» (1959) и «Ждите писем» (1960). Последняя картина (ее снял Ю. Карасик) была наиболее удачной работой актера: в ней он сыграл шофера Леньку. Как писала затем критик Н. Зеленько: «Ленька самоуверен, неотразимо хорош собой и весело-нахален. Любит острить, все время чуть-чуть «работает на зрителя», устраивает розыгрыши, сохраняя при этом абсолютную серьезность. Актеру Ленька явно нравился, но относился он к нему беспристрастно: не скрывал ни Ленькиной душевной неразвитости, ни его хамства. Диалектику такого характера Кузнецов играл темпераментно, ярко, заразительно».

Буквально через год после этой роли в творческом активе актера появилась еще одна значительная работа: роль шофера Руденко в фильме Алексея Салтыкова и Александра Митты «Друг мой, Колька». В прокате 1961 года фильм занял 19-е место, собрав на своих сеансах 23,8 млн. зрителей. По мнению большинства критиков, этот фильм стал одним из лучших в советском кинематографе 60-х годов.

После этой картины предложений сниматься в других фильмах у нашего героя заметно прибавилось, однако он в большинстве своем отвечал отказом. Дело в том, что это были сплошь роли «розовых» героев, играть которых Кузнецову было уже неинтересно. Ему хотелось попробовать себя в отрицательной роли, и в 1962 году такая возможность ему представилась. В фильме Фрунзе Довлатяна «Утренние поезда» он сыграл роль Павла, человека бездуховного и циничного.

И все же ролей, подобных этой, в биографии Кузнецова было значительно меньше, чем ролей положительных. В 60-е годы последние следовали у актера одна за другой. Назову лишь некоторые из этих фильмов: «Как я стал самостоятельным» (1963), «Дайте жалобную книгу» (1965), «Весна на Одере» (1968). Этих ролей могло быть значительно больше, если бы сам актер порой не отказывался от них. Причем это были роли и фильмы, которые затем попадали в сокровищницу советского кино. О каких фильмах идет речь? Например, картина Михаила Ершова «Родная кровь», где нашему герою предлагали сыграть главную роль. Он отказался и роль досталась Е. Матвееву. Или фильм А. Салтыкова «Председатель», где Кузнецов должен был сыграть роль брата главного героя (ее потом сыграл И. Лапиков). Или рязановский «Берегись автомобиля», где Анатолию Кузнецову была предложена роль следователя Подберезовикова. «Опять праведника играть! Скука!» — подумал про себя наш герой и отказался. А затем смотрел картину и думал — что ж я сделал! Но было поздно.

И все же следует отметить, что главную роль в своей жизни Кузнецов все-таки не пропустил. Речь идет о фильме Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни». И ведь попал наш герой на роль красноармейца Федора Сухова совершенно случайно. Первоначально на нее претендовал не менее популярный актер Георгий Юматов. Однако он влип в какую-то историю, сняться не смог, и съемочная группа стала искать другого актера. А соседом по дому одного из сценаристов картины, Валентина Ежова, был именно наш герой. И однажды они встретились во дворе и Ежов предложил Кузнецову почитать сценарий. Тот прочитал и тут же дал свое согласие на съемки, хотя и был в то время болен.

Фильм «Белое солнце пустыни» вышел на экраны страны в апреле 1970 года и имел огромный успех у зрителей. Как писала все та же Н. Зеленько: «Кузнецов оказался одним из немногих актеров современного кино, способных возродить сказочную традицию, вернуть ей черты подлинно народные.

Сколько уже мы видели добрых и лукавых солдатских лиц, выгоревших гимнастерок и аккуратных скаток через плечо. И как часто выглядели они похожими друг на друга. Но возник в знойном мареве пустыни Сухов-Кузнецов, и выгоревшая гимнастерка его воспринимается как неповторимый подлинник. Пустыня обжита Суховым по-хозяйски, по-крестьянски домовито, как собственное поле…

Роль Федора Сухова сделала Кузнецова суперпопулярным актером. Его и до этого прекрасно знали зрители, но то, что началось в 1970 году, когда картина вышла на широкий экран, было неописуемо. У актера появились миллионы новых поклонниц, которые буквально забрасывали его любовными письмами. Тогда даже случилась забавная история. Некий артист, внешне похожий на Кузнецова (кстати, приятель нашего героя), разъезжал по городам Союза и, выдавая себя за известного артиста, влюблял в себя женщин. И вот однажды на имя настоящего актера Анатолия Кузнецова из глубинки приходит письмо: «Здравствуй, дорогой мой Толик. Я согласна с твоим предложением. Скоро приеду к тебе. Вот продам шифоньер — и приеду. Денег на первое время нам с тобой хватит». К большому счастью нашего героя, на конверте был штамп города, в котором он никогда в жизни до этого не бывал. А так мало ли какие мысли могли прийти в голову его родственникам.

Благодаря этому фильму Кузнецов стал чаще бывать за рубежом. В одной Африке он объездил девять стран, был в Мексике, Японии. И везде «Белое солнце пустыни» пользовалось большим успехом у зрителей. Благодаря этой картине нашего героя стали приглашать в свои работы и зарубежные режиссеры. Правда, в основном это были коллеги по социалистическому лагерю. Кузнецов тогда снялся в советско-болгарском фильме «Братушка» (1976), советско-чехословацких: «Один сребреник» (1976) и «Гордубал» (1979). Последнюю картину сам актер считает одной из лучших в своем послужном списке.

Стоит отметить, что в 70-е годы актер снимался не менее активно, чем в прошлые десятилетия. На его счету тогда появились роли в фильмах: «Украденный поезд» (1971), «Люди на Ниле» (1972), «Горячий снег», «Жизнь на грешной земле», «И на Тихом океане» (все — «1973), «Единственная дорога» (1976), «Жить по-своему», «Хомут для Маркиза» (оба — 1977), «В зоне особого внимания» (1978), «Ответный ход» (1981) и др. Ролей могло быть и больше, если бы сам актер от некоторых из них не отказался добровольно. Причем в двух случаях он отказал такому мэтру, как Э. Рязанов. В первом случае тот предложил ему роль следователя прокуратуры в фильме «Старики-разбойники» (ее затем сыграл Г. Бурков), во втором — роль председателя гаражного кооператива в фильме «Гараж» (ее сыграл В. Гафт).

Отказался наш герой и от роли секретаря парткома в фильме С. Микаэляна «Премия» (ее сыграл О. Янковский). Короче, будь Кузнецов чуть попроницательнее, в его творческом активе было бы гораздо больше интересных ролей. Хотя по большому счету можно уверенно заявить, что одна роль Федора Сухова стоит сотни других ролей. Как признался однажды нашему герою актер Леонид Марков: «Я был бы счастлив, если бы у меня была хоть одна картина, которая помнится всю жизнь».

Что касается личной жизни нашего героя, то и здесь все было нормально. Его супруга Александра Анатольевна с успехом закончила ВГИК (режиссерский факультет) и была принята на Киностудию имени Горького: снимала там научно-популярные фильмы. Но когда в 1974 году на свет появилась дочь Ирина, режиссуру пришлось оставить. (В последующем Ирина Кузнецова окончит МГУ, получит профессию искусствоведа.)

В 1979 году Анатолию Кузнецову присвоили звание народного артиста РСФСР.

В 80-е годы Кузнецов снялся еще в добром десятке картин самых разных жанров. Он играл в боевике В. Дормана «Медный ангел» (1984, роль инженера Курмаева, вставшего на борьбу с наркоторговцами), в фильме Ю. Карасика «Берега в тумане» (1985, роль белогвардейского полковника Сергея Егорьева) и др.

В начале 90-х семья Кузнецовых наконец-то заимела свою собственную дачу. Причем им повезло: начав строить ее в 1990 году, они как раз успели уложиться перед взлетом инфляции в январе 1992 года.

В одном из последних интервью (май 1997 года) газете «Московский комсомолец» Анатолий Кузнецов заявил: «Сейчас я стал более энергичным, чем раньше. Ведь было как — тебя не приглашают, ты сам не проявляешь инициативы, ждешь роль. Теперь я бы себе этого не позволил. Понахальнее надо быть…

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий