Андрей Миронов: Яркая, но короткая жизнь любимца женщин и баловня судьбы

image Мой друг Иван Лапшин Драма 1984 95 мин image Человек с бульвара Капуцинов (с тифлокомментариями) Мелодрама 1987 98 мин Будьте моим мужем (с тифлокомментариями) Мелодрама 1981 87 мин Бриллиантовая рука (с тифлокомментариями) Комедия 1968 95 мин Семейное счастье Драма 1969 89 мин Назначение Мелодрама 1980 85 мин Человек с бульвара Капуцинов Мелодрама 1987 98 мин Будьте моим мужем Мелодрама 1981 87 мин Невероятные приключения итальянцев в России Комедия 1973 98 мин Обыкновенное чудо Комедия 1978 138 мин Бриллиантовая рука Комедия 1968 95 мин Сказка странствий Приключения 1982 101 мин

Спектакли

Маленькие комедии большого дома Комедия 1974 153 мин Московский академический театр сатиры

Биография

Андрей Миронов – культовый советский актер, исполнивший множество как драматических, так и комедийных ролей в ставших современной классикой фильмах.

Детство и юность

Андрей Миронов родился в семье известных артистов Марии Мироновой и Александра Менакера. И хотя сын появился на свет 7 марта, родители указали дату рождения на день позже. Таким образом, официальная дата рождения Миронова (Менакера) 8 марта 1941 года.

Жизненные дороги Мироновой и Менакера сошлись, когда артисты уже имели семьи. Внезапный роман случился на гастролях, в Ростове-на-Дону. Мария Владимировна и Александр Семёнович сразу же расторгли свои браки и поженились.

Сын Андрей родился почти на театральных подмостках: схватки у Мироновой начались во время спектакля. Вскоре началась Великая Отечественная война. Родители вместе с театром уехали в эвакуацию в Ташкент, где и прошли ранние годы Андрея Миронова.

Андрей Миронов в молодости / @lovemironov

Пережив военные годы, семья вернулась в Москву. Здесь Андрей Менакер отправился в школу. Приблизительно в это время грянуло пресловутое «дело врачей». Родители решили хоть как-то обезопасить сына от проблем и сменили фамилию Менакер на Миронов.

Детство Андрея Миронова было безоблачным. Мальчик гонял футбол, коллекционировал значки и обожал «трофейные» фильмы. И хотя учился он средне, в классе Андрей считался лидером и пользовался авторитетом.

Летом родители Миронова отдыхали в Подмосковье, где в посёлке Пестов был дом отдыха для артистов. Там часто бывали знаменитости из МХАТа и других театров, композиторы и писатели. Отдыхал с родителями и сын. В детстве он с удовольствием впитывал атмосферу искусства и сам рос творческим и артистичным человеком. Свои первые роли Андрей Миронов сыграл в школьных постановках.

В 1958 году Миронов поступил в Театральное училище Щукина. Интересно, что члены приёмной комиссии не знали, чей сын стоял перед ними.

Театр

В 1962 году Андрей Миронов с отличием окончил театральный вуз. Уже в молодости его талант был неоспорим и очевиден. После просмотра начинающего актёра с удовольствием приняли в Театр сатиры. Здесь артист выступал на сцене 25 лет.

В то время главным режиссёром театра был Валентин Плучек. Миронов сразу же стал его фаворитом, что никого не удивило. Ведь у молодого артиста обнаружились невероятный темперамент и безусловный талант. Он мгновенно заряжал энергией всех, кто попадал в поле его обаяния.

Игра Андрея Миронова вызывала восхищение даже опытных театралов. Первые же постановки «Клоп», «Над пропастью во ржи» по повести Сэлинджера и «Доходное место» продемонстрировали его исключительный профессионализм. В 60-70-е годы взять билет в Театр сатиры было архисложной задачей. Все шли посмотреть на новую звезду в постоянных спектаклях и искали его в антрепризах других театров. Игра Миронова казалась чем-то магнетическим: зритель сидел, затаив дыхание, и смотрел от начала до конца представление, пока артист не покидал сцену.

Фильмы

Кинематографическая биография Андрея Миронова начинается киноповестью «Мой младший брат» Александра Зархи. Это первая серьёзная работа в кино. Но вскоре зрители увидели комедию «Три плюс два», которую с удовольствием смотрят и сегодня. Это замечательная, солнечная картина, где Миронов появился в образе ветеринара, одного из весёлой троицы друзей.

В 1965 году Андрей Миронов снялся в культовой ленте Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Фильм имел грандиозный успех, а работа в нем Миронова была оценена критиками невероятно высоко.

Новые картины с участием Миронова появлялись регулярно. Артист играл много и самозабвенно. Каждый фильм с его участием был обречён на успех. Но наиболее известными стали картины «Год как жизнь» Рошаля, «Урок литературы» Алексея Коренева. Но успех этих фильмов меркнет перед невероятной популярностью комедии «Бриллиантовая рука», в которой кроме Миронова снялись такие знаменитые актеры, как Юрий Никулин и Анатолий Папанов. В фильме Миронов продемонстрировал ещё один талант, который впоследствии эксплуатировали все режиссёры, которые приглашали Андрея. Он спел «Остров невезения» – хит и легенду. Впоследствии актёр пел песни, нередко становящиеся хитами, практически в каждом фильме, в котором снимался.

Театральная и кинокарьеры актера также нередко пересекались. Например, полюбившаяся зрителям пьеса «Маленькие комедии большого дома», где Миронов сыграл вместе со Спартаком Мишулиным, вскоре вышла на телеэкранах, позволив всей стране полюбоваться игрой актеров. Телеспектакль сразу же начал пользоваться широкой популярностью.

Андрей Миронов в фильме «Бриллиантовой рука» — песня «Остров невезения»

Появление Андрея Александровича в «Достоянии республики» тоже не осталось незамеченным. Критики говорили, что здесь Миронов сыграл себя – такого же азартного, энергичного и доброго. В фильме прозвучал новый хит – песня «Кто на новенького».

После выхода двух новых фильмов Эльдара Рязанова «Старики-разбойники» и «Невероятные приключения итальянцев в России» Андрей Миронов стал Заслуженным артистом РСФСР. Когда снимался последний фильм, итальянские актёры были удивлены и шокированы бесстрашием Миронова. Ведь во всех рискованных трюках он снимался без дублёра.

Эльдар Рязанов, восхищённый талантом артиста, хотел взять его в картину «Ирония судьбы или «С лёгким паром!». Миронов должен был играть Ипполита. Андрей Александрович попросил дать ему роль Жени Лукашина, на что режиссёр согласился. Но когда во время пробных репетиций Миронов произносил фразу о том, что он никогда не пользовался успехом у женщин, и все понимали, что это невозможно. На тот момент у Андрея Миронова уже была такая слава, что слова и действительность диссонировали чересчур сильно.

Особая группа фильмов Андрея Миронова – это отечественные мюзиклы, игра артиста в которых была непревзойдённой. «Соломенная шляпка» и «Небесные ласточки» сразу же стали «золотым фондом» российского кинематографа. Что касается «Обыкновенного чуда», то даже если бы Миронов лишь исполнил в нём песню о бабочке и воробушке, то и в таком случае успех был бы гарантирован.

Андрей Миронов и Татьяна Егорова / @people

«Золотой» стала и роль Андрея Александровича в «Двенадцати стульях». В многосерийной экранизации юмористического романа Миронов сыграл главную роль – авантюриста Остапа Бендера.

К 1981 году авторитет и значение благосклонности актера для режиссеров были настолько велики, что перед съемками картины «Будьте моим мужем» Андрей Миронов, сам играющий главного героя, подбирал актрису на главную женскую роль. В итоге партнершей Миронова по съемочной площадке стала  Елена Проклова. Пресса тут же заговорила о романе актеров и  о том, что Миронов сознательно отдал роль экранной возлюбленной своей любимой женщине. Но эта версия не подтвердилась. Как вспоминают современники, Андрей в какой-то момент действительно пытался ухаживать за Еленой, но был отвергнут. По данным прессы, во время съемок фильма актриса все же завела роман, но с декоратором Александром Адамовичем.

Критики считают, что из всех знаменитых фильмов Миронова гениальное мастерство актёра наиболее ярко проявилось в ленте «Мой друг Иван Лапшин». По фрагменту, когда герой Андрея Миронова пытается застрелиться в ванной, до сих пор учат студентов театральных вузов. Глубина и трагизм образа поражали.

Фильм заканчивался трагично. В то время до кончины Миронова оставалось три года.

Личная жизнь

Личная жизнь Андрея Миронова была очень богата романами, что и не странно. Женщины боготворили его. Любил женщин и Андрей Александрович. В 1971 году женой Миронова становится Екатерина Градова, которую зрители помнят по роли Кэт в «Семнадцати мгновениях весны». В этом браке появилась дочь Мария Миронова, но через три года Миронов и Градова расстались.

Второй супругой Миронова была артистка театра Советской армии Лариса Голубкина. Её руки Андрей Александрович добивался десять лет, неоднократно и безуспешно делая ей предложения. В 1976 году Андрей и Лариса поженились. Миронов удочерил дочь Ларисы, ныне известную актрису Марию Голубкину.

Детей актер воспитывал, не делая особых различий между родной дочерью и падчерицей. Обе дочери актёра пошли стопами родителей и стали известными артистками.

Громкие романы у Андрея Миронова были не только с женами. До сих пор многие поклонники актера уверены, что его единственной по-настоящему любимой женщиной была Татьяна Егорова, на которой Андрей едва не женился.

Андрей Миронов, Лариса Голубкина, Мария Миронова и Мария Голубкина / @NasheKino

Спустя годы после этого Татьяна написала и издала автобиографическую книгу о своем романе «Андрей Миронов и я», чем вызвала шквал критики со стороны родственников актера, которые хоть и не отрицали роман Андрея и Татьяны, но принижали его значение, утверждая, что у Миронова было огромное количество женщин, и отношения с Егоровой для него ничего не значили.

Также романом не были довольны со стороны актерского сообщества, ведь женщина смело рассказала не только о своей личной жизни, но и о театральных интригах, окружавших Андрея Миронова, описала в своей книге, что кумира миллионов зачастую ненавидели многие его коллеги, завидовавшие молодому и талантливому актеру.

Смерть

Первые признаки заболевания у Миронова проявились под конец 70-х. В 1978 году, когда артист гастролировал в Ташкенте, у него случилось первое кровоизлияние. Доктора диагностировали менингит. Но всего через два месяца Андрей Александрович преодолел болезнь и даже смог выступить. Тогда благодарные зрители, несмотря на декабрьские морозы, засыпали звезду живыми цветами.

80-е годы были наиболее тяжёлыми в жизни актёра. Всё тело, усыпанное страшными фурункулами, невыносимо болело. Движение приносило невероятную боль. Помогла только сложная операция, после которой Миронов смог выйти на сцену. Среди успешных фильмов Андрея Александровича в те годы можно назвать «Будьте моим мужем», «Сказка странствий» и «Человек с бульвара Капуцинов». Успех последнего фильма был невероятный, сравнимый разве что с выходом «Бриллиантовой руки». Актер не переставал играть в театре, болезнь не смогла заставить его отказаться от сцены.

5 августа 1987 года в своей московской квартире был найден мертвым хороший друг Андрея, актер Анатолий Папанов. Папанов умер от остановки сердца при странных обстоятельствах, хотя никогда не жаловался на здоровье. По слухам, актер жаловался, что его душит кто-то невидимый, и даже ходил к знахарке. Андрей Миронов очень тяжело воспринял смерть друга, как отмечают очевидцы, около гроба Папанова он спрашивал, как же он будет теперь играть в одиночку, и даже просил друга забрать его с собой. Именно поэтому в последующих событиях поклонники актера увидели мистический смысл.

Меньше двух недель прошло со страшной просьбы Андрея Миронова. 14 августа 1987 года Андрей Александрович Миронов сыграл свою последнюю роль. Трагедия случилась в Риге, прямо во время произнесения монолога в постановке «Женитьба Фигаро». Двое суток доктора сражались за жизнь актёра под косвенным руководством Эдуарда Канделя, прославленного нейрохирурга. Но утро 16 августа стало последним: артист ушел после второго обширного кровоизлияния, которое и стало причиной смерти.

Тело актера перевезли из Риги в Москву, на протяжении всего пути жители сел и городов, через которые проходила дорога, выходили попрощаться с любимым актером и забрасывали дорогу перед машиной цветами. 20 августа прошли похороны Андрея Миронова. Около его могилы на Ваганьковском кладбище в тот день почти не было коллег Андрея – руководство не разрешило актерам прервать гастроли.  

Фильмография

Биография Андрея Миронова

Андрей Миронов – легендарный советский актер театра и кино, народный артист РСФСР (1980). Андрей Миронов – это человек-явление, человек-эпоха, его невозможно перепутать ни с кем, а фильмы с его участием не любить очень сложно. Несмотря на недолгую жизнь, он сделал блистательную карьеру как в театре, так и в кино. На фото: Андрей Миронов

Детство и семья

Андрей Александрович Миронов (фамилия при рождении – Менакер) рос в творческой актерской семье. Его отец, Александр Менакер, выступал в музыкальных фельетонах, а затем занимался режиссурой, а мать, Мария Миронова, играла в Театре современной миниатюры и во МХАТе, а также снялась на тот момент в музыкальной комедии Григория Александрова «Волга-Волга» (1938). Единокровным братом Андрея по отцу был Кирилл Ласкари, ставший заслуженным балетмейстером. Андрей Миронов в детствеЧастыми гостями родителей Андрея были писатели Михаил Зощенко и Валентин Катаев, легендарная Фаина Раневская и Леонид Осипович Утесов. Андрей Миронов с родителямиРодители Андрея Миронова познакомились в Государственном театре эстрады и миниатюр, где служили актерами и вскоре создали дуэт. Спустя три года, в 1941-м, в Москве родился их первенец Андрей, причем буквально на театральной сцене – у Марии Владимировны схватки начались прямо во время спектакля.

Андрей Миронов родился 7 марта, но родители записали его дату рождения на 8-е – как «подарок для женщин». Их поступок оказался не только символическим, но и судьбоносным.

Через несколько месяцев после рождения Андрея началась война. Театр миниатюр переехал в Ташкент, и там мальчик серьезно заболел – врачи считали, что это тропическая дизентерия. Болезнь протекала очень тяжело, и мама Андрея сильно беспокоилась за его жизнь – к ее радости, им помогли достать необходимые лекарства. Андрею Миронову пришлось сменить фамилию в детствеВ 1948 году Андрей Менакер пошел в московскую школу №170 (сейчас – №1278). Вскоре разразилось антисемитское «дело врачей», и родителям посоветовали сменить мальчику фамилию – так Андрей навсегда стал Мироновым. В детстве Андрей Миронов рос обычным ребенкомУвлечения маленького Миронова были вполне обычными для детей той поры. Мальчик гонял мяч, постоянно бегал в кино, собирал значки и обожал мороженое. В школе же он был лидером и заводилой, учился средне и не любил точные науки.

В 11 лет Андрей Миронов мог получить свою первую роль массовке в фильме-сказке «Садко» – но режиссер Александр Птушко забраковал юного артиста. Постановщику не понравилось, что поверх рваной рубашки (Андрей должен был играть нищего) мальчик надел чистую модную футболку.

Образование

В школе Андрей начал участвовать в театральных постановках. Первой ролью Миронова был Хлестаков из «Ревизора», которого значительно позднее он блестяще сыграл в одноименном фильме. В старших классах он записался в студию при Центральном детском театре. Андрей Миронов в школьные годыНесмотря на то, что в детстве он как-то тешил себя мечтами стать футбольным вратарем, а родители прочили ему карьеру переводчика (Андрей в школе неплохо выучил английский), в 1958 году Миронов подал документы в театральное училище им. Щукина. В приемной комиссии даже не знали, что он – сын тех самых «Мироновой и Менакер», мало ли еще юношей с такой распространенной фамилией! Не знали о поступлении и родители Андрея – они на тот момент были на гастролях. Миронова приняли и в итоге зачислили на курс Иосифа Рапопорта. На курсе Андрей не блистал, но очень старался освоить творческую и сложную профессию. Вдобавок ему помогали родители, которые не могли допустить, чтобы их сын стал плохим актером.

Начало актерской карьеры

В театральных училищах того времени студентам запрещали сниматься в кино, однако те всеми правдами и неправдами стремились попасть хотя бы в массовку. Миронов же этого избегал, но на четвертом курсе все-таки состоялся его дебют – в 1961 году режиссер Юлий Райзман снял его в небольшой роли в драме «А если это любовь?». Дебютная роль в кино Андрея Миронова («А если это любовь?»)«Щуку» Андрей Миронов окончил в 1962 году. После этого он мечтал попасть на сцену именитого театра им. Вахтангова, но ему отказали. Тогда Андрей случайно познакомился с режиссером Театра сатиры Валентином Плучеком, который пригласил его на работу. Вскоре Миронов дебютировал в спектакле «24 часа в сутки». Затем последовали роли в «Дамокловом мече», «Льве Гурыче Синичкине», «Проделках Скапена». Популярность и востребованность в театре пришла к нему после работы в постановке «Женский монастырь» в 1964 году. Андрей Миронов в спектакле «Женский монастырь»Позднее Миронов сыграл в десятках разноплановых спектаклей, среди его ролей особенно выделяют образ Лопахина в «Вишневом саде» и Фигаро в «Свадьбе Фигаро».

Андрей Миронов в кино

Первой крупной ролью Андрея Миронова была работа в романтической ленте Александра Зархи «Мой младший брат» (1962), где его партнерами стали такие же молодые и обаятельные, начинающие актеры Александр Збруев и Олег Даль. Андрей Миронов и Наталья Фатеева на съемках комедии «Три плюс два»В 1963-м на экраны вышла романтическая комедия «Три плюс два» Генриха Оганисяна. Миронов сыграл ветеринара Романа – одного из троих друзей, которые отправились на море и повстречали там двух девушек.

Расцвет карьеры

В 1965 году Эльдар Рязанов пригласил его в комедию «Берегись автомобиля», которая мгновенно стала классикой. Роль Миронова, пронырливого «спекулянта» Димы Семицветова, машину которого смог угнать Юрий Деточкин (Иннокентий Смоктуновский), впечатлила и насмешила всех. А его «дуэт» с Анатолием Папановым украсил фильм. Андрей Миронов и Анатолий Папанов в фильме «Берегись автомобиля»Далее приглашения на съемки посыпались одно за другим, но настоящую известность актеру принесла роль в фильме «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая, которая сделала Миронова любимцем зрителей. В этом фильме прошел и дебют Андрея Миронова как певца, он спел композицию «Остров невезения». Андрей Миронов и Юрий Никулин в комедии «Бриллиантовая рука»В начале 70-х популярность Миронова была невероятной. При этом на актера это никак особо не повлияло – он продолжал оставаться интеллигентным и скромным. В 1971 году он снялся сразу в нескольких сильных картинах: в приключенческом «Достоянии республики» с Олегом Табаковым, и комедии «Старики-разбойники» Эльдара Рязанова с Юрием Никулиным и Евгением Евстигнеевым в главных ролях. Андрей Миронов в картине «Невероятные приключения итальянцев в России»Другим культовым фильмом с участием Миронова стала комедия Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973), где Миронов сам, без дублера, выполнял рискованные трюки. Остроумная, динамичная и смешная картина имела невероятный успех и собрала на сеансах около 50 миллионов советских зрителей. После выхода фильма Миронову присвоили звание заслуженного артиста РСФСР. Кстати, позднее Рязанов приглашал на роль Ипполита в «Иронии судьбы» Миронова, но тот попросил сыграть Лукашина. Позже режиссер понял, что это не его роль и популярного актера заменили Андреем Мягковым. Андрей Миронов в роли Остапа БендераМиронов исполнял преимущественно комедийные и музыкальные роли. Однако популярности и обожания зрителей актеру было мало. Ему казалось, что режиссеры используют не весь его потенциал. После фильмов «Бриллиантовая рука», «Берегись автомобиля» и «12 стульев» Марка Захарова его привыкли видеть в роли полукарикатурного обаятельного авантюриста. Гораздо реже ему доставались роли другого плана, например в «Тени» (1971) и «Повторной свадьбе» (1975). Отсутствие серьезных ролей тяготило Андрея Миронова. Он хотел сняться у Тарковского, но тот не видел в нем актера своих фильмов, не приглашал его и Никита Михалков. Андрей Миронов в «Обыкновенном чуде»Однако в 80-е годы он смог, наконец, раскрыть своей потенциал драматического актера: его роль министра в «Обыкновенном чуде» Марка Захарова богата полутонами, а образ задумчивого романтика Фарятьева в драме «Фантазии Фарятьева» (1979) оказался, очевидно, близок и самому Миронову. Особняком среди его последних работ стоит роль журналиста Ханина в драме Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин» (1984), одна из самых сильных его работ за всю карьеру. Андрей Миронов и Андрей Болтнев в драме «Мой друг Иван Лапшин»Полюбились зрителям и его роли в романтической комедии «Будьте моим мужем» (1981) с Еленой Прокловой, и в «Сказке странствий» (1983) Александра Митты. Роль Джонни Феста стала для Андрея Миронова последней в кино («Человек с бульвара Капуцинов»)Последней в кино для Андрея Миронова стала роль Джонни Феста в комедии «Человек с бульвара Капуцинов» (1987) Аллы Суриковой. Успех у фильма о продвижении немого кино на Диком Западе был феноменальный – 60 миллионов зрителей за год, такого не было со времен «Бриллиантовой руки». Алла Сурикова хотела видеть в роли интеллигентного просветителя Феста только Миронова, компанию артисту составили такие звезды советского кино, как Олег Табаков, Николай Караченцов и Михаил Боярский. Документальный фильм про Андрея Миронова

Личная жизнь Андрея Миронова

Совсем не удивительно, что на протяжении жизни обаятельный Андрей Миронов пользовался огромной популярностью у женщин – об этой стороне жизни актера написана не одна книга. Помимо многочисленных романов, официальных браков у него было всего два. Свадьба Андрея Миронова и Екатерины Градовой В 1971 году Миронов женился на актрисе Екатерине Градовой, всем известной как радистка Кэт из «Семнадцати мгновений весны». Через два года у возлюбленных родилась дочь Мария, впоследствии тоже ставшая известной актрисой. А вот брак Екатерины с Андреем продлился недолго – в 1976 году они развелись. Андрей Миронов с дочкой Марией Мироновой Второй супругой Андрея Миронова в 1977 году стала знаменитая актриса Лариса Голубкина, ставшая известной после роли в музыкальной комедии Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». Миронов стал отчимом дочери Голубкиной Марии, которая позднее тоже стала актрисой. Андрей Миронов с Ларисой Голубкиной и дочерью Машей

Болезнь и последние годы жизни

Серьезные признаки болезни у Андрея Миронова появились в конце 70-х годов. Осенью 1978 года у него произошло первое кровоизлияние в мозг, когда он был на гастролях в Ташкенте. Тогда ему поставили диагноз менингит, но через пару месяцев Миронов уже восстановился и вновь вышел на сцену. Болезнь не давала Андрею Миронову спокойно жить и выступать на сцене Но вскоре по телу Андрея Миронова пошли страшные фурункулы. Болезнь не давала ему не просто спокойно жить, но и выступать на сцене. После разных способов лечения Миронов решился на сложную операцию по удалению лимфоузлов там, где была обнаружена хроническая инфекция.

Смерть Андрея Миронова

14 августа 1987 года на сцене оперного театра в Риге Миронов играл в спектакле «Женитьба Фигаро». Ничто не предвещало трагедии.

«Да! Мне известно, что некий вельможа одно время был к ней неравнодушен, но, то ли потому, что он ее разлюбил, то ли потому, что я ей нравлюсь больше, сегодня она оказывает предпочтение мне…», – это были последние слова, которые произнес Фигаро-Миронов.

После этого он начал отступать назад, оперся рукой об угол беседки и стал ослабевать… Граф Альмавива (Александр Ширвиндт) удержал его и в тишине зрительного зала увел Фигаро за кулисы, крикнув «Занавес!». «Шура, голова болит», – это были последние слова Андрея Миронова, которые он сказал на сцене Оперного театра и в жизни вообще…», – вспоминал Александр Ширвиндт. Андрей Миронов и Александр Ширвиндт Актеру вызвали скорую, положили на носилки и увезли в клинику. Два дня нейрохирурги боролись за жизнь Андрея Миронова. Утром 16 августа его не стало после обширного кровоизлияния в мозг. Похоронили Андрея Миронова в Москве через несколько дней на Ваганьковском кладбище. Его неожиданная и ранняя смерть стала ударом для всех – и членов семьи, и коллег, и поклонников. Мать Андрея, Мария Владимировна, так и не оправилась от утраты, в 1997 году ее похоронили рядом с сыном. Андрей Миронов. Прощание

Лучшие фильмы

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter 00:32 08.03.2021 © РИА Новости / В. Бондарев Перейти в фотобанк Читать ria.ru в Актер театра и кино, народный артист России Андрей Александрович Миронов родился 7 марта 1941 года в Москве в семье известных эстрадных артистов Марии Мироновой и Александра Менакера, но родители записали дату рождения сына на 8 марта. Сначала носил фамилию отца – Менакер, но в 1950 году родители решили сменить фамилию мальчика, и он стал Андреем Мироновым. В 1962 году окончил Театральное училище (ныне институт) им. Б.В. Щукина, курс Иосифа Рапопорта. После окончания училища, он поступил в труппу Московского академического театра сатиры, в котором играл до последних дней своей жизни. В театре сатиры Миронов дебютировал с ролью Гарика в спектакле “24 часа в сутки”. Затем последовали роли Толстого (“Дамоклов меч”, 1962), Сильвестра (“Проделки Скапена”, 1963), Присыпкина (“Клоп”, 1963), Тушканчика (“Женский монастырь”, 1964). Далее были роли Дон Жуана (“Дон Жуан, или Любовь к геометрии”, 1966), Жадова (“Доходное место”, 1967). Событиями театральной жизни Москвы 1960-1980-х годов стали исполнение Мироновым роли Жадова (“Доходное место” (1967) Александра Островского, режиссер Марк Захаров), а также работы в постановках Валентина Плучека: Фигаро (“Безумный день, или Женитьба Фигаро” (1969) Пьера Бомарше), Хлестаков (“Ревизор” (1972) Николая Гоголя), Мэкки-Нож (“Трехгрошовая опера” (1980) Бертольта Брехта, Курта Вайля). Среди других ролей: Всеволод (“У времени в плену” (1970) Александра Штейна по Всеволоду Вишневскому), Чацкий (“Горе от ума” (1976) Александра Грибоедова), Шиндин (“Мы, нижеподписавшиеся” (1979) Александра Гельмана), Лопахин (“Вишневый сад” (1984) Антона Чехова) и др. Последней ролью Андрея Миронова в театре был Клаверов в спектакле “Тени” по Михаилу Салтыкову-Щедрину, постановщиком которого был он сам. В качестве театрального режиссера актер дебютировал еще в 1973 году, поставив совместно с Александром Ширвиндтом на сцене Театра Сатиры спектакль “Маленькие комедии большого дома” Аркадия Арканова и Григория Горина, за которым последовали “Феномены” Горина (1979), “Бешеные деньги” Александра Островского (1981), “Прощай, конферансье” Горина (1984) и “Тени” Салтыкова-Щедрина (1987). Андрей Миронов никогда не работал в других театрах, единственное исключение – заглавная роль в спектакле Анатолия Эфроса “Продолжение Дон Жуана” (1979) по Эдварду Радзинскому в Театре на Малой Бронной. В кино Андрей Миронов дебютировал в 1962 году в роли Петра в фильме Юлия Райзмана “А если это любовь?”. Затем он сыграл роль в киноповести Александра Зархи “Мой младший брат” (1962), а вскоре на экраны вышла комедия Генриха Оганисяна “Три плюс два” (1963) с Мироновым в главной роли. Успех в кино актеру принесла роль Димы Семицветова, обходительного и элегантного жулика, в фильме режиссера Эльдара Рязанова “Берегись автомобиля” (1966). В 1967 году актер снялся в знаменитой комедии Леонида Гайдая “Бриллиантовая рука”. В 1970-е годы Андрей Миронов особенно много снимался в кино. В 1971 году вышло несколько картин с его участием, среди которых героико-приключенческий фильм Владимира Бычкова “Достояние республики”, комедия Эльдара Рязанова “Старики-разбойники”. В 1973 году Рязанов вновь пригласил Миронова на главную роль в картине “Невероятные приключения итальянцев и России”. Миронов снялся в телевизионном водевиле Александра Белинского “Лев Гурыч Синичкин” (1974), музыкальных комедиях Леонида Квинихидзе “Соломенная шляпка” (1974) и “Небесные ласточки” (1976), в картинах Марка Захарова “Двенадцать стульев” (1977) и “Обыкновенное чудо” (1978), в фильмах Наума Бирмана “Шаг навстречу” (1976) и “Трое в лодке, не считая собаки” (1979) и др. В 1980-е годы Миронов продолжал активно работать в кино и театре, много гастролировал по всей стране. В это время он снялся в фильмах “Крах операции “Террор” (1980), “Назначение” (1980), “Будьте моим мужем” (1981), “Сказка странствий” (1982), “Где-то в губернском саду” (1983), “Блондинка за углом” (1984), “Мой друг Иван Лапшин” (1984). Последней работой Андрея Миронова в кино стала роль мистера Феста в картине Аллы Суриковой “Человек с бульвара Капуцинов” (1987). Миронов снимался в телефильмах и телеспектаклях: “Рудин”, “Страницы журнала Печорина”, “Фантазии Фарятьева” и др. Он часто выступал как актер и певец на эстраде и телевидении. В 1980 году он был удостоен звания Народный артист РСФСР. Награжден медалью “За трудовую доблесть” (1980). Был признан лучшим актером 1987 года по опросу журнала “Советский экран”. 14 августа 1987 года во время гастрольного спектакля театра сатиры “Безумный день, или Женитьба Фигаро” на сцене Рижского театра оперы и балета за несколько минут до финала Андрей Миронов потерял сознание. 16 августа 1987 года Андрей Миронов скончался от кровоизлияния в мозг (у него оказалась врожденная аневризма сосудов головного мозга). Актер похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. 21 июня 1990 года в Москве, на доме, где жил Андрей Миронов с 1941 года по 1960 год (угол улиц Петровка и Рахмановского переулка) была установлена мемориальная доска. В 1993 году имя Андрея Миронова получила одна из малых планет. В октябре 1996 года в Санкт-Петербурге, на Большом проспекте, 75/35, в доме, некогда принадлежавшем деду Миронова, друг артиста Рудольф Фурманов открыл Театр русской антрепризы имени Андрея Миронова. С 1999 года в Москве открыт Музей-квартира актерской семьи Марии и Андрея Мироновых и Александра Менакера. В 2010 году учреждена Российская национальная актерская премия имени Андрея Миронова “Фигаро”, которая вручается ежегодно 8 марта, в день рождения актера. Андрей Миронов был дважды женат. Его первой супругой была актриса Екатерина Градова (1946-2021), в 1973 году в семье родилась дочь Мария. В 1976 году Миронов женился на актрисе Ларисе Голубкиной. Он удочерил ее дочь Марию, став отцом Марии Мироновой и Марии Голубкиной. Обе они стали известными актрисами. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Андрей Миронов из тех актеров, что рождаются раз в столетие. Он прославился в театре и кино уже в молодости, играл лучшие роли и был любим красивейшими женщинами. Но профессия, ради которой он жил, стала причиной его раннего ухода.

image
Андрей Миронов. Фото soreal.ru

Андрей родился в Москве 7 марта 1941 года незадолго до начала войны с Германией. Его родителями были известные эстрадные артисты Мария Миронова и Александр Менакер. Первые годы жизни ребенка прошли в Ташкенте, куда семья эвакуировалась вместе с Театром эстрады и миниатюр, где служили оба актера. При первой возможности они вернулись в Москву.

Андрей, по традиции, носил фамилию отца, но когда в стране началась антисемитская компания, родители сменили ему фамилию на Миронова.

image
Александр Менакер и Мария Миронова. Фото liveinternet.ru

Детство мальчика прошло в творческой атмосфере. Благодаря родителям, ему посчастливилось общаться со многими знаменитыми личностями, среди которых были Фаина РаневскаяМихаил Зощенко, Валентин Катаев и Леонид Утесов. Несмотря на занятость, мать уделяла большое внимание воспитанию сына. Андрей сильно выделялся на фоне сверстников внутренней свободой и эрудицией. Будучи еще подростком, он прекрасно разбирался в литературе, музыке, отлично знал английский и обожал театр. Андрей занимался в школьном театральном кружке, а в старших классах — в студии при Центральном детском театре.

image
Андрей Миронов в школьные годы. Фото the-most-beautiful.ru

Миронов мечтал о театральной карьере и другие профессии даже не рассматривал. А родители хотели видеть сына дипломатом или переводчиком, но позволили ему идти своим путем. В 1958-м году Андрей с первой попытки и без чьей-либо протекции поступил в Театральное училище имени Щукина в мастерскую Иосифа Рапопорта.

Андрей Миронов в театре

По окончании ВУЗа Андрей и его друзья-однокурсники Юрий Волынцев и Михаилов Воронцов пришли показываться в Театр имени Вахтангова. Рубен Симонов, руководивший тогда театром, взял и Волынцева, и Воронцова, а Миронову отказал, сославшись на отсутствие подходящей вакансии. Для Андрея, окончившего «Щуку» с красным дипломом, это стало болезненным ударом.

Но талантливый выпускник недолго искал работу: в том же 1962-м году главный режиссер Валентин Плучек принял его в Театр Сатиры. Здесь Миронов прослужит всю свою жизнь.

Театральная карьера Андрея пошла на взлет уже через год. Тяжело заболел Владимир Лепко, исполнитель главной роли Присыпкина в спектакле «Клоп» по пьесе Маяковского. Плучек решился заменить его на Миронова и не ошибся: зрителям и критикам понравилась игра молодого актера. А после роли Мирона Тушканчика в музыкальной комедии «Женский монастырь», премьера которого состоялась в 1964-м году, Андрей стал невероятно популярным. С этого момента режиссер будет называть его «наше солнышко» и давать центральные роли в классических и современных постановках.

Их отношения разладились в начале 80-х, когда Миронов всерьез занялся режиссерской работой (его дебют на этом поприще состоялся в 1973-м году в спектакле «Маленькие комедии большого дома»). Любимый актер превратился для Плучека в опасного конкурента, способного превзойти своего учителя.

Спектакль «Тени» 1987 г. Фото gazeta.ru

Андрей, не знакомый с чувством творческой ревности, далеко не сразу понял, с чем связано охлаждение к нему режиссера. Роли в премьерных спектаклях доставались ему все реже. Он не знал, что значит быть невостребованным: кинематограф, телевидение и радио разрывали его на части, но тяжело переживал из-за проблем в театре. 15 июня 1987 года стал его последним днем на сцене Театра Сатиры. Он сыграл Клаверова в спектакле «Тени» по Салтыкову-Щедрину, который поставил сам.

Как сложилась кинокарьера Андрея Миронова

Дебют актера в кино состоялся в 1961-м году. В молодежной мелодраме Юлия Райзмана «А если это любовь?» он сыграл небольшую роль десятиклассника Пети, а в главных ролях снялись Жанна Прохоренко (уже прославившаяся в «Балладе о солдате») и Игорь Пушкарев. Совершенно невинная, по современным меркам, история любви двух школьников, в 60-е годы казалась необычайно смелой и вызвала бурные дискуссии в обществе (такой же резонанс имел фильм «Маленькая Вера» в конце 80-х).

Андрей Миронов. «А если это любовь?» 1961 г.

Удачной оказалась и следующая молодежная картина Александра Зархи «Мой младший брат» (1962 г.), где Миронов, Людмила Марченко, Александр Збруев и Олег Даль сыграли вчерашних выпускников школы, покинувших родительский дом, чтобы начать самостоятельную жизнь.

Андрей Миронов и Олег Даль. «Мой младший брат» 1962 г.

Через год Андрей исполнил свою первую главную роль ветеринара Ромы Любешкина в комедии Генриха Оганесяна «Три плюс два». С нее и началась звездная карьера Миронова и других исполнителей ведущих ролей: Натальи Фатеевой, Евгения Жарикова и Натальи Кустинской. Фильм имел оглушительный успех в советском прокате. Под впечатлением от романтики «дикого» отдыха, граждане массово ринулись на Черное море с палатками.

Наталья Фатеева и Андрей Миронов. «Три плюс два» 1963 г.

«Бриллиантовая рука»

Затем была яркая роль спекулянта Димы Семицветова в гениальной комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» (1966 г.), но всенародная слава пришла к 28-летнему актеру после выхода на экран эксцентрической комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» (1968 г.).

В образе Геши Козодоева режиссер видел Георгия Вицина, но решил рискнуть и утвердил Миронова. Относительно Семена Горбункова он не сомневался — сценарий был написан специально под Юрия Никулина, а на роль Лёлика претендовали три артиста: Анатолий Папанов, Михаил Пуговкин и Леонид Сатановский. Все мы знаем, кого выбрал Гайдай.

«Бриллиантовая рука» 1968 г.

Андрей полностью оправдал доверие режиссера, блестяще сыграв авантюриста-неудачника Гешу. Его виртуозная легкость и пластика поразили зрителей. Никто не догадывался, сколько изматывающих репетиций стояло за этой отточенностью движений. Кстати, по свидетельству родственников, природа обделила Миронова музыкальным слухом. Он долго учился петь. Но разве можно в это поверить, слушая «Остров невезения» в его исполнении?

Юрий Никулин и Андрей Миронов. «Бриллиантовая рука» 1968 г.

«Бриллиантовая рука» стала лидером проката 1969 года в Советском Союзе и до сих пор является любимым народным фильмом. Многие зрители не сомневались, что звездный дуэт Миронов-Папанов появится и в следующем фильме Гайдая, но в «12 стульях» главные роли исполнили другие актеры. Режиссер не хотел повторяться, так как Андрей, по сути, уже сыграл своего Бендера. К тому же, на фоне Сергея Филиппова в роли Кисы Воробьянинова, он выглядел не слишком убедительно. Через 5 лет Миронов и Папанов все-таки сыграют главных героев в «12 стульях» у Марка Захарова.

Фотопроба Андрея Миронова на роль Остапа Бендра в «12 стульев» (1971 г.) Фото livejournal.com

За «Бриллиантовой рукой» последовали множество замечательных картин: «Достояние республики» (учитель фехтования Шиловский), «Невероятные приключения итальянцев в России» (капитан милиции Васильев), «Соломенная шляпка» (рантье Фадинар), «Небесные ласточки» (учитель пения Селестен), «Будьте моим мужем» (детский врач Виктор), «Блондинка за углом» (астроном Николай) и т.д. Мы знаем их наизусть, но пересматриваем снова и снова.

Читать также  “Будьте моим мужем”: как курортный роман на экране продолжился в реальной жизни

«Соломенная шляпка» 1974 г.
«12 стульев» 1976 г.

Драматические роли Андрея Миронова

Миронов мечтал избавиться от амплуа комедийного актера, но возможностей реализовать свой драматический дар у него не было. Среди огромного количества комедий в его фильмографии только две драмы: «Фантазии Фарятьева» Ильи Авербаха и «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа. В первой из них Андрей сыграл мечтателя-идеалиста Фарятьева, полюбившего девушку, которая любит другого (роль Александры исполнила Марина Неелова), а во второй — психологически надломленного писателя Ханина, совершившего самоубийство.

image
Андрей Миронов и Марина Неелова. Фантазии Фарятьева» 1979 г.

Возможно, Миронов сумел бы воплотить в жизнь все свои творческие планы, но судьба отпустила ему слишком мало времени. Свою последнюю роль мистера Фёста актер сыграл в музыкальном фильме Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов» (1987 г.)

Андрей Миронов и Александра Яковлева. «Человек с бульвара Капуцинов» 1987 г.

Личная жизнь Андрея Миронова

Любовных приключений в жизни знаменитого актера хватало, но он их не афишировал. Как сказала о Миронове его коллега по сцене Вера Васильева: «Он был постоянно в кого-то влюблен». Наиболее известна его связь с первой красавицей страны Натальей Фатеевой. Они познакомились на съемках картины Генриха Оганесяна «Три плюс два» (1963 г.), которая прославила и Андрея, и Наталью.

image
Наталья Фатеева. Фото kino-teatr.ru

Фатеева была старше Миронова на 7 лет. На тот момент она еще не развелась с режиссером Владимиром Басовым, но вскоре это произошло. Бурный роман не привел к свадьбе, несмотря на сильные чувства со стороны Андрея. Его мать Мария Владимировна, принимавшая деятельное участие в жизни сына, отвергла кандидатуру Фатеевой.  Причиной тому стал возраст красавицы и наличие у нее 5-летнего ребенка от брака с Басовым (к тому же, когда состоялась церемония знакомства, маленький Володя, очарованный шикарной квартирой Мироновых, громко поинтересовался у Фатеевой: «А мы теперь здесь жить будем?»). Убедившись, что мать непреклонна, а Миронов не предпринимает решительных действий, Наталья разорвала с ним отношения.

image
Андрей Миронов с мамой. Фото 2aktera.ru

О следующем романе Андрея с актрисой Татьяной Егоровой стало известно благодаря самой Егоровой. В 1999-м году она издала скандальную автобиографическую книгу «Андрей Миронов и я», где представила себя главной женщиной в его жизни и смешала с известной субстанцией коллег по Театру Сатиры (я эту «любовную драму» прочитала и вполне понимаю тех, кто перестал здороваться с Егоровой). Кстати, когда Леонид Менакер (родственник по отцу) спросил у Миронова, почему тот не женится на Татьяне, актер ответил: «Слушай, не могу же я быть скомпрометированным 24 часа в сутки!»

image
Татьяна Егорова. Фото hab.kp.ru

Андрей Миронов: две жены, известные актрисы

В первый раз Андрей женился в 1971-м году на молодой актрисе Екатерине Градовой, перешедшей в театр Сатиры из «Маяковки». Свою избранницу актер познакомил с матерью уже после того, как они подали заявление в ЗАГС. У знаменитой пары родилась дочь Мария (в будущем известная актриса).  Этот союз распался через 5 лет.

Екатерина Градова. «Собака Баскервилей» 1971 г.

Андрей хотел, чтобы жена ушла из театра и посвятила жизнь семье, но Градова не собиралась отказываться от карьеры. После роли радистки Кэт в «Семнадцати мгновениях весны», она стала очень популярной. А Екатерину не устраивали интрижки мужа с их общими коллегами по сцене. По словам актрисы: «Делить его ни с кем не могла, а прощать тогда еще не научилась».

image
Андрей Миронов с дочерью Марией. Фото back-in-ussr.com

Они расстались. Впоследствии Градова очень сожалела, что не пыталась сохранить семью, тем более, что после «Семнадцати мгновений» сыграла в кино только одну яркую роль — подруги вора Ручечника (Евгения Евстигнеева) в фильме «Место встречи изменить нельзя».

Екатерина Градова. «Место встречи изменить нельзя» 1979 г.

Второй и последний брак Миронов заключил с актрисой Ларисой Голубкиной, звездой фильма «Гусарская баллада». Они познакомились еще в начале 60-х, на дне рождения подруги Ларисы Натальи Фатеевой. Тогда у Миронова с Голубкиной случился недолгий роман, не имевший продолжения.

Лариса Голубкина. «Гусарская баллада» 1962 г.

Разведясь с Градовой, Андрей возобновил отношения с Голубкиной. Они прожили вместе 3 года, а потом официально оформили брак. Актер удочерил ребенка жены 4-хлетнюю Марию.

Лариса безропотно согласилась на роль «второй скрипки», в результате чего этот союз продержался 10 лет, до конца жизни Миронова. По ее словам: «Буквально все вертелось и крутилось вокруг Андрея и для него». Голубкина безукоризненно содержала дом, принимала многочисленных гостей мужа (даже если они заявлялись за полночь) и закрывала глаза на его похождения. О чем еще может мечтать мужчина?!

Лариса Голубкина и Андрей Миронов. «Трое в лодке, не считая собаки» 1979 г.

Андрей Миронов: последние годы

В конце 70-х здоровье актера пошатнулось. Организм не выдерживал бесконечной работы. К фурункулезу, от которого Андрей страдал с молодости, прибавились еще более серьезные проблемы. В 1978-м году на гастролях в Ташкенте Миронов потерял сознание во время спектакля. У него случился микроразрыв в мозге: так впервые дала о себе знать врожденная аневризма. Но в местной больнице, где Андрей провел несколько дней, ему поставили ошибочный диагноз: менингит.

Родственники актера решили подстраховаться и позвонили известному московскому нейрохирургу. По описанию симптомов тот определил, что у Андрея произошло кровоизлияние в мозг. Врач настоятельно рекомендовал провести серьезное обследование. Но Миронов почувствовал себя лучше и махнул рукой на его совет.

«Следопыт» 1987 г. Последняя роль Андрея Миронова. Озвучивал его уже другой актер

Еще 8 лет он продолжал жить в том же сумасшедшем ритме: театр, съемки, разъезды… В начале августа 1987 года театр поехал на гастроли в Ригу. 14 августа Миронов играл в спектакле «Безумный день, или женитьба Фигаро». Внезапно он потерял сознание. Скорая привезла актера в клинику нейрохирургии, где врачи диагностировали у него обширное кровоизлияние. Но делать операцию было уже слишком поздно. Утром 16 августа 1987 г. он скончался, не приходя в сознание. Причиной смерти стал разрыв аневризмы. Миронову было всего лишь 46 лет.

«Безумный день, или женитьба Фигаро». Спектакль Театра Сатиры

Тело актера на машине доставили в Москву. 20 августа Андрей Александрович Миронов был похоронен на Ваганьковском кладбище. Театр Сатиры продолжил гастроли, как будто ничего не случилось. Плучек не счел нужным прерваться даже на один день, чтобы почтить память великого артиста.

Фото liveinternet.ru

Мария Миронова пережила сына на 10 лет. Свою квартиру и семейный архив она завещала Театральному музею имени Бахрушина. После смерти актрисы там организовали музей Андрея Миронова. Ее похоронили рядом с могилой сына.

Оцените статью:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий