Анна Павлова: 10 историй из жизни умирающего лебедя и воздушного десерта

Биография

Великое искусство русского балета невозможно вообразить без легендарной танцовщицы Анны Павловой. Прима Мариинского театра в течение десятилетия выступала на русской сцене, а затем стала продолжательницей традиций национальной школы, познакомившей мир с работами выдающегося хореографа Михаила Фокина.

image
Анна Павлова

На протяжении жизни Павлова отдавала танцу больше, чем кто-либо из современников. Пластический монолог «Умирающий лебедь» на долгие годы стал визитной карточкой балерины и до сих пор считается непревзойденным и уникальным явлением русского сценического искусства.

Детство и юность

История рождения Анны Матвеевны Павловой таинственна и неоднозначна. Согласно официальным записям будущая балерина появилась на свет 12 февраля 1881 года в военном госпитале Петербурга, а ее родителями считались солдат Преображенского полка Матвей Павлович Павлов и прачка по имени Любовь Федоровна. Однако ходили слухи, что Анна была незаконной дочерью банкира еврейской национальности, не признавшего отцовства из-за высокого положения в обществе.

image
Анна Павлова в детстве

Родившись недоношенной и болезненной, девочка первые годы жизни провела с матерью в Петербурге, а затем переехала в деревню Лигово, в дом бабки по отцовской линии. Пребывание на свежем северном воздухе укрепило здоровье Ани, и Любовь Федоровна начала брать дочь с собой в Петербург.

В один из таких визитов Павлова попала в театр на балет «Спящая красавица». Находясь в ложе с другими детьми, девочка восторженно ловила каждое движение исполнителей и по окончании спектакля сказала, что хочет танцевать так же, как принцесса Аврора.

Юная Анна Павлова в балетной школе

Мать посчитала, что рост и вес дочери вполне подходят для хореографии, и привела 8-летнюю девочку на вступительный экзамен в балетную школу. С первого раза поступить не удалось, но Аня продолжала пытаться, и в 1891 году ее, наконец, приняли.

С первых дней учебы Павлова старалась стать лучшей в классе. Тренируясь по 8 часов в день, она добилась участия в выступлении перед царской семьей, а спустя 7 лет окончила Императорское театральное училище с отличием.

Балет

В 1999 году Павлову приняли в труппу Мариинского театра и поручили небольшие партии сразу в нескольких постановках знаменитого балетмейстера Мариуса Петипа, среди которых были «Тещина предосторожность» и «Камарго». Вскоре имя Анны появилось на афишах в числе прочих исполнителей па-де-де и па-де-труа в спектаклях «Корсар» и «Пахита», а затем талантливая танцовщица обрела звание балерины и постоянную сценическую пару.

Балерина Анна Павлова

Михаил Фокин неоднократно выступал дуэтом с Павловой и, став хореографом, продолжил это плодотворное сотрудничество, поставив для партнерши такие шедевры русского балета, как танцевальный монолог «Умирающий лебедь» и дивертисмент «Виноградная лоза».

Благодаря этим танцам Анна получила признание и с 1908 года постоянно находилась в разъездах. Она участвовала в постановках «Сильфида» и «Клеопатра», проходивших в рамках «Русских сезонов» во Франции, затем гастролировала с проектом по городам Германии, Бельгии, Англии и других европейских стран. Афиша с портретом Павловой работы художника Валентина Серова вскоре после дебюта стала эмблемой фестиваля, организованного известным антрепренером Сергеем Дягилевым.

Портрет Анны Павловой работы Валентина Серова

В 1910 году балерина ушла из «Мариинки» и с тех пор заключала самостоятельные контракты на отдельные представления. Анна исполнила главную партию в «Жизели» в Лондоне и месяц танцевала на сцене нью-йоркского театра Метрополитен-опера.

Параллельно с гастролями Павлова с помощью американского танцовщика Адольфа Больма организовала собственную труппу, в репертуар которой вошли балеты «Волшебная флейта» Вольфганга Моцарта, «Привал кавалерии» Ивана Армсгеймера и 2-й акт «Лебединого озера» Петра Чайковского.

Анна Павлова – «Умирающий лебедь»

Позже прима начала ставить собственные номера, пользовавшиеся успехом, сравнимым с «Лебедем» и «Танцем семи покрывал» Фокина. Интересен тот факт, что балерина вдохновляла не только коллег и ценителей балета, но и кулинаров. Именем Павловой изготовители тортов назвали воздушный десерт, в рецепт которого входили безе, напоминавшее пачку, и свежие фрукты.

В начале 1920-х годов слава Анны и ее коллектива вышла за пределы европейского континента, когда русско-американский продюсер организовал гастроли в США, а затем договорился о выступлениях в Индии.

Анна Павлова в Сиднее

После этого Павлова стала живой легендой, которую хотели видеть во всех странах мира. В период с 1922 по 1929 годы звезда почтила своим присутствием лучшие сцены Японии, Китая, Египта, Австралии и Новой Зеландии. Во время поездок балерина посещала танцевальные школы и оценивала мастерство студенток. Благодаря Анне знаменитая актриса, балерина и хореограф Тамара Туманова получила шанс пробиться на большую сцену и сделать карьеру в труппе Русского балета в Монте-Карло.

Личная жизнь

Анна Павлова, в течение десятилетий блиставшая на сцене лучших театров мира, в личной жизни была глубоко несчастным человеком. Начинающая балерина избегала поклонников, настаивавших на свидании и преподносивших дорогие подарки. Однако коллеги по труппе иногда видели девушку в компании состоятельного аристократа Виктора Дандре.

Анна Павлова и Виктор Дандре

Образованный дворянин, увлеченный искусством, вскоре растопил сердце неприступной красавицы и заслужил право стать ее благодетелем и покровителем. Высокое положение сенатского советника не позволяло новым отношениям стать серьезными. Молодой повеса снял балерине квартиру с танцевальным залом в центре Петербурга в обмен на обязанность сопровождать его в обществе.

Павлова испытывала симпатию к Виктору, но в глубине души понимала, что ей никогда не стать женой представителя высшего света. Поэтому балерина отказалась от шикарной жизни и покинула покровителя, предпочтя свободу золотой клетке. В тот момент, когда Анна сильнее всего страдала от одиночества, в ее жизни появился Михаил Фокин, постановщик знаменитого танца «Умирающий лебедь». Балетмейстер вдохнул новые силы в отчаявшуюся звезду и стал одним из немногих близких людей Павловой.

Анна Павлова и Михаил Фокин

Окончательно восстановиться приме «Мариинки» помогли зарубежные гастроли, во время которых она познакомилась с французским композитором Камилем Сен-Сансом и встретилась с великим актером немого кино Чарли Чаплином. С последним у Павловой завязался платонический роман, переросший в преданную дружбу, запечатленную на архивных фотографиях.

Когда балерина получила мировую известность и стала богатой женщиной, она поселилась за границей, но не перестала мечтать о простом человеческом счастье. Мысли ее неукротимо возвращались к оставленному на родине Виктору Дандре.

Анна Павлова и Чарли Чаплин

В то время, когда Сергей Дягилев основал в Париже Театр русского танца, дворянин попал в затруднительное финансовое положение и, не имея возможности оплатить долги, оказался в тюрьме. Узнав о неприятностях бывшего поклонника, Павлова разорвала отношения с многолетними коллегами и подписала выгодный контракт с представителями иностранного агентства «Брафф».

Заработав необходимую сумму денег, балерина оплатила долги Дандре и, решив, что не может жить без этого человека, выписала бывшего аристократа в Париж. Виктор прибыл по первому зову Павловой и, по некоторым источникам, в 1911 году тайно с ней обвенчался.

Анна Павлова и Виктор Дандре

Павлова купила роскошное имение в Великобритании и организовала собственную труппу, став владелицей камерного театра в Лондоне. Все обязанности по дому исполнял муж, так что Анна могла ни о чем не заботиться и целиком посвящать себя творчеству.

Однако со временем чувства балерины к Дандре начали угасать: она устраивала скандалы, била посуду и плакала. Виктор реагировал на истерики спокойно, ведь он искреннее благодарил и любил Анну. Вместо того чтобы уйти от психологически неустойчивой жены, он помогал в организационных вопросах и занимался наймом и увольнением артистов. Так пара прожила вместе вплоть до неожиданной смерти Павловой в 1931 году.

Смерть

Павлова, ставшая достоянием мира, в течение всей жизни хотела вернуться и станцевать на родине. Однако судьбе не было угодно, чтобы мечта балерины исполнилась. В январе 1931 года Анна поехала на гастроли в Гаагу и, сойдя с поезда, почувствовала себя нездоровой. В отеле выяснилось, что русская звезда простудилась и, по словам коллег, пострадала от падения кофра, случившегося во время резкого торможения состава.

Анна Павлова

Подоспевший врач обнаружил жидкость в легких пациентки и посоветовал срочно провести операцию. Надеясь развеять подозрения, муж балерины пригласил личного доктора нидерландской королевы, который согласился с поставленным диагнозом и подтвердил необходимость хирургического вмешательства.

В итоге Павловой поставили дренажную трубку, но время было упущено. Балерина потеряла сознание и очнулась лишь один раз для того, чтобы посмотреть на сценический костюм Умирающего лебедя.

Могила Анны Павловой

Павлова скончалась от плеврита 23 января 1931 года, и ее уход стал красивой легендой, растрогавшей многочисленных поклонников. Со временем лечащий врач и Виктор Дандре по-другому рассказали историю смерти великой балерины, но это было не важно. Главным оставалось то, что мир лишился легендарного «лебедя» и больше никогда не увидит его на сцене.

После произошедшей трагедии поклонники и общественность настаивали на том, что Павлову нужно похоронить на кладбище Пер-Лашез рядом с могилой другой знаменитой танцовщицы Марии Тальони. Однако муж проследил за исполнением последней воли балерины, желавшей быть кремированной согласно одному из древнеиндийских обрядов.

Память

Смерть Павловой стала трагедией для человечества. До сегодняшнего дня великой русской приме посвящают выступления многие известные танцоры и хореографы.

Документальный фильм «Анна Павлова. Больше, чем любовь»

Образ Анны увековечен в фильме-биографии молдавского режиссера Эмиля Лотяну, и многочисленных книгах искусствоведов и балетмейстеров Веры Красовской и Андрея Соколова-Каминского.

Репертуар

  • 1902 – «Баядерка»
  • 1903 – «Жизель»
  • 1906 – «Виноградная лоза»
  • 1907 – «Умирающий лебедь»
  • 1907 – «Эвника»
  • 1907 – «Шопениана»
  • 1908 – «Ночь Терпсихоры»
  • 1909 – «Стрекоза»
  • 1909 – «Бабочка»
  • 1909 – «Калифорнийский мак»
  • 1913 – «Семь дочерей горного короля»

00:16 12.02.2016 (обновлено: 19:47 02.03.2020) 12 февраля 2011, 10:00 Легенды Анны ПавловойЕсть фотография с двумя лебедями, “бессмертным” и живым. Первый лебедь – Анна Павлова, царственная, болезненная, деспотичная, хрупкая великая балерина, исполнительница “лебединой” балетной миниатюры Михаила Фокина на музыку Сен-Санса. Второй лебедь – любимая птица Павловой в ее усадьбе под Лондоном… Индивидуальность балерины, стиль ее танца, парящий прыжок натолкнули ее партнера, будущего известного хореографа Михаила Фокина, на создание на музыку Фридерика Шопена “Шопенианы” (1907) – стилизации в духе ожившей гравюры эпохи романтизма. В этом балете она танцевала мазурку и Седьмой вальс с Вацлавом Нижинским. Летящий арабеск Павловой художник Валентин Серов увековечил на афише к первым “Русским сезонам” в Париже (1909).

Всероссийскую славу принесли балерине гастроли с труппой Фокина в Москве в 1907 году. Для нее Фокин поставил концертный номер “Лебедь” (позже “Умирающий лебедь”) на музыку Камиля Сен-Санса, ставший впоследствии поэтическим символом русской хореографии и самой балерины.

Павлова также в 1907 году танцевала постановках Фокина “Павильоны Армиды” на музыку Николая Черепнина и “Египетские ночи” на музыку Антона Аренского.

Она участвовала в спектаклях “Русского балета” Сергея Дягилева в 1909 году в Париже и в 1911 году в Лондоне.

В 1909 году Анна Павлова впервые выступила с самостоятельной постановкой в Суворинском театре в Петербурге, выбрав для своего дебюта “Ночь” Антона Рубинштейна.

В 1910 году Павлова, создав собственную труппу, отправилась в кругосветное балетное турне, выступая с такими партнерами, как Михаил Мордкин и Лаврентий Новиков. В труппе танцевали не только русские исполнители. В августе 1911 года балерина ненадолго вернулась в Россию, танцевала в Мариинском театре “Баядерку” и “Жизель”.

В 1912 году Павлова, осев в Англии, купила дом “Айви-Хауз” в районе Хэмпстед Лондона, где проводила короткий отпуск. В своей студии балерина начала обучать английских детей балетному искусству, в дальнейшем они вошли в состав ее труппы.

В 1914 году Первая мировая война застала ее в Берлине, где балерина была ненадолго задержана как “русская шпионка”. Павлова вернулась в Россию, но затем со своей труппой отправилась через океан и в течение долгого времени гастролировала по Северной и Южной Америке. Октябрьский переворот 1917 года она встретила в Латинской Америке.

За 22 года бесконечных турне Павлова проехала на поезде более полумиллиона километров, дала около девяти тысячи спектаклей. Балерина два десятилетия давала по восемь-девять спектаклей в неделю, позволяя себе отдых лишь раз в году – 31 декабря.

Во время гастролей она танцевала миниатюры или небольшие балеты, которые для нее сочинял или возобновлял балетмейстер Иван Хлюстин (“Коппелия”, “Тщетная предосторожность”, “Фрески Аджанты”, “Фея кукол”, “Гавот” и др.). Павлова поставила для себя ряд концертных номеров, которые производили впечатление только в ее исполнении (“Калифорнийский мак”, “Хризантема”, “Осенние листья”, “Японская бабочка”, “Умирающая роза” и др.). Многие ее миниатюры были созданы под воздействием танцев народов мира, которыми балерина интересовалась во время многочисленных путешествий. Последнее выступление Павловой состоялось в Лондоне 13 декабря 1930 года.

Анна Павлова снялась в немом фильме “Немая из Портичи” (1915, США). В 1924 году в Голливуде были сняты миниатюры в исполнении Павловой, которые впоследствии вошли в фильм “Бессмертный лебедь” (1956).

23 января 1931 года Анна Павлова скончалась в Гааге (Нидерланды). Ее прах был захоронен на кладбище “Гольдерс-Грин” недалеко от ее дома “Айви-Хауз” в Лондоне.

На протяжении долгого времени личные отношения связывали Анну Павлову с горным инженером Виктором Дандре, который в 1910 году был обвинен властями Петербурга в растрате средств, выделенных на строительство Охтинского моста. Анне Павловой пришлось заплатить залог, чтобы его освободили из тюрьмы. Несмотря на подписку о невыезде, Дандре бежал из России и многие годы жил без паспорта. За границей Дандре стал импрессарио и администратором труппы балерины. В 1932 году в Лондоне была издана книга Дандре “Анна Павлова. Жизнь и легенда”.

Балерине посвящены художественные и документальные фильмы “Анна Павлова” (1983 и 1985). Французский балетмейстер Ролан Пети поставил балет “Моя Павлова”.

В усадьбе “Айви-Хауз”, где в настоящее время размещается лондонский Еврейский культурный центр, холл первого этажа превращен в мемориальный музей балерины. На территории “Айви-Хауз” установлены два памятника Анне Павловой – один находится у озера, другой, представляющий балерину в облике стрекозы, – у террасы ее дома.

Приз Петербургской международной балетной премии Dance Open – хрустальный пуант, созданный в 1913 году художником Борисом Фредманом-Клюзелем со слепка ноги балерины Анны Павловой, является одной из уважаемых наград балетного искусства.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Коротко о персоне

12.02.1881 года

♒Водолей

23.01.1931 года

49 лет

Российская империя, г. Санкт-Петербург

🇷🇺 &nbspРоссия

Замужем

Балерина

Биография Анны Павловой

Павлова Анна Павловна – одна из величайших балерин ХХ века – появилась на свет 12 февраля 1881 г. в Петербурге. Её мать Любовь Фёдоровна была горничной у Лазаря Соломоновича Полякова – влиятельного еврейского банкира. Когда служанка понесла незаконного ребёнка коммерсанта, то, чтобы не навредить его репутации, девушку обвенчали с крестьянином Матвеем Павловичем Павловым, отставным солдатом Преображенского полка.

Девочка родилась раньше срока и в детстве имела слабое здоровье. Через несколько лет её официальный отец Павлов умер. Мать – хозяйка прачечной – и дочь жили в дачном посёлке Лигово под Петербургом в их собственном деревянном доме. Пребывание на природе и свежем воздухе оздоровило Анну, она стала реже болеть. Однажды Любовь Фёдоровна привела дочь в Мариинский театр на балет «Спящая красавица». Увидев представление, девочка поняла: она хочет стать балериной.

В Императорское театральное училище 8-летнюю девочку не взяли. Но она, изящная и воздушная, снова и снова проходила экзамены, и в 1891 г. её зачислили. Скоро одарённая ученица стала любимицей педагогов Екатерины Вазем и Александра Облакова. Не жалея себя, она тренировалась по 8 часов в день, стремясь быть лучшей. В эти годы за ней закрепилось имя «Павлова-2», чтобы не путать с балериной-однофамилицей, которую Анна скоро превзошла по мастерству и знаменитости.

В 1899 г. юная артистка окончила балетную школу со званием первой танцовщицы и была принята в Мариинский театр, где стала работать под руководством балетмейстера Мариуса Петипы. Павлова не танцевала в кордебалете – она сразу получила сольные партии. В сентябре 1899 г. она дебютировала в балетной постановке «Тщетная предосторожность», в которой исполнила па-де-труа. Затем были балеты «Жизель», «Спящая красавица», «Царь Кандавле», «Камарго» и др.

В 1902 г. она танцевала свою первую балеринскую партию, сыграв Никию в постановке «Баядерка». Балерине нравились не только классические, но и хара́ктерные танцы: уральская плясовая в «Коньке-Горбунке», панадерос в «Раймонде», фанданго в «Кармен». В балете «Египетские ночи» она исполнила танец с живой змеёй. В театре танцовщица работала с балетмейстерами Александром Горским и Михаилом Фокиным, которые помогли полнее раскрыть грани её необыкновенного таланта.

Артист балета Фёдор Лопухов говорил, что внешне Анна была похожа на еврейку, но имела русскую душу. Балерина была одарена необыкновенной лёгкостью – она словно порхала в воздухе. Её называли самим воплощением музы танца Терпсихоры. Выразительные движения, воздушность и элевации (парящие, продолжительные прыжки) вызывали восторг публики. Танцовщица и педагог Тамара Карсавина писала, что в танце казалось, будто плоти в Павловой не больше, чем в снежинке.

Один из её сценических партнёров Лаврентий Новиков вспоминал, что танцовщица обладала великим личным обаянием, и любая исполненная ею партия поражала зрителей. Артистка не делала ничего новаторского и сенсационного – она сама была сенсацией. В 1906 г. Анна Павлова получила звание балерины, которым были удостоены лишь несколько танцовщиц в России – среди них были Матильда Кшесинская, Ольга Преображенская, Тамара Карсавина.

В 1907 г. в Мариинском театре артистка впервые исполнила миниатюру «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных», поставленную балетмейстером Михаилом Фокиным. Танец прославился под названием «Умирающий лебедь» и навсегда стал символом русского балета XX столетия. Миниатюра была визитной карточкой балерины – она исполнила её 4000 раз. Пресса писала о том, что танцовщица в нём подобна парящему над землёй облаку, она словно плывёт по сцене.

Композитор Шарль-Камиль Сен-Санс, сочинивший музыку для постановки, был восхищён исполнением и поражён трактовкой образа, ведь его пьеса написана в мажорной тональности, в ней лебедь не умирает. Но Павлова смогла превратить лебединую безмятежность в трагедию. Афишу к балету рисовал знаменитый портретист Валентин Серов. На её создание ушло 11 сеансов – балерине приходилось постоянно выполнять арабеск, чтобы художник смог запечатлеть это мимолётное движение.

В Париже в 1909 г. артистка участвовала в «Русских сезонах» Сергея Дягилева, эмблемой которого была выбрана афиша Серова. Павлова танцевала в балетах «Клеопатра», «Сильфиды» и «Павильон Армиды». Артист балета Сергей Григорьев писал, что в них она была воздушной и неземной – самим воплощением романтического балета. После первого сезона танцовщица получила степень командора Ордена Академических пальм. В 1911 г. в Лондоне она исполнила главную роль в «Жизели».

Затем Анна Павлова создала собственную труппу, имеющую обширный репертуар и плотный график выступлений. В 1909 г. балерина стала самостоятельно сочинять лирические миниатюры, которые по драматичности и художественной ценности не уступали шедеврам Михаила Фокина. Они выделились в её собственный жанр, названный театральным критиком Юрием Беляевым «хореографической мелодекламацией». Среди них «Стрекоза», «Ночь», «Калифорнийский мак», «Бабочка».

В 1913 г. артистка в последний раз танцевала в Мариинском театре, а после начала Первой мировой войны в 1914 г. она навсегда покинула Россию и стала жить в Лондоне. Гастрольные туры Анны Павловой на весь Мир прославили русский балет. Со своей труппой она посетила свыше 40 стран – она выступала в Германии, Швеции, США, Китае, Японии, Индии, Австралии, Новой Зеландии. Во многих государствах, посещённых танцовщицей, зрители впервые увидели балет.

Легендарная Анна Павлова была самой высокооплачиваемой балериной своего времени. Она задавала моду и вдохновляла поэтов, её увековечивали на портретах, в честь неё организовывались королевские приёмы, назывались сорта цветов, кондитерские изделия и самолёты. Балетный критик Андрей Левинсон отмечал, что искусство этой гениальной танцовщицы рождается и умирает вместе с ней, ведь, чтобы исполнять танцы, как Павлова, нужно быть самой Павловой.

Однако личная жизнь великой артистки не была гладкой. Она отвергала навязчивых поклонников, не принимала их подарки, не подавала надежды на лёгкие романы. В её жизни был лишь один мужчина – состоятельный дворянин, статский советник Виктор Дандре (1870 – 1944), с которым она познакомилась в 1904 г. Галантный, образованный, остроумный аристократ покорил сердце девушки. Он снял для неё роскошную квартиру с большим танцевальным залом, одаривал драгоценностями.

Но его высокое положение не позволяло жениться на дочери крестьянина и прачки, на балерине, к которой относились, как к доступным женщинам. Она сопровождала Дандре на светских мероприятиях, но понимала, что никогда не станет его женой. И гордая девушка рассталась с любимым. В период её мучительного одиночества Михаил Фокин поставил для неё танец «Умирающий лебедь». Работа над выступлением вдохнула в балерину новую жизнь, а сам хореограф стал её добрым другом.

Отвлечься от тяжелых переживаний помогли зарубежные гастроли. Её ждали новые страны, яркие впечатления, запоминающиеся выступления и… знакомство со звездой немого кино Чарли Чаплином. Они понравились друг другу, но их отношения так и остались платоническими. Крепкая дружба двух знаменитостей продолжалась долгие годы. Анна стала всемирно известной, её состояние возросло, у неё были миллионы поклонников, но при этом она была отчаянно одинокой.

Вдруг она узнала, что Виктор Дандре разорился и находится в долговой тюрьме. Чтобы помочь любимому, она заключила договор с агентством «Брафф», в соответствии с которым должна была выступать ежедневно по 2 раза. Контракт предполагал изнуряющий труд, но принёс ей большую выгоду. Вскоре она собрала нужную сумму и расплатилась с долгами Дандре, который, освободившись, выехал к ней за границу. По некоторым данным, в 1911 г. влюблённые тайно обвенчались в Париже.

Они стали жить в Великобритании. Балерина приобрела шикарное имение и собственный камерный театр. Но их совместная жизнь была непростой. Талантливая артистка была натурой эмоциональной, не умеющей сдерживать раздражение. На выступлениях было много волнений, а накопленный стресс выливался дома. В семье часто были скандалы, истерики, битьё посуды. Чтобы помочь Анне справляться с театром, Дандре сам взялся за решение организационных вопросов и стал импресарио.

В январе 1931 г. Анна Павлова репетировала в холодном помещении и простудилась, но не придала этому значения. Отправившись в гастрольный тур в Гаагу (Нидерланды) со своей балетной труппой, она почувствовала сильное недомогание. Врачи определили наличие жидкости в лёгких и рекомендовали срочно делать операцию. Но время уже было упущено, и женщина впала в забытье. Ненадолго придя в себя перед смертью, Павлова попросила: «Приготовьте мой костюм лебедя!».

23 января 1931 г. страшная утрата постигла балетный мир – ушла из жизни прославленная Анна Павлова, одна из лучших балерин XX столетия. Причиной смерти звёздной танцовщицы стал гнойный плеврит. Её тело кремировали, и урну с прахом установили в лондонском закрытом колумбарии крематория Голдерс-Грин. Спустя 13 лет, в 1944 г. рядом с ней встала урна с прахом её мужа Виктора Дандре, с которым они прожили вместе 20 лет.

Дата публикации: 10.12.2020 года Дата последнего обновления: 16.08.2022 года

Anna Pavlova

Дата рождения 12.02.1881 Дата смерти 23.01.1931 Профессия балерина Страна Россияimageimageimageimageimage

Современники говорили, что, глядя на нее, они видели не танцы, а воплощение своей мечты о танцах. А для нее самой танец был всем – и реальностью, и мечтой, и жизнью, и тем, что ждет за пределами жизни. Ее последние слова были: «Приготовьте мой костюм Лебедя…»

Анна Павлова родилась 31 января (12 февраля) 1881 года в Санкт-Петербурге, в семье солдата и прачки. В пятилетнем возрасте Павлова увидела в Мариинском театре балет «Спящая красавица», который и решил ее судьбу. В 1891 году поступила на балетное отделение Петербургского театрального училища, где занималась у Е.О. Вазем, П.А. Гердта.

Вот как вспоминает о ее школьных годах Тамара Карсавина в книге «Театральная улица»:

«Не обладая достаточной проницательностью, мы восхищались только виртуозностью танца, нашим идеалом была крепкая коренастая фигура Леньяни. И сама Павлова тогда вряд ли осознавала, что в ее хрупкости и некоторой ограниченности технических возможностей как раз и таилась огромная сила ее неповторимой и чарующей индивидуальности. Романтизм в ту пору вышел из моды. Даже сама фигура танцовщиц по сравнению с силуэтами тех, кто танцевал полвека назад, явно демонстрировала изменение вкусов публики, охладевшей к воздушным видениям и восхищавшейся теперь более земными прелестями.

Худоба считалась врагом красоты, и все сходились на мнении, что Анна Павлова нуждалась в усиленном питании. Она, очевидно, придерживалась такого же мнения, так как добросовестно глотала рыбий жир, который наш врач считал панацеей от всех зол, мы же все его ненавидели. Подобно всем нам, она старалась подражать нашему идеалу виртуозности, Леньяни. К счастью для Павловой, Гердт сумел распознать сущность ее таланта. Ему было больно видеть, как его хрупкая ученица пытается выполнить то, что легко давалось мускулистой итальянской танцовщице. Он посоветовал ей не гнаться за эффектами, подвергающими опасности ее хрупкий организм.

Во время дебюта Павлова очень переживала из-за своих «недостатков». Но ей было суждено вернуть на нашу сцену забытое очарование романтических балетов эпохи Тальони».

В 1899 году, по окончании училища, Анна Павлова была принята в труппу кордебалета Императорского балета Мариинского театра.

Высокая, стройная, с удлиненными по форме руками и ногами с высоким подъемом, в юности она не владела виртуозной техникой, не обладала «стальным носком». Впоследствии, чтобы исполнять партии, созданные М.И. Петипа для итальянских виртуозок, Павлова занималась частным образом с Энрико Чекетти в Петербурге и с главным педагогом школы «Ла Скала» в Милане Катариной Беретта.

Уже 19 сентября 1899 года Павлова дебютировала в маленькой роли в «Тщетной предосторожности», затем последовали роли в «Волшебной флейте» и в «Баядерке». В 1903 году ей была доверена партия Жизели, и молодая балерина поразила всех глубиной психологической трактовки образа и красотой танца. Вслед за этим успехом Павлова получила главные роли в «Наяде и рыбаке», «Пахите», «Корсаре», «Дон Кихоте». В то же время воздушная, похожая на сильфиду Павлова благодаря природному темпераменту с огромным успехом танцевала испанские и демихарак-терные партии классического репертуара (уличная танцовщица в «Дон Кихоте», панадерос в «Раймонде»).

В 1906 году Анна Павлова стала балериной Императорской сцены. Работа с Михаилом Фокиным открыла для нее новый репертуар. Индивидуальность балерины, стиль ее танца, парящий прыжок в 1907 году навели Фокина на мысль о возрождении романтического балета. Так появилась «Шопениана» – тонкая стилизация в духе изящной ожившей гравюры эпохи Тальони. В «Шопениане» Павлова танцевала мазурку и Седьмой вальс с Вацлавом Нижинским.

Ее летящий арабеск вошел в историю – художник Валентин Серов увековечил его на афише к «Русским сезонам» в Париже в 1909 году.

В 1907 году Павлова танцевала с труппой Фокина в Москве, и это принесло ей всероссийскую славу. Именно после этих гастролей, в качестве расплаты за денежный долг Фокин поставил для Павловой «Умирающего лебедя», ставшего ее несомненной артистической удачей. Содружество Фокина и Павловой оказалось плодотворным – она танцевала в его «Павильоне Армиды», в «Египетских ночах». Не помышляя о новаторстве и низвержении эстетики прошлого, одним своим обликом, манерой танца она реформировала балет, изменила отношение к нему во всем мире.

8 мая 1908 года в Гельсингфорсе Павлова танцевала Терезу в «Привале кавалерии», затем гастроли продолжились в Стокгольме, Копенгагене, Праге, в городах Германии и закончились в Берлине. Этот год следует считать началом ее международного признания. В мае 1909 года на гастролях с артистами Мариинки в Берлине она танцевала «Жизель» вместе с Николаем Легатом.

Естественным для Павловой было попробовать ставить самой. Такую попытку она предприняла в 1909 году на спектакле в Суворинском театре в честь 75-летнего юбилея владельца – А. Суворина. Для своего дебюта Павлова выбрала «Ночь» Рубинштейна. Она появилась в белом длинном хитоне с цветами в руках и волосах. Патетика оправдывалась наивной искренностью чувства. Свободные движения корпуса и рук создавали впечатление импровизации, напоминая о влиянии Дункан. Но и классический танец, включая пальцевую технику, присутствовал, дополняя выразительные жесты. Самостоятельное творчество Павловой было встречено с одобрением. Следующими номерами были «Стрекоза» Ф. Крейслера, «Бабочка» Р. Дриго, «Калифорнийский мак».

Для Дягилева участие Анны Павловой в его антрепризе означало гарантию успеха. Несмотря на то что ее пребывание у Дягилева было весьма кратковременным, во всем цивилизованном мире дягилевский балет и поныне ассоциируется с именами Павловой и Нижинского.

Но ей многое не нравилось в дягилевской антрепризе. Павлова часто говорила, что красота танца значила для нее всё, а уродство – ничего, и категорически отвергала то, что казалось ей уродливым. В этот список входили и пластические элементы новой хореографии, и музыка Стравинского в «Жар-птице», казавшаяся ей недостаточно мелодичной. Павлова, великая балерина классического стиля, не приняла эстетики тех хореографов-новаторов, которые вслед за Фокиным пришли в «Русские балеты» Дягилева и произвели революцию в мире танца.

В 1910 году в Лондоне она организовала собственную балетную труппу, чтобы ставить классику, и с ней отправилась в кругосветное балетное турне. Дебют в Нью-Йорке состоялся 16 февраля 1910 года. За ним последовали концерты в Бостоне, Филадельфии, Балтиморе.

Спутником Анны Павловой во время этого турне был Михаил Мордкин, знаменитый солист Большого театра, «Геракл балетной сцены», позднее – основатель «Американского балета». Он танцевал с Павловой в 1910–1911 годах, после ухода балерины от Дягилева. Их сценический союз постепенно перерос в любовный роман. Однако он оказался неудачным и в личном, и в творческом плане. История окончилась скандальным разрывом.

В августе 1911 года Павлова ненадолго вернулась на родину. Теперь это для нее были «русские гастроли». Станцевав в Мариинском театре «Баядерку» и «Жизель», она уехала в Лондон, где был Дягилев со своей антрепризой. Павлова сменила Карсавину в «Жизели» и танцевала с Нижинским: с ним же она впервые исполнила партию рабыни в «Клеопатре». А в ноябре 1911 года отправилась в турне по городам Англии, Шотландии и Ирландии.

В 1912 году к Павловой присоединился покинувший Россию из-за финансовых неприятностей барон Виктор Дандре. Труппе был нужен надежный администратор, а Дандре оказался именно таким человеком. Некоторое время спустя Павлова вышла за него замуж. Решив поселиться в Англии, она купила дом «Айви-Хауз» в одном из районов Лондона – Хэмпстеде.

Первая мировая война застала Павлову в Берлине, где она была ненадолго задержана как «русская шпионка». Балерина вернулась в Россию, но война и балет несовместимы – и она вместе со своей труппой отправилась через океан и в течение долгого времени гастролировала по Северной и Южной Америке. Октябрьский переворот в Петрограде произошел, когда она блистала в Латинской Америке: Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Буэнос-Айрес, Сантьяго, Лима, Ла-Пас, Кито, Каракас, Коста-Рика, Гавана… Павлова была первой Жизелью, которую увидели любители балета этого полушария.

За 22 года бесконечных турне Павлова проехала на поезде более полумиллиона километров, по приблизительным подсчетам, она дала около 9 тысяч спектаклей. Это был действительно труд на износ. Был период, когда итальянский мастер Нинолини изготовлял для Анны Павловой в год в среднем две тысячи пар балетных туфель, и ей их едва хватало.

Но, при всей своей преданности искусству балета, Анна Павлова любила мир моды, охотно фотографировалась и даже позировала в мехах известных домов моды Берлина и Парижа 1910-х и 1920-х годов. В Англии она рекламировала туфли обувной фирмы «H. & M. Rayne», которые носила, по ее словам, и на сцене, и в жизни. Стиль одежды «a la Pavlova» стал настолько популярен, что преподнес миру моды атлас «Павлова», выпущенный в 1921 году. Именно Павлова ввела моду на драпированные в испанской манере расшитые манильские шали с кистями, которые она умела носить так изящно.

В январе 1931 года поезд, в котором Павлова возвращалась в Париж с Лазурного берега Франции, потерпел аварию возле Дижона. Сама прима не пострадала, хотя упавший кофр сильно ударил ее по ребрам. Но ей пришлось холодным зимним утром в пижамке и легком пальто идти пешком до ближайшей станции и там в течение двенадцати часов ждать следующего поезда. Павлова подхватила простуду, которая перешла затем в тяжелейший плеврит. В таком состоянии она отправилась на гастроли в Голландию. Незадолго до своего отъезда, уже совсем больная, она пришла заниматься в парижскую студию Веры Трефиловой. Там она почувствовала сильный жар и все же решила гастролей не отменять.

17 января 1931 года знаменитая балерина прибыла на гастроли в Нидерланды, где ее хорошо знали и любили. В честь «русского Лебедя» голландцы вывели особый сорт белоснежных тюльпанов и назвали их «Анна Павлова».

В программке выступления балета Павловой, напечатанной в Голландии за два дня до ее кончины, имя балерины в составе исполнителей не значилось. Она уже не выходила из своих сиреневых апартаментов в гостинице. Между тем труппа продолжала готовиться к гастролям в Брюсселе. Но гастроли не состоялись. Неожиданная смерть великой балерины, наступившая в час ночи с четверга на пятницу 23 января 1931 года в гаагской «Hotel des Indes», потрясла весь мир.

Прах Павловой, заключенный в белую мраморную урну, покоится на кладбище «Гольдерс-Грин», недалеко от ее любимого «Айви-Хауз».

Д. Трускиновская

реклама

вам может быть интересно

Франко Фаджоли Певцы Алексей Олегович Степанюк Театральные деятели

Публикации

Лебединая песня длиною в жизнь 31.03.2005 в 23:38

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий