Антуан де Сент-Экзюпери биография писателя, личная жизнь, дети, жена, за что получил премию Фемину, интересные факты о творчестве, список произведений поэта

Биография

Антуан де Сент-Экзюпери – писатель, имя которого знает каждый, кто знаком с книгой «Маленький принц». Биография автора незабвенного произведения полна невероятных событий и совпадений, ведь его основная деятельность была связана с авиацией.

Детство и юность

Полное имя литератора – Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери. В детстве мальчика звали Тони. Он родился 29 июня 1900 года в Лионе, в семье дворянина, и был 3-м ребенком из 5 детей. Глава семейства скончался, когда маленькому Тони было 4 года. Семья осталась без средств и переехала к тетушке, проживавшей на площади Белькур. Денег катастрофически не хватало, но это компенсировалось дружбой между братьями и сестрами. Особенно близок Антуан был с братом Франсуа.

image
Антуан де Сент-Экзюпери в молодости

Мать привила ребенку любовь к книгам и литературе, рассказывая о ценности искусства. О ее нежной дружбе с сыном напоминают опубликованные письма. Заинтересованный уроками матери, мальчик также увлекался техникой и выбирал, чему же хочет себя посвятить.

Антуан де Сент-Экзюпери учился в христианской школе в Лионе, а затем в иезуитской в Монтрё. В 14 лет стараниями матери был отправлен в швейцарский католический пансион. В 1917 году Антуан поступил на факультет архитектуры в парижскую Школу изящных искусств. Бакалавр с дипломом на руках готовился к поступлению в военно-морской лицей, но провалился на конкурсном отборе. Тяжелой утратой для Антуана стала гибель брата от суставного ревматизма. Потерю близкого человека он переживал, замкнувшись в себе.

Авиация

Антуан грезил небом с детства. Впервые он побывал в полете в 12 лет благодаря известному летчику Габриэлю Вроблевски, увезшего его ради забавы на авиадром в Амберье. Полученных впечатлений юноше хватило, чтобы понять, что станет целью всей жизни.

image
Антуан де Сент-Экзюпери

1921 год многое изменил в жизни Антуана. После призыва в армию он окончил курсы пилотажа и стал членом авиационного полка в Страсбурге. Сначала молодой человек был нелетным солдатом мастерской при аэродроме, но вскоре стал обладателем удостоверения гражданского летчика. Позднее Экзюпери повысил квалификацию до военного летчика.

Завершив обучение на офицерских курсах, Антуан совершал полеты в звании младшего лейтенанта и служил в 34 полку. После неудачного рейса в 1923 году Экзюпери, получив травму головы, оставил авиацию. Летчик поселился в Париже и решил попробовать себя в литературной сфере. Успех не приходил. Чтобы зарабатывать на жизнь, Экзюпери вынужден был продавать автомобили, работать на черепичном заводе и даже торговать книгами.

Летчик Антуан де Сент-Экзюпери

Вскоре стало ясно, что вести такой образ жизни дальше Антуан не способен. Его выручило случайное знакомство. В 1926 году молодой летчик получил должность механика в авиакомпании «Аэропошталь», а позднее стал пилотом авиасудна, доставлявшего почту. В этот период времени был написан «Южный почтовый». Вслед за новым повышением последовал еще один перевод. Став начальником аэропорта в Кап-Джуби, находившегося в Сахаре, Антуан занялся творчеством.

В 1929 году талантливого специалиста перевели на должность директора филиала «Аэропошталь», и Экзюпери перебрался в Буэнос-Айрес, чтобы руководить вверенным отделением. Он выполнял регулярные рейсы над Касабланкой. Компания, на благо которой трудился писатель, вскоре разорилась, поэтому с 1931 года Антуан снова работал в Европе.

Антуан де Сент-Экзюпери в кабине самолета

Сначала трудился на почтовых авиалиниях, а затем начал совмещать основную работу с параллельным направлением, став летчиком-испытателем. На одном из испытаний произошло крушение самолета. Экзюпери остался жив благодаря оперативной работе водолазов.

Жизнь писателя была связана с экстримом, и он не боялся рисковать. Участвуя в разработке проекта по скоростному перелету, Антуан приобрел самолет для эксплуатации на линии Париж-Сайгон. Судно попало в аварию в пустыне. Экзюпери выжил благодаря случайности. Его вместе с механиком, находившихся на последнем издыхании от жажды, спасли бедуины.

Антуан де Сент-Экзюпери возле разбитого самолета

Страшнейшей аварией, в которой побывал писатель, было крушение самолета при перелете из Нью-Йорка на территорию Огненной Земли. После него пилот несколько суток находился в коме, получив травму головы и плеча.

В 1930-е Антуан заинтересовался журналистикой и стал корреспондентом газеты «Пари Суар». В статусе представителя газеты «Энтрансижен» Экзюпери был на войне в Испании. Он также участвовал в битвах с нацистами во Второй мировой войне.

Книги

Первое произведение Экзюпери написал в колледже в 1914 году. Им стала сказка «Одиссея цилиндра». Талант автора оценили по достоинству, присудив 1 место на литературном конкурсе. В 1925 году в доме кузины Антуан познакомился с популярными авторами и издателями того времени. Они оказались в восторге от дарования молодого человека и предлагали сотрудничество. Уже в следующем году на страницах журнала «Серебряный корабль» опубликовали рассказ «Летчик».

Книги Антуана де Сент-Экзюпери

Произведения Экзюпери связаны с небом и авиацией. У писателя было два призвания, и он делился с публикой восприятием мира глазами пилота. Автор рассказывал о своей философии, позволявшей читателю иначе взглянуть на жизнь. Именно поэтому высказывания Экзюпери на страницах произведений сегодня используют как цитаты.

Будучи пилотом «Аэропоштале», летчик не думал прекращать литературную деятельность. Вернувшись в родную Францию, он заключил контракт с издательством Гастона Галлимара на создание и публикацию 7 романов. Экзюпери-писатель существовал в тесном сотворчестве с Экзюпери-пилотом.

Иллюстрации Антуана де Сент-Экзюпери к сказке «Маленький принц»

В 1931 году автор получил премию «Фемина» за «Ночной полет», а в 1932 году по произведению сняли кинокартину. Авария в Ливийской пустыне и приключения, которые пилот пережил, странствуя по ней, он описал в романе «Земля людей» («Планета людей»). В основу произведения легли и эмоции от знакомства со сталинским режимом в Советском Союзе.

Роман «Военный летчик» стал автобиографичным произведением. На автора повлияли переживания, связанные с участием во Второй мировой войне. Запрещенная во Франции книга имела невероятный успех в США. Представители американского издательства заказали Экзюпери сказку. Так свет увидел «Маленький принц», сопровождаемый авторскими иллюстрациями. Он принес писателю мировую известность.

Личная жизнь

В 18 лет Антуан влюбился в Луизу Вильморн. Дочь богатых родителей не обращала внимания на ухаживания пылкого юноши. После авиакатастрофы девушка вычеркнула его из своей жизни. Летчик воспринял романтическую неудачу как настоящую трагедию. Безответная любовь мучила его. Даже слава и успех не изменили отношения Луизы, остававшейся беспристрастной.

Антуан де Сент-Экзюпери и Консуэло Сунсин

Экзюпери пользовался вниманием дам, очаровывая привлекательной внешностью и обаянием, но не торопился строить личную жизнь. Подход к мужчине удалось найти Консуэло Сунсин. По одной из версий, Консуэло и Антуан встретились в Буэнос-Айресе благодаря общему знакомому. Бывший супруг женщины, писатель Гомес Карилло, скончался. Она нашла утешение в романе с пилотом.

Пышная свадьба состоялась в 1931 году. Брак был нелегким. Консуэло постоянно закатывала скандалы. Она обладала дурным характером, но интеллигентность и образованность супруги радовали Антуана. Писатель, обожая жену, терпел происходящее.

Смерть

Гибель Антуана де Сент-Экзюпери была окутана завесой тайны. Во время Второй мировой войны он счел долгом отстаивать честь страны. По состоянию здоровья пилота определили в наземный полк, но Антуан подключил связи и попал в летный разведотряд.

Найденный браслет Антуана де Сент-Экзюпери

31 июля 1944 года он не вернулся из полета и был внесен в списки пропавших без вести. В 1988 году вблизи Марселя нашли браслет писателя с выгравированным именем супруги, а в 2000 году – части самолета, которым он управлял. В 2008 году стало известно, что причиной смерти писателя оказалась атака немецкого летчика. Пилот вражеского авиасудна спустя годы публично признался в этом. Через 60 лет после крушения были опубликованы фото с места столкновения.

Памятник Антуану де Сент-Экзюпери

Библиография писателя невелика, но в ней таится описание яркой и насыщенной приключениями жизни. Смелый летчик и добрый писатель 20 столетия жил и погиб, сохраняя достоинство. В память о нем был назван Лионский аэропорт.

Библиография

  • 1929 – «Южный почтовый»
  • 1931 – «Почта – на юг»
  • 1938 – «Ночной полет»
  • 1938 – «Планета людей»
  • 1942 – «Военный летчик»
  • 1943 – «Письмо заложнику»
  • 1943 – «Маленький принц»
  • 1948 – «Цитадель»

10:07 29.06.2015 © Фото : Bibliotheque Nationale de France/J.P. Ziolo Читать ria.ru в Двадцать девятого июня 2015 года исполняется 115 лет со дня рождения французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.

Антуан Мари Жан-Батист Рожер де Сент-Экзюпери (фр. Antoine Marie Jean-Baptiste Roger de Saint-Exupеry) родился 29 июня 1900 года в Лионе (Франция) в аристократической семье. Он был третьим ребенком графа Жана де Сент-Экзюпери.

Отец умер, когда Антуану было четыре года, и воспитанием мальчика занималась мать. Детство его прошло в поместье Сен-Морис близ Лиона, принадлежавшем его бабушке.

В 1909-1914 годах Антуан и его младший брат Франсуа учились в иезуитском коллеже Ле-Мана, затем в частном учебном заведении в Швейцарии.

Получив в коллеже степень бакалавра, несколько лет Антуан учился в Академии искусств на архитектурном отделении, затем поступил рядовым в авиационные войска. В 1923 году ему выдали удостоверение пилота.

В 1926 году его приняли на службу в Генеральную компанию авиационных предприятий, принадлежащую известному конструктору Латекоэру. В этом же году в печати появился и первый рассказ Антуана де Сент-Экзюпери “Летчик”.

Сент-Экзюпери летал на почтовых линиях Тулуза — Касабланка, Касабланка — Дакар, затем стал начальником аэродрома в форте Кап-Джуби в Марокко (часть этой территории принадлежала французам) — на границе Сахары.

В 1929 году он на полгода вернулся во Францию и подписал договор с книгоиздателем Гастоном Гиллимаром на издание семи романов, в этом же году вышел в свет роман “Южный почтовый”. В сентябре 1929 года Сент-Экзюпери был назначен директором отделения французской авиакомпании “Аэропосталь Аргентина” в Буэнос-Айресе.

В 1930 году был произведен в кавалеры Ордена Почетного легиона Франции, а в конце 1931 года стал лауреатом престижной литературной премии “Фемина” за роман “Ночной полет” (1931).

В 1933-1934 годах он был летчиком-испытателем, совершил ряд дальних перелетов, терпел аварии, несколько раз был тяжело ранен.

В 1934 году он подал первую заявку на изобретение новой системы посадки самолетов (всего у него было 10 изобретений на уровне научно-технических достижений своего времени).

В декабре 1935 года во время длительного перелета из Парижа в Сайгон самолет Антуана де Сент-Экзюпери разбился в Ливийской пустыне, он чудом остался жив.

С середины 1930-х годов работал как журналист: в апреле 1935 года в качестве специального корреспондента газеты “Пари-суар” побывал в Москве и описал этот визит в нескольких очерках; в 1936 году, будучи фронтовым корреспондентом, написал серию военных репортажей из Испании, где шла гражданская война.

В 1939 году Антуан де Сент-Экзюпери был произведен в офицеры ордена Почетного легиона Франции. В феврале вышла в свет его книга “Планета людей” (в русском переводе — “Земля людей”; американское название — “Ветер, песок и звезды”), которая представляет собой сборник автобиографических эссе. Книга была отмечена премией Французской академии и Национальной премией года в США.

Когда началась Вторая мировая война, капитан Сент-Экзюпери был мобилизован в армию, но его признали годным только для службы на земле. Используя все свои связи, Сент-Экзюпери добился назначения в авиационную разведгруппу.

В мае 1940 года на самолете “Блок-174” он совершил полет на разведку над Аррасом, за что был награжден Военным крестом “За боевые заслуги”.

После оккупации Франции немецко-фашистскими войсками в 1940 году эмигрировал в США.

В феврале 1942 года его книга “Военный летчик” вышла в США и имела большой успех, после чего Сент-Экзюпери в конце весны получил заказ от издательства Рейналь-Хичхок написать сказку для детей. Он подписал контракт и начал работу над философско-лирической сказкой “Маленький принц” с авторскими иллюстрациями. В апреле 1943 года “Маленький принц” был опубликован в США, в этом же году вышла повесть “Письмо к заложнику”. Затем Сент-Экзюпери работал над повестью “Цитадель” (не закончена, опубликована в 1948 году).

В 1943 году Сент-Экзюпери уехал из Америки в Алжир, где проходил курс лечения, откуда летом ввернулся в свою авиагруппу, базирующуюся в Марокко. После больших сложностей с получением разрешения на полеты, благодаря поддержке влиятельных деятелей французского сопротивления, Сент-Экзюпери было разрешено выполнить пять разведывательных полетов с аэрофотосъемкой коммуникаций и войск противника в районе его родного Прованса.

Утром 31 июля 1944 года Сент-Экзюпери на оборудованном фотокамерой и не имевшем вооружения самолете “Лайтнинг П-38” отправился в разведывательный полет с аэродрома Борго на острове Корсика. Его задачей в том вылете был сбор разведданных в рамках подготовки операции по высадке десанта на юге Франции, оккупированной фашистскими захватчиками. Самолет не вернулся на базу, и его пилот был объявлен пропавшим без вести.

Поиски останков самолета велись много лет, лишь в 1998 году марсельский рыбак Жан-Клод Бьянко случайно обнаружил близ Марселя серебряный браслет с именем писателя и его жены Консуэло.

В мае 2000 года профессиональный ныряльщик Люк Ванрель сообщил властям, что обнаружил на 70-метровой глубине останки самолета, на котором совершал свой последний полет Сент-Экзюпери. С ноября 2003 года по январь 2004 года специальная экспедиция извлекла со дна останки самолета, на одной из деталей удалось обнаружить маркировку “2374 Л”, которая соответствовала самолету Сент-Экзюпери.

В марте 2008 года бывший летчик “Люфтваффе” 88-летний Хорст Рипперт заявил, что это он сбил этот самолет. Высказывания Рипперта подтверждаются некоторыми сведениями из других источников, но то же время в журналах германских ВВС не было найдено записей о самолете, сбитом в тот день в местности, где пропал Сент-Экзюпери, найденные обломки его самолета не имели явных следов обстрела.

Антуан де Сент-Экзюпери был женат на вдове аргентинского журналиста Консуэло Сунцин (1901-1979). После исчезновения писателя она жила в Нью-Йорке, затем переехала во Францию, где была известна как скульптор и художник. Много времени посвящала увековечению памяти Сент-Экзюпери.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Его короткая жизнь была нелёгкой: в четыре года он потерял отца, который относился к династии графов, а все заботы о воспитании взяла на себя мать. За всю карьеру лётчика он потерпел 15 аварий, был несколько раз серьёзно травмирован, находясь на волосок от смерти. Однако, несмотря на всё это, Экзюпери смог оставить свой след в истории не только как отличный лётчик, но и как писатель, подаривший миру, например, «Маленького принца».

Антуан де Сент-Экзюпери родился во французском городе Лион у графа Жана-Марка Сент-Экзюпери, который был страховым инспектором, и его супруги Мари Буаэ де Фонколомб. Семья происходила из старинного рода перигорских дворян.

Молодой писатель. (Pinterest)

Сначала будущий писатель учился в иезуитском колледже. После этого — в Швейцарии, в католическом пансионе. В октябре 1919 года записывается вольнослушателем в Национальную высшую школу изящных искусств на отделение архитектуры.

Поворотным в его судьбе стал 1921 год — тогда он был призван в армию во Франции. Сначала его определяют в рабочую команду при ремонтных мастерских, но вскоре ему удаётся сдать экзамен на гражданского лётчика.

В январе 1923 года с ним происходит первая авиакатастрофа, он получает черепно-мозговую травму. После Экзюпери переселился в Париж, где и предался писательским трудам. Однако на этом поприще он поначалу не имел успеха и был вынужден браться за любую работу: торговал автомобилями, был продавцом в книжном магазине.

Лишь в 1926 году Экзюпери нашёл своё призвание — стал пилотом компании «Аэропосталь», доставлявшей почту на северное побережье Африки.

Лётчик. (Pinterest)

19 октября 1926 года его назначили начальником промежуточной станции Кап-Джуби, на самом краю Сахары. Здесь он пишет своё первое произведение — «Южный почтовый». В марте 1929 года Сент-Экзюпери вернулся во Францию, где поступил на высшие авиационные курсы морского флота в Бресте. Вскоре издательство Галлимара выпустило в свет роман «Южный почтовый», а Экзюпери уехал в Южную Америку.

В 1930 году Сент-Экзюпери производят в кавалеры ордена Почётного Легиона за вклад в развитие гражданской авиации. В этом же году Сент-Экзюпери пишет «Ночной полёт» и знакомится со своей будущей женой Консуэло из Сальвадора.

Весной 1935 года Антуан стал корреспондентом газеты «Пари-Суар». Его отправили в командировку в СССР. После поездки Антуан написал очерк «Преступление и наказание перед лицом советского правосудия». Эта публикация стала попыткой осмыслить режим Сталина.

В скором времени Сент-Экзюпери становится владельцем собственного самолёта С. 630 «Симун» и 29 декабря 1935 года предпринимает попытку поставить рекорд при перелёте Париж — Сайгон, но терпит аварию в Ливийской пустыне, едва избежав гибели.

Офицер. (Pinterest)

В январе 1938 года Экзюпери отправляется в Нью-Йорк. Здесь он переходит к работе над книгой «Планета людей». 15 февраля он начинает перелёт Нью-Йорк — Огненная Земля, но терпит тяжёлую аварию в Гватемале, после чего долго восстанавливает здоровье сначала в Нью-Йорке, а затем во Франции.

Во время Второй мировой войны Сент-Экзюпери сделал несколько боевых вылетов на самолете «Блок-174», выполняя задачи по аэрофоторазведке, и был представлен к награде «Военный крест». В июне 1941 года, уже после поражения Франции, он переехал к сестре в неоккупированную часть страны, а позже выехал в США. Жил в Нью-Йорке, где в числе прочего написал свою самую знаменитую книгу «Маленький принц».

31 июля 1944 года Сент-Экзюпери отправился с аэродрома Борго на острове Корсика в разведывательный полёт и не вернулся. Долгое время о его гибели ничего не было известно, и считалось, что он разбился в Альпах. Только в 1998 году в море близ Марселя рыбак обнаружил браслет писателя.

Браслет Сент-Экзюпери, найденный рыбаком близ Марселя. (Pinterest)

В мае 2000 года ныряльщик Люк Ванрель заявил, что на 70-метровой глубине обнаружил обломки самолёта, возможно, принадлежавшего Сент-Экзюпери. Останки самолёта были рассеяны на полосе длиной в километр и шириной в 400 метров.

Памятник Антуану де Сент-Экзюпери в Тарфае. (Pinterest)

В 2008 году немецкий ветеран люфтваффе Хорст Рипперт заявил о том, что это именно он на своём истребителе «Мессершмитт Ме-109» сбил Экзюпери. Согласно заявлениям Рипперта, признался он для того, чтобы очистить имя Сент-Экзюпери от обвинений в дезертирстве или самоубийстве. По его словам, он не стал бы стрелять, если бы знал, кто был за штурвалом самолёта противника. Однако пилоты, служившие с Риппертом, выразили сомнение в правдивости его слов.

Сейчас поднятые обломки самолёта Экзюпери находятся в Музее авиации и космонавтики в Ле-Бурже.

Антуан де Сент-Экзюпери – французский писатель и авиатор, образ которого был увековечен во французской литературе. Во Франции он легенда и культурный герой. Он обладал гармоничным сочетанием поэтической восприимчивости и механической изобретательности. Кратко биографию Антуана де Сент-Экзюпери осветить практически невозможно. Таинственные детали его жизни переплетаются в удивительную картину, раскрывающую его неординарную личность. Самый ленивый человек сможет найти факты биографии Экзюпери в “Википедии”, однако только жаждущий понять сможет вынести из нее что-то свое.

Детство и юность

Биография Экзюпери берет свое начало в Лионе, во Франции, 29 июня 1900 года, в небогатой аристократической семье графа Жана де Сент-Экзюпери и графини Марии де Фонсколомб. В семье было пять детей, по старшинству Антуан был среди них третьим. Отец умер, когда мальчик был еще маленьким, и его смерть повергла семью в финансовые трудности. Несмотря на это, Сент-Экзюпери наслаждался своей привилегированной жизнью: свое детство он провел в замке Сен-Морис-де-Ремен.

В 1914 году была написала “Одиссея цилиндра”, первая сказка автора.

В 1915 году он был отправлен в католическую школу-интернат в Швейцарии, а в 1917-м вернулся во Францию из-за плохой успеваемости и неудачи на экзаменах. Обучение в морской подготовительной академии также не увенчалось успехами из-за проблем с экзаменами. После этого де Сент-Экзюпери изучал архитектуру в École des Beaux-Arts (Национальной высшей школе изящных искусств).

Первый полет на самолете, который случился еще в 1912 году, в итоге привел его к тому, к чему лежала душа.

Авиация и писательство

Дальнейшая биография Экзюпери связана с авиацией. Изначально будущий писатель работал механиком в армии. Свои мечты о полетах Антуан де Сент-Экзюпери смог воплотить во время обязательной службы в армии в 1921 году. В 1922 году он стал пилотом военно-воздушных сил в Африке. Помолвка с женщиной привела к тому, что он бросил военно-воздушные силы и в течение нескольких последующих лет занимался случайными работами.

Однако в 1926 году он вернулся к своей профессии и начал работать на частную тулузскую авиакомпанию Aéropostale в качестве почтового пилота, охватывая маршруты между Францией, Испанией и Северной Африкой. В 1927 году был назначен начальником аэродрома на мысе Джуби в Южном Марокко, в пустыне Сахара. В 1929-м стал директором авиакомпании в Аргентине.

Первые творческие работы

В этот период события в биографии Сент-Экзюпери переплетаются с творчеством. Во время работы в Сахаре свои переживания Антуан де Сент-Экзюпери выразил в своем первом романе “Южная почта”, прославлявшем мужество летчиков и опубликованном в 1929 году. По тематике аналогичный “Ночной рейс” был опубликован в 1931 году после его возвращения из Аргентины, где он помог создать систему воздушной почты. “Ночной рейс” – первый литературный успех, подаривший автору литературную премию “Фемина” и экранизированный в итоге в 1933 году с участием Джона Бэрримора, Хелены Хейс и Кларка Гейбла.

Одним из самых ярких событий в биографии Экзюпери была попытка в 1935 году побить рекорд скорости при перелете между Парижем и Сайгоном. Самолет разбился в Сахаре, Сент-Экзюпери вместе со своим вторым пилотом бродил по пустыне, умирая от обезвоживания и холода, пока их обоих не спас странствующий бедуин. События, произошедшие с ними, стали основой для мемуаров “Ветер, песок и звезды” 1939 года. Они превзошли успех прочих работ и выиграли Гран-при Французской академии и Национальную книжную премию Соединенных Штатов. События были описаны в романе “Планета людей”.

1940-е годы

Во время Второй мировой войны писатель изначально служил во французских военно-воздушных силах, но после перемирия Франции и Германии в 1940 году уехал в Нью-Йорк.

Период жизни в США с 1941 по 1943 годы стал плодовитым для писателя. Именно там и тогда появились следующие его работы: Pilote de guerre (“Военный летчик”), Lettre un un otage (“Письмо одного заложника”), Le Petite Prince (“Маленький принц”). Также в 1942 году был опубликован “Полет в Аррас”.

В 1943 году Антуан начал служить вместе с американскими войсками и летал на знаменитом французском бомбардировщике Bloch MB.170. Тогда же он присоединился к военно-воздушным силам Франции и воевал в средиземноморской эскадрилье, был повышен до командира.

Загадочная смерть

31 июля 1944 года он покинул Корсику для выполнения разведывательной миссии над оккупированной Францией. Он так и не вернулся, а когда ни его самого, ни самолет не нашли, его сочли убитым в бою. Таинственное исчезновение Сент-Экзюпери стало международной новостью и было причиной многих спекуляций до 2000 года, когда аквалангист, исследующий Средиземное море недалеко от Марселя, обнаружил обломки самолета, который позже был поднят и идентифицирован как принадлежащий Сент-Экзюпери. Изначально полагали, что он разбился в Альпах.

Обломки не имели следов обстрела, также не были найдены останки самого летчика, потому были добавлены версии о дезертирстве, самоубийстве в связи с диагностированной депрессией автора, а также о технических неисправностях.

Хотя доказательства указывали, что он, вероятно, был сбит, истинная причина его смерти остается неизвестной. Именно Вторая мировая война поставила точку в жизни писателя, и биография Экзюпери в 1944 году обрывается.

Хорст Рипперт, ветеран, позже журналист, чтобы освободить писателя от обвинений в дезертирстве, признался, что это именно он сбил самолет, понятия не имея, кто был за штурвалом самолета противника. Слова Рипперта подвергаются сомнению, так как следов обстрела на корпусе самолета, как сказано выше, не было найдено.

“Маленький принц”

Ни растущий литературный успех, ни травмы, полученные в результате авиакатастроф, не смогли оторвать Сент-Экзюпери от неба.

Многие его произведения были о летчиках и для летчиков, однако одним из наиболее важных за всю писательскую карьеру стала сказка для взрослых “Маленький принц”. В творческой биографии Экзюпери произведение занимает особое место. Поэтическая и мистическая повесть о летчике, застрявшем в пустыне, и о его беседе с молодым инопланетным принцем была проиллюстрирована самим автором и опубликована во Франции и в Соединенных Штатах в 1943 году, а потом она же была издана на более чем 200 языках. “Маленький принц” признан одним из лучших произведений 20-го века, а также он стал одной из самых продаваемых книг всех времен.

Золотоволосый герой вдохновил многих творческих людей от Каира до Хельсинки на создание телевизионных сериалов, оперы, пьесы, балета и даже музея в Японии. Несмотря на то что биография Экзюпери краткая, ввиду того, что жизнь писателя оборвалась очень рано, некоторые ее события по-прежнему пытаются истолковать и привязать к сюжетам его творческих работ.

Личная жизнь

О событиях, касающихся личной жизни в биографии Экзюпери, кратко говорить очень трудно. Она наполнена загадками, связанными с теми событиями, которые произошли в течение его недолгой жизни.

В 18 лет писатель был влюблен в Луизу Вильморн, однако ответных чувство со стороны девушки не было, богатая наследница абсолютно позабыла о своем ухажере после авиакатастрофы.

Привлекательный и обаятельный Антуан пользовался популярностью среди женщин, однако окончательно покорить его смогла лишь Консуэло Сунсин, девушка-ураган с весьма пылким нравом.

Пройдя через череду сложностей, связанных с семьей Экзюпери, которая всячески отвергала невесту, им все-таки удалось пожениться. Брак оказался очень тяжелым: два противоборствующих характера постоянно сталкивались друг с другом.

Гордая Консуэло изменяла своему мужу и обвиняла в его импотенции, а Антуан Экзюпери доказывал ошибочность обвинения, обзаводясь все новыми любовницами. Наиболее известной из них была “блондинка”, которую он называл “Нелли”, она же Элен де Вогюэ, потрясающая светская львица и художница. Но в конце концов Консуэло сказала последнее слово о привязанностях мужа в своей книге, озаглавленной “Воспоминания Розы”.

Несмотря ни на что, писатель терпел выходки своей жены, и их союз назван одним из самых вдохновляющих браков двадцатого века.

Наследие

Несмотря на достаточно краткую биографию Антуана де Сент-Экзюпери, его достижения были увековечены. Его чествовали на родине и во французском регионе Квебеке. Его портреты были выгравированы на монетах номиналом 50 и 100 франков. Это было еще до введения евро во Франции. В Лионе, родном городе писателя, международному аэропорту и скоростному поезду присвоено его имя.

Несмотря на то что в детстве Антуан де Сент-Экзюпери считался неудачником, он умер знаменитым героем для своих соотечественников.

Интересные факты в биографии Экзюпери

Вы знали, что:

  • Еще в детстве писатель предпринимал первые попытки собрать самолет.
  • За вклад в развитие гражданской авиации Экзюпери был награжден орденом Почетного легиона.
  • Писатель также отметился как репортер во время Гражданской войны.
  • Он признавался, что абсолютно не умеет врать, а если пытается, то моментально краснеет и выдает себя.
  • Он был левшой.
  • Тело писателя до сих не было найдено.
  • Однажды он чуть не погиб во время испытания экспериментального гидросамолета.
  • Он был плох в технике безопасности во время полетов, постоянно что-то забывал сделать.
  • Обломки последнего разбившегося самолета хранятся в музее авиации во французском городе Ле Бурж.
  • Часто они жили с супругой раздельно, так как не могли справиться друг с другом, хоть и очень любили.
  • В детстве родители Антуана часто называли его милым прозвищем “Тонио”.
  • Рассказчик и Маленький принц – альтер-эго писателя, Лис – еще одно альтер-эго автора, а Роза – образ жены.
  • “Маленький принц” – одна из самых загадочных работ писателя, что уникальные и сквозные образы (к примеру, змея), большое количество метафор и отсылок делают произведение не просто детской сказкой, а сказкой о взрослых и для взрослых.

Антуан де Сент-Экзюпери – неординарная личность, талантливый писатель, который стал одним из символов французской культуры. Его имя на века отпечатано в мировой литературе.

29 июня 1900 года родился французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. С его самым известным произведением — «Маленьким принцем» — знакомы все. Наш блогер Оксана Данилюк рассказывает о жизни журналиста, лётчика и «приручателя» животных, который написал сказочную повесть для детей в самый разгар войны.

image
Мари-Мадлен, Габриэль, Франсуа, Антуан и Симона де Сент-Экзюпери, 1905 год

Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери был третьим ребенком графа Жана де Сент-Экзюпери и Марии де Фонсколомб. Мать Антуана происходила из старинной французской семьи из Прованса. Род Сент-Экзюпери был ещё древнее — по семейному преданию, это имя носил один из рыцарей святого Грааля.

В 12 лет Антуан впервые поднялся в небо на самолете — и это определило его судьбу. Хотя сперва это было не таким уж очевидным — он то посвящал всё свое время животным, то становился конструктором-изобретателем, то гипнотизёром, то фокусником. И даже поступил в Академию изящных искусств, чтобы изучать архитектуру.

«Детство — этот огромный край, откуда приходит каждый. Я родом из моего детства, словно из какой-то страны…», — напишет он позднее в письме.

image
Антуан де Сент-Экзюпери

В 1921 году Сент-Экзюпери был призван на военную службу, обучался на курсах пилотов, занялся журналистикой. Именно в это время рождается его первая книга «Южный почтовый». Через несколько лет Экзюпери становится пилотом французской почтовой линии «Аэропосталь», доставляет почту в Африку, руководит аэропортом Кап-Джуби на краю пустыни Сахары. Он любил повторять, что каждый должен обрести свой опыт пустыни. Ведь только оказавшись вдали от всех голосов можно расслышать истинный вечный Голос.

Читайте также: image

Слоны, шляпы, барашки и розы. Угадайте, что изображено на иллюстрациях к «Маленькому принцу»

Мавры, жившие в пустыне, за смелость и доброту прозвали Экзюпери Капитаном Птиц. Они приходили к нему как к пророку. Подолгу сидели и пили с ним чай, советовались, стоит ли жениться или начинать войну с соседями. На одном из таких чаепитий после долгих переговоров он выкупит у них старого обессилевшего раба и даст ему свободу.

К нему в окно просовывали любопытные головы газели, часто приходил в гости его друг хамелеон и пустынный лисёнок-фенек, который каждый раз садился чуть ближе. Да, именно он станет тем мудрым Лисом из «Маленького принца», который откроет читателям тайну зоркого сердца.

«Моя настоящая профессия — приручать», — писал Экзюпери из пустыни Кап-Джуби.

image
Антуан де Сент-Экзюпери, 1939 год

Ненавидевший все виды тоталитаризма, а фашизм — особенно, 4 сентября 1939 года, сразу после объявления войны с Германией, он записался добровольцем во французский авиационный полк.

Друзья отговаривали его, пытаясь убедить, что как писатель он принесёт больше пользы людям. Но он не мог быть в стороне, пока гибли его соотечественники.

image
Антуан де Сент-Экзюпери. Париж, 1938 год

Сознательно идя на риск, он четырнадцать раз вылетал на поиски потерпевших аварию летчиков, сам терпел аварии, несколько раз был тяжело ранен. В отчаянно защищавшейся Франции Экзюпери был пилотом-разведчиком, занимался воздушной фотосъемкой и писал в письмах друзьям: «Нам, кому выпало счастье выручать товарищей в песках Сахары, всякая другая радость кажется теперь просто жалкой».

image
Антуан де Сент-Экзюпери и его самолёт P38 Lightning

В 1940 году Франция была оккупирована фашистскими войсками, Экзюпери с женой Консуэло оказывается в эмиграции в США. Именно здесь в 1942–1943 годах была написана его книга «Маленький принц» — повесть-сказка для детей и взрослых, помнящих, что и они «сначала были детьми». Помнящих, что «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

image
Антуан де Сент-Экзюпери с женой Консуэло Каррильо Сент-Экзюпери

В 1943 году Экзюпери уехал из Америки во французскую колонию Марокко и добился, несмотря на мучительные сложности здоровья, назначения в свою боевую лётную часть и разрешения выполнить пять разведывательных полетов с аэрофотосъемкой войск врага в районе его родного Прованса.

«Жив ты только тем, из-за чего готов умереть…», — написал он тогда в письме домой. Он появился на Земле в предпоследний день июня, а покинул её — спустя 44 года.

31 июля 1944 года в 8:30 утра он поднялся в воздух с корсиканского военного аэродрома и взял курс на Южную Францию. Запас горючего — на шесть часов. В 14.30 самолёт не вернулся.

image
Франция, Прованс. Дом семьи де Сент-Экзюпери

«Знаете, есть один образ, — писал Экзюпери в дневнике за несколько дней до последнего полёта, — мне кажется, он очень вдохновляет. Я видел в детстве — лодочники курсируют в сплошном тумане, каждый на борту своего суденышка. Каждый затерян в белой пустыне, ничего не видно за двадцать метров, можно поверить, что ты один на свете. Но время от времени кто-то из них окликает: «Эй!» И другие лодочники отвечают ему тем же. И каждый ободрен и обнадёжен живым дружеским присутствием. Нет больше одиночества.

Читайте также:

Туве Янссон или Корней Чуковский? Угадайте знаменитого писателя по детскому фото

Эй! — летят навстречу друг другу живые оклики. Каждому лодочнику принадлежит это богатство, и когда среди них возникает, доносится откуда-то из глубины тумана новый голос. А значит — там, в тумане, рождается новое чудо человеческого присутствия, — тогда лодочник налегает на весла с сердцем, полным тепла».

Антуан де Сент-Экзюпери не дожил трёх недель до освобождения Франции. Самолёт был сбит фашистским истребителем и упал в море. Многолетние поиски ничего не обнаружили.

Антуан де Сент-Экзюпери © Фото: Bibliotheque Nationale de France/J.P. Ziolo

26 сентября 1998 года небольшая шхуна «Горизонт» рыбачила в бухте неподалёку от берега Марселя, когда началась сильная гроза. Рыбаки срочно вытянули сети. Капитан шхуны Жан-Клод Бьянко заметил в сетях какой-то блестящий предмет. Он очистил его от наслоений и увидел серебряный браслет, почерневший от времени и морской воды. В нём не хватало нескольких звеньев, но на пластине уже проступила надпись «Антуан Сент-Экзюпери и Консуэло, 1942».

Спектакль «Маленький принц», Театр «На набережной». Режиссёр — Фёдор Сухов. Фотохудожник — Дарья Крылова

Есть в репертуаре московского Театра «На набережной» удивительно живой и жизнеутверждающий, бережный и тонкий спектакль «Маленький принц» — история, которую по легенде играют упавший с неба лётчик и дети-актёры странствующего по планете театра.

В авторской пьесе режиссёра Фёдора Сухова возникают словно из луча света планеты и миры, пустыни и сады, невидимые всё связывающие нити. А ещё там каждый волен увидеть самое главное, то самое, что «глазами не увидишь». И позволить миру себя приручить. Пусть даже он — «самое красивое и самое печальное место на свете».

Памятник Антуану де Сент-Экзюпери и Маленькому принцу в Лионе

И ещё, друзья. Один секрет вам в подарок от Антуана де Сент-Экзюпери — из его повести «Цитадель»: «Если я воодушевлю мой народ любовью к морским странствиям, если их вдохновлённые любовью сердца подтолкнут их всех к единому руслу, ты увидишь, как по-разному каждый из них будет действовать в зависимости от склада своей натуры.

Один будет ткать паруса, другой — блестящим топором валить сосны. Один — ковать гвозди, другой — наблюдать за звёздами, чтобы научиться управлять кораблём. И всё-таки они будут единым целым. Корабль строится не потому, что ты научил их шить паруса, ковать гвозди, читать по звездам; корабль строится тогда, когда ты пробудил в них страсть к морю и все противоречия тонут в свете общей для всех любви.

Не прав тот, кто печётся о внешней упорядоченности и печётся о ней, потому что не может подняться на ту высоту, откуда видны храм, корабль и любовь. Я создаю корабль совсем не тем, что продумываю его во всех деталях.

Если я примусь в одиночку чертить чертежи, я упущу главное. Когда дело дойдёт до строительства, чертежи мои не понадобятся, их сделают другие. Не мне знать каждый гвоздь корабля. Мой долг разбудить в людях стремление к Морю».

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Читайте также

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий