Артист Васильев Владимир Викторович: биография, деятельность и интересные факты

Биография

Владимир Васильев – выдающийся танцор, поражавший артистичностью и техничностью исполнения не одно поколение зрителей. Кроме того, Владимир Викторович является членом Российской академии искусств и Международной творческой академии. Однако мало кто знает, что наследие балетного гения не ограничивается танцами.

Детство и юность

Владимир Васильев родился в Москве 18 апреля 1940 года. Отец будущей звезды, Виктор Иванович, работал шофером. Мать, Татьяна Яковлевна, трудилась руководителем отдела сбыта на войлочной фабрике.

В детстве у Васильева обнаружился талант к живописи. Мама показала рисунки сына профессиональному художнику, и он посоветовал родителям обучать его рисованию, но на уроки не нашлось средств.

В возрасте 7 лет мальчик случайно попал на занятия танцевального клуба в Доме пионеров. Хореограф Елена Россе, работавшая с детьми, сразу обратила внимание на способности маленького Володи и пригласила мальчика заниматься. Так, уже спустя год Владимир Васильев впервые вышел на сцену Большого театра с украинским и русским танцами.

Балет

Творческая биография Владимира Васильева продолжилась в стенах Московского хореографического училища, позже ставшего академией. Преподаватели отмечали не только несомненный талант Владимира, но и актерские способности: юноша, помимо идеального техничного исполнения, вкладывал в танец эмоции, экспрессию, с легкостью перевоплощаясь в героев постановок, как настоящий артист.

Завершив обучение, Васильев поступил на службу в Большой театр и стал официальным членом балетной труппы. Поначалу Владимиру Викторовичу доставались характерные роли: в «Русалке» артист исполнял цыганский танец, в «Демоне» – лезгинку. Но вскоре на начинающего танцора обратила внимание неподражаемая Галина Уланова, предложив Васильеву партию в классической балетной постановке «Шопениана». То была не просто партия, а дуэт с самой Улановой. После этого Галина Сергеевна останется другом и наставником Владимира Васильева.

В молодости артист отличался статной фигурой и высоким ростом (185 см). Обратил внимание на Васильева и Юрий Григорович, театральный балетмейстер. Владимир Васильев показался Григоровичу весьма перспективным танцовщиком. Вскоре Васильев получил главную партию в балете «Каменный цветок». Эта постановка подарила танцору первых поклонников и поклонниц, не чуждых искусству.

Долгие 30 лет Владимир Васильев отдал сцене Большого. С 1958-го по 1988-й танцор числился ведущим солистом театра. Балерина Екатерина Максимова, по совместительству жена Владимира Васильева, стала его постоянной партнершей.

Пожалуй, главным признанием таланта Васильева являлся тот факт, что танцора не только приглашали на главные партии в уже готовых постановках, но и писали их специально для него. Касьян Голейзовский для Владимира Викторовича сочинил хореографическую миниатюру «Нарцисс» на музыку Н. Черепнина, а позже – партию Меджнуна. В 1977-м выдающийся балетмейстер Морис Бежар поставил партию Юноши в «Петрушке» исключительно для Васильева.

Созданные балетмейстером замысловатые пластические формы, каскады прыжков, необычные поддержки складывались в комбинации, ранее не исполнявшиеся на балетной сцене, но, воплощенные артистом, они казались спонтанной эмоциональной реакцией на музыку.

Танцевальные успехи Васильева увидели не только стены родного Большого театра. Танцор побывал с гастролями в парижской Гранд-опере, итальянском театре «Ла Скала», нью-йоркской Метрополитен-опере, лондонском Ковент-гардене.

В 1988-м Владимир Васильев и его бессменная партнерша и жена Екатерина Максимова ушли из Большого. Причиной стал спор на профессиональную тему с Юрием Григоровичем. Владимир Викторович продолжил творческую карьеру как худрук Государственного академического Большого театра, эта должность останется у танцора до 2000 года.

Владимир Викторович проявил талант и в деятельности хореографа-постановщика. В 1971-м артист впервые поставил собственный танцевальный спектакль. Это был балет «Икар», представленный в стенах Кремлевского дворца съездов. Несколько лет спустя появится постановка «Эти чарующие звуки», в 1980-м Васильев представит «Макбет», а в 1984-м – «Дом у дороги».

Зарубежным странам также посчастливится познакомиться с Васильевым-постановщиком. На аргентинской сцене Владимир Викторович представил на суд зрителей балет «Фрагменты одной биографии», а Соединенные Штаты восхищались талантливой интерпретацией «Дон Кихота».

В 1990-х годах Васильев работал над серией постановок по мотивам классических произведений. После некоторого перерыва мэтр представил балет «Красный мак» в Красноярске, а затем – постановку балета для детей «Балда».

Васильеву выпала честь лично выступить в балете «Первый бал Наташи Ростовой» в 2014 году. Эта мини-постановка готовилась специально для концерта по поводу открытия сочинских Олимпийских игр. Владимиру Викторовичу досталась партия Ильи Андреевича Ростова. В том же году хореограф представил на суд зрителей проект по произведениям Виктора Астафьева. Постановка состояла из шести танцевальных миниатюр.

В 2015 году, в честь 75-летнего юбилея танцора, прошла премьера балетного спектакля Donna nobis pasem на музыку Баха. Юбиляр выступил как постановщик балета, партии же исполнили танцоры Татарского академического театра имени Мусы Джалиля.

Творчество

Таланты артиста балета оказались востребованы также в театре и кино. Драматическая сцена увидела сказку «Принцесса и дровосек» и рок-оперу «”Юнона” и “Авось”» – для этих спектаклей Владимир Викторович стал хореографом. А фото танцоров в образах Кончиты и Николая Резанова хранились, пожалуй, в коллекции каждого поклонника искусства.

Попробовал Васильев силы и в актерском мастерстве, появившись в фильмах «Жиголо и Жиголетта», «Фуэте», а также телевизионных версиях балетов «Спартак», «Гран па в белую ночь» и других. Здесь Владимир Викторович также не только танцевал сам, но и взял на себя постановку партий для других артистов.

Помимо балета, Владимир Викторович интересуется живописью, пишет картины и даже устраивает собственные выставки. Серия персональных экспозиций артиста прошла в столице и других городах страны.

Не чужд Васильеву и мир поэзии: в 2001-м танцор подарил миру сборник стихов под названием «Цепочка дней».

Личная жизнь

Личная жизнь Владимира Васильева – пример крепкой любви, которая длилась целую жизнь. Избранницей талантливого танцора стала Екатерина Максимова, также не мыслившая жизни без танца. Екатерина Сергеевна стала для Васильева возлюбленной, другом и бессменной партнершей на сцене. Детей у творческой пары не было.

В 2009 году Максимова скончалась. Владимир Викторович, по собственному признанию, лишился части души и до сих пор скорбит о супруге. Танцор и балетмейстер по-прежнему посвящает постановки, спектакли и выставки Екатерине Сергеевне.

Несмотря на долгое супружество, жизнь мэтра оказалась сложнее, чем ее видимость. Весной 2021 года народная артистка РСФСР Алефтина Евдокимова в гостях передачи «Судьба человека» рассказала, что состояла в продолжительных отношениях с Васильевым. По словам актрисы, пара скрывала роман на протяжении 14 лет, но рассталась под давлением КГБ. Евдокимова призналась, что носила ребенка от возлюбленного, но беременность не сохранила, дабы не разрушать семью танцора, который в тот момент был женат.

Владимир Васильев сейчас

Сейчас Владимир Васильев продолжает творческую деятельность. Танцор уже не выходит на сцену из-за преклонного возраста, однако с юношеским энтузиазмом берется за новые постановки, возглавляет и участвует в работе жюри российских и международных конкурсов артистов балета, дает мастер-классы, репетирует, обучает талантливую смену.

О хореографе вышла документальная передача «Класс мастера. Владимир Васильев», в которой мэтр передает свой неповторимый опыт и делится уникальными секретами мастерства с молодым поколением.

Партии

  • 1958 — «Демон»
  • 1958 — «Шопениана»
  • 1959 — «Каменный цветок»
  • 1959 — «Золушка»
  • 1960 — «Нарцисс»
  • 1961 — «Лесная песня»
  • 1962 — «Паганини»
  • 1964 — «Петрушка»
  • 1966 — «Щелкунчик»
  • 1968 — «Спартак»
  • 1971 — «Икар»
  • 1973 — «Ромео и Джульетта»
  • 1976 — «Ангара»
  • 1987 — «Голубой ангел»
  • 1988 — «Пульчинелла»

Интересные факты

  • В свободное время балетмейстер любит путешествовать, открывая новые страны и культуры.
  • Человеком, оказавшим особое влияние на творчество Васильева, перевернувшим его сознание, артист называет французского хореографа Мориса Бежара.
  • В школьные годы Владимир Викторович был невероятно спортивен: занимался боксом, фехтованием, плаванием, прыжками в воду, играл в волейбол и настольный теннис.

Искусство – сложная стезя. Внешняя гармония, утонченность и элегантность линий таят в себе упорный труд даже не лет, а целых десятилетий. Если постановкой танца занимался великий балетмейстер Васильев, то можно не сомневаться в качестве конечного результата. Он – звезда, с отблесками которой стремятся соприкоснуться как молодые, так и именитые артисты. Человек-эпоха, человек-легенда – балетмейстер Владимир Васильев. Биография его заполнена постоянной работой, творчеством и любовью к одной-единственной женщине.

В преддверии войны

В семье работников войлочной фабрики в далеком 1940 году, 18 апреля, на свет появился мальчик. Мама занимала ответственный пост начальника сбыта, а отец был простым шофером. Искренняя любовь, соединившая их сердца, подарила талантливую личность, которой не перестает восхищаться весь мир по обе стороны океана.

image

Сложные, трагические события, берущие начало 22 июня 1941 года, разъединили семью. Отец Владимира Викторовича ушел на фронт, а мама трудилась на родном заводе в 3 смены, разрываясь между годовалым сыном и работой. Спасением стали шесть старших маминых сестер – родные тети, для которых маленький мальчик был смыслом не потерять разум в то страшное и сложное время. Теплые душевные посиделки вечером за чашкой горячего чая, неспешные беседы за приготовлением очередного пирога и веселые празднования Нового года остались лучшими воспоминаниями о детстве.

Закалка характера

Владимир Викторович Васильев, балетмейстер в будущем, пережил голодные годы, которые принесла война. Разрушения, руины домов, смерть и непреодолимая жажда жизни в несформировавшейся еще личности оставили отпечаток навсегда. Испытания, которыми усеян путь человека, очищают его душу, а выпавшие на детские годы – формируют из него честного, благородного и щедрого на добрые поступки.

В 1945 году с фронта вернулся отец, и семья стала жить в полном составе. Некоторые разногласия в жизненных позициях родителей (мама посещала храм, а папа был идеологическим коммунистом) не помешали паре быть счастливой. Пока взрослые возрождали страну из пепла, будущий балетмейстер Васильев играл в мяч, ловко прыгал по крышам и не уступал в отваге и бесстрашии старшим товарищам, чем заслужил уважение всего двора.

Первые шаги к танцу

Васильев Владимир, балетмейстер в будущем, с детства был окружен огромным количеством друзей. И вот один из многочисленных приятелей, а по совместительству сосед пригласил его с собой в танцевальный кружок, находящийся в Кировском Доме пионеров. С первого взгляда чуткий педагог Елена Романовна Россе разглядела в белокуром сорванце любовь к танцу. Восьмилетний Васильев Владимир балетмейстер был прирожденный. Он с первого раза воспроизводил новый материал. На его примере разучивали движения и считали лучшим учеником.

image

Попав на сцену Большого театра с сольным выступлением народных танцев, он понял, что его судьба окончательно предрешена. Точеные и гибкие балерины, потрясающие прыжки, поддержки овладели мыслями мальчика. Природная целеустремленность и преданность своей мечте позволили ему в 1949 году поступить в хореографическое училище Большого театра, а через год добиться первенства среди однокурсников.

Почерк мастера

Владимир Васильев, балетмейстер-ученик, рано сформировал свой уникальный почерк. Его преподаватель Михаил Маркович Габович отмечал внутренний огонь юного студента, отражающийся в каждом его движении. Легкие виртуозные прыжки, филигранность линий, сила, покоряющая с первых движений, та экспрессия и неудержимая энергия, заполняющая собой все пространство сцены, на которой выступал будущий великий балетмейстер Васильев… Актерские задатки и невероятная харизма позволили передавать зрителю всю гамму чувств и мыслей его героев.

Дебют

В 1958 году он был принят в труппу Большого театра, где сразу зарекомендовал себя как танцор характерных образов. Будущий балетмейстер Васильев Владимир Викторович начал с исполнения ярких, колоритных образов в операх «Русалка» и «Демон». Сольная партия в «Вальпургиевой ночи» стала для него счастливым билетом. Именно в роли Пана он обратил на себя внимание Галины Улановой, встреча с которой повлияла на всю дальнейшую его жизнь.

Великая балерина стала одной из важнейших глав в книге жизни под названием «Васильев – балетмейстер. Биография», написанной самой судьбой. Её педагогический талант, дружба и вера в профессиональное будущее юноши помогли сформировать личность великого режиссера, постановщика и танцора. Совместная работа в «Шопениане» стала бесценным опытом и открыла Владимира Викторовича как прекрасного исполнителя классических партий.

Стремительный взлет

После прихода в Большой театр Ю.Н. Григоровича юный танцор принял участие в его постановке «Каменный цветок», чем завоевал расположение не только балетмейстера, но и любовь самого привередливого критика – зрителя. После такого триумфа Владимир Викторович был задействован в главных ролях всего разнообразного репертуара Большого театра: «Золушке», «Страницах жизни», «Дон Кихоте», Паганини в одноимённой постановке, «Лауренсии», «Жизели», «Ромео и Джульетте».

Баловень судьбы

Ему еще не исполнилось 25 лет, когда были воплощены на сцене сольная партия в «Танцевальной сюите» (постановка А. А. Варламова), Иванушка в балете Р. К. Щедрина «Конек-Горбунок» (постановка А. И. Радунского, 1960), Раб в «Спартаке» А. И. Хачатуряна (постановки Л. В. Якобсона), Лукаш в «Лесной песне» Г. Л. Жуковского (постановка О. Г. Тарасовой и А. А. Лапаури). Непростая задача – после очередного успеха доказывать, что ты лучший, и это – не предел твоих возможностей.

Упорство, которое помогало в детстве не спасовать перед старшими ребятами, вера в себя, нитью Ариадны ведущая через прерии закулисной жизни, и любовь к танцу позволили снова и снова делом доказывать свое мастерство. Точное понимание музыкального материала, совершенное владение каждой клеточкой гибкого тела, органичность воплощаемого образа восхищали и удивляли не только зрителей, но и именитых метров балетного искусства. Васильев Владимир (балетмейстер) легко погружался в доброго искреннего Иванушку, страстного Базиля, жестокого, погрязшего в крови тирана.

Одна и на всю жизнь

Красивая первая трогательная привязанность заполнила сердце Владимира Викторовича еще в годы обучения в танцевальном училище. Екатерина Максимова отличалась особой принципиальностью, иногда переходящей в упрямство, что мешало ей в предметном обучении, но было решающим в освоении танца. Сила, заключенная в столь хрупкой девочке, привлекала и одновременно пугала Владимира Васильева. Но неожиданная болезнь Максимовой сблизила их, и зарождающиеся чувства помогли преодолеть страшные мигрени, мучившие девушку на протяжении года.

Характерные для этого возраста ссоры разлучили молодых людей на целых три года. Это время каждый использовал для своего профессионального роста, и обоим удалось без всякой поддержки быть приглашенными на работу в Большой театр.

История одной любви

Владимир Викторович Васильев – балетмейстер, личная жизнь которого всегда была связана с одной женщиной. Три года в разлуке – и судьба подарила им встречу у общих знакомых, после чего уже пара не расставалась. Летом 1961 года молодые люди узаконили свои отношения, а медовый месяц состоялся в самом романтичном городе на планете – Париже.

Это уникальный случай, ведь в Советском Союзе не выпускали совместно супругов за границу. Там была представлена картина, в которой по мистическому совпадению Максимова и Васильев сыграли влюбленных. «СССР с открытым сердцем» позволила молодоженам насладиться пьянящим воздухом Франции, пусть даже под пристальным наблюдением чиновников.

Жизненные перипетии

Великий Владимир Васильев – балетмейстер, семья и работа в жизни которого тесно переплетались. Любимая женщина, бесценная Муза, прекрасная партнерша всегда была рядом, понимала все тонкости и аспекты столь непростого искусства.

В 1971 году супруги попали в автомобильную аварию. Неожиданно на трассу выбежал лось, а мчавшаяся на высокой скорости иномарка чудом не превратилась в прессованную консервную банку. Екатерина Максимова получила серьезную травму головы. Очередные проблемы со здоровьем проявились во время репетиции, через пять лет после происшествия на дороге. Травма оказалась настолько серьезной, что балерина могла остаться в инвалидном кресле. Владимир Васильев готов был свернуть горы, и он свернул, добившись лечения жены в кремлевской больнице, где она быстро пошла на поправку и снова смогла танцевать.

К сожалению, семья состояла всегда из двух человек, и детский смех так и не посетил их дом. Но свои сердца талантливые преподаватели вкладывали в своих многочисленных учеников, для которых стали творческими родителями.

Всемирное признание

Потрясающую пластичность и актерский талант высоко ценили за рубежом, где всегда овациями встречали жемчужину русского балета. Владимир Васильев активно сотрудничал со многими выдающимися балетмейстерами. Морис Бежар, Франко Дзеффирелли, Ролан Пети, Лорка Мясин приглашали его в свои постановки на главные роли. Любовь публики не знала границ – французы боготворили русскую легенду, аргентинцы провозгласили национальным героем, а в США, несмотря на сложную политическую ситуацию, Васильев стал почетным гражданином одного из городов. Особые отношения сложились с гостеприимной Италией. Римская опера, «Ла Скала», «Сан-Карло» не раз принимали на своих сценах балетмейстера, где зрители наслаждались его виртуозной игрой и совершенной пластикой.

Творческие поиски

Кипучая энергия не умещалась в рамках исполнителя, даже такого гениального. Первую собственную работу балетмейстер Васильев поставил в 1971 году, это был балет «Икар». Сюжетные линии, жанр не интересовали творца, его привлекало развитие образа через музыку, многогранность, передаваемая танцем. Свое мироощущение мастер воплотил во «Фрагментах одной биографии», «Ностальгии», «Лебедином озере» и многих других произведениях.

Актерский талант запечатлён в таких картинах, как «Фуэте», «Жигало и жиголетта». Огромная работа как режиссера и постановщика проделана Васильевым в «Анюте», «Доме у дороги», «Евангелии для лукавого», «Принцессе и Дровосеке», «Юноне и Авосе». Разноплановость произведений в который раз раскрывает многогранный внутренний мир: балетмейстер Васильев без оглядки открывается любимому зрителю.

Окончив в 1982 году ГИТИС, он начинает преподавательскую деятельность как балетмейстер-постановщик, а через несколько лет становится профессором и заведует кафедрой хореографии. В середине 90-х назначается на должность художественного руководителя родного Большого театра. В этот кризисный период для искусства В. В. Васильеву удается не только сберечь, но и возродить храм Мельпомены, привлекая внимание зрителя через телевидение, Интернет, печатные издания. Проводя благотворительные акции и концерты, великий балетмейстер приумножил былую славу Большого театра.

С начала нового века народный артист, лауреат множества премий активно работает по всему миру, дает мастер-классы, ставит спектакли, участвует в благотворительных концертах. Увлечение литературой выливается на бумагу целым сборником стихотворений. Вдохновленный живописью Виктор Владимирович пишет родные пейзажи, которые успешно выставляются.

В 2009 году ушел из жизни главный человек для знаменитого балетмейстера – Екатерина Максимова, которая на протяжении полувека разделяла успехи и падения, все радости и печали, была его вдохновением и единомышленницей. Для сильного, энергичного Васильева, окруженного любовью друзей и учеников, это невосполнимая утрата, но сила духа столь совершенного божественного произведения заставляет его каждый день просыпаться и создавать новые шедевры, которые заставляют людей чувствовать, осознавать гармонию окружающего мира.

Виктор Васильев – балетмейстер, фото которого всегда проникновенны. Взгляд красивых мудрых глаз скрывает в себе целую вселенную эмоций, которыми так талантливо великий человек делится с любимым зрителем.

Публикации раздела Театры

«Лучший танцовщик мира». «Тенор, баритон и бас русского балета». «Первый среди равных»… Вся творческая жизнь Владимира Васильева — сплошные хвалебные эпитеты и незабываемые роли, которые эти эпитеты породили.

«Любая формула существует для того, чтобы ее разрушить» Интервью с Евгением Каменьковичем 6 спектаклей фестиваля «Арлекин» Самые запоминающиеся спектакли этого года, которые стоит посмотреть с детьми Человек-бабочка: 10 фактов о Вацлаве Нижинском Провальные постановки, увольнение из Мариинки и успех за рубежом Николай Покотыло: «Нужно не бояться ехать в регионы — там ждут и люди… Интервью с номинантом «Золотой маски» Что смотреть на «Золотой маске» Главные спектакли фестиваля из разных городов России, которые можно посмотреть в Москве Главные спектакли осени Что посмотреть в Москве, Петербурге, Ярославле и Краснодаре Что смотреть на «Золотой маске» 10 привозных спектаклей из разных городов — от Хабаровска до Санкт-Петербурга Секреты долголетия из мира культуры Любимая работа, здоровый образ жизни и оптимизм Главные спектакли «Золотой маски» Фавориты фестиваля 2017 года Екатерина Максимова: бриллиантовая балерина Советского Союза Самые известные роли Екатерины Максимовой Современные российские балерины. Топ-5 Пятерка ведущих балерин страны Знаменитые спектакли Большого театра Спектакли, поставленные на сцене ГАБТа классиками оперной и балетной режиссуры — Борисом Покровским и Юрием Григоровичем Инна Чурикова: «Я всегда мечтала играть мужские роли — Гамлета… От Бабы-яги до Жанны д’Арк. Каждая роль Инны Чуриковой — уникальный образ Екатерина Максимова Вспоминаем ее работы и восхищаемся талантом Нина Ургант и ее героини От королевских особ в театре до медсестры на экране

10:30 18.04.2015 (обновлено: 12:19 02.03.2020) 18 апреля 2015, 10:00 Танцовщик редкого таланта Владимир Васильев18 апреля 75 лет исполняется советскому и российскому артисту балета, балетмейстеру, хореографу, театральному режиссеру Владимиру Васильеву. Балетмейстеры не только предлагали Васильеву главные роли, но и ставили специально для него. Владимир Васильев был первым исполнителем партий Иванушки (“Конек-Горбунок” Родиона Щедрина), Меджнуна (“Лейли и Меджнун” Сергея Баласаняна), Щелкунчика (“Щелкунчик” Петра Чайковского), Спартака (“Спартак” Арама Хачатуряна), Сергея (“Ангара” Андрея Эшпая).

В 1977 году Морис Бежар специально для Васильева создал партию Юноши в новом прочтении “Петрушки” (“Балет ХХ века”, Брюссель).

За время своей творческой карьеры Васильев много выступал за рубежом — в “Гранд-опера”, “Ла Скала”, “Метрополитен-опера”, “Ковент-Гардене”, Римской опере, театре “Колон” и др.

В 1988 году в результате конфликта, возникшего между Владимиром Васильевым и Юрием Григоровичем из-за различий в творческих позициях, Владимир Васильев и Екатерина Максимова покинули Большой театр.

В 1995-2000 годах Васильев был художественным руководителем — директором Государственного академического Большого театра России.

В 1988 году специально для Васильева Лоркой Мясиным был поставлен балет “Грек Зорба” Микиса Теодоракиса (“Арена ди Верона”). В этом же году он исполнил в театре Сан-Карло главные партии в балетах Леонида Мясина “Парижское веселье” на музыку Жака Оффенбаха (Барон) и “Пульчинелла” на музыку Игоря Стравинского (Пульчинелла). Итальянский режиссер Беппе Менегатти поставил для Владимира Васильева спектакли “Нижинский” (театр Сан-Карло, 1989); “Долгое путешествие в Рождественскую ночь” на музыку Чайковского и Стравинского (Римская опера, 2000); “Дягилев Мусагет. Венеция, август 1929” на сборную музыку (Римская опера, 2009).

В 2014 году Владимир Васильев выступил в партии Ильи Андреевича Ростова в мини-балете “Первый бал Наташи Ростовой”, показанном на открытии Олимпийских игр в Сочи.

С 1971 года Васильев ставит балетные спектакли в качестве хореографа. Его балетмейстерским дебютом стал балет “Икар” Сергея Слонимского на сцене Кремлевского дворца съездов. Позже он поставил балеты “Эти чарующие звуки” (1978), “Макбет” (1980), оригинальные телебалеты “Анюта” (1982) и “Дом у дороги” (1984) Валерия Гаврилина.

На телевидении Владимир Васильев поставил также телефильм “Евангелие от лукавого”. В Аргентине поставил балет “Фрагменты одной биографии”, в США — “Дон Кихота”.

В ташкентском Театре имени А. Навои Васильев поставил оперу-балет “Тахир и Зухра” на музыку Джалилова (1977), в московском театре “Новая опера” — реквием “О, Моцарт! Моцарт… ” на музыку Моцарта, Сальери, Римского-Корсакова (1995), на сцене Большого театра — “Травиату” Джузеппе Верди (1996) и хореографические сценки в опере Модеста Мусоргского “Хованщина”, а также в “Аиде” Верди на сцене Римской оперы (1993) и Арена ди Верона (2002).

Владимир Васильев работал балетмейстером труппы Кремлевского Дворца съездов “Балет Кремля”, где поставил несколько спектаклей, в том числе “Золушку” Прокофьева.

В 2010 году в Красноярском театре опера и балета он поставил балет “Красный мак”.

В 2011 году в московском Детском музыкальном театре имени Натальи Сац в рамках спектакля “Сказки Пушкина в музыке и танце” он создал либретто и хореографию балета “Балда” на музыку Дмитрия Шостаковича.

В июне 2014 года его проект, в который вошли шесть премьер балетных миниатюр, поставленных по мотивам прозы российского писателя Виктора Астафьева, был включен в программу Четвертого международного музыкального фестиваля стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Красноярске. Васильев выступил в проекте как художественный руководитель, режиссер-постановщик, художник мультимедийной сценографии и ведущий спектакля.

18 апреля 2015 года, к юбилею хореографа, на Исторической сцене Большого театра в Москве состоится премьера балета Dona nobis pacem в постановке Владимира Васильева на музыку Мессы Си Минор Иоганна Себастьяна Баха. Балет будет показан в исполнении артистов Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля.

Интересными экспериментами были его работы на драматической сцене — хореография сказки-комедии “Принцесса и Дровосек” в театре “Современник” (1969), рок-оперы “Юнона” и “Авось” в театре Ленком (1981) и др.

Как драматический актер он снимался в художественных фильмах “Жиголо и жиголетта” (1980), “Фуэте” (1986), выступая не только как исполнитель, но и как хореограф и режиссер-постановщик. Васильев снимался в экранизациях балетов “Сказка о Коньке-Горбунке” (1961) и “Спартак” (1976), оригинальных телебалетах “Трапеция” (1970), “Анюта” (1982), музыкальном фильме “Гран па в белую ночь” (1988) и др.

Владимир Васильев ведет педагогическую деятельность. В 1982 году он окончил хореографический факультет ГИТИСа по специальности балетмейстер-постановщик и с этого же года начал там преподавать. В 1985-1995 годах Васильев был заведующим кафедрой хореографии ГИТИСа (РАТИ), профессор (1989).

Он является председателем Фонда Галины Улановой.

В 2001 году вышел поэтический сборник Васильева “Цепочка дней”.

Владимир Васильев занимается живописью. За последние годы им создано около 400 работ, многие из которых были представлены на персональных выставках в России и за рубежом.

Является художественным руководителем и председатель жюри Конкурса артистов балета имени Екатерины Максимовой “Арабеск”. 

Творчество Владимира Васильева отмечено многочисленными государственными и профессиональными наградами. Он — народный артист СССР (1973), лауреат Ленинской премии (1970), Государственной премии СССР (1977), Государственной премии РСФСР (1984), Государственной премии РФ (1991), премии имени Ленинского комсомола (1968), премии Мэрии Москвы (1997). Награжден орденами Ленина (1976), Трудового Красного Знамени (1986), Дружбы народов (1981), “За заслуги перед Отечеством” IV (2000) и III (2008) степеней

Васильев является обладателем первой премии и золотой медали VII Международного фестиваля молодежи и студентов в Вене (1959), Гран-при и Золотой медали I Международного конкурса артистов балета в Варне (Болгария, 1964); премии имени В. Нижинского Парижской академии танца (1964), премии имени Мариуса Петипа “Лучший дуэт мира” (совместно с Екатериной Максимовой, 1972, Парижская академия танца), премии Римского муниципалитета “Европа-1972” (Италия), и других премий.

Владимир Васильев был женат на солистке балета, актрисе, хореографе и педагоге Екатерине Максимовой (1939-2009).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Балетмейстер Васильев Владимир Викторович – один из самых известных отечественных артистов балета. Он также хорошо известен как хореограф, балетмейстер и театральный режиссер. На протяжении многих лет он преподавал театральное искусство. Имеет множество заслуженных наград и премий. В 1973 году стал народным артистом СССР, был также лауреатом Государственной и Ленинской премий, получал премию Ленинского комсомола, Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых, а также еще одну Государственную премию РСФСР, учрежденную в честь великого композитора Михаила Ивановича Глинки.

Биография балетмейстера

Балетмейстер Васильев Владимир Викторович родился в Москве. Он появился на свет в 1940 году. Еще в младшей школе начал заниматься в хореографическом кружке. Его жизнеописание сохранило факт, согласно которому это увлечение поглотило его в столичном Дворце пионеров в 1947 году.

После школы будущий балетмейстер Васильев поступил в столичное хореографическое училище. В наши дни это учебное заведение известно как Московская государственная академия хореографии. Васильев Владимир Викторович занимался в творческой мастерской народного артиста РСФСР Михаила Марковича Габовича, известного по ролям в “Лебедином озере”, “Спящей красавице” и “Кармен”.

В 1958 году Васильев успешно окончил вуз и поступил в труппу Большого театра. В скором времени он завоевал роль ведущего солиста балетной труппы. В этом статусе выступал на протяжении 30 лет.

Дебют в Большом театре

Официальный дебют в Большом театре Васильева Владимира Викторовича состоялся в 1959 году. В балете Сергея Прокофьева “Каменный цветок” ему сразу досталась главная партия Данилы. Это классическое произведение, поставленное по сказкам Павла Бажова.

По сюжету Данила появляется уже в первой сцене. Он молодой и многообещающий камнерез с Урала, который мечтает воплотить в жизнь свою мечту. Показать всю прелесть цветка в малахите. Но все его усилия напрасны. Чаша, которая у него получается, не нравится ему, не соответствует тем высоким планкам, которые он задал.

В Данилу влюблена его невеста по имени Катерина. В деревенской уральской избе справляют их помолвку. Незваным гостем на помолвку заявляется приказчик Северьян. Танцы резко прекращаются, приказчик требует у Данилы малахитовую чашу, которую заказал и уже давно ждет результата. Главный герой отказывается ее отдать, потому что работа еще не готова. Тогда Северьян грозится плеткой и даже замахивается на Данилу. Отвлекает приказчика только прелестная Катерина, которую он тут же желает обнять. Друзья Данилы прогоняют приказчика. Данила погружается в свои мысли о каменном цветке, чтобы ему не мешать, гости расходятся, покидает его и невеста.

Перед Данилой в исполнении Васильева Владимира Викторовича появляется загадочная Хозяйка Медной Горы. Она единственная хранительница всех уральских подземных сокровищ. Только она знает тайну малахитового цветка, который никак не получается у Данилы. Ее цветок прекрасен, главный герой в отчаянии разбивает свою неоконченную работу.

В себя Данила приходит в таинственном месте. Он оказывается на Змеиной Горе. Ему является Хозяйка Медной Горы, но не заговаривает с героем, а все время пропадает, будто дразнит его. Она появляется в разных образах – то прелестной девушки, то золотой ящерицы. Наконец, она увлекает Данилу в свое царство самоцветов. Главный герой мечтает только об одном – увидеть каменный цветок.

Хозяйка Медной Горы демонстрирует ему этот символ красоты, недостижимый для простого смертного человека.

Работа над каменным цветком

Васильев Владимир Викторович, биография которого описана в этой статье, на протяжении многих лет играл Данилу в балете “Каменный цветок”. Поэтому его поклонники отменно знали либретто этого произведения. Оно увлекало и не позволяло отвлечься ни на миг.

После сцен у Хозяйки Медной Горы действие возвращалось в избу Данилы. Там его ждала и грустила его невеста Катерина. Ведь ее суженый уже несколько дней как пропал. О том, что Катерина осталась одна, узнает приказчик Северьян, который давно уже положил на нее глаз. Он заявляется в избу, но Катерина прогоняет его, замахиваясь серпом. Девушка решает отправиться на поиски Данилы.

Тем временем главный герой в исполнении Васильева трудится в чертогах Хозяйки Медной Горы над своим самым великим произведением. Хозяйка же не скупится, рассказывая ему все новые секреты мастерства.

В это время Катерина оказывается на ярмарке. Всеобщее веселье не способно развеять ее грусть по пропавшему жениху. Она его ищет повсюду. Тут же и Северьян, который пьет в компании цыган. Он грубо пристает к девушке и пытается увести ее с собой. Только гости ярмарки спасают Катерину. Приказчик с плеткой бросается на толпу. Девушка убегает.

Северьян пытается ее догнать, но это уже не настоящая невеста Данилы. Она заманивает его на Змеиную Горку. Ловит пулю, которую приказчик отправляет ей вслед. Только тогда он осознает, что перед ним сама Хозяйка Медной Горы. Он просит его пощадить, но жалость неведома Хозяйке. Северьяна поглощает земля.

Вскоре на Змеиной Горке оказывается и Катерина, которая сюда пришла в поисках Данилы. Когда она греется у костра, то знакомится с волшебным существом по прозвищу Огневушка-поскакушка.

В царстве Хозяйки Медной Горы у Данилы, наконец, выходит долгожданный каменный цветок. Хозяйка очарована, просит ее не покидать, но уральский мастер помнит, что сердце его отдано Катерине. Тогда в отместку могущественная владычица Медной Горы обращает Данилу в камень.

Тем временем Огневушка приводит Катерину во владения Хозяйки Медной Горы. Сердце подсказывает девушке, что ее жених уже близко. В результате даже владычицу уральских камней растрогали чувства, которые девушка испытывает к своему жениху. Она освобождает Данилу от своих чар. Мастер, теперь познавший силу и тайну камня, стремится поделиться знаниями с людьми и воссоединиться со своей невестой.

Весенним утром Катерина и Данила возвращаются в родное селение.

Ведущий солист Большого театра

За последующие годы работы в Большом театре понял Владимир Викторович Васильев – балет для него самое главное в жизни. Тысячи зрителей помнят его как ведущего солиста, сыгравшего первые роли практически во всех классических и современных балетах.

В 1960 году он впервые станцевал Иванушку в балете Родиона Щедрина “Конек-горбунок”.

Среди его ролей Базиль в “Дон Жуане” Людвига Минкуса, Петрушка в одноименном балете Игоря Стравинского, Спартак в одноименном произведении Арама Хачатуряна, Ромео в балете “Ромео и Джульетта” Сергей Прокофьева, принц Дезире в “Спящей красавице” Петра Ильича Чайковского.

Васильева хорошо знают не только отечественные зрители и режиссеры-постановщики, но и зарубежные. Он танцевал у Мориса Бежара, Ролана Пети, Леонида Мясин. Последний это балетмейстер, родившийся в России, но эмигрировавший в Америку, где поставил около 70 блестящих произведений.

Васильев не только потрясающе играл свои роли. Часто он создавал новые, запоминающиеся образы, предлагал зрителям и специалистам их новое прочтение и переосмысление. Он славился высочайшим профессионализмом, отменной техникой танца, непревзойденным даром пластического перевоплощения, а также завидным актерским талантом и мастерством.

Хореограф Владимир Васильев

В качестве хореографа герой нашей статьи начинает себя пробовать в 1971 году. Он ставит несколько балетов. Причем не только на советской, но и на зарубежной сценах. Активно практикует новый жанр телебалета. Так появляются “Анюта” (поставленный по рассказу Антона Павловича Чехова “Анна на шее”) и “Дом у дороги”. Музыку к ним пишет композитор Валерий Гаврилин.

Хореограф Владимир Васильев всегда отличался свежим взглядом даже на классические произведения и неповторимой работоспособностью.

Сам Васильев также снимается в фильмах-балетах. Его можно увидеть в цветном телевизионном балете “Трапеция”, телебалетах “Спартак”, “Жиголо и Жиголетта”.

Работа балетмейстером

Когда Васильев понял, что его карьера на сцене подходит к концу, он не пожелал оставлять балет. Для этого в 1982 году он получает диплом государственного института театрального искусства (ГИТИС) на балетмейстерском отделении.

Тогда же он начинает сам преподавать в этом вузе, делится со студентами секретами своего мастерства. Педагогом балетмейстер Васильев работает до 1995 года. При этом на протяжении целых десяти лет руководит кафедрой хореографии. В 1989 году получает звание профессора.

Во главе Большого театра

До 1995 года Владимир Васильев балетмейстером был первоклассным. Поставил не один балет, который до сих пор с успехом идет на сцене Большого театра.

В 1995 году в его карьере наступает новый этап. Он получает пост художественного руководителя Большого театра, который параллельно совмещает с должностью директора этого учреждения культуры. На этом посту он проработал на протяжении пяти лет. Большой театр с Владимиром Васильевым сегодня ассоциируется у многих отечественных и зарубежных зрителей.

Во главе Большого театра он запомнился не только появлением новых постановок, но и тем, что в 1999 году основал балетную школу Большого театра в далеком городе Жоинвилле, расположенном в Бразилии.

В последние годы имя Владимира Васильева, балетмейстера, все реже встречается в средствах массовой информации. В центре общественного внимания он оказался в 2003 году, когда в голландской столице Амстердаме вошел в состав жюри престижного конкурса “Евровидение для молодых танцоров”.

В 2014 году Васильев на время снова вернулся на сцену. В мини-балете “Первый бал Наташи Ростовой” он исполнил роль Ильи Андреевича, отца героини. Это произведение было продемонстрировано зрителям в рамках зимних Олимпийских игр, которые проходили на территории России, в Сочи.

Личная жизнь

Был женат только один раз Владимир Викторович Васильев. Личная жизнь артиста – яркий пример крепкой и беззаветной любви. Его избранницей стала Екатерина Максимова. Она была балериной, на протяжении многих лет они вместе выходили на сцену Большого театра.

Екатерина Максимова и Владимир Васильева были не только супругами, но и коллегами, друзьями и партнерами. Правда, в жизни, целиком посвященной творчеству, пришлось чем-то жертвовать. Детей у супружеской пары так и не было.

Несмотря на это, Екатерина Максимова и Владимир Васильев прожили долгую и счастливую совместную жизнь, полную радостей и разочарований. Но главное – они все время были вместе.

В 2009 году Максимова скончалась. Ей было 70 лет. С тех пор Васильев живет один. По его собственным словам, он лишился частички своей души и постоянно скорбит о возлюбленной. Все последние постановки, над которыми он работает, герой нашей статьи неизменно посвящает памяти любимой женщины.

Общественная деятельность

Васильев известен не только своей карьерой на сцене, но и общественной деятельностью. К тому же Владимир Васильев награды получал и от советской, и от российской власти. Везде его ценили и берегли.

Одно из первых значимых достижений – звание Заслуженного артиста РСФСР, полученное в 1964 году. Также у Васильева была премия Ленинского комсомола, Ленинская премия, орден Ленина. С 1973 года Владимир Васильев – Народный артист.

В 1981 году он получил орден Дружбы народов, спустя еще пять лет орден Трудового Красного Знамени. Уже в 2000 году президент России Владимир Путин вручил ему орден “За заслуги перед Отечеством” четвертой степени с формулировкой за неоценимый вклад в развитие российского искусства хореографии. В 2008 году Васильев получил этот же орден и третьей степени. На этот раз за многолетнюю яркую общественную и творческую деятельность.

Много у Васильева и зарубежных наград. Во Франции он стал обладателем ордена “За заслуги”, в Бразилии ордена Риу-Бранку, в Италии ордена Звезды Италии, в Японии – ордена Восходящего солнца.

Множество заслуг у Васильева и в педагогической сфере. Он почетный профессор МГУ, член Международной академии творчества, а также академии российского искусства. До сих пор является заместителем руководителя исполнительного комитета отечественного центра Международного совета танца при ЮНЕСКО. Входит в состав жюри независимой творческой премии “Триумф”. На протяжении практически двух десятков лет руководит фондом памяти балерины Галины Улановой.

Большое значение в творческом мире имеет конкурс артистов балета “Арабеск”. Васильев пять лет возглавлял жюри конкурса, а с 1996 году стал его художественным руководителем. Это открытый конкурс артистов балета, который ежегодно проводится в Перми.

Васильев вместе с супругой приложили много усилий, чтобы этот конкурс стал известным и знаменитым на весь мир.

В 2008 году состоялось знаковое событие. Оно совпало с пятидесятилетним юбилеем творческой деятельности легендарной супружеской пары. Поэтому конкурс был посвящен именно им. Он стал бенефисом Васильева и Максимовой.

В год своего семидесятилетия Васильев на конкурсе “Арабеск” станцевал в паре с Дарьей Хохловой, а также выступил в качестве постановщика-хореографа миниатюры “Баллада”, поставленной на музыку Фредерика Шопена.

Сейчас Васильеву 77 лет. Несмотря на возраст, он продолжает вести активную творческую и общественную деятельность.

Друзья и знакомые о Васильеве

С теплотой и восхищением о Васильеве отзываются все, кто его знал и с ним работал. Или хотя бы видел на сцене. Балетмейстер Большого театра Игорь Моисеев вспоминает, что выступление Васильева – это поэзия, порыв духа. Он артист, обладающий феноменальной техникой, музыку и балет он просто подчиняет себе.

Театральный режиссер и народный артист РСФСР Борис Львов-Анохин утверждает, что герой нашей статьи имеет редкий на сегодняшний день дар сценического и пластического перевоплощения. Он олицетворяет собой русский балет.

Одна из его самых больших удач, по мнению Львова-Анохина, партия Щелкунчика в одноименной постановке.

Похожие статьи

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий