Ас страны Советов. Иван Кожедуб – Никогда ни о чем не жалейте вдогонку… — LiveJournal

Биография

Иван Никитович Кожедуб – трижды Герой Советского Союза, Маршал авиации, советский военачальник и участник Великой Отечественной войны. На счету летчика десятки сбитых вражеских самолетов.

Детство и юность

8 июня 1920 года родился будущий летчик Иван Никитович Кожедуб. Мальчик рос в крестьянской семье, где отец служил церковным старостой. Детство и юность Ивана прошли в Глуховском уезде Черниговской губернии, которая была позже переименована в Шосткинский район Сумской области Украины.

В 14 лет Кожедуб получил аттестат зрелости, после чего отправился в город Шостка. Молодой человек подал документы в химико-технологический техникум, прошел необходимые испытания, после чего был зачислен в качестве студента в учебное заведение.

image
Иван Кожедуб в молодости

К авиации Иван тянулся с юношеских лет, поэтому во время учебы в техникуме стал заниматься в аэроклубе. В 1940 году в биографии Кожедуба появилась новая строчка – Красная Армия. Молодой человек перевоплотился в военнослужащего.

В это же время Иван завершил обучение в Чугуевской военной авиационной школе летчиков. Самолеты завораживали Кожедуба, поэтому парень решил остаться здесь в должности инструктора.

Военная служба

В 1941 году жизнь Ивана Кожедуба разделилась на две эпохи: до и после войны. С педагогическим составом авиашколы молодой человек оказался в Чимкенте (ныне Шымкент). Этот город располагается на территории Казахстана. Вскоре Ивану присвоили звание старшего сержанта, а уже через несколько месяцев доставили Кожедуба в 240 истребительный полк 302 истребительной авиационной дивизии, которая была размещена в Иваново. Годом позже летчик оказался на Воронежском фронте.

image
Летчик Иван Кожедуб

Верность Отчизне Иван доказывал каждый день, поднимаясь в небо и защищая русскую землю. 6 июля 1943 года началась битва на Курской дуге. В этот раз взмыл в небесную синеву Кожедуб уже в 40 раз. Юбилей отметил летчик сбитым немецким самолетом-бомбардировщиком. Спустя сутки пилот заявил об еще одном летательном аппарате, который сбил. 9 июля под огонь попали 2 истребителя противника.

Истребитель Ла-7 Ивана Кожедуба

За такие достижения Иван получил звание лейтенанта и Героя Советского Союза. В 1944 году Кожедуб пересел на уникальный самолет Ла-5ФН. Летательный аппарат создали на пожертвование пчеловода из Сталинградской области В.В. Конева. В это же время пилота награждают званием капитана и переводят на должность заместителя командира 176 гвардейского полка. В небо отныне военнослужащего поднимал новенький истребитель Ла-7. На счету Кожедуба присутствует 330 боевых вылетов и 62 сбитых самолета.

Для Ивана завершилась Великая Отечественная война 17 апреля 1945 года. Победу пилот встретил уже в Берлине. Здесь же мужчине вручили очередную медаль «Золотая Звезда». Эту награду присуждали тем людям, которые проявили отвагу, мужество и высокое воинское мастерство. Из основных черт Кожедуба можно выделить желание рисковать. Открывать огонь летчик предпочитал на близком расстоянии.

Позже Иван Никитович напишет автобиографию, в которой расскажет, что в 1945 году, незадолго до завершения военных действий, на хвосте самолета оказались два «американца». Военнослужащие США восприняли Кожедуба как врага, поэтому стали обстреливать советский летательный аппарат. Сами и пострадали: погибать Иван не планировал, а, напротив, мечтал вновь ступить на землю. В итоге американцы погибли.

Нельзя недооценивать подвиги, которые совершил Иван Никитович в военные годы. Не единожды Кожедуб оказывался в неприятных ситуациях, из которых любой другой пилот не смог бы выбраться. Но летчик каждый раз выходил из битв победителем. Мужчина сажал фактически разрушенные истребители и сам оставался в живых.

Иван Кожедуб вместе с летчиками-асами

Оставлять службу после окончания Великой Отечественной войны Кожедуб не желал, поэтому остался на службе в ВВС. Для дальнейшего продвижения Ивану Никитовичу требовалось получить высшее образование, поэтому летчик поступил в Краснознаменную Военно-воздушную академию. Постепенно авиастроительные заводы стали создавать уникальные конструкции. Кожедуб поднимался в воздух и испытывал летательные аппараты.

Так в 1948 году Иван Никитович испытал реактивный МиГ-15. Спустя 8 лет судьба привела летчика в Военную академию Генерального штаба. Настало время новой войны, которая проходила в Корее. Оставить без руководства 324 истребительную авиационную дивизию командир не мог, поэтому отправился с солдатами в другую страну. Благодаря навыкам Кожедуба за год в войне погибли 9 пилотов, было одержано 216 побед в воздухе.

Иван Кожедуб в последние годы

После возвращения из Кореи занял пост заместителя командующего ВВС Московского военного округа. Эту должность покинул в 1971 году в связи с переводом в центральный аппарат Военно-воздушных сил. Спустя 7 лет Иван Никитович оказался в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. В 1985 году Кожедуб получил звание Маршала авиации.

Помимо любви к военной службе, у Ивана Никитовича было другое направление деятельности. Это политика. Однажды Кожедуба избрали народным депутатом в Верховный Совет СССР II-V созывов.

Личная жизнь

В 1928 году родилась будущая супруга Ивана Кожедуба Вероника Николаевна. О том, как молодые люди познакомились, как между ними завязались романтические отношения, военнослужащий предпочитал не рассказывать.

Иван Кожедуб и его жена Вероника

В послевоенные годы в семье Героя Советского Союза родилась дочь, которую назвали Натальей. Позже девушка подарила родителям внука Василия Витальевича. Сейчас мужчина трудится в медицинском учреждении в Москве.

В 1952 году вновь у Кожедубов случилось пополнение. На этот раз родился сын. Мальчик получил имя Никита. Юноша пошел по стопам отца, но только не в летное, а в мореходное училище. Во время службы Никита женился на девушке по имени Ольга Федоровна. В 1982 году у новоиспеченной семьи родилась девочка Анна. В 2002 году объявили о кончине капитана 3 ранга ВМФ СССР.

Смерть

8 августа 1991 года родственники Ивана Кожедуба объявили о том, что Герой Советского Союза скончался. Официальной причиной смерти назвали сердечный приступ. Для захоронения летчика выбрали Новодевичье кладбище, расположенное в Москве.

Могила Ивана Кожедуба

К юбилею летчика сняли документальный фильм «Тайны века. Две войны Ивана Кожедуба», который представили зрителю в 2010 году. На съемках картины использовали личные записи, дневники и даже семейные архивы пилота, в том числе фото. Главную роль сыграл российский актер Сергей Ларин. Интересно, что в супругу прославленного героя перевоплотилась внучка Ивана Никитовича Анна.

Награды

  • 1943, 1945, 1951, 1968, 1970 – кавалер ордена Красного Знамени
  • 1944, 1945 – Герой Советского Союза
  • 1944, 1978 – кавалер ордена Ленина
  • 1945 – кавалер ордена Александра Невского
  • 1955 – кавалер ордена Красной Звезды
  • 1975 – кавалер ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени
  • 1985 – кавалер ордена Отечественной войны I степени
  • 1990 – кавалер ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» II степени

05:48 08.06.2020 © РИА Новости / Михаил Кухтарев Перейти в фотобанк Читать ria.ru в Советский военачальник, маршал авиации, трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 года в селе Ображеевка Глуховского уезда Черниговской губернии Украинской ССР (ныне Шосткинский район Сумской области, Украина). Его отец был заводским рабочим, мать вела домашнее хозяйство. Иван Кожедуб был младшим, пятым ребенком в семье. В 1934 году, окончив семилетнюю школу, он продолжил обучение в вечерней школе при фабрично-заводском училище. По совместительству с учебой работал библиотекарем. В 1936 году поступил в Шосткинский химико-технологический техникум. Параллельно с учебой занимался в аэроклубе, где освоил самолет У-2 (По-2), совершил несколько парашютных прыжков. Зимой 1940 года с четвертого курса техникума Кожедуб, пройдя медкомиссию, был зачислен курсантом Чугуевского военного авиационного училища, где осваивал самолеты УТ-2, УТИ-4 и боевые истребители И-16. Окончил Чугуевское военное авиационное училище летчиков в 1941 году, Военно-воздушную академию в 1949 году, Высшую военную академию им. К. Е. Ворошилова в 1956 году. Иван Кожедуб на военной службе с 1940 года. В 1941-1942 годах служил летчиком-инструктором в Чугуевском военном авиационном училище. Осенью 1942 года Иван Кожедуб добился направления в действующую армию. Он был зачислен в состав 240-го истребительного авиаполка, освоил новый одноместный истребитель Ла-5. С марта 1943 года участвовала в боевых действиях на Воронежском фронте. В июне того же года младший лейтенант Кожедуб стал старшим летчиком, затем командиром звена, в августе получил звание лейтенанта и был назначен командиром эскадрильи. Он принимал участие в освобождении Харькова, в боях на Днепре и в освобождении Правобережной Украины. Со своей эскадрильей Иван Кожедуб воевал в небе Молдавии, прикрывал переправы через Южный Буг и плацдармы на правом берегу Днестра, принимал участие в воздушных боях в небе Румынии. С июля 1944 года – заместитель командира истребительного авиационного полка. Прошел переподготовку на новый самолет Ла-7. С середины января 1945 года Кожедуб в составе полка участвовал в Висло-Одерской операции. Всего за войну он совершил 330 боевых вылетов, участвовал в 120 воздушных боях, сбил 62 самолета противника (наибольшее количество среди советских летчиков), кроме того, еще два американских истребителя Р-51 “Мустанг”, ошибочно атаковавших его в апреле 1945 года. За все время Великой Отечественной войны (1941-1945) самолет Ивана Кожедуба не раз подбивали, но он не был сбит. В июне 1949 года после окончания военно-воздушной академии Кожедуб был назначен заместителем командира 31-й истребительной авиационной дивизии в Закавказский военный округ, но через месяц его перевели на должность помощника командира 324-й истребительной авиационной дивизии, размещавшейся в подмосковной Кубинке. В числе первых подполковник Кожедуб освоил реактивный истребитель МиГ-15, получив квалификацию военного летчика 1-го класса. В декабре 1949 года его назначили заместителем командира, а в ноябре 1950 года – командиром этой дивизии. С 1951 года летчики дивизии, которой командовал Кожедуб, принимали участие в Корейской войне 1950-1953 годов. Самому Ивану Кожедубу участвовать в боевых вылетах было категорически запрещено. В феврале 1952 года дивизия вернулась в СССР и была размещена в Калужской области. В августе 1953 года Кожедубу присвоили звание генерал-майора авиации. В ноябре 1956 года он был назначен заместителем начальника Управления боевой подготовки Военно-воздушных сил (ВВС). С апреля 1958 года – первый заместитель командира воздушной армии в Ленинградском военном округе. В январе 1964 года генерал-лейтенант авиации Иван Кожедуб стал первым заместителем командующего авиацией Московского военного округа. До 1969 года он регулярно летал на истребителях, освоил десятки типов самолетов. Последние полеты совершил на МиГ-21. В 1971 году генерал-полковник авиации Кожедуб был назначен первым заместителем начальника боевой подготовки ВВС. С 1978 по 1991 год входил в Группу генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. В 1985 году ему было присвоено звание маршала авиации. Иван Кожедуб – трижды Герой Советского Союза. Первую Звезду Героя он получил 4 февраля 1944 года за 20 сбитых самолетов в 146 вылетах, вторую – 19 августа 1944 года (48 сбитых в 256 вылетах). Третью, уже после войны, 18 августа 1945 года. За высокое воинское мастерство и личное мужество, проявленное в боях. Кожедуб был награжден двумя орденами Ленина, семью орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом “За службу Родине в Вооруженных Силах” СССР 2-й и 3-й степеней, медалями, а также иностранными орденами и медалями. В 2018 году мемориальный комплекс и могила маршала авиации Ивана Кожедуба на Новодевичьем кладбище получили статус объекта культурного наследия регионального значения. Именем Кожедуба названы улицы в Москве и других городах России и Украины. Его имя носит 237-й гвардейский центр показа авиационной техники имени ВВС России. Бюст Кожедубу установлен на территории конгрессно-выставочного комплекса Центра показа авиационной техники в подмосковной Кубинке, а также на его родине в Ображеевке. Еще один бюст находится в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в Москве. Мемориальная доска Кожедубу установлена на доме в Сивцевом Вражке в Москве, где он жил в последние годы. Его самолет Ла-7 экспонируется в Центральном музее ВВС в Монино. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников Главная / Биографии /Вы здесь 6/8/1920 — 8/8/1991

Кожедуб Иван Никитович – самый результативный военный летчик времен Великой Отечественной войны. В последствии – маршал авиации, трижды Герой Советского Союза, награжден 14 советскими и 6 иностранными орденами, советскими и иностранными медалями. В годы Великой Отечественной войны совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев, лично сбил 62 самолета противника. Согласно официальным данным И.Н. Кожедуб наиболее результативный советский летчик-истребитель.

Будущий летчик родился 8 июня 1920 г. в деревне Ображеевка Сумской области, став пятым ребенком в бедной крестьянской семье. Окончил рабфак Шостинского химико-технологического техникума. В 1938 г. пришел в аэроклуб, где в апреле 1939 г. совершил свой первый полет. Затем, в начале 1940 г. поступил в Чугуевское военное авиационное училище, после окончания которого остался там работать инструктором. С начала войны И.Н. Кожедуб неоднократно писал рапорты об отправке на фронт, но его просьбы были удовлетворены только осенью 1942 г., когда И.Н. Кожедуб направлен в Москву, а затем в 240 истребительный авиаполк, имевший на вооружении новейшие истребители Ла-5.

В начале военной карьеры Ивана Никитовича преследовали неудачи, летчика чуть было не перевели на пост оповещения. Только заступничество командира полка майора И. Солдатенко помогло ему остаться в полку.

Свою первую победу летчик одержал в ходе 40 боевого вылета, сбив немецкий пикирующий бомбардировщик. В дальнейшем И.Н. Кожедуб проявил себя отважным и умелым летчиком, в котором дерзость сочеталась с расчетливостью, инициатива с исполнительностью. Кожедуб относился к своей боевой машине подчас как к живому существу, для него самолет был другом, и истребитель отвечал ему тем же: за годы войны летчику ни разу не пришлось прыгать с парашютом.

В сентябре 1944 г. Кожедуба переводят в 176-й «маршальский» гвардейский истребительный авиаполк, где были собраны многие знаменитые военные летчики. В составе этого полка он и окончил войну. На счету Ивана Никитовича среди многих типов немецких самолетов числится и реактивный истребитель Ме-262, сбитый им 19 апреля 1945 г. над Одером.

После войны И.Н. Кожедуб окончил Военно-воздушную академию и был назначен командовать 326-й истребительной авиадивизией. В ходе войны в Корее с марта 1951 по февраль 1952 гг. дивизия Кожедуба одержала 215 побед, потеряв 52 самолета и 10 летчиков. Правда, сам Кожедуб в боевых вылетах не участвовал из-за строго запрета командования. По возвращении на родину Кожедуб окончил академию Генштаба, занимал ряд высоких командных должностей в ВВС, в том числе командовал авиацией Московского военного округа. В 1985 г. Н.И. Кожедубу было присвоено звание маршала авиации.

Рекомендуем

Книги

Все

Самые обсуждаемые

Спецпроекты

Все

Спецпроект: 100 великих полководцев

Любители и знатоки военной истории вместе с учеными историками, начиная с 9 Мая 2013 г., выдвигали в список 100 великих тех военачальников, которые ст…

Спецпроект: Женщины-герои

Проект посвящен женщинам, чьи поступки могут служить примером всем нам.

8 июня 1920 года родился Иван Кожедуб, легендарный летчик-истребитель

Личное дело

Иван Никитович Кожедуб (1920-1991) родился в селе Ображиевка Черниговской губернии УССР в большой крестьянской семье, где кроме него было еще четверо детей. Отец, бывший церковным старостой, воспитывал сыновей в строгости, с детства приучая к труду. Старшие братья батрачили у зажиточных людей, а Ивана отец устроил подпаском. В 1934 году Кожедуб окончил неполную сельскую школу, после чего два года учился на рабфаке и одновременно работал библиотекарем в сельской библиотеке. В 1936 году поступил в  химико-технологический техникум в городе Шостка. В 1939 пришел в Шосткинский аэроклуб.

Техникум Кожедуб так и не закончил – в начале 1940 года был призван в Красную армию и осенью того же года окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков (в марте 1941 года преобразовано в школу лётчиков). По окончании как один из лучших курсантов был оставлен в нём лётчиком-инструктором.

После начала войны вместе с авиашколой был эвакуирован в Казахстан. После многочисленных рапортов с просьбой отправить на фронт, его желание было удовлетворено. В ноябре 1942 года Кожедуб в звании старшего сержанта был откомандирован в 240-й истребительный авиационный полк 302-й истребительной авиационной дивизии, формирующийся в Иваново. В марте 1943 года в составе дивизии отправился на Воронежский фронт.

Кожедуб получил Ла-5 – самый современный по тому времени истребитель, всего год как поступивший на вооружение армии. Однако в первом же воздушном бою 26 марта он лишился машины, да и сам бой едва не стал для него последним. Ла-5 был повреждён очередью Мессершмитта-109 и только бронеспинка спасла летчика от зажигательного снаряда. В довершение неудачного вылета самолёт попал под огонь советских зенитчиков, в него попало 2 зенитных снаряда. Несмотря на то, что Кожедубу удалось с большим трудом посадить израненную машину, полному восстановлению она не подлежала – после посадки насчитали более пятидесяти пробоин.

Лётчику пришлось месяц просидеть на земле, лишь время от времени летая на «остатках» — имеющихся в эскадрилье свободных самолётах, пока он не получил новый Ла-5. Все это время он учился теории воздушного боя, рисовал схемы, изучал опыт прославленных пилотов, таких как А. И. Покрышкин. Формулу боя Покрышкина: «Высота – скорость – маневр – огонь», Иван записал в свой фронтовой блокнот.

В начале лета 1943 года Кожедубу было присвоено звание младшего лейтенанта, затем он был назначен на должность заместителя командира эскадрильи.

6 июля 1943 года на Курской дуге, во время сорокового боевого вылета, Кожедуб сбил свой первый немецкий самолёт – это был бомбардировщик Юнкерс-87. Уже на следующий день он сбил второй самолет, а 9 июля – сразу 2 истребителя Bf-109.

Первое звание Героя Советского Союза Кожедубу (уже старшему лейтенанту) было присвоено 4 февраля 1944 года – к этому моменту на его счету было за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника.

В мае 1944 года Иван Кожедуб пересел на Ла-5ФН (бортовой № 14), построенный на средства колхозника-пчеловода Сталинградской области В. В. Конева. Машины этой серии демонстрировали подавляющее превосходство над немецкими Мессершмиттами по скорости на малых и средних высотах — основных высотах воздушных боев на Восточном фронте. Уже спустя несколько дней Кожедуб сбил на нём Юнкерс, а затем в течение 6 последующих дней – ещё 7 самолётов. В конце июня он передал свой Ла-5ФН К.А. Евстигнееву (впоследствии дважды Герой Советского Союза), а сам отправился на переподготовку на истребитель Ла-7- один из лучших серийных фронтовых истребителей конца Второй мировой войны.

В августе 1944 года, получив звание капитана, был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка на 1-м Белорусском фронте. Тогда же пересел на Ла-7.

19 августа 1944 года Кожедуб вторично получил звание Героя – за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника.

12 февраля 1945 года Кожедуб в паре лейтенантом В.А.Громаковским в ходе патрулирования обнаружил группу из 13-ти Фокке-Вульфов-190. Лётчики с ходу атаковали их и сбили 5 самолётов противника, из которых три на счету Кожедуба, а два – его ведомого.

Три дня спустя над Одером Кожедуб сбил первый в мире реактивный истребитель Me-262 унтер-офицера К. Лянге. Это одна из трёх известных побед советских лётчиков над немецкими реактивными самолётами.

К концу войны Иван Кожедуб, к тому времени — гвардии майор, совершил 330 боевых вылетов, участвовал в 120 воздушных боях и лично сбил 62 самолёта противника: 17 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, по 2 бомбардировщика Ju-88 и He-111, 16 истребителей Bf-109 и 21 Fw-190, 3 штурмовика Hs-129 и 1 реактивный истребитель Me-262

Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил сразу два FW-190, Кожедуб провёл 17 апреля 1945 года в небе над Берлином.

18 августа 1945 года гвардии майор Иван Кожедуб был удостоен третьей медали “Золотая Звезда”.

По окончании войны Кожедуб продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. В 1956 году окончил Военную академию Генерального штаба.

При этом он оставался действующим пилотом-истребителем, освоив в 1948 году реактивный МиГ-15.

Во время войны в Корее Иван Кожедуб командовал 324-й истребительной авиационной дивизией в составе 64-го истребительного авиационного корпуса. С апреля 1951 по январь 1952 года лётчики его дивизии одержали 216 воздушных побед, в том числе сбили 12 “сверхкрепостей”, потеряв всего 27 машин (погибло 9 пилотов). Это была одна из ярчайших страниц боевого применения реактивной авиации в истории советских ВВС. Самому Кожедубу, однако, было запрещалось лично участвовать в боевых действиях, и он совершал лишь тренировочные полеты.

В 1952 году после возвращения из Кореи 324-я была передана в систему ПВО и переведена под Калугу. Благодаря стараниям Кожедуба, за короткий срок дивизия обжилась на новом месте – были оборудованы и расширены аэродром, военный городок. Неустроенным оставался быт самого командира, ставшего летом 1953 года генерал-майором. Его семья, с малолетними сыном и дочерью, ютилась то во времянке на аэродроме, то вместе с десятком других семей в “караван-сарае” — на старой даче.

С 1962 по 1963 год — командующий 76-й воздушной армией. В 1964—1971 — заместитель командующего ВВС Московского военного округа.

В 1970 году Кожедубу было присвоено звание генерал-полковника авиации. С 1971 года он служил в центральном аппарате ВВС, а с 1978 года — в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР.

В 1985 году Кожедубу присвоено воинское звание Маршал авиации.

Последние годы жизни Иван Никитович тяжело болел. Он умер у себя на даче от сердечного приступа 8 августа 1991 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище

Чем знаменит

Иван Кожедуб

Легендарный советский летчик-ас. Иван Кожедуб является самым результативным советским лётчиком-истребителем Второй мировой войны. На его счету 330 боевых вылетов и 64 победы. При этом за всю войну он ни разу не был сбит – хотя его и подбивали, он всегда сажал свой самолёт. Кожедуб по праву считается лучшим асом, причем не только в советской авиации, но и в авиации союзников.

В официальной советской историографии итог боевой деятельности Кожедуба выглядит как 62 самолёта противника, сбитые лично. Однако недавние архивные исследования показали, что эта цифра занижена — в наградных документах (откуда она, собственно, и была взята) по неизвестным причинам отсутствуют две воздушные победы (8 июня 1944 — Ме-109 и 11 апреля 1944 — ПЗЛ-24), между тем как они были подтверждены и официально занесены на личный счёт лётчика.

В своей автобиографии Кожедуб также утверждает, что им в 1945 году были сбиты два американских самолёта P-51 «Мустанг» ВВС США, которые атаковали его Ла-7, приняв за немецкий самолёт.

Иван Кожедуб – трижды Герой Советского Союза (1944, 1944, 1945). Кавалер двух орденов Ленина (1944; 1978),  семи орденов Красного Знамени (1943, 1943, 1945, 1945, 1951, 1968, 1970), ордена Александра Невского (1945), двух орденов Красной Звезды (1955,1955). ордена Отечественной войны I степени (1985) и орденов «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» II и III степени (1975, 1990). Также награжден государственными орденами Польши, Монголии, ГДР и КНДР.

О чем надо знать

Сегодня уже мало кто помнит, что Иван Кожедуб является автором военных мемуаров. Кроме относительно знаменитой «Верности Отчизне» (1969), он был автором еще четырех книг – «Три сражения» (1945),  “Служу Родине” (1949), “Праздник Победы” (1963), «Друзья-однополчане» (1975).

При этом первые издания его мемуаров, вышедшие еще при жизни Сталина, существенно отличаются от поздних текстов, из которых после разоблачения «культа личности» были исключены не только все упоминания о вожде, но и целые главы.

 

Прямая речь

О первой своей встрече с самолетом: «… однажды днем, играя в кегли, я услышал рокот мотора: на небольшой высоте пролетал самолет. Впервые я увидел его так близко. Два пассажира, сидевшие сзади , помахали нам руками. Машина быстро скрылась за холмом.

<…> Перед самым отъездом, я узнал, что можно полететь: пассажиров катали за плату, но было уже поздно. Да и самолет, откровенно говоря, внушал мне не только любопытство, но и робость. Я даже признался себе, что, пожалуй, и не отважился бы полететь. И решил про себя, что летному делу научиться трудно, а летчики, должно быть, люди сказочно смелые: подумать только – в воздух поднимаются, делают такие перелеты! И ни на секунду тогда не возникла у меня мысль посвятить свою жизнь авиации».

О летной школе: «Было бы можно, кажется, не вылезал бы из самолета. Сама техника пилотирования, шлифовка фигур доставляли мне ни с чем не сравнимую радость».

6 фактов об Иване Кожедубе

  • Официальная дата рождения Ивана Кожедуба – 8 июня 1920 года. Однако, есть данные, что на самом деле он родился 6 июля 1922 года и в дальнейшем накинул себе лет, чтобы поступить в техникум.
  • Кожедуб был отличным стрелком и предпочитал открывать огонь на дистанции 200-300 метров, крайне редко сближаясь с противником на меньшую дистанцию.
  • До 1970 года Кожедуб регулярно летал на истребителях, освоил десятки типов самолетов и вертолетов. Последние полеты он совершил на МиГ-23.
  • Иван Кожедуб был депутатом Верховного Совета СССР II—V созывов, народным депутатом СССР.
  • Ла-7 (бортовой № 27) Ивана Кожедуба экспонируется в музее ВВС в Монино.
  • К 90-летию Ивана Никитовича о нем был снят документальный биографический фильм с игровыми реконструкциями «Тайны века. Две войны Ивана Кожедуба».

Материалы об Иване Кожедубе

Биография Ивана Кожедуба

Кожедуб Иван Никитович на сайте «Герои Страны»

Советский ас Иван Кожедуб, две стороны одной медали

Неизвестный Кожедуб. Служу Родине

Статья об Иване Кожедубе в Википедии

Путь от инструктора до лётчика-аса

Немецкий реактивный истребитель Мессершмитт Ме-262 считался грозным противником. Встреча с ним в небе для советских пилотов не сулила ничего хорошего. Дело в том, что «немец» летал быстрее и мог находиться в небе дольше, чем советские самолёты. Но у него был один недостаток — манёвренность. Когда Ме-262 только появились, советские лётчики не знали, как с ними сражаться, поскольку тактика воздушных дуэлей ещё не была разработана.

17 февраля 1945 года Иван Никитович Кожедуб встретил немецкий реактивный истребитель. Ему повезло, он заметил противника первым, поэтому решил атаковать. Его Ла-7 уступал Ме-262 по всем параметрам, кроме манёвренности. Этот козырь и решил использовать Иван Никитович. Немецкий пилот не ожидал появления противника. Совершив несколько манёвров, Кожедуб приблизился к врагу на 500 метров. Оставалось совсем чуть-чуть, и можно было открывать огонь.

image Иван Кожедуб. (Wikimedia Commons)

Неожиданно Кожедуб увидел, как в «немца» полетели трассы пуль — его сослуживец не выдержал накала и начал стрельбу раньше времени. Застигнутый врасплох вражеский пилот начал разворачивать свою крылатую машину, не оценив ситуацию. Расстояние между Ла-7 и Ме-262 резко сократилась. Кожедуб открыл огонь. Бой закончился, и не начинаясь. «Немец» был уничтожен.

Эта победа стала для Кожедуба 55-й. К тому моменту 24-летний уроженец черниговского села Ображиевка был уже дважды удостоен звания Героя Советского Союза.

Иван Кожедуб родился в июне 1920 года. С детства он любил читать и рисовать, занимался спортом. В 13 лет Иван мог одной рукой поднимать двухпудовую гирю. А когда он влюбился в небо, все навыки, полученные в детстве, сильно пригодились. Глазомер, дисциплина, наблюдательность и физическая подготовка помогли Кожедубу стать одним из лучших в Шосткинском аэроклубе. Затем была армия и Чугуевская военная авиационная школа лётчиков. Здесь Иван и остался в качестве инструктора.

Началась Великая Отечественная война. Авиационную школу эвакуировали в Чимкент. В этом казахском городе поселился и Кожедуб. Он по-прежнему был инструктором и готовил пилотов. И лишь в марте 1943 года начался его боевой путь.

Первый воздушный бой сложился неудачно. Кожедуб попал под обстрел немецких самолётов и получил сильные повреждения. Иван направил подбитую машину на аэродром, но угодил под огонь своих же зенитных орудий. Позже лётчик вспоминал, что хотел было катапультироваться из Ла-5, но передумал, решил рискнуть и посадить машину. Это у него получилось. Вот только командование сделало определённые выводы.

image Истребитель Ла-7 Кожедуба в Центральном музее авиации в Монино. (Wikimedia Commons)

На пилоте, конечно, крест не поставили, но в небо практически не пускали. Пока не вмешался командир эскадрильи. Требовались опытные пилоты, поэтому он дал Кожедубу второй шанс. И не прогадал. За короткий срок тот проделал путь до пилота-аса. А Героем Советского Союза он стал в начале февраля 1944 года. Эту награду он получил за 146 боевых вылетов и два десятка сбитых вражеских самолётов.

Коллекционирование вражеских самолётов

В августе 1944 года Кожедуб во второй раз стал Героем Советского Союза. Награду он получил за 256 боевых вылетов и 48 сбитых крылатых машин.

Вообще, за всё время войны на счету Ивана Никитовича было 330 боевых вылетов, 120 воздушных дуэлей и более 60 сбитых самолётов противника. В коллекции его трофеев были пикирующие бомбардировщики Ju-87, бомбардировщики Ju-88 и He-111, истребители Bf-109 и 21 Fw-190, штурмовики Hs-129, а также реактивный истребитель Ме-262. И ни один из противников не сумел подбить Кожедуба. Раз за разом именно советский пилот выходил победителем из воздушных дуэлей.

Помимо «немцев», на счету Кожедуба есть и американские самолёты. В автобиографии Иван Никитович вспоминал, что в 1945 году ему пришлось вступить в схватку с двумя Р-51 «Мустанг». Американские пилоты, не разобравшись в ситуации, приняли самолёт Кожедуба за немецкий и открыли огонь. Ас не стал указывать союзникам на ошибку, а просто продемонстрировал им своё мастерство. Итог: американские самолёты были подбиты.

В третий раз Кожедуб стал Героем Советского Союза в августе 1945 года. Затем была учёба в Военно-воздушной академии, знакомство с реактивным самолётом МиГ-15. Но в 1951 году о мирной жизни пришлось забыть. Разгорелась война в Корее. Кожедуб и его дивизия были отправлены в горячую точку, чтобы противостоять недавним союзникам — американцам. СССР выступил на стороне КНДР, американцы и силы ООН — на стороне Южной Кореи.

image Памятник на Новодевичьем кладбище. (Wikimedia Commons)

Американские пилоты на «летающих крепостях» (бомбардировщики В-29 Superfortress) чувствовали себя хозяевами неба над Северной Кореей. Но советских пилотов это не смутило. С апреля 1951 года по январь 1952 года они сумели одержать более двухсот побед в воздушных дуэлях. Сам Кожедуб официально не участвовал в сражениях. Но есть сведения, что несколько раз он всё-таки нарушил запрет. И даже пополнил коллекцию трофеев ещё одним американским самолётом.

С небом Иван Никитович не расставался. Он освоил самые разнообразные самолёты, включая МиГ-21. В 1985 году ему присвоили звание маршала авиации. Не стало трижды Героя Советского Союза в августе 1991 года.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий