Биография Арно Бабаджаняна – Официальный сайт и фонд памяти А. Бабаджаняна

Биография

Советский композитор Арно Бабаджанян родился в 1921 году в Ереване, в семье преподавателей. День его появления на свет пришелся на день смерти вождя пролетариата Владимира Ленина. Поэтому отцу будущего музыканта пришлось перенести дату рождения своего сына, чтобы она не совпадала с датой траура.

Отец мальчика Арутюн любил играть на флейте. Вместе с матерью Арцвик они эмигрировали с оккупированной Турцией территории Игдыр. Бабаджаняны долго не могли иметь своих детей и поэтому взяли под опеку девочку, родные которой погибли во время армянского геноцида.

С детства мальчик полюбил музыку, он проявлял большие музыкальные способности. В трёхлетнем возрасте ребенок освоил игру на старенькой гармонике, а ещё через два года Арам Хачатурян после прослушивания отметил малыша и настоятельно рекомендовал его родителям отдать сына в специальную музыкальную школу при Ереванской консерватории.

Уже через год поступления в десятилетку юный Арно сочинил свою первую пьесу «Пионерский марш», а в 12 лет победил на Республиканском конкурсе юных исполнителей.

Естественным продолжением обучения в музыкальной школе талантливого юноши стало его поступление в консерваторию. Но спустя два года учёбы Арно решил попытать счастья в Москве. В 1938 году он приезжает в столицу СССР и поступает к профессору Е. Ф. Гнесиной в созданное ею музыкальное училище. Параллельно с исполнительским факультетом молодой музыкант получает вторую специальность в классе композитора В. Я. Шебалина. Через два года Бабаджанян поступил в МГК по специальности фортепиано к педагогу Б. М. Берлину, а ещё через два года он переводится обратно в ЕГК.

На родине молодой музыкант совершенствуется как композитор у профессора В. Г. Тальяна. В молодости Арно становится участником Армянской могучей кучки, руководителями которой были Арам Хачатурян и Дмитрий Шостакович. После войны Бабаджанян возвращается в Москву для продолжения учёбы в аспирантуре у знаменитого пианиста К. Н. Игумнова и в классе композиции у Г. И. Литинского.

Классика

В 1950 году влюбленный в свою родину композитор вновь возвращается в столицу Армении для работы преподавателем в высшем музыкальном учебном заведении. Но через шесть лет он окончательно переезжает в Москву и наведывается в Ереван только изредка. Эти нечастые визиты на Кавказ всегда вдохновляли композитора на сочинение новых произведений, которые получались на редкость удачными.

К моменту своего переезда Бабаджанян уже написал все свои основные симфонические произведения: концерт для фортепиано с оркестром, струнные квартеты, концерт для скрипки с оркестром, «Армянскую рапсодию», «Героическую балладу».

Его классические опусы высоко ценились передовыми музыкантами СССР: Мстиславом Ростроповичем, Давидом Ойстрахом, Эмилем Гигельсом. В Москве Арно Бабаджанян тесно общался с Арамом Хачатуряном. Он всю жизнь был признателен мастеру, который помог распознать и раскрыть его талант. В честь Хачатуряна в 1978 году армянский композитор написал замечательное произведение «Элегия».

Интересна судьба такого сочинения автора, как «Ноктюрн». Пьеса не оставляла равнодушными ни музыкантов, ни публику. Долгое время советский певец Иосиф Кобзон уговаривал переделать это произведение под песню, но Бабаджанян не соглашался ничего в нем изменять. Однако, после смерти композитора Роберт Рождественский создал замечательный поэтический текст на музыку гения, и песня «Ноктюрн» зазвучала с эстрады.

Популярная музыка

В Москве Бабаджанян начинает писать музыку в основном для кинематографа и для эстрады. Как отмечал впоследствии сам композитор, работа над песней требовала не меньшего таланта и отточенности мастерства, чем симфоническая музыка.

В эти годы начинается его творческое сотрудничество с поэтами Робертом Рождественским, Андреем Вознесенским, Евгением Евтушенко и Леонидом Дербеневым. С ними он создал свои самые знаменитые вокальные произведения. Наиболее популярными песнями, которые вышли из-под пера композитора, стали «Королева красоты», «Голубая тайга», «Будь со мной», «Чёртово колесо», «Верни мне музыку», «Лучший город земли», «Песня первой любви».

С 1964 года на отечественной эстраде сформировался творческий коллектив, в который вошли Арно Бабаджанян, Роберт Рождественский и молодой Муслим Магомаев. Совместная работа над первыми вокальными произведениями стала новым витком в музыкальной биографии композитора. Каждая песня, едва прозвучав по советскому радио, тут же становилась шлягером.

Популярность Муслима Магомаева росла в геометрической прогрессии, а концерты всегда проходили с аншлагами. В его первые альбомы вошли такие песни, как «Свадьба», «Благодарю тебя», «Позови меня» и «Загадай желание». Хит «Королева красоты» Бабаджанян написал для знаменитого певца во время поездки на родину, где в это время проходил один из первых советских конкурсов красоты. Композитор так вдохновился этой идеей, что даже стал одним из членов жюри мероприятия.

Личная жизнь

Личная жизнь композитора отличалась стабильностью. Со своей женой Терезой Оганесян он познакомился сразу после войны в Московской консерватории, где молодая девушка в то время проходила обучение. После свадьбы она пожертвовала своей пианистической карьерой ради семьи.

В 1953 году у пары родился сын, которого назвали Ара. Он пошёл по стопам родителей, став музыкантом. Помимо певческой карьеры Бабаджанян-младший увлекся театром и работал некоторое время актером.

Внешность композитора

Арно Бабаджанян обладал особенной внешностью, его нос был непропорционально большим, что видно на всех фото музыканта. И если в молодости он сильно переживал по этому поводу, то со временем начал с иронией воспринимать сей факт.

Арно Арутюнович понял, что нос стал неотъемлемой частью его образа. Многие художники и скульпторы создавали его портреты, не стесняясь делать акцент на этой части лица композитора.

Болезнь

С 1953 года у музыканта диагностировали страшное заболевание, которое в то время в СССР совершенно не лечилось – рак крови. Но благодаря счастливой случайности в это время по приглашению Алексея Косыгина в Советский Союз из Франции приехал выдающийся онколог. Друзьям композитора удалось уговорить медика проконсультировать Бабаджаняна и назначить ему лечение.

Благодаря стараниям врача и заботе жены Терезы Арно сумел победить белокровие на целых тридцать лет. Болезнь настигла Арно Арутюновича только в 1983 году, став причиной его смерти.

Похороны проходили в Ереване, родном городе музыканта. На Ереванском кладбище находится и могила Арно Бабаджаняна. Каждый день на ней появляются живые цветы от верных поклонников музыканта и его родных.

Дискография

  • 1967 – «Песни Арно Бабаджаняна»
  • 1972 – «Арно Бабаджанян»
  • 2002 – «Не спеши»

Биография Арно Бабаджаняна

Детство и семья Арно Бабаджаняна

Родился будущий композитор в Ереване. Его родители были родом из Игдыра, находящегося в Западной Армении(сейчас эта территория является частью Турции). Вместе с ним как сестра воспитывалась приёмная девочка-беженка. Дело в том, что у родителей Арно долго не было детей, и они взяли на воспитание эту девочку, родители которой погибли во время геноцида армян. Ни отец, ни мать Арно не были музыкантами, правда, отец прекрасно играл на флейте. Ещё в детском саду заметили музыкальные способности мальчика. Как потом вспоминал Арно, в их детский сад приходил композитор, чтобы прослушать детей. Это оказался Арам Хачатурян. Он посоветовал маленькому Арно заняться музыкой, заметив, что тот не только пел, но ещё и хлопал в такт. В 1928-ом году его приняли в Консерваторию, в группу одарённых детей. Уже в девять лет им был создан «Пионерский марш», а в двенадцать он получил свой первый приз на конкурсе молодых исполнителей, куда съехались юные музыканты со всей республики. Мальчик исполнил Мендельсона и Бетховена. image Арно Бабаджанян с женой и сыномОкончив школу, молодой человек стал студентом последнего курса Гнесинки. Это был 1938-ой год. Москва стала для будущего композитора второй родиной. Когда началась война, Бабаджанян строил оборонительные рубежи, вместе с другими жителями столицы. После войны, уже в 1947-ом он сумел экстерном окончить Ереванскую консерваторию, получив специальность – композитор. В 1948-ом Арно так же окончил Московскую консерваторию, где учился у К.Игумнова.

Карьера композитора Арно Бабаджаняна

Свою трудовую деятельность он начал в 1950-ом с преподавания в Ереванской консерватории. Тогда же он начал сочинять разножанровую музыку, однако судьбоносным жанром для него стала песня. В тот период он написал две песни для кинофильмов, и они сразу обрели популярность. С 1956-го Арно начал жить в Москве, работая в соавторстве с Робертом Рождественским. Много песен было написано для Муслима Магомаева, прекрасно исполняющего эти композиции. Соавторами гениального композитора были Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Леонид Дербенёв, которые создали вместе с Бабаджаняном песни, имевшие грандиозный успех. Муслим Магомаев и Валерий Сюткин – Лучший город Земли (муз. А. Бабаджанян – ст. Л. Дербенёв) Арно скучал по Армении, старался ездить туда каждые два месяца. В Дилижане был дом творчества композиторов, где он часто отдыхал и работал. После 1965-го года все основные его произведения были созданы в родной Армении. Он говорил, что там ощущает любовь народа, которая помогает ему творить. В своё творчество композитор вкладывал душу и любовь. Считал, что только народ может решить, хорошее ли вышло произведение, именно народ для него являлся конечным судьёй. В се произведения композитора в основном песенные, за исключением примерно десяти песен, которые были написаны на стихи. Чаще всего, он писал музыку, а потом на эту музыку поэтами писались стихи. Особое отношение было у Бабаджаняна к «Ноктюрну». Его он написал, как фортепианное произведение. Иосиф Кобзон не раз просил у автора разрешения написать стихи, ему хотелось исполнить эту замечательную мелодию. Но композитор был категорически против. Только после его смерти Роберт Рождественский написал стихи, а Кобзон исполнил получившуюся песню. image Мемориал Арно Бабаджаняну Бабаджанян позиционировал себя как композитор, пишущий камерную и симфоническую музыку. Любимым его композитором был Рахманинов. В созданном им фортепианном концерте «Героическая баллада» чувствовался рахманиновский дух. Будучи блестящим пианистом, своё утро Арно Арутюнович начинал с того, что сев за инструмент, исполнял пару прелюдий Рахманинова. Немало было сделано композитором в области музыкально-театральных жанров и в области инструментального жанра. Известны такие его мюзиклы: «В горах моё сердце», «Дядя Багдасар» и «Невеста с Севера». Он сочинял сонаты, пьесы, сочинения для двух роялей, многие из которых приобрели всемирную известность. Отдельно надо сказать о союзе композитора с Муслимом Магомаевым. Они начали сотрудничать, когда Бабаджаняну было сорок, а начинающему певцу Магомаеву – девятнадцать. Арно Арутюнович считал, что лучше всех исполняет его песни именно Магомаев. Позже вместе они работали над шейками и твистами. Тогда вся страна танцевала под «Чёрного кота». «Ноктюрн Бабаджаняна» Исполняет автор. Композитор создавал произведение за произведением. Казалось, что он спешит. Так, не успев стать достаточно популярными, одни песни терялись, так как им на смену уже приходили следующие, а за тем следующие и так далее. Из-за этого потенциальные шлягеры едва «родившись», оказывались за бортом популярности. Массовый слушатель знаком с Бабаджаняном песенником, для знатоков серьёзной музыки он автор академических произведений. Композитору всегда хотелось писать серьёзную музыку, но делал он это только по мере возможности. Но и в песнях Арно Арутюнович оставался масштабным композитором.

Личная жизнь Арно Бабаджаняна

Композитор был женат. У него есть сын – Ара Бабаджанян. Как вспоминает Ара, отец его воспитывал в любви к Армении, хотел, чтобы сын помнил свои корни. Часто он брал его с собой в Ереван и Дилижан, они обязательно ездили к дедушке и бабушке. Сын Арно Арутюновича музыкант и актёр. Он благодарен отцу за поддержку, которую он всегда получал от него, за мудрые советы, пригодившиеся во взрослой жизни.

Смерть Арно Бабаджаняна

Композитор умер в Ереване, там же он похоронен. Это произошло в 1983-ем году 11 ноября. В честь композитора создан специальный фонд памяти, который помогает талантливым музыкантам и организовывает фестивали музыки гениального композитора. Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter АРМЯНСКИЙ РОМАНТИК АРНО БАБАДЖАНЯН Он умел искренне радоваться жизни и самое главное – делиться этим чувством с другими людьми, запросто устраивал праздники в будни и созывал на них любого, кто был не прочь присоединиться к этому веселью. Вся его жизнь стала своеобразной историей любви, разлетевшейся по миру в удивительных песнях. Такую пронзительную музыку удавалось писать только ему – Арно Бабаджаняну. Лучшее место земли Как-то раз в Ереване провели музыкальный эксперимент. К прохожим подходили с просьбой исполнить песню Арно Бабаджаняна «Еревани сирун ахчик», которая звучала в фильме «Песня первой любви». Удивительно, но на улице не было ни единого человека, который бы не спел ее от начала и до конца. Композитор был безумно влюблен в свой родной город, его он считал лучшим местом на земле, с ним он никогда не терял связи, даже живя вдали. Арно Бабаджанян родился 21 января 1921 года. Радости главы семейства – учителя математики Арутюна Бабаджаняна – не было предела. Через три года умер Владимир Ульянов (Ленин) и в стране объявили траур. Тогда отец задумался о смене даты рождения ребенка, ведь каждый год в их доме будет праздник, когда остальная страна скорбит по вождю большевиков. Так день рождения мальчика перенесли на 22 января. Великий симфонист Однажды он пришел из детского сада и сообщил родителям, что к ним приходил некий «дядя» и просил детей что-нибудь спеть. Маленький Арно старался, как мог, за что получил от этого «дяди» совет – заняться музыкой. Оказалось, что пение пятилетнего мальчика очень заинтересовало самого Арама Хачатуряна. Арно тут же приняли в музыкальную школу. Стоит заметить, что среди его близких профессиональных музыкантов не было, хотя Арутюн хорошо играл на флейте, а младший Бабаджанян с малых лет пытался играть на старой гармошке. В 16 лет он отправился в Москву, где его сразу взяли на последний курс престижного музыкального училища имени Гнесиных. За эту поездку Бабаджанян тоже благодарил Арама Ильича, который вовремя заметил в молодом даровании великого симфониста. Настоящим событием в творческой жизни столицы стала защита Бабаджаняном диплома. В экзаменационной комиссии были знаменитые пианисты и педагоги – Яков Флиер, Александр Гольденвейзер и Генрих Нейгауз. Кроме произведений классиков необходимо было сыграть свое собственное творение. Арно представил на суд выдающихся пианистов произведение в стиле Александра Скрябина. Члены жюри дослушали его и уточнили, что надо исполнить что-то свое, на что музыкант ответил, что как раз это и сделал. Экзаменаторы были в шоке, ведь они досконально знали творчество Скрябина и работу молодого Бабаджаняна приняли за его музыку. Звездный час Арно Бабаджаняна Конечно, тогда никто из преподавателей или друзей Арно и представить себе не мог, что славу композитору принесут не симфонии, а песни. И уже ранние его песенные опыты убедили Бабаджаняна в том, что такой жанр совсем не прощает поверхностного отношения к себе. Как раз наоборот, композитор-песенник должен работать с полной творческой самоотдачей, как и при сочинении «серьезных» форм. Арно Бабаджанян позже говорил, что в песенном жанре он не пытается сделать каких-то открытий, напротив – он пишет о простых человеческих эмоциях, воспевает любовь, радость и грусть. В 1964 году сформировалось потрясающее творческое трио – композитор Арно Бабаджанян, поэт Роберт Рождественский и певец Муслим Магомаев. Сотрудничество звезд своего времени оказалось потрясающе плодотворным. Кто же не слышал песни «Свадьба», «Благодарю тебя», «Позови меня» или «Загадай желание». Они мгновенно становились хитами, звучали по радио, их пели в каждом дворе. Королева красоты Тогда же родилась и стала шлягером песня Арно Бабаджаняна «Королева красоты». Оказывается в Ереване в 1964 году был организован один из первых в СССР конкурсов красоты. Стоит ли говорить, что событие для того времени совершенно диковинное. Узнав о предстоящем конкурсе, Арно Бабаджанян решил стать членом жюри. Его так очаровали армянские красавицы, что вскоре появилась мелодия новой песни, на которую потом его друг Андрей Горохов написал стихи, а исполнил ее великий Магомаев. Для композитора сочинить твист в тот период, когда Никита Хрущев боролся с авангардистами и искоренял джаз, было сродни гражданскому подвигу. Творческий ресурс Арно был неиссякаем – шлягеры будто вылетали из-под его пальцев, быстро подвигая с вершин народных хит-парадов его предыдущие песни. Такую торопливость можно объяснить только тем, что Бабаджанян пытался успеть сделать как можно больше. Его энергию никто не мог сдержать, садясь за рояль, он становился самозабвенно-отрешенным. Так рождались произведения, которые любили и пели почти все. Кроме сотрудничества с Робертом Рождественским, Арно Бабаджанян работал с поэтами Андреем Вознесенским, Евгением Евтушенко и Леонидом Дербеневым. А его классические произведения исполняли Мстислав Ростропович, Давид Ойстрах, Эмиль Гигельс и другие выдающиеся пианисты. С Арменией в сердце Каждое лето Бабаджанян приезжал на родину – в Армению. Он любил повторять, что живет в Ереване, а проживает в Москве. Полюбоваться страной солнца и камней он приглашал всех московских друзей и коллег. Каждый такой приезд он мог превратить в грандиозный праздник с экскурсиями, угощениями и неизменным весельем. В одном из домов творчества он даже устраивал целые футбольные матчи звезд. Игроками становились Николай Добронравов, Родион Щедрин, сам Арно Бабаджанян и его сын Араик. А судейство доверяли тончайшему знатоку и страстному любителю футбола Дмитрию Шостаковичу. Без шуток Бабаджанян не мыслил своего существования. О его розыгрышах слагали легенды, причем делал он это совершенно беззлобно. Его отец был внешне очень похож на Никиту Хрущева. Арно не раз этим пользовался, подшучивая над своими московскими коллегами. Национальный вопрос Арно Бабаджанян не был сосредоточен лишь на музыке, он прекрасно разбирался в живописи и имел большую коллекцию картин. Однажды, будучи у него в гостях, армянский искусствовед Генрих Игитян рассматривал портрет Арно. На вопрос гостя, не переделал ли в картине что-нибудь сам герой полотна, Бабаджанян с видом провинившегося мальчугана признался, что замазал часть своего большого носа. Эту характерную черту он унаследовал от матери. Нос Бабаджаняна со временем стал его своеобразной визитной карточкой, хотя в молодости он доставлял ему немало переживаний. Только с годами он понял, что эта особенность ему на руку, без такого носа образ композитора было невозможно представить. Но шутить над его длиной разрешалось только самым близким людям. Очень щепетильным Арно Бабаджанян был и в вопросах, касающихся его национальной принадлежности. Он чтил все армянские традиции и требовал от сына излагать мысли только на родном языке. За ослушание мальчик мог получить чапалах (пощечину), ведь Арно Арутюнович был строг в воспитании. Проблема общения на армянском стала особенно актуальной, когда семья переехала в Москву. Поэтому усиленно практиковать речь сыну приходилось на летних каникулах в Армении. Бабаджанян даже ругался с родителями детей из Еревана, которые не общались с его Араиком на армянском языке. Жизнь вопреки диагнозу В 32 года Арно Бабаджанян заболел. Врачи поставили диагноз белокровие, но родные поначалу боялись ему признаться и скрывали это. Возмущению композитора не было предела, когда он узнал правду. В конце 1960-х годов советское правительство пригласило одного из светил французской медицины к больной жене партийного деятеля Алексея Косыгина. Когда об этом стало известно близкому другу Бабаджаняна композитору Эдуарду Мирзояну, он тут же обратился за помощью к первому секретарю армянского центрального комитета партии Антону Кочиняну. Тот позвонил в Москву и попросил, чтобы приехавший врач осмотрел и Арно. Ему сообщили, что доктор берет за одну консультацию 2000 долларов. Кочинян, ни секунды не задумываясь, ответил, что за Бабаджаняна они готовы заплатить миллион. В результате благодаря назначенному лечению Арно Арутюнович поставил своеобразный рекорд. Он прожил с таким тяжелым диагнозом три десятка лет, но вряд ли это было бы возможно без любви. Муза Со своей будущей женой Арно Бабаджанян впервые встретился в 1945 году. Студентка Московской консерватории Тереза Оганесян подошла к Арно после его концерта в Доме культуры Армении и восторженно сказала, что играл он как Бог. Именно этой девушке суждено было стать главной женщиной в жизни великого композитора. Эта встреча кардинально изменила ее жизнь, ведь ей пророчили большое будущее пианистки, но Тереза решила посвятить себя любимому Арно. Она повсюду стала сопровождать супруга. А когда он заболел, Тереза постоянно возила с собой набор для оказания первой помощи. Даже когда он лечился в больнице, она помогала ему втайне от врачей съездить на концерт или съемки на телевидении. Ему невозможно было отказать в желании оставаться для всего окружения прежним веселым Арно и писать жизнерадостную музыку. Сердце Арно Бабаджаняна остановилось 11 ноября 1983 года. ФАКТЫ Гастроли Арно Арутюновича сделали его известным далеко за пределами СССР. На всемирном конкурсе песни в Японии в 1973 году за композицию «Чертово колесо» он получил первую премию, обойдя в этой номинации знаменитого Фрэнсиса Лэя, который написал музыку к культовым фильмам «Мужчина и женщина» и «История любви». *** Композитор никогда не забывал своих корней и не давал этого сделать близким. Когда его четырехлетнего сына Араика в Москве спросили, кто он по национальности, ребенок ответил, что он еврей, потому что понятия не имел ни о каких национальностях, а жильцы их московского дома в основном были евреями. После этого он получил от отца очередной чапалах и только потом разъяснения, что он армянин. Арно Бабаджанян обновлено: Апрель 10, 2021 автором:

image
Арно Бабаджанян

Поступил в консерваторию по совету Арама Хачатуряна

Арно Бабаджанян родился в Ереване 21 января 1921 года. Однако потом его отец исправил в метрике дату рождения сына на 22 января, поэтому именно эта дата фигурировала во всех прижизненных биографиях композитора.

Дело в том, что через два года после рождения мальчика, 21 января 1923 года умер Владимир Ленин, и этот день во всем Советском Союзе стали отмечать как траурный. Небольшая правка в документах вновь подарила Арно право отмечать свой день рождения по-настоящему празднично.

Родители будущего композитора были далеки от музыки, если не считать увлечения самодеятельностью. Его отец преподавал математику, а мама была учителем русского языка и литературы. Оба они происходили из Игдыра, который в 1920 году в ходе турецко-армянской войны был занят войсками Турции, а армяне, составлявшие большую часть населения, были убиты или бежали.

Срочно уехать пришлось и этой семье. Арутюн Бабаджанян и Арцвик Арутюнян увезли с собой из Игдыра девочку-беженку, семья которой погибла во время трагических событий. Они удочерили ее и воспитали, как сестру Арно, родившегося через год после того, как семья осела в Ереване.

Крестным Арно Бабаджаняна в музыке стал знаменитый композитор Арам Хачатурян. Он занимался поиском юных дарований в детских садах и школах Еревана и безошибочно определил ростки таланта в пятилетнем мальчике. Именно он сказал родителям Арно, что парень нуждается в серьезном музыкальном образовании.

Отец будущего музыканта играл на флейте, хотя и был самоучкой. Совет знаменитого композитора он воспринял со всей серьезностью, тем более что уже с трех лет его сын начал осваивать старую домашнюю фисгармонию, выводя на ней вполне законченные фрагменты мелодий. В 1928 году семилетний Арам начал учиться в музыкальной школе при Ереванской государственной консерватории.

Очень скоро он уже пытался сочинять музыку, и в девять лет написал «Пионерский марш» – первое самостоятельное творение, которое одобрили его консерваторские учителя. А в двенадцать лет за исполнение произведений Мендельсона и Бетховена юный пианист получил свой первый приз на республиканском конкурсе молодых дарований.

Не удивительно, что после окончания музыкальной школы талантливый выпускник поступил в Ереванскую государственную консерваторию. Однако этого ему показалось мало, он хотел учиться в Москве.

И уже в 1938 году юноша отправляется попробовать свои силы в столице СССР. Его талант и исполнительское мастерство позволили ему поступить в музыкальное училище имени Гнесиных, причем его приняли сразу на последний курс.

Он учился по классу фортепиано у знаменитой Елены Гнесиной, а по классу композиции – у Виссариона Шебалина, выдающегося педагога, который в 1942 году стал ректором Московской государственной консерватории.

Мистер Твистер

Студентом написал музыку, не уступающую творениям Скрябина

Арно Бабаджанян окончил Гнесинку и успел поступить в Московскую государственную консерваторию. Однако началась Великая Отечественная война, и он был мобилизован на строительство оборонительных сооружений. А в конце 1941 года эвакуировался с консерваторией в Саратов.

Сын композитора Ара Бабаджанян впоследствии рассказывал о нем:

«Москва фактически стала для отца второй родиной. Когда началась Великая Отечественная, их послали на строительство оборонительных рубежей под Москвой. Позднее в Москве отец получил второе образование.

Он всегда говорил, что если бы не Россия, нас бы, наверное, тоже не существовало, так же, как не существовало бы армянского государства. Отец это понимал, он воспитывался на русской культуре. Более того, отец позиционировал себя как армянский композитор, который впитал в себя лучшие традиции русской музыкальной культуры».

В 1942 году Арно Бабаджанян вернулся в Ереван и восстановился в местной консерватории. Он прошел полный курс обучения в ней, а в 1946 году вместе группой молодых музыкантов был направлен в Москву на усовершенствование.

Снова Москва. Бабаджанян окунулся тут в бурную послевоенную музыкальную жизнь, и был восстановлен на предпоследнем курсе Московской консерватории. Он попал в класс фортепиано выдающегося педагога Константина Игумнова и окончил его в 1948 году.

Биографы Бабаджаняна утверждают, что защита его диплома стала настоящим событием. Кроме произведений классиков, необходимо было сыграть свое собственное творение. 27-летний Арно с блеском сыграл произведение, написанное им в стиле Александра Скрябина.

Да так, что члены жюри решили, что это произведение самого великого композитора. А ведь в экзаменационной комиссии были знаменитые пианисты и педагоги. Они дослушали исполнение и вежливо уточнили, что надо исполнить что-то свое. Бабаджанян ответил, что как раз это он сейчас и сделал. Экзаменаторы были в шоке: творчество Скрябина они опознавали безошибочно, и вдруг так промахнуться, да еще коллективно. Про талантливого выпускника заговорило все музыкальное сообщество столицы.

В те годы Арно Бабаджанян стал членом группы «Армянская могучая кучка». Это был дружеский круг из нескольких армянских композиторов, окончивших Ереванскую и учившихся в Московской консерватории. Все они в те годы жили при Доме культуры Армении, а руководителями «Кучки» были Арам Хачатурян и Дмитрий Шостакович.

Это было невероятно творчески заряженное, развеселое общество музыкантов. Позже четыре члена группы были удостоены звания Народный артист СССР. А двое – Александр Арутюнян и Арно Бабаджанян – совсем молодыми были удостоены Государственной премии СССР.

Композитор и его муза

В послевоенной Москве Арно нашел и свою любовь. Точнее она сама нашла его: очаровательная студентка Московской консерватории Тереза Оганесян подошла к Арно после его концерта в Доме культуры Армении и восторженно сказала, что он «играл как Бог!». Это было правдой: пианистом Арно Бабаджанян был настолько виртуозным, что если бы он не пошел по пути композиции, то мог занять достойное место среди таких великих имен, как Эмиль Гилельс и Святослав Рихтер.

Вот что писал о нем знаменитый профессор Московской консерватории Константин Игумнов:

«Мой студент Арно Бабаджанян – личность редкой одаренности и талантливости. Помимо композиторского дара, он обладает прекрасными исполнительскими, музыкальными и техническими данными. Можно с уверенностью предсказать ему прекрасное артистическое будущее».

Тереза Оганесян также была очень талантливой пианисткой и органисткой, которой прочили успешную карьеру. Но встреча с Арно кардинально изменила жизнь девушки: после замужества она решительно пожертвовала своим профессиональным продвижением, посвятив себя семье и став настоящим ангелом-хранителем для своего талантливого мужа.

По воспоминаниям друзей, Тереза повсюду сопровождала супруга, окружила его самой нежной заботой и оберегала от всего негативного. Именно ей Бабаджанян посвятил одно из своих самых красивых произведений – знаменитую композицию под названием «Ноктюрн».

В 1953 году у пары родился сын – Ара Бабаджанян, который впоследствии окончил ГИТИС и стал актером и эстрадным певцом. Как вспоминал Ара, отец воспитывал его в любви к Армении, хотел, чтобы сын помнил свои корни. Каждое лето семья непременно ездила в Ереван, они обязательно бывали у дедушки и бабушки.

И в Москве, и в Ереване Арно Бабаджанян всегда был центром большой шумной компании друзей. Он шутил, любил розыгрыши и гротескные подражания, был очень артистичен, любил рассказывать всякие истории, каждый раз расцвечивая их новыми подробностями, выбирая сочные и яркие образы. От него невозможно было отвести глаз.

Вечный романтик, поднявший песенный жанр на новую высоту

Арно Бабаджанян обрел всесоюзную славу, как композитор-песенник. В сотрудничестве с Робертом Рождественским, Евгением Евтушенко и другими выдающимися поэтами он создал эстрадные песни, которые были невероятно популярны в СССР. Причем поэты как правило писали стихи на его музыку, а не наоборот.

Песни эти исполняли Муслим Магомаев, Анна Герман, София Ротару, Эдита Пьеха, Иосиф Кобзон, Алла Пугачева и многие другие звезды эстрады. Целых 30 лет они были невероятно популярны в СССР, да и сейчас еще не забыты, просто авторство любимых с детства песен теперь уже помнят не все.

Немало было сделано композитором в области музыкально-театральных жанров. Известны его мюзиклы «В горах мое сердце», «Дядя Багдасар» и «Невеста с севера». Но до сих пор многие считают, что если бы не увлечение «легким жанром», он мог бы снискать мировую славу как создатель серьезной симфонической музыки.

В его активе более трех десятков симфонических и инструментальных произведений. Он сочинял сонаты, пьесы, сочинения для рояля со струнными инструментами и для двух роялей, многие из которых приобрели всемирную известность.

На всемирном конкурсе песни в Японии в 1973 году он получил первую премию за композицию «Чертово колесо». При этом обойдя даже знаменитого француза Франсиса Лея, создателя музыки к культовым фильмам «Мужчина и женщина» и «История любви» (за музыку ко второму фильму тот получил премию «Оскар»).

Любимым его композитором был Рахманинов. Каждое утро он начинал с того, что садился за инструмент и исполнял пару прелюдий Рахманинова. Это его вдохновляло и воодушевляло на собственное творчество.

Арно Бабаджанян прожил не очень долгую, но невероятно насыщенную жизнь. Когда в далеком 1953 году у музыканта диагностировали рак крови, врачи сперва дали ему всего несколько месяцев жизни. Это было страшным ударом: в тот момент музыканту было всего 32 года, у него были молодая жена и новорожденный сын, масса творческих планов, задумок и невероятно насыщенная событиями и творчеством жизнь.

Большую роль в борьбе со страшным заболеванием сыграл выдающийся французский онколог, который по счастливой случайности оказался тогда в СССР. И позже Арно Бабаджанян лечился у него во Франции. Но огромная заслуга в том, что композитор прожил еще целых 30 лет, принадлежит его музе Терезе Бабаджанян.

Когда он заболел, жена постоянно сопровождала его, возила с собой набор для оказания первой помощи, обеспечивала ему правильное питание и отдых, оберегала его от тревог и даже от плохих новостей.

Но она всегда знала, что он не должен чувствовать себя больным, что это губительно для его кипучей натуры. Поэтому она помогала ему втайне от врачей съездить на концерт или съемки на телевидении. Ему это было необходимо, как воздух.

А еще ему было необходимо обращение к своим корням. Он любил говорить:

«Проживаю-то я в Москве, а вот живу в Армении».

И старался ездить туда как можно чаще. В Дилижане был дом творчества, где он часто отдыхал и работал. После 1965-го года почти все основные его произведения были написаны именно во время поездок в Армению.

Татьяна Рублева, Мир24

На эту тему: В Петербурге пройдет концерт «Ленинградская симфония на берегах Невы» Фестиваль Вербье готов к старту Как не поссорились Дмитрий Дмитриевич с Тихоном Николаевичем Ежегодный летний цикл, посвященный русской музыке XX века, пройдет в Доме музыки Конкурс Lipizer исключил из программы произведения русских композиторов Алексей Мунипов — о том, какую музыку теперь играют в ДК «Рассвет» и почему

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий