Биография Брюллова

Биография

Карл Брюллов — именитый художник, имя которого стало синонимом направлений классицизма и позднего русского романтизма в живописи. Талант, взращиваемый в Брюллове с детства, подарил миру такие уникальные произведения, как «Всадница», «Голова Вакха», «Смерть Инессы де Кастро», «Вирсавия», «Гадающая Светлана». А его картина «Последний день Помпеи» до сих пор восхищает истинных ценителей искусства всего мира.

Детство и юность

Будущий художник родился 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге. Семья Брюлловых была многодетной: Карл рос в окружении троих братьев и двух сестер. Отец семейства обладал безупречным художественным вкусом: занимался орнаментальной скульптурой, вырезал по дереву, мастерски писал миниатюры и преподавал в академии художеств. Неудивительно, что дети переняли от него тягу к творчеству и чувство прекрасного.

image
Карл Брюллов в детстве

Карл рос болезненным мальчиком и много времени вынужденно проводил в постели. Однако, несмотря на это, с усердием вникал в тонкости мастерства живописи, усиленно занимаясь с отцом. Тот также не допускал никаких снисхождений и даже иногда лишал сына завтрака за недостаточное усердие.

Столь жесткая дисциплина, помноженная на врожденный дар, не могла не дать результатов, и уже в 10 лет Карл Брюллов с легкостью поступил в Петербургскую академию художеств, восхитив преподавателей основательной подготовкой и безусловным талантом.

image
Карл Брюллов в молодости

Первой серьезной работой художника стала картина «Нарцисс, смотрящийся в воду». В этом произведении Карл Брюллов обыграл миф о юноше по имени Нарцисс, который постоянно любовался собственной красотой. В 1819 году картина принесла художнику первую награду — малую золотую медаль академии художеств. Этот момент принято считать началом серьезной творческой биографии Карла Брюллова.

Живопись

В 1821-м Карл Павлович окончил работу над еще одним шедевром — картиной «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского». На этот раз академия художеств оказалась более благосклонна к молодому художнику, отметив новое творение большой золотой медалью, а также правом на поездку в Италию для знакомства с европейской традицией живописи. Однако обстоятельства сложились так, что отправиться за границу молодой человек смог позднее — в 1822 году.

Картина Карла Брюллова «Итальянское утро»

В Италию Карл Брюллов приехал с братом Александром. Там молодые люди изучали творчество мастеров Эпохи Возрождения, а также более ранние работы европейских художников. Особенно по душе Карлу Брюллову пришлась жанровая живопись. Под впечатлением от этого направления молодой человек написал знаменитые картины «Итальянское утро» и «Итальянский полдень». Будничные сцены из жизни обычных людей получились невероятно трогательными и наполненными чувствами.

Картина Карла Брюллова «Итальянский полдень»

Также «итальянский период» в работах Брюллова отмечен большим количеством портретов: «Всадница», портрет Юлии Самойловой с арапчонком, портрет музыканта Матвея Виельгорского — все эти творения относятся именно к тому времени. Продолжается череда портретов и позднее, по возвращении Карла Павловича в родной Петербург.

Картина Карла Брюллова «Всадница»

Несколькими годами позднее Карл Брюллов вновь вернулся в полюбившуюся Италию, где детально изучил развалины античных городов — Геркуланума и Помпеи, которые были разрушены сильнейшим землетрясением. Величественность Помпеи, погибшей из-за стихии, впечатлила художника, и следующие несколько лет Карл Брюллов посвятил изучению истории Помпеи и археологических материалов. Результатом кропотливой работы стало полотно, получившее название «Последний день Помпеи» и ставшее, по мнению искусствоведов, вершиной творчества мастера.

Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

В 1833 году, спустя десятки набросков и эскизов, а также 6 лет напряженной работы, Карл Брюллов представил «Последний день Помпеи» на суд любителей искусства. Весть об этой картине моментально облетела все светские салоны и школы искусств — художники и просто не чуждые искусству люди приезжали на выставки в Милан и Париж специально, чтобы познакомиться с работой Брюллова, и неизменно оставались в восторге.

Картина Карла Брюллова «Голова Вакха»

Сам же Карл Павлович удостоился золотой медали парижских искусствоведов, а также почетного членства многих европейских художественных академий. Столь масштабная работа, казалось, отняла все силы мастера. Окончив «Последний день Помпеи», Брюллов впал в творческий кризис, начинал и бросал полотна незаконченными, а вскоре и вовсе перестал брать в руки кисть.

Картина Карла Брюллова «Вирсавия»

Решив отвлечься, Карл Павлович отправился в экспедицию по Греции и Турции. Смена обстановки пошла художнику на пользу: сразу после поездки Брюллов написал целую серию акварелей и рисунков, самыми известными из которых стали «Раненый грек», «Бахчисарайский фонтан», «Турок, садящийся на коня», «Турчанка».

Картина Карла Брюллова «Смерть Инессы де Кастро»

В 1835-м Брюллов, повинуясь указу царя, вернулся в Российскую империю. Однако не сразу проследовал в Санкт-Петербург, а задержался в Одессе, а затем и в Москве. Златоглавая произвела на художника сильное впечатление, очаровав величественностью и одновременно простотой.

Картина Карла Брюллова «Гадающая Светлана»

По возвращении в Петербург Карл Брюллов, как и прежде его отец, стал преподавать в петербургской академии художеств. Позднее стиль учеников Карла Павловича назовут «брюлловской школой». Сам Брюллов продолжил работать над портретами, кроме того, участвовал в росписи церкви Петра и Павла, что на Невском проспекте.

Личная жизнь

Не один год личная жизнь Карла Брюллова была связана с графиней Юлией Самойловой, которая стала для художника и возлюбленной, и верным другом, поддержкой, а также музой и любимой натурщицей. Отношения Брюллова и Самойловой неоднократно прерывались, Юлия уезжала в Италию, где, по слухам, не отказывала себе в чувственных удовольствиях. Затем пара вновь сходилась.

Юлия Самойлова

В 1839-м Карл Брюллов женился на юной Эмилии Тим. Девушке на тот момент едва исполнилось 19 лет. Но уже спустя месяц супруги расстались. Жена Карла Павловича с родителями уехала в родную Ригу, а бракоразводное дело длилось еще два года, до 1841-го.

Эмилия Тим

Сама Эмилия в разрыве обвиняла мужа, и некоторые друзья художника даже отвернулись от него, встав на сторону девушки. По другой же информации, причиной развода стала измена Эмилии, встречающейся с другим мужчиной.

Брюллов тяжело переживал расставание с супругой, и поддержкой для него вновь стала Юлия Самойлова, которая как раз на время приехала в Санкт-Петербург. Детей у художника не было.

Смерть

В 1847-м здоровье художника вновь дало о себе знать: ревматизм и больное сердце Карла Павловича серьезно осложнились сильной простудой, и Брюллов надолго слег. Однако даже в таком состоянии мастер не мог не творить. В 1848 году Брюллов завершил автопортрет, который по сей день считается образцом жанра и, по мнению искусствоведов, передает характер художника гораздо лучше, чем это могло бы сделать фото.

Автопортрет Карла Брюллова 1848 года

Годом позднее Карл Павлович, по настоянию медиков, уехал на остров Мадейра. Морской климат должен был облегчить состояние художника, однако, к сожалению, было уже поздно. Здоровье Брюллова постоянно ухудшалось, и 23 июня 1852-го мастер ушел из жизни из-за болезни, подточившей организм. После смерти художника остались неоконченные наброски и эскизы, которые теперь хранятся в частных коллекциях и мировых музеях.

Произведения

  • 1823 – «Итальянское утро»
  • 1827 – «Итальянский полдень»
  • 1827 – «Прерванное свидание»
  • 1830-1833 – «Последний день Помпеи»
  • 1831 – «Джованина Пачини»
  • 1832 – «Всадница»
  • 1835 – «Ольга Ферзен на ослике»
  • 1839 – Портрет баснописца Ивана Крылова
  • 1840 – Портрет писателя Александра Струговщикова
  • 1842 – Портрет графини Юлии Самойловой
  • 1848 – Автопортрет

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Карл Павлович Брюллов (Karl Pavlovich Bryullov; родился 23 декабря 1799 — умер 23 июня 1852 гг.) — выдающийся художник первой половины XIX века и самый яркий представитель романтизма в русской живописи. Брюллов отступил от свойственных академизму сюжетов, чтобы изображать бытовые сцены и жизнь простых людей, а не героев. Мастер прославился картинами, написанными в солнечной Италии, и полными психологизма поздними портретами русских интеллигентов и аристократов. Карл Павлович Брюллов появился на свет 23 декабря 1799 года, и сейчас отмечается его 220-летний юбилей.

Молодость Брюллова и поездка в Италию

Художник родился в семье скульптора Павла Брюлло французского происхождения. Отец с ранних лет обучал сыновей рисованию, так что Карл и его старший брат Александр (известный русский архитектор) без труда поступили в Императорскую академию художеств. Уже во время обучения Карл проявлял талант, а за выпускную работу получил большую золотую медаль. Правда, без сложностей не обошлось.

Президент академии не захотел отправлять младшего Брюллова в положенную медалистам заграничную поездку, а настоял на дополнительных трех годах обучения. Молодой художник не возражал, вот только в наставники ему назначили посредственного и не пользующегося любовью у студентов учителя. Заниматься у кого-то другого было нельзя, и Карл решил отказаться от миссионерской поездки. К счастью, путешествие все же состоялось и стало очень плодотворным. Его организовало Общество поощрения художников. Когда вышел указ об отъезде братьев Брюлло, их фамилия была русифицирована.

В Италии Карл Брюллов быстро прославился портретами местной и гостившей за границей русской знати. Итальянский период в его творчестве длился 12 лет и закончился вскоре после завершения «Последнего дня Помпеи». Монументальное полотно произвело фурор, и император Николай I позвал автора на родину.

Зрелый период творчества Брюллова

В 1836 году Брюллов поселился в Санкт-Петербурге и стал преподавать в Академии художеств. В этот период живописец создает обширную портретную галерею художников, писателей, актеров и политических деятелей. Интересная история связана с портретом Василия Жуковского. Работа была написана специально для розыгрыша в придворной лотерее. На вырученные 2 500 рублей Жуковский выкупил крепостного Тараса Шевченко.

В 1848 году Брюллов занимался росписью купола Исаакиевского собора. Тяжелая работа в сыром и холодном помещении подорвала и без того слабое здоровье мастера. По рекомендации врачей, он едет на остров Мадейра, а заодно посещает Испанию и Италию. Последние годы живописец проводит в доме итальянского семейства Титтони. Сейчас в их частной коллекции хранится много поздних акварелей и живописных портретов кисти Брюллова. Умер он в 1852 году недалеко от Рима. У художника не было своей семьи и детей. Известна его многолетняя связь с графиней Юлией Самойловой, которую он неоднократно рисовал.

Лучшие картины Карла Брюллова

Одной из первых заметных картин Брюллова стала жанровая сцена «Итальянское утро», где изображена освещенная лучами утреннего солнца молодая итальянка. Полотно удостоилось похвалы критиков и Николая I. Но следующая работа в подобном стиле, «Итальянский полдень», была раскритикована за повседневность образа, нехарактерную для академической живописи. Обе картины впоследствии украшали личные покои императрицы Александры Фёдоровны в Зимнем дворце.

Важнейшей вехой в творчестве Брюллова стал «Последний день Помпеи». Это полотно называют вершиной русского романтизма. Оно прославилось не только в России, но и в Европе, и даже получило первую премию на парижском Салоне 1834 года. Чтобы передать трагедию как можно точнее, художник побывал на раскопках в Помпеях и сделал множество эскизов.

Карл Брюллов знакомится примерно в тот же период со своей музой, аристократкой Юлией Самойловой, и ее воспитанницами. Молодые Джованнина и Амацилия изображены на картине «Всадница». За это полотно итальянцы сравнивали художника с Рубенсом (Pieter Paul Rubens) и Антонисом ван Дейком (Antoon van Dyck).

Среди портретов кисти Брюллова, созданных в 1830-е и 40-е, сложно выбрать лучшие. Все они отличаются тонкой передачей индивидуальных черт и внутреннего мира героев. В последующие десятилетия этот стиль развивали многие другие мастера-портретисты: Илья Репин, Василий Перов, Валентин Серов и Николай Ге.

Романтичные портреты прошлых столетий — это изысканное украшение интерьера и ценное пополнение коллекции живописи. Приобрести такую картину можно на торгах, которые регулярно проводятся на аукционном сайте VIL (Very Important Lot).

Карл Брюллов – знаменитый живописец первой половины девятнадцатого века. Мировую славу ему принесла картина «Последний день Помпеи». Его жизнь и творчество достойны более пристального внимания.

Детские годы

Карл Павлович Брюллов родился в декабре 1799 года в Санкт-Петербурге. Его семья была многодетной. Карл рос вместе с двумя сестрами и тремя братьями. Его отец был достаточно известным живописцем. Наверное, это сыграло большую роль в жизни юного Карла. Его художественная судьба была предопределена. Стоит сказать, что все его братишки занимались в Академии художеств, в которой работал преподавателем их отец. Было бы странным, если бы ребенок в такой творческой семье выбрал иное направление.

В раннем детстве мальчик был очень болезненным. До семи лет он практически не вставал с кровати. Однако его отец был суров к нему. Он не давал ребенку поблажек, поэтому Карл должен был в день рисовать определенное количество фигурок. Норма его работ была такой же, как и у братьев. Если же мальчик не справлялся с задачей, его непременно наказывали. Наименьшим наказанием было лишение еды. Как можно знать из биографии Карла Брюллова, однажды за подобную провинность отец сильно ударил его, из-за чего он на всю жизнь остался глухим на одно ухо.

Не удивительно, что такая жуткая дисциплина и природный талант ребенка в конечном итоге дали свои плоды. С юных лет Карл вникал в мельчайшие тонкости мастерства.

Учеба

В десять лет он с легкостью поступил в Академию художеств в Петербурге. Мальчик был настолько хорошо подготовлен, что его мастерство поразило преподавателей.

Как известно из биографии Карла Брюллова, он очень хорошо учился в академии. Преподаватели иногда поражались его таланту и мастерству. Первой серьезной картиной юного художника стала работа «Нарцисс, смотрящий в воду». В основе этого произведения был положен миф о молодом человеке по имени Нарцисс, который без устали любовался своей внешностью. Эта картина принесла юному художнику Брюллову первую награду – золотую медаль академии художеств. Признание таланта Карла было безоговорочным.

По мнению знатоков, этот момент в биографии Карла Брюллова можно считать отправной точкой для дальнейшего творчества.

Путешествие в Италию

Академию молодой художник окончил в 1821 году, после чего попал в Общество поощрения художников. Благодаря этой организации ему представилась возможность поехать в Италию. Карл настоял на том, чтобы вместе с ним поехал его брат Александр, закончивший обучение в том же году.

1821 год ознаменовался еще одним событием. Молодой художник закончил работу над очередным шедевром – «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского».

В Италию Карл приехал вместе с Александром. Там они изучали произведения мастеров Эпохи Возрождения. Кроме того, их интересовали и более ранние творения местных художников. Карлу Павловичу Брюллову очень понравилась жанровая живопись. Именно под влиянием работ этого направления художник написал свои знаменитые картины «Итальянский полдень» и «Итальянское утро». На этих полотнах мастеру удалось очень трогательно изобразить будничные сцены жизни.

Работы итальянского периода

Из биографии Карла Брюллова известно, что итальянский период его творчества ознаменовали многочисленные портреты. Среди них стоит отметить «Всадницу», портрет Матвея Виельгорского и Юлии Самойловой. Эти шедевры относятся именно к этому периоду. К портретной живописи Брюллов вернется снова уже по возвращению в Санкт-Петербург.

Стоит отметить, что в общей сложности художник провел в Европе более 12 лет. Но Италия его привлекала больше всего. Через несколько лет он вновь вернулся сюда. В творчестве Карла Брюллова Италия сыграла огромную роль. Во время второй поездки в страну он занялся тщательным изучением развалин древнейших городов – Помпеи и Геркуланума, которые были разрушены в ходе сильнейшего землетрясения. Художника невероятно впечатлили величественные Помпеи, погибшие от стихии. Поэтому последующие годы он изучал историю города и археологические находки. В результате кропотливой и длительной работы была написана одна из самых известных картин – «Последний день Помпеи». Многие искусствоведы сходятся во мнении, что эта работа стала вершиной творчества художника и его мастерства. Над полотном художник работал шесть лет.

В 1833 году после длительных работ Брюллов вынес на суд ценителей искусства «Последний день Помпеи». Весть о потрясающей картине гениального мастера быстро облетела все школы искусств и светские салоны. Полюбоваться творением приезжали не только знатоки, но и ценители прекрасного. Картина Брюллова выставлялась в Париже и Милане. После знакомства с ней все неизменно приходили в восторг.

Творческий кризис

Благодаря своей работе художник был удостоен золотой медали парижских искусствоведов. Одновременно он стал почетным членом самых известных европейских Академий художеств. Казалось, что самая известная работа Брюллова отобрала у него все силы. После написания картины у мастера наметился творческий кризис. Художник то начинал писать новые полотна, то бросал их. А вскоре совсем перестал браться за кисть.

Чтобы немного отвлечься, Карл принял решение отправиться в путешествие по Турции и Греции. Удивительно, но смена обстановки и новые впечатления оказали позитивное влияние на мастера. После возвращения художник принялся за серию рисунков и акварелей. В этот период он написал много работ, наиболее известными из которых стали «Турчанка», «Турок, садящийся на коня», «Бахчисарайский фонтан» и «Раненый грек».

Возвращение в Россию

По указу императора Николя І в 1835 году Карл вернулся в Россию. Но в Санкт-Петербург он попал не сразу. Вначале художник побывал в Одессе, а потом и в Москве. Последняя произвела на него неизгладимое впечатление. Его очаровала простота и величие города.

«Последний день Помпеи», по велению царя, выставили в Академии художеств. В России художник стал настоящим героем. Его везде встречали с цветами. В Петербурге Карл начал преподавать в академии, как его отец когда-то. Стиль учеников мастера позднее назовут «брюлловской школой». Сам же художник не ограничился лишь преподаванием, он также работал над росписью храма Петра и Павла, возведенного на Невском проспекте.

Личная жизнь художника

Читателей, конечно же интересует и личная жизнь Брюллова. Многие годы художник обожал графиню Самойлову. Юлия стала для него не только возлюбленной, но и другом, опорой, натурщицей и музой. Отношения Карла и графини несколько раз обрывались. Поговаривали, что Юлия уезжала в солнечную Италию, где предавалась удовольствиям. Но потом она возвращалась, и отношения начинались вновь.

В России Карл влюбился в виртуозную пианистку Эмилию Тимм. Перед свадьбой девушка призналась, что живет со своим отцом. Но брак все-таки состоялся. Правда, после свадьбы ситуация не изменилась. Через два месяца художнику пришлось подать на развод. Процесс длился целых два года. Эмилия обвиняла в расставании именно супруга.

После этого происшествия многие друзья отвернулись от художника. Его даже перестали принимать в некоторых домах. Брюллов сложно переживал ситуацию. В очередной раз поддержкой для него стала Юлия Самойлова.

Последняя работа

В 1847 году состояние здоровья Брюллова ухудшилось. Больше всего художника беспокоило сердце и ревматизм. После сильной простуды хронические болезни сильно обострились. Все это привело к тому, что художник слег. Но даже в это время он не переставал творить. В 1848 году ему удалось завершить автопортрет, который стал настоящим образцом жанра. Искусствоведы считают, что эта картина Брюллова передала характер и внешность художника лучше, чем любая фотография.

Смерть художника

В 1849 году Брюллов отправился на лечение за границу. На острове Мадейра чудотворный климат должен был облегчить состояние. Но, наверное, было уже слишком поздно. Состояние только ухудшалось. В 1852 году художник умер. После его ухода остались незаконченные работы и эскизы, хранящиеся ныне в мировых музеях и частных коллекциях.

На кладбище Тестаччо в Италии стоит памятник Брюллову.

Интересные факты

За годы жизни Брюллов написал множество картин. Но некоторые работы после смерти мастера доделывали его ученики. Это касается, например, портрета Ивана Крылова. Картина была написана всего за один сеанс. Брюллов сделал практически все, кроме левой руки поэта. Баснописец еще тогда разочарованно сетовал, что художник не окончит портрет и до самой его смерти. Именно так все и произошло. Стоит сказать, что для окончания работы Карлу пришлось заказать посмертный слепок с руки Крылова. Дорисовал портрет ученик художника – Фаддей Горецкий.

Иногда Брюллов дописывал чужие картины. Однажды художник был в гостях у популярного в то время акварелиста Петра Соколова, который только закончил работать на портрете над головой графа Апраксина. Прекрасная работа коллеги впечатлила Брюллова, но художник заметил, что туловище и линия шеи пририсованы неудачно. Всю ночь он не спал, а на утро приехал к Соколову и закончил работу в его отсутствие.

Первый эскиз будущей картины «Осада Пскова» был сделан художником в гостях у графа Толстого. Он сделал несколько клякс на холсте и пальцами обрисовал схему. Таким оригинальным способом была начата работа над очередным шедевром.

Император оказывал почести художнику и хвалил его. Но Брюллов никогда не писал портреты членов императорской семьи. Но в то же время одаривал великих князей и княгинь своими творениями. Например, Марине Николаевне он передал картину «Бахчисарайский фонтан».

Юлия Самойлова была любимой натурщицей художника. На полотне «Последний день Помпеи» свою возлюбленную он изобразил несколько раз – в образе нескольких матерей и девушки в тунике.

Лучшие работы

Брюллов был знаком с Пушкиным. При жизни поэта они достаточно часто встречались. А после гибели Александра Сергеевича художник изъявил желание принять участие в издании собрания сочинений поэта. В это же время Карл начал работать над «Бахчисарайским фонтаном». Художнику пришлось выполнить массу эскизов, чтобы отыскать правильную композицию картины. Он изучал одежду восточных красавиц. Перед художником стояла задача не показать драму Марии и Заремы, а продемонстрировать романтическую строну обитателей гарема. В итоге на картине мы видим безмятежных женщин, томное однообразие и сонную лень.

Итальянские мотивы

«Итальянский полдень» был написан по просьбе петербургского общества. Эта картина стала следующей работой после успешного «Итальянского утра».

Брюллову удалось с потрясающей точностью изобразить красоту обыкновенной итальянки. Кстати, изображение женщины на полотне возмутило председателя общества. Но художник настаивал на собственном праве изображать на картинах реалии, а не придуманные образы. Для получения подлинной игры света и теней художник создавал работу в настоящем винограднике.

«Турчанка» была написана Брюлловым в Петербурге после возвращения из путешествия по средиземноморью. В основе работы были воспоминания и фантазии. В походном альбоме художника было немало набросков с изображением восточных красавиц в необычных нарядах. Тема турчанки, загадочной и экзотической, волновала Брюллова. Для написания картины художник использовал образ натурщицы. Она же позировала мастеру и для картины «Одалиска». Фактически одна дама стала героиней двух работ.

Любимая натурщица и муза

Картина «Всадница» была написана в 1832 году. На ней изображены воспитанницы Самойловой – Джованина и Амация. Поскольку Брюллов любил графину, он не мог не полюбить ее девочек. Они были частью мира художника. По задумке Карла, «Всадница» должна была стать большим портретом, который должен был украсить парадный зал. Картину заказала сама графиня. Она часто говорила, что хочет украсить работами любимого все стены.

Графиня Самойлова сыграла важную роль в жизни Брюллова. Их даже можно было бы назвать идеальной парой. Художник был для нее идеалом для преклонения, а она для него – музой. Познакомились они в Италии. В то время они уже были состоявшимися людьми. Самойлова была аристократкой, а Брюллов – художником. До этой встречи графиня регулярно увлекалась мужчинами и нисколько не стеснялась этого. Но Брюллов стал для нее особенным человеком. Пара хоть и расставалась несколько раз, но потом вновь возобновляла отношения.

Карл Брюллов – величайший русский портретист, единственный во всем мире художник, который при жизни получил за свое уникальное творчество лавровый венок и бриллиантовый перстень из рук самого Николая I. Жизнь и творчество этого известного всему миру человека, представителя классицизма и романтизма в живописи, полна тайн и интересных фактов.

Происхождение

Родился Карл 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге. Отец будущего художника Павел Иванович Брюлло – француз по происхождению, известная личность того времени, академик и преподаватель петербургской художественной Академии, мастер миниатюрной живописи и резчик по дереву. Мать, Мария Ивановна Шредер, имела немецкие корни.

Семейная легенда, которую передавали из поколения в поколение, гласит, что предков русского художника в XVII веке изгнали из Франции как протестантов. Чтобы избежать смертной казни, они сбежали в Люнебург и поменяли свою фамилию на немецкий лад.

Портрет Карла Брюллова в молодости

Основатель династии был скульптором, его звали Георг Брюлло. Он прибыл в Россию с детьми покойного сына Иоанна. Работа на фарфоровом заводе скульптором приносила неплохой доход. Один из внуков Георга Павел имел много детей, два из которых в зрелом возрасте стали знаменитыми – Карл и Александр Павловичи.

Детство Карла было непростым. Мальчик с младенчества был очень болезненным, до 7 лет ему нельзя было вставать с постели.

Отец Павел относился к маленькому Карлу очень строго. Его главной целью было обучение сына живописи. Но методика преподавания была иногда невыносимой. К примеру, мальчик не имел права кушать до тех пор, пока не нарисует определенное количество людей и животных. За малейшей ошибкой следовало неотвратимое наказание.

Однажды из-за небольшой оплошности отец так ударил сына по уху, что тот на всю жизнь остался глухим. Сложное детство Карл не раз вспоминал в зрелом возрасте, говоря, что благодаря «папиному воспитанию» научился рисовать аккуратно.

Юношеские годы

Когда мальчику исполнилось 10 лет, он поступил в петербургскую Академию художеств без экзаменов, т.к. преподаватели разглядели в нем большой талант. Закалка отца привела к тому, что будущий мастер показывает лучшие результаты по всем предметам, помогает своим однокурсникам с рисунками, пишет собственные полотна в то время, когда остальные стараются успеть скопировать учительские работы.

Первая его работа «Гений искусства» является лучшим образцом для других.

По словам искусствоведа Андрея Сомова, Брюллов в своих работах показывал больше, чем просто рисунок. Люди на полотнах словно «оживали», приобретали собственные эмоции. Сверстникам далеко было до таких результатов.

В 1819 году юноша пишет картину «Нарцисс, смотрящийся в воду». За нее Карла награждают Малой золотой медалью.

В 1821 году юный живописец заканчивает учебу и создает прекрасную выпускную картину «Явление Аврааму трех ангелов», за которую получает Большую золотую медаль. Кроме того, меценаты поощряют его и дарят путевку в Италию, чтобы творческий человек смог набраться вдохновения и опыта. Карл просит, чтобы с ним также отправили и брата Александра.

Итальянский период

Император Александр I отпускает талантливых братьев в долгое путешествие с учетом того, что они русифицируют свою фамилию, с «Брюлло» на «Брюллов».

До Рима художники добирались в течение года, останавливаясь в живописных европейских городках. После приезда в Вечный город братья сразу приступили к работе. Карл увлекается росписью акварелью, пишет маслом, пробует себя в жанровых картинах.

В Италии Брюллов знакомится с русской аристократкой Юлией Самойловой, которая повлияла на мировоззрение Карла. Сначала она поддержала художника, затем познакомила его с представителями высшей знати.

Между молодыми людьми вспыхнули серьезные, но не долгосрочные отношения. В 1823 году появляется картина «Итальянское утро». Меценаты решили подарить ее супруге Николая I. Император, впечатленный творением, дарит Карлу бриллиантовый перстень.

В 1827 году Брюллов пишет для российского царя картину «Итальянский полдень». Но, к сожалению, она не оправдала ожиданий Николая I. Художник очень болезненно принял критику и заявил всему миру о том, что отныне он «свободный художник».

Итальянский период длится 12 лет. Мастер создает прекрасные портреты для местных богачей, становится узнаваемым и популярным.

Свободный художник

В 1830 году художник получает огромный заказ от мецената Анатолия Демидова. Это известнейшая картина «Последний день Помпеи». Художник тщательно продумал такой сюжет, который бы зацепил сердце каждого зрителя.

Дело в том, что раньше была мода на археологию, а событием, которое описано в картине, стало сильнейшее извержение вулкана Везувий, похоронившее под слоем лавы и пепла прекрасный город. Карл тщательно изучил все материалы об этой катастрофе, какие только можно было достать, а затем отправился на раскопки в Помпею, где сделал эскизы руин и архитектурных строений.

«Последний день Помпеи»

Памятник Карлу Брюллову

Самые известные работы

Исследователи творчества Брюллова не зря назвали его «Великим Карлом». Из-под пера художника вышло более 200 камерных и парадных портретов. Холст «Последний день Помпеи» прославил его на весь мир, художник стал «первой кистью всего государства». Купол Исаакиевского собора, площадью около 800 м², тоже расписан им.

Итальянское утро, 1823 г.

Итальянское утро (1823 год). Холст/масло

Итальянский полдень, 1827 г.

Итальянский полдень (1827 год) 64×55 см. Холст/масло

Последний день Помпеи, 1833 г.

Последний день Помпеи (1830-е). 465.5×651 см. Холст/масло

Всадница, 1832 г.

Всадница (1832 год). 291.5×206 см. Холст/масло

У Богородицкого дуба, 1835 г.

У Богородицкого дуба (1835 год). 61×74 см. Холст/масло

Вирсавия, 1832 г.

Вирсавия (1832 год). 173×125.5 см. Холст/масло

Турчанка, 1838 г.

Турчанка (1839 год). 66.2×79.8 см. Холст/масло

Интересные факты из жизни художника Карла Брюллова

Когда художнику исполнилось 35 лет, доктора при осмотре заметили, что у него очень слабое сердце и что он в любой момент может уйти из жизни. Поэтому Брюллов начинает радоваться каждому мгновению и писать портреты исключительно счастливых людей. Несмотря на свое богатство, художник был нелюдим. Он не подпускал к себе женщин вообще, потому что считал, что никого не сможет заинтересовать.

По словам биографов, ходили слухи, что сам Пушкин преклонил колени перед Брюлловым. Великий поэт и талантливый живописец увиделись на балу в то время, когда Карл писал карикатуры на гостей. Александр Сергеевич тоже захотел получить дружеский шарж, поэтому встал на одно колено. Брюллов пообещал в следующий раз, но желание гения выполнить не смог, так как состоялась дуэль и Пушкина не стало.

Талант художника оценивается до настоящего времени, так как этот великий мастер стал бессмертным в сердцах людей, а его работы, известные во всем мире, порадуют не одно поколение и будут жить в веках. А как Вы относитесь к творчеству Брюллова? Пишите в комментариях!

Толкование

Брюллов, Карл Павлович
Карл Брюллов
image
Имя при рождении:

Карл Брюллов

Дата рождения:

12 декабря (23 декабря) 1799(1799-12-23)

Место рождения:

Санкт-Петербург

Дата смерти:

11 июня (23 июня) 1852(1852-06-23) (52 года)

Место смерти:

Манциана, Лацио, Италия

Гражданство:

image Российская империя

Жанр:

Историческая живопись, портрет

Учёба:

Академия художеств

Стиль:

Академизм, романтизм

Известные работы:
  • «Последний день Помпеи»,
  • «Всадница»,
  • «Осада Пскова»
Влияние:

Рафаэль, Пуссен, Веласкес

Влияние на:

Федотов, Флавицкий, Моллер, Шевченко, Нефф, Крамской, Репин, Семирадский, Серов, Шилов

Награды:
image image

Полезное

Смотреть что такое “Брюллов, Карл Павлович” в других словарях:

  • Брюллов, Карл Павлович — знаменитый художник исторической, портретной и жанровой живописи; род. 12 декабря 1799 г. в Петербурге, ум. 23 июня 1852 г. в местечке Марчиано, близ Рима. Карл Брюллов был слабым, золотушным ребенком и до семилетнего возраста почти не покидал… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Брюллов Карл Павлович — Карл Брюллов Дата рождения: 12 (23) декабря 1799 Место рождения: Санкт Петербург Дата смерти: 11 (23) июня …   Википедия

  • Брюллов Карл Павлович — Брюллов, Карл Павлович выдающийся художник (1799 1852), родился в Петербурге 12 декабря 1799 г. Брюллов с малых лет выказывал особенные способности к рисованию и получил первые уроки от отца. Десяти лет Карл был отдан в Академию Художеств и скоро …   Биографический словарь

  • Брюллов Карл Павлович —         (1799 1852), русский живописец. Брат А. П. Брюллова. Учился в петербургской АХ (1809 21) у А. И. Иванова и А. Е. Егорова. В 1823 35 работал в Италии, в 1835 вернулся в Петербург, с 1836 профессор петербургской АХ. В 1849 жил на острове… …   Художественная энциклопедия

  • Брюллов Карл Павлович — (1799—1852), живописец и рисовальщик. Брат А. П. Брюллова. Родился в Петербурге. Учился в АХ (1809—21); преподавал там же (1836—49, профессор). Творчество Брюллова внесло в живопись русского классицизма романтический пафос, яркую… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • БРЮЛЛОВ Карл Павлович — (1799 1852) российский живописец и рисовальщик. Брат А. П. Брюллова. В 1823 35 и с 1850 жил в Италии. Творчество Брюллова внесло в живопись русского классицизма струю романтизма, жизненности. Произведения Брюллова отмечены утверждением чувственно …   Большой Энциклопедический словарь

  • Брюллов Карл Павлович — [12(23).12.1799, Петербург, 11(23).6.1852, Марчано, близ Рима], русский живописец. Сын резчика по дереву. Учился в петербургской АХ (1809 21) у А. И. Иванова и А. Е. Егорова. В 1823 35 работал в Италии, в 1835 вернулся в Петербург, с 1836… …   Большая советская энциклопедия

  • Брюллов Карл Павлович —       (1799 1852), живописец и рисовальщик. Брат А. П. Брюллова. Родился в Петербурге. Учился в АХ (1809 21); преподавал там же (1836 49, профессор). Творчество Б. внесло в живопись русского классицизма романтический пафос, яркую эмоциональность …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Брюллов Карл Павлович — (1799 1852), российский живописец и рисовальщик. Брат А. П. Брюллова. В 1823 35 и с 1850 жил в Италии. Творчество Брюллова внесло в живопись русского классицизма струю романтизма, жизненности. Произведения Брюллова отмечены утверждением… …   Энциклопедический словарь

  • Брюллов, Карл Павлович — К.П. Брюллов. Автопортрет. БРЮЛЛОВ Карл Павлович (1799 1852), российский живописец и рисовальщик. В 1823 35 и с 1850 жил в Италии. Творчество Брюллова внесло в живопись русского классицизма струю романтизма. Произведения отмечены утверждением… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий