Биография Данте Алигьери

Данте Алигьери (Dante Alighieri) был одним из самых выдающихся поэтов и мыслителей эпохи средневековья, определивший вектор развития общеевропейской культуры. Его творчество сыграло важную роль в формировании итальянского литературного языка.

Удивительно, но поэзия и философская картина мира этого неординарного, глубоко мыслящего и в высшей степени чувственного человека остаётся актуальной и интересной на протяжении более семи столетий.

Биография

О судьбе Данте Алигьери сохранилось мало информации, подтверждённой документальными источниками. Одним из первых людей, исследовавших жизнь поэта, был выдающийся писатель Раннего Возрождения, Джованни Боккаччо (Giovanni Boccaccio). На основании его трудов и автобиографичных текстов самого Алигьери и проводились многочисленные научные работы историков последующих эпох.

image

При этом все перипетии в судьбе Алигьери, равно как и формирование его мировоззрения, необходимо рассматривать лишь через призму бурных политических баталий, развернувшихся в средневековой Италии. На рубеже XIII – XIV столетий это был раздроблённый на множество мелких городов-государств и княжеств регион. Данте и его современники переживали непростой период, главными особенностями которого были отсутствие единства власти и постоянные противостояния между папским и императорским правлением. Неутихающие политические волнения во многом задали трагический тон жизненного пути поэта.

Происхождение

Ориентировочной датой рождения Данте Алигьери считается 1265 год. Он появился на свет во Флоренции (Firenze), одном из самых передовых городов Италии. Согласно преданию предки великого поэта происходили из знатного и состоятельного римского рода, и сыграли весомую роль в становлении тосканской столицы. Сохранившиеся до наших дней рукописи свидетельствуют о том, что прадед Данте принадлежал к аристократии и был посвящён в рыцари.

Образование

Крайне противоречивы мнения исследователей биографии поэта относительного его образования. По одной из версий в 80-х годах XIII столетия Данте был студентом Болонского университета (Università di Bologna) – самого престижного учебного заведения Европы. Творческое наследие Алигьери свидетельствует о высоком уровне его просвещённости: он был знаком с работами античных авторов и литературными творениями своих современников, великолепно ориентировался в естественных науках, и на протяжении всей жизни непрестанно занимался самообразованием, постигая новые горизонты.

Главным учителем и наставником Данте, имя которого с большим почтением упоминается самим поэтом, был флорентийский литератор, учёный, энциклопедист и видный политический деятель Брунетто Латини (Brunetto Latini).

Творчество – ранний этап

Доподлинно неизвестно, когда именно Алигьери увлёкся сочинительством. Исследователи его текстов утверждают, что становление в творчестве осуществлялось под влиянием стихов известного итальянского поэта Гвиттоне д’Ареццо (Guittone d’Arezzo), хотя сам Данте, давая позже оценку своей деятельности, отрицал этот факт.

Особую роль сыграла литературная школа «Дольче стиль нуово» (Dolce stil nuovo), характерной особенностью которой было воспевание неземной любви к женщине и философское видение в величавом образе возлюбленной высшей божественной сущности. Недаром в переводе с итальянского название этого направления поэзии звучит как «сладостный новый стиль». Ярких представителей необычных для того времени стихотворных форм – Гвидо Кавальканти (Guido Cavalcanti) и Гвидо Гвиницелли (Guido Guinizelli), Алигьери считал не только друзьями, но и главными учителями в лирике.

Первый сборник произведений Данте, состоящий преимущественно из сонетов и небольшого фрагмента прозаического текста, вышел в свет примерно в 1283 – 1293 годах. Книга была написана на итальянском языке и носила название «Новая жизнь» (La Vita Nuova). Дебютные произведения Алигьери заключают в себе все элементы «Дольче стиль нуово»:

  • изящество словесных форм;
  • одухотворение любовного чувства;
  • философский подтекст;
  • мистицизм и сложность образов;
  • риторичность.

Сам Алигьери признавался, что его рождение, как поэта, произошло благодаря глубокому и трепетному чувству к женщине, образ которой он бережно хранил в душе на протяжении всей жизни. Имя своей прекрасной возлюбленной, Беатриче, Данте увековечил, сделав его практически нарицательным.

Любовь и семья

Беатриче Портинари (Beatrice Portinari) была единственной и настоящей музой поэта. Пылкие чувства Алигьери, близкие к обожествлению своего объекта страсти, стали хрестоматийным примером глубокой платонической любви. К сожалению, сохранилось мало документальных свидетельств открывающих завесу тайны личности этой женщины. Со слов Джованни Боккаччо Беатриче приходилась дочерью известного флорентийского банкира, жившего по соседству с семейством Алигьери.

image

Второй раз они встретились и разговаривали на одной из улиц Флоренции спустя годы, когда юная красавица была уже замужней дамой, и любовь Данте к ней воспылала с большей силой. Беатриче умерла рано, в возрасте 24-25 лет, и это событие стало для молодого человека настоящей трагедией, едва не закончившейся для него самого смертью.

Спустя 1-2 года после кончины возлюбленной Алигьери женился на Джемме да Манетто Донати (Giemma da Manetto Donati), дочери влиятельного политика. Это был брачный союз, заключённый по расчёту, довольно типичный для той эпохи. У пары родилось двое сыновей и дочь. Большую часть жизни супруги находились в разлуке. Примечательно, что Алигьери не упомянул имя жены ни в одном из своих произведений.

Участие в политической жизни

Следуя семейной традиции, Данте Алигьери был активным участником событий на политической арене Флоренции. Первые упоминания о нём, как о государственном деятеле относятся к 1296 – 1297 годам. Неравнодушный к судьбе родного края, Данте часто выдвигался на почётные должности, участвовал в законотворчестве и выполнял непростые дипломатические миссии. В 1300 – 1301 годах он был избран в коллегию приоров (орган власти, аналогичный современному городскому правительству).

Ожесточённая борьба развернулась между двумя враждующими политическими силами: гвельфами (guelfi), выступавшими за единство страны и домирирующее влияние понтифика, и гибеллинами (ghibellini), поддерживавшими власть императора Священной Римской империи.

Позже, в самой партии сторонников папы, господствовавшей в городе, произошёл раскол: она разделилась на «чёрных» и «белых». Первые по-прежнему поддерживали церковников, а вторые – ратовали за независимость Флорентийской республики (Repubblica fiorentina) от указов высшего духовенства и рассчитывали на укрепление монархии. Алигьери принадлежал к «белой» фракции гвельфов, остававшейся правящей силой до военного переворота 1302 года.

Скитания

В течение почти 20-летнего изгнания, до самой своей смерти Данте Алигьери странствовал в разных уголках Италии и не оставлял надежды вернуться на родину, но все его попытки оказались тщетными. Полный тревожных чувств он продолжал творить свои великие произведения даже в условиях скитальческого существования. Поэт жил в Вероне (Verona), под покровительством кондотьера, Бартоломео I делла Скала (Bartolomeo I della Scala), позже переехал в Болонью (Bologna), Луниджану (Lunigiana). В 1309 – 1310 годах Алигьери нашёл пристанище в Париже, но спустя непродолжительный период покинул Францию.

В это время германский король Генрих VII предпринял поход на Италию, одержимый идеей восстановить там полную императорскую власть. Он амнистировал всех изгнанников противоборствующих партий и пытался всячески примирить конкурирующие аристократические кланы. Данте, видевший в сильной монархии спасение для Италии, проникся очередной надеждой вернуться во Флоренцию. Однако, Генрих VII умер в 1313 году (многие историки склонны считать, что он был отравлен), а вместе с кончиной императора ослабли перспективы изгнанника вновь обрести родину.

По некоторым источникам Данте было предложило вернуться в дорогой для его сердца город при условии публичного отречения от политических идеалов, но гордый и верный своим убеждениям Алигьери отказался проходить унизительную процедуру.

В 1315 году сеньория вынесла повторный смертный приговор, вместе с ним навсегда развеялись мечты о Флоренции. В 1316-1317 годах правитель города Равенна (Ravenna), Гвидо Новелло да Полента (Guido Novello da Polenta), принял Алигьери, предложив ему должность при своём дворе.

Творчество в период зрелости

В произведениях, созданных в период ссылки, Данте выступал как исследователь, литературовед, просветитель, философ и богослов. Он написал трактаты, посвящённые народному языку, общественно-политической проблематике, принципам морали средневекового общества, вопросам о свойствах души и интеллекта. Библиография произведений Алигьери включает в себя следующие работы:

  1. Незаконченный философский трактат «Пир» (Convivio), написанный примерно в 1306 году, в котором была изложена критика морально-этических норм, а также предпринята попытка сделать глубокий анализ поэтики и языкознания;
  2. Незаконченный лингвистический трактат «О народном красноречии» (De vulgari eloquentia libri duo), написание которого относится к 1303 – 1305 годам, представляющий собой первую в Европе исследовательскую работу происхождения и развития романских языков, а также анализ современных автору литературных форм;
  3. Состоящий из трёх частей трактат «Монархия» (De Monarchia), написанный в 1312 – 1313 годах на латинском языке, повествующий об идеальном, с точки зрения автора, общественно-политическом строе;
  4. Поэма «Божественная комедия» (La Divina Commedia), созданная в период с 1306 по 1321 годы, считающаяся вершиной творческого пути.

Божественная комедия

Поэма «Комедия», получившая впоследствии благодаря Джованни Боккаччо название «Божественная» (т. е. «великолепная»), входит в список лучших произведений мировой литературы.

Данте трудился над её созданием почти 15 лет, и успел закончить последние строки незадолго до своей смерти. Первое печатное издание увидело свет в 1472 году. Произведение состоит из трёх частей, каждая из которых включает в себя 33 песни:

  1. Ад;
  2. Чистилище;
  3. Рай.

В тексте поэмы встречаются как простонародные выражения, так и высокопарная лексика литературного языка. Особенность стиля – обилие аллегорических символов, наполненных глубокой смысловой насыщенностью, живописностью, реалистичностью и драматизмом. Все события повествуются от первого лица.

В основе сюжета – мистическая история героя, отправившегося после смерти возлюбленной в путешествие по загробному миру, в котором он проходит девять кругов ада, чистилище и сферы рая. В процессе странствия Данте встречает своих современников и знаменитых личностей прошлых эпох со всеми их радостями и печалями, политическими убеждениями и жизненными пристрастиями, и с позиции гуманиста и мудреца даёт моральную оценку совершённых деяний.

На протяжении нескольких столетий литературоведы по-разному толковали смысл «Божественной комедии», но всегда оставалось неизменным понимание величайшей ценности этого гениального произведения: поэма Алигьери представляет собой настоящую энциклопедию политической, культурной, религиозной и научной жизни средневековья.

Смерть

Данте скончался в 1321 году от малярии, он заразился смертоносной болезнью, возвращаясь из поездки в Венецию (Venezia), куда прибыл с миротворческой миссией, как посол правителя Равенны. Алигьери был похоронен в базилике Сан-Франческо (Basilica di San Francesco) с большими почестями, достойными великого гражданина своей страны. Позже его прах был перенесён в построенный недалеко от церкви мавзолей, так называемую Гробницу Данте (Tomba di Dante).

Биография

Данте Алигьери – итальянский поэт и писатель, богослов, политический деятель. Его вклад в развитие не только итальянской, но и мировой литературы неоценим. Он автор «Божественной комедии» и создатель девяти кругов ада, рая и чистилища.

Детство и юность

Родился Данте Алигьери во Флоренции. Его полное имя звучит Дуранте дельи Алигьери. Точная дата рождения поэта неизвестна, предположительно, появился он на свет в промежутке с 21 мая по 1 июня 1265 года.

Данте Алигьери на фреске Андреа дель Кастаньо (1450, Галерея Уффици)

Согласно семейному преданию, его предки были из римского рода Элизеев. Они принимали участие в основании Флоренции. Его прапрадед Каччагвида был рыцарем при Конраде III, ходил вместе с ним в крестовые походы и смерть принял в бою с мусульманами.

Его прапрабабушкой была Альдигьери да Фонтана – женщина из состоятельной семьи. Сына она назвала Алигьери. Позднее это имя и перевоплотилось в известную всем фамилию.

Памятник Данте Алигьери

Дед Данте был изгнан из Флоренции, когда проходило противостояние гвельфов и гибеллинов. На родину он вернулся лишь в 1266 году. Его отец Алигьери II был далек от политики, поэтому все время оставался во Флоренции.

Данте был человеком образованным, у него были познания в естественных науках, в средневековой литературе. Также изучал еретические учения той эпохи. Где он получил эти знания, неизвестно. Но его первым наставником был на тот момент популярный ученый и поэт Брунетто Латини.

Литература

Когда Данте увлекся сочинительством, доподлинно неизвестно, но создание произведения «Новая жизнь» относится к 1292 году. В него вошли далеко не все поэмы, написанные к тому времени. В книге чередовались стихи и фрагменты прозы. Это своеобразная исповедь, написанная Данте после смерти Беатриче. Также в «Новой жизни» множество стихов было посвящено его другу Гвидо Кавальканти, кстати, тоже поэту. Позднее ученые назвали эту книгу первой автобиографией в истории литературы.

Поэт Данте Алигьери

Как и его дед, Данте в молодом возрасте увлекся политикой. В конце XIII века Флоренция участвовала в конфликте между императором и Папой. Алигьери стал на сторону противников папской власти. Сначала удача «улыбалась» поэту, вскоре его партии удалось возвыситься над противником. В 1300 году его избрали на пост приора.

Однако уже через год политическая ситуация круто изменилась – власть перешла в руки сторонников Папы. Его изгнали из Флоренции по выдуманному делу о взяточничестве. Также его обвинили в антигосударственной деятельности. На Данте наложили штраф – 5000 флоринов, а имущество арестовали, а позднее и вовсе вынесли смертный приговор. В это время он был за пределами Флоренции, поэтому, узнав об этом, решил в город не возвращаться. Так он стал жить в изгнании.

Данте Алигьери и его «Божественная комедия»

Оставшуюся жизнь Данте скитался по городам и странам, находил приют в Вероне, Болонье, Равенне, даже жил в Париже. Все последующие произведения после «Новой жизни» были написаны уже в изгнании.

В 1304 году он приступил к написанию философских книг «Пир» и «О народном красноречии». К сожалению, оба произведения так и остались незаконченными. Связано это с тем, что Данте начал работу над своим главным трудом – «Божественной комедией».

Джованни Боккаччо

Примечательно, что изначально свое сочинение поэт назвал просто «Комедия». Слово «божественная» к названию прибавил Джованни Боккаччо – первый биограф Алигьери.

15 лет он писал это произведение. Данте олицетворял себя с главным лирическим героем. В основе поэмы – его путешествие по загробному миру, в которое он отправляется после смерти возлюбленной Беатриче.

Произведение состоит из трех частей. Первая – это «Ад», состоящий из девяти кругов, где грешники располагаются по степени тяжести их падения. Сюда Данте поместил политических и личных врагов. Также в «Аду» поэт оставил тех, кто, как он считал, жил не по-христиански и аморально.

Круги ада по Данте

«Чистилище» он описал семью кругами, которые соответствуют семи смертным грехам. «Рай» исполнен в девяти кругах, которые получили названия основных планет солнечной системы.

Это произведение до сих пор окутано легендами. Например, Боккаччо утверждал, что после смерти дети Данте не могли найти последние 13 песен «Рая». И обнаружили они их только после того, как к сыну Якопо во сне пришел сам отец и сообщил, где они спрятаны.

Личная жизнь

Главной музой Данте стала Беатриче Портинари. Впервые он увидел ее, когда ему было всего 9 лет. Разумеется, в столь юном возрасте своих чувств он не осознал. Он встретился с девушкой только спустя девять лет, когда она уже вышла замуж за другого мужчину. Только тогда он и понял, как сильно ее любит. Беатриче была для поэта единственной любовью на всю жизнь.

Данте Алигьери и Беатриче Портинари

Он был настолько стеснительным и застенчивым молодым человеком, что за все время лишь дважды разговаривал со своей возлюбленной. А девушка даже и не подозревала о его чувствах к себе. Наоборот, Данте ей казался высокомерным, раз не разговаривал с ней.

В 1290 году Беатриче скончалась. Ей было всего 24 года. Точная причина ее смерти неизвестна. По одной из версий, она умерла во время родов, по другой – она стала жертвой эпидемии чумы. Для Данте это было ударом. До конца дней своих он любил только ее и лелеял ее образ.

Данте Алигьери

Через пару лет он женился на Джемме Донати. Она была дочерью лидера флорентийской партии Донати, с которой семья Алигьери враждовала. Разумеется, это был брак по расчету, и, скорее всего, по политическому. Правда, позднее у пары родились трое детей – сыновья Пьетро и Якопо и дочь Антония.

Несмотря на это, когда Данте приступил к созданию «Комедии», он думал лишь о Беатриче, и написана она была в прославление этой девушки.

Смерть

Последние годы жизни Данте жил в Равенне под покровительством Гвидо да Полента, он был его послом. Однажды он поехал в Венецию, чтобы заключить мирный договор с республикой Святого Марка. На обратной дороге поэт заболел. Скончался Данте в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года. Причиной его смерти была малярия.

Похоронили Данте Алигьери в церкви Сан-Франческо в Равенне, на территории монастыря. В 1329 году кардинал потребовал, чтобы монахи предали тело поэта публичному сожжению. Каким образом смогли «выкрутиться» монахи из сложившейся ситуации, неизвестно, но останки поэта никто не тронул.

Саркофаг Данте Алигьери

К 600-летию со дня рождения Данте Алигьери было принято решение отреставрировать церковь. В 1865 году строители обнаружили в стене деревянный ящик, на котором была вырезана надпись – «Кости Данте положил сюда Антонио Санти в 1677 году». Эта находка стала международной сенсацией. Никто не знал, кто этот Антонио, но некоторые предположили, что это вполне может быть родственник художника Рафаэля.

Останки Данте были перенесены в мавзолей поэта в Равенне, где и остаются по сей день.

Библиография

  • 1292 – «Новая жизнь»
  • 1300 – «Монархия»
  • 1305 – «О народном красноречии»
  • 1307 – «Пир»
  • 1320 – «Эклоги»
  • 1321 – «Божественная комедия»
Сортировка:

Данте Алигьери. Циклы произведений

  Канцоны  

8.80 (10)

  • (CIV) «Три дамы к сердцу подступили вместе…» / (CIV) “Tre donne intorno al cor mi son venute…”  [= (CIV) “Моё три дамы сердце окружили…”]  

8.89 (9)

  • (LXXXIII) «Когда меня Амор обрёк печали…» / (LXXXIII) “Poscia ch’Amor del tutto m’ha lasciato…”  

8.56 (9)

  • (CVI) «Стремление к тому, что с правдой дружит…» / (CVI) “Doglia mi reca ne lo core ardire…”  

8.50 (8)

  • (CXVI) «Амор, таить не стану от людей…» / (CXVI) “Amor, da che convien pur ch’io mi doglia…”  [= (CXVI) “Амор, мои страданья от людей…”]  

8.40 (10)

  Сонеты  

8.27 (11)

  • (LXXXIV) «Звучат по свету ваши голоса…» / (LXXXIV) “Parole mie che per lo mondo siete…”  

8.25 (12)

  • (LXXXV) «О сладостный сонет, ты речь ведёшь…» / (LXXXV) “O dolci rime che parlando andate…”  

8.00 (11)

  • (LXXXVI) «Две госпожи, в душе моей представ…» / (LXXXVI) “Due donne in cima de la mente mia…”  [= (LXXXVI) “Две дамы, завладев моей душой…”]  

8.50 (12)

  • (LXXXIX) «Кому ещё в её глаза смотреть…» / (LXXXIX) “Chi guarderà già mai sanza paura…”  [= (LXXXIX) “Какой другой смельчак в глаза глядеть…”]  

7.82 (11)

  • (XCIX) «Мессер Брунетто, отнеситесь чутко…» Данте — к мессеру Брунетто Брунеллески / (XCIX) “Messer Brunetto, questa pulzelletta…” Dante a messer Bruno Brunelleschi  

7.40 (10)

  • (LXII) «Чем больше истязает батогами…» Данте — к Неизвестному / (LXII) “Com più vi fere Amor co’ suoi vincastri…”  [= (LXII) “Всё больше донимает батогами Вас бог любви?…”]  

8.45 (11)

  • (XCV) «Я видел срубленный под корень ствол…» Данте — к Чино да Пистойя / (XCV) “I’ ho veduto già senza radice…” Dante a messer Cino per risposta  

8.10 (10)

  • (XCVI) «Затем, что здесь никто достойных слов…» Данте — к Чино да Пистойя. / (XCVI) “Perch’io non trovo chi meco ragioni…” Dante a messer Cino da Pistoia.  

7.45 (11)

  • (XCI) «Амор давно со мною пребывает…» Данте- к Чино да Пистойя. / (XCI) “Io sento sì d’Amor la gran possanza…”  

8.09 (11)

  • (CXIII) «Достойны вы сокровища любого …» Данте от имени маркиза Мороелло Маласпина — к Чино да Пистойя. / (CXIII) “Degno fa voi trovare ogni tesoro…” Risposta di Danre in nome del marchese Moroello.  

7.22 (9)

  • (CXIV) «Я полагал, что мы вполне отдали…» Данте — к Чино да Пистойя. / (CXIV) “Io mi credea del tutto esser partito…” Dante a messer Cino da Pistoia.  

7.50 (10)

  • (CV) «Недолго мне слезами разразиться…» / (CV) “Se vedi li occhi miei di pianger vaghi…”  

8.50 (14)

Данте Алигьери. Поэзия

  1292 «Благое сердце и Любовь – одно..»  [= «Любовь и сердце высшее — одно…»; «Любовь и благородные сердца…» ]  

7.50 (2)

  1292 «Младая донна, в блеске состраданья…» / «Donna pietosa e di novella etate…»  

7.50 (2)

  1292 «О донны, вам, что смысл Любви познали…» / «Donne ch’avete intelletto d’amore…»  [= «Лишь с дамами, что разумом любви…» ]  

7.50 (2)

  1292 «Вы меж подруг смеялись надо мною…» / «Con l’altre donne mia vista gabbate…»  [= «С другими дамами вы надо мной…»]  

7.50 (2)

  1292 «Ни цвет любви, ни знаки состраданья…» / «Color d’amore e di pietk sembianti…» (Vita nuova, XXXVI).  

7.50 (2)

  1292 Новая жизнь / Vita nuova [поэма]  

8.93 (60)

1 отз.

  1307 Пир / Convivio [поэма]  

9.05 (20)

  1320 Эклоги / Egloghe  [= Латинские стихотворения] // Соавтор: Джованни дель Вирджилио  

8.00 (8)

  1321 Божественная комедия / La Commedia  [= La Divina Commedia]  

8.96 (835)

16 отз.

  «Боса, но видно — высокорожденна…»  

8.67 (6)

  «Вчера лесной я проезжал дорогой…» / «Cavalcando l’altr’ier per un cammino…»  

5.33 (3)

  «Увы! пред силой долгого вздыханья…»  [= «Сердечных дум не разорвать кольца…»]  

7.50 (2)

  Стихи о каменной даме  

8.93 (14)

  Стихотворения флорентийского периода  

9.23 (13)

  Стихотворения, написанные в изгнании  

8.64 (11)

  «Все помыслы мне о Любви твердят…»  

7.25 (8)

  «Все, что мятежно в мыслях, умирает…»  

7.62 (8)

  «Не раз теперь средь дум моих встает…»  

8.00 (7)

  «В своих очах Любовь она хранит…»  

7.75 (8)

  «Придите внять стенаниям моим…»  

7.86 (7)

  «Над сферою, что шире всех кружится…»  

7.86 (7)

Данте Алигьери. Сборники

  Послания / Epistulae  [= Письма]  

8.50 (6)

  Рифмы / Rime (Canzoniere)  

8.67 (3)

Данте Алигьери. Отрывки

  1321 Песнь первая («Земную жизнь пройдя до половины…»)  

8.40 (5)

  1974 Из «Божественной комедии». <Врата ада>  

8.73 (34)

1 отз.

  «Чей дух пленён, чье сердце полно светом…» / “A ciascun’alma presa e gentil core…”  [= «Влюблённым душам посвящу сказанье…» “Кто б зову моего ни внял сонета…”; “Всем данникам умильным, чистым слугам…”: “Всем, чья душа в плену, чье сердце благородно…”; ] [сонет]  

7.83 (6)

  «В простор небес безбрежный ускользая…»  
  «Паломники, бредущие в заботе…»  [= “О странники, вы, что, склонясь, идёте…”; «Задумчиво идёте, пилигримы…»]  

7.50 (4)

  «Слезам так долго и в таком обилье…»  [= «Потоки слез, что горько проливали…» ]  

7.33 (3)

  «Так благородна, так она чиста…»  [= «Столь благородна, столь скромна бывает…»; «Она той прелестью облечена высокой…»]  

7.33 (3)

  «Устали очи, сердцу сострадая…»  [= «Сердечной скорби тайные рыданья…»] [канцона]  

8.40 (5)

  АД — Песня XXXIV / Inferno: Canto XXXIV  [= Песнь тридцать четвертая]  

9.13 (152)

1 отз.

Данте Алигьери. Прочие произведения

  1305 О народном красноречии / De vulgari eloquentia  

8.40 (10)

  1313 Монархия / De monarchia  

9.00 (10)

  Письмо к Генриху VII, императору / Lettera di Enrico VII, imperatore  

8.00 (5)

  Письмо к графам да Ромена / Invia una lettera da Romain  

8.00 (4)

  Письмо к Кангранде делла Скала / Lettera a Kangrande della Scala  

8.00 (4)

  Письмо к маркизу Мороелло Маласпина / Lettera al Malaspina Moroello marchese  

8.50 (4)

  Письмо к флорентийскому другу / Lettera a florentijskomu a un amico  

8.25 (4)

  Письмо к Чино да Пистойя / Lettera a Chino da Pistoia  

8.00 (4)

  Письмо кардиналу Николо да Прато / Lettera al Cardinale Nicolò da Prato  

8.25 (4)

  Послание итальянским кардиналам / Messaggio da cardinali italiani  

8.00 (4)

  Послание к императрице Маргарите / Messaggio all’imperatrice Margarita  

8.25 (4)

  Послание к флорентийцам / Messaggio di florentijcam  

8.00 (4)

  Послание правителям и народам Италии / Messaggio per i governanti e i popoli dell’Italia  

8.25 (4)

  Произведения, приписываемые Данте  

8.50 (2)

Все отзывы на произведения автора (21 отзыв) | Все издания автора (181 издание) Экранизации (17 фильмов)

  Формат рейтинга   Примечание

Раздел «Фантастическое в творчестве автора» по материалам сети.

  Библиографы

Данте – итальянский поэт. Его самая известная поэма – «Божественная комедия», повествующая о путешествии рассказчика через ад и чистилище в рай. Она оказала огромное влияние на жизнь общества того времени. Картина ада с его ледяным и сернистым огнем, где грешники подвергаются самым ужасным пыткам, является тем образом, который «эксплуатирует» западная церковь на протяжении веков.

В статье вы найдете краткую биографию Данте Алигьери и интересные факты из его жизни.

Молодые годы

Дата рождения Данте неизвестна, хотя сам он говорил, что появился на свет под знаком Близнецов, то есть в мае или июне 1265 года. Он родился в известной флорентийской семье, лояльной по отношению к гвельфам – политическому альянсу, вовлеченному в сложную оппозиционную борьбу с гибеллинами.

Есть сведения, что родители Данте – потомки древних римлян, стоявших у истоков основания Флоренции. Однако отследить родословную дальше XI века не удается.

Его отец, Алигьеро ди Беллинчионе, был гвельфом, но он не пострадал от репрессий, когда гибеллины выиграли битву при Монтаперти. Это говорит об его определенном статусе в городе. Мать Данте, донна Белла дельи Абати, была из влиятельной семьи. Она умерла, когда Данте было 5 или 6 лет. Алигьеро вскоре женился вновь. От второго брака на свет появились Франческо и Тана (Гаэтана).

Данте получил хорошее художественное и научное образование.

Образование и поэзия

Мало что известно о начальном образовании Данте. Предполагается, что он учился дома. Он изучал тосканскую поэзию. Следует заметить, что в те времена Италия состояла из малых феодальных территориальных единиц, поэтому Сицилия культурно и политически была отделена от Тосканы (например, как Прованс). Регионы отличались языком, культурой и не всегда состояли в добрососедских отношениях. Однако есть основания предполагать, что Данте был интеллектуалом с космополитическими взглядами.

В краткой биографии Данте Алигьери сообщается информация, что с 1287 года он учился в Болонье. Там он познакомился с поэтами Гвидо Гвиницелли, Гвидо Кавальканти и Чино да Пистойя. Вместе они возглавили Dolce Stil Nuovo – новое литературное направление. При написании «Божественной комедии» Данте не забыл о своем учителе (Брунетто) и упомянул о нем.

Беатриче Портинаре

Нельзя не рассказать об одном из самых важных фактов. В краткой биографии Данте Алигьери упоминается загадочная Беатриче Портинаре. Данте разговаривал с ней всего дважды: когда ему было 9 и 18 лет. Однако видел ее постоянно, так как они вращались в одном обществе.

Их встреча стала важной для итальянской литературы, поскольку именно после нее Данте подтолкнул поэтов и писателей раскрыть тему любви.

В 1290 году Беатриче умерла, только после этого он женился на Джемме Донати, девушке из влиятельной семьи. В браке родилось трое детей: Пьетро, ​​Якопо и Антония.

Своей возлюбленной он посвятил замечательный роман «Новая жизнь». О жене нигде не написал ни строчки.

Данте обратился к латинской литературе. Из трактата «Пир» известно, что он читал Deconsolatione Philophiae Боэция и De Amicitia Цицерона.

Затем он посвятил себя философским исследованиям в религиозных школах. Данте принимал участие в спорах между двумя основными монашескими орденами (францисканским и доминиканским), которые состоялись во Флоренции. Первый орден отстаивал доктрину мистиков и Бонавентуры, а второй представлял теории святого Фомы Аквинского.

Флоренция и политика

В жизни Данте нашлось время и для службы в армии. В 1289 году он сражался в битве при Кампальдино с флорентийскими рыцарями. Затем в 1294 году сопровождал Карло Мартелла, пока тот был во Флоренции.

Закон, изданный в 1295 году, гласил, что дворяне, желавшие занять ту или иную государственную должность, должны быть зачислены в какую-либо гильдию. Данте приняли в гильдию врачей и аптекарей. Заниматься медициной он не собирался, но выбрал ее не случайно. дело в том, что в те времена книги продавали в аптеках. Как политик, он не достиг больших высот. Данте занимал различные должности в течение ряда лет, пока проживал в городе, в котором проводились политические реформы.

Заниматься политикой было сложно. Папа Бонифаций VIII в тот временной период планировал военную оккупацию Флоренции. Состоявшим на государственной службе приходилось решать вопросы, выходившие за пределы полномочий городских чиновников.

В 1301 году Шарль де Валуа (брат короля Франции) должен был посетить Флоренцию, ведь Папа Римский назначил его миротворцем Тосканы. Правительство города обращалось с предыдущими послами Папы плохо, стремясь обрести независимость от его влияния. Чиновники посчитали, что Валуа мог получить и другие (неофициальные) указания, поэтому совет направил делегацию в Рим, чтобы выяснить истинные намерения Папы. Данте был главой этой делегации.

Изгнание

Бонифаций отослал других представителей и попросил Данте одного остаться в Риме. В то же время (1 ноября 1301 г.) Шарль де Валуа въезжал во Флоренцию вместе с черными гвельфами, которые в течение следующих шести дней убили большинство своих врагов. Было создано новое правительство. Данте приговорили к изгнанию на 2 года и выплате огромной суммы денег.

Поэт еще не успел уехать из Рима, когда Папа настоятельно предложил ему остаться. Данте подчинился, но его начали считать избегающим наказания. Он не мог заплатить свой штраф, поэтому был приговорен к вечному изгнанию. Если бы его когда-нибудь поймали флорентийские солдаты, его бы казнили без суда и следствия.

Поэт принимал участие в нескольких попытках белых гвельфов вернуть себе утраченную власть, но все они потерпели неудачу из-за предательства. Данте испытывал отвращение к политическим интригам.

Последующие годы его жизни можно назвать скитаниями. Сначала он отправился в Верону в качестве гостя Бартоломео делла Скала. Затем переехал в Сарцану (Лигурия), после этого какое-то время жил в Лукке. В краткой биографии Данте Алигьери сообщается, что он также жил в Париже между 1308 и 1310 годом.

В 1310 году Генрих VII (граф Люксембурга) вторгся в Италию. Данте посчитал, что это шанс отомстить своим врагам. Поэтому он написал ему (и другим итальянским принцам) несколько публичных писем, побуждающих их уничтожить черных гвельфов. Смешивая религию и личные интересы, он вызывал «гнев Божий» на свой город, предлагая несколько конкретных идей, которые имели плохие последствия для его врагов.

Во Флоренции мэр помиловал большинство белых гвельфов в изгнании, позволив им вернуться, но только не Данте.

Шанс на возвращение

В 1312 году Генрих напал на Флоренцию и победил, но нет никаких доказательств того, что знаменитый поэт участвовал в этом. В биографии Данте сказано, что он отказался принимать участие в нападении на свой город.

В 1313 году Генрих умер, но у Данте осталась надежда, что он снова увидит Флоренцию. Он вернулся в Верону, правитель которой позволил ему жить достаточно безбедно и в безопасности. Позже Данте «пустил» его в «рай». Это яркий пример того, как влияли исторические события на жизнь и творчество Данте Алигьери.

В биографии кратко упоминается 1315 год. Именно тогда управляющий Флоренции объявил амнистию для людей в изгнании, позволив им вернуться в город. Данте тоже был в списке. Согласно постановлению властей, они должны были заплатить штраф и назваться признанными преступниками публично на религиозной церемонии. Данте отказался от этого и предпочел остаться в изгнании.

Позже смертный приговор Данте был изменен на заключение, если он отправится во Флоренцию. Поэт не вернулся. Наказание было распространено и на его сыновей. До конца жизни Данте надеялся, что его пригласят обратно во Флоренцию на почетных условиях.

Смерть поэта

В 1318 году Данте принял предложение переехать в Равенну от дворянина Гвидо II да Полента. После шестнадцати лет разлуки к нему присоединились жена и дочь. Поэт дописал «Божественную комедию». В 1320 году его дочь Антония ушла в монастырь и стала монахиней. Она взяла имя Беатриче, вдохновленная поэзией своего отца.

В августе 1321 года, путешествуя по Венеции, Данте заболел лихорадкой (возможно, малярией). Он вернулся в Равенну и умер в сентябре 1321 года. Он был похоронен в церкви в Равенне. Вскоре правители Флоренции заявили, что останки поэта должны вернуться в город его рождения. Равенна отказала.

Влияние поэта

Считается, что Данте обладал одним из величайших талантов за всю историю мировой литературы. Он сделал для современного итальянского языка то же, что и Шекспир для английского. В те времена считалось, что любое серьезное литературное произведение должно быть написано на латыни. Однако Данте был яростным защитником народного языка, он даже «Божественную комедию» писал на тосканском диалекте. Позже этим путем пошли другие великие итальянские писатели, такие как Петрарка и Боккаччо.

Данте называют «отцом итальянского языка». До этого люди просто росли, разговаривая на своем местном диалекте, и не задумывались о том, на каком языке они говорят. Если человек был образованным и благородным, то использовал латынь. Все написанное ранее тоже было на латыни.

Влияние Данте распространилось по всему миру. Его представления об аде (на фото картина Боттичелли “Карта ада”), чистилище и рае послужили источником вдохновения для Джефри Чосера, Джона Мильтона, Уильяма Шекспира, Альфреда Теннисона и многих других, включая художников и композиторов.

21.05.2015 00:57 Примерное время чтения: 7 минут 20317 imageДанте Алигьери. www.globallookpress.com image Статья по теме Код Данте. Отрывок из романа Дэна Брауна «Инферно»

Род Алигьери принадлежал к городской знати среднего достатка, а его предком был знаменитый рыцарь Каччагвида, погибший во втором крестовом походе в 1147 году. Полное имя легендарного поэта — Дуранте дельи Алигьери, появился он на свет во Флоренции, крупнейшем итальянском экономическом и культурном центре Средневековья, и всю жизнь оставался предан своему родному городу. О семье и жизни писателя известно немного, даже точная дата его рождения многими исследователями ставится под сомнение.

Данте Алигьери был удивительно уверенным в себе человеком. В возрасте 18 лет юноша говорил, что умеет в совершенстве писать стихи и что этим «ремеслом» он овладел самостоятельно. Данте получил образование в рамках средневековых школьных программ, а так как университета во Флоренции в это время ещё не было, основные знания ему пришлось получать самому. Автор «Божественной комедии» овладел французским и провансальским языками, читал всё, что попадало под руку, и перед ним понемногу начинал рисоваться его собственный путь учёного, мыслителя и поэта.

image 9 кругов ада по Данте. Инфографика

Поэт-изгнанник

Юность гениального писателя пришлась на непростой период: в конце XIII века в Италии обострилась борьба между императором и папой. Флоренция, где жили Алигьери, разделилась на две противоборствующие группировки — «чёрных» во главе с Корсо Донати и «белых», к которым принадлежал Данте. Так началась политическая деятельность «последнего поэта Средневековья»: Алигьери участвовал в городских советах и антипапских коалициях, где во всём блеске проявлялся ораторский дар писателя.

image Статья по теме Великолепный диктатор. Яркая жизнь и блистательное наследие Лоренцо Медичи

Данте не искал политических лавров, но его очень скоро настигли политические тернии: «чёрные» активировали свою деятельность и устроили погром противникам. 10 марта 1302 года Алигьери и ещё 14 «белых» сторонников были заочно приговорены к смертной казни. Чтобы спастись, философу и политику пришлось бежать из Флоренции. Больше никогда Данте не удалось вернуться в любимый город. Странствуя по свету, он искал место, где можно уединиться и спокойно работать. Алигьери продолжал учиться и, самое главное, творить.

Поэт-однолюб

Когда Данте исполнилось девять лет, в его жизни произошла встреча, изменившая историю всей итальянской литературы. На пороге церкви он столкнулся с маленькой соседской девочкой Беатриче Портинари и с первого взгляда влюбился в юную особу. Именно это нежное чувство, по признанию самого Алигьери, сделало из него поэта. До последних дней жизни Данте посвящал возлюбленной стихи, боготворя «прекраснейшего из всех ангелов». Их следующая встреча состоялась спустя девять лет, к этому времени Беатриче уже вышла замуж, её супругом был богатый синьор Симон де Барди. Но никакие узы брака не могли помешать поэту восхищаться своей музой, она всю жизнь оставалась «владычицей его помыслов». Поэтическим документом этой любви стала автобиографическая исповедь писателя «Новая Жизнь», написанная у свежей могилы возлюбленной в 1290 году.

Сам Данте вступил в один из тех деловых браков по политическому расчёту, какие в то время были приняты. Его супругой была Джемма Донати, дочь состоятельного господина Манетто Донати. Когда Данте Алигьери был изгнан из Флоренции, Джемма осталась в городе с детьми, сохраняя остатки отцовского достояния. Ни в одном из своих произведений Алигьери не упоминает о своей супруге, зато Данте и Беатриче стали таким же символом любовной пары, как Петрарка и Лаура, Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта.

image
Данте и Беатриче на берегах Леты. Кристобаль Рохас (Венесуэла), 1889. Фото: Commons.wikimedia.org

Итальянская «Комедия»

image Статья по теме 10 любопытных книг, которые стоит вспомнить и перечитать Смерть Беатриче положила начало философским размышлениям Данте о жизни и смерти, он начал много читать Цицерона, посещать религиозную школу. Всё это послужило толчком к созданию «Божественной комедии». Гениальное произведение, созданное автором в изгнании, и сегодня традиционно входит в десятку самых известных книг. Поэма Данте оказала огромное влияние на возникновение собственно итальянской литературы. По мнению исследователей, именно это произведение подытоживает всё развитие средневековой философии. Оно также отражает мировоззрение величайшего поэта, поэтому «Божественную комедию» называют плодом всей жизни и творчества итальянского мастера.

«Божественной» комедия Алигьери стала не сразу, так её окрестил позже автор «Декамерона» Джованни Боккаччо, придя в восхищение от прочитанного. Данте же назвал свою рукопись очень просто — «Комедия». Он использовал средневековую терминологию, где комедия — это «всякое поэтическое произведение среднего стиля с устрашающим началом и благополучным концом, написанное на народном языке»; трагедия — «всякое поэтическое произведение высокого стиля с восхищающим и спокойным началом и ужасным концом». Несмотря на то, что в поэме затрагиваются «вечные» темы жизни и бессмертия души, воздаяния и ответственности, Данте не мог назвать своё произведение трагедией, ведь она, как и все жанры «высокой литературы», должна была быть создана на латинском языке. Алигьери же писал свою «Комедию» на родном итальянском, да ещё и с тосканским диалектом.

Данте работал над величайшей поэмой почти 15 лет, успев завершить её незадолго до смерти. Умер Алигьери от малярии 14 сентября 1321 года, оставив после себя значительный след в мировой литературе и положив начало новой эпохе — раннему Возрождению.

Следующий материал

Самое интересное в соцсетях

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий