Биография Хаяо Миядзаки

03:04 05.01.2016 image © AP Photo / Shizuo Kambayashi Читать ria.ru в 5 января 2016 года исполняется 75 лет японскому режиссеру-аниматору Хаяо Миядзаки.

Хаяо Миядзаки (Hayao Miyazaki) родился 5 января 1941 года в Токио.

Во время Второй мировой войны его отец Катсудзи был директором завода по изготовлению боевых самолетов Miyazaki Airplane, которым владел дядя Хаяо. В детстве будущий режиссер в основном был занят рисованием самолетов, а авиация стала одним из его главных увлечений на всю жизнь. 

В 1963 году Миядзаки окончил Университет Гакусюин, получив степень по политологии и экономике. Будучи студентом, Миядзаки глубоко интересовался детской литературой и прочитал множество книг, написанных для детей авторами всего мира. В конце 1950-х он познакомился с анимацией, первыми фильмами, которые он увидел, стали “Легенда о Белой Змее” Окабэ Кадзухико и “Снежная королева” Льва Атаманова. По словам Хаяо, после просмотра он сам загорелся идеей стать аниматором и начал тренироваться рисовать людей.

После окончания университета Миядзаки устроился на работу в студию Toei Animation фазовщиком — рисовал отдельные кадры. Там же он повстречался со своим, впоследствии, лучшим другом и единомышленником — Такахатой Исао. За время своей работы в Toei Animation Миядзаки выпустил несколько анимаций: “Кот в сапогах” (1969), “Корабль-призрак” (1969), “Животные на острове сокровищ” (1971) и другие.

В 1971 году Миядзаки и Такахата, а также их коллега Отабэ Еити, создали собственную студию, которая получила название A Pro. Миядзаки с друзьями решил экранизировать сказку Астрид Линдгрен “Пеппи Длинный чулок”, но проект не удался, так как владельцы авторских прав не дали согласия на экранизацию.

Вплоть до 1982 года Миядзаки работал на студиях TMS и Nippon Animation. На TMS он выступил сценаристом фильма “Большая панда и маленькая панда”, в качестве режиссера создал свой первый сериал “Конан — мальчик из будущего” (1978), на Nippon Animation выпустил полнометражный фильм “Люпен III: Замок Калиостро” (1979).

В 1982 году Хаяо решил отойти от работы над анимацией и начал рисовать мангу (японский комикс) “Навсикая из Долины Ветров” для журнала Animage. В 1983 году компания Tokuma Shoten, заметив эту работу, предложила Миядзаки экранизировать ее. В 1984 году фильм вышел на экраны и стал сенсацией в мире аниме.

Успех вдохновил Миядзаки, и в 1985 году он совместно с Такахатой Исао при поддержке Tokuma Shoten основал студию Ghibli. Год спустя на экраны вышел первый проект студии Ghibli — “Небесный замок Лапута” (1986). В дальнейшем Миядзаки выпустил анимационные фильмы “Мой сосед Тоторо” (1988), “Могила светлячков” (1988), “Ведьмина служба доставки”(1989), “Порко Россо”(1992), “Принцесса Мононокэ” (1997).

По окончании работы над “Принцессой Мононокэ” режиссер публично заявил, что уходит из анимации, однако впоследствии вновь вернулся на студию.

В 2001 году вышел в прокат фильм “Унесенные призраками”, за который Миядзаки был удостоен “Золотого медведя” на Берлинском кинофестивале и премии “Оскар”.

После “Унесенных” Миядзаки вновь заявил, что больше не будет заниматься режиссурой, и точно так же был вынужден вернуться через несколько лет, когда посреди работы над “Ходячим замком” (2004) проект неожиданно покинул режиссер Мамору Хосода. За свои технические достижения картина была номинирована на “Оскар” и получила награды в Венеции и Сиэтле.

В 2007 году Миядзаки выпустил новый фильм под названием “Рыбка Поньо на утесе”, позже он выступил сценаристом следующего фильма студии Ghibli — “Ариэтти”, который вышел в прокат в июле 2010 года.

В августе 2013 года вышла в свет картина Миядзаки “Ветер крепчает”. После премьеры фильма, которая прошла в рамках основного конкурса Венецианского кинофестиваля, президент студии Ghibli Коджи Хошино заявил, что “Ветер крепчает” станет последней работой мастера.

Позже на пресс-конференции в Японии Миядзаки сам публично объявил о завершении своей карьеры и уходе из мира полнометражной мультипликации, однако сообщил, что намерен заняться “тем, о чем давно мечтал”, не раскрыв при этом подробностей. В ноябре 2013 года стало известно, что Миядзаки собирается снять основанный на манге анимационный сериал про самураев.

Картина “Ветер крепчает” не только получила номинацию на премию “Оскар” в категории “лучший анимационный фильм”, но и стала лидером японского проката за 2013 год, заработав 12,02 миллиарда иен (около 120 миллионов долларов).

В 2014 году Хаяо Миядзаки был включен в “Зал славы научной фантастики и фэнтези” (Science Fiction and Fantasy Hall of Fame). В 2015 году был удостоен почетной премии “Оскар” за выдающиеся заслуги в кинематографе.

В июле 2015 года стало известно, что Миядзаки работает над первым в своей карьере мультфильмом с использованием компьютерной графики. Новая картина будет длиться около 10 минут. Ее представят публике предположительно через три года.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Благодаря своим анимационным фильмам Хаяо Миядзаки заработал два Оскара, несколько номинаций на самую престижную кинематографическую премию и бессчетное количество призов на кинофестивалях. Но он не слишком-то любит получать эти призы лично. Ездить по миру ради подтверждения собственного таланта, а не за вдохновением, — не для него. В 2014 году Миядзаки был включен в Зал славы научной фантастики. Его работы регулярно попадают в различные списки лучших мультфильмов «всех времен и народов». Но до сих пор для сказочника величайшим счастьем остается возможность рисовать собственными руками удивительные истории и рассказывать их детям. image Хаяо Миядзаки во время работы над мультфильмом «Ветер крепчает». Кадр из документального фильма «Царство грез и безумия». Хаяо Миядзаки родился 5 января 1941 года в Токио в разгар Второй Мировой войны. С раннего детства маленький Хаяо грезил небом. Его отец был директором фабрики Miyazaki Airplane, которая производила детали для самолетов. Тема полетов, порой на самых фантастических летательных аппаратах, красной нитью прошла сквозь все творчество Миядзаки — от «Небесного замка Лапута» через «Порко Россо» и «Ходячий замок», чтобы достигнуть кульминации в последней на сегодня работе режиссера «Ветер крепчает». Прототипами героев этого анимационного фильма — Дзиро и Наоко — в некоторой степени стали родители Миядзаки (главный герой по большей части списан с реального авиаконструктора Дзиро Хорикоси). Его мать страдала от туберкулеза позвоночника и большую часть детства Хаяо была прикована к постели. Повествование в мультфильме Миядзаки заканчивает в 1939 году — в самом начале войны и за два года до своего рождения. Кадр из мультфильма «Небесный замок Лапута». Кадры из мультфильмов: «Небесный замок Лапута», «Порко Россо», «Ходячий замок», «Ветер крепчает»: Хаяо Миядзаки и Исао Такахата.

3. Он не собирался становиться режиссером

Миядзаки пытался рисовать мангу еще во время учебы в школе. Но первой его серьезной графической работой стала «Навсикая из Долины Ветров». В 1982 году Миядзаки некоторое время сидел без дела и начал реализовывать скопившиеся у него многочисленные идеи, превратив их в комикс. Пост-апокалиптическая история о героической принцессе, защищающей мирную долину от войны за иссякающие природные ресурсы, выходила в журнале «Анимейдж». Изначальное соглашение с издателями запрещало Миядзаки экранизировать «Навсикаю», но популярность манги вынудила их просить аниматора снять по нему сериал. Миядзаки же был согласен только на полнометражный фильм. Работа над «Навсикаей» стала для него серьезным испытанием. После того, как фильм был готов, Миядзаки сказал: «Да, я снял фильм, но растерял всех своих друзей. Я не хочу такой жизни. Я хочу вернуться назад и снова работать аниматором». «Навсикая из Долины Ветров». На следующую картину — «Небесный замок Лапута» — его уговорил продюсер студии «Гибли» Тосио Судзуки. Но несмотря на «престижный» режиссерский статус, Хаяо Миядзаки всегда был прежде всего художником-аниматором. Он всегда сам создавал «сториборды» (доски с ключевыми кадрами мультфильма) для всех своих работ. А в июле 2015 года был заявлен выход манги «Ветер крепчает».

4. Он снова научил детей мечтать

В 1985 году Миядзаки и Такахата открыли собственную студию анимации Ghibli. Это необычное название стало очередным реверансом в сторону авиации: оно было позаимствовано у итальянского самолета Caproni Ca.309 Ghibli, который, в свою очередь, был назван арабским словом, означающим средиземноморский ветер сирокко. Именно в студии «Гибли» Миядзаки создал свои всемирно известные шедевры. 15 июля 2015 года студия отметила 30-летие со дня основания. Однако еще в 2014 году руководство студии заявило, что прекращает работать над полнометражными картинами, оставив лишь небольшую команду для работы над проектами Миядзаки, рекламными роликами и клипами. Но в студии также сообщили, что не исключают возможности сбора команды фрилансеров для работы над полным метром. Хаяо Миядзаки, говоря о своем детище, не раз признавался, что собственная студия позволила ему, наконец, начать снимать те фильмы, которые, как ему казалось, были так необходимы его зрителям. Он хотел снова научить детей мечтать, грезить о путешествиях и верить в чудеса. Безусловный успех его сказочных притч говорит о том, что ему это удалось. Работа над мультфильмом «Ветер крепчает».Кадры из документального фильма «Царство грез и безумия»:

5. В его картинах отдельную роль играет природа

Миядзаки не любит, когда его называют «японским Диснеем». И даже отдавая дань уважения работам американских аниматоров, он пеняет им на то, что природа у них выглядит слишком искусственной и фальшивой. Миядзаки сам признает, что манера описания природы — одна из отличительных особенностей мультфильмов студии «Гибли»: «Нам интересны отношения не только и не столько между людьми, мы всеми силами стремимся к тому, чтобы выразить в своем творчестве красоту всего мира в его целостности: взаимодействие пейзажа, климата, времени, солнечного света, растительности, воды, ветра — всех этих прекрасных вещей». Миядзаки всю жизнь любил путешествовать. В многочисленных поездках по миру он искал, прежде всего, натуру для своих картин. Из Уэльса он привез идеи для «Небесного замка Лапута» и «Ходячего замка» (снятого по мотивам романа валлийской писательницы Дианы Уинн Джонс). Интересно при этом то, что многие ландшафты из «Ходячего замка» Миядзаки «подсмотрел» во время путешествий по Казахстану и Эльзасу. Кадр из мультфильма «Ветер крепчает». Кадры из мультфильмов «Рыбка Поньо на утесе» и «Унесенные призраками»: Кадр из мультфильма «Ходячий замок».

  • «Принцесса Мононоке».
  • «Ветер крепчает».

6. У него не получается уйти в отставку

Мир вполне мог лишиться гениальных творений Миядзаки, обеспечивших ему всемирную известность и две награды Киноакадемии. В 1997 году, после выхода на экраны «Принцессы Мононоке» режиссер стал задумываться о том, чтобы отправиться на покой, в частности, потому что у него начало ухудшаться зрение. Но, по всей видимости, Миядзаки не привык сидеть без дела. Спустя четыре года он вдруг «выстрелил» потрясающей картиной «Унесенные призраками», за которую и получил первого «Оскара». В 2013 году, перед выходом мультфильма «Ветер крепчает» режиссер заявил, что это его последний мульфильм. После этого Миядзаки полностью посвятил себя работе в Музее «Гибли», где рисовал открытки и панели для тематических выставок. Однако в июле 2015 года режиссер сообщил, что работает над новым анимационным фильмом о гусенице Боро, в котором впервые применит 3-D-анимацию. Иллюстрация Миядзаки к «Щелкунчику» для тематической выставки в Музее «Гибли».

7. Он не любит получать награды

Миядзаки крайне редко посещает кинофестивали и церемонии награждения. Он почти никогда не бывает на пресс-конференциях, посвященные выходу его творений на экраны, и практически не дает интервью. Когда в 2001 году мультфильм «Унесенные призраками» получил премию «Оскар», режиссер не приехал его получать, выразив тем самым протест против войны в Ираке. В 2014 году Миядзаки все же почтил своим присутствием церемонию награждения Киноакадемии, чтобы получить свой приз за вклад в развитие кинематографа.

8. Его сын стал режиссером вопреки воле отца

У Хаяо Миядзаки двое сыновей: старший Кэнсукэ работает резчиком по дереву, а младший — Горо — признавался, что с детства мечтал создавать анимационные фильмы, но выучился на ландшафтного архитектора. Впервые он получил возможность поработать вместе с отцом в 2001 году во время строительства Музея «Гибли». Когда Горо получил предложение снять собственный анимационный фильм «Сказания Земноморья», Миядзаки был резко против. Он считал, что до роли режиссера нужно дорасти. Горо говорит: «Хаяо Миядзаки — гений, который не прекращает самосовершенствоваться. Я, наверное, никогда не смогу его превзойти. И вообще я думаю, что пытаться его превзойти бессмысленно». Сейчас Горо Миядзаки работает над собственным анимационным сериалом «Рони, дочь разбойника» по книге Астрид Линдгрен, уделяя особое внимание теме отношений отцов и детей.

Горо Миядзаки. Ниже — его эскизы к сериалу «Рони, дочь разбойника»:

Сам режиссер говорит, что за свою карьеру снял только один анимационный фильм, ориентированный на взрослую аудиторию, — «Ветер крепчает»: «Этот факт принес мне немало страданий. Мне очень трудно, почти невозможно, делать мультфильм, не представляя себе заранее лиц зрителей, для которых я его рисую. Обычно мне помогает детский сад студии „Гибли“, который находится рядом с моей рабочей студией: выйду на улицу, посмотрю на детей — и сразу понимаю, что нужно делать. А „Ветер крепчает“ — для кого-то другого, и я с этим кем-то не был знаком».

10. Он внимателен к деталям

Одна из особенностей, которая отличает работы Миядзаки, заключается в том, что в них нет «плоских» и однозначных персонажей. Они не бывают полностью положительными или отрицательными. Кальцифер из «Ходячего замка», несмотря на свою демоническую сущность и взрывной характер, довольно трогателен и заботлив. Злая ведьма Пустоши из этого же мультфильма вдруг превращается в дремлющую в кресле милую старенькую тетушку. А робкий и беспомощный Безликий призрак внезапно становится пожирающим все вокруг кровожадным хищником, а потом удивительным образом трансформируется обратно.

  • Демон Кальцифер. Кадр из мультфильма «Ходячий замок».
  • Тихиро и Безликий призрак. Кадр из мультфильма «Унесенные призраками».
  • Ведьма Пустоши. Кадр из мультфильма «Ходячий замок».
  • Кадр из мультфильма «Мой сосед Тоторо».

Посмотрев в детстве первый мультфильм, Миядзаки понял, что нельзя делать красивыми и детально прорисованными только главных героев. Поэтому ни один человек, появляющийся в его картинах, не появляется здесь для массовки. То же самое относится и к предметам, окружающим людей. Каждый из этих предметов находится именно там, где ему положено быть с точки зрения героев. Режиссер уделяет очень много внимания незначительным, казалось бы, мелочам. Обыденным деталям и повседневным, машинальным движениям персонажей. Он тщательно прорисовывает каждую колышущуюся под ветром травинку, рассеивающийся дым от сигареты, щетинки на щетке, которой героиня моет пол. Именно благодаря этим мелочам мультфильмы Миядзаки так интересно пересматривать снова и снова. Все дело в том, что каждый отдельный кадр режиссер превращает в завершенную картину. Хаяо Миядзаки не только сам рисует уже более полувека, но и вдохновляет других художников. По мотивам его образов делают татуировки и ремейки — например, в стиле Альфонса Мухи (фанарт пользователя marlboro с сайта pixiv): Заглавная иллюстрация: фанарт пользователя C3nmt с сайта Deviant Art с портретом Хаяо Миядзаки, собранным из персонажей его мультфильмов. Автор: Евгения Сидельникова

Хаяо Миядзаки (宮崎 駿, Miyazaki Hayao, род. 5 января 1941 года, Токио, Япония) является знаменитым режиссёром, создавший множество популярных аниме фильмов. Также он сооснователь анимационной студии «Ghibli», наравне с Исао Такахата и Тосио Судзуки. Некоторое время он оставался неизвестным на Западе, пока в 1997-м году не выпустил фильм «Принцесса Мононоке». Его следующий фильм, «Унесённые призраками», был награждён как первый аниме-фильм в истории, выигравший в Академии Наград. «Ходячий замок» и «Ветер крепчает» также были номинированы Академией Наград (в настоящее время) однако так её и не выиграли.

В фильмах Миядзаки встречаются схожие между собой темы, среди которых извечное противостояние между добром и злом, защита окружающей среды, и политика. Главными героями, как правило, выступают сильные и независимые девочки, или молодые женщины, и злодеи, обладающие неопределённым характером, и искупляющими качествами.

Он объявил что выходит на пенсию, сразу после выхода анимационного фильма, «Ветер крепчает». По его словам, он вышел на пенсию, чтобы можно было работать над «Ветер крепчает».

Биография

Анимационный стиль

Фильмография

Режиссёр

  • Конан, мальчик из будущего (сериал 1978 года)
  • Замок Калиостро (фильм 1979 года)
  • Навсикая из долины ветров (фильм 1984 года)
  • Небесный замок Лапута (фильм 1986 года)
  • Мой сосед Тоторо (фильм 1988 года)
  • Ведьмина служба доставки (фильм 1989 года)
  • Порко Россо (фильм 1992 года)
  • На старт! (музыкальное видео 1995 года)
  • Принцесса Мононоке (фильм 1997 года)
  • Унесённые призраками (фильм 2001 года)
  • Охота на кита (короткометражный фильм сделанный по заказу Музея Студии Ghibli 2001 года)
  • Великий день Коро (короткометражный фильм сделанный по заказу Музея Студии Ghibli 2001 года)
  • Мэй и Котобусёнок (короткометражный фильм сделанный по заказу Музея Студии Ghibli 2002 года)
  • Ходячий замок (фильм 2004 года)
  • Рыбка Поньо на утёсе (фильм 2008 года)
  • Ветер крепчает (фильм 2014 года)
  • Как вы поживаете? (в разработке)

Продюсер

  • Ведьмина служба доставки (фильм 1989 года)
  • Ещё вчера (фильм 1991 года)
  • Война тануки в периоды Хэйсей и Пом Поко (фильм 1994 года)
  • Шёпот сердца (фильм 1995 года)
  • Возвращение кота (фильм 2002 года)
  • Ходячий замок (фильм 2004 года)

Сценарист

  • Панда большая и панда маленькая (фильм 1972 года)
  • Панда большая и панда маленькая – Цирк под дождём (короткометражный фильм 1973 года)
  • Сестра Кусакабе (35 минутный короткометражный фильм 1974, года)
  • Замок Калиостро (фильм 1979 года)
  • Навсикая из долины ветров (фильм 1984 года) (Манга) (Оператор)
  • Небесный замок Лапута (фильм 1986 года) (Сюжет) (Оператор)
  • Мой сосед Тоторо (фильм 1988 года)
  • Ведьмина служба доставки (фильм 1989 года) (Оператор)
  • Порко Россо (фильм 1992 года) (Сюжет) (Оператор)
  • На старт! (музыкальное видео 1995 года) (Сценарист)
  • Шёпот сердца (фильм 1995 года) (Оператор)
  • Принцесса Мононоке (фильм 1997 года) (Оператор)
  • Унесённые призраками (фильм 2001 года) (Сюжет) (Оператор)
  • Охота на кита (короткометражный фильм сделанный по заказу Музея Студии Ghibli 2001 года)
  • Великий день Коро (короткометражный фильм сделанный по заказу Музея Студии Ghibli 2001 года)
  • Мэй и Котобусёнок (короткометражный фильм сделанный по заказу Музея Студии Ghibli 2002 года)
  • Ходячий замок (фильм 2004 года) (Оператор)
  • Рыбка Поньо на утёсе (фильм 2008 года) (Идея) (Оператор)

Художественный руководитель

  • Принц севера (фильм 1968 года) (Дизайнер сцен)
  • Конан, мальчик из будущего (сериал 1978 года) (Художник раскадровок)
  • Мой сосед Тоторо (фильм 1988 года) (Художник раскадровок)
  • Шёпот сердца (фильм 1995 года) (Художник раскадровок)

Анимационный руководитель

  • Принц севера (фильм 1968 года) (Аниматор)
  • Конан, мальчик из будущего (сериал 1978 года) (Дизайнер персонажей)
  • Замок Калиостро (фильм 1979 года) (Дизайнер персонажей)

Редактор

  • Небесный замок Лапута (фильм 1986 года)
  • Порко Россо (фильм 1992 года)
  • Принцесса Мононоке (фильм 1997 года)
  • Рыбка Поньо на утёсе (фильм 2008 года)

Саундтрек

  • Рыбка Поньо на утёсе (фильм 2008 года) (Сценарий: Рыбка Поньо на утёсе)

Работа в составе

  • Панда большая и панда маленькая (фильм 1972 года) (Дизайнер скринов)
  • Конан, мальчик из будущего (сериал 1984 года) (Режиссёр: Архива футажей)
  • Война тануки в периоды Хэйсей и Пом Поко (фильм 1994 года) (Планировщик)
  • Возвращение кота (фильм 2002 года) ( Концептуальный Проектировщик)

Актёр

  • Мэй и Котобусёнок (короткометражный фильм сделанный по заказу Музея Студии Ghibli 2002 года) – Нэко Батян

Собственное

  • Арты “Унесённые призраками” (видео 2003 года)
  • Принцесса Мононоке: Создание Властелинов миров (видео 2004 года)

Личная жизнь

Реальные люди
Основатели Хаяо Миядзаки  •  Тосио Судзуки  •  Исао Такахата
Прочие Сё Хисаиси  •  Катсуя Кондё  •  Ёсифуми Кондё  •  Китароу Кёсака  •  Горо Миядзаки  •  Ёсиаки Нисимура  •  Казуо Ога  •  Ясуо Ётсука  •  Ёсинори Канада  •  Хиромаса Ёнебаяси

Толкование

Миядзаки, Хаяо
Хаяо Миядзаки
яп. 宮崎 駿
Рождение

5 января 1941(1941-01-05) (71 год)

Место рождения

Токио, Япония

Гражданство

 Япония

Направление

мультипликатор, мангака, дизайнер персонажей

Псевдоним(ы)

Сабуро Акицу яп. 秋津 三朗 Цутому Тэруки яп. 照樹務

Известные работы

«Навсикая из Долины Ветров», «Небесный замок Лапута», «Мой сосед Тоторо», «Ведьмина служба доставки», «Порко Россо», «Принцесса Мононоке», «Унесённые призраками», «Ходячий замок», «Рыбка Поньо на утёсе»

Награды

Премия «Оскар», премия Берлинского кинофестиваля («Унесённые призраками»)

Официальный сайт

Хая́о Миядза́ки (яп. 宮崎 駿 Миядзаки Хаяо , род. 5 января 1941(19410105), Токио) — японский режиссёр-аниматор. Вместе с Исао Такахатой основал анимационную студию — «Студию Гибли».

Некоторые свои произведения Миядзаки выпускал под псевдонимами Сабуро Акицу (яп. 秋津 三朗 Акицу Сабуро:) или Тэрэкому (яп. 照樹務[1]).

Биография

Родился в городе Акэбоно-тё, расположенном в одном из 23 специальных районов префектуры Токио — Бункё-ку, был вторым из четырёх братьев. Отец, Кацудзи Миядзаки, во время войны был директором Миядзаки Эйрплейн, фабрики по изготовлению деталей к самолётам A6M Zero. Хозяином фабрики был брат отца. Мать страдала туберкулёзом позвоночника. В период с 1947 по 1955 она часто находилась в различных больницах, из-за чего семье приходилось много переезжать. Будучи в последнем классе старшей школы Тоётама, увидел в кино анимационный фильм «Хякудзядэн» (англ.)русск. («Легенда о белой змее»). По его собственным словам, именно с этого момента он твёрдо решил стать аниматором.

В 1963 закончил престижный Университет Гакусюин, факультет политики и экономики. В университете входил в клуб по изучению детской литературы. В этом клубе изучались, в основном, западные детские книги. В апреле 1963 получил работу фазовщика в Toei Animation. К 1964 года стал председателем профсоюза.

В октябре 1965 женился на коллеге Акэми Ота (фр.)русск.. Двое сыновей: Горо и Кэнсукэ. Первый против воли отца[2] снял анимационный фильм «Сказания Земноморья», второй — резчик по дереву, одна из его работ использована в «Шёпоте сердца».

Творчество

Миядзаки создал или участвовал в создании множества полнометражных аниме. Кроме того, он автор нескольких манг. В Японии фильмы Миядзаки имели огромные кассовые сборы и встретили большой успех у критиков. Фильм «Унесённые призраками» стал самым прибыльным фильмом в Японии за всю историю, «Принцесса Мононокэ» и «Ходячий замок» также имели огромный успех. Несмотря на это, до выхода в 2002 году фильма «Унесённые призраками» за пределами Японии Миядзаки был известен мало. Многие его фильмы посвящены теме взаимоотношений человечества с природой и технологиями.

В одном из своих интервью на вопрос «кем из режиссеров вы восхищаетесь» Хаяо Миядзаки ответил, что считает Юрия Норштейна (автора мультфильма «Ёжик в тумане») замечательным художником[3].

Манга и другие графические работы

Полезное

Смотреть что такое “Миядзаки, Хаяо” в других словарях:

  • Миядзаки Хаяо — Хаяо Миядзаки Дата рождения 5 января 1941(19410105) г. Токио Национальность …   Википедия

  • МИЯДЗАКИ Хаяо — (Hayao Miyazaki) (р. 5 января 1941, Токио), японский мультипликатор, один из крупнейших режиссеров в истории анимационного кино. Во время войны родители Хаяо бежали из Токио от американских бомбардировок и обосновались в Уцуномии городе в ста… …   Энциклопедический словарь

  • МИЯДЗАКИ Хаяо — (Hayao Miyazaki) (р. 5 января 1941, Токио), японский мультипликатор, один из крупнейших режиссеров в истории анимационного кино. Во время войны родители Хаяо бежали из Токио от американских бомбардировок и обосновались в Уцуномии городе в ста… …   Энциклопедия кино

  • Хаяо Миядзаки — Дата рождения 5 января 1941(19410105) г. Токио Национальность …   Википедия

  • Миядзаки Х. — Хаяо Миядзаки Дата рождения 5 января 1941(19410105) г. Токио Национальность …   Википедия

  • Миядзаки — (яп. 宮崎?, букв. «храмовый мыс»[1])  японская фамилия. Распространена по всей Японии. Возможно, такую фамилию брали некоторые жители префектуры Миядзаки.[1] Персоналии: Миядзаки, Аой  японская актриса и модель. Миядзаки, Горо … …   Википедия

  • Миядзаки Хайао — (р. 1941) режиссёр мультипликатор. Вместе с Исао Такахатой основал анимационную студию Студию Гибли . Автор полнометражных анимэ и нескольких манга. Хаяо Миядзаки родился 5 января 1941 г. Его детство пришлось на тяжелые военные и послевоенные… …   Вся Япония

  • Миядзаки, Горо — Горо Миядзаки Дата рождения: 21 января 1967(1967 01 21) (45 лет) Место рождения …   Википедия

  • Миядзаки Горо — Горо Миядзаки Дата рождения: 21 января 1967 Место рождения: Токио, Япония Гражданство …   Википедия

  • Миязаки — Миядзаки  японская фамилия Миядзаки, Хаяо  японский режиссёр аниме Миядзаки, Горо  японский режиссер аниме, сын Хаяо Миядзаки Миядзаки, Цутому  японский серийный убийца Миядзаки, Аой  японская актриса и модель География: Миядзаки (префектура)… …   Википедия

Перейти к навигации Перейти к поиску

Lukomore Старое обсуждение

Современная жизнь такая зыбкая, поверхностная и фальшивая. Я жду, когда предприятия обанкротятся, Япония обеднеет и зарастет дикой травой.

Хаяо Миядзаки

image

Миядзаки Хаяо (jp. 宮崎駿, англ. Miyazaki Hayao) — самый известный аниме-режиссёр современности, практически живой Б-г аниме на нашей грешной планете. Его имя знакомо поклонникам анимации по всему миру, да и не только им. Его фильмы получили немало престижных международных премий и неизменно входят во всевозможные списки лучших аниме в истории. Кто бы ни просил посоветовать хороший полнометражный фильм, аниме для детей или скептически настроенных родителей, отвечают им всегда одно и то же — смотреть работы Миядзаки.

Биография[править]

image О Хаяо Миядзаки и его творчестве

В детстве будущий классик и не мечтал стать аниматором. Несмотря на тяжелое военное время, семья его жила относительно нормально: дядя был владельцем, а отец — директором целого авиационного завода. Огромные летающие вундервафли завораживали Миядзаки, он очень часто рисовал их. Но сами ужасы войны не коснулись семьи будущего аниматора, его мать несколько лет была обладательницей туберкулеза.

Бурный рост популярности японских комиксов — манги, пришелся на школьные годы Хаяо Миядзаки. Поначалу он тоже хотел рисовать комиксы, но таки быстро понял, что анима ему ближе, когда увидел «Легенду о белой змее» — первый цветной полнометражный мультфильм. Чтобы стать аниматором, Хаяо пришлось самоучкой научиться вырезать рисовать людей, ведь раньше он имел дело только с самолетами и военными кораблями. Однако при этом его высшее образование не имело ничего общего с мультфильмами: он окончил престижный токийский университет политологом-экономистом, где лишь состоял в клубе по изучению детской литературы — в те времена оно было ближе всего к клубу аниме и манги. Кстати, именно в Гакусюине он невозбранно увлёкся идеями марксизма-ленинизма, но даже это помочь ему в создании анимации, как ни странно, никак не смогло. А жаль.

Поэтому, закончив образование в 1963 году, Хаяо пошел работать на ту самую студию Toei Animation, где после трех месяцев обучения стал заниматься рисовкой промежуточных кадров. Первым фильмом, над которым Миядзаки довелось работать, был «Wan Wan Chuushingura». Следующей его поделкой стал первый телесериал студии «Кэн — мальчик-волк».

1964 год принес Миядзаки два судьбоносых знакомства: он встретил художницу-аниматора Акеми Оту, будущую жену, а с молодым режиссёром Исао Такахатой его объединило общее дело: Миядзаки стал секретарем Профсоюза аниматоров, где Такахата уже был замом председателя. Через 4 года вышла их первая совместная работа — полнометражный «Принц Севера». Фильм снискал немалую популярность, выгодно отличаясь от картин того времени серьезным сюжетом и глубоким социальным подтекстом. Однако руководству студии фильм о храбром мальчике, освобождающем родной край от прихвостней злого демона, понравился куда меньше. Ребяткам стало тесно в рамках развлекательного кино, и вскоре они свалили на студию A Pro. Но перед этим Миядзаки поработал ведущим аниматором двух хитов международного кинопроката: «Летающий корабль-призрак» и «Кот в сапогах».

В 1973 году друзья перешли на студию Zuiyo Enterprise, где участвовали в создании телесериалов по мотивам классической зарубежной литературы — «Театр мировых шедевров». Миядзаки стал аниматором шести первых сериалов цикла.

К 1978 году начался показ сериала «Конан — мальчик из будущего», где начинают прослеживаться основные темы будущих работ Миядзаки: постапокалиптический мир, причудливые летательные аппараты, маленькая, но храбрая главная героиня и спешащий ей на выручку герой. Последней телевизионной работой Хаяо стал сериал «Великий детектив Холмс», в котором герои Конан Дойла изображены в виде Canis erectus.

Но еще в 1982 году начался выпуск первой манги Хаяо Миядзаки — «Навсикая из Долины ветров» (именем главная героиня обязана древнегреческой Ναυσῐκάα). Экологический роман в картинках стал популярен, и вскоре издатели решили снять фильм по его мотивам, что в итоге вылилось в экологическое одноимённое аниме и студию Ghibli. Побочным продуктом стал Дзё Хисаиси — музыкой к Навсикае он как добавил тонны ви́на к фильму, так и популяризовал сам себя. Теперь он известнейший японский композитор, а в знак благодарности написал музыку ко всем дальнейшим произведениям Миядзаки.

Своя студия[править]

imageimage Прощаяй, Гибли…

Ghibli (jp. スタジオジブリ, рус. Гибли) — фошыстский самолёт и «нежный ветер» на мунспике. А по совместительству — собственная блэкжекнутая студия мастера, выпускающая зачем-то только винрарные аниме. Хаяо ей — отец, мать и император.

Его коллега Исао Такахата — менее известный, но не менее выдающийся аниме-режиссёр, в своём творчестве охватывающий темы от весёлой и беззаботной сельской жизни, семейных ситкомов до апокалиптического пиздеца времён 1945-го, со сгорающими заживо взрослыми и умирающими от голода детьми.

Появилась студия после грандиозного успеха «Навсикаи». Первым фильмом студии стал «Небесный замок Лапута». Его героине, девочке Шиите, таки придётся зачем-то спасти мир от войны. Фильм продолжает многие темы «Навсикаи», но в нём затронуты теперь уже социальные и политические проблемы. Мегахитом как «Навсикая…» фильм не стал, но окупился и получил хорошие отзывы. Следующая работа, полнометражный «Мой сосед Тоторо» о дружбе детей и лесных духов-зверушек завоевал любовь и популярность, а сам Тоторо стал символом Ghibli.

Кроме Тоторо, на студии Гибли было снято до сегодняшнего момента ещё 17 аниме, в том числе и «Унесённые призраками», являющийся, пожалуй, самой известной работой Миядзаки, и одним из самых известных аниме в целом. Это единственное на 2013 год аниме, получившее премию «Оскар». Кроме того, приключения Тихиро собрали кучу положительных отзывов, открыли для некоторых творчество Миядзаки и заработали 275 миллионов баксов в прокате.

Творчество[править]

Из интервью с Миядзаки
  • Из принципа не приемлет ленивую анимацию, анимешные штампы и «большеглазый» дизайн персонажей. Как и в своё время Сатоси Кон, люто ненавидит эскапизм и фетешизацию, однако, не до таких контр-культурных масштабов как Кон, ибо Миядзаки — всё-таки мейнстримный автор. Не в последнюю очередь из-за того, что Хаяо идеализирует возможность поражать воображение с помощью сил анимации, а также презирает авторов, которые дрочат на свои фетешизированные фантазии вместо вдохновения реальной жизнью и богатством её нюансов.
  • Крайне скептически относится к романтике как к «обязательной» части молодёжного произведения, вместо этого предпочитая либо делать персонажей разного пола друзьями и товарищами, либо сводить всё к подтекстам или вообще резкой смене положения под конец. Это, конечно, не мешает другим режиссёрам Гибли или даже его собственному сыну пилить довольно кричаще ванильные романтические или около-романтические фильмы.
  • Редкий пример феминиста здорового человека: на протяжении всей своей карьеры отстаивает использование женских персонажей как самостоятельных протагонистов и примеров для подражания, а не сексуализированных тёлок с большой грудью или пропагандистких Мэри Сью. Как несложно догадаться, это одна из причин его хейта формальной романтики и моэшности.
  • Главные герои Миядзаки в 90% случаев — юные человеческие самки с короткой стрижкой и эпичные боевые летающие вундервафли.
  • Основные мотивы его аниме и манги: экология, ответственность, полёт.
  • В аниме, которые сам Маэстро позиционирует, как «для детей», имеют место быть OVER 9000 пущенных в расход человеков и не менее разумных существ. А вот в «Порко Россо», которое сам Мэтр считает произведением для взрослых, никаких убийств нет. Что как бы говорит нам, что Маэстро сродни Уолту Диснею, который детей недолюбливал.
  • Озвучивает персонажей в собственных мультфильмах: соббссна Тоторо, пирата-механика в Лапуте, кота-с-гармошкой в Возвращении кота и прочих. Также если присмотреться, все эти персонажи обнаруживают немалое сходство с режиссёром ИРЛ.
  • Уделяет поистине маниакальное внимание анимации жидкостей и субстанций, поэтому в фильмах всегда присутствует вода, и чуть реже слизь, блевота и прочие вкусности.
  • Невероятно доставил финальным боссом в манге Навсикая — коим оказался (спойлер: древний сервер постройки XXI века, содержащий коллективную личность современного нам анонимуса. Сервер учил людей будущего плохому (да-да!), за что и был покаран.)

Фильмография[править]

Осторожно, спискота.  Режиссёр, сценарист, раскадровщик:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий