Биография Имама Шамиля

Биография

Шамиль является выдающейся фигурой XIX века. Предводитель воинственных горцев и вдохновитель освободительного сопротивления, в середине столетия он был признан имамом государства, в состав которого входили Дагестан, Черкессия и Чечня. Во имя независимости подконтрольных территорий правитель участвовал в войнах с Российской империей, но в итоге покорился Александру II. Он с гордостью и честью принял поражение. За это его считает героем многонациональный кавказский народ.

Детство и юность

Шамиль родился летом 1797 года в селе Гимры, относившемся к территории Дагестана. По преданию, он был потомком Кумык Амир-Хана, известного сына тюркского народа. Отсюда появился вывод, что имам по национальности кумык.

В письменных источниках уточняется, что лидер горцев был сыном аварско-кумыкского кузнеца Денгава-Магомеда, принадлежавшего к благородному сословию, и дочери кумыкского или аварского бека Баху-Меседы. По традиции родители назвали сына в честь предка — Али, но потом изменили решение и дали имя дяди по женской линии.

image
Шамиль и Байсангур Беноевский / Фото: Uludagsozluk

В детстве герой Кавказа отличался живым характером и подвижностью. Также в воспоминаниях современников сохранился образ любознательного и своенравного ребенка.

В юном возрасте энергия была направлена в нужное русло, а именно на занятия гимнастикой, фехтованием и другими физическими упражнениями. Параллельно под началом Джамалуддина Казикумухского формировались мировоззрение и духовный облик Шамиля. Зрелой личностью, знавшей Священное Писание мусульман, грамматику, риторику, логику, арабский язык вместе с основами законоведения и философии, уроженец Дагестана стал к 20 годам.

Боевое крещение горец прошел в Кавказской войне, когда армия Российской империи атаковала родное селение. В ходе атаки погиб наставник и другие достойные люди. Будущему лидеру, тяжело раненному, чудом удалось бежать.

Правление

Предпосылками к началу правления на Кавказе стали ожесточенные бои с войсками российского императора на территории Чечни и Дагестана. Александр II хотел покорить кавказские народы, но Шамиль вместе с деятелями освободительного движения Ташевом-Хаджи и Уди-Муллой и вооруженными горцами отстаивал независимость и сдерживал напор.

Ситуация была нестабильной, то одна, то другая сторона терпели поражения. Тем не менее уроженец Гимры имел вес в местном обществе. Такое положение вещей присутствовало в первой половине 1830-х годов.

Положение ухудшилось после штурма крепости на горе Ахульго — Шамиля вынудили пойти на переговоры и поклясться в преданности Александру II. В заложниках у императора оказался старший сын горца Джамалуддин.

Несмотря на жертву, один из основных военачальников Кавказа не планировал держать слово и бежал из осады. Он начал заручаться поддержкой военачальников из разных областей, в том числе Исы Гендаргеноевского. Весной 1840-го состоялось собрание, в ходе которого Шамиля провозгласили имамом Дагестана и Чечни.

Получив официальный статус, отец, отправивший в плен к врагам ребенка, занялся объединением представителей разных национальностей. Ему удалось организовать аварцев, андийцев, джамаатов и прочих и на основе Священного Корана ввести новый жизненный уклад.

Военные действия в это время не прекращались, победы укрепляли авторитет имама. В сражениях с подданными русского императора были взяты небольшие селения, крепости в Аварии. После операции в Алазанской долине на пленников был обменен заложник-сын.

image
Шамиль и его наибы / Фото: Gazavat

В конце 1850-х в Российской империи обсуждали возможность сведения на нет столкновений с горцами, однако не все генералы это поддерживали. Александр Барятинский собирался за пару месяцев раздавить имамат силами армии, но кавказский правитель сделал этот план неосуществимым.

Шамиль осознавал, что ранее брошенные слова наместника Николая Николаевича Муравьева-Карского о мире ничего не значат, и стал готовиться к новым баталиям. Положение армии горцев осложнилось предательствами в рядах советников-наибов, часть переходили на сторону русских, а часть сдавались в плен.

В итоге летом 1958-го имам, которому верными остались немногие, включая полководца Байсангура Беноевского, потерпел ряд поражений и потерял ключевые оборонительные пункты. Барятинский выдвинул ультиматум о сдаче оружия, обещая прощение правителю и членам семьи.

Принять решение о капитуляции было непросто, но правитель Кавказа это сделал. Имам вместе с семьей и четырьмя десятками приближенных прибыл в имперский лагерь. Спустя время в городе Чугуеве состоялась встреча с Александром II.

Правители выразили взаимное уважение, после чего Шамиль узнал о своей участи. Он должен был оставаться в России под присмотром военных приставов с правом на пенсию и прием гостей.

Личная жизнь

О личной жизни Шамиля известно немного. У имама было семь жен и 16 детей. По исламской традиции женщины выполняли разные функции. Дочери становились помощницами по хозяйству, а сыновья — приближенными отца.

Из-за военной обстановки состав семьи уроженца Дагестана не был постоянным. Супруги по причине смерти сменяли друг друга. Представители младшего поколения также не все дожили до совершеннолетия. Часть потомков погибла в ходе боев.

Дольше других при Шамиле оставалась Патимат, мать первенца Джамалудина и защитника резиденции в Ведено Гази-Мухаммада, Загидат, дочь духовного деятеля и учителя Джамалуддина Кази-Кумухского, и аварка из селения Гимры Патимат.

Смерть

С разрешения императора Александра II зимой 1869-го Шамиль совершил паломничество, начавшееся в Турции. После посещения мечетей Стамбула имам присутствовал на открытии навигации на Суэцком канале. Конечной точкой стала Саудовская Аравия — священная для мусульман земля.

Трейлер фильма «Имам Шамиль. Осада Ахульго»

В 1970-м, совершив хадж на Аравийском полуострове, бывший предводитель горцев прибыл в Лучезарную Медину. В феврале 1871 года имама настигла смерть от неизвестных причин.

Интересные факты

  1. Биография Шамиля интересовала не только историков, но и деятелей искусства. Образ имама использовался литераторами и кинематографистами. Предводитель горцев стал героем книги Шапи Казиева «Имам Шамиль», а также фильмов «Белый дьявол», «Шамиль. Рай под тенью сабель», «Имам Шамиль. Осада Ахульго», «Аманат» и других.
  2. Именем Шамиля назван ряд географических объектов: район в Дагестане, улицы в Хасавюрте, Сухуме, Стамбуле и других городах мира, а также проспекты в Кизилюрте и Махачкале. Помимо этого, сохранился дом в Калуге, где выходец из Дагестана жил в 1850–1860-х годах.
  3. Шамиль был запечатлен фотографом-любителем Иваном Григорьевичем Ностицем, участником Кавказской войны. Снимок сохранился до сегодняшних дней.

Имам Шамиль – известный предводитель кавказских горцев, который вел активную деятельность во второй четверти XIX века. В 1834 году его официально признали имамом Северо-Кавказского имамата, которое считалось теократическим государством. Располагалось оно на территории современных Чечни и западной части Дагестана. Считается национальным героем народов Северного Кавказа.

Происхождение Шамиля

Имам Шамиль по происхождению авариец. Его отец был кузнецом, а мать дочерью аварского бека. Он появился на свет в 1797 году в небольшом селении Гимры на территории современного западного Дагестана. Назвали его Али в честь деда.

В маленьком возрасте будущий имам Шамиль был очень болезненным ребенком. Поэтому родители, чтобы защитить его от напастей, решили дать ему еще одно имя – Шамиль, что в дословном переводе означает “Услышанный богом”. Так звали брата его матери.

Детство героя

Случайно это произошло или нет, но, получив новое имя, Шамиль вскоре поправился, начал поражать всех окружающих своим здоровьем, силой и энергией.

В детстве он при этом был очень живым и резвым ребенком, часто попадался на шалостях, но редко какие-то из них были нацелены на вред кому-нибудь. Про Шамиля часто говорили, что внешне он отличался очень угрюмой наружностью, сильной волей, небывалой любознательностью, властолюбием и весьма гордым нравом.

Был очень спортивным ребенком, увлекался гимнастикой, например, мало кто мог его догнать на бегу. Многие отмечали его силу и отвагу. Поэтому понятны его увлечения фехтованием, пристрастие к холодному оружию, особенно к популярным на Кавказе шашкам и кинжалам. В подростковом возрасте он настолько закалил свой организм, что в любую погоду, даже зимой, появлялся с открытой грудью и босиком. Такая цитата имама Шамиля хорошо его характеризует:

Боишься – не говори, сказал – не бойся.

Его первым наставником считается друг детства Адиль-Мухаммад, который родился в городке Гимры. На протяжении многих лет они были неразлучны. К 20 годам Шамиль окончил курсы логики, грамматики, арабского языка, риторики, законоведения и даже высшей философии. Его образованию позавидовали многие его современники.

Увлечение “священной войной”

Проповеди, которые читал Гази-Мухаммад, в конце концов, увлекли и будущего имама Шамиля. Он оторвался от книг, из которых черпал знания, увлекся мюридизмом, который в то время начал быстро распространяться. Название этого учения происходило от слова “мюрид”, которое в дословном переводе означает “ищущий путь к спасению”. В обрядах и учениях мюридизм при этом мало чем отличался от классического ислама.

В 1832 году Шамиль принимал участие в Кавказской войне, что стало вполне ожидаемым в связи с его увлечениями. Вместе с Гази-Мухаммадом он оказался в осажденном русскими войсками селении Гимры. Операцией руководил генерал Вельяминов. Герой нашей статьи был тяжело ранен, но все же сумел пробиться сквозь осаждающих. При этом Гази-Мухаммад, который первым бросился в атаку, поведя за собой войска, был убит. Цитаты имама Шамиля воспроизводятся до сих пор многими его фанатами и последователями. Например, это, одно из первых сражений в своей карьере, он описал так:

Кази-Магомед сказал Шамилю: «Здесь нас всех перебьют, и мы погибнем, не сделав вреда неверным, лучше выйдем и умрем, пробиваясь». С этими словами он, надвинув на глаза папаху, бросился из дверей. Только что он выбежал из башни, как солдат ударил его в затылок камнем. Кази-Магомед упал и тут же был заколот штыками. Шамиль, видя, что против дверей стояли два солдата с прицеленными ружьями, в одно мгновение прыгнул из дверей и очутился сзади обоих. Солдаты тотчас повернулись к нему, но Шамиль изрубил их. Третий солдат побежал от него, но он догнал и убил его. В это время четвертый солдат воткнул ему в грудь штык, так что конец вошел ему в спину. Шамиль схватив правою рукою дуло ружья, левою изрубил солдата (он был левша), выдернул штык и, зажав рану, начал рубить в обе стороны, но никого не убил, потому что солдаты от него отбегали, пораженные его отвагой, а стрелять боялись, чтобы не ранить своих, окружавших Шамиля.

Тело убитого имама было перевезено в Тарки, чтобы избежать новых возмущений (это места в районе современной Махачкалы). Территория контролировалась русскими войсками. Шамиль сумел встретиться со своей сестрой, предположительно из-за этого он так взволновался, что вскрылась свежая рана. Некоторые из окружающих посчитали его при смерти, поэтому новым имамом его выбирать не стали. На это место был назначен его сподвижник по имени Гамзат-бек Гоцатлинский.

Через два года в ходе Кавказской войны горцам удалось одержать несколько знаковых побед. Например, был взят Хунзах. Но уже в 1839 году их постигло тяжелое разгромное поражение при Ахульго. Шамиль после этого покинул Дагестан, он был вынужден срочно перебираться в Чечню, где некоторое время жил в селении Гуш-Корт.

Съезд чеченского народа

В 1840 году Шамиль принимает участие в съезде чеченского народа. Для этого он прибывает в Урус-Марта, куда его приглашает Иса Гендаргеноевский. Там предварительно проходит съезд чеченских военачальников.

А уже на следующий день на съезде чеченского народа его выбирают имамом Чечни и Дагестана. В краткой биографии имама Шамиля этот факт обязательно упоминается, являясь одним из ключевых. Будущий герой кавказского народа становится третьим имамом. Своей главной задачей он ставит объединение горцев, при этом продолжает вести борьбу против российских войск, которые, как правило, превосходят дагестанцев и чеченцев количественно, да и вооружение с обмундированием у них более качественное.

От предыдущего имама Дагестана Шамиль отличается военным талантом, неторопливостью и расчетливостью, у него проявляются организаторские способности, а также настойчивость, выдержка, умение выбирать момент для удара.

Своей харизмой ему удавалось поднимать и воодушевлять горцев на борьбу, в то же время принуждая подчиняться своей власти, которая распространялась на внутренние дела практически всех подвластных общин. Последний момент был особенно непривычен для дагестанцев и чеченцев, воспринимался он не просто, но Шамиль с ним справлялся.

Власть Шамиля

Одно из главных достижений в биографии имама Шамиля заключается в том, что ему удалось объединить под своей властью практически все общества западного Дагестана и Чечни. Он опирался на учение ислама, повествующее о “священной войне” против неверных, которых называли газавате. Сюда же он включал требования бороться за независимость, объединяя разрозненные по всем районам общины горцев.

В биографии имама Шамиля не раз отмечалось, что для достижения своей конечной цели он стремился упразднить учреждения и обычаи, многие из которых были основаны на вековых обычаях, называемых в тех местах адатом.

Еще одна заслуга имама Шамиля, в краткой биографии, которая есть в этой статье, это подчеркивается особо, это подчинение и общественной, и частной жизни горцев шариату. То есть в их обиход вошли исламские предписания, основанные на священных текстах Корана, а также исламских предписаниях, применяемых в мусульманском судопроизводстве. Имя Шамиля напрямую ассоциировалось у горцев со “временем шариата”, а когда его не стало, стали говорить, что произошло “падение шариата”.

Система управления горцами

Рассказывая о биографии имама Шамиля, нужно сделать акцент на том, как он организовал систему управления. Все подчинялось ему через военно-административную систему, которая была основана на стране, разделенной на округа. При этом каждый из них непосредственно управлялся наибом, который имел право принимать ключевые решения.

Для осуществления правосудия в каждом из районов был кади, назначаемый муфтием. При этом самим наибам строго запрещалось решать любые дела по шариату, это было ведомство, исключительно подведомственное кади или муфтию.

Каждые четыре наибства объединялись в мюриды. Правда, в последнее десятилетие своего правления Шамиль был вынужден отказаться от такой системы. Причиной тому стали начавшиеся распри между амирами джамаата и наибами. Помощникам наибов часто поручали самые важные и ответственные дела, ведь именно они считались преданными “священной войне” и очень мужественными людьми.

Их общее число было окончательно не установлено, но в то же время 120 из них обязательно подчинялись так называемому сотнику, входили в почетную страду самого Шамиля. И днем, и ночью находились при нем, сопровождая во всех поездках и на всех встречах.

Все должностные лица без исключения беспрекословно подчинялись имаму, любое ослушание или проступки были чреваты строгими выговорами. Они могли даже закончиться арестами, разжалованиями, телесными наказаниями плетьми. От этого избавлялись только наибы и мюриды.

В управлении, выстроенном имамом Шамилем, в биографии этого героя кавказского народа это описано, военную службу были обязаны нести все мужчины, способные носить оружие. При этом они делились на отряды до 10 и 100 человек. Соответственно, они были под руководством десятских и сотников, которые, в свою очередь, напрямую подчинялись уже наибам.

В самом конце своего правления Шамиль несколько изменил систему управления армией. Появились полки, насчитывавшие тысячу человек. Они уже делились на более мелкие отряды.

Артиллерия Шамиля

Среди персональной охраны Шамиля были польские кавалеристы, которые раньше воевали на стороне русской армии. У горцев была своя артиллерия, которой руководил, как правило, польский офицер.

Некоторые селения, которые сильнее остальных пострадали от вторжения и обстрелов русских войск, избавлялись от воинской повинности. Это было исключение. Взамен они были обязаны поставлять селитру, серу, соль и другие необходимые составляющие для ведения успешных боевых действий.

При этом максимальная численность войска Шамиля в отдельные времена достигала 30 000 человек. К 1842 году у горцев появилась постоянная артиллерия, которая была составлена из брошенных или трофейных пушек, принадлежавших ранее русским войскам. За счет этого во время Кавказской войны имам Шамиль стал добиваться успехов и даже определенного перевеса.

К тому же часть пушек производилась на собственном заводе, расположенном в Ведено. Там были отлиты, как минимум, 50 орудий. Правда, из них оказались годными не более 25%. Порох для артиллерии горцев изготовлялся также на территориях, подконтрольных Шамилю. Это было все то же Ведено, а также Гунибе и Укцукуле.

Финансовое состояние войск

Война имама Шамиля велась с переменным успехом во многом из-за перебоев в финансировании, оно было непостоянным. Случайные доходы формировались из трофеев, а постоянные из так называемого зяката. Это установленный шариатом сбор одной десятой доли доходов с овец, хлеба и денег всех жителей. Также существовала хараджа. Это подать, которая собиралась с горных пастбищ и с некоторых особенно отдаленных селений. Такую же подать они когда-то платили монгольским ханам.

В основном, казна имамата пополнялась за счет чеченских земель, которые были весьма плодородными. Но существовала и система набегов, которая также значительно пополняла бюджет. Из добытых трофеев было необходимо отдавать одну пятую часть Шамилю.

Плен

В истории имама Шамиля переломным стал момент, когда он оказался в плену у русских войск. В 1840-х годах он одержал несколько крупных побед, но в следующее десятилетие его движение пошло на спад.

К тому времени Россия вступила в Крымскую войну. Турция и западная антирусская коалиция призывали его выступить его совместно против России, рассчитывая, что он сможет ударить в тыл русской армии. Однако Шамиль не желал присоединения имамата к Османской империи. В итоге во время Крымской войны он занял выжидательную позицию.

После заключения мирного договора в Париже русская армия сконцентрировала свои силы на Кавказской войне. Войска возглавили Барятинский и Муравьев, которые начали активно наступать на имамат. В 1859 году была взята резиденция Шамиля, располагавшаяся в Ведено. А уже к лету практически полностью задавлены последние очаги сопротивления. Сам Шамиль скрывался в Гунибе, но в конце августа его настигли и там, предводитель горцев был вынужден сдаться в плен. Правда, на этом Кавказская война не закончилась, продолжаясь еще около пяти лет.

Шамиля привезли в Москву, где он встретился с императрицей Марией Александровной и Александром II. После этого его определили для жизни в Калуге, куда и переехала его семья. В 1861 году он снова встречается с императором, просит отпустить его в хадж, мусульманское паломничество, но получает категорический отказ, так как живет под надзором.

В результате в 1866 году предводитель горцев вместе с сыновьями присягнул на верность России, вскоре его даже пригласили на свадьбу к цесаревичу Александру. На этом торжестве он увиделся с императором в третий раз в своей жизни. В 1869 году его даже сделали особым указом потомственным дворянином, жизнь Шамиля в России окончательно устроилась.

В 1868 году, когда ему исполнился уже 71 год, император, зная о неважном состоянии здоровья горца, разрешил ему вместо Калуги жить в Киеве, куда тот незамедлительно и переехал.

На следующий год он, наконец, получил желанное разрешение для паломничества в Мекку, куда и отправился вместе с семьей. Сначала они прибыли в Стамбул, а затем отправились на корабле по Суэцкому каналу. В ноябре добрались до Мекки. В 1870 году он прибыл в Медину, где и скончался через несколько дней имам Шамиль. Годы жизни кавказского горца 1797 – 1871.

Похоронили его на кладбище под названием аль-Баки, расположенном в самой Медине.

Личная жизнь

Всего было пять жен у имама Шамиля. Самая первая носила имя Патимат. Она была матерью сразу трех его сыновей. Это Гази-Мухаммад, Джамалудин и Мухаммад-Шапи. В 1845 году ее не стало. Еще раньше погибла вторая жена Шамиля по имени Джавгарат. Это случилось в 1839 году, когда русские войска пытались штурмом взять Ахульго.

Третья жена военачальника родилась в 1829 году и была на 32 года младше своего мужа. Она была дочерью шейха Джамалуддина, который был близким соратником имама и его фактическим наставником. Она родила от героя нашей статьи сына Мухаммада-Камиля и двух дочерей по имени Баху-Месед и Наджабат. Несмотря на такую разницу в возрасте, она умерла в один год со своим мужем.

На 5 лет его пережила четвертая жена Шуайнат, которая была армянкой, от рождения носившей имя Анны Ивановны Улухановой. Ее взял в плен в Моздоке один из наибов Шамиля. Через шесть лет после пленения она вышла замуж за предводителя горцев, родила ему 5 дочерей и 2 сыновей. Правда, практически все они умерли в младенчестве, только девочка Сапият дожила до 16 лет.

Наконец, пятой женой была Аминам. Их брак был непродолжительным, а детей в нем не было.

Похожие статьи

14:36 07.09.2009 (обновлено: 14:42 07.09.2009) Читать ria.ru в Имам Шамиль – знаменитый вождь и объединитель горцев Дагестана и Чечни в их борьбе с Россией за независимость. Его пленение сыграло существенную роль в ходе этой борьбы. 7 сентября исполнилось 150 лет с того дня, как Шамиль был взят в плен.

Имам Шамиль – знаменитый вождь и объединитель горцев Дагестана и Чечни в их борьбе с Россией за независимость. Его пленение сыграло существенную роль в ходе этой борьбы. 7 сентября исполнилось 150 лет с того дня, как Шамиль был взят в плен.

Имам Шамиль родился в селении Гимры около 1797 года (по другим сведениям около 1799 года). Имя, данное ему при рождении, – Али – было изменено его родителями на «Шамиль» еще в детском возрасте. Одаренный блестящими природными способностями, Шамиль слушал лучших в Дагестане преподавателей грамматики, логики и риторики арабского языка и скоро стал считаться выдающимся ученым. Проповеди Кази-муллы (Гази-Мохаммеда), первого проповедника газавата, – священной войны против русских – увлекли Шамиля, который стал сначала его учеником, а потом другом и ярым сторонником. Последователи нового учения, искавшие спасения души и очищения от грехов путем священной войны за веру против русских, назывались мюридами.

Сопровождая своего учителя в его походах, Шамиль в 1832 году был осажден русскими войсками под началом барона Розена в родном ауле Гимры. Шамиль успел, хотя и сильно израненный, пробиться и спастись, Кази-мулла погиб. После смерти Кази-муллы его преемником и имамом стал Гамзат-бек. Шамиль был его главным помощником, собирая войска, добывая материальные средства и командуя экспедициями против русских и врагов имама.

В 1834 году, после убийства Гамзат-бека, Шамиль был провозглашен имамом и в течение 25 лет властвовал над горцами Дагестана и Чечни, успешно борясь против огромных сил России. Шамиль обладал военным талантом, большими организаторскими способностями, выдержкой, настойчивостью, умением выбирать время для удара и помощников для исполнения своих предначертаний. Отличаясь твердой и непреклонной волей, он умел воодушевлять горцев, умел возбуждать их к самопожертвованию и к повиновению его власти.

Созданный им имамат стал, в условиях далеко не мирной жизни Кавказа в те времена, уникальным образованием, своего рода государством в государстве, управлять которым он предпочитал единолично, не считаясь с тем, какими средствами это управление поддерживалось.

В 1840-х годах Шамиль одержал ряд крупных побед над русскими войсками. Однако в 1850‑х годах движение Шамиля пошло на спад. Накануне Крымской войны 1853 – 1856 годов Шамиль в расчете на помощь Великобритании и Турции активизировал свои действия, но потерпел неудачу.

Заключение Парижского мирного договора 1856 года позволило России сосредоточить против Шамиля значительные силы: Кавказский корпус был преобразован в армию (до 200 тысяч человек). Новые главнокомандующие – генерал Николай Муравьев (1854 – 1856) и генерал Александр Барятинский (1856 1860) продолжали сжимать кольцо блокады вокруг имамата. В апреле 1859 года пала резиденция Шамиля – аул Ведено. А к середине июня были подавлены последние очаги сопротивления на территории Чечни.

После того как Чечня была окончательно присоединена к России, война продолжалась еще почти пять лет. Шамиль с 400 мюридами бежал в дагестанский аул Гуниб.

25 августа 1859 года Шамиль вместе с 400 сподвижниками был осажден в Гунибе и 26 августа (по новому стилю – 7 сентября) сдался в плен на почетных для него условиях.

После приема в Петербурге императором ему была отведена для жительства Калуга.

В августе 1866 года в парадной зале Калужского губернского дворянского собрания Шамиль вместе с сыновьями Гази-Магомедом и Магомедом-Шапи принес присягу на верноподданство России. Спустя 3 года Высочайшим Указом Шамиль был возведен в потомственное дворянство.

В 1868 году зная, что Шамиль уже немолод и калужский климат не лучшим образом сказывается на его здоровье, император решил выбрать для него более подходящее место, каковым стал Киев.

В 1870 году Александр II разрешил ему выехать в Мекку, где он и скончался в марте (по другим сведениям в феврале) 1871 года. Похоронен в Медине (ныне Саудовская Аравия).

Во времена СССР отечественные историки называли Шамиля «руководителем освободительного движения горцев Дагестана и Чечни», который «возглавлял борьбу горцев Дагестана и Чечни против царских колонизаторов». Во время Великой Отечественной войны на деньги, собранные жителями Дагестанской АССР, была даже сформирована танковая колонна «Шамиль», названная так именно в честь имама, причем Сталин поблагодарил жителей Дагестана за эту инициативу.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Главная / Статьи /Вы здесь Павлов Владимир • 8/26/2021

26 августа 1866 года произошло удивительное событие: знаменитый лидер Дагестана и Чечни имам Шамиль, десятилетия боровшийся за независимость против Российской империи (Кавказская война), принес присягу на верноподданство России. Через три года по Высочайшему указу он становится потомственным дворянином.

Кавказская война

История Кавказской войны начинается в далеком 1817 году. Россия стремилась ликвидировать центр разбоя, работорговли и англо-турецких интриг против присутствия России на Кавказе. К этому времени к России присоединились грузинские, армянские и азербайджанские земли, а связь с ними осуществлялась через земли Дагестана, Чечни и Абхазии. Дороги были очень опасными, и все, кто передвигался по ним, постоянно подвергались грабительским набегам горцев. Еще в 1781 году часть чеченских тейпов добровольно вошла в состав России, а часть горских вождей попыталась сохранить независимость. В 1816 году был назначен новый главнокомандующий на Кавказе – генерал Ермолов, который сразу начал покорение разбойничьих территорий. Был построен целый ряд крепостей Кавказской линии (Грозный и др.). Горцы яростно сопротивлялись, но значительный перевес сил должен был закончиться в пользу русских.

Война активизировалась накануне Крымской войны 1853-1856 годов. Здесь свою руку приложили  турки и англичане, они активизировали чеченские формирования и попробовали ударить России в спину. Особенно старалась Англия, посылая на Кавказ эмиссаров, деньги и оружие. Задача была в том, чтобы Россия увязла в вооруженных конфликтах на Кавказе и не продвигалась в районы Средней Азии. Антирусские силы использовали горцев как инструмент борьбы против России и насаждали на востоке Кавказа ислам, который никогда не был исконной религией кавказцев. Окончание Крымской войны позволило России увеличить военные силы на Кавказе до 200 тысяч человек и заодно активизировать и военные действия. В 1859 году пала главная резиденция горского вождя Шамиля – аул Ведено, а в августе русские войска осадили последний оплот имама – аул Гуниб.

Шамиль – герой Кавказа

Точная дата, когда родился Шамиль, неизвестна, но считается, что это произошло примерно 1797 году. В аварском селении Гимры его отец был кузнецом, аварским узденем кумыкского происхождения, а мать – дочь аварского бека. В детстве, чтобы избежать несчастливой судьбы, мальчику несколько раз меняли имя, и наконец, следуя кавказским поверьям, нарекли его именем Шамиль. С детства Шамиль дружил с Гази-Мухаммадом, позже ставшим известным предводителем горцев на Кавказе, и эта дружба продолжалась долгие годы. Его учеба также проходила у знаменитых людей, и сам шейх Мухаммад аль-Яраги посвятил его в халифы.

В 1828 году Гази-Мухаммад был избран первым имамом и объявил газават (священную войну) России. Шамиль поддержал своего друга и также принимал участие в боях с русскими войсками. Бои продолжались до 1832 года, когда Гази-Мухаммад и Шамиль были окружены в ауле Гимры. Гази-Мухаммад погиб, а Шамиль, весь израненный, смог пробиться и спастись. Шамиль стал помогать новому имаму Гамзат-беку. Он собирал войска, добывал оружие и продовольствие, при необходимости командовал экспедициями против русских.

После гибели Гамзат-бека в 1834 году имамом становится Шамиль. Обладая незаурядными способностями и талантом, он сумел мобилизовать горцев и при этом добивался их повиновения власти и самопожертвования. До 1837 года бои шли с переменным успехом, но, потерпев очередное поражение, он был вынужден пойти на заключение перемирия. Шамиль выдал заложников и отступил в Северный Дагестан. Через год он опять начал вооруженную борьбу с русскими войсками, и действия его были весьма успешными, несмотря на превосходство русских сил. Он смог подчинить себе большую часть Северо-Восточного Кавказа. Он избрал тактику партизанской войны, от случая к случаю тревожил гарнизоны русских крепостей. В 1839 году войска Шамиля были осаждены в крепости Ахульго. В ходе ожесточенного штурма погибли некоторые родственники Шамиля, а сам он с отрядом верных бойцов скрылся в горах Аварии. 1843-1847 годы стали самыми успешными в деятельности имама. Под знаменами пророка он начал строить государство, основанное на предписаниях Всевышнего. К этому времени ему удалось объединить практически всех горцев Чечни и Дагестана. Шамиль поставил своей задачей создание теократического государства на принципах шариата. Под его руководством был принят свод правил и постановлений, соответствующих требованиям шариата. В правилах рассматривались многие житейские вопросы, в том числе об общественной казне и содержании администрации. Был отменен обычай кровной мести. Шамиль оставил нетронутой традиционную общину, которая и стала социальной опорой его государства. Правда, эти реформы во многих местах встречали решительный отпор, так как шли вразрез с традиционным жизненным укладом горцев. Шамилю удавалось почти 25 лет сопротивляться Российской империи. Однако в 1850-х годах силы его государства стали слабеть. Надежды, что ему помогут Англия и Турция, не оправдались. И в заключение против него восстали сами чеченцы, уставшие от войн и недовольные его политикой.

26 августа при осаде Гуниба он сдался в плен на почетных условиях.

Почетный пленник

Почетную сдачу принял князь Барятинский. Князя наградили чином генерал-фельдмаршала, орденом Андрея Первозванного и орденом св. Георгия II степени. В истории он остался как «Победитель Шамиля». Став пленником, Шамиль не сомневался, что его рано или поздно убьют. Но его не только не убили, но и предоставили дом в Калуге, где он мог проживать со всем семейством, во дворе дома построили мечеть и выделили 15 тысяч годового содержания. Младшего сына отправили учиться в пажеский корпус. Такое великодушие ему было непонятно, и вскоре чувство ненависти сменилось беспредельной благодарностью. Через несколько лет он писал царю: «Ты, Великий Государь, подарил мне жизнь… покорил мое сердце».

Через несколько лет Шамиль вновь обращается к царю с просьбой принести присягу на верноподданство, и он готов принести ее всенародно.

Торжественную присягу он вместе со своими сыновьями принял 26 августа 1866 года в парадном зале Калужского губернского дворянского собрания. Через три года он был возведен в дворянское сословие.

В 1869 году он отправился с семьей в хадж – в Мекку и Медину. В Медине он и оставался до 1871 года, где заболел и умер.

Военная история Государственные,политические,социальные институты История Российской империи Политическая история История сражений Кавказская война

Рекомендуем

Книги

Все

Самые обсуждаемые

Спецпроекты

Все

Спецпроект: 100 великих полководцев

Любители и знатоки военной истории вместе с учеными историками, начиная с 9 Мая 2013 г., выдвигали в список 100 великих тех военачальников, которые ст…

Спецпроект: Женщины-герои

Проект посвящен женщинам, чьи поступки могут служить примером всем нам.

26 Июнь 2015 10978

Будущий имам Чечни и Дагестана Шамиль родился 26 июня 1797 года (1 мухаррама 1212 года) в селении Гимры в семье узденя Денгасул Мухаммада. В детстве Шамиль часто болел и был слабым ребёнком, но, после того как поменяли его первое имя Али на имя Шамиль, он выздоровел и постепенно становился сильным и умным юношей.

Никто из сверстников не мог победить его в беге, прыжках, борьбе, и уже в те годы среди койсубулинцев он прославился как лучший в округе пловец. Если Шамиль встречал на узкой улице нагруженного дровами ишака, то перепрыгивал через него.

С малых лет дядя по матери научил Шамиля читать Коран. Когда Шамилю исполнилось десять лет, отец отправил его обучаться шариатским наукам к Газимухаммаду, жившему по соседству. С детства Газимухаммад и Шамиль были вместе как братья. Вместе они обучались религиозным наукам у Хаджимухаммада из Ирганая, затем у Саида Араканского. Шамиль также учился в аулах Буцра, Тануси, Кудутль, Чиркей, Цоботль (Зубутли), Хахита и Балахани.

Смелость, решительность и храбрость Шамиля

Отец Шамиля любил выпить. Это пристрастие отца Шамилю очень не нравилось. Его раздражало, когда отец приходил домой пьяным. Сколько бы ни говорил ему об этом Шамиль, отец не хотел отказываться от запретного напитка. Тогда Шамиль поклялся, что если ещё раз увидит его пьяным, то бросится со скалы в реку. Зная характер сына, Денгасул Мухаммад покаялся и с того дня бросил пить.

Произошёл такой случай с Шамилём, когда он учился в медресе аула Кудутль. К нему подошёл молодой человек по имени Махулав и сказал: «Я слышал, что ты самый сильный борец среди койсубулинцев. Я хочу побороться с тобой, чтобы удостовериться в этом». Шамиль ему ответил: «Я не такой уж сильный бopeц, как тебе рассказали. У меня нет желания бороться с тобой, оставь меня в покое!» Махулав подумал, что Шамиль испугался, и начал его дразнить. Друзья сказали Шамилю, что тот не отстанет и лучше будет ему побороться с ним. Когда они поднялись на плоскую крышу мечети, Шамиль и Махулав тут же бросились друг на друга. Махулав мгновенно ухватился за пояс Шамиля и головой ударил его в грудь. Шамиль держал его со спины за рубашку. Но удар головой, нанесённый Махулавом, был такой силы, что захрустели кости грудной клетки. Разозлившись, Шамиль бросил противника на пол и, наступив коленом на живот, сказал: «Вставай, если ты мужчина!» После этого случая Шамиль болел целый месяц.

Однажды Газимухаммад и Шамиль беседовали о плавании. Газимухаммад сказал, что ещё никто в их ауле не смог переплыть место слияния двух рек. Воды в этих реках бурлили и, ударяясь о скалы, образовывали сильный водоворот. Шамиль сказал, что он сможет переплыть на другую сторону. Газимухаммад предупредил: «Ты хороший пловец, но трудно будет выбраться из водоворота и добраться до другого берега» Шамиль ответил: «На все воля Аллаха. Суждено – переплыву, а если нет – погибну». Газимухаммад и Шамиль вместе со сверстниками отправились к реке. Шамиль снял с себя одежду и бросился в воду, туда, где, сливаясь друг с другом, две реки образовывали бурный водоворот. Долго бился Шамиль с могучими волнами Койсу, попадая то в один омут, то в другой. Крутили пловца и подводные течения, заставляя выныривать из пучины. Наконец он вырвался из омута и поплыл к берегу, но каждый раз стремительный поток уносил его на середину. В какой-то момент Шамиль исчез из виду, и растерянный Газимухаммад сказал: «Мы лишились своего друга». В этот момент Шамиль, на миг потеряв надежду на спасение, начал читать шахаду. Затем он, собрав последние силы, доплыл до берега. Все, кто это видел, были восхищены его победой над стихией.

Хорошие качества Шамиля

Шамиль всегда старался радовать мать. Довольная им, она часто просила Аллаха: «О Аллах, ты возвысь моего сына, сделай его человеком высокого уровня». Уже будучи имамом, Шамиль говорил: «Наверное, Аллах принял молитвы моей матери».

Однажды, когда Шамиль был ещё мутаалимом, вечером в месяц рамадан он вместе с такими же мутаалимами находился в мечети другого аула. У каждого в руках было по три комочка толокна, полученного ими в качестве садака. В мечеть зашёл нищий и попросил у них еды, но никто не хотел поделиться тем, что оставил на ранний завтрак перед началом поста. Шамиль же в темноте подошёл к нему и положил в ладонь два комочка. Нищий промолвил: «Да возвысит Аллах твою ступень!» Позже, уже будучи имамом, Шамиль говорил, что тот нищий, возможно, был Пророком Хизри (мир ему).

В другой раз со своими сверстниками Шамиль отправился в далёкий горный аул учиться в медресе. Местом для ночлега у них стала мечеть, так как в то время не было таких условий, как у нас, не было специальных зданий, общежитий. Через некоторое время один из друзей заметил, что ещё за два часа до утреннего намаза Шамиль встаёт и куда-то выходит, а возвращается через час. Когда тот рассказал другим про это, ребята решили тайком проследить за Шамилём. Они подумали, что у него появилась девушка, в которую тот влюбился. В положенное время все мутаалимы легли спать, но никто из них не собирался этого делать, а только притворялся спящим. И когда Шамиль встал и вышел, они отправились вслед за ним. Шамиль направился на окраину села и зашёл в полуразваленный дом. Вскоре он выходит оттуда с двумя кувшинами, направляется к роднику и, наполнив их, опять заходит в дом. Через полчаса Шамиль вышел оттуда и спешно направился в сторону мечети. Уверенные в том, что в доме находится возлюбленная Шамиля, студенты зашли, и не было предела их изумлению, когда они увидели старуху, которая еле могла ходить по комнате? Дело было так: когда Шамиль прибыл в это село, он в первую очередь расспросил, есть ли в селе тот, кто нуждается в помощи. И его привели к этой старухе, у которой не было ни детей, ни родственников, которые ухаживали бы за ней. Тогда будущий имам тайком от друзей стал ходить к ней, набирал для неё воду, после убирал в её комнате и потом возвращался в мечеть. Таким был Шамиль ещё в юном возрасте.

Красноречие и остроумие имама

Рассказал сообразительный и разумный Мухаммад Касыр (Короткий) Эндиреевский Мухаммад Тахиру Карахскому следующее: «Начальство русских хотят проявить уважение к Шамилю и возвеличить его, они не хотят его унизить и сделать презренным. А доказательство этому в следующем. Между мною и князем Чавчавадзе – дружба. Однажды, уже после отъезда Шамиля отсюда к русскому царю, я посетил князя и встретил там учёного, бывшего ранее приближённым у Шамиля и часто его заменявшего. Чавчавадзе усадил меня подле себя и, положив руку на моё плечо, спросил: «Почему ты не спросишь меня о твоём приятеле Шамиле?» Я ответил: «Поистине, я не знал, что ты побывал у Шамиля». Тогда он сказал: «Я не побывал у него, но до меня дошли вести о нём». Тогда тот учёный сказал, что в последнее время, то есть сейчас, Шамиль стал от старости слабеть умом2.

Чавчавадзе заявил: «Сейчас в России распространено мнение о совершенстве ума Шамиля и его храбрости. Да и как же иначе, ведь он вытерпел борьбу с царизмом на протяжении двадцати пяти лет, а русский царь не вытерпел этого в течение такого времени и пошёл на мир».

Упомянутый Мухаммад Касыр сообщал о том, что Чавчавадзе рассказывал ему о разговоре Шамиля с их архиереем, а архиерей – величайший из всех монахов у них. Чавчавадзе сказал: «Архиерей у нас выше, чем царь».

Шамиль спросил у архиерея: «А разве не в обычае Аллаха Всевышнего предписание предшествующего пророка заменять законами пророка, приходящего после? Ведь были заменены некоторые скрижали другими. Затем предписание скрижалей было заменено Тавратом (Тора) Моисея (мир ему), и Таврат, в свою очередь, был заменён Инжилем (Евангелием)». Архиерей ответил: «Да, это так». Так – почему же, – спросил Шамиль, – вы не признаёте замену Евангелия Кораном?» Далее он говорит: «Мы оставим эту тему, теперь принеси мне Евангелие, переведённое на арабский язык». Когда принесли, Шамиль сказал: «Это Евангелие запрещает вино, свинину и прелюбодеяния. А вы не поступаете сообразно с ним».

Тогда Чавчавадзе сказал: «А следовало ли Шамилю произносить такую речь такому великому человеку, а разве нет в вашем Коране того, что вы не исполняете?»

«Да, в Коране много есть из того, что мы не исполняем», – подтвердил учёный.

Я же сказал: «Мы подлинно делаем то, что предписано Кораном, мы совершаем молитву, платим закят, соблюдаем пост Рамазана, воздерживаемся от прелюбодеяния и несправедливости. А если украдёт укравший или выпьет пьющий, то это от их порочности».

Чавчавадзе положил руку на моё плечо и сказал: «Истинно, ты, Мухаммад, обвиняешь меня в этом».

Это же сообщение рассказывают по-другому. Было напечатано в русских газетах, которые приходили в Темир-Хан-Шуру, о том, что этот архиерей пригласил Шамиля вместе с русским царём в свой дом в гости.

Шамиль нашёл его дряхлым стариком и спросил: «А разве нет у тебя жены?» – «Нет», – ответил архиерей. «Почему же ты не женился» – спросил опять Шамиль. «Истинно, наш Пророк Иисус (мир ему) не был женат», – ответил архиерей. А его дом был украшен сосудами, лампадами и покровами из золота и серебра. Тогда Шамиль спросил у архиерея: «А разве были у вашего Пророка Иисуса (мир ему) подобные этим сосуды, лампады, покровы и дом» – «Нет», – ответил архиерей. Тогда Шамиль сказал: «Почему же только в одном безбрачии ты следуешь своему пророку, но не следуешь ему в отношении этих вот вещей?» Архиерей смутился и вынужден был замолчать. Передают также, что царь сказал Шамилю: «Что касается пяти молитв, то понятно, они обязательны в вашей религии. А что же это за молитвы, которые вы совершаете до и после»?4 Шамиль ответил: «А почему вы зажигаете множество лампад в одной комнате»?5

1. Ходить за водой в то время для мужчин считалось позорным.

2. Этот учёный изо всей силы старался показать себя с хорошей стороны перед генералами и поэтому такими словами пытался им льстить.

3. Мухаммад Касыр.

4. То есть царя удивило совершение мусульманами желательных молитв помимо обязательных, потому что они сами, то есть многие христиане, не соблюдали даже обязательное в их вере.

5. Имам имеет в виду, что для освещения одной комнаты достаточно одной лампы, но зажигают множество ламп, чтобы стало ещё светлее. Также мусульмане совершают желательные молитвы, чтобы вознаграждение стало совершенным и чтобы больше приблизиться к Всевышнему.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий