Биография иоганна штрауса. Биография штрауса

Иоганн Штраус

image

К «музыке для ног» во все времена относились в лучшем случае снисходительно. Симфонии, оратории, опера считались благородными жанрами, а вальсы, кадрили, польки – развлекательными, а значит – второсортными. Такое положение вещей навсегда изменил Иоганн Штраус, которого заслуженно величают «Королём вальса». Выдающийся композитор, автор популярных оперетт сумел поднять танцевальную музыку на недосягаемые доселе симфонические высоты. Являясь основателем венского вальса, он создал такие обаятельные музыкальные «жемчужины», которые никогда не утратят своей притягательности.

Краткую биографию Иоганна Штрауса и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Штрауса

Иоганн Штраус родился в Вене 25 октября 1825 года. Его отцом и полной тезкой был известный австрийский композитор. Штраус-старший не желал для сыновей музыкальной карьеры, запрещал им сочинять музыку и учиться играть на скрипке. По иронии судьбы, все трое его сыновей от Анны Штрайм стали композиторами, несмотря на его яростное сопротивление. Так, маленький Иоганн втайне от отца, часто гастролировавшего за рубежом, брал его скрипку и самостоятельно учился на ней играть. Мать поддерживала увлечение сына.

image

Даже поступив в Высшее коммерческое училище и подрабатывая счетоводом, Иоганн не прекращал учиться музыке. Согласно биографии Штрауса в 1844 году он, имея блестящие рекомендации своих педагогов, решился получить лицензию на право дирижирования оркестром. Чтобы влиятельный отец не смог воспрепятствовать карьере сына, Анна подала на развод – к тому времени у Штрауса-старшего уже несколько лет была вторая семья. На фоне этой драмы Иоганн собрал свой собственный оркестр, а когда 5 лет спустя отец скоропостижно скончался, пригласил к себе работать его музыкантов.

Гастролируя по Европе со своими произведениями, Штраус становится настолько популярен, что подключает к концертной деятельности обоих своих братьев, Йозефа и Эдуарда. В Австрии молодой композитор получает все придворные полномочия своего отца. С 1856 года он постоянный гость в России. Становятся традиционными его летние вступления на Павловском вокзале. С нашей страной связано и первое серьезное чувство композитора. Его избранницей стала Ольга Смирнитская, он просил ее руки, но не получил согласия родителей девушки. Разбитое сердце короля вальсов залечила певица Генриетта Халупецкая, имевшая к моменту свадьбы со Штраусом семерых детей от разных мужчин. Брак принес композитору не только счастье и взаимопонимание, но и всестороннюю поддержку его творчества, которую оказывала супруга.

В 1870 Штраус передает все придворные обязанности Эдуарду, чтобы освободить время для написания оперетт. Это был непростой период в его жизни – зимой умерла его мать, а летом – младший брат Йозеф. В 1878 году скончалась супруга композитора, и он с едва приличной поспешностью полтора месяца спустя женился на певице Анжелике Дитрих. Не прошло и пяти лет, как этот брак закончился разводом. Последний раз Штраус пошел под венец в 62 года. Его избранницей стала Адели Дойч, ради союза с которой великий австриец поменял гражданство и вероисповедание. Детей у композитора не было.

В 1889 году Штраус издал произведения своего отца в семи томах. Именно его он считал главным распространителем классической венской танцевальной музыки, которая стала популярной далеко за пределами своей родины. Он всегда без тени зависти чтил талант и заслуги своего отца, поддерживал творчество братьев. Умер маэстро в 73 года, причиной тому послужила пневмония, которой он заболел, простудившись по дороге с чествования 25-летнего юбилея «Летучей мыши». На этом памятном спектакле он в последний раз стоял за дирижерским пультом. 3 июня 1899 года короля вальсов не стало.

Интересные факты о Штраусе

  • Содержать огромный оркестр, находить ангажементы, планировать работу с двумя братьями – все это требовало невероятного организаторского таланта, и Иоганн Штраус, несомненно, им обладал. Он чувствовал веяния времени и всегда пытался им соответствовать. Даже начав отдавать большинство своих сил оперетте, композитор не забывал и о танцах, перерабатывая для них лучшие мелодии из своих спектаклей. «Летучая мышь», например, предоставила материал для 6 танцевальных номеров.
  • На музыку Штрауса создано 2 балета: «Голубой Дунай» Б. Фенстера, поставленный в Ленинграде в 1956 году, и «Летучая мышь» Р. Пети – для Марсельского балета в 1979.
  • Российское либретто «Летучей мыши» кардинально отличается от оригинального. В первоначальном варианте в костюме Летучей мыши на балу был Фальк, над которым потом подшутил Айзенштайн. В версии Н. Эрдмана и М. Вольпина в Летучую мышь облачалась супруга Айзенштайна, Розалинда.
  • Биография Штрауса гласит, что ради единственной поездки в США композитор разорвал контракт с Царскосельскими железными дорогами, которые договорились с ним о проведении 11-го летнего сезона в Павловске. В Бостоне Штраус принял участие в грандиозном концерте, где дирижировал оркестром из 1000 музыкантов.
  • Для версии оперетты «Венская кровь», поставленной в 2015 году в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии, текст написал сатирик Семен Альтов.
 

Популярные мелодии Штрауса

  1. «У прекрасного голубого Дуная», 1867

Этот вальс был создан по заказу Венского общества хористов и исполнялся совместно с мужским хором. Текст для него написал Иосиф Вайль. 23 года спустя появился второй вариант стихов Франца фон Гернета. Сегодня вальс является визитной карточкой Вены и неформальным гимном Австрии.

  1. Вальс «Сказки Венского леса», 1868

На первом исполнении этого вальса публика четырежды потребовала исполнить его на бис. Он – одно из нескольких произведений композитора, где используется цитра – народный австрийский инструмент.

  1. Вальс «Жизнь артиста», 1867

Один из самых мелодически щедрых вальсов Штрауса, темы которого использовались даже в переработанной русской версии «Летучей мыши». Исполненный через три дня после премьеры вальса «У прекрасного голубого Дуная», он не только не потерялся в тени гениального соперника, а по праву занял место рядом с ним.

  1. Вальс «Весенние голоса», 1882

Этот вокальный вальс написан для сопрано Бьянки Бианки, текст к нему создал Рихард Жене. В исполнении певицы произведение имело большой успех, и она включала его даже в свои партии в операх Делиба и Россини. Так, «Весенние голоса» стали звучать со сцены императорской Венской оперы, доселе недоступной для танцевальной музыки.

  1. Полька «Трик-трак», 1858

Премьера польки обернулась сенсацией, поэтому ноты ее фортепианного переложения напечатали в спешном порядке – уже через 4 дня. Тираж был буквально сметен с прилавков, как и несколько последующих репринтов.

 

Творчество Иоганна Штрауса

Свой самый ранний вальс «Первая мысль» Иоганн Штраус написал в 6 лет, и, как ни удивительно, но его ноты дошли до наших дней. Первым официальным произведением композитора является вальс «Эпиграммы», который впервые прозвучал на дебютном выступлении Штрауса в качестве дирижера собственного оркестра 15 октября 1844 года. Газеты раздули невероятную шумиху, еще и потому, что вечер устраивался в казино, где часто выступал Штраус-отец. Его сочинения также были включены в программу концерта, основной интригой которого являлись 4 произведения молодого Иоганна. Отец на дебют сына не явился, а через некоторое время и вовсе лишил наследства всех своих детей-музыкантов. Однако публика, коей пришло гораздо больше, чем даже мог вместить в себя зал, осталась в восторге от выступления нового оркестра и юного композитора. Все номера бисировались, а «Эпиграммы» исполнялись 20 раз! Могла ли быть менее блестящей карьера музыканта, получившего столь успешный старт?

Уже в следующем, 1845 году, Штраус принимает предложение стать дирижером 2-го полка венских граждан. Это еще более накаляет противостояние с отцом, дирижером 1-го полка. Именно сыну было доверено выступление на торжественном открытии крупнейшего венского бального зала «Одеон». Однако Штраус-старший в то же время становится распорядителем музыки и танцев при дворе, что упрочивает его положение на самых престижных и фешенебельных танцевальных вечерах Вены. Сыну остаются приглашения в небольшие залы, и он предпринимает первые гастроли в Венгрию. На концерте в Буде он представил на суд зрителей «Пештский чардаш», приведший всех слушателей в абсолютный восторг из-за тонкого понимания композитором венгерской национальной музыки.

Оркестр Штрауса часто приглашали играть на вечерах, организованных славянскими землячествами. Поэтому в репертуаре композитора появились несколько произведений на восточноевропейские мотивы: «Чешская полька», «Сербская кадриль», кадриль «Александр», «Славянское попурри». Успех этих произведений закрепили балканские гастроли 1847 года.

1848 год был ознаменован Европейской революцией и Штраус, вернувшийся к маю из Румынии, поддержал сторону восставших, сочиняя «Революционный марш», польку «Лигуорианские вздохи». Революция была подавлена, к власти пришел император Франц Иосиф I, а Штраус написал в ответ на эти события вальс «Музыка единства», примиряющий его со сложившейся политической ситуацией, несмотря на прежние революционные воззрения. Из этих же соображений композитор создал кадриль «Николай» в честь российского императора, поддержавшего притязания Австрии в ходе революции в Венгрии, «Марш императора Франца Иосифа», «Триумфальный марш».

Смерть отца оставила в истории соперничество двух Штраусов. У младшего началась пора расцвета – его приглашали везде, где до того царил отец. Первым произведением, созданным в новый период творчества, был вальс «Свои люди». К 1856 году Штраус уже стал «первой скрипкой» Вены. В этот момент ему поступило весьма заманчивое предложение из России, от руководства Царскосельской железной дороги – провести летний музыкальный сезон с выступлениями на Павловском вокзале. От такой возможности и столь щедрых гонораров композитор отказаться не смог, и с 18 мая по 13 октября 1856 года давал ежедневные концерты в пригороде российской столицы. Для своего дебютного лета в России Штраус написал 8 новых произведений. В течение 10 последующих лет российская публика имела удовольствие ежегодно видеть короля вальсов в Павловске.

В 1863 году Штраус получил должность распорядителя музыки и танцев при дворе – ту самую, которую когда-то занимал отец. Его оркестр играл на всех придворных балах – это была высшая карьерная точка любого австрийского музыканта. Возможно, именно этот успех дал композитору новую творческую энергию, породившую в конце 60 годов самые блестящие его мелодии: «У прекрасного голубого Дуная», «Жизнь артиста», «Сказки Венского леса».

Казалось бы, за столь грандиозной и концентрированной по времени кульминацией должен последовать неизбежный спад, но только не у Штрауса. Вальсов, действительно, стало меньше. Но только лишь потому, что маэстро полностью посвятил себя новому жанру – оперетте. Дальновидная Генриетта давно склоняла мужа попробовать себя в театре. Начальные три попытки написать оперетту не дошли до своего завершения. Первая полноценная работа Штрауса «Индиго и сорок разбойников» получилась весьма неидеальной, в главном, из-за невнятного либретто. Однако это не помешало ей пройти только в 1871 году более 40 раз на сцене венского театра «Ан дер Вин». В 1873 году выходит вторая оперетта «Карнавал в Риме». А год спустя – подлинный шедевр этого жанра «Летучая мышь», представленная 5 апреля 1874 года в театре «Ан дер Вин». За дирижерским пультом стоял автор, каждый номер заканчивался громоподобными аплодисментами – венская публика обожала своего маэстро!

В ближайшие 10 лет он напишет еще 6 оперетт, в разной степени успешных, но не повторивших судьбу «Летучей мыши». Композитор всегда очень глубоко понимал венгерскую культуру и вынашивал идею оперетты на венгерский национальный сюжет. Таким сюжетом и стала новелла М. Йокаи «Саффи». И. Шницер написал либретто, и в 1885 году на сцене «Ан дер Вин» появился «Цыганский барон», ставший вторым безусловным хитом Штрауса на протяжении последующих столетий. На венгерскую тему была создана и единственная комическая опера композитора «Рыцарь Пасман», поставленная в Придворном театре Вены в 1892 году. В последние годы жизни из-под пера маэстро выходят еще 4 оперетты и балет «Золушка», который он не успел закончить. Еще при жизни Штраус дал согласие А. Мюллеру на создание оперетты из разных своих мелодий. В. Леон и Л. Штайн подготовили блестящее либретто, и произведение, премьера которого состоялась 5 месяцев спустя после смерти композитора, получило название «Венская кровь».

Фильмы о Штраусе и его творчестве

По биографии Штрауса снято несколько фильмов. «Большой вальс» (1938) повествует о коротком периоде из жизни Штрауса, истории создания некоторых известных вальсов с изрядной долей вымысла, заявленной, впрочем, в начальных титрах. Фильм получил «Оскар» за операторскую работу и дважды являлся лидером проката в СССР. Его полный тезка, американский фильм 1972 года «Большой вальс», имеет в своей основе более биографически достоверный сценарий, в центре которого – противостояние отца и сына Штраусов. «Прощание с Петербургом» (1971) – фильм Я. Фрида, получивший название по одноименному вальсу. Лента рассказывает о павловских сезонах Штрауса и его романе с О. Смирнитской.

Самые известные в нашей стране экранизации оперетт Штрауса: «Летучая мышь» (1978) Я. Фрида с В. и Ю. Соломиными и Л. Максаковой, «Цыганский барон» (1988) В. Окунцова с К. Даниловой, В. Краславским и Н. Трофимовым.

Музыка Штрауса в кино

Создатели более 800 фильмов включили в аудиодорожки своих творений произведения И. Штрауса. Вот некоторые из этих картин:

Произведение Фильм
«Цыганский барон» «Чудо-женщина», 2017
«Розы с юга»  «Форсаж 7», 2015
«Отель Гранд Будапешт», 2014
 «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды», 2012
«Амели», 2001
«У прекрасного голубого Дуная»  «Новый Человек-паук: Bысокое напряжение», 2014
«Ранго», 2011
 «Бандитки», 2006
«Летучая мышь»  «Ленинград», 2009
«Сумерки. Сага. Новолуние», 2009
 «Полька пиццикато» «Одноклассники 2», 2013
 «Венская кровь» «Шерлок Холмс: игра теней», 2011

Последние годы своей жизни человек, не написавший ни единой печальной мелодии, провел в затворничестве, словно отдав публике за 50 лет творчества всю свою искрометную энергию и хорошее настроение. В вечности Иоганн Штраус остался лучезарным королем вальсов, символом беззаботной юности и романтической любви.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

фильм о Иоганне Штраусе

Биография

Как ни удивительно, но танцевальную музыку два столетия назад считали жанром несерьезным, вызывавшим в лучшем случае снисходительные улыбки. Переломил ситуацию австрийский композитор и дирижер Иоганн Штраус, недаром именуемый Королем вальса.

Детство и юность

Когда речь заходит об Иоганне Штраусе, рядом с фамилией обычно указывается пояснение – сын или отец. Родоначальник династии, тоже Иоганн Штраус – не менее известный композитор и виртуозный скрипач и тоже сочинял вальсы. Сыновья пошли по его стопам и выбрали жизнь в музыке. Отец репетировал дома, но, как ни странно, категорически возражал, чтобы дети повторили его судьбу.

Портрет Иоганна Штрауса

В Иоганне-младшем мужчина видел банкира, в Йозефе – офицера. Дирижерскому искусству и игре на скрипке старший сын обучился практически тайком от сурового родителя. Удивительным образом не возбранялась в доме игра на фортепиано и пение в церковном хоре. На этом настояла мать, посчитавшая, что при этих условиях светское образование детей будет полноценным.

К слову, владеть смычком Штраус-младший учился у Франца Амона, первой скрипки в оркестре Штрауса-старшего. Параллельно с этим юноша подчинился воле отца и поступил в Политехническое училище. Экономическое образование в будущем сыграло на руку музыканту.

Иоганн Штраус в молодости

На пике популярности Иоганн создал несколько оркестров, выступавших по городу. Продирижировав одно произведение, композитор переезжал в другое место, и там трюк повторялся. Таким образом удовлетворялись пожелания публики услышать маэстро, и доход увеличивался в разы.

Поддержку юноша получал только от матери, Анны Штрайм. Опасаясь, что отец разрушит карьеру сына, который уже превращался в достойного конкурента, Анна развелась с мужем. Тем более что Штраус-старший жил фактически в другой семье, с поклонницей Эмилией Трамбуш. Разгневанный глава семейства лишил Анну и ее детей наследства.

Иоганн Штраус

Не совпали отец и сын и в принятии революционных веяний 1840-х годов. Старший встал на сторону Габсбургов. Младший написал «Марш восставших», получивший в народе название «Венской Марсельезы». После подавления восстания Иоганн-сын попал под суд. Однако и к отцу публика охладела.

Положительные изменения в биографии Иоганна начались только после смерти отца. Штраус-младший не держал зла, посвятил отцу вальс и издал партитуры его музыкальных произведений. Впоследствии шесть его братьев, родившиеся в двух семьях, выбрали композиторскую стезю.

Музыка

Уже в 19 лет Штраус обзавелся собственным оркестром и успешно выступал. Дебют состоялся в казино недалеко от австрийской столицы Вены. Отец подключил все свои связи, чтобы талантливому сыну не достались солидные площадки вроде салонов и тем более – императорского дворца.

Композитор Иоганн Штраус

После смерти отца, объединив коллективы, Штраус ездил по стране с концертами, играл при дворе императора Франца-Иосифа. Молодой человек дирижировал исполнением собственных вальсов, полек, маршей, но и не забывал наследие отца.

Популярность Иоганна набирала обороты, он не побоялся разделить славу с братьями Эдуардом и Йозефом. Старший брат считал младших такими же талантливыми, а себя просто популярным. Очень скоро слава композитора и дирижера вышла за пределы родной Австрии. Последовали триумфальные гастроли по Германии, Румынии, Польше, Чехии, России. Штраус оказался необыкновенно одарен мелодически, по его собственному признанию, музыка «лилась, как вода из крана».

Эдуард Штраус, Иоганн Штраус и Йозеф Штраус

Иоганн Штраус-сын считается основоположником венского вальса – произведения, состоящего из вступления, четырех-пяти мелодических построений и заключения. Перу композитора принадлежат 168 вальсов, которыми на протяжении века наслаждаются любители музыки.

Специально для придворных балов музыкантом созданы жемчужины коллекции – самый длинный вальс «Сказки венского леса», «Радуйтесь жизни», «На прекрасном голубом Дунае». В первом ясно звучат фольклорные мотивы. Последний, именуемый также «Голубой Дунай» и впервые прозвучавший на Всемирной выставке в Париже, считается неофициальным гимном Австрии.

Среди популярнейших вальсов Иоганна Штрауса называются и «Весенние голоса». Впервые произведение исполнено на благотворительном концерте в театре «Ан дер Вин», по-прежнему остается обязательным атрибутом светских раутов и балов. В Европе ХХ и XXI веков «Весенние голоса» – символ празднования Нового года.

В ХХ веке на основе вальсов Штрауса созданы балеты. Шедевры Иоганна – это не просто музыка для танцев. Специалистами и простыми поклонниками они рассматриваются как самостоятельные, обладающие художественной ценностью произведения.

В 1870-х Иоганн передал придворные функции брату Эдуарду и принялся сочинять оперетты, опять оказавшись основоположником отдельного классического жанра. Всего их было 15, а также балет и комическая опера. Не одно поколение артистов завоевали звездный статус, исполняя партии из «Летучей мыши», «Цыганского барона», «Богини разума».

В это же время композитор посетил с гастролями США. Там Штраус дал 14 концертов и установил мировой рекорд, дирижируя оркестром в тысячу человек. Ради этой единственной заокеанской поездки музыкант отказался от контракта с Царскосельскими железными дорогами и невероятного по тем временам гонорара в 22 тысячи рублей. В дальнейшем Иоганн отказался от подобного гигантизма на потребу публике, несмотря на то, что импресарио сулили большие гонорары.

Личная жизнь

Композитор пять раз посетил Россию, где выступал с оркестром на летних Павловских сезонах. Там Иоганн познакомился с Ольгой Смирнитской и попросил руки девушки. Однако родители Ольги не пожелали отдать дочь иностранцу. Музыкант посвятил русской музе вальс «Прощание с Петербургом».

Ольга Смирнитская, русская возлюбленная Иоганна Штрауса

После того как дирижер узнал, что любимая вышла замуж, он утешился в объятиях оперной певицы Генриетты Халупецкой. Женщина воспитывала семерых детей от разных мужчин, при этом ни разу не будучи замужем. Генриетта стала не просто женой, она поддерживала мужа в творчестве и сподвигла на написание оперетт.

Генриетта Халупецкая, первая жена Иоганна Штрауса

После смерти Генриетты в 1878-м Штраус, едва выдержав рамки приличия для скорбящего вдовца, пошел под венец с Анжеликой Дитрих. Через пять лет брак распался.

Анжелика Дитрих, вторая жена Иоганна Штрауса

Смерть

В последние годы жизни Штраус превратился в добровольного затворника, просиживал дома, не давал концертов. Согласился лишь на одно выступление – в честь юбилея оперетты «Летучая мышь». Решение оказалось фатальным: возвращаясь из театра, Иоганн простудился.

Могила Иоганна Штрауса

Тяжелая пневмония плюс возраст не дали композитору шансов. Гениальный австриец умер в июне 1899 года. Могила расположена на Центральном кладбище Вены, рядом с могилами Иоганнеса Брамса и Франца Шуберта.

Произведения

  • 1867 – «На прекрасном голубом Дунае»
  • 1868 – «Сказки Венского леса»
  • 1869 – «Вино, женщины и песни»
  • 1874 – «Летучая мышь»
  • 1877 – «Прекрасный май»
  • 1881 – «Поцелуй»
  • 1883 – «Весенние голоса»
  • 1885 – «Цыганский барон»
  • 1888 – «Императорский вальс»
  • 1892 – «Рыцарь Пасман»
  • 1897 – «Богиня Разума»

ИсторииMAXIMИР

Краткий путеводитель по Штраусам ко Дню рождения «короля вальсов» Иоганна.

25 октября 2019

Нечасто родственники и однофамильцы приобретают примерно одинаковую известность. Но именно так вышло с композиторами Штраусами.

Все шесть композиторов — четыре родственника и два посторонних Штрауса — оставили в музыкальной истории следы более-менее одинакового размера. И потому спутать их даже культурному человеку не представляет труда.

Мы решили составить краткий и доходчивый путеводитель по Штраусам, тем более что сегодня, 25 октября, день рождения у одного из них — «короля вальсов» Иоганна.

Иоганн Штраус (отец)

Основатель музыкальной династии Штраус. Обласканный публикой в переносном смысле и поклонницами в буквальном, Штраус-старший был категорически против того, чтобы трое его сыновей занимались музыкой.

Он выдирал скрипку из пухленьких рук наследников и приходил в неописуемый гнев, если видел, что те под видом эротических открыток прячут под подушкой ноты. Дети, как известно, делают все назло родителям, а потому трое сыновей Штрауса стали знатными композиторами.

Штраусу-старшему не оставалось ничего, как рассориться с детьми и уйти от их матери к хозяйке мельницы.

Иоганн Штраус (сын)

Тот самый «король вальса». Нашел в себе силы простить отца — что характерно, уже после его смерти. Даже сыграл на его могиле «Реквием» Моцарта.

Несколько лет прожил в России, где имел роман с русской девушкой. Правда, женился в итоге на соотечественнице, оперной певице с фольклорным именем Йетти.

Йозеф Штраус

Самый меланхоличный из трех братьев. Йозеф едва успевал отбиваться от заказов на выступления, которые на него скидывал старший брат. В конце концов переутомление сломило Йозефа.

Он «подал в отставку» самым эффектным для композитора способом — свалился в оркестровую яму посреди репетиции в Варшаве. Полуживого Йозефа доставили домой в Вену, и он тут же скончался.

Эдуард Штраус

Схема «ну а третий был дурак» сработала не до конца. И публика, и музыкальные критики отмечали, что Эдуард наименее даровитый из всей семьи Штраусов. Зато, что скрывать, самый красивый. И, пожалуй, лучше любого другого дирижера в мире интерпретировал сочинения отца и братьев.

Будучи уже в преклонном возрасте, Эдуард «интерпретировал» сочинения отца и братьев в стиле Гоголя — бросил их в печь. Как и его отец (впрочем, как и Гоголь), Эдуард мог бы стать отличным экземпляром для психоанализа.

Штраусы-однофамильцы

Оскар Штраус

Развивать свое музыкальное дарование Оскару посоветовал Иоганн Штраус (сын). Вообще-то они даже не были однофамильцами: в немецком написании одна буква различается — Strauß и Straus. Оскар Штраус плотно сотрудничал с Голливудом, в частности с Бернардом Шоу.

Рихард Штраус

Автор симфонической поэмы «Так говорил Заратустра» (смотри «2001: Космическую Одиссею» Кубрика и слушай передачу «Что? Где? Когда?»).

Борец с Третьим рейхом, защитник евреев и друг Стефана Цвейга. Славился партитурами, на фоне которых «Баттерфляи» и «Кармены» итальянцев и французов азались детскими частушками.

Толкование

Штраус, Иоганн (сын)
Иоганн Штраус Johann Strauß
image
Основная информация
Дата рождения

25 октября 1825(1825-10-25)

Место рождения

Вена

Дата смерти

3 июня 1899(1899-06-03) (73 года)

Место смерти

Вена

Страна

image Австро-Венгрия

Профессии

композитор

Жанры

Инструментальная музыка, оперетта

Иоганн Штраус-сын (нем. Johann Strauß; 25 октября 1825, Вена — 3 июня 1899, Вена) — австрийский композитор, дирижёр и скрипач, признанный «король вальса», автор многочисленных танцевальных произведений и нескольких популярных оперетт.

Биография

Родился в семье известного австрийского композитора Иоганна Штрауса-старшего. Его прадед Иоганн Михаэль Штраус (1720—1800) из Буды (часть Будапешта) был евреем, принявшим католичество. Двое из четырёх братьев Штрауса-младшего (Йозеф и Эдуард) тоже стали известными композиторами.

Мальчик учился играть на скрипке тайком от отца, который хотел видеть сына банкиром и устраивал яростные скандалы, когда заставал сына со скрипкой в руках. Однако при помощи матери Иоганн-младший продолжал тайком совершенствоваться в музыке. Отец вскоре отдал Иоганна-младшего в Высшее коммерческое училище, а вечерами заставлял работать счетоводом. В 1844 году Иоганн-младший закончил своё музыкальное образование у известных педагогов, которые дали ему блестящие рекомендации (для получения лицензии на профессию). Когда он всё-таки решился и обратился в магистрат за лицензией на право дирижировать оркестром, мать, опасаясь, что Иоганн-старший воспрепятствует выдаче лицензии, подала на развод по причине многолетних измен мужа. Штраус-старший в ответ лишил детей от Анны наследства, отписав всё своё состояние детям своей любовницы Эмилии Трампуш. Вскоре после регистрации развода он женился на Эмилии официально, у них к этому времени было уже семеро детей.

image

В молодости

Вскоре Штраусу удаётся набрать небольшой собственный оркестр, и он с успехом выступает в венском казино Доммайера. Репертуар оркестра в значительной степени состоял из его собственных произведений. Первое время сильно мешала зависть со стороны влиятельного отца, который заносил в чёрный список те заведения, где выступал сын, не допускал его на придворные балы и на другие престижные мероприятия, которые считал своей вотчиной. Но, вопреки всем усилиям отца и благодаря почитателям таланта Иоганна-младшего его назначили капельмейстером военного оркестра второго полка гражданской милиции (отец был руководителем оркестра первого полка).

Ещё больше углубила конфликт отца с сыном революция 1848 года. Штраус-старший поддержал монархию и написал верноподданнический «Марш Радецкого». Штраус-младший в дни революции играл «Марсельезу» и сам написал ряд революционных маршей и вальсов. После подавления революции его привлекли к суду, но в конце концов оправдали.

1849: Штраус-старший умер от скарлатины. Иоганн на могиле отца сыграл «Реквием» Моцарта, посвятил памяти отца вальс «Эолова арфа» и издал за свой счёт полное собрание сочинений отца. Отцовский оркестр решил присоединиться к музыкантам сына, и объединённый оркестр отправляется на гастроли по Австрии, Польше, Германии. Всюду он имел огромный успех.

Чтобы наладить отношения с новым императором Францем-Иосифом I, Штраус посвящает ему два марша. Вскоре ему передают все отцовские полномочия на придворных балах и концертах (1852). Приглашений так много, что он нередко отправляет вместо себя одного из братьев. В отличие от отца, он никому не завидовал и шутил, что «братья талантливее меня, просто я популярнее».

image

Павловский музыкальный вокзал

image

Ольга Смирнитская

1856: первые гастроли Штрауса в России. Он стал постоянным дирижёром летних концертов при Павловском вокзале с огромным окладом (22 тысячи рублей за сезон). В течение пяти лет выступлений в Павловске Штраус переживает серьёзное увлечение русской девушкой, Ольгой Смирнитской, но родители Ольги воспрепятствовали их браку. Этому роману были посвящены советский фильм «Прощание с Петербургом» и книга Айгнера «Иоганн Штраус — Ольга Смирнитская. 100 писем о любви»[1][2].

В 1862 году Штраус, после сообщения Ольги о своей свадьбе с русским офицером, женился на оперной певице Йетти Халупецкой, выступавшей под псевдонимом «Трефц» (Henrietta Treffz). Биографы отмечают, что Йетти была внешне похожа на Ольгу Смирнитскую[3]. Йетти была старше Штрауса на 7 лет и к тому же имела семерых внебрачных детей от разных отцов. Тем не менее брак оказался счастливым, Генриетта стала верной и заботливой женой и импресарио мужа.

Конец 1860-х — начало 1870-х годов: расцвет штраусовского гения. В этот период он создаёт свои лучшие вальсы: «На прекрасном голубом Дунае» (1866) и «Сказки Венского леса» (1868), лучшие оперетты.

1870: Штраус отказывается от придворных обязанностей (передаёт их брату Эдуарду) и посвящает себя оперетте. Неожиданно, в возрасте 43 лет умирает брат Йозеф.

В 1870-е годы оркестр Штрауса гастролирует по Великобритании, Франции, США. На Бостонском музыкальном фестивале Штраус ставит мировой рекорд, управляя оркестром более чем из 1000 музыкантов. В 1871 году по совету Оффенбаха Штраус пишет свою первую оперетту, хорошо принятую публикой. Всего он написал 15 оперетт.

50 шиллингов 1999 г — австрийская памятная монета, выпущенная по поводу 100-летия смерти Иоганна Штрауса-младшего

1874: новая оперетта «Летучая мышь» поначалу большой популярности не имеет, но всё же многие годы не сходила со сцены венских театров. Триумфальный успех приходит спустя 20 лет, после появления новой редакции (Густав Малер, Гамбург).

1878: после смерти Йетти Штраус женился на молодой немецкой певице Анжелике Дитрих. Вскоре этот брак распадается. В 1882 году Штраус женится в третий и последний раз, на Адели Дойч (1856—1930), вдове сына банкира Антона Штрауса[4]. Она была еврейкой и не хотела переходить в христианскую веру. В католической церкви их бы не стали венчать, поэтому для оформления развода и нового брака Штраус становится протестантом-евангелистом и принимает германское гражданство, став подданным герцога Саксен-Кобург-Готского. Окончательно брак с Аделью был оформлен в 1887 году. Штраус посвятил жене вальс «Адель». Их совместная жизнь сложилась удачно. Несмотря на три брака, своих детей у Штрауса не было.

1880: Штраус едет в Париж проводить в последний путь Оффенбаха.

1885: новый шедевр: оперетта «Цыганский барон», по сюжету повести «Саффи» Мора Йокаи. Музыка оперетты наполнена отчётливым венгерским колоритом. Это самая «оперная» из оперетт Штрауса.[5]

1895: 70-летие Штрауса отмечает вся Европа.

Последние годы Штраус не концертировал и практически не выходил из дома. Но по случаю 25-летия оперетты «Летучая мышь» его уговорили дирижировать увертюрой. Он слишком разгорячился и по дороге домой сильно простудился. Штраус скончался в Вене в возрасте 73 лет от пневмонии, не успев закончить балет «Золушка». Завершил работу над балетом в следующем году Йозеф Байер.

Всё своё состояние Иоганн завещал музыкальному обществу. Адели досталась только рента. Она пережила мужа на 31 год, полностью посвятив себя созданию музея Штрауса и публикации его произведений. Она даже разыскала и сохранила любовные письма мужа к Ольге.

После смерти Штрауса были поставлены несколько оперетт, смонтированных из различных его произведений. Первой из них стала «Венская кровь», лейтмотивом которой служит одноимённый вальс Штрауса. Штраус незадолго до кончины дал разрешение на создание этого произведения, но сценического успеха оно не имело.

Творчество

Памятник Штраусу в Венском парке

За свою жизнь Иоганн Штраус создал 496 произведений: 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 15 оперетт, комическую оперу и балет. Он сделал с танцевальной музыкой то, что позднее Гершвин сделал с джазом: поднял до симфонических вершин. Творениями Штрауса восхищались самые разные композиторы, от Оффенбаха до Вагнера, от Легара до Чайковского.

Оперетты и другие театральные постановки

  • Индиго и сорок разбойников (Indigo und die Vierzig Räuber, 1871)
  • Карнавал в Риме (Der Karneval in Rom, 1873)
  • Летучая мышь (Die Fledermaus, 1874)
  • Калиостро в Вене (Cagliostro in Wien, 1875)
  • Принц Мафусаил (Prinz Methusalem, 1877)
  • Жмурки (Blindekuh, 1878)
  • Кружевной платок королевы (Das Spitzentuch der Königin, 1880)
  • Весёлая война (Der lustige Krieg, 1881)
  • Ночь в Венеции (Eine Nacht in Venedig, 1883)
  • Цыганский барон (Der Zigeunerbaron, 1885)
  • Симплициус (Simplicius. 1887)
  • Рыцарь Пасман (Ritter Pásmán, опера, 1892)
  • Принцесса Нинетта (Fürstin Ninetta, 1893)
  • Яблочный праздник (Jabuka, 1894)
  • Ясменник душистый (Waldmeister) (1895)
  • Богиня Разума (Die Göttin der Vernunft, 1897)
  • Золушка (Aschenbrödel, 1899, балет, посмертно)
  • Венская кровь (Wiener Blut, 1899, посмертно)

Знаменитые вальсы

  • Песни любви (Liebeslieder, op. 114, 1852)
  • Прощание с Петербургом (Abschied von St Petersburg, op. 210, 1858)
  • На прекрасном голубом Дунае (An der schönen blauen Donau, op. 314, 1867)
  • Жизнь артиста (Künstlerleben, op. 316, 1867)
  • Сказки Венского леса (G’schichten aus dem Wienerwald, op. 325, 1868)
  • Вино, женщины и песни (Wein, Weib und Gesang, op. 333, 1869)
  • Тысяча и одна ночь (Tausend und eine Nacht, op. 346, 1871)
  • Венская кровь (Wiener Blut, op. 354, 1873)
  • Калиостро (Cagliostro-Walzer, op. 370, 1875)
  • Прекрасный май (O schöner Mai!, op. 375, 1877)
  • Розы с юга (Rosen aus dem Süden, op. 388, 1880)
  • Поцелуй (Kuss-Walzer, op. 400, 1881)
  • Весенние голоса (Frühlingsstimmen, op. 410, 1883)
  • Лагуны (Lagunen-Walzer, op. 411, 1883)
  • Венские женщины (Wiener Frauen, op. 423, 1886)
  • Императорский вальс (Kaiser-Walzer, op. 437, 1888)

Музыка Штрауса в кино

  • Фильм «Венские вальсы» (англ. Waltzes from Vienna, 1934) режиссёра Альфреда Хичкока. Фильм рассказывает о написании вальса «На прекрасном голубом Дунае» австрийского композитора Иоганна Штрауса-младшего.
  • Жизни и мелодиям Иоганна Штрауса посвящён популярный американский фильм «Большой вальс» (1938 год). Сюжет фильма имеет мало общего с реальной жизнью композитора.
  • Караяновская запись вальса «На прекрасном голубом Дунае» была использована кинорежиссёром Стенли Кубриком в звуковой дорожке к фильму «Космическая одиссея 2001 года» (Кубрик перемонтировал кадры, чтобы «попасть» в музыку).
  • Вальс “Венская кровь” (Wiener Blut) был использован в мультфильме “Про мышонка Иоганна”, а также в саундтрэке к фильму Гая Ричи “Шерлок Холмс. Игра теней” (в несколько переработанном композитором Гансом Циммером виде).
  • Фильм «Прощание с Петербургом» (СССР) рассказывает о пребывании Штрауса в России.

Памятники

Памятник Штраусу в Павловске

Памятники Штраусу установлены в Вене и в Павловске под Санкт-Петербургом, где композитор гастролировал 10 сезонов.

Интересные факты

  • При нацистском режиме была сделана попытка скрыть еврейские корни Иоганна Штрауса с помощью фальсификации документов.[6]

Примечания

  1. Айгнер Томас. Иоганн Штраус — Ольга Смирнитская. 100 писем о любви. Документальный роман. М.: Время, 2005, 240 с. ISBN 5-9691-0070-6.
  2. club366.ru Томас Айгнер. Иоганн Штраус — Ольга Смирнитская. 100 писем о любви
  3. Владимирская А. Р. Звёздные часы оперетты, 1-е издание, стр. 44.
  4. Johann Strauß und seine drei Ehefrauen.
  5. Владимирская А. Р. Звёздные часы оперетты, 1-е издание, стр. 57.
  6. Забыть старого Вольфа.

Литература

  • Владимирская А. Р. Звёздные часы оперетты. — Л.: Искусство, 1975. — 136 с.
  • Трауберг Л. Жак Оффенбах и другие. М.: Искусство, 1987, глава 9: Штраус.
  • Ярон Г. М. О любимом жанре. М.: Искусство, 1960.
  • Айгнер Томас. «Иоганн Штраус — Ольга Смирнитская. 100 писем о любви.» Документальный роман. М.: Время, 2005, 240 с ISBN 5-9691-0070-6
  • Мрочковская-Балашова С. «Мой ангел, мой чертенок. Петербургский роман Иоганна Штрауса и Ольги Смирнитской» ОАО Издательство «Радуга», 2002.

Ссылки

  • Штраус, Иоганн (сын) на «Родоводе». Дерево предков и потомков* Биография Иоганна Штрауса (сына)
  • Штраус — король вальса
  • Library.ru
  • Музыка Штрауса
  • Иоганн Штраус (сын): ноты произведений на International Music Score Library Project

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Музыканты по алфавиту
  • Родившиеся 25 октября
  • Родившиеся в 1825 году
  • Родившиеся в Вене
  • Умершие 3 июня
  • Умершие в 1899 году
  • Умершие в Вене
  • Композиторы по алфавиту
  • Композиторы Австрии
  • Дирижёры Австрии
  • Скрипачи Австрии
  • Персоналии:Вальс
  • Композиторы оперетт
  • Похороненные на Центральном кладбище Вены

Нужно сделать НИР?

Полезное

Смотреть что такое “Штраус, Иоганн (сын)” в других словарях:

  • Штраус Иоганн (сын) — Иоганн Штраус Johann Strauß Дата рождения 25 октября 1825 Место рождения Вена Дата смерти 3 июня 1899 …   Википедия

  • Штраус Иоганн (сын) — Штраус (Strauß) Иоганн (сын) (25.10.1825, Вена, ‒ 3.6.1899, там же), австрийский композитор, дирижёр и скрипач. Сын композитора И. Штрауса. В 1844 организовал собственный оркестр; после смерти отца объединил семейные оркестры и неоднократно …   Большая советская энциклопедия

  • Штраус Иоганн (сын) — сын Иоганна Ш., знаменитый композитор танцев и дирижер, прозванный королем вальсов (1825 1899). Шести лет от роду он сочинил вальс, который впоследствии был напечатан под заглавием Первая мысль . Несмотря на противодействие отца, желавшего… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Штраус Иоганн, сын — сын Иоганна Ш., знаменитый композитор танцев и дирижер, прозванный королем вальсов (1825 1899). Шести лет от роду он сочинил вальс, который впоследствии был напечатан под заглавием Первая мысль . Несмотря на противодействие отца, желавшего… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Штраус, Иоганн — Иоганн Штраус (нем. Johann Strauß или Johann Strauss): Штраус, Иоганн (отец) (1804 1849) австрийский композитор, дирижёр и скрипач, отец Иоганна Штрауса (младшего). Штраус, Иоганн (сын) (1825 1899) австрийский композитор, дирижёр и скрипач,… …   Википедия

  • Штраус И. сын —         (Straub) Иоганн (сын) (25 X 1825, Вена 3 VI 1899, там же) австр. композитор, скрипач и дирижёр. Старший сын Иоганна Ш. Вопреки желанию отца, к рый хотел сделать сына коммерсантом, стал тайно от него обучаться игре на скрипке (у… …   Музыкальная энциклопедия

  • ШТРАУС Иоганн (Штраус-сын) — ШТРАУС Иоганн сын (1825 1899), австрийский композитор, скрипач и дирижер. Создал классический тип венского вальса («На прекрасном голубом Дунае», 1867, «Сказки Венского леса», 1868, «Весенние голоса», 1883). Автор 16 оперетт, в том числе «Летучая …   Энциклопедический словарь

  • Штраус Иоганн — I Штраус отец, (Strauß) (1804 1849), австрийский скрипач, дирижёр, композитор. Наряду с Й. Ланнером создатель венского вальса. Сыновья  Иоганн, Йозеф и Эдуард также сочиняли танцевальную музыку. II Штраус сын, (Strauß) (1825 1899), австрийский… …   Энциклопедический словарь

  • ШТРАУС Иоганн — (Штраус сын) (1825 99) австрийский композитор, скрипач и дирижер. Создал классический тип венского вальса ( На прекрасном голубом Дунае , 1867, Сказки Венского леса , 1868, Весенние голоса , 1883, и др.). 16 оперетт, в т. ч. Летучая мышь (1874),… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Штраус, Иоганн (отец) — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Штраус. Иоганн Штраус …   Википедия

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий