Биография Константина Райкина — статьи и новости на 7days.ru

Биография

Константин Райкин — российский актер театра и кино, руководитель московского театра «Сатирикон», основатель Высшей школы сценических искусств (ВШСИ). Представитель актерской династии к своему успеху пришел буквально вопреки славе отца. В театральном училище однокурсники называли его «несчастным сыном гениальных родителей». Но благодаря упорству и трудолюбию ему удалось стать самостоятельной творческой единицей.

Детство и юность

Константин Аркадьевич родился в Ленинграде в семье артиста эстрады Аркадия Райкина и Руфи Иоффе, его жены, которая также была актрисой. У Кости есть старшая сестра Екатерина. Семья Райкиных была дружной, дети росли в атмосфере любви и заботы, хотя отца видели не так уж часто: Аркадий Исаакович много времени проводил на гастролях.

Константин всегда был артистической натурой, но при этом показывал весьма ощутимые успехи в точных науках. Благодаря этому мальчика приняли в физико-математическую школу-интернат при Ленинградском государственном университете. Райкин увлекался биологией и на олимпиадах всегда получал первые места. Но после школы юноша все же решил стать артистом и был зачислен в Театральное училище имени Бориса Щукина.

Фильмы

Кинематографическая биография актера началась еще во время учебы в училище. Дебютировал Райкин в кино в 19 лет. Молодой актер сыграл озорного старшеклассника в комедии «Завтра, третьего апреля…». Далее появлялся в детских фильмах «Клоун» и «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», а также в военной драме о моряках-подводниках «Командир счастливой “Щуки”».

Большая популярность пришла к Райкину после съемок в экранизации шекспировской комедии «Много шума из ничего», за которой последовала еще одна значительная роль — татарина Каюна в истерне «Свой среди чужих, чужой среди своих». Нужно отдельно отметить, что Константин, одна из немногих звезд фильма, выполнял все трюки самостоятельно, без помощи каскадеров и дублеров. Кроме того, по просьбе режиссера он полностью обрил голову, а в театре в это время играл в парике.

Но самый оглушительный успех ожидал Райкина в 1976 году, когда вышла двухсерийная комедия «Труффальдино из Бергамо». На эту роль артист был утвержден не сразу: на нее претендовал Борис Смолкин, да и Наталья Гундарева, его партнерша, была поначалу против кандидатуры Константина. Позднее она изменила свое мнение об актере. Интересно, что пел исполнитель там не сам — ему помогал Михаил Боярский. Зато невероятные танцевальные па актер исполнял самостоятельно.

Доказав всем, что его комедийный талант неоспорим, Райкин неожиданно переключился на драматические роли. В экранизации пьесы Евгения Шварца «Тень, или Может быть, все обойдется» актер исполнил сразу двоих персонажей — Ученого и его тень, а в драме «Русский регтайм» сыграл бандита Махмуда.

В 2002 году Константин Райкин решился на главную роль, перевоплотившись в знаменитого сыщика Эркюля Пуаро в мини-сериале «Неудача Пуаро» по романам Агаты Кристи. Артист воссоздал образ детектива с подвижной психикой, эмоционального и горячего, тогда как знаменитый исполнитель этой роли, Дэвид Суше, предстал на экране спокойным и педантичным сыщиком.

На этом детективном сериале фильмография художественных работ артиста практически прервалась. С 2006 года начал снимать документальное кино об известных личностях: Корнее Чуковском, Олеге Табакове, Василии Чапаеве и о себе самом.

Театр

Сразу после окончания вуза Райкина лично пригласила в театр «Современник» Галина Волчек, где Константин прослужил 10 лет. Но когда в Москву перевели Театр миниатюр, в котором руководителем был его отец, актер перешел туда и помог Аркадию Райкину переделать это заведение в легендарный театр «Сатирикон».

Вместе с отцом играл в спектаклях «Его Величество Театр» и «Мир дому твоему», а в 1985 году создал авторскую программу «Давай, артист!». С 1988 года Константин занимает должность художественного руководителя театра «Сатирикон».

Набравшись опыта, Константин Райкин решил делиться знаниями с молодым поколением. С 2001 года артист стал вести курс актерского мастерства в Школе-студии МХАТ, в 2012 году основал собственное учебное заведение, получившее название «Высшая школа сценических искусств». Однако чаще его называли «Театральной школой Константина Райкина». Причем там обучают как актеров, так и театральных менеджеров, а кроме того, оформителей сценических представлений — дизайнеров, звукорежиссеров, светотехников.

В театральных кругах назрел скандал, связанный с детищем семейства знаменитых артистов — Фондом поддержки и развития культуры имени А. И. Райкина, куда входили «Райкин плаза» с четырехзвездочной гостиницей «Райкин Plaza Hotel», одноименный ресторан, бизнес-центр, театральная школа. В совет директоров организации включил в себя представителей семьи Масляковых.

В 2021 году Константин Аркадьевич обвинил своего партнера Анатолия Полянкина в растрате средств организации. По словам Райкина, его коллега захватил два здания на Шереметьевской улице, одно из которых занимает театральная школа. Ущерб от хищения, по мнению Райкина, составляет 50 млн руб.

Общественная позиция

Свое мнение о цензуре в современном искусстве Райкин высказал в 2016 году на съезде Союза театральных деятелей России. Режиссер и актер призвал не подменять принципами отдельной «группы оскорбленных граждан» общественное мнение. Идею Константина Аркадьевича поддержали Сергей Безруков, Олег Табаков, Владимир Познер и другие деятели культуры. Благодаря своей позиции артист был признан «Человеком года» Ассоциацией театральных критиков.

В феврале 2017 года Константин Райкин вышел на сцену, дал поэтический моноспектакль «Над балаганом небо…» в Санкт-Петербургской академической филармонии имени Дмитрия Шостаковича. При этом артист во время спектакля резко отозвался о России, чем привлек внимание прессы. Константин Райкин назвал страну «некрофильским государством».

Руководитель «Сатирикона» объяснил свои слова тем, что российское общество начинает любить поэтов только после их смерти. По мнению артиста, такой подход уже сгубил ряд талантливых личностей. В доказательство своих слов Райкин назвал Льва Гумилева, Сергея Есенина, Марину Цветаеву, Владимира Маяковского, Осипа Мандельштама и Бориса Пастернака.

Константин Райкин уже не впервые критикует российскую культуру на собственных концертах и в интервью, и ряд заявлений артиста успел вызвать скандалы среди коллег Райкина. Так, артист раскритиковал «цеховую солидарность» работников театра, которая не позволяет нелестно отзываться о коллегах и противоречит свободе слова.

Срыв концерта в Украине

В ноябре 2017 года внимание журналистов привлек новый концерт Константина Райкина, прошедший в Одессе. Группа националистов с криками ворвалась в Одесский академический украинский музыкально-драматический театр имени В. Василько, где проходило выступление артиста, и сорвала концерт.

Это событие ворвавшиеся записали на видео. Трансляцию акции и последующего срыва моноспектакля Райкина выложил на собственной странице в Facebook (соцсеть запрещена в РФ, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской) экс-руководитель одесского отделения экстремистской организации «Правый сектор» (запрещена в РФ) Сергей Стерненко. На этом видео также видно, что, после того как националисты ворвались в зал, Константин Райкин ушел со сцены, но зрители старались вернуть артиста.

После того как Райкин прервал выступление, два десятка националистов остались в зале, где озвучили собственные причины сорвать мероприятие, а также начали спорить с возмущенными зрителями. Как заявили организаторы срыва спектакля, их возмутили высказывания артиста о Крыме и его «одобрение аннексии». По мнению сорвавших концерт, это достаточная причина, чтобы не дать артисту выступать на любой сцене в Украине. Тем не менее ранее на той же неделе артист спокойно выступил с моноспектаклями в Киеве и Харькове.

Личная жизнь

О своей личной жизни в интервью артист с иронией говорит, что в каждых отношениях оставался однолюбом. Однако насколько это утверждение соответствовало действительности, можно было судить его избранницам. Общественное мнение называло талантливого актера Дон Жуаном. И, как показало время, для этого были объективные основания.

Брак со студенткой

Первой женой Константина Аркадьевича стала студентка Елена Курицына. Тогда на курсе многие не могли поверить в этот союз скромной девушки и кумира молодежи, сказывалась и большая разница в возрасте. Родители же Райкина вздохнули с облегчением, надеясь, что теперь их сын остепенится.

Первое время счастливый муж действительно был внимателен к Курицыной. Но семейный быт вскоре наскучил. После свадьбы у знаменитости начались романы. А дома происходили скандалы с выяснением отношений. Студентка не выдержала такого ритма жизни и подала на развод.

Роман со Ириной Родниной

Получив официальную свободу, Райкин оказался в объятиях спортсменки Ирины Родниной. Стремительно развивающиеся отношения давали повод говорить о свадьбе. А в интервью фигуристка называла избранника не иначе как мужем.

image
Константин Райкин и Ирина Роднина / @theatre_satirikon, @irina.rodninairina

Однако до загса влюбленные не дошли. В СМИ писали, что Родина так и не решилась на серьезный шаг, поскольку видела непостоянство мужчины. Расставание с олимпийской чемпионкой для Константина Аркадьевича стало серьезным ударом, но он недолго оставался одиноким.

Второй брак

Второй женой артиста стала Алагез Салахова, дочь знаменитого художника. Оказывается, Константин Аркадьевич был влюблен в нее еще подростком. Но и эта семья не оказалась счастливой.

Алагез рассказывала: будучи в браке, ее супруг признался, что у него начался роман с ведущей Татьяной Веденеевой. Райкин принял решение уйти от жены. Ситуация, когда мужчина собирал чемоданы, для Салаховой стала травмирующим опытом. После развода она очень сильно болела и больше никогда не решилась выйти замуж.

Жена Елена Бутенко

Семейный уют Райкин обрел, только женившись на актрисе Елене Бутенко. В 1988 году у супругов родилась дочь Полина, которая выбрала тот же путь, что и родители, и стала актрисой. Сегодня она играет в Театре имени Константина Станиславского и регулярно участвует в съемках кино.

Тогда в Интернете возобновились домыслы об отношениях Райкина и Натальи Варлей в молодости. Актриса на тот момент была замужем за сыном Нонны Мордюковой и Вячеслава Тихонова Владимиром Тихоновым. У нее родился сын, которого исполнительница впоследствии записала на свою фамилию. По мнению публики, Василий на фото — копия Константина Аркадьевича. Сама звезда «Кавказской пленницы» называла эти слухи беспочвенными.

Константин Райкин сейчас

В апреле 2022 года в СМИ появилась информация об увольнении Константина Аркадьевича из ВШСИ. По имеющейся на тот момент информации, непосредственно автором данного указа был ректор Анатолий Полянкин. А еще писали, что это решение было единоличным — не согласовывалось с советами Высшей школы сценических искусств. В результате воспитанники учреждения попросили Рособрнадзор разобраться в сложившейся ситуации и выяснить, что стало причиной ухода из школы ее основателя.

Любопытно, что немногим ранее Анатолий Полянкин уже обращал на себя внимание студентов образовательного учреждения. Так, он пытался вообще остановить работу ВШСИ. Но учащиеся составили иск, а суд, приняв во внимание их интересы, вынес решение о необходимости продолжить работу школы и дать возможность абитуриентам сдать экзамены.

В своем комментарии Константин Аркадьевич внес ясность в ситуацию, объяснив, что Полянкин попросту упразднил его должность. При этом он отметил свою давнюю готовность к этому шагу и факт отсутствия ректора на дипломных спектаклях, его неучастие в жизни учреждения на протяжении нескольких лет. Также Райкин сообщил о начале сотрудничества с юристами по этому вопросу, поскольку чувствовал свое призвание именно в преподавании.

Фильмография

  • 1969 — «Завтра, третьего апреля»
  • 1971 — «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»
  • 1972 — «Командир счастливой “Щуки”»
  • 1973 — «Много шума из ничего»
  • 1974 — «Свой среди чужих, чужой среди своих »
  • 1975 — «Ольга Сергеевна»
  • 1976 — «Труффальдино из Бергамо»
  • 1987 — «Остров погибших кораблей»
  • 1989 — «Руанская дева по прозвищу Пышка»
  • 1989 — «Комедия о Лисистрате»
  • 1991 — «Тень, или Может быть, всё обойдётся»
  • 1993 — «Русский регтайм»
  • 1993 — «Стреляющие ангелы»
  • 1994 — «Простодушный»
  • 1996 — «Двадцать минут с ангелом»
  • 2002 — «Неудача Пуаро»
  • 2007 — «Синьор Тодеро хозяин»
  • 2008 — «Косметика врага»
  • 2012 — «Не всё коту масленица»

Интересные факты

  1. Зрители ошибаются, принимая танцовщика Александра Куломзина из фильма «Формула любви» за танцующего Константина Аркадьевича. Однако руководитель «Сатирикона» известен своим умением бить чечетку, которое он регулярно демонстрировал и на гастролях, и на телевидении.
  2. Райкин с детства пишет стихи. Его произведения, посвященные животным, впервые были напечатаны в сборнике под редакцией В. Глоцера «Раннее солнце». Иллюстрации к своим трудам будущий артист подготовил сам.
  3. В старших классах посетил легендарный спектакль театра БДТ «Идиот» с Иннокентием Смоктуновским в главной роли, овации после которого продолжались 40 минут.
  4. Сейчас артист участвует в проекте «Райкино» — просмотре киноклассики и ее обсуждение со зрителями на живых выступлениях.

Биография Константина Райкина

Детство Константина Райкина

Константин Аркадьевич Райкин появился на свет в Ленинграде. Отец, художественный руководитель и актер Ленинградского театра эстрадных миниатюр Аркадий Исаакович Райкин и мать, Руфь Марковна Иоффе, постоянно гастролировали. Довольно часто бывая в столице, семейство Райкиных имело в гостинице «Москва» постоянный номер, где Костю «сдавали на руки» бабушке. Все остальное время его воспитанием занималась безграмотная нянечка-татарка. Константин Райкин «В мире животных» (Имитация движений) Несмотря на многочисленные пропуски занятий в школе, связанные с гастролями родителей, Константин хорошо учился в школе с физико-математическим уклоном для талантливых детей, которую курировал Ленинградский университет. Свободное время Райкин проводил в секции спортивной гимнастики. Занятия спортом не обходились без травм и переломов. Однажды Райкин, упражняясь с брусьями, даже сломал нос. Серьезно изучая биологию и в особенности зоологию, Константин готовился поступать на биофак и совершенно не мечтал о карьере актера. Но в итоге все получилось совершенно по-другому.

Учеба

Сдавая вступительные экзамены в Ленинградский госуниверситет, Константин неожиданно для самого себя задумал «испытать судьбу». Примчавшись в Москву, он буквально взял приемную комиссию Щукинского театрального училища измором. Будущий актер с бешеной скоростью то читал стихи, то танцевал, то представлял животных. Ошеломленные преподаватели перевели его сразу на третий тур творческого собеседования. Легко сдав общеобразовательные предметы, Райкин был принят на курс прекрасного актера и талантливого наставника Юрия Катина-Ярцева. Все это произошло без ведома родителей, пока те были на гастролях в Чехословакии. Узнав по приезду от сына о поступлении в «Щуку», отец признался, что всегда был уверен в подобном выборе Константина. image Константин Райкин в молодости В училище Константину приходилось трудно – все его считали «сыном Райкина», воспринимая его успехи только через призму великого отца. Однако Райкину-младшему быстро удалось опровергнуть это мнение. Преподаватели высоко ценили его талант и дисциплину – опоздать на репетицию для Константина совершенно немыслимо. Работоспособность студента также поражала педагогов – казалось, что на курсе учится несколько Райкиных – он успевал повсюду: сам делал костюмы, гримировал, помогал в создании декораций и, конечно же, особое внимание уделял работам с ролями. Уже тогда он проявил себя не только как актер, но и как отменный руководитель и организатор. С детства зная театр изнутри, Райкин умел все и буквально жил театром круглосуточно.

Константин Райкин в театре «Современник»

После окончания Щукинского училища в 1971 году Константин получает от Галины Волчек приглашение в театр «Современник». Перед Райкиным-младшим стояла нелегкая задача – выйти из тени своего знаменитого отца, найти собственную дорогу, обрести независимость и признание. За годы работы в «Современнике» Константин сыграл огромное количество больших и малых ролей. Зрители помнят его по спектаклям «Балалайкин и Ко», «Валентин и Валентина», «Двенадцатая ночь» и многим другим. Константин Райкин. Приём абитуриентов Десять лет «Современника» не прошли даром – Райкин получил признание, сформировал собственное актерское амплуа и все меньше и меньше ассоциировался со своим отцом. О нем заговорили как о самобытном актере, его стиль игры стал узнаваемым и полюбился зрителю.

«Сатирикон»

В 1981 году Райкин-младший переводится в Ленинградский театр эстрадных миниатюр, которым руководит его отец. В следующем году в творческой жизни Константина происходит важное событие – театр перебирается в столицу и получает звание Государственного театра миниатюр, а в 1987 году – Московского театра «Сатирикон». На этом этапе своей творческой карьеры в партнерстве с отцом были сыграны замечательные спектакли, в числе которых «Его Величество Театр» (1981) и «Мир дому твоему» (1984). В 1985 году дебютировала авторская программа Константина Райкина «Давай, артист!». В том же году Константин становится заслуженным артистом РСФСР. В декабре 1987 года Аркадий Райкин умирает. В начале 1988 года Константин становится художественным руководителем «Сатирикона». Частые беседы с отцом о будущем театра, о сценической выразительности, о зрелищности постановок принесли свои плоды – театр обретает новое лицо. Появление в том же году «Служанок» Ж. Жане (в постановке Р. Виктюка) резко изменило обычный курс театра, долгое время являвшего театром одного замечательного артиста – Аркадия Райкина. «Служанки» принесли «Сатирикону» ошеломляющий успех. За время своего руководства Константин Райкин сумел создать по сути новый театр, опирающийся на лучшие черты своего предшественника и ставший одним из первоклассных репертуарных ансамблевых театров, которому неизменно сопутствует успех у отечественных зрителей и на зарубежных гастролях. Константин Райкин родился в семье знаменитого отца

Руководство «Сатириконом»

Константин Райкин эффективно совмещает в «Сатириконе» актерскую и режиссерскую работу. В 1995 году его роль Грегора Замзы в спетакле «Превращение» по произведению Ф. Кафки (совместно с Творческим центром имени Вс. Мейерхольда, режиссер В. Фокин) отмечена национальной театральной премией Союза театральных деятелей РФ «Золотая маска». Премьера моноспектакля «Контрабас» П. Зюскинда (режиссер Е. Невежина) принесла в 2000 году Райкину вторую «Золотую маску». Третью Райкин получает в 2008 году за роль в драме «Король Лир». Константин Райкин не менее плодотворно работает в «Сатириконе» как режиссер. Его постановки «Маугли» (1990), «Такие свободные бабочки» (1993), «Ромео и Джульетта» (1995), «Кьоджинские перепалки» (1997), «Квартет» (1999) производят большое впечатление на зрителя глубиной прочтения пьесы, зрелищностью и оригинальностью сценического воплощения.

Константин Райкин в кино

Константин дебютировал в кино еще будучи студентом Щукинского училища в 1969 году с крохотной ролью в фильме «Завтра, третьего апреля…», снятого по рассказам Зверева. Первая значительная работа – Пелле в телеспектакле «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» – вышла на экран в 1971году. Далее были маленькая роль кока в фильме «Командир счастливой «Щуки», роль татарина Каюма в приключенческой картине Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Константин Райкин дебютировал в кино в 1969 году Потрясающий зрительский успех имела главная роль в комедийном мюзикле Владимира Воробьева «Труффальдино из Бергамо» (1976). Замечательная актриса Наталья Гундарева своей виртуозной игрой прекрасно оттеняла талант Райкина. Многогранность сценического дара и мастерство перевоплощения позволило Константину Райкину блестяще справиться сразу с двумя образами – Ученого и его Тени вэкранизации пьесы Евгения Шварца «Тень, или может быть, все обойдется» (1990). В 2002 году Райкин создал на экране очень органичный портрет легендарного сыщика Эркюля Пуаро в минисериале «Неудача Пуаро».

Личная жизнь Константина Райкина

Константин Аркадьевич считает «Сатирикон» семьей, своим домом, где можно развиваться самому и растить молодых артистов, творческие успехи которых Райкин считает частью своей жизни. Но было бы ошибкой сказать, что кроме театра Константина Райкина ничего не интересует. В свободные вечера он приезжает на дачу, гуляет с двумя собаками. Любит музыку Шуберта и Верди, с удовольствием перечитывает Достоевского и Пушкина. Может изредка побаловаться водочкой с пельмешками. Себя считает русским человеком – по глубинной сути, культуре, языку, менталитету. Крестился в православной вере. Личная жизнь Константина Райкина удалась не сразу Актер трижды пытался создать семью. Первый брак с Еленой Курициной, студенткой театральной студии Олега Табакова, длился три года и закончился мучительным разводом. В 1979 году, еще находясь в законном браке, Константин случайно встретил свою давнюю юношескую симпатию– Алагез Салахову. Ее бабушка и отец Кости были соседями. Забытые чувства возродились с новой силой. Константина не смутило даже то, что у каждого из них была своя семья. Но и этому браку не суждено было продолжаться долго. И только с актрисой Еленой Бутенко Райкин сумел создать счастливую семью. Он встретил свою судьбу в стенах театра «Сатирикон». В 1988 году в семье Райкиных появилась на свет дочь Полина, продолжившая славную актерскую династию. Закончив Щукинское театральное училище, Полина Константиновна играет в театре им. К. С. Станиславского, активно сотрудничает с «Сатириконом».

Преподавательская деятельность

Помимо игры в театре Константин Райкин с 2001 года передает свой богатый сценический опыт студентам в Школе-студии МХАТ. Художественный руководитель «Сатирикона» воспитал достойное молодое поколение артистов театра. Первые актеры-выпускники профессора Райкина заявили о себе в 2005 году дипломным спектаклем «Страна любви» по пьесе А.Н.Островского «Снегурочка». Константин Райкин – распорядитель свадьбы в ЗАГСе В день своего 60-летия, 8 июля 2010 года Райкин награждается орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени – за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность, а в ноябре 2011 года получает премию Георгия Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства».

Лучшие фильмы

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Этот человек хорошо известен советскому и российскому зрителю. И не только потому, что он является сыном великого актера – Аркадия Исааковича Райкина. Константин Аркадьевич – талантливый актер, режиссер и очень интересная личность.

Детские годы

Райкин Константин появился на свет в начале июля 1950 года в Северной столице. Его папа – художественный руководитель и актер Театра эстрадных миниатюр (Ленинград) Аркадий Райкин, а мама – Руфь Марковна Иоффе. Родители постоянно находились на гастролях. Они часто бывали в столице, поэтому в гостинице «Москва» семейство имело постоянный номер, где маленького Костю «передавали» бабушке.

Бесконечные пропуски занятий, связанные с гастролями родителей, не сказывались на успеваемости Константина. Он хорошо учился в математической школе. В свободное время Константин Райкин, фото которого вы видите в нашей статье, увлеченно занимался спортивной гимнастикой. Эти занятия не всегда обходились без травм. Однажды Костя, выполняя упражнения на брусьях, даже сломал нос.

В школьные годы молодой человек серьезно изучал биологию и зоологию. Он мечтал о биофаке, и актерская карьера его совершенно не интересовала. Но время все расставило на свои места.

Юность

Во время сдачи вступительных экзаменов в Ленинградский университет Константин вдруг, неожиданно для себя, решил сыграть с судьбой в рулетку. Прилетев в Москву, он в полном смысле слова измором взял приемную комиссию театрального училища им. Щукина. Будущий актер самозабвенно читал стихи, лихо танцевал, представлял различных животных. Пораженные и ошеломленные преподаватели включили его фамилию в списки сразу на третий тур собеседования.

Общеобразовательные предметы Райкин Константин сдал легко, и был зачислен на курс известного актера и талантливого преподавателя Катина-Ярцева. Необходимо отметить, что все это происходило без ведома родителей. В то время они были на гастролях в Чехословакии. И только приехав в Ленинград, они узнали, что сын поступил в Щукинское училище. Аркадий Исаакович признался, что всегда знал, что Костя выберет именно этот путь.

Учеба

В училище талантливому парню было непросто. Сокурсники считали Костю «сыном Райкина», а потому воспринимали его успехи через призму гениального отца. Необходимо отдать должное Константину – ему быстро удалось доказать, что подобное восприятие его творчества ошибочно.

Зато преподаватели высоко ценили его талант, а также строгую дисциплину – для него было совершенно немыслимо опоздать на репетицию. А работоспособность парня поражала даже видавших многое педагогов. Как они вспоминают, создавалось ощущение, что на курсе одновременно учится несколько Райкиных. Он был везде – сам делал костюмы, наносил грим, принимал участие в создании декораций, но особое внимание уделял работе над ролями.

Уже в те времена многие заметили не только актерский, но и организаторский талант молодого человека. Стало ясно, что из него может получиться отличный руководитель творческого коллектива. Райкин Константин знал театр изнутри с самого детства, а театральной жизни он посвящал 24 часа в сутки.

Театр «Современник»

Успешно окончив Щукинское училище (1971 г.), Константин тут же получает приглашение от Галины Волчек в знаменитый театр «Современник». Надо сказать, что перед молодым актером стояла непростая задача – ему необходимо было найти свой путь, выйти из тени великого отца, получить независимость и признание собственного таланта.

В «Современнике» Константину посчастливилось сыграть множество малых и больших ролей. Зрители запомнили его по спектаклям «Двенадцатая ночь», «Валентин и Валентина», «Балалайкин и Ко» и многим другим.

За десять лет работы в знаменитом театре Райкин стал признанным мастером, но самое главное – зритель все реже ассоциировал его с отцом. На сцене появился молодой, талантливый, яркий актер – Константин Райкин. Отзывы театраловедов и критиков все чаще отмечали его незаурядные способности, умение вживаться в образ. О нем стали говорить как об актере самобытном, имеющем собственный стиль игры. Он стал узнаваем и любим зрителем.

«Сатирикон»

В 1981 году Константин принял непростое для себя решение и перевелся в Театр миниатюр (Ленинград), которым руководил его отец. На следующий год культурное заведение было переведено в Москву. Теперь оно известно как Государственный театр миниатюр, но 1987-м у него было иное название – «Сатирикон». В то время Костя вместе с отцом работал в замечательных спектаклях, среди которых можно выделить следующие: «Его Величество Театр» (1981) и «Мир дому твоему» (1984).

Через четыре года, в 1985-м, вышла в эфир программа «Давай, артист!», созданная Константином. В том же году актер был удостоен высокого звания Заслуженного артиста РСФСР.

Руководство «Сатириконом»

После смерти отца Райкин Константин стал руководителе «Сатирикона». Именно он должен был продолжить дело отца. И надо сказать, что с поставленной задачей Константин справляется достойно. Он эффективно совмещает актерскую и режиссерскую деятельность в «Сатириконе».

В 1995 году его работу в спектакле «Превращение» (роль Грегора Замзы) отметили национальной театральной премией «Золотая маска». Вторую такую наградую он получил в 2000 году за участие в моноспектакле «Контрабас». Третья «Золотая маска» появилась у талантливого актера в 2008 году за блестящую работу в постановке «Король Лир».

Не менее плодотворно Райкин Константин работает в «Сатириконе» и в качестве режиссера. Его оригинальные постановки «Такие свободные бабочки» (1993), «Маугли» (1990), «Квартет» (1999), «Ромео и Джульетта» (1995) произвели впечатление на критиков и зрителей. В отзывах отмечалась глубина прочтения пьесы, зрелищность, оригинальностью воплощения событий на сцене.

Работа в кино

И в кинематографе добился немалых успехов Константин Райкин. Фильмография актера начала формироваться, еще когда он был студентом. В 1969 году артист дебютировал в картине «Завтра, третьего апреля…», где исполнил очень маленькую роль. Первой значительной работой можно считать образ Пелле, который он воплотил в популярном телеспектакле «Малыш и Карлсон», вышедшем на экраны в 1971 году. Затем была небольшая роль в картине «Командир счастливой «Щуки», работа у Н. Михалкова в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих». Но особый, можно сказать, оглушительный успех принесла актеру главная роль в мюзикле «Труффальдино из Бергамо» (1976).

Великолепная Наталья Гундарева своей восхитительной игрой отлично оттеняла работу Константина. Талант и искусство перевоплощения позволили Константину Райкину предстать перед зрителем сразу в двух образах – Ученого и его Тени в экранизации пьесы Шварца «Тень, или Может быть, все обойдется». Стоит ли говорить, что со своей задачей артист справился на «отлично»? В 2002 году Константину Аркадьевичу удалось создать органичный образ Эркюля Пуаро – легендарного сыщика в сериале «Неудача Пуаро».

Константин Райкин: личная жизнь

Первый раз актер женился на Елене Курициной – студентке студии О. Табакова. Брак продлился лишь три года и закончился тяжелым и мучительным для обоих супругов разводом.

В 1979 году, когда Константин еще состоял в браке, он совершенно случайно встретил давнюю знакомую – Алагез Салахову. Его отец и бабушка девушки жили по-соседству. Забытые чувства вспыхнули с новой силой. Константина в тот момент не смущало, что каждый из них имел семью. Но и в этом браке не был счастлив Константин Райкин. Личная жизнь не складывалась.

Счастье он обрел лишь тогда, когда встретил в родном «Сатириконе» актрису Елену Бутенко. В 1988 году семья Константина Райкина увеличилась – у счастливых родителей появилась дочь Полина. Она продолжила актерскую династию – закончила Щукинское училище, работает в театре им. К. С. Станиславского, но при этом активно сотрудничает с «Сатириконом».

Биография

По стопам отца

Костя появился на свет в городе над Невой в семье выдающихся театральных артистов – Руфи Иоффе и Аркадия Райкина. И он, и его старшая сестра Екатерина развенчали мифы о том, что на детях талантливых людей природа отдыхает.

image

В семье Райкиных, которая всегда была дружной и отзывчивой, дети росли в творческой атмосфере, хотя отца видели не часто: он много гастролировал. Несмотря на то, что все родственники имели непосредственное отношение к миру искусства, Костя в школе демонстрировал завидные успехи в точных науках.

Родители даже перевели сына в физико-математическую школу при ЛГУ. Но когда пришла пора определяться с будущей профессией, Константин подал документы в «Щукинку».

Поступить удалось без каких-либо проблем. Учился на курсе, который курировал Юрий Катин-Ярцев. На сцене учебного театра играл в спектаклях «Пышка», «Нос», «Бабьи сплетни», «Золотой мальчик».

Слуга трех театров

После окончания училища в 1971 году устроился на службу в театр «Современник». Радовал поклонников театрального искусства своей игрой в постановках «Валентин и Валентина» (Валентин), «Двенадцатая ночь», «Свой остров» (Хомо), «Вечно живые» (Володя), «Лорензаччо» (Лорензаччо), «Кабала Святош» (Бутон).

image

После того, как Аркадий Райкин перевез в Москву свой Театр миниатюр, Константин ушел из «Сатирикона», чтобы помочь отцу обосноваться на новом месте. В новом театре он выступал с монологом «Его Величество Театр», играл в спектаклях «Лица», «Мир дому твоему», «Что наша жизнь?». После смерти Арадия Райкина возглавил Театр миниатюр, превратив его со временем в театр «Сатирикон», который к настоящему времени считается легендарным.

В «Сатириконе» Константин Райкин выходил на сцену в образах Саланжа в «Служанках», Брюно в «Великолепном рогоносце», Грегора Замзы в «Превращении», Мэкки-Ножа в «Трехгрошовой опере», Гамлета в «Гамлете», Лира в «Короле Лире». Выступал с монологом «Своим голосом». Как режиссер поставил:

  • «Маугли»;
  • «Ромео и Джульетту»;
  • «Квартет»;
  • «Доходное место»;
  • «Страну любви»;
  • «Азбуку артиста»;
  • «Королеву красоты»;
  • «Синее чудовище»;
  • «Лондон-шоу».

Долгое время Константина раздражало, что его все время сравнивают с отцом, но своим мастерством он доказал критикам и недоброжелателям, что сам он не менее талантлив.

Константин Райкин – обладатель престижных театральных премий «Чайка», «Золотая маска», «Хрустальная Турандот» и государственных наград (два ордена «За заслуги перед Отечеством»).

С 2001 года Константин Аркадьевич преподавал в Школе-студии МХАТ, на сцене ее Учебного театра поставил класс-концерты «Будущие летчики» и «У нас в Камергенском».

В 2012 году создал свою театральную школу, получившую название «Высшая школа сценических искусств». Спустя год состоялся первый набор будущих актеров. В настоящее время там обучают не только будущих артистов, но и светотехников, звукорежиссеров, оформителей сцены, дизайнеров, театральных менеджеров.

Труффальдино и не только

Не менее богатой получилась у Константина Райкина и кинокарьера. На сегодняшний день в его послужном списке более пяти десятков фильмов. Дебютом на съемочной площадке для него стала роль старшеклассника-лоботряса в комедии приключений «Завтра, третьего апреля». Затем последовали образы кока Булкина в военной драме «Командир счастливой «Щуки», Бенедикта в комедии «Много шума из ничего», бандита Каюма в военном фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих».

image

Однако наибольшую симпатию зрителей актеру принесла роль Труффальдино, слуги двух господ, в музыкальной комедии «Труффальдино из Бергамо». Этот фильм до сих пор считают лучшим музыкальным фарсом в отечественном кинематографе.

Запомнился Райкин и своим участием в научно-фантастическом фильме «Остров погибших кораблей», в комедии «Комедия о Лисистрате», в философской сказке «Тень, или Может быть, все обойдется». В новом российском кино Константин Райкин снимался в социальной драме «Русский регтайм», в фантастической сказке «Стреляющие ангелы», в трагикомедии «Простодушный».

Эпоха сериалов также не обошлась без Райкина. Константин Аркадьевич сыграл Эркюля Пуаро в детективе «Неудача Пуаро».

image

Также артист принимал участие в нескольких документальных проектах, поделившись своими воспоминаниями о встречах и разговорах с Аркадием Райкиным, Олегом Далем, Юрием Богатыревым, Еленой Майоровой, Романом Карцевым, Олегом Табаковым.

О творчестве и судьбе самого Константина режиссеры Юрий Рашкин и Иван Цыбин сняли фильм «Константин Райкин. Театр строгого режима».

Артиста не беспокоит тот факт, что он мало снимается в современном кино, Райкину намного комфортнее в родном театре, где он может ставить и играть все, что захочет. Ради театра он отказался даже от возможности поработать в Голливуде, хотя приглашал его сам Спилберг, да и гонорар обещали баснословный.

Тайны личной жизни

Константин Райкин не скрывает от внимания общественности подробностей личной жизни, да и нечего ему скрывать. Первый раз артист женился на Елене Курициной, молодой актрисе студии Олега Табакова. Вместе они прожили три года, после чего подали на развод. Бракоразводный процесс сопровождался громким скандалом и обоюдными обвинениями, но все же дошел до своего логического конца.

image

Второй женой Константина стала Алагез Салахова, дочь известного советского художника. В нее Райкин влюбился еще подростком, но затем на какое-то время упустил из поля зрения. Но и этот союз не принес артисту семейного счастья. Некоторое время бульварные издания писали о романе Константина с телеведущей Татьяной Веденеевой. Но если таковой и бил, то тоже оказался мимолетным.

Идиллия и семейный уют в жизнь Константина пришли только после того, как его женой согласилась стать актриса Елена Бутенко. Она родила актеру дочь Полину, которая, по примеру родителей, тоже стала актрисой, продолжив таким образом семейную династию. Некоторое время Полина работала в театре отца, но затем перешла в Театр имени Станиславского.

image

Из новостей последних лет вокруг жизни Константина Райкина стоит выделить тяжелую травму мышцы бедра, потребовавшую срочного хирургического вмешательства в январе 2017 года. И хотя сама операция не таила в себе большой угрозы для здоровья, однако вслед за ней последовал длительный реабилитационный период. Когда со здоровьем все наладилось, Константин Райкин снова вернулся на любимую работу.

И по-философски относится к тому, что чем старше человек становится, тем сильнее сужается круг друзей и приятелей. Лучшим способом наслаждаться жизнью, актер считает любимую работу, которой можно заниматься в свое удовольствие без выходных и отгулов.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий