Биография Луи Армстронга: годы жизни, интересные факты, творчество. Американский джазовый трубач и вокалист

Биография

Луи Армстронг — американский джазовый исполнитель и вокалист, который оказал огромное влияние в мире джаза.

image
Луи Армстронг в детстве

Луи родился в бедной семье в Новом Орлеане, штат Луизиана. Внук африканских рабов провел детство и юность в районе, где была узаконена проституция, а главной проблемой являлись нищета и наркотики.

Отец мальчика, Уильям Армстронг (1881-1933), ушел к другой женщине, когда Луи не было и года. Мать будущего артиста, Мэри «Майанн» Альберт (1886-1927), позже оставила маленького сына и его сестру Беатрис Армстронг Коллинз на попечение бабушки Жозефины Армстронг и дяди Исаака. В пять лет мальчик вернулся к матери, которая впоследствии успела сменить несколько «отчимов».

image
Луи Армстронг в юности

Школьнику Армстронгу пришлось рано начать работать: мальчик торговал газетами, развозил уголь, пел на улицах ночью, но денег в семье было недостаточно, и мать Луи стала заниматься проституцией.

Музыка пришла в жизнь Армстронга рано: он часто болтался рядом с танцевальными залами недалеко от дома, нередко ему доводилось привозить уголь в публичные дома и концертные залы, где выступал Джо «Кинг» Оливер и прочие известные музыканты.

Луи Армстронг в молодости

В 11 лет мальчик бросил школу и вместе с тремя своими друзьями стал выступить на улицах города. Этот период своей жизни Армстронг никогда не называл худшим – более того, Луи черпал вдохновение, вспоминая годы в «старом добром Новом Орлеане», когда он ясно осознал цель своей жизни.

Подростком Луи подрабатывал в семье еврейских иммигрантов из Литвы, Карнофски, которые занимались мусорным бизнесом. Зная, что мальчик растет без отца, Карнофски заботились о Луи как о родном сыне. Именно эти «родители» подарили «нетерпеливому ребенку» его первый корнет.

Музыка

В 13 лет Армстронг стал выступать с оркестром в исправительной школе «Home for Colored Waifs», куда его отправили за пальбу из пистолета отчима во время празднования Нового года. Группа Армстронга появлялась в разных заведениях города, а Луи впервые обратил на себя внимание публики.

В эти годы Луи удалось научиться многому у старших музыкантов, в числе которых были Банк Джонсон, Кид Ори и Кинг Оливер, который выступил в роли наставника молодого музыканта. Луи также довелось выступать на речных круизах – плодотворную работу на корабле с известной группой «Fate Marable» Армстронг описал как «учебу в университете».

Луи Армстронг в молодости

В 1919 году Оливер уехал из города, оставив свое место Армстронгу. К 20 годам Луи стал одним из первых джазовых исполнителей, решившихся проявить свою индивидуальность в сольных партиях. Луи начал использовать прием «скэт» — тип пения, когда к мелодии добавляли набор слов в качестве своеобразного дополнительного сопровождения.

В 1922 г. Оливеру в Чикаго потребовался второй корнетист в его «Creole Jazz Band», и он пригласил Луи. Группа Оливера была невероятно популярна в 20-х годах в Чикаго, который в свою очередь являлся центром мира джаза.

Луи Армстронг и его труба

Вскоре из бедного мальчика Армстронг превратился в богатого и известного молодого человека, который жил в собственной квартире с собственной ванной (что было в первый раз в его жизни). Однако Луи не охватила «звездная болезнь» – он продолжал поддерживать связь с друзьями детства из родного города.

В составе группы Луи записал первую пластинку, включавшую его сольные партии. В 1924 г. вторая жена Армстронга, пианистка Лил Хардин, уговорила Луи перейти на следующую ступень карьеры. Чета переехала в Нью-Йорк, где Луи стал выступать с оркестром Флетчера Хендерсона. Фанаты джаза частенько приходили послушать «горячие соло» молодого артиста – именно так к Армстронгу пришла слава.

По возвращении в Чикаго Луи вместе с известными группами «Hot Five» и «Hot Seven» записал такие произведения, как «Muggles» (сленговый термин для обозначения сигарет с марихуаной) и «West End Blues», в которых явно прослеживался свой стиль артиста — яркий, импровизационный, изобретательный.

Луи Армстронг и Элла Фицджеральд

В 1926 году Луи стал солировать в оркестре Кэрролла Диккерсона, а затем некоторое время руководил собственной группой «Louis Armstrong And His Stompers».

В1929 году Луи снова переехал в Нью-Йорк, где работал в мюзикле «Hot Chocolate», все артисты которого были чернокожими. Следующие несколько лет Луи немало гастролировал, работал с популярными биг-бэндами, снимался в фильмах, выступал на радио и появлялся на Бродвее. В довоенный период Армстронг успел совершить тур по европейским странам и Северной Африке, который принес музыканту широчайшую известность за рубежом.

Позже Луи пришлось перенести несколько операций на губе, разорванной из-за давления мундштука, и на голосовых связках: музыкант хотел избавиться от ставшей его отличительным знаком (что он осознал гораздо позже) хрипотцы.

В 1940-х общественные вкусы изменились, танцевальные залы стали закрываться, у биг-бэндов появилась большая конкуренция. Больше невозможно было финансировать гастрольную группу из 16 человек. Когда в мае 1947 года Луи удачно выступил на джазовом концерте в Нью-Йорке в составе небольшой группы, было решено создать джазовый секстет «Louis Armstrong and His All Stars», в который, помимо Луи, вошли Эрл Хайнс и прочие известные музыканты.

В эти годы Армстронг записал несколько пластинок и снялся в более чем 30 голливудских фильмах, а в феврале 1949 года стал первым джазовым исполнителем, фото которого было помещено на обложку солидного журнала «Time».

К 1950-м годам Армстронг был иконой джазовой музыки – число его фанатов измерялось миллионами. В 1958 году музыкант записал спиричуэл «Go Down Moses», песню, которая ранее считалась гимном американских рабов – и сегодня исполнение этой песни Армстронгом считается лучшим.

В 1964 году, после двухлетней паузы из-за сердечного приступа, Армстронг перепел песню «Hello, Dolly!» певицы Кэрол Ченнинг. Версия Луи продержалась на первом месте чарта «Hot-100» 22 недели – дольше, чем любая другая песня того года. 62-летний Луи стал самым старым исполнителем, песня которого заняла лидирующие позиции. Также Армстронг сумел сместить группу «Битлз» с первого места, которое они занимали 14 недель подряд.

В 60-е годы Армстронг с успехом гастролировал по Европе, Африке и Азии, а в 1965 году посетил страны Восточного блока. Музыкант даже получил неофициальное прозвище «Посол джаза» и вдохновил композитора Дэйва Брубека на написание мюзикла «The Real Ambassadors» («Настоящие послы»). В 1967 году Луи записал одну из самых своих известных песен – «What A Wonderful World», которая была занесена в Зал Славы «Грэмми» почти 30 лет спустя.

Свой последний альбом Армстронг записал в 1968 году.

Личная жизнь

В марте 1918 года 16-летний Луи связал себя узами брака с Дейзи Паркер, которая была проституткой в Луизиане. Молодые супруги усыновили 3-летнего Кларенса, мать которого, двоюродная сестра артиста Флора, умерла после родов. Ребенок был умственно отсталым (из-за травмы головы, полученной во младенчестве). Армстронг и Паркер развелись в 1923 году.

Луи Армстронг и Лил Хардин

4 февраля 1924 года Луи женился на Лил Хардин, с которой прожил до 1931 года. После развода в 1938 году артист женился на своей давней приятельнице Альфе Смит. Брак с третьей супругой продлился 4 года. В октябре 1942 года Луи взял в жены певицу известного ночного клуба «Коттон-клаб» Люсиль Уилсон – с ней музыкант прожил до самой смерти.

У Армстронга нет родных детей, но в декабре 2012 года Шарон Престон-Фольта заявила, что является дочерью Армстронга и Люсиль «Сладкой» Престон, танцовщицы из «Коттон-клаба». Слова женщины подтвердило письмо 1955 года, в котором Луи обратился к своему менеджеру Джо Глейзеру с просьбой выплачивать Престон и ее ребенку, которого он посчитал своим, ежемесячное пособие в размере 400 долларов.

Луи Армстронг и Альфа Смит

В 2016 году на российском музыкальном шоу «Голос» выступил некто Чарли Армстронг, представившийся внуком великого музыканта. Довольно быстро выяснилось, что артист не имеет никакого отношения к Луи, но выступает на светских мероприятиях с его песнями и подражает стилю пения великого музыканта.

Армстронг всегда был озабочен своим здоровьем, контролировал свой вес, используя слабительные, но при этом любил вкусно поесть и даже отразил эту любовь в нескольких песнях.

Луи Армстронг и Люсиль Уилсон

Луи ежедневно употреблял марихуану почти всю жизнь, а в 1930 году провел девять дней в тюрьме после ареста за хранение наркотиков. Марихуану Армстронг считал «в тысячу раз лучше виски».

Армстронг любил играть в бейсбол и основал в Новом Орлеане бейсбольную команду «Raggedy Nine», которая позже трансформировалась в «Secret Nine Baseball».

Армстронг любил записывать все, что происходило с ним каждый день. В своих письмах и дневниках он описывал музыку, секс, еду, детские воспоминания, действие «лекарственной» марихуаны и даже работу его кишечника. Все свои записи Луи разбавлял непристойным шуткам и лимерикам.

Армстронг не был масоном, как часто утверждается в СМИ. Хотя он числится в списках нью-йоркской ложи Монтгомери № 18, такой ложи никогда не существовало. Однако Армстронг указал своей автобиографии, что был членом братства «Рыцарей Пифии», но организация не является масонской.

У Луи было несколько прозвищ – Сачмо (сокр. от «satchel mouth» («рот-рюкзак») – так называли музыканта из-за его крупного рта), Диппер (от «Dippermouth Blues», первая записанная песня Creole Jazz Band) и Попс (прозвище произошло из-за склонности Армстронга забывать имена людей и назвать их просто «pops» – «старик» или «отец»).

Смерть

Несмотря на предостережения своего врача, Армстронг решил выступить в марте 1971 года в концертном зале фешенебельной гостиницы «Уолдорф-Астория» на Манхэттэне. В конце шоу музыканта госпитализировали с сердечным приступом. В мае артист вышел из больницы с намерением возобновить концерты, но 6 июля 1971 года 69-летний Луи скончался от сердечной недостаточности.

Могила Луи Армстронга

Музыкант похоронен на кладбище Флашинг в Нью-Йорке. На похоронах артиста присутствовали многие известные личности – Элла Фицджеральд (с которой он записал нетленный хит «Summertime»), Фрэнк Синатра, Диззи Гиллеспи, Эд Салливан, Алан Кинг и другие.

Дискография

  • 1951 – Satchmo at Symphony Hall
  • 1951 – Satchmo at Pasadena
  • 1954 – Louis Armstrong Plays W.C. Handy
  • 1954 – Louis Armstrong and the Mills Brothers, Volume One
  • 1955 – Satch Plays Fats: A Tribute to the Immortal Fats Waller
  • 1956 – Satchmo the Great
  • 1956 – Ella and Louis
  • 1957 – I’ve Got the World on a String
  • 1957 – Louis Armstrong Meets Oscar Peterson
  • 1957 – Louis Under the Stars     
  • 1957 – Louis and the Angels
  • 1958 – Porgy & Bess
  • 1958 – Louis and the Good Book
  • 1959 – Satchmo in Style
  • 1959 – The Five Pennies
  • 1960 – Bing & Satchmo
  • 1961 – Recording Together for the First Time
  • 1962 – The Real Ambassadors
  • 1964 – Hello, Dolly!
  • 1968 – Disney Songs the Satchmo Way

Главная Джаз в лицах Биографии и факты Прекрасная ли жизнь была у Луи Армстронга, как он пел в песне?

Несмотря на перенесенные тяготы в детстве и трудности в юношеском возрасте Луи Армстронг прожил свою жизнь со страстью к джазовой музыке, пению и игре на трубе

Луи Армстронг в молодости

Джазовый трубач Луи Армстронг, как принято считать, родился 4 августа 1901 года. При этом сам музыкант точно не знал, когда появился на свет, и выбрал днем рождения день независимости США – 4 июля 1900 года.

Семью, в которой родился Луи Армстронг, вряд ли можно назвать благополучной. Отец бросил их сразу после рождения второго ребенка – младшей сестры Беатрис, а мать Мэйэнн, не владеющая каким-либо ремеслом, работала прачкой. Темнокожий мальчик рос в полной нищете, как и многие в неблагополучном районе Нового Орлеана штата Луизиана.

Детские годы

Мать постоянно была занята, поэтому большую часть времени покинутые дети находились со своей бабушкой Жозефиной. Едва Луи поступил в младшую школу, жизнь стала особенно тяжелой, ведь ремесло матери почти перестало приносить доход. Тогда мальчик стал искать всевозможные подработки, чтобы хотя бы сносно питаться.

Луи Армстронг не знал точной даты своего рождения

Ему пришлось поработать разносчиком газет, продавцом, он возил уголь в район «красных фонарей», который славился своими, барами, кафе и ресторанами, где всегда можно было встретить множество музыкантов. Именно тогда Луи и увлекся музыкой.

В 7-летнем возрасте мальчик работал на семью евреев, которые относились к нему, как к родному сыну. До самой смерти Армстронг помнил их доброту, и в память о них носил на шее Звезду Давида.

Луи Армстронг в своей гостинной

Достигнув 11 лет, влюбленный в музыку мальчуган бросил учебу в школе, и вместе зарабатывал на хлеб, исполняя незамысловатые мелодии. Луи очень быстро освоил игру на трубе. Он повторял почти все услышанные им композиции, поскольку абсолютно не был обучен нотной грамоте.

По словам самого Луи Армстронга, своей поразительной обучаемостью он обязан полной лишениям жизни в Новом Орлеане. Чтобы не оказаться без пропитания, без крыши над головой или не быть пойманным местными торговцами за воровство еды, приходилось крутиться и придумывать уловки.

Юношество Луи Армстронга

Подросток был совсем не кроткого нрава, поэтому нередко попадал в полицейский участок. Однажды из-за своей бесшабашности он угодил за решетку прямо в канун нового 1913 года. Причиной стало мимолетное желание пострелять из найденного им у матери пистолета. Эта выходка послужила поводом для определения Луи в интернат для трудных подростков.

Луи Армстронг рос трудным подростком

Переживал об этом Луи недолго, потому что теперь у него было достаточно свободного времени, чтобы всецело посвятить себя любимому занятию. Именно тогда он стал выступать в духовом оркестре, играя на корнете, тамбурине и альтгорне и твердо решил стать музыкантом.

Джазовые исполнители и мафия

Дебют на джазовой сцене

После возвращения в город он первым делом выучил нотную грамоту, гастролируя на пароходах в летнее время года – музыканты охотно соглашались помочь начинающему трубачу. С 1918 года он активно играл во всевозможных музыкальных коллективах Нового Орлеана и Чикаго.

Успешная карьера великого Сэчмо началась в оркестре Кинга Оливера

В 1922-м талантливого паренька пригласили в самый популярный чикагский джаз-бэнд на должность второго корнетиста. Участие в оркестре Кинга Оливера стало мощным толчком к успеху для Луи Армстронга.

В 1932 году Луи пригласили выступить в лондонском театре «Палладиум». Там ему довелось встретиться с редактором английского журнала Melody Maker Матисоном Бруксом. По незнанию, журналист исказил новоорлеанскую кличку Армстронга Satchelmouth и назвал его Сэчмо. Джазмен вовсе не расстроился, напротив, новое джазовое прозвище ему понравилось больше прежнего.

Прочитайте про верных собак Луи Армстронга – Любимые питомцы джазовых исполнителей

Личная жизнь Луи Армстронга

Луи Армстронг со своей второй женой Лил Хардин

Личная жизнь у Луи была весьма насыщенной. Сначала он женился на проститутке – креолке Дэйзи Паркер, но этот брак просуществовал совсем недолго, до 1924 года. Едва достигнув 23-летнего возраста, он связал свою судьбу с коллегой по джаз-бэнду Лил Хардин. Позднее эта волевая женщина настояла на сольной карьере музыканта.

В 1938 году на пике своей карьеры он сочетался браком с танцовщицей Люсиль Уилсон, с которой прожил до самой смерти.

Сольная карьера

Приехав в Нью-Йорк, Луи добился особой манеры исполнения на трубе – точные пассажи и живые импровизации сделали его одним из самых востребованных музыкантов. Кроме того, его скрипучий голос стал самым узнаваемым в Новом Орлеане. Армстронг является пионером скэта – вокальных импровизаций голосом как музыкальным инструментом.

Армстронг со своим квинтетом Hot Five

О нем заговорили, как о восходящей звезде. Уже в 24 года он записал свой первый альбом Hot Five, пригласив для сотрудничества талантливых исполнителей джаза –  тромбониста Кида Ори, кларнетиста Джонни Доддса, исполнителя на банджо Джонни Сент-Сира и пианисткe Лил Хардин. Эти записи стали классикой джазовой музыки. Спустя год Армстронг уже руководил собственным оркестром, который исполнял репертуар в стиле хот-джаз.

Билли, которую мы не знали – книга Билли Холидей в Шугар Хилл

В 26 лет у Луи началась жизнь, полная гастролей – серия турне по Европе, начиная с 1933 года, сделала его звездой мирового уровня. Его приглашали сниматься в кино, участвовать в передачах на телевидении и выступать по радио. В 1947 году вместе с Луи Армстронгом на одной сцене спела вокалистка Билли Холидей в мюзикле New Orleans: выступить со своим кумиром было давней мечтой певицы.

Луи Армстронг и Билли Холидей

Проблемы со здоровьем и смерть

Биография Луи Армстронга в редких фотографиях

В 1936 году увидела свет автобиография Луи Армстронга с названием Swing That Music, в которой самый известный джазовый трубач рассказал о своей непростой жизни, о перенесенных тяготах и первом успехе на джазовой сцене.

В это же время он перенес операцию на верхней губе – к деформации и разрыву тканей привела профессиональная деятельность музыканта. Кроме того, пытаясь убрать хрипотцу из голоса, Луи Армстронг перенес операцию на голосовых связках.

Луи Армстронг и Барбра Стрейзанд

Даже после перенесенного в 1959 году инфаркта Луи Армстронг не прекратил свою концертную деятельность, но выступать он стал все же реже. В этот период он принял участие в мюзикле «Привет, Долли!» (Hello, Dolly) вместе с Барброй Стрейзанд. Одноименная композиция в их исполнения достигла первой строчки в американском хит-параде.

Узнайте о самых популярных песнях из джазовых фильмов

Свой последний концерт он дал 10 февраля 1971 года, на котором спел вместе с Бингом Кросби.

Величайший джазмен – трубач Луи Армстронг – скончался 6 июня 1971 года от сердечной недостаточности. В этот день по миру прокатилась волна всеобщего соболезнования: многие печатные издания, включая московские «Известия», напечатали новость об уходе из жизни джазового трубача.

Луи Армстронг и Бинг Кросби

Наследие Луи Армстронга

В 1950-х годах Госдепартамент США неофициально присвоил Луи Армстронгу титул «Посол джаза» и предложил спонсировать его поездку в СССР, но визит короля джазовой трубы в Советский Союз так и не состоялся. На вопрос, почему он отказался приехать, Армстронг ответил: «У меня прекрасная жизнь в музыке, но чувствую я себя, как и любой другой негр».

Луи Армстронг в списке 5 лучших джазовых музыкантов

В 1954 году была выпущена его вторая автобиография – Satchmo. My Life in New Orleans. А в 1957 году Луи Армстронг вместе с Эллой Фицджеральд записал альбом Summertime, в который вошли арии к опере Porgy and Bess.

Во время выступления с песней What a Wonderful World

Последним хитом великого стала полная любви к жизни песня What a Wonderful World. Этот хит был написан в 1967 году, а спустя 32 года версия в исполнении Сэчмо была введена в Зал славы «Грэмми». Предлагаем вам узнать о самых известных джазовых премиях в России и за рубежом.

Альбомы Луи Армстронга входят в редкие музыкальные коллекции джаза

03:03 04.08.2016 © AP Photo / John Rooney Читать ria.ru в 4 августа 2016 года исполняется 115 лет со дня рождения великого джазового музыканта Луи Армстронга, или Господина Джаза, как его называл Дюк Эллингтон.

Афроамериканский джазовый музыкант, композитор, вокалист, руководитель оркестра Луи Армстронг (Louis Armstrong) родился 4 августа 1901 года в Новом Орлеане, штат Луизиана (США).

Его свидетельство о крещении было найдено только в середине 1980-х годов, поэтому дату своего рождения он точно не знал и выбрал ее произвольно – 4 июля 1900 года (День независимости США).

Будущий музыкант родился в бедной семье. Отец, рабочий-поденщик, бросил семью, когда сыну было около пяти лет, мать была прачкой.

До пяти лет Луи жил у бабушки по отцовской линии, затем с матерью и старшей сестрой.

С детства он пел на городских улицах в составе квартета своих приятелей. В 1907 году он стал помогать по дому семье торговцев углем Карнофски – еврейских эмигрантов из России. Карнофски дали Армстронгу деньги на покупку первого музыкального инструмента – корнета.

В новогоднюю ночь 1912 года Луи, отмечая праздник, выстрелил в воздух из чужого пистолета, после чего был арестован и помещен в дом для трудновоспитуемых подростков. Здесь он начал учиться музыке, освоил альтгорн и корнет, выступал в составе духового оркестра и хора.

После освобождения Армстронг вернулся домой, играл в барах с любительскими ансамблями, продолжая учиться у нью-орлеанских музыкантов, периодически работал в джаз-оркестрах.

В 1918 году он перешел в коллектив тромбониста Кида Ори.

В 1922 году Армстронг переехал в Чикаго, где два года играл в Creole Jazz Band.

4 августа 2011, 10:32 Моцарт джаза Луи АрмстронгДжаз родился раньше, чем Луи Армстронг. Но росли они вместе. Луи дал джазу новое дыхание, сделав его звуки теплыми и яркими, как летнее утро, и густыми, как мед, и положил начало мировой джазомании. 4 августа исполняется 110 лет со дня рождения джазового Моцарта – Луи Армстронга. В 1924 году Армстронг женился на пианистке Лил Хардин, которая уговорила Луи перейти в оркестр Флетчера Хендерсона, и переехал в Нью-Йорк. В этот период Армстронг участвовал в записях пианиста Кларенса Уильямса, а также записался на пластинки в составе различных аккомпанирующих ансамблей со многими блюзовыми и джазовыми вокалистами, в числе которых Гертруда “Ма” Рэйни, Клара Смит, Сиппи Уоллес, Бесси Смит.

В ноябре 1925 года Армстронг возвратился в Чикаго и осуществил запись первых хитов организованной им группы Hot Five. В мае 1927 года он создал группу Hot Seven. В июне 1928 года был записан хит West End Blues, считающийся одним из самых известных джазовых произведений.

В конце 1920-х годов он выступал в дуэте с Эрлом Хайнсом и гастролировал в различных городах США – в 1929 году музыкант побывал в Нью-Йорке, где сотрудничал с оркестром Леона Расселла и Дюка Эллингтона, затем с оркестром Леона Элкинса и Леса Хайта играл в Калифорнии. В 1931 году посетил Новый Орлеан; вернувшись в Нью-Йорк, играл в Гарлеме и на Бродвее.

В 1930-е годы Армстронг совершил ряд турне в Европу и Северную Африку, что принесло ему широкую известность не только на родине, но и за рубежом. В промежутках между гастролями выступал с оркестром Чарли Гейнса, Кида Ори, Леона Расселла и другими.

В дальнейшем популярность Армстронга продолжала возрастать благодаря его неутомимой и разносторонней музыкальной деятельности. Наиболее примечательны его выступления с Кози Коулом, Трамми Янгом, Билли Кайлом, певицей Велмой Миддлтон, Сидни Беше, Бингом Кросби, Билли Холидей, Эллой Фицджералд, а также Оскаром Питерсоном и другими звездами джаза.

С 1947 года Армстронг работал с секстетом All Stars (“Все звезды”).

Армстронг участвовал в джаз-фестивалях в Ницце (1948), Ньюпорте (1958), гастролировал во многих странах Европы, Латинской Америки, Африки, Азии. При его содействии был организован ряд филармонических джазовых концертов в Таун-холле и на сцене Метрополитен-опера.

В 1964 году стала хитом его песня Hello Dolly, выпущенная синглом. В 1968 году первые места в хит-парадах оккупировала исполненная им композиция What A Wonderful World.

Ежегодно музыкант давал по 300 концертов.

Виртуоз джаза. Аудиовикторина по творчеству Луи Армстронга>>

Популярность Армстронга была связана не только с работой в студии, но и с кинематографом. Музыкант снялся в кинофильмах “Расподия в черных тонах” (Rhapsody in Black and Blue, 1932), “Пенни с неба” (Pennies from Heaven, 1936), “Хижина в небе” (Cabin in the Sky, 1943), “Новый Орлеан” (New Orleans, 1947),”История Гленна Миллера” (Glenn Miller Story, 1953), “Высшее общество” (High Society, 1956), “Парижский блюз” (Paris Blues, 1961), “Хелло, Долли! (Hello, Dolly!, 1969) и многих других.

Вместе с джазовой певицей Эллой Фицджеральд Армстронг записал оперу “Порги и Бесс” Гершвина (1957).

Он написал две автобиографические книги “Свинг — это музыка” (1936) и “Сэчмо. Моя жизнь в Новом Орлеане” (1954).

В 1960 году на Аллее Славы Голливуда была открыта звезда Луи Армстронга.

6 июля 1971 года музыкант скончался в Нью-Йорке от сердечной недостаточности, которая привела к отказу почек.

Луи Армстронг создал некую разновидность поп-джаза, гибко адаптирующуюся к любому стилевому контексту и к любой аудитории. Армстронг, наряду с Сидни Бетчетом, дал джазу его главную основу – импровизацию.

© AP Photo

Он первым использовал голос как инструмент, первым ввел в обиход вокально-слоговую импровизацию (скэт).

За ним закрепилось прозвище “Сэчмо” (Satchmo, сокращение от Satchel Mouth, “рот, похожий на кошелку”). У Армстронга была давняя профессиональная травма верхней губы (деформация и разрыв тканей из-за чрезмерного давления мундштука), из-за которой музыкант перенес несколько операций.

Луи Армстронг был женат четыре раза. Первый раз он женился в 1918 году на Дэйзи Паркер, второй его супругой стала пианистка Лил Хардин, брак продлился 14 лет. Третьей женой была Альфа Смит. В 1942 году Армстронг женился на Люсиль Уилсон, с которой прожил всю оставшуюся жизнь.

В 2003 году в Нью-Йорке в доме Армстронга, где он жил с Люсиль с 1943 года и скончался, был открыт музей джазового музыканта.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Чуть ли не единственный джазмен, которого знают все и любят почти все — это Луи Армстронг. Первый, настоящий и безусловный гений джаза. Именно ему этот некогда маргинальный жанр негритянской музыки обязан своим мощным развитием. Длинные соло, пение «скэтом» — все это изобретения Армстронга.

Тачка с углем как пропуск в сказку

Детство будущего гения проходило примерно так. Допустим, на дворе 1908 год от Рождества Христова. Новый Свет. Приморский город Новый Орлеан. Веселый и шумный. Вечереет.

По улице, застроенной маленькими неказистыми домами и столь же неказистыми увеселительными заведениями, негритенок лет семи-восьми толкает тачку, наполненную углем. Тачка то и дело подпрыгивает на ухабах, куски угля подлетают вверх и падают — то в тачку, то на землю. Приходится останавливаться и поднимать.

Весь вечер мальчик развозит уголь по домам. Последний пункт назначения — дом рядом с клубом Пита Лалы. Оттуда доносятся громкие голоса. Конферансье обещает выступление ансамбля некоего Оливера по прозвищу «Король».

Ребенок останавливается и кричит в окно дома:

— Мэм! Мэм!

Из дома выходит симпатичная чернокожая женщина.

— А, Луи, дитя порока, — говорит она громко и развязно. — Наконец-то ты соизволил привезти уголька. Я уж боялась, околею от голода-холода!

Вывалив остатки угля во дворе, Луи обращается к хозяйке:

— Мэм, можно я посижу-передохну у вас?

— Ты все время просишь посидеть-передохнуть, дитя порока. Мой дом — не место для маленьких. Что тебе здесь нравится?

— Да ничего, мэм, — пожимает он плечами.

— Куда только твоя мать смотрит?

— Не знаю. Я с бабушкой живу.

— С бабушкой… — передразнивает дама. — Ну и отдыхал бы у нее, зачем у меня-то?

Негритенок смущенно смотрит с пол и бормочет:

— Я хочу послушать музыку…

— Какую еще музыку, дитя порока?

— Которую играют в заведении Лалы. У вас слышно…

— О господи, музыка! Весь Новый Орлеан помешан на этой музыке: кто не дудит — тот пляшет. Скоро работать здесь буду я одна. Ладно, сиди и слушай. В кабак-то таких малышей, как ты, не пускают. И слава богу. Успеешь еще…

Луи долго сидит у дамы. Сидит, не шелохнувшись. «Как мне повезло, — думает он. — Сегодня играет Кинг Оливер. Он лучший!». Почти каждую пьесу парень узнает с первых тактов: «О, это “High Society”… А вот пошла “Panama”, но ведь сегодня-то он играет все по-другому. Не так, как на той неделе».

Через какое-то время Луи уже не возит уголь — он устроился работать на семью неких Карновскисов, еврейских иммигрантов из Литвы. Очень скоро сердобольные Карновскисы перестали относиться к Луи как к помощнику и практически приняли его в семью. Говорят, в этом семействе Луи освоил разговорный идиш так здорово, что много лет спустя в Нью-Йорке общался с соответствующей публикой на этом языке.

Правда, сам Армстронг в телеинтервью утверждал, что говорит только по-английски. Карновскисы, сами едва сводившие концы с концами, нашли возможность одолжить Луи денег на корнет. В благодарность христианин Луи повесил на шею Звезду Давида, которую не снимал всю жизнь.

Маленький преступник

В 1912 году, на праздновании Нового Года, во время пышного парада, черт дернул Луи выстрелить в воздух из ворованного пистолета. За что он попал в полицию и отправился в приют для цветных детей. Как ни странно, арест и приют стали для него началом нормальной жизни. Именно в приюте он стал учиться играть на корнете. И тут же реализовывать свои познания в приютском оркестре.

Выражаясь современным языком, Луи «отжигал». Играл быстро, мощно, оригинально и с видимым удовольствием. Мелодии запоминал на раз, схватывал на лету все, включая нотную грамоту. Руководителю коллектива и слушателям было ясно, что перед ними крайне одаренный музыкант.

Пока в приюте из подростка Армстронга выковывали профессионального музыканта, дома творилось черт-те что. В 1915 году его малолетняя кузина Флора забеременела (вроде бы от некого пожилого белого господина) и родила ребенка. Появление на свет малыша Кларенса оказало нереально мощное воздействие на Луи, который сам тогда едва вышел из детского возраста.

Много лет спустя он вспоминал, что, когда впервые увидел своего двоюродного племянника, в нем что-то перевернулось — будто бы «мир стал лучше». Луи не сомневался, что должен помогать кузине и племяннику. У него была возможность подрабатывать. Жалованье он отдавал кузине. Далее в жизни семейства Армстронгов произошли трагические события: кузина неожиданно умерла, а трехлетний Кларенс свалился с крыльца и получил серьезную травму головы, которая навсегда остановила его умственное развитие.

«Жена встречала Луи обломками кирпича»

Примерно в то же время у Луи появилась возможность поучиться у самого Джо Оливера — того самого «Короля», кумира его голодного детства. Оливер тоже сразу понял, с каким учеником он имеет дело, не стал тянуть резину и пригласил Луи в свой коллектив.

Коллектив много выступал и хорошо зарабатывал: так уже в юном возрасте Армстронг стал профессиональным музыкантом, который зарабатывал на жизнь только музыкой, не подрабатывая днем, как подавляющее большинство новоорлеанских музыкантов.

Через какое-то время юный Армстронг решил устроить личную жизнь. 19 марта 1918 года он сочетался браком со своей избранницей по имени Дейзи Паркер. Барышня была настоящей «звездой» Нового Орлеана, точнее — веселого квартала Crescent City. Общительная и темпераментная особа.

Местный гитарист Денни Баркер (в 60-х он стал куратором новоорлеанского музея джаза), описывая увеселительные заведения города и самых известных работниц этих заведений, упоминает Дейзи как «…девочку Луи Армстронга, которая обычно встречала его обломками кирпича». Они поженились, Луи усыновил Кларенса. Но брак продлился недолго, а Дейзи умерла вскоре после развода.

В начале 20-х новоорлеанская музыка вошла в моду. К слову, термин «джаз» был придуман не сразу. Считается, что джаз родился в 1917 году. Почему именно в 1917? А очень просто — именно в мае того года была выпущена первая в истории пластинка с записью джазовой композиции: коллектив The Original Dixieland Jass Band, пьеса «Livery Stable Blues».

Конечно, уже пару десятилетий до того в городе ансамбли и марширующие оркестры играли эту специфическую смесь блюза, рэгтайма, креольских мелодий, коллективных импровизаций. Но сделать историю повезло именно вышеупомянутому коллективу. Кстати, обратите внимание на то, как написано слово «Jazz» в названии — это не опечатка!

Гастарбайтер с трубой, или Черных тут не любят

Музыкальной столицей Штатов стал Чикаго. Крайне привлекательный город для трудовых мигрантов, Чикаго был заполнен гастарбайтерами, которые, хоть и не жировали, но могли себе позволить тратить кое-какие деньги на развлечения. Музыканты же там зарабатывали очень хорошо.

Произошел большой исход музыкантов из Нового Орлеана в Чикаго. Туда же отправился Оливер с коллективом. Армстронга он взял с собой не сразу, но, как только освоился, пригласил Луи на все готовенькое. Луи там сразу зажил как король. У него в квартире была даже ванная комната. Впервые в жизни он жил в помещении, в котором можно было мыться.

На концертах Оливер и Армстронг приводили публику в полный восторг — и Луи сразу стал звездой. Более того: многие считали, что только он и играет настоящую правильную новоорлеанскую музыку.

У него появились завистники. Многим из этих завистников ничего не обломилось в богатом мегаполисе, они потихонечку стали возвращаться в свой Новый Орлеан, заодно сообщая тамошним жителям, что-де Чикаго — не рай, а письма музыкантов домой — обычное хвастовство. На самом же деле «Чикаго не резиновый, отовсюду понаехали, жилье снять трудно, люди злые, цены высокие, черных там не любят» и так далее.

Вполне естественно, что обо все этом прослышала и мама Луи — Мэй Энн. С замиранием сердца, открыв рот, слушала она про то, как «работы-то у ребят толком нет, а жизнь дорогая. Так что бывает и голодают неделями…» Это было уже слишком. Она собрала вещи и первым же поездом выехала в Чикаго.

Сказать, что для сына это было сюрпризом — ничего не сказать. Вот как вспоминает о визите мамы сам Луи Армстронг: «Спустя два-три месяца после того, как я стал выступать в Lincoln Gardens, в начале нашего шоу, мы заметили одну солидную леди с узлами в руках. Она пробиралась к сцене, энергично расталкивая танцующих. К моему великому удивлению, то была моя мать Мэй Энн. Между прочим, Оливер годами подшучивал надо мной, говоря всем, что он мой отчим, но, когда встретился с Мэй Энн, даже не узнал ее в лицо!» (Nat Hentoff, Nat Shapiro, «Hear me Talkin’ to Ya», перевод Юрия Верменича)

Армстронгу пришлось привести маму в свою отдельную квартиру с ванной, приготовить обед, сбегать в лавку за каким-то симпатичными подарками — и только тогда мама поверила, что эта музыкальная работа приносит какие-никакие деньги.

Мне не нужна консерватория — моя жена знает все!

В 1924 году Армстронг женился на пианистке Лил Хардин, которая оказала на него как на музыканта крайне положительное влияние. Причем как в плане музыки, так и в жизни. Она развивала его музыкальный вкус, практические знания и заставляла «пробиваться» в профессии. Пробиваться ему, к слову, было не так уж сложно.

Как мы уже отмечали, уже в юном возрасте Луи заработал репутацию если не гения, то очень талантливого и яркого профессионала. Лил считала, что Оливер заслоняет Армстронга, не дает ему расти творчески. Именно она настояла на том, чтобы Луи организовал собственный коллектив. История подтвердила ее правоту.

Однако если касательно творчества в семье Армстронгов разногласий не было, то по личным вопросам сразу возникло болезненное противоречие. Дело в том, что Лил не нравилось, что у ее супруга на иждивении был больной ребенок.

Забегая вперед, скажем, что о Кларенсе Луи заботился всю свою жизнь (даже устроил ему брак с некой дамой, с которой Кларенс долго жил нормальной семьей в хорошем доме). Своих детей у музыканта не было. Кларенс на двадцать лет пережил приемного отца. Где провел все эти годы, после кончины Луи и жены, «человек дождя» — никто толком не знал и особенно не интересовался.

Выше только звезды

В какой-то момент карьера Луи Армстронга стала напоминать взлет космической ракеты: быстро, мощно и без преград. Жизнь обывателя движется по кругу, жизнь успешного человека — спираль. Биография Луи Армстронга — как парабола: чем дальше, тем круче.

Это касается не только материального состояния, но и творческих успехов, личностного роста, да, в общем-то, чего угодно. У него ничего не осталось от детских комплексов. Когда-то он часто голодал. Во взрослом же возрасте превратился в гурмана, а потом — в адепта всяческих диет для похудения. И даже сам написал книгу про здоровое питание.

Он никогда не изучал никаких гуманитарных наук (да и вообще, серьезно занимался только музыкой), но обожал писать — причем писал живым и легким языком. Из-под его пера явились аж две автобиографии. Он состоял в переписке с интересными людьми со всего света. Общался с двумя Папами Римскими и финансово поддерживал Мартина Лютера Кинга.

В Новом Орлеане его детства одни занимались проституцией, другие торговали наркотиками, третьи занимались и тем, и другим. Армстронг же всю жизнь придерживался здорового образа жизни: диета, движение, медицинские обследования. Покуривал, правда, травку, за что даже вляпался в неприятности с полицией — ну так тогда к марихуане было другое отношение.

В какой-то момент возникли проблемы со здоровьем. У него ужасно болели губы. На концертах он стал меньше играть на трубе, а больше петь. Но отказываться от трубы не хотел. Фигурально выражаясь, на концертах по этой трубе текла кровь, но он — играл.

В 1964 году Армстронг взлетел на первое место «100 лучших синглов» хит-парада Billboard. Мало того, что его «Hello, Dolly» скинула с первого места модных англичан The Beatles, так он еще и оказался вписан в историю популярной музыки как самый пожилой певец на вершине хит-парада!

Знаки и символы

Его энергии хватило бы на десятерых: Армстронг выступал до последнего дня. А лет через десять после смерти выяснилась странная деталь: музыкант не знал, когда родился, и, получается, всю жизнь прожил в чужом возрасте.

Во всех интервью он с гордостью отмечал, что родился в красивый день 1900 года от Р.Х., июля четвертого дня. Начало века плюс день независимости США. Дату эту, что самое странное, сообщила ему мама Мэй Энн. Она еще красочно расписывала: «В тот день, сынок, когда я тебя родила, был большой праздник, День независимости. По всему Новому Орлеану ходили парады…»

Проверка метрик и записей о крещении выдала другую дату, прозаическое 4 августа 1901 года — как говорится, ни богу свечка, ни черту кочерга. Откуда Мэй Энн взяла свою дату, неизвестно: то ли у нее в голове что-то перещелкнуло, то ли она увидела в сыне что-то настолько особенное, что задним числом придумала ему судьбоносную дату рождения. Этого уже никто и никогда не узнает. А все же ее выдумка больше похожа на истину, чем какие-то полуистлевшие бумажки.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий