Биография Михаила Барышникова

Биография

Он не стремится танцевать лучше других, но хочет танцевать лучше самого себя — в этом весь Михаил Барышников. Его назвали величайшим артистом балета прошлого века. Он один из избранных русских, который повлиял на судьбу мирового балета. Его эмиграция стала для США приобретением — в СМИ заговорили о том, что теперь страна может по праву называться балетной державой мира. Поклонники называли его просто Misha, а критики заявляли, что Барышников — единственный русский в США со стопроцентной узнаваемостью.

Детство и юность

Барышников родился 27 января 1948 года в Риге. Семья переехала в Латвию, куда отца Михаила, советского офицера, направили проходить службу. Барышников-старший был человеком жестким, с крутым нравом. Отношения с женой и сыном у него были сложные. Мать Миши, напротив, старалась привить сыну любовь к искусству, ходила с ним в театр, филармонию.

Мальчик был очень привязан к матери. Когда ему было 10 лет, Барышников уже определил собственную биографию — заявил, что хочет заниматься в балетной школе и уже записался на экзамен. Михаил Барышников мечтал солировать на сцене, но проблемой был его маленький рост.

Как-то педагог Хелена Тангиева сказала ученику, что ему нужно дорасти. Каждый день Барышников выполнял сложнейшие упражнения, превозмогая боль в суставах, и подрос почти на 4 см. Сегодня рост танцора составляет 168 см при весе 65 кг.

В 12 лет мать отвезла Мишу к бабушке на Волгу, а сама вернулась в Ригу. Там она покончила с собой. Причина самоубийства так и осталась загадкой. Сын одно время прожил с отцом, но тот вскоре женился во второй раз, Мише в новой семье места не нашлось.

Через несколько лет Барышников переехал в Ленинград, с того времени с отцом он не общался. В 1964 году Латвийская национальная опера была на гастролях в Ленинграде. В некоторых спектаклях был занят и Михаил Барышников.

Один из артистов привел его в Ленинградское училище хореографии. Так он стал учеником знаменитой школы русского балета, где обучался под руководством педагога Александра Пушкина, бывшего наставника Рудольфа Нуреева. Результат не заставил себя долго ждать: вскоре перед ним распахнула свои двери прославленная «Мариинка».

Балет

В Мариинский театр Михаил Барышников поступил сразу после училища, в 1967 году. Здесь он работал на протяжении 7 лет. Барышников моментально стал знаменитым. В 1973 году артисту позволили организовать творческий вечер и самостоятельно выбрать репертуар. Он пригласил современных хореографов для постановки балетных танцев в одном акте. На вечере танцовщик исполнил «Блудного сына», «Дивертисмент», «Дафниса и Хлою» — это была вершина его творчества в России.

Читайте также“Мне ехать пора”: 8 звезд, навсегда покинувших Россию

Летом 1974 года Михаил Барышников не вернулся с гастролей по Канаде и стал невозвращенцем. Артист попросил политического убежища, хотя решение остаться на Западе далось ему сложно. Барышников сразу получил приглашение присоединиться к труппе Американского театра балета, где стал премьером коллектива, а затем и руководителем.

Он танцевал в классических и современных постановках, поставил собственную версию «Щелкунчика», работал со многими хореографами в разных направлениях. Ему удалось создать сильную труппу, поставить оригинальную версию «Золушки» и «Лебединого озера». В 1990-м совместно с хореографом Марком Моррисом во Флориде создал проект «Белый дуб» и ушел и из классического балета.

Его следующим этапом стал модерн, который в Америке ценится так же, как классический балет. И здесь он превзошел себя, показав новый уровень мужского танца, наполнив его эстетикой и красотой. Его сольные балеты — это монологи-исповеди, в которых на первый план выходят темы скоротечности жизни, неизбежности смерти, размышления о творчестве.

Фильмы

В 1974–2002 годах Михаил Барышников снялся в шести художественных фильмах. За роль в картине «Поворотный момент», снятой в 1977 году, актер был номинирован на «Оскар» как лучший исполнитель второго плана. Он также сыграл в картинах «Танцовщики», «Это танец!», «Кабинет доктора Рамиреса», «Динозавры».

image
Михаил Барышников и Сара Джессика Паркер (кадр из сериала «Секс в большом городе»)

Зрителям запомнилась роль Михаила Барышникова в картине «Белые ночи», популярность получил фрагмент фильма, где артист танцует под песню Владимира Высоцкого «Кони привередливые».

В начале 2000-х Барышников снимался в телесериале «Секс в большом городе», исполнив роль художника Александра Петровского, возлюбленного Кэрри Брэдшоу (Сара Джессика Паркер) в последних сериях 6-го сезона. Затем в фильмографии артиста появилась роль в киноленте «Джек Райан. Теория хаоса».

Личная жизнь

Яркий темперамент артиста не мог не отразиться на личной жизни Михаила. Ему приписывали романы не только с партнершами по сцене, такими как Гелси Киркланд, но и с яркими представительницами кинематографа и шоу-бизнеса — Шэрон Стоун и Изабеллой Росселлини. Сам танцовщик был сдержан в разговорах с репортерами на личные темы, за что его даже прозвали человеком в футляре.

Весной 1976 года на одной из светских вечеринок Михаил познакомился с актрисой Джессикой Лэнг. Яркую красавицу артисту балета представили как «девушку Кинг-Конга». Чувства вспыхнули между молодыми людьми мгновенно, несмотря на языковой барьер. Влюбленным приходилось изъясняться на французском, которым, в отличие от английского, владел Михаил. В начале 80-х у них родилась дочь Александра.

В союзе страсти бушевали с самого начала, поэтому он был обречен. Танцовщик не стремился к образцовым отношениям: у него случился бурный, но короткий роман с Лайзой Миннелли, позднее – с Умой Турман.

Читайте также7 актеров, которые “увели” чужих жен

Во второй раз мужчина женился на балерине Лизе Райнхарт. Михаил заявил, что никогда не сможет понять американку, но с коллегой у него сложились длительные отношения. Женщина оставила карьеру и посвятила себя мужу и детям. В этом браке родились трое наследников — сын Петр и дочери Анна и София.

Его жизнь в Америке не похожа на страдания эмигранта. Михаил Барышников лично знал Жаклин Кеннеди, принцессу Диану, дружил с Иосифом Бродским. Ему принадлежит популярный ресторан русской кухни «Самовар», который расположен на центральной улице Нью-Йорка, в доме, где ранее жил Фрэнк Синатра, а вокруг были расположены джазовые клубы. В ресторане Барышникова нередко можно было услышать и пение его друга Иосифа Бродского под аккомпанемент самого танцовщика. Друзья любили исполнять русские романсы для своих друзей.

Также у артиста есть завод по производству пуантов и одежды для балета, его именные духи продаются так же хорошо, как билеты на выступления.

В августе 2017 года мужчина попал в топ-100 влиятельных русских столетия, составленный Forbes. В этом же году Барышников получил латвийское гражданство. Сейм Латвии единогласно проголосовал по этому вопросу.

Михаил Барышников сейчас

Сейчас мэтр не только успешно руководит центром искусств Baryshnikov Arts Center и курирует свои бизнес-проекты, он еще и регулярно встает к балетному станку, поддерживая безупречную физическую форму. Со сцены трудолюбивый и гениальный танцовщик пока уходить не собирается.

Вместе с режиссером Нового Рижского театра Алвисом Херманисом он приступил к работе над постановкой «Белый вертолет» об отставке папы Бенедикта XVI. Это не первая работа Барышникова и Херманиса: ранее они выпустили совместный проект «Бродский/Барышников», который увидели зрители многих стран мира.

Репертуар

  • 1969 – «Вестрис» Л. В. Якобсона
  • 1969 – «Ромео и Юлия» И. А. Чернышова, музыка Гектора Берлиоза
  • 1971 – «Сотворение мира» Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василева, музыка А. П. Петрова
  • 1974 – «Дафнис и Хлоя» М. Мурдмаа, музыка Мориса Равеля
  • 1976 – «Другие танцы» Дж. Баланчина, Дж. Роббинса, музыка Ф. Шопена
  • 1978 – «Пиковая дама» Р. Пети, музыка Петра Ильича Чайковского
  • 1984 – «Сюита Синатры» Туайлы Тарп, музыка Ф. Синатры
  • 1985 – «Месяц в деревне» Ф. Аштона, музыка Петра Ильича Чайковского
  • 2015 – «Письмо человеку» Роберта Уилсона

Фильмография

  • 1968 — «Город и песня»
  • 1969 — «Сказ о холопе Никишке»
  • 1971 — «Фиеста»
  • 1977 — «Поворотный пункт»
  • 1985 — «Белые ночи»
  • 1987 — «Танцоры»
  • 1991 — «Кабинет доктора Рамиреса»
  • 1991 — «Дело фирмы»
  • 2004 — «Секс в большом городе»
  • 2014 — «Джек Райан. Теория хаоса»

| 28.04.2013

Михаил Барышников родился 27 января 1948 года в Риге. В 1974 году уехал на гастроли в Канаду и решил там остаться. Был номинирован на премии «Оскар» и «Золотой глобус».

Биография

Михаил Барышников родился в семье советского офицера. Семья Барышниковых переехала в Латвию, когда отца Михаила отправили на службу.

Барышников-отец был человеком жестоким, отношения с женой и сыном не сложились.

Мать Миши стремилась привить ему любовь к прекрасному: ходила с ним в театр, филармонию. Когда мальчику исполнилось 10 лет, он заявил, что хочет учиться в балетном училище и планирует сдать экзамен.

Михаил начал учиться в Рижском хореографическом училище. Он хотел солировать на сцене, но препятствием был небольшой рост. Однажды педагог Хелена Тангиева сказала ему, что нужно вырасти. Михаил Барышников ежедневно выполнял сложные упражнения, превозмогая боль. Так будущий артист вырос на 4 сантиметра.

image

Фурор в России

В 1973 году Михаилу Барышникову было разрешено организовать творческий вечер и самому выбрать репертуар в Мариинке. Он пригласил современных хореографов, чтобы поставить балетные танцы в одном акте. В тот вечер танцовщик исполнил «Блудного сына», «Дивертисмент», «Данфиса и Хлою». Это событие стало вершиной его творчества в России.

Балет А. Адана «Жизель»

В роли принца Альберта Барышников вышел на сцену Метрополитен-опера через месяц после своего «побега» на Запад в 1974 году. Его партнершей стала Наталья Макарова. Спектакль имел невероятный успех: на первом представлении занавес поднимали 24 раза. Прочтение образа принца у Михаила Барышникова отличалась от принятой в советском балете: он играл трагедию высокой романтической любви, а не социальную драму. Зрители были восхищены его безупречной техникой, одухотворенностью и харизмой, мощь которой влияла на остальных артистов.

Балет Л. Минкуса «Дон Кихот»

Во время работы в Американском театре балета сделал свою постановку классического произведения, которая была основана на хореографии XIX века. Сам танцовщик называет ее «хаотичной, но любимой».

В такой интерпретации «Дон Кихот» позже шел во многих театрах мира. Михаил Барышников выступил в этом спектакле в роли цирюльника Базиля. Его «Танец с кубками» признан одним из шедевров мирового балетного искусства.

Балет И. Стравинского «Аполлон»

Спектакль легендарного хореографа Джорджа Баланчина, который был впервые поставлен им во времена «Русских сезонов» Дягилева. Он был задуман как образец балетной неоклассики. В центре спектакля — образ Аполлона и его отношения с тремя нимфами: Терпсихорой, Каллиопой и Полигимнией. Михаил Барышников в роли Аполлона воплотил образ Бога-творца, который обретает свое величие с помощью искусства.

Нью-Йоркский городской балет

В 1978 году Михаил Барышников начал работу с Баланчиным в Нью-Йоркском городском балете. Тогда театр зависел от расположения приглашенных звезд. Но Михаил Барышников неожиданно заявил, что он не будет заключать контракты со знаменитостями. Его хореография «Щелкунчика» и «Дон Кихота» понравилась публике, но в 1984 году его «Золушка» попала под атаку критиков, несмотря на то, что была весьма популярна и подарила возможность освободиться от долгов. Критическими были отзывы и на «Лебединое озеро», что повергло Михаила Барышникова в депрессию. Неудачи были временны. Уже через год Михаил Барышников блистательно танцевал в кино.

Спектакль «Бродский / Барышников»

Театр — еще одна сфера интересов Михаила Барышникова. Он принимал участие в различных постановках, но особенного внимания заслуживает спектакль «Бродский / Барышников». Это моноспектакль в исполнении танцовщика и актера Михаила Барышникова, который специально под артиста создал художественный руководитель Нового Рижского театра Алвис Херманис. В основе постановки — стихотворения нобелевского лауреата Бродского.

Иосиф Бродский и Михаил Барышников познакомились в Нью-Йорке в 1974 году и дружили до самой смерти поэта. Он поздравил Михаила Барышникова с Днем рождения в 1996 накануне своей кончины. «Барышников / Бродский» — стихотворное путешествие сквозь жизнь поэта, рассказ о смерти, об аде одиночества и изгнания, о русском народе, о невозможности вернуться в Россию. А еще он о трогательной дружбе Михаила Барышникова и Бродского.

Проникновенная поэзия Бродского и потрясающая пластика Михаила Барышникова, который, по признаниям зрителей, «двигается как Бог», заставляют пережить настоящий катарсис.

23 июня 2017 года спектакль будут давать в Цюрихе. Клуб путешествий Михаила Кожухова организует поездку на это поистине удивительное событие в сопровождении известных людей. Прогулка по городу, знакомство с культурой Германии и посещение спектакля в приятной компании — мечта, которая может стать реальностью.

Фильмы

Фильмография Михаила Барышникова весьма разнообразна. Свой путь в кино он начал с советских фильмов, документальных и тех, где он играл практически себя.

· В 1968 году дебютировал в фильме-концерте «Город и песня», сыграв роль танцора.

· 1969 год запомнился ролью Никишки в фильме-балете «Сказ о холопе Никишке».

· В 1970 году артист украсил документальный фильм «Молодой балет мира».

· В 1971 году Михаил Барышников сыграл матадора Педро Ромеро в телеспектакле по роману Э.Хемингуэя «Фиеста».

· 1977 год стал значимым благодаря роли танцора Юрия Копейкина в фильме «Поворотный пункт». Михаил Барышников был номинирован на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана. В этой картине артист доказал, что может играть драматические роли так же талантливо, как и танцевать. За что и получил номинации на «Оскар» и «Золотой глобус». В одном из эпизодов киноленты Михаил Барышников играет на гитаре и исполняет песню своего близкого друга Владимира Высоцкого «Дом хрустальный».

· В 1977 году Михаил Барышников сыграл Принца в «Щелкунчике».

· 1980-й запомнился ролью Хосе в «Кармен».

· 1984-й подарил возможность сыграть Базиля в «Дон Кихоте».

· В 1985 году Михаил Барышников сыграл в танцора Колю Родченко в фильме «Белые ночи», который во многом автобиографичен: герой Михаила так же, как когда-то он сам, бежит на Запад в поисках свободы. В картине есть кадры, снятые на улицах Ленинграда, — их специально для картины тайно снимали финские операторы. Самые известный эпизод киноленты — невероятный танец Михаила Барышникова под песню Владимира Высоцкого «Кони привередливые».

· 1987-й год подарил роль Тони в картине «Танцоры».

· В 1991 году Михаил Барышников перевоплотился в Сезара для фильма Питера Селларса «Кабинет доктора Рамиреса» (ремейк фильма «Кабинет доктора Калигарри»).

· В том же году Михаил Барышников сыграл Петра Ивановича Грущенко в фильме «Дело фирмы».

· В 2004 году Михаил Барышников украсил финал 6-го сезона сериала «Секс в большом городе», сыграв русского художника Александра Петровского. Александр — возлюбленный героини Сары Джессики Паркер — Кэрри Брэдшоу.

Как потом призналась Паркер, команда переживала, гадая, согласиться ли «крутой парень» на съемки. Одна из сцен «Секса в большом городе» была снята в ресторане артиста «Русский самовар». За девять часов работы в помещении продюсеры заплатили $10 000. Герой Михаила Барышникова, художник Александр Петровский предложил своей возлюбленной национальный напиток — чай с вишней.

· В 2011 году вышел фильм о мальчике, который мечтал танцевать — «Мой папа Барышников».

· В 2014 году Михаил перевоплотился в министра внутренних дел России Сергея Сорокина для фильма «Джек Райан: Теория хаоса».

Книги

В интернете вы найдете множество статей и разрозненных фактов о танцовщике, однако наиболее полное представление о его личной и профессиональной жизни можно получить из книг.

· Аловерт Н. Михаил Барышников. Я выбрал свою судьбу. — М.: АСТ-Пресс Книга, 2006. — 344 с.

Эта первая российская книга о прославленном русском артисте балета, который с середины 70-х прошлого века стал кумиром Америки. Автор книги — балетный фотограф и критик Нина Аловерт. Она — свидетельница творческого пути Михаила Барышникова, который начался в Ленинграде, продолжился в Кировском театре, а затем — на Западе.

Книга увлекательно рассказывает о любви, быте, друзьях и коллегах артиста, о непростых взаимоотношениях в труппе, о причине, заставившей остаться на Западе и многом другом.

Нине Аловерт удалось создать удивительную фотолетопись — от момента окончания Ленинградского хореографического училища до драматического спектакля «Доктор и Пациент», которым Михаил Барышников отметил 30-летие своей творческой жизни на Западе.

Автору удалось наиболее полно создать образ легендарного танцовщика прошлого века.

· Красовская В. Михаил Барышников //Профили танца. — СПб.: Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, 1999. — С. 331—352. — 400 с.

Сборник крупнейшего балетоведа Веры Красовской объединяет статьи разных лет о судьбах выдающихся артистов, окончивших Академию Русского балета имени А.Я. Вагановой. Эта книга создает история Школы и Театра в лицах. Михаилу Барышникову отводится целая глава. В ней можно найти интересные факты о творческой жизни артиста.

Личная жизнь Михаила Барышникова

Актриса Джессика Лэнг была одной из главных женщин в жизни Михаила Барышникова. Они познакомились в ресторане. Когда Михаил Барышников узнал, что Джессика — «девушка Кинг Конга», решил добиться ее расположения. В этом союзе появилась дочь Александра. Михаил Барышников и Лэнг прожили вместе достаточно долго, но в итоге расстались. В 1982 году она покинула Мишу ради актёра Сэма Шепарда и забрала с собой дочь.

Джессика Лэнг и Михаил Барышников” title=”Джессика Лэнг и Михаил Барышников” >

Еще одна значимая женщина — Лайза Минелли. После каждого спектакля, который проходил в Нью-Йорке, она летела на самолете к гению (как она его называла) в Вашингтон. После расставания бывшим влюбленным удалось сохранить дружеские отношения.

Уже более 20 лет артист балета живет в браке с бывшей балериной Лизой Рейнхарт, внучкой выдающегося театрального режиссера Макса Рейнхарта. Плодами этой любви стали дети Михаила Барышникова: Питер, Анна и София. Анна Барышникова — актриса. На премьерах фильмов ее нередко сопровождает знаменитый отец.

Интересные факты

Имя Михаила Барышникова упоминается в молодежной комедии «Американский пирог». На банкете по случаю свадьбы один герой говорит другому: «Я научу тебя танцевать как Барышников».

Имя артиста балета неоднократно называли в американском мультсериале «Симпсоны».

Сергей Довлатов часто упоминал Михаила Барышникова в своем дневнике.

Михаил Барышников появляется в произведении Э.Лимонова «История его слуги» как Лодыжников.

Об артисте писал Стивен Кинг в романе «Нужные вещи».

Иосиф Бродский посвятил своему другу несколько стихотворений: «Классический балет есть замок красоты…» (сборник «Часть речи») и «Раньше мы поливали газон из лейки…» (книга «Пейзаж с наводнением»).

Танцора «вспоминают» в песне Guacala Que Rico, которую исполняет мексиканская группа Molotov.

Михаил Барышников дружил с Владимиром Высоцким.

Михаил Барышников и Владимир Высоцкий” title=”Михаил Барышников и Владимир Высоцкий” >

Вместе с близким другом, поэтом Иосифом Бродским и литературоведом Романом Капланом в конце 80-х Михаил Барышников открыл ресторан «Русский самовар». Михаил вложил все свои накопленные деньги, а Бродский — Нобелевскую премию по литературе.

Михаил Барышников был номинирован на премию «Оскар» за роль второго плана в картине «Поворотный пункт». Фильм не получил ни одной из 11 номинаций, в которых был представлен.

Будущая принцесса Уэльская Диана не пропускала ни одного выступления артиста. Однажды стояла в очереди, чтобы получить автограф танцора.

Михаил Барышников пробовал заниматься и другим, не ресторанным бизнесом: выпускал парфюм Misha, марку одежды для танцовщиков Baryshnikov.

Для того чтобы открыть свой центр, Михаил Барышников продал картину из своей обширной коллекции — «Вид на Санкт-Петербург» кисти Петра Верещагина. Картина была продана за 740 000 долларов.

В апреле 2017 Михаил Барышников получил латвийское гражданство.

19 апреля 2017 года пуанты Михаила Барышникова c его автографом были выставлены на аукционном вечере «Искусство ради жизни», организованном благотворительным фондом «Обретая Возможность» в московском ресторане La Prima. Целью организаторов стал сбор средств для строительства жилого корпуса реабилитационного центра «Чайка», который помогает людям с ограниченными возможностями и ДЦП.

Балетные туфли Михаила Барышникова ушли с молотка за 1 000 000 рублей.

1976

Вдохновилась постом сплетницы Snowden про балет и решила сделать пост про моего любимого артиста.

Михаил Барышников

Про Михаила Николаевича уже был пост на Сплетнике.

Я выложу неопубликованные здесь его интервью и часть биографии.

Михаил Барышников родился в Риге, в большой коммунальной квартире на улице Сколас, 36-а. Мать домохозяйка, отец подполковник, переведенный из России в Латвию «по служебным обязанностям», человек суровый, не разделявший интересов жены и сына к искусству. Об отце Барышников в немногочисленных интервью не говорит и двух слов, о матери же всегда вспоминает с теплотой и благодарностью.

«Моя мать, простая женщина, обожала театр. Походы в оперу, на балет, в драму, даже латышскую, хотя она по-латышски не понимала, были для нее хлебом насущным. Она меня с собой повсюду брала. У нее была любимая актриса — Вия Артмане, она обожала ее голос. Мне было семь лет, помню, как я засыпал в театральном кресле, а мама меня будила: „Что она сказала?“ — и я должен был переводить, и все в партере на нас шикали».

Когда Мише исполнилось одиннадцать лет, мать покончила с собой («Я никогда не думал о причинах самоубийства матери до самого недавнего времени, когда стал более хладнокровно к этому относиться»), вскоре Барышников переехал в Ленинград, и отношения с отцом практически прекратились.

«То, что я попал в Петербург, было почти случайностью. Конечно, я хотел пойти в училище сам, но у меня была покровительница, которая сама училась несколько лет в Петербурге в Вагановском. Она знала Александра Ивановича Пушкина и тайком, поскольку была близкой приятельницей Тангиевой, моего педагога, организовала эту встречу. Все. Остальное — это уже вопрос истории».

«Я чувствовал, что принадлежу к чему-то серьезному. Есть магия спектакля, когда сорок — шестьдесят человек выходят на сцену, собирается оркестр и происходит какое-то странное действо. Когда это хорошо получается, возникает чувство гордости, принадлежности к чему-то такому… дельному, загадочному и не осознанному даже до конца. Я знал, что у меня получается иногда лучше, чем у других, но особенной заносчивости или гордости не было. Просто тяжелая работа. Я самозабвенно делал все эти ужасные упражнения — опускался в позу йоги, а на каждое колено садилось по человеку. После такой нагрузки на суставы и связки боль нестерпимая, невозможно заснуть».

29 июня 1974 года во время гастролей в Канаде в составе труппы Большого театра Барышников принял решение не возвращаться в СССР. «Побег» помог организовать бывший танцовщик Кировского театра Александр Минца, Канада предоставила политическое убежище. Барышников, вслед за сбежавшим за тринадцать лет до этого Нуриевым, стал «невозвращенцем».

«Сбежать от них было не самое трудное. Гораздо тяжелее было во время спектакля. Я пришел в театр и танцевал весь вечер, прекрасно зная, что решение необратимо. А когда побежал, просто не чуял под собой ног, был только страх и пустота в желудке. Я уже почти спасовал, когда прыгнул в машину. Не нужно сворачивать с твердой, ровной дороги в топь. Я понял, что не хочу жить в России, не хочу танцевать в Кировском. Мне не нравилось все время изображать то, чем на самом деле я не был».

Месяц спустя, 27 июля 1974 года, Барышников впервые появился перед американской публикой: танцевал вместе с Натальей Макаровой (которая осталась на Западе в 1970 году) балет «Жизель», труппа ABT (American Ballet Theatre) выступала в Нью-Йорке на сцене Metropolitan Opera. После окончания спектакля под восторженные аплодисменты и крики публики «Misha! Misha!» занавес поднимали 24 раза.

В 1974 году Misha стал премьером American Ballet Theatre, а в 1980 получил приглашение возглавить театр. До Барышникова ABT существовал, как театр знаменитых солистов, нередко приглашаемых из других стран, Миша же создал сильную постоянную труппу с хорошим корд:)етом, вырастил солистов из числа танцовщиков. Уже тогда увлекаясь модерном, он регулярно приглашал на постановки хореографов-модернистов, которые впервые получили возможность работать с высокопрофессиональными исполнителями, и это обстоятельство открыло перед хореографами новые возможности и раскрепостило их фантазию.

Считается, что его деятельность в этом направлении во многом повлияла на американский балет. Именно в этот период Барышников создал свою знаменитую редакцию «Лебединого озера» М.И. Петипа и Л.И. Иванова на музыку П.И. Чайковского. Проруководив ABT девять лет, Барышников покинул навсегда не только театр, но и мир классического балета, зная, что уходить нужно на пике сил, не опустив собственную, недостижимую для многих других, планку.

Барышников не просто ушел из балета, он стал артистом совершенно другой школы, другой техники, отдавшись полностью танцу модерн.

«После 10 лет работы в АВТ решили, что я — не тот человек, который может руководить театром. Была и личная причина, но еще и ради самого театра я решил уйти из труппы. То, как я руководил театром, было моей большой ошибкой. Я требовал от артистов слишком многого, стремясь в течение десяти коротких лет изменить стиль работы театра. В то же время это были удивительные годы: я познакомился с замечательными хореографами Мерсом Каннингемом, Твайлой Тарп, Марком Моррисом. Именно в тот период Марк Моррис предложил мне участвовать в нескольких спектаклях. Я в это время снимался в нескольких фильмах, работал на телевидении и прочее. И я сказал себе, что зарабатываю достаточно, чтобы остановиться, осмотреться и позволить себе ради собственного удовольствия участвовать время от времени в балетных спектаклях».

В 1990 году Барышников вместе с Марком Моррисом создал труппу White Oak Dance Project (WODP), специализирующуюся на танце модерн. И в этом направлении, как до этого было с классическим балетом, Барышников изменил представление хореографов и зрителей об уровне идейности и осмысленности танца, а также снова поднял планку в среде танцовщиков.

Актерская карьера хорошо складывалась у Барышникова с первых лет эмиграции. С 1974 по 2002 год он снялся в пяти художественных фильмах, был номинирован на премию «Оскар» за фильм «Поворотный момент» (The Turning Point, 1977), трижды получил премию «Эмми» за участие в посвященных его творчеству телевизионных передачах, в 1989 году сыграл на Бродвее драматическую роль в спектакле по мотивам Франца Кафки «Метаморфозы», был номинирован на премию «Тони» и специальную премию критиков драматического театра Drama Critics Award. Среди прочих наград получил премии Kennedy Center Honor и National Medal of Arts в 2000 году.

Танец под песню Высоцкого «Кони привередливые» из кинофильма White Night (1985):

Кроме того, Барышников снялся в последнем сезоне сериала «Секс в большом городе» в роли русского художника Александра Петровского, очередного возлюбленного Кэрри Брэдшоу.

«Телевизор я смотрю редко. Мои передачи — это новости и гольф. Когда я получил приглашение сняться в сериале „Секс в большом городе“, то посмотрел несколько уже отснятых серий. Они развлекают и даже в какой-то степени шокируют, представляют собой определенный вызов, а это всегда интересно и необычно. Расписание съемок сериала было для меня удобным, радовал высокий профессионализм группы, а Сара Джесика Паркер просто замечательная актриса».

В одной из серий герой Барышникова приглашает Керри в ресторан «Русский самовар», где предлагает ей множество блюд и чай с вишней, уверяя, что это национальный напиток. В действительности же Михаил Барышников является настоящим владельцем этого ресторана, открытого когда-то вместе с Бродским. Говорят, что Барышников вложил в ресторан скопленные деньги с выступлений, а Бродский — Нобелевскую премию по литературе.

Помимо балета, танца, театра и кино у Барышникова есть еще одна страсть — фотография.

«Я увлекся черно-белой фотографией лет тридцать назад. Меня подтолкнул к этому Леонид Лубяницкий, отличный фотограф. С ним мы купили Nikon, который я взял в свое первое турне по Японии, Таиланду и другим странам Азии. Я привез оттуда роликов двадцать, мы вместе их проявили, там, конечно, оказалась масса ерунды, но два-три снимка получились, и с тех пор я ввяз в это дело. Несколько лет назад я начал заниматься цветной дигитальной фотографией. Я всегда считал, что фотография танца — это мертвое искусство, к которому нельзя серьезно относиться, потому что движение, застывшее в кадре, не дает о танце никакого представления. Но потом наткнулся на фотоработы Пенна, Мэн Рея и особенно Алексея Бродовича, который был арт-директором журнала Harper’s Bazaar и великим учителем Пенна, Аведона и многих других. У Бродовича есть книга „Балет“, сделанная в 1940-е годы. Он нашел способ передать движение. И меня эта форма очень привлекла. Потом я наткнулся на книгу Ирвина Пенна Dancer: он несколько дней снимал танцовщицу и хореографа Александру Беллер таким же способом, „размывая“ изображение и тем самым вводя в него динамику. Под влиянием всего этого я тоже начал снимать танец. У нас есть летний дом в Доминиканской Республике. А доминиканцы танцуют всегда и везде. Вот их я и снимал. Тем же способом я делал книгу Merce My Way. Мерс Каннингем разрешал мне снимать во время его репетиций, потом мы вместе выбирали фото для книги, ему нравилось. Он был великим человеком. Скучаю по нему».

Но главное увлечение и детище Барышникова на сегодняшний день — это собственный центр искусств Baryshnikov Arts Center. Он открыл его осенью 2005 года: шесть этажей, три театральных зала, офисы, студии.

«Наше здание и фонд созданы для того, чтобы помочь студентам творческих колледжей и молодым артистам в их профессиональной деятельности, особенно на первых порах. Молодые люди часто бывают в своих суждениях экстремистами, потому что им трудно доказать свою точку зрения, свои взгляды, особенно в наше время, в нашей политической ситуации, когда молодые таланты не имеют никакой поддержки, как не имеет никакой поддержки искусство вообще. Они борются за существование с большим напряжением, сражаясь с невероятно высокой рентой на жилье, пытаясь противостоять коммерциализации искусства. Они вынуждены работать, например, в кафе и ресторанах — 90% танцовщиков, артистов, режиссеров служат официантами. Это норма, но так не должно быть. У них всегда должно быть место, где можно надеяться на свой шанс, на осуществление мечты; место, куда они могут прийти, чтобы оценили их творческий потенциал. Я хочу, чтобы наш Центр стал именно таким местом. Поэтому мы решили, что самое время создать частные программы и в частном порядке помочь молодым артистам занять достойное положение. Мы хотим верить, что это возможно».

Михаил Барышников о проекте:

В тех немногих, даже скорее редких интервью последних лет Барышников все чаще говорит о времени.

«Времени мало осталось, и дневное расписание постоянно уплотняется. Иногда ужас охватывает от того, как мало времени…»

Иосиф Бродский. Михаилу Барышникову

Текст: Анна Баштовая

В статье использованы выдержки из интервью с Михаилом Барышниковым Эллы Агроновской, Майи Прицкер, Виталия Орлова

Михаил Барышников с Лайзой Миннелли и Джессикой Лэнг | Фото: love-psy.ru, woman.ru Он стал одним из самых известных и успешных за рубежом советских танцовщиков, которого называют величайшим артистом балета ХХ века и одним из самых знаменитых «невозвращенцев», совершивших побег из СССР. О его профессиональных достижениях знают все, а вот о своей личной жизни он предпочитал не распространяться. Почему Михаил Барышников заслужил в США славу молчаливого сердцееда, и какие звезды Голливуда не устояли перед его обаянием – далее в обзоре. Танцовщик на сцене | Фото: 24smi.orgБалетом Михаил Барышников начал заниматься с 10 лет, правда, поначалу педагоги, отмечая его талант и трудолюбие, все же сомневались в том, что он когда-нибудь сможет стать солистом. Главной проблемой был его небольшой рост и неприметная внешность. Но когда Барышников выходил на сцену, он преображался – в его танце была такая мощь и энергия, что вместо застенчивого юноши зрители, и в первую очередь зрительницы, видели брутального мужчину, перед которым невозможно устоять. Артист в молодости | Фото: 24smi.orgМихаил Барышников был звездой Мариинского театра на протяжении 7 лет, но там он не видел перспектив развития и не имел возможности танцевать в тех постановках, о которых мечтал. 45 лет назад, летом 1974 г. он не вернулся с гастролей в Канаде и стал «невозвращенцем». Его близкий друг, поэт Иосиф Бродский, на вопрос о том, что было бы с танцовщиком, если бы он остался в СССР, отвечал коротко и емко: «Спился бы». А сам Барышников признавался, что это решение далось ему очень непросто: «Сбежать от них было не самое трудное. Гораздо тяжелее было во время спектакля. Я пришел в театр и танцевал весь вечер, прекрасно зная, что решение необратимо. А когда побежал, просто не чуял под собой ног, были только страх и пустота в желудке. Я уже почти спасовал, когда прыгнул в машину. Не нужно сворачивать с твердой, ровной дороги в топь. Я понял, что не хочу жить в России, танцевать в Кировском. Мне не нравилось все время изображать то, чем на самом деле я не был». Михаил Барышников и Сара Джессика Паркер в сериале *Секс в большом городе* | Фото: aif.ruВскоре после переезда в США Барышников стал премьером Американского театра балета и стал невероятно популярными артистом в США. Барышников добился немалых успехов и в классическом балете, и в модерне, где он показал новый уровень мужского танца. На данный момент его называют одним из самых известных и успешных в США выходцев из СССР, добившихся всемирной славы и узнаваемости. Михаил Барышников и Сара Джессика Паркер в сериале *Секс в большом городе* | Фото: womanhit.ru, spletnik.ruС момента переезда в США танцовщик снялся в 9 художественных фильмах, в 4 из которых сыграл главные роли. За работу в «Поворотном пункте» в 1977 г. он был номинирован на «Оскар» за роль второго плана, а образ русского художника Александра Петровского, возлюбленного главной героини в сериале «Секс в большом городе», принесла ему всемирную популярность как актеру. Барышников вращался в кругу звезд, был знаком с первыми красавицами Голливуда, и со многими из них артисту приписывали романы. В числе его избранниц называли Лайзу Миннелли, Шэрон Стоун, Изабеллу Росселлини. Но сам он никогда не подтверждал этой информации. Изабелла Росселлини утверждала: «Если у нас и была какая-то любовь, то разве что «при посредничестве» наших собак: его сучка-такса родила от моего кобеля шесть щенков. Так что правильнее сказать, что отношения были у наших собак, а нам с Мишей удалось избежать проблем». Слева – Михаил Барышников и Шэрон Стоун. Справа – Михаил Барышников и Изабелла Росселлини | Фото: love-psy.ru, famousfix.com Одри Хепберн, Михаил Барышников и Мирей Матье | Фото: love-psy.ruДо переезда в США танцовщик не был женат, но жил в гражданском браке с балериной Татьяной Кольцовой. Конечно, он переживал по поводу расставания с ней, но его позицию объясняет одна его фраза: «Нельзя быть счастливым в семейной жизни, будучи несчастливым в работе». В США он заслужил репутацию молчаливого сердцееда – о его романах говорили все, кроме него самого. Единственное, что он позволял себе сказать о своих знаменитых любовницах, это: «Они прекрасные женщины. Мы очень уважаем друг друга». А когда ему задавали вопрос о том, как ему живется в статусе секс-символа, танцовщик смущался и отвечал: «Это абсурдно. Секс-символ? Да мне приятнее чаю выпить. Секс – это большое преувеличение. Правда. Забудьте об этом. Партия в гольф на хорошем поле, задушевная беседа с друзьями куда приятнее». Из-за такой закрытости Барышникова прозвали «человеком в футляре». Михаил Барышников и Джессика Лэнг | Фото: woman.ruЧерез 2 года после своего побега из СССР Михаил Барышников познакомился с голливудской актрисой Джессикой Лэнг, и у них начался бурный роман. На тот момент она уже была звездой – мировую популярность ей принесла роль в фильме «Кинг-Конг». На вечеринке, где они познакомились, Барышникову ее именно так и представили – «девушка Кинг-Конга». Почти сразу они стали жить вместе, и как только журналисты узнали об их романе, они стали объектом самого пристального внимания прессы. Поскольку «загадочный русский» никак не комментировал этих отношений, они тут же обросли слухами: в газетах писали, что танцовщик издевается над актрисой, заставляет ее мыть пол на коленях (как это принято в СССР), готовить ему блюда русской кухни и не дает ей спать по ночам из-за постоянных визитов его друзей. Русский танцовщик и голливудская актриса | Фото: woman.ru Михаил Барышников и Джессика Лэнг | Фото: rustars.tvОни провели вместе около 6 лет. Все это время внимание к их паре не ослабевало. Джессике Лэнг приписывали романы с режиссерами и актерами, танцовщика уличали в неверности, когда его партнершей в мюзикле «Барышников на Бродвее» стала Лайза Миннелли. Звезда культового «Кабаре» действительно стала для него больше, чем близким другом. По слухам, инициатором отношений стала Миннелли. Артист традиционно умалчивал об этом романе, а вот актриса была более словоохотливой. Она говорила, что «он милый, обаятельный гений и человек потрясающей красоты», «мускулистый и безукоризненный в любви друг». Знаменитый танцовщик Михаил Барышников | Фото: bigpicture.ru Михаил Барышников и Лайза Миннелли, 1980 | Фото: love-psy.ruПравда, этот роман продлился недолго – американская звезда так и не смогла понять «загадочную русскую душу». Он мог часами читать ей Бродского, ставил записи Высоцкого и Окуджавы. По легенде, однажды Лайза Миннелли спросила у Марины Влади: «Скажи, а твой тебе тоже только стихи читает да о высоких материях разговаривает?» Впрочем, есть версия, что слухи об их романе они сами распустили ради шутки. Михаил Барышников и Лайза Миннелли, 1980 | Фото: love-psy.ru Михаил Барышников и Лайза Миннелли | Фото: love-psy.ruКак бы то ни было, Барышников вернулся к Джессике Лэнг, и в 1981 г. у них родилась дочь Александра. Но и это не спасло их отношения. вторая попытка снова оказалась неудачной, после чего артист заявил: «Я не могу жить с американками! Сколько я ни пытался убедить себя, что это возможно, – но нет. Я не в состоянии понять их, они не в состоянии понять меня». Тем не менее паре удалось сохранить дружеские отношения, они продолжали общаться, а однажды Михаил сказал: «Это останется со мной на всю жизнь. Она одна из очень немногих женщин, которых я любил». Михаил Барышников и Лиза Райнхарт | Фото: womanhit.ru Михаил Барышников и Лиза Райнхарт | Фото: spletnik.ruПосле расставания с Джессикой Лэнг Барышников нашел свое счастье в браке с Лизой Райнхарт – не актрисой и не американкой. Ее предки были родом из Австрии и Германии, она, как и Михаил, посвятила свою жизнь танцам, но оставила сцену ради семьи. Как показало время, именно ей и удалось обуздать «молчаливого сердцееда» и дать ему то, что он искал давно, – тихое семейное счастье и надежный тыл. У пары родилось трое детей, воспитанию которых и посвятила свою жизнь Лиза. Михаил Барышников с дочерью от второго брака Анной Катериной, 2016 | Фото: womanhit.ru, love-psy.ru Знаменитый танцовщик Михаил Барышников | Фото: 24smi.orgЕго называют одним из величайших танцовщиков ХХ в. и живой легендой: Михаил Барышников в балете «Кармен».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий