Биография Нины Гребешковой

Биография

Нина Гребешкова — актриса советского и российского кино и театра, ставшая музой и правой рукой легендарного режиссера Леонида Гайдая. Артистку называют королевой эпизода, но есть в ее послужном списке и несколько главных ролей, хорошо известных зрителям Советского Союза. Исполнительница и сегодня остается в строю, периодически появляясь на экране.

Детство и юность

Нина Павловна родилась 29 ноября 1930 года в московской семье. Отец девочки работал маляром, мать — портнихой. Когда началась война, Нина училась в третьем классе. Отец ушел воевать, а мать с тремя детьми (у Нины Гребешковой есть два брата) уехала в эвакуацию в деревню Сурьмино Пензенской области.

Девочке повезло с педагогами — ее учили преподаватели Фрунзенской академии. В школу Нина ходила с удовольствием, мечтала стать учительницей младших классов. Ей нравилось общаться с детьми. В то время о ВГИКе будущая актриса даже не знала.

Вмешался случай. В десятом классе она пришла на день рождения к подруге и разговорилась с ее отцом, поэтом Владимиром Луговским. Он рассказал Нине Гребешковой о профессии актрисы, предложил ей попробовать себя в этой роли.

После школы девушка за компанию с Марией Луговской подала документы в театральный институт и поступила с первого раза на курс Сергея Герасимова. Этот курс во ВГИКе Нина Павловна называет пестрым, потому что в одной аудитории присутствовали зрелые, серьезные люди (Василий Ордынский и Яков Сегель) и легкомысленная молодежь, которая постоянно смеялась и радовалась жизни.

Фильмы

Сниматься в кино Нина Гребешкова начала уже на первом курсе. Ее дебют — эпизод в картине «Смелые люди», где она сыграла девочку с куклой. После показа фильма весь переулок Гагаринский, где жила Нина Гребешкова, считал ее кинозвездой. Так началась творческая биография артистки. В начале 50-х последовали эпизодические роли в комедии «Спортивная честь» и короткометражке «Сеанс гипноза».

На третьем курсе актрису пригласили на съемки в Ленинград. Она сыграла Галю Богачеву в фильме «Честь товарища» — экранизации произведения Бориса Изюмского «Алые погоны». А дальше — закружилось-завертелось.

В 50-е годы Нина Гребешкова стала любимицей миллионов советских зрителей. Сначала она играла школьниц: ее невысокий рост (155 см) способствовал этому амплуа. Затем появлялась на экране в образах мам и учителей. Ей повезло сняться у мэтра советского кинематографа Ивана Пырьева в фильме «Испытание верности», где сыграли также Сергей Ромоданов, Марина Ладынина.

В послужном списке Нины Павловны числятся и фильм о комсомольцах «Беспокойная весна», и драма о казахской революционерке «Ботагоз». В начале карьеры фильмография Гребешковой пополнилась ролями в детском фильме-сказке «Звездный мальчик» и военной драме «Девочка ищет отца».

image
Нина Гребешкова в фильме «Девочка ищет отца»

В молодости актриса получала роли в комедиях, драмах, мелодрамах, детских и военных фильмах, но запомнилась яркими эпизодами в комедиях Гайдая. Первым фильмом режиссера, в котором снялась Гребешкова, стала киноповесть «Трижды воскресший» о судьбе небольшого парохода «Орленок». Картина не получила всесоюзной популярности, но стала хорошей школой для режиссера.

Настоящий успех начался с «Кавказской пленницы». Гайдай предложил Нине Павловне сняться в комедии — та, не задумываясь, поехала с ним на съемки в Крым. Для этого Гребешковой пришлось отказаться от другого заманчивого предложения. В «Кавказской пленнице» Гребешкова появилась в образе медсестры из психбольницы. После этого актриса появлялась почти во всех картинах Леонида Гайдая и Георгия Данелии.

Многие картины с участием актрисы ушли в прошлое, не выдержав испытания временем, а «Бриллиантовая рука», в которой Гребешкова сыграла центральную роль, зрители с удовольствием смотрят и сегодня. Интересно, что после показа киноленты публика пребывала уверенности, что Юрий Никулин и его экранная жена — супруги в жизни, и появление Нины Павловны вместе с Гайдаем воспринималось зрителями как предательство.

Популярностью пользовалась еще одна комедия постановщика, «Не может быть!», по произведениям Михаила Зощенко. Киноальманах, в первой новелле которого сыграла Нина Павловна, в 1976 году занял второе место по количеству просмотров, собрав в кинотеатрах 50,9 млн зрителей.

Единственным фильмом Леонида Гайдая, в который не попала Нина Гребешкова, стала комедия «Иван Васильевич меняет профессию». Но именно актрисе публика обязана появлением картины. Режиссер хотел снять киноленту в серьезном жанре и для этого рассматривал произведение Михаила Булгакова «Бег». Однажды супружеская пара попала на спектакль по пьесе писателя «Иван Васильевич», и Нина Павловна предложила использовать этот сюжет для следующего проекта мужа.

В 1982 году Нина Гребешкова снялась в самом кассовом фильме сезона — «Спортлото-82», который в СССР посмотрели 55 млн зрителей. Жене Леонида Гайдая досталась роль Клавдии Антоновны, тети главного героя. Кинолента была снята по госзаказу: необходимо было спасать положение рекламой, так как после Олимпиады резко упала выручка государственной лотереи.

Комедия «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» была последней совместной работой супругов, при этом артистка появилась на экране эпизодически, а в титрах картины не было даже указано ее имя.

Актриса и сейчас появляется на экране в эпизодах — говорит, что ей не привыкать. По мнению Нины Павловны, маленькую роль сыграть намного сложнее, чем кажется, ведь в одном-двух предложениях нужно раскрыть характер героя, показать личность. Среди работ актрисы 2000-х годов — сериал «Каменская-2», мелодрама «Победитель».

В 2016 году с участием актрисы вышел фильм-катастрофа Николая Лебедева «Экипаж». Нина Гребешкова исполнила роль пожилой пассажирки самолета. В России кинокартину посмотрело более 5 миллионов зрителей, при этом создатели собрали $ 22 млн.

В год своего 90-летия Гребешкова появилась в актерском составе драматического сериала «Содержанки-2». На этот раз на экране Нина Павловна предстала в образе старушки, сидящей на скамейке.

Телевидение

В 2015 году съемочная группа и дизайнеры передачи «Идеальный ремонт» побывали на загородном участке у заслуженной артистки РФ. После работы мастеров дача преобразилась и стала пригодной для круглогодичного пребывания.

В июле 2017 года телевизионщики вновь заглянули к Нине Гребешковой на приусадебный участок. На этот раз к работе были привлечены ландшафтные дизайнеры, которые преобразили придомовую территорию, построив на участке летнюю беседку и разбив французский сад. После знакомства с результатом работы мастеров актриса была приятно удивлена.

В 2016 году Гребешкова появилась в документальном фильме «Я без тебя пропаду», где подробно описала детали совместного быта с режиссером. Артистка не скрывает, что все вопросы обыденной жизни она решала сама, гонорары у мужа появлялись раз в два-три года и уходили на крупные покупки. Однажды актриса не выдержала и объявила супругу о расставании. Гайдай воскликнул, что пропадает без жены. Больше этот вопрос ни разу не поднимался. В фильме дали интервью дочь и внучка Нины Павловны, были показаны редкие фото из семейного архива.

Нина Гребешкова прокомментировала признание Натальи Варлей о домогательствах со стороны Гайдая, которые звезда «Кавказской пленницы» сделала в своей книге «Канатоходка. Автобиография». Неловкая ситуация произошла на съемках комедии, но не привела к серьезным последствиям, за исключением одного: практически всю роль Варлей озвучила Надежда Румянцева.

Нина Павловна назвала эти воспоминания полной чушью и предположила, что Наталья Владимировна испытывает гормональный сбой в связи с возрастом.

Личная жизнь

Нина Гребешкова прожила в браке с Леонидом Гайдаем более 40 лет. Личная жизнь актрисы и кинорежиссера сложилась счастливо. Молодые люди познакомились во ВГИКе. Леонид сразу заметил маленькую хохотушку, но не думал, что Нина станет музой на всю жизнь. Гайдай был старше Гребешковой на восемь лет, прошел войну, был ранен в ногу. Страстью Леонида в то время было кино, но в актрисе молодого режиссера покорили искренность и простота, неиссякаемый оптимизм.

Однажды Гребешкова сделала замечание Леониду Гайдаю по поводу грязной рубашки. Мужчина, тронутый такой заботой, признался девушке в любви. Нина шутливо сказала: «Большая разница в росте, плохо будем смотреться вместе». Но вскоре пара расписалась.

Свадьбу отпраздновали скромно. Молодожены поселились в небольшой комнате у родителей Нины Гребешковой. Актриса с первых дней поняла, что живет с гением, и приняла это. В первую очередь девушка стала заботливой женой режиссера, а уже затем актрисой. Через несколько лет супруги переехали в собственную трехкомнатную квартиру. Бытом занималась Гребешкова: Нина Павловна признается, что забивать гвозди и менять лампочки приходилось самой.

У Нины Гребешковой и Леонида Гайдая разные характеры. Режиссер предпочитал одиночество, а актриса — общество, к тому же Леонид Ивович не хотел детей. Когда Нина Павловна забеременела, муж обрадовался. В единственной дочери Оксане мастер души не чаял, но жене сказал, что больше детей не будет. Нина Павловна мечтала родить трех-четырех малышей, но смирилась с решением супруга. Гайдай всю жизнь оставался большим ребенком для Нины Павловны.

После окончания школы Оксана поступила в экономический вуз и, будучи студенткой, вышла замуж. Получив высшее образование, девушка сделала профессиональную карьеру в банковской сфере. В семье дочери Гайдая и Гребешковой тоже родилась дочь, Ольга Худякова. Внучка знаменитой кинематографической пары пошла по стопам матери и получила экономическое образование.

В 70 лет режиссер заболел: врачи диагностировали отек легкого. Нина Гребешкова постоянно дежурила в палате мужа. В один момент Леонид Ивович перестал дышать и умер на руках любимой супруги. Актриса говорит, что для нее Гайдай все еще жив, просто вышел ненадолго.

Нина Гребешкова сейчас

Сейчас пожилая актриса проводит время за городом. Гребешкова часто бывает на даче, которая расположена недалеко от Звенигорода, занимается садоводством. У артистки живут две кошки — Масяня и Груша.

Актриса периодически дает интервью, в одном из них, записанном в 2021 году, она призналась, что последним наказом ее мужа перед смертью была просьба больше не выходить замуж. Нина Павловна содержала слово.

Фильмография

  • 1950 — «Смелые люди»
  • 1954 — «Испытание верности»
  • 1960 — «Трижды воскресший»
  • 1966 — «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
  • 1968 — «Бриллиантовая рука»
  • 1968 — «Доживем до понедельника»
  • 1971 — «12 стульев»
  • 1975 — «Не может быть!»
  • 1976 — «Дни хирурга Мишкина»
  • 1982 — «Спортлото-82»
  • 1988 — «Это было прошлым летом»
  • 1989 — «Частный детектив, или Операция «Кооперация»
  • 2002 — «Каменская-2»
  • 2016 — «Экипаж»
  • 2020 — «Содержанки-2»

Интересные факты

  • При прощании супруги произносили: «Да бэ че до!» Так ранее мама режиссера провожала его фразой: «Дай Бог, в час добрый!», которую маленький Леня сократил до нескольких слогов.
  • В «Бриллиантовой руке» Гребешкова хотела сыграть управдома Варвару Плющ, но Гайдай отдал эту роль Нонне Мордюковой.
  • Актриса слыла заядлой автомобилисткой. В ее автопарке были машины «Жигули» и даже «Волга».

Биография Нины Гребешковой

Нина Гребешкова – советская театральная и киноактриса, чье имя тесно связано с именем талантливого комедиографа Леонида Гайдая. Она была его музой и любимой женой, хотя не сыграла ни одной главной роли в знаменитых фильмах своего мужа. image На фото: Нина ГребешковаВсесоюзная слава пришла к Гребешковой с появлением в картинах «Бриллиантовая рука» (жена Горбункова), «12 стульев» (Мусик/царица Тамара), «Спортлото-82» (тетя Клава), снятыми ее мужем. В 2001 году актрисе было присвоено звание Заслуженной артистки России.

Детство, юность, семья

Нина родилась осенью 1930 года в рабочей семье москвичей Павла и Екатерины Гребешковых, которые уже воспитывали двоих мальчиков – Николая и Валентина. Мама работала швеей, а отец специализировался на малярном деле и был хорошим орнаменталистом. Когда Ниночка пошла в первый класс, она сразу стала представлять себя на месте педагога. Поэтому, когда ей задавали традиционный вопрос: «Кем ты станешь, когда вырастешь?» она неизменно отвечала, что учительницей. В начале 40-х война внесла коррективы в судьбы людей — весь советский народ встал на борьбу с фашизмом. Ушел на фронт и глава семьи Гребешковых, а мама с тремя детьми отправилась в эвакуацию под Пензу. Семья поселилась в деревеньке Сурьмино, там же пребывал и женский педсостав академии имени Михаила Фрунзе. Женщины преподавали в местной школе, куда Ниночка и пошла в третий класс, еще больше утвердившись в своем решении стать учительницей. Нина Гребешкова в молодостиКогда по окончании войны Гребешковы вернулись в Москву, Нина продолжила учебу в школе для девочек. Однажды в выпускном классе ее пригласила к себе на день рождения Маша Луговская, дочка известного поэта Владимира Луговского. Нина веселила компанию, читая стихи и демонстрируя одноклассницам актерское мастерство рассказчика. Папа именинницы спросил, собирается ли она получать высшее образование. Услышав о педагогическом вузе, стал убеждать Нину попробовать свои силы на актерском поприще. Дочь Луговского, Маша, собиралась поступать во ВГИК, и поэт уговорил Гребешкову составить ей компанию. Девушка не была уверена в собственных силах — конкурс на место насчитывал более сотни претендентов. Но улыбчивая и непосредственная Нина прошла в институт с первой попытки. И даже еще не приступив к учебе, получила свою первую маленькую роль в кино. В 1950 году она сыграла Надю Воронову с куклой в фильме Константина Юдина «Смелые люди». Эта роль далась Нине легко – она была тоненькой и невысокой. Впоследствии Нина тоже не раз играла подростков. Нина Гребешкова во время учебы во ВГИКеВ начале 50-х, когда Нина училась во ВГИКе, соседи и мальчишки в Гагаринском переулке, где жили Гребешковы, стали немеренно гордиться тем, что рядом живет настоящая «звезда», хотя студентка-первокурсница себя таковой не считала и лишь заливисто хохотала, когда дружная толпа мальчишек провожала ее по утрам на остановку троллейбуса. Нину все больше поглощала учеба и желание стать настоящей актрисой, такой, как те, кого раньше она видела лишь в кинотеатре.

Начало кинокарьеры

50-е годы были для Гребешковой насыщенными событиями и съемками. Она снялась в комедийной короткометражке Ханана Шмайна «Сеанс гипноза» (1953) вместе с легендарными Алексеем Грибовым, Сергеем Мартинсоном и Михаилом Яншиным. Затем она была приглашена в семейную картину Николая Лебедева «Честь товарища» (1953) на роль Гали Богачевой. Нина Гребешкова в фильме «Честь товарища»С Сергеем Ромодановым и Мариной Ладыниной снялась в фильме Ивана Пырьева «Испытание верности» (1954). Одна из главных ролей комсомолки Раи досталась ей в комедийной картине Александра Медведкина «Беспокойная весна» (1956) о первых покорителях целинных земель в Казахстане. Нина Гребешкова в фильме «Испытание верности»В 1958 году в драме Ефима Арона «Ботагоз» о судьбе казахской девушки-революционерки Гребешкова сыграла комсомолку Лизу, а в сказке Анатолия Дудорова «Звездный мальчик» она появилась в роли младшей дочери Дровосека. В драматичном фильме Льва Голуба о партизанской дочери «Девочка ищет отца» (1959) Гребешкова появилась как внучка Прасковьи, а в экранизации Анатолия Бобровского «Муму» (1959) сыграла одну из главных ролей – Татьяну. Нина Гребешкова в фильме «Муму»В 60-х актриса стала браться за более разноплановые роли. Нина снялась вместе с Виталием Дорониным в совместном советско-французском проекте «Нормандия-Неман» (1960) — военной драме, рассказывающей о легендарной эскадрилье, пилоты которой воевали во Вторую Мировую войну на стороне СССР. Также Гребешкова снялась в телевизионной драме Льва Рудника «Жизнь сначала» (1961) в роли Кати, а в комедийном фильме «Чужой бумажник» Глеба Комаровского сыграла пионервожатую. Нина Гребешкова в фильме «Остров Ольховый»Спустя год в драматичной картине Татьяны Березанцевой «Остров Ольховый», где главные роли исполнили Николай Крючков и Лидия Смирнова, актрисе достался образ Елены. Фильмы о геологах были очень популярными в то время, поэтому Гребешкову стали узнавать на улицах и просить автографы. В это же время она также появилась в небольших ролях известных картинах «Сказка о потерянном времени» (1964), «Слепая птица» (1963) и «Приключения Толи Клюквина» (1964).

Личная жизнь Нины Гребешковой

С Гайдаем, человеком, с которым Нина провела всю свою жизнь, она познакомилась во ВГИКе. В то время, познав вкус первой кинематографической славы, Нина вообще не думала о замужестве. На первом курсе за ней пытались ухаживать студенты, в числе которых был четверокурсник Владимир Иванов, прославившийся созданием образа Олега Кошевого в «Молодой гвардии» Сергея Герасимова. Неравнодушен к ней был и бравый летчик, о котором староста курса Леонид Гайдай заявлял во всеуслышание: «Гребешкова, к тебе хахаль пришел!» Нина Гребешкова в молодые годыГайдай был худощавым фронтовиком на 8 лет старше Нины. Актриса рассказывала в одном из интервью, что их любовь с Леонидом зародилась не сразу. Поначалу она стеснялась этого ироничного и многое пережившего студента и боялась “при нем ляпнуть глупость”. Воспитанная в твердых моральных принципах, она даже никогда не целовалась, помня, что “лучше умереть, чем давать поцелуи без любви”. Тем не менее, ляпов и комичных ситуаций хватало:

«Мы, актеры, тогда «варились» вместе с режиссерами, – рассказывала гораздо позже Гребешкова. – А ведь школу я, как и другие девочки на курсе, заканчивала «девчачью». И ребята постоянно над нами подшучивали. Мы частенько забывали, что они находятся рядом. По привычке могли бесстыдно задрать юбку, чтобы поправить резинки на чулках. Парни просто сгибались пополам от хохота. А для режиссеров мы, будущие актеры, были словно подопытные кролики. И вот Леня пригласил меня в свою студенческую постановку «Отца Горио» Бальзака, предложив сыграть госпожу де Нунсинген, дочку Горио…».

С этого момента девушка, по ее словам, “кожей ощущала”, как Гайдай заходит на репетиции, даже если не видела, кто именно вошел в аудиторию. Однажды Леонид, узнав, что Нину никто не встречает после поздней репетиции, вызвался проводить ее до дома, так больше и не уступая эту миссию никому. Прощаясь, он целомудренно чмокал студентку в щеку, но однажды внезапно для Нины заявил: «Что это мы с тобой все ходим да ходим. Давай поженимся». Она тогда пошутила о разнице в их росте, мол, смотреться не будут – он высокий, она маленькая. Однако Леонид был настроен всерьез. Нина Гребешкова и Леонид Гайдай в молодостиКогда мама Нины узнала, кого ее дочь выбрала себе в мужья, вздохнула, мол, что же ты из всех ребят самого больного выбрала. Но через некоторое время после скромной свадьбы, которую влюбленные сыграли в 1953 году, теща и зять стали практически родными — мама Гребешковой даже взяла на себя обязанность варить ему, язвеннику, овсяный кисель. Зная тесноту квартиры, в которой вместе с родителями и двумя братьями Нины стали жить молодожены, иногда домочадцы очень деликатно уходили из дома, предупреждая, что придут поздно, поскольку будут играть в карты с друзьями. Спустя несколько лет после свадьбы у них появилась собственная трехкомнатная квартира. Нина Гребешкова с дочкойВ 1957 году у Гребешковой и Гайдая родилась дочка Оксана, после чего Леонид заявил, что больше им детей не надо, они будут мешать любимой работе. Тем не менее, по воспоминаниям Нины Павловны, был очень хорошим и заботливым папой для единственной дочери. Позже Оксана стала экономистом, вышла замуж, сделала родителей бабушкой и дедушкой, родив девочку Олю. Нина Гребешкова с дочерью и внучкойВспоминая их жизнь, Гребешкова всегда подчеркивала свое понимание о том, насколько талантлив и практически гениален ее муж, которому она посвятила всю себя. Нина Гребешкова: Гайдай был с другой планеты

Главная роль – супруга Гайдая

Кто знает, как сложилась бы дальнейшая актерская судьба Нины Гребешковой, которой покровительствовал сам Иван Пырьев. Но молодая жена предпочла оставаться в тени гения супруга, хотя и принимала приглашения на съемки в самых разных проектах. Все же главной своей миссией она считала заботу о муже, поскольку тот был совершенно не приспособлен ни к каким бытовым делам. «Нина Гребешкова. Я без тебя пропаду» Обустройством квартиры и всеми хозяйственными делами занималась Нина. После рождения ребенка она сама выходила гулять с коляской, поскольку с этой просьбой просто немыслимо было подойти к Лене, сочиняющему с друзьями-сценаристами очередную нетленку. Гребешкова научилась забивать гвозди, ремонтировать сломанные приборы, вкручивать лампочки. Однажды Нина даже соорудила из вязальных спиц зажигалку для плиты, поскольку спички заканчивались в доме постоянно — Гайдай много курил. Нина Гребешкова и Леонид Гайдай Когда у супругов появился автомобиль, им тоже занималась Нина. Она умела самостоятельно перебирать тормозные колодки, проверять свечи, поменять масло. Гайдай гордился женой, но, в отличие от многих режиссеров, он не давал Нине главных ролей Однако Нина Гребешкова довольно часто появлялась в фильмах Гайдая. Первой их совместной работой стала картина по сценарию Александра Галича «Трижды воскресший» (1960), в котором Гребешкова сыграла директора школы Зою Николаевну. Несмотря на то, что в съемках приняли участие известные в то время актеры, Алла Ларионова, Наталья Медведева и Всеволод Санаев, картина не снискала особой популярности. Нина Гребешкова в фильме «Трижды воскресший» Когда режиссер приступил к съемкам «Кавказской пленницы» (1967), Гребешковой предложили главную роль в фильме. В это же время у Леонида открылась язва, и Нина отказалась от участия в картине, чтобы быть рядом с мужем и готовить ему диетическую еду. Тогда коллеги Гайдая предложили ему придумать для жены хотя бы небольшую роль. Так в сюжете появилась врач-психиатр, которую с блеском воплотила Гребешкова. Нина Гребешкова в фильме «Кавказская пленница» В 1969 году Нина появилась в «Бриллиантовой руке». Она очень хотела сыграть домоуправа, но Гайдай отдал эту роль Нонне Мордюковой, и Гребешкова воплотила роль жены главного героя. Удачными были и созданные ею образы жен в фильмах «12 стульев» (1971) и «Не может быть!» (1975). Единственным шедевром Гайдая, в котором не было Гребешковой, были «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). Нина Гребешкова и Юрий Никулин в «Бриллиантовой руке» Гребешкова и Гайдай прожили в творческом и семейном тандеме ровно сорок лет. В 70 лет режиссер умер на руках жены от тромбоэмболии легочной артерии. Но для Нины Павловны ее уникальный, единственный в своем роде муж жив и сейчас. Воспоминаниями о нем наполнены все интервью актрисы, которая так и не привыкла рассказывать о себе отдельно от мужа-гения. Интервью с Ниной Гребешковой Несмотря на почтенный возраст, Гребешкова продолжает сниматься в кино, не отказываясь даже от маленьких ролей. Зрители увидели замечательную игру актрисы в телесериалах «Каменская» (по романам Александры Марининой) в 2002 году, «Виола Тараканова» (2004) и «Даша Васильева» (по детективам Дарьи Донцовой). Нина Гребешкова в фильме «Экипаж» Также в 2008 году Гребешкова появилась в мелодраме Альгиса Арлаускаса «Победитель», а позже сыграла бабу Сашу в «Легенде №17» (2013). Кроме того, Гребешкова сыграла пассажирку бизнес-класса в картине-катастрофе «Экипаж» в 2016.

Нина Гребешкова сейчас

На пороге своего девяностолетия Нина Павловна стала заядлой дачницей. Благодаря друзьям и поклонникам их творческой семьи звенигородская дача, которая пережила пожар, была восстановлена. Подарок актрисе сделали и мастера телепередачи «Идеальный ремонт», переоборудовав дом для круглогодичного пользования, а также облагородив ландшафт приусадебного участка. Гребешкова занимается садом и кошками, Грушей и Масяней. Идеальный Ремонт. Нина Гребешкова Несмотря на преклонный возраст, актриса также продолжает сниматься. В 2020 году она была задействована в роли бабушки в драматичном телесериале Дарьи Жук «Содержанки». Партнерами Нины Павловны по съемочной площадке стали Дарья Мороз, Софья Эрнст, Марина Зудина и Сергей Бурунов.

Лучшие фильмы

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Нина Гребешкова – последние новости и статьи

Биографии

04:05 29.11.2020 © РИА Новости Перейти в фотобанк Читать ria.ru в Советская и российская актриса, заслуженная артистка России Нина Павловна Гребешкова родилась 29 ноября 1930 года в Москве. В 1954 году окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии, мастерскую Владимира Белокурова и Василия Ванина. В 1954-1990 годах Нина Гребешкова была актрисой Театра-студии киноактера. В кино Гребешкова начала сниматься в 1949 году в студенческие годы. В фильме “Смелые люди” (1950) режиссера Константина Юдина она сыграла небольшую роль девочки с куклой. Будучи студенткой третьего курса, Гребешкова снялась в роли Гали Богачевой в картине “Честь товарища” (1953) по повести Бориса Изюмского “Алые погоны”. В 1954 году актриса снялась в картине известного режиссера Ивана Пырьева “Испытание верности”. В конце 1950-х годов она сыграла роли в фильмах “Беспокойная весна” (1956), “Ботагоз” (1957), “Звездный мальчик” (1957), “Девочка ищет отца” (1959), “Муму” (1959). После того, как Нина Гребешкова стала женой режиссера Леонида Гайдая, она посвятила себя комедийному жанру. Впервые актриса снялась у Гайдая в небольшой роли доктора в его комедии “Кавказская пленница” (1966). С тех пор она снималась практически во всех фильмах своего мужа и прославилась как комедийная актриса. Зрителям Гребешкова запомнилась, прежде всего, как жена Семена Семеныча Горбункова в “Бриллиантовой руке” (1969), жена инженера Брунса в “12 стульях” (1971), супруга завмага Горбушкина в комедии “Не может быть!” (1975). В картинах Гайдая она играла жену Хювяринена в фильме “За спичками” (1980), тетю Клаву в “Спортлото-82” (1982), мать Лены в киноленте “Частный детектив, или Операция “Кооперация” (1989). Нина Гребешкова также снималась в фильмах “Доживем до понедельника” (1968), “Дни хирурга Мишкина” (1976), “Расмус-бродяга” (1978), “Слезы капали” (1982) и др. Она играла в киноленте “Лавина” (2001), сериалах “Медики” (2001), “Нина. Расплата за любовь” (2001), “Сыщики-1” (2001), “Каменская-2” (2002), “Даша Васильева. Любительница частного сыска -2” (2004), “Звезда эпохи” (2005) и др. Среди ролей Гребешковой последних лет – Кира Михайловна в фильме “Победитель” (2008), соседка Адама в триллере “Фонограмма страсти” (2009), баба Саша в “Легенде №17” (2012), пожилая пассажирка в фильме-катастрофе “Экипаж” (2016). Актриса также снялась в эпизоде в сериале “Содержанки-2” (2020). Всего Гребешкова сыграла около 70 ролей в различных фильмах и сериалах. В 2001 году Нина Гребешкова была удостоена звания Заслуженная артистка Российской Федерации. Актриса много лет прожила в браке с режиссером Леонидом Гайдаем (1923-1993). У нее есть дочь. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников Нина Гребешкова, 3 месяца назад отметившая свое 90-летие, уже давно привыкла к тому, что ее представляют в первую очередь не как актрису, а как жену режиссера Леонида Гайдая. Она и сама эту роль всегда считала самой главной и до сих пор называет себя его женой, а не вдовой. Вместе они провели более 40 лет, и вот уже 27 лет она живет без него. Что помогает актрисе не чувствовать себя одинокой, как она реагирует на слухи о неверности мужа и почему ее возмутили мемуары Натальи Варлей – далее в обзоре.

Студенческий роман, продлившийся 40 лет

Нина Гребешкова в фильме *Честь товарища*, 1953 | Фото: kino-teatr.ruВ детстве Нина мечтала стать учительницей, но в старших классах школы ее заставил изменить решение отец подруги Марии, поэт Владимир Луговской. Он так интересно рассказывал о театре и кино, что Нина загорелась желанием стать актрисой. Свою первую роль в кино она получила еще в 18 лет, только поступив во ВГИК, где она училась вместе с Николаем Рыбниковым, Аллой Ларионовой, Кларой Румяновой. Гребешкова так активно начала сниматься, что пропустила много занятий, и Сергей Герасимов поставил ей на экзамене «двойку» – мол, или сниматься, или учиться! Нине пришлось перевестись на другой курс, но с Аллой Ларионовой они остались подругами на всю жизнь. Леонид Гайдай и Нина Гребешкова | Фото: fishki.netНа новом курсе, объединенном с режиссерским, с Ниной учился Леонид Гайдай. Еще в время учебы она снялась в нескольких фильмах и стала довольно известной актрисой, а он был обычным студентом. Но Нина говорила, что сразу разглядела в нем талант, и именно этим он ее и покорил. Однако на свадьбе она отказалась взять его фамилию – ее уже знали как актрису Гребешкову, к тому же по фамилии Гайдай даже нельзя было понять, о мужчине идет речь или о женщине, и супругов могли путать. Актриса Нина Гребешкова в молодости | Фото: ndn.infoЖизнь с ним никогда не была простой – режиссер с головой уходил в работу, постоянно пропадал на съемках, но Нина никогда не предъявляла ему претензий по этому поводу. Она могла бы сделать блестящую актерскую карьеру, но ради семьи пожертвовала собственными амбициями и полностью посвятила себя мужу и дочери Оксане. Нина всегда мечтала о большой семье, но режиссер больше не хотел детей, и ей пришлось с этим смириться. В конце концов, он и сам был для нее большим ребенком, постоянно нуждающимся во внимании и заботе. Сергей Герасимов (слева внизу) и его студенты Нина Гребешкова и Леонид Гайдай (в центре) | Фото: uznayvse.ru

Самая главная роль – «жена режиссера»

Ей завидовали многие актрисы – выйти замуж за режиссера означало обеспечить себе востребованность в профессии и возможность выбирать любые роли. Но эта пара была исключением из правил. Гайдай снимал свою жену, но не так часто, как других актрис, и никогда не предлагал ей главных ролей. Больше того, он даже не позволял ей выбрать роль второго плана. В фильме «Бриллиантовая рука» Гребешковой больше всего приглянулся образ управдома, но Гайдай заявил ей, что она его не потянет, и отдал Нонне Мордюковой, а Нине доверил роль жены главного героя. Нина Гребешкова в фильме *Испытание верности*, 1954 | Фото: kino-teatr.ruБлагодаря съемкам в фильмах Гайдая многие молодые советские актрисы превратились в настоящих кинозвезд, как, например, Наталья Варлей, Наталья Селезнева и Светлана Светличная, а его собственная жена всегда оставалась в тени. Многих это удивляло, как и то, насколько спокойно Гребешкова относится к тому, что ее муж снимает первых красавиц СССР и проводит с ними много времени на съемках. Но на вопрос о том, не испытывала ли она ревности к супругу и зависти к удачной кинокарьере своих коллег, она отвечала, что всегда думала в первую очередь о том, чтобы у мужа все получалось так, как он хотел. Кадр из фильма *Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика*, 1966 | Фото: uznayvse.ruКогда Гайдай советовался с женой и показывал ей фотографии актрис, претендовавших на ту или иную роль, она советовала ему выбирать самых лучших, тех, в кого бы он сам мог влюбиться. Его творческая реализация и успех для Нины стояли на первом месте, ведь если был доволен он, то была счастлива и она. Актриса ни разу не устраивала ему сцен ревности и возмутилась, когда уже после его ухода Наталья Варлей опубликовала мемуары, где рассказала о том, как режиссер однажды пытался ее поцеловать. Гребешкова говорила: «Изменял ли он мне? Мне это было неинтересно. Хотя он был очень увлекающимся. Любил всех своих героинь – наслаждался эксцентричностью Селезневой, прелестью Варлей. И я не ревновала, а как бы влезала в его шкуру. Я ему все разрешала. Пользовался ли он этим – не знаю». Юрий Никулин и Нина Гребешкова в фильме *Бриллиантовая рука*, 1968 | Фото: uznayvse.ruУ режиссера было много проблем со здоровьем, и жена отправлялась вместе с ним на съемки, чтобы готовить для него диетические блюда. Спустя годы актриса призналась: «Вначале я была в него влюблена. Мне все нравилось, он ходил, как Шурик с книжкой… Потом он заболел, я стала за ним ездить. Он был очень больной человек, но когда он снимал, он был здоровый… А в конце я любила его, как сына – мне надо было, чтоб он был тепло одет, чтоб он выглядел хорошо, чтобы он не болел. Он ведь был совершенно неприспособленным к жизни». Нина Гребешкова в фильме *Бриллиантовая рука*, 1968 | Фото: kino-teatr.ruПеред своим уходом режиссер признался жене, что чувствует перед ней свою вину и хочет попросить прощения. Она переживала, что он начнет ей рассказывать об увлечениях другими актрисами, а он извинился за то, что не снимал ее в главных ролях и не сделал ни одного фильма специально для нее. На это Нина ему ответила: «Слава богу, что ни одной картины тебе не испортила. Во всяком случае, я своими ролями довольна».

Жизнь после Гайдая

Заслуженная артистка России Нина Гребешкова | Фото: fishki.netЕго не стало в конце 1993 года. С его уходом закончилась целая эпоха советского кинематографа – и самый счастливый период жизни Нины Гребешковой. Он так и остался для нее единственным любимым мужчиной. Спустя годы после его ухода она признавалась: «Я очень скучаю по мужу, мне с ним так повезло. Правда, Леня не снится мне и не зовет меня с собой. Не было ни дня, когда я не вспоминала бы о нем. Знаете, я перематываю в памяти все, что между нами было, и удивляюсь – как он меня терпел, ведь я была такой невыносимой!». Кадр из фильма *Экипаж*, 2016 | Фото: kino-teatr.ruПосле того, как не стало мужа, неприятности посыпались на актрису одна за другой: сначала затопило квартиру, потом сгорела дача. Друзья и поклонники помогли Гребешковой заново отстроить загородный дом, а позже программа «Идеальный ремонт» обустроила его так, чтобы там можно было проводить время и летом, и зимой. С тех пор большую часть времени Нина Гребешкова предпочитает проводить именно там. Она ведет тихую размеренную жизнь и не чувствует себя одинокой, потому что до сих пор постоянно ощущает присутствие мужа. «Он все время здесь, он мне все время помогает», – говорит актриса. Нина Гребешкова с дочерью и внучкой | Фото: uznayvse.ruНина Гребешкова не считает свою актерскую карьеру неудавшейся – она сыграла более 65 ролей в кино, и 25 из них – уже после ухода Гайдая. Она до сих пор, несмотря на свой почтенный возраст, остается востребованной актрисой и часто получает новые предложения от режиссеров. Конечно, в последние годы она снимается реже, чем раньше, и это эпизодические роли, но они получаются все такими же яркими. Ее последними киноработами стали небольшие роли в фильмах «Легенда №17», «Экипаж» и втором сезоне сериала «Содержанки». Дочь Гребешковой и Гайдая Оксана не стала продолжать творческую династию – она получила экономическое образование, эту же профессию выбрала и ее дочь Ольга. Обе работают в банковской сфере. Дочь и внучка помогли Нине Гребешковой пережить самый тяжелый период, когда не стало Гайдая, и сегодня стараются окружать ее вниманием и заботой. Заслуженная артистка России Нина Гребешкова | Фото: fishki.netАктриса чувствует себя счастливой и считает, что выполнила свое самое главное призвание в жизни – она была женой гения и участвовала даже в тех его фильмах, в которых сама не снималась, ведь, возможно, именно благодаря ее любви режиссер и смог создать столько шедевров! За кадром фильма «Не может быть!»: Чем Юрий Никулин обидел Леонида Гайдая.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий