Биография Петра Лещенко. История жизни, творчество

Биография

Петр Константинович Лещенко — русский сольный исполнитель и эстрадный артист прошлого века. Его песни, отличавшиеся душевной простотой и незамысловатостью, слушали не только в СССР, но и в Европе, по которой он гастролировал и давал немало концертов. Однако подобная открытость миру сыграла против творческого деятеля.

Детство и юность

Петр Лещенко родился в селе Исаеве, которое располагалось в Херсонской губернии (в настоящее время — территория Одесской области). Мать Мария Лещенкова родила сына вне брака, и своего биологического отца певец так и не узнал. В сохранившейся в районном архиве метрической книге есть следующая запись: «Лещенкова Мария Калиновна, дочь отставного солдата, родила сына Петра 02.06.1898».

Через 9 месяцев после рождения первенца Мария Калиновна уехала с родителями в Кишинев. До 8 лет мальчик пребывал на домашнем воспитании с мамой и отчимом. Известно, что у солиста были сводные сестры Екатерина и Валентина.

Женщина обладала абсолютным музыкальным слухом, любила и умела петь, знала наизусть множество народных песен. Эти способности передались по наследству и Петру. В 1906 году за проявленные в вокале и танцах способности начинающего певца приняли в солдатский церковный хор, а через несколько месяцев зачислили в приходское училище в Кишиневе.

Таким образом, в 17 лет исполнитель окончил и общеобразовательную, и музыкальную школы. Вскоре юношу забрали на фронт. Сначала солдат год прослужил в 7-м Донском казачьем полку, а после окончания Киевской пехотной школы прапорщиков — в Одесском 40-м запасном полку, еще позже стал командиром взвода Подольского пехотного полка.

В конце лета 1917 года Лещенко был контужен, получил тяжелое ранение и отправлен на лечение в кишиневский госпиталь. Выздоровление затянулось, и солист вышел из госпиталя уже после Октябрьской революции.

Так как Бессарабия отошла к Румынии, будущий певец оказался румынским подданным. После армии молодой человек работал в разных направлениях: был токарем, занимал должности в церкви, мыл посуду в кабаке, солировал в вокальном квартете, танцевал и пел в театре.

Спустя 2 года Петр Константинович переключился исключительно на эстрадную деятельность. Юноша много гастролировал в составе танцевальной группы «Елизаров», с балалаечным ансамблем «Гусляр», выступал как сольный артист и в гитарном дуэте.

Попав в Париж, исполнитель поступил в известную в то время балетную школу Веры Трефиловой, после окончания которой работал в престижном ресторане «Норманди» с танцевальными и вокальными номерами.

Музыка

С 1926 года в течение 2 лет Лещенко гастролировал по Европе и странам Ближнего Востока. После турне вернулся в Румынию и некоторое время трудился в театре «Театрул Ностра», но вскоре уехал в Прибалтику, затем в Украину, где выступал в различных ресторанах.

image
Петр Лещенко в молодости / «ВКонтакте»

В конце 1931 года певец познакомился с видным композитором Оскаром Строком, который сочинял популярные мелодии в стиле танго и фокстрот, а также эстрадные композиции и душевные романсы. По предложению Строка Петр впервые записал свой голос. Позже вышли граммофонные пластинки с песнями «Черные глаза», «Синяя рапсодия», «Скажите, почему», а позже — «Татьяна», «Миранда», «Моя Марусечка» и «Настя-ягодка».

Успех песен привел к тому, что Лещенко предложил контракт румынский филиал английской фирмы звукозаписи Columbia. Там исполнитель записал свыше 80 пластинок. Также работы издавались другими фирмами грамзаписи: немецкой Parlophone Records, румынской Electrecord и латвийской Bellaccord.

По непонятным причинам на виниле не сохранилось прижизненное исполнение вокалистом песни «Журавли». Та, что выложена в Сеть, предположительно версия киевского артиста Григория Бальбера.

Звукозапись подняла известность Петра Лещенко, и он много гастролировал не только по Бессарабии, но и выступал в лучших залах Вены, Лондона, Риги, Кишинева. Затем артист с семьей поселился в Бухаресте, где открыл ресторан.

В конце 1941 года вокалист организовывал ряд концертов в оккупированной румынскими войсками Одессе, в центральном зале гостиницы «Бристоль». Первую воинскую повестку Петр проигнорировал, устроился в артистическую группу и выступал перед солдатами. Согласно второму приказу музыкальный деятель отправился на фронтовую линию в Крыму, где служил при штабе румынской армии и заведовал столовой.

Личная жизнь

Партнерши Лещенко по творчеству стали спутницами и в личной жизни. В балетной школе во Франции Петр познакомился с латышкой Жени Закитт, которая приехала учиться из Риги. Спустя короткое время пара официально зарегистрировала брак. Супруги на все гастроли ездили вместе и часто выступали в дуэте. В этом союзе в январе 1931 года родился сын Икки (Игорь).

Во время Второй мировой войны, находясь на гастролях в Одессе, Петр Константинович познакомился с 19-летней студенткой консерватории Верой Белоусовой. В один из первых вечеров артист сделал девушке предложение и уехал в Бухарест для оформления развода с Закитт, с которой все еще был официально расписан.

Из-за войны и угрозы мобилизации свадьбу отложили. Только в 1944 году Лещенко и Белоусова смогли пожениться, но детьми обзавестись не успели.

image
Петр Лещенко и Вера Белоусова / «ВКонтакте»

С приходом Советской армии исполнитель вместе с женой пел в госпиталях, гарнизонах, офицерских клубах. С лета 1948 года супруги выступали в различных кафе и кинотеатрах Бухареста, позже нашли работу в только что созданном Театре эстрады.

Вера Георгиевна, прежде чем уйти из жизни в 2009 году, дважды побывала замужем и успела выпустить биографическую книгу «Петр Лещенко. Все, что было. Последнее танго», которую снабдила фотографиями из личного архива.

Сын Лещенко Игорь работал балетмейстером в Бухарестском театре оперы и балета, воспитал дочь Кристину. Внучка певца выбрала техническую профессию, однако в свободное время занималась пением. Несколько раз девушка участвовала в музыкальных конкурсах в местных телепередачах.

Арест и смерть

Петр Лещенко всегда стремился вернуться в Советский Союз, обращался к руководству страны с соответствующей просьбой, но письма остались без ответа. Скорее наоборот, эти заявления сыграли трагическую роль в судьбе артиста.

Сотрудничество с немецкой студией грамзаписи и гастроли в западных странах привлекли внимание НКВД. Социалистическая система, к которой после Второй мировой войны присоединилась и Румыния, посчитала исполнителя неблагонадежным, непозволительно пошлым и даже антикоммунистическим.

Петр Лещенко и Жени Закитт / «ВКонтакте»

Лично Иосиф Сталин неблагоприятно отзывался об артисте, называя его «самым пошлым и безыдейным белоэмигрантским кабацким певцом, запятнавшим себя сотрудничеством с немецко-фашистскими оккупантами».

Также солиста обвиняли в том, что он принудил к переезду в Румынию советскую гражданку Белоусову, которая после брака стала официально считаться в СССР предательницей родины. По прямому приказу из Москвы органы государственной безопасности Румынии арестовали Лещенко прямо в антракте посреди концерта, который проходил в городе Брашове в конце марта 1951 года.

В течение 3 лет осужденного переводили из одной тюрьмы в другую. Петр находился в Жилаве, Капул Мидиа, Борджеште, а в 1954-м был переведен в тюремную больницу Тыргу-Окна, так как у него открылась старая язва желудка. Местные врачи сделали операцию, но из больницы исполнитель так и не вышел.

Причиной смерти Петра Константиновича в июле 1954 года стало новое обострение, которого ослабленный тюремным заключением организм не перенес. Жена узнала об этом только спустя 2 года.

Веру Белоусову арестовали в июле 1952-го, приговорили к расстрелу по 58-й статье за измену родине, но через несколько лет амнистировали. Женщина пыталась отыскать могилу мужа, однако материалы уголовного дела до сих пор засекречены.

Память

В конце 80-х фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Поет Петр Лещенко», и только тогда новые поколения советских граждан узнали об этой странице истории. По слухам, диск с записями затмил по популярности тогдашних звезд сцены.

Константин Хабенский в роли Петра Лещенко / кадр из сериала «Петр Лещенко. Все, что было…»

В 2013 году о жизни русского артиста режиссер Владимир Котт по сценарию Эдуарда Володарского снял 8-серийный сериал «Петр Лещенко. Все, что было…». Правда, отдельные факты биографии уступили место художественному вымыслу. Например, вокалист выступал без импресарио, в картине же такового представлял некий еврей Зельцер, сына заменили дочкой Катей, сестер — братом Александром.

Сериал «Пётр Лещенко. Всё, что было…»: актеры и роли

Образ певца на экране воплотили 2 актера: в молодости — Иван Стебунов, а того, что постарше — Константин Хабенский. Женские персонажи достались Ольге Лерман и Виктории Исаковой. До российского зрителя многосерийный фильм дошел только в 2017 году. До этого картина появилась в интернете и на украинском телевидении.

27 мая 2017 года на «Первом канале» вышло документальное кино «Петр Лещенко. Мое последнее танго». Фильм Татьяны Варданян сконцентрировал внутри себя самые интересные моменты из жизни солиста.

В Кишиневе и Одессе в честь исполнителя названы улица и переулок.

Известные песни

  • «Черные глаза»
  • «Мое последнее танго»
  • «Скажите, почему?»
  • «У самовара»
  • «Настя-ягодка»
  • «Пой цыган, плачь, цыган»
  • «Татьяна»
  • «Миранда»
  • «Стаканчики граненые»
  • «Синяя рапсодия»

Интересные факты

  1. В метрической книге певца в графе «отец» присутствовала пометка «незаконнорожденный».
  2. По достижении 17-летия у Петра произошла ломка голоса, что подвигло юношу покинуть хор и отправиться в армию.
  3. При жизни исполнитель успел написать автобиографическую книгу под названием «Петр Лещенко. Исповедь от первого лица».
  4. В советском кинофильме «На пути в Берлин» режиссера Михаила Ершова актрисы, игравшие немецких танцовщиц, пели песню «Моя Марусечка».

Певец Петр Лещенко и актер Константин Хабенский, сыгравший его в сериале | Фото: kino-teatr.ru, nvgazeta.ru Когда на экраны вышел сериал «Петр Лещенко. Все, что было…», многие зрители впервые услышали о кумире довоенной Европы – во времена СССР имя певца долгое время оставалось под запретом, его первая пластинка вышла только в 1988 г., через 34 года после того, как Петр Лещенко ушел из жизни. Образ, созданный Константином Хабенским, был очень ярким, но можно ли было по нему судить о его прототипе? Певец Петр Лещенко | Фото: kino-teatr.ruСоздатели сериала заявляли о том, что в нем нет отступлений от исторической правды. При этом сценарист Эдуард Володарский признавался, что многое в биографии певца ему пришлось додумать. Его песни он знал с детства. «Мы во дворах пели: «Я тоскую по родине, по родной стороне моей». Я много о нем прочитал, но судьбу сочинил сам…», – говорил Володарский. Дело в том, что в биографии Петра Лещенко действительно было много белых пятен, и в распоряжении сценариста оказалось только несколько достоверных фактов. Один из ярчайших эстрадных исполнителей начала ХХ в. | Фото: kino-teatr.ruПетр Лещенко часто рассказывал друзьям истории из своей жизни, но они не были записаны. Единственные письменные источники, на которых основываются существующие биографии певца, – это протокол допроса артиста после его ареста Румынской службой госбезопасности и воспоминания вдовы певца Веры Белоусовой «Скажите. Почему?». Эту книгу она выпустила в 85 лет и до премьеры сериала не дожила. Консультантом на съемках была ее подруга Ольга Петухова. Петр Лещенко и его первая жена Жени Закитт | Фото: 24smi.orgВ большинстве источников указывается, что Петр Лещенко появился на свет в 1898 г. в селе Исаево Херсонской губернии. Точно известно, что с 11 лет он с семьей жил в Кишиневе, где учился в церковно-приходском училище и пел в архиерейском хоре. После Первой мировой войны Бессарабия стала частью Румынии, и они превратились в румынских подданных. В начале 1920-х гг. Лещенко окончил балетную школу в Париже, где познакомился с танцовщицей из Риги Жени (Зинаидой) Закитт, которая стала его женой. Вместе они начали петь и выступать в дуэте. В 1930-х гг. Петр стал ресторатором в Бухаресте, где пел с ансамблем «Трио Лещенко». В 1930-1940-х гг. он стал очень популярным шансонье, которого называли «королем романса», он гастролировал в Париже, Берлине, Лондоне, Белграде. Тиражи его пластинок были гораздо больше, чем у Шаляпина и Вертинского. В 1944 г. певец развелся и женился во второй раз на артистке Вере Белоусовой. В 1951 г. его арестовали органы госбезопасности Румынии, а спустя 3 года певец скончался в тюремной больнице. Вот, пожалуй, и все скупые факты его биографии. Один из ярчайших эстрадных исполнителей начала ХХ в. | Фото: kino-teatr.ru Петр Лещенко и его вторая жена Вера Белоусова | Фото: kino-teatr.ruВдова певца Вера Белоусова мечтала о том, чтобы история жизни ее мужа легла в основу сценария художественного фильма, и о знаменитом артисте наконец узнали на его родине. Идея снять такую картину была у Эльдара Рязанова, но этому замыслу так и не суждено было осуществиться. Интересно то, что еще за 15 лет до того, как режиссер Владимир Котт приступил к съемкам своего сериала, Вера Белоусова заочно одобрила кандидатуру Константина Хабенского на главную роль. Однажды она увидела этого актера по телевизору, позвонила своей подруге и сказала: «В нем есть деликатность, сдержанность, и сила характера чувствуется. Вот таким был Петенька! Костя – уверенный, активный, но моментами так застенчиво улыбнется – Петя вылитый». А вот сценарист Эдуард Володарский был категорически против его утверждения на эту роль. Он говорил: «Во что я мало верю, так это в Хабенского, которого предложили на главную роль. При всем моем уважении. В нашем доперестроечном кино были лица, которые ни с кем не спутаешь. А теперь…». Константин Хабенский в роли Петра Лещенко | Фото: nvgazeta.ruРежиссер тоже сомневался в выборе актера на главную роль. Но чем больше он рассматривал фотографии Петра Лещенко, тем больше замечал сходство с Хабенским, причем не только внешнее. По его мнению, в актере была такая же интеллигентность при склонности к хулиганству, то же нерв при внешней невозмутимости: «Константин Хабенский, играющий Лещенко, сразу почувствовал сходство со своим героем. Брюнет, острый нос, огромные глаза, большие уши. Лещенко не был красавцем, но в нем было мужское обаяние. У нас очень мало актеров, которые обладают таким драматическим нервным характером, а Лещенко был таким. Он был вспыльчив, он любил, ненавидел, переживал, был очень тонким и ранимым. Тут произошло абсолютное совпадение». В результате Хабенского утвердили без кастинга, а после этого выбрали похожего на него молодого актера – Ивана Стебунова, сыгравшего Лещенко в молодые годы. Иван Стебунов на съемках фильма | Фото: liveinternet.ru Иван Стебунов на съемках фильма | Фото: 1tv.ruПо мнению многих зрителей и критиков, оба актера блестяще справились со своими ролями. Больше всего споров вызвало решение режиссера не включать в сериал песни в исполнении самого Петра Лещенко – все они были спеты Хабенским и Стебуновым. Специально для этого они брали уроки вокала, и хотя их вокальные данные нельзя назвать выдающимися, многие оценили результат. Их оппоненты возражали: хоть песни звучат неплохо, но ведь это совсем не Лещенко! Говорили, что от его голоса дамы задыхались от восторга. При этом Петр не был профессиональным певцом, и брал не вокалом, а шармом и искренностью. Поэтому, по мнению создателей сериала, манера исполнения Хабенского была завершающим штрихом в созданном им образе и не шла против исторической правды. Кадр из сериала *Петр Лещенко. Все, что было…*, 2013 | Фото: eclectic-magazine.ruРежиссер сериала придерживался этой же точки зрения: Лещенко был феноменом своего времени. Владимир Котт говорил: «Лещенко не был профессиональным вокалистом, но простота и душевность его песен трогали сердца слушателей. Это история человека, который на протяжении всего времени не изменял себе. На сломе эпох, во время революции, эмиграции, Гражданской войны, Второй мировой войны он никого не предал и остался самим собой. Это сейчас странно звучит, но его песни действительно объединяли людей разных стран и сословий. И белогвардейцы, и красноармейцы, и офицеры Советской армии, и румыны, и немцы – кто бы его ни слушал, песни доходили до сердца и заставляли сопереживать… Он абсолютный конформист, но человек, который не предает. Даже есть такая фраза у Хабенского в фильме: «Да, я не герой; да, все борются с фашизмом, а я пою свои песни. Я больше ничего делать не могу». Он не был героем, но его песни очень воздействовали на людей». Константин Хабенский в роли Петра Лещенко | Фото: 1tv.ruЛещенко выступал без импресарио, а в сериале фигурирует такой персонаж по фамилии Зельцер. На сцене Хабенский выглядел не совсем так, как его прототип: он заявил, что очень неловко чувствует себя в ярко расшитых рубахах в цыганском стиле, в которых выступал Лещенко, и настоял на создании классического образа в строгих костюмах. А для массовки искали настоящую одежду тех времен. Гримеры основательно поработали и над мужскими стрижками: актерам, по моде того времени, выбривали затылки, оставляя чубы, а усы по-разному завивали для офицеров и простолюдинов. Кадр из сериала *Петр Лещенко. Все, что было…*, 2013 | Фото: petrleschenco.ucoz.ru Елена Лотова в роли Веры Белоусовой | Фото: 1tv.ruВ сериале упоминаются женщины, с которыми певца действительно связывали отношения, – его жены Зинаида Закитт и Вера Белоусова. Но при этом акцент сделан на первой любви певца Кате Завьяловой. Режиссер Котт так объяснял свою трактовку: «Эту историю можно было бы назвать «Петр Лещенко и его женщины». С одной стороны, он был очень любвеобилен, с другой – все его женщины были похожи друг на друга. Он всегда искал в них прекрасную незнакомку из детства, свою первую любовь». Было ли так на самом деле – неизвестно. Кадр из сериала *Петр Лещенко. Все, что было…*, 2013 | Фото: liveinternet.ruВера Белоусова в своих мемуарах ничего не говорила о связях ее и супруга с партизанским подпольем. Она вспоминает только о том, что незадолго до оккупации Одессы выступала в концертных бригадах в советских воинских частях. Петр Лещенко, по ее словам, гастролировал в оккупированной Одессе и не раз помогал знакомым евреям переправиться на безопасную для них территорию. А в сериале певец встречается с русским подпольщиком и соглашается выполнить опасное задание – провезти в оккупированную Одессу чемодан со взрывчаткой. А Вера Белоусова оказывается связной, которая должна была ее передать одесским подпольщикам. Если бы это было так на самом деле, в своих мемуарах она наверняка бы об этом упомянула. Константин Хабенский в роли Петра Лещенко | Фото: mediananny.com Константин Хабенский в роли Петра Лещенко | Фото: 1tv.ruВ СССР долгое время Петра Лещенко считали белогвардейцем, отщепенцем и даже зарубежным шпионом. Ему ставилось в вину, что он принудил к переезду в Румынию советскую гражданку Белоусову, которая после брака с Лещенко стала официально считаться в СССР предательницей родины. В наше время о его личности открываются новые факты, и уже то, что благодаря этому сериалу многие зрители, не знакомые с его творчеством, открыли для себя песни Лещенко – несомненно большой плюс. Ну а доля художественного вымысла в кино всегда остается, ведь это не документальные съемки. Кадр из сериала *Петр Лещенко. Все, что было…*, 2013 | Фото: kino-teatr.ru Константин Хабенский в роли Петра Лещенко | Фото: kino-teatr.ruИх можно сравнивать и искать несоответствия, а можно просто наслаждаться результатами творчества. «Моя Марусечка»: Константин Хабенский поет песню Петра Лещенко.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Рубрика: Краткие биографии

Петр Константинович Лещенко (1898-1954) – русский эстрадный певец, исполнитель народных и характерных танцев, ресторатор.

В биографии Петра Лещенко есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Лещенко.

Биография Петра Лещенко

Петр Лещенко появился на свет 2 (14) июня 1898 г. в селе Исаево (ныне Одесская обл.). Он являлся внебрачным ребенком Марии Калиновны, которая имела абсолютный музыкальный слух и очень красиво пела. Своего отца Петр никогда не видел.

Детство и юность

Когда будущему артисту не было еще и 1 года, он вместе с близкими родственниками обосновался в Кишиневе. Примерно через 9 лет его мать стала женой зубного техника Алексея Алфимова. В результате, у Петра появились 2 единоутробные сестры – Валентина и Екатерина.

Еще в ранние годы биографии у Лещенко начали проявляться выдающиеся музыкальные и танцевальные способности. В 8-летнем возрасте мать решила отдать его в солдатский церковный хор, где он смог развить свои вокальные данные.

В скором времени на Петра обратил внимание регент хора, который помог ему поступить в местное приходское училище. Параллельно с этим он продолжал петь в хоре, но уже в архиерейском. Благодаря этому, в 1915 г. юноша получил общее и музыкальное образование.

Важно отметить, что Петру Лещенко хорошо давались языки, вследствие чего он овладел русским, украинским, немецким, румынским и французским языками. Когда ему исполнилось 17 лет, у него завершилась ломка голоса, в связи с чем он уже не мог петь в хоре.

Это привело к тому, что у Петра появились материальные трудности. Тогда же он решил отправиться на фронт. Изначально он проходил службу в казачьем полку, а затем учился на прапорщика. Потом парня направили на румынский фронт в пехотный Подольский полк, где ему доверили возглавить взвод.

В середине 1917 г. Лещенко получил серьезное ранение и контузию, вследствие чего лечился в одном из кишиневских госпиталей. Здесь он пробыл до января 1918 г. К моменту выписки Бессарабия отошла к Румынии, в связи с чем Петр стал румынским подданным.

Музыка

Прежде чем стать известным артистом, Лещенко успел сменить множество профессий. Он трудился токарем, служил псаломщиком в храме, мыл посуду в кафе, участвовал в вокальном квартете, танцевал и пел в театре.

В 1919 г. Петр сосредоточился на эстрадной деятельности, начав гастролировать вместе с танцевальным коллективом «Елизаров», с балалаечным ансамблем «Гусляр», а также выступать на сцене сольно и в гитарном дуэте.

Особой популярностью пользовался номер Лещенко, во время которого он танцевал вприсядку в кавказском наряде и с кинжалами в зубах. Параллельно с этим он метал кинжалы в деревянный пол, чем приводил в восторг зрителей в зале. В середине 1920-х годов он побывал в Париже.

Здесь Петр Лещенко задался целью усовершенствовать свою технику танца, записавшись в балетную школу Трефиловой. После этого, он работал в элитном ресторане «Норманди» с танцевально-вокальными номерами. В период биографии 1926-1928 гг. он давал концерты в разных ближневосточных государствах.

Вернувшись в Румынию, Лещенко какое-то время трудился в столичном театре «Театрул Ностра». Затем он выступал в разных ресторанах Прибалтики и Украины. В 1931 г. он начал сотрудничать со знаменитым композитором Оскаром Строком, писавшим музыку в разных жанрах.

В результате, Лещенко начал исполнять и записывать песни Строка, среди которых «Черные глаза», «Синяя рапсодия», «Татьяна», «Настя-ягодка» и др. Пластинки с этими композициями возымели большой успех в обществе, вследствие чего он стал одним из наиболее востребованных артистов.

Песни Петра Лещенко стали издаваться на немецких, румынских, австрийских и латвийских студиях звукозаписи. Вскоре он решает окончательно обосноваться в Бухаресте, где у него появилась возможность открыть собственный ресторан «Лещенко».

Интересен факт, что в этом ресторане Петр выступал совместно с женой и родными сестрами. В конце 1941 г. он дал немало концертов в захваченной румынскими солдатами Одессе. Вскоре ему начинают приходить воинские повестки.

Лещенко делал все возможное, чтобы уклониться от службы. Когда он в очередной раз получил повестку, он даже решился на удаление аппендикса, хотя он его и не тревожил. И все же, осенью 1943 г. он был вынужден вступить в румынскую армию, после чего его определили на фронт в Крыму.

Здесь артист служил при штабе и заведовал столовой. С приходом Красной армии он вместе с женой выступал в госпиталях, гарнизонах и офицерских клубах. После окончания войны супруги выходили на сцену разных кафе и кинотеатров, позже трудились в Театре эстрады.

Личная жизнь

В балетной школе Лещенко познакомился с латышкой Жени Закитт, которая стала его женой и партнером на сцене. В 1931 г. у них родился первенец Икки (Игорь).

В разгар Второй мировой войны (1939-1945), гастролируя в Одессе, Петр познакомился с юной студенткой консерватории Верой Белоусовой. Между ними вспыхнули взаимные чувства, вследствие чего парень решил сделать ей предложение. Получив от Веры согласие быть вместе с ним, он отправляется в Бухарест для оформления развода с Жени.

Лещенко и Закис

В 1944 г. влюбленные стали законными мужем и женой, однако детьми обзавестись так и не успели. Любопытно, что другой не менее известный артист жанра, схожего с тем, в котором работал Петр – Александр Вертинский, очень негативно отзывался о Лещенко, называя его «вульгарным кабацким певцом».

Смерть

Петр Лещенко хотел вернуться в СССР. Он обращался к властям с соответствующими просьбами, но не получал от них ответа. По иронии судьбы, его обращения крайне негативно отразились на его дальнейшей биографии.

Сотрудничество с немецкой студией звукозаписи и концерты на Западе, заинтересовали НКВД. Социалистическая система, к которой после окончания войны присоединилась и Румыния, расценивала Петра как неблагонадежного, пошлого и даже антикоммунистического артиста.

Более того, Лещенко обвиняли в том, что он побудил к переезду в Румынию Белоусову, которая став его женой, начала официально считаться в СССР предательницей Родины. По распоряжению Москвы, румынские правоохранители задержали певца прямо в антракте концерта, который проходил в городе Брашов весной 1951 г.

На протяжении 3-х лет мужчина сменил несколько тюрем, пока в 1954 г. не был определен в тюремный госпиталь Тыргу-Окна с язвой желудка. Петр Лещенко умер 16 июля 1954 года в возрасте 56 лет. Причиной его смерти стало очередное обострение язвы, которое изнеможенный организм не смог перенести.

Место захоронения певца неизвестно, при этом все материалы по делу Лещенко до сих пор закрыты. Веру задержали летом 1952 г. и приговорили к расстрелу по печально известной 58-й статье, но спустя пару лет амнистировали. Белоусова скончалась в 2009 г.

Фото Петра Лещенко

Петр Лещенко и его вторая жена Вера Белоусова
Константин Хабенский в роли Петра Лещенко

Если вам понравилась краткая биография Петра Лещенко – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии известных людей или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку: Top «Чубчик», «Капитан», «У самовара я и моя Маша», «Чёрные глаза» — это лишь малая часть нестареющих хитов, которые исполнял легендарный музыкант Пётр Лещенко. В первой половине XX века легко узнаваемый голос Петра Лещенко звучал в разных уголках мира, причём слушателей не смущало, что артист поёт на незнакомом им языке. Главное — как, он это делает. Мы вспоминаем трагическую жизнь музыканта, которому подпевала вся Европа, но на родине он оказался под запретом…

К счастью Был снят и показан на первом канале сериал о Петре Лещенко. Консультантом фильма стала Ольга Петухова — журналист и подруга Веры Белоусовой-Лещенко, покойной супруги Петра Лещенко. По её словам, этот проект ей особенно дорог: Лет 15 назад, когда Вера Лещенко впервые увидела Константина Хабенского, она сказала, что он ей очень напоминает Петра Константиновича. Не только внешне, но и своим поведением, потому что в Хабенском, как и в Лещенко, удивительно уживаются деликатность, сдержанность, скромность и сила характера. Так что, когда мне сказали, что Константин будет играть главную роль, я очень обрадовалась».

Петр Лещенко: биография

Мать – Мария Калиновна Лещенкова родила сына вне брака, и своего биологического отца он так и не узнал. Как незаконнорожденному Петру не выдали метрику, и первым документом стало свидетельство о крещении, которое состоялось 3 июля 1898 года. У Петра были младшие сводные сестры Валентина и Екатерина. Своего родного отца сын бедной крестьянки не знал, зато с отчимом мальчику повезло: Алексей Васильевич был одним из первых, кто разглядел в нём артиста, он же подарил пасынку гитару.

Через 9 месяцев после рождения первенца Мария Калиновна уезжает с родителями в Кишинев. До 8 лет мальчик был на домашнем воспитании, которым занималась мать, бабушка и отчим Алексей Васильевич Алфимов, который был зубным техником. Мария обладала абсолютным музыкальным слухом, любила и умела петь, знала наизусть множество народных песен. Эти способности передались по наследству и Петру, которого в 1906 году за проявленные способности в области вокала и танцев принимают в солдатский церковный хор, а через несколько месяцев его зачисляют в 7-е народное приходское училище в Кишинёве. Таким образом, в 17 лет Петр Лещенко окончил и общеобразовательную и музыкальную школы. Сам юноша не остался в долгу, он как мог помогал родителям, зарабатывая в церковном хоре. Но уже в 16 лет жизнь Лещенко круто изменилась: из-за возрастной перемены голоса он больше не мог участвовать в хоре. В это же время началась Первая мировая война. В дневниках Лещенко нет патриотических слов о том, что он хотел сражаться за родину. Юноша отправиться на фронт просто потому, что остался без зарплаты, а «новая работа» чуть не стоила ему жизни.

Петр Лещенко в молодости

Сначала он год прослужил в 7-й Донском казачьем полку, а затем после окончания киевской пехотной школы прапорщиков – в одесском 40-й запасном полку в должности прапорщика, еще позже – командиром взвода подольского пехотного полка. Уже в конце лета 1917 года прапорщик Лещенко с тяжёлыми ранениями оказался в кишинёвском госпитале. Лечение было долгим, но ещё до конца не поправившийся русский офицер узнал, что теперь он румынский подданный — Бессарабия в 1918 году была объявлена румынской территорией.

Токарь у частного предпринимателя, псаломщик в приютской церкви, регент в церковном хоре на кладбище — и это ещё не полный список профессий, которыми бывшему военному пришлось зарабатывать себе на жизнь. Лишь к концу 1919 года главным заработком прирождённого музыканта стала эстрадная деятельность.

Танец Петра Лещенко и Жени Закитт

В конце 1919 года Петр Лещенко переключается исключительно на эстрадную деятельность. В начале карьеры Лещенко выступал в гитарном дуэте, в составе танцевальной группы «Елизаров», в музыкальном ансамбле «Гусляр». Особенным успехом у зрителей пользовался авторский номер, где он играл на балалайке, затем, переодевшись в кавказский костюм, выходил на сцену с кинжалами в зубах, танцуя в «присядку». Несмотря на одобрение публики, свою технику танца Лещенко считал несовершенной, поэтому поступил на обучение в лучшую французскую школу балетного мастерства, где познакомился с латышской танцовщицей Зинаидой Закитт. Они разучили несколько номеров и стали выступать в паре в ресторанах Парижа.

Вскоре молодые зарегистрировали свой брак, а уже через год отмечали рождение сына Игоря.

Музыка

С 1926 года в течение двух лет гастролирует по Европе и странам Ближнего Востока. После турне Петр возвращается в Румынию и некоторое время работает в театре «Театрул Ностра», но вскоре уезжает в Прибалтику.Зинаида Закитт и Петр Лещенко, Рига, 1930-е года

А затем в Украину, где выступает в различных ресторанах. Его голос становится узнаваемым. В одной из поездок супруги познакомились с Александром Вертинским — прославленным эстрадным певцом. Вертинский пришел в восторг, услышав пение Лещенко. Он то настоятельно и посоветовал начинающему певцу сделать граммофонные записи некоторых песен и романсов. Петр согласился. Он и не подозревал, что его ждет впереди.

Петр Лещенко на сцене

Наконец, в 32-летнем возрасте Лещенко стал выходить на сцену один и сразу обрёл ошеломительный успех. Огромную роль в этом сыграл его новый друг, прославленный композитор Оскар Строк, который умело соединял интонации аргентинского танго с душевными русскими романсами. Он же помог Лещенко записать первые граммофонные пластинки, на которых звучали такие хиты, как «Чёрные глаза», «Синяя рапсодия», «Скажите почему», а позже – «Татьяна», «Миранда» и «Настя-ягодка».

Успех этих песен приводит к тому, что исполнителю предлагает контракт румынский филиал английской фирмы звукозаписи «Columbia», на которой он записал более 80 пластинок. Также его записи издавались другими фирмами грамзаписи – немецкой «Parlophone Records», румынской «Electrecord» и латвийской «Bellaccord». Всего Петр Лещенко за свою жизнь успел записать около 180 пластинок.

Звукозапись поднимает известность Петра Лещенко, и он много гастролирует не только по Бессарабии, но и выступает в лучших залах Вены, Бухареста, Лондона.

Накануне Второй мировой войны гастроли Лещенко по европейским странам проходили с неизменным успехом, а лучшие звукозаписывающие фирмы Европы распахнули перед ним свои двери.Петр Лещенко – кумир миллионов с оркестром под управлением прекрасного скрипача Герберта Шмидта, май 1930 года. Слева с виолончелью – Борис Потулов, рядом – саксофон и аккордеон, которыми он владел виртуозно. В центре – Петр Лещенко. Руководитель оркестра – скрипач Герберт Шмидт – справа.

На всё, что не было связано с музыкой, у Лещенко времени не оставалось, хотя в годы войны популярного певца подозревали и в сотрудничестве с органами госбезопасности СССР, и с фашистами. На самом же деле, артист всеми способами старался дистанцироваться от политики, а тем более армии — военный трибунал даже судил его «за уклонение от призыва».

Теоретически он должен был воевать за немцев — он был майором Румынской армии. Хотя он им стал не по своей воле. К нему просто пришли и сказали, что теперь он румынский подданный. Вот и всё. Но сам он никогда не переходил на другую сторону — однажды приняв присягу, он оставался ей верен. В биографии Лещенко много историй, доказывающих, что он очень любил Россию и мечтал туда вернуться. Поэтому ни одного выстрела как германский солдат он так и не сделал — он всячески увиливал от призывов, чтобы не воевать с Россией, а однажды даже лёг на операцию по удалению абсолютно здорового аппендицита, только чтобы не являться к месту службы.

Как раз одна из задач фильма и состояла в том, чтобы рассказать современному поколению, кто такой был Пётр Лещенко и почему его так любила публика. Лещенко исполнял романсы, танго, русские народные и цыганские песни — то есть то, что не имело отношения к высокому искусству. Шаляпин, с которым они очень дружили, называл Лещенко «патефонным певцом» и «хорошим исполнителем глупых песенок» — из уст величайшего оперного певца это считалось даже комплиментом. Но при этом у Шаляпина было гораздо меньше пластинок, потому что патефоны тех времён не могли нормально воспроизвести всю мощь шаляпиского баса — они сипели и хрипели. А Лещенко как раз прекрасно можно было слушать в записи, поэтому его «глупые патефонные песенки» были так популярны. Лещенко слушали все — и белые офицеры, и красные солдаты, и рабочие, и парижские таксисты. Этим и уникален этот исполнитель. У него было более 300 пластинок, он много записывался за рубежом.Румыния, 1937 год. Петр Лещенко с сыном и его гувернантками на своей загородной вилле в Кармен Сильва, близ Констанцы (ныне, Эфорие Суд).

В конце 1941 года Лещенко поступило предложение от Одесского оперного театра приехать в город с гастролями, и после долгого согласования румынская сторона дала артисту разрешение посетить город, который к тому времени уже был оккупирован немецко-румынскими войсками.

После знакомых танго, фокстротов, романсов зрительный зал благодарил артиста небывалыми овациями. Однако гастроли в оккупированном городе запомнились Лещенко не столько тёплым приёмом публики, сколько встречей с новой любовью. Одесса, август 1942 года. Из архива Веры Лещенко: В стенах Одесского русского театра мы впервые встретились. Здесь же состоялся концерт из 2-х отделений. Программа концерта красноречивее слов. И фотография с факсимиле Петра Лещенко 39 года, а мне он ее подписал и подарил счастливым для нас летом 42 года.

В ту пору ей было только 19. Как когда-то Зинаиде. Худенькая, стройная, необыкновенно подвижная, эта девушка сразу же захватила воображение артиста. Он с восхищением смотрел на ее легкую воздушную фигурку. Ревновал, не хотел отпускать от себя ни на минуту. Позже о своих чувствах он напишет сам, создав вальс «Черные косы»: …Каждый день я томился о встрече, А при встрече робел, как дитя, Жил я мыслию быть с нею вместе, Быть любимым и нежно любя… Верочка неплохо пела, и Петр Константинович пригласил девушку выступить вместе с ним. Пришла пора возвращаться домой, и певец понял, что просто не в силах расстаться с новой пассией. Он сделал ей предложение, а она как будто только и ждала этого момента — сразу же согласилась. Лещенко давно был ее тайным кумиром. Веру не смутил тот факт, что жених годился ей в отцы. Чтобы жениться во второй раз, Лещенко предстояло ещё развестись с первой супругой, но она устроила мужу «тёплый» приём. Есть версия, что именно первая жена Лещенко после просьбы о разводе способствовала тому, что армия вновь о вспомнила о музыканте, и он получил очередную повестку.

Петр Лещенко с женой Верой

В итоге популярный певец оказался в военной артистической группе 6 дивизии, а после получил распоряжение отправиться в Крым, где продолжил службу заведующим офицерской столовой.

Едва в 1944 году музыкант получил долгожданный отпуск, он отправился к Вере в Одессу, чтобы жениться. А после того, как узнал, что молодую жену вместе с семьёй должны депортировать в Германию, перевёз их в Бухарест. Когда в город вошли советские войска, Лещенко искренне их приветствовал. Он стал выступать перед новой аудиторией с тем же энтузиазмом, что и раньше. Один из концертов Лещенко посетил сам маршал Жуков. Говорят, что хладнокровный, чуждый всяких сантиментов военный прослезился, слушая певца. В течение трех послевоенных лет Лещенко дал сотни концертов в расквартированных в Румынии воинских частях. Особой популярностью пользовались «Наташа», «Надя-Надечка», «Синий платочек», «Сердце», «Темная ночь». Впрочем, тучи над артистом сгущались. Ему не могли простить эмигрантского прошлого, «сотрудничества» с немцами, а его искусство все равно считалось буржуазным и пошлым .

Известно, что после Победы Лещенко искал любую возможность вернуться в Советский Союз, однако там ему были не рады. Сотрудничество с немецкой студией грамзаписи и гастроли в западных странах не остались незамеченными. Сам Сталин говорил о Лещенко, как о «самом пошлом и безыдейном белоэмигрантском кабацком певце, запятнавшем себя сотрудничеством с немецко-фашистскими оккупантами». Также музыканту ставили в вину, что он принудил к переезду в Румынию советскую гражданку Белоусову.

Пётр Лещенко свободно владел русским, украинским, румынским, французским и немецким языками.

Смерть

Сотрудничество с немецкой студией грамзаписи и гастроли в западных странах не остались незамеченными Советской властью. Социалистическая система, к которой после второй мировой войны присоединилась и Румыния, посчитала певца неблагонадежным, непозволительно пошлым и даже антикоммунистическим. Также ему ставилось в вину, что он принудил к переезду в Румынию советскую гражданку Белоусову, которая после брака с Лещенко стала официально считаться в СССР предательницей родины.

По прямому приказу из Москвы органы государственной безопасности Румынии арестовывают Петра Лещенка прямо в антракте концерта, который состоялся в городе Брашов в конце марта 1951 года.

Брашов, Румыния. Март 1951 года. Карточки ареста с отпечатком пальца.

В течение трех лет его переводили из одной тюрьмы в другую. Лещенко находился в Жилаве, Капул Мидиа, Борджеште, а в 1954 году был переведен в тюремную больницу Тыргу-Окна, так как у него открылась старая язва желудка. Была проведена операция, но из больницы он так и не был выписан. Новое обострение и ослабленный тюремным заключением организм стали причиной смерти Петра Константиновича Лещенко 16 июля 1954 года.

Вера Лещенко, Москва, 1957 год.

Вере Лещенко пришлось многое испытать в жизни. В марте 1951 года её муж был арестован румынскими органами Госбезопасности прямо во время концерта. Веру тоже арестовали через год и приговорили к 25 годам лагерей, но через два года выпустили на свободу. Выйдя из тюрьмы, Вера Георгиевна долгое время ничего не знала о судьбе мужа. Только спустя два года ей удалось выяснить, что Лещенко умер в лагере летом 1954 года. Место его захоронения по сей день никому не известно.

Вера Георгиевна умерла 19 декабря 2009 года, в ночь с пятницы на субботу. В последние месяцы, несмотря на болезнь, подкосившую ее, она искренне радовалась выходу своих воспоминаний. Ее слова: «Я теперь спокойна. Кто любит Петра Константиновича, сможет узнать правду о нем. А, кто завидует ему, пусть читает помойку в Интернете и тратит деньги на книги пустословов-авторов».

http://www.shansonprofi.ru/archiv/notes/paper581.html

http://www.liveinternet.ru/users/olga-777/tags/%EF%E5%F2%F0+…

http://iknigi.net/avtor-vera-leschenko/86455-petr-leschenko-…

http://www.liveinternet.ru/users/2496320/post144248585/

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий