Биография Рафаэля Санти – 6 шагов от славы к смерти

Биография

Итальянский художник эпохи Ренессанса, гениальный график и мастер архитектурных решений, Рафаэль Санти впитал опыт умбрийской школы живописи. В его полотнах, как в зеркале, отразились идеалы Возрождения. Мир стал добрее и чище, когда на него посмотрели глаза рафаэлевских мадонн – Сикстинской, Конестабиле, Пасадинской, Орлеанской.

Детство и юность

Живописец родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Отец Джованни деи Санти работал придворным художником герцога, мать Марджи Чарла растила сына и вела домашнее хозяйство. Семья Рафаэля располагала средствами для оплаты кормилицы, но Джованни настоял, чтобы супруга выкормила малыша самостоятельно. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Отец заметил это, когда брал мальчика в замок, где работали мэтры, виртуозно владевшие кистью, – герцог привечал искусство, выделяя художников.

Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев, известные каждому итальянцу. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его, и Уччелло с Синьорелли. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Его мадонны и портреты любимых женщин словно светятся материнской любовью, которой художник недополучил в детстве.

Вскоре в доме появилась мачеха Бернардина, для которой сын мужа был чужим ребенком. В 12 художник остался круглым сиротой. Уже тогда подросток демонстрировал удивительное мастерство, и его определили в мастерскую художника Пьетро Перуджино. Живописец учил мальчика до тех пор, пока искушенные знатоки перестали отличать копии Рафаэля от полотен Перуджино. Санти как губка впитывал опыт учителей и оставил позади всех учеников, при этом не заносился и дружил с ними.

Живопись

В 1504 году 21-летний Рафаэль Санти очутился во Флоренции: молодой живописец переехал в колыбель Возрождения следом за Перуджино. Переезд благотворно сказался на карьере и мастерстве юноши – учитель познакомил Рафаэля с именитыми живописцами, скульпторами и архитекторами. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Флорентийский период художника подарил миру 20 рафаэлевских мадонн с младенцами, в которых Санти вложил всю тоску о матери.

Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». На последнем полотне, которое сейчас хранится в музее французского города Шантийи, изображены богини Невинность, Красота и Любовь, держащие в руках золотые шары – символы совершенства. В ранних полотнах Рафаэля Санти прослеживается влияние учителя, но через 2-3 года художник демонстрирует авторский стиль.

С 1508 года живописец живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Наслышанный о юноше священник пригласил Санти расписать станцы – парадные помещения Ватиканского дворца. Увидев эскиз фрески Рафаэля, Юлий II пришел в такой восторг, что отдал живописцу все поверхности, приказав убрать старые рисунки. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Станцы Рафаэля – это четыре зала величиной 6 на 9 метров, в каждом из которых по четыре фресковых композиции. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам.

Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Занявший место умершего Юлия II папа Лев X в 1514 году назначил Санти главным архитектором и хранителем ценностей. Рафаэль построил Базилику Святого Петра, внеся изменения в первоначальный замысел умершего предшественника Донато Браманте, сделал перепись памятников Древнего Рима. Гению мастера принадлежат Церковь Сант-Элиджо-дельи-Oрефичи, Капелла Киджи, Дворец Видони-Каффарелли.

В Риме Рафаэль Санти продолжил галерею мадонн, доведя количество полотен до 42. Они так же трогательны, и прелесть материнства просвечивает в глазах, руках, каждой линии одежд. Но в римской галерее мадонн с младенцами уже виден авторский почерк живописца, индивидуальность. Лики женщин чувственны, в глазах тревога за ребенка. Усложняются пейзажные композиции на втором плане, внося смысловые оттенки в картину.

Искусствоведы указывают на превалирующий в ранних изображениях мадонн стиль кватроченто: фигуры фронтальны и скованны, лица торжественно-отвлеченные, взгляд спокоен. Кватроченто размывается чувственностью во флорентийский период, а римские мадонны написаны в зарождающемся стиле барокко.

В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Искусствоведы не уверены, что полотно рисовал Рафаэль: есть мнение, что оно принадлежит кисти его отца, изобразившего жену с маленьким сыном. На картине мадонна повернута к зрителю профилем, глаза устремлены на книгу, руки нежно прикасаются к сыну. Работа датируется 1498 годом. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Она хранится во флорентийской галерее Уффици.

По рентгеновскому снимку полотна ученые определили, что верхний слой нанесен спустя столетие после того, как Рафаэль Санти написал картину. Искусствоведы сходятся во мнении, что художник Карло Дольчи, владелец полотна, нанес темный фон, так как считал его соответствующим религиозным обрядам. «Мадонна Грандука» находится в галерее Флоренции.

«Мадонна Конестабиле» – ранняя работа 20-летнего художника, написанная в Умбрии в 1502-04 годах. Это неоконченная миниатюра, завершить которую Рафаэль не успел из-за переезда во Флоренцию. Ее второе название – «Мадонна с книгой». Богоматерь с грустью смотрит на улыбающегося младенца, взявшегося рукой за книгу (предположительно Священное Писание).

В 1871 году царь Александр II купил миниатюру для жены. Спустя 10 лет картину перевели с дерева на холст, качество изображения пострадало. Зато под верхним слоем обнаружили, что первоначально в руке мадонны была не книга, а гранат – символ пролитой крови Христа. Огромную ценность представляет рама: она одного возраста с картиной и предположительно сделана по эскизу самого Рафаэля Санти.

«Мадонна с щеглом» – еще один шедевр Рафаэля, созданный в ранний, флорентийский период. Она написана Санти по заказу друга-купца как свадебный подарок. Деревянное полотно сильно пострадало при обрушении купеческого дома: на рентгеновском снимке видно 17 элементов, из которых она собрана.

Знаменитая «Сикстинская Мадонна» (Дрезденская галерея) нарисована в Риме. Образ Богоматери Рафаэль Санти рисовал с 17-летней натурщицы Маргариты Лути. На полотне Мария спускается с облаков с младенцем, чей взгляд не по-детски серьезен. Встречают Богоматерь с Иисусом папа Сикст II и Святая Варвара. Внизу полотна два ангела возле гробовой крышки.

Еще одна Богоматерь с младенцем – «Мадонна Альба», нарисованная Рафаэлем в Риме, на пике творческого расцвета. До 1931 года картина была собственностью Эрмитажа, но в 30-х ее приобрела Национальная галерея искусств США. В России полотно оказалось в 1836 году: Николай I купил «Мадонну Альба» за 14000 фунтов.

Рафаэль Санти писал не только картины религиозной тематики, живописец известен и как портретист. Знаменитая работа – «Портрет папы Юлия II». Взгляд и лицо священника настолько живые, что, глядя на полотно, создается впечатление, что смотришь на живого человека.

Полотна «Дама с вуалью, или Донна Велата» и «Портрет молодой женщины, или Форнарина» мастер создал в Риме. Натурщицей была возлюбленная Рафаэля – Mаргарита Лути. Исследователи обнаружили на руке «Форнарины» кольцо с рубином, которое назвали обручальным. О замужнем статусе натурщицы свидетельствуют украшения в волосах «Форнарины» и «Донны Велаты». «Портрет дамы с единорогом» датируется 1506 годом и хранится в галерее Боргезе. Натурщицей была Джулия Фарнезе, которую называли любовницей папы Александра VI.

Портрет интересен тем, что он многослоен и не раз дорабатывался. В первоначальном замысле на полотне изображалась собака, потом появился единорог. Сейчас интерес к творчеству Рафаэля Санти так же высок, а его творения бесценны. Рисунок «Голова молодого апостола» датируется 1519-20 годами, последними в жизни Рафаэля. Это эскиз-фрагмент последнего полотна Рафаэля «Преображение». В 2012 году рисунок продан на «Сотбис» за цену, дважды превысившую стартовую, – 29 721 250 фунтов стерлингов. Для графических рисунков это рекорд.

В 2016 году в России впервые прошла выставка работ Рафаэля Санти. Москвичи и гости столицы увидели 8 картин и 3 рисунка в Государственном музее имени А. С. Пушкина.

Личная жизнь

Талант художника оценили при жизни: покровители, не желая, чтобы мастера переманили французы, оплачивали его труд щедро. У Рафаэля был особняк в античном стиле, построенный по авторскому проекту. Выдать дочь замуж за именитого живописца мечтали купцы и герцоги, но тонкий ценитель женской красоты держался стойко. Кардинал Биббиена, желавший породниться с Санти, добился помолвки Рафаэля с племянницей, но маэстро отказался в последний момент.

Женщиной, которая смогла покорить сердце 30-летнего Рафаэля, стала дочь булочника, которую Санти прозвал «Форнарина» (булочка, пышка). 17-летнюю Маргариту Лути художник увидел в саду Киджи, где трудился над образами Амура и Психеи. Рафаэль Санти заплатил булочнику 50 золотых, чтобы дочь позировала ему, да так увлекся юной красавицей, что выкупил у отца за 3 тысячи монет.

Шесть лет Маргарита была музой художника, вдохновлявшей на шедевры. После смерти Рафаэля «Форнарина», получив в наследство дом и содержание, отказалась от всего и ушла в монастырь. В записях монастыря Маргарита значится как вдова живописца.

Смерть

Причина смерти художника неизвестна. По версии современника Рафаэля, живописца и писателя Вазари, смерть 37-летнего маэстро стала следствием распутства. После бурной ночи Санти вернулся домой и пожаловался на недомогание. Врач сделал кровопускание, которое ухудшило состояние больного, и он скончался. Вторая версия гласит о простуде, которую Рафаэль подхватил в погребальных галереях, где участвовал в раскопках.

Умер художник 6 апреля 1520 года. Местом последнего приюта стала гробница в римском Пантеоне. На плите, укрывшей останки, выгравирована эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть».

Произведения

  • 1504 – «Обручение девы Марии»
  • 1504-1505 – «Три грации»
  • 1506 – «Мадонна в зелени»
  • 1506 – «Портрет Аньоло Дони»
  • 1506 – «Мадонна со щегленком»
  • 1506 – «Портрет дамы с единорогом»
  • 1507 – «Прекрасная садовница»
  • 1508 – «Большая мадонна Каупера»
  • 1508 – «Мадонна Эстергази»
  • 1509 – «Афинская школа»
  • 1510-1511 – «Диспут»
  • 1511 – «Мадонна Альба»
  • 1511-1512 – «Изгнание Илиодора из Храма»
  • 1514 – «Встреча папы Льва I и Аттилы»
  • 1513-1514 – «Сикстинская мадонна»
  • 1518—1519 – «Портрет молодой женщины» («Форнарина»)
  • 1518-1520 – «Преображение»

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Рафаэль Санти (Raffaello Santi; родился 6 апреля 1483 — умер 6 апреля 1520 гг.) был гениальным итальянским художником XVI века, одним из ярчайших представителей живописи эпохи Возрождения, мастером портретного и религиозного жанров. Широко известен во всем мире своими картинами на мифологическую тематику, многочисленными фресками, рисунками и алтарными росписями. Рафаэль также был выдающимся архитектором, по его проектам в Италии построены многие церкви и соборы, дворцы и виллы знати того времени.

image

Рафаэль прожил яркую, но весьма короткую жизнь. Его шедевры легко узнаваемы по идеальной гармонии и высокой одухотворенности образов. А наибольшую славу Великому Мастеру Ренессанса принесли изображения прелестных Мадонн с младенцем на руках.

image

Биография Рафаэля Санти

Рафаэль Санти родился 6 апреля 1483 г. в небольшом городке Урбино на востоке Италии в семье придворного художника местного герцога. Мальчик рано осиротел, в восьмилетнем возрасте умерла его мать, а еще через три года — отец. Но Джованни Санти успел привить сыну любовь к искусству и даже обучил азам живописи в своей мастерской.

После смерти родителей дядя отдал Рафаэля на обучение к известному мастеру Умбрийской школы живописи Пьетро Перуджино (Pietro Perugino). Талантливый юноша быстро впитывал опыт, уже через несколько лет его копии картин даже искушенные знатоки не могли отличить от работ учителя.

В 1504 году Рафаэль вместе с Перуджино переехал во Флоренцию. Здесь ему посчастливилось познакомиться с двумя другими гениальными современниками — Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) и Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti). Молодой художник тщательно изучил технику рисования обоих гениев и извлек из этого огромную пользу для собственного профессионального роста.

Постепенно слава Рафаэля растет, к нему все чаще обращаются заказчики. Вдохновленный признанием молодой художник пишет портреты местной знати, алтарные образы и лики святых. В период пребывания во Флоренции живописец также создал около 20 изображений мадонн, большинство из которых сегодня украшают лучшие музеи мира.

В 1508 году Рафаэль по личному приглашению папы Юлия II приезжает в Рим и становится официальным художником при дворе понтифика. 25-летний живописец получает большой заказ на роспись стен личной папской библиотеки в Ватикане — Станцы делла Сеньятура. В кратчайшие сроки Рафаэль создает четыре знаменитые фрески:

  • «Диспута»;
  • «Мудрость, Умеренность и Сила»;
  • «Парнас»;
  • «Афинская школа».

Папу Римского настолько впечатлила работа живописца, что он поручил Рафаэлю роспись еще трех помещений своего дворца. Для этого Юлий II даже уволил других художников, уже начавших работу над фресками. Рафаэль взялся за заказ, но с условием привлечения к работе учеников.

В римский период жизни Рафаэль также много занимается алтарной живописью, пишет портреты и образы мадонн. По заказу Агостино Киджи художник создал фреску «Триумф Галатеи» для загородной виллы итальянского банкира.

В 1514 году Рафаэля назначили главным архитектором папского двора. И на этом поприще гениальный мастер сумел достичь успеха. По его проектам в Риме и его окрестностях были построены храмы, церкви, дворцы, виллы с изящными рельефами и росписями.

Внезапная смерть 37-летнего Рафаэля шокировала Италию. Что стало причиной кончины мастера, доподлинно не известно. По одной из версий — слишком распутная жизнь, по другой — эпидемия лихорадки. Рафаэль отошел в мир иной 6 апреля 1520 года, не оставив после себя детей. А из множества его учеников ценителям искусства знакомо только имя Джулио Романо (Giulio Romano).

Самые известные картины Рафаэля

Среди всех картин великого Рафаэля сложно выделить наиболее известные шедевры. Но все же, некоторые произведения более других заслуживают упоминания в нашей статье:

  • «Мадонна Солли», 1504 — одна из первых мадонн мастера, написанная в Флоренции. В ней еще отчетливо ощущается влияние первого учителя — Перуджино.
  • «Три грации», 1504 — самая знаменитая работа живописца в жанре мифологии, произведение раннего этапа творчества.
  • «Дама с единорогом», 1506 — картина, созданная под непосредственным влиянием Джоконды. Один из первых портретов кисти мастера.
  • «Афинская школа», 1511 — знаменитая фреска из росписи папского дворца в Ватикане с изображением знаменитых античных философов.
  • «Сикстинская Мадонна», 1512-1513 — вершина творчества Рафаэля и всей эпохи Высокого Возрождения. Наиболее узнаваемая работа живописца.

На сайте Very Important Lot можно принять участие в аукционах и приобрести шедевры антиквариата разных эпох. Наш сайт также предоставляет уникальную возможность ценителям искусство недорого купить картины современных художников напрямую у авторов.

Биографии Рафаэль Санти 2018-09-17 Андрей 16211

1483

Родился 6 апреля в Урбино, в Центральной Италии, в семье придворного художника и поэта Джованни Санти

1491

Смерть матери. Вскоре отец Рафаэля вступает во второй брак

1494

Смерть отца. Рафаэля берёт на воспитание его дядя, священник Бартоломео

1500

Рафаэль начинает работу как уже сложившийся художник и именуется в официальных документах «магистром», или мастером

1504

Переезжает во Флоренцию, чтобы учиться мастерству у выдающихся художников того времени – Леонардо да Винчи и Микеланджело

1505

Уезжает из Флоренции в Перуджу, где работает по заказам клиентов

1508

Переезжает в Рим, где получает заказ от папы Юлия II на оформеление папских покоев в Ватиканском дворце

1509

Первая запись об уплате Рафаэлю вознаграждения за выполненную в Ватикане работу. Начало работы над фреской «Афинская школа»

1512

Начата работа над усыпальницей Агостино Киджи в церкви Санта-Мария Дель Пополо

1515

Папа Лев Х назначает Рафаэля ответственным за сохранность и перепись античных мраморных изваяний

1517

Рафаэль утверждён в должности главного хранителя античных памятников. Составляется план сохранения и восстановления римских монументов

1520

Умирает от лихорадки в день своего 37-летия, в страстную пятницу, после сделанного ему кровопускания. После отпевания с участием папы и высшего духовенства художника погребают в римском Пантеоне

Рафаэлло Санти родился 6 апреля 1483 года в Центральной Италии, в небольшом городке Урбино. Его фамилия часто произносилась на латинский лад как Сантиус или Санцио, а сам художник, подписывая картины, использовал латинизированную форму своего имени – Рафаэль. Именно под этим именем он и стал известен всему миру.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Отец Рафаэля, Джованни Санти, тоже был художником и служил при дворе герцога Урбинского, где царила высокая культура, терпимость и утончённость. Джованни Санти не считался даровитым художником, однако был умным и образованным человеком, не только живописцем, но и поэтом, и благодаря отцу Рафаэль очень рано смог познакомиться с жизнью герцогского двора. Эти знания пригодились Рафаэлю позже, когда жизнь свела его с заказчиками из самых знатных и богатых слоев общества. В отличие от большинсва художников он славился своей выдержкой и умением общаться с людьми.

К этому времени у Рафаэля уже явственно обнаружился талант художника, и знаменитый биограф Джорджо Вазари видел причину этого в том, что ещё мальчиком Рафаэль «помогал своему отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино». К сожалению, мы точно не знаем ни о том, как Рафаэль помогал в работе своему отцу, ни о том, как и где он учился основам мастерства. Никаких документов, относящихся к этому периоду жизни Рафаэля, не сохранилось, и мы вынуждены ограничиваться одними догадками.

ОБУЧЕНИЕ

Вполне резонно было бы согласиться с Вазари, что первые уроки живописи Рафаэль получил от своего отца, однако наиболее сильное влияние оказал на юного художника Пьетро Перуджино, один из ведущих мастеров своего времени, работавший в основном в Перудже (городе, расположенном в 80 км от Урбино) и во Флоренции. Вазари полагает, что Рафаэль был представлен Перуджино очень юным. Он описывает, как Джованни Санти отвёз сына в Перуджу, невзирая на « слезы отчаяния, катившиеся из глаз матери Рафаэля». Если это правда, то Рафаэлю тогда было не более восьми лет, потому что он лишился матери именно в этом возрасте.

Действительно, обучение художников иногда начинается с детства, однако у нас нет других свидетельств тому, что Рафаэль, в самом деле, был учеником Перуджино. Многие современные исследователи склоняются к тому, что Вазари в этом эпизоде допустил поэтическую вольность, а на самом деле знакомство Рафаэля с Перуджино произошло лишь на рубеже столетий. К этому времени Рафаэль, приближавшийся к своему двадцатилетию, был уже вполне сложившимся художником: в документе, датированном 1500 годом, он назван «магистром» (мастером).

Но если это так, то совместную работу Рафаэля и Перуджино можно назвать содружеством двух равноправных художников, а не союзом мастера и подмастерья.

Первой достоверно документированной работой Рафаэля был запрестольный образ для церкви Сан-Агостино в Чита-ди-Кастелло, городке, расположенном между Урбино и Перуджей.

Этот образ, посвящённый святому Николаю Толентинскому, был заказан художнику в декабре 1500 года и завершен им в сентябре 1501. (Во время землятрясения 1789 года этот образ сильно пострадал и до наших дней сохранились лишь его отдельные фрагменты.) На протяжении нескольких последующих лет Рафаэль выполняет ещё ряд заказов от церквей в Чита-ди-Кастелло и Перудже, включая несколько больших запрестольных образов.

В те же годы он пишет небольшие картины для частных собраний.

ФЛОРЕНЦИЯ

Ближе к концу 1504 года Рафаэль перееезжает во Флоренцию. Этот город он считает самым подходящим местом для того, чтобы изучать и совершенствовать технику письма. Несмотря на свой достаточно большой практический опыт, Рафаэль, которому исполнился всего лишь 21 год, понимает, что пришла пора учиться мастерству у самых выдающихся художников, живущих во Флоренции, – Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Во Флоренции Рафаэль проводит более четырёх лет, и это время в биографии художника часто называют «флорентийским периодом». Впрочем, у Рафаэля, по всей видимости, так и не появилось постоянного дома в этом городе, и он продолжает выезжать из Флоренции на работу, которую ему предлагают в различных уголках Центральной Италии. Документально подтверждено, что Рафаэль посещал Перуджу в 1505 и 1507, и Урбино в 1506 и 1507 годах. Вполне вероятно, что в те же годы он посещал Рим, хотя убедительные доказательства этого отсутствуют.

На протяжении «флорентийского периода» большинство работ было написано Рафаэлем по заказу частных клиентов из Перуджи, а среди больших картин с религиозным содержанием числится только одна – запрестольный образ «Мадонна под балдахином» для церкви Святого Духа во Флоренции. (В настоящее время эта картина находится во дворце Питти.)

Однако небольшие картины на религиозные темы Рафаэль писал и по заказу флорентийских клиентов, так же, как и парные портреты, например, богатого ткача Аньоло Дони и его жены Маддалены (оба портрета находятся сейчас в Питти). Рафаэль успевал не только поражать заказчиков изысканностью своего искусства, но и завязывать новые знакомства с местными художниками. В их числе был и фра Бартоломео, ставший ведущим флорентийским художником после того, как в 1506 году город одновременно покинули Микеланджело, уехавший в Рим, и перебравшийся в Милан Леонардо да Винчи. Именно под влиянием Бартоломео прежний лёгкий и изящный стиль Рафаэля меняется и становится более величественным и мощным.

ПЕРЕЕЗД В РИМ И РАБОТА В ВАТИКАНЕ

Ближе к концу 1508 года Рафаэль переезжает в Рим, как полагают, по приглашению архитектора Донато Браманте, своего дальнего родственника, и вскоре художника нанимает на работу сам папа Юлий II – первая запись о выплаченных деньгах за выполненную Рафаэлем работу датируется январем 1509 года.

Заказ, полученный от Юлия, стал поворотным пунктом в судьбе Рафаэля. До этого в свои 25 лет Рафаэль оставался художником, подающим большие надежды, известным, но ещё не достигшим истинных высот. Сам он не мог и предположить, что получит когда-нибудь столь важный и престижный заказ. Представившийся ему шанс он использовал просто блестяще, и с этого момента карьера художника была тесно связана с именами Юлия II и сменившего его Льва Х. Работы, выполненные по их заказу, позволили Рафаэлю занять выдающееся положение и стать первым художником Рима.

До Станца делла Сеньятура Рафаэлю редко приходилось иметь дело с фресками, однако он на удивление уверенно сумел справиться со своей задачей и написал в этой комнате свою « Афинскую школу», ставшую одним из величайших шедевров не только Рафаэля, но и всей живописи Ренессанса.

Почти всю роспись в Станца делла Сеньятура выполнена самим Рафаэлем. Правда, при работе над последующими тремя комнатами он в целях экономии времени уже достаточно широко привлекал помощников, осуществлявших замысел мастера. Рафаэль очень умело руководил работой своей мастерской, и в этом отразился не только талант художника, но и его открытая, щедрая душа. Работая в сфере искусства, где всегда царит дух соперничества, Рафаэль, казалось, никогда не испытывал ревности к успехам своих друзей-художников, и поэтому Вазари не раз отмечает его «изящество, трудоспособность, красоту, скромность и удивительный характер». Мы знаем, что Визари порой был склонен к преувеличениям, однако то, что Рафаэль, в самом деле, обладал чудесным характером, за который все любили его, отмечено и в других источниках.

РАФАЭЛЬ – АРХИТЕКТОР

В 1514 году Рафаэля приглашают в качестве архитектора на реконструкцию самого большого в мире христианского храма Святого Петра, который начали перестраивать при Юлии II. Это приглашение поступило после смерти Браманте, под руководством которого храм обновлялся, начиная с 1506 года.

Несмотря на то, что после смерти самого Рафаэля его планы реконструкции храма были пересмотрены, он успел за короткий период спроектировать несколько других построек, сумев при этом зарекомендовать себя с самой лучшей стороны, и получил признание не только как первый художник, но и как первый архитектор Рима. К сожалению, большинство архитектурных сооружений Рафаэля были впоследствии снесены или перестроены, поэтому сейчас мы не имеем возможности составить представление о его достижениях в этой сфере искусства.

РАФАЭЛЬ – ХРАНИТЕЛЬ ДРЕВНОСТЕЙ

Ещё интенсивнее Рафаэль начал трудиться с 1515 года, когда папа Лев Х возложил на художника ответственность за сохранение и перепись античных мраморных изваяний. На документе имеется любопытная приписка, из которой следует, что в то время зачастую использовали античные римские изваяния как строительный материал при постройке новых зданий. Спустя два года Рафаэль назначается главным хранителем римских древностей и в этом качестве разрабатывает план по детальной переписи всех античных памятников. С этого времени Рафаэль становится самым тесным способом связанным со всеми предприятиями, проводимыми по инициативе папы римского, но при этом успевает выполнять ещё и частные заказы богатых клиентов. Ему всего 35, но как художник он уже успел добиться наивысшей славы и богатства. Леонардо да Винчи и Микеланджело были не менее, а может быть и более талантливы, чем Рафаэль, однако Леонардо часто оставлял свои работы незавершенными, а Микеланджело отличался сложным, взрывным характером. Рафаэль же был мечтой любого заказчика – исполнительным гением с ангельским характером.

СТРАСТЬ К ЖЕНЩИНАМ

Вазари отмечает ещё одну черту Рафаэля – его страсть к женщинам. Он никогда не был женат, хотя в 1514 году намеревался вступить в брак с племянницей кардинала Биббьены, Марией, однако невеста неожиданно умерла. Другая женщина, с именем которой часто связывают имя Рафаэля, была куртизанкой, известной как Форнарина («Дочь пекаря»). Её считали возлюбленной Рафаэля, но нет никаких доказательств, что Форнарина существовала на самом деле. Сохранились два портрета работы Рафаэля, на которых, как считают, изображена Форнарина, однако это, скорее всего, портреты двух разных женщин.

НЕОЖИДАННАЯ КОНЧИНА

По мнению Вазари, сексуальная невоздержанность Рафаэля послужила причиной его ранней смерти. После очередной бурной ночи художник впал в лихорадочное состояние, и приглашённые врачи стали лечить его так, как было принято в те времена – с помощью обильного кровопускания, вместо того чтобы дать укрепляющее. Но, как бы там ни было, Рафаэль умер 6 апреля 1520 года, в свой 37 день рождения, и был похоронен в римском Пантеоне.

Работы художника

Галатея

Эту фреску Рафаэль создавал как часть общего убранства римской виллы, принадлежавшей Агостино Киджи, одному из богатейших людей своего времени. Многие работы по проектам Рафаэля выполнялись его учениками, однако «Галатею» он написал собственноручно. Эта фреска была частью серии мифологических сцен, которые Рафаэль предполагал использовать для украшения лоджии и которые так никогда и не были написаны.

Освобождение Святого Петра

Станца д’Элиодоро была второй из комнат в папских покоях Ватиканского дворца, которую оформлял Рафаэль. Он приступил к работе в 1512 году и, по всей видимости, завершил её спустя два года. Основные темы росписи связаны с историческими или легендарными событиями, имевшими отношение к папе Юлию II. Очень подходящим для Юлия был и сюжет об освобождении апостола Петра из темницы.

Обручение Девы Марии

Это самая ранняя из точно датированных и хорошо сохранившихся до наших дней работ Рафаэля. Картина была заказана художнику одним из богатейших семейств в Чита-ди-Кастелло – Альбиццина – для их капеллы в церкви Сан-Франческо. Тема картины взята из средневековой легенды, согласно которой на руку Девы Марии претендовали несколько женихов. Присутствовавший среди них Иосиф был избран благодаря волшебному знамению: его жезл зацвёл прямо у него в руках.

Сикстинская мадонна

Это наиболее известная из картин Рафаэля, посвящённых теме Мадонны с младенцем. Одно время эта работа считалась самой знаменитой картиной в мире. От названия церкви произошло и новое, известное теперь во всём мире, название картины – «Сикстинская мадонна», а прежде она называлась«Мадонна с младенцем, со Святым Сикстом и Святой Варварой». Папа Юлий II подарил эту картину церкви в благодарность за тот вклад, который внесла Пьяченца во время войны с Францией.

Читайте о художнике

Смотрите также

Фёдор Александрович Васильев – Стиль и техника

После смерти Фёдора Васильева его учителя и товарищи говорили о том, что он мог бы совершить переворот в русской живописи, если бы не ранняя гибель. Но и за свою трагически-короткую жизнь художник успел сделать много. Он привлекал к себе внимание наставников и учеников своим щедрым, несметным талантом. Его сравнивали со сказочным богачом, безрассудно сорящим своими богатствами.

Исаак Ильич Левитан – Стиль и техника

Исаак Ильич особенно пристрастно любил несколько тем и мотивов — соединившись в его творчестве, они зазвучали подобно симфонии, прославляющей красоту русской природы. Эта симфония положила начало новой пейзажной лирике в русской живописи. Левитан — это новый взгляд на русскую природу, взгляд пронзительный и трепетный.

Александр Андреевич Иванов – Стиль и техника

Александр Андреевич Иванов, никогда не претендовавший на роль «технического» новатора, в подготовительных работах к своей главной картине, тем не менее, совершил настоящий прорыв в будущее — к открытиям импрессионистов и символистов, во многом предсказав развитие изобразительного искусства на полвека вперед.

Василий Дмитриевич Поленов – Стиль и техника

В начале своего пути Поленов довольно много интенсивно экспериментировал; в зрелых своих произведениях явился создателем нового жанра, но главная его заслуга в том, что он научил художников по-новому обращаться с красками.

6 апреля 1483 года в итальянском городе Урбино появился на свет Рафаэль Санти — великий живописец, график и архитектор эпохи Возрождения. В честь юбилея мастера представляю вашему вниманию подборку интересных фактов о жизни, творчестве, смерти и культурном наследии Рафаэля.

«Автопортрет», 1506

7 интересных фактов о художнике

1. Рафаэлю словно суждено было прославиться на поприще искусства: его отец, Джованни Санти, был придворным поэтом и художником герцога Урбинского. Так что первые уроки живописи мальчик получил именно от отца, однако, осиротев в двенадцать лет, был вынужден продолжить образование в Перудже.

2. Свой величайших шедевр — «Сикстинскую мадонну», — Рафаэль создал в возрасте 29 лет (работа продолжалась в течение года с 1512 по 1513 г.г.). Примечательно, что картина была написана мастером единолично, без помощи учеников и подмастерьев, как это часто практиковалось в то время.

3. Всего кисти Рафаэля принадлежит сорок два живописных изображения Мадонны. Во многих из них читаются черты возлюбленной художника Маргариты Лути, более известной как Форнарина. Биограф художника, писатель XVI века Джорджио Вазари, даже предположил, что именно Форнарина послужила причиной раннего ухода мастера из жизни — то ли от невыразимой душевной муки вследствии многочисленных измен красавицы, то ли от переизбытка любовных утех.

«Рафаэль и Форнарина», Jean Auguste Dominique Ingres, 1814

4. К слову о смерти: Рафаэль скончался в свой же день рождения в возрасте тридцати семи лет — 6 апреля 1520 года. По одной из версий, ослабленный организм творца не выдержал регулярных ночных приключений и последовавшего за упадком сил лечебного кровопускания.

«Последние мгновения жизни Рафаэля», Henry Nelson O’Neil, 1866

5. Картина «Форнарина», изображающая любимую женщину художника в полуобнаженном виде, стала объектом неутихающих споров… современных медиков! Многие из них утверждают, что голубоватое пятно на груди натурщицы — не что иное, как следствие рака.

6. Слава страстолюбца и секс-символа эпохи нашла интересное воплощение в живописи XX века: Пабло Пикассо является создателем серии порнографических гравюр, на которых Рафаэль и Форнарина предаются любовным утехам, в то время как проказник Микеланджело прячется под кроватью.

7. Талантливый человек талантлив во всем! Рафаэль не только создавал великолепные картины, но и писал стихи. Ниже — сонет его авторства в переводе А. Махова:

Амур, умерь слепящее сиянье Двух дивных глаз, ниспосланных тобой. Они сулят то хлад, то летний зной, Едва познал я их очарованье, Как потерял свободу и покой. Ни ветер с гор и ни морской прибой Готов безропотно сносить твой гнёт И жить рабом, закованным цепями, Мои страдания любой поймёт, Кто был не в силах управлять страстями И жертвой стал любовной круговерти.

3 самые дорогие и загадочные картины Рафаэля

1. Картина мастера «Портрет молодого человека» возглавляет список самых дорогих утерянных живописных произведений. Известно, что до 1939 года полотно принадлежало польским аристократам Чарторыйским, затем было захвачено нацистами, а после окончания Второй Мировой войны исчезло окончательно. Стоимость картины оценивается в сто миллионов долларов.

2. Рисунок «Голова молодого апостола» к картине «Преображение» установил рекорд аукционной стоимости для графических работ: 5 декабря 2012 года на аукционе Sotheby’s рисунок был продан за 29 721 250 фунтов стерлингов — сумма вдвое превысила стартовую цену произведения.

3. Картина «Мадонна Грандука» является самой таинственной работой Рафаэля. Набросок полотна четко обозначает присутствие пейзажа на заднем плане, однако современные исследования показывают, что изначально фон был другим. Рентгеновский снимок и анализ краски подтвердили, что верхний слой был нанесен спустя сто лет после завершения картины в 1505 году. Предположительно, автором «переделки» был художник Карло Дольчи, владелец картины, предпочитавший темные фоны религиозных полотен.

Пусть жизнь творца была короткой — несомненно, Рафаэль Санти оставил яркий след в истории мирового искусства, а его творчество до сих пор будоражит умы специалистов из самых разных областей.

«Автопортрет с другом», 1519

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий