Биография Савелия Крамарова. Заслуженный артист РСФСР Савелий Викторович Крамаров: личная жизнь, фильмография

Биография

Путь к славе был для Савелия Крамарова тернистым. Он начал экранную карьеру с эпизодов, но играл настолько талантливо, что его было невозможно забыть. Неудивительно, что в Советском Союзе артист стал всенародным любимцем, а после переезда сумел покорить и американских зрителей.

Детство и юность

Савелий Викторович Крамаров был москвичом. Он появился на свет в октябре 1934 года в одном из столичных роддомов. Семья на тот момент считалась благополучной. Папа — талантливый адвокат, мама занималась домашним хозяйством. Но все рухнуло в один момент.

Когда Савелию исполнилось 4 года, отца арестовали. Он был осужден на 8 лет по обвинению в агитации против советского строя и отправлен на лесоповал в один из северных лагерей. Выживать семье без единственного кормильца было тяжело. Устроиться на работу мама не могла до тех пор, пока не развелась с осужденным мужем.

Отца Савелий почти не помнил. Он видел его лишь раз, когда в конце 50-х того освободили и он ненадолго приехал в Москву, чтобы повидаться с родными. Но оставаться в столице ему не позволили и отправили в Бийск. Там Виктора Савельевича арестовали и осудили повторно, выслав в Красноярский край. Вскоре он умер. По некоторым сведениям, покончил жизнь самоубийством.

В 16 лет Савелий остался полным сиротой — умерла мама. Парня, еще ученика школы, взял на попечение родной дядя. Крамаров был сложным подростком. Учиться он не хотел, сбегал с уроков, дрался. Единственным местом, где мальчик чувствовал себя счастливым, был кинотеатр.

После окончания школы Савелий попробовал поступить в один из столичных театральных институтов, но провалил экзамены. Пришлось отнести документы в лесотехнический вуз. Но уже на втором курсе молодой человек сумел поступить в театральную студию при Центральном доме работников искусств.

По окончании Лесотехнического института в 1958 году Крамарову пришлось работать по специальности. Но вскоре он бросил работу, к которой никогда не лежала душа.

Фильмы

Савелий рано понял, что действовать надо более решительно. Он разослал свои фото во все киностудии страны. К счастью, на одно из писем начинающий артист дождался ответа и вскоре дебютировал в картине «Им было девятнадцать». Это была небольшая роль, но с нее началась актерская биография знаменитости.

А заметили исполнителя после ленты «Ребята с нашего двора», в которой он появился в образе Васьки Ржавого. Актеру сразу же предложили похожую роль хулигана Пименова в картине «Друг мой, Колька!». Вот тогда Крамаров и получил долгожданное признание. Более того, впоследствии эту ленту Савелий Викторович называл одной из лучших и любимых в творческой карьере.

Ошеломительный успех обрушился на артиста после выхода «Неуловимых мстителей», хотя там он появился мельком. Зато фраза про мертвых с косами вдоль дороги мгновенно превратилась в крылатую.

В 1967-м исполнитель получил приглашение в Театр миниатюр. Он с удовольствием его принял и играл на этой сцене. Но кино, а не театральные подмостки, превратили Крамарова в легенду. В 70-х он был наиболее популярным артистом в СССР.

Уже будучи звездой экранов, Савелий Викторович поступил в ГИТИС и получил актерское образование. Удивительно, но при сумасшедшей славе у исполнителя, окончившего вуз, не получалось устроиться на работу ни в один театр. Да и душа к сцене у него не лежала.

Крамарова по праву считали «королем эпизодов», ведь главные роли он играл крайне редко. Большинство персонажей очаровывали глупостью, нелепостью, простотой. Часто ему предлагали играть хулиганов и маргинальных личностей, хотя в жизни актер не был похож на своих героев. Он слыл интеллигентом и всегда был одет с иголочки.

Самой масштабной работой актера считается роль вора-рецидивиста Феди Ермакова из культового кинофильма «Джентльмены удачи». Комедия была тепло принята зрителями, а фразы Косого в исполнении Крамарова стали крылатыми. Примечательно, что многие из них он придумал сам.

После премьеры картины предложения сниматься сыпались на артиста как из рога изобилия. Без него не обошлись обе постановки «Двенадцати стульев». У Леонида Гайдая Савелий Викторович был одноглазым председателем шахматного клуба в Васюках, у Марка Захарова — слесарем-интеллигентом Полесовым.

1974 год принес Крамарову звание заслуженного артиста РСФСР, тогда же прошли съемки его театрального бенефиса. Отвечая журналистам на вопрос о дальнейших планах, исполнитель с юмором ответил: «Буду копить на народного!» Этому не суждено было сбыться.

Эмиграция

С годами Крамаров начал больше задумываться о жизни, философских вопросах бытия, о вере. Он вел сомнительный для того времени образ жизни. Артист увлекся йогой, сыроедением и вегетарианством, регулярно посещал синагогу и даже отказывался сниматься в субботу. На него косо посматривали, а когда родной дядя решил переехать в Израиль, репутация в глазах советских властей была окончательно испорчена. Предложения новых ролей начали поступать все реже и вскоре иссякли.

Крамаров это понял как молчаливый намек о своем нежелательном присутствии в стране. Тогда актер решился подать документы на выезд, утверждая, что желает присоединиться к дяде, но ему отказали. По правилам того времени в случае эмиграции нужно было изъять из оборота все картины, где появлялся Савелий Викторович. А их было больше сорока, и большинство — популярные.

Осенью 1981 года Крамаров вместе с Александром Левенбуком написал письмо президенту США Рональду Рейгану, где пожаловался на судьбу. Послание прочитали по «Голосу Америки», случился международный скандал. После этого держать артиста не стали, в октябре он отправился в Америку.

В США Савелий Викторович выбрал местом жительства Лос-Анджелес, где поселился у Ильи Баскина, актера, вместе с которым играл в «Большой перемене». Позже артист арендовал квартиру неподалеку.

Спустя некоторое время Крамаров вместе с Баскиным снялись в драматическом фильме «Москва на Гудзоне». Савелий появился в образе сотрудника КГБ Бориса. А в финале этой картины герой знаменитости попал в кадр вместе с лотком, полным хот-догов. Так на родине возник слух, что он в США торгует сосисками.

В эмиграции исполнитель не страдал от отсутствия работы. Его фильмография регулярно пополнялась, хотя главных ролей не было. Но он появлялся в кадре вместе с голливудскими звездами, среди которых Робин Уильямс и Уоррен Битти. На съемочной площадке боевика «Красная жара» артисту составил компанию Арнольд Шварценеггер.

На родине Крамаров бывал редко. В 1992-м он был приглашен как почетный гость на кинофестиваль «Кинотавр». Позднее снялся сразу в двух фильмах — «Насте» и «Русском бизнесе», которые не были популярны. В последний раз Савелий Викторович наведывался в Россию за год до смерти.

Личная жизнь

Во время учебы в ГИТИСе Крамаров влюбился в однокурсницу Людмилу. Вскоре они поженились, но этот союз оказался краткосрочным. После этого у артиста был роман с архитектором по имени Мария, но они так и не оформили отношения. На закате жизни Савелий Викторович с нежностью вспоминал о бывшей избраннице, считал себя виноватым перед ней.

Во второй раз актер официально женился уже в США. Супруга родила знаменитости единственную дочь, которую он назвал Бенедиктой в честь матери. Но вскоре последовал развод, после чего артист видел наследницу не так часто, как ему хотелось бы.

Бенедикта или, как ее звали в семье, Бася, пробовала связать судьбу с модельным бизнесом, но в итоге стала бухгалтером. В 2013 году она вышла замуж и взяла фамилию супруга, став Басикой Хеллер. Встреч с журналистами, разговоров об отце и личной жизни она избегает.

Последней любовью исполнителя стала Наталья Сирадзе, которая была младше на 21 год. Она была рядом с артистом, когда он боролся с тяжелой болезнью.

Болезнь и смерть

Больше всего на свете Савелий Викторович боялся заболеть раком, от которого умерла мама. Отсюда такая рьяная приверженность ЗОЖ. Актер ежедневно занимался спортом, придерживался диет, проводил чистки организма. Но по злой иронии судьбы в итоге у него обнаружили опухоль сигмовидной кишки.

Исполнитель выполнял все поручения врачей. Его карьера тем временем шла в гору, без проб утвердили в крупный проект. Но на съемочную площадку Крамаров так и не попал. Он умер в начале июня 1995 года в больнице Сан-Франциско. Причиной смерти стал инсульт, случившийся на фоне тромбоза.

Знаменитость похоронили на еврейском кладбище в городке Колма. Через некоторое время на могиле появился памятник авторства скульпторов Михаила Шемякина и Вячеслава Бухаева.

Фильмография

  • 1959 — «Ребята с нашего двора»
  • 1961 — «Друг мой, Колька!»
  • 1966 — «Неуловимые мстители»
  • 1976 — «12 стульев»
  • 1971 — «Джентльмены удачи»
  • 1972-1973 — «Большая перемена»
  • 1975 — «Не может быть!»
  • 1983 — «Москва на Гудзоне»
  • 1986 — «Вооружен и опасен»
  • 1987 — «Двойной агент»
  • 1988 — «Красная жара»
  • 1993 — «Русский бизнес»
  • 1994 — «Любовная история»

Интересные факты

  • На пике популярности актер мог позволить себе отказаться от роли, которая не нравилась. В их числе Петруха из «Белого солнца пустыни», о чем Крамаров позднее пожалел.
  • Для артиста сделали исключение, разрешив ему приобрести белый «Фольксваген-жук». Это случилось, когда управление делами дипломатического корпуса СССР распределяло оставшиеся после отъезда работников посольств машины.
  • В американской картине «2010: год вступления в контакт» исполнитель сыграл летчика-космонавта из СССР. Примечательно, что от него требовался злой шарж на советскую действительность, но Крамаров всячески этому сопротивлялся, утверждая, что «в Советском Союзе космонавтами могли быть только образованные и отважные люди, и уж никак не идиоты».
  • Изюминкой внешности актера считалось косоглазие, которое позволяло ему лучше обыгрывать комические образы. Но после переезда в США он решил избавиться от этой особенности, понадеявшись, что сможет играть драматические роли. Они привлекали знаменитость куда больше.

07:00 13.10.2021 image © Мосфильм (1971) Савелий Крамаров в фильме “Джентельмены удачи” Благодарная публика выделяла актера из массы героев эпизода. Он честно отрабатывал те крохи экранного времени, которые ему отводил режиссер картины. Персонажи получались удивительно смешными. Ну и, конечно, узнаваема была внешность. Характерный косящий взгляд был следствием физиологической особенности актера: Савелий с детства страдал утолщением одного века. Мнимое “косоглазие”, манера удивленно разевать рот и заливисто хохотать – приемы из арсенала Крамарова шли на ура, а фразы из кинофильмов в его исполнении стали частью фольклора: “Кто ж его посадит? Он же памятник!” “Икра черная, красная… Заморская икра, баклажанная!” “Чуть что – сразу Косой!” В советском кино Крамаров стал подлинной звездой. Дурашливая внешность и помогала, и мешала. Но зрителю, безусловно, нравились герои Савелия Викторовича, который воплощал их образы благодаря актерству мастерству, говорит киновед Андрей Дементьев: “Кажется, не было в Советском Союзе человека, который, во-первых, не знал бы самого Крамарова, его смешной физиономии и реплик его героев. Все знали, что такое “А вдоль дороги мертвые с косами стоят… и тишина”. Внешность у него была говорящая сама за себя, казалось, что ему и не надо ничего играть, уже появился человек с такой физиономией и уже все смеются. Но на самом деле, если присмотреться к этой реплике, становится понятно, что ничего особенного в ней нет, сама по себе эта реплика не игральная. Но Крамаров так ее произнес, что запомнили ее все. Но для этого нужно было обязательно иметь актерский талант”, – говорит в интервью радио Sputnik киновед. image © Мосфильм (1975) Савелий Крамаров в фильме “Не может быть!” В 1972 году, уже будучи популярным актером, Крамаров поступил в ГИТИС. Но по окончании вуза так и не смог устроиться ни в один театр. В 1974 году Крамарова удостоили звания “Заслуженный артист РСФСР”. На вопрос о планах на будущее актер ответил: “Буду копить на народного!”. Но звание “Народный артист СССР” ему так и не присвоили. Хотя он был таковым и без этого звания: в послужном списке Крамарова более 70 значимых работ в кино. Экранный образ шута и образцово-режимная жизнь за кадром “От навязчивой комедийной маски Крамаров страдал, – писал киновед Станислав Ростоцкий, – но умел он то, что редкому пленнику имиджа удается: обнаруживал за шутовством, за косящим прищуром и ухмылкой тайную грусть и острое чувство собственного достоинства, которое не позволяет себя ущемить”. Те, кто близко был знаком с Савелием Крамаровым, знали, что в жизни он – диаметрально противоположный. “Дисциплинированный, не курящий, не пьющий, йог, – вспоминал Георгий Данелия. – На съемки приходил всегда подготовленный. Текст знал назубок. Следил за своим здоровьем”. Популярность Крамарову принесла уверенность в себе. Слава актера были феноменальными, под стать ему самому. Он ведь не создал ни одного значимого образа – “эксплуатировал” свое косоглазие и комичное выражение лица. Подлинно народная любовь кому попало не даруется. © РИА Новости / Юрий Иванов Перейти в фотобанк Савелий Крамаров Но внутри Крамарова раздирали мучения и страдания: состоявшийся актер, любимец публики, вынужден скрывать свою национальность. Он вспоминал рано ушедшую мать, отчаянно тоскуя по ней. Он не избавился от тоски по матери и в США, куда уехал в 1981 году. Вторая актерская жизнь Крамарова В Советском Союзе Крамаров был всем доволен, но именно это его и угнетало. Он понимал, что надо что-то менять, но не очень понимал, что именно. Например, стал ходить в синагогу, читал Тору. Но такие трюки в СССР не проходили незамеченными: КГБ взял его на заметку. Сначала запретили выезжать, потом “обрубили” роли. С 1978 по 1981 годы у него, одного из самых популярных актеров страны, было двенадцать съемочных дней. Это стало последней каплей, и Савелий Викторович решился на эмиграцию. Эмиграция Крамаров подготовил документы на выезд в Израиль. Ему отказали, но предложили остаться, посулили загранкомандировки и бесперебойные съемки. Казалось бы, чего еще нужно для актерской славы. Но Крамаров пошел ва-банк – написал Рональду Рейгану. Как актер актеру: “Зрители до сих пор смеются над героями моих фильмов, но лично мне самому сейчас не до смеха. Я не умираю с голоду, но не одним хлебом жив человек. И хотя хлеб у нас с вами разный и питаемся мы по-разному, но мы оба любим творчество и не можем жить без него. Поэтому помогите мне обрести в вашей великой стране возможность работать по специальности”, – написал Крамаров. Письмо зачитали несколько раз по радио “Голос Америки”, и Крамарова не просто выпустили – его вытолкали из советской страны. Вытолкали навстречу актерскому счастью Крамарова. Неожиданно для многих он органично влился в местный кинематограф. От экспериментов до всемирного признания. История фабрики грез СССР 10 июня 2021, 08:45 Пол Мазурски пригласил его в свою картину “Москва на Гудзоне”, дав ему сразу одну из главных ролей. Потом в интервью режиссер недоумевал, мол, почему такого талантливого актера на родине использовали в маленьких дурацких ролях? Крамаров, сыгравший работника КГБ, в финале фильма появлялся на экране за лотком с хот-догами. После чего на родине артиста стали травить – вот, мол, уехал и торгует сосисками. Предложения шли одно за другим. Крамаров изменил свой облик и сценический образ. С помощью легкой операции он избавился от косоглазия. Стал открыто ходить в синагогу и даже соблюдал шабат. Он первым из советских артистов вступил в Гильдию актеров США. Снимался вместе с Арнольдом Шварценеггером, Сильвестром Сталлоне, Пирсом Броснаном, Куртом Расселом и другими звездами. Но несмотря на это, американский этап карьеры не принес Крамарову по сути ничего. “Ничего Крамаров в Штатах, конечно же, не добился. Его утвердили на какие-то роли, но потом у него обнаружили рак. И все остальное время, которое он провел в Штатах, он посвятил борьбе с той болезнью, потом ему даже удалось приехать обратно, в Россию и даже сняться. Но это все было не то – другое лицо, другой взгляд. В общем, ничего не получилось. Он вернулся в Штаты, где вскоре скончался. Кстати, многие из тех, с кем он работал на одной съемочной площадке, тоже эмигрировали. Например, Борис Сичкин, с которым Крамаров снимался в “Неуловимых Мстителях” или Олег Видов, который вместе с ним сыграл в “Стариках-Разбойниках”. Какие-то попытки у них были, но ничего особенного они не снискали, как и Крамаров”, – продолжает Андрей Дементьев. А в России про Крамарова не забывали, хотя чиновники от кино убрали его имя из всех титров к фильмам. На самом деле российские власти должны были изъять из проката и телеэфира все ленты с участием актера-эмигранта. Но количество картин, в которых снялся Крамаров, было столь велико, что если бы их убрали из проката, то показывать было бы нечего. И к тому же это были главные хиты отечественного кино. Перефразируя фразу героя Крамарова: кто ж его изымет – он же памятник! © РИА Новости Перейти в фотобанк Крамаров в сцене из фильма “Новые приключения неуловимых” Мечты сбываются: личная жизнь Савелия Крамарова В Америке Крамаров стал отцом (дочь от первого брака в СССР умерла в младенчестве). В США у актера появилась на свет дочка Батия, она некоторое время была занята в модельном бизнесе под именем Басика Крамаров. Савелий Викторович купил дом в лесу недалеко от океана. Только одно удручало – могила матери была в России. И тогда, по легенде, актер решился на безумство. В один из своих приездов в Москву он выкрал из Донского кладбища прах Бенедикты Соломоновны. Место, где он закопал урну, до сих пор неизвестно. Болезнь и смерть В феврале 1995-го Крамарову сделали операцию по удалению опухоли, последовали осложнения, инсульт, сначала он потерял зрение, потом слух и речь. После второго инсульта, 6 июня 1995 года, Савелия Викторовича не стало. Его похоронили на еврейском кладбище в пригороде Сан-Франциско. Популярные фильмы Рецидивист Косой в “Джентльменах удачи”, хулиган в фильме “Друг мой Колька”, бандит-фантазер в “Неуловимых мстителях”, скупердяй Тимохин в “Большой перемене”, дьяк Феофан в комедии “Иван Васильевич меняет профессию”, тракторист Егоза в “Афоне”, друг жениха в новелле “Свадебное происшествие”, слесарь Полесов в “12 стульях” – важные пункты в огромном списке киноролей Савелия Крамарова. Автор Кирилл Гришин, радио Sputnik 29 сентября 2021, 15:12 Никита Михалков: у российских фильмов нет шансов взять “Оскар” Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале. Толкование

Крамаров, Савелий Викторович
Савелий Викторович Крамаров
Имя при рождении:

Савелий Викторович Крамаров

Дата рождения:

13 октября 1934(1934-10-13)

Место рождения:

Москва, СССР

Дата смерти:

6 июня 1995(1995-06-06) (60 лет)

Место смерти:

Сан-Франциско, США

Гражданство:

 СССР  США

Профессия:

актёр

Карьера:

1959—1978, 1984—1994

Награды:
IMDb:

ID 0469434

Саве́лий Ви́кторович Кра́маров (13 октября 1934(19341013), Москва — 6 июня 1995, Сан-Франциско) — советский и американский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1974).

Биография

Родился 13 октября 1934 года в Бауманском районе города Москвы.

Отец Виктор Савельевич Крамаров (1900, Черкассы — 28 марта 1951, Туруханск) — известный московский адвокат, арестован НКВД в 1938 году, повторно — в 1950 году.

Мать Бенедикта (Бася) Соломоновна умерла, когда Савелию было 16 лет. Окончив школу, Крамаров пытался поступить в театральный институт, но его не приняли. Чтобы продолжить образование, Савелий поступил в Московский лесотехнический институт на факультет озеленения. Учась в институте, в 1954 году поступил в театральную студию «Первый шаг» при ЦДРИ.

Окончив Лесотехнический институт в 1958 году, некоторое время работал по специальности. Решив бросить работу, Крамаров разослал свои фото по всем киностудиям страны, и на одно письмо пришёл ответ. С этого началась его актёрская карьера. Настоящий успех пришёл к Крамарову после «Неуловимых мстителей», фраза его героя «А вдоль дороги мёртвые с косами стоять… И — тишина!» стала крылатой.

В 1967 году его пригласили на работу в Театр миниатюр. Он много снимался в кино и к началу 70-х годов был одним из самых популярных комедийных актёров. В 1971 году снялся в самой известной своей роли — Косой в фильме «Джентльмены удачи». В 1972 году Савелий поступил в ГИТИС на актёрский факультет. Но, закончив ГИТИС, Крамаров так и не устроился ни в один из советских театров. В 1974 году Савелий Крамаров стал заслуженным артистом РСФСР.

Эмиграция в США

Круг общения и дядя, эмигрировавший в Израиль, сделали Крамарова человеком с сомнительными для Советского Союза связями, что было равнозначно концу карьеры[1]. Кроме того, он начал заниматься йогой, стал в значительной мере религиозным человеком, посещал синагогу и отказывался от съёмок в субботу[2]. Его стали снимать всё реже, а в последние три года перед отъездом и вовсе перестали предлагать роли.

Савелий Крамаров подал документы на эмиграцию в Израиль, аргументируя тем, что в Израиле у него единственный родной ему человек — его дядя, но ему отказали в выезде из СССР. Ведь он снялся более чем в сорока фильмах, и в случае его эмиграции все эти картины по принятым тогда правилам должны были «положить на полку»[3].

Из страны Савелия Крамарова не выпускали, но и работать по специальности он не мог. В 1981 году вместе с Александром Левенбуком он написал «Письмо президенту США Рейгану», в котором откровенно жаловался на свою судьбу. Письмо несколько раз прочитали в эфире радиостанции «Голос Америки».

Савелий Крамаров покинул СССР 31 октября 1981 года с документами на выезд из СССР в Израиль, но доехал лишь до Вены — в то время между СССР и Израилем не было прямого сообщения, поскольку СССР в 1967 году разорвал дипломатические отношения с ним после очередного арабо-израильского конфликта. В Вене его встретил импресарио Виктор Шульман, который организовал гастроли Крамарова в Европе, Америке, Австралии, Израиле, Японии. В Лос-Анджелесе Крамаров стал сниматься сначала в рекламе, затем и в кино.

Фильмы с его участием продолжали идти (в противном случае пришлось бы положить на полку значительную часть советских комедий), но из титров фамилию Крамарова удаляли. В Россию Савелий Крамаров смог приехать только в 1992 году как почётный гость кинофестиваля «Кинотавр». Второй раз в Россию он приезжал за год до смерти, в 1994 году.

Болезнь и смерть

В январе 1995 года Крамаров почувствовал боль в левой стороне живота. Несколько дней актёр терпел, а потом отправился к врачу. У него обнаружили рак прямой кишки — колоректальная карцинома. Врачи вынесли приговор: надо срочно делать операцию, шансов на успех мало, но деваться некуда. 2 февраля 1995 года Крамарову удалили опухоль, при этом он получил колоссальную дозу химиотерапии. Савелию лучше не стало, у него случилось осложнение — полостная операция привела к эндокардиту. Последовал тромбоз, затем инсульт, началась отчаянная борьба за его жизнь, однако медицина оказалась бессильной[3].

Савелий Крамаров скончался 6 июня 1995 года в одной из клиник Сан-Франциско от второго инсульта. Похоронен на еврейском мемориальном кладбище «Холмы Вечности» (англ. Hills of Eternity Cemetery) в Колма (Сан-Матео) близ Сан-Франциско. 12 октября 1997 года на могиле Крамарова был установлен памятник, созданный Михаилом Шемякиным и Вячеславом Бухаевым.

Семья

Фактически Савелий Крамаров был женат трижды. Первой женой была однокурсница Людмила из ГИТИСа. Второй женой стала Мария. С ней Крамаров расписан не был. С Марией Савелий Крамаров прожил тринадцать лет. В 1986 году женился в третий раз, жена Марина через год родила дочь, названную в честь матери Крамарова Басей. После развода с Мариной отношения у Крамарова складывались напряжённо. Последней женой стала Наталья Сирадзе — с ней Крамаров прожил полгода[4].

Актёрская манера

Крамаров — яркий самобытный комик конца 1960-х — начала 1970-х годов. Выигрышная внешность (косоглазие, приятная улыбка во всё лицо), мощный комедийный темперамент, врождённое актёрское мастерство, обаяние, мимика и подвижность тела позволяли Крамарову создавать многочисленных комических отрицательных персонажей, смешных в своей нелепости и глупости. Для него была характерна гротескная манера исполнения. Герои Крамарова всегда были обаятельны и при всех своих недостатках, в сущности, безобидны. Крамаров был ярким представителем советской сатиры. Любой, в том числе неюмористический текст Крамаров умел произнести и обыграть так, что это вызывало смех и аплодисменты.

Так как персонажи типажа Крамарова не могут быть главными в фильме, главной киноролью Крамарова можно считать роль вора-рецидивиста Феди Ермакова из фильма А. Серого «Джентльмены удачи» (1971). Со всей убедительностью Крамаров показывает человека неплохого, не злонамеренного от природы, не до конца испорченного, но ставшего преступником в силу собственной неразвитости, несамостоятельности. Можно предположить, что Федя в юности попал под дурное влияние закоренелого негодяя, что привело его в тюрьму. Для Феди ещё не всё потеряно; видно, как талантливый детсадовский воспитатель, воплощаемый Е. Леоновым, помогает Феде делать существенные шаги к исправлению. В этом фильме Крамаров великолепно вписался в ансамбль признанных мастеров комедии — Евгения Леонова, Георгия Вицина. Фильм имел большой успех, многие фразы из него, в том числе крамаровские, стали крылатыми.

Крамаров участвовал в обеих экранизациях романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», играя у Л. Гайдая одноглазого председателя васюкинского шахматного клуба, а у М. Захарова — слесаря-кустаря-одиночку В. Полесова.

Фильмография

Полезное

Смотреть что такое “Крамаров, Савелий Викторович” в других словарях:

  • Крамаров Савелий Викторович — Савелий Крамаров Имя при рождении: Крамаров Савелий Викторович Дата рождения: 13 октября 1934(19341013) Мес …   Википедия

  • КРАМАРОВ Савелий Викторович — (13 октября 1934, Москва 06 июня 1995, Сан Франциско), российский актер; заслуженный артист РСФСР (1974); народный артист РФ (1995, присвоено посмертно). Окончил Лесотехнический институт (1958), актерский факультет ГИТИСа имени А.В.Луначарского… …   Энциклопедия кино

  • КРАМАРОВ Савелий Викторович — (1937 95) российский актер, заслуженный артист Российской Федерации (1974). С 1982 в США. В кино с 1958. Снимался в фильмах: Прощайте, голуби (1960), Друг мой Колька! (1961), Тридцать три (1965), Неуловимые мстители (1966), Новые приключения… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Крамаров Савелий Викторович — (1937 1995), киноактёр, заслуженный артист РСФСР (1974). Создал галерею разнообразных острохарактерных типов в фильмах: «33», «Город мастеров», «Неуловимые мстители», «Джентльмены удачи», «Афоня» и др. С начала 80 х гг. работал в США. В последние …   Энциклопедический словарь

  • Крамаров, Савелий Викторович — Род. 1937, ум. 1995. Киноактер, комик. Дебютировал на экране в 1958 г. Сыграл в к/ф “Друг мой Колька!” (1961), “Тридцать три” (1965), “Неуловимые мстители” (1966), “Новые приключения неуловимых” (1968),… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Савелий Викторович Крамаров — Савелий Крамаров Имя при рождении: Крамаров Савелий Викторович Дата рождения: 13 октября 1934(19341013) Мес …   Википедия

  • Крамаров, Савелий — Савелий Крамаров Имя при рождении: Крамаров Савелий Викторович Дата рождения: 13 октября 1934(19341013) Мес …   Википедия

  • Савелий Крамаров — Имя при рождении: Крамаров Савелий Викторович Дата рождения: 13 октября 1934(19341013) Мес …   Википедия

  • Крамаров С. — Савелий Крамаров Имя при рождении: Крамаров Савелий Викторович Дата рождения: 13 октября 1934(19341013) Мес …   Википедия

  • Крамаров С. В. — Савелий Крамаров Имя при рождении: Крамаров Савелий Викторович Дата рождения: 13 октября 1934(19341013) Мес …   Википедия

Трембита Комедия 1968 88 мин Госфильмофонд России Иван Васильевич меняет профессию (с тифлокомментариями) Комедия 1973 92 мин Джентльмены удачи (с тифлокомментариями) Комедия 1971 84 мин Эта веселая планета Комедия 1973 94 мин Джентльмены удачи Комедия 1971 84 мин Не может быть Комедия 1975 91 мин Иван Васильевич меняет профессию Комедия 1973 92 мин Тридцать три Комедия 1965 77 мин Афоня Комедия 1975 87 мин Тайна железной двери Фантастика 1970 69 мин Неуловимые мстители История, начало XX века 1966 73 мин Сказка о потерянном времени Семейный 1964 85 мин Золотые рога Семейный 1972 74 мин Мама Мюзикл 1976 83 мин Приключения Кроша Семейный 1962 81 мин

1 083

Крамаров Савелий Викторович (13.10.1934 – 06.06.1995) – советский актер кино, комик. Обладатель звания заслуженный артист РСФСР. После эмиграции в 1981 году снимался в Голливуде, был членом Американской гильдии актеров. Сыграл более чем в шестидесяти пяти полнометражных советских и американских фильмах. Обладал яркой запоминающейся актерской манерой игры.

Ранние годы

Савелий родился в интеллигентной семье. Отец окончил юридический факультет Киевского университета и имел адвокатскую практику в Москве. Мать занималась воспитанием детей. В семье кроме мальчика росла дочь – Татьяна, старше Савелия на четыре года. В марте 1938 году отец был осужден на восемь лет за контрреволюционную деятельность без права вернуться в столицу после отбывания срока.

С началом войны семья эвакуировалась на Урал, после мать с детьми вернулись в Москву. В 1946 году отец был освобожден, но спустя четыре года повторно осужден и приговорен к ссылке на поселение в Красноярском крае. Какое-то время работал дворником, снимал комнату. В марте 1951 года покончил жизнь самоубийством. Через несколько месяцев мать Крамарова умерла от рака. В 1956 году отец был оправдан.

Образование

После смерти матери Крамарова с сестрой взяли на воспитание родственники. Получив аттестат, Савелий сдал экзамены и поступил в Лесотехнический институт, который окончил в 1958 году. Параллельно с учебой стал ходить в театральную студию. Впервые снялся в кино в 1959 году у начинающего режиссера Юрий Челюскина. Позже, в 1972 году поступил в ГИТИС на актерский факультет.

Кинокарьера в СССР

Хотя в 1967 году Савелий какое-то время трудился в театре, но предпочитал работу в кино. После успешного дебюта в 1959 году, Крамарова стали часто приглашать на различные кинопроекты. Талант актера проявлялся в том, что даже маленькие и эпизодические роли он умел превратить в яркие и запоминающиеся зрителю. Первое время режиссеры предлагали только небольшие роли, «дозируя» актера своих в картинах.

В следующие несколько лет Савелий играл однотипных героев: глуповатых, страшных и смешных парней. Так получилось, что Крамаров сыграл узнаваемый в то время типаж, который в народе назывался «безотцовщиной». Такими стали роли в: мелодраме Якова Сегеля «Прощайте, голуби!», драме Александра Митты и Алексея Салтыкова «Друг мой, Колька!..», приключенческом фильме Эдмонда Кеосаяна «Неуловимые мстители» и др.

Сценарий к комедии «Джентльмены удачи», Георгий Данелия писал месте с Викторией Токаревой и Александром Серым. Главные роли создавались под конкретных актеров: Доцент под Евгения Леонова, Хмырь – Георгия Вицина, Косой – Савелия Крамарова. Для Савелия Викторовича – это была первая главная роль. Фильм был феноменально успешен. Только в 1965 году его посмотрело более шестидесяти пяти миллионов человек.

Еще одной яркой работой в 1971 году стала роль одноглазого председателя шахматной секции в Васюках в криминальной комедии Леонида Гайдая «Двенадцать стульев». Главные роли сыграли: Арчил Гомиашвили, Серей Филиппов, Михаил Пуговкин, Наталья Крачковская, Наталья Воробьева, Гликерия Богданова – Чеснокова, Нина Гребешкова, Юрий Никулин, Наталья Варлей и др.

Яркой и самобытной стала работа в фантастической комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». По сюжету, главные герои пенсионер Иван Васильевич и вор-домушник Жорж Милославский (в исполнении Юрия Яковлева и Леонида Куравлева) меняются местами с царем Иваном Грозным. Оказывается, что пенсионер Иван Васильевич как две капли воды похож на царя.

Пока инженер-изобретатель чинит машину времени, героям нужно как-то выживать в новых для себя обстоятельствах. Савелий Викторович сыграл дьяка Феофана, который помогает новоприбывшим гостям из будущего, принимая их за своих соотечественников. На экраны фильм вышел в 1973 году и стал очень популярным. Входит в топ-250 лучших фильмов по версии крупнейшего русскоязычного интернет-сервиса о кино.

В 1973 году Крамаров снялся в музыкальной фантастической комедии Юрия Саакова и Юрия Цветкова «Эта веселая планета». Сюжет строится вокруг прибытия в карнавальную ночь инопланетян в один из советских домов культуры. Проникаясь атмосферой праздника, пришельцы учатся чувствовать, испытывать эмоции и быть немного землянами. В фильме снимались: Савелий Крамаров, Леонид Куравлев, Виктор Сергачев и др.

В 1975 году Савелий Крамаров продолжил сотрудничество с Леонидом Гайдаем и снялся в новелле «Свадебное происшествие», вышедшего в рамках кинофильма «Не может быть!». Фильм снят по произведениям советского писателя и драматурга Михаила Зощенко. Актер работал на площадке с уже знакомыми партнерами: Леонид Куравлев, Михаил Пуговкин, Нина Гребешкова, Светлана Крючкова и т.д.

Через год сыграл в остроумной музыкальной интерпретации известной истории про Волка и Семерых Козлят. Режиссером стала Элизабета Бостан. Фильм создавался совместными усилиями трех стран: СССР, Франции и Румынии. В главных ролях снялись: Людмила Гурченко, Михаил Боярский, Олег Попов, Валентин Монохин и др. Савелий Крамаров досталась роль Волчонка – одного из шалопаев из команды Серого Волка.

В 1978 году принял участие в съемках омнибус-фильма «По улицам комод водили», состоящий из девяти новелл. Актер сыграл старшего преподавателя, принимающего экзамен у студента в новелле «Экзамен». В тот же год он снялся в комедии «Живите в радости». Фильм о доверчивом изобретателе (Леонид Куравлев), которого при строительстве моста обманывают жулики (Савелий Крамаров и Владимир Басов).

Стоит отметить крошечные и эпизодические, но невероятно выразительные роли, которые актер сыграл в: комедии «Тридцать три», приключенческом фильме «Неуловимые мстители», комедии «Большая перемена», военной драме «На семи ветрах», семейном фильме «Сказка о потерянном времени», семейной исторической картине «Город мастеров», трагикомедии «Афоня», трагикомедии «Мимино» и др.

Переезд в США

Модель поведения Крамарова выделялась среди советских актеров. Он большое внимание уделял здоровью: не употреблял алкоголь, был вегетарианцем и занимался йогой. Кроме того, Крамаров посещал синагогу и отказывался от работы и съемок по субботним дням. После того как родственник Савелия Викторович эмигрировал в Израиль, актер стал персоной нон грата.

К началу восьмидесятых ему почти перестали предлагать сниматься в кино. Крамаров подал документы на выезд из страны, но получил отказ. Покинуть СССР актер смог только в 1981 году, после того как написал письмо американскому президенту Рональду Рейгану. В письме Крамаров обратился к Рейгану как к бывшему коллеге (в прошлом тот был актером) и попросил у него помощи в организации своего отъезда из СССР в США.

Письмо Крамарова было зачитано на международной американской радиостанции. В конце октября 1981 года Савелий Викторович получил документы и уехал из страны. Обосновался в Лос-Анджелесе, первое время жил у своего знакомого, потом снимал квартиру. Съемки в Голливуде и регулярный заработок позднее позволили ему приобрести в собственность недвижимость в Калифорнии.

Кинокарьера в США

Первой заметной работой в кино на западе для актера стала роль советского космонавта Владимира Руденко в научно-фантастическом фильме режиссера Питера Хайамса «Космическая одиссея 2010 года». По сюжету, членам космического экипажа предстоит активировать выведенный из строя суперкомпьютер. Фильм участвовал в нескольких номинациях на Оскар в 1985 году.

Кроме того, в 1984 году актер снялся в успешной комедийной мелодраме «Москва на Гудзоне». Крамаров сыграл агента КГБ, который пытается убедить советского музыканта вернуться на родину, между делом приторговывая хот-догами на улицах Нью-Йорка. С Крамаровым на площадке играли: Робин Уильямс, Мария Кончита Алонсо, Александр Бениаминов, Кливант Деррикс и др.

Летом 1986 года на экраны вышла еще одна картина с участием актера. В криминальном боевике Уолтера Хилла «Красная жара» Крамаров сыграл сотрудника консульства, который сообщает главному герою – отважному капитану милиции Ивану Данко о недовольстве начальства ходом и результатами его оперативных действий. В боевике снялись: Арнольд Шварцнеггер, Джеймс Белуши, Питер Бойл, Лоренс Фишберн, Джина Гершон и др.

В 1993 году Савелий снялся в романтической драме Гленна Гордона Кэрона «Любовная история». Случайно встретившись, Майк и Терри влюбляются друг в друга. Будучи несвободными, они решают испытать свое чувство. В мелодраме Крамарову досталась эпизодическая роль – русского матроса-телефониста. Это был одиннадцатый и последний иностранный фильм с его участием. Состоял в Американской гильдии актеров.

Фильмография

  • 1964 — «Сказка о потерянном времени» (Режиссер Александр Птушко)
  • 1965 — «Тридцать три» (Режиссер Георгий Данелия)
  • 1966 — «Неуловимые мстители» (Режиссер Эдмонд Кеосаян)
  • 1968 — «Новые приключения неуловимых» (Режиссер Эдмонд Кеосаян)
  • 1971 — «Джентльмены удачи» (Режиссер Александр Серый)
  • 1971 — «12 стульев» (Режиссер Леонид Гайдай)
  • 1973 — «Иван Васильевич меняет профессию» (Режиссер Леонид Гайдай)
  • 1975 — «Афоня» (Режиссер Георгий Данелия)
  • 1975 — «Не может быть!» (Режиссер Леонид Гайдай)
  • 1976 — «Мама» (Режиссер Элизабета Бостан)
  • 1977 — «Мимино» (Режиссер Георгий Данелия)
  • 1984 — «Космическая одиссея 2010» (Режиссер Питер Хайамс)
  • 1988 — «Красная жара» (Режиссер Уолтер Хилл)
  • 1989 — «Танго&Кэш» (Режиссеры: Андрей Кончаловский, Альберт Магноли)
  • 1993 — «Настя» (Режиссер Георгий Данелия)

Семья

С первой супругой Савелий Викторович познакомился во время учебы в ГИТИСе. Молодые люди развелись, пробыв в браке меньше года. Начав сниматься в кино, у актера начались отношения с Марией Шатинской, она работала гримером. Отношения между ней и Крамаровым продлились около тринадцати лет. За это время у них родилась дочка, которая в младенчестве погибла.

В 1986 году Савелий Крамаров женился на Марине Зборовской. Через два года у них родилась дочь. Девочку назвали в честь матери актера – Батия. Крамаров развелся с Мариной, но сохранил с ней приятельские отношения ради дочери, которую обожал. Третьей супругой стала Наталья Сирадзе. Они поженились в октябре 1994 года и прожили в браке чуть более полугода.

Смерть

Хотя Крамаров уделял своему здоровью пристальное внимание и вел здоровый образ жизни, в январе 1995 года у него обнаружили злокачественное новообразование толстого кишечника. Спустя месяц была сделана операция и он прошел курс химиотерапии. В результате проведенной операции возникли осложнения в сердце, что привело к инсульту. 6 июня 1965 года он умер в клинике от повторного кровоизлияния в мозг.

Был похоронен на еврейском кладбище в маленьком городе штата Калифорния, неподалеку от Сан-Франциско. В 1997 году друзья – скульпторы Вячеслав Бухаев и Михаил Шемякин установили на его могиле монумент. За несколько лет до смерти актер смог дважды побывать на родине. Сначала в 1992 году в качестве почетного гостя российского кинофестиваля в Сочи, а потом в 1994 году.

Награды и звания

  • 1974 — Заслуженный артист РСФСР

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий