Биография Сурикова. Русский художник Суриков Василий Иванович

image Персона Годы жизни: 24 января 1848 — 19 марта 1916 Страна рождения: Российская империя Сфера деятельности: Художник

Художник Василий Суриков с ранних лет мечтал писать исторические сюжеты. Окончив обучение и выполнив свою первую и единственную заказную работу, Суриков «стал на свой путь» — его кисти принадлежат самые знаменитые исторические полотна.

Художник-«композитор»

Василий Суриков родился в январе 1848 года в Красноярске, его предки в XVI веке пришли в Сибирь с Дона с атаманом Ермаком. Он гордился своим происхождением, говорил: «Со всех сторон я природный казак… Мое казачество более чем 200-летнее». Рисовать начал рано, сперва «на стульях сафьяновых рисовал — пачкал», а в возрасте шести лет скопировал с гравюры изображение Петра Великого. Его мундир юный художник раскрасил синькой, а отвороты — брусникой.

В 1858 году Василий Суриков поступил в уездное училище, где познакомился со своим первым учителем рисования Николаем Гребневым. После окончания училища продолжать свое обучение он не мог — после смерти отца у семьи не хватало денег. Юноша устроился канцелярским писцом в Енисейское общее губернское управление, об этом времени он вспоминал: «Очень я по искусству тосковал». Помог случай: его рисунки увидел енисейский губернатор Павел Замятин, он захотел поддержать юношу. Замятин нашел ему мецената — золотопромышленника Петра Кузнецова, который оплатил обучение Сурикова в Академии художеств.

В середине декабря 1868 года Суриков отправился из Красноярска в Петербург. Он ехал с обозом Кузнецова, поэтому дорога заняла два месяца. Будущий художник был не готов поступать в Академию, поэтому несколько месяцев занимался в школе Общества поощрения художников. В августе 1869 года его приняли в Академию вольнослушателем, а через год зачислили в класс к Павлу Чистякову. В Академии Сурикова прозвали «композитором»: в своих работах он считал главным композицию. За годы обучения Суриков получил несколько денежных премий и четыре серебряные медали.

Первой его самостоятельной работой в академии стала картина «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» — позже ее приобрел для своей коллекции меценат Кузнецов. Полотно «Милосердный самаритянин» Суриков написал в подарок Кузнецову — за эту работу ему присудили Малую золотую медаль. В ноябре 1875 года Василий Суриков окончил Академию художеств и получил звание классного художника первой степени.

Живописец-историк

В 1877 году Василий Суриков переехал в Москву — в то время он работал над четырьмя заказными фресками для храма Христа Спасителя. Изображения «Вселенских соборов» Суриков выполнял в течение двух лет. Больше на заказ художник никогда не писал. В 1878 году он женился на Елизавете Шаре — внучке декабриста Петра Свистунова. В браке у Сурикова родились две дочери — Ольга и Елена.

Суриков вспоминал: «Приехавши в Москву, попал в центр русской народной жизни, сразу стал на свой путь». Художник начал заниматься тем, о чем давно мечтал — писать картины на сюжеты русской истории. Первым крупным произведением Сурикова стала картина «Утро стрелецкой казни» — художник изобразил казнь стрельцов после бунта 1698 года.

Художник закончил полотно в 1881 году, после чего он вошел в состав Товарищества передвижных художественных выставок.

Позже Суриков написал картину «Меншиков в Березове». Он изобразил Александра Меншикова, фаворита Петра I, которого за государственные интриги отправили в ссылку под Березов. Впервые картину показали в 1883 году на XI выставке Товарищества передвижников. После этой работы о Сурикове заговорили как о живописце-историке. Художник Михаил Нестеров называл ее своей «самой любимой картиной Сурикова». Полотно «Меншиков в Березове» приобрел Павел Третьяков — так у Сурикова появились деньги для поездки в Европу. Художник побывал в Италии, Германии, Австрии и Франции, познакомился с коллекцией Лувра и собранием Дрезденской галереи.

В 1887 году Суриков завершил работу над одним из самых известных своих произведений — «Боярыня Морозова». Каждого из персонажей картины художник тщательно прорабатывал, продумывал жесты и костюмы, и долгое время не мог найти типаж для главной героини полотна. В итоге прототипом боярыни Морозовой стала Авдотья Торгошина — тетка художника. На XV Передвижной выставке работа Сурикова вызвала неоднозначные оценки. Некоторые сравнивали картину с пестрым персидским ковром. Художественный критик Владимир Стасов расчувствовался перед полотном.

«Великий художник, воинствующий реалист»

В апреле 1888 года умерла жена Сурикова. Художник вместе с двумя дочерьми уехал в Красноярск — там он написал картину «Взятие снежного городка». За эту работу на Международной выставке в Париже в 1900 году Суриков получил именную медаль.

В Красноярске художник начал работу над полотном «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» — этюды для картины Суриков писал на реке Обь, а завершил свое произведение на Дону. В 1893 году он стал действительным членом петербургской Академии художеств. Следующими историческими работами Сурикова стали «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Посещение царевной женского монастыря» и другие. В 1907 году Василий Суриков вышел из состава Товарищества передвижников и стал членом Союза русских художников.

Суриков никогда не преподавал, но всегда много общался с молодыми художниками, охотно давал им советы. В 1910 году вместе с архитектором Леонидом Чернышевым он открыл в Красноярске школу рисования. Специально для ее воспитанников художник присылал учебные пособия из Петербурга.

Красноярск Суриков вновь посетил в 1914 году. Там он написал несколько акварелей и пейзажи «Старый Красноярск», «Вид на Красноярск в районе Благовещенской церкви». В следующем году художник поехал на лечение в Крым.

Василия Сурикова не стало в марте 1916 года. Он умер в Москве от болезни сердца. Почувствовав приближение смерти, художник произнес свои последние слова: «Я исчезаю».

image

Василия Сурикова похоронили на Ваганьковском кладбище рядом с женой. Его имя носит Московский художественный институт, а в Красноярске — на родине художника — открыт музей-усадьба.

03:10 24.01.2018 © РИА Новости / Юрий Каплун Перейти в фотобанк

В 1888 году после смерти жены Суриков пережил тяжелый душевный кризис и два года не писал картин.

Художник вместе с дочерьми уехал в Красноярск, где в 1891 году написал “Взятие снежного городка”. За эту картину на Международной выставке в Париже в 1900 году Суриков получил именную медаль.

В 1893 году он стал действительным членом петербургской Академии художеств.

Суриков продолжил историческую тему в своих картинах “Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем” (1895), “Переход Суворова через Альпы” (1899), “Степан Разин” (1910).

В 1907 году Василий Суриков вышел из состава Товарищества передвижников и стал членом Союза русских художников.

Василий Суриков часто ездил в Сибирь, бывал на Дону (1893), Волге (1901-1903), в Крыму (1913). В 1880-1890-х годах посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы.

Среди поздних картин Сурикова известны полотна “Посещение царевной женского монастыря” (1912) и “Благовещение” (1914). В этот период он также написал ряд лучших своих автопортретов — “Автопортрет” (1913), “Человек с больной рукой” (1913).

19 марта (6 марта по старому стилю) 1916 года Василий Суриков скончался в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

В 1948 году имя художника было присвоено Московскому художественному институту.

В 2003 году в Москве сквере напротив Российской Академии художеств на Пречистенке был открыт памятник Василию Сурикову.

В Красноярске в доме, где родился художник, в 1948 году был открыт Дом-музей В.И. Сурикова. В 2003 году во дворе музея-усадьбы Суриковых был установлен памятник художнику. Также в Красноярске имя Сурикова носят Художественный музей, Художественное училище, и детская художественная школа.

Дочь Сурикова Елена скончалась в 1916 году. Его дочь Ольга (1878-1958) вышла замуж за художника Петра Кончаловского (1876-1956). Правнуками Василия Сурикова являются российские режиссеры Никита Михалков и Андрей Кончаловский.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Биография

Василий Суриков – российский художник, автор картин «Боярыня Морозова», «Степан Разин», «Утро стрелецкой казни». Российский художник Василий Суриков родился в Красноярске. Родственники мужчины относились к казачьему сословию. Один из них значился атаманом Енисейского казачьего полка. Иван Васильевич Суриков, отец художника, трудился коллежским регистратором. Прасковья Федоровна Торгошина, мать, слыла домохозяйкой.

Портрет Василия Сурикова

Когда Сурикову исполнилось 8 лет, семья переехала в Сухой Бузим Красноярского края. Парня отдали в приходскую школу при Всехсвятской церкви. Позже Василий поступает в уездное училище, оставив родителей в Красноярском крае. Через год скончался отец, из-за туберкулеза. У матери не было выхода, поэтому женщина собрала детей и вернулась в Красноярск.

Семья в те годы владела двухэтажным домом. Из-за недостатка денег Прасковья Федоровна решила сдавать второй этаж в аренду, для получения дохода. Любовь к рисованию у Сурикова проявилась в раннем детстве. Еще в красноярском уездном училище Василий Иванович начал брать уроки. Первым учителем пригласили Николая Васильевича Гребнева.

Автопортрет Василия Сурикова

Первую осознанную картину Суриков написал в 1862 году. Это была работа, созданная акварелью. Подросток назвал шедевр «Плоты на Енисее». Сейчас полотно находится в музее-усадьбе В.И. Сурикова в Красноярске. Завершив обучение, парень попадет на службу в губернское управление. Василию Ивановичу досталась работа писца. К сожалению, дальнейшая учеба оказалась не по карману семейству Суриковых, которые жили скромно после смерти отца.

Однажды рисунки художника увидел енисейский губернатор П.Н. Замятнин. Благодаря стараниям чиновника у талантливого автора появился меценат, который заплатил за обучение Сурикова в Академии художеств. Первая попытка поступления в учебное заведение провалилась, но Василий Иванович не отчаивался. Он прошел курс рисования в санкт-петербургской школе Общества поощрения художников.

Памятник Василию Сурикову

Осенью, сдав вновь экзамены в Академию художеств, стал вольнослушателем. Еще год потребовался, чтобы талантливого парня перевели в основную группу. Суриков стал старательным учеником П.П. Чистякова. За 6 лет учебы молодого человека награждали медалями и денежными призами. Василий Иванович много работал над композицией. Из-за этого студенты прозвали Сурикова Композитором.

Живопись

Творческая биография художника началась с работы «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге». Картину Суриков написал в 1870 году, а после продал П.И. Кузнецову. Интересно, что первый вариант полотна сейчас располагается в Красноярском государственном художественном музее, которому присвоено имя Василия Ивановича.

Картина Василия Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге»

Через 4 года Суриков отправляется в гости к Кузнецову, на золотые прииски, находящиеся в Хакасии. Благодаря смене обстановки родилась картина «Милосердный самаритянин». Работа стала подарком радушному хозяину, но отметили полотно и специалисты. Василию Ивановичу вручили Малую золотую медаль.

Портреты на заказ не вдохновляли художника, поэтому Суриков отказывался от такой работы. Но за основу подобные картины брал регулярно. В числе произведений Василия Ивановича значатся графические портреты московского гитариста Ф.Ф. Пелецкого.

Картины Василия Сурикова «Портрет Е.К. Дерягиной» и «Портрет княгини С.А. Кропоткиной»

Один из рисунков представлен на всеобщее обозрение в Третьяковской галерее. Суриков признавался, что увлечение музыкой, в частности оперой, помогало в творчестве. Более того, художник обучался игре на гитаре у Пелецкого.

Наступает время известных полотен. «Утро стрелецкой казни» Василий Иванович писал на протяжении 3 лет. Эта картина стала пропуском в мир большой живописи. Итогом многолетней работы стало включение в Товарищество передвижных художественных выставок.

Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни»

Ради дальнейшего развития Суриков собирается поехать в зарубежное путешествие. Но отсутствие денег не позволяло художнику мгновенно отправиться в путь. Чтобы решить материальные проблемы, Василий Иванович продал П.М. Третьякову картину «Меншиков в Березове». Благодаря этому автор полотна посетил Италию, Германию, Францию и Австрию, воочию рассмотрел полотна признанных мастеров, размещенные в Лувре и Дрезденской галерее.

Картина Василия Сурикова «Меншиков в березове»

В 1881 году Суриков начал трудиться над картиной «Боярыня Морозова». Любовь к композиции привела к тому, что каждая работа начиналась с эскиза. Иногда Василию Ивановичу требовалось несколько лет для создания идеальной зарисовки. Только после этого мастер переносил ее на полотно.

Личность боярыни захватила Сурикова после рассказа тетки Ольги Матвеевны Дурандиной. Но работа долго не клеилась из-за отсутствия требуемого типажа. И вот перед Василием Ивановичем предстает еще одна тетка – Авдотья Васильевна Торгошина.

Картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова»

Первыми рассмотреть «Боярыню Морозову» смогли посетители XV Передвижной выставки, которая проходила в 1887 году. Сразу же после этого Суриков перебрался на лето в Красноярск. Художник находит вдохновение в солнечном затмении, произошедшем 8 августа. Теперь посмотреть на этюд можно в Тверской картинной галерее.

Портреты не увлекали Сурикова, но в 1887 году в сознании творца случился переворот. Мужчина запечатлел на полотне мать, позже появился «Мой брат». После смерти супруги, в 1888 году Василий Иванович с детьми перебирается на несколько месяцев в родной Красноярск, где начал создавать картину «Взятие снежного городка». Работу завершил автор через два года.

Картина Василия Сурикова «Взятие снежного городка»

Суриков на полотна переносил случаи из жизни. Так случилось и с этой работой. На картине представлена одноименная игра. Идея создания принадлежит младшему брату, которого Василий Иванович изобразил стоящим в кошеве. Позже эксперты оценили работу Сурикова и наградили полотно именной медалью. Это событие произошло на международной выставке в Париже.

Василий Иванович отправился в Сибирь, где произошло знакомство с бытом вогулов, хакасов, остяков. Изучение жизни народов привело к созданию картины «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Работа была кропотливой, завершилась в 1895 году. Таким образом, Суриков трудился над полотном в Сибири, на реке Оби, на Дону.

Картина Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»

По возвращении в Красноярск у художника возникает идея написания «Перехода Суворова через Альпы». Образ военачальника Василий Иванович писал с отставного казачьего офицера Ф.Ф. Спиридонова. Мужчина работал над родословной семьи Суриковых. Через три года родился этюд, но многие увидели в нем не Спиридонова, а преподавателя гимназии Григория Николаевича Смирнова. Позже Суриков отправляется в Швейцарию для написания эскизов.

К вековому юбилею итальянского похода Суворова Василий Иванович представляет законченную картину. Полотно демонстрировали в Москве и Санкт-Петербурге, а потом оно отправилось в императорскую коллекцию.

Два варианта картины Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы»

Картина Сурикова «Зима в Москве» создавалась в течение трех лет. Официально завершена работа была в 1887 году, незадолго до возникновения у Василия Ивановича идеи создания полотна «Степан Разин». Почти 3 года художник писал этюды в Сибири и на Дону, искал прототипа.

В это время в работе у Сурикова находилась еще несколько картин. В 1901 году мастер познакомился с Красноярским бунтом, в котором участвовали предки Василия Ивановича. Вдохновившись этим периодом, художник создал полотно «Красноярский бунт 1865 года». В 1907 году Сурикова включают в Союз русских художников, но в то же время Василий Иванович покидает Товарищество передвижников.

Картина Василия Сурикова «Степан Разин»

Мужчина слушает оперу и читает книги. После знакомства с «Домашним бытом русских цариц XVI-XVII веков» авторства Забелина в голове у Сурикова возникает идея создания картины «Посещение царевной женского монастыря». Вдохновлялся Василий Иванович для этого образами внучек.

Поездка на озеро Шира сподвигла Сурикова на написание картины «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами». К сожалению, эта работа осталась лишь задумкой автора.

Картина Василия Сурикова «Посещение царевной женского монастыря»

В академических кругах творчество Василия Ивановича вызывало резкую критику. Мастера не понимали «скученности» композиции, размазанных лиц на полотнах. Но среди экспертов были люди, оценившие художественные замыслы Сурикова. Современные творцы могут изучать картины Василия Ивановича по фото и оригиналам.

Личная жизнь

Долгое время Василий Суриков приглядывался к внучке декабриста Свистунова. Прекрасную девушку с большими темными глазами звали Елизавета Августовна Шаре. Устоять перед красотой дамы художник не смог, поэтому 25 января 1878 года молодые люди заключили брак. В этом же году у супругов родилась дочь Ольга, а через два года – Елена. Талантливый художник с музой проживали в небольшой квартире, расположенной на Зубовском бульваре.

Портрет жены Василия Сурикова

Счастье было недолгим. Через 10 лет Елизавета Августовна скоропостижно скончалась. Убитый горем муж постоянно посещал супругу на кладбище, забросил творчество. Желание работать пропало у Сурикова. Но в какой-то момент картины вновь вернули к жизни Василия Ивановича.

Василий Суриков с дочерью Ольгой

Дочь Ольга подарила отцу внучку Наталью Кончаловскую. В свою очередь, девушка родила двух известных в современной России людей – кинорежиссера и сценариста Андрея Кончаловского и режиссера Никиту Михалкова.

Смерть

Здоровье Василия Ивановича Сурикова в конце жизненного пути оставляло желать лучшего. Несмотря на это, художник отправляется с П.П. Кончаловским в Испанию, для поиска творческого вдохновения. В это же время в Красноярске распахнула двери рисовальная школа. Состояние Сурикова оставалось плохим, но художник уезжает на родину для создания пейзажей.

Могила Василия Сурикова

Через год из-за ухудшения Василий Иванович вынужден поехать в Крым, на лечение. В марте 1916 года художественные круги облетела страшная новость – ишемическая болезнь сердца погубила талантливого Сурикова. Могила российского художника находится рядом с местом захоронения супруги, на Ваганьковском кладбище. В память о Василии Сурикове в 1959 году сняли историко-биографический фильм.

Произведения

  • 1876 – «Вид на Кремль»
  • 1881 – «Утро стрелецкой казни»
  • 1884 – «Венеция. Собор Св. Марка»
  • 1887 – «Боярыня Морозова»
  • 1891 – «Взятие снежного городка»
  • 1895 – «Покорение Сибири Ермаком»
  • 1899 – «Переход Суворова через Альпы»
  • 1900 – «Степан Разин»
  • 1908 – «Крым. Ай-Петри»
  • 1910 – «Девушка с косами»
  • 1910 – «Севилья. Альказар»

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Василий Иванович Суриков (Vasily Ivanovich Surikov; родился 24 января 1848 г. — умер 19 марта 1916 г.) — подлинно русский великий художник рубежа XIX—XX веков, сумевший воплотить в своих исторических произведениях самую суть народного характера. Помимо монументальных картин, Василий Суриков писал также превосходные камерные портреты и был мастером пейзажей.

Биография Василия Сурикова

Василий Иванович Суриков появился на свет в Красноярске 12 (24) января 1848-го. Его семья вела свою родословную от донских казаков. В 6 лет ребенок нарисовал царя Петра Первого — русская история с младых ногтей будоражила воображение мальчика. Этот набросок стал своеобразным прологом к одной из самых знаменитых будущих его картин. Грозный властелин был изображен карандашом. Красок в распоряжении маленького Васи не было, поэтому он выдумал их сам: раскрасил синькой мундир самодержца, а отвороты — раздавленной брусникой. Первым «преподавателем» Васи стал простой крестьянин. Заметив, что у нарисованных мальчиком лошадок прямые ноги, работник Суриковых Семен преподал ребенку урок лошадиной анатомии, который был прекрасно усвоен. И грациозные животные тут же пустились вскачь, как живые.

Василию Сурикову повезло с наставником и в уездном училище. Николай Гребнев, учитель рисования, сразу разглядел талант мальчика и буквально «плакал» над ним. Педагог воспитывал художественный вкус подростка с помощью шедевров старых мастеров, водил его за город на этюды, объяснял законы перспективы и специфику живописи на пленэре, преподавал технику акварели. Одаренный ученик разбудил потаенные мечты юности, Гребнев словно проживал вторую творческую жизнь… Первой серьезной пробой пера Василия Сурикова была акварель «Плоты на Енисее» (1862).

По окончании училища Василий Суриков трудится в губернском управлении писцом — потеряв в 1859 г. отца-кормильца, семья обеднела. Но тут вмешался случай: быстрый на выдумки юноша изобразил на чистом листе муху, а его столоначальник подложил эту бумагу на стол самому губернатору Замятину! После бесплодных попыток согнать нарисованное насекомое, потрясенный «живостью» мухи губернатор нанял Василия Ивановича Сурикова в учителя своим дочерям, а позднее подыскал и мецената, взявшего на себя плату за дальнейшее обучение. В декабре 1868 г. юноша отправляется в Петербург.

В Академии художеств начинающий живописец попадает к известному педагогу Павлу Чистякову, давшего путевки в жизнь многим признанным гениям. Чистяков высоко оценил способности «сибирского самородка», которого называл «редким экземпляром». Крепкая дружба связывала ученика и учителя всю жизнь. Первая серьезная заявка молодого художника на гениальность — «Вид памятника Петру I», написанный в двух версиях.

В 1875 г. молодой человек окончил курс и двумя годами позже перебрался в Москву, где его ждала работа над фресками для кафедрального соборного Храма Христа Спасителя.

25.01.1878 г. Василий Суриков сочетался браком с французской дворянкой Елизаветой Шаре. Это был союз, заключенный по страстной любви.

Долгие 10 лет безоблачного счастья подарила художнику судьба. В этот период он создает свои самые замечательные, поистине монументальные произведения. Слава пришла вместе с «Утром стрелецкой казни», картиной номер один в исторической трилогии, посвященной эпохе Петра I. Представленная на выставке в Санкт-Петербурге 01.03.1881, она произвела фурор. В тот же день произошло убийство императора Александра II, но даже это событие не отвлекло зрителей и рецензентов от поиска ответа на животрепещущий вопрос: за кого автор шедевра — за стрельцов или за царя? Картину тут же, на выставке, купил Павел Третьяков, заплатив целых 8000 рублей.

«Меншиков в Березове», считающийся самым любимым детищем своего автора, а потом и «Боярыня Морозова» укрепили славу.

В трилогии уже явственно заметен уникальный почерк: тщательная проработка деталей, динамично выстроенная композиция, усиленное внимание к цвету.

Тяжелейшим горем для Сурикова, разделившим мир на «до» и «после», стала кончина супруги 8 апреля 1888-го. После нее он так и не смог до конца оправиться. Вдовец писал своему брату: «Вот, Саша, жизнь моя надломлена; что будет дальше, и представить не могу». Больше уже никогда Василий Иванович не будет пытаться устроить свою личную жизнь. И никогда больше не напишет картины, равной по своей пронзительной силе «Боярыне Морозовой». Художником овладела депрессия и он, казалось, вовсе охладел к живописи.

Больше года гений не брал в руки кисть… Символом начала духовного восстановления стала работа «Исцеление слепорожденного Иисусом Христом», где в образе вылечившегося улавливаются черты самого Василия Ивановича Сурикова.

Вдохновленный путешествием в Сибирь в 1891 году живописец создает необычайно жизнеутверждающее, яркое, проникнутое энергией и весельем «Взятие снежного городка». Мужчина с усами с правой стороны, изображенный в профиль — Александр Суриков, брат мастера.

В дальнейшем жизнь художника сосредоточилась в дочерях, Ольге и Елене. В 1910-е Суриков много путешествует: вместе с зятем Петром Кончаловским он едет в Испанию, затем в 1914-м посещает родной Красноярск, где рисует пейзажи, в 1915-м отправляется в Крым. В своем творчестве он снова и снова обращается к событиям, показывавшим мощь и силу духа русского народа.

Первая мировая война стала для Василия Сурикова болезненным ударом, сразу дали знать о себе проблемы с сердцем. Художник скончался 6 марта 1916-го года в Москве, тихо произнеся: «Я исчезаю…». Могила мастера находится на Ваганьковском кладбище.

Василий Суриков — в русской живописи явление такого же масштаба, как Александр Пушкин в литературе или Михаил Глинка в музыке. Недаром за увлеченность построением композиции еще в молодости его прозвали «композитором», а созданные им шедевры — «математикой живописи». А в своем полном, поистине мистическом погружении в глубины русской души Василий Суриков подобен Федору Достоевскому.

Гений, наделенный даром видеть давно минувшие эпохи, занял особенную, новую нишу в живописи. Стремясь к попранию догматов академического искусства, недовольный его холодом и безжизненностью, художник-новатор включал в свои картины элементы быта и скрупулезно воспроизводил архитектурный фон. Свободная группировка фигур смотрелась невероятно убедительно. Его работы буквально погружали зрителя в событие, рождая ощущение личной сопричастности к истории.

Самые известные картины Василия Сурикова

Картины Василия Ивановича Сурикова имеют название, тему, но подлинное их содержание — то, что художник пережил лично, то, что поразило когда-то его ум, воображение, взяло за душу. Мастер не делился замыслами ни с кем: будто частица его духа переселялась в полотно, оживляя его — и тогда сила воздействия картины достигала максимума. Наиболее известны работы:

  • «Утро стрелецкой казни» (1881) — воплощение противоречий, раздирающих нацию. Кровавая расправа, кажется, готовится прямо на глазах зрителя.
  • «Меншиков в Берёзове» (1883) — в это произведение художник вложил много личного. Не случайно старшая дочь опального «полудержавного властелина» очень походит на хрупкую, болезненную жену художника.
  • «Боярыня Морозова» (1884-1887) — отражает интерес автора к теме раскола, волновавшей его с детства. Замысел созревал долго, эскиз к картине был написан еще в 1881-м.
  • «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» (1895) — работа была приобретена Николаем II за рекордную для русской живописи сумму — 40 000 рублей.
  • «Переход Суворова через Альпы» (1899) — выполнена в необычном для батальных картин вертикальном формате — лавина солдат как будто катится на зрителя.
  • «Степан Разин» (1906) — обращает на себя внимание эмоциональная отчужденность Разина от окружающих его лиц.

Когда жена Василия Сурикова уже была при смерти, Лев Толстой повадился навещать ее и вести с умирающей тоскливые задушевные беседы. После его визитов Елизавета всегда плакала. Когда писатель нагрянул в очередной раз, Василий Иванович просто спустил его с лестницы со словами: «Пошел вон, злой старик!»

На портале Very Important Lot вы можете принять участие в аукционах и недорого купить картины в собственную коллекцию или в подарок. На нашем сайте продаются как работы современных художников, так и шедевры живописи прошлого.

Содержание

Василий Иванович Суриков (1848-1916) – прославленный русский художник, живопись которого является ценным достоянием человечества не только с художественной точки зрения, но и с исторической – с кропотливостью учёного живописец исследовал и писал ушедшие эпохи. Какой Суриков художник, демонстрирует не только его творческое наследие, но и наивысшие оценки коллег и специалистов, современников и последователей – колористика и виртуозное владение композицией обеспечили ему дружеское прозвище «композитор» (что в данном случае не имеет отношения к музыке).

Происхождение

Василий Суриков родился 24 января 1848 года в Красноярске (административном центре Енисейской губернии) в семье коллежского секретаря Ивана Васильевича Сурикова (1806-1859), предки которого имели казачьи корни: дед по отцу служил в тех же краях, его брат атаманствовал на Енисее. Когда-то они переселились на сибирские просторы с Дона. Мать Василия, Прасковья Фёдоровна Торгошина (1818-1895), тоже была красноярской. Это была трудолюбивая, заботливая и умная женщина, к тому же художественно одарённая (плела кружева, вышивала по собственным рисункам, мастерски подбирая цвета). Позже художник вспоминал особенную проницательность матери, которая с одного взгляда на человека точно могла определить его сущность.

Детство

В 1854 году семья по причине служебного перевода отца переехала в Сухой Бузим в той же губернии. Через два года Василий идёт учиться: сначала в приходскую школу, в 1858-м – в окружное училище (только после 1879 года округа стали именоваться уездами).

В 1859 году умер отец Василия (от туберкулёза). Мать с пятью детьми, сёстрами будущего художника и его младшим братом Александром, возвращается в семейный дом в Красноярске. Нужда заставляет сдавать собственный 2-этажный дом, а самим ютиться во флигеле. В целом живут сносно (мать рукодельничала, чтобы заработать «копейку»), а, главное, дружно, проводя вечера по традиции все вместе за столом.

Первый учитель

В училище Суриков учился успешно. Важное значение для его будущего имела встреча с человеком, угадавшим дарование практически в самой начальной стадии развития. Это Николай Васильевич Гребнев, учитель рисования. Он и сам поверил в талант Василия, и ему внушил, что он непростой мальчик, и ему непременно надо много работать, оттачивая свой талант. Копирование гравюр с картин старых мастеров, этюды на природе, приёмы акварельной живописи – Гребнев стал первооткрывателем таланта Сурикова и первым его огранщиком. Художник впоследствии всегда будет с теплотой и чувством благодарности вспоминать своего наставника.

Ранний сибирский период жизни Сурикова

image
Церковь

В 1861 году Суриков блестяще окончил училище. Материальное положение семьи заставляет его поступить на канцелярскую службу. Всё свободное время Василий усердно занимается рисованием. Картин Сурикова этого периода не сохранилось, лишь несколько рисунков с гравюр Боровиковского и Неффора.

В 1866 году Катя, одна из сестёр, вышла замуж и переехала в Тесинское (село, южнее Красноярска). Художник приезжал сюда несколько раз, много рисовал. Известно, что сохранился один рисунок с изображением церкви.

Работа писарем в губернском управлении оказалась полезной близостью к сильным мира сего. Так, рисунки Сурикова попали на глаза губернатора Замятнина, тот, восхищаясь в обществе, привлёк внимание золотопромышленника Кузнецова, который изъявил желание помочь молодому таланту и оплатить его учёбу в столице.

Санкт-Петербург. Начало

В конце 1868 года Суриков покинул Красноярск. Весной он не поступил в Академию художеств, устроился заниматься в рисовальную школу. Затем осенью его зачислили в качестве вольнослушателя, спустя год перевели на место студента.

image
Княжеский суд

1869 – 1875 годы – период учёбы в Академии. Руководителем Сурикова был именитый педагог Павел Чистяков, который называл студента «сибирским самородком» и отмечал удивительное соответствие фамилии (сурик – высокостойкий минерал). Василий учился успешно, регулярно заслуживая медали, денежные премии, похвалы и даже восторги. К концу обучения начал чувствовать, что академические темы мало его волнуют, как живописца. Так, в 1874-м, задумав «Клеопатру», сделал только один, однако тщательный, эскиз. Картина Сурикова под названием «Княжеский суд», того же года, демонстрирует возникший интерес молодого художника к древнерусской народной жизни.

Первая самостоятельная работа

В 1870 году молодой художник пишет своё первое самостоятельное, без наставников, произведение. Это петербургский пейзаж, вид на Сенатскую площадь, который очаровал и поразил красноярского провинциала в первую его зиму в столице.  Он тогда много гулял по городу, любовался архитектурой, памятниками, фонарями. После Академической выставки благодетель Кузнецов купил пейзаж – без картины Сурикова, своего протеже, возвращаться в Красноярск он не желал.

Москва

Окончившему в 1875 году Академию Сурикову через некоторое время пришлось переехать в Москву – здесь строился храм Христа Спасителя, художник получил заказ на фрески. Начал работу в Петербурге, продолжил с 1877 года непосредственно на месте строительства. Покончив с этой работой, решил больше не брать заказов, а посвятить свою жизнь творчеству, подчинившись собственным стремлениям и интересам.

Здесь, в Москве, мировоззрение Сурикова окончательно сформировалось и определился стиль его живописи, главный предмет которой русская история. Повлиявшим на начальных этапах своего творчества сам Суриков считал художника Александра Иванова.

Жил по квартирам и меблированным комнатам, заводил знакомства и друзей, с которыми посещал оперу – очень любил музыку, пение, сам учился играть на гитаре. Летом выезжал на родину.

Личная жизнь

image
Портрет Матери

В начале 1878 года Суриков женился на Елизавете Шаре (Шарэ), француженке-дворянке. Это был союз по большой любви. Василий всегда подсознательно стремился к семейственности – искренне любя мать, сестёр, брата, и здесь, вдали от них, вспоминая вечера в отчем доме, в далёкой Сибири с родными людьми, он хотел создать свою семью и свой очаг, подобный родному.

Елизавета родила двух дочерей, Ольгу и Елену. Уклад был замечательный: отец самозабвенно и продуктивно работал, мать занималась детьми.

Летом 1887 года всей семьёй вместе съездили в Красноярск. На родине художник написал портрет матери (он в Третьяковке).

Зимой 1888 года Елизавета, здоровье которой с рождения не было крепким, заболела, в апреле умерла.

Интересно, что знаменитые режиссёры Андрей Кончаловский и Никита Михалков являются правнуками Василия Сурикова (дочь Ольги Наталья была их матерью).

Шедевры периода семейного счастья

image
Утро стрелецкой казни 1881 г.

В период личного счастья художник создал монументальное «Утро стрелецкой казни», которое произвело фурор на выставке 1881 года (картину за 8 тысяч тут же купил Третьяков). Затем две картины, где главные герои Меншиков на одной и Морозова на другой, окончательно убедили публику и критиков, что Суриков – уникум. Полотна продемонстрировали уникальный почерк мастера, особенностями которого стали скрупулёзная проработка мельчайших деталей, безупречная динамичная композиция, идеальные цветовые решения в работах с множеством разнохарактерных ярких персонажей.

Возвращение на родину

Потерю любимой супруги художник переживал очень тяжело – искусство перестало его интересовать. Отвлечь от депрессии не смог и приехавший брат. Только дочери держали, работать художник не мог. В конце концов он послушался настояний матери, которая звала сына обратно на родину – дома и стены лечат. В мае 1889 года художник с дочками приехал в Красноярск.

Живя в обстановке, с детства тёплой и знакомой, среди родных и близких Суриков понемногу оттаивал. Вернулись душевные вечера у печки, неспешные разговоры, отвлекали дети. Зимние игры, в которых он когда-то участвовал сам, пробудили в художнике желание жить и писать. Так родилась картина «Взятие снежного города», для которой позировали как родные, так и просто знакомые. Она положила начало новой теме – героической, в которой раскрывается широта казацкой натуры.

image
Взятие снежного городка 1891 г.

Снова Москва

Осенью 1890 года, захватив с собой картину о снежном городке, Суриков вернулся в Москву. Весной следующего года картина была выставлена на Передвижной выставке и успешно продана.

С этого же времени художник начал собирать материал для задуманного полотна о Ермаке в Сибири – надолго уезжал в родные края, в Тобольск, на Дон, где написал много этюдов. Работал с воодушевлением и азартом – в результате родилась одна из лучших его картин, итог исторического прозрения мастера.

Портреты Сурикова

Художник всегда отказывался от заказов на портреты, но тем не менее в его творчестве они занимали особое место. Он любил их писать по велению души в часы отдыха. Это были образы простых, ничем не знаменитых, но близких ему людей, запечатлённых в повседневности и обыденности. Автопортреты и портреты Сурикова поражают будничностью – словно написаны для узкого круга.

Но портретный образ для художника был чрезвычайно важен – именно от него он отталкивался, создавая объёмные произведения с множеством характеров и эмоций.

Последние годы жизни

Произведения Василия Ивановича Сурикова в годы зрелости – это портреты родных и исторические картины, героями которых стали Суворов и Степан Разин. История России давалась мастеру не легко, о чём свидетельствует множество эскизов с разными композициями и идеями. В 1911 году художник направил свою пытливость на образ Емельяна Пугачёва. Эскиз с вождём крестьянского восстания, заключённым в клетке, остался единственным свидетельством мыслей Сурикова на эту тему. Сохранилось множество рисунков на разные исторические темы, но картинами они не стали.

В 1910 году Суриков открыл в Красноярске рисовальную школу – способствовал этому, обеспечив её материалами и наглядными пособиями. Здесь же, в родных местах, в 1914-м пишет пейзажи и акварели. Последняя работа, «Благовещение», так и осталась на родине художника (экспонат Красноярского художественного музея имени Сурикова).

Хроническая ишемия сердца отнимала последние силы. Лечение в Крыму в 1915 году ненадолго улучшило состояние художника. Его не стало 19 марта 1916 года – почти накануне революционной мясорубки и Гражданской войны, глобальных исторических событий многострадальной Родины, так волновавших Василия Сурикова, весь творческий путь которого это пытливый взгляд на историю России.

Самые известные картины Сурикова

В русской живописи имя Василия Сурикова равнозначно имени Пушкина в русской литературе или Чайковского в музыке, а глубина погружения художника в материал вызывает ассоциации с исследованиями русской души Фёдором Достоевским. Обладая даром остро чувствовать и видеть минувшие эпохи, живописец создал немало гениальных произведений.

Наиболее знамениты картины Сурикова под названиями:

  • «Утро стрелецкой казни» (1881);
  • «Меншиков в Берёзове» (1883);
  • «Боярыня Морозова» (1884-1887);
  • «Исцеление слепорождённого Иисусом Христом» (1889);
  • «Взятие снежного городка» (1891);
  • «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» (1895);
  • «Переход Суворова через Альпы» (1899);
  • «Степан Разин» (1906).

Сила духа, мощь и стойкость русского народа были главным предметом художественных исследований великого Василия Сурикова.

Самые известные картины Сурикова, смотреть

Смотрите также: image

памятник Верещагину

image

Крымов художник картины

image

Юрий Пименов Новая москва

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий