Биография Ушинского для детей начальной школы

image 19 Февраля 1823 – 22 Декабря 1870 гг. (47 лет) 4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 135.

Константин Дмитриевич Ушинский (1823 – 1871 гг.) – русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России. Он приложил немало сил, разработав полноценную педагогическую систему. В краткой биографии Ушинского оказалось место не только для фундаментальных научных трудов, но и для детских рассказов и сказок.

Детские и юные годы

Константин Ушинский родился 19 февраля (3 март) 1823 года в Туле, в семье офицера Дмитрия Григорьевича Ушинского, участника Отечественной войны 1812 года.

Мать мальчика умерла, когда ему исполнилось двенадцать лет, однако она успела дать сыну хорошее домашнее образование и привить любовь к наукам. После ее смерти Константин был зачислен сразу в третий класс гимназии.

В 1840 году Ушинский, закончив гимназию, поступил на юридический факультет Московского университета, где преподавали блестящие преподаватели своего времени. Четыре года спустя Константин Ушинский стал кандидатом юриспруденции, однако решил остаться в университете для подготовки к профессорскому званию. Помимо юриспруденции и философии, юноша интересовался театром и литературой, его искренне волновали проблемы народного образования.

Педагогическая карьера

В 1846 году Ушинский приступил к работе в ярославском Демидовском лицее. Однако молодой преподаватель с либеральными взглядами на учебный процесс не смог найти общий язык с руководством лицея, и был вынужден уйти с должности. В течение последующих полутора лет, что Ушинский искал себе новое место, он зарабатывал на жизнь переводами иностранных статей. Вскоре он переехал в Петербург, где устроился мелким чиновником.

Конфликт в Смольном институте

В 1859 году Константин Ушинский был приглашен на должность инспектора классов в Смольный институт. Он сразу с большим энтузиазмом принялся заниматься нововведениями: ввел практику проведения педагогических совещаний, создал класс для подготовки будущих воспитательниц, но самое главное – искоренил разделение учениц на мещан и благородных.

Вот только подобное новаторство далеко не всем пришлось по душе. Начальница Смольного института обвинила Ушинского в вольнодумстве, в результате чего он был вынужден покинуть институт и отправиться изучать школьное дело за границу. Константин Дмитриевич побывал во многих странах – Франции, Бельгии, Швейцарии, Германии, и везде записывал свои наблюдения. Собрав приличный материал, он написал книги «Детский мир» и «Родное слово», а также руководство для учителей и родителей.

Вернувшись в Россию после длительного путешествия, Ушинский принялся работать над своей главной книгой – «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии». Он успел написать два тома, а третий так и остался незаконченным.

Последние годы жизни

В биографии Ушинского было место и общественной деятельности, к которой педагог пристрастился на склоне лет. Он принял участие в учительском съезде в Крыму, побывал в учебных заведениях Симферополя, охотно общался с учителями и учащимися.

Кроме того, Константин Дмитриевич продолжал много писать. Среди его последних работ – статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников.

После трагической гибели старшего сына Ушинский решил переехать жить с семьей в Киев. Но прежде ему необходимо было отправиться на лечение в Крым. По дороге Константин Дмитриевич сильно простудился, и умер 22 декабря 1870 (3 января 1871) года в Одессе.

Ушинский внес огромный вклад в развитие педагогической деятельности в России, и после смерти его именем были названы многие учебные заведения в стране.

Тест по биографии

  1. /10 Вопрос 1 из 10

    Кем был Константин Дмитриевич Ушинский?

    Начать тест

Биография

Имя Константина Ушинского стоит в первом ряду деятелей российской педагогики, и его без натяжки можно назвать основателем научной школы воспитания подрастающего поколения в своем отечестве. Прожив короткую жизнь, мужчина разработал полноценную педагогическую систему и стал автором десятков книг, среди которых не только фундаментальные научные труды, но и рассказы для детей. Учитель видел целью жизни служение людям и отдавал себя без остатка любимому делу, стремясь сделать образование общедоступным.

Детство и юность

Константин Дмитриевич родился в Туле в семье чиновника Дмитрия Григорьевича и его супруги Любови Степановны. Отец будущего педагога имел за плечами военную карьеру, будучи ветераном войны с Наполеоном.

image
Константин Ушинский в молодости / Википедия

Историки ХХ века считали датой рождения писателя 19 февраля 1824 года, однако современные исследователи биографии, опираясь на сведения тульских архивов, утверждают, что Ушинский родился годом ранее. Путаница с датами произошла из-за несвоевременной регистрации метрического свидетельства, которая отложилась в связи с назначением отца на новый пост и переездом семьи. Однако по сей день общепринятым годом рождения педагога остается 1824-й, и все юбилейные мероприятия берут отсчет именно от этой цифры.

Детство и юные годы ученого прошли в Черниговском старинном городке Новгороде-Северском, куда отца семейства назначили на должность судьи. Когда ребенку исполнилось 11 лет, умерла мать, которая с раннего возраста занималась образованием сына. Благодаря полученным знаниям мальчик без труда поступил в гимназию, причем был определен сразу в 3-й класс.

Впоследствии Ушинский с признательностью вспоминал директора, первых учителей и отмечал, что те были одержимы наукой, преданы делу и любили детей. Возможно, поэтому уровень образования в школе оказывался выше, чем в обычных уездных городках того времени. Юноша получил аттестат в 1840 году и к тому моменту уже познакомился с историей декабристов и вольнолюбивыми идеями европейских просветителей.

Продолжил обучение Константин в Московском университете, поступив на юриста. Здесь молодой человек слушает лекции блестящих профессоров и увлекается философией, литературой и правом. Окончив курс в 1844 году, парень остается при университете для сдачи магистерского экзамена. В это время Ушинского начинают волновать вопросы просвещения русского народа, который в большинстве своем оставался безграмотным.

Став кандидатом юридических наук, выпускник отправляется в Ярославль, где с 1846 года работает в Демидовском юридическом лицее. Преподаватель прогрессивных взглядов держался с учениками просто и не любил формальностей на уроках, чем вызывал недовольство начальства.

Передовые настроения молодого специалиста настораживали руководство, и за педагогом установили негласный надзор. Устав мириться с таким отношением, Константин покидает место и зарабатывает на жизнь, переводя иностранные статьи для журналов. Переехав в Санкт-Петербург, устраивается мелким чиновником в Министерство внутренних дел.

Педагогика

В 1854 году Ушинскому удалось получить должность старшего преподавателя в Гатчинском сиротском институте – среднеспециальном закрытом учреждении, находящемся на попечении императрицы. Заведение занималось воспитанием будущих чиновников для департаментов и министерств и отличалось строгостью порядков. Здесь процветала система наказаний за малейшие оплошности и царила нездоровая атмосфера доносительства и враждебности между учениками.

Поначалу Константин Дмитриевич преподавал русскую словесность и право, но спустя полгода занял позицию инспектора. За годы трудов в институте Ушинский смог построить воспитательный процесс так, что кляузы, воровство и сухой канцеляризм ушли из стен учреждения. Здесь учитель находит архивы предшественника, содержащие библиотеку педагогических работ, знакомство с которыми открывают молодому преподавателю новый мир.

Вдохновленный изученными материалами, автор пишет статью «О пользе педагогической литературы», которая сделала его знаменитым. Мужчина становится постоянным автором столичной периодики, среди которой “Журнал для воспитания”, “Современник” и “Библиотека для чтения”. Позже в течение полутора лет педагог работал редактором “Журнала Министерства народного просвещения” и превратил издание в популярный сборник передовых статей.

Следующим этапом в карьере стала работа в Смольном институте благородных девиц, где начинающий ученый смог воплотить смелые свежие идеи. Преподавателю претило разделение девушек на знатных и простых, поэтому в первую очередь он добился равного отношения ко всем ученицам. Ушинский настаивал, чтобы обучение происходило на родном языке, и еще дал возможность девушкам получить квалификацию воспитательниц.

Мужчина ввел обычай регулярно устраивать собрания педагогического коллектива для обсуждения насущных дел и передовых идей в сфере образования. Эти вечера стали местом встречи друзей и неравнодушных коллег, где говорили о реформах, театре, литературе. Константин Дмитриевич пользовался уважением и популярностью среди сослуживцев и учеников, а вот начальству казался вольнодумцем. Поэтому, чтобы избавиться от “неудобного” сотрудника, в 1862 году его отправили в заграничную командировку на 5 лет.

Живя в Европе, мужчина живо интересуется передовым опытом в области воспитания и образования, посещая учебные заведения Германии, Швейцарии, Франции и других стран. Он продолжает заниматься литературной деятельностью, которую начал еще в Гатчине.

В 1864 году из-под пера писателя выходят детские учебники “Родное слово” и “Детский мир”, и первый дополняется методическими материалами по преподаванию словесности, которые адресованы родителям и учителям. Эти произведения вошли в сокровищницу педагогической литературы, выдержав сотни переизданий.

Ушинский писал и художественную прозу, и важное место там занимают сказки и рассказы для детей. “Слепая лошадь”, “Четыре желания”, “Проказы старухи-зимы” стали классикой детской литературы.

Итоговым фундаментальным трудом по педагогике стал написанный по возвращении на родину “Человек как предмет воспитания”, оставшийся незавершенным. При жизни автора вышли 2 тома антропологического исследования, цитаты из которого можно найти и в современных научных работах.

Личная жизнь

Счастье в личной жизни Константин Дмитриевич обрел с подругой детства Надеждой Семеновной Дорошенко, ставшей его женой в 1851-м. Год спустя у пары появился первенец Павел, затем дочери Вера и Надежда и сыновья Константин и Владимир. Сохранился фотографический портрет, где семья предстает в таком составе. В 1867 году рождается шестой ребенок – дочь Ольга, ставшая впоследствии художницей.

Семейство переезжало с места на место вслед за своим главой, но у Ушинских был уголок тихого пристанища, куда те неизменно возвращались: на хуторе Богданка под Черниговом мужчина купил дом.

Интересный факт, что дочери педагога стали продолжателями дела отца: девушки занимались организацией школ и училищ, не жалея времени и собственных средств.

Смерть

На последние годы жизни пришелся расцвет научной и гражданской деятельности Ушинского. Он пишет статьи, участвует в профессиональных съездах, занимается формированием стройной педагогической системы. Мужчина зарабатывает авторитет как мастер и энтузиаст своего дела.

Вместе с тем в 1870 году семью постигает горе: старший сын Павел в 18 лет погибает во время охоты. Смерть тяжело переживается семьей, и Константин Дмитриевич принимает решение о переезде в Киев, приобретя там дом.

Могила Константина Ушинского / Википедия

После этого, взяв сыновей, 47-летний педагог отправляется на лечение в Крым. Однако в дороге Ушинский простывает. Болезнь проходит с осложнениями и становится причиной смерти, наступившей в конце декабря 1870 года в Одессе. Могила прославленного учителя находится в Киево-Выдубицком монастыре.

Вклад мужчины в российскую педагогику трудно переоценить. Его стремление сделать образование доступным для всех слоев населения скоро обрело плоды, а фундаментальные труды писателя легли в основу последующих воспитательных систем. В честь деятеля названы десятки учебных заведений, библиотек и улиц в России.

Библиография

  • 1847 – «Лекции в Ярославском лицее»
  • 1856 – «О народности в общественном воспитании»
  • 1857 – «Три элемента школы»
  • 1858 – «О средствах распространения образования посредством грамотности»
  • 1858 – «Школьные реформы в Северной Америке»
  • 1858 – «Внутреннее устройство североамериканских школ»
  • 1859 – «Письма о воспитании наследника русского престола»
  • 1864 – «Родное слово»
  • 1867 – «Человек как предмет воспитания»
  • 1869 – «Человек как предмет воспитания»
  • 1870 – Материалы к третьему тому “Педагогической антропологии”

русский педагог, основоположник научной педагогики в России 2 марта 1824 198 лет назад  —  3 января 1871 151 год назад

Константин Дмитриевич Ушинский

Константин Дмитриевич Ушинский – выдающийся русский педагог, родоначальник русской научной педагогики, родился (19 февраля) 2 марта 1824 года в Туле. Все его детство и отрочество прошло в небольшом отцовском имении, расположенном в четырёх верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны.

После окончания гимназии он поступил учиться на юридический факультет Московского университета. Именно там блестящие лекции профессора философии государства и права Петра Григорьевича Редкина оказали немалое влияние на последующий выбор Ушинским педагогики.

В 22 года последовало приглашение на кафедру энциклопедии законоведения Ярославского Демидовского лицея. Спустя четыре года, в 1850 году, Ушинский вынужден был покинуть лицей из-за своих демократических идей. Он уехал в Петербург, где поступил в департамент иностранных исповеданий, его начальником был граф Дмитрий Андреевич Толстой.

С 1855 года Ушинский работал преподавателем географии и русской словесности в Гатчинском сиротском институте, а через короткое время стал инспектором. В 1859 году он получил назначение на должность инспектора Смольного института, но пробыл там недолго. Вскоре он вынужден был покинуть институт и поехать в командировку за границу.

Вернувшись в Россию в 1867 году, Ушинский приступает к литературной деятельности. Он посвятил много времени составлению детских книг «Детский мир», «Родное слово». Учебник русского языка «Родное слово» выдержал 157 изданий!

Рассказы Ушинского для детей отличаются умелым использованием русского фольклора («Васька», «Жалобы зайки»); лаконичная назидательность достигается в них скрупулёзным отбором деталей, ясностью и понятностью мысли («Лекарство», «Орел и кошка», «Детские очки»).

Огромное значение имеет работа Ушинского под названием «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии». Это сочинение переиздавалось более 10 раз и до сих пор широко известно среди педагогов.

Скончался великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский (22 декабря 1870 года) 3 января 1871 года в Одессе.

ВконтактеОдноклассникиМой мирПерейти к навигации Перейти к поиску

Константин Ушинский
Имя при рождении Константин Ушинский
Дата рождения 2.03.1823
Место рождения Тула
Дата смерти 3.01.1871
Место смерти Одесса
Гражданство Российская империя
Род деятельности педагог, писатель
Язык произведений русский
Срок авторских прав общественное достояние

Константин Дмитриевич Ушинский — русский педагог, основоположник научной педагогики в России, писатель.

Константин Ушинский / Биография

Константин Ушинский родился 2 марта 1823 года (по новому стилю), а по некоторым данным в 1824 году) в Туле, в небогатой дворянской семье. Отец, Дмитрий Григорьевич Ушинский, участник Отечественной войны 1812 года, отличился в Бородинском сражении. После выхода в отставку служил чиновником в различных ведомствах. Мать, Любовь Петровна, занималась воспитанием сына, благодаря ей мальчик был сразу принят в III класс гимназии.

После окончания гимназии в 1840 году Константин Ушинский был принят на юридический факультет Московского государственного университета. После окончания курса в 1844 году был оставлен на кафедре для подготовки и получения профессорского звания.

Во время обучения в университете Ушинский подрабатывал частными уроками. Его первый педагогический опыт свидетельствовал: обучение — дело не настолько простое, как об этом принято думать. Передавать знания ребенку, подростку без специальной подготовки практически невозможно.

В 1846 году Константин Ушинский получает назначение в Ярославский юридический лицей на должность профессора энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов. Здесь он проявил себя как ученый-энциклопедист и талантливый лектор.

Свободолюбивые взгляды не разделяло учебное начальство и Константин Ушинский был вынужден оставить лицей. Некоторое время занимался переводами статей из иностранных газет и журналов, написанием рецензий и обзоров. Попытки устроиться на преподавательскую работу были тщетными. После переезда в Петербург удалось устроиться на мелкую чиновничью должность в департамент духовных дел иностранных исповеданий.

В 1855 году он получает должность сначала преподавателя словесности и законоведения, а затем и инспектора Гатчинского сиротского института. В результате введенных Ушинским новшеств количество оставленных на повторное обучение учеников сократилось в два раза.

  • Константин Ушинский
  • Как рубашка в поле выросла / К. Д. Ушинский

  • Бишка / К. Ушинский

  • Наблюдательность / Ушинский К.

  • Четыре желания / К. Ушинский

  • Утренние лучи / К. Ушинский

Периодом его наибольших научных и творческих свершений были шестидесятые годы. Выдающимся событием в истории отечественной педагогики стала книга «Детский мир», опубликованная в 1861 году. Небывалый успех потребовал печати еще двух дополнительных тиражей в том же году. Хрестоматия «Детский мир» предназначалась для чтения на уроках русского языка в начальной школе. По замыслу автора она могла так же использоваться и для семейного чтения.

В 1864 году было напечатано «Родное слово», успех которого превзошел все ожидания. Эта книга стала одной из самых распространенных в народной школе. В основу ее легли принципы постепенного и систематического развития ребенка.

  • Константин Ушинский. «Родное слово для детей младшего возраста», 1915 год
  • Константин Ушинский. Родное слово для детей младшего возраста, 1915 год. Издание Н. С. Ушинской

  • Константин Ушинский. Родное слово для детей младшего возраста, 1915 год

  • Константин Ушинский. Родное слово для детей младшего возраста, 1915 год

  • Константин Ушинский. Родное слово для детей младшего возраста, 1915 год

Успех этих трудов Константина Ушинского объяснялся в первую очередь тем, что основывался на личном опыте — преподавательском, и самое главное — на опыте воспитания в собственной семье.

В западноевропейских странах Константин Ушинский изучал системы образования и не прекращал заниматься научно-исследовательской деятельностью. Он публиковал статьи в научных журналах, главной жизненной задачей стало научное обоснование педагогики, которое было дано в его главном научном труде — «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии». Первый том вышел в 1868 году. Через несколько лет вышел второй, а третий остался незаконченным.

После возвращения в Россию в конце 60-х годов занимался общественной деятельностью, а также написанием статей о воскресных школах, ремесленных училищах. Последней прижизненной публикацией в 1870 году была статья «Общий взгляд на возникновение наших народных школ».

Умер в 1871 году в Одессе, похоронен в Киеве на территории Выдубицкого монастыря.

Именем Константина Дмитриевича Ушинского названа Научная педагогическая библиотека, основанная в 1925 году. В настоящее время это Информационный центр «Библиотека имени К. Д. Ушинского» РАО.

Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.

Константин Ушинский

Константин Ушинский / Книги

  • Азбука из «Родного слова» К. Д. Ушинского. С прописями и образцами для первоначальной рисовки. — 1-е изд. (отдельное). — Санкт-Петербург : тип. В. С. Балашева, 1874. — 24 с. — [Хранится в РНБ].
  • Ушинский К. Д. Бишка : рассказы для младшего возраста / рис. Е. Чарушина. — [Москва – Ленинград] : Детиздат, 1938.— 24 с. — [Хранится в РНБ].
  • Ушинский К. Д. Бишка / К. Ушинский ; рисунки А. Лаптева. — Москва : Махаон, 2016. — [16] с. : цв. ил. — (Мои любимые книжки).
  • Содерж.: Бишка; Васька; Коровка; Лошадка; Петушок с семьей; Уточка; Козел.
  • Ушинский К. Д. В лесу летом : [рассказы для детей]. — Москва : Гос. Изд-во, 1928. — 10 с. с красочными ил. — [Хранится в РНБ].
  • Ушинский К. Д. Воскресные школы. Письмо в провинцию К. Ушинского. — Санкт-Петербург : тип. И. Огризко, 1861. [2], 25 с. — [Хранится в РНБ].
  • Ушинский К. Д. Детский мир. Первое знакомство с детским миром : часть I: Из природы / Ушинский К. Д. / К. Д. Ушинский ; методическая обработка и комментарии И. А. Горячевой. — Екатеринбург : Артефакт, 2018. — 327 с. : ил. — (Образовательная система «Русская классическая школа»).
  • Ушинский К. Д. Детский мир : хрестоматия / К. Д. Ушинский ; методическая обработка и комментарии И. А. Горячевой. — Екатеринбург : Артефакт, 2018. — 448 с. ; 22 см. — (Образовательная система «Русская классическая школа»).
  • Ушинский К. Д. Родное слово. Для детей младшего возраста. Год первый. Азбука и первая после азбуки книга с прописями, образцами для первоначальной рисовки и картинками в тексте / сост. К. Ушинский. — Санкт-Петербург : тип. Рогальского и К◦, 1864. — [2], 30, 74, II с. : ил. — [Хранится в РНБ].
  • Ушинский К. Д. Родное слово. [Книга для учащих]. Советы родителям и наставникам о преподавании родного языка по учебнику «Родное слово». Год первый и второй / сост. К. Ушинский. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Санкт-Петербург : тип. И. Маркова и Компании, 1865. — [2], 98, [2] с. — [Хранится в РНБ].
  • Ушинский К. Д. Родное слово. Азбука / К. Д. Ушинский ; методическая обработка и комментарии И. А. Горячевой ; [художник А. М. Туманов]. — Екатеринбург : Артефакт, 2018. — 64 с. : ил. — (Образовательная система «Русская классическая школа»).
  • Ушинский К. Д. Родное слово. Первая после Азбуки книга для чтения / К. Д. Ушинский ; методическая обработка и комментарии И. А. Горячевой ; [художник А. М. Туманов]. — Екатеринбург : Артефакт, 2018. — 152 с. : ил. — (Русская классическая школа: образовательная система).
  • Ушинский К. Д. Спор животных : с вопросами и ответами для почемучек / К. Ушинский ; [комментарий биолога Е. В. Вязникова ; колл. художников]. — Москва : АСТ, 2017. — 188 , [3] с. : ил. — (Лучшие рассказы о живой природе с вопросами и ответами для почемучек) (Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева рекомендует) (Аванта).
  • Ушинский К. Д. Четыре желания / К. Ушинский ; [худож. Е. Попкова]. — Москва : Детская литература, 1972. — [16] с. : ил. — (Мои первые книжки).

Константин Ушинский / Книги в Национальной электронной детской библиотеке

Рубрика: Краткие биографии

Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1870) – русский педагог, писатель, родоначальник научной педагогики в России. Разработал эффективную педагогическую систему, а также стал автором ряда научных трудов и детских произведений.

В биографии Ушинского есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Константина Ушинского.

image

Биография Ушинского

Константин Ушинский появился на свет 19 февраля (3 марта) 1823 г. в Туле. Он рос в семье отставного офицера и чиновника Дмитрия Григорьевича и его супруги Любови Степановны.

Детство и юность

Почти сразу после рождения Константина, его отца назначили судьей в маленьком городе Новгороде-Северском (Черниговская губерния). В результате, именно здесь и прошло все детство будущего педагога.

Первая трагедия в биографии Ушинского произошла в 11-летнем возрасте – скончалась его мать, которая любила сына и занималась его образованием. Благодаря хорошей домашней подготовке, мальчику не составило труда поступить в гимназию и причем сразу в 3-й класс.

Константин Ушинский высоко отзывался о директоре гимназии Илье Тимковском. По его словам мужчина был буквально одержим наукой и стремился делать все возможное, чтобы ученики получали наиболее качественное образование.

После вручения аттестата 17-летний юноша поступил в Московский университет, выбрав юридическое отделение. Особенный интерес он проявлял к философии, правоведению и литературе. Получив диплом парень остался в родном вузе для подготовки к профессорской степени.

В те годы Ушинский размышлял над проблемами просвещения простого народа, который в большинстве своем оставался малограмотным. Когда Константин стал кандидатом юридических наук, он отправился в Ярославль, где в 1846 г. начал преподавать в Демидовском лицее.

image

Отношения между педагогом и студентами были очень простыми и даже дружескими. Ушинский старался избегать разных формальностей на занятиях, чем вызывал негодование у руководства лицея. Это привело к тому, что за ним установили негласный надзор.

По причине неоднократных доносов и конфликтов с начальством, Константин Дмитриевич решает покинуть лицей в 1849 г. В последующие годы биографии он зарабатывал на жизнь переводами иностранных статей и обзорами в изданиях.

Со временем Ушинский решил уехать в Санкт-Петербург. Там он трудился мелким чиновником в Департаменте духовных дел и иностранных вероисповеданий, а также сотрудничал с изданиями «Современник» и «Библиотека для чтения».

Педагогика

Когда Ушинскому исполнился 31 год ему помогли устроиться в Гатчинский сиротский институт, где он преподавал русскую словесность. Перед ним стояла задача воспитывать учеников в духе преданности «царю и отечеству».

В институте, где были установлены строгие порядки, занимались воспитанием потенциальных чиновников. Студентов наказывали даже за незначительные нарушения. Кроме этого ученики доносили друг на друга, вследствие чего между ними были холодные отношения.

Примерно через полгода Ушинскому доверили должность инспектора. Получив более широкие полномочия, он смог поставить воспитательный процесс таким образом, что доносы, воровство и какая-либо вражда постепенно исчезли.

image

В скором времени Константин Ушинский наткнулся на архив одного из предыдущих инспекторов вуза. Он состоял из множества педагогических трудов, которые произвели на мужчину неизгладимое впечатление.

Знания, полученные из этих книг настолько воодушевили Ушинского, что он решил написать свое видение о воспитании. Он стал автором одной из лучших работ по педагогике – «О пользе педагогической литературы», которая произвела настоящий фурор в обществе.

Получив немалую популярность Константин Ушинский начал публиковать статьи в «Журнале для воспитания», «Современнике» и «Библиотеке для чтения».

В 1859 г. педагогу доверили пост инспектора классов Смольного института благородных девиц, где он смог провести немало эффективных изменений. В частности, Ушинский добился отмены социального разделения между учащимися – на «благородных» и «неблагородных. К последним относились выходцы из мещанских семей.

Мужчина настоял на том, чтобы дисциплины преподавались на русском языке. Он открыл педагогический класс, благодаря чему ученицы смогли стать квалифицированными воспитательницами. Также он разрешил девушкам во время каникул и праздников навещать свои семьи.

Ушинский был инициатором введения собраний педагогов, на которых обсуждались разные темы и передовые взгляды в области образования. Благодаря таким встречам преподаватели могли лучше узнать друг друга и поделиться своими идеями.

Константин Ушинский имел большой авторитет среди коллег и студентов, однако его новаторские настроения были не по душе руководству вуза. Поэтому, чтобы избавиться от «неудобного» коллеги, в 1862 г. его на 5 лет отправили в командировку за рубеж.

Время, проведенное за границей не прошло для Ушинского даром. Он посетил несколько европейских стран, наблюдая за разными учебными заведениями – детсадами, школами и приютами. Своими наблюдениями он поделился в книгах «Родное слово» и «Детский мир».

Эти работы не теряют своей актуальности и сегодня, выдержав около полутораста переизданий. Помимо научных работ, Константин Дмитриевич стал автором многих сказок и рассказов для детей. Его последний главный научный труд назывался «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии». Он состоял из 3-х томов, последний из которых так и остался незавершенным.

Личная жизнь

Женой Ушинского была Надежда Дорошенко, с которой он был знаком еще с юности. Молодые люди решили пожениться в 1851 г. В этом браке у пары родилось шестеро детей: Павел, Владимир, Константин, Вера, Ольга и Надежда.

Интересный факт, что дочери Ушинского продолжили дело отца, занимаясь организацией учебных заведений.

Смерть

В последние годы жизни Константин Дмитриевич получил всеобщее признание. Его приглашали участвовать в профессиональных съездах и доносить до людей свои идеи. Одновременно с этим он продолжал усовершенствовать свою педагогическую систему.

За несколько лет до смерти мужчина поехал лечиться в Крым, но по дороге на полуостров простудился. По этой причине он решил остановиться для лечения в Одессе, где позже и скончался. Константин Ушинский умер 22 декабря 1870 г. (3 января 1871 г.) в возрасте 47 лет.

Фото Ушинского

imageimage

imageimage

Если вам понравилась краткая биография Константина Ушинского – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку: Top

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий