Да здравствует жизнь! Удивительная судьба, фантастические картины и несбывшееся материнство Фриды Кало

Биография Фриды Кало

Фрида Кало — великая мексиканская художница, одна из икон феминизма. О ее жизни снято несколько фильмов, самый известный — «Фрида», вышел в 2002-м году. image На фото: Фрида Кало

Детские годы

Фрида Кало появилась на свет в семье потомственного фотографа Гилермо Кало, немецкого иммигранта с еврейскими корнями. Мать, Матильда, была испанкой с примесью индейской крови. image Родители Фриды КалоВ 6 лет Фрида заболела полиомиелитом. Из-за болезни правая нога усохла и стала короче левой. Физический недостаток не мешал девочке вести полноценную жизнь. Наравне с соседскими мальчишками она плавала, занималась боксом и даже играла в футбол. Короткую ногу ей приходилось прятать под брюками и длинными юбками. Фрида Кало в детствеВ 1922 году Фрида начала обучение в подготовительной школе. В то время она увлекалась рисованием, но планировала карьеру врача, а в живописи видела лишь легкую забаву. В тот же год судьба подарила ей встречу с будущим мужем. Некрасивый с виду, художник Диего Ривера имел огромный успех у женщин. Девушка влюбилась в него без памяти. Уже тогда она заявила друзьям, что станет его женой и родит сына. Фрида Кало (справа) с сестрами17 сентября 1925 года Фрида чудом выжила в страшной аварии. Автомобиль, в котором она ехала со своим приятелем, врезался в трамвай. Стальной прут токосъемника проткнул живот и вышел через пах, тазобедренные кости оказались раздробленными. Фрида получила повреждения позвоночника, многочисленные переломы ребер и ног. Фрида Кало в молодостиОколо года девушка провела в больнице. Именно в этот период она всерьез занялась живописью. Для Фриды смастерили уникальную подставку для картин, позволявшую писать лежа. Над кроватью висело большое зеркало. Единственным, что Фрида видела каждый день, была она сама, поэтому ее творчество началось с автопортретов.

Годы творчества

В 1929 году Фрида стала ученицей Национального института Мексики. В свободное время она посещала занятия в художественной школе, и там снова встретила Диего Риверу. Набравшись смелости, Фрида показала свои работы знаменитому художнику. Ривера высоко оценил ее талант. Его восхитила чувственность и тонкая наблюдательность девушки. Диего назвал ее прирожденной художницей. Молодая художница Фрида КалоВ 22 года Фрида вышла за него замуж, как и обещала. Ривере на тот момент было уже 43 года. Друзья шутливо называли их брак «союзом между слоном и бабочкой». Диего Ривера и Фрида КалоСтиль Кало был близок к жанру сюрреализма. Родоначальник жанра Андре Бретон был очарован ее картинами. Парадокс, но саму Фриду этот жанр раздражал. Они считали меня сюрреалисткой, но это никогда не было правдой. Я изображала реальность, а не больные фантазии. Самая знаменитая картина Кало, «Госпиталь Генри Форда» (1932), изображала обнаженную женщину на кровати, а вокруг нее в воздухе летали мертвые младенцы и пустые женские матки. Так Фрида выразила свою боль и горечь от невозможности иметь детей. Картина «Госпиталь Генри Форда» (1932)Первое признание Кало получила в 1937 году, когда Андре Бретон показал ее работы на Парижской выставке искусства Мексики. Ее гением восхищались Пабло Пикассо и Василий Кандинский. Одну из ее картин, автопортрет «Рама», выставили в Лувре. Художница написала себя в розовом платье, лицо в обрамлении птиц и цветов. Фрида Кало. Автопортрет «Рама»Другая известная ее картина — «Что мне дала вода» (1938). В наполненной ванне тонут голые женщины, мертвая птица и целый город. Кало символически изобразила свои мучения из-за измен мужа и рухнувшие мечты. Фрида и её муж Диего РивераБольшинство своих картин Кало писала не на холсте, а на металле или оргалите. Холст не позволял ей добиться желаемой яркости и четкости красок. Ее кисти принадлежат более 150 работ, в основном это автопортреты.

Фрида Кало и Лев Троцкий

Фрида разделяла интерес мужа к идеям коммунизма. Еще в 1928 году она стала членом Мексиканской коммунистической партии. Зачитывалась трудами Маркса, Ленина, Сталина и Зиновьева. Восхищалась Троцким, болезненно восприняла его высылку из Советского Союза. В 1937 году Ривера дал приют Троцкому и его жене Наталье Седовой. Фрида Кало и Лев ТроцкийОбаятельная, дерзкая, сквернословящая Фрида сразу заставила гостя забыть о ее короткой ноге. Лев Давидович старался показать хозяйке дома свои чувства: невзначай прикасался к ее руке, под столом трогал ее колено. Строчил пылкие записки, которые передавал ей в книгах на глазах у Риверы и Седовой. Наталья Седова и Лев ТроцкийДомогательства 60-летнего старика быстро утомили Фриду. Ривера ни о чем не догадывался, а вот Седова жестко поговорила с «трибуном революции». Троцкому пришлось умолять о прощении на коленях. Вскоре они с женой покинули гостеприимный дом Риверы.

Брак с Диего Риверой

Отношения двух гениев были страстными и тяжелыми. Брак начался со скандала на свадьбе. Ривера перепил текилы, схватил пистолет и начал палить в воздух. Его едва успокоили. Любимец женщин, он открыто изменял жене, чтобы заставить ее страдать, даже не скрывая своих мотивов. Фрида Кало с мужемИз чувства мести Фрида пыталась заводить романы на стороне — не только с мужчинами, но и с женщинами. Но ее интрижки всегда заканчивались плохо. В 1939 году Ривера соблазнил младшую сестру Фриды. На этот раз художница не выдержала унижения. Супруги расстались, но через год снова начали жить вместе. Диего и ФридаАвтокатастрофа 1925-го года навсегда лишила Кало надежды иметь детей. Она три раза была беременна, но каждый раз все заканчивалось выкидышем. Картина Фриды Кало «Сломанная колонна»Боли в позвоночнике мучили Кало всю жизнь. Ей постоянно приходилось носить специальные корсеты. За свою жизнь она перенесла 30 тяжелых операций.

Смерть

В 1950 году состояние художницы резко ухудшилось. Врачам пришлось сделать 8 операций позвоночника, она провела в больнице около года и после этого оказалась прикованной к инвалидной коляске. Фрида Кало на инвалидной коляскеВ 1952 Кало пережила ампутацию левой ноги. Зависимость от болеутоляющих с каждым днем становилась все сильнее. Когда в 1953 в Мехико прошла ее первая персональная выставка, художницу пришлось везти туда на карете скорой помощи. Перед публикой она появилась, лежа на санитарных носилках. Похороны Фриды КалоФрида Кало ушла из жизни 13 июля 1954 года, причиной смерти стало воспаление легких. Панихиду провели в «Бельяс Артес», Дворце изящного искусства. В последний путь ее провожали многие значимые лица Мексики, среди них был даже президент страны Ласаро Каренас. Друг детства Фриды, разделявший ее любовь к СССР, возложил на гроб красный флаг с изображением серпа и молота. Окружающие начали роптать, и флаг поспешили снять. Даже похороны Кало не обошлись без скандала. Фрида Кало. Документальный фильм Прах и посмертная маска Фриды хранятся в доме-музее, открытом в 1956 году. В доме можно увидеть множество личных вещей художницы: одежду, украшения, и даже сапожок с укороченной правой ноги. Для своего народа художница осталась национальным достоянием, примером жизнелюбия и стойкости. Она всей душой любила свою страну, и даже в повседневной жизни носила традиционные мексиканские наряды. Картина Фриды Кало «Две Фриды» В 2007 году ее именем назвали астероид, а 4 года спустя — новый сорт пива. Постоянная боль и удары судьбы не лишили эту удивительную женщину оптимизма и чувства юмора. Однажды Кало записала в своем дневнике: «Ничто не кажется таким смешным, как трагедия». Подобное отношение к ударам судьбы позволило ей преодолеть все невзгоды и сохранить веру в себя.

Биография

Гениальную мексиканскую художницу Фриду Кало нередко называли женским альтер-эго Сальвадора Дали. Критики причисляли автора работы «Раненый олень» к сюрреалистам, но она на протяжении всей жизни открещивалась от этого «клейма», заявляя, что основой ее творчества являются не эфемерные аллюзии и парадоксальное сочетание форм, а пропущенная через призму личного мировосприятия боль от утраты, разочарования и предательства.

Детство и юность

Родилась Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон за три года до мексиканской революции, 6 июля 1907 года, в поселении Койоакан (пригород Мехико). Мать художницы Матильда Кальдерон была безработной фанатичной католичкой, державшей мужа и детей в строгости, а отец Гильермо Кало, боготворивший творчество Бетховена и Шопенгауэра, работал фотографом.

В 6 лет Фрида переболела полиомиелитом, в результате которого ее правая нога стала тоньше левой на несколько сантиметров. Постоянные издевки сверстников (в детские годы у нее было прозвище «деревянная нога») только закалили характер Магдалены. Назло всем не привыкшая унывать девочка, превозмогая боль, играла с парнями в футбол, ходила на плаванье и занятия по боксу. Также Кало умела грамотно маскировать свой изъян. В этом ей помогали длинные юбки, мужские костюмы и надетые поверх друг друга чулки.

Примечательно, что в детские годы Фрида грезила не карьерой художницы, а профессией врача. В 15 лет она даже поступила в Национальную подготовительную школу «Препараторию», в которой юное дарование на протяжении пары лет изучало медицину. Хромоногая Фрида была одной из 35 девушек, которые получали образование наравне с тысячами юношей.

В сентябре 1925 года произошло событие перевернувшее жизнь Магдалены с ног на голову: автобус, на котором 17-летняя Кало возвращалась домой, столкнулся с трамваем. Металлические перила вонзились девушке в живот, проткнули матку и вышли в паховой области, позвоночник сломался в трех местах, а ногу, искалеченную детской болезнью, не спасли даже три чулка (конечность поломалась в одиннадцати местах).

Три недели барышня пролежала в больнице без сознания. Несмотря на заявления врачей о том, что полученные травмы не совместимы с жизнью, отец, в отличие от супруги, которая ни разу не пришла в госпиталь, не отходил от дочери ни на шаг. Глядя на обвитое гипсовым корсетом неподвижное тело Фриды, мужчина считал победой каждый ее вдох и выдох.

Вопреки прогнозам светил медицины, Кало очнулась. После возвращения с того света Магдалена почувствовала невероятную тягу к написанию картин. Отец сделал для горячо любимого чада специальный подрамник, позволявший творить лежа, а также прикрепил под балдахином кровати большое зеркало, чтобы дочь во время создания произведений могла видеть себя и окружающее ее пространство.

Уже через год Фрида сделала свой первый карандашный набросок «Авария», в котором бегло зарисовала катастрофу, искалечившую ее физически и душевно. Твердо встав на ноги, Кало в 1929 году поступила в Национальный институт Мексики, а в 1928 году стала членом коммунистической партии. В то время ее любовь к искусству достигла своего апогея: Магдалена днем сидела за мольбертом в художественной студии, а вечерами, облачаясь в экзотический наряд, скрывавший ее увечья, отправлялась на вечеринки.

Изящная, утонченная Фрида непременно держала в руках бокал вина и сигару. Непристойные остроты экстравагантной женщины заставляли гостей светских раутов хохотать без остановки. Поразителен контраст между образом импульсивной, жизнерадостной особы и проникнутыми ощущением безысходности картинами того периода. По заявлениям самой Фриды, за шиком красивых одеяний и лоском вычурных фраз скрывалась ее покалеченная душа, которую она являла миру только на холсте.

Живопись

Фрида Кало прославилась за счет своих колоритных автопортретов (всего написано 70 полотен), отличительной особенностью которых являлась сросшаяся бровь и отсутствие улыбки на лице. Свою фигуру художница часто обрамляла национальной символикой («Автопортрет на границе между Мексикой и США», «Автопортрет в образе Техуаны»), в которой превосходно разбиралась.

В работах художница не боялась обнажать как свои («Без надежды», «My birth», «Всего-то несколько царапин!»), так и чужие страдания. В 1939-м поклонница творчества Кало попросила ее отдать дань памяти их общей приятельнице – актрисе Дороти Хейл (девушка покончила с собой, выбросившись из окна). Фрида написала картину «Самоубийство Дороти Хейл». Заказчик пришел в ужас: вместо красивого портрета, утешения для родных, Магдалена изобразила сцену падения и безжизненное тело, истекающее кровью.

Достойно внимания и произведение под названием «Две Фриды», которое художница написала после краткосрочного разрыва с Диего. Внутреннее «я» Кало представлено на картине в двух ипостасях: Фриды мексиканской, которую безумно любил Ривера, и Фриды европейской, которую отверг возлюбленный. Боль потери выражена сквозь образ кровоточащей артерии, соединяющей сердца двух дам.

Мировая известность пришла к Кало, когда в 1938 году в Нью-Йорке состоялась первая выставка ее работ. Однако быстро ухудшающееся здоровье художницы сказалось и на ее творчестве. Чем чаще Фрида ложилась на операционный стол, тем мрачнее становились ее картины («Думая о смерти», «Маска смерти»). В послеоперационные периоды были созданы полотна, пестрящие отголосками библейских историй, – «Сломанная колонна» и «Моисей, или Ядро творения».

К открытию выставки ее работ в Мексике в 1953 году Кало уже не могла самостоятельно передвигаться. За день до презентации были перевешаны все картины, и красиво оформленная кровать, куда легла Магдалена, стала полноценной частью экспозиции. За неделю до смерти художница написала натюрморт «Да здравствует жизнь», отражавший ее отношение к смерти.

Картины Кало оказали огромное влияние на современную живопись. Одна из выставок в музее современного искусства в Чикаго была посвящена влиянию Магдалены на мир искусства и включала работы современных художников, для которых Фрида стала источником вдохновения и примером для подражания. Выставка проходила под названием «Свободные: современное искусство после Фриды Кало».

Личная жизнь

Еще в годы учебы Кало познакомилась со своим будущим мужем – мексиканским художником Диего Риверой. В 1929 году их пути снова пересеклись. На следующий год 22-летняя девушка стала законной супругой 43-летнего живописца. Брак Диего и Фриды современники в шутку называли союзом слона и голубки (знаменитый художник был намного выше и толще супруги). Мужчину дразнили «принцем-жабой», однако ни одна женщина не могла устоять перед его обаянием.

Магдалена знала о неверности мужа. У самой художницы в 1937 году разгорелся роман со Львом Троцким, которого она ласково называла «козликом» из-за седых волос и бороды. Дело в том, что супруги были рьяными коммунистами и по доброте душевной приютили у себя бежавшего из России революционера. Закончилось все громким скандалом, после которого Троцкий спешно покинул их дом. Также Кало приписывали роман с известным поэтом Владимиром Маяковским.

Все без исключения амурные истории Фриды окутаны тайной. Среди предполагаемых любовников художницы числилась и певица Чавела Варгас. Поводом для сплетен послужили откровенные фотографии девушек, на которых Фрида, облаченная в мужской костюм, утопала в объятиях артистки. Впрочем, Диего, открыто изменявший жене, на ее увлечения представительницами слабой половины человечества не обращал внимания. Такие связи представлялись ему несерьезными.

Несмотря на то, что супружеская жизнь двух звезд изобразительного искусства не была образцовой, Кало не переставала мечтать о детях. Правда, из-за травм женщине так и не удалось испытать счастье материнства. Фрида пробовала вновь и вновь, но все три беременности закончились выкидышем. После очередной потери ребенка она взялась за кисть и начала рисовать детей («Больница Генри Форда»), в основном, умерших – так художница пыталась примириться со своей трагедией.

Смерть

Кало скончалась через неделю после празднования своего 47-ого дня рождения (13 июля 1954 года). Причиной смерти художницы стало воспаление легких. На похоронах Фриды, которые прошли со всей помпезностью во Дворце изящных искусств, помимо Диего Риверы, присутствовали живописцы, писатели и даже бывший президент Мексики Ласаро Карденас. Тело автора картины «Что мне дала вода» было кремировано, а урна с прахом по сей день находится в доме-музее Фриды Кало. Последними словами в ее дневнике были:

«Надеюсь, что уход будет удачным и я больше не вернусь».

В 2002 году голливудский режиссер Джулия Тэймор представила на суд любителей кинематографа автобиографический фильм «Фрида», в основе сюжета которого лежала история жизни и смерти великой художницы. В роли Кало снялась лауреат премии «Оскар», актриса театра и кино Сальма Хайек.

Также литераторы Хейден Эррера, Жан-Мари Гюстав Ле Клезио и Андреа Кеттенманн написали о звезде изобразительного искусства книги.

Произведения

  • «Мое рождение»
  • «Маска смерти»
  • «Фрукты земли»
  • «Что мне дала вода»
  • «Сон»
  • «Автопортрет» («Диего в мыслях»)
  • «Моисей» («Ядро Создания»)
  • «Маленькая лань»
  • «Объятия вселенской любви, Земля, я, Диего и Коатль»
  • «Автопортрет со Сталиным»
  • «Без надежды»
  • «Сиделка и я»
  • «Память»
  • «Госпиталь Генри Форда»
  • «Двойной портрет»

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Фрида Кало де Ривера (исп. Frida Kahlo de Rivera; родилась 6 июля 1907 г. — умерла 13 июля 1954 г.) — знаменитая мексиканская художница первой половины XX века, вошедшая в историю живописи благодаря автопортретам и картинам, выполненным в духе примитивизма. Большое влияние на творчество Фриды Кало оказали народное искусство Мексики и культура индейских племен. Биография Фриды — череда взлетов и сокрушительных падений — неотделима от ее произведений.

Фрида Кало всю жизнь словно соревновалась со смертью. Иногда ей удавалось вырваться вперед, иногда она безнадежно отставала. Огромная популярность во многом обусловлена драматической судьбой художницы, отраженной в талантливых, правдивых работах.

Биография Фриды Кало

Фрида Кало увидела свет 6 июля 1907-го в Мехико, в ярко-голубом доме под названием «La Casa Azul» (сейчас там находится музей ее памяти). Спустя много лет она заменит год своего рождения на 1910-й в честь Мексиканской революции 1910-1917 гг. Ее мать-мексиканка имела индейские корни.

В детстве малышка стала жертвой полиомиелита. Недуг иссушил правую ногу девочки и «наградил» хромотой, но при этом закалил характер. И не зря: настоящее несчастье поджидало впереди.

В 15 лет Фрида поступила в местную подготовительную школу для изучения медицины. Она пользовалась авторитетом среди учащихся, ей было свойственно независимое, даже эпатажное поведение. В этом учебном заведении девушка встретилась со своим будущим супругом, живописцем-монументалистом Диего Риверой (Diego de la Rivera), и приобрела верных друзей.

В сентябре 1925-го автобус с 18-летней Фридой попал в страшную аварию. Огромный железный прут насквозь проколол ее живот, повредив репродуктивные органы. Возможность иметь детей была навсегда потеряна. Многочисленные переломы всю жизнь отзывались ужасной болью в каждой клеточке тела. Врачи чудом вытащили ее с того света, целый год девушка была прикована к постели. Впоследствии ей придется перенести еще десятки операций.

В это непростое для Кало время Диего Ривера был рядом. Он первым разглядел ее подлинный талант к живописи и многому научил. В ноябре 1926-го отец Фриды принес кисти, краски и сконструировал подрамник, на котором можно было рисовать лежа. Над кроватью поместили зеркало. Пробой пера стал «Автопортрет в бархатном платье».

Все картины «больничного периода» написаны мелкими мазками, и можно только предполагать, каких усилий они стоили Фриде. Ужас, отчаяние, страх девушка выплескивала на холст. Ранние работы отличаются удивительной непосредственностью восприятия: они жесткие, жгучие — это боль в чистом виде.

В 1928 году Фрида Кало стала членом Мексиканской коммунистической партии, а в 1929-м вышла замуж. Ривере было 43, ей — 22. Отношения были бурными, страстными, мучительными. Обоюдные измены играли роль своеобразного топлива для творчества, но связь Риверы с младшей сестрой Кало стала последней каплей. Союз, продержавшийся целое десятилетие, дал трещину. Впоследствии художница назовет супруга «второй аварией» в своей жизни.

Она хотела иметь от Диего ребенка, но беременности заканчивались трагически. Темы нереализованного материнства, измен, физических страданий, одиночества и потерь красной нитью проходят через творчество Фриды.

В 1938 году ее выставка в Нью-Йорке произвела фурор. Критиков потрясли самобытные, эмоциональные работы «миссис Риверы». В 1939-м она посетила Париж. Во французскую столицу ее пригласил Андре Бретон (André Breton), восхищенный картиной «Что мне дала вода», которую счел написанной в стиле сюрреализма.

Вдали от родины Фрида чувствовала себя неуютно и рвалась назад, в Голубой дом. Вынужденное пребывание за границей обострило патриотизм. Свое презрение к Америке она выразила художественными методами: картины «Тут висит мое платье» и «Автопортрет на границе между Мексикой и Соединенными Штатами» — протест против капитализма и попрания главных человеческих ценностей. Художница увлеклась коллекционированием предметов мексиканского прикладного искусства и стала наряжаться в национальные костюмы.

В 1940-е годы усиливаются проблемы со здоровьем. Большинство работ этого периода создано под воздействием наркотических обезболивающих препаратов, в состоянии измененного сознания.

В 1953-м прошла первая выставка Фриды Кало на родине, в Мексике. Художница уже практически не вставала, поэтому ее внесли на церемонию открытия на носилках.

Перед самой кончиной, наступившей 13 июля 1954-го, Фрида Кало в дневниковых записях выразила надежду на «удачный уход».

Самые известные картины Фриды Кало

Работы известной мексиканской художницы — это отражение чувств, которые не могла описать словами. Она открывает зрителю свое измученное, беззащитное сердце, делится душевными терзаниями. В числе лучших картин Фриды Кало:

  • «Больница Генри Форда» (1932) — скорбь от потери не родившегося ребенка.
  • «Всего несколько царапин!» (1935) — сюжет навеян газетной статьей об убийстве женщины ее любовником. Оправдываясь в суде, преступник называл смертельные ранения своей жертвы «царапинами». Рама картины запятнана «кровью».
  • «Моя кормилица и я» (1937) — фигура, напоминающая идол, символизирует родину, которая кормит и защищает свое дитя — Фриду.
  • «Сломанная колонна» (1944) — метафора стойкости под ударами судьбы.
  • «Без надежды» (1945) — испанская поговорка «кормить из воронки» близка русскому выражению «вешать лапшу на уши». Пугающее произведение уставшей от лжи и обмана Диего Фриды.
  • «Viva la vida» (1954) — яркий, жизнеутверждающий натюрморт, дерзкий вызов смерти.

Фрида Кало создала за свою жизнь около 145 картин маслом. Ее картины еще можно встретить на тематических аукционах портала «Very Important Lot», а репродукции неповторимой Кало любители искусства могут заказать напрямую у современных художников.

Толкование

Кало, Фрида
Фрида Кало
imageАвтопортрет Фриды Кало с терновым венцом и колибри
Дата рождения:

6 июля 1907(1907-07-06)

Место рождения:

Койоакан, Мехико, Мексика

Дата смерти:

13 июля 1954(1954-07-13) (47 лет)

Место смерти:

Койоакан, Мехико, Мексика

Жанр:

художница

imageРаботы на Викискладе

Магдалена Кармен Фрида Кало-и-Кальдерон (исп. Magdalena Carmen Frieda/Frida Kahlo y Calderón[1][2]; 6 июля 1907, Койоакан[3], Мехико, Мексика — 13 июля 1954, там же) — мексиканская художница, наиболее известная своими автопортретами[4], жена Диего Риверы.

Биография

Фрида Кало родилась в семье немецкого еврея и мексиканки с индейскими корнями. В 6 лет перенесла полиомиелит, после болезни на всю жизнь осталась хромота, а её правая нога стала тоньше левой (что Кало всю жизнь скрывала[5][6] под длинными юбками). Столь ранний опыт борьбы за право полноценной жизни закалил характер Фриды.

В 15 лет она поступила в «Препараторию» (Национальную подготовительную школу) с целью изучать медицину. Из 2000 учащихся в этой школе было всего 35 девушек. Фрида сразу же заработала авторитет, создав с восемью другими учащимися закрытую группу «Качучас». Её поведение часто называли эпатажным.

imageimage Карл Ван Вехтен. Фрида Кало с супругом Диего Риверой, 1932

В Препаратории произошла её первая встреча с будущим мужем, известным мексиканским художником Диего Риверой, с 1921 по 1923 работавшим в Подготовительной школе над росписью «Созидание».

В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Фрида попала в тяжёлую аварию, повреждения от которой включали тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическим перилом, что серьёзно повредило её репродуктивную функцию. Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. Впоследствии Фриде пришлось перенести несколько десятков операций, месяцами не выходя из больниц. Она, несмотря на горячее желание, так и не смогла стать матерью.

Именно после трагедии она впервые попросила у отца кисти и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лёжа[7]. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы она могла видеть себя. Первой картиной был автопортрет, что навсегда определило основное направление творчества: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».

В 1929 Фрида Кало стала женой Диего Риверы. Ему было 43 года, ей — 22. Сближало двух художников не только искусство, но и общие политические убеждения — коммунистические. Их бурная совместная жизнь стала легендой. В 1930-х гг. Фрида какое-то время жила в США, где работал муж. Это вынужденное долгое пребывание за границей, в развитой индустриальной стране, заставило её острее чувствовать национальные различия.

С тех пор Фрида с особенной любовью относилась к народной мексиканской культуре[8], коллекционировала старинные произведения прикладного искусства, даже в повседневной жизни носила национальные костюмы.

Поездка в Париж в 1939, где Фрида стала сенсацией тематической выставки мексиканского искусства (одна из её картин была даже приобретена Лувром), ещё сильнее развила патриотическое чувство.

В 1937 году в доме Диего и Фриды ненадолго нашёл убежище советский революционный деятель Лев Троцкий. Считается, что уехать от них его вынудило слишком явное увлечение темпераментной мексиканкой.

В 1940-е гг. картины Фриды появляются на нескольких заметных выставках. В то же время обостряются её проблемы со здоровьем. Лекарства и наркотики, призванные уменьшить физические страдания, меняют её душевное состояние, что ярко отражается в Дневнике, ставшем культовым среди её поклонников.

Фрида умерла от воспаления лёгких через год после того, как состоялась её первая персональная выставка на родине.

С 1955 «Голубой дом» Фриды Кало стал музеем её памяти.

Характер

Несмотря на полную боли и страданий жизнь, Фрида Кало имела живую и раскрепощённую экстраверсивную натуру, и её ежедневная речь была усеяна сквернословиями. Будучи сорванцом в юности, она не лишилась своего пыла в поздние годы. Кало изрядно курила, в избытке употребляла спиртные напитки (особенно текилу), была открытой бисексуалкой, пела непристойные песни и рассказывала гостям своих диких вечеринок столь же неприличные шутки.

Творчество

imageimage Фрида Кало (в центре) и Диего Ривера, фотография Карла Ван Вехтена, 1932

В работах Фриды Кало заметно очень сильное влияние народного мексиканского искусства, культуры доколумбовых цивилизаций Америки. Её творчество насыщено символами и фетишами. Однако в нём заметно и влияние европейской живописи — в ранних работах отчётливо проявилась увлечённость Фриды, например, Боттичелли.

Специалисты полагают, что 1940-е — это эпоха расцвета художницы, время её самых интересных и зрелых работ.

Выставки

В 2003 выставка работ Фриды Кало и её фотографий прошла в Москве.

Картина «Корни» выставлялась в 2005 году в лондонской галерее «Tate», а персональная выставка Кало в этом музее стала одной из самых удачных в истории галереи — её посетили около 370 тысяч человек.

Стоимость картин

В начале 2006 года автопортрет Фриды «Корни» («Raices») оценён экспертами Sotheby’s в 7 миллионов долларов (первоначальная оценка на аукционе — 4 млн фунтов стерлингов). Картина была написана художницей маслом по листу металла в 1943 году (после повторного брака с Диего Риверой). В том же году эта картина была продана за 5,6 миллионов долларов США, что стало рекордом среди латиноамериканских работ[9].

Рекордом стоимости картин Кало остаётся ещё один автопортрет 1929 года, проданный в 2000 году за 4,9 млн долларов (при первоначальной оценке — 3 — 3,8 млн.).

Дом-музей

Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли. Толстые стены наружного фасада, плоская крыша, один жилой этаж, планировка, при которой комнаты всегда оставались прохладными и все открывались во внутренний двор, — почти образец дома в колониальном стиле. Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади. Снаружи дом на углу улицы Лондрэс и улицы Альендэ выглядел точно так же, как и другие в Койоакане, старом жилом районе на юго-западе пригорода Мехико. В течение 30 лет облик дома не менялся. Но Диего и Фрида сделали его таким, каким знаем его мы: дом в преобладающем синем цвете с нарядными высокими окнами, украшенный в традиционном индейском стиле, дом полный страсти.

Вход в дом охраняют два гигантских Иуды, их фигуры двадцати футов высотой, из папье-маше, делают жесты, будто приглашая друг друга к разговору.

Внутри палитры и кисти Фриды лежат на рабочем столе так, будто она только что их там оставила. У кровати Диего Ривэры лежит шляпа, его рабочий халат и стоят огромные ботинки. В большой угловой спальне расположена стеклянная витрина. Над нею написано: «Здесь 7 июля 1910 года родилась Фрида Кало». Надпись появилась через четыре года после смерти художницы, когда её дом стал музеем. К сожалению, надпись неточна. Как показывает свидетельство о рождении Фриды, родилась она 6 июля 1907 года. Но выбрав нечто более значительное, чем ничтожные факты, она решила, что родилась не в 1907 году, а 1910, в год начала Мексиканской революции. Поскольку в годы революционного десятилетия она была ребёнком и жила среди хаоса и залитых кровью улиц Мехико, то решила, что родилась вместе с этой революцией.

Ярко-голубые и красные стены дворика украшает ещё одна надпись: «Фрида и Диего жили в этом доме с 1929 по 1954 год». Она отражает сентиментальное, идеальное отношение к браку, что снова расходится с реальностью. До поездки Диего и Фриды в США, где они провели 4 года (до 1934 года), в этом доме они жили ничтожно мало. В 1934—1939 они жили в двух домах, построенных специально для них в жилом районе Сан-Анхэле. Затем последовали долгие периоды, когда, предпочитая жить независимо в студии в Сан-Анхэле, Диего вовсе не жил вместе с Фридой, не говоря уже о том годе, когда оба Ривэра разъезжались, разводились и снова сочетались браком. Обе надписи приукрасили действительность. Как и сам музей, они — часть легенды о Фриде.

Коммерциализация имени

В начале XXI века венесуэльским предпринимателем Карлосом Дорадо был создан фонд Frida Kalho Corporation, которому потомки великого художника предоставили право на коммерческое использование имени Фриды. В течение нескольких лет появилась линия косметики, марка текилы, спортивная обувь, ювелирные изделия, керамика, корсеты и нижнее белье, а также пиво с именем Фриды Кало[10].

В искусстве

  • В 2002 году был снят фильм «Фрида», посвящённый художнице. Роль Фриды Кало сыграла Сальма Хайек[11]; позднее был снят игровой фильм «Фрида на фоне Фриды»[12].
  • В 1971 году вышел короткометражный фильм «Фрида Кало»[13], в 1982 году — документальный[14], в 2000 году — документальный фильм из серии «Великие художницы»[15], в 1976 году — «Жизнь и смерть Фриды Кало»[16], в 2005 году — документальный «Жизнь и времена Фриды Кало»[17].
  • У группы Alai Oli есть песня «Фрида» посвящённая Фриде и Диего.

Наследие

30 августа 2010 года Банк Мексики выпустил новую банкноту в 500 песо, на обороте которой была изображена Фрида и её картина 1949 года, Love’s Embrace of the Universe, Earth, (Mexico), I, Diego, and Mr. Xólotl, а на лицевой стороне которой был изображён её муж Диего[18]. 6 июля 2010 года, в годовщину со дня рождения Фриды, в её честь был выпущен дудл[19].

21 марта 2001 года Фрида стала первой испанской женщиной, изображённой на марке США[20].

В 1994 году американский джаз-флейтист и композитор Джеймс Ньютон выпустил альбом, вдохновлённый Кало, под названием Suite for Frida Kahlo, на AudioQuest Music[21].

Примечания

  1. Фрида — немецкое имя от слова «мир», (Friede/Frieden); «е» перестало упоминаться в имени примерно с 1935 года [1]
  2. Herrera Hayden A Biography of Frida Kahlo. — New York: HarperCollins, 1983. — ISBN 978-0-06-008589-6
  3. Frida Kahlo. Smithsonian.com. Архивировано из первоисточника 17 октября 2012. Проверено 18 февраля 2008.
  4. Frida Kahlo by Adam G. Klein
  5. Andrea Kettenmann Frida Kahlo: Pain and Passion. — Köln: Benedikt Taschen Verlag GmbH, 1993. — P. 3. — ISBN 3-8228-9636-5
  6. Budrys, Valmantas (February 2006). «Neurological Deficits in the Life and Work of Frida Kahlo». European Neurology 55 (1): 4–10. DOI:10.1159/000091136. ISSN (print), ISSN 1421-9913 (Online) 0014-3022 (print), ISSN 1421-9913 (Online). PMID 16432301. Проверено 2008-01-22.
  7. Cruz Barbara Frida Kahlo: Portrait of a Mexican Painter. — Berkeley Heights: Enslow, 1996. — P. 9. — ISBN 0-89490-765-4
  8. Karl Ruhrberg Frida Kahlo: Art of the 20th Century: Painting, Sculpture, New Media, Photography. — Köln: Benedikt Taschen Verlag GmbH, 2000. — P. 745. — ISBN 3-8228-5907-9
  9. “Frida Kahlo ” Roots « Sets $5.6 Million Record at Sotheby’s.» Art Knowledge News. 2006 (retrieved 23 August 2011)
  10. BuenoLatina. Мексика: поступило в продажу пиво с изображением Фриды Кало
  11. Кало, Фрида  (англ.) на сайте Internet Movie Database
  12. Мария Кретинина В неигровом положении. Архивировано из первоисточника 17 октября 2012. Проверено 24 сентября 2012.
  13. Кало, Фрида  (англ.) на сайте Internet Movie Database
  14. Кало, Фрида  (англ.) на сайте Internet Movie Database
  15. Кало, Фрида  (англ.) на сайте Internet Movie Database
  16. Кало, Фрида  (англ.) на сайте Internet Movie Database
  17. Кало, Фрида  (англ.) на сайте Internet Movie Database
  18. Presentación del nuevo billete de quinientos pesos. Bank of Mexico. Архивировано из первоисточника 17 октября 2012. Проверено 11 сентября 2010.
  19. Frida Kahlo Google logo. Google. Архивировано из первоисточника 17 октября 2012. Проверено 29 октября 2010.
  20. Stamp Release No. 01-048 – Postal Service Continues Its Celebration of Fine Arts With Frida Kahlo Stamp. USPS.(недоступная ссылка — история) Проверено 29 октября 2010.
  21. Suite for Frida Kahlo. Valley Entertainment. Архивировано из первоисточника 17 октября 2012. Проверено 6 июля 2010.

Литература

  • The diary of Frida Kahlo: an intimate self-portrait. New York: H.N. Abrams, 1995
  • Хейден Эррера. Фрида Кало. Viva la vida! М.,2004 ISBN 5-699-05484-7
  • Жан-Мари Леклезио. Диего и Фрида. — М.: 2003.

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое “Кало, Фрида” в других словарях:

  • Кало Фрида — Кало, Фрида Автопортрет Фриды Кало с терновым венцом и колибри Дата рождения: 6 июля 1907 Место рождения: Койоакан Дата смерти …   Википедия

  • КАЛО Фрида — КАЛО (Kachlo) Фрида (1907 1954), мексиканская художница. Автор социальных произведений и сюрреалистических автопортретов, подчеркивающих физические недостатки (в 15 лет попала в автоаварию) …   Энциклопедический словарь

  • Фрида Кало — Кало, Фрида Автопортрет Фриды Кало с терновым венцом и колибри Дата рождения: 6 июля 1907 Место рождения: Койоакан Дата смерти …   Википедия

  • Кало Ф. — Кало, Фрида Автопортрет Фриды Кало с терновым венцом и колибри Дата рождения: 6 июля 1907 Место рождения: Койоакан Дата смерти …   Википедия

  • Фрида (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Фрида. Фрида Frida …   Википедия

  • Кало — Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из …   Википедия

  • Фрида (значения) — Фрида: Фрида  женское имя, в переводе со старонемецкого означает мир, покой Фрида (Heroes of Might and Magic v) «Фрида»  художественный фильм о жизни Фриды Кало (2002); «Фрида»  оригинальный саундтрек фильма «Фрида». (722)… …   Википедия

  • ФРИДА — (Frida), США, Miramax Films, 2002, 120 мин. Мелодрама. Фильм повествуюет о жизни мексиканской художницы Фриды Кало. Еще совсем юной Фрида попала в сташную автомобильную аварию, в результате которой ее позвоночник оказался не в состоянии держать… …   Энциклопедия кино

  • Фрида (саундтрек) — У этого термина существуют и другие значения, см. Фрида. «Frida» …   Википедия

  • Фрида — Для этой статьи не заполнен шаблон карточка {{Имя}}. Вы можете помочь проекту, добавив его. У этого термина существуют и другие значения …   Википедия

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий