Два развода, трое детей и одна любовь на 40 лет. Как живет 76-летний Александр Филиппенко и зачем тесть давал ему чистый паспорт

Биография

Александр Георгиевич Филиппенко — знаменитый советский и российский актер театра и кино, народный артист России, чья манера игры отличает его от любого другого представителя актерской элиты. Зрители отмечали великолепную способность исполнителя высмеивать с экрана человеческие пороки, однако он одинаково превосходно может справиться с любой предложенной ему ролью.

Детство и юность

Александр Георгиевич родился в Москве, но его детство и юность прошли в Алма-Ате, куда перебрались родители — Валентина Ивановна и Георгий Яковлевич, профессора горно-металлургического института. Именно в Казахстане мальчик увлекся театром.

Еще в школьные годы Саша занимался в студии при местном Доме пионеров и даже успел поучаствовать во взрослом спектакле «Солдат и змея». Филиппенко хорошо учился в школе, получил аттестат с отличием и золотую медаль. Идея поступать в театральный вуз была, но по настоянию родственников юноша выбрал более престижную в 60-е годы профессию инженера.

В Московском физико-техническом институте Филиппенко занимался на факультете молекулярной и химической физики и получил специальность «Физика быстропротекающих процессов». Но чуть ли не с первых дней студенческой жизни весь досуг молодой человек проводил в институтской команде КВН, вместе с которой в 1963 году даже стал чемпионом клуба. Также юноша участвовал в спектаклях эстрадной студии МГУ, причем и как актер, и как режиссер-постановщик.

В молодости по обязательному распределению после вуза Александр начал работать в Институте геохимии, но сцену не бросал. Более того, в 1969 году Филиппенко, не имея никакого специального образования, попал в труппу Театра драмы и комедии на Таганке и даже дебютировал в кинематографе.

Распрощавшись с карьерой инженера, молодой человек решил получить профильное образование и поступил в Театральное училище имени Бориса Щукина.

Театр

После окончания вуза Филиппенко стал актером востребованного Академического театра имени Евгения Вахтангова, где прослужил ровно 20 лет. Из театра Вахтангова он ушел только в 1996 году, чтобы возглавить собственный храм культуры. Артист стал руководить театром «Моно-Дуэт-Трио», в репертуаре которого литературно-музыкальные шоу, концерты и моноспектакли. В постановках Александр Георгиевич реализовался и как артист эстрады.

Одним из движущих принципов исполнителя было доверять судьбе. Из таких случайностей иногда рождались удивительные проекты. Так, однажды приглашенный на солженицынские чтения, Александр Георгиевич постепенно создал на основе произведений именитого писателя несколько спектаклей. Были поставлены «Один день Ивана Денисовича» и «Крохотки».

Из моноспектаклей Филиппенко громко прозвучали «Мертвые души» по Николаю Гоголю, «Есенин без женщин» и «Путь поэта» — по жизни самого читаемого российского стихотворца и «Чемодан проблем 2000» — по мотивам книг Бориса Акунина. Монолог из постановки «Взрослая дочь молодого человека» получил популярность после появления в передаче «Вокруг смеха».

Охотно артист соглашался и на приглашения в антрепризные спектакли, если роли были поистине заманчивыми, а режиссеры — талантливыми. Таковыми Филиппенко считал современников Кирилла Серебренникова, Дмитрия Крымова, Сергея Женовача, с которыми сотрудничал в «Гоголь-центре».

В 2016 году Марина Ишимбаева поставила с супругом киноспектакль «У автора в плену», где Александр Филиппенко использовал тексты любимых литераторов: Михаила Булгакова, Александра Блока, Бориса Пастернака, Иосифа Бродского, Юрия Левитанского.

Фильмы

Обширная фильмография Александра Георгиевича стартовала с драмы «Я его невеста». Позже он появился в эпизодической роли белого солдата в музыкальной ленте «Бумбараш», прославившей молодого тогда актера Валерия Золотухина, который сыграл главную роль.

image
Александр Филиппенко в молодости / кадр из фильма «Гори, гори, моя звезда»

Уже тогда было понятно, что сложные персонажи, оставляющие зрителя в недоумении, на стороне добра или зла они находятся, удавались Филиппенко лучше всего. Как и в театре, актер кропотливо работал с текстом, он не изменял ни строчки, но в то же время разбирал на волокна и трактовал совершенно по-своему.

Среди оригинальных образов актера — шут Вамба из историко-приключенческого фильма «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», снятого по мотивам романа Вальтера Скотта.

Абсолютно иная роль досталась Филиппенко в военной драме «Битва за Москву». И хотя зрители запомнили ленту благодаря блестяще воплощенному Михаилом Ульяновым маршалу Георгию Жукову, не менее талантливо Александр Георгиевич создал образ генерала Дмитрия Павлова.

Исторические личности в прочтении Филиппенко выходили одновременно и правдоподобными, и совершенно неповторимыми. В фильме-биографии «Софья Ковалевская» актер предстал перед зрителями в образе Федора Достоевского, в кинокартине «Черная стрела» появился в роли будущего короля Англии.

Александр Филиппенко оказался на редкость психологически пластичным актером, поэтому режиссеры не боялись доверять ему разножанровые роли. Даже глядя на фото артиста, зрители поражались внешнему различию образов, созданных Филиппенко. При среднем росте в 176 см артист при желании мог выглядеть высоким статным военным или клоуном-коротышкой.

image
Александр Филиппенко в театре / @filippenko.alexander

В кинопритче Марка Захарова «Убить дракона», основанной на пьесе Евгения Шварца, собрался превосходный актерский ансамбль, обеспечивший ленте успех. Помимо Александра Георгиевича, сыгравшего кузнеца, на площадке встретились Александр Абдулов, Олег Янковский и Евгений Леонов.

В 1991 году Александр Филиппенко получил роль государя Павла Первого в комедии «Шаги императора». В фильме речь пошла о курьезном случае, произошедшем в конце XVIII столетия, который был вызван ошибкой писчего.

Филиппенко сыграл Коровьева в экранизации легендарного романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» в 1994 году. Но из-за разногласий постановщика и продюсерской группы картина долгое время пролежала на полке и впервые была показана спустя 17 лет. Интересно, что в 2005 году Александр Филиппенко снова участвовал в съемках «Мастера и Маргариты», но уже другой версии, режиссером которой стал Владимир Бортко. На этот раз актер создал образ Азазелло.

В XXI веке исполнитель стал реже появляться на экранах. Теперь Филиппенко соглашался только на такие сценарии, которые его полностью вдохновляли. На рубеже веков артист предстал перед зрителями в роли Владимира Ленина в историческом фильме Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья». Через 2 года Александр Георгиевич примерил образ хозяина похоронного бюро в комедии «Тартарен из Тараскона» — экранизации романа Альфонса Доде.

Зрители отметили появление актера в биографическом сериале «Брежнев», где Филиппенко сыграл генерала Георгия Цинева, друга генерального секретаря. Продолжая удивлять публику резкой сменой личин, в фантастической картине «Азирис Нуна» артист предстал в образе египетского фараона Неменхотепа IV, причем и в виде человека, и в виде мумии.

Над мэтром подшучивали из-за того, что в райдере к съемкам в сериале «Бедная Настя» он попросил предоставить ему 3 стула: один для себя, другой — для костюма и третий — для текста.

Любители ситкомов запомнили Филиппенко по сериалу «Моя прекрасная няня», где артист начиная с 7-го сезона играл Прутковского — отца главной героини. В этом многосерийном фильме собралась плеяда звезд российского кино: Анастасия Заворотнюк, Сергей Жигунов, Любовь Полищук, Ольга Прокофьева.

Александр Филиппенко в передаче «Форт Боярд» / кадр из передачи «Форт Боярд»

В 2011 году актер появился в одной из главных ролей — графа Петра Толстого — в сериале Владимира Бортко «Петр Первый. Завещание». В фильме также сыграли Александр Балуев и Елизавета Боярская.

Одним из центральных жизненных принципов Филиппенко было жить в согласии с возрастом, а следовательно, несмотря на внутренний задор, уменьшить рабочую нагрузку. Тем более что это диктовало и здоровье: в этот период Александру Георгиевичу сделали операцию на сердце, а в некоторые моменты съемок артист выкладывался так, что его пульс подскакивал до 200 ударов в минуту. После долгого перерыва в 2021 году Филиппенко примерил образ Леонида Брежнева в картине о шахматном турнире «Чемпион мира».

Телевидение

Артист дебютировал на телевидении в 1975 году, став первым клоуном по имени Саня в детской развивающей программе «АБВГДейка». Филиппенко снимался в первых 20 выпусках этого шоу.

Еще одна постоянная роль в телепрограмме досталась ему, когда на экраны вышла российская адаптация развлекательной игровой передачи «Форт Боярд». Александр Георгиевич по-своему интерпретировал образ старца Фуры, сделав его более ироничным и непредсказуемым, чем знакомый зрителям персонаж из более ранней французской версии.

В качестве гостя исполнитель тоже нередко появлялся на телевидении. Несколько раз приходил на шоу «Вечерний Ургант», разумеется, всегда что-то читал. Причем с характерными для Филиппенко интонациями звучали и классическая поэзия, и песни нового времени.

Личная жизнь

Первой женой Александра Филиппенко стала музыкальный критик Наталья Зимянина, дочь известного политического деятеля Михаила Зимянина. С Натальей Михайловной актер прожил 3 года, и за это время у супругов родилось двое детей. Дочь Мария получила специальность филолога, реализовалась в журналистике. А сын Павел пошел в шоу-бизнес. Он музыкант, известный в андеграундной тусовке под прозвищем Паштет. Павел был вокалистом рок-группы I.F.K., а сейчас стал фронтменом коллектива F.A.Q.

Александр Филиппенко и Марина Ишимбаева / @filippenko.alexander

В 1979 году личная жизнь актера претерпела изменения: Филиппенко женился во второй раз, новой избранницей стала телевизионный режиссер Марина Ишимбаева, для которой этот брак тоже оказался вторым. В 1985 году у супругов родилась дочь Александра. Девушка окончила МГИМО, стала кандидатом наук и театральным продюсером.

Александр Филиппенко сейчас

Сейчас завоеванная за долгие годы репутация талантливого актера и чтеца не требует от Филиппенко подтверждения. И тем не менее именно она определяет проекты, которые артисту предлагают. Так, летом 2022 года стало известно о прекращении существования «Гоголь-центра». В прощальном спектакле «Обожженная муза», поставленном по произведениям поэта Юрия Левитанского, именно Александр Георгиевич был тем, кто начинал действо на сцене.

В августе 2022 года Филиппенко госпитализировали с коронавирусом. Положение усложнялось наличием хронических проблем с сердцем. Однако супруга знаменитости в интервью отметила, что семья просто решила перестраховаться, а серьезных поводов для беспокойства не было.

Фильмография

  • 1969 — «Гори, гори, моя звезда»
  • 1974 — «Рожденная революцией»
  • 1977 — «Хождение по мукам»
  • 1982 — «Там, на неведомых дорожках…»
  • 1983 — «Приступить к ликвидации»
  • 1985 — «Битва за Москву»
  • 1986 — «Из жизни Потапова»
  • 1988 — «Убить дракона»
  • 1990 — «Шаги императора»
  • 1992 — «Бесы»
  • 1994 — «Мастер и Маргарита»
  • 2003-2004 — «Бедная Настя»
  • 2005 — «Брежнев»
  • 2008 — «Моя прекрасная няня»
  • 2011 — «Петр Первый. Завещание»
  • 2020 — «Алиса»
  • 2021 — «Чемпион мира»

Интересные факты

  1. На любые гастроли актер возит с собой секатор. Инструмент нужен для того, чтобы подрезать подаренные поклонниками цветы, которые он неизменно забирает домой. Букеты за пределами сцены напоминают о спектакле и пережитых моментах вдохновения.
  2. Гардероб Филиппенко отличается яркими вещами. Больше всего артист любит клетчатые шарфы и кепки, а еще разноцветные солнцезащитные очки.
  3. У Александра Георгиевича необычное хобби: актер коллекционирует автомобильные номера и спичечные этикетки.

Читайте нас в социальных сетях Телеграм Facebook –> Вконтакте Одноклассники

К/ф «Мастер и Маргарита» 2005/ Ленфильм, Централ Партнершип

За почти полвека творческой жизни народный артист РФ Александр Филиппенко снялся в сотне кинофильмов и сыграл не один десяток ролей в театре. Правда, в последнее время актер редко снимается в кино, предпочитая живое общение со зрителями на сцене.

К/ф «Гори-гори, моя звезда» / Мосфильм

Даже незначительный персонаж в исполнении Филиппенко запоминался зрителям

С тех пор не было и года, чтобы Александр Филиппенко не появился в одной, а то и двух-трех картинах. За 40 с лишним лет он снялся более чем в ста фильмах. Конечно, далеко не в каждой картине Филиппенко доставались главные роли. Но благодаря таланту и просто невероятной харизме артиста, даже самый незначительный персонаж в его исполнении запоминался зрителям.

Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить несколько киноработ Филиппенко — лже-Санько в многосерийном фильме «Рожденная революцией», шут Вамба в «Балладе о доблестном рыцаре Айвенго», генерал-майор авиации в военной драме «Торпедоносцы», герцог Ричард Глостер в экранизации романа Р. Л. Стивенсона «Черная стрела», настройщик Григорий Белаш в детективе «Визит к Минотавру», Андрей Платонович Забалуев в сериале «Бедная Настя» и многие другие.

К/ф «Баллада о доблесном рыцаре Айвенго» / Мосфильм

Филиппенко посчастливилось сняться в двух экранизациях знаменитого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». В картине 1994 года режиссера Юрия Кары он сыграл Коровьева, а в сериале Владимиро Бортко, который вышел на экраны в 2005 году — Азазелло.

К/ф «Мастер и Маргарита» 1994 г / Творческая ассоциация международных программ (ТАМП)

«Мой Кощей Бессмертный придет и голову открутит»

К слову, Филиппенко — один из немногих актеров, который с удовольствием берется за отрицательные роли, в том числе и за образы всякой нечисти. В его послужном списке есть и главарь гангстеров («Карьера Артуро Уи. Новая версия»), и Очевидное Зло («Ошибка профессора Буггенсберга»), и вор в законе («Приступить к ликвидации»), и Смерть («Звезда и смерть Хоакино Мурьетты») и Кощей Бессмертный («Там, на неведомых дорожках…»).

К/ф «Мастер и Маргарита» 2005/ Ленфильм, Централ Партнершип

Кстати, последняя роль — одна из самых любимых у Александры, младшей дочери актера.

«Выгодная для меня роль была в детстве. Если кто-то во дворе хотел подойти ко мне и что-то отобрать, то я кричала, что мой Кощей Бессмертный придет и голову открутит. Я была главная», — с улыбкой рассказывала дочь артиста.

К/ф «Там на неведомых дорожках» / Киностудия имени М. Горького

«Мы наслаждались каждым мигом, проведенным вместе»

Всего же у Филиппенко трое детей и женат он тоже был трижды. Правда, первый «юношеский» брак с актрисой Лелей Серовой был недолгим и бездетным. В 1968 году на гастролях в Грузии Александр познакомился с музыкальным аккомпаниатором Натальей Зимяниной, дочерью видного в то время политического деятеля.

«Вернувшись из той поездки в Грузию, я почти сразу уехала из родительского дома, и мы с Сашей сняли маленькую комнатку — на квартиру денег не оказалось. Но мы были счастливы и мы наслаждались каждым мигом, проведенным вместе», — вспоминала Наталья.

Наталья Зимянина родила в браке двух детей — дочь Марию и сына Павла. Как ни странно, но появление наследников не сплотило супругов, а, наоборот, отдалило их друг от друга.

По словам Натальи, она много времени уделяла сыну и дочке, а Александр, по видимому, в душе ревновал. И хотя муж ничего не говорил, Наталья поняла, что его интерес к ней, как к женщине и жене, день ото дня пропадает. 

К/ф «Тартарен из Тараскона» / Рекун-Кино

«Я не жалею о том, что мы расстались»

Тогда Зимянина сама предложила Филиппенко развестись. А когда он согласился, отпустила спокойно, без истерик и скандалов. При этом предупредила, что Александр может приходить к детям, когда захочет.

Стоит отметить, что в течение всех трех лет их брака отец Зимяниной был не очень-то благосклонен к своему зятю. В то время Филиппенко играл в театре На Таганке, который был чуть ли не символом вольнодумства. А большому партийному чиновнику не нравилось, что его семья причастна к этому каким-либо образом. Поэтому Александру вручили чистый паспорт и ключи от квартиры, куда он должен был въехать после развода.

Кстати, дружеские отношения Филиппенко и Зимянина сохранили по сей день. Наталья хорошо знакома с нынешней женой актера, а трое детей и внуки тоже с удовольствием общаются.

«Я не жалею о том, что мы расстались. И всегда благодарю судьбу, что подарила мне десять лет счастья с потрясающим гениальным человеком, которым я по-прежнему восхищаюсь», — говорит Наталья.

К/ф «Бедная Настя» / А-медиа, Sony Pictures

Филиппенко называли «папа Паштета»

Мария Филиппенко стала филологом и преподавателем. Она закончила Humboldt University в Берлине. Одно время она преподавала латинский и немецкий языки в Высшей школе экономики, затем работала в компании «Goethe-Institut Moskau».

Мария Филиппенко с мамой, Натальей Зимяниной / Фото со страницы в Facebook Марии Филиппенко

В настоящее время Мария с семьей живет в Праге и преподает в языковой школе Goethe-Institut Prag.

Павел («Паштет») Филиппенко стал известным музыкантом. В 90-х он был фронтменом групп I.F.K. и F.A.Q., а потом занялся третьим своим проектом — группой «Паштет и Дэн».

Как говорит Александр Филлипенко, Павел одно время был настолько популярным, что артиста даже иногда называли «папа Паштета».

Но в 2000-х у парня появились другие интересы. Он закончил ГИТИС по специальности режиссер музыкального театра. Несколько лет Павел занимался театральными постановками, но потом отстранился от всего, что связано со сценой.

Павел («Паштет») Филиппенко / Фото со страницы в Facebook Павла Филиппенко

Сейчас Павел Филиппенко работает музыкальным продюсером в компании BBDO Moscow.

«Сын занимается музыкальной рекламой и похож больше на офисного клерка. Но я думаю, это нормально, что он прошел свой путь от рок-музыканта до человека в галстуке», — говорит Александр Филиппенко.

Павел счастливо женат. Его сын несколько лет назад поступил в МГУ на факультет менеджмента.

Пылкий роман закончился свадьбой

Третьей супругой Александра стала телережиссер Марина Ишимбаева. Интересно, что актер сначала познакомился не с Мариной, а с ее мамой, своей будущей тещей.

Как-то в конце 70-х режиссер Лидия Сергеевна Ишимбаева поставила телеспектакль, в котором Филиппенко играл главную роль. После удачной премьеры все участники съемочной группы отправились к Ишимбаевой домой — отмечать это событие.

Увидев Марину, Александр влюбился с первого взгляда. Это чувство стало еще глубже, когда выяснилось, что у обоих много общих тем для разговора: Марина как раз готовилась поступать в Щукинское училище, которое в свое время закончил Филиппенко.

Их пылкий роман закончился свадьбой. И вот уже более 40 лет супруги идут по жизни рука об руку. У Филиппенко и Ишимбаевой есть дочь, которую в честь отца назвали Александрой.

«Саша знает весь мой репертуар»

Александра закончила МГИМО и работает в Институте США и Канады. Кроме того, девушка часто помогает отцу во время его моноспектаклей.

«Саша знает в совершенстве два языка… И коммуникация — это ее стихия. Она знает весь мой репертуар. И если по ходу спектакля мы что-то меняем, то я даю ей специальный знак: мол, Саш, давай не 13-й номер, а 23-й, и она понимает», — говорит Александр Филиппенко.

«Клетчатые шарфы и кепки — моя слабость»

Последний фильм с участием Александра Филиппенко — «Петр Первый. Завещание» — вышел в 2011 году. После этого актер решил посвятить себя театру. Правда, в прошлом году он нарушил данное самому себе слово и вновь появился на экране — в 5-серийной комедии «Алиса» сыграл одного из главных героев.

С 2015 года Филиппенко выходит на сцену Театра имени Моссовета с моноспектаклем «Один день Ивана Денисовича» по произведению Александра Солженицына. Также артиста можно увидеть в Школе драматического искусства в роли полковника Ричарда Кантуэлла в постановке «Последнее свидание в Венеции».

В моноспектакле «Один день Ивана Денисовича»

Кроме того, в 2016 году Марина Ишимбаева поставила супругу моноспектакль «У автора в плену» на основе текстов любимых литераторов артиста — Михаила Булгакова, Александра Блока, Бориса Пастернака, Иосифа Бродского, Юрия Левитанского.

Свободное от творческой деятельности время Филиппенко посвящает своему необычному хобби — вот уже много лет артист собирает автомобильные номера.

alexander.filippenko/Instagram

«Когда у тебя висит на кухне номер RIO 199 или «Манхэттен», вспоминаешь места, откуда их привез, и это приятно», — говорит Александр.

А еще в актерских кругах Филиппенко знаменит тем, что даже в солидном возрасте (а актеру 76 лет) носит яркую одежду.

«Люблю пестрые рубашки и пиджаки, ведь небо у нас серое, солнце появляется редко, как НЛО, пасмурно почти круглый год. Клетчатые шарфы и кепки — моя слабость. А сколько у меня разноцветных очков!», — смеется артист.

20 2 06:41 02.09.2019 © РИА Новости / Екатерина Чеснокова Читать ria.ru в Артист театра и кино России Александр Георгиевич Филиппенко родился 2 сентября 1944 года в Москве. Его школьные годы прошли в Алма-Ате (Казахстан), где он играл в драмкружке городского Дворца пионеров. В 1967 году окончил Московский физико-технический институт по специальности “Физика быстропротекающих процессов”. В 1974 окончил Театральное училище имени Б.В. Щукина, курс Владимира Эуфера и Александры Ремизовой. Во время учебы в МФТИ Филиппенко был активным участником студенческих капустников, команды КВН. В 1964-1969 годах был актером и режиссером эстрадной студии МГУ “Наш Дом”. Одновременно в 1967-1969 годах работал старшим инженером в Институте геохимии АН СССР. В 1969-1975 годах играл в труппе Театре на Таганке. Участвовал в спектаклях “Гамлет” по Уильяму Шекспиру, “Тартюф” по Жану-Батисту Мольеру, “Пугачев” по Сергею Есенину, “Товарищ, верь!” и др. В 1975-1994 годах работал в Театре Вахтангова. Исполнял роли герцога Бекингема в “Ричарде III” Уильяма Шекспира, Ихарева в “Делах давно минувших дней” по “Игрокам” Николая Гоголя, Бухарина в “Брестском мире” Михаила Шатрова, Жданова в “Уроках мастера” Дэвида Паунела, Мосье Боярского в “Закате” Исаака Бабеля и др. Артист также принимал участие в постановках театров “Сатирикон”, “Et Cetera”, Театра-студии Олега Табакова (ныне Московский театр Олега Табакова), “Современник”, “Практика” и др. В Театре Моссовета в 2002-2004 годах Филиппенко играл Ихарева в спектакле “Дама, дама и еще дама” по Николаю Гоголю. Работа Филиппенко в спектакле “Предбанник” (2006) Сергея Юрского была высоко оценена театральной критикой: ему присуждена премия газеты “Московский комсомолец” в номинации “Лучшая мужская роль в сезоне 2006 года”, а сам спектакль признан “лучшим спектаклем сезона”. В текущем репертуаре театра он исполняет роли Серебрякова в “Дяде Ване” и Чебутыкина в “Трех сестрах” Антона Чехова в постановке Андрея Кончаловского. В театре “Школа драматического искусства” Филиппенко занят в постановке “Последнее свидание в Венеции” по Эрнесту Хемингуэю в постановке Дмитрия Крымова. В настоящее время в работе у актера две роли: одна – в спектакле “Палачи” Мартина Макдонаха в Гоголь-центре, премьера будет в сентябре; вторая – в Театре наций в постановке Тимофея Кулябина “Разбитый кувшин” по Генриху Клейсту, которая выйдет к Новому году. С 1990-х годов Александр Филиппенко совместно с супругой, режиссером Мариной Ишимбаевой, создает собственные моноспектакли в рамках камерного театра “Моно-Дуэт-Трио”. В своих программах “Смех отцов”, “У автора в плену”, “Демарш энтузиастов”, “Поезд на Чаттанугу”, “За Вашу и Нашу Свободу”, “Tribute”, “Есенин без женщин”, “Один день Ивана Денисовича”, “Довлатов&Джаз” (с Давидом Голощекиным), “Мертвые души (последние главы)”, “В поисках живой души”, он исполняет произведения Аркадия Аверченко, Василия Аксенова, Бориса Акунина, Иосифа Бродского, Михаила Булгакова, Вацлава Гавела, Николая Гоголя, Сергея Довлатова, Михаила Жванецкого, Михаила Зощенко, Андрея Платонова, Александра Солженицына, Николая Эрдмана и других классиков литературы. С этими спектаклями Филиппенко гастролирует по России и миру. Александр Филиппенко принимает участие в литературно-музыкальных проектах “Данте. Божественная комедия” – дирижер маэстро Витторио Брешиани (Италия), “Триумф художественного вкуса” и “Солженицын/Шостакович” с ансамблем солистов “Эрмитаж” Алексея Уткина, “Истории с оркестром. Похитители огня” с Государственным Академическим симфоническим оркестром России имени Светланова и др. В кино актер работает с 1969 года. Снимался в таких фильмах, как “Звезда и смерть Хоакина Мурьеты”, “Там, на неведомых дорожках” (оба 1982), “Торпедоносцы” (1983), “Мой друг Иван Лапшин” (1984), “Ближний круг” (1992), “Мастер и Маргарита” (1994, в постановке Юрия Кары), “Карьера Артура Уи. Новая версия” (1996), “Романовы: венценосная семья” (2000), “Мастер и Маргарита” (2005, в постановке Владимира Бортко) и др. Среди фильмов и сериалов последних лет – “Заговор” (2007), “Счастливый конец” (2009), “Театр обреченных” (2006), “Ленинград” (2007), “Моя прекрасная няня” (2008), “Одна ночь любви” (2008), “Петр Первый. Завещание” (2011). Всего в кино Филиппенко сыграл свыше 100 ролей. Александр Филиппенко – народный артист РФ (2000). За моноспектакль “Мертвые души” (последние главы)” по поэме Николая Гоголя ему была присуждена Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1998 года. В 2010 году за яркую интерпретацию русской прозы XIX-XX веков актер стал лауреатом Царскосельской художественной премии. В 2018 году он был удостоен Международной премии Станиславского. Филиппенко женат вторым браком на телевизионном режиссере Марине Ишимбаевой. У актера трое детей – сын Павел, дочери Мария и Александра. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников image

В послужном списке Александра Филиппенко около 100 фильмов и сериалов. Мало кто знает о том, что актер окончил школу с золотой медалью и чуть было не стал инженером. Вор в законе, аристократ, свидетель преступления, учитель, военный – кажется, что нет роли, с которой он не справится. Коварных персонажей Александр Георгиевич играет чаще, чем добряков.

Детство Александра Филиппенко

История звезды началась в сентябре 1944 года. Александр Филиппенко родился в Москве, в этом городе должно было пройти его детство. Однако родители вскоре после рождения мальчика отправились в командировку в Алма-Ату. Им так понравилась столица Казахстана, что они решили там обосноваться.

Первые годы жизни Александра в итоге прошли в Алма-Ате. О детстве у него сохранились приятные воспоминания. Мальчик не только посещал общеобразовательную школу, но и занимался в драмкружке при Дворце пионеров. Как-то раз он даже сыграл во «взрослом» спектакле «Солдат и змея». О поступлении в театральный вуз Филиппенко всерьез не задумывался. Он никак не мог решить, кем хочет стать.

Выбор профессии

Школу № 54 Александр Филиппенко окончил с золотой медалью. Родители посоветовали парню поступать в Московский физико-технический институт. Мама и папа очень гордились, узнав о том, что сыну это удалось. С первой попытки он стал студентом факультета молекулярной и химической физики.

В 1962 году Филиппенко присоединился к студенческой команде КВН МФТИ. В 1964-м его пригласили в студенческий театр МГУ. Выступать перед зрителями молодому человеку нравилось больше, чем грызть гранит науки. Однако МФТИ он все же окончил, получил диплом в 1967 году. Около двух лет Александр проработал в Институте геохимии АН СССР. После этого он наконец-то признался самому себе в том, что не хочет быть инженером.

В 1974 году Александр Филиппенко стал выпускником Щукинского училища. Тогда он уже не сомневался в том, что актерство – его призвание.

Театр

Играть на сцене актер Александр Филиппенко начал раньше, чем окончил театральный вуз. В 1969 году началось его сотрудничество с Театром на Таганке. «10 дней, которые потрясли мир», «Гамлет», «Час пик», «Пугачев», «Товарищ, верь!», «Тартюф» – спектакли, в которых он сыграл.

image

В Театре на Таганке были свои звезды. Отсутствие ярких ролей побудило Филиппенко всерьез задуматься о переходе. Когда его пригласили в Театр имени Евгения Вахтангова, он согласился без долгих раздумий. «Уроки мастера», «Кабанчик», «Брестский мир», «Ричард Третий», «Игроки», «Русские водевили» – лишь часть спектаклей, в которых Александр был занят. Роман его с Театром имени Вахтангова продолжался около 20 лет.

В 1996 году Александр Георгиевич занял пост руководителя театра «Моно-Дуэт-Трио». В разные годы он сотрудничал с театрами «Сатирикон», «Современник», «Практика», «Табакерка», «Et Cetera». Много раз Филиппенко поднимался на сцену Театра имени Моссовета. Он засветился в постановках «Предбанник», «Три сестры», «Дядя Ваня», «Один день Ивана Денисовича».

Начало кинокарьеры

Интересны не только театральные роли Александра Филиппенко. Впервые этот человек снялся в кино вскоре после того, как поступил в Щукинское училище. Студент дебютировал в драме «Я его невеста». Затем он сыграл роли белогвардейцев в лентах «Гори, гори моя звезда» и «Бумбараш». Образ клоуна он воплотил в фильме «Синие зайцы, или Музыкальное путешествие».

Неоднозначных персонажей Филиппенко сыграл в сериалах «Рожденная революцией» и «Хождение по мукам». В «Кладе» он неплохо справился с ролью простого рабочего, которому удалось дослужиться до начальника треста.

Роли 80-х

В этот период вышло достаточно много интересных фильмов с Александром Филиппенко. В приключенческом боевике «Кто заплатит за удачу» его героем стал сотрудник контрразведки. Образ бывшего прапорщика-пограничника Александр Георгиевич создал в драме «Бросок».

image

Вот уже много лет актер с теплотой вспоминает свои съемки в сказке «Там, на неведомых дорожках…». Александру поручили роль Кощея Бессмертного, и образ удался на славу. В экранизации рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» талантливый актер сыграл мрачного Жнеца. В «Балладе о доблестном рыцаре Айвенго» его персонажем стал шут Вамба. Нельзя не отметить увлекательные военные драмы с ним – «Торпедоносцы», «Битва за Москву», «Я сделал все, что мог».

Психологическая пластичность Филиппенко поражала зрителей и критиков. Ему доверяли разноплановые роли, и он не подводил режиссеров. Александр легко перевоплотился в аристократа-иностранца в драме «Компаньоны», сыграл закоренелого преступника в картине «Приступить к ликвидации». В «Медном ангеле» он исполнил роль полицейского комиссара, в мелодраме «Из жизни Потапова» – инженера. В остросюжетном фильме «Противостояние» его героем стал свидетель преступления.

В биографической драме «Софья Ковалевская» Александр изобразил писателя Ф. М. Достоевского. В «Черной стреле» актер сыграл будущего монарха Англии Ричарда Глостера.

Фильмы и сериалы 90-х

Чем занимался в 90-х Александр Филиппенко? Из биографии актера известно, что достойные роли были у него и в этот непростой для кинематографа период. Самодержца Павла Первого он сыграл в комедии «Шаги императора». Актер представил правителя Российской Империи в необычном свете. Затем последовал образ инспектора в детективной ленте «Убийство в Саншайн-Менор».

В 1994 году Александр Георгиевич отметился в экранизации «Мастера и Маргариты». Филиппенко досталась роль одного из участников дьявольской свиты – Коровьева. Показ картины был отложен до 2011 года.

Новый век

В новом веке Филиппенко стал появляться на экранах реже. Александр Георгиевич стал более требовательным к ролям. Артист соглашается только на сценарии, которые устраивают его всецело.

В очередной экранизации «Мастера и Маргариты» героем Филиппенко стал Азазелло. В исторической ленте «Романовы. Венценосная семья» он создал образ Ленина. В «Тартарене из Тараскона» Александр сыграл владельца похоронного бюро. Также он засветился в «Адъютантах любви» и «Бедной Насте».

В «Брежневе» Филиппенко изобразил генерала Цинева, близкого друга генсека. В фантастическом фильме «Азирис Нуна» его героем стал египетский фараон Неменхотеп Четвертый. В «Моей прекрасной няне» он долго играл отца главной героини. В сериале «Петр Первый. Завещание» Александр создал образ графа Петра Толстого.

Первый брак

В первый раз актер женился на Леле Серовой, эта женщина была его коллегой. Прожил он с ней недолго, ушел от нее к Наталье Зимяниной. Детей в этом браке не было.

Второй брак

В 1975 году Александр Филиппенко женился на Наталье Зимяниной. Она – музыкальный критик, дочь известного политического деятеля. В этом браке родилась дочь Мария и сын Павел. Уже три года спустя Филиппенко ушел из семьи. С детьми он связи не утратил, принимал активное участие в их воспитании.

Павел, как и его отец, является творческим человеком. Однако сын Александра Георгиевича посвятил себя не драме, а музыке. Он был вокалистом группы I. F. K, затем стал фронтменом коллектива F. A. Q. Также Павел успешно занимается продюсерской деятельностью. В музыкальных кругах он известен как Паштет.

Дочь Мария также не захотела становиться актрисой, хотя у нее и присутствует талант к перевоплощению. Она занимается преподавательской деятельностью.

Филиппенко утверждает, что никогда не пытался давить на своих детей. Они самостоятельно выбрали свой путь, и он отнесся к их решению с уважением.

Третий брак

Фото Александра Филиппенко с третьей женой находится ниже. С этой женщиной он встретился благодаря ее матери, своей будущей теще. Лидия Сергеевна собрала у себя коллег для того, чтобы отметить премьеру поставленного ею телеспектакля. В ее доме Александр и встретил Марину. Девушка планировала поступать в Щукинское училище, которое Филиппенко уже успел окончить. Она обратилась к нему за консультацией, они проговорили весь вечер. Начался роман, который перерос в брак.

image

Третья жена также подарила Филиппенко ребенка. Дочь Александра стала переводчиком и преподавателем. В браке с Мариной Ишимбаевой актер состоит до сих пор.

Интересные факты

В студенческие годы Филиппенко примерным поведением не отличался. Однажды он проиграл свою стипендию в преферанс. Целый месяц молодому человеку приходилось выживать без денег. К счастью, сердобольные студенты его подкармливали.

Когда Александра Георгиевича просят рассказать о своей любимой роли, то он не медлит с ответом. Актер всегда говорит о том, как ему понравилось изображать Кощея Бессмертного.

В повседневной жизни любимой одеждой Филиппенко является деловой костюм. Он старается выглядеть безупречно в любой ситуации.

В молодости Александра привлекали всевозможные эксперименты. К примеру, в целях оздоровления организма артист практиковал 48-часовое голодание.

Похожие статьи

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий