Джанни родари краткая биография. Джанни родари биография Биография джанни родари для детей

Биография

Легендарный создатель сказки о Чиполлино, писатель Джанни Родари, прожил трудную, но удивительно яркую и счастливую жизнь, потому что посвятил ее любимому делу: творчеству на радость самым благодарным и искренним читателям – детям. Его произведения «Приключения Чиполлино», «Джельсомино в стране лжецов», «Приключения Голубой Стрелы» – это классика детской литературы, взрастившая множество поколений.

Детство и юность

Джованни Франческо Родари родился 23 октября 1920 года в коммуне Оменья, Италия. Отец Джузеппе Родари трудился пекарем, мать Маддалена Ариокки – домохозяйка. Кроме Джанни, у супругов было еще два сына – Марио и Чезаре.

image
Писатель Джанни Родари

Когда Джанни было 10 лет, скончался отец. Мать, забрав детей, уехала в свою родную коммуну Гавирате. Здесь женщина стала подрабатывать в домах богатых людей, а мальчики пошли в школу. Джанни перенял от отца слабое здоровье, рос болезненным мальчиком и больше любил проводить время не на улице в играх, а за чтением книг, рисованием и уроками музыки.

Два года, когда семье было совсем тяжело, Джанни учился в духовной семинарии в Севезо, где детей бедняков кормили и одевали. По окончании школы парень, который всегда был отличным учеником, стал учителем младших классов. Работа с детьми приносила молодому человеку огромную радость. Он умел с ними ладить, мог увлечь и объяснять сложные темы так, что их понимали даже слабые ученики. При этом сам себя называл учителем никудышным, зато нескучным.

image
Джанни Родари в молодости

В 1939 году юноша стал студентом филологического факультета Католического университета в Милане, но война прервала его планы. Он хотел пойти на фронт, но его не взяли из-за слабого здоровья. Оставшись дома, в кипящей политическими страстями Италии, Родари вступил в молодежную организацию «Итальянская ликторская молодежь», по сути, агитирующую фашизм, а затем и в партию Муссолини. Впрочем, скоро он понял всю губительность этого режима.

В 1943 году, после потери на фронте двух лучших друзей и заключения брата Чезаре в концлагерь, Родари в корне меняет политические взгляды и становится участником движения Сопротивления.

Джанни Родари

В 1944-м будущий писатель вступил в Итальянскую коммунистическую партию. Стал штудировать труды Маркса, Ленина, Троцкого и параллельно писал сам. Вел партийную агитацию, писал листовки, заметки, очерки. Эта деятельность привела его к редакционной работе. В 1948 году он устроился репортером в газету «L’Unita».

Книги

Именно здесь, на страницах периодической печати, появились первые публикации Родари для детей. Журналисту понравилось предложение редактора – вести в газете детскую рубрику, и он с жаром взялся за дело: писал стихотворения, рассказы и сказки. Вскоре мужчина понял, что это творчество увлекает его куда больше редакторской работы, и согласился на предложение друзей переехать в Рим и возглавить детский журнал «Пионер».

Сказочник Джанни Родари

Было это в 1950-м, а уже через год Родари выпускает первую книгу – сборник «Книжка веселых стихов», куда вошли такие стихотворения, как «Чем пахнут ремесла?», «Куда девались феи», «Голубой трамвай».

Чуть позже в свет выходит самое знаменитое произведение мастера – «Приключения Чиполлино». По иронии судьбы, наибольшее признание эта книга получила в Советском Союзе, где была переведена в 1953-м под редакцией Самуила Маршака.

Джанни Родари с куклой Чиполлино

Пожалуй, не было в Стране Советов ребенка, который не прочитал бы это произведение о приключениях Чиполлино – доброго и храброго мальчика-луковки, который борется против зла и несправедливости. Этот классический сказочный подтекст Родари облек в совершенно новую аллегоричную форму, создав современный социальный сюжет (здесь и классовая борьба, и тяготы режима, и социальная незащищенность) и подав его ярко, вкусно, под «литературным» соусом из фруктов и овощей.

В СССР коммунист Джанни Родари побывал за год до выхода «Чиполлино» на русском языке. И затем неоднократно бывал здесь (в 1963-м, 1969-м, в 1973-м – когда снимался в фильме-сказке «Чиполлино», в 1979-м) и этот период биографии назовет впоследствии одним из самых ярких и счастливых. В 1961 году на советские экраны вышел мультфильм «Чиполлино», который еще больше прославил сказку итальянского писателя.

Советский мультфильм по сказке Джанни Родари «Чиполлино»

Тем временем на родине, в Италии, признавать талант литератора не торопились. Но это не сказывается на настроении Родари и его желании творить для детей. 1960-е можно назвать пиком его литературной детской работы.

В 1958 году выходит новая сказка Родари «Джельсомино в стране лжецов» о мальчике с волшебным голосом, который, попав в заколдованную страну обманщиков, освобождает жителей от власти лживого короля и возвращает им правду. 2 года спустя опубликован сборник «Стихи в небе и на земле».

Джанни Родари на встрече с читателями в Краснодарской библиотеке

После этой работы Родари пишет цикл «Сказки по телефону» (1962) – короткие забавные истории, героями которых делает обычных итальянских ребятишек. В 1964 году выходит еще одна замечательная сказка Джанни Родари «Путешествия Голубой стрелы» о приключениях игрушек из магазина Феи, которые сами ищут себе владельцев из списка бедных детей, чьи родители не могут позволить себе купить праздничный подарок.

Эта сказка осенена заметной грустью писателя, размышляющего о том, почему же детям приходится страдать в этом несовершенном мире: герои сказки Роберто и Франческо вынуждены трудиться наравне со взрослыми, а маленькая девочка замерзает с куклой в руках. Особое внимание автор уделяет необходимости хорошего образования детей. С этой идеей написана книга «Какие бывают ошибки», в которой грамматические ошибки оживают и становятся главными действующими лицами.

Джанни Родари с советскими школьниками

А в 1966 году отдельным изданием выпущена сказка «Торт в небе». В этом повествовании автор описывает, как вместо атомной бомбы в небе над Италией оказался, к восторгу всех детей, гигантский торт. Сказки Родари справедливо называют «игрушками из слов». Они изящно написаны, легки для восприятия, увлекательны, как хоровод. Добрые и мудрые произведения искрятся фантазией и в то же время отражают реальную жизнь, за что еще больше любимы и интересны читателю.

Параллельно с писательской деятельностью Джанни Родари всю жизнь работает как журналист. В 1957 году сдал экзамены, чтобы подтвердить это профессиональное звание. Работал в журнале для юношества «Авангард», в газете «Паэзе сера», где до конца жизни был литературным сотрудником.

Джанни Родари

В 1967 году Джанни Родари признан лучшим писателем Италии. К автору, наконец, пришло призвание, его книги издаются миллионными тиражами и переведены на десятки языков мира. Родари еще раз подтвердил свой гениальный талант в 1970-м, когда получил Международную золотую медаль имени Ганса Христиана Андерсена – высшую награду в детской литературе.

В 70-е годы из-под пера писателя выходит цикл произведений «Как путешествовал Джованнино по прозванию Бездельник», «Грамматика фантазии» (1973), «Жил был дважды барон Ламберто».

Личная жизнь

Писатель долго не задумывался о личной и семейной жизни, женился довольно поздно – в 33 года. Его женой стала Мария Тереза Ферретти.

Джанни Родари с семьей

Через 4 года у супругов родилась дочь Паола. Автор часто брал ее в свои поездки, посещал с девочкой и Советский Союз.

Смерть

К концу 70-х у Джанни Родари ухудшилось здоровье: писатель страдал плохим кровообращением из-за заболевания сосудов ног. Врачи настояли на операции, но мужчина не перенес ее и скончался на операционном столе 14 апреля 1980 года в Риме.

Интересные факты

  • В 1973 году в СССР был поставлен фильм-сказка «Чиполлино» Тамары Лисициан, где Джанни Родари сыграл самого себя, то есть автора.
Джанни Родари в фильме «Чиполлино» в роли самого себя
  • Сказка «Приключения Чиполлино» входит в список вредоносной литературы, которая не рекомендуется в России для прочтения детьми до 12 лет согласно Федеральному закону РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (2012).
  • Джанни рассказывал детям смешные истории, задавал неожиданные вопросы:

«Что бы ты делал, если бы в дверь постучался крокодил?»

Библиография

  • 1950 – «Книжка веселых стихов»
  • 1951 – «Приключения Чиполлино»
  • 1952 – «Поезд стихов»
  • 1959 – «Джельсомино в стране лжецов»
  • 1960 – «Стихи в небе, и на земле»
  • 1962 – «Сказки по телефону»
  • 1964 – «Путешествие Голубой Стрелы»
  • 1964 – «Какие бывают ошибки»
  • 1966 – «Торт в небе»
  • 1973 – «Как путешествовал Джованнино по прозванию Бездельник»
  • 1973 – «Грамматика фантазии»
  • 1978 – «Жил-был дважды барон Ламберто»

Содержание: ■     Детство и юность писателя ■     Военные годы и начало творческого пути ■     Литературная слава ■     Популярные книги ■     Личная жизнь ■     Интересные факты о Джанни Родари Несколько поколений выросли на книгах и сказках итальянского писателя Джанни Родари. Биография литератора была насыщена трудными событиями, но его жизнь можно назвать счастливой, ведь он занимался любимым делом — дарил веру в волшебство самым искренним своим читателям. Большинство его произведений были переведены на множество языков и экранизированы. Своими сказками Родари учил детишек не только познавать мир, но и преобразовывать его: побеждать горе и несправедливость, в трудных ситуациях всё равно верить в свет и добро.

Детство и юность писателя

В местечке Оменья на севере Италии 23 октября 1920 года появился на свет будущий писатель и сказочник Джованни Франческо Родари. Отец Джузеппе работал булочником. Он умер от бронхопневмонии в тот год, когда сыну исполнилось десять лет. Жалования отца не хватало даже на нормальное питание, а после его смерти семья Родари и вовсе оказалась в полной нищете. Мать Мадалена Ариокки старалась дать детям все необходимое, она работала служанкой в домах богатых людей. В семье до смерти отца успели родиться еще два сына — Чезаре и Марио. Вместе с ними мать переехала в свою родную деревню Варесотто. Здесь и прошло детство наследников Родари. Джованни рос очень слабым, часто болел. Он увлекался музыкой и учился играть на скрипке. Но больше всего он любил читать книги. При этом его интересовали не детские сказки, а серьезные научные труды. Его любимые авторы — Шопенгауэр и Ницше, Троцкий и Ленин. Хоть Джанни рос в бедности, он оставался добрым и талантливым. Мальчик верил в светлое будущее и мечтал о лучшей жизни. Он постоянно фантазировал, именно это и помогло ему стать детским писателем. В 1931 году Маддалена записала Джанни в католическую семинарию Святого Петра в провинции Милан, но спустя три года перевела его в местную магистратуру, которую он окончил в 1937 году. В период учёбы он брал уроки игры на скрипке и с парой друзей сформировал музыкальное трио, в составе которого выступал в тавернах — Маддалена это не поощряла. В 1938 году Джанни на некоторое время переехал в Сесто-Календе, где работал гувернёром в семье немецких евреев, которая сбежала из нацистской Германии. В 1939 году некоторое время посещал филологический факультет Католического университета Святого Сердца в Милане, но вскоре бросил его и пошёл работать учителем начальных классов сначала в Брузимпьяно, потом в Ранко и затем в Безоццо. Как он сам рассказывал, будучи учителем, он зачастую совершал различные ошибки из-за своего юного возраста, однако его методы преподавания строились на том, чтобы дети использовали свои воображения, чтобы помочь ему эти ошибки исправить.

Военные годы и начало творческого пути

Работа учителем не была для Родари в тягость, наоборот, ему понравилось работать с детьми, он постоянно придумывал для своих учеников забавные и поучительные истории, часто вместе с ними сочинял сказки. Во время Второй мировой войны Родари был освобождён от службы из-за плохого здоровья. На некоторое время вступил в фашистскую партию (ещё будучи студентом, был членом молодежной фашистской организации «Итальянская ликторская молодёжь»). После оккупации Италии Германией в конце 1943 года, смерти двух близких друзей и заключения брата Чезаре в концентрационном лагере стал участником Движения Сопротивления и в 1944 году вступил в Итальянскую коммунистическую партию. После войны его партийная работа не окончилась. И в 1948 году Родари стал журналистом коммунистической газеты «Унита» (L’Unita, Единство), где вёл детскую рубрику, в это же время начал писать свои первые произведения для детей. В 1950 г. партия назначила его редактором только что созданного еженедельного детского журнала «Пионер» (Il Pioniere), в Риме. В 1951 г. Родари опубликовал первый сборник стихов, «Книжка весёлых стихов», и своё известнейшее произведение «Приключения Чиполлино» (русский перевод увидел свет в 1953 г.). С этого времени Джанни Родари стал совмещать журналистскую деятельность и литературную.

Литературная слава

Литературная слава пришла к Родари сначала в СССР и странах советского лагеря, и только потом — на родине. Советскими читателями писатель был воспринят благосклонно и завоевал немалую известность. Особенно широкую популярность снискали «Приключения Чиполлино». Многие стихи вышли в СССР в переводе Самуила Маршака, а Чиполлино был экранизирован дважды: в 1961 в виде мультфильма и в 1973 — в виде художественного фильма, в котором в роли сказочника снялся сам автор; кроме того, одноименный балет на музыку Карена Хачатуряна с 1974 года входит в репертуар Большого театра. В 1967 году литератора признали лучшим писателем Италии, а в 1970 г. он получил самую высокую награду в детской литературе — премию Ганса Христиана Андерсена, которая помогала ему приобретать всемирную известность. Тем не менее, в связи с политическими предпочтениями автора, во многих странах его книги до сих пор остаются мало известными. Так, на английском языке произведений Родари практически не существует, а вместе с развалом советского блока один из самых популярных детских писателей был забыт и во многих странах Варшавского договора. Несмотря на то, что в Италии множество школ названо в честь Родари, а его имя знает каждый ребенок, информация о коммунистических взглядах Родари у современных итальянцев вызывает удивление.

Популярные книги

Хотя в СССР уже снимали мультфильмы по произведениям Родари, его все еще отказывались признавать на родине. С 1962 года вышло несколько его сборников и рассказов: В первом сборнике содержались короткие рассказы, главными героями которых являлись простые мальчики Италии. А «Путешествия голубой стрелы» описывают приключения игрушек из волшебного магазина. Они ищут себе хозяев среди бедных детей, которым родители не могут купить никаких подарков. Анализ этого произведения позволяет заметить грусть писателя. Он размышляет над причинами, по которым вынуждены страдать дети. Персонажи сказки несчастны: Франческо и Роберто должны работать вместе со своими родителями, а девочка тихо замерзает вместе с любимой куклой. Некоторые стихи для детей Джанни Родари описывают важность образования ребенка. Он написал произведения, где героями стали грамматические ошибки. В 1966 году отдельно вышла сказка «Торт в небе». Основа ее сюжета — появление вместо атомной бомбы огромной сладости в небе над Италией. Это привело в восторг всех детей, бедные ребятишки смогли наконец-то наесться. Некоторые главы разных сказок написаны настолько изящно и просто, что их называют игрушками из слов. Хотя образы в них фантастичны, произведения описывают и реальную жизнь человека с ее трудностями и проблемами. В 1967 Родари наконец-то признали на родине: в Италии Джанни назвали лучшим писателем. Его книги переводили на десятки разных языков, продавали многомиллионными тиражами.

Личная жизнь

Долгое время писатель оставался одиноким и полностью посвящал себя созданию сказок. Женился он только в 33 года, его супругой стала Мария Тереза Феретти. В 1957 году у пары появилась дочь, которую назвали Паола. Есть интересная информация о Джанни Родари, связанная с его поездками в СССР. Сказочник обожал своего ребенка и часто брал его с собой в путешествия. Девочка побывала с ним в Советском Союзе. Она с отцом прогуливалась по улицам городов мимо магазинов. В одной из витрин Родари увидел мягкие игрушки в виде персонажей из своей сказки. На него смотрели глазами-пуговками Чиполлино, принц Лимон, синьор Помидор, граф Вишенка. В этот момент писатель остановился и заплакал от счастья. Его мечта сбылась — персонажи сказок стали настоящими друзьями для детей. Пусть некоторые видели только краткие изложения его рассказов или всего несколько строк стихотворений, он радовался, что смог подарить маленьким читателям волшебство.

Интересные факты о Джанни Родари

Есть несколько интересных фактов о Джанни Родари, связанных с его творчеством и поведением. Сказку «Приключения Чиполлино» в СССР поставила Тамара Лисициан. Она пригласила писателя сняться в фильме в качестве автора, то есть самого себя. Но с 2012 года кинокартину внесли в список вредных фильмов. Ее запретили смотреть детям до 12 лет, так как в ней особое внимание уделяется неправильному поведению органов власти. Джанни любил собирать возле себя детей и разговаривать с ними о своих сказках, объяснять непонятные моменты. На таких встречах он пытался развить фантазию маленьких читателей, для чего задавал странные вопросы. Один из его любимых: «Что бы ты сделал, если бы в дверь постучался крокодил?». На основе ответов Родари мог составить психологический портрет ребенка и разобраться в проблемах, которые его занимают. В конце 1970-х годов у писателя резко ухудшилось и без того слабое здоровье. У него развились заболевания сосудов нижних конечностей, кровообращение стало нестабильным. Доктора настояли на хирургическом вмешательстве, но Родари не смог его перенести и скончался 14 апреля 1980 года прямо на операционном столе. Великий сказочник похоронен в Риме.

В 2020 году ему исполняется 100 лет

28.08.2020

Чиполлино — одна из главных современных сказок, известная в СССР каждому. Синьор Помидор, графини Вишни, принц Лимон, кум Тыква — мы выросли вместе с этими героями. В 2020-м сто лет исполнилось бы тому, кто их придумал, — Джанни Родари, педагогу, писателю, поэту, коммунисту и лауреату Андерсеновской премии. 3 сентября на ММКЯ, Московской книжной ярмарке, пройдет круглый стол и дискуссия о творчестве писателя. А мы расскажем о его жизни.

Какого цвета ремесла

Если взяться за любое известное всем явление, человека или факт, при пристальном изучении обнаружатся детали, расцвечивающие картину неожиданными красками, — в результате человек оказывается многогранным, явление — не столь однозначным, как нам сначала казалось; это и есть подлинная жизнь.

Джованни Франческо Родари родился 23 октября 1920 года в городке Оменья в Пьемонте, в ста километрах от Турина. Оменья — небольшой, но старый город на реке Строне с населением в несколько тысяч человек — в начале XX века превратился в индустриальный центр: тут стали возникать производства посуды для всей Италии. В 1920 году в этом тысячелетнем городе, царстве горшков, в семье булочника родился один из его троих детей — Джованни.

Какого цвета ремесла

<…>

Джанни Родари (перевод С. Маршака)

Джованни рано выказал признаки творческой одаренности: он рисовал, играл на скрипке, читал. Но когда Джанни было 9 лет, его отец Джузеппе умер, и мать осталась одна с тремя детьми. Было трудно, мать пошла в услужение, а детей отправили в деревню Варесотто, в дом матери.

Джанни Родари в детстве

В 14 лет Джанни Родари, небогатый, как Чиполлино, поступил в семинарию, религиозное учебное заведение: там бесплатно учили детей бедняков, одевали и кормили их. Через три года, в 17, у Джованни уже был диплом учителя, и он начал преподавать в младших классах сельской школы. Он увлекся преподаванием, сочинял для ребят сказки, выдумывал стихи, старался учить весело и интересно.

Крокодил и немного розмарина

«В действительность можно войти с главного входа, а можно влезть в неё — и это детям куда забавнее — через форточку», — позже объяснял свои принципы преподавания Родари. Он мог вдруг взять и спросить: что было бы, если бы наш город оказался завтра утром вдруг островом в море? Или что было бы, если бы к нам сейчас постучался крокодил и попросил одолжить чуть-чуть розмарина?

Он вспоминал, что вызывал двух учеников и просил написать слово на разных сторонах доски. И один мог написать «буфет», а другой — «собака». И начиналась игра! Родари и ученики придумывали истории, в которых могли бы встретиться буфет и собака: собака, у которой был буфет, собака в буфете… Сочинялись превосходнейшие сказки! Ребята были в восторге.

Летняя задача

<…>

Джанни Родари (перевод Якова Акима)

От фашиста до коммуниста

Это был 1937 год, в Европе разгоралась война. Родари в армию не призвали: у него было слабое здоровье, он был болезненным мальчиком. В Италии у власти в это время было фашистское правительство Муссолини, и Джованни, в духе эпохи, был членом молодежной фашистской организации «Итальянская ликторская молодёжь», даже вступил в фашистскую партию.

Джанни Родари в молодости

Но человек, бывает, меняется. После ввода немецких войск в Италию в конце 1943 года, смерти друзей и заключения брата Чезаре в концлагерь Джанни Родари вступил в Сопротивление, а в 1944 году — в коммунистическую партию.

Читайте также:

«Убить Чарскую»: как в СССР пытались стереть память о любимой писательнице гимназисток

Партийная деятельность и мечта о лучшей жизни для бедняков увлекла его. После войны он стал автором коммунистической газеты «Унита» — там, по его словам, «партия доверила ему писать для детей» сказки и стихи: он вел воскресную рубрику «Детский уголок». В 1950-м вместе с писательницей Диной Ринальди Родари стал редактором детского журнала «Пионер», в 1951-м увидела свет «Книжка весёлых стихов» Джанни Родари и «Приключения Чиполлино». Джанни Родари 31 год, он журналист и писатель. Когда его книгу о приключениях мальчика-луковки переведут на русский, ему будет всего 35 лет.

Самый популярный итальянский писатель в Советском Союзе

В 1952 году «Литературная газета» вышла со стихами Джанни Родари на первой полосе. Их перевел один из главных детских советских поэтов — Самуил Маршак — и написал передовицу «Почему я перевел стихи Джанни Родари». Родари, что называется, наутро проснулся знаменитым — но не у себя на родине, а в Советском Союзе. Конечно, дело в том, что Родари был коммунистом, а Советский Союз поддерживал творчество братских партий. Но стихи Родари и вправду хороши; они смешные и веселые, яркие и образные. В СССР их переводил не только Самуил Маршак, но и Яков Аким и Юрий Ильин, замечательные поэты.

«По форме они похожи на песенки-считалки, которые твердят и распевают в своих играх итальянские дети. Сочинять стихи, достойные стать рядом с народной песней и считалкой, умеют только поэты, которые живут с народом общей жизнью».

Самуил Маршак. «Почему я перевел стихи Джанни Родари»

«Энциклопедия профессий» в стихах стала довольно популярной: в СССР ее часто печатали в разных хрестоматиях, и многие дети знали стихи о журналисте, пекаре, водителе крана и других.

Однако подлинный успех выпал на долю «Приключений Чиполлино» — сказки в традициях другой знаменитой итальянской сказки — «Пиноккио». Дело происходит в стране оживших овощей и фруктов. Мальчик-луковка сражается с несправедливостью, его смелость, находчивость, умение дружить и преданность помогают ему победить врагов и помочь друзьям. В сказке — способе рассказывать детям обо всем в мире на понятном им языке — Родари вел речь о жизни бедняков и несправедливом устройстве общества.

Советское издание «Приключений Чиполлино». Издательство «Детгиз», 1956 год

В СССР сказка сразу стала очень известна — ее блестяще перевела Злата Потапова под редакцией Самуила Маршака. О приключениях Чиполлино сняли мультипликационный фильм, выпустили несколько диафильмов, а Карен Хачатурян написал балет «Чиполлино» (он до сих пор идет на сцене). В популярном детском журнале «Весёлые картинки» Чиполлино стал членом Клуба весёлых человечков — представьте себе компанию самых известных героев детских сказок, и Чиполлино, как Буратино и Колобок, в нее по праву входил, украшая обложку журнала.

Советский Союз был первой страной, в которой перевели «Приключения Чиполлино»

Для молодого писателя, коммуниста и участника Сопротивления это стало началом известности во всем мире: уже потом книгу перевели на тридцать с лишком языков — французский, немецкий, японский, якутский…

В 1952-м вышло «Путешествие „Голубой Стрелы“» — рождественская сказка про игрушечный поезд с игрушечными пассажирами: медвежатами, куклами, индейцами и солдатиками. Как всегда у Родари, сказка сказкой, а социальный заказ в нагрузку: речь снова о неравенстве и несправедливости, о том, что подарки достаются не всем. Но у сказки хороший конец, многие проблемы удается решить волшебным путем.

Читайте также:

«Как ты можешь? Ты же внук Маршака!». Правила воспитания семьи нашего (и вашего) любимого поэта

Родари всегда особенным образом относился к популярности в СССР и советским детям: он не раз приезжал сюда — в 1952-м, 1964-м, 1979-м… Он написал несколько документальных книг о том, как ездил по стране и встречался с детьми в Москве, Ленинграде, Риге, Алма-Ате, Симферополе, в «Артеке», Ялте, Севастополе, Краснодаре, Нальчике.

Джанни Родари в советской школе, 1979 год

В 1953-м году Родари женился на Марии Терезе Ферретти, у них родилась дочь Паола. В 1959-м вышла книжка «Джельсомино в Стране лжецов» (может, вы смотрели фильм «Волшебный голос Джельсомино»). В этой сказке правда разрушает стены лжи и лицемерия (а еще по страницам бегает прекрасная Кошка-Хромоножка).

В следующие годы вышли сборники сказок «Сказки по телефону», «Планета новогодних елок», «Джип в телевизоре», «Торт в небе», «Жил-был дважды барон Ламберто». Это сказки, но современные — с космосом, спутниками, атомными бомбами, телефонами и телевизорами. А еще увидела свет книга для взрослых «Грамматика фантазии».

Джанни Родари с женой и дочкой

Премия Андерсена

В 1970 году Родари вручили главную в мире детской литературы премию Ханса Кристиана Андерсена — это было всемирным признанием.

«Думаю, что сказки — старые и современные — помогают развивать ум. В сказках хранятся тысячи гипотез. Сказки могут дать нам ключи, чтобы войти в действительность новыми путями. Они открывают ребенку мир и учат, как преобразовывать его…»

Джанни Родари. Речь при вручении Андерсеновской премии

Он продолжал писать и публиковать книги, и его произведения включили в школьные учебники в Италии (что он всегда считал главным показателем успеха и чем больше всего гордился).

Джанни Родари на встрече с юными читателями

В 1979 году писатель снова приехал в Советский Союз. Он хотел написать еще одну книгу о советских детях и для советских детей, но чтобы общение выдалось неформальным, попросил разрешения провести урок в школе — только он и переводчик. Джанни Родари провел этот урок — в обычном третьем классе в обычной школе в Угличе. Он уверял детей, что самый обычный головной убор учителя — стул, что есть грампластинки очень вкусно (а откуда учителя столько знают? правильно, они едят пластинки!), и два часа упоенно выдумывал, фантазировал, смешил и сам смеялся. Он был очень веселым человеком. Но книгу о советских детях написать не успел: Родари умер 14 апреля 1980 года, на 60-м году жизни, во время операции на ноге.

Главное, что остается после человека, — его дела. После Родари остались книги. «Взрослые часто говорят детям: ешьте побольше каши! А я говорю: читайте побольше книг! Без этой пищи тоже не вырастешь. Я пишу веселые книги, так как веселый человек растет быстрее».

33-я Московская международная книжная ярмарка пройдет со 2 по 6 сентября 2020 года в Центральном выставочном зале «Манеж» (Манежная площадь, дом 1). Гостями и спикерами ярмарки станут Денис Драгунский, Михаил Елизаров, Дарья Донцова, Дина Рубина, Антон Долин, Андрей Макаревич, Владимир Познер, Фредерик Бегбедер, Януш Вишневский и многие другие. В соответствии с регламентами Роспотребнадзора в «Манеже» будут созданы все условия для того, чтобы обезопасить здоровье посетителей и участников ММКЯ. Мероприятия будут также транслироваться на сайте ярмарки и в сообществе ММКЯ «ВКонтакте».

Читайте также

Ни одна сказка не обходится без волшебства. Главным героям то и дело приходят на помощь чудесные артефакты, феи-крестные и прочие магические создания. Но бывают и совсем другие истории – такие, в которых добро не берет в руки меч-кладенец или волшебную палочку, не рубит головы драконам и не читает заклинаний. И все равно – неизменно побеждает. Именно такие сказки писал Джанни Родари – великий писатель, умевший в своих произведениях сочетать нравоучительную историю для детей с острой политической сатирой. Сказки Родари – не столько волшебные (хотя, конечно, вещи там творятся самые невероятные – начиная от антропоморфных овощей и фруктов и заканчивая живыми игрушками, которые сами выбирают себе хозяев), сколько бытовые. Их герои сталкиваются с реальными проблемами несправедливого взрослого мира и полагаются только на самих себя. Отвага, выносливость, преданность дружбе и, наконец, милосердие – вот их главное оружие.

Сегодня Джанни Родари мог бы отметить свое столетие. Возможно, писатель бы удивился, что спустя век его сказки все еще актуальны – настолько, что их сюжеты «препарируют» и раскладывают на детали серьезные критики и философы, а в школах объявляют экстремистской литературой. Рожденный в бедной итальянской семье, он всю свою жизнь посвятил двум вещам – литературе и преподаванию, а объединяли эти две стези его самые благодарные и верные друзья – дети. Родари мечтал о мире, где все люди будут жить в согласии, вместе трудиться, любить и уважать друг друга. Мире, где у всех малышей будет детство, и им не придется зарабатывать себе на кусок хлеба, а богачи не будут попирать бедняков. Островок такого мира Родари нашел в Советском Союзе – первой стране, где к нему пришла настоящая слава. Но до этого ему пришлось пройти долгий путь: от учителя начальных классов и члена партии Муссолини до участника движения Сопротивления, боровшегося с фашизмом, журналиста, литератора и любимца пионеров. Подробнее о жизни легендарного создателя «Приключений Чиполлино» – читайте в нашем материале.

«Что ты сделаешь, если в дверь постучится крокодил?»

Джованни Франческо Родари родился 23 октября 1920 года в маленьком городке Оменья на севере Италии. Его отец Джузеппе был булочником, а мать Маддалена работала продавщицей в лавке своих родителей. У Джанни было двое братьев: младший Чезаре и сын отца от первого брака Марио. Италия первой половины XX века, в которой рос Родари, совсем не была похожа на райскую солнечную страну, какой мы часто ее представляем. Население жило бедно, работы не хватало, и итальянцам приходилось искать ее в других странах – чаще всего, во Франции и Швейцарии. Эту атмосферу нищеты, заброшенности и угнетения Родари отлично передал в своем рассказе «Италия с маленькой буквы»:

«…А разве и в самом деле нет Италии с маленькой буквы – всеми забытой? Разве мало таких сел, где нет врача, нет телефона… Разве нет таких дорог, по которым могут пройти только мулы… И разве нет в нашей стране таких бедных семей, где дети, куры и поросята спят все вместе прямо на земле?.. /…/ Я говорю, что действительно есть Италия с маленькой буквы – страна стариков, о которых никто не заботится, детей, которые хотели бы учиться, но не могут, сел, где остались только женщины, потому что мужчины все уехали в другие города и страны на заработки…».

Джанни рано остался без отца: в 1929 году Джузеппе Родари умер от воспаления легких – заболел после того, как спас промокшего под дождем котенка. Очевидно, большое доброе сердце – семейная черта всех Родари.

После смерти мужа Маддалена Родари продала булочную и вернулась вместе с детьми на свою малую родину – в коммуну Гавирате, что в Ломбардии. Там Джанни продолжил учиться и параллельно занимался музыкой – играл на скрипке. Однажды они с друзьями даже собрали собственный ансамбль и некоторое время играли в тавернах.

Сперва мальчик учился в католической семинарии, затем перевелся в магистратуру в Милане, которую окончил в 1937 году. В течение года будущий писатель работал гувернером в семье немецких евреев, бежавших из нацистской Германии, затем вновь вернулся к учебе. В 1939 году он стал посещать лекции на филологическом факультете Католического университета Святого Сердца в Милане, однако вскоре бросил это занятие и обратился к преподаванию.

Талант к педагогике Родари обнаружил в себе рано: в 17 лет он уже работал учителем начальных классов в небольших сельских школах. Сам он впоследствии признавался, что на первых порах совершал множество ошибок из-за своей неопытности, но всегда позволял детям высказывать свою точку зрения, и они помогали ему становиться лучше.

Ученики, в свою очередь, обожали Родари. Он был для них не строгим профессором, а добрым другом и советчиком – ну и, конечно, немного сказочником. Родари любил рассказывать детям смешные и увлекательные истории и часто удивлял их неожиданными вопросами. Так, он мог спокойно подойти к ученику и вдруг спросить: «Что ты сделаешь, если в дверь постучится крокодил?».

От фашиста до коммуниста: политические взгляды и журналистика

Еще до того, как началась Вторая мировая война, Родари вступил в фашистскую организацию «Итальянская ликторская молодежь». На фронт его не призвали по состоянию здоровья – он с детства был довольно хилым и слабым. В 1941 году, во время работы учителем, Родари вступил в ряды Национальной фашистской партии, которую не покинул до самой ее ликвидации в июле 1943 года. Однако после того, как немцы оккупировали Италию в конце 1943 года, политические взгляды Джанни кардинальным образом изменились. Когда двое его ближайших друзей погибли, а брат Чезаре оказался в немецком концлагере, ему открылось истинное уродливое лицо нацизма.

Внутри Родари всегда жило острое чувство справедливости. Решив, что не может оставаться в стороне, он примкнул к Движению Сопротивления, а в 1944 году вступил в Итальянскую коммунистическую партию. Итальянские коммунисты того времени, как и их соратники во всем мире (включая, конечно же, Советский Союз) не только боролись с фашистской агрессией, но и выступали против классового неравенства, требовали лучших условий для трудящихся (восьмичасовой рабочий день, страховки для рабочих, повышение зарплаты, новые рабочие места и т.д.). Одним словом, Родари чувствовал себя в своей среде – он, наконец, мог трудиться во благо дорогих ему идей.

В 1948 году по заданию партии Родари впервые в жизни занялся журналистикой. Ему поручили вести «Детский уголок» в миланском отделении коммунистической газеты «Унита». Там Родари публиковал свои стихи. С одной стороны, они казались совершенно детскими, но с другой – в них поднимались очень важные и актуальные темы. В 1950 году эти стихотворения были изданы в виде сборника, а в 1952-м книга вышла в свет на русском языке – в знаменитом переводе Самуила Маршака. Только вчитайтесь в эти строки из стихотворения «Чем пахнут ремесла?»:

Просто, понятно, в меру иронично, но главное – честно. За это Джанни ценило и партийное начальство, и читатели. В итоге ему удалось даже создать и редактировать собственный журнал для детей – «Пионер» (Il Pioniere). Спустя три года он возглавил коммунистический журнал «Авангард», но вскоре покинул его и больше никогда руководящих должностей не занимал. Вместо этого Родари с головой погрузился в написание книг.

image
Фото: Коньков Александр/ТАСС

«Получилась повесть о людях…»: Чиполлино как образец классовой сказки

Каждый автор, будь то писатель, художник или музыкант, мечтает создать свой magnum opus. В жизни Родари таким произведением, безусловно, стала книга «Приключения Чиполлино». С 1951 по 1957 года сказка публиковалась на страницах журнала «Пионер» под названием «Il romanzo di Cipollino» («Роман о Чиполлино»). Как ни странно, на родине эта книга не принесла Родари головокружительного успеха, хотя многие итальянцы с удовольствием читали ее своим детям. Зато в Советском Союзе сказка стала настоящим бестселлером!

История о храбром мальчике-луковке и его друзьях, которые объединяются в борьбе против жестокого принца Лимона, покорила сердца миллионов советских школьников. В 1961 году на экраны вышел мультфильм «Чиполлино», ставший классикой советской мультипликации. В СССР стали делать куклы Чиполлино, изображения героев сказки появлялись повсюду – начиная от открыток и заканчивая конфетными обертками.

«Приключения Чиполлино» и другие книги Родари были официально включены в школьную программу и издавались многомиллионными тиражами во всех республиках СССР. Большую роль в этом сыграли два замечательных советских переводчика: Злата Потапова, выполнившая перевод книги на русский язык, и Самуил Маршак, ставший редактором русской версии.

В 1952 году Родари впервые посетил Советский Союз и с тех пор не раз приезжал в Страну Советов. Он встречался с пионерами, общался с советскими писателями, а в 1973 году даже снялся в музыкальной комедии «Чиполлино», где исполнил роль сказочника – то есть самого себя.

Дети были в восторге от «Чиполлино», но, конечно, большинство из них не видели в этой истории того, что могли разглядеть взрослые. Те, в свою очередь, поражались совсем не детским наблюдениям, которыми пронизано все произведение. Взять хотя бы вот эту сцену, в которой Чиполлино навещает отца в тюрьме:

Мир, в который погружает читателя Родари, – яркий, красочный, наполненный вкусами и запахами – почти ощутимый! И несмотря на то, что все герои сказки принадлежат к царству овощей и фруктов, каждый из них представляет определенный типаж – вполне определенный и человеческий.

Провести параллели между его героями и людьми из реальной жизни не составит труда даже ребенку. Разве никто из нас не встречал властных, надутых от осознания собственной важности «синьоров Помидоров»? Или нигде не стоял у власти этакий «принц Лимон» – жестокий тиран, презирающий и обкрадывающий собственный народ? Толстый барон Апельсин, брезгливые графини Вишни с вечно кислыми минами, интеллигентный и вежливый профессор Груша, по-деревенски простой и добросердечный кум Тыква, простая девчонка Редиска и храбрый Чиполлино, чья острая жажда свободы и справедливости разжигает огонь долгожданной революции – все эти герои нам хорошо знакомы.

image
Фото: Коньков Александр/ТАСС

«Приключения Чиполлино» можно поставить в один ряд с такими произведениями, как «Три толстяка» Юрия Олеши или «Одолеем Бармалея» Корнея Чуковского. Но, хотя это история о классовой борьбе, революция овощей в ней проходит довольно мирно. Принц Лимон и графини Вишни сбегают за границу, барон Апельсин становится грузчиком, а синьор Петрушка – сторожем.

Сам Джанни Родари о «Чиполлино» говорил так: «…Я собрал истории, которые услыхал от фруктов и овощей на рынке – и получилась книга. Когда я ее перечитал, я увидел, что получилась повесть о людях…».

В каждой из своих сказок Родари умело совмещал вымысел и злободневность, выставляя напоказ пороки классового общества и проповедуя такие истины, как свобода, равенство и братство.

Запоздалое признание и последние годы жизни

За свою жизнь писатель совершил целых пять поездок в Советский Союз. В одну из них он взял с собой маленькую дочь. Как-то раз, проходя мимо магазина игрушек, девочка остановилась и в изумлении застыла перед витриной. Из-за стекла на нее смотрели куклы Чиполлино, синьора Помидора и других героев сказки, которую она, конечно же, знала наизусть. В тот момент Родари испытал настоящий прилив счастья: наконец сбылась его мечта – герои его произведений «ожили» и стали друзьями детей.

Без сомнения, приключения мальчика-луковки – не единственная книга Родари, достойная упоминания. Большой популярностью у юных читателей пользовались сказки «Джельсомино в Стране лжецов», «Путешествие Голубой стрелы», «Торт в небе», цикл «Сказки по телефону» и многие другие. В них Джанни, по сути, описывал впечатления собственного детства, и с годами атмосфера его книг становится все более печальной.

Романтика коммунизма, скорее всего, покинула его еще в 50-х, когда он перешел из коммунистического журнала в социалистическую газету «Паезе сера», где и работал до конца своих дней. Своим творчеством Родари мечтал изменить мир, и временами казалось, что у него это получается. Но на деле все оставалось по-прежнему: бедняки никуда не исчезли, как и войны, голод, детский труд, эгоистичные чиновники-толстосумы и властолюбивые правители.

Недаром «Путешествие Голубой стрелы», написанное почти через 13 лет после «Чиполлино», так разительно отличается от прочих сказок Родари. Миры, в которые он селил своих ранних героев, хоть и подвергали их испытаниям, но все же ощущались, как нечто светлое, волшебное. Ты переносился в это место и верил, что там все возможно, и добро обязательно победит – иначе быть просто не может! Но в «Голубой стреле» все иначе. Герои Франческо и Роберто – совсем еще юные мальчишки – вынуждены трудиться наравне со взрослыми, чтобы помочь семье. Каждый из них в тайне мечтает о заветной игрушке, которую бедные родители никогда не смогут позволить себе купить. «Путешествие Голубой стрелы» – это история в духе Андерсена: здесь девочка замерзает с куклой в руках, дети остаются без детства. И лишь в самом конце отважный поступок одного из героев и его диалог с отцом транслирует нам главную идею автора: несмотря на все тяготы и несправедливости жизни, нужно оставаться честным, милосердным и не терять в себе человеческое – и тогда добро обязательно вернется к тебе.

image
Фото: Саранцев Борис/ТАСС

В 1967 году слава, наконец, нашла Родари и на родине: он был признан лучшим писателем Италии. Его книги стали издавать миллионными тиражами и переводить на десятки языков. В 1970 году Родари был удостоен премии имени Ганса Христиана Андерсена – высшей награды в области детской литературы. На церемонии вручения он произнес такие слова: «Сказка дает нам ключ, с помощью которого можно войти в действительность другими путями».

К концу 70-х здоровье Родари заметно ухудшилось, но он продолжал активно писать. Из-под его пера выходят такие произведения, как «Грамматика фантазии», «Как путешествовал Джованнино по прозванию Бездельник», «Жил-был дважды барон Ламберто» и другие. В 1980 году врачи назначили Родари хирургическую операцию: он страдал плохим кровообращением из-за заболевания сосудов ног. Однако из-за возникших осложнений он скончался прямо на операционном столе. Создателя «Чиполлино» не стало 14 апреля 1980 года. У него остались жена Мария Тереза Ферретти (секретарь парламентской группы Народного Демократического фронта) и их общая дочь Паола. Она пошла по стопам отца и также посвятила себя написанию детской литературы.

image

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий