Екатерина Савинова — биография, личная жизнь, фото актрисы: Роковая ошибка Фроси Бурлаковой

Биография

Екатерина Савинова — советская актриса, заслуженная артистка РСФСР. Несмотря на незаурядный талант, для зрителей исполнительница так и осталась Фросей Бурлаковой из картины «Приходите завтра». Судьба Екатерины Федоровны могла сложиться иначе, если бы не отказ влиятельному режиссеру.

Детство и юность

Савинова родилась 26 декабря 1926 года в селе Ельцовка Алтайского края. Суровый климат и условия закалили характер девушки. Екатерина росла в крестьянской семье, с детства была приучена к тяжелому физическому труду, но мечтала сниматься в кино.

После школы Савинова поехала в Москву, чтобы поступить во ВГИК. Тогда Катя впервые отправилась в путешествие на поезде, что оставило яркие эмоции. Но абитуриентка опоздала на вступительные испытания. Вместо театрального Екатерина зачислилась в землеустроительный институт. Полгода проучилась там, поняла, что это не ее призвание, и ушла.

Затем будущая артистка поступила на курсы мастерства перевоплощения Василия Ванина, однако Савинову отчислили. Ванин сказал, что Екатерина — театральная актриса и для кино бесперспективна. Однако уже в молодости проявлялось сибирское упорство исполнительницы. Другая бы сломалась и вернулась домой, но только не Катя.

В следующем году Савинова прошла испытания и поступила во ВГИК, попав в число 40 счастливчиков из трех тысяч претендентов. После зимней сессии на курсе осталось 20 человек, в числе которых оказалась и Екатерина. Артистка училась вместе с Нонной Мордюковой и Вячеславом Тихоновым.

В 1950 году Савинова получила диплом. О неоспоримом таланте актрисы говорило и то, что после окончания учебы Екатерину единственную с курса позвали в труппу МХАТа, но девушка мечтала о кино и отклонила это предложение.

Фильмы

Первым опытом в кино оказалась роль Кати Сорокиной в фильме «Страницы жизни». В титрах артистку не указали, поэтому дебютной героиней часто считается Любочка, которую Екатерина сыграла в «Кубанских казаках». Музыкальная комедия рассказывала о жизни колхозов в первые послевоенные годы.

Лента вышла на экраны в 1949 году, когда 23-летняя Екатерина Савинова еще числилась студенткой ВГИКа. Это считалось настоящим успехом, потому что пробиться в кино в то время было практически невозможно — снимали лишь несколько фильмов в год.

Увы, участие в картине превратилась в проклятие для Савиновой. Иван Пырьев, создатель «Кубанских казаков», оказался не только талантливым режиссером, но и ценителем молоденьких артисток. Когда Катя ответила на притязания Пырьева отказом, для исполнительницы закрылись двери киностудий. Иван Александрович в то время пользовался влиянием на «Мосфильме» и мог зажигать и гасить новые звезды.

По воспоминаниям коллег, Екатерину занесли в неофициальный черный список «Мосфильма». Актриса перестала получать хоть сколько-нибудь заметных персонажей. Причем и коллегам, и другим участникам съемочного процесса было очевидно, что проблема заключалась вовсе не в игре. Знаменитость пробовалась на главные роли, Савинову утверждали, а потом перезванивали и вежливо отказывали.

Стоит отметить, что часть поклонников считает, что артистка совершила самоубийство не из-за болезни, помутившей сознание. По их мнению, страшное происшествие оказалось следствием исковерканной судьбы Екатерины. А значит, до смерти Савинову довел отвергнутый режиссер.

В 50-х актриса снималась во многих фильмах, но роли получала проходные и малозаметные. Попадались и яркие образы, к которым можно отнести Дусю Поспелову в драме «Сельский врач». Кстати, в съемках участвовал и младенец, не желавший справляться с поставленной задачей и плакать в кадре, когда это необходимо. К счастью, киношники не стали принуждать ребенка к рыданию, и детский плач озвучила Клара Румянова — экранная мать малыша.

Официантку Клаву Шубину Екатерина изображала в шпионской картине «Тень у пирса». Персонажа трудно назвать положительным. Мало того что Клавдия сотрудничает с иностранными агентами, так еще и ведет праздный образ жизни, ярко красится, что заметно даже в черно-белых тонах, и обсчитывает клиентов. Критики отмечали, что и другие роли в детективе четко поделены на хороших и плохих.

Екатерина с радостью бралась за любое предложение. Не раз актриса снималась у Григория Чухрая, правда, не на переднем плане. Так, в «Балладе о солдате» Савиновой достался безымянный образ проводницы без упоминания в титрах. Съемки проходили со скандалами и курьезами. Чухрай даже умудрился повредить ногу и заболеть брюшным тифом. Но, несмотря на преграды, проект получился удачным и заслужил Ленинскую премию.

Но мечтала артистка о роли всей жизни. Такой для Екатерины оказалась Фрося Бурлакова в картине «Приходите завтра». Лирическая комедия вышла на экраны в 1963 году. 36-летняя актриса сыграла талантливую абитуриентку, которая приезжает в Москву из затерянной сибирской деревушки, чтобы поступить в музыкально-педагогический институт имени Гнесиных и осуществить мечту — стать певицей.

Провинциальная непосредственность главной героини покорила зрителей. Простой и понятный образ принес Савиновой признание и любовь миллионов. Бурлакову назвали лучшей женской ролью года. Впечатление на зрителей произвело и то, как в кадре Екатерина перешла от зычного исполнения песни «Вдоль по Питерской» к арии Розины из «Севильского цирюльника». Еще больше поражало то, что оба произведения звезда спела самостоятельно.

Во многом образ Фроси связан с биографией актрисы. Так, в письме, которое Бурлакова адресовала домой, перечислены реальные соседи Екатерины. Передавая привет Савиновым, Фрося отмечает «если еще не уехали». Снимал комедию Евгений Ташков, муж Савиновой. Он же и написал сценарий. Правда, съемочной группе пришлось работать не в Москве, а на Одесской киностудии, потому что проклятие Пырьева все еще действовало.

На съемки приезжали комиссии, обвиняли артистку в бездарности, настаивали на прекращении проекта. Фильм вышел, но, несмотря на колоссальный успех в прокате, больше Екатерине Федоровне крупных ролей не предлагали.

Очаровательную кухарку Матрену Савинова сыграла в ленте «Женитьба Бальзаминова», которую Константин Воинов снимал в Суздале и Владимире. В массовых сценах успело поучаствовать немало местных жителей.

Последняя роль актрисы — Аннушка в картине «Расплата». Зрители увидели фильм в начале 1971 года, когда Екатерина Федоровна уже скончалась. Особой популярности проект не снискал.

Личная жизнь

Единственный спутник Савиновой — Евгений Ташков. Избранники познакомились еще в студенческие годы — оба учились во ВГИКе. Встречались, а поженились через восемь месяцев после получения дипломов.

В 1957 году в семье появился сын, который пошел по стопам родителей и вырос актером. Андрей Ташков подарил Савиновой внука, четыре раза женился, причем три — на артистках. Правда, сама Екатерина Федоровна этого не увидела и не успела порадоваться успехам сына и дать советов в личной жизни.

Смерть

Проблемы со здоровьем начались у знаменитости еще на съемках «Приходите завтра». Пришлось прервать работу на год. Врачи диагностировали у Савиновой бруцеллез. Предположительно, Екатерина Федоровна заразилась через парное молоко, которое любила.

Медики не могли поставить диагноз почти год, потому что инкубационный период инфекции составляет 8 месяцев. Все это время Савинова работала на износ. А когда заболевание обнаружили и начали лечить, выяснилось, что бруцеллез поразил нервную систему. Это, считают врачи, и оказалось впоследствии причиной смерти актрисы.

У Екатерины Федоровны развилась шизофрения. Долгое время она жила между домом и палатами. По четыре месяца в году артистка проводила в больничных стенах. Удивительно, но исполнительнице удавалось сохранить ясность ума.

Но постепенно состояние Екатерины Федоровны ухудшалось. По воспоминаниям Андрея, незадолго до смерти мать отстранилась от близких, боясь заразить. Весной 1970 года Савинова объявила родным, что уезжает в Новосибирск навестить сестру. Месяц звезда провела в гостях. 25 апреля артистка убралась в комнате, надела нарядное платье, отправилась на вокзал и бросилась под поезд.

Память

Актриса покоится на Клещихинском кладбище в Новосибирске. Поначалу скромную могилу украшал неприметный памятник и побледневшее фото. В 2006 году с помощью местных властей удалось организовать перезахоронение в престижную часть некрополя. Кроме того, родные сумели доказать невменяемость Екатерины Федоровны, решившейся на отчаянный шаг. Благодаря этому состоялось отпевание.

В 2011 году в родном селе артистки появился памятный музей. Учреждение организовали в доме Бурлаковых — соседей, чью фамилию Савинова позаимствовала для героини. Кроме того, в Ельцовке назвали улицу в честь Екатерины Федоровны.

Фильмография

  • 1949 — «Кубанские казаки»
  • 1953 — «Чук и Гек»
  • 1953 — «Алеша Птицын вырабатывает характер»
  • 1953 — «Таинственная находка»
  • 1955 — «В один прекрасный день»
  • 1958 — «Человек с планеты Земля»
  • 1960 — «Колыбельная»
  • 1963 — «Приходите завтра…»
  • 1964 — «Ко мне, Мухтар!»
  • 1964 — «Женитьба Бальзаминова»
  • 1965 — «Дорога к морю»
  • 1965 — «Дорога к морю»
  • 1968 — «Зигзаг удачи»
  • 1968 — «Жажда над ручьем»
  • 1970 — «Расплата»

Интересные факты

  • По данным СМИ, в 2006 году обнаружилось, что тело актрисы нетленно. Феномен объясняли как мерзлой почвой и другим научными факторами, так и сверхъестественными явлениями.
  • На съемках «Кубанских казаков» артистка впервые увидела телефон и гибкий душ, попробовала арбуз.
  • Савинова обладала редким диапазоном голоса и могла петь в 3,5 октавы.
Екатерина Савинова
imageЕкатерина Савинова в роли Кати Сорокиной в фильме «Страницы жизни» (1948).
Имя при рождении Екатерина Фёдоровна Савинова
Дата рождения 26 декабря 1926(1926-12-26)[1]
Место рождения село Ельцовка, Алтайский край, РСФСР, СССР
Дата смерти 25 апреля 1970(1970-04-25)[1](43 года)
Место смерти
Профессия актриса
Карьера 1946—1970
Награды image
IMDb ID 0767769

Екатери́на Фёдоровна Са́винова (26 декабря 1926, с. Ельцовка, Алтайский край — 25 апреля 1970, Новосибирск) — советская киноактриса, заслуженная артистка РСФСР (1965). Супруга кинорежиссёра Евгения Ташкова и мать актёра Андрея Ташкова.

На протяжении своей недолгой жизни снялась в примерно трёх десятках кинофильмов. Её острохарактерное, комедийное дарование раскрылось в главной роли Фроси Бурлаковой в кинофильме «Приходите завтра…» (1963) и кухарки Матрёны в кинофильме «Женитьба Бальзаминова» (1964)[2]. На I Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде (1964) фильм «Приходите завтра…» принёс Екатерине Савиновой приз «За лучшую женскую роль».

В числе других кинокартин с её участием значатся «Кубанские казаки» (1949); «Большая семья» (1954), лауреат Каннского кинофестиваля в номинации «Лучший актёрский ансамбль» за 1955 год); «Тень у пирса» (1955) и «В один прекрасный день» (1955), где она сыграла главные роли, и другие.

Биография

Происхождение

Екатерина Савинова родилась 26 декабря 1926 года в селе Ельцовке тогдашнего Сибирского (ныне — Алтайского) края в семье крестьянина-бедняка[К. 1], была третьим ребёнком в семье[6].

По национальной принадлежности являлась русской[7]. Её предки переселились в Сибирь из Пензенской губернии во времена Столыпинской реформы и обосновались в алтайском селе Ельцовка[8]. Их постоянными соседями был также выходцы из Пензенской губернии Бурлаковы[9]. У своей подруги Евдокии Петровны Бурлаковой (в замужестве Кулешовой) Екатерина в дальнейшем позаимствовала фамилию для своей героини из фильма «Приходите завтра…»[10]. Впоследствии Евдокия Кулешова вспоминала: «Ещё наши деды вместе приехали из голодной тогда Пензенской губернии в Сибирь на вольные просторы. Приглянулись им живописные места на берегу Чумыша. Вместе выбрали на жительство Ельцовку, вместе валили лес, по-соседски помогали друг другу обживаться на новом месте. Это было в 1910 году. Таушканов Григорий дал семье Савиновых избушку, там они и жили»[11].

Мать актрисы, Мария Семёновна Маркина (1895—1946), была родом из Ельцовки. Ещё ребёнком она начала работать у купца Шацкого. Будучи неграмотной, была обучена чтению и письму детьми. Из батраков был и отец, Фёдор Яковлевич Савинов. Окончив 3 класса церковно-приходской школы, он, по тем временам, считался грамотным человеком. В 1930 году родители вступили в колхоз, и до 1943 года Фёдор Савинов работал счетоводом в колхозе «имени Чапаева» и «Прожекторе»[12].

Школьные годы

С 1934 по 44 годы Екатерина Савинова училась в Ельцовской средней школе. Учиться начала в семилетнем возрасте, хотя в школу в то время принимали с восьми. По воспоминаниям близких Екатерине людей, её матери удалось добиться, чтоб дочери позволили некоторое время посидеть в школе. Расчёт сводился на то, что она в последующем сама не пойдёт туда. Однако Екатерина Савинова продолжила учиться[13].

В школьные годы Екатерина Савинова активно участвовала в художественной самодеятельности учащихся, постоянно была членом драматического и хорового кружка[14]. Как вспоминала Евдокия Бурлакова, «начиная со 2-го класса Катя уже была заводилой во всех делах: подбивала подруг устраивать концерты»[15]. По рассказу старшей сестры актрисы, Марии Фёдоровны Панченко: «В школе всё время была организатором самодеятельности… Катя очень много пела. Песни разучивала с граммофонных пластинок… Электричества в селе не было, поэтому все концерты и спектакли проходили при освещении керосиновых ламп. Почти все вечера проводила она в школе или в клубе: репетиции, спевки, разучивание новых песенок, арий из опер и оперетт. Она пела не только на концертах в школе и клубе, но часто по радио из районного радиоузла»[16].

Трижды Савинова принимала участие в районных олимпиадах (1939, 1940 и 1944), получив премии[14]. На состоявшемся в июне 1944 года в Барнауле краевом смотре художественной самодеятельности школ и детдомов, она получила отличную оценку жюри по художественному слову[17].

Учёба в Москве

По воспоминанию Евдокии Бурлаковой:

После окончания школы… Катя твёрдо решила учиться на артистку. Время было трудное, военное. Мать Кати Мария Семёновна отговаривала её ехать в Москву, где жил старший брат Александр, повременить с учёбой, потому что не с чем было отправлять её, не во что было даже одеть. Но Катя чувствовала уверенность в своих силах и решила во что бы то ни стало добиться своей цели, убедив мать в правильности своего поступка. Тогда Мария Семёновна обменяла последнюю картошку у ссыльных литовцев (в то время их много жило в Ельцовке) на шерстяное платьице, голубенькое с белым воротничком, в котором Катя и приехала в Москву. И, наверное, не случайно в кинофильме «Приходите завтра…» есть фрагменты, где Катя говорит о мамином праздничном платье[18].

Приехав в Москву, девушка намеревалась подать документы во ВГИК, но опоздала и тогда решила поступать в Землеустроительный институт[19]. Проучившись полгода в институте, Савинова вновь отправилась во ВГИК, когда туда начались экзамены. Однако вскоре после поступления она была отчислена руководителем курса, посчитавшим, что её призвание не кино, а театр[19]. Тем не менее, в 1945 году Екатерине Савиновой удалось поступить во ВГИК, при поступлении её заметили педагоги О. И. Пыжова и Б. В. Бибиков, принявшие девушку в свою мастерскую[20].

В 1950 году Екатерина Савинова окончила ВГИК, получив диплом с отличием по специальности актёр кино с присвоением квалификации киноактриса[21]. В составленной характеристике на студентку-выпускницу Екатерину Савинову, подписанной директором ВГИКа В. Н. Головня, секретарём партбюро П. Емельяновым и деканом актёрского факультета Г. А. Тавризяном, читаем: «Е. Савинова является молодой талантливой актрисой. Юмор, обаяние, неистощимая фантазия, поражающая правдивость и органичность поведения отличают её дарование. Савинова удачно справляется с бытовыми, лирическими и характерными ролями. Её способность перевоплощения свидетельствуют о её большом сценическом диапазоне. Самостоятельно решает серьёзные актёрские задачи. Необычайно работоспособна»[4].

Творческая карьера

Будучи студенткой, Екатерина Савинова появляется в роли Кати Сорокиной в фильме «Страницы жизни» (реж. Б. В. Барнет и А. В. Мачерет), снятом в 1948 году на Свердловской киностудии[22]. Сам фильм в её творческой карточке, заполненной 3 марта 1962 года, не указан[23].

Её дебютной ролью именуется роль Любочки в комедии «Кубанские казаки» (реж. И. А. Пырьев), снятой в 1949 году на Мосфильме[24][25][26]. В вышеупомянутой характеристике на студентку-выпускницу Савинову есть следующая запись: «Очень удачно снималась в роли Любочки в фильме „Кубанские казаки“»[4].

Начиная с июля 1950 года, Екатерина Савинова была киноактрисой Центральной студии киноактёра[27]. Несмотря на то, что после «Кубанских казаков» Савинова снималась каждый год, ей предлагали второстепенные, эпизодические роли[19]. Так, в короткометражном стереофильме «В степи» (1950) она — комбайнер[28]; в короткометражном фильме «Чук и Гек» (1953) — девушка-почтальон[29]; в фильмах «Алёша Птицын вырабатывает характер» (1953) и «Баллада о солдате» (1959) — продавец мороженого и проводница соответственно[30]. В этих и других кинокартинах, где актриса получила эпизодическую роль (например: «Композитор Глинка» (1952), «Вихри враждебные» (1953) и т. д.), её имя отсутствует в титрах[31]. Кинофильм «Степные зори» (1953), где Савиновой досталась роль трактористки, был и вовсе не выпущен на экраны[32]. Все перечисленные фильмы не указаны в её творческой карточке, заполненной 3 марта 1962 года[23].

В 1995 году вышел документальный фильм из авторского цикла «Чтобы помнили» актёра театра и кино, народного артиста России Л. А. Филатова, где последний говорил:

Я советовался с близкими людьми Екатерины Савиновой, и мы договорились не рассказывать какие-то истории из её жизни, потому что это потребовало называние каких-то фамилий ещё. …И всё-таки одну историю, не называя имён, не называя фамилий, постараюсь пересказать. Дело в том, что на одной из ранних своих картин к Екатерине Савиновой проявил чисто мужской интерес, причём очень активный, режиссёр картины, который по совместительству был ещё и высоким чиновником от искусства. …в общем, получил за это пощёчину. …Но прошло время и на этом, как бы, дело не закончилось. И этот режиссёр, теперь уже как сановник, продолжал принимать участие в судьбе Екатерины Савиновой. И с той поры, в какой бы основательной, серьёзной картине она ни была утверждена…, несмотря на охоту режиссёров её снимать, потому что все понимали масштаб её дарования — она не снималась в этих картинах. Постоянно поступал „высокий“ запрет, и Савинова снималась только в таких проходных, никчёмных, маленьких, неинтересных ролях[33].

Все знают эту актрису в основном по одной роли – Фроси Бурлаковой в советской комедии «Приходите завтра». Имя героини уже стало нарицательным в народе. Но какова была судьба самой Екатерины? Почему ей так и не удалось реализовать свой поистине огромный потенциал? Что заставило ее броситься под поезд – подобно своей любимой Анне Карениной?

Детство и юность

Родилась Катя 26 декабря 1926 года в обычной крестьянской семье. Кстати, деревня Ельцовка, упоминавшаяся в фильме как родина героини – это автобиографический момент. Как и многое другое в «Приходите завтра», эта деталь была взята из реальной жизни – так называлась село, где Савинова родилась и провела детство и юность.

В семье кроме девочки, было еще трое детей. Время тяжелое, нищета жуткая… А потому Катя на всю жизнь запомнила, как бабушка, стоя у постели ее умирающей сестры, сказала: «Надо бы с нее рубашку снять, еще хорошая ведь, пригодится».

Но были и хорошие воспоминания: в семье Савиновых любили петь. И, надо сказать, многие обладали очень неплохими голосами. А у Екатерины был голос просто потрясающий – сильный, бархатный… Послушать ее сбегалась вся деревня! Девочка зря времени не теряла: пела в местном хоре, играла в драматическом кружке.

А потом начала война… Брат Кати ушел на фронт, отец, не выдержав лишений военного времени, скончался. Забота о детях легла на плечи матери. Молодая девушка, которой только исполнилось 18 лет, не хочет быть дополнительной обузой – она едет в Москву, «учиться на артистку»… Денег на билет не было, поэтому пришлось добираться на крыше поезда.

Москва. Учеба во ВГИКе

Попав в огромный город, девушка растерялась. Как и тысячи других деревенских простушек, приехавших покорять столицу, она всего боялась и всему изумлялась… В поезде одна женщина угостила ее виноградом. Катя никогда не пробовала этой экзотической ягоды, и в благодарность отдала попутчице целую банку меда. Она вообще была человеком нежадным, широкой души…

На вступительные экзамены во ВГИК Савинова опоздала. Ну совсем как в фильме Фрося – ведь Екатерина там, по сути, сыграла саму себя. Но только действительность оказалась не столь радужной – доброго профессора, устроившего абитуриентке внеконкурсное прослушивание, не нашлось. Пришлось поступать пока в Землеустроительный институт. После полугода учебы там Катя таки попала в желанный Институт Кинематографии. Но – вот незадача – всего через месяц ее отчислили! Руководитель курса Василий Ванин заявил студентке, что кино совершенно не для нее, она больше театральная актриса. Но упорно идущая к своей цели Савинова не сдалась, и в следующем году поступила на курс Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой.

На вступительных экзаменах она читала мысленный монолог Анны Карениной перед смертью… Знала ли тогда полная надежд и мечтаний восторженная девчушка, что через четверть века она повторит ее ужасную судьбу?

А пока члены комиссии были просто ошеломлены! Перед ними стояла наивная деревенская девушка с простоватой внешностью. Трагическая речь Анны из ее уст должна была звучать просто смешно. Но нет! Перед ними действительно стояла она – страдающая женщина, доведенная до отчаяния. Конечно же, талантливого самородка, способного так достоверно перевоплощаться, тут же принимают на курс.

Любовь – одна на всю жизнь

Именно в институте состоялась судьбоносная для Кати встреча. Со своим будущим мужем – режиссером Евгением Ташковым – она познакомилась именно во ВГИКе. Причем знакомство состоялось благодаря тому, что комендант общежития не нашел для парня места в мужском отделении и привел его в комнату для девочек – дескать, потом разберемся. Сконфуженный Женя тут же лег на кровать и отвернулся к стене, чтобы никого не смущать. Вскоре пришли и хозяйки, весело щебетавшие друг с другом о чем-то. У одной из них был совершенно поразительной красоты голос, который буквально запал в душу свернувшемуся на кушетке пареньку. С утра он первым делом пошел знакомиться с обладательницей этого божественного голоса.

В 1950 году молодые люди окончили учебное заведение, и уже через восемь месяцев оформили свои отношения официально. Причем Ташков запомнил – перед регистрацией невеста расплакалась. Почему? Евгений полагал, что она не хотела ни за кого выходить замуж – искусство (именно искусство и служение ему, а не карьера) для нее было важнее всего. Впрочем, может быть, это была дань традиционному деревенскому обычаю? Ведь все невесты раньше плакали, выходя замуж – хороня старую жизнь и начиная новую. А Екатерина ведь была человеком чувствительным…

Как бы то ни было, но супруги зажили душа в душу. А в 1957 году у пары родился сын Андрей – в будущем также ставший актером. Сына своего Катя очень любила и всегда переживала, когда из-за работы приходилось оставлять его на няню.

Евгений Ташков и Екатерина Савинова с сыном Андреем

Роковые «Кубанские казаки». Начало карьеры

Первой заметной ролью Савиновой в кино стала Любочка в фильме «Кубанские казаки». Снимал картину маститый режиссер Иван Пырьев, директор Мосфильма. Казалось, все складывалось как нельзя лучше? Но однажды в кулуарах за молоденькой симпатичной актрисой решил приударить сам мэтр… Екатерина, не задумываясь, дала ему пощечину. И этого Пырьев ей так и не простил.

После «Казаков» у Савиновой были роли – но все проходные, не главные… Поговаривали, что именно всесильный Иван Александрович сделал негласное распоряжение – не снимать!

При этом Екатерине сразу после выпуска – единственную на курсе – приглашают сразу во МХАТ! Но девушка отказывается, веря – единственное ее предназначение в жизни – это кино. Она отчасти «зарывает в землю» и свой певческий талант – поступает и заканчивает престижнейшую Гнесинку, но отказывается от эстрадной карьеры певицы. А ведь ей предлагали сразу оркестр и гастроли по всему Союзу! Голос у Кати и правда был просто замечательный – между прочим, в фильме «Приходите завтра» она поет сама, и можно оценить масштабы – целых три с половиной октавы!

«Приходите завтра». Болезнь

Сценарий этого фильма писался Евгением Ташковым специально для супруги и, разумеется, многие подробности были взяты из ее биографии. К сожалению, этой картине было суждено стать знаковой и в то же время роковой для актрисы…

Снимать пришлось на Одесской киностудии – туда руки влиятельного Пырьева, казалось, дотянуться не могли. Савинова сыграла саму себя – она и в жизни была такой – доброй, простодушной, доверчивой. Но фильм все же попытались запретить – однажды в процессе съемок нагрянула комиссия из Москвы. Заключение ее было безжалостным – прекратить производство из-за якобы бездарности исполнительницы главной роли… Нетрудно догадаться, кто приложил к этому руку. Ташков идет на хитрость – сам сообщает начальству о том, что на съемки были уже затрачены приличные суммы денег, материал почти готов – что же теперь народные средства пропадут по произволу невежественных чинуш? «Сверху» дали добро на завершение фильма. После картина пробыла на полке полгода и чудом таки вышла в прокат.

Именно на съемках фильма Катя заразилась бруцеллезом – выпила купленное на рынке парное молоко – она любила его с детства. Из-за плохого самочувствия актрисы производство картины было отложено на год. Однако врачи не сразу смогли поставить правильный диагноз, болезнь была запущена и дала осложнения на головной мозг… Из-за этого у Екатерины начались приступы, по признакам схожие с шизофреническими.

Женщина как могла, боролась с болезнью. Помогал и любящий муж, который всегда был рядом. Но теперь ежегодно Савинова должна была проводить в больнице по 2-4 месяца. В остававшееся время она гастролировала по стране с концертами, снималась в эпизодах и второплановых ролях в кино.

«Женитьба Бальзаминова»

Пожалуй, еще одна знаковая роль, по которой многие знают Екатерину Федоровну – роль кухарки Матрены в «Женитьбе Бальзаминова». Эта искрометная комедия до сих пор любима народом. А все потому, что на съемках шедевра царила веселая, творческая, юморная атмосфера, и это не могло не сказаться на качестве картины. Актеры импровизировали, шутили, сами придумывали детали своих кинообразов.

Именно в «Женитьбе» мы можем видеть глубину перевоплощения, на которую была способна Савинова. Она поистине жила ролью – даже ее супруг замечал, что подчас (например, после только что отыгранного актрисой спектакля в Театре киноактера) он разговаривал не с Катей, а с ее героиней. Так случилось и в этой картине: Екатерина сама нашла внешний образ – неуклюжая, нерасторопная женщина, одетая в необъятную юбку и кофту навыпуск. Сама придумала интонацию – немного нараспев, сама придумала забавный Матренин смех. Экранного времени на кухарку отведено мало, но зритель видит ее характер и всю жизнь как на ладони. Глуповатая и доверчивая (верит в сны и предсказателей), неотесанная и в то же время добрая и глубоко несчастная, одинокая женщина, которой хозяева заменили семью… Конечно, эта роль не осталась незамеченной, однако предложений, увы, больше не стало.

Кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова»

Начало конца

В конце 1960-х годов болезнь начала прогрессировать. Катя слышала голоса, которые приказывали ей пойти и убить себя, грозя в случае неповиновения страшными карами ее близким… Несчастной женщине приходят в голову страшные мысли – все плохо, она никогда не добьется успеха, все тщания напрасны, и она лишь обуза для своего мужа… Екатерина чувствовала себя виноватой и, разумеется, не раз жалела, что отказалась от МХАТа, от карьеры певицы. Но было уже поздно. Из-за болезни актриса то увольняется из Театра киноактера, то вновь восстанавливается – ей кажется, что здоровье к ней вернулось… Савинову начинают считать эмоционально нестабильной. Актрису и раньше редко приглашали на съемки, теперь же предложений практически не было – а вдруг приступ начнется прямо во время процесса?

Не сказав никому ни слова, в 1970 году Савинова уезжает в Новосибирск погостить к сестре Марии. Оттуда она пишет письма мужу и сыну с просьбой не волноваться – она отдохнет и вернется. Но сама Катя знала, что вернуться домой ей не суждено…

Целыми днями женщина бродила по городу, иногда заходила в храм, пела своим чудным голосом на клиросе. А тем временем в голову все чаще приходит мысль о спасительном самоубийстве, которое сразу бы разрешило все проблемы. Шла пасхальная неделя, и Екатерина решила подойти к священнику с вопросом – грех ли убить себя? «Разумеется, да» — ответил служитель церкви. Но женщина вспомнила – как-то ей говорили, что на Пасху прощаются все грехи. «Надо успеть!» — подумала Катя.

Смерть

25 апреля Савинова прибралась в квартире, помыла полы, испекла куличи – как будто извиняясь перед сестрой за то, что ей предстоит пережить… Потом она вышла из дома и пошла к подруге Кларе Белкиной. Предложила пойти вместе работать в храм певчими, но женщина отказалась. Заметив, что Екатерина находится в каком-то странном состоянии, Клара черкнула на бумажке свой телефон и сунула подруге в карман: «Позвони как дойдешь до дома». И буквально через несколько часов в квартире раздался звонок. Женщину приглашали на опознание…

Екатерина Савинова бросилась под поезд. В ее карманах не нашли никаких документов – только телефон подруги. Стрелочница позже рассказала Евгению Ташкову, что видела хорошо одетую красивую женщину, которая взволнованно ходила по перрону, а потом вдруг перебежала через пути и кинулась под колеса прибывающего состава. Работница железной дороги крикнула: «Что ты делаешь?», но было уже поздно…

В предсмертной записке актриса просила прощения у всех близких, и особенно – у сына Андрея. Она объясняла, что жизнь, которая ее ждет в будущем, слишком тяжела, и так будет лучше для всех…

Похоронили Екатерину Федоровну там же, в Новосибирске, на Клещихинском кладбище. До недавнего времени на ее могиле стоял совсем старый, ветхий и поржавевший памятник. Но в 2006 году останки актрисы были перенесены на более почетное место, был возведен и новый монумент.

Старый и новый памятники

Память

В родном селе Ельцовке в 2011 году был открыт дом-музей Екатерины Савиновой. Правда, сам дом принадлежал не семье актрисы, а ее подруге детства Евдокии Бурлаковой, «одолжившей» знаменитой героине фильма свою фамилию.

Екатерина Савинова в роли Фроси Бурлаковой. / Фото: www.kp.ru Она мечтала стать актрисой и упорно шла к своей цели, преодолевая все возникавшие на пути преграды. Екатерина Савинова, сыгравшая Фросю Бурлакову в фильме «Приходите завтра», ждала эту роль долгих 14 лет. А через несколько лет после премьеры она по собственной воле ушла туда, откуда не возвращаются.

Первые шаги на пути к мечте

Екатерина Савинова. / Фото: www.club-rf.ruОна родилась на Алтае в небольшой деревне Ельцовка в декабре 1926 года в крестьянской семье. Её ждала привычная деревенская судьба: замужество, хозяйство, огород, дети. Но девочка не готова была мириться с такой участью. Когда ей было годика четыре, у нее уже была своя аудитория. Мама и старшая сестра как-то не смогли найти Катюшу, а соседи рассказали, что ее молодежь понесла на Колокольчик, скалу на берегу речки Чумыш. А там молодые люди ставили малышку в центр круга и заказывали ей песни. И тут же над рекой разливался сильный голос маленькой Кати Савиновой. Екатерина Савинова в роли Фроси Бурлаковой. / Фото: www.loveread.meКатина семья была не бедной, у девочки даже был патефон. Она слушала песни и удивительно легко могла их воспроизвести. У нее был удивительный голос, на три с половиной октавы. Но ее не привлекала карьера певицы. Она хотела быть киноактрисой.

Москва слезам не верит

Екатерина Савинова. / Фото: www.blogspot.comВ августе 1944 года она отправилась в Москву учиться. Мама Катюши, собирая дочь в дорогу, обменяла последнюю картошку на голубое шерстяное платье с белым воротничком. А провожать девушку вышли чуть ли не все односельчане. Многие уговаривали ее остаться, не ехать в чужой и незнакомый город. Но Катя не могла изменить сама себе. Екатерина Савинова в роли Фроси Бурлаковой. / Фото: www.1tv.ruОна отправилась на станцию на телеге, в которую погрузили ее простой фибровый чемодан, перевязанный веревкой. А потом Катюша очень испугалась поезда, который шумел и пыхтел. Она не представляла себе, как это чудище на колесах повезет ее в столицу. Но впереди была мечта. И девушка села в свой вагон. Каким же было разочарование Екатерины Савиновой, когда она поняла, что опоздала. Приемная комиссия ВГИКа уже закончила свою работу. Нужно было возвращаться домой. Но девушка решила еще раз испытать судьбу. Она попробует устроиться на работу, а через год сдаст документы в ВГИК. Екатерина Савинова. / Фото: www.free-filmy.ruКате повезло, ее приняли в землеустроительный институт. И настойчивая Екатерина стала следить за тем, что происходит во ВГИКе. Ей снова улыбнулась удача: всего через полгода она поступила на курс актерского мастерства к педагогу Василию Ванину. Екатерина Савинова разительно отличалась от своих однокурсниц. Скромная, даже застенчивая, она всегда держалась особняком. А Ванин не смог разглядеть в девушке актрису и отчислил ее с курса. Он считал, что она может быть театральной актрисой, а вот кино не для нее. Но Катя не собиралась сдаваться. Еще через полгода она стала студенткой ВГИКа на курсе Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой.

Трагедия первой роли

Екатерина Савинова. / Фото: www.movieassets.comС Борисом Бибиковым и Ольгой Пыжовой у нее было полное взаимопонимание. А на дипломном спектакле она блестяще справилась с возрастной ролью и получила приглашение на работу во МХАТ, одна со всего курса. Но Катя не пошла во МХАТ. Она мечтала о кино. Да еще и Евгения Ташкова, с которым у нее сложились очень теплые отношения, в театр не приглашали. После института она вышла за него замуж, а в 1957 году у них родился Андрюша. Евгений Ташков с сыном Андреем. / Фото: www.kino-teatr.netНа последнем курсе института, в 1949 году, она снялась в картине Пырьева «Кубанские казаки». Девушка играла с полной самоотдачей. Но на беду, режиссер, который был еще и директором «Мосфильма», обратил на нее свое внимание. Совсем не как на актрису, но как на очаровательную молодую девушку. Екатерина Савинова в фильме “Кубанские казаки”. / Фото: www.all.culture.ruКатя с негодованием отвергла притязания режиссера. А он в ответ закрыл ей все пути на «Мосфильм». Ей стали предлагать сниматься только в эпизодах. По свидетельству актеров, Пырьев внес Катю Савинову в черный список киностудии.

«Приходите завтра…»

Екатерина Савинова в роли Фроси Бурлаковой. / Фото: www.zhenskayadolya.ruНо Катя снова проявила свои лучшие, можно сказать, бойцовские качества. Она окончила институт имени Гнесиных по классу вокала. И снова получила приглашение работать в театре. На этот раз в Большом. Но Катя Савинова снова отказалась. Для нее существовало только кино. В 1963 году ее супруг, Евгений Ташков, понимая, что она не может жить без кино, решил снимать Катю Савинову сам. Главная героиня картины «Приходите завтра…» Фрося Бурлакова была списана с самой Екатерины. Она и ее муж сами написали сценарий. Фрося Бурлакова. / Фото: www.pressa.tvПри этом сам фильм снимался втайне от Пырьева, на Одесской киностудии. И даже там съемки пытались запретить, но режиссер сумел переубедить критиков и руководство студии в том, что надо закончить съемки. Фильм имел невероятный успех, Катя была счастлива, она получила приз за лучшую женскую роль года.

Шаг в бездну

Екатерина Савинова. / Фото: www.kino-teatr.ruВ начале съемок «Приходите завтра…» актриса почувствовала себя плохо. Ей не сразу поставили правильный диагноз. Оказалось, что она заразилась бруцеллезом, выпив парного молока. Инфекция поразила ее нервную систему. По воспоминаниям коллег, у нее часто кружилась голова, поднималась температура. Но самое страшное, что она стала часто впадать в какую-то прострацию и слышать голоса. Екатерина Савинова. / Фото: www.kinoclub.ccВ периоды ремиссии она понимала, что становится обузой для своих родных и близких. Солнечная, улыбчивая Катя Савинова все больше замыкалась в себе. В один из дней она просто собрала небольшой чемоданчик и уехала к старшей сестре в Новосибирск. Дома у сестры она все вычистила, вымыла. И ушла на вокзал. Чтобы шагнуть под поезд. Ее муж почти сразу обратился в Патриархат об отпевании супруги. И получил разрешение, потому что нездоровый человек не мог считаться самоубийцей. Екатерине Савиновой было всего 43 года.

Екатерина Савинова пострадала из-за своей девичьей гордости, а почему пострадал Михаил Водяной, которому устроили настоящую травлю в прессе?

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий