Евгений Евстигнеев биография, личная жизнь: зверски талантливый

Биография

Более ста ролей в кино и столько же в театре — Евгения Евстигнеева любили и продолжают любить миллионы зрителей. Одним он запомнился драматическими образами, другим — комедийными, но никого не оставил равнодушным. Таланту исполнителя посвящено немало рассказов, документальных лент и книг, ведь еще при жизни многие признали его гениальным.

Детство и юность

В октябре 1926 года в Нижнем Новгороде в семье простых рабочих, русских по национальности, появился сын, которого родители назвали Евгением. О том, что их чадо станет народным артистом СССР, они не думали, ведь трудились в далекой от искусства сфере: отец Александр Михайлович работал металлургом, мама Мария Ивановна на том же заводе стояла за фрезерным станком.

Тягу к миру прекрасного Евгений проявил в раннем детстве: мальчик рос музыкально одаренным, самостоятельно осваивал инструменты: гитару, рояль, ударные и даже вилки. Впрочем, жизнь не баловала Евстигнеева, и занятиям музыкой он мог посвящать только свободное время, которого было не так уж много.

В 6 лет мальчик впервые почувствовал горечь утраты: умер отец, который был старше матери на 20 лет. Оставшись без мужа, она работала не покладая рук, чтобы прокормить семью. Жизнь Евстигнеевых наладилась, когда Мария Ивановна вновь вышла замуж. Евгений окончил 7 классов школы и устроился электромонтером. Через год, желая повысить квалификацию, он поступил в дизелестроительный техникум.

Учеба нравилась парню, но, когда ему не было и 18, семью вновь постигло несчастье: погиб отчим, после чего пришлось бросить учебу, чтобы материально помогать матери. Евстигнеева приняли слесарем на завод «Красная Этна», где он проработал 4 года.

Мир никогда бы не узнал о гениальном актере, если бы не счастливый случай. Юный Женя коротал вечера в составе джаз-оркестра, выступавшего на разных сценах родного города. Однажды о нем услышал Виталий Лебский, директор Горьковского театрального училища. Он посетил выступление и разглядел в молодом человеке артиста, поэтому предложил попробовать себя в профессии.

Благодаря протекции директора Евгения приняли в училище без экзаменов уже после начала учебного года, что стало уникальным событием. В период учебы актерские таланты юноши раскрылись, и даже те, кто поначалу сомневался в его способностях, оказались приятно удивлены.

После получения диплома Евстигнеев по распределению попал во Владимир, где 3 года выходил на сцену областного драматического театра имени А. В. Луначарского. Но актера манила российская столица, поэтому он бросил все и подался поступать в Школу-студию МХАТ. Игра Евгения настолько поразила приемную комиссию, что по распоряжению ректора Вениамина Радомысленского абитуриента зачислили сразу на 2-й курс.

Однокурсниками Евстигнеева были такие знаменитые актеры, как Татьяна Доронина, Олег Басилашвили, Михаил Козаков и Галина Волчек. Исполнитель получил диплом в 1956 году, после чего начал покорять театральную публику, а затем и любителей кино.

Театр

В середине 1955 года Евгений вместе с группой студентов Школы-студии МХАТ участвовал в создании «Студии молодых актеров». На ее основе позднее появился театр «Современник». Именно ему отдал предпочтение артист, отказавшись от места в труппе прославленного Московского художественного театра.

В «Современнике» исполнитель дебютировал в пьесе Виктора Розова «Вечно живые», сыграв Чернова. Он посвятил театру почти 15 лет, стал одним из ведущих актеров. Самым запоминающимся образом того периода считается главный герой спектакля «Голый король». Благодаря ему Евстигнеев прославился в театральной среде.

Но после того как друг и коллега знаменитости Олег Ефремов принял предложение возглавить МХАТ, Евгений Александрович решил перейти туда следом за ним. Последней ролью в «Современнике» был доктор Дорн в постановке «Чайка» по одноименной пьесе Антона Павловича Чехова.

На новой сцене Евстигнеев дебютировал в образе Володи в спектакле «Валентин и Валентина» по пьесе Михаила Рощина. Во МХАТе артист оставался востребованным, участвовал одновременно в нескольких постановках, но при этом ему доставались небольшие роли. Из-за проблем со здоровьем Евгений Александрович сильно уставал и вскоре перестал справляться с нагрузкой.

В конце 80-х исполнитель пережил уже 2-й инфаркт, после чего его отправили на пенсию. Евстигнеев не захотел мириться с таким вердиктом, он сотрудничал с Театром Антона Чехова, где участвовал в постановке «Вишневого сада», и был задействован в спектакле «Игроки-XXI» «АРТели АРТистов» Сергея Юрского. Актер оставался преданным сцене до последних дней.

Фильмы

В кино Евгений Александрович дебютировал, уже будучи востребованным в театре, но далеко не сразу получил признание. Первой работой стала картина «Поединок», где он сыграл небольшую роль офицера. Но в начале карьеры исполнитель снимался редко, появляясь преимущественно в эпизодах экранных проектов.

Первая главная роль в большом кино — директор судостроительного завода Александр Алексин из фильма «Никогда». Актер наделил своего персонажа такими чертами, как принципиальность, строгость и бескомпромиссность. Он получился противоречивым, но все же запоминающимся. На площадке этого проекта Евстигнеев сумел проявить и музыкальный талант, исполнив соло на вилках.

Но всенародная любовь пришла к артисту позднее, с выходом комедийной картины «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». По воспоминаниям режиссера Элема Климова, поначалу комиссия не хотела утверждать актера, поскольку у того в послужном списке почти не было главных ролей. Кинематографисту предлагали рассмотреть других кандидатов, но тот проявил настойчивость и заявил, что откажется от участия в проекте, если не позволят снимать Евстигнеева. Уловка сработала.

После выхода на экраны лента была признана киношедевром, а зрители наконец-то рассмотрели актерский талант Евгения Александровича. Его товарищ Дынин стал воплощением советской бюрократии, а реплики героя были разобраны на цитаты.

Вскоре на исполнителя посыпались предложения сниматься, а режиссеры часто желали видеть его в главных ролях. В 1965 году на экраны вышел фильм «Гиперболоид инженера Гарина», снятый на основе романа Алексея Толстого. Научно-фантастическая лента получила премию «Золотая печать города Триеста» на фестивале в Италии.

Затем фильмография Евстигнеева пополнилась знаменитой комедией Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Хотя ему досталась не главная роль, он сумел сделать своего героя едва ли не самым запоминающимся в картине. Фразы художественного руководителя самодеятельного театра со временем тоже стали крылатыми.

В дальнейшем артист продолжал блистать на экранах, делая каждого своего персонажа цельной личностью, близкой и понятной зрителю. В числе ярких образов — директор автобазы Иван Калачев из комедии «Зигзаг удачи» и подпольный миллионер Александр Корейко из приключенческого фильма «Золотой теленок».

В 1983 году Евгений Александрович появился в музыкальной комедии «Мы из джаза». Будучи поклонником джазовой музыки, он с взялся за работу с энтузиазмом. На площадке исполнителям пришлось разучивать чечетку, в чем им помогал немолодой мастер Алексей Быстров, когда-то выступавший с московским джаз-оркестром Эдди Рознера. Он вдохновил режиссера Карена Шахназарова снять музыкальную драму «Зимний вечер в Гаграх».

По признанию создателя, сценарий картины писался под Евстигнеева, но он все равно решил посмотреть других претендентов на главную роль. При этом артист был настолько вдохновлен сюжетом фильма, что буквально преследовал Шахназарова, требуя утвердить его. В итоге он добился своего, появившись на экранах в образе забытого кумира Алексея Беглова, прототипом которого стал Быстров.

Успел Евгений Александрович сняться в нашумевшей картине «Гардемарины, вперед!», где сыграл вице-канцлера Бестужева. Но в обширном списке его образов выделяется профессор Преображенский из экранизации повести «Собачье сердце» Михаила Булгакова. Евстигнеев был утвержден в проект вскоре после ухода из театра и буквально растворился в работе, полюбив роль всей душой.

Не остались равнодушными к персонажу и зрители, ведь тот выглядел настоящим интеллигентом, порядочным и умным человеком. Картина вошла в золотой фонд российского кинематографа, а Евгений Александрович получил государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых.

Запомнилось публике и появление актера в мелодраме «Ночные забавы», где он сыграл немолодого музыканта Александра Андрющенко. В этом проекте исполнитель снимался в компании звезд российского кино Ирины Алферовой, Альберта Филозова и Валентина Гафта.

Точку в кинематографической биографии Евстигнеева поставила историческая лента «Ермак», вышедшая в прокат уже после смерти актера. В драме он воплотил Ивана Грозного, но озвучить персонажа не успел, это сделал Сергей Арцибашев.

Личная жизнь

Артиста не считали красавцем, он был лысым и сравнительно небольшого роста — 169 см, но при этом пользовался успехом у женщин. С первой супругой он познакомился еще в молодости, когда приехал учиться в столичный вуз. Ею стала знаменитая актриса Галина Волчек, которой ради возлюбленного пришлось пойти против семьи.

Поначалу близкие исполнительницы приняли ее избранника в штыки, из-за чего они вынуждены были уйти из дома, скитались по съемным углам. Только со временем Борис Волчек разглядел талант зятя и задействовал его в своих картинах.

В браке родился старший из детей знаменитости — сын Денис. Он пошел стопами родителей и связал судьбу с кинематографом, прославился как режиссер, продюсер и оператор. Но семейная жизнь Галины и Евгения оказалась недолгой, вскоре у актера появилась другая.

Вторую любовь, актрису Лилию Журкину, Евстигнеев встретил на сцене театра «Современник». После их свадьбы артистка ушла из труппы, занялась воспитанием дочери Марии, родившейся в 1968 году. Она позже тоже решила стать актрисой.

Но и этот брак не был для знаменитости счастливым. Последнее десятилетие жизни супругов омрачилось болезнями жены, неврологическими проблемами и алкоголизмом. Евгений Александрович пытался помочь Лилии, перевозил из одной лечебницы в другую, но положительного результата не добился. Она скончалась в 48 лет, что стало для исполнителя ударом.

Одиноким Евстигнеев оставался недолго. Не прошло и года, как он женился в третий раз. Поклонники и коллеги были в шоке, ведь разница в возрасте между актером и его избранницей Ириной Цывиной составляла почти 40 лет. Позже артистка рассказывала, что их свела сама судьба. Когда она приехала поступать в Москву, в ее дневнике вместо закладки было фото будущего супруга. Уже когда девушка училась в Школе-студии МХАТ, Евгений Александрович стал ее наставником.

Именно с Ириной исполнитель обрел счастье в личной жизни. Жена окружила его любовью и заботой, мечтала подарить сына, но не успела. В последние часы жизни артиста она была рядом с ним. Позднее Цывина вновь вышла замуж и родила наследника, которого, как и обещала, назвала Евгением в честь Евстигнеева.

Смерть

Артист годами страдал от проблем с сердцем. После перенесенных инфарктов он ненадолго отказывался от участия в спектаклях и съемках в кино, но не мог жить без работы. К началу 90-х болезнь обострилась, поэтому Евгений Александрович решился отправиться на операцию в Лондон. Деньги на процедуру выделил министр культуры Николай Губенко.

Незадолго до операции Евстигнеев выглядел бодрым и полным сил, у него было много творческих планов. Но результаты обследования оказались неутешительными, врач сообщил, что независимо от итогов процедуры жизнь знаменитости будет недолгой. В тот же день, 4 марта 1992 года, Евгений Александрович скончался, причиной смерти стал сердечный приступ.

Тело артиста переправили в Москву и похоронили на Новодевичьем кладбище. Рядом расположена могила его первой супруги Галины Волчек.

Фильмография

  • 1964 — «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»
  • 1965 — «Гиперболоид инженера Гарина»
  • 1966 — «Берегись автомобиля»
  • 1968 — «Золотой теленок»
  • 1969 — «Зигзаг удачи»
  • 1971 — «Старики-разбойники»
  • 1971 — «Достояние республики»
  • 1973 — «Семнадцать мгновений весны»
  • 1973 — «Невероятные приключения итальянцев в России»
  • 1977 — «По семейным обстоятельствам»
  • 1979 — «Место встречи изменить нельзя»
  • 1985 — «Зимний вечер в Гаграх»
  • 1987 — «Гардемарины, вперед!»
  • 1988 — «Собачье сердце»
  • 1991 — «Виват, гардемарины!»
  • 1991 — «Ночные забавы»
  • 1992 — «Лавка «Рубинчик» и…»
  • 1996 — «Ермак»

Интересные факты

  • Евстигнеев интересовался футболом, болел за московский «Спартак».
  • Знаменитости посвящено немало документальных фильмов, в числе которых «Я понял, что я вам еще нужен», снятый в честь 90-летия со дня рождения. Также после смерти вышла книга «Я жив», в которой коллеги и близкие артиста поделились воспоминаниями о нем.
  • В 2006 году исполнителю установили памятник на родине, в Нижнем Новгороде.
image Супергерои Евгения Евстигнеева У каждого из нас есть своя любимая роль Евгения Евстигнеева. Мы просим прощения, если в списке наших любимых ролей актера вы не найдете свою.
Галерея

Фильмы

image Моонзунд Военный 1988 133 мин Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен (с… Семейный 1964 71 мин Зимний вечер в Гаграх (с тифлокомментариями) Мелодрама 1985 90 мин Мы из джаза (с тифлокомментариями) Мюзикл 1983 89 мин Чайковский Драма 1970 157 мин Острова. Евгений Евстигнеев Документальное 2006 39 мин По семейным обстоятельствам Драма 1978 128 мин Золотой теленок Комедия 1968 164 мин Зимний вечер в Гаграх Мелодрама 1985 90 мин Невероятные приключения итальянцев в России Комедия 1973 98 мин Любимая женщина механика Гаврилова Комедия 1981 75 мин Собачье сердце Драма 1988 133 мин Подранки Драма 1976 93 мин Бег Драма 1970 196 мин Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен Комедия 1964 71 мин Демидовы Драма 1983 146 мин Разбитое сердце. Евгений Евстигнеев Документальное 2003 44 мин Гамлет Щигровского уезда Драма 1975 80 мин Девять дней одного года Драма 1961 104 мин

Спектакли

Три сестры Драма 1984 192 мин Художественный театр имени Чехова Заседание парткома Драма 1977 94 мин Художественный академический театр им. Горького

Биография Евгения Евстигнеева

Гений перевоплощения, актер, которому подвластны любые роли. Так говорили о Евгении Евстигнееве. Фильмы, где он снимался, по праву можно назвать эталоном жанра. «Невероятные приключения итальянцев в России», «Золотой теленок», «Семнадцать мгновений весны», «Собачье сердце» – эти и другие картины до сих пор смотрятся на одном дыхании. На фото: Евгений Евстигнеев«На Евстигнеева» ходила театральная Москва – сначала в «Современник», потом в МХАТ. Великого актёра не стало в 1992 году, но его наследие по-прежнему живо.

Детство

Евгений Евстигнеев родился в октябре 1926 года. Малая родина артиста – Нижний Новгород. Родители были людьми рабочими: отец, Александр Михайлович Евстигнеев, – металлург на заводе «Красная Этна», мать, Мария Ивановна, работала там же фрезеровщицей. Для отца это был второй брак, для матери уже третий. Родители Евгения ЕвстигнееваЕвгений был поздним ребенком: когда он родился, отцу было уже за 50. Он скончался, когда Жене не исполнилось и семи лет. Матери приходилось брать дополнительные смены на заводе. Вскоре Мария Ивановна снова вышла замуж, и жить стало легче. Евгений Евстигнеев в детстве (с мамой)Артистический дар у будущего известного актера стал проявляться с ранних лет. В пионерском лагере мальчик заинтересовался игрой на горне и начал изучать инструмент. После духовых настал черед струнных: Женя увлекся гитарой. Но наибольших успехов достиг в игре на ударных. Евгений Евстигнеев в юностиМама мальчика, как вспоминали близкие семьи, была очень интеллигентной и эрудированной женщиной. Именно она приучила сына к книгам. Несмотря на начитанность, Евгений не метил в университеты. Он окончил семилетку и ушёл из школы – устроился электромонтёром, а год спустя поступил в техникум. Но окончить техникум не удалось. Умер отчим, нужно было помогать матери. В 1943 году Евгений пришел к ней на завод, где его оформили слесарем. После работы юноша шел в госпиталь и давал концерты раненым: пригодилось увлечение музыкой.

Первые шаги в профессии

Когда закончилась война, на «Красной Этне» создали джазовый ансамбль, где выступал и Евгений. Джаз стал ступенькой к будущему успеху на сцене. Хотя поворота в судьбе могло и не быть – на чаше весов стояла хорошая заводская зарплата. Евгений обожал джазОднажды на концерт джазменов пришел ректор Горьковского театрального училища. После выступления он предложил Евстигнееву прийти на вступительные экзамены.

– А какую стипендию я буду получать? – спросил тот.– Семьдесят пять рублей, – ответил ректор.– Так у меня здесь за месяц выходит больше на сто рублей! – практически отказался от предложения Евгений.

Ректор предложил ему сходить на спектакль студентов и определиться. Евгений так впечатлился происходящим на сцене, что без лишних вопросов стал готовиться к экзаменам. Сейчас училище носит имя Евстигнеева, а у Нижегородского драмтеатра установлен памятник в его честь. Памятник Евстигнееву в Нижнем НовгородеПосле окончания училища в 1957 году Евгения направили во Владимирский театр. Там во вчерашнем студенте увидели комедийный дар и давали соответствующие роли. Простоя не было: за три сезона Евгений сыграл 23 роли. И всё же актер чувствовал, что ему не хватает знаний, что необходимо продолжить образование и не где-нибудь, а в Москве. И тут помог случай. Зрителем одного из спектаклей стал ректор школы-студии МХАТ Евгений Радомысленский. Он предложил Евстигнееву поступить сразу на третий курс.

Так простой парень из провинции оказался в столичной актерской среде. На одном курсе с ним учились Олег Басилашвили, Михаил Козаков, Татьяна Доронина.

Как вспоминала однокурсница и будущая жена Галина Волчек, новенький резко выделялся среди московской молодежи. На тот момент Евстигнееву было 28 лет, он уже начал лысеть. Хорошей одеждой тоже не мог похвастаться: один костюм лилового цвета на все случаи жизни. Но все это ушло на последний план, когда стало понятно, насколько он талантлив.

Карьера в театре

 В 1955 году студенты организовали «Студию молодых актеров», которая впоследствии переросла в «Современник». В этом театре Евстигнеев стал звездой. Зрители штурмом брали кассу, чтобы попасть на него. Популярным был, например, спектакль «Голый король». Как говорил Олег Табаков, после роли короля Евстигнеев стал «актерским солнцем» театра. «Весёлые импровизации Евгения Евстигнеева» Внешность, ни на кого не похожая манера игры, тембр голоса – все в Евстигнееве было исключительным. Театр дал возможность показать себя в разных ролях, в том числе и драматических. Особняком стоит «Чайка», где Евстигнеев сыграл приятеля Аркадиной, доктора Дорна. Одна из важных драматических ролей – Сатин в пьесе «На дне». Премьера состоялась в 1968 году и была высоко оценена критиками. Один из них писал о Евстигнееве: «Он не осознает пределов своего актерского дарования». Евстигнеев в роли Сатина в пьесе «На дне» В «Современнике» под руководством Олега Ефремова актер прослужил 15 лет. Следующей сценой, которую он покорил, стал МХАТ. Ефремов согласился возглавить театр и позвал с собой коллег. Почти все отказались, в том числе и Галина Волчек, которая впоследствии встала во главе «Современника». Лишь самые преданные друзья последовали за своим лидером: вместе с Евстигнеевым на призыв откликнулись Александр Калягин и Михаил Козаков. Евгений Евстигнеев и Михаил Козаков Первым спектаклем, в котором сыграл Евгений Александрович на новой сцене, стал «Валентин и Валентина». До 1987 года, когда актер ушел из театра, он принял участие в спектаклях «Три сестры», «Иванов», «Эшелон» и многих других. Отмечали зрители и постановку «Старый Новый год». Занятые в ней актеры перешли в фильм с одноименным названием. Евстигнеев, как вспоминают его коллеги, с блеском играл вечно нетрезвого старика Ивана Адамыча. Как вспоминал Калягин, здесь, как и в других работах, Евгений Александрович сумел раскрыть персонажа с разных сторон: «За внешней комедийностью у него прячется глубокая философия». Фрагмент спектакля «Старый новый год» За свою жизнь Евстигнеев перенес несколько инфарктов. Настал момент, когда он решил попросить у худрука и друга облегчить репертуар – стало сложно выдерживать большие роли и заучивать объемный текст. Ефремов вспылил и рявкнул в сердцах: «Тогда уходи на пенсию». Так Евгений Александрович в 1987 году покинул МХАТ. Без работы он, конечно, не остался, спасало кино. А последней ролью – в театре у Сергея Юрского – стал Глов в «Игроках». Евстигнеев в роли Глова в «Игроках»

Кинематограф

Впервые на экранах кинотеатров актера увидели в 1957 году в картине «Поединок». Первая значимая работа – сатирическая комедия Элена Климова «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен». Премьера фильма состоялась в октябре 1964 года. Евстигнеев с присущей ему иронией показал во всей красе бюрократа Дынина. Евгений в роли Дынина Комедийный талант актер воплотил в картинах, которые являются шедеврами Советской кинематографии. Хороший тандем сложился с Эльдаром Рязановым. Режиссер восхищался талантом Евстигнеева: «Чтобы он ни играл, везде был убедителен и естественен». Отрывок из фильма «Берегись автомобиля» Сначала был фильм «Берегись автомобиля» (год выхода в прокат – 1966). В картине Евгений Александрович предстал в образе режиссера самодеятельного театра. Затем последовал «Золотой телёнок», премьера которого состоялась в 1969 году. Здесь актер перевоплотился в миллионера Корейко. Евстигнеев в фильме «Золотой телёнок» В 1972 году свет увидел фильм «Старики-разбойники». В нем Евстигнеев (инженер Воробьев) сыграл в дуэте с Юрием Никулиным (следователь Мячиков). Совсем другим предстает актер в «Семнадцати мгновениях весны». Здесь он – профессор Плейшнер. Небольшая роль, но сыграна так, что представить кого-то другого в ней уже невозможно. За эту работу актер награжден орденом Трудового Красного Знамени. В роли профессора Плейшнера Соратник по актерскому цеху Александр Калягин вспоминал о чудесах преображения Евстигнеева, о том, как он мог вжиться в роль. Одно из таких перевоплощений – профессор Преображенский в «Собачьем сердце» (1988). Калягин рассказывал, что не понимает, как эта роль была сделана: «Он же простой мужик, из народа, а профессор – сверхинтеллигентный человек!». Как отмечал друг и коллега Олег Басилашвили, у актера менялось вдруг все – и походка, и жесты, и мимика. Фрагмент фильма «Собачье сердце» В чем-то пророческой стала роль чечёточника Беглова в картине «Зимний вечер в Гаграх» (1985). У главного героя в финале происходит сердечный приступ, та же судьба вскоре ждала и Евстигнеева. Кадр из фильма «Зимний вечер в Гаграх» Последней работой стала эпопея «Ермак», в которой Евстигнеев перевоплотился в Ивана Грозного. Показали сериал уже после смерти ярчайшего актера – в 1996 году. Евгений Евстигнеев в роли Ивана Грозного

Личная жизнь Евгения Евстигнеева

Евстигнеев всегда пользовался успехом у женщин. Что же привлекало их в этом внешне не слишком привлекательном человеке? Актриса Ирина Алферова вспоминала, что им невозможно было не увлечься.

«От него исходило особенное тепло, он искренне проявлял ко всем человечность», – делилась она в одной из телепередач.

У Евстигнеева было три жены. Первая свадьба, с Галиной Волчек, состоялась в 1955 году. Познакомились они в Школе-студии МХАТ. Галина была представительницей золотой молодежи. В квартире дочери профессора института кинематографии студенты собирались после учебы. Евгений Евстигнеев и Галина Волчек Однокашники не могли скрыть недоумения, когда Волчек увлеклась Евстигнеевым, но девушка не обращала внимания на разницу в возрасте и социальном статусе. Она разглядела в нем главное:

Он блистательно играл на всевозможных музыкальных инструментах, на ударных – просто виртуозно, и вообще от него исходили невероятные флюиды. Плюс несомненное мужское обаяние и – главное – гений, магия таланта. За это и полюбила.

Родители Галины, мягко говоря, были не в восторге, когда девушка приняла предложение руки и сердца Евгения. Отец Волчек на свадьбу не пришёл, мама пришла, но сторонилась жениха. Сперва молодожены жили в квартире у родителей Галины, но очень скоро им пришлось искать свой угол. Шесть лет они жили душа в душу, несмотря на стесненные условия. В 1961 году у пары родился сын – Денис. Сейчас он – известный режиссер, продюсер. И как раз в это время между супругами пробежала чёрная кошка – до Галины дошли слухи об измене мужа. Денис Евстигнеев В том же «Современнике» он увлекся необычайно интересной внешне молоденькой актрисой Лилией Журкиной. Как оказалось, актер встречался с ней за спиной у Волчек три года. Лилия Журкина в молодости Как позже признавалась Журкина, первой мыслью при знакомстве с Евстигеевым было: «Ну и страшный же мужик!». Но когда он начал за ней ухаживать, устоять перед его обаянием оказалось выше её сил. Евстигнеев был вынужден уйти из семьи – Галина не устраивала сцен, но жить под одной крышей с изменником не смогла. В 1966 году Евгений и Лилия поженились, после чего Журкина предпочла уйти из «Современника», чтобы предотвратить неизбежные конфликты с Волчек, а в мае 1968 года у них родилась дочь Маша. Свадебное фото Евстигнеева и Журкиной Они прожили в браке 20 лет. Поначалу супруги были необычайно счастливы, что отмечали все друзья Евстигнеева, приходившие в восторг от лёгкого характера Лилии:

Красивая, кокетливая и подкупающе бескорыстная, готовая отдать всё, что ни попросишь.

С годами Лилия всё сильнее страдала от того, что ее актерская карьера складывалась далеко не так удачно, как у мужа, а она если и снималась, то в паре с ним. Потом произошла беда. Семья завела кота для дочки. У Лилии началась сильная аллергия на шерсть, позже «перетекшая» в псориаз, сильно подточивший самооценку актрисы. На нервной почве у женщины начался остеохондроз, причинявший сильную боль. Чтобы избавиться и от боли и от тоски, Лилия начала выпивать. Часто устраивала скандалы, из-за чего Евгений с большой неохотой возвращался вечерами домой. Евгений Евстигнеев с дочкой Машей Как ни старался муж спасти ее – водил по врачам, прибегал к народной медицине – не помогало. Когда Евгений отлучался на гастроли, она отказывалась от пищи, один раз пыталась покончить с собой. В августе 1986 года Лилии не стало. Причина смерти не сообщалась – утверждалось, что она ушла из жизни от естественных причин. «Как уходили кумиры – Евгений Евстигнеев» После ее смерти Евстигнеева увезли в больницу с инфарктом. Это был уже второй сердечный приступ – первый произошел в 1980. Первый раз заставил Евгения отказаться от курения, но боль от потери любимой вскрыла старый недуг. Он бросил пить, но вернулся к сигаретам. Врачи поставили его на ноги, и через год актер снова женился. Новая избранница, красавица Ирина Цывина была младше своего супруга на 37 лет. Как отмечают коллеги Евстигнеева, с ней он был по-настоящему счастлив. Евгений с Ириной Цывиной Цывина удивлялась, когда ее спрашивали о возрастном супруге. «В 59 лет мужчина находится в полном расцвете сил», – совершенно искренне отвечала она. Ирина овдовела, когда ей исполнилось 29 лет. Замену любимому человеку вдова так и не нашла. В последние годы жизни она страдала депрессией. Ирины не стало в 2019 году. Одно из последних фото Ирины Цывиной Мария Евстигнеева (сейчас носит фамилию Селянская) унаследовала актерский дар родителей, играла в «Современнике», снималась в кино. Одна из ее недавних работ – Рая из сериала «Разбитое зеркало» 2020 года. Дочь Евстигнеева – Мария Селянская

Смерть

В 1992 году Евгений Александрович готовился к операции на сердце. Ее должны были сделать в Лондоне у известного кардиохирурга. Средства на операцию были выделены министерством культуры во главе с Николаем Губенко. В начале марта вместе с Ириной Цывиной он улетел в Англию, в надежде, что уже 21 числа вновь выйдет на театральную сцену в «Игроках». 4 марта врач провел предоперационное обследование и честно предупредил о последствиях:

«Сердце все еще работает благодаря лишь одному сосуду из четырех. Три остальные забиты полностью, а этот – на 90 процентов». И добавил, что Евстигнеев умрёт так и так – сделает операцию или нет.

Услышав эти слова, Евстигнеев, всегда обладавший ярким воображением, схватил третий инфаркт. Кардиограмма на экране превратилась в прямую линию. Его мгновенно увезли на операцию, но спасти не смогли. Требовалась пересадка сердца, а столь быстро разыскать донорский орган было невозможно. Могила Евгения Евстигнеева на Новодевичьем кладбище Деньги, выданные на операцию, вернули. На них был приобретен гроб из дорогого красного дерева. Похоронен гениальный русский артист на Новодевичьем кладбище в Москве. В 2013 году здесь установили памятник – Евстигнеев сидит на скамейке с сигаретой в руках. По воспоминаниям друзей, он много курил…

Лучшие фильмы

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Евгений Евстигнеев – последние новости и статьи

Еще новости Евгений Евстигнеев

Биографии

    image Полное имя: Инна Владимировна Макарова Дата рождения: 9 октября 1926 г. Знак зодиака: Весы Возраст: 65 лет Место рождения: Нижний Новгород Дата смерти: 4 марта 1992 г. Деятельность: Актер театра и кино, педагог Образование: Горьковское театральное училище, Школа-студия МХАТ Семейное положение: Был женат Супруг(а): Ирина Константиновна Цывина, Лилия Дмитриевна Евстигнеева, Галина Борисовна Волчек Дети: Мария Евгеньевна Селянская, Денис Евгеньевич Евстигнеев Родители: Александр Михайлович Евстигнеев, Мария Ивановна Чернышёва

    Евгений Евстигнеев — биография

    Некрасивый и нескладный, еще в юности полысевший, Евгений Евстигнеев сумел все свои недостатки превратить в достоинства. Его справедливо считают актером от Бога. А ведь служить Мельпомене он даже не собирался… На счету Евстигнеева более 100 сыгранных ролей. Первая роль в кино в биографии Евгения Евстигнеева состоялась в 1957 году – в фильме “Поединок” по повести Куприна. Уже тогда коллеги-актеры признавались, что не понимают “как он это делает”. Талант актера до сих пор никто не может объяснить. “Евстигнеев был актером за гранью понимания”, – сказал о нем Эльдар Рязанов. Его дар часто называют “животным, природным… Евгений Александрович мог сыграть любую роль – от уголовника до профессора, и ему всегда безоговорочно верили. В картине «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», сыграв роль Дынина, сразу же принесла актеру всенародную славу и популярность.

    Детство и юность, семья

    Евгений Евстигнеев родился 9 октября 1926 года в поселке Володарский на окраине Нижнего Новгорода в рабочей семье: мать, Мария Ивановна трудилась фрезеровщицей, отец, Александр Николаевич – металлургом. Разница в возрасте между родителями – почти 20 лет. Жене не было и семи, когда отца не стало. Мать поначалу воспитывала сына одна, а потом вышла замуж во второй раз. В 17 лет Евгений Евстигнеев стал главой семьи: отчим тоже скончался. На дворе – тяжелое военное время. Едва окончив семилетку, он пошел работать электромонтером. Худой юноша с голодными, не по-детски серьезными глазами трудился наравне со взрослыми. Параллельно умудрялся учиться в дизелестроительном техникуме. На сон – всего несколько часов в сутки. Еще во время войны Евгений устроился на завод, где участвовал в самодеятельности. Сам освоил музыкальные инструменты: гитару, барабаны, неплохо играл на рояле и даже на вилках. Сцена помогала хоть немного отвлечься от тяжелых мыслей и заглушала раздающийся отовсюду плач из-за похоронок. После войны Евстигнеев объявил матери, что хочет поступать в театральную студию. В Горьковское театральное училище музыканта-самородка взяли без экзаменов. Редчайший случай! Та испугалась за сына: куда его заведет актерство?.. Но планы не сбылись: завод не отдал ему документы. Позже он узнал, что это мать хлопотала у начальника кадров о том, чтобы ее мальчику не дали совершить ошибку. Евгений остался трудиться у станка, а в качестве отдушины устроился в джаз-оркестр при ДК имени Ленина. Руководитель «самодеятельной банды» сразу отметил способного юношу, стал уделять ему больше времени и внимания. Вместе с Евстигнеевым шел пешком до клуба – дорога длиною в семь километров пролетала за разговорами о театре. «Это были мои первые университеты», – вспоминал позже народный артист. image Любовь к джазу он пронес через всю жизнь: собирал коллекцию произведений джазовых исполнителей, покупая пластинки втридорога у спекулянтов или привозя их с гастролей. А уж если представлялась возможность сесть за рояль и спеть своим завораживающим голосом что-нибудь из репертуара Сэма Кука или Луи Армстронга, женская половина аудитории млела от восторга…

    Театр

    Слух о молодом одаренном слесаре дошел до директора городского театрального училища. Он пригласил Женю Евстигнеева на просмотр, а затем принял на курс без всяких испытаний, проигнорировав даже то, что тот не окончил школу. Получив диплом, Евгений не нашел вакансии в местных театрах и уехал во Владимир, где работал три года в драматическом театре. Новичку предложили играть комические роли в детских спектаклях. Он делал это так самозабвенно, что уборщицы на него строчили жалобы: маленькие зрители писались от смеха! image В один прекрасный день Евгений решил: он перерос костюмы зайчиков и матросов, и ему пора покинуть провинциальную сцену, попытав счастья в столице. Евстигнеев прибыл в Москву в желтых модельных ботинках, лиловых брюках и рубашке с коротким рукавом – другого имущества у актера не было. Зато имелись талант, обаяние и умение располагать к себе людей. В 1954 году Евгения взяли сразу на второй курс Школы-студии МХАТ. Ему было 28 лет, он стал самым старшим из студентов. Вдобавок ко всему рано стал лысеть. Однокурсники подтрунивали над его внешностью, но отмечали скромность, добродушие и нетребовательность к быту. Если Евгений Александрович называл кого-то другом, то был предан ему до конца. Так, вместе с Олегом Ефремовым он создавал «Современник», а затем вслед за ним ушел в МХАТ, которому отдал много лет. Евстигнеев всегда был звездой этой сцены, но однажды, годы спустя, попросил друга снизить нагрузку из-за проблем с сердцем. «Если ты не тянешь, то иди на пенсию!» – услышал Евстигнеев от Ефремова после стольких лет дружбы.

    Фильмы

    image Сниматься в кино Евгений Евстигнеев начал в 1957 году, сыграв Петерсона в фильме режиссера Владимира Петрова «Поединок». Первую большую роль Евгений получил только в 1964 году – в фильме Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Роль начальника пионерлагеря Дынина, которого Евстигнеев сделал по-советски величественным дураком, сразу же принесла актеру всесоюзную славу. image А после сыгранной в «Семнадцати мгновениях весны» роли профессора Плейшнера мальчишки на улицах кричали Евстигнееву вдогонку «Плейшнер идет!» Интересно, что среди героев, воплощенных Евстигнеевым, было шесть профессоров, и вообще он часто играл интеллигентов и аристократов. image Еще во времена работы во Владимире Евгений ездил на «Мосфильм», и там его занесли в картотеку актеров, годных на роли белых офицеров, дворян и прочих носителей голубой крови – при его абсолютно пролетарском происхождении.

    Личная жизнь

    Евгений и Галина сняли комнату в коммуналке на улице Горького, рядом с находившимся тогда поблизости «Современником». «В эту комнату, – рассказывала Людмила Иванова, – мы, артисты, прибегали в перерывах между репетициями – отдохнуть, поесть, а то и поспать. Туда приходили все их друзья и знакомые, знаменитые и те, кому предстояло стать известными». Спорили о творчестве, говорили на опасные по тем временам темы… Евстигнеев играл на гитаре, Галина пела, а иногда актер брал вилки или ложки и лихо отбивал ими ритм по пустому чемодану, бутылкам или столу. image «Наша личная жизнь протекала шумно и интересно, – вспоминала Галина Волчек. – Друзья называли нас талантливой парой. Когда мы разошлись, многие не понимали, зачем и почему это произошло, уговаривали меня и Евстигнеева отказаться от подобного решения. Но это случилось. Женя вел себя достаточно тактично, стараясь сохранить наши отношения. Но я сама их разорвала. Собрала его вещи, позвала в наш гостиничный номер – «Современник» был на гастролях в Саратове -женщину, с которой, как мне казалось. Евгений встречался, и сказала: “Теперь вам не придется никого обманывать”. По словам Людмилы Ивановой, «никто не верил, что они могут расстаться, – это была замечательная семья, рос ребенок. Но Галя – человек бескомпромиссный. Все ужасно переживали за нее, мы дежурили у Гали ночью: она не спала, металась по комнате, как зверь. И как раз в это время там же снимался фильм, где Галя и Женя были любящими супругами и даже играли постельную сцену! После такого разговора! Жуть!» image Той женщиной, которую полюбил Евгений Евстигнеев, была актриса «Современника» Лилия Журкина. «Когда мама впервые увидела отца. – рассказывала Мария Селянская, дочь Евстигнеева, – она подумала: «Какой страшный!», но вскоре уже была целиком во власти его очарования». Ради Евгения Лилия оставила мужа, который, как говорили, обожал ее всю жизнь. В 1969 году у Евстигнеевых родилась дочь Маша. В прежней семье оставался сын Денис, которому во время развода родителей было всего три года. Евстигнеев-младший сказал о своих отношениях с отцом: «Говорят, что у него было какое-то мифическое чувство вины передо мною. Не думаю. Если я его правильно чувствовал, так. как он меня, то уверен – это неверно». Отец с сыном часто виделись – мальчик буквально рос в театре. Когда Денис стал кинооператором, Евгений Александрович гордился его успехами. С дочерью получилось сложнее: когда Маша тайком от отца поступила в Школу-студию МХАТ, он, также втайне от нее, отправился к руководителю курса и уговаривал его не брать дочь учиться, боялся, что она не потянет, и успокоился, лишь когда увидел игру Маши на сцене. Со временем отношения между новыми семьями Евгения Евстигнеева и Галины Волчек стали дружескими. Волчек готовила Машу к поступлению в театральный институт. Когда жена актера начала выпивать, Галина уговаривала ее найти в себе силы побороть болезнь. В 1986 году Лилия умерла, говорили даже, что она покончила с собой. «Нет, – отрицает эти слухи дочь, – ее смерть не имеет отношения ни к алкоголю. ни к самоубийству. У мамы было тяжелое хроническое заболевание». Папа был очень ранимым человеком, – рассказывала Мария, – легко мог заплакать, но только в присутствии близких. С чужими он был замкнутым, все держал в себе. Да и родным старался не доставлять хлопот». Галина Волчек говорила о характере Евстигнеева: «Внешне он всегда отшучивался. Вероятно, он догадывался, что я все чувствую, и, наверное, поэтому всю жизнь тянулся ко мне в критических ситуациях. Между нами происходили бессловесные диалоги, из которых я понимала, что именно ему необходимо… Евгений буквально «съедал» себя. Когда у него появилась новая жена, Ира, я увидела, что он перестал скрывать свои эмоции, свою любовь к сыну. В их новом доме на стене появилась фотография нашего Дениса». Потеря жены привела ко второму инфаркту, который Евгений Александрович перенес на ногах, как и первый. Абсолютно растерянный, он не представлял, что делать дальше, – жить одному было невыносимо. Подмога пришла к Евгению Евстигнееву в лице молоденькой студентки Ирины Цывиной, которая была младше своего педагога на 37 лет. Их роман вызвал много негатива у окружающих. На Ирину посыпались обвинения в желании воспользоваться ситуацией и сделать карьеру через постель. Евстигнеева обвиняли чуть ли не в совращении малолетней. Никому и в голову не приходило,что это могла быть настоящая любовь. Он не собирался умирать. Наконец-то пазлы его нескладной жизни соединились в идеальную картинку. Он встретил женщину своей мечты, которая ответила ему взаимностью. Получил главную в своей карьере роль – профессора Преображенского в двухсерийном телефильме «Собачье сердце». У него была роскошная квартира, в его карманах постоянно звенели монеты: актер мог позволить себе многое, от брендового костюма до кругосветного путешествия. Поклонники с радостью отмечали, как изменился их любимый артист: похудел, помолодел лет на 20, стал стильно и со вкусом одеваться. «Я как новенький автомобиль! – смеялся Евстигнеев. -Осталось только мотор починить…» Он знал, что у него больное сердце, у которого он брал слишком много кредитов: работа без отдыха, алкоголь и сигареты, молодые женщины. Все бежал, бежал, бежал… Настало время отдавать долги. Супруга уговорила его лечь на обследование в клинику. А тут еще встретился знакомый, только что вернувшийся из Англии: «В наших больницах тебя залечат. Поезжай в Лондон! Там хирурги проведут шунтирование, на пятый день будешь пить коньяк!» И 65-летний Евстигнеев загорелся этой идеей. В самолете он вдруг взял жену за руку и заглянул в глаза: «Если со мной что-то случится, выходи второй раз замуж и назови сына Евгением…» Ирина отвела взгляд. Она не сказала мужу, что несколько последних дней мучилась плохими предчувствиями и даже ходила к гадалке. Но ясновидящая сказала: «Операции не будет…» Значит, у них все хорошо. Значит, английские врачи помогут без скальпеля!

    Смерть

    4 марта 1992 года, за сутки до назначенной операции, хирург пригласил Ирину и Евгения Александровича в свой кабинет. В Великобритании не принято скрывать от пациентов правду, и врач без всяких предисловий заявил: в операции нет смысла, потому что даже при удачном исходе пациенту жить придется недолго. А потому нужна пересадка сердца, и чем скорее, тем лучше. «Из четырех сосудов три у вас забиты полностью,- врач взял листок бумаги и нарисовал сердце, – а четвертый работает лишь на 10%». Вдруг представив изношенный «мотор», Евстигнеев покрылся испариной и стал задыхаться, словно из кабинета вдруг выкачали весь кислород. «Я заговорила с ним, стала его утешать, и в это время какие-то люди оторвали меня от его руки и быстро куда-то повезли, – вспоминала Ирина. – Я успела заметить на экране, где шла кардиограмма, прямую линию…» Тело Евстигнеева самолетом переправили в Москву, где похоронили на Новодевичьем кладбище. На его могиле установили памятник – актер в костюме сидит на скамейке, закинув ногу на ногу, и двумя пальцами держит сигарету. Однажды рядом с ним присела молодая красивая женщина -сказать, что его завещание выполнено: она назвала своего сына Евгением. Когда Евгения Евстигнеева не стало, его сын Денис сказал: «Он даже умер талантливо».

    Читайте еще по этой теме:

    Вас заинтересуют так же следующие новости

    • Тарзан Сергей Глушко – биография, фото, личная жизнь: Стриптизёр с душой
    • Альбина Джанабаева – биография, фото, личная жизнь: девушка-скандал!
    • Эрих Мария Ремарк и Марлен Дитрих – биография личной жизни: любовь взаймы
    • Педро Альмодовар – творческая биография режиссера, история жизни
    • Энн Хэтэуэй
    • Уитни Хьюстон – биография, фото, личная жизнь: затмение
    • Алексей Булдаков – биография, фото, личная жизнь: Народный генерал
    • Леонид Каневский – биография, фото, личная жизнь: По следам майора Томина

    Оцените статью
    Рейтинг автора
    4,8
    Материал подготовил
    Егор Новиков
    Наш эксперт
    Написано статей
    127
    А как считаете Вы?
    Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
    ли со статьей или есть что добавить?
    Добавить комментарий