Евгений Евтушенко биография

image Персона Годы жизни: 18 июля 1932 — 01 апреля 2017 Страна рождения: СССР Сфера деятельности: Общественный деятель , Режиссер , Сценарист , Писатель , Поэт

Евгений Евтушенко начал писать еще в детстве — первые свои стихи он посвящал спорту и праздничным датам. Произведения о проблемах и переживаниях советского человека начали печатать только в годы оттепели. В 1961 году поэт прославился резонансной поэмой «Бабий Яр», на ее стихи написал симфонию Дмитрий Шостакович. После развала СССР Евтушенко переехал в США и издал собрание русской поэзии.

«Не учась нигде, я продолжал бешено писать»: детство и юность

Евгений Евтушенко родился 18 июля 1932 года на станции Зима в Иркутской области. Его отцом был геолог, поэт-любитель Александр Гангнус, а матерью — геолог, актриса и заслуженный деятель культуры РСФСР Зинаида Евтушенко. Благодаря родителям он полюбил литературу еще в детстве. Евтушенко вспоминал: «Отец часами мог рассказывать мне, еще несмышленому ребенку, и о падении Вавилона, и об испанской инквизиции, и о войне Алой и Белой роз, и о Вильгельме Оранском… Благодаря отцу я уже в шесть лет научился читать и писать, залпом читал без разбора Дюма, Флобера, Боккаччо, Сервантеса и Уэллса».

В 1944 году родители развелись, и Евтушенко переехал с матерью в Москву. Там она поменяла фамилию сына на свою девичью. Однако с отцом они виделись: Александр Гангнус водил сына на вечера Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Михаила Светлова, Александра Твардовского. Также Евтушенко занимался в поэтической студии Дома пионеров Дзержинского района, мать сохраняла все рукописи и даже отправляла некоторые стихи в письмах бывшему мужу. Однако школьные отметки у будущего поэта были плохими. А в 1948 году его обвинили в том, что он поджег школьные журналы, и вовсе исключили. Тогда 15-летний Евтушенко поехал к отцу в Казахстан: Гангнус возглавлял там одну из геологоразведочных экспедиций.

Он посмотрел на меня, исхудавшего, оборванного, и сказал: «Ну вот что… Если ты действительно хочешь стать самостоятельным человеком, никто не должен знать, что я твой отец». Я стал рабочим в геологоразведочной экспедиции. Я научился долбить землю киркой, выкалывать молотком из породы плоские, как ладонь, образцы, расщеплять бритвой на три части оставшуюся единственную спичку и разводить костер во время дождя. Я вернулся к маме загорелый и возмужавший. <…> …Распорол брюки, в которых были зашиты честно заработанные деньги, и бросил их на стол. «Как хорошо, что у нас теперь есть деньги, — сказала мама. — Мы наконец сможем сделать ремонт квартиры». «Нет, мама, — сказал я твердо. — На эти деньги я куплю себе пишущую машинку. <…> Эта машинка отремонтирует нам квартиру». И, не учась нигде, я продолжал бешено писать и снова бомбардировать редакции стихами.

В 1949 году Евтушенко отнес свои стихи в редакцию газеты «Советский спорт». Он вспоминал: «Кажется, это была единственная газета, куда я еще ни разу не посылал своих опусов». Редактор Николай Тарасов напечатал стихотворение «Два спорта», где поэт сравнивал нравы советских и американских спортсменов. Произведения Евтушенко начали регулярно публиковать. Он писал стихи, посвященные футболу, волейболу, баскетболу, альпинизму, гребле, боксу, конькобежному спорту. А еще создавал произведения к праздничным датам: к Новому году, Первому мая, Дню танкиста. Такой вид газетной поэзии в те годы был популярен. В 1952 году вышел первый сборник Евгения Евтушенко «Разведчики грядущего». Он вспоминал: «Я перечитал заново книгу и вдруг с предельной отчетливостью понял, что она никому не нужна. <…> Кому может быть дело до красивых рифм и броских образов, если они являются только завитушками вокруг пустоты?» После этого поэт понял, что хочет писать другие стихи, с более глубоким смыслом. Однако благодаря этому сборнику его в том же году без документов об окончании школы приняли в Литературный институт им. А.М. Горького. А еще — в Союз писателей, и 20-летний Евтушенко стал самым молодым его членом.

«Поэт в России больше, чем поэт»: стихи и проза

По словам Евтушенко, в 1950-е годы были востребованы «бодрые, зовущие вперед стихи», которые поддерживали идею о светлом коммунистическом будущем. Поэтому его новые работы о сомнениях в себе и проблемах советских людей публиковать не хотели. Однако в 1953 году Иосиф Сталин умер, а новый партийный руководитель Никита Хрущев ослабил цензурные ограничения — началась оттепель. И за 1955–1957 годы у Евтушенко вышло три поэтических сборника: «Третий снег», «Шоссе Энтузиастов», «Обещание».

Однако поэт часто пропускал занятия, плохо учился, и на четвертом курсе его оставили на второй год. А 8 марта 1957 года Евтушенко единственный на пленуме Московской писательской организации открыто поддержал роман опального поэта Владимира Дудинцева «Не хлебом единым», в котором автор раскритиковал механизм управления страной и обвинил чиновников в бюрократизме. Эту книгу лично осудил Никита Хрущев, поэтому поступок Евтушенко расценили как выпад против партийной линии. И в тот же день его исключили из Литинститута.

В 1960-е годы он вместе с Андреем Вознесенским, Беллой Ахмадулиной, Робертом Рождественским, Булатом Окуджавой и другими поэтами-шестидесятниками выступал в московском Политехническом музее. Творческие вечера собирали множество слушателей. На одном из них Евтушенко и прочитал впервые свою резонансную поэму «Бабий Яр» о том, как нацисты массово расстреливали евреев в годы Второй мировой войны. Эти события не обсуждали публично и даже замалчивали. Поэт вспоминал: «Я давно хотел написать стихи об антисемитизме. Но эта тема нашла свое поэтическое решение только тогда, когда я побывал в Киеве и воочию увидел это страшное место, Бабий Яр».

Стихотворение напечатали в «Литературной газете» — номера раскупили в киосках за одно утро, а поэту приходили письма и телеграммы от незнакомых людей со всей страны.

Евтушенко освещал многие проблемы советской жизни. Так, в 1962 году в газете «Правда» он опубликовал стихотворение «Наследники Сталина» о том, как репрессии повлияли на страну. А через три года вышла поэма «Братская ГЭС». В ней автор рассуждал о свободе и предназначении советского человека. Фраза из вступления — «Поэт в России больше, чем поэт» — стала манифестной для Евтушенко. В то же время он выступал в защиту Андрея Синявского, Александра Солженицына, Иосифа Бродского и других писателей-диссидентов, много печатался в оппозиционных журналах «Юность», «Новый мир» и «Знамя». А также критиковал ввод советских войск в Венгрию и Чехословакию и войну в Афганистане в стихотворениях «Танки идут по Праге» и «Афганский муравей».

Евтушенко много путешествовал по России и побывал на всех континентах, кроме Антарктиды. Свои впечатления от поездок он описал в поэмах «Казанский университет», «Снег в Токио», «Ивановские ситцы», «Непрядва».

В 1959 году писатель опубликовал свой первый рассказ — «Четвертая Мещанская», который посвятил быту москвичей в период оттепели. Через четыре года вышел еще один — «Куриный бог». Затем он написал повести «Пёрл-Харбор» и «Ардабиола», а в 1982-м — свой первый роман «Ягодные места». В нем события то происходят в 1980-е годы в таежной геологоразведочной экспедиции, то переносятся в дореволюционную Сибирь, Петроград 1917 года и деревню времен коллективизации. Так писатель хотел показать, что люди разных профессий, стран и времен связаны, все они часть истории и народа. А в 1991 году Евтушенко написал политический роман «Не умирай прежде смерти» о путче, произошедшем в августе того же года.

Музыка и кино в творчестве поэта

В 1960-х годах поэт начал сотрудничать с композиторами. Поэма «Бабий Яр» вдохновила Дмитрия Шостаковича написать Тринадцатую симфонию для солиста, хора басов и оркестра. Также композитор использовал в ней стихотворения Евтушенко «Юмор», «В магазине», «Карьера», а «Страхи» поэт написал специально для симфонии. Она стала всемирно известной и принесла поэту мировую славу. А в 1963 году, через год после премьеры, Евтушенко номинировали на Нобелевскую премию.

Также на его стихи Шостакович создал рок-оперу «Казнь Степана Разина». Евтушенко работал и с другими композиторами: Эдуардом Колмановским, Юрием Саульским, Никитой Богословским, Микаэлом Таривердиевым. Песни на его стихи исполняли Муслим Магомаев, София Ротару, Александр Градский, Алла Пугачева, Александр Малинин, Игорь Тальков и другие звезды эстрады. А в 2007 году в спорткомплексе «Олимпийский» прошла премьера рок-оперы «Идут белые снеги», которую на стихи Евтушенко написал композитор Глеб Май.

В соавторстве с кубинским режиссером Энрике Пинедой Барнетом в 1964 году Евтушенко написал сценарий к фильму Михаила Калатозова «Я — Куба». В 1979 году поэт сыграл ученого, основоположника теоретической космонавтики Константина Циолковского в картине Саввы Кулиша «Взлет». А затем Евтушенко по собственным сценариям снял фильмы «Детский сад» и «Похороны Сталина» и сыграл в них эпизодические роли.

Личная жизнь

В 1955 году Евгений Евтушенко увидел в журнале «Октябрь» строчки Беллы Ахмадулиной: «Голову уронив на рычаг, / Крепко спит телефонная трубка». Он позвонил редактору Евгению Винокурову и узнал, что она десятиклассница и посещает литературный кружок при ЗИЛе. Евтушенко вспоминал: «Я немедленно заявился в это литобъединение, где впервые увидел ее и услышал ее самозабвенное чтение стихов. <…> Белла тогда была чуть полненькая, но непередаваемо грациозная, не ходившая, а буквально летавшая, едва касаясь земли, с дивно просвечивающими сквозь атласную кожу пульсирующими жилочками… …Равных соперниц, во всяком случае молодых, у нее не было ни в поэзии, ни в красоте. <…> Она была воплощением артистизма в каждом жесте и движении». В 1957 году они поженились, но союз продлился всего три года.

Второй раз писатель женился в 1961 году на Галине Лукониной — бывшей жене своего друга Михаила Луконина. Однако Евтушенко говорил, что «ни разу не перешагнул черты, пока их брак с Мишей и мой брак с Беллой не начали разваливаться…» В 1968 году пара усыновила мальчика Петю. Однако вскоре поэт ушел от жены.

В 1974 году писатель познакомился в ресторане с ирландкой Джан Батлер, переводчицей в издательстве «Прогресс». Через четыре года они поженились, вскоре в семье появились два сына — Александр и Антон. После рождения второго, тяжелобольного ребенка Батлер не могла сопровождать мужа в творческих командировках, они стали видеться реже и в 1986 году развелись.

Свою четвертую спутницу жизни поэт встретил летом того же года в Петрозаводске. Мария Новикова, 25-летняя выпускница медучилища, попросила у него автограф для мамы. 31 декабря они поженились. У супругов родились сыновья Евгений и Дмитрий. Новикова и Евтушенко прожили вместе 30 лет, до самой кончины поэта.

Последние годы жизни Евгения Евтушенко

Евтушенко не только писал, но и занимался общественной жизнью. С 1986 по 1991 год он был секретарем правления Союза писателей СССР, затем — секретарем правления Содружества писательских союзов. В 1988 году поэт вступил в правозащитное общество «Мемориал», а через два года стал сопредседателем писательской ассоциации в поддержку перестройки «Апрель». Также в 1989 году Евтушенко баллотировался на пост народного депутата СССР от Дзержинского округа города Харькова — за него проголосовало 74% избирателей. В этой должности поэт пробыл полтора года — до развала СССР в декабре 1991 года.

После этого события Евтушенко заключил контракт с американским университетом в городе Талса и переехал с семьей в США. Последние годы он жил там и вел курсы по русской поэзии, в том числе в Королевском колледже в Квинсе и Питтсбургском университете. Евтушенко продолжал писать, а также был редактором книг, публиковал статьи, составлял радио- и телепрограммы. Иногда поэт приезжал на родину и выступал на творческих вечерах. В 2011 году он выпустил антологию в пяти томах «Поэт в России больше, чем поэт. Десять веков русской поэзии». Евтушенко построил сборник хронологически — от старинного фольклора до современного поэта Николая Глазкова. Его научным редактором стал Владимир Радзишевский. 18 июля 2010 года, в свой день рождения, Евтушенко открыл в подмосковном Переделкине музей. В нем он собрал личную коллекцию картин Марка Шагала, Пабло Пикассо, Макса Эрнста и других известных художников, многие из которых дарили ему полотна сами. Евгений Евтушенко завещал галерею государству.

12 марта 2017 года в США поэта госпитализировали: он тяжело болел последние годы. Евгений Евтушенко умер 1 апреля 2017 года во сне от остановки сердца в окружении родных в Медицинском центре Хиллкрест в Талсе. Согласно последней воле, его похоронили на Переделкинском кладбище рядом с поэтами Борисом Пастернаком и Виктором Боковым.

Биография

Библиография Евгения Евтушенко насчитывает десятки литературных произведений, переведенных на многие языки мира. Автор крылатой фразы «Поэт в России — больше, чем поэт» прожил яркую жизнь, насыщенную событиями, чувствами и эмоциями. Писатель не раз подвергался критике за острые высказывания, но не отказывался от убеждений, отмечая, что главное для него — чистота совести.

Детство и юность

Евтушенко родился в Сибири в 1932 году. Евгений рос в творческой семье: отец был поэтом-любителем, а мать — актрисой, впоследствии получившей звание заслуженного деятеля культуры РСФСР. Кроме того, оба занимались геологией.

С малых лет родители прививали сыну любовь к книгам: читали вслух, пересказывали занятные факты из истории, обучая малыша чтению. В 6 лет папа научил маленького Женю грамоте. Стоит отметить, что маленький Евтушенко выбирал совсем не детских авторов, читая произведения Александра Дюма и Мигеля де Сервантеса.

Во время войны мама, которую звали Зинаидой Ермолаевной, участвовала во фронтовых концертах. Артистке даже довелось выступать вместе с Константином Симоновым. Да и Евгений в детстве успел потрудиться на благо Советской армии, изготавливая гранаты на заводе в тылу.

image
Евгений Евтушенко в молодости / «ВКонтакте»

Отправляясь в Москву из эвакуации, дабы избежать проблем с документами, матери пришлось поменять год в свидетельстве о рождении Евгения на 1933-й. Кроме того, после войны Зинаида сменила фамилию мужа на девичью и записала сына как Евтушенко.

Это и неудивительно, ведь глава семейства Александр Рудольфович был наполовину немцем и носил фамилию Гангнус. Позднее в интервью писатель признавался, что насчитал на собственном генеалогическом древе представителей 12 национальностей.

Вскоре после Победы отец оставил семью и ушел к другой женщине. Однако Александр Рудольфович продолжал навещать первенца и заниматься его литературным развитием. С подачи папы Евгений посещал поэтическую студию Дома пионеров, побывал на творческих вечерах Анны Ахматовой и Бориса Пастернака. А мать, будучи театральной актрисой, собирала дома талантливых коллег.

Но, несмотря на тягу к прекрасному, в школе у Жени не складывалось. В 15 лет Евтушенко исключили из-за ложного обвинения в поджоге. Родителям удалось устроить отпрыска геологом в Казахстанской ССР. Потом юноша работал на Алтае. Но судьба уготовила Евгению иной путь.

Атмосфера, в которой развивался Женя, способствовала раннему проявлению поэтического дара. В 1949 году в одном из номеров газеты «Советский спорт» впервые опубликовали стихотворение Евтушенко.

Литература

В 1952 году вышел первый сборник Евгения «Разведчики будущего», состоящий из восхваляющих стихов и пафосных лозунгов. В этом же году Евтушенко приняли в Союз писателей СССР. 20-летний паренек оказался самым молодым участником организации.

Хотя Евгений так и не получил аттестат зрелости, изданный сборник послужил основанием для того, чтобы поэта приняли в Литературный институт имени А. М. Горького. Однако вскоре студента отчислили за пропуск лекций, но истинная причина крылась в публичных высказываниях, неприемлемых для того времени. К слову, диплом о высшем образовании Евтушенко получил только в 2001 году.

Но отчисление не повлияло на популярность писателя. За несколько лет Евгений Евтушенко добился такого признания, что начал регулярно выступать сначала на поэтических вечерах, а затем и на эстрадных концертах. Артист выходил на одну сцену с другими известными шестидесятниками, среди которых Булат Окуджава и Роберт Рождественский. Позднее строчки прославленного автора с удовольствием представляли такие знаменитости, как Михаил Задорнов.

Стоит упомянуть, что ранние работы Евгения Александровича отличались воодушевленным настроением. Но постепенно градус оптимизма в текстах снижался. Евтушенко начали печатать в считавшихся тогда оплотами свободомыслия изданиях «Новый мир» и «Юность». В последнем в 1959 году опубликовали 1-е прозаическое произведение поэта — «Четвертая Мещанская».

В 1963 году Евгения Александровича номинировали на Нобелевскую премию в области литературы. У писателя появились поклонники за рубежом. Журналист New York Times Роберт Шелтон сравнивал Евтушенко с Бобом Диланом.

В середине 1970-х под впечатлением от смерти Сальвадора Альенде, с которым он был знаком лично, поэт написал антивоенный стих «Голубь в Сантьяго». Позднее Евгений Евтушенко называл произведение в числе любимых и утверждал, что эти строчки спасли сотни людей от суицида.

Евтушенко, пользовавшийся уважением, покровительствовал маленькой поэтессе Нике Турбиной. А в 1989 году Евгения Александровича назначили сопредседателем писательской ассоциации «Апрель», выступавшей в поддержку перестройки.

Евгений Евтушенко и Михаил Задорнов / «Интерфакс»

В 1991 году литератор переехал в Соединенные Штаты, но и там не прекратил творческую деятельность. Евгений Александрович читал курсы о русской поэзии в местных университетах и даже выпустил ряд произведений на английском языке.

Не забывал Евтушенко и про родные края, регулярно выступал в Политехническом музее. В 2009 году издал книгу, посвященную советскому футболу, а в 2015-м принял участие в мероприятиях, посвященных Году литературы в России. Ради этого писатель проехал поездами от Санкт-Петербурга до Владивостока, дав 26 концертов. И это при том, что пожилой чтец передвигался на протезе (ногу артисту ампутировали в 2013-м из-за болезни).

В 2018 году, уже после смерти Евгения Александровича, вышел 9-й том собрания сочинений автора, включающий биографический роман «Берингов тоннель». Вдова Евтушенко отмечала, что текст произведения супруг диктовал до последних дней жизни.

Музыка

Стихи Евгения Александровича вдохновляли многих музыкантов на создание композиций. Например, на основе поэмы Евтушенко «Бабий Яр» Дмитрий Шостакович создал знаменитую 13-ю симфонию для басов и оркестра. В интервью писатель вспоминал, что перед тем, как притронуться к работе, Шостакович в первую очередь связался с автором текста, вежливо испросив разрешения.

Песни на строчки Евгения Евтушенко становились хитами. Наверное, не найдется человека на постсоветском пространстве, который бы не знал композицию «А снег идет». Успел поработать поэт и с музыкальными группами: его стихи легли в основу рок-опер «Казнь Степана Разина» и «Идут белые снеги». Последнее произведение вышло с премьерой в московском спорткомплексе «Олимпийский» в 2007 году.

Фильмы

Успел проявить себя Евтушенко и в кино. Сценарий к ленте «Я — Куба», которая вышла в 1964 году, Евгений Александрович написал в соавторстве с Энрике Пинедой Барнетом. Но сразу восторга фильм не вызвал, сюжет оценили лишь спустя десятилетия.

Схожая судьба сложилась и у картины 1979 года «Взлет», где поэт исполнил главную роль Константина Циолковского. Проект не понравился современникам, центральный герой казался неживым и противоестественным. Зато в XXI веке отношение к драме поменялось, а игру Евтушенко назвали эталонной.

Отдельно в творческой биографии Евгения Александровича стоит лента 1990 года «Похороны Сталина». Литератор написал сценарий фильма, выступил режиссером и актером. Проект собрал полярные отзывы зрителей, которые разделились по политическим взглядам.

Личная жизнь

Судя по сохранившимся фото, Евгений Александрович в молодости был привлекательным мужчиной. Кроме того, слыл сердцеедом. С возрастом обаяние писателя никуда не исчезло. Поэтому неудивительно, что Евтушенко 4 раза вступал в законный брак.

Впервые Евгений Александрович женился в 1957 году на поэтессе Белле Ахмадулиной. Но союз долго не продержался, и в 1961 году Евтушенко повел под венец Галину Сокол-Луконину. В этом браке появился сын Петр, которого пара взяла из детского дома.

Евгений Евтушенко и Белла Ахмадулина / Kulturologia

Третьей женой писателя была преданная поклонница из Ирландии Джен Батлер. Иностранка родила Евтушенко 2 сыновей — Антона и Александра. Хотя личная жизнь не сложилась и с этой спутницей, благодаря союзу появилась 1-я внучка поэта — Роза.

Четвертой избранницей выступила врач и филолог Мария Новикова, после свадьбы взявшая фамилию мужа. Из-за того что на момент сватовства избранница была студенткой из Петрозаводска, да еще и на 30 лет моложе жениха, литератора в шутку дразнили «карельским зятем».

Евтушенко находился в браке с 1987 года и до самой кончины, воспитывая 2 детей — Дмитрия и Евгения. За это время пара серьезно ссорилась лишь дважды. Конфликты вспыхивали из-за неуважительного отношения Марии к стихам Владимира Маяковского.

Смерть

1 апреля 2017 года на 85-м году жизни Евтушенко умер. Легендарный поэт скончался в клинике в США, куда был госпитализирован 31 марта в тяжелом состоянии. Причина смерти — остановка сердца, вызванная осложнениями на фоне онкологии. Супруга писателя сообщила прессе, что врачи не давали Евгению Александровичу шансов на выздоровление, но боролись за жизнь литератора до последних минут.

Евгений Евтушенко ушел во сне в окружении родных и близких. Публицист успел огласить последнюю волю. Предсмертным желанием оказалась просьба похоронить его в подмосковном поселке Переделкине рядом с Борисом Пастернаком и Виктором Боковым.

Библиография

Поэзия:

  • 1956 — «Станция Зима»
  • 1961 — «Бабий яр»
  • 1965 — «Братская ГЭС»
  • 1965 — «Пушкинский перевал»
  • 1967 — «Коррида»
  • 1968 — «Под кожей статуи Свободы»
  • 1970 — «Казанский университет»
  • 1971 — «Откуда Вы?»
  • 1974 — «Снег в Токио»
  • 1976 — «Ивановские ситцы»
  • 1977 — «Северная надбавка»
  • 1978 — «Голубь в Сантьяго»
  • 1980 — «Непрядва»
  • 1982 — «Мама и нейтронная бомба»
  • 1984 — «Дальняя родственница»
  • 1985 — «Фуку!»
  • 1996 — «Тринадцать»
  • 2011 — «Дора Франко»

Проза:

  • 1967 — «Пёрл-Харбор» («Мы стараемся сильнее»)
  • 1981 — «Ардабиола»
  • 1982 — «Ягодные места»
  • 1993 — «Не умирай прежде смерти»
  • 2017 — «Берингов тоннель»

Интересные факты

  1. Именем писателя — 4234 Evtushenko — названа малая планета Солнечной системы.
  2. Евтушенко часто тянуло в Беларусь, где находятся корни матери. Приезжая к родне, поэт с удовольствием угощался местным салом, драниками и самогонкой по бабушкиному рецепту.
  3. Евгений Александрович был склонен забывать очки. Однажды подарить писателю этот оптический прибор распорядился Александр Лукашенко, поскольку Евтушенко потерял собственный накануне встречи с президентом РБ.
  4. Поэт создал в Переделкине музей-галерею. Здесь Евтушенко собрал картины, которые ему дарили такие художники, как Марк Шагал и Пабло Пикассо.

22:00 01.04.2017 (обновлено: 03:37 03.03.2020) © РИА Новости / Владимир Астапкович Перейти в фотобанк Читать ria.ru в

Поэт, прозаик, киносценарист и кинорежиссер Евгений Александрович Евтушенко (настоящая фамилия Гангнус) родился 18 июля 1932 года (по паспорту — 1933 года) на станции Зима Иркутской области. Его отец — Гангнус Александр Рудольфович работал геологом, мать — Евтушенко Зинаида Ермолаевна — геолог, актриса и певица, Заслуженный деятель культуры РСФСР.

В конце июля 1944 года Евтушенко вместе с матерью уехал в Москву, где учился в школе и посещал поэтическую студию Дома пионеров. К этому времени его родители развелись.

Печататься Евтушенко начал в 16 лет. Первые публикации стихов в газете “Советский спорт” датированы 1949 годом.

В 1951-1954 годах Евтушенко учился в Литературном институте имени А.М. Горького. В 1954 году он был исключен из института (за поддержку романа Владимира Дудинцева “Не хлебом единым “) и больше нигде не учился, получая образование самостоятельно, в том числе он свободно владел английским, французским, итальянским, испанским языками.

Первая книга Евгения Евтушенко – “Разведчики грядущего” — вышла в свет в 1952 году, в том же году он стал самым молодым членом Союза писателей СССР.

В 1950-е годы Евтушенко опубликовал целую серию поэтических сборников: “Третий снег” (1955), “Шоссе Энтузиастов” (1956), “Обещание” (1957) и другие.

В 1960-е годы Евгений Евтушенко наряду с Андреем Вознесенским, Бэлой Ахмадулиной, Робертом Рождественским и другими литераторами – “шестидесятниками” собирал большое количество зрителей на чтение своих стихов в Политехническом музее. К этому периоду относятся его стихотворения “И другие” (1956), “Лучшим из поколения” (1957), “Яблоко” (1960); “Взмах руки”, “Нежность” (1962); “Идут белые снеги” (1969).

В 1970-х годах им написаны поэмы “Снег в Токио” (1974), “Северная надбавка” (1977).

Во второй половины 1980-х годов Евтушенко много выступал с публицистическими статьями. В 1989 году Евтушенко избирался народным депутатом СССР от Харьковско-Дзержинского территориального округа Харьковской области Украинской ССР.

В 1991 году он был приглашен в университет города Тулза (штат Оклахома, США) преподавать русскую поэзию.

Стихи 1990-х годов вошли в сборники “Последняя попытка” (1990), “Моя эмиграция” и “Белорусская кровинка” (1991), “Нет лет” (1993), “Золотая загадка моя” (1994) и другие. Книги уже нового века – “Между Лубянкой и Политехническим” (2000), “Я прорвусь в двадцать первый век…” (2001), “Между городом Да и городом Нет” (2002).

Как прозаик Евгений Евтушенко проявил себя в повестях “Перл-Харбор” (1967) и “Ардабиола” (1981), романах “Ягодные места” (1982), “Не умирай прежде смерти (Русская сказка) ” (1993), “Автобиография” (1963, французское издание) и книге воспоминаний “Волчий паспорт” (1998), а также в нескольких рассказах и ряде очерково–публицистических книг.

Евтушенко является автором сценариев ко многим фильмам: начало его кинотворчеству положил фильм Михаила Калатозова и Сергея Урусевского, снятый по поэме в прозе “Я — Куба” (1963).

В 1979 году Евтушенко снялся в роли Константина Циолковского в фильме Саввы Кулиша “Взлет”. В 1983 году он по собственному сценарию поставил фильм “Детский сад”, в котором выступил и как режиссер, и как актер. В том же качестве сценариста, режиссера, актера выступил в фильме “Похороны Сталина” (1990).

Евтушенко является автором инсценировок и сценических композиций — “На этой тихой улочке”, поставленной по “Четвертой Мещанской”, “Хотят ли русские войны”, “Гражданские сумерки”, поставленной по “Казанскому университету”, “Просека”, “Коррида” и других. Он также является автором пьес, некоторые из которых становились событиями культурной жизни Москвы: “Братская ГЭС” в Московском драматическом театре на Малой Бронной (1967), “Под кожей статуи Свободы” в Театре на Таганке (1972), “Благодарю вас навсегда…” в Московском театре имени М.Н. Ермоловой (2002).

На стихи поэта создавались музыкальные произведения. Поэма “Бабий Яр” стала литературной основой Тринадцатой симфонии Дмитрия Шостаковича, отрывок из поэмы “Братская ГЭС” лег в основу другого произведения композитора — вокально-симфонической поэмы “Казнь Степана Разина”. На стихи Евтушенко написаны популярные песни “Бежит река, в тумане тает…”, “Хотят ли русские войны”, “Вальс о вальсе”, “А снег повалится, повалится…”, “Твои следы”, “Спасибо вам за тишину”, “Не спеши”, “Дай Бог” и др.

Произведения Евгения Евтушенко переведены на более чем 70 языков, они изданы во многих странах мира. В 2008 году вышла в свет его книга “Весь Евтушенко”, в которую вошли все его стихотворения от первых детских стихов и до стихов последних лет. В конце декабря 2012 года в Москве Евтушенко представил сборник стихов “Счастья и утраты”, в который вошли произведения последних лет.

6 января 2015 года Евгений Евтушенко представил в культурном центре “ЗИЛ” новый сборник “Все поэмы”, выписавшись из больницы, куда он попал в декабре 2014 года.

Евгений Евтушенко сам был редактором многих книг, составителем ряда больших и малых антологий, вел творческие вечера поэтов, составлял радио- и телепрограммы, организовывал грамзаписи, сам выступал с чтением стихов Александра Блока, Николая Гумилева, Владимира Маяковского, писал статьи, в том числе для конвертов пластинок (об Анне Ахматовой, Марине Цветаевой, Осипе Мандельштаме, Сергее Есенине, Булате Окуджаве).

Евтушенко был секретарем правления Союза писателей СССР.

Он — почетный член Американской академии искусств, почетный член Академии изящных искусств в Малаге, действительный член Европейской академии искусств и наук, почетный профессор Honoris Causa Университета новой школы в Нью-Йорке и Королевского колледжа в Квинсе.

Награжден орденами и медалями СССР, почетной медалью Советского фонда мира, американской медалью Свободы за деятельность по защите прав человека, специальным знаком за заслуги Йельского университета (1999).

В 1993 году широкий резонанс имел его отказ от получения ордена Дружбы в знак протеста против войны в Чечне.

Лауреат премии Академии российского телевидения “Тэффи” за лучшую просветительскую программу “Поэт в России – больше, чем поэт” (1998).

Лауреат Государственной премии СССР (1984, за поэму “Мама и нейтронная бомба”).

Награжден международной премией “Читта ди Маринео”, присуждаемой за выдающиеся достижения в области культуры (1995).

Награжден литературной премией США – объявлен поэтом Дома-музея Уолта Уитмена 1999 года (награда присуждается с 1989 года, ее получали только американские поэты, Евтушенко – первый иностранный поэт, получивший эту награду).

За литературные достижения в ноябре 2002 года Евгению Евтушенко присуждена интернациональная премия Aquila (Италия). В декабре того же года он награжден золотой медалью “Люмьеры” за выдающийся вклад в культуру ХХ века и популяризацию российского кино.

В мае 2003 года Евтушенко награжден общественным орденом “Живая легенда” (Украина) и орденом Петра Великого, в июле 2003 года – грузинским “Орденом Чести”. Отмечен Почетным знаком основателя Центра реабилитации детей в России (2003).

В 2004 году награжден орденом “За заслуги перед Отечеством” III степени.

Лауреат Международной литературной премии “Гринцане Кавур” в номинации “Самый читаемый поэт” (2005).

Почетный гражданин города Зима (1992), а в Соединенных Штатах – Нью-Орлеана, Атланты, Оклахомы, Талсы, штата Висконсин.

В 1994 году именем поэта названа малая планета Солнечной системы, открытая 6 мая 1978 года в Крымской астрофизической обсерватории (4234 Evtushenko, диаметр 12 км, минимальное расстояние от Земли 247 млн км).

В 2006 году Евгений Евтушенко был награжден престижными литературными премиями: премией Эудженио Монтале (Италия), премией имени классика болгарской литературы Христо Ботева (Болгария). А в начале июля 2006 года президент Румынии вручил поэту высший государственный орден страны за выдающиеся культурные заслуги.

В 2010 году Етушенко стал лауреатом Государственной премии России – “за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры”.

В мае 2013 года Евгений Евтушенко стал лауреатом российской национальной премии “Поэт”.

Евгению Евтушенко вручена Гран-при премии “Книга года-2013” за первый том пятитомной антологии “Поэт в России – больше, чем поэт. Десять веков русской поэзии”. В ноябре 2013 года Евтушенко получил почетный приз за вклад в литературу премии “Большая книга”.

В ноябре 2015 года Евгению Евтушенко была вручена китайская премия “Чжункунь” за выдающийся вклад в мировую поэзию. В 2016 году Евтушенко награжден орденом “Полярная звезда”.

С 1991 года Евгений Евтушенко проживал в США, но регулярно приезжал с выступлениями в Россию.

В сентябре 2013 года Евгений Евтушенко перенес операцию по ампутации ноги.

В конце марта 2017 года поэт был госпитализирован в США.

Он был женат четыре раза, от разных браков у него пять сыновей.

1 апреля 2017 года Евгений Евтушенко скончался.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Евгений Александрович Евтушенко
image
Имя при рождении Евгений Александрович Гангнус
Дата рождения 18 июля 1932(1932-07-18)
Место рождения Зима, Восточно-Сибирский край, РСФСР, СССР
Дата смерти 1 апреля 2017(2017-04-01) (84 года)
Место смерти Талса, штат Оклахома, США
Гражданство image СССРimage Россия
Род деятельности поэт, прозаик, режиссёр, сценарист, публицист и актёр
Годы творчества 1949—2017
Жанр поэзия, проза
Язык произведений русский
Премии
image image
Своя колея
Награды
image
image
Автограф
Произведения на сайте Lib.ru
 Медиафайлы на Викискладе
Цитаты в Викицитатнике
Запись голоса Е. А. Евтушенко
Из интервью «Эхо Москвы» 14 июля 2009
Помощь по воспроизведению

Евге́ний Алекса́ндрович Евтуше́нко (фамилия при рождении — Гангнус[1][2][3], 18 июля 1932[2] [по паспорту — 1933][4], Зима[3]; по другим данным — Нижнеудинск[5][6], Иркутская область; — 1 апреля 2017, Талса, Оклахома, США[7]) — русский советский и российский поэт. Получил известность также как прозаик, режиссёр, сценарист, публицист, чтец-оратор и актёр. Был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1963; по данным СМИ в 2010 году)[8][9].

Биография и очерк творчества

Родился 18 июля 1932 года в семье поэта-любителя Александра Рудольфовича Гангнуса (1910—1976) и Зинаиды Ермолаевны Евтушенко (1910—2002), геолога, актрисы, заслуженного работника культуры РСФСР. Внук педагога-математика Рудольфа Вильгельмовича Гангнуса (1883—1949).

В 1944 году, по возвращении из эвакуации со станции Зима в Москву, мать поэта поменяла фамилию сына на свою девичью (об этом — в поэме «Мама и нейтронная бомба», 1983) — при оформлении документов для смены фамилии была сознательно допущена ошибка в дате рождения: записали 1933 год, чтобы не получать пропуск, который положено было иметь в 12 лет[2][10].

Учился в московских школах № 254 и № 607, в школе у него были плохие отметки.[11] Занимался в поэтической студии при районном Доме пионеров в Москве.[12]

В 1948 году его несправедливо заподозрили в школе № 607 в поджоге школьных журналов с отметками, поэтому в 15 лет его исключили из школы. Поскольку его после этого никуда не принимали, отец послал его с рекомендательным письмом в геолого-разведывательную экспедицию в Казахстан, где под его началом оказалось 15 расконвоированных уголовников.[13] Затем он работал на Алтае.[11]

Начал печататься в 1949 году, первое стихотворение опубликовано в газете «Советский спорт».

С 1952[14] по 1957 год учился в Литературном институте им. А. М. Горького. Исключён за «дисциплинарные взыскания»[2], а также за поддержку романа Владимира Дудинцева «Не хлебом единым»[15].

В 1952 году выходит первая книга стихов «Разведчики грядущего», впоследствии автор оценил её как юношескую и незрелую.

В 1952 году стал самым молодым членом Союза писателей СССР[16], минуя ступень кандидата в члены СП.

«Меня приняли в Литературный институт без аттестата зрелости и почти одновременно в Союз писателей, в обоих случаях сочтя достаточным основанием мою книгу. Но я знал ей цену. И я хотел писать по-другому».

Евтушенко, «Преждевременная автобиография».

Заодно он был оформлен секретарём комсомольской организации при Союзе писателей.[12]

Время второй половины 1950-х, начала 1960-х годов — период поэтического бума, когда большая популярность пришла к таким поэтам как Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Б. Окуджава, Р. Рождественский, Е. Евтушенко. Они воодушевили многих любителей поэзии, их стихи казались свежими и независимыми по сравнению с произведениями поэтов предыдущей эпохи. Выступления этих авторов собирали полные концертные и спортивные залы, и поэзию периода «оттепели» вскоре стали называть эстрадной.

В последующие годы Евтушенко напечатал несколько сборников, которые приобрели большую популярность («Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» (1962), «Взмах руки» (1962)).

Одним из символов оттепели стали вечера в Большой аудитории Политехнического музея, в которых вместе с Робертом Рождественским, Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой и другими поэтами волны 1960-х годов принимал участие Евтушенко.

Произведения его отличает широкая гамма настроений и жанровое разнообразие. Первые строки из пафосного вступления к поэме «Братская ГЭС» (1965): «Поэт в России больше, чем поэт» — манифест творчества самого Евтушенко и крылатая фраза, которая устойчиво вошла в обиход. Поэту не чужда тонкая и интимная лирика: стихотворение «Бывало спит у ног собака» (1955). В поэме «Северная надбавка» (1977) слагает настоящую оду пиву. Несколько поэм и циклов стихотворений посвящено зарубежной и антивоенной тематике: «Под кожей Статуи Свободы», «Коррида», «Итальянский цикл», «Голубь в Сантьяго», «Мама и нейтронная бомба».

Чрезмерному успеху Евтушенко способствовала простота и доступность его стихов, а также скандалы, часто поднимавшиеся критикой вокруг его имени. Рассчитывая на публицистический эффект, Евтушенко то избирал для своих стихов темы актуальной политики партии (напр., «Наследники Сталина» (Правда, 21 октября 1962 года) или «Братская ГЭС» (1965)), то адресовал их критически настроенной общественности (напр., «Бабий Яр» (1961) или «Баллада о браконьерстве» (1965)). <…> Его стихи большей частью повествовательны и богаты образными деталями. Многие страдают длиннотами, декламационны и поверхностны. Его поэтическое дарование редко проявляется в глубоких и содержательных высказываниях. Он пишет легко, любит игру слов и звуков, нередко, однако, доходящую у него до вычурности. Честолюбивое стремление Евтушенко стать, продолжая традицию В. Маяковского, трибуном послесталинского периода приводило к тому, что его талант — как это ярко проявляется, напр., в стихотворении «По ягоды» — казалось, ослабевает.

Вольфганг Казак

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий