Евгений замятин биография. Евгений иванович замятин, краткая биография

image 20 Января 1884 – 10 Марта 1937 гг. (53 года) 4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 269.

Евгений Иванович Замятин (1884–1937 гг.) – выдающийся российский и советский писатель. В биографии Замятина есть место и занимательным фактам, и увлекательным событиям. Его роман «Мы», написанный в 1920 году, стал основополагающим произведением жанра антиутопии в России.

Отрочество и юность

Евгений Иванович Замятин родился 20 января (1 февраля) 1884 г., в Лебедяни, в семье православного священника. Матерью будущего писателя была пианистка.

Сперва Евгений учился в местных гимназических классах. Когда ему исполнилось двенадцать лет, родители отправили его на дальнейшее обучение в Воронеж. В 1902 г. Замятин окончил гимназию, получив золотую медаль.

Несмотря на то, что он был гуманитарием по призванию, после окончания гимназии Замятин поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт, на факультет кораблестроения.

Важным событием в биографии Евгения Ивановича Замятина стало путешествие на броненосце “Князь Потемкин Таврический” летом 1905 г., где он стал свидетелем восстания.

Спустя год Замятина арестовали за “подпольную революционную деятельность” и выслали в Лебедянь. Но Евгений Иванович недолго оставался в ссылке. Спустя несколько месяцев он вернулся в Петербург и закончил институт.

Военные годы

Даты 1914–1916 гг. стали знаковыми в судьбе Замятина. Во время Первой Мировой войны Евгений Иванович занял антивоенную интернационалистическую позицию. За это он был объявлен властями пацифистом, что на фоне патриотических настроений было достаточно серьезным обвинением.

Замятина привлекли к суду и отправили в ссылку в Кемь. Там он пробыл до 1916 г. После этого Замятина командировали в Англию для строительства ледоколов. Находясь в Англии, Замятин разрабатывал проект ледокола “Св.Александр Невский”. После революции 1917 г., ледокол получил имя Ленина.

За месяц до Октябрьской революции Евгений Иванович возвратился на Родину.

Годы Гражданской войны

По своим убеждениям Замятин оставался убежденным социалистом. Одновременно он выступал с беспощадной критикой большевиков. Он полагал, что методы террора недопустимы и насилие не может быть искоренено еще большим насилием.

В марте 1919 г. левыми эсерами были спровоцированы волнения на петроградских заводах. Замятин был арестован. Одновременно арестовали его единомышленников – К. С. Петрова-Водкина, Р. В. Иванова-Разумника, А. М. Ремизова, А. А. Блока.

Творческий путь

“Островитяне” – во многом гротескное произведение, описывающее жизнь и быт англичан. Писатель хорошо знал англичан и умышленно изобразил их не очень правдоподобно. Исследователи творческого наследия Замятина полагают, что в этой повести собраны все штампы об Англии, которые “дожили” и до наших дней.

В 1920 г. Замятин написал роман “Мы”, который вызвал огромный интерес за рубежом. Роман перевели и издали в Соединенных Штатах. В СССР это произведение не издавалось, но нещадно критиковалось.

Творчество писателя было достаточно плодотворным. Позже им были написаны такие пьесы, как “Блоха”, “Атилла”, “Общество Почетных Звонарей”.

Смерть

Замятин ушел из жизни 10 марта 1937 г. в Париже. Он был похоронен на Парижском кладбище.

Другие варианты биографии

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Вариант 2

Интересные факты

  • В 1929 г. Замятин вышел из Союза писателей. После этого его перестали публиковать на территории СССР. Замятин написал письмо Сталину, в котором кратко изложил причины, побудившие его эмигрировать, и попросил соответствующего разрешения. Прошение было удовлетворено.
  • В юношестве он заложил в ломбард свою золотую медаль, а выкупить не смог. Сумма заклада была по тем временам достаточно большой – 25 рублей.

Тест по биографии

  1. /10 Вопрос 1 из 10

    В каком году родился писатель Евгений Замятин?

    Начать тест

Биография

Биография Евгения Ивановича Замятина насыщена и полна интересных фактов. Сколько бы государство «не ломало» писателя, его дух не сломился, поэт продолжал заниматься любимым делом и яро отстаивал свои позиции.

image
Евгений Замятин в детстве

Евгений Замятин появился на свет 20 января (1 февраля) 1884 года в Тамбовской губернии, в городе Лебедяне. Отец работал священником и преподавал Слово Божие, а мать была пианисткой. В 4 года мальчик уже читал Гоголя и серьезную литературу вместо букваря.

В 1893 году родители отправили ребенка в Лебедянскую гимназию, где будущий поэт проучился до 1896-го. Потом семья переехала в Воронеж, и юноша закончил Воронежскую гимназию с золотой медалью в 1902 году. В школьное время Замятин отлично справлялся с гуманитарными науками, но математика ему не давалась.

Евгений Замятин в молодости

В 1902 году юноша поступил в Политехнический институт Санкт-Петербурга, на факультет кораблестроения, где математические дисциплины изучались в первую очередь. В 1905-м Евгений Иванович вступил во фракцию большевиков РСДРП и вместе со студентами участвовал в революционной жизни. За это будущего писателя арестовали, но вскоре отпустили благодаря стараниям мамы.

Летом 1905 года Замятин возвращался из Египта и стал свидетелем восстания на броненосце «Потёмкин». За это парня снова арестовали и выслали в Лебедянь. Позже он нелегально вернулся в Петербург и в 1908 году закончил университет. Молодой Евгений получил образование морского инженера. Следующие 2 года он работал преподавателем на факультете кораблестроения.

Книги

Замятин стал увлекаться написанием произведений в 1908 году, и тогда вышел его первый рассказ «Один», опубликованный в журнале «Образование». Параллельно он работал над еще одним рассказом – “Девушка”. В 1911-м органы власти нашли поэта и за нелегальное проживание сослали его в Лахту. Там он написал первую повесть «Уездное», в которой раскрыл проблемы мира русской провинции. Критики и писатели заметили работу Замятина и положительно оценили ее.

Писатель Евгений Замятин

Во времена Первой мировой войны, в 1914 году, поэт сочинил повесть «На куличках», где в ярких красках рассказал об ужасе быта военного отряда на Дальнем Востоке. За это власти привлекают его к суду и ссылают в Кемь. Через 2 года Замятина выпускают и отправляют в командировку в Англию. Там он работает по специальности главным проектировщиком российских ледоколов и руководит строительством. Параллельно написал книгу «Островитяне».

Евгений Замятин вернулся в Россию в сентябре 1917-го и через 4 года создал организацию молодых писателей «Серапионовы братья». После Октябрьской революции напечатали повесть «На куличках», которая в начале войны была запрещена.

Иллюстрация к роману Евгения Замятина «Мы»

В 1920 году поэт написал роман «Мы». Произведение не соответствовало советской цензуре, и его не опубликовали. Без согласия автора книга была напечатана в Америке на английском, чешском и французском языках. Роман-антиутопия повествует о жестком тоталитарном контроле над личностью. За рубежом произведение Замятина вызывало большой интерес, а в СССР критиковалось.

Советские власти писателя критиковали и травили, и в 1929 году Евгений Иванович написал письмо Сталину, в котором просит разрешение на выезд из страны. После согласия в 1932 году поэт переезжает в Париж, где становится автором французских газет. Основными темами были состояние современной русской прозы и искусство авангарда. Несмотря на популярность во Франции, в Советском Союзе его произведения не публиковались.

Портрет Евгения Замятина

В 1934 году поэта снова приняли в Союз писателей СССР. Участники Союза продвигали коммунизм и боролись за мир и дружбу народов. В 1935-м Замятин принимал участие в антифашистском Конгрессе писателей и являлся членом советской делегации.

В библиографии советского писателя были 36 рассказов, особенно публике запомнилась «Пещера», написанная в 1920 году. Произведение создано в стиле Замятина и повествует о жуткой атмосфере каменного века. Евгений Иванович вдохновлялся обычными жизненными ситуациями и на их основании писал рассказы.

Книги Евгения Замятина

Еще одним значимым фантастическим рассказом стал «Дракон», который написан в 1918 году. Он прославился огромным количеством метафор, и читателю не сразу понятен смысл. Кажется, что рассказ предназначен для детей, но прочитав его несколько раз, читатель открывает совершенно другое значение. В произведении описан суровый период 1918 года, когда в России началась Гражданская война.

На протяжении 10 лет, с 1928 по 1937 годы, Евгений Замятин трудился над историческим повествованием «Скифы», но оно так и не было закончено. Последний роман «Бич Божий» стал значимым трудом писателя. В нем рассказывается о времени заката Римской империи, а самим Бичом Божьим стал вождь гуннов Аттилу.

Евгений Замятин, Виктор Ключарев и Людмила Замятина в ресторане гостиницы «Европейская»

Находясь в Париже, Замятин заметил, что кинематограф развивается, и попробовал себя в роли сценариста. Так вместе с Жаком Компанезом поэт написал сценарий для фильма «На дне». В мае 1935 года Евгений Иванович обращался на студию «Метро-Голдвин-Майер» и предоставил им четыре готовых сценария: «Плененный царь», «Большая любовь Гойи», «Бич Божий» и «Пиковая дама». Американцы не согласились на сотрудничество с писателем, и он пытался начать работу в других кинокомпаниях.

Личная жизнь

Личная жизнь российского поэта достаточно непримечательная.

Евгений Замятин и его жена Людмила

Будучи студентом, Замятин встретил свою будущую жену Людмилу Николаевну Усову. Семейная пара почти не виделась из-за постоянных ссылок и переездов, и детей у них не было.

Смерть

Евгений Иванович Замятин скончался в 53 года, 10 марта 1937-го. Смерть пришла неожиданно, а ее причиной стала неизвестная тяжелая болезнь, которая мучила мужчину.

Могила Евгения Замятина и его супруги

Писателя похоронили на парижском кладбище в Тье. В 1965 году умерла его жена Людмила. Ее похоронили рядом с мужем, а могилу сделали общей.

Интересные факты

  • Евгений Замятин в молодости заложил свою золотую медаль в ломбард за 25 рублей.
  • Писатель спроектировал знаменитый ледокол «Невский», который получил новое название «Ленин» после Октябрьской революции.
  • Романы «1984» Джорджа Оруэлла и «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери были написаны под влиянием Замятина.
  • Творчество писателя началось не от желания, а от скуки во время пребывания в первой ссылке.
Евгений Замятин
  • Евгений Иванович написал фантастический роман «Мы» в 1920 году, но в России его начали печатать только в 1988-м.
  • «Мы» стал первым в мире романом-антиутопией.
  • Замятин писал исключительно в стиле неореализма, и ученые не могли разобраться в смысле его произведений. Они были полны фольклорно-мифологической поэтикой, которую понимал только писатель. Это результат художественного сознания, которое сформировалось еще у его предков.

Библиография

  • 1908 – «Один»
  • 1911 – «Девушка»
  • 1912 – «Уездное»
  • 1913 – «На куличках»
  • 1917 – «Островитяне»
  • 1914-1917 – сборник рассказов «Сказки»
  • 1917-1920 – сборник рассказов «Большим детям сказки»
  • 1918 – «Дракон»
  • 1920 – «Пещера»
  • 1920 – «Мы»
  • 1935 – «Бич Божий»

Толкование

Замятин, Евгений Иванович
Запрос «Замятин, Евгений» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
Евгений Замятин
1923 год, картина Кустодиева
Дата рождения:

20 января 1884(1884-01-20)

Место рождения:

Лебедянь

Дата смерти:

10 марта 1937(1937-03-10) (53 года)

Место смерти:

Париж

Гражданство:

 Российская империя,  СССР

Род деятельности:

писатель

Направление:

неореализм

Дебют:

«Один» (1908)

Произведения в Викитеке.

Евге́ний Ива́нович Замя́тин (20 января (1 февраля) 1884(18840201) — 10 марта 1937) — русский писатель.

Биография

Евгений Замятин родился 20 января (1 февраля) 1884(18840201) в городе Лебедянь Тамбовской губернии. Отец — православный священник, мать — пианистка.

С 1893 по 1896 год Замятин посещал Лебедянскую гимназию, а потом учился в Воронежской гимназии, которую в 1902 году окончил с золотой медалью. В этом же году Евгений Иванович записался из упрямства на кораблестроительный факультет Санкт-Петербургского политехнического института (Замятин вспоминал: «В гимназии я получал пятерки с плюсами за сочинения и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть, именно поэтому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского Политехникума».). 4 года спустя Замятин становится социал-демократом и принимает участие в жизни революционной студенческой молодежи. Там он встречает свою будущую жену — Людмилу Николаевну Усову (1883—1965). Летом 1905 года при возвращении из поездки в Египет через Одессу был свидетелем восстания на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический». В 1906 Замятина арестовывают и высылают назад в Лебедянь. В этом же году он нелегально возвращается в Петербург и заканчивает институт.

Во время I Мировой войны Замятин выступал с антивоенных интернационалистических позиций, в 1914 году был привлечен к суду и сослан в Кемь. В марте 1916, отбыв ссылку, Евгений Замятин был командирован в Англию для участия в строительстве российских ледоколов на верфях Ньюкасла, Глазго и Сандерленда; побывал в Лондоне. Он был одним из главных проектировщиков ледокола «Святой Александр Невский», получившего после Октябрьской революции имя «Ленин». В сентябре 1917 года Замятин вернулся в Россию.

Во время Гражданской войны в России, оставаясь убежденным социалистом, Замятин критиковал политику большевистского правительства. В частности, в марте 1919 года он вместе со многими известными деятелями искусства (А. А. Блок, А. М. Ремизов, Р. В. Иванов-Разумник, К. С. Петров-Водкин) был арестован во время спровоцированных левыми эсерами рабочих волнений на заводах Петрограда.

После критической волны, последовавшей за публикацией в 1929 году в эмигрантской печати в сокращенном виде романа «Мы», которая привела к его выходу из «Союза писателей» СССР и фактическому запрету публиковаться, он пишет письмо И. В. Сталину с просьбой[1] разрешить ему выезд за границу, и получает положительный ответ. В 1934 году, уже будучи эмигрантом, что беспрецедентно, был вновь принят в Союз писателей СССР, а в 1935 году участвовал в антифашистском Конгрессе писателей в защиту культуры как член советской делегации.

Писатель скончался 10 марта 1937 года в Париже. Похоронен на Парижском кладбище в Тие (дивизион 21, линия 5, могила 36).

Могила Евгения Замятина и его жены Людмилы Замятиной

Творчество

В 1908 году Замятин выходит из партии и пишет свой первый рассказ — «Один». Два года спустя начинающий автор преподает на кораблестроительном факультете, работает инженером и одновременно заканчивает рассказ «Девушка». В 1911 году Замятина высылают за нелегальное проживание из Петербурга. Евгений Иванович принужден жить в Лахте, где он пишет свою первую повесть «Уездное». Это произведение привлекает внимание знатоков литературы и других писателей, в том числе Горького. «На куличках» — следующая повесть Замятина — также получает хорошие оценки критиков.

Весной 1916 года инженер Замятин был откомандирован в Англию, где он создает «Островитяне» и «Ловец человеков». Вернувшись, Евгений Иванович организовывает группу молодых писателей «Серапионовы братья». Членами этой группы были Михаил Зощенко, Константин Федин, Всеволод Иванов, Вениамин Каверин, Николай Тихонов и др. После революции печатается вышеупомянутая повесть «На куличках», которая раньше была запрещена.

В 1920—1921 годах Замятин под влиянием фантастики Уэллса работает над романом «Мы», который является одним из его главных произведений. На решение написать роман повлияла утопия, написанная тогдашними идеологами Пролеткульта А. Богдановым и А. Гастевым. В этом романе инженер Д-503 описывает свою жизнь в городе-государстве под властью «Благодетеля». В начале Д-503, один из многих нумеров (так называют людей), с восторгом описывает организацию — основанную на математике — жизни общества. Он и не задумывается о том, что можно по другому жить: без «Зелёной Стены», квартир со стеклянными стенами, «Государственной Газеты», «Бюро Хранителей» и всемогущего «Благодетеля». Но после встречи с I-330 он входит в группу революционеров, стремящихся к продолжению революции и уничтожению существующего в городе строя. Этот роман повлиял на вышедшие позже романы-антиутопии Джорджа Оруэлла («1984», опубл. в 1949), Р. Д. Бредбери («451° по Фаренгейту», 1953) и О. Хаксли («О дивный новый мир», 1932). На русском «Мы» вышел в 1952 в Нью-Йорке в Издательстве им. Чехова, в России впервые вышел лишь в 1988 году.

Последующие произведения Замятина, в том числе несколько пьес, не были допущены советской властью к отечественной публике. В 1931 году Евгению Ивановичу разрешается — с помощью Горького — выехать за границу. Он живёт с того времени в Париже и продолжает работать над рассказами и киносценариями, в частности в соавторстве с Жеком Компенейцем пишет сценарий для фильма Жана Ренуара «На дне». Замятин скучает по родине до своей смерти.[2][3]

Могила Замятина на cimetiere Parisien de Thiais, квадрат 21, линия 5, могила 36

3амятин — блестящий стилист, оказавший сильное влияние на многих русских писателей. Он писал в стиле «орнаментальной прозы» А. Ремизова, доведя её до сатирического, часто гротескного сюрреализма, который называл неореализмом. В стремлении 3амятина к ясным повествовательным структурам и математическим метафорам сказывается его инженерное образование.

— Вольфганг Казак

Библиография

Е. Замятин. «Уездное». 1916 Обложка Д. Митрохина. 1915

Романы

Полезное

Смотреть что такое “Замятин, Евгений Иванович” в других словарях:

  • Замятин Евгений Иванович — Евгений Замятин 1923 год, картина Кустодиева Дата рождения: 1884 Дата смерти: 1937 Род деятельности: русский писатель Евгений Иванович Замятин (1884 1937) русский писатель …   Википедия

  • Замятин, Евгений Иванович — Евгений Иванович Замятин. ЗАМЯТИН Евгений Иванович (1884 1937), русский писатель. С 1932 в эмиграции (Париж). Гротескно сатирическое изображение провинциального мещанства в России (повесть Уездное , 1913) и Англии (повесть Островитяне , 1918).… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Замятин Евгений Иванович — [20.1(1.2).1884, Лебедянь, ныне Липецкой области, ≈ 10.3.1937, Париж], русский писатель. Окончил кораблестроительный факультет Петербургского политехнического института. Принимал участие в Революции 1905≈07. Печататься начал в 1908. Дооктябрьское …   Большая советская энциклопедия

  • ЗАМЯТИН Евгений Иванович — (1884 1937) русский писатель. С 1932 за границей (Париж). Гротескно сатирическое изображение провинциального мещанства, буржуазной Англии (повести Уездное , 1913; Островитяне , 1918). Повесть На куличках (1914) о попрании человеческого… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Замятин Евгений Иванович — (1884 1937), русский писатель. С 1932 за границей (Париж). Гротескно сатирическое изображение мещанства в глухой российской провинции («Уездное», 1913) и в «цивилизованной» буржуазной Англии («Островитяне», 1918). Повесть «На куличках» (1914) о… …   Энциклопедический словарь

  • Замятин, Евгений Иванович — [1884 ] современный писатель. Родился в Лебедяни Харьковской губ., в 1908 окончил С. Петербургский политехнический институт по кораблестроительному отделению. Много путешествовал, был в Константинополе, Александрии, Иерусалиме и т. д. Принимал… …   Большая биографическая энциклопедия

  • ЗАМЯТИН Евгений Иванович — (1884—1937), русский писатель. С 1932 в эмиграции. Пов. «Уездное» (1913), «На куличках» (1914), «Алатырь» (1915), «Островитяне» (1918). Рассказы, сказки притчи, в т.ч. «Дракон» (1918), «Ловец человеков» (1921), «Пещера», «О том, как исцелен… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Евгений Иванович Замятин — Евгений Замятин 1923 год, картина Кустодиева Дата рождения: 1884 Дата смерти: 1937 Род деятельности: русский писатель Евгений Иванович Замятин (1884 1937) русский писатель …   Википедия

  • Замятин, Евгений (значения) — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Замятин. Евгений Замятин: Замятин, Евгений Валерьянович (1925 2006) советский инженер конструктор. Замятин, Евгений Иванович (1884 1937) русский писатель. Замятин, Евгений Николаевич… …   Википедия

  • Замятин, Евгений — В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Замятин. Евгений Замятин: Замятин, Евгений Иванович (1884 1937) русский писатель. Замятин, Евгений Николаевич (1947 1993) советский поэт, журналист, редактор …   Википедия

Роман “Мы” писал литературный Мефистофель, скептик и в то же время — романтик, идеалист. И. Сухих1

В 

В«ЕретикВ» в жизни и в литературе. Евгений Замятин был В«еретикомВ» и вечным революционером и в жизни, и в литературе.

Детство Замятина прошло в тихом провинциальном городке Лебедяни Тамбовской губернии (ныне Липецкая область). О своих детских годах Замятин писал: В«Вы увидите очень одинокого, без сверстников, ребенка на диване, животом вниз, над книгой — или под роялью, а на рояле мать играет Шопена — и уездное — окна с геранями, посреди улицы поросенок привязан к колышку и трепыхаются куры в пыли. Если хотите географии — вот она: Лебедянь, самая разрусская-тамбовская, о которой писали Толстой и Тургенев…В»

Русская провинция на долгие годы стала основной темой творчества писателя, как, например, в повестях В«УездноеВ» (1911), В«На куличкахВ» (1914). Американский литературовед П. Фишер в связи с этим замечает: В«Мне кажется, что вообще у Замятина только одна тематика – и она, как я уже теперь понимаю, сугубо русская. Он занят некой центральной метафорой, имя ей — провинциализм, всемогущий провинциализм, духовный и нравственный застой, по терминологии самого Замятина – энтропия… Мир он видит в каком-то провинциальном оцепенении… И в этом провинциальном, подавляющем личность мире появляются еретики, причем всегда эти еретики – неудачники. Бунт им не удается…»2

В 1893–1896 годах Е. Замятин учился в Лебедянской прогимназии, где Закон Божий преподавал его отец. Образование было продолжено в 1896 году в Воронежской гимназии, которую будущий писатель окончил в 1902 году с золотой медалью (однажды впоследствии заложенной в Петербургском ломбарде за 25 рублей, да так и не выкупленной).

Замятин вспоминал о гимназических годах: В«Много одиночества, много книг, очень рано — Достоевский. До сих пор помню дрожь и пылающие свои щеки — от “Неточки Незвановой”. Достоевский долго оставался — старший и страшный даже; другом был Гоголь (и гораздо позже — Анатоль Франс)В».

« гимназии я получал пятерки с плюсами за сочинения, и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть, именно поэтому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского ПолитехникумаВ».

В период учебы во время летней практики будущий писатель много путешествовал: он побывал в Севастополе, Нижнем Новгороде, Одессе, на Камских заводах, плавал на пароходе в Константинополь, Смирну, Бейрут, Порт-Саид, Яффу, Александрию, Иерусалим. В 1905 в Одессе стал свидетелем знаменитого восстания на броненосце В«ПотемкинВ», о чем впоследствии написал в рассказе В«Три дняВ» (1913). В 1905 году в Петербурге принимал участие в революционных выступлениях большевиков, за что был арестован и провел несколько месяцев в одиночной камере тюрьмы. Выслан в Лебедянь, но нелегально вернулся в Петербург, откуда вновь был выслан в 1911 году, уже по окончании института.

В 1908 году Е. Замятин окончил Политехнический, получил специальность морского инженера, был оставлен при кафедре корабельной архитектуры, с 1911 года в качестве преподавателя. Литературный дебют Евгения Замятина состоялся осенью 1908 года в журнале В«ОбразованиеВ», где был опубликован рассказ В«ОдинВ».

Революции (и 1905, и 1917 годов) принял восторженно. В 1906 году в одном из писем писал о событиях 1905 года: В«И вдруг — революция так хорошо встряхнула меня. Чувствовалось, что есть что-то сильное, огромное, как смерч, поднимающий голову к небу, — ради чего стоит житьВ».

За антивоенную по духу повесть В«На куличкахВ» (1913), героями которой являются не только дальневосточные офицеры и солдаты, но и вся В«загнанная на кулички РусьВ», Е. Замятин был привлечен к суду, а номер журнала В«ЗаветыВ», в котором была опубликована повесть, был конфискован. Критик А. Воронский считал, что повесть В«На куличкахВ» — это политическая художественная сатира, которая В«делает понятным многое из того, что случилось потом, после 1914 годаВ».

Писательство Е. Замятин совмещал с работой морского инженера и в этом качестве продолжал служебные поездки по России. В«Много связанных с работой поездок по России: Волга вплоть до Царицына, Астрахани, Кама, Донецкий район, Каспийское море, Архангельск, Мурман, Кавказ, КрымВ», — из автобиографии Е. Замятина.

В марте 1916 года Замятин был командирован в Англию, где на судоверфях при его участии был построен ряд ледоколов для России, в том числе один из самых крупных — В«Святой Александр НевскийВ» (после революции — В«ЛенинВ»). В Англии же начался новый период творчества писателя. Английские впечатления легли в основу как многочисленных очерков, так и повестей В«ОстровитянеВ» (1917) и В«Ловец человековВ» (1921). Повесть В«ОстровитянеВ» (которую называют прообразом романа “Мы”) посвящена изображению обывательского мира, символом которого является в этом произведении викарий Дьюли.

Узнав о революции в России, Замятин возвращается домой, надеясь увидеть здесь начало возрождения нового мира и нового человека: В«Веселая, жуткая зима 17–18 года, когда все сдвинулось, поплыло куда-то в неизвестность. Корабли-дома, выстрелы, обыски, ночные дежурства, домовые клубыВ». (Из автобиографии.) Но то, что писатель увидел и почувствовал вскоре в России, особенно в период военного коммунизма, побудило его критически отнестись к пореволюционной действительности: это была нетерпимость властей, пренебрежение к творческой личности, к человеку, человеческой жизни.

В советском государстве явственно проступали черты некоего бюрократического чудовища — Левиафана; тоталитаризм — эта чума ХХ века — использовал человека как кирпичик в государственном строительстве, нивелировал человека, требовал от него безусловного и полного подчинения, превращал в винтик одного единого отлаженного механизма. Сама действительность дала Е. Замятину в руки материал для его фантастического (хотя не такого уж и фантастического, если вспомнить отечественную и мировую историю ХХ века) антиутопического романа “Мы” (1920; впервые был опубликован в 1924 году на английском, затем в 1926 — на чешском, в 1929 — на французском, на родине публикация романа состоялась лишь в 1988 году). Пафосом этого романа стало оправдание живой личности, любви, творчества, самой жизни, а не механистического ее эрзаца. Неудивительно, что этот первый в мировой литературе роман-антиутопия впоследствии сыграл роковую роль в судьбе автора — жителя не фантастического, описанного в романе “Мы”, а реального Единого сталинского Государства.

Роман “Мы” стал первым в ряду европейских романов-антиутопий, таких как В«Прекрасный новый мирВ» О. Хаксли, В«Скотный дворВ» и В«1984В» Дж. Оруэлла, В«451 градус по ФаренгейтуВ» Р. Брэдбери и др.

Е. Замятин был наставником молодых писателей — членов литературной группы В«Серапионовы братьяВ», в которую входили К. Федин, М. Зощенко, Вс. Иванов, Н. Тихонов, Л. Лунц и др. Преподавал в Политехническом институте, читал курс новейшей русской литературы в Педагогическом институте им. Герцена и курс техники художественной прозы в студии Дома искусств, работал в редколлегии В«Всемирной литературыВ», в правлении Всероссийского союза писателей (избран председателем в 1928 году), в издательствах, редактировал несколько литературных журналов.

В начале 1920-х годов появляются рассказы В«МамайВ» (1920) и В«ПещераВ» (1921), резко критические по отношению к эпохе военного коммунизма в большевистской России, а также книга о Г. Уэллсе В«Герберт УэллсВ» (1922).

В 1920-е годы Е. Замятин создает ряд драматических произведений: В«Общество Почетных ЗвонарейВ», В«БлохаВ», В«АтиллаВ».

В 1929 году Е. Замятин за роман “Мы” (одновременно с Б. Пильняком, которого критиковали за повесть В«Красное деревоВ») был подвергнут сокрушительной критике официозной прессы, его перестали печатать, работать он не мог. Не помогло заступничество М. Горького. В этих условиях писатель в июне 1931 года обращается с письмом к Сталину, просит разрешить выехать за границу. В своем письме Е. Замятин не скрывал своих взглядов на ситуацию в стране, в частности, писал: В«Я знаю, что у меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой. В частности, я никогда не скрывал своего отношения к литературному раболепству, прислуживанию и перекрашиванию: я считал — и продолжаю считать — что это одинаково унижает как писателя, так и революциюВ».

Живя во Франции, Е. Замятин оставался советским гражданином, с советским паспортом. За границей был написан роман В«Бич божийВ», посмертно изданный в Париже в 1938 году.

Умер Евгений Иванович Замятин 10 марта 1937 года.

Похоронен в пригороде Парижа.

В 

в–єВ Читайте также другие статьи по творчеству Е.И. Замятина и анализу романа “Мы”:

  • Биография Е.И. Замятина
  • Статья “Я боюсь” — рассуждения о будущем литературы
  • Неореализм. Замятин — теоретик неореализма
  • 1.1. История создания и смысл названия романа “Мы”
  • 1.2. Образ автора в романе “Мы”
  • 1.3. Мир Единого Государства
  • 1.4. Жанр и сюжет романа “Мы”
  • 1.5. Образ Д-503. Характеристика главного героя
  • 1.6. Любовь в романе “Мы”
  • 2.1. Зрительные или слуховые ассоциации, связанные с именем (номером) персонажа
  • 2.2. Женские образы в романе (I-330, O-90, Ю)
  • 3. Христианская символика. Числовая символика в романе
  • 4. Роль художественной детали
  • 5. Цвет в романе, зримость, живописность романа
  • 6. Импрессионистичность романа
  • 7. Экспрессионистичность как средство создания психологической напряженности в романе “Мы”
  • 8. Различные “коды” прочтения романа. Современность романа
  • Вопросы по роману Е.И. Замятина “Мы”
  • Список литературы

в–єВ Перейти к оглавлению книги “Еретики” в литературе: Л. Андреев, Е. Замятин, Б. Пильняк, М. Булгаков

Евгений Замятин

(20 января /1 февраля 1884 — 10 марта 1937)

Родился в г. Лебедянь Тамбовской губернии (ныне Липецкая обл.) в семье священнослужителя Ивана Дмитриевича Замятина. Его мать Мария Александровна Платонова очень хорошо играла на рояле, приучала сына к искусствам и книгам, так что Замятин уже в четыре года читал Гоголя.

Детство его прошло в домашней обстановке, товарищей почти не было, кроме книг. С 1892 по 1896 год посещал лебедянскую гимназию, затем учился в Воронежской гимназии, которую окончил в 1902 году с золотой медалью (сия медаль в 1907 г. была заложена за 25 рублей в петербургском ломбарде и там осталась). В этом же году из чистого упрямства записался на кораблестроительное отделение

Санкт-Петербургского

политехнического института. В 1905 году проходил обязательную морскую практику на пароходе «Россия», совершавшим плавание из Одессы в Александрию. Это позволило Замятину повидать мир.

После возвращения в Одессу и эпопеи бунта на «Потемкине», примкнув к большевикам, состоял в РСДРП и принимал участие в Революции

1905—1907 гг.

и даже был арестован (несколько месяцев провел в одиночном заключении). В это же время он встречает свою будущую жену Людмилу Николаевну Усову (1883—1965), слушательницу Женского медицинского Института (ЖМИ). В 1906 году его освободили и выслали в родной город, но он тайно проживал в Петербурге, а затем в Гельсингфорсе, в Финляндии. Одновременно с этим Замятин, обладая природным даром инженера, пишет специализированные статьи в 

научно-технические

петербургские журналы. В 1908 году окончил Петербургский политехнический институт с дипломом

инженера-кораблестроителя

. Был оставлен при кафедре корабельной архитектуры, разрабатывал проект

башенно-палубного

судна. А осенью того же года в журнале «Образование» был напечатан его первый рассказ «Один».

Но известность к молодому писателю пришла гораздо позднее, после публикации в 1913 году в петербургском журнале «Заветы» повести «Уездное». «Если я 

что-нибудь

значу в русской литературе, этим я целиком обязан Петербургскому Охранному Отделению: в 1911 году оно выслало меня из Петербурга, и я года два очень безлюдно жил в Лахте. Там от белой зимней тишины и зеленой летней — я написал «Уездное». Критика была благосклонна, читающая публика восторженна, его собратья по перу видели в Замятине восхождение новой литературной звезды. В 

1915-м

его амнистировали и разрешили проживать в столице. Но по состоянию здоровья Замятин уезжает в Николаев, где строит землечерпалки и одновременно работает над повестью о заброшенном на край света армейском гарнизоне «На куличках». После публикации этого произведения в 

5-м

номере журнала «Заветы» за 1914 год, весь тираж был конфискован, а сам автор и редакция преданы суду. Писателя высылают на север: Кемь, Соловки, Сорока и прочие. Результатом этих вынужденных поездок стал не только цикл так называемых северных повестей и рассказов, но и болезнь — «грудная жаба» — которая затем сведет его в могилу.

В марте 1916 года Замятин отправляется в командировку в Англию, на завод в Ньюкасле, где при его самом непосредственном участии строятся для России ледоколы «Святой Александр Невский», «Святогор», «Минин», «Пожарский» и «Илья Муромец». Первые два позже, уже в Советской России, были переименованы в «Ленин» и «Красин». Здесь была написана повесть «Островитяне», в которой автор отразил свои впечатления об Англии и английском мещанстве — это механическое бытие, доведенное до совершенства. Быстрее всего отсюда и вынес Замятин замысел своего будущего романа «Мы». В течение проведенных за границей двух лет Замятин прекрасно выучил английский язык, по его собственному признанию, мог писать

по-английски

с такой же свободой, как и 

по-русски

, одевался с европейской аккуратностью, с собеседниками был сдержанно вежлив, отчего заслужил, прочно привязавшееся к нему, прозвище «англичанин».

Он вернулся на родину в октябре 1917 года перед самой революцией, которую встретил с радостью и надеждой на лучшую жизнь для русского народа. В этом же году женился на Людмиле Николаевне Усовой, пережил события гражданской войны, жестокую разруху и голод. В это время он сближается с Горьким и участвует почти во всех его начинаниях по спасению культуры, участвует в литературной группе молодых петроградских писателей, назвавших себя «Серапионовы братья» (

М. М. Зощенко

, Вс. В. Иванов,

В. А. Каверин

,

Н. С. Тихонов

,

К. А. Федин

и др.). Преподает кораблестроение в родном институте, вместе с Н. Гумилевым ведет литературную студию, входит в редколлегиии нескольких журналов.

В 1920 году, в голодном неотапливаемом Петрограде, в обстановке военного коммунизма, Евгений Замятин написал свой знаменитый

роман-антиутопию

«Мы». В 

1921-м

рукопись была отправлена в Берлин, издательству Грежбина, в конце 1923 года она была передана для перевода романа на английский язык, а затем на чешский (выпускать роман на русском языке отказывался сам автор

из-за

цензурных затруднений). В 1924 году роман «Мы» выходит из печати на чешском языке, и в том же году в 

Нью-Йорке

на английском. Весной 1927 г. отрывки из романа на русском языке (в переводе с чешского) появились в пражском журнале «Воля России», которое возмутило Замятина и он потребовал прекращения его публикации, но считаться с этим требованием издательство не пожелало. «Этот роман — сигнал об опасности, угрожающей человечеству от гипертрофированной власти машины и власти государства — все равно какого», — писал Е. Замятин, но до чего же легко угадывалось в образе бездушного общества вполне конкретное государство и вполне конкретная власть. Роман «Мы» на родине писателя был опубликован только в 1988 году.

В 

1922-м

он написал популярную книгу о знаменитом немецком

ученом-механике

Майере. На его счету множество предисловий, вступлений, а также отдельных очерков о Чехове, Федоре Сологубе, Анатоле Франсе, Герберте Уэллсе, О’Генри, Шеридане, А. Блоке и Леониде Андрееве. В это время он выступает с обзорами новинок современной литературы, печатаети свои рассказы, сказки, драматургические «действа», в которых все более отчетливо начинают проступать «больные» стороны революционной и послереволюционной действительности. Многими пролетарскими писателями и литературными критиками это расценивалось, как отступничество и измена. Тем более, что современниками его фантастический роман «Мы» был расценен как злая карикатура на социалистическое, коммунистическое будущее общество. Критик А. Вронский дает такое заключение книге: «С художественной стороны роман написан превосходно. Замятин достиг здесь полной самостоятельности и зрелости. Тем хуже, ибо все это идет на служение злому делу…». Несмотря на это, книга породила мощную традицию, которая развилась в таких романах, как «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, «Приглашение на казнь» В.

Сирина-Набокова

, «1984 год» Дж. Оруэлла, «451° по Фаренгейту» Рэя Брэдбери.

К концу

1920-х

годов вокруг Замятина по ряду причин складывается враждебная «полоса отчуждения». Довершило дело печатание глав романа «Мы» в Праге на русском языке. Это послужило началом широкой обструкционистской кампании против Замятина. Многие журналы и альманахи оказались закрыты для писателя. Вскоре в Художественном театре была снята с репертуара пьеса «Блоха», приостановлен на четвертом томе выпуск его собрания сочинений в издательстве «Федерация», не разрешили к постановке его трагедию «Атилла»

и т. д.

В 1930 году в «Литературной энциклопедии» было написано следующее: «Прошлое крепко держит Замятина в идеологическом плену. Обломки буржуазного мира требуют от него злой и язвительной сатиры на советский строй… Все его творчество представляет собой яростный памфлет на героическую эпоху военного коммунизма, на 

рабоче-крестьянскую

революцию, на социализм. Октябрьский переворот, по Замятину, — катаклизм, возвращающий страну к временам мамонтов».

Замятин обращается с письмом на имя

И. В. Сталина

с просьбой выехать за границу и в 1931 году при непосредственном участии М. Горького советское правительство удовлетворило его просьбу. Правду говоря, писатель не рассчитывал оставаться там долго и потому жил с советским паспортом, а первое время даже посылал секретарю Издательства писателей в Ленинграде

З. А. Никитиной

деньги на оплату своей квартиры. Да и когда в 1935 году открылся Международный Конгресс писателей, Замятин входил в состав советской делегации. После выезда из России в 1931 году он пребывал в Риге, Берлине, затем в Праге, в январе

1932-го

с семьей поселился у Григорьевых в 

Кань-сюр-Мер

, близ Ниццы, а затем вплоть до самой смерти в меблированной комнате в 16 округе Парижа. В эмиграции Замятин писал мало: несколько рассказов и киносценарии в основном на исторические темы. Вышедший фильм «На дне» по сценарию Е. Замятина на основе пьесы М. Горького с Жаном Габеном в главной роли был признан лучшим кинофильмом 1936 года. Последним его произведений стал незавершенный роман об Атилле «Бич Божий».

Умер в Париже 10 марта 1937 года от грудной жабы. Провожали его в последний путь на небогатом кладбище в парижском пригороде Тье А. Бунин, В. Набоков, Н. Берберова и др. Марина Цветаева так описала этот скорбный час: «Вчера на свежей могиле Замятина… бросила ему щепотку глины на гроб… Было ужасно, растравительно бедно — и людьми, и цветами, — богато только глиной и ветрами — четырьмя встречными… У меня за него — дикая обида».

В настоящее время в Тамбовском государственном университете имени

Г. Р. Державина

при кафедре истории литературы русской существует «Международный научный центр изучения творческого наследия

Е. И. Замятина

». Организованный на базе Научного фонда

Е. И. Замятина

, существовавшего с конца

1980-х

гг., сейчас он уже имеет филиал и представительство в Польше и Чехословакии, а с 1992 года проводит ежегодный Международные Замятинские чтения, результатом которых стала серийная коллективная монография «Творческое наследие

Е. И. Замятина

: взгляд из сегодня», которая уже насчитывает 13 томов.

Международный клуб православных литераторов «Омилия»

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий