Феномен Галины Улановой: Как девочка, которая не любила танцевать и боялась сцены, стала одной из величайших балерин мира

Биография

Галина Сергеевна Уланова — легендарная советская балерина, поднявшая возможности танцевального искусства на небывалый уровень. Ею не только восхищались, ей подражали.

Многие годы во многих странах педагоги балетных студий, обучая своих воспитанниц, требовали делать па «как Уланова». И не просто так. Галина Сергеевна является единственной балериной в мире, которой при жизни установили памятники, да еще и сразу в двух городах — Санкт-Петербурге и Стокгольме. Кроме того, самый большой репетиционный зал Большого театра носит имя прославленной артистки балета.

Детство и юность

Наверное, судьба сразу предначертала Галине Улановой быть танцовщицей, ведь она родилась в семье артистов балета Мариинского театра. Позднее ее отец Сергей Николаевич Уланов стал театральным режиссером, а мама Мария Федоровна Романова передавала свой большой танцевальный опыт в хореографическом училище.

Детство и юность Галя провела в родном Санкт-Петербурге. Забавно, но вряд ли кто-либо из видевших ее выступления догадался бы, что эта хрупкая, изящная женщина в раннем возрасте была настоящим сорванцом.

Дело в том, что родители ожидали появление на свет сына, поэтому отец, так и не настроившийся на игры с девочкой, прививал дочери мальчишеские увлечения. Они вместе ходили на рыбалку, копали червяков, мастерили сети и сушили рыбу. Когда Галя приезжала на дачу и соседские девочки звали ее играть в куклы или лепить куличики, она гордо отвечала, что предпочитает стрелять из лука и лазать по деревьям.

Но беззаботному детству пришел конец, когда Галине исполнилось девять лет. Ее приняли в начальный класс Петроградского хореографического училища, и она стала постигать искусство балета под руководством своей мамы Марии Романовой. А в выпускных классах Уланова перенимала опыт у иконы русского балета Агриппины Вагановой, чьим именем позднее назовут это учебное заведение.

В 18-летнем возрасте Галина окончила хореографическое училище и в том же 1928 году, фактически сразу после выпускного спектакля, вошла в труппу Ленинградского государственного театра оперы и балета, который вскоре получил имя Сергея Кирова, а позднее вернул себе историческое название — Мариинский театр.

Балет

С самых первых постановок Галина Уланова привлекла внимание зрителей и критиков. Уже через год в ее творческой биографии появилась ведущая партия: это были Одетта и Одиллия в «Лебедином озере». Довольно скоро девушка стала незаменимой балериной, а ее дуэт с Константином Сергеевым, гремевший на весь мир в 30–40-х годах, до сих пор считается образцовым.

Embed from Getty Images
Галина Уланова в молодости

В Мариинке Галина Сергеевна проработала до 1944 года. Она танцевала главные партии в таких спектаклях, как «Щелкунчик», «Бахчисарайский фонтан», где ее партнером был Юрий Жданов, и многих других. Но главным достижением балерины в тот период считается образ Джульетты в балете Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта», который она создала в 1940 году. Знатоки балета во всем мире до сих пор называют то исполнение эталонным.

Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда Уланова как выступала перед ранеными в госпиталях Перми, Алма-Аты, Екатеринбурга. В Казахстане она танцевала и на сцене Алма-Атинского государственного академического театра оперы и балета, за что в 1943 году получила звание народной артистки Казахской ССР. Через год звезда балета перешла в Москву, в Большой театр.

По этому поводу Галина Уланова позже сказала, что она ни за что не оставила бы родную ленинградскую сцену, но это решение было продиктовано сверху — из Центрального комитета. Фактически выбор был прост: или балерина танцует на главной сцене страны, или не танцует вообще.

image
Галина Уланова в роли Джульетты / «ВКонтакте»

Тем не менее в Большом театре талант Галины Сергеевны засиял новыми красками. Спектакли с ее участием становились жемчужинами театрального репертуара, а сцена сумасшествия Жизели в одноименном балете была признана вершиной трагедийного танца.

И именно с Большим театром Галина Уланова впервые отправилась на зарубежные гастроли. В зале Венской оперы ей рукоплескали стоя, а в Лондоне балерина и вовсе имела небывалый триумф. Среди зрителей были представители королевской семьи, в том числе и принц Филипп. Британские журналисты на следующий день писали, что подобного успеха не имела ни одна балерина со времен легендарной Анны Павловой. Причем нужно отметить, что Улановой на тот момент было уже 46 лет.

Через четыре года, в 1960-м, танцовщица в последний раз вышла на сцену. Она представила зрителям балет «Шопениана», после чего закончила карьеру балерины. Но из Большого театра женщина не ушла. До конца своей жизни Галина Сергеевна оставалась там на должности балетмейстера-репетитора. Среди ее учеников были такие звезды российского балетного искусства, как Николай Цискаридзе, Нина Семизорова, Ирина Прокофьева. Галина Уланова работала и с солистами парижского, гамбургского, сиднейского, токийского и стокгольмского балета.

image
Галина Уланова и Николай Цискаридзе / «ВКонтакте»

Кроме того, легендарная балерина в качестве председателя жюри судила международные конкурсы, причем не только в Москве, но и в болгарской Варне. Кстати, на одном из таких фестивалей она расхвалила выступление еще одного будущего мастера советской сцены — Мариса Лиепу.

Личная жизнь

За долгую жизнь у Галины Улановой было несколько романов, и каждый из них заканчивался возвращением к одиночеству. Первым ее супругом был актер и режиссер Юрий Завадский. Они прожили вместе до 40-х годов, во время Великой Отечественной войны находились далеко друг от друга и после Дня Победы развелись. Расставание было тихим и мирным. Общие знакомые говорили, что Галина Сергеевна и Юрий Александрович были скорее друзьями, чем мужем и женой.

Галина Уланова и Иван Берсенев / «ВКонтакте»

Следующий брак, хотя и фактический, был с актером и режиссером Иваном Берсеневым. Мужчина, влюбившийся в балерину с первого взгляда, до этого прожил в браке 35 лет, но из-за Улановой потерял голову и переехал к ней. На его похоронах в 1951 году присутствовали и Галина Сергеевна, и официальная жена, актриса Софья Гиацинтова.

Последним мужем прославленной балерины был художник Большого театра Вадим Рындин. Он очень любил Галину Сергеевну, боготворил и буквально носил на руках. Но кроме нее мужчина имел еще одно пристрастие — любовь к спиртным напиткам. Некоторое время Уланова терпела запои супруга, но затем просто закрыла за ним дверь и вновь осталась одна. Ни от одного из мужей Галина Сергеевна не имела детей, о чем жалела, но ей с детства была внушена мысль, что материнство и карьера артистки балета несовместимы.

Возможно, ощутить радость семейной жизни балерине помешало разбитое сердце. Еще до первого замужества Уланова всей душой полюбила художника Николая Радлова. Причем сначала именно он проникся к танцовщице чувствами, однако мужчина не был склонен к глубоким отношениям и рассчитывал на скоротечный роман. Для Улановой же художник оказался любовью всей жизни, а расставание надолго повергло ее в печаль.

Галина Уланова и Майя Плисецкая / «ВКонтакте»

После серии неудавшихся отношений женщина предпочла жить в одиночестве в своей квартире, но последнее десятилетие Уланова разделила кров с журналисткой «Комсомольской правды» Татьяной Агафоновой, которая стала для нее фактически приемной дочерью. К сожалению, Татьяна ушла из жизни на два года раньше, чем ее покровительница и старшая подруга, поэтому последние дни Галина Сергеевна коротала опять в одиночестве.

Несмотря на уединение, к старости Уланова затворницей не была. Она продолжала общаться с интересными людьми и всегда искренне высказывала свое мнение. Например, в разговоре с поэтессой Беллой Ахмадулиной балерина сказала, что прочитала ее стихотворение, посвященное Майе Плисецкой, четыре раза, но абсолютно ничего не поняла, хотя и пожалела, что о ней самой никто так красиво сказать не сможет.

Образ жизни

Женщина была очень строга к себе и в пожилом возрасте. Так же, как в молодости, не позволяла себе расслабляться. Каждое утро она минимум час делала гимнастические упражнения, затем повторяла балетные па. Поэтому и в последние годы ее вес сохранялся неизменным — всего 49 килограммов. Галина Уланова отличалась легкой, изящной походкой, одевалась элегантно и привлекательно.

Embed from Getty Images
Галина Уланова в старости

Когда балерине было за 80, ее 20-летние ученики не могли поверить, что между ними и преподавательницей, по-прежнему летающей по сцене, такая значительная разница в возрасте.

Смерть

Последние годы балерина жила скромно и одиноко в большой квартире на Котельнической набережной. Интересно, что она обставила помещение мебелью, сохранившейся еще от родителей. За материальными ценностями Галина Уланова не гналась, не имела ни дачи, ни автомобиля, а главным достоянием считала учеников. И переживала, что не может сама выступать.

Говорят, что в последние месяцы жизни Галина Сергеевна начала писать воспоминания из жизни. Зная ее откровенность, можно предположить, что мемуары были бы очень чувственными и, возможно, острыми. Но впоследствии никаких записок и даже фото обнаружено не было — видимо, Уланова их сожгла.

Легендарная балерина ушла из жизни 21 марта 1998 года в возрасте 88 лет. Причиной смерти стали последовавшие один за другим два инсульта. Похоронена народная артистка СССР на Новодевичьем кладбище.

Память

О профессиональной и личной жизни великой балерины были сняты документальные фильмы «Одиночество богини» и «Мир Улановой» и написан целый ряд книг, в том числе «Дни с Улановой» Альберта Кана, «Я не хотела танцевать» Сании Давлекамовой и «Галина Сергеевна Уланова» Валериана Богданова-Березовского.

Русскую балерину почитали и отдавали ей дань уважения во всем мире. Помимо памятников и мемориальных досок, есть и необычные проявления благодарности. Цветоводы вывели в ее честь сорт тюльпанов и белой сирени, астрономы назвали ее именем новый астероид, Центральный банк России выпустил юбилейную монету с профилем Улановой. А в квартире Галины Сергеевны на Котельнической набережной создали мемориальный музей.

Интересные факты

  1. Известно, что талант балерины оценил и сам Иосиф Сталин. Однажды он пригласил Уланову в составе труппы Большого театра на торжественный ужин в Кремль, а затем танцовщице последовало уже личное приглашение. Галина Сергеевна ходила вместе с вождем в кинотеатр.
  2. Необычная история была у наряда Улановой для спектакля «Красный цветок» («Красный мак»), в основе которого лежала китайская тема. Костюм перешили из восточного кимоно, подаренного танцовщице китайским актером, исполнителем женских партий Мэй Ланьфанем.
  3. Родившаяся еще при царе Николае II, Галина Сергеевна имела привычку всегда носить кружевные перчатки, которые снимала, заходя в помещение.
Персона Годы жизни: 08 января 1910 — 21 марта 1998 Страна рождения: Российская империя Сфера деятельности: Танцор , Хореограф

Она носила матроску, ловила рыбу и мечтала стать моряком. Но судьба уготовила Галине Улановой другой путь — прорубить «балетное окно» в Европу сквозь железный занавес и удостоиться при жизни памятников в Санкт-Петербурге и Стокгольме. «Обыкновенная богиня», — говорил о балерине Алексей Толстой.

Дорога в балетную школу для Галины Улановой была предопределена музыкальностью, грациозностью и рождением в балетной семье. Отец Сергей был режиссером труппы Мариинского театра, мама Мария — балериной и педагогом классического танца. Именно поэтому оборотная сторона балета не была для Гали тайной и предстоящие занятия вызывали не затаенный восторг, а слезы.

Первым педагогом стала мама. На первых порах помогала бороться с болью пути на пуантах, а затем и преодолевать природную застенчивость, выходя на сцену. Среди воспитанниц дочь не выделяла. Не разглядела на первых порах в девочке будущую приму и второй педагог Галины Улановой — Агриппина Ваганова. Лишь в конце обучения в ленинградском художественном училище стало ясно: восходит настоящая звезда, «гений русского балета» — как говорил об Улановой Сергей Прокофьев.

Флорина в «Спящей красавице» стала премьерной ролью молодой балерины в Ленинградском театре имени Кирова — нынешней Мариинке. Первый шаг из балетного класса на сцену: «Я вышла на сцену ни жива ни мертва. Бархат ярусов, огни прожекторов, кулисы — весь мир бешено крутился и опрокидывался… Никаких мыслей, никакого иного ощущения, кроме страха и стремления сделать все только так, как тебя учили, даже никакого удовольствия от выступления я не испытала».

В 19 лет Галина Уланова получила первую ведущую партию — Одилии–Одетты в «Лебедином озере», но лишь Жизель помогла впервые полюбить свою героиню и овладеть искусством перевоплощения. Чтобы почувствовать роль, Уланова уехала в Царское Село. Именно в этот момент — в одиночестве, на природе — пришло озарение, которое и помогало в будущем балерине проживать каждую роль.

Особым для Галины Улановой стал образ Джульетты: искренность и нежность шекспировской героини были так близки балерине. Неповторимый лирический дуэт с Ромео — Константином Сергеевым стал одним из последних на сцене кировского театра. В годы Великой Отечественной войны Уланова танцевала в театрах и госпиталях Перми, Алма-Аты, Свердловска, а в 1944 году стала москвичкой, поступив в Большой.

Через Галину Уланову русский балет вновь открылся для европейского зрителя. Впервые в 1956 году Большой театр выехал на гастроли в Лондон. Уланова танцевала Жизель и Джульетту. Триумф необычайный, по оценкам зарубежной критики — впервые со времен Анны Павловой. В 1960 году прима прощается со зрителем, выступая в «Шопениане», и становится балетмейстером-репетитором.

Среди учеников Галины Сергеевны — Владимир Васильев, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Нина Семизорова, Малика Сабирова, Ирина Прокофьева, Ида Васильева, Алла Михальченко, Николай Цискаридзе. А Екатерине Максимовой она «передала» свою Джульетту: «Долго ни с кем из своих учениц я не могла начать готовить партию Джульетты. Прощание с ней — все равно что с живым человеком. Однажды я была в Италии, нас повезли в Верону. В Вероне я постояла перед балконом Джульетты, у памятника над склепом. И вот здесь, у склепа Джульетты, я почувствовала, что никогда уже не буду танцевать, это было очень грустно…»

Проработав почти 30 лет балетмейстером в Большом театре, Галина Сергеевна собиралась рассказать историю своей жизни, написав книгу к 90-летию. Увы, планам не суждено было осуществиться. Но прикоснуться к памяти великой балерины можно, побывав в музее в доме на Котельнической набережной. В квартире Галины Улановой все так же, как при жизни: картины, книги, письма-восхищения… целая эпоха.

00:16 08.01.2020 © РИА Новости / Саховский Перейти в фотобанк Читать ria.ru в Великая русская балерина Галина Сергеевна Уланова родилась 8 января 1910 года (26 декабря 1909 года по старому стилю) в Санкт- Петербурге. Ее родители были артистами балета Мариинского театра. Впоследствии отец, Сергей Уланов, стал балетным режиссером, а мать, Мария Романова, – педагогом хореографического училища. В 1928 году Галина Уланова окончила Ленинградское хореографическое училище (ныне Санкт-Петербургская академия русского балета имени А.Я. Вагановой), где в начальных классах училась у своей матери, а в старших и выпускном – у Агриппины Вагановой. В том же году она была принята в труппу ленинградского Государственного академического театра оперы и балета (ныне Мариинский). Уланова исполняла главные партии в таких балетах традиционного репертуара, как “Спящая красавица” и “Лебединое озеро” (оба 1929) Петра Чайковского, “Раймонда” (1931) Александра Глазунова и “Жизель” (1932) Адольфа Адана. Ее высшими достижениями стали партии Марии в “Бахчисарайском фонтане” (1934) Бориса Асафьева и Джульетты в поставленном Леонидом Лавровским балете “Ромео и Джульетта” (1940) Сергея Прокофьева. Она также танцевала Корали в “Утраченных иллюзиях” Асафьева (1935). В 1944-1960 годах Галина Уланова была ведущей солисткой балета Большого театра. Она была первой исполнительницей партии Марии в “Бахчисарайском фонтане” (1944), Жизели в одноименном балете Адана (1944), Джульетты в балете “Ромео и Джульетта” (1946), Тао Хоа в “Красном маке” Рейнгольда Глиэра (1949), Катерины в “Сказе о каменном цветке” (1954). Уланова также танцевала партии Золушки в одноименном балете Прокофьева (1945), Одетты-Одиллии в “Лебедином озере” Чайковского (1948), Параши в “Медном всаднике” Глиэра (1949), первой исполнила Седьмой вальс и прелюд в “Шопениане” на музыку Фредерика Шопена (1946). С именем Галины Улановой в первую очередь связан грандиозный успех первых зарубежных гастролей балетной труппы Большого театра, состоявшихся в 1956 году в Лондоне. Последнее выступление балерины состоялось 29 декабря 1960 года в “Шопениане”. В 1960-1997 годах Уланова работала балетмейстером-репетитором Большого театра. Ее учениками были Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Алла Михальченко, Нина Семизорова, Николай Цискаридзе, Марина Колпакчи, Ольга Суворова и др. Уланова работала также с солистами Парижской “Гранд Опера”, Гамбургского балета, Шведского Королевского балета, Австралийского балета, артистами балетных трупп Японии. 21 марта 1998 года Галина Уланова скончалась в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище. Официальным мужем Улановой был режиссер Юрий Завадский (1894-1977). Детей у балерины не было. Творчество Галины Улановой было отмечено многочисленными наградами. В 1951 году она была удостоена звания Народной артистки СССР. В 1957 году была награждена Ленинской премией, являлась четырежды лауреатом Сталинской (Государственной) премии (1941, 1946, 1947, 1950). В декабре 1997 года ей была присуждена Премия президента Российской Федерации в области литературы и искусства. Уланова была дважды удостоена звания Герой Социалистического Труда (1974 и 1980). Награждена четырьмя орденами Трудового Красного знамени (1939, 1951, 1959, 1967), орденом “Знак Почета” (1940) и двумя орденами Ленина (1953, 1970). В 1992 году Уланова стала командором французского ордена “За заслуги в литературе и искусстве”. В 1958 году Уланова была награждена Премией Анны Павловой, присуждаемой Парижской академией танца. В 1988 году получила итальянскую премию Оскара Парселли “Жизнь ради танца”. В 1995 году была удостоена премии “Золотая маска” – “За честь и достоинство”. Балерина была почетным членом Американской академии искусств и наук и ряда зарубежных академий. Именем Улановой в 1965 году был назван сорт тюльпанов, выведенный в Нидерландах, и выпущена памятная медаль с ее портретом. В 1981 году в Париже в рамках организованного ЮНЕСКО торжественного вечера состоялась премьера балета “В честь Улановой” (хореография Владимира Васильева). В 1984 году в Аллее героев ленинградского Парка Победы был установлен бронзовый бюст Улановой и скульптура Улановой перед стокгольмским Музеем танца. В 2004 году в Санкт-Петербурге во дворе Академии Русского балета был открыт памятник Улановой. В 1930-х годах эта скульптура была установлена в Центральном парке культуры и отдыха на Елагином острове. В конце 2004 года в Москве открылся музей-квартира балерины Галины Улановой на Котельнической набережной – филиал Государственного театрального музея имени Бахрушина. В декабре 2009 года Банк России выпустил в обращение памятную серебряную монету, посвященную 100-летию со дня рождения Галины Улановой. В 2011 году имя балерины было присвоено Большому репетиционному залу Большого театра. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Биография Галины Улановой

Галина Уланова – это известная балерина, ставшая за много лет настоящей легендой советской сцены. Ею восхищались, ей пытались подражать, именно поэтому уже много лет ее имя остается подлинным синонимом российского балета. Но что же позволило этой замечательной танцовщице достичь столь впечатляющих вершин? Как протекала ее балетная карьера? И какие успехи стоит выделить в ней особо? Обо всем этом, а также многом другом мы решили рассказать сегодня в нашей статье, посвященной биографии великой танцовщицы.

Детство и семья Галины Улановой

Галина Уланова появилась на свет 26 декабря 1909 года (8 января 1910 года по новому стилю) в городе Санкт-Петербурге. Ее отец Сергей Уланов был известным в РСФСР балетным режиссером. Мама – Мария Романова – трудилась в смежной сфере в качестве педагога хореографического училища. Родившись в подобной семье, наша сегодняшняя героиня, наверное, и не могла выбрать для себя некую иную стезю. Судьба балерины была предначертана ей с самого рождения. Именно поэтому ее успехи всегда были столь грандиозными. Легендарная балерина Галина Уланова родилась более 100 лет назад

Начало творчества Галины Улановой

Свой путь на большую сцену Галина Уланова начала в девять лет. В 1918-м году она поступила в Петроградское (Ленинградское) хореографическое училище, где впоследствии стала заниматься сначала под руководством своей матери, а затем – балерины Агриппины Вагановой. Обучение в хореографическом училище девушка закончила в 1928-м году. Ее выпускной балет получил высокие оценки педагогов и критиков, а потому практически сразу после получения диплома девушка Галина была принята на работу в Ленинградский театр оперы и балета (в настоящее время – Мариинский театр).

Галина Уланова в большом балете

Практически сразу после первых же выступлений на балетной сцене талантливая танцовщица сумела привлечь к себе внимание известных критиков и простых зрителей. Ее хвалили, ею восхищались. А потому уже в 1929-м году в возрасте девятнадцати лет Галина Уланова получила свою первую главную роль в балетной постановке «Лебединое озеро» (роль Одетты-Одиллии). Танцует балерина Галина Уланова, 1954 год Кинохроника Впоследствии наша сегодняшняя героиня исполнила на местной сцене еще множество замечательных ролей. Среди ее самых известных работ балетные партии Маши в «Щелкунчике», Жизели в одноименной постановке, Марии в «Бахчисарайском фонтане». Однако наиболее яркой и известной ролью Галины Улановой стала роль Джульетты в балетной адаптации известной пьесы Шекспира. После исполнения данной партии танцовщица стала настоящей звездой. К ней пришел огромный успех. Но подобная популярность имела и оборотную сторону.

Галина Уланова в Москве, Большой театр

После войны ее фактически против ее воли отправили в Москву, где она впоследствии стала выступать в Большом театре. Впоследствии балерина отмечала, что ее переезд в столицу СССР случился на основании решения кого-то из известных партийных деятелей. Некоторой компенсацией за подобное решение стали многочисленные награды и звания артистки. В разные годы она была удостоена званий Заслуженной и Народной артистки РСФСР, а также Народной артистки Советского союза. Кроме того, в личной коллекции наград балерины были также орден «Знак почета», четыре Ордена Ленина, ордена трудового красного знамени, а также многие другие престижные награды. Некоторые из ее наград были также присуждены артистке правительствами других государств и прочих советских республик. Основанием для этого стала активная гастрольная деятельность балерины. В 1942-м году Галина долгое время работала в Алма-Ате (в Казахском государственно академическом театре оперы и балета). В 1945-м году она выступила в Вене, а несколько лет спустя также предстала перед зрителями в Стокгольме и Лондоне, Софии и Париже. Галина Уланова – Жизель балет – 1956 г Концерты Галины Улановой состоялись и во многих других городах. Право выезжать за рубеж является одним из самых красноречивых показателей огромной популярности балерины. Ее называли символом советского и российского балета, а потому всегда принимали на «ура». Яркие выступления артистки принесли ей болгарский Орден «Кирилла и Мефодия», орден Льва Финляндии, французский орден Искусств и литературы, итальянскую Премию Виотти. Кроме того, Галина Уланова получила звание почетного члена академий искусств КНР, Бразилии, Венесуэлы, США и ГДР. Уже при жизни ей был установлен памятник в Стокгольме. Многочисленные гастрольные туры, однако, не помешали талантливой балерине сделать прекрасную карьеру в Большом театре. В Москве Галина Уланова выступала с 1944-го по 1960-й год.

Жизнь балерины Галины Улановой после окончания карьеры

После окончания балетной карьеры наша сегодняшняя героиня начала работать в качестве педагога. В разные годы она занималась с такими известными танцовщицами как Екатерина Максимова, Людмила Семеняка, Нина Тимофеева, Нина Семизорова и некоторыми другими. Многие из ее учеников впоследствии сделали прекрасные карьеры в мире российского балета. Заслуги Галины Улановой в балете настолько велики, что в честь нее выпустили почтовую марку Несколько раз Галина Уланова принимала участие в различных творческих фестивалях и международных конкурсах, где работала в качестве педагога и члена жюри. Кроме того, за свою карьеру она снялась в шести фильмах, большинство из которых носило документальный характер. Великая балерина скончалась 21 марта 1998-го года. Она никогда не выглядела болезненной или дряхлой, а потому ее кончина стала для многих неожиданностью. Могила артистки находится на Новодевичьем кладбище.

Личная жизнь Галины Улановой

Наша сегодняшняя героиня была замужем три раза. Все ее мужья были известными деятелями искусства. Так, в разные годы ее связывали отношения с режиссером Юрием Завадским, актером Иваном Берсеневым, а также художником Вадимом Рындиным. Несмотря на большое количество любовных увлечений, балерина никогда не имела детей. Весьма примечательно, что каких-либо увлечений помимо балета у нее также никогда не было. Артистка любила гулять и ухаживать за животными. До конца своих дней она всегда была в отличной физической форме. Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

08.01.2020 00:10 Примерное время чтения: 9 минут 23286 imageНародная артистка СССР Галина Уланова в роли Джульетты в балете С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». 1952 г. / Яков Толчан / РИА Новости image Статья по теме Матильда круче Ленина. Почему была непобедимой балерина Кшесинская?

Улыбнись, Галя

В юные годы Уланова была очень тихой и застенчивой, даже выступая на сцене, она умудрялась не смотреть ни на публику, ни на партнера, об улыбке вообще не могло быть и речи. Мама девочки и по совместительству ее первый педагог — артистка балета Мария Романова — постоянно подсказывала дочери, стоя за кулисами: «Улыбнись, Галя. Ну улыбнись же ты!» Но Гале было не до этого, она танцевала и ждала, когда все это наконец-то закончится. Как же из такой застенчивой девочки в итоге выросла артистка с мировым именем? Уланова не делала из этого никаких секретов: «Мне нужно было отключиться от всего и представить, что я как будто бы одна. Я столько себе вдалбливала в голову, столько себя мучительно перевоспитывала внутренне, чтобы эту застенчивость и страх преодолеть, чтобы оказаться там… как будто я сама с собой».

image
Галина Уланова в роли Сильфиды из балета «Шопениана» на выпускном вечере в Ленинградском хореографическом училище, 1928 г. Фото: РИА Новости

По приказу Сталина

Галина Уланова — коренная ленинградка, она обожала свой родной город и Мариинский театр (в те времена он назывался Ленинградский театра оперы и балета), на сцену которого выходила практически 15 лет. Однако в 1944 году балерину перевели в «Большой». Поскольку это решение принималось чуть ли не самим Сталиным, протестовать было бесполезно, пришлось переезжать. Это был не первый случай, когда танцовщице приходилось менять свои планы из-за вождя. Однажды во время выступления в балете «Эсмеральда» Галина Сергеевна попала в сложную ситуацию: «В нашем па-де-де Дианы и Актеона есть такое движение, когда я как бы пускаю стрелу из охотничьего лука — стрелы нет, но лук у меня в руках, и я его натягиваю, как для пуска стрелы, — и как раз в то направление, где ложа Сталина. Но разве можно в его сторону воображаемую стрелу направить?» — рассказывала она балетному критику Сании Давлекамовой. В итоге, чтобы спасти ситуацию, Улановой пришлось «не совсем прямо держать лук».

Статья по теме Всемирно известная и одинокая. Жизненный путь Галины Улановой

Джульетта в возрасте

Партия Джульетты стала для Галины Улановой одной из самых ярких в карьере танцовщицы. А ведь к работе над ней она приступила, когда ей было 30 лет. 1956 году постановку показали в Лондоне, и, хотя на тот момент Галине Сергеевне исполнилось 46, публика осталась в полном восторге. Сама артистка вспоминала: «Идет спектакль, танцуем, безумный страх. И вот — конец, и тишина. Значит — провалились. И вдруг, внезапно, как лавина, обрушились аплодисменты! Дали занавес, весь зал стоит — овация!.. Кто-то посчитал, что овация длилась полчаса — не знаю, я была как в шоке». Даже в таком солидном возрасте Улановой удавалось перевоплощаться на сцене в девочку и оставаться легкой и юной.

Любовь с женатым

Учитывая невероятную увлеченность Улановой своим делом, удивительно, как она находила время на личную жизнь: «Дом у меня был только для того, чтобы поспать и потом обратно вернуться в зал», — рассказывала она в интервью. Тем не менее один штамп в паспорте у танцовщицы все же имеется. Узами брака Уланова связала себя с Юрием Завадским. Однако после нескольких лет брака развелась с актером и потом предпочитала только гражданские союзы.

image Статья по теме Талант и неуверенность. 9 фактов из биографии Екатерины Максимовой

Самый трагичный роман балерины случился с режиссером Иваном Берсеневым, который не только был старше Галины Сергеевны на двадцать один год, а еще и находился в официальном браке с актрисой Софьей Гиацинтовой. Тем не менее семейный статус не помешал Берсеневу провести последние два года своей жизни именно с Улановой, 25 декабря 1951 года его не стало.

Своих детей у балерины не было, правда, в 70-е годы она познакомилась с журналисткой Татьяной Агафоновой, которую называла своей дочерью. Женщина даже поселилась в просторной квартире Галины Сергеевны на Котельнической набережной, где сегодня располагается мемориальный музей танцовщицы. Но в 90-е она умерла от онкологического заболевания. Уланова пережила свою названную дочь на четыре года.

image
Режиссёр Иван Берсенев работает над пьесой, 1949 г. Фото: РИА Новости/ Елизавета Микулина

Работа над ошибками

Со сцены Уланова ушла в 50 лет и почти два десятилетия работала педагогом-репетитором в Большом театре, воспитав много талантливых танцовщиков. Одной из тех, кому посчастливилось стать ученицей Галины Сергеевны, была начинающая балерина Екатерина Максимова. После каждого выступления педагог обязательно делала с ней работу над ошибками: «Она всегда смотрела все спектакли и делала это придирчиво. Однажды, после очередного просмотра, Уланова зашла ко мне, поздравила и сказала: „Очень был хороший спектакль“. И пока меня раздевали и вытаскивали все шпильки из головы, начала делать какие-то замечания», — рассказывала Максимова. При этом «разборе полетов» присутствовали парикмахер балерины. Когда Уланова наконец-то закончила перечислять все недочёты, женщина спросила: «Галина Сергеевна, так что же вы говорите, что она хорошо станцевала, если все было плохо?» И хотя критику мало кто любит, зато с таким наставником никому из учеников Улановой явно не грозила звездная болезнь.

image
Галина Уланова с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым во время репетиции. 1973 г. Фото: РИА Новости/ Александр Макаров

image 14 лет борьбы. Почему Марис Лиепа так рано ушёл из жизни image Испытания и большая любовь «Мадам Нет». История жизни Екатерины Максимовой Всемирно известная и одинокая. Жизненный путь Галины Улановой Талант и неуверенность. 9 фактов из биографии Екатерины Максимовой

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий