Фредерик Стендаль биография краткая, творчество писателя и самое главное

Содержание

Биография

Фредерик Стендаль – одна из самых значимых фигур в мировом литературоведении. Он является не только автором романов, биографий, афоризмов и цикла путевых заметок по Италии, посвященных различным областям жизни, но и основоположником «психологических романов», когда реализм начал обращаться к состоянию внутреннего мира обычного человека с собственными проблемами.

Детство и юность

Мари-Анри Бейль (таково настоящее имя писателя) родился 23 января 1783 года в небольшом городке Гренобль на юго-востоке Франции. Его отец Шерюбен Бейль был адвокатом. Мать Генриетта Бейль умерла, когда мальчику было всего 7 лет. Воспитание сына легло на плечи отца и тети.

image
Портреты Стендаля

Но с ними не сложились теплые доверительные отношения. Наставником и воспитателем будущего знаменитого французского писателя стал дедушка Анри Ганьон. Цитата Стендаля о нем:

«Я был всецело воспитан моим милым дедом Анри Ганьоном. Этот редкостный человек в свое время совершил паломничество в Ферней, чтобы повидать Вольтера, и был им прекрасно принят».

В местную центральную школу мальчик пришел с обширным багажом знаний. Домашнее образование, данное дедом, было настолько хорошим, что Мари-Анри проучился в ней всего 3 года. В школе он большое внимание уделил латыни, точным наукам и философии. Кроме того, он внимательно следил за Великой французской революцией и укреплением Наполеона Бонапарта.

image
Профиль Стендаля

В 1799 году Стендаль покидает школу и едет в Париж. Его целью изначально было поступление в Политехническую школу, но идеи революции не покидали разум. Поэтому юноша уходит на службу в армию, где получает звание сублейтенанта. Через некоторое время благодаря родственным связям писателя переводят в Италию. С этого времени начинается любовь к этой стране, которая пронесется через всю жизнь и станет одной из главных тем его творчества.

В свое время Мари-Анри посещает Германию и Австрию. Каждая поездка ознаменовывалась ведением заметок, в которых подробно описывались искусство, особенно музыка, живопись и стихи. Третья часть этих записок была безвозвратно утеряна при переправе через Березину.

Однако спустя некоторое время ситуация кардинально меняется. Стендаля постигло разочарование: политика Наполеона на деле оказалась совсем иной. Поэтому он решает уволиться из армии и вернуться во Францию. После этого литератор обосновывается в Париже. Свое время он посвящает изучению филологии (в том числе и английский язык), а также философии.

Творчество

После того как Наполеон пал, на французский престол вернулась династия Бурбонов. Стендаль отказался признавать эту власть, поэтому покидает родину и уезжает в Милан. Там он пробудет 7 лет. В это время на свет появляются ранние произведения писателя: «Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио», «История живописи в Италии», «Рим, Неаполь и Флоренция в 1817 году». Так появился псевдоним, на деле являющийся родным городом Иоганна Винкельмана – Штендаль. К реалистическому направлению он придет только в 20-е годы.

Книги Стендаля

За время жизни в Италии Стендаль успел приблизиться к обществу карбонариев. Но из-за преследования пришлось срочно возвращаться на родину. Сначала дела шли плохо: за писателем закрепилась сомнительная репутация, поскольку до Франции дошли нелицеприятные слухи о дружбе с представителями карбонариев. Писателю пришлось вести себя как можно осторожнее, чтобы продолжать литературную деятельность. В 1822 году в свет выходит книга «О любви», меняющая представление о личности писателя.

Экранизация книги Стендаля «Ванина Ванини»

Дебютный реалистический роман «Арманс» был опубликован в 1827 году, а через пару лет – новелла «Ванина Ванини», рассказывающая о запретной связи дочери итальянского аристократа и арестованного карбонария. Существует экранизация 1961 года, режиссера Роберто Росселлини. Рядом с этим произведением стоит “Аббатеса из Кастро”, входящая в итальянские хроники.

Иллюстрация к книге Стендаля «Красное и черное»

В 1830 году Стендаль пишет один из самых знаменитых своих романов – «Красное и черное». В основу сюжета легла история, попавшая на страницы газет в раздел криминальной хроники. Хоть произведение впоследствии было названо классикой, на самом деле Стендалю тяжело давалось творчество. Он не имел постоянной работы и денег, что негативно сказывалось на его душевном спокойствии. Сегодня роман очень известен, его 7 раз брали для съемок фильмов и сериалов.

Экранизация книги Стендаля «Красное и черное»

В этом же году для писателя начинается новая жизнь. Он поступает на службу в консульство Триесты, после чего следует перевод в Чивитавеккию, где романист пробудет всю оставшуюся жизнь. Он практически забросил литературу. Работа отнимала много времени, и город не давал вдохновения для творчества. Самым значимым произведением в этот период стала «Пармская обитель» – последний законченный роман, изданный при жизни писателя. Стремительно развивающаяся болезнь забрала последние силы.

Личная жизнь

В личной жизни писателю очень не везло. Женщины, которые встречались Стендалю на жизненном пути, надолго не задерживались. Он был очень любвеобилен, но его чувства часто оставались безответными. Литератор не хотел сковывать себя узами брака, потому что уже был крепко связан с литературой. Детей у него не было.

Возлюбленные Стендаля: Матильда Висконтини, Вильгельмине фон Грисхайм, Альберте де Рубемпре, Джулия Риньери

Глубокий отпечаток в сердце писателя оставила супруга генерала Яна Дембовского (поляка по национальности) – Матильда Висконтини. Именно ей посвящена книга «О любви». Матильда становилась все холоднее по отношению к Бейлю, а пламя внутри него разжигалось. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, но Стендаль был вынужден уехать в Англию, скрываясь от властей. Висконтини в это время умирает. Ей было тридцать пять лет.

Смерть

С каждым годом романисту становилось все хуже. Врачи диагностировали у него сифилис, запрещали выезжать за пределы города и держать перо для написания произведений. Писать книги самостоятельно Стендаль уже не может, ему требуется помощь. Поэтому он диктует свои произведения для переноса на бумагу. Прописываемые лекарства постепенно отнимали последние силы. Но за неделю до фатального дня умирающему позволили съездить в Париж, попрощаться.

Могила Стендаля

Стендаль умирает во французской столице, когда прогуливается по улицам города, в 1842 году. Мистическим образом он сам себе предсказывает такую смерть за несколько лет до этого. Сегодня причиной смерти ученые указывают инсульт. Это был второй удар, поэтому организм не выдержал. В своем завещании писатель изъявил последнюю волю относительно надгробия. Там должна быть выбита эпитафия на итальянском языке:

«Арриго Бейль. Миланец. Писал, любил, жил».

Воля Стендаля была исполнена лишь через полвека, когда опознали его могилу на кладбище Монмартр, в северном районе Парижа.

Цитаты Стендаля

«Гибкость ума может заменить красоту».

«Нельзя называться политиком, если не обладаешь терпением и способностью сдерживать гнев».

«Почти все несчастья в жизни происходят от ложного представления о том, что с нами случается. Следовательно, глубокое знание людей и здравое суждение о событиях приближает нас к счастью».

«Романтизм — это искусство давать народам такие литературные произведения, которые при современном состоянии их обычаев и верований могут доставить им наибольшее наслаждение».

Библиография

  • 1827 – «Арманс»
  • 1829 – «Ванина Ванини»
  • 1830 – «Красное и черное»
  • 1832 – «Воспоминания эгоиста»
  • 1834 – Люсьен Левен»
  • 1835 – «Жизнь Анри Брюлара»
  • 1839 – «Ламьел»
  • 1839 – «Чрезмерная благосклонность губительна»
  • 1839 – «Пармская обитель»

23 Января 1783 – 23 Марта 1842 гг. (59 лет) 4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 236.

Анри Мари Бейль (1783–1842 гг.), более известный под псевдонимом Стендаль, – выдающийся французский писатель, один из родоначальников литературного жанра «психологический роман», автор цикла путевых заметок об Италии. Один из самых знаменитых его романов – «Красное и черное».

Детство и юность

При изучении непростой, во многом противоречивой биографии Стендаля становится ясно, что он был мужественным, стойким и страстным человеком.

Анри Мари Бейль появился на свет в Гренобле – прекрасном городе на юго-востоке Франции. Это событие в семействе юриста Шерюбена Бейль и его жены Аделаиды-Генриетты Бейль произошло 23 января 1783 года.

К сожалению, когда мальчику минуло 7 лет, его мать скоропостижно скончалась. Воспитание легло на плечи отца и родной тёти будущего писателя. Однако, по признанию самого Стендаля, главным человеком в его жизни был дедушка – Анри Ганьон. Только ему он был обязан своим воспитанием, образованием, обширными знаниями и – самое главное – способностью мыслить.

Получив достаточное домашнее образование, Стендаль пошёл учиться в местную Центральную школу. Там он пробыл недолго – всего три года, и после его отпустили в столицу Франции для поступления в Политехническую школу. Но стать студентом ему было не суждено. Осуществлению его планов помешал переворот 18 брюмера.

Вдохновленный смелостью и героизмом молодого Наполеона Бонапарта, который возглавлял тот заговор, он поступил на военную службу. В драгунском полку Стендаль прослужил два года и ушел в отставку с намерением вернуться в Париж и заниматься исключительно образованием и литературной деятельностью.

Париж

Французская столица встретила его благосклонно и подарила три года для получения настоящего образования. Он изучал английский язык, философию, историю литературы, много писал и читал. В этот же период он стал убежденным врагом церкви и всего, что связано с мистикой и потусторонним.

В 1805 году Стендаль вынужден был восстановиться на военной службе. С 1806 по 1809 год он участвовал во всех европейских сражениях наполеоновской армии. В 1812 году добровольно, по собственному побуждению отправился на войну с Россией. Он пережил Бородинское сражение, своими глазами наблюдал гибель Москвы и вместе с остатками некогда великой наполеоновской армии бежал через Березину.

Французский писатель всегда справедливо восхищался духом и доблестью русского народа. В 1814 году он переехал в Италию.

Творчество

В Милане писатель прожил семь лет. В краткой биографии Фредерика Стендаля отмечено, что именно в этот период он написал свои первые серьезные работы: «Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио», «История живописи Италии», «Рим, Неаполь и Флоренция» и многие другие. Там же, в Италии, впервые его книги начали публиковаться под псевдонимом Стендаль.

В 1821 году из-за царящей в Италии политики насилия и запугивания он вынужден был бежать на родину. В Париже, находясь в сложном материальном положении, он работал в качестве литературного и художественного критика. Это не облегчало его участи, но помогало держаться на плаву.

В 1830 его назначили на государственную должность – французским консулом в Триесте. В этот же год в свет вышел самый известный его роман – «Красное и чёрное».

23 марта 1842 года классик французской литературы умер. Это случилось на улице во время прогулки.

Другие варианты биографии

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Вариант 2

Интересные факты

  • Буквально за пять месяцев до своей кончины он написал в дневнике, что, скорее всего, смерть настигнет его во время прогулки. Так и произошло.
  • На следующий день после ухода из жизни французского писателя газеты написали, что состоялись похороны неизвестного в широких кругах немецкого поэта Фридриха Стендаля.
  • В Италии Стендаль близко общался с великим английским поэтом Байроном, творчеством которого, задолго до их знакомства, он безмерно восхищался.

Тест по биографии

  1. /10 Вопрос 1 из 10

    Какая страна является родиной писателя Стендаля?

    Начать тест

Работы писателя Фредерика Стендаля (1783-1842) обозначили переход французской литературы от романтизма к реализму. В его шедеврах («Красное и черное» и «Пармская обитель») представлено ироничное и даже резкое отображение любви и воли к власти. Его жизнь была наполнена событиями, порой весьма печальными.

Личность писателя

Анри Мари Бейль (а именно такое имя он получил при рождении) появился на свет в 1783 году городе Гренобле, расположенном на юге Франции. Его семья была богатой, а отец был адвокатом в местном парламенте. К сожалению, мальчик в возрасте 7 лет потерял свою мать. Отец настолько тяжело переживал ее утрату, что погрузился в религию и стал очень набожным.

Излагая кратко биографию Стендаля, следует отметить, что отношения с отцом у него не складывались. Его дедушка, Анри Ганьон, был врачом и сторонником просвещения, стал самым близким человеком и привил любовь будущего писателя к литературе. Дед был лично знаком с Вольтером. Он подарил своему внуку книги Дидро, Вольтера, Хельвинтиона, заложив основы образования, мировоззрения и отвращения к религии. Характер Стендаля отличался чувственностью и порывистостью, нарциссизмом и критическим отношением, недисциплинированностью.

Юношеские годы

Анри получил начальное образование в местной школе в Гренобле, где учился всего три года. Она увлекается философией и логикой, историей искусства и математики. Школа Стендаля находилась под руководством «Идеологов», группы исследователей психологии 18-го века. Именно это обучение, а также интенсивное изучение сочинений идеологов (особенно произведений Дестутта де Трейси), которое он начал в 1804 году, сформировало его мировоззрение. Он стремился понять человека, изучая работу его разума и, прежде всего, его эмоции, которые, как считал Стендаль, коренятся в физиологической природе человека. Писатель надеялся, что благодаря этому исследованию он сможет доминировать над окружающими. Основными ключами были осознание себя, осознание первостепенной роли воли и превосходство памяти, чтобы гарантировать вспоминание всех соответствующих фактов. В принципе счастья (la chasse au bonheur – “погоня за счастьем”) Стендаль видел центральное динамическое движение человека.

В возрасте 16 лет молодой человек отправился в Париж, стремясь поступить в Политехническую школу и получить профессию военного инженера или артиллериста.

Но вихрь событий в стране изменил его планы. После революционных событий он поступил в драгунский полк наполеоновской армии. Через некоторое время он покидает службу и занимается самообразованием в Париже. Он сосредоточился на литературе, философии и английском языке. Писатель в дневниках того времени писал о своем желании стать драматургом.

Он быстро стал функционером при Наполеоновской империи и провел 1806-1810 годы в Германии, где среди других мест он некоторое время останавливался в городе Стендале, название которого стало потом его псевдонимом.

Некоторое время он прослужил в Марселе, где оказался, отправившись за актрисой, в которую был влюблен, затем он продолжил службу в качестве офицера армии.

Стендаль, биография которого полна интересных фактов, участвовал в военных кампаниях Наполеона в Германии, Австрии, Италии и России. Во время походов он записывал свои мысли о музыке и живописи. В составе армии Наполеона он был свидетелем битвы при Бородино и пожара в Москве, прошел Оршу и Смоленск, был в Вязьме. Особенно его поразил патриотизм русского народа.

Итальянский период

После поражения Наполеона и восстановления власти Бурбона, к которому он относился негативно, Стендаль ушел в отставку.

В 1814 году, после распада империи, Стендаль счастливо поселился в Италии, навсегда отказавшись от своих мечтаний о крупной общественной карьере. Он предпочел Италию своей родине, поскольку, возможно, ошибочно он считал ее более плодородной почвой для культивирования страстей. Следующие семь лет он провел в Милане. Писатель буквально влюбился в эту страну, в ее язык, оперу, живопись и женщин. Италию он считал своим домом, сюда он перенес своих героев. Он считал итальянский темперамент более естественным по сравнению с французским. В биографии Стендаля поэту Байрону также отведено место: они были знакомы и встречались в Милане.

В это время в Италии действует движение карбонариев, которое писатель поддерживал и даже финансировал. Но в 1820 году началось преследование его друзей, и Стендаль вынужден был вернуться во Францию.

Париж

Здесь началась новая веха биографии Стендаля. Он начал работать в газетах и ​​журналах. Это был период активного творчества и многочисленных публикаций. Вышли в свет брошюра «Расин и Шекспир», первый роман «Арманс» и рассказ «Ванина Ванини». Ему рекомендовали издать путеводитель по столице Италии, и в результате вышла книга «Прогулка по Риму».

Несмотря на успешную работу, психологическое состояние писателя было тяжелым, а материальное положение оставляло желать лучшего. У него не было постоянного дохода, он даже подумывал о самоубийстве.

Доктрина бейлизма

Стендаль, неуловимая личность, конечный продукт процесса разочарования, демонстрировал насмешливость, ироничность и скептицизм, которые прятали его чувствительное и израненное сердце. Он постепенно разработал учение, которое он назвал эгоизмом, или бейлизмом. Позднее Стендаль подробно писал об этой доктрине в серии работ, которые были опубликованы лишь после его смерти: «Журнал» (1888), «Жизнь Анри Брулара» (1890) и « Мемуары эготизма» (1892). В ее основе лежит идея, призывающая к преднамеренному следованию личным интересам и рассматривающая внешний мир исключительно как театр для личной реализации. «Воля к славе» не более чем внешнее проявление учения. Суть его заключается в том, чтобы внутренне изучать себя, придать мимолетным моментам жизни всю плотность, на которую они способны.

В конечном итоге Стендаль предлагает самопознание, а не личный интерес для усиления культа воли. Для него Италия и Наполеон были высшими образцами этой доктрины. По его мнению, только элита обладает достаточной независимостью суждения и силой воли, чтобы осмелиться быть собой. Она одна может стремиться к высшей цели – счастью и полной сознательной реализации себя посредством самоанализа, ведущего к самопознанию и пониманию того, как все другие также стремятся к своим собственным целям, через сознательное лицемерие, чтобы скрыть свои собственные цели, и через непреклонную честность с самим собой.

Ранние сочинения

«История живописи в Италии и Риме, Неаполе и Флоренции», написанная Стендалем в 1817 году, помимо отрывков откровенного плагиата содержит интересные оригинальные элементы. В 1821 году Стендаля подозревали в шпионаже и заставили покинуть Италию, но он успел завершить большую часть работы над своей первой крупной публикацией «О любви» (1822). При жизни писателя было продано всего 17 экземпляров этого исследования любви, которое сегодня ценится очень высоко. По сути, это рационалистический отчет об окончательном эмоциональном опыте. С помощью остроумной аналогии Стендаль предположил, что первоначальное проявление любви не более чем «кристаллизация» в отношении любимого человека тех качеств, которые любящий хочет найти в нем или в ней. Удовлетворение мало зависит от реальных качеств человека, которого любят. Это форма любви к себе, а не настоящей любви. Для Стендаля настоящая, полная любовь должна стать открытием любимого человека и потерей себя в любви к другому. Это полное поглощение является высшим проявлением эго, трансцендентным состоянием, которому затем способствуют все искусство и природа.

«Расин и Шекспир» появился в 1823 году. В 1827 году он опубликовал свой первый крупный роман «Арманс», психологическое исследование, омраченное отсутствием ясности).

Карьера дипломата и творчество

Благодаря политическим событиям во Франции в 1830 году он смог получить должность на государственной службе. Его назначили послом в Италии, Триесте, а затем в Чивитавеккье.

Это не самый интересный период в биографии писателя Стендаля. Обычная, однообразная работа и жизнь в маленьком портовом городке стали причиной скуки и одиночества. Для развлечения он начал путешествовать по Италии. Здесь он продолжал заниматься творчеством. В 1832-1834 годах начал писать, но затем забросил мемуары эгоиста и романиста Люсьена Левена. Автобиографический роман «Жизнь Анри Бруйяра» был опубликован в 1836 году.

С 1836-го по 1839 год Ф. Стендаль находится в Париже на длительных каникулах. Здесь в 1838 году была издана «Записная книжка туриста» и последняя законченная книга «Пармская обитель».

Последние период жизни

Непосредственно перед смертью писатель вернулся в Париж. Это печальный этап биографии Фредерика Стендаля. Он уже тяжело болел и был настолько слабым, что едва мог писать и диктовать тексты. Мрачное настроении сопровождает его все время. Его преследуют мысли о смерти и предвидение того, что он может умереть на улице. В действительности так и произошло. В марте 1842 года он упал посреди улицы и умер через несколько часов. Гроб с телом сопровождали только трое его друзей, а во французских газетах появилось сообщение о захоронении «неизвестного немецкого поэта» на Монмартре.

На могильной плите по его просьбе в знак любви к Италии написано: «Анри Бейль. Милан. Жил, писал, любил».

Религия и мировоззрение

Рассматривая кратко биографию и творчество Стендаля, нужно отметить, что в детстве его воспитывал иезуит Райян. После такого обучения и постоянного чтения Библии Анри возненавидел духовенство и религию и оставался атеистом до конца своей жизни.

Мораль аскетизма и смирения для него была странной. Его поражало лицемерие французского общества. Никто не верил в догму католической церкви, но был вынужден изображать из себя верующих. То, что церковь полностью овладела умами французов, он рассматривал как проявление деспотизма.

Основой всего для Стендаля была свободная личность, которая обладала собственными чувствами, характером и мечтами, не признавала устоявшихся понятий долга и порядочности. Идолом этого поколения был Наполеон Бонапарт. Стремление к сильным переживаниям и энергии действий казалось атмосферой эпохи.

Роль любви

В Италии во время своей первой поездки писатель встретил женщину, которая стала его безнадежной и трагической любовью. Это была Матильда Висконтини, жена польского генерала Дембовского. Она умерла рано, но ей удалось оставить след в его памяти на всю жизнь.

В дневнике Стендаля осталась запись о двенадцати женщинах, имена которых он мог бы назвать.

Признание

Автор «Красного и черного» сравнивал литературную славу с лотереей. Биография и творчество Стендаля не интересовали его современников. Фундаментальная оценка и понимание пришли через 100 лет, в 20-м веке.

На фоне знаменитых 1840-х годов Бальзака интересная биография Стендаля была неизвестна, его в то время не было в списке французских писателей.

Достойные авторы того времени, теперь благополучно забытые, были изданы десятками тысяч экземпляров. Исследование любви, имевшей большое значение в жизни и творчестве Стендаля, было продано только в нескольких экземплярах. Он даже пошутил, назвав книгу «святой», потому что мало кто осмеливается прикоснуться к ней. Роман «Красное и черное» вышел в свет только один раз. Критики обнаружили, что его произведения не стоят внимания.

Причина, очевидно, заключается в несогласии с существующими в литературе стереотипами и жанром его творчества. Отсутствие признания в течение жизни не помешало писателю стать одним из величайших романистов своего времени.

Детали биографии Стендаля

Анри Бейль использовал в качестве литературного псевдонима название германского города, в котором родился известный искусствовед Винкельманн, живший в 18-м веке, а его идеи оказали влияние на немецкий романтизм.

Ф. Стендаль назвал свою профессию «наблюдение за поведением человеческого сердца». В январе 1835 года он в качестве награды получил орден Почетного легиона.

Название романа «Красное и черное» носит символический и противоречивый характер, разговоры ученых и литературоведов по этому поводу не прекращаются. Согласно одной из версий, красный цвет – это цвет революционной эпохи, в которой жил автор, а черный – символ реакции. Некоторые сравнивают эти цвета с делом, которое определяет судьбу человека. А некоторые другие видят в них выбор главного героя Жюльена. Будь солдатом (красным), как в империи, или священником (черным). Союз красного и черного не только является контрастом и противоположностью, но также сходством, взаимным переходом друг к другу, конфликтом и соседством жизни и смерти.

Анализ творчества

Фредерик Стендаль входит в число романтиков, в своих работах он ставит во главу угла внутренний мир и опыт героя. При этом основу составлял четкий анализ, понимание общественной жизни, реалистическое мышление.

Углубляясь в работу, Стендаль проверял все события и концепции личным опытом. Он считал, что единственным источником знаний могут быть только наши чувства.

Движущая сила и сильный импульс поведения персонажа – жажда славы и осуждение одобрения. Являясь создателем реалистично-психологического романа, Стендаль противопоставлял юных и старых героев, выставляя против молодости и энергии глупость и деспотизм. Суровая социальная среда в его романах, наполненная инертными взглядами и привычками, мешает развиваться независимой мысли и свободной личности.

Предлагаем познакомиться с жизнью и творчеством великого писателя. Свои творения он подписывал “Стендаль”. Биография этого писателя, как и его произведения, интересует сегодня многих. Однако далеко не все знают, что настоящее его имя было Мари Анри Бейль. Писатель пытался иногда присвоить себе дворянский титул, подписываясь порой как “Анри де Бейль”. Вероятно, так поступил бы и Жюльен Сорель, знаменитый герой его романа.

Происхождение Стендаля

image

Из семьи солидных буржуа происходил Стендаль, биография которого отразилась в созданных им произведениях. В Гренобле, в адвокатской конторе, служил его отец. В 1783 году на свет появился будущий писатель. Его мать умерла через 7 лет, оставив на воспитание отцу и тете Серафи своего сына. Стендаль ненавидел обоих. Отец его был мнительным, суровым и черствым человеком. Стендаль был обязан своим ранним образованием священникам. Это стало главной причиной его антиклерикализма. В противостоянии с отцом и духовными наставниками сформировался характер писателя.

Характер и личность Стендаля

Очень самовлюбленным, импульсивным, чувственным, критичным и недисциплинированным быль Стендаль. Биография его интересна не только событиями в жизни, но и внутренним миром этого писателя. Знавшие его близко люди говорили, что он был скрытен, любил одиночество и уединение. Стендаль обладал тонкой и ранимой душой. Ненависть к тирании была одной из главных черт его характера. При этом Стендаль сомневался в освободительных движениях. Он сочувствовал карбонариям и даже помогал им, однако не верил в то, что деятельность их приведет к положительным результатам. Не было единства между угольщиками: одни грезили о республике, другие мечтали видеть монархию в своей стране.

Обучение в Центральной школе и время, проведенное в Париже

Дед со стороны матери, по профессии врач, поощрял его увлечение литературой. Это был человек с хорошим художественным вкусом. Когда Стендалю исполнилось 13 лет, его отправили учиться в Центральную школу, находившуюся в Гренобле. Здесь он весьма отличился в математике. Ему даже пророчили обучение в парижской Политехнической школе на инженера. В 1799 году Стендаль прибыл туда, на следующий день после государственного переворота, после которого Наполеон стал властителем Франции. Бейль, забыв о намерении получить профессию инженера, бросился очертя голову в имперскую авантюру, обуявшую страну. Дарю, дальний родственник будущего писателя, позднее ставший государственным секретарем, был в большой милости у Наполеона. Он добился для Стендаля церковной должности, которую тот занял при военном штабе. Однако работа эта оказалась для него чересчур скучной. Молодой Анри, которому только исполнилось 17 лет, на следующий же год получил знание сублейтенанта. Его отправили в Италию. В ту пору там располагалась французская армия.

Жизнь в Италии

Бейль не знал ничего об этой стране, которая стала для него впоследствии второй родиной, а также местом действия одного из самых известных и крупных его романов. Юношу восхищало здесь все: живопись Корреджо, музыка Чимарозы, итальянская опера. Итальянский темперамент он также находил привлекательным. Он казался ему более решительным, страстным и менее цивилизованным, чем французский. Италия, в особенности Милан и Рим, настолько полюбилась Бейлю, что он даже захотел высечь следующие слова на своем могильном камне: “Энрико Бейль, миланец”. Бейль влюблялся в местных женщин. С этого времени частная жизнь его стала летописью в основном любовных приключений.

Государственная служба

Очень деятельными были последующие годы. Стендаль, биография и творчество которого нас интересуют, в 1806 году снова поступил на службу, заняв административный пост в оккупированном французами Брунсвике. Здесь он начал учить немецкий язык. Стендаль был вхож в хорошее общество. Уважение, окружавшее его, льстило ему, однако он порядком скучал. Бейль в дальнейшем много путешествовал по Австрии и Германии. Его послали в Вену с правительственной миссией. Также он отправился в Россию вслед за императором. В России Бейль стал очевидцем Бородинского и Смоленского сражений. Присутствовал он и при пожаре Москвы. Затем он отступал в Западную Европу вместе с французской армией. Рушилась держава Наполеона, и Бейль покинул Францию, когда пал Париж. Он понял, что закончилась его карьера в кругах власти.

Возвращение к литературной деятельности

image

Государством теперь управляли Бурбоны. Бейль возвратился к литературной деятельности. С этого момента он стал известен как Фредерик Стендаль. Краткая биография его этих лет отмечена созданием множества произведений. Написанные в 1820-х годах его сочинения были довольно многообразны. Среди них были и жизнеописания великих композиторов (в 1817 году – книга “Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио”, в 1824 – “Жизнь Россини”); и трактат 1812 года “О любви”; и “История живописи в Италии”, написанная в 1817 году; и “Прогулки по Риму” 1829 года.

image

Кроме того, он публиковал в журналах Лондона и Парижа различные статьи. Такова сокращенная биография Стендаля этих лет. От случайных заработков зависела его жизнь во Франции, Англии и Италии.

Перевод в Чивитавеккью

На трон в 1830 году был возведен Луи Филипп, монарх-буржуа. Теперь перед Стендалем открылась возможность снова заняться государственной службой. Тогда же, в 1830 году, он стал консулом в Триесте. Здесь австрийским властям не по вкусу пришлась его репутация радикала. Стендаль был переведен в папское государство, в Чивитавеккью. Ему определили более скромное жалование, чем раньше. Зато отсюда было рукой подать до любимого Рима.

image

Ухудшение здоровья и дальнейшая биография Стендаля

Кратко мы рассказали о том, почему Стендаль вынужден был довольствоваться должностью консула, находясь далеко от родины. Он оставался в этой должности до конца жизни, хотя ему и приходилось часто отлучаться на долгое время из-за слабого здоровья. Из-за него он нередко брал длительный отпуск и возвращался на родину. Один из них продолжался целых три года (с 1836 по 1839 год). Особенно тяжелыми были последние годы жизни этого писателя. Еще в юности он заразился сифилисом. Эта болезнь давала о себе знать слабостью и невозможностью полноценно работать.

Романы “Красное и черное” и “Красное и белое”

image

В последний год царствования Карла X был создан роман “Красное и черное”. В 1831 году, к моменту публикации этой книги, она уже успела устареть, по крайней мере в отношении критики Бурбонов. Однако имя Стендаля сегодня связано, прежде всего, именно с этим романом. Он был создан на основе реальных событий в 1830 году. Литературоведы долго не могли ответить на вопрос, почему автор дал такое название своему произведению. Оба этих цвета напоминают о смерти, кровопролитиях и трагедии. А сочетание черного и классного ассоциируется также с обивкой гроба. На трагический финал настраивает читателей уже само название произведения.

Через 5 лет после создания этого романа Стендаль написал “Красное и белое”. Не случайно сходство названий двух произведений. Кроме того, содержание и заглавие нового романа объясняют в некоторой степени заголовок предыдущего. Скорее всего, под черным цветом автор подразумевал вовсе не смерть, а низкое происхождение Жюльена Сореля, главного героя. Белый же указывал на элиту, представителем которой был главный герой 2-го романа, Люсьен Левен. А красный – символ тревожного времени, в которое жили два этих персонажа.

Новые произведения

Стендаль в течение следующих десяти лет создал 2 автобиографических произведения: в 1832 году – “Мемуары эгоиста”, в 1835-36 – “Жизнь Анри Брюлара”, в 1834-35 гг. – роман “Люсьен Левен”, оставшийся незаконченным. Не желая снова рисковать консульской должностью, он не решился публиковать свои сочинения при жизни. В 1839 году был издан второй шедевр Стендаля (после “Красного и черного”) – “Пармская обитель”. Это история интриг и приключений, происходящих в Италии.

Возвращение в Париж и смерть

image

Писатель в 1841 году снова приехал в Париж, где у него произошел инсульт. Однако он продолжил сочинять до самой своей смерти, диктуя свои произведения. Записывать их самостоятельно уже не мог Стендаль. Биография его заканчивается мартом 1842 года, когда он умер от удара после длительной болезни. Скончался Стендаль в Париже.

image

К какому направлению в литературе относится писатель Фредерик Стендаль?

Биография, которую вы только что прочитали, дает общее представление о жизни Стендаля. А каковы же особенности его творчества? Давайте ответим и на этот вопрос. Долгим был путь этого писателя к известности. Стендаль говорил, что он пишет свои произведения “для немногих счастливчиков”. Он предсказывал, что не ранее 1880-го года к нему придет слава. И Стендаль оказался прав. Возможно, самая большая его неудача заключалась в том, что он не вписывался в тот или иной литературный стереотип, существовавший в его время. Стендаля отделяла от авторов 18 века любовь к героям-себялюбцам, таким как Наполеон. Однако его нельзя было назвать и писателем-романтиком. Этому автору недоставало как сентиментальности Ламартина, так и эпического размаха Гюго. Только тогда, когда эти фигуры покинули литературный пьедестал, стало понятно, в чем заключается истинное величие интересующего нас писателя, – в психологическом реализме. Благодаря ему на весь мир прославился Стендаль.

Биография, краткое содержание произведений этого автора, критические статьи о нем – все это и сегодня интересует множество ценителей его творчества. Безусловно, Стендаль является одним из классиков французской литературы. Для того чтобы поближе познакомить читателя с ним, нами и была создана приведенная выше биография Стендаля. Хронологическая таблица жизни и творчества, которой в некоторых учебниках ограничивается информация о нем, не дает представления о его личности, упускает многие значимые подробности. Биография, с которой вы только что познакомились, избавлена от этих недостатков.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий