Гений и тиран: как хореограф Юрий Григорович изменил отношение к танцу и почему его сравнивают с Гагариным?

03:10 02.01.2017 (обновлено: 02:14 03.03.2020) image © РИА Новости / Александр Макаров Перейти в фотобанк

Успех пришел к Юрию Григоровичу после постановки им на сцене театра имени С.М. Кирова балетов “Каменный цветок” Прокофьева (1957) и “Легенда о любви” Арифа Меликова” (1961).

В 1961-1964 годах Юрий Григорович был балетмейстером Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (Мариинский театр).

В 1964-1995 годах Григорович занимал пост главного балетмейстера Большого театра (в 1988 году должность была переименована в художественного руководителя балетной труппы).

На сцену Большого театра Григорович перенес свои балеты “Каменный цветок” (1959), “Легенда о любви” (1965) и “Ромео и Джульетта” Прокофьева (1979), мировая премьера последнего из них состоялась в Парижской национальной опере в 1978 году.

Первым его оригинальным спектаклем, поставленным в Большом театре, стал балет “Щелкунчик” Петра Чайковского (1966). В отличие от ранних постановок, интерпретировавших балет как детскую сказку, Григорович представил балет как философско-хореографическую поэму. Он создал здесь новую хореографию на основе полной партитуры Чайковского.

Большой успех в различных странах мира имел балет “Спартак”, поставленный Григоровичем на музыку Арама Хачатуряна (1968). Балетмейстеру удалось создать поэму о бессмертии героического подвига. Этот балет в 1970 году был удостоен Ленинской премии.

В Большом театре Григорович поставил балеты “Иван Грозный” на музыку Сергея Прокофьева (1975), “Ангара” Андрея Эшпая (1976),”Золотой век” Дмитрия Шостаковича (1982).

Под редакцией Григоровича в главном театре страны были осуществлены постановки классических балетов “Спящая красавица” (1963, 1973) и “Лебединое озеро” (1969, 2001) Чайковского, “Раймонда” (1984, 2003) Александра Глазунова, “Жизель” (1987) и “Корсар” (1994) Адольфа Адана, “Баядерка” (1991) и “Дон Кихот” (1994) Людвига Минкуса.

image © РИА Новости / Юрий Абрамочкин Перейти в фотобанк

В 1991-1994 годах Григорович руководил основанной им труппой “Большой театр — студия Юрия Григоровича”.

В 1993-1995 годах сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.

В 1996 году он стал фактическим основателем тетра балета в Краснодаре (балетная труппа краснодарского Музыкального театра ТО “Премьера”).

В Краснодаре состоялись премьеры постановок Григоровича “Лебединое озеро”, “Щелкунчик”, “Дон Кихот”, “Спартак”, “Ромео и Джульетта”, “Золотой век”, “Тщетная предосторожность”, “Каменный цветок”, “Легенда о любви”, “Корсар”, “Баядерка”, “Иван Грозный”, “Спящая красавица” и др.

В 1999 году Григорович вернулся на московскую сцену, осуществив постановки в театре “Кремлевский балет” – “Ромео и Джульетта” (1999) и “Иван Грозный” (2001), затем “Корсар” (2007).

В 2008 году в Московском академическом музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко им был поставлен балет “Каменный цветок”.

В 2001 году Юрий Григорович вернулся к сотрудничеству с Большим театром, начав репетиции балета “Лебединое озеро” в новой редакции, затем были возобновлены постановки “Легенды о любви”, “Раймонда”, “Щелкунчик”, “Спартак”, “Золотой век” и другие.

В феврале 2008 года Юрий Григорович по предложению руководства Большого театра стал штатным балетмейстером труппы.

18 ноября 2011 года с триумфом прошла первая балетная премьера на исторической сцене Большого театра после реконструкции – “Спящая красавица” в постановке Юрия Григоровича.

В ноябре 2012 года состоялась премьера балета “Иван Грозный” Прокофьева в новой хореографической редакции балетмейстера.

В октябре 2016 года Большой театр представил возобновленный балет “Золотой век” Шостаковича в новой редакции Юрия Григоровича.

В декабре 2016 года в новой хореографической редакции Григоровича в Мариинском театре состоялась премьера балета “Каменный цветок” Прокофьева. Премьера приурочена 125-летию композитора и 90-летию балетмейстера.

© РИА Новости / Алексей Куденко Перейти в фотобанк

Григорович также поставил спектакли в театрах Новосибирска, Екатеринбурга, Минска, Таллина, Вены, Парижа, Рима, Стокгольма, Генуи, Праги, Стамбула, Сеула и других городов. В кино экранизированы его балеты “Спартак” (1976) и “Иван Грозный” (под названием “Грозный век”, 1977).

Юрий Григорович ведет активную преподавательскую деятельность. В 1974-1988 годах он был профессором балетмейстерского отделения Ленинградской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.

С 1988 года является профессором, заведующим кафедрой хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии.

В 1975-1985 годах Григорович был президентом основанного им же Комитета танца Международного института театра при ЮНЕСКО (в настоящее время – почетный президент).

С 1989 года – президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии. В 1990 году Григорович стал президентом фонда “Русский балет”.

С 1992 года он является президентом программы Benois de la danse (под патронатом ЮНЕСКО), от имени Международного союза деятелей хореографии ежегодно присуждающей приз “Benois de la danse” за выдающиеся достижения в искусстве балета.

Является бессменным председателем жюри Международного конкурса артистов балета в Москве, а также неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии (Варна), Финляндии, США, Швейцарии и Японии.

© Фото : Дамир Юсупов

Юрий Григорович удостоен многих почетных званий, правительственных наград и премий. Народный артист СССР (1973), Герой Социалистического труда (1986), лауреат Ленинской премии (1970), дважды лауреат Государственной премии СССР (1977, 1985). Награжден орденами Ленина (1976), Октябрьской Революции (1981), “За заслуги перед Отечеством” III степени (2002), II степени (2007),  и I степени (2011),  медалями, а также наградами иностранных государств.

Юрий Григорович был женат на известной балерине, солистке Большого театра Наталье Бессмертновой (1941-2008).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

 ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ГРИГОРОВИЧ — художественный руководитель Театра балета Юрия Григоровича Краснодарского творческого объединения «Премьера» им.Л.Г.Гатова «

Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий, Герой Социалистического Труда, профессор Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой, почетный президент комитета танца Международного института театра при ЮНЕСКО, Герой труда Кубани.

Юрий Григорович — легенда мировой балетной сцены родился 2 января 1927 года в Ленинграде в семье служащего Николая Евгеньевича Григоровича и Клавдии Альфредовны Григорович (в девичестве — Розай). Со стороны мамы у него была балетная артистическая семья. Мама училась танцевать, но рано вышла замуж и ушла из балета. А ее брат, Георгий Розай, очень известный танцовщик Императорского Мариинского театра. Он долго работал в нем, был также участником парижских сезонов в антрепризе Дягилева. Дядя умер от чахотки, не дожив до 30 лет.

В 8 лет мама отдала юного Григоровича в Ленинградское хореографическое училище (ныне Государственная академия хореографического искусства имени А.Я. Вагановой), где занимался под руководством педагогов Бориса Шаврова и Алексея Писарева. После окончания училища в 1946 году был принят в труппу Государственного академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский) солистом и проработал в театре 18 лет до 1961 года.

Сочинять танцы Юрий Григорович начал еще в юношеском возрасте в балетной студии знаменитого Ленинградского Дома культуры имени А.М. Горького. Ставил спектакли в разных коллективах, танцы в операх, в драмтеатрах. В Кировском театре получил первую большую постановку танцев в опере «Садко».

Первые же его балетные постановки в театре имени Кирова — «Каменный цветок» С. Прокофьева (1957 г.) и «Легенда о любви» А. Меликова (1961 г.) — имели оглушительный успех. Эти спектакли открыли Григоровича-балетмейстера и на десятилетия вперед определили пути развития русского балетного искусства. В жизни Юрия Григоровича они сыграли решающую роль: он обрел соратника-соавтора в лице выдающегося театрального художника Симона Вирсаладзе, с которым работал вплоть до смерти последнего (1989 г.).

Судьба русского балета во второй половине ХХ века неразрывно связана с именем Юрия Григоровича. Он не только создатель выдающегося национального репертуара, но и хореограф-реставратор шедевров прошлого. Он, безусловно, организатор самого художественного процесса в области балета, выдвинувший это искусство в число громких приоритетов.

Началось стремительное восхождение Ю. Григоровича по карьерной лестнице. С 1961 по 1964 годы — балетмейстер в театре имени Кирова.

С 1964 по 1995 годы Юрий Григорович — главный балетмейстер Большого театра России. Это время наивысшего художественного расцвета труппы, завоевания мирового признания и авторитета. За эти годы труппа Большого балета совершила около ста триумфальных международных турне, закрепив лидерство русской классической школы балета и выдвинув на мировую сцену ярчайшую артистическую плеяду.

В Москве Григоровичем созданы балеты, принесшие ему мировую славу: «Щелкунчик» П. Чайковского (1966 г.), «Спартак» А. Хачатуряна (1968 г.), Иван Грозный» С. Прокофьева (1975 г.), «Ангара» А. Эшпая (1976 г.), «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1979 г.), «Золотой век» Д. Шостаковича (1982 г.).

Им даны новые хореографические редакции шедевров прошлого — «Спящая красавица» П. Чайковского (1963 г., 1973 г.), «Лебединое озеро» П. Чайковского (1969 г.), «Раймонда» А. Глазунова (1984 г.), «Баядерка» Л. Минкуса (1991 г.), «Дон Кихот» Л. Минкуса (1994 г.), «Жизель» А. Адана (1987 г.), «Корсар» А. Адана (1994 г.).

Юрием Григоровичем поставлены танцы в операх: «Октябрь» В. Мурадели» (1964 г.) и «Руслан и Людмила» М. Глинки (1972 г.).

Юрий Григорович осуществил свои постановки также в театрах Стокгольма, Рима, Парижа, Копенгагена, Вены, Милана, Хельсинки, Анкары, Праги, Софии, Генуи, Варшавы, Стамбула, Сеула. Он автор принципиальных балетных проектов в римском Колизее, лондонском Альберт-холле, античных театрах Греции, на площади Сан-Марко в Венеции, на спортивной арене Лужников (Олимпийские игры, 1980 г.).

Длительное время Юрий Григорович возглавляет жюри международных балетных конкурсов в России, Финляндии, США, Швейцарии, Японии, Болгарии, Украине, а также с 1992 года — президент программы «Benois de la danse» под патронатом ЮНЕСКО (от имени Международного союза деятелей хореографии ежегодно присуждается приз «Benois de la danse» за выдающиеся достижения в искусстве балета).

С 1975 по 1989 гг. — президент Комитета танца Международного института театра, в настоящее время его почетный президент.

С 1989 г. — президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии. В 1990 г. стал президентом фонда «Русский балет».

Является бессменным руководителем жюри Международного конкурса артистов балета в Москве, Международного конкурса балета имени Сержа Лифаря в Киеве и Международного юношеского конкурса классического танца «Фуэте Артека», а также неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии (Варна), Финляндии, США, Швейцарии, Японии.

В 1991-94 г.г. руководил основанной им труппой «Большой театр — студия Юрия Григоровича».

В 1993-95 г.г. Сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.

В 1995 году Юрий Григорович покидает Большой театр, становится «свободным художником» и начинает работать с разными российскими и зарубежными компаниями.

В 1996 году он осуществляет первую постановку в Краснодаре — сюиту из балета «Золотой век» Д. Шостаковича. Сотрудничество с новым коллективом (ныне Краснодарский Театр балета Юрия Григоровича) успешно продолжается и по сей день. В Краснодаре состоялись премьеры балетов «Лебединое озеро» П. Чайковского», «Щелкунчик» П. Чайковского, «Жизель» А. Адана, «Раймонда» Л. Минкуса, «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Спартак» А. Хачатуряна, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, «Золотой век» Д. Шостаковича, «Тщетная предосторожность» П. Гертеля, «Каменный цветок» С. Прокофьева, «Легенда о любви» А. Меликова, «Корсар» А. Адана, «Баядерка» Л. Минкуса, «Иван Грозный» С. Прокофьева, «Спящая красавица» П. Чайковского.

Художественный руководитель Международного конкурса Юрия Григоровича «Молодой балет Мира» (г. Сочи).

Награжден:

    • Орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени (27 июня 2007 г.) — за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность.
    • Орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (27 апреля 2002 г.) — за выдающийся вклад в развитие хореографического искусства
    • Орденом Ленина
    • Орденом Дружбы (Казахстан)
    • Медалью «Герой Социалистического Труда» (1986 г.)
    • Медалью «Герой Труда Кубани» (Краснодарский край, 2003 г.)  
    •  

Толкование

Григорович, Юрий Николаевич
Юрий Григорович
Юрий Григорович после награждения орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени в 2007 году
Имя при рождении:

Юрий Николаевич Григорович

Дата рождения:

2 января 1927(1927-01-02) (85 лет)

Место рождения:

Ленинград, СССР

Профессия:

артист балета, балетмейстер, хореограф, балетный педагог

Гражданство:

 СССР  Россия

Театр:

Мариинский театр, Большой театр

Награды:

Ю́рий Никола́евич Григоро́вич (род. 2 января 1927, Ленинград, СССР) — выдающийся советский и российский артист балета, балетмейстер и хореограф, педагог. Народный артист СССР (1973), Герой Социалистического Труда (1986), лауреат Ленинской (1970) и двух Государственных премий СССР (1977, 1985)[1].

Биография

Родился 2 января 1927 года, (по другим источникам — 1 января[2]), в Ленинграде в семье служащего Николая Евгеньевича Григоровича и Клавдии Альфредовны Григорович (в девичестве — Розай)[3]. Учился в Ленинградском хореографическом училище у Бориса Шаврова и Алексея Писарева. Выпускником стал первым исполнителем партии Дона Карлоса в балете Леонида Якобсона «Каменный гость» (1946). После окончания училища в 1946 году был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, где танцевал сольные характерные и гротесковые партии.

Сочинять танцы начал в балетной студии Ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького. Здесь в 1947 году он поставил свои первые балеты — «Аистёнок» Д. Д. Клебанова и «Славянские танцы» А. Дворжака, а в 1948 году — «Семеро братьев» на музыку А. Е. Варламова. В Театре оперы и балета им. С. М. Кирова дебютировал как постановщик танцев в операх, в 1957 году появился его первый полномасштабный балет, ставший поворотным пунктом для развития хореографического искусства второй половины XX века. В 1961—1964 — балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова.

В 1965 году окончил Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИС).

В 1964—1995 — главный балетмейстер Большого театра — период наивысшего художественного расцвета труппы, завоевание театром мирового признания и авторитета. «Bolshoi Ballet» совершил около ста триумфальных международных турне, закрепив лидерство русской классической школы балета. В 1991—1994 также руководил основанной им труппой «Большой театр — студия Юрия Григоровича». В 1993-1995 гг. сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.

В 1995 году Юрий Григорович покинул Большой театр и начал работать с различными российскими и зарубежными коллективами. В 1996 году осуществил первую постановку в Краснодаре — сюиту из балета «Золотой век» Д. Шостаковича. Сотрудничество с новым коллективом (ныне Краснодарский Театр балета Юрия Григоровича) успешно продолжается и по сей день. C 2007 года руководит Краснодарским театром балета[4].

В феврале 2001 года Григорович вернулся в Большой театр и с 2008 года — постоянный штатный хореограф балетной труппы.

Профессиональная и общественная деятельность

Юрий Григорович — балетмейстер-постановщик Церемоний Открытия и Закрытия Летних Олимпийских игр 1980 года

Бессменный руководитель жюри:

  • Международного конкурса артистов балета в Москве
  • Международного конкурса балета имени Сержа Лифаря в Киеве
  • Международного юношеского конкурса классического танца «Молодой балет России»

Также неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии (Варна), Финляндии, США, Швейцарии, Японии

В 1974—1988 — Профессор балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории

В 1975—1989 — Президент Комитета танца Международного института театра, с 1989 — его почетный президент

С 1988 — Заведующий кафедрой хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии

С 1989 — Президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии

С 1990 — Президент фонда «Русский балет»

C 1992 — Президент программы «Benois de la danse» под патронатом ЮНЕСКО

C 1997 — действительный член Академии Гуманитарных наук (академик)

C 2004 — Почётный член Российской академии художеств

Почётный член Австрийского музыкального общества

Семья

  • Супруга — Наталья Бессмертнова (1941—2008), выдающаяся русская балерина, солистка ГАБТ

Репертуар в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова

Полезное

Смотреть что такое “Григорович, Юрий Николаевич” в других словарях:

  • Григорович Юрий Николаевич — Григорович, Юрий Николаевич Григорович, Юрий Николаевич [[Изображение: |200px|Портрет]] Юрий Григорович после награждения орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени в 2007 году. Дата рождения …   Википедия

  • ГРИГОРОВИЧ Юрий Николаевич — (р. 1927) российский артист балета, балетмейстер, народный артист СССР (1973), профессор (1973), Герой Социалистического Труда (1986). В 1946 64 в Театре оперы и балета им. Кирова (Ленинград), в 1964 95 главный балетмейстер Большого театра.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ГРИГОРОВИЧ Юрий Николаевич — (р. 1927) российский артист балета, балетмейстер, народный артист СССР (1973), профессор (1973), Герой Социалистического Труда (1986). В 1946 64 в Театре оперы и балета им. Кирова (Ленинград), в 1964 95 главный балетмейстер Большого театра.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Григорович, Юрий Николаевич — Хореограф постановщик Государственного академического Большого театра России (г. Москва); родился 2 января 1927 г. в г. Ленинграде; окончил Ленинградское хореографическое училище в 1946 г.; 1946 1964 солист балета Ленинградского академического… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Григорович Юрий Николаевич — (р. 1.1.1927, Ленинград), советский артист балета и балетмейстер, народный артист РСФСР(1966). В 1946 окончил Ленинградское хореографическое училище по классу Б. В. Шаврова и А. А. Писарева и до 1964 был танцовщиком Ленинградского театра оперы и… …   Большая советская энциклопедия

  • ГРИГОРОВИЧ Юрий Николаевич — (р. 02 января 1927, Ленинград), российский сценарист, режиссер; лауреат Ленинской премии (1970); народный артист СССР (1973); лауреат Гос. премии СССР (1977, за театральную работу). Окончил Ленинградское хореографическое училище (1946),… …   Энциклопедия кино

  • Григорович Юрий Николаевич — (р. 1927), артист балета, балетмейстер, народный артист СССР (1973), профессор (1973), Герой Социалистического Труда (1986). В 1946 64 в Театре оперы и балета имени Кирова (Ленинград), в 1964 95 главный балетмейстер Большого театра. Поставил:… …   Энциклопедический словарь

  • Григорович, Юрий Николаевич — Сцена из балета Щелкунчик в постановке Юрия Григоровича. ГРИГОРОВИЧ Юрий Николаевич (родился в 1927), артист балета, балетмейстер, педагог. В 1946 64 в Театре оперы и балета имени С.М. Кирова, с 1964 главный балетмейстер Большого театра.… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ГРИГОРОВИЧ Юрий Николаевич — (р. 1927), русский хореограф, руководитель балетной труппы, родился в Ленинграде. Поставил в Театре оперы и балета им. С.М. Кирова балеты Каменный цветок (музыка Прокофьева, 1957) и Легенда о любви (музыка А.Дж.Меликова, 1961), после чего был в… …   Энциклопедия Кольера

  • Юрий Николаевич Григорович — Григорович, Юрий Николаевич Григорович, Юрий Николаевич [[Изображение: |200px|Портрет]] Юрий Григорович после награждения орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени в 2007 году. Дата рождения …   Википедия

Юрий Григорович
Имя при рождении Юрий Николаевич Григорович
Дата рождения 2 января 1927(1927-01-02) (95 лет)
Место рождения
Гражданство  СССР  Россия
Профессия артист балета, балетмейстер, хореограф, балетный педагог, публицист
Годы активности 1946 — н. в.
Театр ЛАТОБ имени С. М. Кирова Большой театр (ГАБТ)
Награды

Награды Болгарии

Награды других государств

Почётные звания

Государственные премии

Театральные премии

IMDb ID 0341915
 Медиафайлы на Викискладе

Ю́рий Никола́евич Григоро́вич (род. 2 января 1927, Ленинград, СССР) — советский и российский хореограф, балетмейстер, артист балета, педагог, публицист.

В 1947—1957 годах — солист Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова, в 1961—1964 годах — балетмейстер этого театра. Главный балетмейстер Большого театра в 1964—1995 годах, с 2008 года — его штатный хореограф[1]. Герой Социалистического Труда (1986)[2], народный артист СССР (1973), лауреат Ленинской премии (1970), двух Государственных премий СССР (1977, 1985), Государственной премии РФ (2017) и двух премий Правительства РФ (2002, 2011). Кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного (2017) и двух орденов Ленина (1976, 1986).

Один из самых выдающихся хореографов XX века[3] . Автор восьми оригинальных балетов, созданных в сотрудничестве с художником Симоном Вирсаладзе, а также редакций практически всех классических балетов, составляющих основу репертуара Большого театра.

Биография

Родился 2 января 1927 года в Ленинграде. Учился в Ленинградском хореографическом училище у Бориса Шаврова и Алексея Писарева (во время войны училище эвакуировалось на Урал[4]). Выпускником стал первым исполнителем партии Дона Карлоса в балете Леонида Якобсона «Каменный гость» (1946). После окончания училища в 1946 году был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, где танцевал сольные характерные и гротесковые партии.

Одновременно с артистической карьерой начал ставить в балетной студии ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького. Его первыми балетами были «Аистёнок» Д. Л. Клебанова, «Славянские танцы» на музыку А. Дворжака (оба 1947), «Семеро братьев» на музыку А. Е. Варламова (1948). В Театре оперы и балета им. С. М. Кирова сначала ставил танцы в операх, в 1957 году ему доверили сделать полномасштабную работу. Балет С. Прокофьева «Каменный цветок» декларировал симбиоз советского драмбалета и до того отвергавшегося балетного симфонизма, тем самым, став поворотным пунктом в развитии хореографического искусства СССР второй половины XX века. С этого спектакля также началось многолетнее творческое сотрудничество балетмейстера с Симоном Вирсаладзе — художником-постановщиком, ответственным за многие художественные и концептуальные решения в постановках Григоровича и позднее, вместе с ним, изменившим эстетику балета Большого театра.

В 1961 году Григорович в содружестве с Вирсаладзе поставил балет Арифа Меликова «Легенда о любви», который считается его наивысшим достижением как балетмейстера.

В 1961—1964 годах был балетмейстером Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова. В 1964 году стал главным балетмейстером московского Большого театра, занимал этот пост более тридцати лет, вплоть до 1995 года. На следующий год после переезда в Москву, в 1965 году, окончил Государственный институт театрального искусства им. А. В. Луначарского.

В 1991—1994 годах параллельно руководил основанной им труппой «Большой театр — студия Юрия Григоровича». В 1993—1995 годах сотрудничал с балетной труппой Башкирского театра оперы и балета.

Стиль управления Григоровичем балетной труппой Большого театра определяли как авторитарный, его самого нередко называли диктатором. В 1970-е — 1980-е годы главному балетмейстеру пытались противостоять Владимир Васильев и Майя Плисецкая, которые хотели ставить в театре свои спектакли и видели себя в другом репертуаре. Также Григоровича обвиняли в сломе карьеры и преждевременной смерти танцовщика Мариса Лиепы.

В 1995 году Юрий Григорович после серии скандалов и противостояний покинул Большой театр и начал работать с различными российскими и зарубежными коллективами, осуществляя постановку своих спектаклей. В 1996 году начал сотрудничество с Краснодарским театром балета, поставив сюиту из балета Д. Шостаковича «Золотой век». В 1997 году взял на себя художественное руководство [уточнить] этим новым коллективом; после премьеры своей версии «Лебединого озера» в том же году заявил о своём намерении перенести на краснодарскую сцену все свои работы. Постановки в Краснодаре Григорович осуществляет совместно с дирижёром Александром Лавренюком.

В феврале 2001 года балетмейстер вновь начал сотрудничать с Большим театром, 1 марта 2008 года он стал штатным хореографом балетной труппы[5].

Профессиональная и общественная деятельность

  • 1974—1988 — профессор балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории.
  • 1975—1989 — президент Комитета танца Международного института театра, с 1989 — почётный президент
  • с 1988 — заведующий кафедрой хореографии и балетоведения Московской академии хореографии
  • с 1989 — президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии
  • с 1990 — президент фонда «Русский балет»
  • с 1992 — президент программы Benois de la Danse, бессменный председатель жюри премии
  • с 1997 — действительный член Академии гуманитарных наук (академик)
  • с 2004 — почётный член Российской академии художеств
  • c 2013—2015 член Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации[6]
  • почётный член Австрийского музыкального общества
  • Член Украинской Академии танца.

Неоднократно возглавлял жюри балетных конкурсов в Варне (Болгария), Финляндии, США, Швейцарии, Японии. Бессменный руководитель жюри:

  • 1Отказался от награды. 2С мечами.

Эта страница в последний раз была отредактирована 5 августа 2022 в 13:19.советский и российский артист балета, хореограф, балетмейстер, педагог, Народный артист СССР 2 января 1927 95 лет назад

Юрий Григорович (Фото: Kremlin.ru, по лицензии CC BY 4.0)Юрий Григорович (Фото: Kremlin.ru, по лицензии CC BY 4.0)

В прошлом артист балета, а затем выдающийся балетмейстер и хореограф, имеющий мировое имя, Григорович является еще педагогом и крупным общественным деятелем. Значение его творчества для русского балета очень велико. Созданные Юрием Григоровичем спектакли – это национальное достояние России.

Юрий Николаевич Григорович родился 2 января 1927 года в Ленинграде (сегодня – Санкт-Петербург). Сочинять танцы он начал еще в юности, занимаясь в балетной студии Дома культуры, а затем поступил в Ленинградское хореографическое училище (ныне Государственная академия хореографического искусства имени А.Я. Вагановой), где он обучался у педагогов Б.Шаврова и А.Писарева.

Сразу после окончания училища в 1946 году Юрий был зачислен в балетную труппу Театра оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский театр), где был солистом до 1961 года. Здесь он исполнял характерные танцы и гротесковые партии в классических и современных балетах – «Князь Игорь» А.Бородина, «Бахчисарайский фонтан» Б.Асафьева, «Шурале» Ф.Яруллина, «Каменный цветок» С.Прокофьева, «Спартак» А.Хачатуряна и другие.

Несмотря на успехи в танцевальном искусстве, Юрия с самого начала привлекала самостоятельная балетмейстерская работа, сочинение танцев и создание больших спектаклей. Первые же его постановки на сцене театра им.Кирова – балетов «Каменный цветок» (1957) и «Легенда о любви» (1961) – имели оглушительный успех.

Григорович был назначен сначала балетмейстером этого театра, а в 1964 году приглашен в качестве главного балетмейстера в Большой театр и занимал эту должность до 1995 года (в 1988-1995 годах он назывался художественным руководителем балетной труппы).

На сцене Большого Григорович поставил около двадцати прекрасных спектаклей – «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро» П.Чайковского, «Спартак» А.Хачатуряна, «Иван Грозный», «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева, «Золотой век» Д.Шостаковича, «Дон Кихот» Л.Минкуса, «Жизель» А.Адана и другие.

Это время наивысшего художественного расцвета труппы, завоевания ею мирового признания и авторитета. «Большой балет Григоровича» стал целым культурным явлением. Под руководством Григоровича труппа совершала международные турне, закрепив повсеместно в мире лидерство русской классической школы балета.

Параллельно Григорович был президентом Комитета танца Международного института театра при ЮНЕСКО (в настоящее время – его почетный президент), президентом Ассоциации деятелей хореографии, президентом фонда «Русский балет» и т.д.

В 1995 году Григорович ушел со штатной работы в Большом Театре, став «свободным художником», и начал работать с разными российскими и зарубежными компаниями. Он осуществил постановку своих балетов и классических спектаклей в городах России и во многих театрах мира. Причем каждый раз на новой сцене создавал новые редакции и версии, совершенствуя свои постановки. В феврале 2008 года Юрий Григорович по предложению руководства Большого театра вернулся в Большой и стал штатным хореографом труппы, он занимает эту должность и сегодня.

С Григоровичем работали все ведущие танцовщики России: Н.Бессмертнова (его жена), М.Плисецкая, Е.Максимова, В.Васильев, М.Лиепа, М.Лавровский и другие. Вместе с его спектаклями появилось новое поколение талантливых исполнителей – А.Осипенко, И.Колпакова, А.Грибов…

Также Юрий Николаевич известен и своей активной преподавательской деятельностью. В 1974–1988 годах он был профессором балетмейстерского отделения Ленинградской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. С 1988 года является заведующим кафедрой хореографии и балетоведения в Московской государственной академии хореографии.

Заслуженный артист России, Народный артист СССР, лауреат Ленинской и нескольких Государственных премий, кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного – Юрий Григорович награжден почетным призом Парижской академии танца, орденами Ленина, Октябрьской революции, «За заслуги перед Отечеством» I, II и III степени и многими другими наградами. Он является почетным членом Австрийского музыкального общества и Российской академии художеств, членом Венского музыкального общества и Украинской Академии танца, а еще – бессменным руководителем жюри нескольких международных танцевальных конкурсов.

ВконтактеОдноклассникиМой мир

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий