Геннадий Шпаликов: биография, интересные факты из жизни известного человека, кто еще из известных людей родился, умер 6 сентября

Биография

Геннадий Шпаликов — советский сценарист, режиссер и поэт. Авторству Шпаликова принадлежат сценарии к культовым фильмам, ставшим символами поколения. Стихотворения Геннадия Федоровича до сих пор звучат на творческих вечерах, а песни хорошо помнят на всем постсоветском пространстве.

Детство и юность

Геннадий Федорович Шпаликов родился в городе Сегеже 6 сентября 1937 года. Мама Людмила Никифоровна занималась домашним уютом и детьми, отец Федор Григорьевич строил бумажно-целлюлозный комбинат. С мальчиком подрастала младшая сестра Елена.

После начала войны старший Шпаликов отправился на фронт. В 1944 году мужчина оказался в Польше и принял участие в освобождении страны от фашистских захватчиков. В одном из боев он получил серьезное ранение, которое привело к летальному исходу.

Геннадий рос под присмотром матери. Молодого человека отдали в Киевское Суворовское училище, после окончания которого поэт отправился в военкомат. Этот период жизни Шпаликова связан с началом творческой деятельности. Первые стихи и рассказы сложились именно в эти годы, 2 произведения даже опубликовали в молодежном издании «Сталинское племя».

Затем Геннадий поступил в Московское пехотное училище имени Верховного Совета РСФСР, но из-за повреждения ноги подававшего надежды курсанта комиссовали. По одной из версий, травму Шпаликов случайно получил во время учений и даже чуть не попал под танк, по другой — нанес намеренно, чтобы не идти на экзамен по физике.

В 1956 году Геннадий попал в ряды студентов сценарного факультета ВГИКа. Вместе с поэтом учились Андрей Кончаловский и Андрей Тарковский. Кроме того, в ближний круг Шпаликова входили актер Павел Финн и режиссер Юлий Файт.

Литература

Еще в ранние годы Геннадий Федорович начал писать стихи, а после — и рассказы. Помимо этого он трудился редактором в молодежной газете. Среди вещей Шпаликова нашли десятки личных дневников: привычка описывать происходящее, мысли и желания сохранялась у Геннадия в течение всей жизни.

Стоит отметить, что к собственным рифмованным строчкам автор относился менее серьезно, чем к работе над фильмами. Тем не менее ряд творений Шпаликова имел успех. Широкое распространение получило «По несчастью или счастью». Познакомиться со стихотворениями Геннадия Федоровича можно не только в опубликованных сборниках, таких как «Пароход белый-беленький» или в старых советских лентах. Строчки Шпаликова звучат и в сериале Первого канала «Оттепель».

Возникшие проблемы с цензурой в кинематографе привели к тому, что в какой-то момент Шпаликов полностью переключился на романистические произведения. Геннадий начал писать роман, но завершить не успел. Сохранились лишь только части планируемой книги, по которым можно составить мнение о творчестве сценариста.

Фильмы

Во время учебы во ВГИКе Геннадий Шпаликов написал первый сценарий. Эта работа привела к сотрудничеству с режиссером Марленом Хуциевым. Совместное творчество вылилось в киноповесть «Застава Ильича». Однако находившийся в то время у власти Никита Хрущев ленту не оценил, поэтому фильм подвергли цензуре.

Специалисты удалили ряд кадров, а сценарий вернули Шпаликову. От студента требовалась переработка истории, но Геннадий настаивал на прежней версии и даже выступил с критикой цензурных ограничений. Поведение молодого автора затянуло выпуск картины до 1965 года.

В 1962-м Геннадию Федоровичу посчастливилось работать с Георгием Данелией. 25-летний парень создал сценарий к фильму «Я шагаю по Москве». Худсовет противился истории, которую хотели представить Данелия и Шпаликов, но Георгий настаивал на своем и дошел до заместителя председателя Госкино Владимира Баскакова.

Это сыграло значительную роль, но несколько изменить сценарий все же пришлось. Геннадию Федоровичу понадобилось быстро придумывать и включать в историю кадры «со смыслом». Опасения худсовета оказались напрасными. Зрители с первых минут полюбили ленту и разобрали на цитаты, а финальная песня и вовсе стала слышна из каждого динамика.

Слова для композиции написал Шпаликов. Как это произошло, доподлинно неизвестно. По одной версии, поэт составил текст на съемочной площадке, по другой — набросал знаменитые строчки прямо на меню, сидя в ресторане «София».

В 1966 году на советские экраны вышел фильм «Долгая счастливая жизнь», ставший единственной режиссерской работой Геннадия Федоровича. На главные роли создатель пригласил Кирилла Лаврова и Инну Гулую. Несмотря на то что в СССР популярностью драма не пользовалась, на Международном фестивале авторского кино, который проходил в Бергамо, проект завоевал главный приз. «Долгую счастливую жизнь» отметил итальянский маэстро Микеланджело Антониони.

В то же время зрители познакомились с киноповестью «Я родом из детства». Картиной занимался Виктор Туров, но основу, то есть сценарий, подготовил Шпаликов. Белорусские критики внесли ленту в разряд лучших в истории местного кинематографа. Но затем востребованность Геннадия Федоровича пошла на спад.

В 1971 году у Шпаликова взяли сценарий для фильма «Ты и я». Проект получился тяжелым, так как показывал крах иллюзий и представлений людей о мире, в котором они живут. Идея не пришлась по душе гражданам СССР, но на Венецианском кинофестивале эксперты вручили создателям награду. Провалилась и драма «Пой песню, поэт…», режиссером которой стал Сергей Урусевский.

Мультфильмы

Первой мультипликационной лентой, к которой приложил руку Геннадий Федорович, оказалось сатирическое рисованное творение Андрея Хржановского «Жил-был Козявин». Конечно, оригинальный сценарий Шпаликова получился острым, но работа появилась на экранах уже в 1966 году.

А вот другому мультфильму, сценарий для которого написал кинодеятель, пришлось ждать своего часа на полке целых 20 лет. Пронзительная драма о свободе творчества «Стеклянная гармоника» оказалась совсем не к месту в год советского вторжения в Чехословакию.

Песни

Хотя Геннадия Федоровича нельзя отнести к представителям движения бардов, авторских музыкальных произведений в копилке поэта было предостаточно. Сохранились записи домашних выступлений Шпаликова в близком кругу.

Но куда больше драматург известен как создатель песен для фильмов. Первая композиция Геннадия Федоровича, с которой познакомились кинозрители, — «Палуба», звучавшая в картинах «Коллеги» и «Трамвай в другие города». Большое впечатление на Петра Тодоровского произвело творение Шпаликова «Городок провинциальный», которое режиссер выпросил у знакомого для своего «Военно-полевого романа».

Но самым известным произведением Геннадия Федоровича является «Я шагаю по Москве». Шпаликов шутил, что если бы каждый, распевающий этот шлягер, выдал автору по рублю, то тот мог бы стать миллионером.

Личная жизнь

В биографии Геннадия Шпаликова сказано, что женат поэт был дважды. Первой супругой разностороннего таланта выступила коллега Наталья Рязанцева. Студенческий роман закрутился так быстро, что молодые люди вскоре отправились в загс. Влюбленность прошла, а свидетельство о браке осталось. Супруги приняли решение развестись и пойти каждый своей дорогой.

На пути драматурга появилась Инна Гулая. Любовь довела творческих людей до свадьбы. Жена Шпаликова была актрисой и из прочих красавиц выделялась неземной, даже ангельской внешностью. Но проблемы с цензурой серьезно сказались на моральном состоянии Геннадия Федоровича, а отсутствие занятости привело к безденежью.

Вскоре у супругов родилась дочь Даша, но даже это не помешало Шпаликову вернуться к любимому развлечению — застольям. Геннадий Федорович выпивал с друзьями, позже присоединилась к вечеринкам и Инна. Непростые отношения между супругами постепенно накалялись, усугубляли проблему бессонные ночи и отсутствие работы.

Постоянные ссоры и скандалы не добавляли романтизма личной жизни Геннадия и Инны, поэтому супруг решил уйти из семьи. Существенных изменений это не принесло. Шпаликов оказался фактически бездомным, жил то у друзей, то у случайных знакомых.

Судьба дочери Геннадия Федоровича оказалась не менее трагической. После гибели матери наследница бросила карьеру в театре и отправилась в Свято-Троицкий монастырь, расположенный в Коломне. Через 1,5 года Дарья попыталась вернуться на театральный помост, но руководство решило уволить дочь сценариста. Травмы детства и возможная причина смерти матери (по одной из версий Гулая покончила с собой) привели Дарью Геннадиевну в психиатрическую больницу.

Смерть

Неожиданно в 1974 году Геннадий Федорович вернулся к работе. Автор приступил к написанию новой истории «Девочка Надя, чего тебе надо?». Неизвестно, почему Шпаликов считал, что сюжет обязательно воспримут с ажиотажем. Сценарий оказался слишком драматическим, даже трагическим. Завершив труд, Геннадий отправил конверт в Госкино, но ответа не получил.

Это стало последней каплей в непростой судьбе творческой личности. Он отправился к другу-художнику с целью занять денег, но получил отказ. На пути Шпаликова появился знакомый режиссер, который ссудил Геннадию Федоровичу некоторую сумму. Тот в очередной раз выпил вина и отправился на кладбище, где проходила церемония открытия мемориальной доски Михаилу Ромму.

Выступить с речью Шпаликову никто не дал, поэтому он вернулся в Переделкино, где жил в последнее время, взобрался на 2-й этаж дома, свернул шарф в петлю и ушел из жизни в возрасте 37 лет. Страшную картину первым увидел Григорий Горин, но спасти Геннадия не удалось. Смерть потрясла экс-жену Инну.

Могила сценариста, режиссера и поэта находится на Ваганьковском кладбище, на ней установлен скромный черный памятник. Поклонники могут также лицезреть монумент Геннадия Федоровича у входа во ВГИК, где Шпаликова изобразили в компании Василия Шукшина и Андрея Тарковского.

В память о творце в 2005 году создали документальный фильм «Людей теряют только раз». Позже появилась еще одна лента «Геннадий Шпаликов. Жизнь обаятельного человека».

Фильмография

  • 1962 — «Звезда на пряжке»
  • 1962 — «Трамвай в другие города»
  • 1963 — «Я шагаю по Москве»
  • 1964 — «Застава Ильича»
  • 1966 — «Жил-был Козявин»
  • 1966 — «Я родом из детства»
  • 1966 — «Долгая счастливая жизнь»
  • 1968 — «Стеклянная гармоника»
  • 1971 — «Ты и я»
  • 1971 — «Пой песню, поэт…»
  • 1994 — «День обаятельного человека»

Библиография

  • 1979 — «Избранное»
  • 1998 — «Я жил как жил»
  • 2000 — «Прощай, Садовое кольцо»

Интересные факты

  • Любимым поэтом Шпаликов называл Владимира Маяковского. Известно, что незадолго до смерти Геннадий Федорович плотно занимался биографией классика.
  • За горячий нрав, который порой проявлял сценарист, Данелия наградил коллегу прозвищем Гена Цвале.
  • Восточные черты лица Шпаликов получил благодаря отцу — Федор Григорьевич имел башкирские корни.

1 ноября – день памяти замечательного советского поэта, «певца 1960-х», автора стихотворения «А я иду, шагаю по Москве», сценариста и кинорежиссера Геннадия Шпаликова. 45 лет назад, в 1974 г. он покончил с собой. Ему было всего 37 лет – возраст, роковой для многих знаменитых поэтов. Позже Шпаликова называли «ярчайшей легендой 1960-х», символом поколения эпохи оттепели, а при жизни он так и не смог найти своего места среди людей, словно был героем другого века… Поэт в молодости | Фото: 24smi.org, colta.ruО нем писали, что с самого детства его не покидало ощущение сиротства – впрочем, как и многих «детей войны». Геннадий Шпаликов родился в 1937 г., а в 1944 г. потерял отца, военного инженера. Спустя 3 года юноша поступил в Киевское суворовское военное училище, и среди его сокурсников было много детей погибших фронтовиков. Истории его друзей и их семей накладывались на личные воспоминания и переживания Шпаликова, и тема военного детства стала позже одной из основных в его творчестве. А сам он военным так и не стал – после того, как получил травму колена, комиссия признала его негодным для дальнейшей службы. Поэт в молодости | Фото: 24smi.orgОн родился в сталинскую эпоху, а его молодость пришлась на пору оттепели. Шпаликов стал настоящим «певцом 1960-х», ведь именно по его сценариям были сняты легендарные фильмы, ставшие символом того поколения, – «Мне двадцать лет» («Застава Ильича») и «Я шагаю по Москве». Шпаликов не только был автором сценария фильмов, но и написал песню «А я иду, шагаю по Москве», которую позже назвали гимном шестидесятников. Поэт, сценарист, кинорежиссер Геннадий Шпаликов | Фото: rg.ruК сожалению, очень часто случается так, что талантливейшие поэты получают признание только после своей смерти. В какой-то степени это относится и к Шпаликову, который во многом опережал свое время. В народе песни на его стихи были невероятно популярны, но не все его творческие идеи встречали понимание и одобрение. Так случилось с первым фильмом, над сценарием которого работал Шпаликов. Режиссер Марлен Хуциев предложил поэту стать соавтором сценария, когда он еще был студентом сценарного факультета ВГИКа. Марлен Хуциев и Геннадий Шпаликов, 1963 | Фото: 24smi.orgБлагодаря Шпаликову в фильме появились живые диалоги, передающие неподдельные чувства молодежи 1960-х – главных героев «Заставы Ильича» и ровесников поэта. Фильм получился лиричным и светлым, но Хрущеву он показался идеологически вредным: «Три парня и девушка шляются по городу и ничего не делают. Они показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться». Геннадий Шпаликов и Марлен Хуциев на съемках фильма *Застава Ильича*, 1963 | Фото: raven-yellow.livejournal.comА Шпаликов и сам был таким же – ищущим, сомневающимся, не знающим «как жить и к чему стремиться». Он и сам часто без цели так же «шлялся по городу» с котом за пазухой. Так же себя вели и герои следующего фильма, снятого по его сценарию, – «Я шагаю по Москве». Когда Шпаликов принес свой новый сценарий режиссеру Георгию Данелии, с котом за пазухой и бутылкой шампанского в авоське, там была всего одна сцена, позже ставшая самой узнаваемой в этом фильме: «Так. Двое. Она идет по улице, он едет на велосипеде. Идет дождь, а она… она без зонтика. А он едет на велосипеде… и достает зонтик. А она… она уворачивается, а он… все равно едет за ней с зонтиком». Вот так позже и родился легендарный фильм – просто из беззаботного настроения, из одной поэтичной сцены. Наверное, Шпаликов всегда оставался в первую очередь поэтом, и его сценарии, как и фильмы, по ним снятые, всегда были очень лиричны. Данелия говорил: «Если бы не поэтический взгляд Геннадия Шпаликова – фильма бы не было». Кадр из фильма *Я шагаю по Москве*, 1963 | Фото: raven-yellow.livejournal.comКонечно, цензорам это казалось абсолютной бессмыслицей и безделушкой. Первым вопросом к создателям фильма на худсовете был: «А о чем фильм-то?» Вопросы вызвал и жанр – режиссер заявил о том, что это комедия. «А почему не смешно?» Данелия не растерялся: «Потому что это лирическая комедия». Так родился новый жанр советского кинематографа. Марианна Вертинская, Андрон Кончаловский и Геннадий Шпаликов | Фото: colta.ru Поэт, сценарист, кинорежиссер Геннадий Шпаликов | Фото: colta.ru, 24smi.orgНе видел ни эстетической ценности, ни социальной пользы в творчестве Шпаликова и Никита Хрущев. В 1963 г. он устроил разнос творческой интеллигенции в Кремле, и самой жесткой критике подверглась «Застава Ильича». Но вместо покаяния в ответ на критические выпады Марлен Хуциев начал отстаивать свою картину, а Шпаликов и вовсе заявил, что вскоре в стране настанет время, когда кинематографисты будут пользоваться такой же славой, как космонавты, и что он убежден в своем праве на ошибку. Его слова утонули в гуле неодобрения. Певец 1960-х Геннадий Шпаликов | Фото: colta.ruСуществует и другая версия этих событий. Якобы между Хрущевым и Шпаликовым тогда произошел такой диалог: А самым невероятным был финал этого диалога: после неожиданной дерзости Шпаликова весь зал притих, и тут Хрущев вдруг начал аплодировать – а за ним и все присутствующие. Наверное, такая легенда могла родиться только в эпоху оттепели… Друг поэта, кинорежиссер Юлий Файт, о нем говорил: «В воздухе была надежда на свободу, и мы дышали этим воздухом, а как точно заметил Сергей Соловьев, Шпаликов этот воздух создавал». Поэт, сценарист, кинорежиссер Геннадий Шпаликов | Фото: biographe.ruМногие сценарии Шпаликова так и не нашли своего воплощения в кино. Многое из задуманного им отвергалось. Многие надежды не оправдались. Единственным фильмом, в котором он выступил не только как сценарист, но и как режиссер, была картина «Долгая счастливая жизнь». А жизнь самого Шпаликова не оказалась ни долгой, ни счастливой. Вторая половина 1960-х гг. стала для Шпаликова периодом творческой невостребованности. Его замыслы не находят реализации, внутренние противоречия приводят к депрессии, спасение от которой поэт пытался найти в алкоголе. Его жена, актриса Инна Гулая, устала бороться с пьянством мужа, опасаясь за судьбу их дочери. Разлад в семье привел к тому, что он ушел из дома. Ночевать приходилось у знакомых или на вокзале. Поэт с женой | Фото: colta.ru Поэт с женой и дочерью | Фото: 24smi.org1 ноября 1974 г. Геннадия Шпаликова нашли повешенным. Кто-то считал, что поэта погубил диктат чиновников и развернувшаяся в 1970-х борьба со свободомыслием, кто-то был уверен в том, что он загубил себя сам, не справившись с алкогольной зависимостью. П. Леонидов утверждал, что в конце 1960-х гг. слышал от Шпаликова такой монолог: «Вот я – алкоголик профессиональный, Витя Некрасов тоже, есть еще люди, а остальные писатели профессиональные, а главный среди них – Евтуженька. В СССР нет выбора вне выбора. Или ты пьешь, или ты подличаешь, или тебя не печатают. Четвертого не дано». Геннадий Шпаликов | Фото: colta.ru, 24smi.org Геннадий Шпаликов | Фото: colta.ruНезадолго до смерти Шпаликов признавался: «Конечно, я родился писателем – по призванию, по влечению, но, как это часто бывает, много не успел… Итак, успел я мало. Думал иной раз хорошо (как и многие), но думать – не исполнять… Но каждый успевает отпущенное…». Хотя песни на стихи Шпаликова пела вся страна, первый сборник его поэтических произведений и сценариев вышел только через 5 лет после смерти автора. Поэт, сценарист, кинорежиссер Геннадий Шпаликов | Фото: domkino.tv Памятник знаменитым выпускникам ВГИКа | Фото: raven-yellow.livejournal.comФильмы, снятые по его сценариям, давно стали классикой советского кино: За кадром «Я шагаю по Москве».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Геннадий Шпаликов – советский поэт и сценарист. Из-за ожесточенной системы цензуры он практически лишился работы, что привело к обострению депрессии из-за невостребованности и алкогольной зависимости. Осенью 1974 года поэт повесился на съемной даче.

В 1974 году на 38 году жизни не стало одного из самых один из самых ярких представителей поколения «шестидесятников»: талантливого сценариста и поэта СССР, автора сценария фильма и одноименной песни «Я шагаю по Москве». В биографии Геннадия Шпаликова множество трагических поворотов: борьба с алкоголизмом, разрыв с семьей, творческая нереализованность.

Дата и обстоятельства смерти

1 ноября 1974 года Шпаликов, попросив у одного из знакомых взаймы немного денег, отправился на Новодевичье кладбище, где было организовано торжественное мероприятие: открытие памятника в честь режиссера Михаила Ромма. Очевидцы утверждают, что поэт хотел сказать речь, но его не допустили к трибуне. После этого вместе с известным драматургом Григорием Гориным они отправились на одну из дач Союза Писателей в Переделкино, где сценарист снимал комнату.

Горин занял Шпаликову три рубля, на которые тот купил вино. Некоторые источники утверждают, что перед этим поэт был в завязке: несколько месяцев не прикасался к алкоголю.

Рисунок 1. Шпаликов верхом на лошади

Сценарист поднялся на второй этаж дачи к себе в комнату. Спустя некоторое время Горин заволновался и стал стучаться в дверь. Не услышав ответа, он по водосточной трубе поднялся к окну и, выдавив стекло, обнаружил тело Геннадия Шпаликова, повесившегося на двери на собственном шарфе.

Драматург вызвал милицию и спрятал бумаги, которые лежали на столе – в них оказались последние стихи и предсмертная записка приятеля: «Вовсе это не малодушие, – не могу я больше с вами жить», – написал в своем последнем письме поэт.

О причинах самоубийства таланта такой величины спорят многие: некоторые считают, что последней каплей стал уход жены, другие – полное отсутствие денег. На сберегательной книжке сценариста оставалось не более 40 копеек.

Коллеги указывали на сложности в работе, связанные с цензурой – творчество Шпаликова нельзя было назвать идеологически выверенным. Незадолго до смерти он отправил в Госкино свой новый сценарий «Девочка Надя, чего тебе надо?». Повествование было названо друзьями автора криком души. Согласно авторскому замыслу, главная героиня, работающая на заводе, становится депутатом Верховного Совета СССР и сталкивается с множеством трудностей, связанных с работой чиновничьего аппарата. В финале Надя сжигает себя на куче мусора – экранизация такого сюжета была немыслима для Советского Союза.

После трагической гибели поэта, его друзья вспомнили о заключенном в студенчестве пари: если каждый из участников спора не сможет достичь чего-то в жизни к 37 годам, то нужно покончить с собой. Возраст был выбран неслучайно. Именно 37 год стал роковым для многих великих людей, например, Пушкина и Маяковского.

В 1979 году был опубликован единственный сборник стихов Геннадия Шпаликова «Избранное».

Рисунок 2. Памятник известным ВГИКовцам: Шпаликову, Тарковскому и Шукшину.

Поэт похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Краткая биография

Гена родился в небольшом городе в Карелии. Его отец был военным инженером: работал на бумажно-целлюлозном комбинате. После смерти отца в годы войны, воспитанием сына занималась мать.

Детство, юность и учеба Шпаликова

С раннего детства мальчика готовили к военной службе: окончив школу, он отправился в Суворовское училище в Киеве, куда семья перебралась к тому времени.

Поступив в Московское высшее военное командное училище, Шпаликов получил травму колена, после чего был вынужден оставить учебу. К тому времени юноша уже начиналась его творческая биография – он писал стихи, поэтому выбирая дело на всю оставшуюся жизнь, решил поступать во ВГИК на сценарный факультет. По словам знакомых поэта, он практически сразу был зачислен – талант молодого человека был очевиден.

Работа сценаристом

В качестве сценариста Шпаликов себя попробовал еще будучи студентом ВГИКа благодаря режиссеру Марлену Хуциеву, снявшему знаменитую «Весну на заречной улице». Новой работой режиссера стал кинофильм «Застава Ильича». Сюжет рассказывает три разные истории взросления молодых людей. Хуциев взял в соавторы неопытного сценариста, чтобы лучше прописать характеры персонажей.

Фильм подвергся резкой критике: свое недовольство сюжетом высказал и глава советского правительства Никита Хрущев. В гневной речи Хрущев осудил действия персонажей – по его словам, молодежь в картине представлена безвольной и сомневающейся, тогда как советские люди всегда должны видеть перед собой четкие цели.

Некоторые сомневаются, что Никита Сергеевич видел картину. Возможно, он просто повторил чей-то комментарий.

В результате, некоторые сцены пришлось вырезать, а другие переснять. Молодой сценарист был возмущен наложенными ограничениями, однако все же переработал неугодные моменты. Фильму даже дали другое название – «Мне двадцать лет».

Рисунок 3. Сценарист и Марлен Хуциев

Следующей работой, принесшей Шпаликову успех, стал сценарий для фильма «Я шагаю по Москве», снятый Георгием Данелия. Цензура диктовала свои правила, поэтому в сюжет пришлось внести огромное количество правок. Для заглавной песни поэт написал слова. Публике фильм сразу полюбился: его буквально разобрали на цитаты.

Сюжет белорусского фильма «Я родом из детства» о детях военного времени получил несколько премий на кинофестивале республик Прибалтики, Белоруссии и Молдавии, и был тепло встречен публикой. После выхода картины, у сценариста началось тяжелое время, когда он получал отказ за отказом в экранизации своих работ. Начавшиеся материальные трудности надломили его окончательно: именно этому периоду жизни приписывают начало серьезной алкогольной зависимости.

Режиссер

Единственный раз Шпаликову удалось попробовать себя в роли режиссера – во время съемок фильма «Долгая счастливая жизнь». Советские критики, ожидаемо, восприняли новую работу скандального сценариста в штыки, поэтому фильм на долгие годы лег на полку в родной стране. Однако оригинальная авторская режиссерская манера была по достоинству оценена на Международном фестивале кино в Бергамо, где «Долгая счастливая жизнь» получила главный приз.

Рисунок 4. Кадр из фильма «Долгая счастливая жизнь»

Снова обсуждать картину стали только спустя десятилетия, отмечая как качественную режиссуру, так и мастерскую операторскую работу.

После провала фильма Шпаликов подал в худсовет заявку на постановку чеховской повести «Скучная история», но получил отказ.

Поэт

На светлые и проникновенные стихи Геннадия Шпаликова написано множество песен. Тексты поэта становились основой для баллад Татьяны и Сергея Никитиных, Владимира Высоцкого и Александра Галича. За теплоту и душевность композиций, бардовский стиль исполнения называли музыкой московских кухонь.

Неоднократно композиции звучали и в кино. Стихотворение «По несчастью или к счастью, истина проста: » прозвучало в картине «Подранки». Песня «Палуба» на стихи Шпаликова была написана для картины «Коллеги», «Я шагаю по Москве» – для одноименной картины Георгия Данелии.

Друзья и знакомые

В самом начале своей карьеры, до первых личных неудач в профессиональной деятельности, молодой поэт был общительным и веселым человеком. Таким вспоминает его и известная поэтесса Белла Ахмадуллина – давняя приятельница. Последние годы жизни Геннадия она описывает как унизительные: жизнь в нужде, невостребованность и одиночество, однако высоко оценивает силу его таланта.

Со многими в будущем известными режиссерами Шпаликов познакомился, будучи студентом ВГИК. Среди его приятелей были Андрей Тарковский, Сергей Соловьев и Андрей Кончаловский.

Рисунок 5. Шпаликов (в центре) вместе с Виктором Кондыревым (слева) и Виктором Некрасовым (справа)

Одним из самых близких друзей для сценариста был писатель Виктор Некрасов – автор нашумевшей книги «В окопах Сталинграда». За свои взгляды писатель регулярно подвергался порицанию со стороны власти, и, в конце концов, был вынужден эмигрировать во Францию. Шпаликов посвятил писателю один из своих последних стихов:

Получив от знакомых новости о смерти друга, Некрасов был сильно расстроен, и впоследствии неоднократно рассказывал о нем в беседах и своих произведениях.

Личная жизнь

Геннадий Шпаликов был женат дважды. Первой женой стала Наталья Рязанцева – студентка ВГИКа. Вскоре пара рассталась из-за пристрастия поэта к алкоголю. После развода, мужчина начал бродяжничать и писать сценарии на телеграфных бланках на почте.

Рисунок 6. Вместе с женой и дочерью

Вторая жен сценариста – уже состоявшаяся к тому времени актриса Инна Гулая, известная ролью Наташи в картине «Когда деревья были большими». Безумная влюбленность вскоре переросла в брак, а позже в семье родилась дочь Даша.

Шпаликов не переставал пить, переживая трудности в работе, и постепенно приучил к застольям и жену. Устав от такой жизни, женщина подала на развод. После трагических событий, многие обвинили Инну в смерти мужа. Спустя 16 лет она умерла при невыясненных обстоятельствах: по некоторым версиям от передозировки снотворным.

Александр Яценко читает стихотворение Геннадия Шпаликова в рамках проекта «Оттепель»

Геннадий Федорович Шпаликов — советский сценарист, режиссер, поэт. По написанным им сценариям были сняты любимые многими “Я шагаю по Москве”, “Застава Ильича”, “Я родом из детства”, “Ты и я”. Он — само воплощение шестидесятых, в его творчестве присутствуют те самые легкость, свет и надежда, которые были присущи той эпохе. В биографии Геннадия Шпаликова тоже много легкости и свободы, однако она больше похожа на сказку с печальным концом.

image

Детство

Геннадий Шпаликов родился 6 сентября 1937 года в Карельской области, в городе (тогда еще поселке) Сенежа. Он появился в семье кадровых военных: его отец был военным инженером и строил в Карелии бумажно-целлюлозный комбинат, а дед по матери был генералом, героем Советского Союза. После окончания строительства в 1939 году семья вернулась в Москву. В 1941 году началась война и отец ушел на фронт, а семью эвакуировали в деревню Аларга, расположенную недалеко от города Фрунзе. С войны отец так и не вернулся живым — погиб в Польше зимой 1944 года. Возможно, военное детство и ранняя смерть отца сыграли большую роль в становлении личности Шпаликова: и его творчество, и его судьба наполнены ощущением юности и беззаботности — он будто отказывается взрослеть.

Училище

В 1945 году Гена Шпаликов поступил в школу, а в 1947 году его, как сына погибшего офицера, определили на учебу в Киевское суворовское военное училище. Там впервые проявился его талант: он стал писать рассказы, вести дневник, увлекся поэзией (причем ранние стихи Геннадия Шпаликова уже тогда были популярны среди его сверстников — девочки из соседней школы сочинили и распевали песню на его стихотворение “Запрещенная любовь”, чем он впоследствии очень гордился, а другие стихи — “официальные” — даже были напечатаны в газете). После окончания Киевского училища в 1955 году он пошел в Московское высшее военное командное училище, но через год повредил ногу и был комиссован по состоянию здоровья.

ВГИК

В 1956 году Геннадий Шпаликов, несмотря на огромный конкурс, почти без подготовки, с первого раза поступил на сценарный факультет ВГИКа. Там он знакомится со своей первой женой — студенткой сценарного факультета Натальей Рязанцевой (они поженились в 1959 году), а также со своими будущими друзьями и коллегами по ремеслу — Андреем Тарковским, Андроном Кончаловским, Павлом Финном, Юлием Файтом, Александром Княжинским, Михаилом Ромадином, Беллой Ахмадулиной. С момента поступления у Шпаликова начинается новая жизнь: творчество, интересное общение, богемная среда, веселые застолья. Он был душой компании — остроумный, общительный, обаятельный, открытый, всегда готовый участвовать в забавах и гулянках. Возможно, именно с той поры берет начало его пагубная привычка к выпивке, которая будет сопровождать его всю жизнь и в итоге приведет к гибели. Эта пагубность была обнаружена им не сразу: особенностью Шпаликова было то, что он легко мог работать в состоянии опьянения, поэтому поначалу он верил, что никакого серьезного вреда алкоголь ему не приносит, а когда этот вред обнаружился, было уже поздно.

“Застава Ильича”

Еще учась на последнем курсе ВГИКа, Шпаликов начал сотрудничать с режиссером Марленом Хуциевым в работе над сценарием “Застава Ильича”. Фильм был закончен к концу 1962 года и был тепло встречен критиками, однако дальнейшая судьба картины оказалась сложной: ее раскритиковал сам Никита Хрущев, поэтому сценарий пришлось сильно переписать, и в итоге после многолетних переделок фильм превратился из “Заставы Ильича” в “Мне 20 лет” (зрители смогли увидеть изначальную режиссерскую версию фильма только почти тридцать лет спустя).

image

На встрече Хрущева с деятелями искусства в 1963 году Марлен Хуциев признал свои ошибки и подтвердил свою готовность изменить картину, однако молодой и неопытный Геннадий Шпаликов повел себя более дерзко: он сказал, что однажды деятели кинематографии в СССР будут так же прославлены, как и герои-космонавты, и что он просит присутствующих не судить фильм слишком сурово, потому что у них должно быть право на ошибку, чтобы открывать в киноискусстве что-то новое. Его заявление вызвало возмущение среди присутствующих, однако никаких негативных последствий для Шпаликова не последовало; более того, ему выдали квартиру.

Семья

В это время в личной жизни Геннадия Шпаликова происходили большие изменения. Незадолго до того он расстался со своей первой женой и в 1962 году по большой и взаимной любви женился на Инне Гулой — молодой актрисе, недавно снявшейся в фильме “Когда деревья были большими” и ставшей настоящей звездой.

image

19 марта 1963 года у них родилась дочь Даша; казалось, что Шпаликов завязал с выпивкой и в его личной жизни воцарилась идиллия. Однако счастье не продлилось долго — пристрастие к алкоголю взяло вверх и впоследствии привело к разладу между супругами. Две яркие личности не смогли ужиться вместе, начались ссоры и скандалы, и в итоге отношения между ними испортились настолько, что Шпаликов почти не жил дома, а скитался по домам друзей и знакомых, а их дочь из-за сложной обстановки в семье периодически жила в интернате.

Слава

Но это случится позже, а сейчас Шпаликов наслаждается взаимной любовью, творчеством и славой. По его сценариям снимаются фильмы “Трамвай в другие города”, “Звезда на пляже”. В начале шестидесятых он — самый известный сценарист; несмотря на молодость, о нем пишут статьи, его ценят режиссеры. Он искренен и поэтичен, светел и полон надежд. Он верит в свой талант и отказывается идти на компромиссы, отстаивает свое право на свободное творческое самовыражение. Вдохновение Шпаликов черпает на улице: как и его герои, больше всего он любит гулять — просто бродить по улицам, наблюдая разные жизненные сюжеты и человеческие характеры. Его поэзия складывается из будничных обстоятельств, однако в ней чувствуется особая мелодия, определенный ритм. Истории, которые он рассказывает, просты, но в этой простоте — парящая легкость, присущий молодости оптимизм, ощущение праздника, неуловимая нежность. Он точнее многих других умеет передать внутреннее состояние людей той эпохи, их жажду свободы и открытости, надежду на светлое будущее. Фильмы Геннадия Шпаликова любимы публикой, он уважаем коллегами и друзьями — и кажется, что перед ним открывается долгая и счастливая жизнь.

“Я шагаю по Москве”

В 1963 году появился фильм, принесший наибольшую славу Геннадию Шпаликову, – “Я шагаю по Москве”. Режиссер фильма Георгий Данелия в своих мемуарах рассказывает, что текст знаменитой одноименной песни был написан Шпаликовым экспромтом прямо на съемках за считаные минуты после того, как режиссер забраковал его предыдущий вариант. Изначально этот фильм тоже не хотели принимать из-за отсутствия внятной идеологии, и тогда в картине появилась сцена с писателем и с полотером, роль которого сыграл Владимир Басов. После выхода на экраны “Я шагаю по Москве” становится одним из самых любимых фильмов советских зрителей, а Геннадий Шпаликов переживает наивысший пик своей творческой биографии.

image

“Долгая счастливая жизнь”

В 1966 году появляется первый (и, как оказалось, последний) фильм Геннадия Шпаликова как режиссера — “Долгая счастливая жизнь”. Там снялись Кирилл Лавров и супруга Шпаликова, Инна Гулая, для которой эта роль и писалась.

image

Фильм занял первое место на Международном кинофестивале авторского кино в Бергамо, но в СССР его не оценили ни простые зрители, ни критики. В этом же году по сценарию Шпаликова была снята картина “Я родом из детства”, которая считается лучшей за всю историю создания белорусского кино. Однако с этого момента карьера и личная жизнь Шпаликова начинают катиться вниз. Как и в самом его одноименном фильме, обещание “долгой счастливой жизни” оказалось миражом, который рано или поздно растает.

Упадок

Мы подошли к наиболее печальной части биографии Геннадия Шпаликова. За несколько лет, прошедших до самоубийства в 1974 году, по его сценариям сняты всего два фильма и один мультфильм. Какое-то время семья живет на то, что Инна Гулая зарабатывает в театре, однако пристрастие Шпаликова к алкоголю приводит к конфликту между супругами. В конце концов он уходит из дома, лишившись таким образом и средств к существованию, и жилья, скитается по квартирам знакомых и живет на то, что ему еще одалживают друзья.

Несмотря на то, что сейчас два последних фильма по сценариям Шпаликова считаются классикой советского кино, тогда они не принесли ему ни денег, ни признания: в 1971 году выходит фильм “Ты и я”, режиссером которого выступила Лариса Шепитько — картина получила награду на Венецианском кинофестивале, однако зрители ее не оценили; и в 1973 году выходит фильм о Сергее Есенине “Пой песню, поэт” — Шпаликов надеялся, что сможет из гонорара за эту картину отдать долги и поправить свое финансовое положение, однако фильм тоже оказался неуспешным, его выпустили всего в шестнадцати копиях, и гонорары оказались совсем небольшими. Шпаликов находится в подавленном состоянии духа, много пьет, но продолжает писать сценарии. Однако, оставшись по духу шестидесятником, он не может вписаться в новую реальность и заговорить новым языком, совместить свой творческий дар с окружающей действительностью. У него огромное количество замыслов, но ничего из этого ему не удается воплотить в жизнь. Его сценарии не принимаются, его стихи и прозаические вещи оказываются никому не нужны.

Незадолго до смерти Шпаликов попробовал резко поменять свою жизнь: завязал с алкоголем, попытался помириться с женой и с друзьями. Однако эта попытка не удалась.

Смерть

1 ноября 1974 года Геннадий Шпаликов пришел на открытие мемориальной доски на могиле режиссера Михаила Ромма, на Новодевичьем кладбище. После окончания мероприятия Шпаликов вместе с писателем Григорием Гориным поехали в Дом творчества в Переделкино. Там Шпаликов впервые за несколько месяцев выпил дешевого вина, а потом повесился в своей комнате, сделав петлю из шарфа. Перед смертью он оставил предсмертную записку, в которой написал: “Вовсе это не малодушие — не могу я с вами больше жить. Не грустите. Устал я от вас. Даша, помни. Шпаликов”. Сложно сказать, что послужило истинной причиной смерти Геннадия Шпаликова. Вероятно, причин было несколько: это и творческая невостребованность, и разрыв с семьей, и отсутствие жилья и денег, и одиночество, и невозможность вписаться в изменившуюся реальность. Как говорят его близкие, Шпаликов с молодости считал, что поэт в России не должен жить больше 37 лет. Когда он умер, ему было как раз 37…

image

Судьба родных

После смерти Шпаликова жизнь членов его семьи сложилась довольно трагически. Инну Гулую многие обвиняли в том, что их разрыв стал причиной его самоубийства, что, вероятно, давило на нее психологически и привело к депрессии, алкоголизму и, впоследствии, к гибели. Она совершенно перестала появляться на экранах, а в 1990 году, когда ей было 50 лет, умерла от передозировки снотворным. Наиболее распространенная версия ее смерти — самоубийство. Дочери Геннадия Шпаликова и Инны Гулой Даше, было тогда 27 лет. Ее актерская карьера, начавшаяся с главной роли в фильме Светланы Проскуриной “Детская площадка”, постепенно сошла на нет, и домом для нее стала клиника для психически больных.

Наследие

Несмотря на то, что в своих последних предсмертных стихах Геннадий Шпаликов пишет “Завещаю вам только дочку, больше нечего завещать”, сейчас понятно, что это не так. Он оставил нам плоды своего творчества, совершенным образом сохранившие в себе воздух шестидесятых. Шпаликов был плоть от плоти той эпохи, сама его жизнь сконцентрировалась в этом временном отрезке. Его сложно представить себе солидным и расчетливым, он навсегда остался “певцом радости” — молодым, беззаботным, талантливым.

image

Чтобы почтить память Геннадия Шпаликова, в 2009 ему, вместе с двумя другими знаменитыми советскими режиссерами — Андреем Тарковским и Василием Шукшиным — был установлен памятник перед зданием ВГИКа.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий