История Клавдии Шульженко: о творчестве, о женском счастье, о войне, о характере и об Эдит Пиаф… вЃ вЃ 

Биография

Клавдия Шульженко — выдающаяся эстрадная певица и актриса, которая запомнилась выразительным сопрано, безупречно ложившимся на лучшие советские композиции. В былые годы голос артистки звучал из каждого радиоприемника, даря людям надежду в трудное время и разжигая пылкие чувства в более спокойный период.

Детство и юность

Родилась исполнительница в марте 1906 года в Харькове. В семье Ивана Ивановича Шульженко, служившего бухгалтером в управлении железной дороги, и его супруги было двое детей. Клава и брат Коля жили вместе с родителями во флигеле небольшого дома на улице Владимирской.

Отец девочки в свободное время играл на духовых инструментах, пел соло. Тогда были популярны любительские концерты, спектакли. Иван Иванович выступал с ансамблем художественной самодеятельности, а для соседей семья устраивала во дворе представления, в которых участвовали и дети. Самозабвенно пела и играла и маленькая Клава.

Шульженко училась в гимназии. Клавдия предпочитала словесность, зачитывалась стихами русских поэтов, учила произведения наизусть и декламировала знакомым. Родители отдали дочку, грезившую о театральной сцене, обучаться музыке в частном порядке у профессора Харьковской консерватории Никиты Чемезова. Наставник вселил в дебютантку веру в собственный певческий талант, поведав, что чарующий голос Клаве дан от природы.

Мечты о театре

Шульженко приходила в восторг от красивого папиного баритона, но с малолетства мечтала овладеть искусством перевоплощения. Неизгладимое впечатление на Клаву произвели звезды немого кино, но еще больше будущая вокалистка любила театр. Отец часто брал дочь с собой на спектакли местной труппы, где тогда служил режиссером Николай Синельников. В 15 лет юная Клавдия вместе с подружкой пришла к Синельникову «поступать в актрисы».

На пробах девушки спели несколько песен и сыграли небольшой этюд. К слову, аккомпанировал подружкам Исаак Дунаевский. Шульженко пришлась по душе режиссеру и попала в труппу. Роли молоденькой артистке доставались эпизодические. Так, Клавдия пела в хоре в оперетте и изображала умершую Настасью Филипповну в 4-м акте «Идиота». По словам отца актрисы, посетившего спектакль, выходило это довольно убедительно.

image
Клавдия Шульженко в молодости / «ВКонтакте»

Потом были другие образы, часто связанные с песенными выступлениями. Шульженко пела в клубах и на разных подмостках после окончания постановок. Клавдия твердо решила связать биографию с театром. Жизнь певицы в то время была расписана по минутам. С утра шла на репетицию к Синельникову, затем занималась пением и музыкой в консерватории, брала уроки балетной хореографии и основ танца, а вечером играла в спектаклях.

Кстати, именно Синельникову поклонники творчества Клавдии Ивановны должны быть благодарны за яркое, душевное и проникновенное пение кумира.

«Ты должна играть песню и при этом исполнять в ней все роли», — наставлял юную актрису режиссер.

Первые успехи

Все изменилось в 1924 году, когда в Харьков с гастролями приехала знаменитая Лидия Липковская. Шульженко набралась смелости и пришла к оперной диве в гостиницу. Та выслушала Клаву и пришла в восторг. Липковская посоветовала певице сменить репертуар на лирический, поскольку так талант проявится еще ярче.

Затем случай свел Клавдию с молодым композитором Павлом Германом. Тот сам подошел к актрисе после выступления и предложил спеть сочиненные им произведения. Так в репертуар Шульженко вошли «Записка», «Шахта № 3», «Не жалею» и «Кирпичики». Стихи для песен «Папиросница и матрос», «Красный мак», «На санках» написал для Клавдии артист Краснозаводского драмтеатра Брейтингам, а музыку сочинил Юлий Мейтус.

Карьера певицы

В 1928 году состоялся дебют Шульженко в Мариинском театре, а в 1929-м — в Московском мюзик-холле. Композиции Клавдии Ивановны столичная публика слушала с замиранием сердца, и подолгу не смолкал шквал аплодисментов.

Шульженко работала и в Ленинградском мюзик-холле, спела 2 песни в спектакле «Условно убиты» на музыку Шостаковича. На 1930-е годы приходится сотрудничество певицы с джаз-оркестром Якова Скоморовского.

Затем в репертуар артистки вошли композиции «Андрюша», «Руки» и другие. Песни Клавдии Шульженко того периода были откровенно лирическими, и одно время их даже запрещали исполнять по политическим соображениям.

Клавдия Ивановна начала выступать с народными украинскими, русскими, испанскими и латиноамериканскими хитами. «Челита» и «Простая девчонка» на волне пропаганды дружбы народов вполне устраивали правительство по политическим аспектам, публика же воспринимала их как песни о сверстниках, о любви, дружбе и молодости. Критики ругали вокалистку за мелодраматичность, а народ любил безоговорочно. За первыми граммофонными пластинками Шульженко выстраивались очереди.

image
Клавдия Шульженко и Алла Пугачева / «ВКонтакте»

В 1939 году певица стала лауреатом конкурса артистов эстрады. Альбомы исполнительницы выпускались большими тиражами, а фото регулярно помещались в журнале «Советское искусство». В Ленинграде специально для Клавдии Ивановны организовали джаз-оркестр.

Когда началась война, Шульженко вместе с мужем отправилась на фронт. Более 500 концертов дали артисты в годы войны, выступали в осажденном Ленинграде, на Дороге жизни, под обстрелами в землянках и блиндажах исполняли «Давай закурим». 2 музыканта из оркестра солистки умерли в Северной столице от истощения.

В 1942 году после выступления к Клавдии Ивановне подошел Михаил Максимов и предложил спеть доработанный им текст музыкального произведения «Синий платочек». Проникновенное исполнение Шульженко, запоминающийся мотив и душевные слова сделали эту песню знаменитой и поистине народной.

Композиции Клавдии Ивановны спасали жизни. Например, существует история о том, как воспитательнице детского сада пришлось выводить из окружения группу, где было не меньше 20 малышей. Женщина с детьми заблудилась и не могла понять, в какой стороне находятся советские солдаты, пока не услышала звучавшую вдалеке запись «Платочка».

В репертуаре Клавдии Шульженко — сотни романсов и эстрадных песен. Любимыми произведениями самой исполнительницы считаются «Три вальса», «Молчание», «Друзья-однополчане», «Письмо матери».

Шульженко мечтала посетить Францию, побывать на могиле легендарной Эдит Пиаф, с которой гражданку СССР сравнивали по силе и глубине таланта. Однако вокалистку не выпускали. Клавдия Ивановна побывала только в Восточной Германии, Польше и Венгрии. Когда приглашали из других стран, руководство отвечало за Шульженко, что у звезды слишком плотный гастрольный график.

Личная жизнь

Первый и единственный официальный муж Клавдии Ивановны — артист из Одессы, конферансье и музыкант Владимир Коралли (настоящее имя — Вольф Кемпер). Брак продлился с 1930 по 1956 год, в 1932-м у пары родился сын Игорь. Поводом для разрыва супругов послужила ревность.

В 1957 году в личной жизни Шульженко появился Георгий Епифанов, кинооператор, который был заочно влюблен в легендарную певицу долгие годы и слал письма, подписываясь инициалами. На момент встречи Клавдии Ивановне было 50 лет, поклонник оказался на 12 лет моложе.

Георгий Епифанов и Клавдия Шульженко / «ВКонтакте»

После знакомства писала уже возлюбленная, ласково называя спутника Жоржем. Пара сходилась и расставалась, при этом бывший муж, с которым связывала любовь к сыну, тоже не пропадал из поля зрения насовсем.

Хотя кроме Игоря Кемпера детей у Клавдии Ивановны больше не появилось, наследников осталось немало. Отпрыск подарил матери 3 внучек: Веру, Елизавету и Наталию. Сейчас у Кемпера-младшего уже растут правнуки.

Внешность и стиль

Вокалистка славилась как заправская модница. Шульженко оказалась первой советской актрисой, вышедшей на сцену в брючном костюме. Портниха, к которой обращалась с заказами артистка, была едва ли не единственной швеей, кому позволялось выписывать зарубежный VOGUE. Не раз одевал знаменитость и Вячеслав Зайцев. В том числе модельер сшил давней клиентке яркое платье на 70-летний юбилей.

Отдельное место в образе исполнительницы занимали изысканные духи. Несессер с французской парфюмерией Клавдии Ивановне удалось сберечь даже во время бомбежек в Ленинграде. Любимый аромат Шульженко — Mitsouko от Guerlain.

Нравились Клавдии Ивановне и украшения, особенно браслеты и кулоны. А вот пластическими операциями знаменитость себя никогда не «украшала», отдавая предпочтение маскам из огурцов и ягод.

Последние годы и смерть

Последние годы актриса жила в Москве, в квартире на улице Усиевича. По слухам, звезде предлагали жилье просторнее и ближе к центру, но та отказалась. Будучи на пенсии, певица оставалась верна привычкам, как и в молодости, предпочитала дорогостоящую парфюмерию, не умела экономить, не хотела расставаться с последними антикварными вещами, хотя львиную долю давно уже распродала.

Пожилую знаменитость часто навещали музыканты, певцы и актеры. Однако денег от приятелей Клавдия Ивановна не принимала, брала лишь гостинцы. Удивительно, но только Алле Пугачевой удавалось обмануть бдительность гордой и талантливой женщины. Уходя, Примадонна потихоньку прятала под салфетку купюру, а Шульженко потом удивлялась, думая, что сама забыла там деньги.

Умерла исполнительница 17 июня 1984 года. Перед этим она долго болела, а последние 2 недели провела в коме. Причиной смерти послужил инсульт. Похоронена Клавдия Шульженко в Москве, на Новодевичьем кладбище. Фанаты и близкие до сих пор приносят артистке цветы, особенно любимые солисткой цикламены.

Репертуар

  • 1947 — «Друзья-однополчане»
  • 1960 — «Песня о гордой девушке»
  • 1963 — «Голубка»
  • 1963 — «Девичья колхозная»
  • 1963 — «Три вальса»
  • 1963 — «Молчание»
  • 1964 — «Синий платочек»
  • 1965 — «Вальс о вальсе»
  • 1966 — «На санках»
  • 1966 — «Руки»
  • 1966 — «Письмо матери»

Интересные факты

  1. Певица знала себе цену и не боялась властей. Так, когда Екатерина Фурцева заставила долго ждать своей аудиенции, Клавдия Ивановна, разозлившись, ушла, попросив передать, что «министр плохо воспитана». Кроме того, Шульженко отказалась прийти на новогоднюю вечеринку для летчиков к сыну Сталина, сказав, что менять планы за несколько часов до Нового года поздно и ее ждут друзья.
  2. Дома у вокалистки стоял рояль, выкупленный у Дунаевского. Тому инструмент достался от Дмитрия Шостаковича, проигравшего его в преферанс.
  3. Клавдия Ивановна обожала сладости. Особенно артистке нравились торты «Норд» и «Киевский». В числе любимых напитков — грузинское сухое вино, которым, впрочем, звезда никогда не злоупотребляла.
  4. Любила Шульженко и домашних питомцев. В квартире певицы часто жили коты и кошки. А когда Клавдия Ивановна отменила концерты из-за гибели собачки под колесами автомобиля, навлекла на себя гнев публики и журналистов, выпустивших язвительный фельетон «Кузька в обмороке».
Публикации раздела Музыка

У Клавдии Шульженко для каждой песни была отдельная роль — с жестами и мимикой, интонациями и даже реквизитом. В военные годы певица дала сотни концертов на фронтах Великой Отечественной, и ее «Синий платочек» был символом будущей Победы. Читайте историю о том, как Клавдия Шульженко стала одной из самых известных артисток Советского Союза.

Певицами рождаются

Альбина Шагимуратова: «На сцене нельзя быть одинаковым» Интервью с оперной певицей — об опыте самоизоляции, работе в лучших театрах мира и связи со своими корнями Лемешев и Козловский: самые известные тенора XX века От жизни в деревне до спектаклей, после которых поклонниц снимали с водосточных труб 5 костюмов Музея Большого театра Халат Федора Шаляпина, платья от Пьера Кардена и другие экспонаты Секреты долголетия из мира культуры Любимая работа, здоровый образ жизни и оптимизм 5 российских оперных певиц, покоривших мир Клан сопрано Пионеры русского шансона Каким был шансон в начале ХХ века Александра Пахмутова. «В песне жизнь моя» Вспоминаем песни любимого композитора Перепетые песни Высоцкого Слушаем знакомые песни в непривычном звучании Лидия Русланова. Царица русской народной песни Ее знаменитые «Валенки» звучали у стен рейхстага Пять судеб. Документальные фильмы о великих певицах Истории женщин с удивительными голосами Любовь Казарновская. «Горячее сопрано» русской оперы Более полсотни женских имен носит Любовь Казарновская на сцене Елена Камбурова. Песня — это маленькая жизнь Певица, актриса, режиссер «Юнона и Авось». 10 фактов об истории любви История самой знаменитой отечественной рок-оперы «Великой себя не считаю». Марина Ладынина Советская звезда, которая предпочла кинематограф МХАТу Людмила Зыкина. Певица, которая мечтала летать Голос Людмилы Зыкиной называли лучшим в Советском Союзе, а 2000 песен — народным достоянием

04:46 24.03.2016 (обновлено: 04:48 24.03.2016) © РИА Новости / Михаил Озерский Перейти в фотобанк Читать ria.ru в 24 марта 2016 года исполняется 110 лет со дня рождения советской эстрадной певицы Клавдии Ивановны Шульженко.

Клавдия Ивановна Шульженко родилась 24 марта (11 марта по старому стилю) 1906 года в Харькове (Украина).

Ее отец, бухгалтер Главного управления железной дороги, увлекался музыкой, играл на духовом инструменте в любительском оркестре, пел соло в концертах.

Клавдия училась в гимназии Е.Н. Драшковской. Брала уроки вокала и нотной грамоты у профессора Харьковской консерватории Никиты Чемизова. 

В 1923-1928 годах Клавдия Шульженко была артисткой Харьковского драматического театра (ныне Харьковский государственный академический русский драматический театр имени А.С. Пушкина).

В 1923 году же году она дебютировала как певица, исполнив романс “Звезды на небе” в спектакле “Казнь”. 

Летом 1925 года также начала работать в Краснозаводском драматическом театре Харькова.

С 1928 года Шульженко выступала на эстраде. В этом году она дебютировала на сцене Мариинского театра в Ленинграде (Санкт-Петербурге) на концерте, посвященном Дню печати, в 1929 году — в Московском мюзик-холле.

В октябре 1931 года в Ленинградском мюзик-холле состоялась премьера спектакля “Условно убитый”, где Клавдия Шульженко сыграла роль Машеньки Фунтиковой. Музыку к этому спектаклю написал Дмитрий Шостакович, а за дирижерским пультом стоял Исаак Дунаевский.

В 1936 году были сделаны первые граммофонные записи песен в исполнении Клавдии Шульженко. Испанские и латиноамериканские песни в ее исполнении “Челита” и “Простая девчонка” воспринимались слушателями как песни о современниках.

В январе 1940 года в Ленинграде был создан джаз-оркестр под управленим Клавдии Шульженко и Владимира Коралли, который стал популярен и просуществовал до лета 1945 года.

В годы Великой Отечественной войны Шульженко участвовала во фронтовых концертах. С 1943 года она выступала в Москве, став артисткой Всероссийского гастрольно-концертного объединения (ВГКО), преобразованного позже в Москонцерт. 

В ее исполнении получили известность песни “Синий платочек” Ежи Петербургского, “Давай закурим” Модеста Табачникова, “Друзья-однополчане” Владимира Соловьева-Седова и другие.

В 1950-е годы певица стала признанным кумиром советской эстрады. Ее пластинка “Голубка” разошлась по стране рекордным тиражом в два миллиона экземпляров. С тех пор она выпустила 25 разноформатных долгоиграющих пластинок. 

На телевидении Шульженко впервые исполнила песни “Когда-нибудь” Людмилы Лядовой, “Бабушкино танго” Эдуарда Колмановского в программе “Голубой огонек”.

В октябре 1965 года Клавдия Шульженко приняла участие в Первом фестивале советской эстрадной песни, проходившем в московском Государственном театре эстрады. В 1967 году она стала членом жюри этого фестиваля.

С конца 1970-х годов Шульженко прекратила выступления с сольными программами, принимала участие в сборных концертах. Одной из самых популярных песен ее репертуара в эти годы стала песня “Вальс о вальсе” Эдуарда Колмановского на стихи Евгения Евтушенко.

В апреле 1976 года в Колонном зале Дома Союзов состоялся юбилейный концерт Клавдии Шульженко. Одной из последних работ певицы стала запись кантаты Дариуса Мийо “Сын и мать”. В 1980 году Клавдия Шульженко записала свою последнюю долгоиграющую пластинку “Портрет”.

Клавдия Шульженко снималась в кино. Ее дебютом стала эпизодическая роль Веры в киноленте Михаила Авербаха “Кто твой друг?” (1933). Позже режиссер Эдуард Иогансон пригласил певицу спеть за исполнительницу главной женской роли в кинокомедии “На отдыхе” (1936). В музыкальном фильме-ревю “Веселые звезды” (1954) режиссера Веры Строевой певица исполнила одну из своих любимых своих песен “Молчание” (стихи Михаила Матусовского, музыка Исаака Дунаевского).

В 1981 году вышли ее мемуары “Когда вы спросите меня…” (литературная запись Глеба Скороходова).

17 июня 1984 года Клавдия Шульженко скончалась в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Певица была удостоена звания народная артистка СССР (1971), была награждена орденами Ленина, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, медалью “За оборону Ленинграда”.

В 1996 году в Харькове открылся Музей К.И. Шульженко (с 2012 года — Музей выдающихся харьковчан им. К.И. Шульженко), в котором находится уникальная коллекция личных вещей певицы. 

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Советская певица

Контактный телефон: +380 57 706‑13-80

Дата рождения: 24 марта 1906 года

Возраст: 116 лет

Место рождения: Харьков, Российская империя

Знак зодиака: Овен

Деятельность: Советская эстрадная певица, актриса. Народная артистка СССР. Участница Великой Отечественной войны.

Профессия: Певец

Содержание

  • 1. Биография
  • 2. Детство и юность
  • 3. Мечты о театре
  • 4. Первые успехи
  • 5. Карьера певицы
  • 6. Личная жизнь
  • 7. Смерть
  • 8. Интересные факты

Биография

Биография

Клавдия Ивановна Шульженко – выдающаяся советская певица и актриса, лауреат множества наград, народная артистка СССР, РСФСР. В 1971 году Шульженко получила звание народной артистки СССР, в 1976 – награждена орденом Ленина.

Детство и юность

Родилась Клавдия Шульженко 24 марта 1906 года, в городе Харькове. В семье Ивана Ивановича Шульженко, служившего бухгалтером в управлении железной дороги, и его супруги было двое детей. Клава и ее брат Коля жили вместе с родителями во флигеле небольшого дома на улице Владимирской.

Отец девочки в свободное время играл на духовых инструментах, пел соло. Тогда были популярны любительские концерты, спектакли. Иван Иванович выступал с ансамблем художественной самодеятельности, а для соседей семья устраивала во дворе театральные представления, в которых участвовали и дети, самозабвенно пела и играла маленькая Клава.

Девочка училась в гимназии, но музыка и пение не вызывали у нее восторга. Клавдия предпочитала словесность, зачитывалась стихами русских поэтов, учила их наизусть и декламировала знакомым.

Родители отдали дочку, грезившую о театральной сцене, обучаться музыке в Харьковскую консерваторию, к профессору Н.Л. Чемизову. Никита Леонтьевич вселил в юную дебютантку веру в ее певческий талант, поведав ей, что голос ей дан от природы.

Мечты о театре

Девочка приходила в восторг от красивого папиного баритона, но с малолетства мечтала о театральной сцене. Неизгладимое впечатление на Клавдию произвели звезды немого кино, но еще больше она любила театр. Отец часто брал ее с собой на спектакли местного драмтеатра, где тогда служил режиссером Николай Синельников. В 15 лет юная Клавдия вместе с подружкой пришла к Синельникову«поступать в актрисы».

На пробах девушки спели несколько песен и сыграли небольшой этюд. К слову, аккомпанировал подружкам молодой Исаак Дунаевский. Шульженко пришлась по душе режиссеру, и он зачислил ее в труппу. Роли молоденькой актрисе доставались эпизодические. Так, Клавдия Ивановна пела в хоре в оперетте и изображала умершую Настасью Филипповну в 4-м акте «Идиота». По словам отца актрисы, посетившего этот спектакль, выходило у нее это довольно убедительно.

Потом были другие роли, часто связанные с песенными выступлениями, Шульженко пела в клубах, в других театрах после окончания спектаклей. Клавдия Ивановна твердо решила связать свою жизнь и биографию с театром. Жизнь ее в то время была расписана по минутам. С утра она шла на репетицию к Синельникову, затем занималась пением и музыкой в консерватории, брала уроки балетной хореографии и основ танца, а вечером играла в спектаклях.

Кстати, именно Синельникову поклонники творчества Клавдии Ивановны должны быть благодарны за ее яркое, душевное и проникновенное пение. «Ты должна играть песню и при этом исполнять в ней все роли», – наставлял юную актрису режиссер.

Первые успехи

Все изменилось в 1924 году, когда в Харьков с гастролями приехала знаменитая певица Лидия Липковская. Девушка набралась смелости и пришла к оперной диве в гостиницу. Та выслушала несколько песен и пришла в восторг. Липковская посоветовала певице сменить репертуар на лирический, поскольку так ее талант проявится еще ярче.

Затем случай свел Клавдию Ивановну с молодым композитором Павлом Германом. Он сам подошел к ней после выступления и предложил спеть сочиненные им песни. Так в ее репертуар вошли «Записка», «Шахта № 3», «Не жалею», «Кирпичики». Стихи для песен «Папиросница и матрос», «Красный мак», «На санках» написал для Клавдии артист Краснозаводского драмтеатра Брейтингам, а музыку сочинил Юрий Мейтус.

Карьера певицы

В 1928 году состоялся дебют в Мариинском театре, а в 1929 году — в Московском мюзик-холле. Ее песни столичная публика слушала с замиранием сердца, и долго еще не смолкал шквал аплодисментов.

Шульженко работала в Ленинградском мюзик-холле, спела две песни в спектакле «Условно убиты» на музыку Шостаковича. На 30-е годы приходится сотрудничество певицы с джаз-оркестром Скоморовского. В ее репертуар вошли песни «Андрюша», «Руки», «Мама» и другие. Песни Клавдии Шульженко того периода были откровенно лирическими и в одно время их даже запретили исполнять по политическим соображениям.

Клавдия Ивановна стала выступать с народными украинскими, русскими, испанскими, латиноамериканскими песнями. «Челита» и «Простая девчонка» на волне пропаганды дружбы народов вполне устраивали правительство по политическим аспектам, публика же воспринимала их как песни о сверстниках, о любви, дружбе и молодости. Критики ругали ее за мелодраматичность, а народ любил безоговорочно, за первыми граммофонными пластинками Шульженко выстраивались очереди.

В 1939 году певица стала лауреатом конкурса артистов эстрады, ее пластинки выпускаются большими тиражами, а фото помещают в журнале «Советское искусство», в Ленинграде специально для Клавдии Ивановны организован джаз-оркестр.

Когда началась война, Шульженко была на гастролях в Ереване. Клавдия Ивановна вместе с мужем вступила в ряды армии, а их джазовый оркестр получил статус фронтового. Более 500 концертов дали артисты в годы войны, выступали в осажденном Ленинграде, на Дороге Жизни, на линии фронта, под обстрелами. Два музыканта из труппы Шульженко умерли в Ленинграде от истощения.

В 1942 году после выступления к Клавдии Ивановне подошел Михаил Максимов и предложил исполнить песню собственного сочинения. Это был легендарный «Синий платочек». Проникновенное исполнение Шульженко, популярный мотив и душевный текст сделали эту песню знаменитой и поистине народной.

В 1943 году джаз-оркестр Клавдии Шульженко гастролировал по Кавказу и Средней Азии, начиная с лета 1945 года, певица начала выступать сольно. Дискография Клавдии Ивановны Шульженко (включая записи, вышедшие при жизни певицы) включает около двух десятков пластинок. В ее репертуаре – сотни песен, сотрудничество с известными композиторами и музыкантами, певцами и исполнителями. Самыми любимыми песнями самой исполнительницы были «Вальс о вальсе», «Молчание», «Друзья-однополчане», «Письмо матери», «Школьный вальс» и другие.

Личная жизнь

Первым и единственным официальным мужем Клавдии Ивановны Шульженко был артист из Одессы, конферансье, музыкант Владимир Коралли. Их брак продлился с 1930 по 1955 годы, в 1932 году у пары родился сын Игорь. Поводом для разрыва супругов послужила ревность.

В 1957 году Шульженко встретилась с Георгием Епифановым, кинооператором, который был заочно влюблен в легендарную певицу долгие годы. Он писал ей письма, подписываясь инициалами. На момент встречи Клавдии Ивановне было 50 лет, Жорж был моложе на 12 лет.

Смерть

Последние годы актриса проживала в Москве, в доставшейся ей уже под конец жизни отдельной квартире. Будучи на пенсии, она оставалась верна своим привычкам, как и в молодости, предпочитала французскую парфюмерию, не умела экономить, не хотела расставаться с последними антикварными вещами, хотя большую часть давно уже распродала.

Клавдия Шульженко мечтала посетить Францию, могилу легендарной Эдит Пиаф, с которой ее сравнивали по силе и глубине таланта. Однако ее не выпускали, и певица побывала с гастролями лишь в Германии, Польше и Венгрии.

Клавдия Шульженко снималась в кино в эпизодических ролях, исполняла песни для кинокомедии «На отдыхе». В 1981 году увидели свет ее мемуары «Когда вы спросите меня…».

Пожилую звезду советской эстрады часто навещали молодые музыканты, певцы, артисты, однако денег от них Клавдия Ивановна не принимала, брала только гостинцы. Удивительно, но только Алле Пугачевой удавалось обмануть бдительность гордой и талантливой женщины. Уходя, она потихоньку прятала под салфетку купюру, а Клавдия Ивановна потом удивлялась, думая, что сама ее там забыла.

Умерла гениальная исполнительница 17 июня 1984 года. Похоронена Клавдия Шульженко в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Интересные факты

Клавдия Ивановна отказалась прийти на новогоднюю вечеринку к сыну Сталина, сказав, что менять планы за несколько часов до нового года поздно и ее ждут друзья.

Шульженко была первой советской актрисой, вышедшей на сцену в брючном костюме, она обожала наряды, изысканные духи. Французский несессер с парфюмерией Клавдии Ивановне удалось сберечь даже во время бомбежек в Ленинграде.

Певица знала себе цену и не боялась властей. Когда ее пригласили на награждение орденом не в Кремль, а в другой зал, она отказалась от награды. Однажды Фурцева заставила ее ждать своей аудиенции, и Клавдия Ивановна, разозлившись, ушла, попросив передать, что «министр плохо воспитана».

Родились в один день

Дата рождения: 24.03.1906. Возраст: 116. Знак зодиака: Овен . Гороскопы для Овна: гороскоп на сегодня, гороскоп на завтра, гороскоп на неделю, гороскоп на месяц, гороскоп на год. До следующего дня рождения осталось дней: 217 дней. ТОЛСТОГАНОВА Виктория Викторовна Актриса 1 место БУЙНОВ Александр Николаевич Певец, клавишник, автор песен 2 место ЯСТРЕБОВ Олег Александрович Ректор Российского университета дружбы народов 3 место КРУТАЯ Алла Яковлевна телеведущая 4 место МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич Актёр театра и кино, кинорежиссёр, телеведущий 5 место ГУРЬЕВ Андрей Григорьевич Заместитель председателя совета директоров ПАО «ФосАгро» 6 место ЛЮГАЙ Дмитрий Владимирович Начальник департамента 7 место ЛАНСКАЯ Елена Юрьевна Актриса 8 место ЛЛОЙД УЭББЕР Эндрю Композитор 9 место МАНГО Корнелия Певица 10 место СТУДЕННИКОВ Сергей Петрович Основатель и владелец сети магазинов «Красное & Белое» 11 место БАЛМЕР Стив Генеральный директор 12 место ТРОЙНИК Михаил Константинович Актер 13 место БЕРДЯЕВ Николай Александрович Русский философ 14 место Смотреть все

Статистика профиля

Упоминания Просмотры ГлобалМСК.ру уделяет особое внимание деятельности известных персон: политиков, чиновников, бизнесменов, банкиров, деятелей культуры и спорта. Их мнение во многом определяет развитие политической, общественной и экономической жизни Москвы и Московской области. Раздел постоянно редактируется нашими журналистами на предмет актуальности информации. Здесь можно найти информацию о генеральных директорах и президентах топовых Московских компаний, чиновниках и общественных деятелях, которые играют ключевую роль в развитии региона. Цель проекта – создать комфортное информационное пространство для всех субъектов рынка, а также познакомить читательскую аудиторию с деловыми людьми Москвы. Мы создали внушительную базу персон в Москве, в которой содержится информация о карьерном пути, образовании и другие важные сведения о человеке. Благодаря автоматическому подсчету количества упоминаний персоны в новостях разделов «Московские новости» и «Московские пресс-релизы» на портале формируется рейтинг популярности и влияния персон. Коллектив ГлобалМСК.ру отслеживает изменения рейтинга и поощряет участников проекта за успехи. В целом рейтинг участников строится на основе глубокого анализа активности PR-служб известных людей, а также отражает качественное состояние информационного поля, формируемого СМИ и пресс-службами вокруг организации. «Деловые люди Москвы» – проект о персонах, которые своими идеями, словами и поступками оказывают большое влияние на развитие и процветание Москвы. Потапова Алёна Директор по развитию

В ВИДЕО К ПОСТУ: передача В«Вас приглашает Клавдия ШульженкоВ» была снята за год до смерти певицы. В ней она рассказывает о себе и своём творчестве в годы войны и в мирное время. Съёмки проводились в квартире К.Шульженко и на фирме “Мелодия”. В программу включены записи с концертов К.Шульженко и материалы Госфильмофонда.

Сегодня исполняется 115 лет со дня рождения легендарной советской эстрадной певицы, актрисы театра и кино, Народной артистки СССР Клавдии Шульженко (1906-1984).

Клавдия Ивановна обладала своей неповторимой манерой исполнения, тембр её голоса не спутаешь ни с каким другим, движения рук – уникальные как автограф, каждая песня в её исполнении – целый рассказ и мини-спектакль. И сколько бы людей ни пело В«Синий платочекВ», правдивее, точнее и проникновеннее, чем у Шульженко, вряд ли получится…За силу и глубину таланта её называли В«советская Эдит ПиафВ». К слову, заветной мечтой Клавдии Ивановны было побывать во Франции, на родине великой Пиаф, но, увы, этой мечте не суждено было сбыться…

Клавдия Ивановна родилась в Харькове; отец её работал бухгалтером Главного управления железной дороги, а мама занималась воспитанием детей – Клавдии и её брата Николая. Иван Шульженко серьёзно увлекался музыкой: он играл на духовых в любительском оркестре, а иногда и пел соло в концертах. В то время были популярны любительские постановки и спектакли, и семья Шульженко часто выступала перед соседями.

В гимназии Клавдия больше всего любила литературу, знала наизусть и с удовольствием декламировала много стихов. Она вовсе не увлекалась музыкой и мечтала стать актрисой, грезила театром, однако, по настоянию родителей, пошла учиться музыке и пению в Харьковскую консерваторию. Именно там её педагог, знаменитый профессор Чемизов, убедил девушку, что она обладает уникальным голосом, поставленным самой природой, и что ей не стоит пренебрегать своим певческим талантом.

И тогда Клавдия Ивановна старалась совместить игру в обожаемом ей театре (в 15 лет её приняли в труппу Харьковского драматического театра) с учёбой в консерватории, а также с занятиями хореографией и танцами, и с выступлениями в качестве певицы.

В 1928-м Шульженко дебютировала на сцене Мариинского театра в концерте для журналистов. После успешного дебюта на сцене Московского мюзик-холла в программе В«100 минут репортёраВ» в 1929 году Шульженко пригласили в Ленинградский мюзик-холл.В 30-х Шульженко выступала также с джаз-оркестром Скоморовского, и зрители услышали в её исполнении песни В«РукиВ», В«АндрюшаВ», В«МамаВ». Публика очень любила молодую певицу, однако её откровенно лирический репертуар нравился не всем, и некоторые композиции даже начали запрещать, руководствуясь политическими соображениями. Тогда в репертуаре Шульженко появились народные песни – украинские, русские, а также латиноамериканские, испанские композиции. Это было в духе того времени, когда пропагандировалась дружба между народами, так что опять-таки из-за политических аспектов правительство приветствовало такой репертуар.

В 1939-м Шульженко победила на конкурсе артистов эстрады. Тогда её фотографию опубликовали на страницах журнала В«Советское искусствоВ», пластинки с её песнями выходили огромными тиражами и тут же буквально сметались с прилавков, специально для Шульженко в Ленинграде организовали джаз-оркестр.

Объявление о начале войны застало певицу на гастролях в Ереване. Клавдия Ивановна и её муж, музыкант и конферансье Владимир Коралли (настоящая фамилия Кемпер), добровольно вступили в армию, и теперь их джазовый ансамбль считался фронтовым. Песни в исполнении Шульженко звучали на передовой и в госпиталях. За время блокады Ленинграда она дала свыше 500 концертов: вместе со своими музыкантами она поднимала дух жителей осаждённого Ленинграда, выступала на Ладоге, ставшей в те годы В«дорогой жизниВ», на фронте – в часы затишья и под канонаду вражеских обстрелов. К слушателям Клавдия Ивановна выходила всегда в концертном платье и в туфлях на каблуках — будь то Дом культуры, аэродром или лесная опушка.

И именно здесь прозвучал легендарный В«Синий платочекВ», ставший одной из самых популярных песен военного времени. Интересно, что сначала у этой песни польского композитора Ежи Петерсбурского был текст, написанный Яковом Голденбергом, да и вообще в довоенные годы она была весьма популярна и входила в репертуар многих известных исполнителей, впрочем, и вариантов текста было несколько… Но тот, который исполнила Клавдия Шульженко на Ладоге в 1942 году, и который стал всенародно любимым, который давал надежду и согревал на фронте, написал (на основе оригинального текста Гольденберга) сотрудник газеты 54-й армии Волховского фронта лейтенант Михаил Максимов.

После окончания войны Клавдия Шульженко начала выступать сольно и даже выезжала на гастроли за границу – в Польшу, Германию, Венгрию, но, увы, попасть во Францию и поклониться могиле великой Эдит Пиаф, чьим именем за большой талант её называли, Шульженко так и не позволили…

Известно, что в жизни Клавдия Ивановна обладала чувством собственного достоинства, а также достаточно прихотливым характером. Например, рассказывают, что однажды министр культуры Екатерина Фурцева пригласила Шульженко на аудиенцию, а сама долго не выходила. Тогда рассерженная Клавдия Ивановна ушла и попросила передать министру, что она В«плохо воспитанаВ». Шульженко первой среди советских актрис появилась на сцене в брючном костюме. Она вообще очень любила наряжаться, отдавала предпочтение концертной одежде от известных модельеров, а среди её нарядов от знаменитых кутюрье было и концертное платье от ещё малоизвестного тогда модельера Вячеслава Зайцева. Шульженко любила изысканную парфюмерию; рассказывают, что у неё был французский несессер с дорогой парфюмерией, с которым она никогда не расставалась. При этом певица совершенно не умела экономить и не имела собственного автомобиля. Зато в её московской квартире, которую Шульженко выделили лишь под конец жизни, стоял выкупленный ею рояль, который Дмитрий Шостакович когда-то проиграл в преферанс Исааку Дунаевскому.

В браке с Владимиром Коралли у Клавдии Ивановны родился сын Игорь, который работал главным инженером В«МосгазаВ» (скончался в 2020 году), и есть три внучки – Вера, Елизавета и Наталия. И хотя Коралли был настоящей любовью Шульженко, и они прожили вместе 25 лет, была в её жизни и ещё одна красивая история. Ещё в 40- годы знаменитый кинооператор Георгий Епифанов купил пластинку с песней В«ЧелитаВ» и буквально влюбился в голос исполнительницы. А попав на концерт Шульженко, был покорен его обладательницей. Всю войну он отправлял ей письма, подписываясь инициалами В«Г. Е.В». Они встретились через долгих 16 лет, и, хотя Клавдии Ивановне на тот момент было 50, и она рассталась с Коралли, а Епифанову 38, они уже больше не расставались до последнего дня жизни певицы. А пока у Шульженко ещё были гастроли, она всегда отправляла домой письма и телеграммы: В«Сегодня пела только для тебя, мой родной, любимый ЖоржВ».

Клавдия Ивановна умерла после долгой болезни, впав перед смертью в кому. Её похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве, а через 11 лет рядом с бывшей женой был похоронен Владимир Коралли.

Гл. ред. музыкальных программ 1983. Источник: канал на YouTube В«Советское телевидение. Гостелерадиофонд РоссииВ», www.youtube.com/c/gtrftv

Эмоции

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий