История «советского Вайнштейна»: как глава «Мосфильма» Иван Пырьев зажигал и гасил звезды 

Биография

Ивана Александровича Пырьева знают абсолютно все любители старого советского кино. Он писал сценарии и снимал одни из самых прославленных довоенных картин, например, «Свинарка и пастух», «Богатая невеста» и «Трактористы». Также на его счету великолепные экранизации произведений Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», «Белые ночи» и «Идиот». Между прочим, именно он стоял у истоков киностудии «Мосфильм», а также приложил массу усилий для создания Союза кинематографистов. За большой вклад в культурную жизнь страны Ивана Александровича наградили званием Народного артиста СССР.

image
Молодые годы Ивана Пырьева

Биография Ивана Пырьева началась в селе Камень Томской губернии. Сейчас этот населенный пункт называется городом Камень-на-Оби. Родители Ивана были крестьянами. Мальчику было всего три года, когда его отца убили в драке. Поэтому в раннем детстве Пырьев остался на попечении дедушки Осипа Комогорова и уже в восемь лет начал работать пастухом. Маму, которая сразу после смерти мужа уехала на заработки, он увидел в следующий раз, только когда окончил начальные классы.

image
Фото Ивана Пырьева | Ностальгия по советскому

Когда три первых класса остались позади, мать увезла Ивана с собой в маленький городок Мариинск. Там у нее уже был новый супруг, торговец фруктами по фамилии Амиров. С отчимом Пырьев особого языка не нашел, так как мужчина часто выпивал лишнего, а в таком состоянии становился агрессивным и лез в драку. Такие взаимоотношения в итоге закончились потасовкой: устав от побоев, 14-летний Иван схватился за топор, Амиров испугался и побежал жаловаться в полицию. Будущий режиссер решил, что ему лучше покинуть семью, сел в воинский эшелон и отправился на фронт.

Фото Ивана Пырьева | Музей актрисы Любови Орловой

В Первой мировой войне Иван Пырьев отличился большой храбростью, был удостоен Георгиевских крестов 3 и 4 степеней. Во время Гражданской войны юноша перешел на сторону Красной армии. Начинал как рядовой, но потом стал политруком и агитатором. Жизнь Ивана Пырьева забросила в Екатеринбург, где он, не прекращая исполнять прямых обязанностей, стал посещать театральную студию и даже выступал в профессиональной труппе под псевдонимом Алтайский, отдав дань уважения родному краю. Летом 1921 года Пырьев впервые видит выступление театра МХАТ, труппа которого приехала на Урал с гастролями. Уровень мастерства этих актеров так поразил молодого человека, что он тут же отправляется в Москву, чтобы учиться этому искусству.

Фото Ивана Пырьева | LiveInternet

Иван Александрович оканчивает актерское, а впоследствии и режиссерское отделение Государственной экспериментальной театральной мастерской В. Э. Мейерхольда и погружается в кинематографическую деятельность. Но помимо фильмов Пырьев прославится и как издатель и главный редактор журнала «Искусство кино», а также как директор киностудии «Мосфильм», руководитель Высших режиссёрских курсов и как основатель Союза кинематографистов СССР.

Фильмы

Окончив актерский факультет театральной студии, Пырьев дебютировал на экране в главной роли в кинофельетоне «Дневник Глумова». Но в процессе работы Иван понял, что руководить съемками ему интереснее и снова садится за парту, выучившись на режиссера. Сначала был помощником режиссера и писал сценарии для фильмов, например, «Третья молодость» и «Оторванные рукава». 

Через четыре года ему наконец-то удается дебютировать как самостоятельному режиссеру с мелодрамой «Посторонняя женщина», за которой последовала сатирическая комедия «Государственный чиновник». Пырьев начал трудиться над новой картиной «Деревня последняя», но был уволен с киностудии за создание фильмов, «несоответствующих интересам государства». Иван оказался безработным. Он недолго поработал в Ереване, но затем вернулся в столицу и согласился сделать заказную антикапиталистическую драму-гротеск «Конвейер смерти».

Возле камеры, на съемочной площадке фильма “Партийный билет” | Кино-театр

Была политически ангажированной и следующая работа, «Партийный билет», о враге советской власти, который проникает в ряды активистов. Тем не менее, режиссер сумел в приключенческо-политическую форму добавить свойственный ему драматизм и даже детективную напряженность. Фильм дарит Пырьеву первый всесоюзный успех, но при этом дирекция «Мосфильма» осталась им недовольна, и Иван Александрович уезжает на Киевскую киностудию. Именно там он находит себя в жанре музыкальной комедии, благодаря которому и становится легендарным режиссером.

С актерами фильма “Свинарка и пастух” | Кино-театр

Интересно, что и вокруг комедии «Богатая невеста», ставшей первой среди очень популярных картин Пырьева, разгорелся нешуточный скандал. Так как в главных ролях были задействованы московские актеры Марина Ладынина и Фёдор Курихин, а второстепенными оказались в основном украинские артисты, то комитет по цензуре умудрился увидеть в фильме националистический уклон. Комедия легла на полку и, возможно, фильмы Ивана Пырьева больше не увидели бы свет, а его карьера на этом бы окончилась, но в 1938 году «Богатую невесту» просмотрел лично Иосиф Сталин и приказал срочно выпустить ее на экраны.

С актерами фильма “Кубанкские казаки” | Кино-театр

Успех был сногсшибательным, и Иван Александрович одну за другой выпускает музыкальные романтические картины «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки», «Трактористы», «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской». Зрители полюбили эти комедии, хотя очень многие люди в семейном кругу отмечали, что к реальной жизни эти веселые и неутомимые работники не имеют никакого отношения. Любопытно, что у советского зрителя наибольшим успехом пользовались фильмы Пырьева «Кубанские казаки» и «Свинарка и пастух», а среди иностранцев феерический успех имела музыкальная мелодрама «Сказание о земле Сибирской». Ее закупили для показа 86 стран, а японцы и вовсе посчитали эту картину культовой.

На съемочной площадке | Официальный сайт Алтайского края

После войны Пырьев создает сильную мелодраму «Испытание верности», а также производственную картину «Наш общий друг» и военную драму «Свет далёкой звезды». Но особое значение для режиссера в его последние годы имеет переосмысление творчества Федора Достоевского. Иван Александрович снимает грандиозный фильм «Идиот» и максимально лиричный в своем драматизме кинороман «Белые ночи». Последней работой Пырьева стала экранизация «Братья Карамазовы», которая, что примечательно, является последним произведением и у Достоевского. Режиссер успел отснять две серии, но заключительную часть картины доделывали уже его друзья – Михаил Ульянов и Кирилл Лавров, которые сами снимались в мини-сериале.

Личная жизнь

В 1933 году, на съемках фильма «Конвейер смерти», режиссер знакомится с актрисой Адой Войцик, которая изменила статус личной жизни Ивана Пырьева и стала его первой женой. В семье родился сын Эрик, но и ребенок не смог помешать Аде уйти от мужа, когда у того начались проблемы с руководством «Мосфильма». Кроме того, Иван Александрович разрывался между чувствами к первой супруге и явной симпатией к звезде своих комедий, Марине Ладыниной, которая оказалась единственным человеком, поддержавшим Пырьева в трудную минуту. В итоге мужчина остановил свой выбор на Марине.

Первая жена Ада Войцик и сын

Ладынина была с ним на протяжении более чем 20-ти лет и все эти годы оставалась неизменно главной актрисой его картин. У пары родился сын Андрей Ладынин, ставший впоследствии режиссером. Интересно, что Пырьев и Ладынина официально поженились только в 1955 году, а через год они отметили 20-летний юбилей совместной жизни. Однако вскоре в семье произошел разрыв. В последнем совместном фильме «Испытание верности» Марина сыграла женщину, от которой уходит муж, и эта роль оказалась пророческой. Дело в том, что Иван Александрович увлекся молодой студенткой Людмилой Марченко, которую снимал в «Белых ночах». Он ушел от жены из-за этой девушки, несмотря на почти 40-летнюю разницу в возрасте.

Со второй женой Мариной Ладыниной и сыном Андреем | Факты и комментарии

Ладынина, которая в свое время поддержала Пырьева в минуты его краха, не смогла простить предательства и до конца жизни не поддерживала с ним никаких отношений. Видимо, женщина наговорила бывшему мужу много нелицеприятных слов, так как Иван Александрович с помощью своего авторитета запретил режиссерам снимать Марину, и она больше не была востребована. Впрочем, и сам режиссер не построил счастья с Людмилой Марченко: ее родные воспротивились этим отношениям, и девушка предпочла принять ухаживания более молодого претендента на ее сердце.

С третьей возлюбленной Людмилой Марченко | Новый факт

Последней музой великого режиссера стала молоденькая актриса Лионелла Скирда. Она стала его законной супругой, сыграла в фильмах Пырьева «Свет далекой звезды» и «Братья Карамазовы» и до конца дней Ивана Александровича была ему очень предана. Позднее Лионелла вышла замуж за прославленного актера Олега Стриженова, с которым живет до сих пор.

С последней женой Лионеллой Скирдой-Пырьевой на съемках фильма “Братья Карамазовы” | Кино-театр

Все люди, работавшие с Пырьевым, отмечали, что он был человеком огромного темперамента и эмоциональности, но при этом отличался обаянием и привлекал к себе людей. Тем не менее, на съемочной площадке режиссер был очень строгим, за что получил прозвище «Иван Грозный».

Смерть

В последние годы жизни режиссер работал буквально на износ. Смерть Ивана Пырьева настигла 7 февраля 1968 года, когда он вернулся со съемок картины «Братья Карамазовы». Умер Иван Александрович во сне от очередного сердечного приступа. Последовавшее вскрытие показало, что мужчина перенес за последнее время шесть инфарктов, причем все шесть – на ногах, не прекращая работы над фильмом. Похоронили Пырьева на Новодевичьем кладбище.

Бюст режиссёра в городе Камень-на-Оби, Алтайский край | Википедия

Его именем назвали одну из улиц в Москве, а на доме режиссера на Смоленской улице установили мемориальную доску. Но основную дань уважения этому прославленному человеку оказали на его родине, в городе Камень-на-Оби. Там есть и улицы Пырьева, и мемориальная доска, кроме того, кинотеатр «Звезда» носит его имя, а также на набережной реки жители города установили бюст великого земляка.

Фильмография

  • 1936 — Партийный билет
  • 1937 — Богатая невеста
  • 1939 — Трактористы
  • 1941 — Свинарка и пастух
  • 1944 — В 6 часов вечера после войны
  • 1947 — Сказание о земле Сибирской
  • 1949 — Кубанские казаки
  • 1954 — Испытание верности
  • 1964 — Свет далёкой звезды
  • 1968 — Братья Карамазовы

04:17 17.11.2016 (обновлено: 01:24 03.03.2020) © РИА Новости / РИА Новости Перейти в фотобанк

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) Пырьев создал фильм “Секретарь райкома” (1942), в котором остался верным жанровому кино, показав партизанскую войну в духе приключения с элементами детектива. Затем режиссер снял музыкальную мелодраму “В шесть часов вечера после войны” (1944), полную предчувствия грядущей Победы. Картина была удостоена Сталинской премии в 1946 году.

Его фильм “Сказание о земле Сибирской” (1948) был хорошо оценен прессой, продан в 86 зарубежных стран.

Картина “Кубанские казаки” (1949) стала вершиной творчества режиссера на поприще музыкальной кинокомедии. Лирически-водевильный сюжет, песни композитора Исаака Дунаевского, которые сразу запела вся страна, счастливая колхозная жизнь хотя бы на экране — все это снискало картине всенародную любовь зрителей, уставших от ужасов пережитой войны и послевоенного лихолетья. Фильм получил премию международного кинофестиваля в Карловых Варах, в 1951 году был отмечен Сталинской премией.

В 1951 году Пырьев создал два документальных фильма “Мы за мир” и “Песня молодости”.

В 1954 году он снял фильм “Испытание верности” в ключе сентиментальной семейной драмы, в котором в последний раз главную роль сыграла Марина Ладынина.

© РИА Новости

В 1950-1960-х годах режиссер обратился к творчеству Федора Достоевского, экранизировав его повесть “Белые ночи” (1960), романы “Идиот” (1958) и “Братья Карамазовы” (1968) в трех сериях. Во время работы над последней серией “Братьев Карамазовых” режиссер скончался, и она была закончена актерами Кириллом Лавровым и Михаилом Ульяновым.

В 1955-1957 годах он был директором киностудии “Мосфильм”, в 1959-1968 годах — художественным руководителем Второго творческого объединения “Мосфильма” (“Луч”).

В 1957-1965 годах был председателем оргкомитета Союза кинематографистов СССР.

7 февраля 1968 года Иван Пырьев скончался в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Творчество режиссера было отмечено многочисленными наградами. Он был удостоен трех орденов Ленина, четырех орденов Трудового Красного Знамени. Лауреат Сталинской (Государственной) премии I степени (1941, 1948), Сталинской премии II степени (1942, 1943, 1946, 1951). Награжден Премией Труда и Премией за лучший цветной фильм МКФ в Марианских Лазнях (1948), Главной премией МКФ трудящихся в ЧССР (1948), Премией Труда МКФ в Карловых Варах (1950), Второй премией Всесоюзного кинофестиваля (1959), специальным призом МКФ в Москве (1969, посмертно).

Иван Пырьев был трижды женат. Его первой супругой была заслуженная артистка РСФСР Ада Войцик (1905-1982), от брака с которой родился сын Эрик Пырьев (1931-1970), сыгравший юного Ивана Грозного у Эйзенштейна в “Иване Грозном”, впоследствии – режиссер музыкального фильма “Мелодии Дунаевского”. Второй женой была народная артистка СССР Марина Ладынина (1908-2003). От этого союза у режиссера родился сын Андрей Ладынин (1938-2011) – кинорежиссер, сценарист, актер. Третьей супругой Пырьева была актриса Лионелла Пырьева (Скирда).

Иван Пырьев – знаменитый советский режиссер, подаривший народу много душевных фильмов. Их смотрят и сейчас. Смотрят и восхищаются. Его талант неподвластен времени.

Многие помнят и знают, кем был Иван Пырьев. Биография, личная жизнь этого великого деятеля советского кинематографа до сих пор являются предметом обсуждения кинокритиков, историков и просто любителей советских фильмов.

Детство

Рожден 4.11.1901 года. Место рождения: село Камень-на-Оби (Алтайский край). Как и все крестьяне того времени, его родители целыми днями пропадали на полях. Кроме того, стараясь обеспечить семью дополнительными средствами, мать и отец маленького Вани занимались погрузкой хлеба на огромные баржи. В 1904 году отца не стало – его убили в драке. После этого мать отправилась на заработки, а Ивана оставила на попечении у своего отца Осипа Комогорова. Так и прожил он в большой дружной старообрядческой семье деда до 10 лет. Когда Ваня закончил третий класс, за ним приехала мать. Она увезла его в Мариинск, где сожительствовала с татарином Ишмухаметом Амировым. Он занимался торговлей фруктами на рынке, был человеком агрессивным и вспыльчивым, а когда выпивал, бросался в драку. Мать и сын терпели выходки Амирова до поры до времени. Но однажды повзрослевший Ваня не выдержал. Во время очередного пьяного дебоша отчима он схватил топор и бросился на Амирова. А тот оказался тем еще трусом и подлецом: он с позором убежал и укрылся в полицейском участке. После этого Ивану ничего не оставалось, он пошел «в люди».

Юность

В 1915 году Иван Пырьев вместе с одним из воинских эшелонов отправился на фронт. Воевал в 32-м Сибирском полку, был два раза ранен. За боевые заслуги получил в награду Георгиевские кресты 3-й и 4-й степеней.

В мае 1918 года он тяжело заболел тифом. Но молодой сильный организм быстро справился с недугом. И сразу после выздоровления он записался в ряды Красной армии и в партию Большевиков. Его стремление добиться успеха позволило ему из рядового красноармейца дослужиться сначала до политрука, а затем до агитатора. Именно тогда Пырьев начал учебу в театральной студии Губпрофсовета. Там произошла его судьбоносная встреча с Григорием Александровым, который во многом повлиял на профессиональную судьбу Пырьева.

Иван активно принимал участие в организации Уральского Пролеткульта. В городе Екатеринбурге он, взяв сценический псевдоним Алтайский, некоторое время был членом профессиональной драматической труппы. А летом 1921 года в Екатеринбурге гастролировала Третья студия МХАТ. Григорий Александров и Иван Пырьев были настолько восхищены и поражены их деятельностью, что вскоре решили отправиться в Москву.

Покорение Москвы

В столице первыми работами в качестве актера стали роли в спектакле Сергея Эйзенштейна «Мексиканец». А в кино он впервые появился в роли клоуна в короткометражке «Дневник Глумова». Затем Пырьев работал у Всеволода Мейерхольда. Многим запомнился его зеленый парик, когда он играл роль Буланова в «Лесе». Попутно будущий режиссер Иван Пырьев осуществляет руководство несколькими самодеятельными кружками, в которых он ставил агитки и оратории на актуальные, злободневные темы того времени.

В 1923 году он с успехом закончил ГЭКТЭМАС как студент актерского отделения. А на режиссерском он учился еще какое-то время. Наконец он попал в мир кинематографа, в который так стремился. Сначала Пырьев работал помощником режиссера. Профессионализм и талант проявились практически сразу и о нем заговорили, как о «короле ассистентов». В кулуарах павильонов шептались, что, имея Пырьева в ассистентах, даже самый слабый режиссер добивался успеха.

Первые фильмы

Конечно, он стремился к тому, чтобы снимать самостоятельно. Благодаря одной счастливой для молодого человека случайности, советский кинематограф узнал, кто такой Иван Пырьев. Фильмография его началась с сатирической комедии «Посторонняя женщина». Сценарий этой ленты, написанный Н. Эрдманом и А. Мариенгофом, был рассчитан на летнюю натуру. А лето 1928 года выдалось дождливым, съемки постоянно откладывались. Иван Александрович за короткие три недели переделал сценарий и отснял фильм. Так на экранах появилась его первая картина.

Первый блин оказался «не комом». Однако потом последовал ряд неудач. Вторая сатирическая комедия «Государственный чиновник», снятая в 1931 году, была подвергнута жесткой критике. Как следствие, ее пришлось переделывать, в результате чего как-то размылась идея фильма, и успех обошел эту картину стороной.

В опале

И в следующей ленте «Деревня последняя» была затронута политическая и общественная ситуация того времени, а в частности возникновение колхозов и борьба с кулачеством. На верхах посчитали, что «интересы картины противоречат интересам государства», и Иван Пырьев (фото см. ниже) был отстранен от постановки.

В 1933 году И.А. Пырьев заканчивает работу над драмой, рассказывающей о жизни трех немецких девушек, под названием «Конвейер смерти». В главных ролях были задействованы актрисы Ада Войцик, Тамара Макарова и Вероника Полонская, которые прекрасно справились с созданием образов молодых работниц. Именно в ходе работы над этим фильмом между Адой Войцик и Иваном Пырьевым возникли близкие отношения. Позже они поженились, родился сын Эрик.

В поисках себя

После перерыва длиной в несколько лет режиссер занялся воспроизведением на киноэкране работы сценариста Катерины Виноградской, которая имела рабочее название «Анка». Под руководством И.А. Пырьева актеры (главную роль исполняла Ада Войцик) прекрасно передали истинный драматизм истории. Руководство страны по достоинству оценило картину. Окончательное название этого фильма «Партийный билет».

Однако большого успеха у зрителя фильм не имел. Было его и недостаточно, чтобы укрепить положение Ивана Александровича на «Мосфильме». Творческий кризис, не совсем успешные совместные работы привели к разладу в отношениях с женой. Пырьев, еще и поссорившись с представителями дирекции, уехал в Киев, где стал работать над экранизацией сценария кинодраматурга Евгения Помещикова. Реакция зрителей от просмотра музыкальной комедии «Богатая невеста» (1939) была восторженной. Стремительный ритм, красота, задор и добрая веселость пронизывали каждый эпизод картины, а музыка Исаака Дунаевского, написанная специально к этому фильму, делала историю еще более проникновенной, веселой и реалистичной. Главную роль в фильме исполнила Марина Ладынина, которая впоследствии стала второй женой Ивана Пырьева.

Марина Ладынина: жена и муза

Следующая комедия «Трактористы» по сюжету немного повторяла предыдущую. Однако здесь главная героиня, которую вновь воплотила на экране М. Ладынина, была более волевой и энергичной. И снова успех, сделавший Пырьева и Ладынину одними из самых популярных деятелей культуры того времени.

Следует отметить, что влюбившись в Марину Ладынину, Иван Александрович оставил свою первую жену Аду Войцик, но любовь к сыну Эрику не давала ему уйти окончательно. Потом он несколько раз возвращался к первой супруге. Но новая любовь все же одержала верх. Ладынина была для Пырьева настоящей музой. Она исполнила главные роли в девяти его лентах, большинство из которых имели оглушительный успех у зрителей. Ада Войцик очень страдала. Поговаривали, что она даже хотела покончить с собой. Но потом время притупило боль и обиду. Она смирилась.

Иван Пырьев разработал своеобразную поэтику бесконфликтной лирической комедии, которая воспевала труд и жизнь на благо Родины. Ее он успешно воплотил в «Богатой невесте» и «Трактористах». Именно такая интерпретация комедийного жанра стала своеобразным эталоном советской комедии середины XX века.

Военные годы

Съемки одной из лучших комедий советского кинематографа «Свинарка и пастух» стартовали в феврале 1941 года, а в июне началась война. Многие участники съемочной группы, в том числе и сам Иван Александрович, подали заявление на фронт. Однако руководство страны приказало закончить работу над фильмом. С Ладыниной в главной роли, картина имела оглушительный успех, став одним из символов силы духа и веры в лучшее в те тяжелые для русского народа военные годы.

Еще один фильм, работа над которым велась в годы ВОВ, – это «Секретарь райкома» (1942). В ней рассказывается о деятельности партизан. Главный герой, командир партизан Кочет (в исполнении актера Ванина), своими бесстрашными героическими поступками вдохновлял многих на вступление в «народные отряды мстителей».

Война искалечила души миллионов советских граждан. Чтобы поднять дух народа, И.А. Пырьев снимает фильм «В шесть часов вечера после войны». К счастью творческие предсказания режиссера о приближении победы были пророческими.

Тогда в кинематографе еще не использовали термин «мюзикл». Но именно в этом жанре был снят и «В шесть часов вечера после войны», и следующая работа Пырьева «Сказание о земле Сибирской» (1948). И в том и в другом фильме в главной роли вновь задействована вторая супруга Ивана Александровича Марина Ладынина. Вскоре они оба были удостоены званий Народных артистов СССР.

Последняя любовь

Далее последовала еще одна лента «Кубанские казаки», ставшая культовой. Эта лирическая комедия, в которой М. Ладынина сыграла одну из лучших своих ролей, и сейчас пользуется большой популярностью у любителей кино.

Это была одна из их последних совместных работ. Иван Пырьев, личная жизнь которого и до этого времени была предметом обсуждения во всех кулуарах, снова поразил всех своей любвеобильностью.

Начав работу над фильмом «Испытание верности», ни Пырьев, ни Ладынина не могли предположить, что сюжет картины станет для них пророческим. Марина Алексеевна играла женщину, от которой уходит муж. Именно в это время Иван Александрович знакомится с молодой актрисой Людмилой Марченко.

Он, будучи зрелым мужчиной, без памяти влюбляется в юную красавицу, засыпает ее подарками и новыми ролями. Однако Людмила, которой он годился в отцы или даже деды, не отвечала на притязания Пырьева ни «да», ни «нет», боясь категорическим отказом вызвать гнев высокопоставленного начальника. Тогда он возвращается в семью, потом снова уходит. И так продолжалось несколько лет, пока Марина Алексеевна Ладынина не подала на развод. Реакция Пырьева, который на тот момент понял, что Марченко не собирается связывать с ним свою жизнь, была крайне агрессивной. Он угрожал, что Ладынина лишится работы: он сделает так, что ни один режиссер не пригласит ее. Однако она, обладая твердым характером, все же расторгла брак. А Иван Пырьев, биография, личная жизнь которого стали обсуждаться в партийных верхах, выполнил свои угрозы, и о Ладыниной почти забыли. Его позвали на ковер, дабы он прекратил преследование актрисы Людмилы Марченко, однако тот заявил, что она стала его последней любовью и без Люнечки (так он называл Людмилу), он просто не сможет работать. Именно тогда, Марченко выходит замуж, чем вызывает неуправляемый гнев Пырьева. С ней он поступает так же, как с Ладыниной, в приказном порядке запрещает режиссерам приглашать ее сниматься и чинит препятствия в театральной работе.

Иван Пырьев и Лионелла Пырьева: личная жизнь и творчество в 50х -60х годах

Уйдя с головой в работу, он с успехом снимает экранизацию романа Достоевского «Идиот». Однако следующая его работа по роману того же Достоевского «Белые ночи» потерпела неудачу.

В течение последнего творческого периода он в основном занимался общественной деятельностью. Пырьев был избран в депутаты в Верховного Совета СССР, позже работал на должности заместителя председателя Большого художественного совета Министерства кинематографии СССР. Также был художественным руководителем «Мосфильма» и даже его директором.

Позже он женился на актрисе, которая стала его последней супругой. Это Лионелла Скирда. Иван Пырьев и его женщины были особой темой в разговорах столичной богемы. Лионелла была младше мужа на 37 лет. К тому же, как утверждали приближенные к Пырьеву люди, он так и не разлюбил отвергнувшую его Людмилу Марченко. Режиссер находился в состоянии депрессии, чем и воспользовалась юная Лионелла.

Последний день жизни

Когда Союз кинематографистов, организованный Пырьевым, получил признание, он уступил руководящее кресло другому человеку, а сам приступил к воплощению давней мечты: экранизации «Братьев Карамазовых». Первая серия была отснята. Всего планировалось три части. Он, как всегда, трудился с полной самоотдачей. 7 февраля 1968 года он вернулся домой, как обычно, поздно и уставшим. Лег спать и больше не проснулся.

Да, он был противоречивой личностью. Но его вклад в историю советского кинематографа неоценим. Он создал картины, от которых веет счастьем и нежностью. Неукротимый, непреклонный, неугомонный, таким был Иван Пырьев, биография которого доказывает его отношение к миру, к любви. Он хотел взять от жизни все и каждый день проживал как последний.

    Имя: Иван Пырьев (Ivan Puriev) Дата рождения: 17 ноября 1901 г. Знак зодиака: Скорпион Дата смерти: 7 февраля 1968 г. Возраст: 66 лет Место рождения: с. Камень, Россия Деятельность: актер, режиссер, сценарист Образование: ГЭКТЕМАС Семейное положение: был женат Википедия

    Фото

    Биография

    Иван Александрович Пырьев – великий режиссёр, чьи фильмы никого не оставляют равнодушным. Его картины будут жить века, потому что в них душа самого режиссёра, каждого актёра. Жизнь режиссёра необычна, история его режиссёрского становления завораживает. Пырьев – народный артист СССР, лауреат шести Сталинских премий.

    На фото кинорежиссер Иван Пырьев

    Родился на Алтае в интересном селе Камень-на-Оби. Родители никогда не мечтали о биографии режиссёра для своего сына, так как сами привыкли работать на земле, а подрабатывали грузчиками хлеба. Когда Ваня был ещё маленьким, отца убили. Мать уехала на чужбину за длинным рублём, а мальчик остался у дедушки Осипа. Семья, в которую попал мальчик, была старообрядческой. Ване исполнялось десять лет, он уже отучился в третьем классе, вернулась мать. Она уже создала новую семью в Мариинске. Отчим торговал на рынке, обладал скверным характером. Когда мальчик стал взрослым, он пригрозил пьяному дебоширу, что зарубит его, сожитель матери в страхе убежал. Наступил 1915 год, и Иван уехал на фронт, попал в Сибирский полк, получил два ранения, два Георгиевских креста, переболел тифом. В Красной армии получил чин политрука и агитатора. Пырьев решает пойти на учёбу в театральную студию Губпрофсовета.

    Карьера

    Встреча с Григорием Александровым перечеркнула всё представление о дальнейшей судьбе военного человека. Иван загорелся идеей поднять культуру на Урале. Но увидев однажды выступление МХАТовцев, отправились в столицу. Появились первые роли в спектакле и в кино. Играя на сцене в театре Мейерхольда, будущий кинорежиссер руководит агитационными самодеятельными театрами. Ему удаётся успешно окончить актёрское отделение, продолжая обучаться на режиссёрском. Начинал Пырьев помощником, но вскоре он стал лучшим в кругах ассистентов режиссёра. Он, безусловно, хотел большего, ходить всю жизнь в помощниках для настоящего таланта было не актуально. И вскоре его мечта снимать фильмы самому сбылась.

    Режиссёр

    Первая картина прошла на ура, благодаря находчивости и таланту Пырьева. Но после успешной сатирической комедии «Посторонняя женщина», успешность режиссёра исчезла. Две следующие картины постигла неудача, то критики не обнаруживали идеи, то не было соответствия интересам государства. Драма о немецких девушках чуть сгладила отношение к пырьевским фильмам. Кинофильм, который получил одобрение руководство страны, появился намного позже. С фильма «Партийный билет» нельзя было считать биографию режиссёра по-настоящему восстановленной. Иван уезжает в Киев, кинодраматург Евгений Помещиков создал такой сценарий, что музыкальная комедия «Богатая невеста», снятая Пырьевым, с музыкой Исаака Дунаевского принесла им обоим славу и успех.

    Личная жизнь

    Первой женой Ивана стала актриса Ада Войцик, у супругов родился сын, которого они назвали Эриком. Режиссёрские неудачи потянули за собой к скандалам в семье. Второй официальной супругой режиссера стала актриса Марина Ладынина. Все фильмы, созданные супружеской парой, были всегда успешными. Супруга стала его счастливым талисманом. Советский зритель помнит искромётную комедию «Трактористы» и любит. Хотя Иван давно уже жил с Ладыниной, но он очень любил своего сына, из-за этого он несколько раз возвращался в первую семью. Но всё же творчество пересилило любовь к сыну. Режиссер снял 9 картин со своей второй супругой, и каждая из них имела невероятный успех. Третьей супругой режиссера стала Лионелла Скирда, которая была намного моложе своего супруга. Их разделяли 37 лет.

    Военные годы

    В начале 1941 года приступили к съёмкам фильма «Свинарка и пастух», а потом пришла война. Иван Александрович рвался на фронт, но режиссера обязали закончить картину. Киноработы вселяли боевой дух советскому народу. Такие картины выходили одна за другой. Таким образом, Пырьев воевал с врагом. За свою совместную работу супругам присвоили звание Народного артиста Советского Союза. Прекрасная культовая картина о кубанских казаках стал для супругов последней. Сюжет новой картины «Испытание верностью» полностью сбылся на судьбе четы Пырьева и Ладыниной. Как раз в это время режиссёр познакомился с молодой Людой Марченко. Актриса боялась ухаживаний и подарков своего начальника. Режиссер метался, то оставлял Ладынину, то снова возвращаясь к ней. Долго терпела такое бесконечное истязание Марина Алексеевна, но в итоге сама решила развестись. Пырьев не желал этого, так как уже понял, что молодая актриса не примет важного положительного решения. Марченко вышла замуж за другого. Режиссёр сделал так, что обеих покинувших его женщин перестали снимать в кинофильмах, им не стали давать ролей в театрах. Пырьев хочет отвлечься от личной жизни, отдаваясь работе. Появился «Идиот», мастер снимает «Белые ночи». Режиссёра избирают депутатом Верховного Совета и заместителем председателя совета в Министерстве кинематографии. Позже он стал худруком на «Мосфильме» и директором киностудии. Кинорежиссер буквально перед смертью отказался от должности, отснял одну часть «Братьев Карамазовых», пришёл с работы домой, лёг спать и умер во сне. Автор биографии: Natsh

    Читайте еще по этой теме:

    Вас заинтересуют так же следующие новости

    • Светлана Крючкова: “Я доверяю судьбе”
    • Людмила Зыкина – Жизнь, любовь и бриллианты
    • Евгения Симонова
    • Анна Ахматова: «Я жалкая и никому не нужная…»
    • Иван Пырьев – 5 сломанных судеб
    • Иван Янковский
    • Андрей Руденский
    • Евгений Цыганов

    Толкование

    Пырьев, Иван Александрович
    Иван Пырьев
    image
    Имя при рождении:

    Иван Александрович Пырьев

    Дата рождения:

    4 (17) ноября 1901(1901-11-17)

    Место рождения:

    с. Камень, Барнаульский уезд, Томская губерния, Российская империя

    Дата смерти:

    7 февраля 1968(1968-02-07) (66 лет)

    Место смерти:

    Москва, СССР

    Гражданство:

    image Российская империя image СССР

    Профессия:

    актёр, кинорежиссёр, сценарист

    Карьера:

    1921—1968

    Направление:

    Комедия, драма

    Награды:
    image image image image
    image
    IMDb:

    ID 0701576

    Ива́н Алекса́ндрович Пы́рьев (17 ноября 1901 — 7 февраля 1968) — советский российский кинорежиссёр, актёр, сценарист. Народный артист СССР (1948). Шестикратный лауреат Сталинской премии (1941, 1942, 1943, 1946, 1948, 1951). Член КПСС с 1956 года.

    Биография

    Иван Пырьев родился 4 (17) ноября 1901 в селе Камень (ныне город Камень-на-Оби, Алтайский край). Его родители крестьянствовали. В 1904 году отца убили в драке. Ваня жил в большой старообрядческой семье деда Осипа Комогорова. С восьми лет мальчик помогал по хозяйству, был пастухом.

    В конце 1915 года Пырьев сел в один из воинских эшелонов и поехал на фронт. Он воевал, был дважды ранен, награждён Георгиевскими крестами 3-й и 4-й степеней. В мае 1918 года он заболел тифом. После выздоровления записался в ряды Красной армии. Сначала был рядовым красноармейцем, затем политруком, агитатором в политотделе 4-й железнодорожной бригады. В это время Пырьев начал учиться в театральной студии Губпрофсовета, где встретился и подружился с Григорием Александровым. Иван Пырьев стал одним из организаторов Уральского Пролеткульта. В Екатеринбурге он месяца три под фамилией Алтайский играл небольшие роли в профессиональной драматической труппе. В конце лета 1921 года в Екатеринбург приехала на гастроли Третья студия МХАТ. Пырьев с Александровым были настолько поражены их искусством, что вскоре отправились в Москву.

    С 1921 года — актёр 1-го Рабочего театра Пролеткульта. Играл в спектаклях у С. Эйзенштейна («Мексиканец») и В. Мейерхольда («Лес»).

    В 1923 году окончил актёрское отделение ГЭКТЕМАСа, учился там же на режиссёрском отделении.

    С 1925 года начал свою деятельность в кино, став крупнейшим советским комедиографом. Пырьев работает сценаристом и режиссёром на киностудиях «Госкино», «Пролеткино», «Союзкино» (ныне — «Мосфильм»). С 1926 года становится помощником режиссёра на фильмах Ю. Тарича. Является автором и соавтором сценариев «Оторванные рукава», «Токарь Алексеев», «Будьте такими», «Переполох», «Третья молодость», «Перегон смерти».

    Всенародную популярность снискали его музыкальные комедии «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки», романтические музыкальные фильмы «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской». Во всех этих фильмах сыграла главные роли его жена — актриса Марина Ладынина.

    Был главным редактором главного печатного органа кинематографистов — журнала «Искусство кино», заместителем председателя Большого художественного совета Министерства кинематографии СССР.

    В 1954—1957 годах — директор киностудии «Мосфильм», затем руководил там же творческим объединением «Луч». В 1956 году был инициатором создания и руководителем Высших режиссерских курсов при «Мосфильме».

    Основатель Союза кинематографистов СССР. В 1957—1965 годах — председатель его оргкомитета. Депутат Верховного Совета СССР.

    Известен своими экранизациями произведений Ф. М. Достоевского «Идиот» (1958) и «Братья Карамазовы» (1969).

    У режиссёра болело сердце. 7 февраля 1968 года, вернувшись со съемок, Иван Александрович лег и умер во сне. Медицинское освидетельствование установило огромное количество инфарктов, перенесенных на ногах во время работы… Третью серию картины «Братья Карамазовы» закончили Кирилл Лавров и Михаил Ульянов.

    Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

    Личная жизнь

    Первая жена Ада Войцик(1908—1982), от брака с которой родился сын Эрик (1931—1970).

    Вторая жена — киноактриса Марина Ладынина (1908 −2003) — народная артистка СССР (1950). В 40-х годах у них родился сын Андрей Ладынин (кинорежиссер) (1938—2011).

    Третья жена — киноактриса Лионелла Скирда (1938 г. р.), ныне жена Олега Стриженова.

    Награды и премии

    Полезное

    Смотреть что такое “Пырьев, Иван Александрович” в других словарях:

    • ПЫРЬЕВ Иван Александрович — (17.11.1901, село Камень на Оби, Алтай 07.02.1968, Москва), режиссер, сценарист, народный артист СССР (1948). Лауреат Сталинских премий (1941 за фильм «Трактористы», 1942 «Свинарка и пастух», 1943 «Секретарь райкома», 1946 «В шесть часов вечера… …   Энциклопедия кино

    • Пырьев Иван Александрович — [4(17).11.1901, с. Камень на Оби, ныне Алтайского края, ≈ 7.2. 1968, Москва], советский кинорежиссёр, народный артист СССР (1948). Член КПСС с 1956. В 1918 служил в Красной Армии. В 1923 окончил актёрское отделение Гэктсмаса, учился там же на… …   Большая советская энциклопедия

    • ПЫРЬЕВ Иван Александрович — (1901 68) российский кинорежиссер, народный артист СССР (1948). Фильмы: Партийный билет (1936), Идиот (1958), Братья Карамазовы (1969); музыкальные комедии Трактористы (1939), Свинарка и пастух (1941), Кубанские казаки (1950) и др.… …   Большой Энциклопедический словарь

    • Пырьев Иван Александрович — (1901 1968), кинорежиссёр, народный артист СССР (1948). Фильмы: «Партийный билет» (1936), «Идиот» (1958), «Братья Карамазовы» (1969); музыкальные комедии «Трактористы» (1939), «Свинарка и пастух» (1941), «Кубанские казаки» (1950) и др.… …   Энциклопедический словарь

    • Пырьев Иван Александрович — Иван Пырьев Имя при рождении: Иван Александрович Пырьев Дата рождения: 4 (17) ноября 1901(19011117) …   Википедия

    • ПЫРЬЕВ Иван Александрович — (17.11.1901—7.2.1968), советский режиссёр, сценарист. Народный артист СССР (1948). Член КПСС с 1956. В 1918 служил в Красной Армии. В 1923 окончил актёрское отделение ГЭКТЕМАСа, учился там же на режиссёрском отделении. Был актёром 1… …   Кино: Энциклопедический словарь

    • Пырьев Иван Александрович — (1901, село Камень на Оби Алтайского края — 1968, Москва), режиссёр, народный артист СССР (1948). В 1923 окончил Государственные экспериментальные театральные мастерские (ГЭКТЭМАС), руководимые , учился там же на режиссёрском отделении, был… …   Москва (энциклопедия)

    • Пырьев, Иван Александрович — Род. 1901, ум. 1968. Кинорежиссер, сценарист. Выпускник актерского и режиссерского отделения Государственной экспериментальной театральной мастерской (1923). В кино с 1925 г. (автор сценариев, ассистент режиссера, режиссер). С 1939 г. сотрудник… …   Большая биографическая энциклопедия

    • Иван Александрович Пырьев — Иван Пырьев Имя при рождении: Иван Александрович Пырьев Дата рождения: 4 (17) ноября 1901(19011117) …   Википедия

    • Пырьев, Иван — Иван Пырьев Имя при рождении: Иван Александрович Пырьев Дата рождения: 4 (17) ноября 1901(19011117) …   Википедия

    Оцените статью
    Рейтинг автора
    4,8
    Материал подготовил
    Егор Новиков
    Наш эксперт
    Написано статей
    127
    А как считаете Вы?
    Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
    ли со статьей или есть что добавить?
    Добавить комментарий