Как «отец» литовской музыки и талантливый художник оказался в «жёлтом доме»: Микалоюс Чюрленис

ОСНОВНЫЕ  ДАТЫ  ЖИЗНИ  И  ТВОРЧЕСТВА

10 сентября 1875 г. (по Григорианскому календарю – 22 сентября)

imageМикалоюс  Константинас  Чюрленис родился в Варене в семье органиста Константинаса Чюрлениса и Аделе Марии Магдалены Радманайте–Чюрленене. Он был старшим среди девятирых детей семьи Чюрленисов.

1876 – 1877 г.

Семья проживала в Ратниче.

1878 г.

Cемья Чюрленисов переселилась в Друскининкай.

1885 г.

М.К. Чюрленис окончил народную школу в Друскининкай. Отец рано начал обучать сына игре на пианино и органе, на которых к тому времени Микалоюс довольно свободно музицировал. Близкий друг семьи доктор Юзеф Маркевич рекомендовал мальчика князю Миколу Огинскому, содержавшему оркестровую школу в своем имении в городе Плунге.

1889 – 1893 г.

image

М.К. Чюрленис жил в Плунге. В оркестровой школе князя М. Огинского учился игре на различных музыкальных инструментах, пел в хоре. В то время начал сочинять музыку, на досуге рисовал. С 1892 г. как флейтист оркестра находился не только на полном содержании, но и получал жалование. Концертировал с оркестром в Паланге, Риге, Ретаве.

1894 – 1899 г.

М.К. Чюрленис, материально поддерживаемый М. Огинским, учился в Варшавском музыкальном институте. Поступив в класс фортепиано, обучение он начал на низшем курсе проф. Т. Бжезицкого. В 1895 г. переведен на средний курс проф. А. Сыгетинского. Композиции учился у З. Носковского.

Лучший друг в институте – коллега Эугениуш Моравский. Константин часто наведывался в гости к другу, где познакомился с его сестрой Марией, полюбил ее.

К сожалению, дружбе Марии и Микалоюса не было суждено завершиться женитьбой. Отец Марии, заметив их чувства, поспешил отдать дочь против ее воли в мужья другому. В институте, наряду с композицией Чюрленис посещал хоровой класс, изучал теорию, историю музыки, гармонию, естественные науки, астрономию, философию, нумизматику, минералогию. Его любимые авторы: А. Мицкевич, Ю. Словацкий, Б. Прус, Ф. Достоевский, Ф. Ницше, Л. Толстой и др. В Варшаве Чюрленис создал каноны,  фуги, прелюдии, циклы вариаций для фортепиано, струнного квартета. Институт закончил с дипломом по специальности композиции. Дипломной работой была Кантата для смешанного хора и симфонического оркестра  «De Profundis».

Лето 1899 г.

Лето провел в Друскининкай. Учил младших братьев и сестер музыке, рисовал.

Осень 1899 г. – весна 1901 г.

М.К. Чюрленис жил в Варшаве. Чтобы содержать себя и брата Повиласа, который тоже поступил в Музыкальный институт, давал частные уроки. Отказался от предложения руководить хором  и оркестром Люблинского музыкального общества.

1900 г.

М.К. Чюрленис создал Полонез для духового оркестра. В музыкальном сборнике «Меломан» (№ VIII) впервые издано его произведение – Ноктюрн фа-диез минор.

Октябрь 1900 г. – апрель 1901 г.

М.К. Чюрленис создал симфоническую поему «В лесу» и посвятил ее своему  другу Э. Моравскому. C этим произведением участвовал в конкурсе, обьявленном графом И. Замойским, где был отмечен жюри специальной похвалой.

1901 – 1902 г.

В Лейпцигской консерватории М.К. Чюрленис изучал композицию в классе проф. К. Рейнеке, а контрапункт – у С. Ядассона.  В качестве вольного слушателя посещал университетские лекции эстетики, истории и психологии. В Гевандхаузе и в Лейпцигском театре слушал любимые произведения Г.Ф. Генделя, П. Чайковского, Р.Вагнера, Ф. Листа. В библиотеке издательсства Ц.Ф. Петерса самостоятельно изучал принципы инструментовки Г. Берлиоза, Р. Штрауса. В этот период создал симфоническую увертюру «Кястутис», четырехчастный «Струнный квартет», каноны, фуги, среди которых «Sanctus» и «Kyrie» для смешанного хора. Во время каникул рисовал.

14 июля 1902 г.

М.К. Чюрленис получил удостоверение учителя Лейпцигской консерватории.

Осень 1902 г. – начало 1904 г.

Жил в Варшаве, учился в частной школе живописи Я. Каузика. Давая частные уроки, обеспечил то троих, то двоих братьев, которые здесь же продолжали обучение.

Осенью 1903 года написал цикл из 7 картин «Симфония похорон». Начал работать над симфонической поэмой «Море». Дабы мог беспрепятственно заниматься изобразительным искусстом, не принял предложения Э. Млынарского преподовать в Варшавском музыкальном институте.

Весна – лето 1904 г.

Чюрленис поступил в Варшавскую художественную школу, которой руководил художник литовского происхождения Казимерас Стабраускас. В школе рисование преподовали К. Тихий и К. Кшижановский, скульптуру – К. Дуниковский, живопись – Ф. Рущиц. Во время обучения создал обложки для книг «Изба за деревней», «Осенью», «Мысль», «Башни», написал картины «Колокол»,  «Остров», «Храм».

В это же время руководил школьным хором.

С проектами витражей, циклом из 6 картин «Буря» и проектами обложек книг (всего 19 работ) участвовал в выставке школы.

Летом того же года участвовал в школой организованном пленере в Аркадии, неподалеку от местечка Лович (в Польше).

Осень – зима 1904 г.

Создал циклы вариации для фортепиано «Sefaa Esec» и «Besacas».

Весна 1905 г.

В школе была организована выставка работ Чюрлениса. На ней представлен цикл из 10 картин «Фантазии». Другие работы (всего 64), написанные в 1904 – 1905 г., упомянул в письме брату Повиласу в апреле 1905 г. Среди них цикл из 5 картин «Потоп», триптих «Rex», «Шелест леса», «Весть» и другие.

Июнь 1905 г.

М.К. Чюрленис участвовал в первой ежегодной выставке Варшавской художественной школы – экспонировал цикл «Буря» и др.

Лето 1905 г.

Отпуск провел с семьей Волманов в Анапе у Черного моря. Путешествовал по Кавказу, писал картины, фотографировал.

Осень 1905 г.

С братом Стасисом жил в Варшаве. Как и прежде, учился в Художественной школе, зарабатывал на жизнь частными уроками.

Начал руководить хором Варшавского общества взаимопомощи литовцев.

Зима 1905 г.

Чюрленис посещал дом творчества художников в Рибинишкяй (Латвия), учредителем которого была меценат искусства Э. Кярбядене. Рождество провел в Друскининкай.

Начало 1906 г.

Жил в Друскининкай, гармонизировал литовские народные песни. В письме брату Повиласу писал, что “все свои былые и будущие работы решил посвятить Литве”. В тот момент возникла идея создать литовскую оперу.

Май 1906 г.

М.К. Чюрленис участвовал в выставке работ студентов Варшавской художественной школы в Петербурге, представил циклы «Сотворение мира», «Сутки», «Буря», диптих  «Rex» (не сохранился) и др. В печати критики искусства особое внимание уделили незаурядной живописи Чюрлениса.

Июнь 1906 г.

В газете «Вильняус жиниос» (№ 123) напечатана первая статья о Чюрленисе.

Лето – осень 1906 г.

Участвовал в школой организованном пленере в Истебне (Прикарпатье, находившееся во власти Австро-Венгрии). В этом же году провел лето в Крынице с семьей Волманов. Написал литературное эссе «Письма Девдурачку».

При поддержке Б. Волманене Чюрленис путешествовал по Европе – посетил Прагу, Дрезден, Нюрнберг, Мюнхен, Вену. Восхищался в музеях увиденными работами Ван Дейка, Рембрандта, Боклина. Сам в то время рисовал зскизы к циклу «Зодиак». Получил приглашение принять участие в Первой литовской художественной выставке.

Конец 1906 г. – начало 1907 г.

Чюрленис перестал посещать Художественную школую. Переслал свои картины в Вильнюс, на первую литовскую выставку художников и сам помогал ее организовать. На этой выставке экспонировал циклы «Сотворение мира», «Буря», триптих «Rex», восемь флуорофортов (всего 33 работы).

1907 г.

М.К. Чюрленис закончил инструментовку симфонической поэмы «Море» и начал новую симфоническую поэму  «Сотворение мира».

С начала года до июня написал 50 картин.

Зима – весна 1908 г.

Чюрленис жил в Вильнюсе, руководил хором «Вильняус канклес». На концертах выступал с хором и как пианист. При поддержке С. Кимантайте, П. Римшы и еще нескольких энтузиастов, устраивал Вторую литовскую художественную выставку в Вильнюсе и Каунасе, создал обложку для ее каталога и афишу. Сам на выставке экспонировал более 60-ти новых своих работ.

В это же время включился в  издании «Вильтис» публикуемые дискуссии по созданию «Таутос румай» («Дворца народа»), агитировал собирать средства для его строительства, обещая отдать все свои произведения.

30 мая в Вильнюсе впервые была исполнена кантата М.К. Чюрлениса «De Profundis».  Дирижировал автор.

Июнь 1908 г.

Находясь в Друскининкай, Чюрленис написал сонаты «Ужа» и «Летa», диптих «Прелюдия. Фуга».

Июль 1908 г.

С невестой Софией Кимантайте отдыхал в Паланге. Написал пятую сонату – сонату «Моря», диптих «Прелюдия и фуга», триптих «Фантазия». Вдвоем намеревались создать оперу «Юрате».

Август – сентябрь 1908 г.

Будущие супруги навещали дядю Софии, декана Винцаса Ярулайтиса в Плунге, ее родителей в Куляй и Каркленай, после вместе поехали в Друскининкай. Здесь Чюрленис написал шестую сонату – сонату «Звезд». В конце августа по совету вильнюсского художника Л. Антокольского ездил в Петербург, надеясь найти там постоянный источник заработка, участвовать на выставках. Однако первая поездка не была успешной.

Октябрь – декабрь 1908 г.

В середине октября Чюрленис, взяв с собой некоторые картины, второй раз отправился в Петербург, намереваясь там пожить. В Петербурге посетил Литовское общество, художника М. Добужинского, который представил его русским художникам и сразу был ими принят в Союз русских художников. Чюрленис вновь искал возможности давать частные уроки и в этом ему помогли в Петербурге жившие литовцы: Альфонсас Моравскис, Юозас Таллат – Кялпша, Юозас Зикарас, Стасис Битаутас.

В Литовском обществе раз в неделю устраивались вечера, встречи, на которых свои произведения играл и Чюрленис. В Петербурге ему пришла идея при Литовском художественном обществе учредить Музыкальную секцию, которая бы заботилась о литовских композиторах и музыкантах, организовывала конкурсы и концерты, основала  библиотеку музыкальных произведении. Правление общества идею поддержало. М. К. Чюрленис не забыл и о хоре «Вильняус канклес», которому высылал гармонизированные народные песни.

В то время в Варшаве был издан сборник гармонизированных народных песен «Веверселис».

По Софией присланному либретто М.К. Чюрленис сочинял музыку к опере «Юрате», писал эскизы ее декораций и занавеса.

В конце декабря поехал к невесте.

1 января 1909 г. (по новому календарю – 14 января)

В Шатейкяй, в небольшом городке неподалеку от Плунге, Микалоюс Константинас Чюрленис вступил в брак с Софией Кимантайте. После бракосочетания молодожены уехали в Петербург.

Январь – март 1909 г.

Картины Чюрлениса экспонировались в Петербурге на выставке «Салон», на первой весенней выставке Вильнюсского художественного общества. На шестой выставке Союза русских художников выставлены три работы, среди которых и в Петербурге написанный «Rex». Несколько работ посланы на тринадцатую выставку содружества любителей искусства «Штука», проходившую в Кракове.

Его фортепианные произведения исполнялись в Петербурге в концерте «Вечера современной музыки» 28 января 1909 г. (по новому календарю – 10 февраля). В феврале произведения М.К. Чюрлениса звучали в концерте, организованном выставкой «Салон», вместе с музыкой А. Скрябина, Н. Метнера, И. Стравинского, С. Рахманиного.

В конце марта Чюрленисы возвратились в Литву.

Апрель – июнь 1909 г.

Чюрленисы жили в Друскининкай. Оттуда выезжали в Вильнюс, где участвовали  в организации третьей литовской художественной выставки. Чюрленис создал ее плакат и обложку для каталога. Сам художник на выставке экспонировал более 30 работ – сонаты «Ужа», «Моря», «Звезд», «Сказку о королях», триптих «Фантазия» и др. Его работы были представлены и на выставке Варшавской художественной школы, посвященной ее пятилетию. В июне вместе с Софией расписали занавес для сцены в зале общества «Рута». Как пианист выступал в концертах общества.

Июнь – октябрь 1909 г.

На общем собрании Литовского научного общества Чюрленис был избран в состав комитета по песням и сбору их нот.

Ноябрь – декабрь 1909 г.

Чюрленис взяв с собой картины, написанные несколько ранее, опять уехал в Петербург. Здесь ему было предложено руководить хором Петербургского литовского общества. Вместе с К. Бугой, А. Волдемаром, Ч. Саснаускасом, Ю. Таллат-Кялпшой работали над литовским словарем музыкальной терминологии «Терминология нашей музыки».

В конце декабря напряженная творческая работа и постоянный недостаток сломили здоровье Чюрлениса. Невропотолог и психиатр В. Бехтерев констатировал большое переутомление.

Январь 1910 г.

По совету профессора София с заболевшим супругом вернулась в Друскининкай.

На седьмой выставке Союза русских художников в Москве экспонировались работы Чюрлениса: «Арка Ноя», «Ангелочки (Рай)», «Баллада (Черное солнце)».

Конец февраля – март 1910 г.

Чюрленис был помещен в санатории «Червонный двор» в Пустельнике, недалеко от Варшавы. Его работы экспонировались на седьмой выставке Союза русских художников в Петербурге. Девять картин – на четвертой литовской художественной выставке в Вильнюсе.

Апрель – май 1910 г.

Двадцать восемь работ художника представлены на Литовской художественной выставке в Риге, несколько работ – на выставке Союза русских художников в Киеве.

30 мая 1910 г. (по новому календарю – 12 июня)

Родилась дочь Дануте.

Лето 1910 г.

Семь картин М.К. Чюрлениса экспонировались в Париже на выставке Союза русских художников. В Вильнюсе издана книга С. Чюрленене «В Литве».

Здоровье художника улучшилось, ему разрешили немного рисовать, играть на фортепиано.

Осень 1910 г.

С опозданием получил приглашение участвовать в выставке «Нового объединения художников» в Мюнхене. М.К. Чюрленис избран членом Петербургского общества «Мир искусствa».

5 ноября 1910 г.

Чюрленис выслал открытку жене, в которой, приветствуя ее, надеялся на скорую встречу.

Январь – март 1911 г.

Картины Чюрлениса экспонировались на выставках общества «Мир искусства» в Петербурге и Москве, четыре работы – в художественной выставке в Минске. На пятой литовской художественной выставке экспонировалось двадцать восемь работ художника.

Здоровье все улучшалось, но в конце марта во время прогулки Чюрленис простудился и заболел восполением легких.

28 марта 1911 г. (по новому календарю – 10 апреля)

М.К. Чюрленис умер в санатории «Червонный двор»,  в Пустельнике. Похоронен в Вильнюсе на кладбище Расу.

Н и й о л е   А д о м а в и ч е н е

Nijolė Adomavičienė

БЕЗУМИЕ МИКАЛОЮСА ЧЮРЛЕНИСА У декадента все, что там ни говори, Как бы навыворот – пример тому свидетель: Он видел музыку, он слышал звук зари; Он обонял звезду, он щупал добродетель.         В истории мирового искусства многим художникам ставили диагнозы, связанные с психическими отклонениями, но чаще всего уже постфактум, уже после того как они ушли из жизни. А вот официально психически больными числились немногие, и еще меньше живописцев действительно окончило свои дни в психиатрических клиниках. Одним из тех, кому так не повезло (с учетом того, что лечения от таких проблем в начале ХХ века практически не существовало), был Микалоюс Константинас Чюрленис, возможно, самый необычный художник рубежа 19-20 вв.         Вообще, имя Чюрлениса в 1960-х-70-х гг. в нашей стране было своего рода интеллигентским брендом, определявшим принадлежность к некоторой части нашего общества, не чуждой слегка фрондерских настроений, выражавшейся в любви к Прибалтике как к маленькому окошку в западный мир (мейнстримом тогда был отдых в Ялте или в Сочи). Но о самом художнике широкая публика знала немного, а об истинной подоплеке его творчества вообще мало кто размышлял, хотя в данном случае особенности личности и особенности творчества живописца связаны исключительно тесно.         Начало его жизненного пути было довольно ординарным. Он родился в 1875 году в маленьком городке Варена на юге Литвы. Местность эта была исторически связана с Польшей, так что сам Микалоюс (кстати, друзья и близкие называли его Константом) именно польский язык считал родным, а впоследствии и говорил и писал чаще всего по-польски. Семья Чюрленисов была довольно своеобразной: отец, Константинас Чюрленис, происходил из литовской крестьянской семьи, но сельским хозяйством никогда не занимался. Каким-то образом он выучился играть на органе (велика вероятность, что он был талантливым самоучкой) и служил органистом в костеле. Мать, Адель Радман (Радманайте), была по происхождению немкой, но ее семья фактически бежала в Прибалтику из немецкого Регенсбурга по причине гонений католической церкви на церковь евангелическую, к которой они принадлежали.         Микалоюс был старшим из восьми детей, и детство его прошло в Друскининкае, городке, соседнем с Вареной, куда семья переехала спустя год после его рождения. Жили они бедно, но весело, за что соседи на них неодобрительно косились.         В целом, можно сказать, что Микалоюсу по жизни везло. Еще в раннем детстве у него обнаружился наследственный талант музыканта, он иногда даже подменял отца в костеле, скоро у него появился покровитель, доктор Юзеф Маркевич из Варшавы. Мальчик сначала учился в народном училище в родном городе, а затем благодаря хлопотам доктора Маркевича его приняли в музыкальную школу князя Михаила Огиньского в Плунгянах, а затем и Варшавский музыкальный институт. Князь Огиньский даже назначил талантливому студенту персональную стипендию из собственных средств.         Но все же были и некоторые нюансы в биографии Чюрлениса, которые намекали на будущие проблемы. Я имею в виду наследственность. Отец Микалоюса, Константинас был человеком с некоторыми странностями. Через два года после переезда семьи в Друскининкай, Чюрленис-старший неожиданно для всех бросил семью и отправился странствовать по Руси. Судя по всему он добрался до Урала и Сибири. История очень странная, поскольку причину этого поступка так никто и не понял. Похоже, что это не было путешествием в поисках заработка, но нет никаких доказательств, что Константинас бежал куда-то вслед за внезапно вспыхнувшей страстью. Когда он все-таки вернулся, жена немного позлилась, но в конце концов простила его, и продолжила рожать ему детей. Больше всего это похоже на какой-то приступ мании.         Юный Микалоюс подменял отца за органом в костеле не только от любви к музыке и желания попрактиковаться и заработать на карманные расходы, но и потому что у того периодически возникали некие «приступы меланхолии», во время которых он не мог работать. В сочетании с жаждой перемены мест, это очень похоже на маниакально-депрессивный психоз (или биполярное расстройство). Возможно, что у отца проблемы с психикой проявлялись не слишком остро, но наследственность Микалоюс получил не самую лучшую.         А дальше в жизни Микалоюса начинается период грандиозных и очень странных перемен. До 1901 года он последовательно шел по пути профессионального музыканта, но после поступления в Лейпцигскую консерваторию, неожиданно, на первый взгляд, все изменилось. Хотя все же некие предпосылки к этому были. Почему-то Чюрленис, хотя постоянно испытывал нужду в средствах, никак не соглашался ни на какую ординарную работу, например преподавательскую. Его биографы замечали, что Чюрленис был готов голодать, лишь бы продолжать жить в мире своих грез. Голодать ему скоро пришлось в прямом смысле, поскольку князь Огиньский умер, и, соответственно, кончилась и стипендия.       И вот именно в это время Чюрленис начал учиться живописи. Пусть он, слегка стыдясь, называл свое новое занятие «развлечением», и говорил друзьям, что позволяет его себе только в праздничные дни, но этот новый мир, мир визуальных образов, захватывал его все больше и больше. И композитор (настоящий композитор, автор симфонических произведений, первых в истории Литвы) постепенно начал превращаться в художника.         Но в этой истории присутствует не только тема творческих поисков и обретения художникам своего истинного предназначения, что никакими объективными факторами не объясняется. Дело в том, что Микалоюс Чюрленис был синестетом.         Синестезия – это еще не очень хорошо изученный феномен, при котором у некоторых людей их органы чувств оказываются связаны так, что раздражение одного влечет за собой автоматический отклик в другом. То есть, если попытаться объяснить наглядно, то это люди, которые видят и воспринимают числа, или звуки, или что-то еще в красках, и могут правдоподобно описать свой опыт.         Почему-то больше всего синестетов встречается среди музыкантов, так что Чюрленис здесь не исключение. Такими особенностями обладали, например, Николай Римский-Корсаков, Александр Скрябин и Оливье Мессиан. Синестетом был Владимир Набоков, причем он утверждал, что свою способность видеть и ощущать в цвете буквы и звуки речи он унаследовал у матери. Такой же дар был и у Василия Кандинского, причем он сочетал сразу четыре ощущения – цвет, звуки, осязание и запах. Возможно, именно эта его особенность и подвигла успешного преподавателя юрфака МГУ, бросить в тридцать лет академическую карьеру и заняться живописью.         Похоже, что с Чюрленисом произошло тоже самое. Вообще, случаев, когда музыкант обладает синестезией довольно много, однако, мне не попалось ни одного, где музыкант фактически бросил бы музыку и переключился на живопись. Анна Зальц – современный немецкий музыкант и художник – сочетает занятия музыкой и живописью. Скрябин пошел по другому пути и попытался скрестить музыку и живопись в некоем синтетическом виде искусства. Он даже изобрел так называемый «цветовой орган», а его партитуры (в частности, симфоническая поэма «Прометей») имели отдельные нотные линейки с указанием «luce», ноты на них и должны были проигрываться на этом цветовом органе.         Но Чюрленис пошел другим путем, и похоже, что с 1901 года он начал планомерно учиться живописи именно для того, чтобы перевести звуки в зримые художественные образы. И он начал довольно последовательно осуществлять свой план. Сначала он год проучился в частной школе живописи и художественных ремёсел Я.Каузика, а затем поступил в Высшую школу изящных искусств, которая открылась в Варшаве в 1903 году.        Чюрленис немного опасался того, как к нему отнесутся его однокашники, ведь он был старше их всех лет на десять, но его талант был признан сразу, а его работы стали своего рода визитной карточкой тех учебных заведений, которые он осчастливил своим присутствием.         Конечно, жизнь художника оказалась тяжелее жизни музыканта, и Чюрленису пришлось-таки подрабатывать уроками музыки, а иногда он настолько бедствовал, что для продолжения работы над картинами подбирал с полу кусочки краски, не имея возможности купить новую. Но все равно, он был счастлив, поскольку именно как художник нашел возможность воплотить все свои фантазии.         Интересно, что Чюрленис полагал, что обладает особым экстрасенсорным, как сказали бы мы сейчас, даром (а, может, и правда, обладал). Будущее он, вроде, не предсказывал, но зато ему удавался гипноз, он проводил довольно успешные опыты по телепатии, мог прикосновением руки исцелять зубную боль и даже передавать и читать мысли на расстоянии. Во всяком случае, так утверждали его друзья и близкие.         О музыке он никогда не забывал, и его картины очень часто имеют музыкальные названия: соната, симфония, песня. И это не просто слова. Вообще, симфониями и композициями часто называл свои картины Джеймс Уистлер, но у меня нет информации о том, что он тоже мог быть синестетиком. Возможно, это было чисто эстетским жестом.         Синестезия не считается психическим расстройством, но все-таки, такая  чувствительность психики, особенно у человека творческого, похоже, обозначает некоторую предрасположенность к проявлению проблем подобного рода. Во всяком случае, у Скрябина некоторые специалисты диагностировали параноидную форму шизофрении или шизотипическое расстройство, у Василия Кандинского тоже отмечали некоторые шизотимные проявления и шизофреническую симптоматику.         Трудно сказать, когда первые признаки психического расстройства проявились у Чюрлениса. До 1909 года он вел довольно активную и в целом нормальную для художника жизнь. Много работал, путешествовал, начал выставляться, завел дружбу с кругом мирискусников, в частности его очень поддерживал Мстислав Добужинский. В эти же годы у него случился сначала «полуроман» с Лидией Брылкиной (известной позднее как Лидия Рындина, актриса и литератор), а затем и полноценная любовь, закончившаяся свадьбой, с юной студенткой-филологом Софией Кимантайте, с которой он сошелся на почве литовского патриотизма (она учила его литовскому языку, которым он не владел).         Правда, так же, как в свое время его отец, Микалоюс часто оставлял свою жену, а сам отправлялся в продолжительные поездки, в частности в Петербург. Вообще, условно вместе они прожили чуть больше года: поженились в 1909, а в марте 1911 художник умер.         Кризис случился осенью 1909 года. Чюрленис приехал в Петербург и пропал. Перепуганный Добужинский начал его искать, и обнаружил в каких-то трущобах абсолютно больным в невменяемом состоянии. Добужинский дал телеграмму Софье, она немедленно приехала и забрала мужа. Возможно, это действительно был манифест заболевания, но еще Лидия Брылкина утверждала, что на момент знакомства с ней Чюрленис уже страдал от душевного расстройства, и отдавал себе в этом отчет. Есть версия, что его психическое состояние серьезно подорвала неудача с его наиболее масштабной работой – росписью занавеса для общества «Рута». Заказчики и современники не оценили глубину и грандиозность замысла художника, который положил в основу своей работы литовский национальный фольклор.         Болезнь Чюрлениса, как утверждали те, кто его знал лично, проявлялась в том, что он периодически впадал в некое психотическое состояние во время которого он пребывал в состоянии экстаза, у него были галлюцинации, причем и слуховые и визуальные. Сам он утверждал, что в такие моменты испытывал состояние «высшей гармонии», которое заключалось в слиянии основных семи тонов музыки и семи цветов спектра.         Судя по всему, врачи, которые обследовали Чюрлениса предполагали, что причиной его болезни мог быть сифилис, но признаков этого не нашли. Вообще по его симптомам врачам так и не удалось поставить ему однозначный диагноз. Но все отмечали, что, начиная с 1901 года, Чюрленис очень резко и регулярно менялся, буквально каждые пару лет он становился другим человеком. Наиболее распространенный диагноз, который ставят ему современные исследователи – шизофрения, которая носила приступообразно-прогредиентное течение из-за отсутствия адекватного лечения (будто в начале ХХ века могло быть что-то иное в смысле лечения).         Некоторые исследователи в качестве дополнительного аргумента в пользу шизофрении обращаются к анализу творчества Чюрлениса. Наибольшей интенсивности его творческая активность достигает в 1908 году, за год до начала явного психоза. И многие из тех, кто видел его картины на первых выставках, стоя перед ними испытывали странное ощущение того, что это одновременно и волшебство, и галлюцинация. Судя по всему, Чюрленис действительно умел запечатлевать на холсте свои визуализированные музыкальные видения. Символы для своих картин он либо изобретал сам, словно создавая собственный мистический язык, либо придавал обычным предметам и явлениям свои собственные значения. Например, знак птицы на его картинах, который он иногда использовал вместо подписи, символизирует отлетевшую «птицу тьмы», как он называл тяжелую депрессию.         Но лично мне его картины не кажутся порождением больного воображения. Они достаточно гармоничны, их необычные сюжеты вполне укладываются в образную систему символизма, так же как и доминирующий у художника серо-сиреневый и бледно-золотистый колорит.         Чюрленис умер в конце марта 1911 года в психиатрической клинике «Красный Двор» в Пустельниках недалеко от Варшавы, куда его поместила супруга. Возможно, пребывание там несколько улучшило состояние художника, он даже писал родным, что хочет провести лето 1911 года дома с ними. Но он подхватил тяжелую простуду, возможно, перешедшую в пневмонию, и с этим его ослабленный организм уже не справился. Похожая ситуация в свое время произошла и с Павлом Федотовым, который умер в психиатрической клинике, но от соматического заболевания.         В истории искусства Чюрленис остался мастером признанным, но так и не понятым до конца, подарив своим будущим зрителям свой особый мир, мир сказок и фантазий, грез и иллюзий, где соединены воедино живопись и музыка.Толкование

Чюрлёнис, Микалоюс Константинас
Микалоюс Константинас Чюрлёнис
imageФото М. К. Чюрлёниса
Основная информация
Полное имя

Николай Константинович Чурлянис

Дата рождения

10 (22) сентября 1875(1875-09-22)

Место рождения

Ораны, Виленская губерния, image Российская империя

Дата смерти

28 марта (10 апреля) 1911(1911-04-10) (35 лет)

Место смерти

Пустельник Миньски (близ Варшавы), Варшавская губерния image Российская империя

Годы активности

1900—1911

Профессии

художник, композитор

image Национальная школа искусств имени Чюрлёниса, Вильнюс, Литва

Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис (до 1955 г. использовалась русская форма имени Николай Константинович Чурлянис; лит. Mikalojus Konstantinas Čiurlionis; польск. Mikołaj Konstanty Czurlanis; 10 (22) сентября 1875, Ораны, ныне Литва — 28 марта (10 апреля) 1911, Пустельник Миньски, ныне Польша) — литовский художник и композитор; родоначальник профессиональной литовской музыки, далеко раздвинувший своим творчеством границы национальной и мировой культуры.

Биография

Детство провёл в Друскениках, где его отец был органистом, сыном вольного литовского крестьянина. Мать происходила из семьи евангелистов, эмигрировавших из Регенсбурга в связи с гонениями со стороны католической церкви. В семье будущего художника звали «Кастукас».[1]

Когда у него проявились способности к музыке, он был зачислен в музыкальную школу князя Михаила Огинского в Плунгянах (1889—1893), который, после ряда конфликтов, начал относиться к Кастукасу с большой симпатией. В этой школе и княжеском оркестре началась его профессиональная музыкальная карьера.

Князь предложил Чюрлёнису поступить в Варшавский музыкальный институт (1894—1899) и обеспечил его стипендией. В 1899, после защиты диплома, Чюрлёнис получил от князя в подарок пианино. Затем он написал симфоническую поэму «В лесу», которая стала первым литовским симфоническим произведением. Уехав в Лейпциг, он обучался там музыке в Лейпцигской консерватории (1901—1902).

После смерти князя Чюрлёнис остался без стипендии и покинул Лейпциг, а осенью 1902 г. уехал в Варшаву. Здесь он учился живописи в рисовальной школе Я. Каузика (1902—1905) и художественном училище (1905) у К. Стабровского в Варшаве. Его работы получили одобрение и ему была предоставлена свобода в реализации своих замыслов.

Около 1904 г. он вступил в Варшаве в общество взаимопомощи и руководил хором. Впервые экспонировал свои работы в Варшаве в 1905 году. В 1906 его работы выставлялись на выставке учеников Варшавского художественного училища в Санкт-Петербурге.

image М. К. Чюрлёнис. Покой

Первый публичный и подчёркнуто положительный отзыв о его работе «Покой» появился в газете «Биржевые ведомости» (№ 9266 за 1906 г.). Успех был хорошо принят в среде его соотечественников, поскольку им импонировало, что по происхождению он — литовец, хотя не знающий литовского языка.[1]

В январе 1907 года в Вильне была организована первая выставка литовского изобразительного искусства, одним из инициаторов и участников был Чюрлёнис. Это стало причиной его возвращения на родину.

Его многократно растиражированный официальный, но искажающий его внешность портрет, на котором он выглядит много старше своих лет (неполных 34 года), сделан после бессонной ночи, проведённой им во время подготовки к выставке литовского искусства весной 1908 г.[1]

В 1908 жил он в Вильне, где руководил хором, часть времени проводил в родном доме в Друскениках и Паланге.

Ещё в 1905 г. он начал пропагандировать «возрождение литовцев». Однако его намерения были встречены насторожённо и с возмущением. Соседям было непонятно, почему в его родном доме всегда весело, поскольку с детства в нём ежедневно звучала музыка.

Дзукия, где находятся Друскеники, почти не испытала классического средневековья и до XIV в (1387 г.) была языческим регионом. И после, хотя здесь укрепилось католичество, в населении были широко распространены суеверия. Охотно воспринимались рассказы очевидцев, видевших в топке локомотива на станции Поречье некрупного дьявола. Появившийся в Друскениках в 1908 г. автобус внушал ужас и, завидя его на дороге, жители предпочитали спрятаться в лесу. В такой атмосфере обывателя было нетрудно настроить против идеи национального возрождения, а его сторонников объявить «литвоманами», язычниками и колдунами. В этом же направлении действовало и польское духовенство.[1]

В Вильне Чюрлёнис познакомился с молодой начинающей писательницей, увлечённой идеей повысить уровень литовской национальной культуры, ставшей после замужества в 1909 году Софией Кимантайте-Чюрлёнене (1886—1958).

Осенью 1908 года в Петербурге при содействии М. В. Добужинского прошла выставка «Салон», для участия в которой ранее неизвестный автор был приглашён Сергеем Маковским. Так Чюрлёнис вошёл в круг художников, позднее образовавших объединение «Мир искусства». В январе и феврале следующего года на выставке этого объединения были выставлены 125 картин Чюрлёниса.

Приезд в Петербург тяжело отразился на его настроении, как по причине неопределённости перспектив, так и вследствие того, что он столкнулся с равнодушием и непониманием своих намерений. Он испытывает глубокое разочарование от ежедневных контактов со своими единомышленниками, которые, не желая потерять контакт с массами, пытались создать национальную культуру на базе фольклора или же понятной всем живописи, воспроизводящей знакомые пейзажи. Подняться на более высокий культурный уровень они не желали, да и просто не были в состоянии. Помимо этого он испытывает нужду. Не хватало денег на краски, и он временами должен был собирать на полу их крошки.[1]

image Занавес для сцены литовского общества «Рута»

В 1909 году Чюрлёнис с воодушевлением взялся за свою наиболее масштабную работу — занавес для общества «Рута» размером 4×6 м. Он собственноручно загрунтовал холст и расписывал его со стремянки. Но его труд оказался непонятым, что стало серьёзным ударом по психике автора.[2]

К весне 1910 года его состояние здоровья ухудшилось, и он был помещён в Пустельниковскую нервную больницу под Варшавой.

В марте 1911 он сообщил открыткой родителям о своём намерении провести лето с ними в Друскениках, однако 10 апреля умер от внезапной простуды[1]. Его могила находится на кладбище Росса (Расу) в Вильнюсе.

Адреса в Санкт-Петербурге

1908—1909 — Екатерингофский проспект (ныне проспект Римского-Корсакова), 65.

Черты личности

Это был живой, сердечный и открытый человек, любивший делиться своими впечатлениями. В общении с людьми вёл себя скромно и не старался выделиться. Обладал некоторыми гипнотическими способностями. Однако он вскоре прекратил свои эксперименты, поняв, что они нередко огорчают людей.[1]

Несмотря на свою скромность, он оказывал сильное влияние на своё окружение. Его близкий друг Влодзимеж Моравский говорил: «Все мы чувствовали, что среди нас находится необыкновенный человек, отмеченный не только выдающимся интеллектом, но и огромной моральной силой». «Когда Чюрлёнис был с нами, все мы были лучше. Рядом с ним не могло быть ни плохого человека, ни злых чувств. Он разливал вокруг себя какой-то свет», — вспоминала супруга английского консула в Варшаве Галина Вельман.[1]

Единственное, что могло его вывести из себя — это обращенная к нему просьба «объяснить» содержание той или иной его картины. Он негодовал «…почему они не смотрят. Почему не напрягают свою душу! Ведь каждый по-иному подходит и иначе воспринимает произведения искусства».[1]

  • Портрет. Таким его помнят родные и знакомые

  • Чурлянис с другом Влодзимежем Моравским

  • Чурлянис с супругой

  • М. К. Чюрлёнис. Сказка королей

  • М. К. Чюрлёнис. Истина

Музыкальное творчество

Автор первых литовских симфонических поэм «В лесу» (1900—1901) и «Море» (1903—1907), увертюры «Кястутис» (1902), кантаты для хора и симфонического оркестра «De profundis» (1899), струнного квартета, произведений для хора а капелла на тексты псалмов. Записал и обработал свыше 60 литовских народных песен. Сочинил свыше 200 произведений для фортепиано (прелюдии, вариации, «пейзажи», произведения для струнного квартета и органа).

Изобразительное искусство

Написал около 300 произведений в духе модерна и ар нуво, сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства, цитатами и реминисценциями из японской, египетской, индийской культур и стремление к синтезу искусств и поискам аналогий музыки и изобразительного искусства. Последнее особенно явственно в таких произведениях, как «Соната солнца», «Соната весны» (1907), «Соната моря», «Соната звёзд» (1908). Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки (триптих «Сказка», цикл «Сказка королей»; 1907), космогонических и астральных мифов (циклы «Сотворение мира», 1904—1906, «Знаки Зодиака», 1907), народных представлений (циклы «Весна», «Зима», 1907; «Жемайские кресты», «1909»).

Многие произведения утрачены, иные находятся в Каунасском художественном музее им. Чюрлёниса.

Картины-сонаты

  • Соната Солнца. Скерцо.

  • Соната весны.Анданте

  • Соната лета.Скерцо

  • Соната весны.Финале

  • Соната пирамид.Аллегро

  • Соната звёзд.Аллегро

Сюжетные картины

  • Прошлое

  • Весть

  • Сельское кладбище

  • Летит чёрная беда

  • Тоска

  • Мой путь

Отзывы о творчестве Чюрлёниса

Рай

Несмотря на то, что творчество Чюрлёниса стоит в стороне от известных течений в живописи, ему определено место между символизмом и абстракционизмом с признаваемым влиянием музыки. Считается, что в идеологическом плане он ближе всего к Ницше и Рудольфу Штейнеру.[3]

Мы можем лишь едва угадывать первоначальный ужас, что принесло Чурлянису всё более раскрывающееся ясновидение, приведшее его впоследствии к созданию «Рая», где он вновь, хотя и по-новому, говорит о том, что некогда видели Филиппо Липпи и Фра Беато Анджелико. Он слишком ясно видел и слишком много знал…[2]

— Б. Леман, 1912

Его гениальное, неповторимое творчество явило миру новый духовный континент.

— Ромен Роллан

Чурлянис… нарушил закон толпы, закон, которым никогда не поступится толпа и по которому всякий говорящий должен говорить понятно… В большинстве своём зритель считает, что картина Чурляниса всё равно непонятна и потому воспринимает её как музыкальные созвучия и переживает лишь жалкие обрывки собственных чувств и пигмейских трагедий… Чурляниса нужно смотреть, понимая, что в его картинах вообще нет излишних подробностей, как нет подробностей вообще — в них всё главное. Язык картин прост, ясен и целен, а само творчество Чурляниса есть зрительное откровение прекрасного гармоничного мира, вечной беспредельной жизни.[4]

… Отправной точкой его живописи служит, как это удостоверяет изучение его картин, зримая реальность. От неё он устремляется к тому, что ей внеположено, что прозревает он за её пределами… Живописная обработка элементов зрительного созерцания по принципу, заимствованному из музыки… вот его метод… Его творчество… есть опыт синтеза живописи, предполагающей изображение вещей в трёх измерениях. В противоположность этому музыка знает лишь одно пространство — время… Творчество Чурляниса есть попытка, без сомнения, непреднамеренная, наивная и всё же проведённая с тою бессознательной закономерностью, которая составляет постоянство истинного дарования. Если бы эта попытка была рассчитанным действием, подсказанным теоретическими изысканиями, она бы едва удалась. Ни одно искусство не должно стремиться к выходу в чужую область из своих естественных пределов. …Чурлянис избежал опасностей дурного совмещения и обезличения обоих искусств. Он… заставляет нас ощутить себя в ином пространстве, поглотившем время и движение[5]

Сочинения

Почтовая марка СССР, посвящённая М. К. Чюрлёнису, 1975, 4 копейки (ЦФА 4494, Скотт 4357)

  • Про музыку и рисование, письма, записи и статьи. — Вильнюс, 1960.

Память

  • В Каунасе находится Национальный художественный музей им. Чюрлёниса;
  • в Друскининкае имеется Мемориальный дом-музей Чюрлёниса (филиал музея в Каунасе);
  • в Вильнюсе (ул. Савичяус 11) расположен мемориальный культурный центр, дом М. К. Чюрлёниса;
  • В Минске в его честь названа улица;
  • В Санкт-Петербурге установлена мемориальная доска на доме, где жил Чюрлёнис (пр. Римского-Корсакова, д. 65/11).

Имя Чюрлёниса носит основанная в 1945 году Национальная школа искусств М.-К. Чюрлёниса в Вильнюсе, единственная в Литве школа искусств с полным 12-летним циклом обучения.

C 1965 года проводится конкурс имени Чюрлёниса, в котором участвуют пианисты и органисты.

На архипелаге Земля Франца-Иосифа находятся горы Чюрлёниса (лит.).

Примечания

  1. 123456789 Ядвига Чюрлёните. Воспоминания о М. К. Чюрлёнисе. Вильнюс.: Изд-во «Вага», 1975
  2. 12 Чюрлёнис в Вильнюсе. Leidykla KRONTA, Vilnius, 2010 ISBN 978-609-401-069-9
  3. Michael Gibson . Symbolismus. Taschen GmbH.2006. ISBN 3-8228-5029-2
  4. В. Чудновский. Н. К. Чурлянис // Н. К. Чурлянис. — Петроград: Изд-во «Аполлона», 1914.
  5. Вячеслав Иванов. Чурлянис и проблема синтеза искусств // Н. К. Чурлянис. — Петроград: Изд-во «Аполлона», 1914.

Литература

  • Рерих Н. К. Чюрлёнис // Художники жизни. — М.: МЦР, 1993. — 88 с.
  • Чюрлёните Я. К. Воспоминания о М. К. Чюрлёнисе. Пер. с литов. — Вильнюс, 1975.
  • Ландсбергис В. В. Творчество Чюрлёниса. 2-е изд. — Л., 1975.
  • Venclova A. М. К. Čiurlionis. — Vilnius, 1961.
  • Шапошникова Л.В. На берегах иных миров // Тернистый путь красоты. — М.: МЦР, 2001.
  • Leidykla Kronta. Чюрлёнис в Вильнюсе. — Vilnius, 2010. — ISBN 978-609-401-069-9.

Ссылки

Смотреть что такое “Чюрлёнис, Микалоюс Константинас” в других словарях:

  • Чюрлёнис Микалоюс Константинас — (Ciurlionis) (1875 1911), живописец и композитор. Символические картины (циклы «Соната солнца», «Соната весны», оба 1907; диптих «Прелюдия и Фуга») погружены в мир сказки, мечты, фантастических видений, музыкальных ритмов. Автор первых литовских… …   Энциклопедический словарь

  • Чюрлёнис Микалоюс Константинас Константино — (Николай Константинович) [10(22).9.1875, Варена, ныне Литовская ССР, ‒ 28.3(10.4).1911, Пустельник Миньски, ныне Польша], литовский живописец и композитор. Учился живописи в рисовальной школе Я. Каузика (1902‒05) и художественном училище (1905) у …   Большая советская энциклопедия

  • Чюрлёнис Микалоюс Константинас Константино —         (1875 1911), литовский живописец и композитор. Представитель символизма. Учился живописи в Рисовальной школе Я. Каузика (1902 05) и в Художественном училище (1905) в Варшаве. Член объединения Мир искусства (с 1911). Символистически… …   Художественная энциклопедия

  • Чюрлёнис Микалоюс Константинас — Микалоюс Константинас Чюрлёнис Фото М. К. Чюрлёниса Дата рождения 10 (22) сентября 1875 Место рождения …   Википедия

  • Чюрлёнис, Микалоюс — Микалоюс Константинас Чюрлёнис Фото М. К. Чюрлёниса Дата рождения 10 (22) сентября 1875 Место рождения …   Википедия

  • Чюрлёнис — Чюрлёнис, Микалоюс Константинас Микалоюс Константинас Чюрлёнис Фото М. К. Чюрлёниса Основная информация Дата рождения …   Википедия

  • Микалоюс Константинас Чюрлёнис — Фото М. К. Чюрлёниса Дата рождения 10 (22) сентября 1875 Место рождения …   Википедия

  • Микалоюс Константинас Чюрленис — Микалоюс Константинас Чюрлёнис Фото М. К. Чюрлёниса Дата рождения 10 (22) сентября 1875 Место рождения …   Википедия

  • Микалоюс Чюрлёнис — Микалоюс Константинас Чюрлёнис Фото М. К. Чюрлёниса Дата рождения 10 (22) сентября 1875 Место рождения …   Википедия

  • Чюрлёнис М. — Микалоюс Константинас Чюрлёнис Фото М. К. Чюрлёниса Дата рождения 10 (22) сентября 1875 Место рождения …   Википедия

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий