Как Петр Кончаловский сумел избежать репрессии и почему художника называли советским Сезанном

Биография

Петр Кончаловский – выдающийся российский и советский живописец, наследовавший традиции живописи Сезанна. Ему повезло быть признанным еще при жизни, а сегодня живопись и графику художника рады заполучить музеи и коллекционеры не только России, но и европейских стран.

Детство и юность

Петр Петрович Кончаловский родился в городе Славянске Харьковской губернии 9 февраля 1876 года. Его отец происходил из дворянского рода и был успешным переводчиком и издателем. Раннее детство будущего художника прошло в родительском имении, но так как Кончаловский-старший оказался причастен к революционной деятельности, вскоре обстоятельства жизни переменились.

image
Автопортрет Петра Кончаловского

Отца художника арестовали и сослали в Холмогоры, имение при этом было конфисковано. Позже Кончаловские уехали жить в Харьков, где 8-летний Петя начал обучаться в художественной школе.

В 1889 году семья вновь переехала, на этот раз в Москву, где мальчик, сильно увлекшийся живописью, стал посещать вечерние курсы Строгановского училища. По настоянию отца Петр чуть не изменил искусству и поступил в Московский университет на факультет естественных наук. Однако оставить живопись не сумел и, уговорив отца, уехал в Париж – продолжать обучение.

image
Автопортреты Петра Кончаловского

2 года, с 1896-го по 1898-й, Петр Кончаловский учился в академии Жулиана и за это время окончательно понял, что хочет быть только художником. Работы молодого человека во Франции получили положительные оценки. Вернувшись в Россию, он поступил в Академию художеств, в которой в итоге выбрал мастерскую живописца-баталиста Павла Ковалевского.

Впрочем, батальные картины Петра не интересовали, и он подолгу сидел в ботаническому саду, зарисовывая природу. Диплом Академии художеств Кончаловский получил в 1907 году.

Живопись и творчество

Творческий путь Петра Кончаловского был долгим: начав с классической живописи, он прошел период поиска новых способов самовыражения и в итоге вернулся к реалистичной стилистике. Проследить это можно на примере автопортретов художника, написанных в разных направлениях и с использованием диаметрально противоположных цветовых решений.

Сначала стилистика Кончаловского напоминала творчество Константина Коровина, но, завершив учебу, художник отправился в Париж, где побывал на выставке картин Винсета Ван Гога. Впечатления от живописи гениального фламандца наложили отпечаток на творчество Кончаловского: по словам художника, Ван Гог раскрыл Петру глаза на собственное творчество.

Работы Петра Кончаловского, сделанные под влиянием живописи Ван Гога и Матисса

В работе того периода легко заметить влияние и других прославленных художников: Поля Сезанна и Анри Матисса – их картины поражали Кончаловского до глубины души.

В начале 1910-х годов Петр Петрович вместе с коллегами по цеху организовал художественную группу «Бубновый валет». Ее участники демонстративно пренебрегли канонами реалистической живописи и следовали по пути формализма. Основами творчества стали постимпрессионизм, кубизм и фовизм.

Портрет семьи кисти Петра Кончаловского

В этот период биографии сформировался собственный стиль Кончаловского: плотный, насыщенный, изобилующий яркими красками и лишенный ненужных деталей. Характерной особенностью, с которой Петр Петрович в то время писал натуру, является статичность: в натюрмортах, портретной и композиционной живописи художника нет и намека на динамику.

В 1912 году Кончаловский попробовал себя в качестве театрального художника и сделал костюмы и декорации для оперы «Купец Калашников» в постановке Антона Рубинштейна. Этой работой, стилизованной под лубок, Петр Петрович остался доволен и до конца жизни считал ее лучшим своим произведением в этом жанре. В это время в картины художника вместе с примитивизмом приходит «движение», внутренняя энергия. Это хорошо заметно по таким работам, как «Печка» и «Сухие краски».

Эскиз декорации Петра Кончаловского для оперы «Купец Калашников»

Когда началась Первая мировая война, Петр Петрович ушел на фронт, но воевал недолго – в 1915 году художника контузило, и его направили в тыл, на лечение. После этого Кончаловский участвовал в «Выставке картин левых течений», а также вышел из «Бубнового валета», перейдя в объединение «Мир искусства».

После революции в живопись Петра Петровича начал возвращаться реализм, хотя краски остались по-прежнему яркими. Кончаловского привлекала «радость жизни», хотя он умел совмещать ее с действительностью, придавая картинам как комический, так и трагический колорит. Это видно по портрету Всеволода Мейерхольда, который на момент написания картины уже лишился театра: яркие краски приглушены, а выражение лица режиссера говорит само за себя.

Портрет Всеволода Мейерхольда кисти Петра Кончаловского

Особое место в живописи Кончаловского всегда занимали натюрморты, особенно цветочные. Художник говорил, что пишет их по причинам, сходным с теми, по которым пианисты играют гаммы – это трудное и необходимое упражнение.

«Цветок нельзя писать «так себе», простыми мазочками, его надо изучить, и так же глубоко, как и все другое».

Натюрморт Петра Кончаловского «Сирень в корзине»

Наиболее яркими представителями цветочной тематики в произведениях Петра Петровича являются картины «Сирень в корзине», «Пионы у окна» и «Всякие цветы».

Важным этапом творчества Кончаловского стал период увлечения фигурой Михаила Лермонтова. В 1927 году Петр Петрович уехал на Кавказ, и результатом поездки стала серия картин, основанных на творчестве поэта. В 40-е годы художник писал портрет Михаила Юрьевича, выбрав для изображения трудный период биографии Лермонтова. На картине поэт изображен в момент отдыха на станции Казбек, на которой он остановился, следуя в первую ссылку.

Натюрморт Петра Кончаловского «Пионы у окна»

Советская власть мало повлияла на творчество Кончаловского – художник всегда старался держаться как можно дальше от политики, но при том – не вступать с ней в конфронтацию.

Петру Петровичу даже удалось избежать написания портрета Иосифа Сталина, хотя ему предлагали – он сослался на то, что, будучи реалистом, не может использовать в качестве натуры фотографию. Допускать к настоящему «великому вождю» художника, разумеется, никто не собирался. И даже при этом Кончаловский получил в 1942 году Сталинскую премию за многолетние выдающиеся заслуги в области искусства.

Личная жизнь

Личная жизнь художника была определена еще в его детстве: в 14 лет Петр познакомился с будущей женой Ольгой Суриковой – дочерью живописца Василия Сурикова. После этого 12 лет молодые люди толком не общались, пока Кончаловский не отправил девушке письмо с признанием в любви. Решение пожениться молодые приняли через 3 дня после первого свидания, и свадьба состоялась 10 февраля 1902 года.

Петр Кончаловский с женой (автопортреты)

Отношения в браке были нежными: Кончаловский звал жену Лёлечкой, она его – Дадочкой.

У супругов было двое детей – дочь Наталья и сын Михаил. Их нежно любили оба родителя, хотя и старались не баловать. Петр Петрович не меньше супруги был вовлечен в процесс воспитания: он укладывал детей спать, обучал основам живописи, рассказывал сыну и дочке сказки.

Петр Кончаловский с семьей

Ольга Васильевна слыла жестким и властным человеком, но взаимоотношений с мужем это не касалось – еще до свадьбы молодые люди поклялись, что их семья будет необыкновенной. Поэтому женщина знала меру и никогда не попрекала мужа, а тот ее глубоко уважал и считал ближайшим другом и советчиком. Без одобрения жены Петр Петрович решений не принимал и советовался с ней даже по вопросам творчества.

Смерть

Петр Кончаловский умер в 79 лет, 2 февраля 1956 года, в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

В 2017 году открылся музей-мастерская художника. Он расположен в Москве на Большой Садовой улице, в 10-м доме (том самом, где находится и «Нехорошая квартира» из «Мастера и Маргариты») – там Кончаловский с семьей жили с 1912 года.

Могила Петра Кончаловского

На церемонии открытия выступили не менее известные, чем сам Петр Петрович, потомки живописца: внуки Андрей Кончаловский и Никита Михалков.

Картины

  • 1910 – “Наташа на стуле”
  • 1910 – “Любитель боя быков”
  • 1917 – “Шахерезада”
  • 1922 – “Кусты”
  • 1923 – “Автопортрет с женой”
  • 1926 – “Миша, пойди за пивом”
  • 1928 – “На Ильмень-озере”
  • 1929 – “Девушка под зонтиком”
  • 1929 – “Балаклава. Балкон”
  • 1933 – “Ученики в мастерской”
  • 1935 – “Натюрморт. Персики”
  • 1943 – “Автопортрет с внучкой”
  • 1948 – “С покоса”

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Петр Петрович Кончаловский (Petr Petrovich Konchalovsky; родился 9 февраля 1876 года — умер 2 февраля 1956 года) был ярким и неординарным художником и графиком XX века, творившим в авангардизме, примитивизме, фовизме и соцреализме. Петр Кончаловский создал около двух тысяч портретов, пейзажей, натюрмортов и картин бытового жанра. Плоды творчества русского и советского живописца заслужили признание широкой публики еще при жизни автора.

Биография Петра Петровича Кончаловского

Петр Кончаловский — выходец из интеллигентной семьи с дворянскими корнями. Появился на свет 9 февраля 1876 года в небольшом провинциальном местечке Славянск Харьковской губернии. Азы рисования осваивал в Харькове в частном заведении Раевской-Ивановой и в Москве, посещая вечерние классы при Строгановском училище. Увлеченность живописью свела юношу с опытными мастерами — Репиным, Суриковым, Врубелем, Васнецовым и Левитаном.

Петр Кончаловский по настоянию отца стал студентом факультета естественных наук при Московском университете. Но вскоре бросил учебу и отправился изучать искусство в парижскую Академию Жюлиана (Académie Julian), где окончательно понял, что хочет посвятить свою жизнь живописи. По возвращении домой поступил в Петербургскую Академию, вышел оттуда со званием художника за работу «Рыбаки тянут сети» (он уничтожил ее в 1935 г.) и записался на частные занятия в мастерскую Константина Коровина. А потом снова поехал в Париж.

Во Франции попал под влияние постимпрессионизма. Особое впечатление на Петра Кончаловского произвел Винсент Ван Гог (Vincent van Gogh), работы которого помогли ему полностью переосмыслить собственную философию. Кончаловский испробовал себя в разных направлениях и использовал неожиданные цветовые решения и формы. Присмотревшись к произведениям мастера, созданным в эти годы, можно также обнаружить сходство с творчеством Анри Матисса (Henri Matisse) и Поля Сезанна (Paul Cézanne).

В начале 1900-х Петр Кончаловский завел семью, женившись на дочери Сурикова. Супруга сопровождала его во всех поездках по Европе и России, часто они путешествовали вместе с Василием Суриковым. Побывали в Италии, Испании, Германии, в Сибири и на крайнем Севере России.

В 1910 году Кончаловские осели в Москве. Петр Петрович много времени проводил в мастерской, окунулся в творческую жизнь города и в компании с коллегами по кисти основал объединение «Бубновый валет». Участники группы откровенно пренебрегали канонами традиционной живописи, ориентируясь на кубизм, импрессионизм, постимпрессионизм. Именно в этот период наконец-то выработал индивидуальный стиль — некую смесь русского примитивизма и фовизма.

Постепенно Петр Кончаловский перешел от примитивных форм к более сложным композициям. Он осваивал новые методы рисования, оставаясь страстным поклонником Сезанна и возвращаясь к его приемам снова и снова. Его даже называли «русским Сезанном». Но он не копировал слепо сезанновскую манеру исполнения, а импровизировал с цветом, наполнением и смыслом. Его картины дышат жизнелюбием и светятся здоровьем.

В Первую мировую войну Кончаловский был призван на службу в звании офицера-артиллериста, а в 1915 году получил контузию, после чего его эвакуировали в тыл. Война не помешала творчеству — он принимал участие в многочисленных выставках, примкнул к «Миру искусства». После революции отказался эмигрировать и остался в России, отошел от экспериментаторской живописи к социалистическому реализму, занялся преподавательской и административной деятельностью.

Петр Кончаловский пользовался безусловным авторитетом среди советских коллег и уважением со стороны органов власти. Он стоял в стороне от политики, его не подвергали травле, не мешали выбирать темы и не указывали, в каком жанре писать. Народный художник Российской Федерации и лауреат Сталинской премии дожил до почтенных лет и скончался 2 февраля 1956 года.

Самые известные картины Петра Кончаловского

В картины Петр Кончаловский вложил всю свою искреннюю любовь к жизни и природе. Он говорил, что даже простой цветок нельзя нарисовать небрежными мазками. Его нужно изучить также тщательно и глубоко, как более крупные и важные предметы. Посмотрите еще раз на произведения:

  • «Сирень в корзине» (1933). Любимая тема Петра Петровича. По воспоминаниям родственников, в сезон цветения он рисовал натюрморты с сиренью каждый день.
  • «Портрет режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда» (1938). Художник не побоялся рисовать опального режиссера, несмотря на закрытие театра и на недовольство Сталина.
  • «Бой быков» (1910). Было написано множество эскизов к этой картине, но в окончательном варианте мастер убрал самое яркое воспоминание об Испании — насыщенные краски желтого песка и голубого неба.

Каждая из работ Кончаловского — желанное приобретение для многих музеев и меценатов, принимающих участие в аукционах живописи и антиквариата. Онлайн-платформа Very Important Lot предлагает коллекционерам обратить внимание на работы современных художников, и недорого покупать картины напрямую у авторов.

Энциклопедия А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Я D E L M P R T Кончаловский Петр Петрович (1876-1956) – знаменитый живописец

Кончаловский Петр Петрович (1876-1956) – знаменитый живописец с мировым именем, яркий представитель русского авангарда, один из организаторов художественного объединения «Бубновый валет».

П. Кончаловский родился 1876 году в городке Славянск. Его отец был известным литератором, переводчиком и издателем. Семья жила в Харьковской губернии в родовом поместье, до тех пор, пока в 1879 году не арестовали отца за революционную деятельность. Имение конфисковали, а Петра старшего сослали в Холмогоры.

В 1884 году, когда Кончаловские переехали в Харьков, восьмилетний Петр стал заниматься в школе живописи Раевской. После ссылки отец стал книгоиздателем и открыл в Харькове свой магазин, где работала его жена. Через пять лет семья перебралась в Москву. Отец продолжил издательскую деятельность уже в столице, начав с сочинений Лермонтова и Пушкина.

В качестве иллюстраторов были приглашены лучшие русские художники: Суриков, Поленов, Репин, Айвазовский, Серов, Васнецов, Шишкин, Врубель. Во Врубеле он чувствовал огромный потенциал, предоставив ему возможность сделать рисунки к «Демону» и «Герою нашего времени». Атмосфера в доме Кончаловских была очень творческой, у Пети младшего появилась возможность общаться с выдающимися мастерами и наблюдать за их работой. Свои детские впечатления он пронес через всю жизнь. Именно тогда он особенно остро почувствовал свое призвание, захотел стать художником, и начал посещать занятия в Строгановском училище.

Однако, по настоянию отца, Петр поступил в Московский университет на факультет естественных наук. Но с живописью он и не думал расставаться и поехал учиться в Париж вместе с К. Коровиным.

Так 1896 – 1898 годы он посвятил художественному образованию, посещал академию Жулиана. Два года были насыщены событиями, плодотворными занятиями. Юный художник с головой погрузился в художественную парижскую жизнь, познакомился с творчеством импрессионистов, фовитов, постимпрессионистов, сблизился с творческой молодежью. Успехи Петра были настолько ощутимы, что по возвращении из Парижа он поступил в Академию художеств, окончив ее со званием художника в 1907 году, нашел свой путь в искусстве, далекий от академических канонов.

С юных лет Петр Кончаловский был очень требователен к себе, после окончания Академии он находился в творческом поиске, бесконечно экспериментировал, часто смывал свои картины с полотна, и снова брался за кисть. Его пытливый ум, творческий потенциал и богатая фантазия, стремились к новому большому искусству. Он стоял на пороге открытий и перемен.

Развитие таланта Петра Кончаловского было стремительным, но поэтапным. Ранние картины были написаны в духе Коровина и Серова, в традициях русской школы живописи. Это были натурные пейзажи и натюрморты. Впечатлением, потрясшим его, стала выставка картин В. Ван Гога, которые он увидел в Париже. Живопись Ван Гога словно раскрыла ему глаза на натуру, которую надо чувствовать, искать в ней характерное, а не копировать природу. После 1908 года он стал мыслить образно и работать по-другому. Огромное влияние на Кончаловского оказало искусство фовистов, с их тонким пониманием цветовых соотношений и активизацией цвета. После Ван Гога Кончаловский открыл для себя П. Сезанна и других художников постимпрессионистов. Он, наконец, понял как надо писать, от его решительности творить захватывало дух. Молодой задор и смелость экспериментов выносили его в авангард художественной жизни.

После 1909 года он оторвался от традиционной живописи, увлекся кубизмом и вместе с друзьями художниками Машковым, Лентуловым, Фальком и Куприным организовал «Бубновый валет». В работах этого периода появляется новаторство художника, соединившего конструктивность цвета со стихией ярких красок заимствованных в русском народном творчестве. Свое вдохновение бубнововалетцы черпали в искусстве лубка, в декоративном звучании ярморочных и магазинных вывесок, в колорите народных промыслов. Их объединяла жажда эксперимента и оптимистический взгляд на мир.

После путешествия по Италии и Испании в 1910 году, куда Петр Кончаловский отправился вместе с Суриковым, он создает “испанский цикл”, написанный в духе примитива. Его интересует свободная компоновка фигур по полю холста, сочетание локальных пятен.

В период конца 1909 по начало 1913 годов в работах П. Кончаловского прослеживается довольно определенная манера, которую искусствоведы назвали “подносно-черной основой” которая проявляется не только в натюрмортах, но и в некоторых портретах. Этот визуально ощутимый темный контур предметов, фруктов и фигур, дает возможность ярким цветам загореться еще сильнее. Предметы на холсте представлены крупными, с нарочито увеличенной формой, передающей как бы супер спелость фруктов. Это чисто декоративный прием использовали многие художники объединения «Бубновый валет»: Машков, Фальк, Лентулов и другие.

Каждый предмет на холсте получал особую плотность, крепость фактуры и осязаемость формы: «Сухие краски», «Натюрморт с красным подносом», «Агава», «Семейный портрет». Пейзажи Кончаловского написаны в духе постимпрессионизма. В них чествуется влияние Сезанна, там есть свобода компоновки форм цветом, чувствуется внутреннее движение и жизнь.

По воспоминаниям Лентулова, Кончаловский работал очень плодотворно, писал огромное количество этюдов. После революции художественная манера Кончаловского изменилась, стала более реалистичной. Художник стал одним из ведущих мастеров советской живописи. Важное место в творчестве занимал натюрморт, краски в котором становятся более гармоничные, собранные, но они не лишены декоративности и звучности: «Натюрморт с капустой» (1938), «Пионы и Дельфиниумы» (1953), «Зеленая рюмка», «Натюрморт с подсвечником». Кончаловский говорил что цветок писать так же сложно, как и портрет. Цветок надо внимательно и детально рассмотреть, постичь его особенности, быть ближе к натуре. Он называл цветы великими учителями живописцев.

Петр Кончаловский был непревзойдённым мастером портрета. Он создал замечательные образы своих современников, среди которых А. Н Толстой, В.Э.Мейерхольд, Г. Б. Якулов, Ю. П. Денике (Юрьев) и А. Д. Покровсий.

{advt}

Особое внимание привлекают портреты его дочери Натальи и жены, написанные с трогательным вниманием и любовью. Выразительны у Кончаловского и автопортреты. Его «Автопортрет в желтой рубашке» отличается захватывающим психологизмом. Перед нами художник с пытливым устремлённым вперед взглядом. Мы улавливаем работу зрелой творческой мысли, сосредоточенности на настоящем. Его поза свободна, энергична, выдает широкую и волевую натуру творца. Кончаловкий стоит в своей мастерской с кистями в руках на фоне подрамников. На заднем плане гипсовая фигурка Сурикова, его самого главного кумира в русской живописи. Этот портрет как нельзя лучше выражает характер художника – современника той сложной эпохи, в которой он жил.

Творчество П. Кончаловского занимает одну из ярких страниц в истории русской живописи, его произведения хранятся в музейных и частных коллекциях по всему миру.

Предметы

Петр Петрович Кончаловский (1876-1956 гг.) — выдающийся советский живописец и мастер театральной декорации, основатель крупного творческого объединения раннего авангарда «Бубновый валет», родоначальник именитой династии Михалковых-Кончаловских. Западные критики называют Петра Петровича «главным русским импрессионистом и Сезаннистом», а уникальный стиль одного из самых дорогих художников в масштабе международных аукционов — «славянским».

Детские годы и юность

Петр Петрович Кончаловский появился на свет 9 (21) февраля 1876 года в городе Славянск Донецкой области (на тот момент — Харьковской губернии). Отец художника был успешным литератором, переводчиком и издателем, происходил из семьи судового врача. Ранее детство будущего авангардиста протекало в родительском имении вплоть до 1879 года. Именно тогда отца семейства Кончаловских признали причастным к революционной деятельности, арестовали и сослали в село Холмогоры Архангельской области. Родовое гнездо было конфисковано.

Ссылка оказалась не долгой — новый харьковский губернатор в том же 1879 году разрешил известному русскому литератору вернуться. Семья Кончаловских открыла в Харькове книжный магазин, а маленький Петя в возрасте 8 лет начал обучение в художественной школе. Следующий переезд, уже в Москву, ожидал мальчика в 1889 году. Спустя 5 лет Петр, по настоянию отца, поступил в Императорский Московский университет. Однако, детское увлечение живописью не прошло бесследно, и юноша продолжил учебу в частной академии художеств Жюлиана В Париже.

Работы начинающего живописца получили во Франции положительный отклик и уверенный в собственных возможностях Кончаловский продолжил образование в Императорской академии художеств. Выбор пал на батальную мастерскую Павла Осиповича Ковалевского. Впрочем, жанр изобразительного искусства, посвященный теме войны и быта военного времени, Петра Петровича не заинтересовал, мастер кисти проводил все свободное время в ботаническом саду, увлеченно изучая растительный мир. Диплом художника-живописца Кончаловский получил в 1907 году.

Творческий путь

Творческий путь художника был долгим и плодотворным. Начав с классической живописи, Петр Петрович неустанно искал способы самовыражения, но вернулся в итоге к манере реалистичной стилистики. Проследить тенденцию легко на примере автопортретов — акварели созданы в разных направлениях с применением диаметрально противоположных цветовых схем. Первые работы Кончаловского схожи с творчеством художника-импрессиониста Константина Алексеевича Коровина. Глубинное понимание собственного творчества сложилось под влиянием вневременных работ кисти Винсента Ван Гога.

Изучая течение постимпрессионизма Перт Петрович знакомится с работами французского живописца Поля Сезанна. В тот же период времени регулярно посещает музей Лувра, увлекается культурой проторенессанса, упражняется в изображении скульптур Древней Греции. В возрасте 35 лет мастер приходит к особому видению творческой натуры, зарождается собственный стиль Кончаловского, объединивший приемы модернистского фовизма с традиционным характером художественного обобщения, присущим русскому национальному примитивизму.

Тогда же, в 1911 году, Петр Петрович совместно с коллегами-экспериментаторами организовал общество художников раннего авангарда «Бубновый валет». Участники группы демонстративно пренебрегали канонами реалистичной живописи, взяв за основу путь формализма. Параллельно председательству мастер кисти состоял в объединениях новаторов «Союз молодежи» и «Мир искусства». В течение следующих двух лет окончательно сформировался стиль художника — статичная, выполненная размашистыми мазками, насыщенная буйством красок и лишенная избыточных деталей натура.

По окончании революции в живопись Кончаловского, покинувшего в тому времени «Бубновый валет», возвращается реализм — яркие цвета как символ радости жизни умело переплетаются с объективной действительностью, придавая полотнам особый колорит. В 1924-1925 годах Петр Петрович в последний раз путешествует по Италии, посещает Париж и Лондон. Важным этапом послевоенного творчества художника считается период увлечения фигурой гениального русского прозаика Михаила Юрьевича Лермонтова. Во время работы на Кавказе была создана серия картин, основанных на произведениях поэта.

В советское время живописец пользовался беспрецедентной благосклонностью со стороны власти, регулярно устраивал выставки собственных полотен, оставался практически независимым в выборе стилевых предпочтений. Несмотря на огромную продуктивность Кончаловский до конца дней сохранил особую свежесть восприятия окружающего мира и незаурядный творческий темперамент. В 1943 году мастер кисти был удостоен Сталинской премии Ⅰ степени за выдающиеся заслуги в сфере искусства, в 1946 году получил почетный статус народного художника РСФСР.

Личная жизнь

Семейная жизнь художника была предопределена еще в юности. В возрасте 14 лет Петр познакомился со своей будущей женой Ольгой, дочерью искусного мастера масштабных исторических полотен Василия Ивановича Сурикова. Последующие 12 лет молодые люди практически не общались. Решение о женитьбе было единогласно принято спустя всего несколько дней после первого свидания. Именно Ольгу Кончаловский считал ближайшим другом. Даже в вопросах творчества Петр Петрович полагался на мнение супруги. Участь не одобренной работы была предрешена — холст загрунтовывался под новое произведение.

Отношения в браке сложились нежными и доверительными. Дети четы — Наталья и Михаил — росли в атмосфере любви и творчества. Отец был активно вовлечен в процесс воспитания, рассказывал дочери и сыну сказки перед сном, обучал основам живописи, прививал любовь к искусству кисти и слова. Не удивительно, что дети продолжили семейную традицию — Наталья Петровна выбрала профессию детского писателя, Михаил Петрович стал живописцем. Зять Кончаловского, ныне покойный Сергей Владимирович Михалков, — известный русский поэт, баснописец, публицист, драматург, сценарист и корреспондент.

Скончался Петр Петрович в неполных 80 лет 2 февраля 1956 года и был захоронен на кладбище при Новодевичьем монастыре. В 2017 году на Большой Садовой улице в Москве открылась мастерская-музей художника. Именно там, в доме №10, Кончаловский с семьей проживал с 1912 года и до смерти. В том самом доме находится и прообраз «нехорошей квартиры» из бессмертного романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». На торжестве открытия выступили знаменитые потомки живописца — народные артисты РСФСР Андрей Сергеевич Кончаловский и Никита Сергеевич Михалков.

Салон «BersoAntik» предлагает вниманию ценителей редких картин и антикварных сетов работы всемирно известного художника Петра Петровича Кончаловского. У нас вы сможете приобрести шедевры изобразительного искусства для собственной коллекции. Все акварели, представленные в галерее «BersoAntik», оригинальны и находятся в безупречном состоянии. С удовольствием поможем вам сделать выбор из нашего каталога или разыщем желаемый экземпляр в индивидуальном порядке.

Новости Публикации

Винтажный шейкер с серебрением

Бестиарий Bersoantik: Да-да, у нас есть свой зоопарк. Все в наличии.

История русского дизайна в Третьяковской галерее

Все новости

Новый магазин «BersoAntik» в ТРК «РИГАМОЛЛ»: Шоу-рум антикварных подарков и не только

Антикварный каминный портал в григорианском стиле

История визиток и антикварных визитниц

Все публикации Надо брать:

Нега

Надо брать:

Редкость

Надо брать:

Теперь вы знаете, что подарить!

Надо брать:

Настоящее Ар-Нуво

Галерея «БерсоАнтик» принимает на комиссию и покупает предметы антиквариата! Услуги декоратора

Галерея Bersoantik обладает большой базой декораторов. Совершенно безвозмездно, даром, готовы поделиться ею с Вами. Вы решили оформить свой интерьер и не знаете к кому обратиться? Мы к вашим услугам.!

Сет антикварных картин «Испанский танец»арт. 02_0243 Антикварная картина «Натюрморт. Выпь и дятел»арт. 02_0256 Антикварная картина «Натюрморт с чашкой»арт. 02_0244 русский и советский живописец, Народный художник РСФСР 21 февраля 1876 146 лет назад  —  2 февраля 1956 66 лет назад

Петр Кончаловский (Автопортрет)Петр Кончаловский (Автопортрет)

Петр Петрович Кончаловский родился (9) 21 февраля 1876 года в городе Славянске Харьковской губернии (теперь в Донецкой области Украины). Учился в Третьей Харьковской рисовальной школе, после посещал вечерние курсы Строгановского художественно-промышленного училища и учился в 1-й гимназии.

В 1897-1898 годах учился в Парижской академии Р.Жюлиана, а с 1898 по 1905 годы — в художественном училище при Академии художеств Петербурга.

Петр Кончаловский был прекрасно образован, свободно говорил по-французски и вообще испытывал сильное влечение к Европе. Его тестем был знаменитый художник Василий Суриков, и его влияние на формирование Кончаловского как художника было заметным. Именно с Суриковым Петр впервые выезжал на этюды в Испанию, позже они работали по всей Европе.

Портрет Алексея Толстого Портрет Алексея Толстого В раннем периоде художник стремился выразить праздничность цвета, свойственную русскому народному творчеству, используя конструктивность цветов Поля Сезанна.

После Октябрьской революции Петр Петрович перешел к более реалистической манере живописи. Во многих известных его работах буйство красок, передающее радость жизни, сочетается с драматизмом и комизмом ситуации, времени и личности, участвующей в создании портрета (например, портреты Мейерхольда, Алексея Толстого).

Портрет Мейерхольда Кончаловский писал, когда Всеволод Эмильевич уже лишился своего театра, а сам художник отказался писать портрет Сталина, сославшись на то, что он «реалист» и не может делать портреты по фотографии. Впрочем, с внешним миром художник старался не конфликтовать, свои суждения высказывал обычно с большой долей иронии. Но его персональная выставка в СССР состоялась только после смерти Сталина.

Портрет Всеволода Мейерхольда Портрет Всеволода Мейерхольда Кончаловский также известен как мастер театральной декорации (одна из лучших работ — оформление оперы Рубинштейна «Купец Калашников»), он оставил большое графическое наследие. За свою творческую деятельность художник написал около двух тысяч полотен.

Петр Кончаловский – лауреат Сталинской премии (1943), в 1946 году удостоился звания Народного художника РСФСР, награжден несколькими медалями и орденом Трудового Красного Знамени.

Его дочь — Наталья Кончаловская, писательница, поэтесса и переводчица, супруга Сергея Михалкова и мать известных режиссеров Андрона Кончаловского и Никиты Михалкова.

Умер художник Петр Петрович Кончаловский 2 февраля 1956 года в Москве.

ВконтактеОдноклассникиМой мир

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий