Как сложилась жизнь Марины Ладыниной: почему она не рассказала Ивану Пырьеву о беременности, а сына записала на себя

Биография

Марина Алексеевна Ладынина — советская актриса кино и театра. В 1944 году стала Заслуженной артисткой РСФСР, а в 1950 году – Народной артисткой СССР, была Лауреатом пяти Сталинских премий.

Ладынина Марина родилась в крестьянской семье в селе Скотинино Смоленской области. После ее рождения семья переехала в село Назарово, находящееся рядом с городом Ачинском. Отец Марины, Ладынин Алексей Дмитриевич, имел всего три класса образования, а мама Мария Наумовна вовсе была безграмотной. Кроме старшей дочери, в семье подрастали еще три ребенка – брат Толя и сестры Клава и Валя. Так как Марина была старшей, домашние обязанности возлагались на нее: стирка, уборка, приготовление пищи. На летних каникулах девочка работала дояркой у местной фермерши.

image
Актриса Марина Ладынина

Первой серьезной работой стала роль Наташи в спектакле «Русалка». Затем Ладынину стали приглашать в Ачинский драматический театр, чтобы подменить актеров, которые заболели. Там девушку окончательно убедили в том, чтобы выбрать искусство в качестве профессии.

image
Марина Ладынина в молодости

В 16 лет, после окончания школы, Марина Ладынина стала учительницей в селе Назарово. По счастливому случаю в село приехал артист московского театра Всеволода Мейерхольда Сергей Фадеев, который, увидев актерские данные девушки, посоветовал ей сдать экзамены в ГИТИС и даже подарил книгу «Моя жизнь в искусстве». Ладынина так и поступила: в 1929 году переехала в Москву и поступила в ГИТИС с первой попытки. В 1933-м Ладынина окончила обучение.

В скором времени Марину приняли в труппу МХАТа, где девушка застала весь цвет театральной русской школы. Актрисе посчастливилось играть на одной сцене рядом с Константином Станиславским, Ольгой Книппер-Чеховой, Владимиром Немировичем-Данченко, Ольгой Андровской. Игру Ладыниной в спектакле «Егор Булычев и другие» отметил сам Максим Горький. Затем последовали другие успешные роли.

Фильмы

В 1934 году девушку пригласили на съемки фильма «Вражьи тропы», где Марина Алексеевна познакомилась с режиссером Иваном Пырьевым. Встреча оказалась судьбоносной для творческой биографии Марины и ее личной жизни. Ради Пырьева девушка оставила мысли о сцене и начала карьеру киноактрисы.

Марина Ладынина в фильме «В шесть часов вечера после войны»

В то время Пырьев начинал снимать фильм «Богатая невеста» и на главную роль взял Ладынину. После съемок разыгрался скандал по поводу того, что в фильме издеваются над украинским языком. Однако, когда Иосиф Сталин увидел фильм и оказался от него в восторге, юную актрису и режиссера наградили Орденом Владимира Ленина.

Следующей успешной работой Ивана Пырьева и Марины Ладыниной стал фильм «Трактористы», после выхода которого актриса и режиссер стали звездами. За эту работу оба получили Сталинские премии. Позднее коллекция государственных наград Марины Ладыниной пополнилась еще четырьмя Сталинскими премиями. Вскоре режиссер решил изменить тематику фильмов. Новой картиной стала мелодрама «Любимая девушка», где актриса играла рабочую завода Варю Лугину.

Марина Ладынина в фильме «Сказание о земле Сибирской»

Артистка сыграла роль председателя колхоза в комедии «Кубанские казаки». После этого фильма популярность актрисы возросла многократно. На улице Горького висели два портрета. На одном был Иосиф Сталин, а на другом – фото Марины Ладыниной.

Марина Ладынина в фильме «Кубанские казаки»

В 1946-1992 годах Марина Ладынина служила в Театре киноактера. Кроме того, актриса давала творческие вечера во многих городах Советского Союза. С программой «Товарищ кино» Марина Ладынина исколесила всю страну. Зарплата позволяла Марине Алексеевне долгое время не думать о пенсии.

Марина Ладынина в фильме «Испытание верности»

В 1998 году актрисе была вручена премия «Ника» в номинации «За честь и достоинство». Получать награду артистка вышла на сцену в сопровождении Владимира Зельдина, партнера по фильму «Свинарка и пастух». После работы над фильмом артисты остались дружны на всю жизнь. Владимир стал одним из немногих людей, вхожих в дом Ладыниной до последних дней жизни актрисы.

Личная жизнь

Первый раз Марина Ладынина вышла замуж еще в институте – за однокурсника Ивана Любезнова. Брак продлился недолго, вскоре молодые люди развелись, но дружбу сохранили на всю жизнь. Иван все-таки остался родственником Марины Ладыниной – артист женился на ее младшей сестре Валентине.

Иван Любезнов и Марина Ладынина

Девушка ушла в никуда – пришлось подрабатывать прачкой, так как никакой профессией, кроме актерской, Ладынина не владела. Личная жизнь артистки еще раз ушла на небольшой виток. Марина познакомилась с врачом из Сибири и даже решилась на переезд к нему, но в это же время молодой человек выехал в Москву, и пути влюбленных разминулись. После таких неудач на личном фронте девушку ждали большие перемены.

Иван Пырьев и Марина Ладынина

На протяжении 20 лет брака с Пырьевым Марина Ладынина находилась как за каменной стеной. Супруг полностью обеспечивал семью. Постоянные повышения по службе сделали их состоятельными людьми. Ладынина и Пырьев жили в доме на Котельнической набережной. Платья актрисе шила модистка, обслуживающая кремлевских жен. Но в 50-е годы у Ладыниной началась депрессия, связанная с уходящим возрастом. Марина подолгу могла не общаться с родными, замкнувшись в себе.

Марина Ладынина с сыном

Во время съемок последнего совместного фильма режиссер увлекся молодой актрисой Людмилой Марченко, которая была младше на 40 лет. Это стало завершением отношений Марины Ладыниной и Ивана Пырьева, актриса не смогла простить мужа.

Андрей остался с отцом. Юноша пошел по стопам талантливых родителей и выбрал профессию кинорежиссера.

Ладынина так и не захотела заводить новые отношения и предпочла жить в одиночестве. Марина Алексеевна вела уединенный образ жизни, но увлеклась пением и практически до 70-ти лет занималась с педагогами вокалом. Позднее, когда родился внук, Марина Алексеевна стала навещать семью сына, покупая им деликатесные продукты по льготным карточкам.

Марина Ладынина

Смерть

В последние десять лет жизни актриса перестала с кем-либо общаться. Новое начальство уволило Ладынину из Театра киноактера за прогулы без уважительной причины. Иногда к ней приходила Наина Ельцина, помогала деньгами, продуктами, подарила холодильник.

Могила Марины Ладыниной

10 марта 2003 года актриса скончалась. Марину Алексеевну похоронили на Новодевичьем кладбище рядом с местом захоронения Юрия Никулина, Бориса Брунова и Галины Улановой.

В 2012 году в Назарово открыли памятник Марине Ладыниной, единственный в стране.

Фильмография

  • 1929 — «В город входить нельзя»
  • 1935 — «Вражьи тропы»
  • 1937 — «Богатая невеста»
  • 1939 — «Трактористы»
  • 1940 — «Любимая девушка»
  • 1941 — «Свинарка и пастух»
  • 1942 — «Антоша Рыбкин»
  • 1942 — «Секретарь райкома»
  • 1944 — «В 6 часов вечера после войны»
  • 1947 — «Сказание о земле Сибирской»
  • 1949 — «Кубанские казаки»
  • 1951 — «Тарас Шевченко»
  • 1954 — «Испытание верности»
Публикации раздела Кино

Трактористка Марьяна, свинарка Глаша, председатель колхоза Галина Ермолаевна. Сельские жительницы Марины Ладыниной выходили обаятельными и убедительными. Ей, девушке из крестьянской семьи, приходилось работать дояркой, но вместе с тем она была суфлером в школьном самодеятельном театре. Подсказывала так увлеченно и громко, что ее звали «артистка», а спустя несколько лет прозвище стало профессией.

«Мне кажется, я родилась с желанием стать актрисой»

Первые шаги к профессии Марина сделала в Елабуге. Девочка играла на балалайке в оркестре народных инструментов, пела, плясала при каждом удобном случае — даже вместе с цыганами на базарной площади. Первую роль сыграла в детском благотворительном спектакле, устроенном местной купчихой. В постановке «Птичий переполох» была Весной. Тогда же шестилетняя актриса получила первый сценический костюм — пышное платье — и первые цветы:

Работа суфлера в ачинском школьном театре, а затем и первая роль Наташи в спектакле «Русалка» на пушкинском вечере. Марина Ладынина получила не только одобрение матери, которая до этого увлечение дочери не жаловала, но и первые предложения антрепренеров заезжих трупп отправиться в гастроли по стране. Девушка выбрала другой путь — в столицу. За знаниями. Но до этого успела поработать учительницей в Сибири и в Смоленской губернии. Посоветовал отправиться в Москву Ладыниной актер Театра Мейерхольда Сергей Фадеев, разглядев в школьной учительнице актерский талант. Первым учебным пособием для Марины стала книга, подаренная заезжим гостем, — «Моя жизнь в искусстве» Станиславского.

«Особо одаренная»

Такую пометку сделала в ведомости приемная комиссия ГИТИСа и освободила девушку от остальных экзаменов. Уже на втором курсе Марину пригласили на стажировку во МХАТ. В 1929 году Ладынина получила эпизодическую роль в немом фильме «В город входить нельзя», а в 1932-м сыграла слепую цветочницу в картине «Просперити».

После ГИТИСа молодая актриса пришла работать на одну сцену с Качаловым, Москвиным, Кторовым, Андровской. С первой же ролью — монашки Таисии в спектакле «Егор Булычов и другие» — справилась блестяще. Работу отметил сам автор пьесы — Максим Горький. «В людях», «Достигаев», «Цыгане», «Три сестры». Актрису перевели в основной состав, и Станиславский написал своей сестре, что видит в Ладыниной «будущее МХАТа».

Читайте также:

Немирович-Данченко неохотно отпускал молодую актрису на съемки: «Сниматься иногда надо — заработать и все такое. Но не забывайте, что вы — наша, никогда не бросайте театр!» Предчувствия мэтра не обманули: талантливую актрису увел из театра режиссер Иван Пырьев.

«Главная роль — твоя. Все главные роли — твои»

Первая совместная работа Пырьева и Ладыниной — картина «Богатая невеста». Музыкальная история прошла непростой путь от съемочной площадки до экрана — с разгромными статьями в прессе, критикой кинокомитета и восторгом Сталина. После просмотра в Кремле Пырьеву и Ладыниной вручили ордена Ленина. Актриса отправила свою награду в ящик стола, в котором за последующие годы собралась немалая коллекция правительственных знаков отличия.

Успешный дебют в жанре народной комедии режиссер решил закрепить историей из жизни трактористов. Изящная и хрупкая Марина Ладынина облачилась в мешковатый комбинезон и села на мотоцикл. «Когда я узнала, что в «Трактористах» надо ездить на мотоцикле, я была счастлива. У меня был мальчишеский характер». Партнер по картине Николай Крючков научил Марину падать, и в кадре актриса водила тяжелый ПМЗ-750 как заправская гонщица. «Трактористы» сделали съемочную группу звездами всесоюзной величины, а Ладынина получила свою первую из пяти Сталинских премий.

«Теперь я всю жизнь буду играть колхозниц?» — спросила Ладынина мужа-режиссера. Картина о рабочей московского завода «Любимая девушка» вышла неудачной, и режиссер вновь вернулся к проверенной теме. Идея пришла на Сельскохозяйственной выставке. Режиссер купил шкатулку с изображением пастушка и босоногой девушки, которая слушала его песни и пасла поросят. Картинка вдохновила на создание фильма «Свинарка и пастух».

Владимира Зельдина на роль Мусаиба выбрала из многочисленных кинопроб сама съемочная группа. Съемки картины пришлось прервать: началась война. Пырьев пошел добровольцем на фронт, Зельдин — в танковую школу, но по личному указу Сталина работу продолжили — всем участникам съемочной группы дали бронь. Приходилось то шутить в кадре, то прятаться от бомбежки.

Картина с мыслями о Победе. «В 6 часов вечера после войны». Первый послевоенный вечер с залпами салюта и цветами белой сирени Пырьев снимал в 1944 году. В первом варианте сценария героиня погибала и встреча на мосту была видением. Но режиссер просто не мог испортить трагическим финалом один из самых трогательных фильмов военных лет, когда до настоящих залпов победного салюта оставался целый год.

Фильм, принесший Марине Ладыниной звание народной артистки Советского Союза, — «Кубанские казаки». Одна из немногих картин, на съемках которой Ладынина переживала, что роль «не идет». Экранный образ решительной и душевной Галины Ермолаевны требовал от актрисы новых красок. После многочисленных дублей и переживаний исполнительницы главной роли зритель встретил картину восторженно. «Каким ты был…» — пела вся страна на лиричную мелодию Исаака Дунаевского и заваливала актрису письмами: «Ты — наша. И конем ты управляешь, как заправский наездник. И смеешься, как наши жены».

«Я не выношу одиночества»

Кинокарьера Марины Ладыниной закончилась одновременно с браком. В 1954 году на экраны вышел фильм «Испытание верности». В картине актриса сыграла женщину, от которой ушел муж. В жизни ей досталась та же роль. Сначала Марина Алексеевна работала в Театре киноактера, ездила по стране и собирала полные залы. Но в последние годы жила затворницей и практически ни с кем не общалась. Уходили из жизни друзья, пришлось покинуть театр, хотела написать мемуары, но не сложилось. Актриса прожила 94 года. «Я не считаю себя настолько выдающимся человеком, чтобы оставлять после себя мемуары. Однажды меня пригласили участвовать в концерте «Великие и неповторимые», и я пошутила: «Великой себя не считаю, но неповторимой — это точно!»

Смотрите также

«Каждый артист думает, что у него никакой звездной болезни нет» Виктор Добронравов об актерском труде, семейной жизни и мире без социальных сетей «В том, что русское кино редко смотрят, виноваты и мы» Интервью с актером Евгением Цыгановым Дебютные роли советских актрис Первые киноработы Ларисы Голубкиной, Лии Ахеджаковой и Любови Полищук Секреты долголетия из мира культуры Любимая работа, здоровый образ жизни и оптимизм Светлана Немоляева. «Помню себя только актрисой!» Эксклюзивное интервью порталу «Культура.РФ» Женщины-режиссеры, которых важно знать 11 выдающихся женщин в режиссерском кресле Анастасия Вертинская Творческая биография талантливой актрисы Мамы в отечественных фильмах Мы предлагаем пересмотреть десять фильмов, в которых мам сыграли известные актрисы Инна Чурикова: «Я всегда мечтала играть мужские роли — Гамлета… От Бабы-яги до Жанны д’Арк. Каждая роль Инны Чуриковой — уникальный образ Вячеслав Тихонов. От механика в жизни до разведчика в кино Биография любимого актера Детство перед кинокамерой Вспоминаем детей-актеров, сыгравших в знаменитых фильмах отечественного кинематографа Продолжатели творческих династий Дети известных артистов Владимир Меньшов. Из шахтеров — в актеры, из матросов — в режиссеры Киноистории оскароносного режиссера Татьяна Доронина. В кино, театре и «сама по себе» «Кино для меня никогда не было главным» Нина Ургант и ее героини От королевских особ в театре до медсестры на экране

17 лет назад, 10 марта 2003 г. ушла из жизни известная советская актриса театра и кино, народная артистка СССР Марина Ладынина. Для многих ее уход остался незамеченным – она уже давно не снималась в кино, не посещала светских мероприятий, а ее имя почти не упоминалось в прессе. А ведь в 1930-1940-х гг. эта актриса была одной из самых популярных кинозвезд в СССР и обладательницей пяти Сталинских премий. Что заставило ее отказаться от дальнейшей кинокарьеры, и почему на протяжении 50 лет она так мало появлялась на публике – далее в обзоре. Марина Ладынина (вторая справа) с братом и сестрами | Фото: 7days.ruМарина Ладынина родилась в многодетной крестьянской семье, ее мать была малограмотной, а у отца было всего 3 класса образования. На Марину как на старшую дочь с самого детства возлагались все домашние обязанности, а во время летних каникул она еще и работала по найму дояркой. Но мечтала девочка совсем о другом. Без нее не обходился ни один детский праздник, она играла на балалайке в оркестре народных инструментов, пела, плясала, участвовала в школьных спектаклях, выступала в самодеятельном театре и свое будущее связывала только со сценой. Ей позволяли заменять при необходимости артистов Ачинского драматического театра, и тогда она утвердилась в намерении поступить в театральный вуз. Марина Ладынина в 1920-х гг. | Фото: 7days.ruВ 1929 г. ей удалось поступить в ГИТИС с первой попытки, уже на 2-м курсе ее пригласили на стажировку во МХАТ. Ее взлет в профессии был очень стремительным и успешным: после окончания обучения ее приняли в труппу МХАТа, где она работала с Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко, выступала на одной сцене с Качаловым, Книппер-Чеховой, Андровской и др. Еще во время учебы Ладынина дебютировала в кино. Звезда советского кино 1930-1940-х гг. Марина Ладынина | Фото: 7days.ruВ первый раз актриса вышла замуж еще в институте, за своего однокурсника Ивана Любезнова. Вместе с мужем она собиралась переехать в Ростов, в новую студию режиссера Юрия Завадского. Но тут кто-то из ее коллег по театру написал донос о том, что актриса встречается со своим итальянским поклонником. Однажды на приеме она действительно познакомилась с итальянским дипломатом, который оказывал ей знаки внимания. Вот только этот роман так и остался неосуществленным. Ладынину вызвали на Лубянку и недвусмысленно предложили сотрудничество с органами госбезопасности. Она отказалась, и тогда ей пришлось забыть и об итальянце, и о МХАТе, и о переезде в Ростов. Ее муж отправился туда один, и их брак распался. Актриса в молодости | Фото: 7days.ruНесколько месяцев актриса оставалась без работы. И тогда ей пригодились навыки, полученные в детстве, – она нанималась готовить, стирать и заниматься уборкой. Возможно, зрители никогда бы не узнали имени Марины Ладыниной, если бы не счастливый случай. Однажды в гостях она познакомилась с режиссером Иваном Пырьевым. Эта встреча стала судьбоносной и для ее творческой, и для личной жизни. Практически сразу он заявил ей: «Все главные роли – твои. И петь, и плясать будешь! Бог с ними – и со Станиславским, и с бывшими мужьями. Отныне – только кино. Работать будем без перерыва». Ладынина стала его женой и музой, он снимал ее в главных ролях практически во всех своих фильмах, превратив в звезду №1. Кадр из фильма *Трактористы*, 1939 | Фото: kino-teatr.ru Марина Ладынина в фильме *Свинарка и пастух*, 1941 | Фото: aif.ruВсесоюзную популярность Марине Ладыниной принесли роли в фильмах «Богатая невеста», «Трактористы», «Любимая девушка», «Свинарка и пастух», «В 6 часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки». На протяжении 20 лет Ладынина оставалась одной из самых популярных и востребованных актрис в СССР. Одним из самых любимых фильмов самой актрисы была музыкальная комедия «Свинарка и пастух», о которой она говорила: «С первой сцены я почувствовала себя Глашей, а я ею и была в жизни, потому что приехала из сибирского села. Глаша была моя, из моего детства и юности. Это действительно моя самая любимая роль». И хотя критики называли этот фильм «деревенским лубком», зрители его очень полюбили. А сама Ладынина об этих картинах говорила, что они показывали жизнь не такой, какая она есть, а какой должна быть. Народная артистка СССР Марина Ладынина | Фото: chtoby-pomnili.netМногим ее коллегам казалось, что она вытащила счастливый билет – с таким влиятельным мужем-режиссером актриса могла не переживать о своем творческом будущем. На самом деле их отношения не были идиллическими и, хотя Пырьев часто снимал жену в своих фильмах, никаких поблажек ей он не делал – напротив, был с ней достаточно суров на съемочной площадке, она даже падала в обморок от переутомления. Позже Ладынина рассказывала: «Мне очень нравится афоризм, принадлежащий одному из крупных режиссеров: «Я не хотел бы снимать свою жену, так как не смог бы прощать ей недостатки и не замечал бы достоинств». Я не могу сказать, что Иван Александрович не замечал моих достоинств, иначе он просто со мной не стал бы работать. Но сниматься в его картинах мне было непросто. Тем приятнее было получить от него (через год после выхода фильма «Свинарка и пастух») телеграмму: «Сегодня смотрел «Свинарку». Оказывается, ты очень хорошо играешь». Да, на съемочной площадке Иван Александрович действительно бывал иногда громоподобен». Кадр из фильма *Сказание о земле Сибирской*, 1947 | Фото: 7days.ru Марина Ладынина в фильме *Кубанские казаки*, 1949 | Фото: 7days.ruПосле выхода «Кубанских казаков» в 1950 г. Марине Ладыниной было присвоено звание народной артистки СССР. Ее популярность была просто невероятной: ей приходили мешки писем, а в начале улицы Горького висели два огромных портрета – с одной стороны улицы был портрет Сталина, а с другой – Ладыниной. Правда, сама актриса не была в полной мере довольна своей творческой судьбой: в фильмах Пырьева она играла, в основном, роли колхозниц, казавшиеся ей слишком однообразными и не позволяющими раскрыть драматический талант. Марина Ладынина в фильме *Кубанские казаки*, 1949 | Фото: 7days.ruВ 46 лет актриса сыграла последнюю роль в фильме Пырьева с символичным названием «Испытание верности», после чего распался и их семейный союз, и творческий тандем. Режиссер не был верен своей супруге, и его новое увлечение поставило крест на их браке. После их расставания Ладынина снялась в кино лишь однажды – в 1965 г., в фильме «Люди остаются людьми». Но эту картину отправили «на полку», и на телеэкраны она так и не вышла. А Марина Ладынина больше никогда не появлялась на экранах. Иван Пырьев и Марина Ладынина | Фото: 24smi.org Актриса с сыном Андреем, 1940-е гг. | Фото: 7days.ruПоскольку кинокарьера актрисы завершилась одновременно с их браком с Пырьевым, долгое время ходили слухи о том, что режиссер, который одно время занимал пост директора «Мосфильма» и председателя Союза кинематографистов, попросту запретил снимать бывшую жену. Однако их с Пырьевым сын Андрей заявлял, что мать ушла из кино по собственной воле: «Мать не снималась, потому что не хотела играть старух. Ее приглашали в картины, делали пробы. Но когда она видела эти пробы, она всякий раз повторяла: «Это не я! Выгоните оператора!» А Николаю Губенко, который пригласил мать в очень хорошую картину «И жизнь, и слезы, и любовь», она так и заявила: «Чтобы я играла старуху – да никогда в жизни!». Кадр из фильма *Испытание верности*, 1954 | Фото: 7days.ruМарина Ладынина дожила до глубокой старости, однако вторую половину ее жизни вряд ли можно было назвать счастливой. 50 лет она провела в одиночестве. Их сын после развода остался жить с отцом. Замуж актриса больше не выходила, хотя поклонники у нее были. Долгое время ее не принимали ни в один из театров, актриса была на грани отчаяния: «Говорят, что нет таких ситуаций, из которых не было бы выхода. Со временем я поняла, что есть… Мне было очень горько от всего этого. А ходить по инстанциям, просить чиновников, заводить нужные знакомства я никогда не умела». В конце концов ей удалось устроиться в Театр-студию киноактера. Кроме того, Ладынина ездила по стране с концертными программами, читая стихи известных поэтов, пела романсы. Народная артистка СССР Марина Ладынина | Фото: 7days.ruВ начале 1990-х гг. Ладынину уволили из театра. На склоне лет она рассказывала: «Сначала отлучили от театра, потом – от кино… У меня было 5 Сталинских премий! И что? Меня не снимали десятилетиями… Как-то сидела в ресторане ВТО, к моему столику подошел незнакомый мужчина и сказал: «Вы перед всеми нами, зрителями, виноваты. Почему так долго не снимаетесь?» А я ответила: «Я же без вины виноватая!». Актриса в зрелые годы | Фото: love-psy.ruВ последние годы актриса вела очень замкнутый образ жизни, практически не покидала квартиру и признавалась сыну в том, что давно потеряла ко всему интерес и устала от жизни. Ее одолевали болезни – были проблемы с ногами, стоял кардиостимулятор, она почти не видела. Жизнь превратилась для нее в каждодневное преодоление боли. 10 марта 2003 г. Марина Ладынина скончалась от сердечной недостаточности на 95-м году жизни. Звезда советского кино 1930-1940-х гг. Марина Ладынина | Фото: 24smi.orgУ фильма, который стал визитной карточкой Ладыниной, была непростая судьба: Почему Хрущев на 12 лет запретил показ «Кубанских казаков».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

24 июня 2021, 00:01

24 июня 1908 года родилась актриса Марина Ладынина.

 

Личное дело

Марина Алексеевна Ладынина (1908-2003) родилась в селе Скотинино Смоленской области в крестьянской семье. Отец, Алексей Дмитриевич, имел всего три класса образования, а мать, Мария Наумовна, была неграмотной. Вскоре после рождения дочери семья перебралась в село Назарово недалеко от сибирского городка Ачинска Енисейской губернии.  В семье было четверо детей, из которых Марина была старшей, так что все заботы по дому и присмотр за младшими легли на ее плечи. В школу ходила в соседнее село – в родной деревне школы не было.

Уже с раннего возраста, быстро научившись читать и освоив грамоту, проявляла интерес к книгам, которые в лицах пересказывала своим друзьям. Была непременной участницей всех детских праздников.

Учась в педагогическом классе школы в Ачинске, Марина участвовала в представлениях школьного самодеятельного театра, где  была суфлёром. Также нередко подменяла актёров в Ачинском городском театре. Ладынина прекрасно пела, плясала, играла на балалайке в оркестре народных инструментов.

После окончания школы, когда ей ещё не исполнилось и шестнадцати лет, Марина Ладынина стала учительницей в родном селе Назарово и деревне Берёзовка. Но любовь к сцене только усиливалась: она постоянно играла в любительских спектаклях, участвовала в концертах.

Потом переехала на родину своего отца в смоленскую область, где также преподавала в сельской школе. Там она познакомилась с артистом Театра Всеволода Мейерхольда Сергеем Фадеевым, который, разглядев ее актерские данные, подарил ей книгу Константина Станиславского «Моя жизнь в искусстве» и посоветовал поступать в ГИТИС.

В 1929 году волостной комитет комсомола направил Ладынину в Москву поступать на факультет общественных наук. Воспользовавшись этой возможностью, она отправилась в Москву и поступила в ГИТИС с первой же попытки. Экзаменаторы были настолько восхищены ее природным артистизмом, что напротив фамилии Ладыниной в ведомости даже была сделана приписка «особо одаренная».

В студенческие годы все силы отдавала учебе, много читала. Уже на втором курсе Марину пригласили на стажировку во МХАТ, после чего выделили ей мхатовскую стипендию в размере 75 рублей. Тогда же она впервые снялась в кино – в эпизодической роли в фильме режиссёра Ю. А. Желябужского.

После окончания института в 1933 году Ладынина сразу была принята в труппу МХАТа им. М. Горького. На сцене этого театра тогда играли величайшие актеры: Качалов, Книппер-Чехова, Москвин, Кторов, Андровская. Первая же роль – монашки Таисии в спектакле «Егор Булычев и другие» – настолько удалась актрисе, что ее игру отметил даже сам автор пьесы Максим Горький. Станиславский отметил ее несомненный лирико-драматический талант. В одном из писем он писал, что видит в Ладыниной будущее МХАТа.

Играя во МХАТе, Ладынина параллельно снималась в кино. В 1934 году она снялась в фильме «Вражьи тропы» режиссеров И. Правова и О. Преображенской, где ее партнерами были Иван Любезнов, Эмма Цесарская и Борис Тенин.

В том же 1934 году Ладынина познакомилась с уже довольно известным в то время режиссёром Иваном Пырьевым. В 1936 году они поженились. По настоянию мужа, актриса ушла из МХАТа.

Как раз в это время Пырьев приступил к съемкам картины «Богатая невеста»– его первого фильма, снятого в жанре музыкальной комедии. Главную роль колхозницы Маринки Лукаш он отдал своей жене.

Комедия, вышедшая на экраны в 1937 году, очень понравилась Иосифу Сталину и  пришлась по душе миллионам зрителей. За эту работу Пырьев был награжден орденом Ленина, а Ладынина – орденом Трудового Красного Знамени.

В 1938 году у Ладыниной и Пырьева родился сын Андрей.

После этого Пырьев тут же приступили к съемкам картины «Трактористы» –  музыкальной комедии из деревенской жизни. Он также заявил жену на главную роль, но неожиданно в самом начале съемок руководитель Кинокомитета Дукельский категорически заявил, что Ладынина не подходит на роль бригадира женской тракторной бригады Марьяны Бажан. С огромным трудом Пырьеву удалось отстоять кандидатуру своей жены. На съемках Ладынина сама водила трактор, без дублеров носилась по степи на мотоцикле.

Успех картины оказался ошеломительным. Марина Ладынина и Иван Пырьев стали звездами всесоюзной величины, их работа была отмечена Сталинскими премиями.

В феврале 1941 года Пырьев начал снимать комедию «Свинарка и пастух», где Марина Ладынина сыграла роль вологодской деревенской девушки Глафиры. Ее напарником  стал блистательный Владимир Зельдин в роли кавказского пастуха Мусаиба. В июне съемки остановила начавшаяся Великая Отечественная война. Большинство участников съемок стали просить отправить их на фронт, да и сам режиссер несколько раз подавал заявления в военкомат. Но руководство страны дало указание доснять фильм.

Фильм «Свинарка и пастух» вышел на экраны в ноябре 1941 года и с огромным восторгом был принят зрителями. Для фронтовиков картина и вовсе стала талисманом. Она переходила из части в часть, воодушевляя бойцов на защиту единой многонациональной страны Советов.

В годы войны Ладынина снялась в героической драме Ивана Пырьева «Секретарь райкома» и сыграла воспитательницу детского сада Варю Панкову в лирической мелодраме «В шесть часов вечера после войны», снятой Пырьевым в 1944 году. В том же году актрисе было присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР.

После войны Иван Пырьев приступил к созданию своей очередной музыкальной комедии «Сказание о земле Сибирской». Марине Ладыниной как всегда он отдал главную роль – певицы Наташи Малининой. Зрителям картина пришлась по душе, в прокате 1948 года она заняла 3-е место.

После этой работы Иван Пырьев хотел переключиться с комедий на более серьезные работы, но не смог. От него ждали комедий, и режиссер вынужден был вновь обратиться к привычному жанру, приступив к съемкам комедии «Кубанские казаки».

Для Марины Ладыниной роль в этом фильме оказалась непростой. До этого ей доводилось играть молодых девушек, Здесь же ей предстояло сыграть председателя колхоза Галину Ермолаевну Пересветову – женщину взрослую, решительную, деловитую. Поначалу роль актрисе никак не давалась, она даже хотела уйти из картины, но постепенно в ходе съемок смогла найти нужные краски.

Фильм получил всенародную любовь, а Ладыниной после выхода «Кубанских казаков» было в 1950 году присвоено звание Народной артистки СССР.

В 1953 году Марина Ладынина вновь снялась в картине своего мужа – девятой по счету. В фильме «Испытание верности» она играла женщину, от которой уходит муж. Фильм оказался пророческим. В эти годы Иван Пырьев влюбился в молодую актрису Людмилу Марченко и ушел из семьи.

После этого Ладынина больше не снималась в кино. Замуж она также больше не вышла, оставшись в одиночестве. Первое время после развода актриса никуда не могла устроиться – ни один театр не хотел брать в труппу звезду, которая могла затмить своей популярностью других актеров. Наконец ее приняли в Театр-студию киноактера. Там она играла в «Варварах» Горького, «Русских людях» Константина Симонова.

В 1963—1967 годах была заместителем председателя цехкома секции киноактёров Театра-студии киноактёра.

Параллельно Ладынина осваивала эстрадное искусство. В читала стихи Блока, Цветаевой, Ахматовой, Есенина, Нарбута, Ходасевича, Бернса, Верлена, Бодлера. Поездки по стране с концертными программами собирали массу зрителей – Ладынину помнили и любили.

Однако с годами ездить и выступать становилось все тяжелее. В Театре киноактера Ладынина проработала до 1992 года, когда ее уволили с формулировкой «За прогул без уважительной причины». После этого она жила затворницей – почти не выходила из дому и не давала интервью.

В последние годы актриса была трагически одинока и практически ни с кем не общалась. Иногда к ней приходила Наина Ельцина, которая долгие годы заботилась о Ладыниной. Она несколько раз устраивала актрису в больницы, отправляла в санатории, помогала деньгами.

В 2003 году пожилая актриса упала в ванной, получив перелом шейки бедра. 10 марта 2003 года Марина Ладынина скончалась в одной из московских больниц на 95-м году жизни. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Марина Ладынина
chtoby-pomnili.net

Чем знаменита

Марина Ладынина – единственная советская актриса, ставшая лауреатом пяти Сталинских премий –  за фильмы «Трактористы» (1941),  «Свинарка и пастух» (1942), «В шесть часов вечера после войны» (1946), «Сказание о земле Сибирской» (1948) и  «Кубанские казаки» (1951).

Фильмы Ивана Пырьева, в которых она сыграла главные роли, были «наивными сказками о счастливой советской действительности», но истосковавшийся по веселым картинам советский народ принимал их с огромным восторгом, а песни, написанные композитором Исааком Дунаевским, в исполнении Марины Ладыниной стали поистине народными.

О чем надо знать

За время совместной жизни с Иваном Пырьевым Марина Ладынина снималась исключительно в картинах своего мужа. Практически никто из режиссеров не осмеливался предложить ей сняться у него – она была актрисой Пырьева. Лишь однажды, в 1942 году, ей довелось сыграть в комедии Константина Юдина «Антоша Рыбкин», оставшейся, впрочем, без внимания зрителей. В 1950 году Игорь Савченко решился пригласить ее на небольшую роль графини Потоцкой в своей картине «Тарас Шевченко». Но эту роль из картины вырезали, так как графиню в исполнении Ладыниной сочли слишком доброй.

После развода с Пырьевым Ладынина больше не снималась. Ходили слухи, что причиной ее  исчезновения с экранов стала месть бывшего мужа, который, якобы, запретил другим режиссерам давать ей роли. Однако подлинная причина была в другом — актриса не хотела играть возрастные роли, желая остаться в памяти зрителей молодой. Ей неоднократно предлагали сниматься, но она отказывалась. Лишь в 1965 году она снялась в телевизионном фильме «Люди остаются людьми» по роману Ю. Е. Пиляра, но фильм на экраны так и не вышел.

Прямая речь

О советских фильмах: «Сейчас о наших фильмах чего только не услышишь! Да, они продукт своего времени, и это правда. Но не вся правда! Ведь и сегодня еще я получаю благодарные письма от зрителей: они до сих пор под обаянием музыкально-комедийного кинолубка, которым Пырьев владел в совершенстве и который – я уверена – имеет право на самые невероятные отклонения от жестокой реальности в сторону сказки. Мы и вправду считали, что “рождены, чтоб сказку сделать былью” – и обращали сказку в быль».

Иван Пырьев о работе Марины Ладыниной: «Мне везло с актерами. Марине, к примеру, надо было лететь по степи на мотоцикле, вести по пахоте сложный гусеничный трактор. В фильме “Трактористы” актриса делала все это так, будто уже давно была трактористкой и неоднократно участвовала в мотогонках».

Критик Александр Щуплов о Марине Ладыниной: «В нашем кино были только две реальные звезды – Любовь Орлова и Марина Ладынина. <…>

Ладынина – актриса фольклорная. Они так и делили с Орловой свое амплуа и славу: Орлова сияла на недосягаемых высотах и даже в роли письмоносицы Стрелки все равно носила диадему Марион Диксон – Ладынина была рядом и вровень с нами; Орлову в толпе и представить невозможно, Ладынину в толпе могли и не узнать. Ни та, ни другая не пытались “играть жизнь”. Обе были в первую очередь звездами музыкального кино, кинооперетты, жанра условного и нарядного, легкого и любвеобильного, который и сегодня заставляет нас видеть в черно-белом кадре мир многоцветный и полнозвучный».

9 фактов о Марине Ладыниной

  • Ладыниной казалось очень неблагозвучным название села Скотинино, где она родилась, поэтому впоследствии актриса изменила в документах место рождения на Назарово, куда вместе с родителями переехала в раннем детстве.
  • Первым мужем Ладыниной стал ее однокурсник Иван Любезнов. Брак был недолгим,  но Любезнов еще длительное время оставался другом Ладыниной и ее партнером по фильмам.
  • Над сценарием комедии «Богатая невеста» работал молодой киевский писатель Аркадий Добровольский. Вскоре он был арестован и сослан. Ладынина, успевшая подружиться с ним, тайно отправляла ему посылки, благодаря которым он смог выжить. После освобождения – спустя 25 лет – Добровольский пришел к ней и встал у порога на колени со словами: «Я поклялся, что первый человек, к которому приду на свободе, будете Вы. Ваше имя светило мне все эти годы».
  • Картина «В шесть часов вечера после войны» снималась в самый разгар войны – в 1943 году –  и первоначально называлась «Девушка из Москвы». Однако потом Пырьев решил изменить это название на более оптимистическое. В 1944 году, когда фильм вышел на экраны, уже никто не сомневался в грядущей победе.
  • Насколько была высока популярность Марины Ладыниной, говорит тот факт, что одно время в начале улицы Горького висели два огромных, во весь дом, портрета. На одной стороне улицы – портрет Иосифа Сталина,  на другой – Марины Ладыниной.
  • В 1953 году, когда Пырьев задумал снимать Ладынину в картине «Испытание верности», вышел приказ председателя Госкино о том, что режиссерам запрещается снимать своих жен. Пырьев собрал все фотопробы претенденток на главную роль и отнес в Госкино: «Что, они выглядят лучше Ладыниной?». И Ладынину утвердили.
  • Одним из увлечений Ладыниной был туризм. Первый раз за границей она побывала в 1946 году на Каннском фестивале. Тогда Франция ошеломила ее. После этого  она объездила множество стран – сначала в составе киноделегаций, затем одна.
  • Помимо ордена Трудового Красного Знамени (1938), Ладынина также была награждена орденами Дружбы народов (1983) и Почёта (1998). Свои ордена она  никогда не носила, надевала их только на официальные приемы, когда этого требовали в приглашении.
  • Сын Ладыниной и Пырьева Андрей пошел по стопам отца – стал кинорежиссером. Во ВГИК он поступил без участия отца – родители узнали о поступлении сына лишь после его зачисления. Сначала снимал классику, затем перешел к детективному жанру. Один из самых известных его фильмов – «Версия полковника Зорина».

 

Материалы о Марине Ладыниной

Биография Марины Ладыниной

Марина Ладынина на сайте «Актеры советского и российского кино»

Марина Ладынина: расплата за славу – забвение на 35 лет

«Марина Ладынина: Люблю объясняться в любви». Последнее интервью «Российской газете».

Виталий Вульф. «Марина Ладынина. Свет звезды»

Статья о Марине Ладыниной в Википедии

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий