Композитор Александр Даргомыжский: биография, творческое наследие, интересные факты. Влияние Глинки и Гюго

Александр Сергеевич Даргомыжский

image

Непризнанными гениями себя считают многие из тех, кому не улыбнулась творческая удача. Но истинное значение таланта знает только время – кого-то оно покрывает забвением, а кого-то одаривает бессмертием. Необычное дарование Александра Сергеевича Даргомыжского не было оценено по достоинству современниками, но именно его вклад в русскую музыку оказался наиболее значимым для нескольких следующих поколений русских композиторов.

Краткую биографию Александра Даргомыжского и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Даргомыжского

2 февраля 1813 года появился на свет Александр Даргомыжский. О месте его рождения доподлинно известно, что это была деревня в Тульской губернии, но о ее точном наименовании историки спорят по сей день. Однако значительную роль в судьбе композитора сыграла не она, а имение Твердуново, принадлежащее его матери, в которое маленького Сашу привезли нескольких месяцев от роду. Имение находилось в Смоленской губернии, неподалеку от села Новоспасское, родового гнезда первого русского классического композитора М.И. Глинки, с которым Даргомыжский будет очень дружен. В детстве Саша не так много времени провел в усадьбе – в 1817 семья переехала в Санкт-Петербург. Но впоследствии неоднократно приезжал туда за вдохновением и изучением народного творчества.

image

Согласно биографии Даргомыжского, в столице семилетний мальчик начал учиться играть на фортепиано, которым овладел филигранно. Но настоящий страстью его стало сочинительство, в 10 лет он уже был автором нескольких пьес и романсов. Всерьез к этому увлечению не отнеслись ни педагоги Саши, ни родители. И уже в 14 лет он поступил на службу в только что созданный Контроль Министерства императорского двора. В работе он отличался усердием и быстро продвигался по должностной лестнице. Не переставая, вместе с тем, писать музыку. Романсы, сочиненные в тот период, начали завоевывать петербургские салоны и вскоре исполнялись буквально в каждой гостиной. Познакомившись с М.И. Глинкой, Даргомыжский самостоятельно изучил основы композиции и контрапункта по привезенным им из Германии рукописям профессора З. Дена.

 

В 1843 году Александр Сергеевич подал в отставку и два последующих года провел за границей, общаясь с видными композиторами и музыкальными деятелями своей эпохи. По возвращению он принялся за изучение русского фольклора, особенно на примере песен Смоленской губернии. Одним из результатов этого стало создание оперы «Русалка». В конце 50-х Даргомыжский сближается с кругом начинающих композиторов, который впоследствии назовут «Могучей кучкой». В 1859 году он вошел в состав консультантов Русского музыкального общества.

В 1861 после отмены крепостного права Александр Сергеевич стал одним из первых помещиков, освободивших крестьян, оставив за ними землю без взимания денежной выплаты. Увы, человеческое великодушие не сделало его творческую судьбу хоть сколько-нибудь успешнее. На этом фоне здоровье его стало неуклонно ухудшаться, и 5 января 1869 года композитора не стало.

Интересные факты о Даргомыжском

  • Даргомыжский был маленького роста, худой, с высоким лбом и мелкими чертами лица. Современные ему острословы окрестили его «заспанным котенком». От перенесенной в детстве болезни он поздно заговорил и его голос на всю жизнь остался непривычно для мужчины высоким. При этом он великолепно пел, с таким чувством исполняя собственные романсы, что однажды, слушая его, прослезился даже Л.Н. Толстой. На женщин он производил впечатление своим обаянием, чувством юмора и безупречным обхождением.
  • Отец композитора, Сергей Николаевич, был незаконнорожденным сыном помещика А.П. Ладыженского, а свою фамилию получил по названию имения отчима Даргомыж. Мать композитора, Мария Борисовна Козловская, происходила из дворянского рода, берущего свое начало от Рюриковичей. Ее родители отказали мелкому чиновнику в руке дочери, поэтому они обвенчались тайно. В браке родилось 6 детей, Александр был третьим. Сергею Николаевичу довелось похоронить и любимую супругу, и четверых своих детей, и даже двоих внучек. Из всей большой семьи Александра Сергеевича пережила единственная сестра, Софья Сергеевна Степанова. Она воспитала и двух дочерей младшей сестры Эрминии, скончавшейся в 1860. Ее сын, Сергей Николаевич Степанов, и две племянницы стали единственными потомками Даргомыжских.
  • Сергей Николаевич Даргомыжский высоко ценил в людях чувство юмора и поощрял развитие этого качества в своих детях, за удачную остроту или ловкую фразу награждая их 20 копейками.
  • Биография Даргомыжского гласит, что Александр Сергеевич никогда не был женат. Ходили слухи о его романтических отношениях с Любовью Миллер, которую он обучал пению. Много лет его связывала нежная дружба со своей ученицей Любовью Беленицыной (в замужестве Кармалиной), о которой свидетельствует сохранившаяся обширная переписка. Последней были посвящены несколько его романсов.
  • Всю свою жизнь композитор жил вместе с родителями. После кончины отца он несколько лет прожил в семье своей сестры Софьи Сергеевны, а затем – снял квартиру в том же доме.
  • В 1827 году была напечатана книга детских стихов и пьес М.Б. Даргомыжской «Подарок моей дочери». Поэзия была посвящена младшей сестре композитора Людмиле.
  • В семье Даргомыжских музыка звучала постоянно. Кроме Марии Борисовны и Александра, игравших на фортепиано, брат Эраст владел скрипкой, а сестра Эрминия – арфой.
  • Опера «Эсмеральда» была написана на либретто В. Гюго, переведенное на русский самим Даргомыжским.
  • Композитор в течение нескольких лет преподавал пение любительским певицам без взимания платы за обучение. Одной из его учениц была и А.Н. Пургольд, сестра супруги Н.А. Римского-Корсакова.
  • Даргомыжский был великолепным чутким концертмейстером, читая ноты как книгу. Он разучивал с певцами партии из собственных опер. Как композитор он всегда следил за тем, чтобы фортепианный аккомпанемент арий или романсов был предельно прост для исполнения и не затмевал голос исполнителя.
  • В 1859 году сгорел петербургский оперный театр, в котором хранились клавиры опер русских композиторов. «Русалка» была в их числе. И только благодаря случаю партитура не была безвозвратно утеряна – за две недели до пожара ее скопировали перед отправкой в Москву для исполнения на бенефисе певицы Семеновой.
  • Партия Мельника была одной из самых любимых у Ф.И. Шаляпина, он часто исполнял арии из «Русалки» на концертах. В 1910 году на одном из спектаклей дирижер затянул темпы, из-за чего певцу пришлось самому отбивать их ногой, чтобы не задыхаться в ариях. В антракте, видя одобрение режиссером действий дирижера, он в гневе уехал домой. Его вернули в театр, и он допел спектакль, но в прессе разразился большой скандал, в Москву для исправления ситуации пришлось срочно выехать директору императорских театров. В качестве разрешения конфликта Шаляпину было позволено самому режиссировать те спектакли, в которых он участвовал. Так «Русалка» дала искусству Шаляпина-режиссера.
  • Некоторые пушкинисты считают, что «Русалку» поэт изначально задумывал как оперное либретто.
  • Деньги на постановку «Каменного гостя» собирали всем Петербургом. Композитор назначил цену своей оперы в 3000 рублей. Такие деньги русским авторам императорские театры не платили, лимит исчерпывался 1143 рублями. Ц.А. Кюи и В.В. Стасов выступили в печати с освещением этого факта. Читатели «Санкт-Петербургских ведомостей» начали присылать деньги на покупку оперы. Таким образом она была поставлена в 1872 году.
  • Сегодня композитора изредка исполняют на родине и почти не знают в мире. На западе есть своя «Русалка» А. Дворжака, имеющая популярные арии. «Каменный гость» сложен для восприятия, кроме того, при переводе во многом теряется связь музыки и пушкинского стиха, а значит, и сама идея необычной оперы. Ежегодно в мире оперы Даргомыжского исполняются всего около 30 раз.

Творчество Александра Даргомыжского

Первые произведения Саши Даргомыжского датированы 1820-ми годами – это пять разнохарактерных фортепианных пьес. Из биографии Даргомыжского мы узнаём, что к 19 годам композитор уже имел несколько изданий камерных произведений и романсов, и был популярен в салонных кругах. В его творческую судьбу вмешался случай – сближение с М.И. Глинкой. Помощь в подготовке к постановке «Жизни за царя» разожгло в Даргомыжском желание самому написать оперу. Но в фокусе его внимания были не эпические или героические темы, а личная драма. Вначале он обратился к истории Лукреции Борджиа, составив план оперы и написав несколько номеров. Однако по советам ближайшего окружения расстался с этим замыслом. Другой сюжет ему дал самый популярный роман того времени «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго. Свою оперу композитор назвал «Эсмеральда», она была закончена к 1839 году, но увидела сцену только в 1847. В течение 8 лет опера лежала в Дирекции императорских театров без движения, не получая ни одобрения, ни отказа. Премьера в Москве прошла очень успешно. В 1851 году «Эсмеральда» была показана и в столичном Александринском театре, выдержав всего 3 представления. Музыкальные круги восприняли оперу благосклонно, но критики и публика приняли ее прохладно. Этому в большой степени поспособствовали и небрежная постановка, и слабое исполнение.

Даргомыжский пишет романсы, в их числе – уникальные произведения комического жанра, и кантату «Торжество Вакха» на стихи Пушкина. Она была исполнена лишь однажды, затем переработана в оперу-балет, но в таком виде около 20 лет пролежала в нотах, не получив одобрения на постановку. Удрученный такой судьбой своих больших сочинений, композитор с трудом взялся за написание новой оперы, также на пушкинский сюжет. «Русалка» создавалась в течение 7 лет. Творческий импульс Александр Сергеевич получил от концерта 1853 года, на котором публика грандиозно приняла его произведения, а сам он был награжден серебряным капельмейстерским жезлом, украшенным драгоценными камнями. «Русалка» была довольно скоро поставлена – в 1856, через год после окончания. Но так же быстро и сошла со сцены – всего через 11 спектаклей, хотя в целом и понравилась зрителям. Постановка опять была из рук вон плоха, со старыми костюмами и декорациями из подбора. Мариинский театр обратился к ней вновь в 1865 году, очень успешным возобновлением руководил Э.Ф. Направник.

1860-е принесли в творчество композитора новый виток. Были созданы несколько симфонических произведений, с которыми он отправился в Европу. Тепло принимались исполненные в Бельгии увертюра из «Русалки» и симфоническая фантазия «Казачок». Вернувшись в Петербург, Даргомыжский вновь обращается к сюжету своего великого тезки – Пушкина. В «Каменном госте» нет собственного либретто, музыка написана прямо на текст поэта. Дополнительно добавлены две песни Лауры, одна из которых также – на стихи Пушкина. Это сочинение композитор так и не успел закончить, завещав дописать свою последнюю работу Ц. Кюи, а оркестровать – Н. Римскому-Корсакову. Премьера «Каменного гостя» состоялась через три года после смерти Александра Сергеевича. Как это уже неоднократно бывало, мнения об этом новаторском произведении разошлись. В первую очередь потому, что мало кто мог разглядеть за необычной формой речитативов, заменивших арии и ансамбли, точное соответствие музыки ритму пушкинского стиха и драме его героев.

Музыка Даргомыжского в кино

Кинематограф обратился к творчеству Александра Сергеевича лишь дважды. В 1966 году Владимиром Гориккером был снят одноименный фильм по опере «Каменный гость». В главных ролях снимались В. Атлантов, И. Печерникова (поет Т. Милашкина), Е. Лебедев (поет А. Ведерников), Л. Трембовельская (поет Т.Синявская). В 1971 году вышел на экраны фильм-опера «Русалка» с Е. Супоневым (поет И.Козловский), О. Новак, А. Кривченей, Г. Королевой.

Не первый, как Глинка, не гениальный, как Мусоргский, не плодовитый, как Римский-Корсаков… Огорченный и разочарованный трудностями, с которыми он сталкивался при попытках представить свои оперы на суд зрителей. Чем же главным значим Даргомыжский для отечественной музыки? Тем, что отстранившись от мощного влияния итальянской и французской композиторских школ, пошел в искусстве уникальным путем, следуя одним только собственным эстетическим вкусам, не потакая публике. Тем, что сделал звук и слово неразрывно связанными. Пройдет совсем немного времени, и свое видение этого направления дадут и Мусоргский, и Рихард Вагнер. Он был честен и не изменял своим идеалам, а значение его творчества показало время, поставив имя Даргомыжского в ряд лучших русских композиторов.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Александр Сергеевич Даргомыжский

Биография

К плеяде великих русских композиторов XIX века наряду с Михаилом Глинкой и членами кружка «Могучая кучка» по праву относится автор оперы «Каменный гость» Александр Сергеевич Даргомыжский. Став основоположником музыкального реализма, творец оставил после себя множество произведений, не оцененных при жизни. Его наследие включает фортепианные, оркестровые и вокальные сочинения, наиболее известными из которых являются романс на стихи А. С. Пушкина «Я вас любил» и песенный цикл «Петербургские серенады».

Детство и юность

Александр Сергеевич Даргомыжский появился на свет в одном из поселений Тульской области 14 февраля 1813 года. Исследователи биографии композитора до сих пор не пришли к единому мнению по поводу точного места его рождения. Наиболее вероятной стала гипотеза о том, что корни Александра лежали в селе Воскресенском, находившемся в центральном районе Российской империи, вблизи современного города Чернь.

Александр Даргомыжский в молодости / Classical Music News

Отец Александра, Сергей Николаевич, был незаконнорожденным потомком состоятельного землевладельца А. П. Ладыженского. Благодаря полковнику Н. И. Богучарову он получил хорошее воспитание и работал в коммерческом банке при Министерстве финансов.

Мать Мария Борисовна Козловская происходила из богатого княжеского рода, обладавшего имениями в Смоленской и Тульской губерниях. Вопреки воле родителей она стала женой простого служащего и впоследствии произвела на свет шестерых детей.

Детство будущего композитора прошло в имении Твердуново, исторически принадлежавшем семье Козловских, а затем отец получил должность в столичной канцелярии, и семья переехала в Петербург. Там 7-летний Саша начал учиться играть на фортепиано и увлекся сочинительством. Первый преподаватель Луиза Вольгенборн поощряла композиционные эксперименты мальчика, к 10 годам ставшего автором нескольких фортепианных пьес и романсов.

Портрет Александра Сергеевича Даргомыжского. Гравюра Л.А. Серякова / Электронная библиотека ГПИБ

Однако родители и последующие учителя скептически относились к творениям начинающего музыканта и отдавали предпочтение игре на инструментах, нотной грамоте и вокальным тренировкам. Сотрудничество с педагогами Адрианом Данилевским, Францем Шоберлехнером и Бенедиктом Цайбигом привело к благотворительным концертам, где Александр выступал в качестве пианиста и скрипача.

В 1827 году молодой Даргомыжский поступил в придворную канцелярию и сделал первые шаги к самостоятельной взрослой жизни.

Музыка

Творческий путь Александра Сергеевича начался со знакомства с русским композитором Михаилом Ивановичем Глинкой. Автор знаменитой оперы под названием «Жизнь за царя» поделился с молодым человеком теоретическими знаниями, полученными в Германии, и помог понять тонкости сочинительства на примере произведений зарубежных коллег.

Александр Даргомыжский – «Меланхолический вальс»

Вдохновленный этим общением, Даргомыжский начал посещать столичную оперу, где звучала музыка, написанная итальянцами, и присутствовал на репетициях спектакля Глинки. В конце 1830-х годов он задумал создать собственную оперу по мотивам исторической драмы Виктора Гюго «Лукреция Борджиа», но после первых набросков понял, что материал плохо подходит для инструментального и вокального воплощения.

Тогда по совету поэта Василия Жуковского Александр обратился к другому произведению француза и, используя оригинальное либретто к «Собору Парижской Богоматери», приступил к сочинению оперы «Эсмеральда». К 1841 году оркестровые партии были готовы, и Даргомыжский передал произведение руководству Императорских театров.

Несколько лет ноты пролежали без дела, но в 1847 году премьера постановки состоялась в Москве. К сожалению, авторский дебют Даргомыжского не получил положительных отзывов, и его «Эсмеральда» вскоре исчезла из программы и в последствии не появлялась.

Маргарита Кин – Рондо из оперы Даргомыжского «Эсмеральда»

Разочарование композитора усугубилось популярностью произведений его наставника Глинки. И временно отойдя от сочинительства, Александр Сергеевич стал обучать благородных женщин вокалу и занялся созданием романсов и песен. Именно в тот период в творчестве Даргомыжского появились знаменитые «Мне грустно», «Ночной зефир, струит эфир», «Юноша и дева» и «Шестнадцать лет».

Другим верным средством пережить первую неудачу явилось заграничное путешествие, в ходе которого автор «Эсмеральды» познакомился с европейскими творцами и музыкантами Шарлем Берио, Анри Вьетаном, Гаэтано Доницетти и другими.

По возвращении в Россию в 1848 году композитор решил продолжить эксперименты с крупными формами и приступил к созданию фольклорной оперы «Русалка», основанной на стихотворной трагедии Александра Сергеевича Пушкина. Народные мелодии настолько увлекли Даргомыжского, что наряду с основной работой он написал жанровые романсы «Мельник», «Без ума, без радости» и «Душечка-девица», занявшие особое место в русском музыкально-реалистическом наследии.

Александр Даргомыжский – «Русалка»

В 1855 году «Русалка» была закончена и через некоторое время представлена публике. На этот раз мастерство композитора оценили: опера продержалась в репертуаре несколько сезонов и стала предметом многостраничной статьи в журнале «Театральный музыкальный вестник». Интересен тот факт, что Даргомыжский самостоятельно сочинил либретто для произведения и, следуя сюжетной линии Пушкина, придумал концовку незавершенной трагедии в стихах.

Следующими работами Александра Сергеевича стали симфонические увертюры «Украинский казачок», «Баба-Яга» и «Чухонская фантазия». В них отразилось влияние Милия Балакирева и Владимира Стасова, впоследствии ставших членами кружка «Могучая кучка».

В 1860-х годах благодаря новым знакомствам композитор начал развивать жанр бытового романса, яркими примерами которого стали произведения «Драматическая песня», «Старый капрал» и «Титулярный советник». Тогда же была предпринята очередная поездка в Европу, где иностранные музыканты впервые исполнили ряд инструментальных сочинений Даргомыжского.

Тамара Синявская – Первая песня Лауры из оперы Даргомыжского «Каменный гость»

Во время путешествия Александр Сергеевич не переставал думать о дальнейшей карьере и занимался поисками сюжета для новой оперы. Первоначальными идеями были музыкальные переложения пушкинской поэмы «Полтава» и воссоздание на сцене старинной русской легенды о Рогдане. Впрочем, этим замыслам не суждено было воплотиться в жизнь, и от них остались лишь сборник эскизов под названием «Мазепа» и несколько сольных и хоровых номеров.

В итоге выбор композитора пал на произведение А. С. Пушкина «Каменный гость», входившее в знаменитый стихотворный цикл под названием «Маленькие трагедии», но работа не шла из-за очередного творческого кризиса, связанного с исключением из театральных афиш оперы «Русалка». Кроме того, ранее написанное произведение «Торжество Вакха» также не имело успеха.

Только благодаря участию в жизни Русского музыкального общества и одобрительным отзывам зарубежных коллег Даргомыжский все-таки взялся за сочинение «Каменного гостя» и успел написать большую часть музыкального материала.

Личная жизнь

Творческие неурядицы, на протяжении долгого времени преследовавшие композитора, отразились и на его личной жизни. Не имея ни жены, ни детей, Александр Сергеевич свободное время проводил в фамильном имении Твердуново под Смоленском и там черпал вдохновение для романсов, симфонических произведений и опер.

Портрет композитора Александра Даргомыжского. Художник Константин Маковский / Третьяковская галерея

После смерти матери в 1852 году Даргомыжский освободил крестьян от крепостного бремени, подарив в собственность землю, на которой они жили и работали. Такое поведение было исключительным для России XIX века, и современники стали называть композитора самым гуманным помещиком современности.

Впрочем, особняк Козловских остался во владении Александра Сергеевича, и до 1864 года одиночество автора «Русалки» скрашивал престарелый отец. Кончина последнего стала тяжелым ударом для музыканта и окончательно подорвала его творческую активность.

Смерть

В ходе заграничного путешествия 1864-1865 годов Даргомыжский заболел ревматизмом. Не предав значения собственному состоянию, он продолжал заниматься музыкальной и общественной деятельностью. В начале 1868 года состояние Александра Сергеевича ухудшилось, и он начал жаловаться на дискомфорт в области сердца и неправильное кровообращение, ставшие причинами его скоропостижной смерти.

Предчувствуя кончину, композитор составил завещание, согласно которому Цезарь Антонович Кюи и Николай Андреевич Римский-Корсаков должны были завершить недописанную оперу «Каменный гость» и подготовить партитуры к дальнейшей постановке.

Коллеги, согласившиеся исполнить последнюю волю Даргомыжского, в глубине души надеялись, что непоправимое случится не скоро, но 5 января 1969 года Александр Сергеевич неожиданно умер от аневризмы. Газеты сообщили обществу о невосполнимой утрате, и на похоронах, состоявшихся 9 января, собрались все представители творческой элиты Петербурга. А гроб с телом покойного до Тихвинского погоста Александро-Невской лавры родные и близкие несли на руках.

Вскоре после церемонии погребения Павел Михайлович Третьяков заказал художнику Константину Маковскому портрет Даргомыжского по фотографии, который стал одним из первых изображений деятелей русской культуры в галерее знаменитого коллекционера и мецената.

Произведения

  • 1830-е – «Болеро»
  • 1830 – «Вариации на русскую тему»
  • 1830 – «Блестящий вальс»
  • 1838-1841 – «Эсмеральда»
  • 1843-1848 – «Торжество Вакха»
  • 1845 – «Табакерочный вальс»
  • 1848-1855 – «Русалка»
  • 1850-е – «Фантазия на темы из оперы Глинки «Жизнь за царя»
  • 1860 – «Мазепа» Эскизы
  • 1860-1867 – «Рогдана» Фрагменты
  • 1865 – «Славянская тарантелла»
  • 1866-1869 – «Каменный гость»

11:30 14.02.2013 (обновлено: 21:16 29.02.2020) © РИА Новости / РИА Новости Перейти в фотобанк Читать ria.ru в 14 февраля исполняется 200 лет со дня рождения композитора Александра Даргомыжского.

Русский композитор Александр Сергеевич Даргомыжский родился 14 (2 по старому стилю) февраля 1813 года в селе Троицкое Белёвского уезда Тульской губернии. Отец ‑ Сергей Николаевич служил чиновником по министерству финансов, в коммерческом банке. Мать ‑ Мария Борисовна, урождённая княжна Козловская, сочиняла пьесы для постановки на сцене. Одна из них ‑ “Трубочист, или доброе дело не останется без награды” была опубликована в журнале “Благонамеренный”. С семьей композитора были знакомы петербургские литераторы, представители “Вольного общества любителей словесности, науки и художества”.

Всего в семье было шестеро детей: Эраст, Александр, Софья, Людмила, Виктор, Эрминия.

До трех лет семья Даргомыжских прожила в имении Твердуново в Смоленской губернии. Временный переезд в Тульскую губернию был связан с вторжением армии Наполеона в 1812 году.

В 1817 году семья переехала в Петербург, где Даргомыжский начал обучаться музыке. Первым его учителем была Луиза Вольгенборн. В 1821‑1828 годах Даргомыжский учился у Адриана Данилевского, который был противником сочинения музыки своим учеником. В этот же период Даргомыжский начал осваивать игру на скрипке совместно с крепостным музыкантом Воронцовым.

В 1827 Даргомыжский был зачислен канцеляристом (без жалованья) в штат министерства Двора.

C 1828 по 1831 год учителем композитора стал Франц Шоберлехнер. Для развития навыков вокала Даргомыжский занимается также с педагогом Бенедиктом Цейбихом.  

В ранний период творчества написан ряд произведений для фортепиано (“Марш”, “Контрданс”, “Меланхолический вальс”, “Казачок”) и некоторые романсы и песни (“Светит месяц на кладбище”, “Кубок янтарный”, “Я вас любил”, “Ночной зефир”, “Юноша и дева”, “Вертоград”, “Слеза”, “В крови горит огонь желанья”).

Композитор принимает активное участие в благотворительных концертах. В это же время он знакомится с литераторами Василием Жуковским, Львом Пушкиным (братом поэта Александра Пушкина), Петром Вяземским, Иваном Козловым.

В 1835 году состоялось знакомство Даргомыжского с Михаилом Глинкой, по тетрадям которого композитор занялся изучением гармонии, контрапункта и инструментовки.

В 1837 году Даргомыжский начинает работу над оперой “Лукреция Борджиа”, по одноименной драме французского писателя Виктора Гюго. По совету Глинки эта работа была оставлена и начато сочинение новой оперы “Эсмеральда” также на сюжет Гюго. Впервые опера была поставлена в 1847 году на сцене Большого театра в Москве.

В 1844‑1845 годах Даргомыжский отправляется в путешествие по Европе и посещает Берлин, Франкфурт‑на‑Майне, Брюссель, Париж, Вену, где знакомится с многими известными композиторами и исполнителями (Шарль Берио, Анри Вьётан, Гаэтано Доницетти).

В 1849 году начата работа над оперой “Русалка” по одноименному произведению Александра Пушкина. Премьера оперы состоялась в 1856 году в Петербургском Театре‑цирке.

Даргомыжский в этот период сосредоточил внимание на выработке естественной декламации мелодии. Окончательно формируется метод творчества компрозитора ‑ “интонационный реализм”. Основным средством создания индивидуального образа служило для Даргомыжского воспроизведение живых интонаций человеческой речи. В 40‑50‑е годы 19 века Даргомыжским были написаны романсы и песни (“Ты скоро меня позабудешь”, “Мне грустно”, “И скучно, и грустно”,  “Лихорадушка”, “Душечка девица”, “Ой, тих, тих, тих, ти”, “Я затеплю свечу”, “Без ума, без разума” и др.)

Даргомыжский сблизился с композитором Милием Балакиревым и критиком Владимиром Стасовым, которые основали творческое объединение “Могучая кучка”.

С 1861 по 1867 год Даргомыжским были написаны последовательно три симфонические увертюры‑фантазии: “Баба‑Яга”, “Украинский (Малароссийский) казачок” и “Фантазия на финские темы” (“Чухонская фантазия”). В эти годы композитор работал над камерно‑вокальными произведениями “Я помню глубоко”, “Как часто слушаю”, “Расстались гордо мы”, “Что в имени тебе моём”, “Мне всё равно”. Ориентальная лирика, представленная ранее романсами “Вертоград” и “Восточный романс”, пополнилась арией “О, дева роза, я в оковах”. Особое место заняли в творчестве композитора песни социально‑бытового содержания “Старый капрал”,”Червяк”, “Титулярный советник”.

В 1864‑1865 годах состоялось второе путешествие Даргомыжского за границу, где он посетил Берлин, Лейпциг, Брюссель, Париж, Лондон. Состоялось исполнение произведений композитора на европейской сцене (“Малороссийский казачок”, увертюра к опере “Русалка”).

В 1866 Даргомыжский приступил к работе над оперой “Каменный гость” (по одноименной маленькой трагедии Александра Пушкина), но не успел её закончить. По завещанию автора, первую картину дописал Цезарь Кюи, оркестровал оперу и составил интродукцию к ней Николай Римский‑Корсаков.

С 1859 года Даргомыжский был избран в состав Русского музыкального общества (РМО).

С 1867 года Даргомыжский входил в состав дирекции Петербуржского отделения РМО.

17 (5 по старому стилю) января 1869 года Александр Даргомыжский скончался в Петербурге. Жены и детей у композитора не было. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро‑Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).

На территории муниципального образования Арсеньевский район Тульской области установлен единственный в мире памятник Даргомыжскому работы скульптора Вячеслава Клыкова.

Имя композитора носит Тульский колледж искусств.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

1. Федор Шаляпин исполняет “Арию Мельника” из оперы Даргомыжского “Русалка”. Запись 1931.

2. Федор Шаляпин в сцене “Ария Мельника и князя” из оперы Даргомыжского “Русалка”. Запись 1931.

3. Тамара Синявская исполняет песню Лауры из оперы Даргомыжского “Каменный гость”. Оркестр Государственного академического Большого театра. Дирижер — Марк Эрмлер. 1977 год.

Аудио предоставлено ФГУП “Фирма Мелодия”

Alexander Dargomyzhsky

Дата рождения 14.02.1813 Дата смерти 17.01.1869 Профессия композитор Страна Россия

Даргомыжский. «Старый капрал» (исп. Фёдор Шаляпин)

Я не намерен снизводить …музыку до забавы. Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды. А. Даргомыжский

image

В начале 1835 г. в доме М. Глинки появился молодой человек, оказавшийся страстным любителем музыки. Невысокий, внешне ничем не примечательный, он совершенно преображался за фортепиано, восхищая окружающих свободной игрой и великолепным чтением нот с листа. Это был А. Даргомыжский, в скором будущем крупнейший представитель русской классической музыки. В биографиях обоих композиторов немало общего. Раннее детство Даргомыжского прошло в имении отца неподалеку от Новоспасского, и его окружала та же природа и крестьянский уклад, что и Глинку. Но в Петербург он попал в более раннем возрасте (семья переехала в столицу, когда ему было 4 года), и это наложило свой отпечаток на художественные вкусы и определило интерес к музыке городского быта.

Даргомыжский получил домашнее, но широкое и разностороннее образование, в котором первое место занимали поэзия, театр, музыка. В 7 лет его стали обучать игре на фортепиано, скрипке (позже он брал уроки пения). Рано обнаружилась тяга к музыкальному сочинительству, но она не поощрялась его учителем А. Данилевским. Свое пианистическое образование Даргомыжский завершил у Ф. Шоберлехнера, ученика знаменитого И. Гуммеля, занимаясь с ним в 1828-31 гг. В эти годы он часто выступал как пианист, участвовал в квартетных вечерах и проявлял все больший интерес к композиции. Тем не менее в этой области Даргомыжский еще оставался дилетантом. Не хватало теоретических познаний, к тому же юноша с головой окунулся в водоворот светской жизни, «был в пылу молодости и в когтях наслаждений». Правда, уже тогда имели место не только развлечения. Даргомыжский посещает музыкально-литературные вечера в салонах В. Одоевского, С. Карамзиной, бывает в кругу поэтов, художников, артистов, музыкантов. Однако полный переворот в его судьбе совершило знакомство с Глинкой. «Одинаковое образование, одинаковая любовь к искусству тотчас сблизили нас… Мы скоро сошлись и искренно подружились. …Мы в течение 22 лет сряду были с ним постоянно в самых коротких, самых дружеских отношениях», — писал Даргомыжский в автобиографической записке.

Именно тогда перед Даргомыжским впервые по-настоящему встал вопрос о смысле композиторского творчества. Он присутствовал при рождении первой классической русской оперы «Иван Сусанин», принимал участие в ее сценических репетициях и воочию убеждался в том, что музыка призвана не только услаждать и развлекать. Музицирование в салонах было заброшено, и Даргомыжский приступил к восполнению пробелов в своих музыкально-теоретических познаниях. Для этой цели Глинка передал Даргомыжскому 5 тетрадей, содержавших записи лекций немецкого теоретика З. Дена.

В своих первых творческих опытах Даргомыжский уже проявлял большую художественную самостоятельность. Его привлекали образы «униженных и оскорбленных», он стремится воссоздать в музыке разнообразные человеческие характеры, согревая их своим сочувствием и состраданием. Все это повлияло на выбор первого оперного сюжета. В 1839 г. Даргомыжский закончил оперу «Эсмеральда» на французское либретто В. Гюго по его роману «Собор Парижской богоматери». Ее премьера состоялась лишь в 1848 г., и «эти-то восемь лет напрасного ожидания», — писал Даргомыжский, — «легли тяжелым бременем на всю мою артистическую деятельность».

Неудача сопутствовала и следующему крупному произведению — кантате «Торжество Вакха» (на ст. А. Пушкина, 1843), переработанной в 1848 г. в оперу-балет и поставленной только в 1867 г. «Эсмеральда», явившаяся первой попыткой воплотить психологическую драму «маленьких людей», и «Торжество Вакха», где состоялась впервые в рамках масштабного сочинения ветрена с гениальной пушкинской поэзией, при всех несовершенствах были серьезным шагом к «Русалке». Путь к ней прокладывали также и многочисленные романсы. Именно в этом жанре Даргомыжский как-то сразу легко и естественно достиг вершины. Он любил вокальное музицирование, до конца жизни занимался педагогикой. «…Обращаясь постоянно в обществе певцов и певиц, мне практически удалось изучить как свойства и изгибы человеческих голосов, так и искусство драматического пения», — писал Даргомыжский. В молодости композитор нередко отдавал дань салонной лирике, однако даже в ранних романсах он соприкасается с главными темами своего творчества. Так бойкая водевильная песня «Каюсь, дядя» (ст. А. Тимофеева) предвосхищает сатирические песни-сценки позднего времени; острозлободневная тема свободы человеческого чувства находит воплощение в балладе «Свадьба» (ст. А. Тимофеева), столь любимой впоследствии В. И. Лениным. В начале 40-х гг. Даргомыжский обратился к поэзии Пушкина, создав такие шедевры, как романсы «Я вас любил», «Юноша и дева», «Ночной зефир», «Вертоград». Пушкинская поэзия помогала преодолевать влияние салонного чувствительного стиля, стимулировала поиск более тонкой музыкальной выразительности. Все теснее становилась взаимосвязь слова и музыки, требовавшая обновления всех средств, и в первую очередь — мелодии. Музыкальная интонация, фиксирующая изгибы человеческой речи, помогала вылепить реальный, живой образ, а это вело к формированию в камерном вокальном творчестве Даргомыжского новых разновидностей романса — лирико-психологических монологов («Мне грустно», «И скучно, и грустно» на ст. М. Лермонтова), театрализованных жанрово-бытовых романсов-сценок («Мельник» на ст. Пушкина).

Немаловажную роль в творческой биографии Даргомыжского сыграло заграничное путешествие в конце 1844 г. (Берлин, Брюссель, Вена, Париж). Главный его результат — неодолимая потребность «писать по-русски», причем с годами это стремление приобретает все более четкую социальную направленность, перекликаясь с идеями и художественными исканиями эпохи. Революционная ситуация в Европе, ужесточение политической реакции в России, растущие крестьянские волнения, антикрепостнические тенденции в среде передовой части русского общества, усиливающийся интерес к народной жизни во всех ее проявлениях — все это способствовало серьезным сдвигам в русской культуре, в первую очередь в литературе, где к середине 40-х гг. складывается так называемая «натуральная школа». Ее главная особенность, по словам В. Белинского, заключалась «в более и более тесном сближении с жизнью, с действительностью, в большей и большей близости к зрелости и возмужалости». Темы и сюжеты «натуральной школы» — жизнь простого сословия в ее неприкрашенной обыденности, психология маленького человека — были очень созвучны Даргомыжскому, и это особенно проявилось в опере «Русалка», обличительных романсах конца 50-х гг. («Червяк», «Титулярный советник», «Старый капрал»).

«Русалка», над которой Даргомыжский работал с перерывами с 1845 по 1855 г., открыла новое направление в русском оперном искусстве. Это лирико-психологическая бытовая драма, ее самыми замечательными страницами являются развернутые ансамблевые сцены, где сложные человеческие характеры вступают в остроконфликтные взаимоотношения и раскрываются с большой трагической силой. Первое представление «Русалки» 4 мая 1856 г. в Петербурге вызвало интерес публики, однако высший свет не удостоил оперу своим вниманием, а дирекция императорских театров отнеслась к ней недоброжелательно. Ситуация изменилась в середине 60-х гг. Возобновленная под управлением Э. Направника, «Русалка» имела успех поистине триумфальный, отмеченный критикой как признак того, что «воззрения публики… радикально изменились». Эти изменения были вызваны обновлением всей социальной атмосферы, демократизацией всех форм общественной жизни. Отношение к Даргомыжскому стало иным. За минувшее десятилетие его авторитет в музыкальном мире сильно возрос, вокруг него объединилась группа молодых композиторов во главе с М. Балакиревым и В. Стасовым. Активизировалась и музыкально-общественная деятельность композитора. В конце 50-х гг. он принимал участие в работе сатирического журнала «Искра», с 1859 г. стал членом комитета РМО, участвовал в разработке проекта устава Петербургской консерватории. Так что когда в 1864 г. Даргомыжский предпринял новое заграничное путешествие, зарубежная публика в его лице приветствовала крупного представителя русской музыкальной культуры.

В 60-х гг. расширился круг творческих интересов композитора. Появились симфонические пьесы «Баба-яга» (1862), «Казачок» (1864), «Чухонская фантазия» (1867), все более крепла идея реформы оперного жанра. Ее осуществлением стала опера «Каменный гость», над которой Даргомыжский работал несколько последних лет, — самое радикальное и последовательное воплощение сформулированного композитором художественного принципа: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово». Даргомыжский отказывается здесь от исторически сложившихся оперных форм, пишет музыку на подлинный текст трагедии Пушкина. Вокально-речевая интонация играет в этой опере ведущую роль, являясь основным средством характеристики персонажей и основой музыкального развития. Даргомыжский не успел закончить свою последнюю оперу, и, согласно его желанию, она была завершена Ц. Кюи и Н. Римским-Корсаковым. «Кучкисты» высоко ценили это произведение. Стасов писал о нем, как «о необыкновенном, выходящем из всех правил и из всех примеров сочинении», а в Даргомыжском видел композитора «необычайной новизны и мощи, который создал в своей музыке… характеры человеческие с правдивостью и глубиной истинно шекспировской и пушкинской». «Великим учителем музыкальной правды» назвал Даргомыжского М. Мусоргский.

О. Аверьянова

реклама

вам может быть интересно

Гидон Маркусович Кремер Дирижёры Георгий Андреевич Бакланов Певцы

Произведения

Каменный гость (Даргомыжский) 12.01.2011 в 20:23 Русалка (Даргомыжский) 12.01.2011 в 00:00 Торжество Вакха (Даргомыжский) 29.07.2011 в 16:26 Эсмеральда (Даргомыжский) 02.06.2011 в 15:16

Публикации

Раритеты «Санкт-Петербург Оперы» увидели в Москве 06.11.2020 в 17:02 «Каменный гость» без статуи в «Геликоне» 17.09.2020 в 12:15 Фестиваль РНО завершился русской оперой 04.10.2017 в 14:42 Великие русские оперы на пушкинские сюжеты 06.06.2017 в 16:13 Любопытные факты из жизни Даргомыжского 14.02.2017 в 14:07 «Каменный гость» Даргомыжского возвращается в Большой театр (operanews.ru) 14.03.2016 в 18:02 Такое кино 28.01.2015 в 23:39 «Русалка» Даргомыжского в КЗЧ (operanews.ru) 29.09.2013 в 18:50 «Русалка» Даргомыжского: никакой мистики 28.05.2013 в 12:50 Премьера «Русалки» Даргомыжского в Мариинском-2 21.05.2013 в 21:25 Возвращаясь к юбилею Даргомыжского (operanews.ru) 22.04.2013 в 22:31 Даргомыжский — 200 лет со дня рождения (operanews.ru) 17.02.2013 в 19:10 Даргомыжский и Архипова: вспоминая великих 14.02.2013 в 21:03 Даргомыжскому — 200 14.02.2013 в 20:27

Главы из книг

Беседа четвертая. Зарождение и развитие русской оперы (XVIII — XIX века) (classic-music.ru) Даргомыжский (classic-music.ru) История русской оперы (classic-music.ru) Piccola Scala. «Каменный гость» (classic-music.ru) Александр Сергеевич Даргомыжский (classic-music.ru)

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий