Краткая биография Брюсова Валерия Яковлевича поэта

image 13 Декабря 1873 – 9 Октября 1924 гг. (50 лет) 4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1138.

Валерий Яковлевич Брюсов (1873–1924 гг.) – русский поэт и прозаик, драматург, переводчик, критик-литературовед, один из основателей русского символизма. Подготовил сборник армянской национальной поэзии, за что был награжден званием народного поэта Армении.

Детство и юность

Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря (13 декабря) в Москве в купеческой семье. Начальное образование будущий поэт получил дома. С 1885 года Брюсов учился в классической гимназии Ф. И. Креймана в Москве. В 1890 году был переведен в московскую гимназию Л. И. Поливанова.

Университетские годы

В 1893 году Брюсов поступил в Московский университет на историко-филологический факультет. В этот период Валерий Яковлевич открывает для себя французских символистов – Верлена, Бодлера, Малларме. Восхищаясь творчеством Верлена, создает драму «Декаденты. (Конец столетия)». Позиционируя себя как основоположника русского символизма, в 1894–1895 годах Валерий Яковлевич издает три сборника «Русские символисты».

В 1895 году выходит первый сборник стихов Брюсова «Шедевры» («Chefs d’oeuvre»), вызвавший широкий резонанс среди литературных критиков. В 1897 был опубликован второй сборник поэта «Me eum esse» («Это я»).

Зрелое творчество

Окончив в 1899 году университет с дипломом 1-й степени, Брюсов устраивается в журнал П. Бартенева «Русский архив». Поэт активно занимается литературной деятельностью. В 1900 году выходит третий сборник Брюсова «Tertia Vigilia» («Третья стража»), принесший ему литературную известность.

Брюсов становится одним из основателей издательства «Скорпион». С 1903 года сотрудничает в журнале «Новый путь». В этом же году выходит сборник поэта «Urbi et Orbi» («Граду и миру»).

В 1901–1905 годах Брюсов принимает участие в создании альманаха «Северные цветы». В 1904–1909 годах занимает пост фактического редактора русского символистского журнала «Весы». С 1908 года Валерий Брюсов, биография которого была насыщена новыми знакомствами с молодыми литераторами, становится директором Московского литературно-художественного кружка.

Творчество поэта между двумя революциями

Реакцией Брюсова на настроения и события революции 1905–1907 годов стали драма «Земля» и сборник «Венок» (1905 г.). В 1907 году выходит его прозаический сборник рассказов «Земная ось», в 1909 году публикуется поэтический сборник «Все напевы». В послереволюционные годы Валерий Яковлевич создает роман «Алтарь победы» (1911–1912 гг.), сборник рассказов «Ночи и дни» (1913 г.).

В 1914 году, во время Первой мировой войны, Брюсов отправляется на фронт в качестве военного корреспондента «Русских ведомостей». В 1916 году публикует сборник «Семь цветов радуги».

Последние годы жизни

С приходом к власти большевиков, в 1917–1919 годах, Валерия Яковлевич занимает пост руководителя Комитета по регистрации печати. В 1919–1921 годах был назначен председателем Президиума Всероссийского союза поэтов. С организацией в 1921 году Высшего литературно-художественного института Брюсов становится его ректором и профессором.

Валерий Яковлевич Брюсов умер 9 октября 1924 года от воспаления легких. Похоронили поэта на Новодевичьем кладбище в Москве. В память о жизни и творчестве Брюсова Валерия Яковлевича на его могиле установлен монумент с портретом.

Хронологическая таблица

Если вам нужна биография по датам – посмотрите

хронологическая таблица Брюсова

Другие варианты биографии

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Вариант 2 image

Интересные факты

  • В отроческие годы Брюсов увлекался творчеством Некрасова, считая его своим кумиром.
  • Третий сборник «Tertia Vigilia» Брюсов посвятил своему другу Константину Бальмонту, с которым познакомился еще в университетские годы.
  • В 24 года Брюсов женился на Иоанне Рунт, с которой прожил до конца жизни.
  • Краткая биография Брюсова была бы незавершенной без упоминания его заслуг переводчика. Валерий Яковлевич открыл отечественным читателям Э. Верхарна, занимался переводами П. Верлена, Э. По, М. Метерлинка, Байрона, В. Гюго, О. Уальда и многих других.
  • За сборник переводов армянских поэтов «Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней» Брюсов был удостоен звания народного поэта Армении.

Все интересные факты из жизни Брюсова

Тест по биографии

А вы хорошо запомнили краткую биографию Брюсова?

  1. /12 Вопрос 1 из 12

    В каком из вариантов указаны годы жизни Валерия Яковлевича Брюсова?

    Начать тест

Автор: · Опубликовано 03.09.2020 · Обновлено 03.09.2020

Валерий Брюсов — один из самых известных поэтов-символистов, творчество которого представляет серебряный век русской культуры. Жизнь и творчество Брюсова взаимосвязаны: чтобы лучше понять его поэзию, необходимо узнать его биографию. В этом Вам поможет Многомудрый Литрекон.

Происхождение и детство

Родился Валерий Яковлевич Брюсов 1 декабря 1873 годы в Москве в купеческой семье. Его дед по материнской линии являлся купцом и поэтом, а вот дед по отцовской линии был крепостным, но сумел накопить денег и выкупиться. Позднее бывший крепостной смог не только неплохо существовать в новых реалиях, но и основать свое дело.

Отец Валерия тоже писал стихи, однако известен не был, и все состояние, что оставил ему бывший крепостной отец, растратил на азартные игры, к которым был предрасположен. Поэтому семья жила небогато и нуждалась в деньгах.

Начальное образование Брюсов получил дома. Родители не уделяли ему должного внимания, поэтому мальчик учился сам. Уже в четыре года он умел читать и огромное количество времени проводил в достаточно обширной библиотеке родителей, однако семья следила лишь за тем, чтобы способный сын не читал сказок и никакой литературы, связанной с религией.

В итоге Валерий увлекся теориями Дарвина, физикой и химией, но при этом практически не знал классической литературы, ведь в библиотеке родных этих книг попросту не было. Ему нравилось проводить опыты по книгам, но естествознание было не единственным увлечением маленького Брюсова. Именно в дошкольном возрасте он стал автором самой первой своей комедии, названной «Лягушка».

Образование и юность

Однако не только литература занимала ум будущего поэта, его также интересовала и математика, точностью которой восхищался мальчик. И так, хоть и значительно позже, стал коллекционировать марки, благодаря чему стал почетным членом Всероссийского общества филателистов.

С 1885 года начал учиться в классической гимназии Креймана. За счет огромного количества времени, проведенного в библиотеке, у мальчика были прекрасные результаты, и он был зачислен сразу на второй курс, благодаря врожденной любви к знаниям. Он буквально впитывал в себя новую информацию, наслаждаясь учебой.

Однако особым авторитетом сначала Брюсов не пользовался — из-за воспитания в практически полном одиночестве Валерий не был научен никаким совместным играм и поэтому практически не участвовал в общении со сверстниками. Это привело к тому, что первое время одноклассники считали его высокомерным выскочкой и не пытались сблизиться.

Но, как часто бывает, первое впечатление оказалось обманчивым, и постепенно будущий поэт смог начать общаться с такими же, как он, любителями литературы, вместе с которыми затем начал выпускать журнал «Начало», бывший всем время рукописным.

В это время Валерий увлекался всем и сразу. Он писал в разных жанрах и стихи, и прозу, делал переводы, стараясь самостоятельно развиваться в разных литературных отраслях, не отдавая четкого предпочтения ни одному из них. Столь страстное увлечение журналом оказало ему плохую услугу — Брюсов практически забросил учебу, все свое время уделяя журналу и своим новым произведениям.

Но, постепенно, страсть остыла, и гимназисты перестали выпускать журнал. В 16 лет Валерий возобновил деятельность редактора и стал выпускать «Листок V класса». Он еще не знал, что редактура будет преследовать Брюсова на протяжении всей жизни. Однако, данная газета получилась вольнодумной, в ней критиковались школьные порядки в довольно резкой форме, и это решило судьбу дальнейшего обучения Брюсова в гимназии.

Поэтому в 1890 году Валерий был, по понятным причинам, переведен в гимназию Поливанова, ведь продолжать обучение в прежнем месте учебы оказалось невозможным. Здесь в последних классах он увлекся работами Пушкина, Поля Верлена, Стефана Малларме, Шарля Бодлера. А в 1893 году Брюсов решает написать письмо Верлену, в котором называет сам себя основоположником русского символизма. И в том же году пишет драму «Декаденты. Конец столетия», где речь идет о некоторых фактах жизни Поля Верлена.

Тогда же, в 1983 году, Брюсов был зачислен в Московский университет на историко-филологический факультет. Во время обучения Валерий изучал несколько дисциплин — литературу, философию, историю, искусство и иностранные языки, но именно языкам поэт уделял особенное внимание, ведь они были необходимы ему для чтения иностранных текстов в оригинале.

Творческий путь

Позиционируя себя как основоположника русского символизма, он создает в 1894-1895 годах три сборника с говорящим названием «Русские символисты». Творчество Брюсова было многогранным и уникальным в своем роде.

В 1895 год у Брюсова выходит сборник «Шедевры», вызвавший огромный резонанс среди литературный критиков. Столь громкое название вызвало недовольство современников, но Брюсов усугубил положение тем, что заявил — его произведение написано не для современников, а для вечности и искусства. Но критики лишь высмеяли молодого поэта, решив, что он излишне высокомерен.

В 1897 году был опубликован второй сборник поэта «Это я». В нем уже появились совсем иные мотивы — исторические, научные, урбанистические. Именно здесь поэт выразил все то, что любил с детских лет.

В 1899 году закончил университет с дипломом первой степени, и устроился на работу в журнал Бартенева «Русский архив». В это время поэт продолжал активно заниматься литературной деятельностью, публикуясь в различных московских и петербургских издательствах.

В 1900 году выходит третий сборник Брюсова «Третья стража», который принес ему литературную известность. Этот сборник он решает посвятить Константину Бальмонту.

В 1901-1905 годах участвует в создании альмамаха «Северные цветы». В то же время он сближается с другими поэтами-символистами, такими как Гиппиус, Сологуб и Миропольский. И примерно в тот же период в России их начинают считать новым литературным течением.

В 1904-1909 годах занимает пост фактического редактора русского символистского журнала «Весы», словно подчеркивает этим свою значимость в создании русского символизма, основоположником которого он себя считал и, отчасти, именно благодаря такому позиционированию самого себя, он и вошел в историю, как один из главных лиц русского символизма. А с 1908 года Брюсов становится директором Московского литературно-художественного кружка.

В 1914 году, во время Первой мировой войны, Брюсов решает отправиться на фронт в качестве военного корреспондента «Русских ведомостей». На войну он отправился, как и многие другие поэты его времени — исключительно из патриотических соображений. Однако Брюсов отчасти романтизировал войну, в связи с чем через два года вернулся в столицу, полностью разочаровавшись во всем, что происходило во время войны и так отличалось от его представлений.

Личная жизнь

В 1897 году Брюсов решает жениться. Его избранницей стала Ионна Рунт, по национальности чешка, которая была гувернанткой сестер поэта и также занималась переводами с французского языка. Именно она стала трепетной хранительницей рукописей супруга, восхищаясь и им самим, и его работами.

Детей у супругов не было, но, казалось, никого из них это не волновало.

Отношения с властью

Революцию поэт воспринял с долей скептицизма, но против нее не выступал, поэтому избежал волны репрессий. Более того, он даже начал поддерживать новую власть. Краткая биография Брюсова не может вместить всех оттенков настроения поэта, но общие тенденции мы упомянем.

В 1921 году Анатолий Луначарский предложил Брюсову создать Высший литературно-художественный институт. Отчасти именно это и стало апогеем издательской деятельности поэта, ведь до конца жизни он оставался ректором и профессором в этом институте.

Что касается произведений Брюсова, то он прославился, как автор стихов, однако, несмотря на явное предпочтение рифмы, у автора присутствуют и прозаические произведения, хоть и не сыскавшие такой славы. И, что также нельзя не заметить, со временем в произведениях Брюсова можно отметить такую тенденцию, как сожаление о прошлом, в том числе и о переменах, пришедших с революцией, которую поэт, кстати, сначала поддерживал.

Интересные факты

Отходя от исторических фактов биографии поэта, стоит упомянуть, что характер Брюсова был тяжелым, о чем можно судить по словам его единственного близкого друга – Ходасевича, который признавал, что поэт не любил и не уважал людей, за что критиковался не только коллегами по цеху, но и собственные читатели относились к нему с долей скептицизма или откровенной агрессии, не принимая некоторые высказывания и не разделяя его точку зрения.

Что касается отношений с Бальмонтом, то от безграничного уважения и желания посвящать тому свои работу, Брюсов отошел, а постепенно и вовсе дошел до того, что окончательно испортил отношения с писателем критикой его работ, назвав их «остывшей золой», тем самым давая понять всю несовременность и скуку произведений.

Смерть

Валерий Яковлевич Брюсов умер 9 октября 1924 года от воспаления легких. Похоронили его на Новодевичьем кладбище в Москве, а в память о жизни и творчестве на его могиле установлен монумент с портретом.

Автор: Елена Ковальчук

Роль и место в литературе

Знаменитому литературному деятелю, поэту и переводчику Валерию Яковлевичу Брюсову принадлежит огромная роль в развитии русского символизма. Брюсов настаивал на первоочередной роли личности поэта, и считал, что форма стиха играет второстепенную роль.

От многих поэтов серебряного века его отличало то, что главным объектом его творчества стала городская тема, а не красота русской природы. Он описывал картины города, используя его многоликость, красоту и опасность одновременно.

В личности Брюсова удачно переплетались рациональный склад ума и художественная одаренность. Он с интересом наблюдал за развитием новых направлений, но не отходил и от классических форм. Несмотря на тяготение к классике, поэзия Брюсова – все же модерн с его постоянными противоречиями.

Творческое наследие Брюсова оказало очень сильное влияние на Пастернака, Мандельштама, Гумилева и других поэтов Серебряного века, называвших его мэтром и учителем. В числе его заслуг многочисленные переводы на русский язык зарубежных писателей и поэтов.

Происхождение и ранние годы

Дом Брюсовых в Москве

Брюсов родился 13 декабря 1873 года, в Москве. Глава купеческой семьи Яков Кузьмич постоянно пропадал на скачках, переводя на ставки огромные деньги. Мать – Матрена Александровна, была большой любительницей французских романов и занималась воспитанием пятерых детей.

Образование

Первое образование мальчика было домашним. В 1885 году его отдали в гимназию Креймана. Дальнейшее обучение он продолжил в гимназии Поливанова.

Брюсов с родителями

В 1893 году будущий поэт поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В студенческие годы молодой человек знакомится с декадентским творчеством французских поэтов Бодлера и Верлена. Пиком восторга от их поэзии стало написание поэмы «Декаденты. (Конец столетия)».

За последующие два года Брюсов выпускает три сборника «Русские символисты». Сборник «Шедевры» вышел в1895 году, а в 1897 – «Это я».

Творчество

Успешно окончив университет, Брюсов в 1899 году становится сотрудником редакции журнала «Русский архив». В 1900 издается сборник стихотворений «Третья стража». К поэту приходит литературная известность.

Высший литературно-художественный институт

Начинается период продуктивного творчества. Брюсов совместно с другими литературами создают издательство «Скорпион», поэт пишет для журнала «Новый путь», выпускает очередной сборник.

В 1901 году Брюсов становится одним из учредителей альманаха «Северные цветы», с 1904 года он выполняет функции редактора журнала русских символистов «Весы». Этот период жизни поэта насыщен многочисленными знакомствами с представителями литературной богемы. В 1908 году Брюсова избирают директором литературно-художественного кружка.

На революцию 1905 года Брюсов отреагировал драмой «Земля», а также стихотворным сборником «Венок». В 1907 году выпускается сборник рассказов «Земная ось».

Брюсов с женой

Постепенно характер лирики поэта приобретает новые черты. Все чаще в ней звучит задушевность, появляется простота в изложении, интимность в выражении чувств. К этому периоду относится сборник «Все напевы».

В течение двух лет, с 1911 по 1912 годы продолжается работа над романом «Алтарь победы», в 1913 году издается сборник прозы «Ночи и дни».

Валерий Брюсов

Во время первой мировой войны Брюсов был фронтовым корреспондентом петербургской газеты, стихи посвящал теме патриотизма. Октябрьскую революцию поэт принял с воодушевлением, активно поддерживал новую власть, и в 1920 году стал членом РКП(б).

С 1917 по 1921 годы занимал руководящие должности комитетов и отделов, связанных с книгоиздательством и образованием. В 1921 году основал Высший литературно-художественный институт, ректором которого был до конца жизни.

Фрагмент стихотворения

Хвала человеку В.Я. Брюсов

Молодой моряк вселенной,

Мира древний дровосек,

Неуклонный, неизменный,

Будь прославлен, Человек!

По глухим тропам столетий

Ты проходишь с топором,

Целишь луком, ставишь сети,

Торжествуешь над врагом!

Камни, ветер, воду, пламя

Ты смирил своей уздой,

Взвил ликующее знамя

Прямо в купол голубой.

Вечно властен, вечно молод,

В странах Сумрака и Льда,

Петь заставил вещий молот,

Залил блеском города.

Главные произведения

Брюсов немало писал на тему поэзии и роли поэта. Этой теме посвящено стихотворение «Творчество», где ведется рассуждение о процессе сотворения поэтического шедевра. Присущие всем символистам скрытые образы обозначают муки творчества, через которые обязательно проходит поэт.

Музей Серебряного века. Дом Брюсова

Стихотворение «Каменщик» – символ борьбы с социальным неравенством. Повествование ведется в форме диалога рабочего с богатым прохожим. Поэт пытается показать, что социальное разъединение является разрушительным по своей сути, и служит препятствием на пути к миру и гармонии.

Памятник на могиле Брюсова

Стихотворение «Кинжал» – яркий пример гражданской лирики поэта. Написано оно было, когда дух революции уже витал, но народные массы еще были пассивны. Брюсов в этом произведении оставляет символизм и начинает простым классическим языком, с применением эпитетов, метафор и пафосных выражений разговаривать с читателем. Главная тема – место поэта и его бессилие что-либо изменить, если это не будет поддержано народом.

Последние годы

В 20-е годы Брюсов в числе других занимался подготовкой к изданию Большой советской энциклопедии. В год своего пятидесятилетия он был награжден правительственной грамотой за заслуги в области литературы.

Сборники, выходившие в 1922, 1924 годах представили читателю совершенно обновленную поэтику автора. Стихи были перегружены неологизмами, футуристическими элементами, жестким ритмом. Одним словом, это были стихи авангардистского направления, характерного для позднего Брюсова.

Две футуристические пьесы «Диктатор» и «Мир семи поколений» были опубликованы после смерти поэта, которая наступила 9 октября 1924 года от пневмонии. Брюсова похоронили на Новодевичьем кладбище столицы.

Хронологическая таблица (по датам)

Год (годы) Событие
1873 Год рождения В.Я. Брюсова
1885 Поступление в гимназию
1893 Первый поэтический опыт, драма «Декаденты»
1893 Поступление в университет
1894 Сборник «Русские символисты»
1895 Сборник стихов «Шедевры»
1897 Выход сборника «Это я»
1900 Сборник «Третья стража»
1903 Сборник «Граду и миру»
1904 Драма «Земля»
1904 Работа в журнале «Весы»
1907 Выпуск сборника рассказов «Земная ось»
1914 Отбытие на фронт
1915 Сотрудничество с журналом «Летопись»
1919 Председатель Президиума Всероссийского союза поэтов
1921 Основание Высшего литературно-худож-го института
1924 Не стало В.Я. Брюсова

Интересные факты

  • в 8 лет написал первый стих, в 11 лет опубликовался в журнале;
  • из-за одаренности был принят сразу во 2 класс гимназии;
  • Брюсов интересовался историей древней Руси;
  • у поэта не было детей;
  • принимал участие в поисках Янтарной комнаты;
  • Брюсов был филателистом;
  • поэт состоял в масонской ложе;
  • работал переводчиком, особенно много переводил с армянского;
  • дед поэта был крепостным.

Память о поэте

Улица и проезд в Краснодаре носят имя В. Брюсова

Ссылки

Музей Серебряного века в Москве

Биография

Блок считал себя недостойным рецензировать этого гения и тем более – печататься с ним в одном журнале. Дело в том, что главный поэт Серебряного века, перечитав произведение Валерия Яковлевича, настолько поразился его творением, что сразу поставил себя на ранг ниже. Стоит сказать, что поэт, чьи стихотворения цитируются любителями словесности и по сей день, обожествлялся современниками. Многие видели в Брюсове мессию, грядущего по водам хитросплетенных строк и обозначающим новые витки литературы.

Портрет Валерия Брюсова

В действительности этот мастер пера по праву считается основоположником русского символизма и предтечей акмеизма, который обзавелся как почитателями и последователями, так и коварными недоброжелателями.

Примечательно, что Валерий Яковлевич известен не только по стихотворениям – этот талантливый писатель проявил себя также в переводах, журналистике и нетривиальных прозах. Брюсов знаком по произведениям «Август», «Прощаю все», «Я люблю», «Первый снег» и другим примечательным работам, которые стали бессмертными.

Детство и юность

Мэтр русского символизма родился холодным зимним днем 1 (13) декабря 1873 года в самом сердце России. Будущий поэт рос и воспитывался в зажиточной купеческой семье вместе с сестрой Надеждой, которая стала профессором Московской консерватории.

Поэт Валерий Брюсов

У Валерия Яковлевича интересная родословная. Его дедушка по отцовской линии, Кузьма Андреевич, был крепостным помещика Брюса и за два года до отмены крепостного права – реформы, проведенной Александром II, – выкупился на волю и начал свое торговое дело. Благодаря упорству и трудолюбию, Кузьма Андреевич выбился из грязи в князи и приобрел двухэтажный особняк на Цветном бульваре в Москве.

По линии матери дедушкой литератора был Александр Яковлевич Бакулин, известный современникам как поэт-баснописец и автор сборника «Басни провинциала». Возможно, именно этот человек оказал влияние на Валерия Яковлевича.

Валерий Брюсов в детстве и юности

Что касается отца Валерия, то Яков Кузьмич был фигурой загадочной и неоднозначной, сочувствовал идеям революционеров-народников, которые, движимые социалистическими идеями Герцена, всеми способами хотели приблизиться к интеллигенции и найти свое место в мире. Глава семейства был человеком азартным: увлекшийся лошадиными скачками, Брюсов-старший мигом просадил все состояние на ставках и чуть не остался без гроша в кармане.

Примечательно, что родители Брюсова не были набожными людьми, они не занимались воспитанием своего отпрыска, но зато оберегали его от «религиозных сказок». Таким образом, будущий поэт знал о натуралистических идеях Дарвина куда больше, чем о подробностях бытия царя Соломона и распятия Иисуса Христа.

Валерий Брюсов в молодости

Валерий Яковлевич рано пристрастился к литературе. Вместо того чтобы играть с мальчишками во дворе, будущий автор стихотворения «Грядущие гунны» проводил время за чтением классических произведений и бульварных романов, можно сказать, что юноша проглатывал книги одну за другой. Даже научные статьи, попадавшиеся случайно в руки Брюсова, не оставались без должного внимания.

Фаворитами Валерия были автор приключенческой литературы, подаривший миру «Капитана Немо», Жюль Верн и писатель, сочинивший «Всадника без головы», Томас Майн Рид. Также известно, что Валерий Яковлевич получил блистательное образование, он учился в двух престижных гимназиях, а в последние годы пребывания на школьной скамье начал проявлять интерес к царице наук – математике – и успешно решал самые сложные уравнения и задачи.

Валерий Брюсов

Возможно, имя Брюсова стояло бы наравне с Архимедом, Франсуа Виетом и Рене Декартом, однако молодой человек выбрал другой, творческий, путь. Заслужив аттестат зрелости, молодой человек продолжил получать образование и стал студентом Московского университета им. Ломоносова – учился на историко-филологическом факультете.

Литература

Валерий Яковлевич Брюсов с детства знал свое призвание, поэтому уже в 13-летнем возрасте занимался сочинительством стихов. Яков Кузьмич поддерживал отпрыска во всех начинаниях, поэтому отсылал творческие потуги горячо любимого чада по изданиям и даже отправил его очерк об отдыхе с семьей в детский журнал «Задушевное слово». Написанное одиннадцатилетним мальчиком «Письмо в редакцию» было опубликовано в 1884 году.

Хотя ранние стихотворения Брюсова были сложены на ура, первые рассказы юноши нельзя назвать удачными. Стоит отметить, что, когда юный Валерий брал чернильницу и перо, его вдохновлял классик русской литературы Николай Алексеевич Некрасов. Позже Брюсов стал восторгаться Семеном Яковлевичем Надсоном.

Книги Валерия Брюсова

Примечательно, что уже в 1893 году молодой поэт ставит перед собой цель стать распространителем символизма в России. Символисты старались обличить существование каждой души и наделить главного героя всем спектром человеческих переживаний. Лев Троцкий сказал, что возникновение этого течения является «желанием забыться, оказаться по ту сторону добра и зла».

Взглядам Брюсова предшествовали увлечения французскими поэтами, он наслаждался произведениями Бодлера, Верлена, Малларме и в конечном итоге стал автором драмы «Декаденты» («Конец столетия», 1893). В 1899 году Валерий Яковлевич получил диплом и стал усиленно заниматься литературой и разрабатываем теории символизма. Примерно в то же время Брюсов сблизился с Бальмонтом.

Валерий Брюсов и Константин Бальмонт

Знакомство двух поэтов в дальнейшем переросло в крепкую дружбу, они тесно общались вплоть до эмиграции Константина Дмитриевича. Дошло до того, что в начале 20 века Брюсов посвятил приятелю сборник «Tertia Vigilia» («Третья стража»), который литературные критики считают первым ростком урбанистического этапа творчества писателя: автор все чаще и чаще воспевает в своих трудах просторы шумного города и скрупулезно описывает даже мельчайшие детали.

Через три года творческая биография Брюсова пополняется сборником гражданской лирики «Urbi et Orbi» («Граду и миру»). В собрание вошли элегия «Женщине», баллада «Раб», а также сонеты, поэмы, оды и послания. Произведения Валерия Яковлевича из «Urbi et Orbi» оказали влияние на Александра Блока, Андрея Белого и Сергея Соловьева.

Валерий Брюсов, Нина Петровская и Андрей Белый

Далее Валерий Яковлевич становится автором сборника «Στεφανος» («Венок», 1905), являющегося, по мнению Брюсова, апогеем его творчества. Все произведения из «Венка» написаны под влиянием ожесточенной революции, которая не могла не сказаться на настроении автора. В этой книге мало стихотворений о любви, но зато выражена активная гражданская позиция поэта.

В 1907 году Валерий Яковлевич становится автором дебютного романа «Огненный ангел». В основу сюжета легли взаимоотношения Брюсова, Андрея Белого и Нины Петровской, правда, действия главных героев происходят не в Москве, а в средневековой Европе. Писатель приправляет произведение фантастическими элементами и заимствует мотивы Гете, взятые из «Фауста».

Роман Валерия Брюсова «Огненный ангел»

Позднее творчество Валерия Брюсова соотносят с революцией, причем, судя по произведениям поэта, он, подобно марксистам, начал восхвалять большевистский переворот и стал основоположником русской литературной ленинианы, противоречил своему же постулату, изложенному в стихотворении «Юному поэту» (1896).

По мнению литераторов, Валерий Яковлевич стремился под общий гул стать частью новой эпохи, однако не нашел поддержки публики и не смог выдержать конкуренции со стороны новой советской поэзии, которая отожествлялась с Маяковским и Игорем Северяниным.

Личная жизнь

Публицист Дмитрий Быков говаривал, что трудно найти в русской литературе репутацию хуже брюсовской. Действительно, некоторые современники и литературные критики считали Валерия Яковлевича самовлюбленным и заносчивым человеком. Это неудивительно, ведь свое первое собрание стихотворений, вышедшее в 1895 году, автор без зазрения совести назвал «Шедеврами» («Chefs d’oeuvre»), к тому же стоит вспомнить предисловие к этому сборнику, где Валерий Яковлевич заявляет, что его труд принадлежит вечному искусству.

Валерий Брюсов с женой

Да и в сборнике «Urbi et Orbi» много надуманного самообожания, которое писатель выставлял на суд читателей открыто, не приправляя излишними метафорами. Но как бы то ни было, стоит сказать, что Валерий Яковлевич оказал колоссальное влияние на своих последователей, выступая в роли учителя для учеников, которые в своем творчестве старались подражать манере мэтра. И если для критиков он слыл тщеславным, то коллеги по цеху считали Брюсова путеводной звездой, жрецом культуры.

Валерий Брюсов с воспитанником Колей

К таким относятся не только символисты, но и акмеисты (например, Николай Гумилев, Михаил Зенкевич, Осип Мандельштам), а также футуристы (Вадим Шершеневич и Борис Пастернак).

Что касается личной жизни, то Валерий Яковлевич Брюсов женат только один раз: в 1897 году писатель сделал предложение руки и сердца чешке по происхождению Иоанне Рунт, которая ответила согласием. Влюбленные прожили рука об руку до самой смерти, а Иоанна была как верной женой, так и музой, вдохновляющей поэта на новые произведения. Детей в семье Брюсовых не было.

Смерть

Основоположник символизма в России умер 9 октября 1924 года в Москве. Причина смерти – воспаление легких. Великий поэт был предан земле на Новодевичьем кладбище. Известно, что после смети возлюбленного Иоанна Матвеевна опубликовала неизданные произведения супруга.

Библиография

  • 1895 – «Chefs d’Oeuvre» («Шедевры»)
  • 1903 – «Urbi et orbi» («Городу и миру»)
  • 1907–1911 – «Земная ось»
  • 1907 – «Огненный ангел»
  • 1909 – «Все напевы»
  • 1911–1912 – «Алтарь победы. Повесть IV века»
  • 1912 – «Зеркало теней»
  • 1913 – «Ночи и дни»
  • 1916 – «Рея Сильвия. Элули, сын Элули»
  • 1916 – «Семь цветов радуги»
  • 1916–1917 – «Девятая Камена»
  • 1917–1919 – «Последние мечты»
  • 1922 – «Дали»
  • 1924 – «Mea» («Спеши»)
  • 1928 – «Неизданные стихи»

10:21 13.12.2013 (обновлено: 19:12 01.03.2020) image © С. В. Малютин

Для театра Веры Комиссаржевской Брюсов перевел пьесы “Пеллеас и Мелизанда” Мориса Метерлинка (1907; постановка Всеволода Мейерхольда) и “Франческа да Римини” Габриэле Д’Аннунцио (совместно с Вячеславом Ивановым, 1908). Опубликовал психодраму “Путник” (1911), трагедию “Протесилай умерший” (1913). Переводил драматургию Эмиля Верхарна (“Елена Спартанская”, 1909), Оскара Уайльда (“Герцогиня Падуанская”, 1911), Мольера (“Амфитрион”, 1913), Ромена Ролана (“Лилюли”, 1922).

Занимался переводами Данте, Байрона, Гете, Метерлинка. Отдельными изданиями вышли переводы Эмиля Верхарна, Поля Верлена, Эдгара По, Оскара Уайльда, сборник французской лирики XIX века, “Великий ритор. Жизнь и сочинения Децима Магна Авсония” (1911), “Erotopaegnia. Стихи Овидия, Пентадия, Авсония, Клавдиана, Луксория” (1917).

В годы первой мировой войны Брюсов находился на фронте в качестве корреспондента одной из петербургских газет, писал патриотические стихи.

Брюсов принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии (являлся редактором отдела литературы, искусства и языкознания; первый том вышел уже после смерти Брюсова). В 1923 году, в связи с пятидесятилетним юбилеем, Брюсов получил грамоту от советского правительства, в которой отмечались многочисленные заслуги поэта “перед всей страной” и выражалась “благодарность рабоче-крестьянского правительства”.

В 1920-е годы (в сборниках “Дали” (1922), “Mea” (“Спеши!”, 1924) Брюсов радикально обновил свою поэтику, используя перегруженный ударениями ритм, обильные аллитерации, рваный синтаксис, неологизмы, футуристические конструкции стихосложения. Манеру позднего Брюсова детально исследовавший ее Михаил Гаспаров назвал “академический авангардизм”.

При жизни не были опубликованы футурологические пьесы Брюсова “Диктатор” (1921) и “Мир семи поколений” (1923).

9 октября 1924 года Брюсов скончался в своей московской квартире от крупозного воспаления легких. Поэт был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.

Валерий Брюсов был женат на Иоанне Рунт (брак между ними был заключен в 1897 году). Она была спутницей и ближайшим помощником поэта до самой его смерти. После смерти Брюсова она стала хранителем его архива и издателем наследия мужа.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий