Краткая биография Калинникова

Vasily Kalinnikov

Дата рождения 13.01.1866 Дата смерти 11.01.1901 Профессия композитор Страна Россияimage

…На меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого… А. Чехов. «Дом с мезонином»

В. Калинников, талантливый русский композитор, жил и творил в 80-90-е гг. XIX в. Это было время высочайшего подъема русской культуры, когда создавал свои последние шедевры П. Чайковский, одна за другой появлялись оперы Н. Римского-Корсакова, произведения А. Глазунова, С. Танеева, А. Лядова, на музыкальном горизонте возникли ранние сочинения С. Рахманинова, А. Скрябина. Русская литература того времени блистала такими именами, как Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин, А. Куприн, Л. Андреев, В. Вересаев, М. Горький, А. Блок, К. Бальмонт, С. Надсон… И в этом могучем потоке зазвучал скромный, но удивительно поэтичный и чистый голос музыки Калинникова, сразу полюбившийся и музыкантам, и слушателям, покоривший искренностью, сердечностью, неизбывно-русской мелодической красотой. «Кольцовым русской музыки» назвал Калинникова Б. Асафьев.

Печальная судьба выпала на долю этого композитора, умершего в самом расцвете творческих сил. «Шестой год борюсь с чахоткой, но она меня побеждает и медленно, но верно берет верх. А всему виною проклятые деньги! И болеть-то мне приключилось от тех невозможных условий, в которых приходилось жить и учиться».

Калинников родился в бедной многодетной семье станового пристава, интересы которой резко разнились с нравами захолустной провинции. Вместо карт, пьянства, сплетен — здоровый повседневный труд и музыка. Любительское хоровое пение, песенный фольклор Орловской губернии явились первыми музыкальными университетами будущего композитора, а живописная природа Орловщины, столь поэтично воспетая И. Тургеневым, питала фантазию и художественное воображение мальчика. Музыкальными занятиями Василия в детстве руководил земский врач А. Евланов, преподав ему основы музыкальной грамоты и научив играть на скрипке.

В 1884 г. Калинников поступил в Московскую консерваторию, но через год из-за отсутствия средств на оплату учебы перешел в музыкально-драматическое училище Филармонического общества, где можно было учиться бесплатно в классе духового инструмента. Калинников выбрал фагот, но главное внимание уделял урокам гармонии, которые вел С. Кругликов, разносторонне образованный музыкант. Посещал он также лекции по истории в Московском университете, выступал в обязательных для учеников училища оперных спектаклях, филармонических концертах. Приходилось думать и о заработке. Стремясь как-то облегчить материальное положение семьи, Калинников отказался от денежной помощи из дому, а чтобы не умереть с голоду, зарабатывал перепиской нот, грошовыми уроками, игрой в оркестрах. Конечно, уставал, и лишь письма отца поддерживали его морально. «Погрузись в мир музыкальной науки», — читаем в одном из них, — «работай… Знай, что тебе предстоят трудности и неудачи, но ты не ослабевай, борись с ними… и никогда не отступай».

Смерть отца в 1888 г. явилась для Калинникова тяжелым ударом. Первые сочинения — 3 романса — вышли из печати в 1887 г. Один из них, «На старом кургане» (на ст. И. Никитина), сразу стал популярным. В 1889 г. состоялись 2 симфонических дебюта: в одном из московских концертов с успехом прозвучало первое оркестровое сочинение Калинникова — симфоническая картина «Нимфы» на сюжет тургеневского «Стихотворения в прозе», а на традиционном акте в Филармоническом училище он продирижировал своим Скерцо. С этого момента оркестровая музыка приобретает для композитора главный интерес. Воспитанный на песенно-хоровых традициях, до 12 лет не слышавший ни одного инструмента, Калинников с годами все больше испытывает влечение к симфонической музыке. Он считал, что «музыка… есть, собственно, язык настроений, то есть тех состояний нашей души, которые почти невыразимы словом и не поддаются определенному описанию». Одно за другим появляются оркестровые произведения: Сюита (1889), заслужившая одобрение Чайковского; 2 симфонии (1895, 1897), симфоническая картина «Кедр и пальма» (1898), оркестровые номера к трагедии А. К. Толстого «Царь Борис» (1898). Однако композитор обращается и к другим жанрам — пишет романсы, хоры, фортепианные пьесы и среди них полюбившуюся всем «Грустную песенку». Он принимается за сочинение оперы «В 1812 году», заказанную С. Мамонтовым, и завершает пролог к ней.

Композитор вступает в период наивысшего расцвета творческих сил, но именно в это время начинает прогрессировать открывшийся несколько лет назад туберкулез. Калинников стойко сопротивляется пожирающему его недугу, рост духовных сил прямо пропорционален угасанию сил физических. «Вслушайтесь в музыку Калинникова. Где в ней признак того, что эти полные поэзии звуки вылились в полном сознании умирающего человека? Ведь нет следа ни стонов, ни болезни. Это здоровая музыка с начала до конца, музыка искренняя, живая…» — писал музыкальный критик и друг Калинникова Кругликов. «Солнечная душа» — так отзывались о композиторе современники. Его гармоническая, уравновешенная музыка, кажется, излучает мягкий теплый свет.

Особенно замечательна Первая симфония, вызывающая в памяти вдохновенные страницы чеховской лирико-пейзажной прозы, тургеневское упоение жизнью, природой, красотой. С большим трудом с помощью друзей Калинникову удалось добиться исполнения симфонии, но стоило ей прозвучать впервые в концерте Киевского отделения РМО в марте 1897 г., как началось ее триумфальное шествие по городам России и Европы. «Дорогой Василий Сергеевич!» — пишет Калинникову дирижер А. Виноградский после исполнения симфонии в Вене. — «Симфония Ваша и вчера одержала блистательную победу. Право, это какая-то триумфальная симфония. Где бы я ее не играл, всем нравится. А главное, и музыкантам, и толпе». Блестящий успех выпал и на долю Второй симфонии, произведения яркого, жизнеутверждающего, написанного широко, с размахом.

В октябре 1900 г. за 4 месяца до смерти композитора в издательстве Юргенсона вышли партитура и клавир Первой симфонии, доставив много радости композитору. Издатель, правда, ничего не заплатил автору. Полученный им гонорар был мистификацией друзей, которые вместе с Рахманиновым собрали необходимую сумму по подписке. Калинников вообще несколько последних лет вынужден был существовать исключительно на пожертвования близких, что для него, весьма щепетильного в денежных делах, являлось тяжелым испытанием. Но упоение творчеством, вера в жизнь, любовь к людям как-то поднимали его над унылой прозой житейских будней. Скромный, стойкий, доброжелательный человек, лирик и поэт по натуре — таким вошел он в историю нашей музыкальной культуры.

О. Аверьянова

реклама

вам может быть интересно

Франсиско Арайса Певцы Ренато Капекки Певцы

Произведения

Симфония No. 1 (Калинников) 16.03.2011 в 16:21

Previous Entry | Next Entry

О жизни и музыке композитора Василия Сергеевича Калинникова

154 года со дня рождения русского композитора Василия Сергеевича Калинникова.

Васи́лий Серге́евич Кали́нников (13 января 1866, село Воины, Орловская губерния — 11 января 1901, Ялта) — русский композитор.

Василий Калинников и думать не мог, что его ожидает такое будущее, и музыка, которую он создал, пройдет сквозь года и не потеряет свою актуальность. Жил и творил композитор на рубеже 19 века. В то время русская культура была на подъеме, великие люди, такие как П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, А. Лядов, С. Рахманинов, Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин, А. Блок, создавали свои творческие шедевры. И в этом бурном вихре появились первые нотки чистой и поэтичной музыки Василия Сергеевича, которая сразу покорила слушателей и известных музыкантов своей искренностью, красотой мелодий, сердечностью. Далее подробнее о значимых фактах его жизни.

Симфоническая картина “Кедр и пальма”

Серенада для струнного оркестра

Тяга к приобретению новых знаний и расширению музыкальных навыков приводит Василия в Московскую консерваторию. Он поступил сразу на два курса: элементарной теории музыки и сольфеджио. И смог окончить их за год. Чтобы облегчить жизнь семье, музыкант отказался от родительской материальной помощи и тяжким трудом зарабатывал на обучение и проживание. Платить в консерватории нужно было немало, поэтому Калинникову пришлось оставить учебу. Элегия in B-Flat minor

Василий не унывал и продолжил обучение, только в московском Филаморническом училище, так же на два класса: композиторство и духовые инструменты. Эти уроки можно было посещать бесплатно. Кроме этого он посещал лекции и других курсов – гармонии, фугу, контрапункта, сочинения и оркестровки. В училище выделяли Василия, как самого талантливого студента.

Несмотря на большую загруженность музыкальным образованием и работой, Калинников интересовался и даже посещал уроки по русской истории, естествознанию. Он много читал зарубежную литературу, но и отечественные авторы ему были интересны. «Слово о полку Игореве» — этой поэмой он восхищался. Творчество И. Тургенева и вовсе повлияло на музыкальный стиль композитора.

Увертюра “Былина”

“Грустная песня”

Увертюра “Царь Борис”

Василий Сергеевич Калинников имел неутолимую жажду к творчеству и знаниям. Несмотря на не легкую судьбу и тяжелую болезнь он смог стать знаменитым не только в России, но и во всем мире. Текст: [url]https://vivareit.ru/vasilij-sergeevich-kalinnikov-interesnye-fakty-iz-zhizni/[/url]

Profile

iskusstvo_zvuka
Искусство звука

Latest Month

August 2021
S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

View All Archives

Tags

View my Tags page

Categories

View my Categories page Powered by LiveJournal.com Designed by Tiffany Chow Толкование

Калинников, Василий Сергеевич
Василий Сергеевич Калинников
imageВасилий Калинников. Почтовая карточка (открытое письмо, 1910 год)
Основная информация
Дата рождения

1 января 1866(1866-01-01)

Место рождения

Воины Орловской губернии, ныне Мценский район Орловской области

Дата смерти

29 декабря 1900(1900-12-29) (34 года)

Место смерти

Ялта

Страна

 Россия

Профессии

композитор

Васи́лий Серге́евич Кали́нников (1 (13) января 1866, село Воины Орловской губернии, ныне Мценский район Орловской области — 29 декабря 1900 (11 января 1901), Ялта) — русский композитор.

Биография

Калинников происходил из чиновничьей семьи, образование получил в орловской духовной семинарии, где начал обучаться музыке и некоторое время дирижировал хором. В 1884 поступил в подготовительные классы при Консерватории, однако, не имея возможности платить за обучение, через несколько месяцев был отчислен. Тем не менее, ему удалось получить место в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества, где учился по классам фагота и композиции до 1891 года. Среди его педагогов были С. Н. Кругликов, А. А. Ильинский, П. И. Бларамберг. Калинников также посещал лекции В. О. Ключевского, которые тот читал в Московском университете.

Не имея надёжного заработка, Калинников вынужден был периодически играть в театральных оркестрах на скрипке, фаготе или литаврах, а также заниматься переписыванием нот. Поддержку музыканту оказывал музыкальный критик Семён Кругликов, одобрительно отзывался о его таланте Пётр Чайковский, рекомендовавший его на пост дирижёра Малого театра в 1892 году. Помимо дирижёрской деятельности, Калинников в этот период также давал частные уроки теории музыки и пения.

Осенью 1893 года здоровье композитора резко ухудшилось (проявились признаки туберкулёза), и он уехал в Крым, где и провёл оставшиеся годы жизни, продолжая сочинять.

Стиль Калинникова продолжает традиции русской музыкальной классики (композиторов «Могучей кучки» и П. И. Чайковского). Наиболее известное сочинение Калинникова — Первая симфония g-moll, написанная в 1895 году и посвящённая Кругликову. Впервые исполненная на концерте Русского музыкального общества в Киеве, она имела огромный успех и вскоре прочно вошла в репертуар как отечественных, так и зарубежных оркестров.

Основные сочинения

  • Пролог к неоконченной опере «В 1812 году» (1899—1900)
  • Музыка к драме А. К. Толстого «Царь Борис» (1898)
Оркестровые произведения
  • Симфония № 1 g-moll (1894—1895)
  • Симфония № 2 A-dur (1895—1897)
  • Интермеццо № 1 fis-moll (1896)
  • Интермеццо № 2 G-dur (1897)
  • Фуга d-moll (1889)
  • «Нимфы», симфоническая картина по Тургеневу (найдена в 1951)
  • «Былина», увертюра (1892)
  • «Кедр и пальма», симфоническая картина по Гейне (1897—1898)
  • «Царь Борис» (1899)
Фортепианные сочинения
  • Скерцо F-dur
  • Модерато es-moll
  • «Грустная песенка»
  • Русское интермеццо
  • Менуэт Es-dur
  • Вальс A-dur
  • Элегия h-moll
Вокальные и хоровые сочинения
  • Романсы для голоса и фортепиано на стихи Пушкина, Плещеева, Фофанова и других поэтов
  • Хоры a capella и с сопровождением оркестра

Увертюра «Былина» и мелодия Гимна СССР

В связи с предложением ввести мелодию Гимна СССР в качестве Гимна России в 2000 году появились предположения, что мелодия гимна принадлежит не А. В. Александрову, а Василию Калинникову[1], поскольку в увертюре Былина (1893) фактически точно воспроизводится мелодия гимна СССР. Выдвигались и другие предположения против авторства Александрова: так, композитор А. Н. Атаров считал, что Александр вдохновлялся «Весенними странствиями» Р. Шумана. По мнению Б. В. Грызлова, указавшего тогда в своём выступлении в Госдуме на сходство между «Былиной» и гимном, «..это лишь продолжение музыкальной традиции. Таким образом, прямолинейная идеологизация мелодии Александрова представляется необоснованной»[2]. Грызлов посчитал, что это сходство — скорее аргумент в пользу мелодии Александрова. Следует отметить, что время сочинения «Былины» (1893—1893) известно лишь предположительно: при жизни композитора она не исполнялась и была восстановлена по оркестровым партиям, сохранившимся в Государственном центральном музее музыкальной культуры. Впервые она была исполнена по радио 26 июля 1950 года оркестром под руководством С. Горчакова; сама партитура издана в 1951. Нет данных о том, что А. В. Александров имел возможность ознакомиться с «Былиной» в архиве.

Увековечение памяти

Памятник В. С. Калинникову в Орле

  • 3 августа 2009 года на родине композитора в городе Орле торжественно был открыт памятник. Перед установкой монумента был отремонтирован и благоустроен сквер в створе 1-й Посадской и Комсомольской улиц возле музыкальной школы № 1, носящей имя Калинникова. Проект памятника был создан ещё 20 лет назад и только теперь его реализовали скульптор Леонид Бугай и архитектор Владимир Блинов. Памятник представляет собой полуфигуру композитора в творческом порыве под сенью ветвей калины, внизу — фигура сидящего мальчика, играющего на свирели. На постаменте вместо привычного названия — копия росписи композитора. Открытие памятника Василию Сергеевичу Калинникову в сквере его имени сопровождалось исполнением учениками музыкальной школы Калинникова 1-й симфонии, являющейся неофициальным гимном города Орла.[3]
  • В районе Северном г. Москвы музыкальная школа № 41 носит имя В. С. Калинникова.
  • В Северном и Железнодорожном районах г. Орла именем В. С. Калинникова названы улица и проезд.

Примечания

  1. Музей русских гимнов
  2. ГРЫЗЛОВ
  3. В Орле состоялась торжественная церемония открытия памятника Василию Калинникову. Культура в Орле. Новости Орла

Библиография

  • Калинников В. С. Письма, документы, материалы. В 2 т. / Сост., ред., вступит. статья и коммент. В. А. Киселева. — М.: Музгиз, 1959.
  • Нюрнберг М. В. Василий Сергеевич Калинников. 1866—1901: Краткий очерк жизни и творчества. — М. -Л.: Музыка, 1964.
  • Пожидаев Г. А. Василий Калинников: симфония жизни в четырёх частях. — М.: Школа, 1993.

Ссылки

  • Р.И. Ушатая «ЗВУКИ, ПОЛНЫЕ ПОЭЗИИ: К 100-летию со дня смерти В. С. Калинникова» (указатель литературы о В. С. Калинникове)  (рус.). Централизированная библиотечная система для взрослых ЦГБ им. К.А. Тренева (2001). Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 4 августа 2010.
  • Василий Калинников (англ.) на сайте Allmusic
  • Василий Калинников: ноты произведений на International Music Score Library Project
  • Калинников Василий Сергеевич // Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 227.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Музыканты по алфавиту
  • Родившиеся 1 января
  • Родившиеся в 1866 году
  • Родившиеся в Орловской губернии
  • Родившиеся в Орловской области
  • Умершие 29 декабря
  • Умершие в 1900 году
  • Умершие в Ялте
  • Композиторы по алфавиту
  • Композиторы Российской империи
  • Умершие от туберкулёза
  • Похороненные на Поликуровском кладбище

Поможем сделать НИР

Полезное

Смотреть что такое “Калинников, Василий Сергеевич” в других словарях:

  • Калинников, Василий Сергеевич — русский композитор (1866 1900). Написал: кантату “Иоанн Дамаскин”, 2 симфонии, 2 оркестровых интермеццо, оркестровую сюиту, симфонические картины “Нимфы”, “Кедр и Пальма”, музыку к “Царю Борису” графа А.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич — (1866 1900/1901), русский композитор. Продолжатель традиций П. И. Чайковского (см. ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич) и «Могучей кучки» (см. МОГУЧАЯ КУЧКА). 2 симфонии (1895, 1897), симфоническая картина «Кедр и пальма» (1898) и др. Его брат Виктор Сергеевич …   Энциклопедический словарь

  • Калинников Василий Сергеевич — [1(13).1.1866, с. Войны, ныне Мценского района Орловской области, ‒ 29.12.1900 (11.1.1901), Ялта], русский композитор. Учился в Орловской духовной семинарии. В 1892 окончил Музыкально драматическое училище Московского филармонического общества.… …   Большая советская энциклопедия

  • КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич — (1866 1900/1901) российский композитор. Продолжатель традиций П. И. Чайковского и Могучей кучки . 2 симфонии (1895, 1897), симфоническая картина Кедр и пальма (1898) и др. Его брат Виктор Сергеевич (1870 1927) дирижер, автор хоров …   Большой Энциклопедический словарь

  • Калинников Василий Сергеевич — см. в статье Калинниковы (композиторы) …   Биографический словарь

  • Калинников Василий Сергеевич — Василий Сергеевич Калинников Василий Калинников. Почтовая карточка (открытое письмо, 1910 год) Дата рождения 1 (13) января 1866 Место рождения село Воины Орловской губернии, ныне Мценский район Орловской области Дата смерти …   Википедия

  • КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич — ( 13 I 1866, с. Воины, ныне Орловской обл. 11 I 1901, Ялта) …На меня повеяло очарованием чего то родного, очень знакомого… А. Чехов. Дом с мезонином В. Калинников, талантливый русский композитор, жил и творил в 80 90 е гг. XIX в. Это было… …   Музыкальный словарь

  • Калинников Василий Сергеевич — (1866, село Воины Мценского уезда Орловской губернии — 1900, Ялта), композитор. Из семьи станового пристава. Учился в Орловской духовной семинарии, с 1884 — в Музыкально драматическом училище Московского филармонического общества… …   Москва (энциклопедия)

  • Калинников Василий Сергеевич — русский композитор (1866 1900). Написал: кантату Ианн Дамаскин , 2 симфонии, 2 орк. интермеццо, орк. сюиту, симфонич. картины Нимфы , Кедр и Пальма , музыку к Царю Борису гр. А. Толстого (увертюра и 4 антракта), пролог к опере 1812 г. , балладу… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Василий Сергеевич Калинников — Василий Калинников. Почтовая карточка (открытое письмо, 1910 год) Дата рождения 1 (13) января 1866 Место рождения село Воины Орловской губернии, ныне Мценский район Орловской области Дата смерти …   Википедия

Василий Сергеевич Калинников
Основная информация
Дата рождения 1 (13) января 1866[1]
Место рождения с. Воины, Мценский уезд, Орловская губерния
Дата смерти 29 декабря 1900 (11 января 1901)[1](34 года)
Место смерти Ялта
Похоронен
Профессии композитор
Инструменты фагот
Жанры опера и симфония
 Медиафайлы на Викискладе

Васи́лий Серге́евич Кали́нников (1 [13] января 1866, село Первый Воин, Орловская губерния — 29 декабря 1900 [11 января 1901], Ялта) — русский композитор.

Биография

Калинников происходил из чиновничьей семьи, образование получил в Орловской духовной семинарии, где начал обучаться музыке и некоторое время дирижировал хором.

Младший брат Василия Сергеевича — Виктор Сергеевич — тоже стал композитором.

Мемориальная доска на надгробном памятнике В. С. Калинникову с первыми нотами его первой симфонии g-moll, Поликуровский мемориал, Ялта

В 1884 году поступил в подготовительные классы при Консерватории, однако, не имея возможности платить за обучение, через несколько месяцев был отчислен. Тем не менее, ему удалось получить место в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества, где учился по классам фагота (игра на духовых инструментах была категорически противопоказана его больным лёгким, но это был единственный класс, в котором Калинников мог учиться бесплатно) и композиции до 1891 года. Среди его педагогов были С. Н. Кругликов, А. А. Ильинский, П. И. Бларамберг. Калинников также посещал лекции В. О. Ключевского, которые тот читал в Московском университете.

Не имея надёжного заработка, Калинников вынужден был периодически играть в театральных оркестрах на скрипке, фаготе или литаврах, а также заниматься переписыванием нот. Поддержку музыканту оказывал музыкальный критик Семён Кругликов, одобрительно отзывался о его таланте Пётр Чайковский, рекомендовавший его на пост дирижёра Малого театра в 1892 году. Помимо дирижёрской деятельности, Калинников в этот период также давал частные уроки теории музыки и пения.

Осенью 1892 года у композитора появились признаки туберкулёза, и он уехал в Крым, где и провёл оставшиеся годы жизни, продолжая сочинять. Известно, что в Крыму его навещал Сергей Рахманинов, активно знакомивший Калинникова со столичными музыкальными новостями и (в собственном фортепианном исполнении) новинками творчества коллег.

Скончался 29 декабря 1900 (11 января 1901), похоронен на Поликуровском кладбище в Ялте (фото могилы). На надгробном памятнике высечены ноты главной темы его первой симфонии g-moll.

Творчество

Стиль Калинникова продолжает традиции русской музыкальной классики (композиторов «Могучей кучки» и П. И. Чайковского). Наиболее известное сочинение Калинникова — Первая симфония g-moll, написанная в 1895 году и посвящённая Кругликову. Впервые исполненная на концерте Русского музыкального общества в Киеве, она имела огромный успех и до сегодняшнего дня входит в репертуар как отечественных, так и зарубежных оркестров, заслужив название «самой русской симфонии».

В увертюре Калинникова «Былина» звучит тема, первый такт которой — и мелодически, и гармонически — практически совпадает с мелодией гимна СССР, что породило утверждения о том, что Александров не является подлинным автором современного гимна России[2]. Время сочинения увертюры, обычно датируемой 1893 годом, известно лишь предположительно: при жизни композитора она не исполнялась и была восстановлена по оркестровым партиям, сохранившимся в Государственном центральном музее музыкальной культуры. Впервые она была исполнена по радио 26 июля 1950 года оркестром под руководством С. Горчакова; сама партитура издана в 1951. Нет никаких данных о том, что автор советского гимна, к тому времени уже умерший, имел возможность ознакомиться с «Былиной» в архиве .

Основные сочинения

  • Пролог к неоконченной опере «В 1812 году» (1899—1900)
  • Музыка к драме А. К. Толстого «Царь Борис» (1898)
Оркестровые произведения
  • Симфония № 1 g-moll (1894—1895), наиболее часто исполняемое произведение композитора
  • Симфония № 2 A-dur (1895—1897)
  • Интермеццо № 1 fis-moll (1896)
  • Интермеццо № 2 G-dur (1897)
  • Фуга d-moll (1889)
  • «Нимфы», симфоническая картина по Тургеневу (найдена в 1951)
  • «Былина», увертюра (1892)
  • «Кедр и пальма», симфоническая картина по Гейне (1897—1898)
  • «Царь Борис» (1899)
Фортепианные сочинения
  • Скерцо F-dur
  • Модерато es-moll
  • «Грустная песенка»
  • Русское интермеццо
  • Менуэт Es-dur
  • Вальс A-dur
  • Элегия b-moll
  • Ноктюрн
Вокальные и хоровые сочинения
  • Романсы для голоса и фортепиано на стихи Пушкина, Плещеева, Фофанова и других поэтов.
  • Хоры a capella и с сопровождением оркестра.

Увековечение памяти

Памятник В. С. Калинникову в Орле

  • 3 августа 2009 года в городе Орле был открыт памятник Калинникову. Перед установкой монумента был отремонтирован и благоустроен сквер в створе 1-й Посадской и Комсомольской улиц возле музыкальной школы № 1, носящей имя Калинникова. Проект памятника был создан ещё 20 лет назад и только теперь (2009) его реализовали скульптор Леонид Бугай и архитектор Владимир Блинов. Памятник представляет собой полуфигуру композитора в творческом порыве под сенью ветвей калины, внизу — фигура сидящего мальчика, играющего на свирели. На постаменте вместо привычного названия — копия росписи композитора. Открытие памятника Василию Сергеевичу Калинникову в сквере его имени сопровождалось исполнением учениками музыкальной школы Калинникова 1-й симфонии, являющейся неофициальным гимном города Орла[3].
  • Расположенная в районах Лианозово и Северный г. Москвы, музыкальная школа № 41 носит имя В. С. Калинникова[4].
  • В Северном и Железнодорожном районах г. Орла именем В. С. Калинникова названы улица и проезд.
  • В городе Ялта в Крыму с 1 июня 1965 года существует улица Калинникова, на которой расположена средняя школа № 10.
  • Наименование «Композитор Калинников» носил теплоход Енисейского речного пароходства. Построен был в 1957 г. и до 1997 г. совершал рейсы между Красноярском и Дудинкой[5]. Теплоход описывается в книге Виктора Астафьева «Царь Рыба» (новелла «Сон о белых горах», на основе которой был снят фильм «Таёжная повесть»).

Примечания

  1. 12 Э. Калинников // Музыкальный словарь: Перевод с 5-го немецкого издания / под ред. Ю. Д. Энгель, пер. Б. П. Юргенсон — М.: Музыкальное издательство П. И. Юргенсона, 1901. — Т. 2. — С. 581—582.
  2. Музей русских гимнов (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 августа 2010. Архивировано 1 июля 2005 года.
  3. В Орле состоялась торжественная церемония открытия памятника Василию Калинникову. Культура в Орле. Новости Орла (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 августа 2009. Архивировано 2 октября 2015 года.
  4. Основные сведения ГБОУДОД г. Москвы «Детская музыкальная школа имени В. С. Калинникова» Архивная копия от 8 декабря 2015 на Wayback Machine
  5. Теплоход «Композитор Калинников» в Красноярске выгорел полностью ” Новости 24 (неопр.). Дата обращения: 5 июня 2016. Архивировано 6 августа 2016 года.

Библиография

  • Калинников В. С. Письма, документы, материалы. В 2 т. / Сост., ред., вступит. статья и коммент. В. А. Киселева. — М.: Музгиз, 1959.
  • Нюрнберг М. В. Василий Сергеевич Калинников. 1866—1901: Краткий очерк жизни и творчества. — М.; Л.: Музыка, 1964.
  • Пожидаев Г. А. Василий Калинников: симфония жизни в четырёх частях. — М.: Школа, 1993.
  • Лазарев С. Е. Василий Сергеевич Калинников: этапы жизненного и творческого пути // Вопросы культурологии. — 2016. — № 5. — С. 49-59.

Ссылки

  • Ушатая Р. И. «Звуки, полные поэзии: К 100-летию со дня смерти В. С. Калинникова» (указатель литературы о В. С. Калинникове) (рус.). Централизированная библиотечная система для взрослых ЦГБ им. К. А. Тренева (2001). Дата обращения: 4 августа 2010. Архивировано 24 августа 2011 года.
  • Василий Калинников (англ.) на сайте Allmusic
  • Василий Калинников: ноты произведений на International Music Score Library Project
  • Калинников Василий Сергеевич // Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 227.
  Тематические сайты

Эта страница в последний раз была отредактирована 3 июля 2022 в 12:15.

(1866-1901)

image

Василий Сергеевич Калинников… этот человек не произносил эффектных фраз о борьбе с судьбой, но жизнь его от начала и до конца ее была исполнена борьбы с жестоким роком. То, что он не просто стал композитором, но и оставил в истории русской музыки яркий след, было поистине чудом, точнее – торжеством человеческого духа.

Эпоха, когда жил Калинников, располагала к проявлению музыкального таланта – достаточно перечислить его современников, среди которых такие великие имена, как Николай Римский-Корсаков и Сергей Танеев, Анатолий Лядов и Александр Глазунов, уже начинали свой творческий путь Сергей Рахманинов и Александр Скрябин. Если от природы человек не совсем уж бездарен, в такой исторической обстановке грех не стать музыкантом… если, конечно, повезло родиться в одной из столиц, желательно – в семье, которая способна позаботиться об образовании талантливого сына. У Василия Калинникова не было ни того, ни другого: захолустное село в Орловской губернии, многодетная семья бедного станового пристава. Обычными способами времяпрепровождения там были карточные игры и выпивка – для многих, но только не для Калинниковых. В этой семье интересовались музыкой, пением. Разумеется, о профессиональном обучении речи не было – даже нотной грамоте мальчика учил не музыкант, а земский врач, увлекавшийся музыкой, но была и иная «музыкальная школа» – народная песня, которую Василий Калинников слышал с детства. «Пробелом» в его детских музыкальных впечатлениях стала музыка оркестровая – мальчик ни разу не слышал оркестра до двенадцатилетнего возраста. Примечательно, что впоследствии именно оркестровые произведения станут главной «точкой приложения» его творческих сил.

Основы музыкального образования, в частности, хорового дирижирования Калинников все же получил – этому обучали в семинарии. Но духовная карьера молодого человека не прельщает – он желает быть музыкантом. С этой целью он отправляется в Москву, где поступает в консерваторию и обучается там в течение года. Увы, за обучение необходимо платить – а денег нет, по этой причине консерваторию приходится покинуть. Правда, существует еще и музыкально-драматическое училище при Филармоническом общества – там можно обучаться бесплатно, если поступить в класс того или иного духового инструмента. Калинников отдал предпочтение фаготу, но в первую очередь его интересуют музыкально-теоретические дисциплины. Одновременно он приобретает исполнительский опыт – ведь ученики этого заведения участвуют в концертах и оперных спектаклях. Не забывает Калинников и об общем образовании – в Московском университете он слушает лекции по истории.

Сказать, что жизнь Василия Калинникова была нелегкой – значит, ничего не сказать. Он прекрасно знает, в каком материальном положении находится его семья, и о том, чтобы рассчитывать на финансовую поддержку со стороны родителей, нет и речи – изыскивать средства к существованию приходится самому, и тут хороша любая возможность заработать, будь то частные уроки, переписывание нот или игра в оркестре. Но если отец и не мог помочь сыну материально, то он поддерживал его морально, в своих письмах советуя «погрузиться в мир музыкальной науки» и не отступать перед трудностями. Но скоро не стало и этой поддержки – отец умер.

Первыми изданными сочинениями Василия Калинникова стали три романса. Особую популярность приобрел один из них – «На старом кургане». Романсы эти были напечатаны в 1887 г., а по прошествии двух лет композитор явил себя публике в качестве автора произведений для симфонического оркестра: сначала была исполнена симфоническая картина «Нимфы», созданная по мотивам одноименного тургеневского стихотворения в прозе, а затем – Скерцо, причем во втором случае дирижировал сам композитор.

В последующие годы Калинников вновь создает оркестровые произведения – музыку к трагедии Алексея Толстого «Царь Борис», симфоническую картину «Кедр и пальма». Одно из его творений – Сюита – удостоилась одобрения от самого Петра Ильича Чайковского. Наряду с симфонической музыкой композитор пишет фортепианные пьесы, среди которых особую известность приобретает «Грустная песенка». По заказу Саввы Мамонтова он начал работать над оперой «В 1812 году» – и остается только пожалеть, что сочинение не пошло дальше пролога.

Работает Калинников и в жанре симфонии, в котором создает два произведения. Судьба Первой симфонии оказалась нелегкой: директор Московской консерватории отказался включать ее в концерты Русского музыкального общества (якобы из-за технических недостатков, а в действительности – потому, что не желал пропагандировать музыку выпускника конкурирующего заведения), резко раскритиковал симфонию Римский-Корсаков. Лишь после премьеры в Киеве произведение было оценено по достоинству.

В последние годы жизни Калинникову приходилось бороться не только с бедностью и непризнанием, но и с туберкулезом. Поразительно, но в музыке, созданной в это время, нет и намека на отчаяние – она исполнена светлой лирики.

Последней радостью стало для умирающего композитора издание его симфонии в 1900 г. Он так и не узнал, что полученный им гонорар в действительности был материальной помощью от друзей – издательство не заплатило ему ни копейки… Четыре месяца спустя Калинников ушел из жизни.

Музыкальные Сезоны

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий