Краткая биография Коста Хетагурова

Биография

Писатель Александр Фадеев за многогранность дарований называл Косту Хетагурова осетинским Леонардо да Винчи. Нередко автора строк «Весь мир — мой храм» характеризуют как кавказского Александра Пушкина, ведь с него началась литература Осетии. Однако биография просветителя наиболее похожа на судьбу Тараса Шевченко: оба творца реализовали себя в поэзии и живописи, создавали произведения как на родном, так и на русском языках, учились в Санкт-Петербурге и не обрели счастья в личной жизни.

Детство и юность

Коста Леванович родился в октябре 1859 года в ауле Нар, сейчас входящем в состав Республики Северная Осетия – Алания. Зачатию будущего поэта поспособствовал отпуск по ранению его отца Левана Елизбаровича, который мужчина, посвятивший жизнь защите Российской империи от внешних врагов, провел с семьей.

Коста, подобно Иисусу, родился в хлеву. Леван Хетагуров на фоне соседей был обеспеченным человеком (звание мужчины соответствовало современному полковнику полиции), но роды рядом с коровами и овцами были традицией осетинских семей.

Как и малороссийский «кобзарь», Коста рано потерял мать. По одной из версий, Мария Гавриловна умерла сразу после родов. Однако большинство источников сходятся на том, что сын и мать пробыли вместе около двух лет, поскольку женщина успела поручить заботы о мальчике родственнице Чендзе.

Отпраздновав 5-летие сына, Леван, которому было уже 54 года, перестал вдовствовать и взял в жены дочь священника Сухиева по имени Хъызмыда. Коста вспоминал, что мачеха его не любила.

С лета 1871 года Хетагуров-младший учился в мужской гимназии Ставрополя и жил в пансионе при ней. В гимназические годы юноша написал первые стихи. После 6-го класса Коста попытался покинуть учебное заведение и обратился к отцу с просьбой отправить его учиться на живописца в столицу России. Однако Леван, мечтавший о военной карьере сына и стесненный в средствах, реализовывать желание отпрыска не поспешил.

Гимназический учитель рисования Б. М. Смирнов, видя художественные таланты юного горца, добился направления Хетагурова в Санкт-Петербургскую академию художеств с предоставлением осетину стипендии. Два года Коста осваивал в городе на Неве технику рисования и ваяния. А потом чиновники разворовали стипендиальный фонд Хетагурова.

Коста работал грузчиком, брался за любую разовую работу и умолял, чтобы его бесплатно пускали на лекции. Но прошения одаренного кавказца не были удовлетворены, и Хетагуров вернулся в Осетию.

Личная жизнь

Первой любовью начинающего поэта и художника стала Галя Смирнова — дочь гимназического преподавателя. Коста переписал красивым почерком оперу Шарля Гуно «Фауст» и подарил девушке.

На рубеже 1885 и 1886 годов Хетагуров познакомился с дочерью обеспеченных владикавказских армян Анной Поповой, которая стала его музой. Девушке тоже понравился поэт, но красавица не посмела пойти против семьи и ответила на предложение руки и сердца отказом. Именно к Поповой обращен акростих во вступлении к поэме «Фатима. Кавказская повесть», по которой к 100-летию Хетагурова режиссер Владимир Валиев снял фильм. С Анны Коста нарисовал картину «Скорбящий ангел».

Неудачей окончилось и сватовство Хетагурова в 1892 году к тезке Поповой Анне Цаликовой — дочери друга поэта, священника Александра, у которого он жил во Владикавказе в течение года. Стихотворец мечтал о создании семьи и продолжении рода и весной 1903-го посватался к дочке еще одного товарища Иорама Хурумова — Лёле. Девушка приняла предложение, но пока шли свадебные приготовления, болезнь унесла жизнь невесты.

image
Коста Хетагуров и Анна Цаликова

Все знавшие Хетагурова отмечали деятельную доброту и бескорыстие живописца и литератора. Коста следовал правилу Льва Толстого, утверждающему, что писатель, торгующий вдохновением, подобен проститутке, торгующей телом.

Осетин не брал денег за создание литературных произведений, а доходы от написания портретов, заказных полотен, росписи храмов и участков земли, доставшихся в наследство от отца, тратил на помощь друзьям и незнакомым нуждающимся людям. Коста ратовал за доступ горянок к образованию, пытался открыть во Владикавказе школу живописи для талантливых детей, помогал землякам писать прошения и выступал их доверенным лицом в судах.

Дважды царское правительство отправляло Хетагурова в ссылку. Причиной первого изгнания стал протест поэта против закрытия во Владикавказе женской школы. Наказание Коста отбывал в селе Георгиевско-Осетинское, основанное отцом на Кубани.

Второй раз Хетагурова наказали из-за недоразумения: на свадьбе русского сановника наделал глупостей дальний родственник, однофамилец и тезка поэта, однако в Херсон под полицейский надзор отправился не виновник скандала, а Коста Леванович. Благодаря хлопотам друзей и родственников вторую ссылку ему сократили с пяти лет до восьми месяцев. Находясь в изгнании, Хетагуров узнал, что во Владикавказе вышла книга его стихов «Осетинская лира».

Творчество

Значение нравственного примера и творчества Хетагурова для осетин столь велико, что премия его имени вручается и в Северной Осетии, входящей в состав Российской Федерации, и в Южной Осетии, являющейся независимым, частично признанным государством. Как в поэзии, так и в живописи уроженца села Нар доминировали три темы: воспевание красот родного края, описание тяжелой жизни земляков и библейские сюжеты. В советское время христианское мировоззрение литератора и художника замалчивалось или упоминалось вскользь.

Наиболее знаменитыми произведениями в библиографии Хетагурова выступают этнографический очерк «Особа», рассказ «За турами», стихи «Горе» («Додой») и «Завещание». В стихотворении «Мать сирот» Коста говорит о женщине, убаюкивающей голодных детей разговорами о похлебке из бобов, которой они позавтракают. В действительности горянка знает, что сыновья и дочери умрут от голода, ведь в «супе» варятся не бобы, а камни.

Не менее пронзителен сюжет картины Хетагурова «Дети-каменщики». Другими известными полотнами живописца являются «Гонка араки» и «К источнику», а также пейзажи «Природный мост», «Тебердинское ущелье» и «Перевал Зикара».

Смерть

Коста Леванович скончался 1 апреля (19 марта по старому стилю) 1906 года. Причиной смерти Хетагурова стал прогрессирующий костный туберкулез. Последние годы жизни мужчина был прикован к постели, и все заботы о брате взяла на себя сестра поэта Ольга.

Через 3 дня после смерти литератора похоронили в могилу отца в селе Георгиевско-Осетинское. Но еще через неделю Хетагурова-младшего перезахоронили в Осетии, в некрополе возле старейшего православного храма Владикавказа — церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Осетинской горке.

Именно захоронение основателя литературы аланов придало кладбищу статус национального пантеона. Однако современное надгробие на могиле Хетагурова, фото которого размещено во всех учебниках осетинской словесности, установлено только в 1979 году — к 120-летию просветителя.

Память

  • Музеи Косты Хетагурова находятся в селе Нар, поселке Хетагурово, во Владикавказе и Ставрополе
  • Имя Косты Хетагурова присвоено Северо-Осетинскому государственному университету, Юго-Осетинскому драматическому театру, школам во Владикавказе и Ардоне
  • Государственная премия Республики Северная Осетия-Алания имени Коста Хетагурова в области литературы и искусства
  • Именем Коста Хетагурова названа вершина Главного Кавказского хребта (3680 м) и перевал Хетагурова (3780 м), расположенный в массиве Тепли-Архон
  • Днем осетинского языка и осетинской литературы признана дата издания поэмы «Осетинская лира» (15 мая)
  • Улица Косты Хетагурова есть во Владикавказе, Беслане, Ставрополе, Пятигорске, Нальчике, Херсоне, Тбилиси, Алма-Ата, Кривом Роге, Уфе и других городах
  • Памятники Косте Хетагурову установлены в Северной Осетии, России, Грузии, Болгарии
  • Косте Хетагурову посвящены кинофильмы, в том числе «Сын Иристона» и «Весь мир — мой храм! Коста Хетагуров»

Библиография

  • 1891 — «Охота за турами»
  • 1894 — «Особа» («Быт горных осетин»)
  • 1895 — «Стихотворения»
  • 1899 — «Осетинская лира : думы сердца, песни, поэмы и басни»
  • 1909 — «Стихотворения. Письма и воспоминания. Документы к биографии»

Картины

  • 1886 — «Портрет Анны Поповой»
  • 1886 — «Спас нерукотворный»
  • 1888 — «Скорбящий ангел»
  • 1890 — «Портрет Елены Фёдоровны Крек-Носковой»
  • 1890 — «Дети каменщики»
  • 1891 — «Портрет Тутти Тхостовой»
  • 1891 — «Портрет Хусины Баева»
  • 1892 — «Природный мост»
  • 1892 — «Тебердинское ущелье»
  • 1892 — «Перевал Зикара»
  • 1897 — «Портрет Анны Цаликовой»
  • 1900 — «Автопортрет»

Интересные факты

  • В тот же день, что и Коста Леванович, но на 35 лет раньше основоположника осетинской литературы родился Михаил Лермонтов. В августе 1889 года Хетагуров присутствовал на открытии памятника русскому поэту в Пятигорске и прочитал стихотворение, сочиненное экспромтом и посвященное автору «Героя нашего времени».
  • В том же селе Нар, что и Хетагуров, в 1941 году родился осетинский поэт Алихан Гагиев.
  • Однокурсниками талантливого кавказца в Академии художеств были Михаил Врубель и Валентин Серов.
  • По правилам русской грамматики имя литератора, просветителя и живописца склоняется, тем более что в стихотворении «Детям В.И.С.», написанном на русском языке, поэт, срифмовав свое имя со словом «просто», подтвердил, что ударение в нем приходится на первый слог. Однако объекты, названные в Северной и Южной Осетии в честь автора «Безумного пастуха», используют имя мужчины в именительном падеже. Так, во Владикавказе есть парк, улица и университет имени Коста Хетагурова.
  • На территории Северной Осетии работают два дома-музея Хетагурова — в селе Нар и во Владикавказе.

12:15 15.10.2009 (обновлено: 12:18 15.10.2009) Читать ria.ru в

15 октября 2009 года исполнилось 150 лет со дня рождения Коста Хетагурова, осетинского поэта и публициста, считающегося основоположником осетинской литературы. Коста (Константин) Леванович Хетагуров родился 15 (по ст. ст. 3) октября 1859 года в ауле Нар в Алагирском районе Северной Осетии.

Первоначальное образование получил в Нарской аульной школе. В 1872 году поступил во Владикавказское реальное училище, а через год — в Ставропольскую гимназию. К этому времени относятся его первые стихотворения на русском языке. Не окончив Ставропольской гимназии, в 1879 году он поступил в петербургскую Академию художеств, вопреки желанию отца, который готовил сына к карьере чиновника русского правительства. Тяжелая нужда заставила Коста в 1883 году оставить Академию художеств. С 1884 по 1891 год Хетагуров работал во Владикавказе, сотрудничая в местных и столичных газетах и журналах; одновременно принимал самое активное участие в общественной жизни, примыкая к леволиберальным группировкам с определенным оттенком националистических настроений. Хетагурова признали политически неблагонадежным и в начале июня 1891 года выслали в административном порядке в Карачай. В марте 1893 года он переехал в Ставрополь и начал работать в редакции частной газеты “Северный Кавказ”, освещая на ее страницах вопросы жизни горцев. В то же время он опротестовал решение выславшего его начальника Терской области генерала Коханова перед сенатом. В 1896 году Сенат признал действия Коханова по отношению к Хетагурову неправильными, и Коста снова вернулся в Терскую область и поселился в Пятигорске. Однако вскоре Коста снова выслали из пределов Кавказа, в Херсон, и только в 1900 году он получил возможность вернуться на родину. Вернувшись на Кавказ, Хетагуров вновь стал сотрудничать в периодике Ставрополя, Пятигорска и Владикавказа. Публицистика его стала еще более острой и проблемной. Однако здоровье его было подорвано – у Хетагурова начался костный туберкулез. В декабре 1901 года Хетагуров переехал во Владикавказ. Он принимал деятельное участие во всех местных культурно‑просветительских мероприятиях, занимался живописью, публицистикой, продолжал работу над поэмой “Хетаг”, намеревался открыть школу рисования для одаренных детей, предполагал взять на себя редактирование газеты “Казбек”. Однако все начинания остались незавершенными или неосуществленными. Коста тяжело заболел, и конец 1903 года Хетагуров, больной и одинокий, провел в нетопленой квартире, лишенный не только медицинской помощи, но и какого бы тои ни было присмотра. Летом 1904 года за ним приехала сестра и увезла его в родное село. Поэт прожил еще три года, но вернуться к творчеству и общественной деятельности уже не мог. 19 марта (1 апреля) 1906 года Коста Хетагуров скончался в селе Георгиевско‑Осетинское Кубанской области (ныне село им. Коста Хетагурова в Карачаево‑Черкесии). Похоронен во Владикавказе. Хетагуров писал на осетинском и русском языке стихи, рассказы, пьесы, статьи. На Кавказе и в России был известен преимущественно как публицист, в Осетии ‑ как поэт. Так как периодической печати на осетинском языке не существовало, Хетагуров выступал исключительно в русской прессе. Публицистика принесла ему славу неподкупного заступника горских народов Кавказа, борца против нищеты, политического бесправия горцев, административного насилия, невежества и национальной розни. Наиболее значительны его статьи ‑ “Владикавказские письма” (1896), “Накануне” (1897), “Насущные вопросы” (1901) и др. Поэтическое наследие Хетагурова включает в себя лирические стихи, романтические и сатирические поэмы, басни, стихи для детей, народные предания и притчи в оригинальной художественной трактовке. Стихи и поэмы, написанные на русском языке (“Стихотворения”), вышли отдельным изданием в 1895 году в Ставрополе. Но всю силу и обаяние поэтического таланта Хетагурова можно ощутить лишь в произведениях, написанных на родном языке и вошедших в сборник “Осетинская лира” (1899). Творческое наследие Коста Хетагурова в годы советской власти получило всесоюзное признание, его произведения переведены почти на все языки народов СССР и на многие европейские языки. Хетагуров был также первым осетинским живописцем. Последователь русских художников демократического направления, Коста с большим сочувствием показывал в своих жанровых картинах жизнь простого народа, писал портреты, пейзажи Кавказа. В 1939 году в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ) организован дом‑музей Хетагурова; в 1955 году там же установлен памятник писателю.

Коста Хетагуров, биография которого вызывает нескрываемый интерес поклонников творчества истинного таланта, – это художник и скульптор, поэт и просветитель, гордость Осетии, основоположник языка и литературы этой страны.Творческое наследие Коста получило в 20-м веке мировое и всесоюзное признание, а его стихотворения и поэмы были переведены на многие языки.

Биография Коста Хетагурова кратко: для детей

Родился 15 октября 1859 года в горном ауле Нар в семье русского прапорщика Хетагурова Левана. Мама Мария Губаева умерла практически сразу после родов, отец по прошествии пяти лет после смерти жены создал семью с дочерью местного священника. К сожалению, заменить ребенку маму у нее не получилось по причине отсутствия любви к неродному ей мальчику. Коста это чувствовал и всегда старался убежать от новой супруги отца подальше, к кому-то из родственников.

imageПоэтому в творчестве поэта, в памяти которого навсегда осталась сиротская боль и лишенное материнской ласки детство, часто встречается образ матери и щемящая тоска по ней. Обоих родителей ребенку полностью заменил отец, которого Коста глубоко почитал и боготворил.

Коста Хетагуров: годы познания

Обучение мальчика началось с нарвской школы, а потом и прогимназии во Владикавказе, давшим хороший старт нравственному, психологическому и эстетическому формированию его художнической индивидуальности.

Вскоре из гимназии Коста сбежал к отцу, который на то время переселился в Кубанскую область, где организовал село Георгиевско-Осетинское (ныне – имени Коста Хетагурова). Данный поступок побудил родителя устроить юношу в Каланджинское училище, после окончания которого Коста на протяжении 10 лет с 1871 года проходил обучение в Ставропольской мужской гимназии, где продолжилось его культурное развитие. Именно здесь были написаны первые стихотворные строки, из которых по настоящее время сохранились лишь два произведения на осетинском языке: “Новый Год” и “Муж и жена”.

В родной Осетии

В 1881 году Коста Хетагуров, биография и творчество которого являются неотъемлемой частью истории осетинского народа, стал студентом Петербургской академии художеств и получил одну из двух стипендий, выплачивавшихся из горских штрафных сумм Кубанской областной администрацией. Через 2 года выплата стипендии Кубанскими властями была прекращена; некоторое время Коста посещал лекции вольнослушателем, потом вовсе забросил учебу.

Молодой человек, все время тосковавший по родным краям, родной культурной и языковой стихии, принял решение вернуться в Осетию. До 1891 года он проживал во Владикавказе, писал, преимущественно на русском языке, поэмы и стихотворения, работал живописцем и рисовал театральные декорации. Коста Хетагуров, биография которого является хорошим примером любви и уважения к своему народу, даже выставлял свои полотна совместно с русским художником Бабичем А.Г. Также он устраивал музыкально-литературные вечера, а с 1888 года публиковался в региональной газете «Северный Кавказ».

Цензура против Коста

Как и всем талантливым людям, Коста пришлось столкнуться с цензурой. Впервые чувство того, что он пишет что-то запрещенное, пришло к поэту, когда к печати не было допущено стихотворение, посвященное памяти Михаила Лермонтова. Оно было опубликовано позже, спустя десять лет и анонимно.

Реакция цензуры достаточно ясна: в Лермонтове поэт видел предвестника желанной свободы, поднимавшего людей на бой за честное и великое дело. Ведь осетинская действительность того времени была просто ужасна: полное бесправие и нищета, нравственные и сословные конфликты, духовная подавленность народа и невежество, кочующее из века в век. Оценке противоречий и анализу окружающей действительности были посвящены поэмы «Плачущая скала», «Перед судом», «Фатима», этнографический очерк «Особа». В 1891 году за вольнолюбие в творчестве Коста Хетагуров (биография кратко изложена в школьных учебниках Осетии) был отослан за пределы родного края на 5 лет.

Коста был вынужден возвратиться в село Георгиевско-Осетинское, где проживал его престарелый отец. Начался, возможно, самый трудный период в жизни поэта: ему приходилось ухаживать за престарелым родителем, мириться с существованием и бытом простого крестьянина, выброшенного из привычной общественной среды и не имеющего возможности применить свой талант и накопленные знания к какому-либо достойному делу.

Сложный период в жизни поэта

В личной жизни тоже не все ладилось: сватовство к Анне Цаликовой – горячо любимой девушке, закончилось вежливым отказом. Умер отец поэта. После его смерти Коста Леванович Хетагуров, биография которого всегда была связана с творчеством, переехал в Ставрополь. В 1893 году стал сотрудником газеты «Северный Кавказ», где проработал 4 года. Это было время, характеризующееся активной творческой деятельностью осетинского автора, поэтому именно эти годы можно по праву считать значительным шагом вперед: из неизвестного поэта-любителя Коста Хетагуров стал значительным литературным деятелем своего времени.

В 1985 году в газете был опубликован сборник его сочинений: все они были на русском языке. Также Коста Хетагуров, биография которого познавательна для поколения всех возрастов, писал и на своем родном осетинском, но стихотворения на этом языке к печати не допускались по причине отсутствия как таковых осетинского книгоиздательства и прессы.

Коста Хетагуров: биография кратко

Вскоре поэт заболел туберкулезом, пережил две операции, оставшись после них практически на полгода прикованным к постели. Болезнь не была окончательно побеждена, здоровье подорвано, но Коста, несмотря на физические трудности, старался активно принимать участие в литературной жизни и продолжал заниматься живописью.

В 1899 году Коста Хетагуров, биография которого тесно связана культурой осетинского народа, отправился в Херсон – очередное место ссылки. Город ему не понравился, и он попросил перевода в другое место, которым стал Очаков. Именно здесь ему стало известно, что во Владикавказе все-таки был опубликован сборник его осетинских стихотворений «Осетинская лира». Зимой 1899 года поэт был извещен об окончании ссылки, в связи с чем возвратился в Ставрополь, горя желанием возобновить работу в газете: его публицистика стала более проблемной и острой. Автор принимает активное участие во всех культурно-просветительских мероприятиях местного масштаба, занимается живописью, работает над поэмой «Хетаг». В планах открытие школы рисования для одаренных детей и работа редактором в газете «Казбек». Однако помешала его грандиозным планам болезнь, окончательно приковавшая поэта к постели. Поскольку денежных средств у Коста на существование практически не было (порой приходилось на хлеб просить у друзей), а самочувствие при этом ухудшалось, поэта, требовавшего заботы и тщательного ухода, забрала в село родная сестра. Под ее присмотром он прожил еще 3 года; в этот сложный период Коста уже не смог вернуться к привычной творческой деятельности.

Не стало поэта 1 апреля 1906 года. Впоследствии его прах был перевезен во Владикавказ.

Творческое наследие Коста Хетагурова

Только после смерти Коста Хетагурова стало понятно, что ушел человек необыкновенного характера, таланта и мужества, оставивший после себя значительное творческое наследие. В своих произведениях, написанных на русском и осетинском языках, Коста Хетагуров, творчество которого было высоко оценено его последователями, выступал против притеснения народов Кавказа и защищал их национальное достоинство. Он взывал к землякам с идеей приобщения к творческому наследию народа России, был приверженцем братского единения народов обеих стран.

Коста Хетагуров, полная биография которого полна по большей части трагических моментов, также был осетинским профессиональным живописцем; в своих картинах с большим мастерством показывал жизнь обычного люда, писал пейзажи горного Кавказа и портреты лучших представителей своего времени.

Главная награда: любовь народа

Объектом пристального внимания многочисленных исследователей стала творческая и общественная деятельность великого поэта. Ему установлены монументальные памятники в столицах Южной и Северной Осетии, его именем назван главный Северо-Осетинский государственный университет – главный вуз республики. Имя Коста носят населенные пункты, улицы, корабли, музеи и государственные премии. Коста Леванович Хетагуров, биография которого является большой гордостью для осетинского народа, заслужил самую главную награду: его неиссякаемую любовь.

15.10.2019 15:26 Примерное время чтения: 9 минут 2030 Еженедельник “Аргументы и Факты” № 41. АиФ-СК 09/10/2019 Сюжет На одном языке В Мемориальном доме-музее К. Хетагурова во Владикавказе воссоздана обстановка тех лет / Лаура Габиева / Из личного архива Статья по теме Писал, играл и рисовал. Что связывало осетинского поэта со Ставрополем?

Учёные полагают, что первыми раскрылись способности к изобразительному искусству. Произошло это в ставропольской гимназии, где учился Коста, под влиянием учителя рисования Василия Смирнова. Оттачивать мастерство Хетагуров продолжил в Академии художеств в Петербурге. Учился на курсе Павла Чистякова с Врубелем и Серовым. Стал первым профессиональным художником Осетии. Но не только художником. Александр Фадеев называл его осетинским Леонардо да Винчи, в том числе за многогранность его таланта.

Но известен Коста в первую очередь своим литературным творчеством – как основоположник осетинской литературы и литературного осетинского языка.

«XIX век. Осетия входит в пространство Российской империи: административное, культурное, духовное. Сама она на тот момент представляла конфедерацию горных обществ, опирающихся на традицию. И тут происходит встреча с культурой нового времени. У осетин богатая фольклорно-поэтическая традиция. Но когда наступают новые времена, появляются проблемы, которые требуют переосмысления, и сделать это в рамках фольклора оказывается невозможно. Коста Хетагуров переводит устную традицию в письменную, создаёт литературу, наполняет язык новыми смыслами, делает его соответствующим новой эпохе. Он не придумывал новые слова и конструкции, но смог найти мировоззренческую платформу, которая обеспечила этот переход. Смог и традицию, и культуру нового времени привести к общему знаменателю», – говорит Салбиев.

Прометей родился на Кавказе? Чеченский поэт – о легендах, войне и языке

«Феномен гения Хетагурова состоит в том, что он глубоко вобрал в своё творческое сознание этнические ценности своего народа, был носителем доминантных смыслов национальной культуры. Но при этом остался открытым всему многообразию и многоцветию общероссийских и общеевропейских взглядов и впоследствии стал одним из самых просвещённых людей своей эпохи», – поясняет старший научный сотрудник отдела фольклора и литературы Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований, кандидат филологических наук Залина Кусаева.

За справедливость, но без насилия

Северная столица, общение и дружба с прогрессивной молодёжью оказали серьёзное влияние на мировоззрение Хетагурова, сформировали гражданскую позицию. Его судьбу и произведения сравнивают с чеховскими. Они были современниками, общались ли лично – неизвестно, но Хетагуров был дружен с художником Николаем Ярошенко. А в кисловодском доме Ярошенко бывал весь творческий бомонд, в том числе, как свидетельствуют очевидцы, и Антон Павлович.

К. Хетагуров. Фото: Википедия

«И Хетагуров, и Чехов отражали процессы, происходящие в обществе. Во второй половине XIX века в России чётко обозначилась проблема женского образования, общество раскололось. Одни ратовали за предоставление женщинам права на высшее образование, другие противились этому, опасаясь, что женщина забудет своё истинное предназначение – хранительницы очага. Женщины, которые стремились к просвещению, к образованию, оказывались перед дилеммой – семья или образование. У Чехова есть рассказ «Невеста». Главная героиня собирается замуж, но встречает своего друга детства, который убеждает её, что семья это ценно, но перед женщиной должна стоять более глобальная задача – просвещение. И под его влиянием она меняет планы и отправляется в Петербург, чтобы получить образование. Аналогичные мотивы в пьесе Хетагурова «Дуня». Но в финальной части автор предлагает универсальное решение «женского вопроса»: он примиряет свою героиню с родителями, дарит ей личное счастье – она выходит замуж за университетского преподавателя – и благословляет на путь просвещения, – проводит параллели Залина Кусаева. –  Одним из идейных замыслов пьесы был протест против произвола властей, препятствующих женскому образованию в Осетии и закрывших Ольгинскую гимназию во Владикавказе».

Другие исследователи считают, что жизнь и творчество Хетагурова в большей степени созвучны пушкинским.

«И тот, и другой обрабатывали народные сюжеты, умели рисовать, были чувствительны к историческим вопросам, занимали неудобную для властей гражданскую позицию, из-за чего оказывались в ссылках. У Коста Хетагурова и Александра Пушкина много общего», – полагает Тамир Салбиев.

Его стихи любили знаменитости. О чём Кайсына Кулиева просила Алла Пугачёва?

При этом исследователи подчёркивают, что, несмотря на ярко выраженное в произведениях Коста Хетагурова беспокойство о судьбе своего народа, протест против притеснения горцев и против несправедливости, идеи революционного разрушения были ему чужды. Он проповедовал любовь и православные ценности – это две ключевые темы в его творчестве.

Принёс себя в жертву

Одно из самых известных стихотворение Хетагурова – «Завещание».

Прости, если отзвук рыданья

Услышишь ты в песне моей:

Чьё сердце не знает страданья,

Тот пусть и поёт веселей,

Но если бы роду людскому

Мне долг оплатить довелось,

Тогда б я запел по-другому,

Запел бы без боли, без слёз. Статья по теме

«Отправили на фронт, чтобы избавиться». Внучка Шогенцукова – о жизни поэта

«Всего два четверостишия, но они обладают удивительной глубиной. В сборнике выступают в качестве пролога и как будто адресованы читателю. Но существуют три рукописные версии сборника и это стихотворение, написанное на отдельном листе. Над строчками Коста нарисовал могильный камень, на котором написано: «Завещание». И становится понятно, что это не пролог, а эпилог, обращение к Всевышнему. На осетинском языке в этом стихотворении Коста использует обрядовую лексику, связанную с жертвоприношением. Судя по всему, он был очень воодушевлён христианским учением в части добровольного самопожертвования. Его отец воевал, несколько раз был ранен. И, рассуждая, он понимает, что долг воина – жертвовать собой ради других. Но и в мирной жизни тоже можно жертвовать собой ради других. Поэтому он занимал такую гражданскую позицию, это было частью его религиозно-философского представления о смысле жизни, это было его самопожертвование».

Ни семьи, ни социального статуса, ни общественного признания при жизни. Судьба Коста была непростой. Он был потомком легендарного Хетага (один из первых прикубанских аланов, принявших христианство) и, по мнению исследователей, мечтал продолжить свой род. Несколько раз он предпринимал попытки создать семью, но разного рода драматические обстоятельства ломали в итоге его планы. Ссылки, неустроенность, переживания сказались на здоровье. После продолжительной болезни в возрасте 46 лет Коста Хетагуров скончался.

Но общественное признание к нему пришло. В разных городах России и за рубежом осетинскому просветителю установлены памятники, названы в его честь улицы, школы, вузы, библиотеки и даже звезда в созвездии Дракона.

«Любовь к родному языку губят плохие книги». Писатель – о жизни и ремесле

«Он нащупал в осетинской традиции эту универсальность, которая открыла и саму традицию, и его самого миру. Он сам прекрасно это сознавал и формулировал. «Весь мир – мой храм, любовь – моя святыня, Вселенная – Отечество моё», – цитирует поэта Салбиев. – И он по-прежнему остро актуален, потому что сейчас общественная ситуация очень похожа на ту, в которой жил он. Советская идеология ушла, и произошёл естественный откат к традиции как своего рода самозащита. Но традиция хороша только на каком-то этапе, ведь нужно дальше развиваться, нельзя закрываться. И он показал, как это нужно делать, как, оставаясь самим собой, открыться миру, войти в него и понять».

Между тем

В этом году исполняется 40 лет Мемориальному дому-музею Коста Хетагурова во Владикавказе. «В здании на улице Бутырина, построенном в 1864 году и являющемся сегодня объектом культурного наследия, поэт жил в 1901-1902 годах, – рассказала заведующая Домом-музеем Лаура Габиева. – В 1979 году здесь был открыт Мемориальный дом-музей. Внутри воссоздана обстановка того времени, есть уникальные фотоматериалы, личные вещи Хетагурова и близких ему людей». В частности, в экспозиции можно увидеть табачницу и альбом для рисования, подаренные Коста семье Смирновых, кизиловый посох, без которого поэт не мог обходиться в последние годы жизни. Исследователи продолжают собирать связанные с поэтом артефакты, ищут их через потомков людей, с которыми он был дружен при жизни. По традиции, все вещи усопшего через 40 дней раздавались близким и знакомым.

По архивным данным складывают исследователи картину его жизни. «В сентябре 1902 года в местной газете было опубликовано объявление о том, что с подоконника дома, где жил Коста, был украден ящик с масляными красками, подаренными ему Василием Верещагиным. Так стало известно о знакомстве Хетагурова с этим великим русским художником», – говорит Габиева.

Останки Хетагурова покоятся во Владикавказе, в ограде церкви. На протяжении нескольких лет обсуждается возможность причисления его к лику святых.

В Подмосковье начались съёмки сериала по романам ставропольского писателя Чем известен чеченец Руслан Закриев, который считает «Аватар» плагиатом? Чеченский писатель выпустил сборник фэнтези с национальным колоритом За что у ставропольской школы хотят отобрать имя писателя Ильи Сургучёва? Во имя разума, добра и красоты

15 октября 1859 года родился художник и поэт Коста Хетагуров, основоположник современной осетинской литературы.

Личное дело

Коста Леванович Хетагуров (1859 – 1906) родился в селе Нар на территории нынешней Северной Осетии. Его отец был армейским прапорщиком. Мать мальчика умерла, когда ему было два года, отец вскоре женился вновь, а Косту воспитывала дальняя родственница по отцовской линии Хензе Хетагурова. Мальчик окончил сельскую школу, затем поступил в Каланджинское начальное училище и, наконец, в Ставропольскую гимназию. Там у него обнаружился талант к рисованию. Рисунки гимназиста Хетагурова были отправлены в Москву на всероссийскую выставку работ учащихся средних учебных заведений, где получили самую высокую оценку.

После окончания гимназии, в 1881 году Хетагуров был принят в Петербургскую академию художеств, получив одну из  двух  стипендий, которые выплачивались администрацией Кубанской области. Занимался в мастерской Павла Чистякова. В январе 1884 года власти отменили выдачу стипендий, но Коста еще два года посещал занятия в академии в качестве вольнослушателя. Почти не имея средств к существованию, летом 1885 года Хетагуров был вынужден покинуть Петербург. Он поселился во Владикавказе, продолжал рисовать, участвовал в выставках, оформлял театральные постановки. Одновременно писал стихи на русском и осетинском языках. С 1888 года его стихотворения появляются на страницах ставропольской газеты «Северный Кавказ», затем их начали печатать газета «Казбек» и журнал «Терские ведомости».

В 1891 году по распоряжению начальника Терской области генерал-лейтенанта Семена Каханова Коста Хетагуров был выслан из Владикавказа за протест против закрытия женской школы, написанный на имя обер-прокурора Синода Константина Победоносцева. Коста отправился в село Георгиевско-Осетинское Кубанской области (ныне на территории Карачаево-Черкесии), где в то время жил его отец. В феврале 1893 года он переехал в Ставрополь и стал постоянным сотрудником  газеты  «Северный Кавказ». За четыре года работы в Ставрополе стал известным литератором и общественным деятелем. Одновременно с произведениями на русском писал стихи на осетинском языке, но они оставались неопубликованными.

В конце 1890-х годов Коста Хетагуров заболел костным туберкулезом, перенес две операции, полгода был прикован к постели. По его просьбе власти разрешили ему переехать сначала в Херсон, затем в Очаков. В 1899 году был напечатан сборник стихов Хетагурова на осетинском языке. В декабре того же года завершился срок ссылки, и он поселился сначала в Пятигорске, а затем направился в Ставрополь, где возобновил работу в газете «Северный Кавказ». На следующий год он вновь тяжело заболевает. Последние годы жизни Коста Хетагуров провел во Владикавказе и селе Георгиево-Осетинское, где умер 1 (14) апреля 1906 года.

Чем знаменит

image Коста Хетагуров.

Коста Хетагуров – основоположник осетинской художественной литературы. Оказал значительное влияние на становление осетинского литературного языка на основе иронского диалекта. Помимо поэтического сборника «Осетинская лира» («Ирон фæндыр») ему принадлежит несколько поэм, среди которых выделяется незаконченная историческая поэма «Хетаг», посвященная борьбе народов Северного Кавказа с мусульманскими захватчиками в XIV веке. Главный герой поэмы – сын кабардинского князя Хетаг, отказавшийся принять ислам и бежавший в Осетию.

О чем надо знать

Среди картин, написанных Костой Хетагуровым, портреты современников, сцены осетинского быта, кавказские пейзажи, христианские сюжеты. Наиболее крупные коллекции его живописных работ хранятся в Северо-Осетинском республиканском художественном музее и в доме-музее Хетагурова во Владикавказе.

Прямая речь

Перевод М. Исаковского

«Аул Зебат состоял всего только из тринадцати дворов. Сакли его, словно гнезда ласточки, лепились в складках утеса, вздымавшегося до облаков из глубокой теснины. Бушующий поток на скалистом дне ущелья казался из аула серебряной нитью. Ни кусточка, ни деревца кругом! Везде скалы, одни скалы, поросшие мхом, и голый безжизненный камень. Жили в этом ауле осетины; жили очень бедно, потому что не было у них ни лугов, ни пахотной земли. Мужчины занимались охотой за турами, а женщины смотрели за хозяйством. Козы заменяли им коров, а ишаки — лошадей. У кого было два осла, тот считался уже богатым. Домашнюю птицу всего аула составляли хохлатый петух и две-три конопатых курочки.

Начало рассказа «Охота за турами»

«Съешь за ужином целый кӕрдзын, если у тебя на завтра остается еще полкӕрдзына», говорит осетинская поговорка, которую жители Нарской котловины охотно применяют в жизни. Кӕрдзын — лепешка из ячменной, просяной или кукурузной муки, величиною с чайное блюдце, и до сих пор является главной пищей осетин. В Нарской котловине, как и вообще в горной Осетии, в силу климатических условий употреблялся до позднейшего времени исключительно кӕрдзын ячменный, или, как его принято называть, «твердый». Приготовление его самое примитивное: просеянная мука разбавляется теплой водой с примесью небольшого количества соли; тесто тщательно мнется и сбивается в лепешки; последние подрумянивают на подогретой каменной плите (в железной оправе в виде стремени) и затем испекают в горячей золе. Такая лепешка с кусочком сыра или с чашкой сыворотки, хлебного кваса, а то и просто ключевой воды составляла обыкновенно обед и ужин взрослого осетина. Немаловажную роль в осетинской кухне времен особа играл и овес, из которого готовились три наиболее в народе популярные блюда: бламыхъ, хомыс и къӕлуа. Для изготовления этих яств овес предварительно варится в зерне, высушивается и идет в помол; мука просеивается и поступает на стол как кушанье. В первом случае в одной половине деревянной чаши кладется мука, в другую наливают квас; чашка снабжается ложкой; каждому предоставляется полная свобода разбавлять бламыхъ по своему вкусу. Комок липкого теста из тех же составных частей, предварительно мятый, идет в пищу под названием хомыс. Такое же тесто, только более густое, рассыпчатое, составляет третье блюдо — къӕлуа. Из ячменной солодовой муки пеклись лепешки под названием задын. Они на вкус несколько сладковаты, рыхлы, а главное, неудобоваримы. Пшеничные лепешки, пироги всевозможных сортов (с мясом, сыром, копченым салом и разною зеленью) были достоянием богатых. Бобы, горох, а позднее и картофель попадали в Нарскую котловину из Грузии и Южной Осетии и поступали в пищу в виде начинки пирога и приправы к дзӕрна (похлебка из ржаных, кукурузных и пшеничных зерен). Из этих же зерен приготовляли цӕкуы, поджаривая их в сухом виде в котелке или на плите. Похлебки со всевозможными приправами и различные виды киселя – цымгӕ были в большом употреблении. Мясо появлялось только на свадьбах, поминках и в большие праздники. Поедалось оно с большой жадностью и без остатков, сколько бы его ни было. Редко кому удавалось заготовить себе на зиму лакомые копченки из необыкновенно вкусной здесь баранины, говядины и превосходной дичи (тур, олень, дикая коза, серна, лань). Чаще встречались подвешенными к потолку над очагом, завернутые в сальник, круги нетопленого сала и связки колбасы разной длины и толщины. Исключая мелких кур, в Нарской котловине не имелось другой домашней птицы. Яйца служили большим лакомством для детей. Огородов в Нарской котловине не было совсем; сады упоминались только в сказках. Дикорастущая зелень в сыром и вареном виде, орехи, ягоды и коренья разнообразили пищу осетин. Дикий мед служил лакомой приправой блюд. Из напитков осетины с особенным искусством приготовляли пиво, пользуясь дикорастущим хмелем, и арак – обыкновенную неочищенную водку в 20—30°, исключительно из ячменя. В двойной перегонке арак достигает до 60 и больше градусов и содержит незначительное количество сивушного масла».

Из этнографического очерка Косты Хетагурова

«Я, художник и народный поэт, всю мою жизнь посвятил борьбе с администрацией Кавказа, который в настоящее время находится на военном положении. Гнет и главные враги туземного населения — казаки, так называемые «черноморцы» (Кубанская область) и «линейцы» (Терская область). А председатели горских судов, выгнанные из строя за негодность хорунжие, сотники, — все эти не имеющие никакого понятия о юридических и традиционных адатах и верованиях туземного населения, получая незначительное, мизерное содержание, живут исключительно взяточничеством».

Из биографических заметок Косты Хетагурова

5 фактов о Косте Хетагурове

  • Согласно правилам русского литературного языка, имя Коста склоняется (юбилей Косты Хетагурова, они знали Косту Хетагурова), но в варианте русского языка в Осетии его имя обычно не склоняют (юбилей Коста Хетагурова, они знали Коста Хетагурова).
  • Судьбе поэта посвящен художественный фильм 1960 года «Сын Иристона».
  • Название сборника «Ирон фæндыр» переводится на русский язык как «Осетинская лира». В действительности слово «фæндыр» может обозначать различные струнные инструменты: дыууадæстæнон фæндыр – 12-струнная арфа, хъисын фæндыр – разновидность скрипки, хъырнæг фæндыр – напоминает виолончель.
  • Село Георгиево-Осетинское, где умер Коста Хетагуров, ныне называется Село имени Коста Хетагурова. Также в честь него названы село Коста в Северной Осетии и село Хетагурово в Южной Осетии.
  • Во Владикавказе именем поэта названы проспект Коста и улица Коста Хетагурова.

Материалы о Косте Хетагурове

Статья о Косте Хетагурове в русской Википедии

Биографический сайт

Коста Хетагуров на сайте «Осетия и осетины»

Группа социальной сети «В контакте», посвященная Косте Хетагурову

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий