Краткая биография Стивенсона

Биография

Имя Роберта Льюиса Стивенсона с детства знакомо всем, кто не представляет жизни без книги. Невероятные и захватывающие приключения, которые поджидают героев его произведений на каждом шагу, не раз заставляли читателей часами просиживать за страницами «Острова сокровищ» и «Черной стрелы». И хотя именно эти произведения считаются самыми известными в библиографии писателя, список книг Стивенсона не ограничивается ими.

Детство и юность

Будущий писатель родился в Эдинбурге 13 ноября 1850 года. Отец мальчика владел необычной профессией — был инженером, проектировавшим маяки. С раннего детства мальчик много времени лежал в постели — серьезные диагнозы заставляли родителей беречь сына.

image
Портрет Роберта Льюиса Стивенсона

Стивенсону диагностировали круп, а позднее и чахотку (туберкулез легких), которые в те времена часто становились смертельными. Поэтому маленький Роберт много времени проводил в «одеяльной стране» – так писатель позднее напишет о детстве.

Возможно, постоянные ограничения и постельный режим и помогли воображению Роберта Льюиса Стивенсона развиться настолько, что тот начал придумывать воображаемые приключения и путешествия, которые не мог совершить в жизни. Кроме того, няня мальчика воспитывала в нем литературный вкус и чувство слова, читая стихотворения Роберта Бернса и рассказывая сказки перед сном.

image
Роберт Льюис Стивенсон в детстве

Уже в 15 лет Роберт Льюис Стивенсон закончил первое серьезное произведение, получившее название «Пентландское восстание». Отец Роберта поддержал сына и издал эту книгу в 100 экземплярах за собственные деньги в 1866 году.

Примерно в то же время Стивенсон, несмотря на состояние здоровья, начал путешествовать по родной Шотландии и Европе и записывать впечатления и случаи из поездок. Позднее эти очерки вышли под обложкой книг «Дороги» и «Путешествие внутрь страны».

Роберт Льюис Стивенсон в молодости

Став постарше, Роберт Льюис Стивенсон поступил в эдинбургскую академию, а затем и в Эдинбургский университет. Поначалу молодой человек пошел по стопам отца и начал изучать инженерное дело. Однако позднее перешел на факультет юриспруденции и в 1875 году стал дипломированным юристом.

Литература

Первым серьезным произведением Стивенсона, принесшим писателю известность, стал рассказ под названием «Ночлег Франсуа Вийона». А уже в 1878-м прозаик, находясь в очередной поездке во Франции, заканчивает цикл рассказов, вышедших как единое целое.

Писатель Роберт Льюис Стивенсон

Этот сборник получил название «Клуб самоубийц» и позднее стал одним из самых известных произведений Стивенсона. «Клуб самоубийц», а также цикл рассказов «Алмаз раджи», были напечатаны во многих литературных журналах Европы. Постепенно имя Стивенсона становилось узнаваемым.

Однако серьезную славу писатель узнал в 1883 году, когда был напечатан, пожалуй, лучший роман Стивенсона – «Остров сокровищ». Как и многие гениальные произведения, эта книга началась с шутливых рассказов, которыми Стивенсон развлекал своего маленького пасынка. Роберт Льюис даже нарисовал для мальчика карту придуманного острова, которая почти без изменений была напечатана в предисловии к изданию.

Иллюстрация к книге Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ»

Постепенно разрозненные эпизоды начали складываться в полноценный роман, и Стивенсон сел за бумагу. Изначально писатель дал книге название «Корабельный повар», но позднее изменил его на «Остров сокровищ». В этом произведении, как признавался Стивенсон, отразились его впечатления от книг других авторов — Даниэля Дефо и Эдгара По. Первыми читателями готового романа стали пасынок писателя и отец, но вскоре о книге заговорили и другие любители приключенческой литературы.

Следующей из под пера писателя выходит «Черная стрела», в 1885 году появляется «Принц Отто» и культовая повесть «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Годом позднее Роберт Льюис Стивенсон закончил работу над очередным сборником рассказов, получившим название «И еще новые тысяча и одна ночь» (или «Динамитчик»).

Иллюстрация к книге Роберта Льюиса «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»

Примечательно, что Стивенсон писал и стихи, однако относился к стихотворным экспериментам как к дилетантству и даже не пытался публиковать их. Но часть стихотворений писатель все же собрал под одной обложкой и решился издать. Так появился сборник поэзии Стивенсона, навеянный воспоминаниями о детских годах. На русском языке стихотворения вышли в 1920 году и получили переводное название «Детский цветник стихов». Позднее сборник несколько раз переиздавался и изменял первоначальное название.

К тому времени семья Стивенсона, благодаря «Острову сокровищ», жила безбедно. Но, к сожалению, здоровье автора больше и больше давало о себе знать. Медики посоветовали писателю сменить климат, и Роберт Льюис Стивенсон переехал из родной страны на острова Самоа. Местные жители, поначалу настороженно воспринявшие незнакомцев, вскоре стали постоянными гостями в гостеприимном доме этого добродушного человека.

Роберт Льюис Стивенсон на острове Самоа с гостями

За Стивенсоном даже закрепилась кличка «вождь-сказитель» – так называли писателя аборигены, которым тот помогал советами. Зато белые колонизаторы недолюбливали Роберта Льюиса Стивенсона за те настроения вольнодумия, что писатель сеял в умах местных жителей.

Ну и конечно, экзотическая атмосфера острова не могла не отразиться в произведениях сказителя: на Самоа написаны романы и рассказы «Вечерние беседы на острове», «Катриона» (ставшая продолжением «Похищенного» – романа, вышедшего раньше), «Сент-Ив». Некоторые произведения писатель сочинял в соавторстве с пасынком – «Несусветный багаж», «Потерпевшие кораблекрушение», «Отлив».

Личная жизнь

Первой влюбленностью писателя стала дама по имени Кэт Драммонд, работавшая певицей в ночной таверне. Пылкий Стивенсон, будучи неопытным юношей, настолько увлекся этой женщиной, что собрался жениться. Однако отец писателя не позволил сыну взять в жены Кэт, которая, по мнению Стивенсона-старшего, не подходила для этой роли.

Роберт Льюис Стивенсон и его жена Фанни

Позднее, во время путешествий по Франции, Роберт Льюис Стивенсон повстречал Фрэнсис Матильду Осборн. Фанни — так Стивенсон ласково называл возлюбленную — была замужем. Кроме того, у женщины было двое детей и она была старше Стивенсона на 10 лет. Казалось, это способно помешать влюбленным быть вместе.

Поначалу так и произошло — Стивенсон уехал из Франции один, без возлюбленной, оплакивая неудавшуюся личную жизнь. Но в 1880 году Фанни, наконец, удалось развестись с супругом и обвенчаться с писателем, ставшим в одночасье счастливым мужем и отцом. Общих детей у пары не было.

Смерть

Остров Самоа стал не только любимым местом писателя, но и последним пристанищем. 3 декабря 1894 года Роберта Льюиса Стивенсона не стало. Вечером мужчина по обыкновению спустился к ужину, но внезапно схватился за голову, сраженный ударом. Через несколько часов писателя уже не было в живых. Причиной смерти гения стал инсульт.

Могила Роберта Льюиса Стивенсона на горе Веа

Там же, на острове, до сих пор сохранилась и могила писателя. Аборигены, по-настоящему опечаленные смертью своего героя и «вождя-сказителя», похоронили Роберта Льюиса Стивенсона на вершине горы под названием Веа, водрузив на могилу надгробие из бетона.

В 1957 году советский писатель Леонид Борисов написал биографию Роберта Льюиса Стивенсона, получившую название «Под флагом Катрионы».

Библиография

  • 1883 – “Остров сокровищ”
  • 1885 – “Принц Отто”
  • 1886 – “Странная история доктора Джекила и мистера Хайда”
  • 1886 – “Похищенный”
  • 1888 – “Черная стрела”
  • 1889 – “Владелец Баллантрэ”
  • 1889 – “Несусветный багаж”
  • 1893 – “Потерпевший кораблекрушение”
  • 1893 – “Катриона”
  • 1897 – “Сент-Ив”

04:22 13.11.2015 © AP Photo Читать ria.ru в 13 ноября 2015 года исполняется 165 лет со дня рождения британского писателя Роберта Льюиса Стивенсона.

Роберт Льюис Стивенсон (Robert Louis Stevenson, имя при рождении Robert Lewis Balfour Stevenson) родился 13 ноября 1850 года в Эдинбурге, Шотландия. Его отец Томас принадлежал к семье инженеров, которые построили большинство глубоководных маяков вокруг побережья Шотландии.

В 1867 году он поступил в Эдинбургский университет, но вопреки семейной традиции изучать естественные науки, чтобы стать инженером-строителем, он большее время уделял французской литературе, истории Шотландии. В конце концов остановив свой выбор на юриспруденции, в 1875 году он окончил университет и получил звание адвоката.

В возрасте 18 лет Стивенсон отказался от имени, данном ему при крещении. Он полностью исключил имя Бэлфур, а имя Льюис изменил в написании с Lewis на Louis, при этом произношение не поменялось.

Первые успехи на литературном поприще и слабое здоровье убедили его предпочесть адвокатуре литературу. В конце 1870-х годов он совершил путешествия по Франции, Германии и родной Шотландии, в результате которых появились первые две книги путевых впечатлений — “Поездки внутри страны” (1878) и “Путешествия с ослом” (1879). “Эссе”, написанные в этот период, были им собраны в 1881 году в книге с латинским названием Virginibus Puerisque.

Поворотным моментом в личной жизни Стивенсона стала встреча в сентябре 1876 года с 36-летней замужней американкой Фанни Осборн, увлекавшейся живописью. В 1878 году она развелась с мужем, в 1880 году вышла замуж за Стивенсона. Стивенсон подружился с ее детьми, а впоследствии его пасынок Ллойд Осборн стал соавтором его книг “Ошибка” (1889), “Отлив” (1894) и “Потерпевшие кораблекрушение” (1892).

В 1880 году Стивенсону был поставлен диагноз — туберкулез. В поисках целительного климата он посетил Швейцарию, юг Франции, Борнмут (Англия), с 1887 года по 1888 год жил в Саранак-Лейк в штате Нью-Йорк (США). Отчасти из-за плохого здоровья, отчасти чтобы собрать материал для очерков, Стивенсон с женой, матерью и пасынком отправился на яхте в южные области Тихого океана. Они посетили Маркизские острова, Туамоту, Таити, Гаваи, Микронезию и Австралию и приобрели участок земли на Самоа, ради экономии решив надолго обосноваться в тропиках. Свое владение он назвал Вайлима (Пятиречье). Климат острова пошел писателю на пользу: в просторном плантаторском доме в Вайлиме были написаны некоторые из лучших его произведений.

В 1882 году Стивенсон издал сборник критических статей Familiar Studies of Men and Books. Вскоре после этого вышли отдельным изданием рассказы, печатавшиеся в журнале London Magazine, “Новые арабские сказки” (1882).

Мировую славу писателю принес роман “Остров сокровищ” (1883, русский перевод — 1886), ставший классическим образцом приключенческой литературы. В основу романа легла история жизни известного пирата Индийского океана Уильяма Кидда, который был казнен в 1701 году.

Затем были написаны остросюжетные романы “Похищенный” (1886), “Владелец Баллантре” (1889), “Потерпевшие кораблекрушение” (1892), “Катриона” (1893), где миру наживы и корысти противопоставлены чистота помыслов и высокая нравственность. В исторических романах “Принц Отто” (1885), “Черная стрела” (1888) романтика приключений сочетается с точным воссозданием местного колорита и исторической обстановки. Психологическая повесть Стивенсона “Странная история доктора Джекила и мистера Хайда” (1886) дает классическое для английской литературы решение темы двойника.

Стивенсон опубликовал сборники стихов “Детский цветник стихов” (1885), “Подлесок” (1887) и др. Его детские стихи и баллады в духе народной поэзии отличает простой и ясный язык.

3 декабря 1894 года Роберт Стивенсон скоропостижно скончался от кровоизлияния в мозг. Похоронен на одном из островов Самоа.

После смерти писателя вышли романы “Уир Гермистон”, “Сент Ив” и другие.

Стивенсон возродил в Англии приключенческий и исторический роман. Но его интересовало приключение ради приключения. В историческом романе он отказывался от изображения больших общественных событий, ограничивая произведения показом приключений героев, для которых история служит лишь случайным фоном.

В декабре 1969 года местечке Вайлима в Самоа был открыт Музей Роберта Льюиса Стивенсона. Музей располагается в доме, в котором Стивенсон провел последние годы своей жизни (1890-1894).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников 

13 Ноября 1850 – 3 Декабря 1894 гг. (44 года) 4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 128.

Роберт Льюис Стивенсон (1850–1894) — шотландский писатель, поэт, яркий представитель неоромантизма. Автор захватывающих приключенческих произведений, самым знаменитым из которых является роман «Остров сокровищ». Роберт Льюис Стивенсон, биография которого будет полезна при изучении литературы в 5 классе, внёс большой вклад в развитие европейской литературы. Доклад на тему жизни и творчества писателя поможет лучше понять его личность, составить исторический портрет.

Ранние годы

Будущий писатель родился 13 ноября 1850 года в столице Шотландии, городе Эдинбурге. Его семья была достаточно зажиточной благодаря необычной работе отца, который занимался проектированием маяков, волнорезов и мостов.

К интересным фактам из детства Роберта можно отнести его вынужденное долгосрочное пребывание в постели. Он тяжело болел крупом, затем — туберкулёзом. В XIX веке это были опасные для жизни заболевания, и родители, как могли, берегли здоровье любимого сына. Постельный режим и постоянные ограничения способствовали развитию у мальчика богатой фантазии.

Уже в возрасте 15 лет Роберт написал своё первое произведение под названием «Пентландское восстание». Отец издал 100 экземпляров этой книги на собственные деньги, чтобы таким образом поддержать творческое начинание сына.

Среднее образование Роберт Льюис Стивенсон получил в Эдинбургской академии. После её окончания поступил в Эдинбургский университет. Поначалу он учился на инженера, но спустя время неожиданно для всех перешёл на юридический факультет.

Путешествия

В 1876 году Стивенсон, несмотря на слабое здоровье, отважился отправиться с друзьями в путешествие на байдарках по рекам и каналам Франции. Конечной целью был Париж, но молодые люди останавливались по дороге в небольших деревушках с богатой историей.

Это путешествие оказало большое впечатление на Роберта, который по возвращении домой тут же принялся описывать свои приключения. В результате записки начинающего писателя вылились в книгу «Путешествие вглубь страны», которое сформировало авторский стиль и основную тематику произведений Стивенсона.

Описание путешествий и человеческих характеров удавалось автору особенно хорошо. Он делал это настолько интересно, легко и ненавязчиво, что читатель сам становился главным героем и попадал в эпицентр описываемых событий.

Литературная деятельность

Первое зрелое произведение Стивенсона — рассказ «Ночлег Франсуа Вийона» — было опубликовано в 1877 году. Спустя год свет увидел сборник под названием «Клуб самоубийц», который быстро приобрёл большую популярность. Успех закрепил второй сборник рассказов «Алмаз раджи». Стивенсон становился известным писателем.

По-настоящему популярным Роберт Льюис Стивенсон стал благодаря «Острову сокровищ», опубликованному в 1883 году. Поначалу автор задумал серию увлекательных рассказов для детей, но впоследствии переработал их в полноценный роман, который стал самым важным в его творчестве. По признанию самого Стивенсона на написание «Острова сокровищ» его вдохновили произведения Эдгара По и Даниэля Дефо.

Следом свет увидели не менее увлекательные произведения: «Чёрная стрела», «Принц Отто» и «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».

При изучении краткой биографии Стивенсона стоит отметить его поэтические эксперименты. Считая себя дилетантом в этом вопросе, он лишь однажды решился опубликовать свои стихотворения.

Личная жизнь

Во время своего путешествия по Франции Стивенсон влюбился в Фрэнсис Матильду Осборн, или Фанни, как он её ласково называл. Его не смутила ни 10-летняя разница в возрасте, ни замужний статус избранницы, ни наличие у неё двоих детей.

Лишь спустя несколько лет Фанни удалось добиться развода и обвенчаться с Робертом. Этот брак оказался очень счастливым, несмотря на то, что общих детей у супругов не было.

Последние годы жизни Стивенсон по настоянию врачей провёл на острове Самоа. Однако смена климата не помогла писателю: Роберт Льюис Стивенсон скончался 3 декабря 1894 года от внезапного инсульта.

Тест по биографии

  1. /10 Вопрос 1 из 10

    Кем был Роберт Льюис Стивенсон?

    Начать тест

Роберт Стивенсон краткая биография

Роберт Стивенсон краткая биография

Роберт Льюис Стивенсон — английский писатель шотландского происхождения. Представитель английского неоромантизма

Родился в Эдинбурге 13 ноября 1850 г. Его отец был потомственным инженером, мать — представительницей старинного рода.

Первое произведение Стивенсон написал в 1866 г. — это исторический очерк «Пентландское восстание».

Образование Стивенсон получал в Эдинбургской академии, с 1871 по 1875 г. — в Эдинбургском университете, на юридическом факультете. Получив по окончании учебного заведения диплом адвоката, он, тем не менее, не стал заниматься практической деятельностью на поприще юриспруденции.

На протяжении 1873-1879 гг. он проживал в основном во Франции, а источником доходов были скромные заработки писателя, только начинавшего свой путь в литературе, но подававшего надежды. Путешествия на байдарках по рекам страны позволили ему накопить впечатления, которые он изложил в книге, опубликованной в 1878 г. Первым произведением взрослого Стивенсона стала серия очерков под названием «Путешествие внутрь страны». В 1882 г. вышли его «Этюды о хорошо знакомых людях и книгах».

Читайте также:  Сенека медея краткое содержание для читательского. Сенека «Медея» – краткое изложение. Действующие лица стихотворной пьесы Сенека Медея

В 1880 г. у Стивенсона обнаружили туберкулез, что заставило его переехать в более благоприятный для организма климат. Побывав в Южной Франции, Швейцарии, Англии, в Америке, Стивенсон с семьей совершил путешествия по югу Тихого океана — и для того, чтобы поправить здоровье, и для сбора материалов для очередных очерков. Побыв на Маркизских островах, Таити, Гавайях, в Австралии, они приняли решение надолго поселиться на Самоа.

Здешний климат оказался целительным для Стивенсона, во всяком случае, произведения, принесшие ему мировую известность и сделавшие его классиком жанра, были написаны именно здесь. В 1883 г. появился роман «Остров сокровищ» — признанный шедевр приключенческой литературы. Впоследствии появились романы «Похищенный» (1886), «Владелец Баллантре» (1889), укрепившие его славу мастера занимательного сюжета, психологической точности прорисовки образов. В 1893 г. вышел сборник рассказов под названием «Вечерние беседы на острове». Выходили и из-под его пера и стихотворные сборники — «Детский цветник стихов» (1885), «Баллады» (1890). До конца жизни он оставался эссеистом и публицистом. Очень многообещающий, по мнению исследователей, последний роман Стивенсона «Уир Гермистон» остался недописанным.

Смерть застала Роберта Льюиса Стивенсона в Полинезии, на острове Уплоу 3 декабря 1894 г.

Личная жизнь

Первой любовью Роберта Льюиса Стивенсона стала Кэт Драммонт, певица, работавшая в одном из ночных таверн Эдинбурга. Их роман длился несколько месяцев, после которых будущий писатель попытался сделать девушке предложение. Но в его планы вмешался отец, который был категорически против подобного брака, считая, что его сын достоин лучшего.

После неприятной истории Роберт долго не мог встречаться с другими девушками, пока не встретил молодую актрису театра, на которой впоследствии и женился. Супруга была на несколько лет старше него и уже была замужем и даже родила сына. Но Роберт тепло отнесся к пасынку и всю жизнь считал его своим родным ребенком, поскольку он воспитывал его с юных лет.

Писательская стезя

Активная писательская деятельность Стивенсона началась в 70-х годах. Сначала его рассказы и истории попали на страницы печатных изданий Лондона. Отец юного дарования настаивал на освоении технических наук, но парень все больше путешествовал и собирал интересные истории по всему свету. В 1878 году общественность смогла познакомиться с первым авторским дневником Роберта, в котором он описывал подробности своего путешествия на каноэ по Франции и Бельгии.

В 1883 году весьма перспективным писателем стал Роберт Стивенсон. «Остров сокровищ» — роман, написанный им в том же году. Роберт перебрался в Дорсет из родной Шотландии, тут он создал еще два своих великих творения. В 1888 году был написан роман «Черная стрела». Зимой этого года чета Стивенсонов вместе с детьми поехала на каникулы на юг Франции.

Спуст два года Роберту удалось построить дом на острове Уполу, что находится в Самоа. На новом месте писателю удалось создать три романа, которые также получили популярность. Единственной незавершенной работой автора стал роман «Уир Гермистон», начатый в 1894 году.

Зимой 1894 года Роберт Стивенсон почувствовал себя плохо. 3 декабря знаменитый писатель скоропостижно скончался из-за кровоизлияния в мозг. Похоронен он на горе Ваэа. Большое количество любивших и уважавших творчество писателя людей присутствовало на похоронах. С места захоронения Стивенсона открывается красивый вид на океанские просторы.

Биография писателя

Родился будущий поэт в городе Эдинбурге в 1850 году, 13 ноября. Его родителями были люди аристократических кровей — Маргарет Изабелла Балфур и Томас Стивенсон. Роберт был единственным ребенком. Все поколение Стивенсонов долгое время работало в области инженерии, проектировало и инспектировало маяки.

Практически все свое детство Роберт Стивенсон провел рядом с дедом священослужителем. Мальчик был очень болезненным, как мать, постоянно простужался. Из-за повторяющихся болезней он редко появлялся на школьных занятиях, слишком поздно обучился чтению, но страсть к сочинительству появилась еще в раннем детстве. Он часто сочинял необычные рассказы, которые слушали мать и няньки. Кроме того, мальчик требовал конспектировать все, что рассказывает. Сначала сочинительство сына было по нраву и отцу, ведь он когда-то сам увлекался литературой.

В 1867 году Роберт, окончив школу, поступил в университет Эдинбурга на факультет инженерии. Но молодого человека не привлекали технические науки, он тянулся к общению. Во время каникул Роберт Стивенсон следил за маяками, на чем настаивал его отец. Парень быстро понял, что в семейный бизнес не пойдет.

Примечания[ | ]

  1. 12Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118753711 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  2. 12 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
  3. Robert Louis Stevenson
  4. SNAC — 2010.
  5. 12345678910М. Урнов . Роберт Луис Стивенсон (Жизнь и творчество)
  6. 12345678 Детский сад стихов
  7. Сад детских стихов
  8. 12 Путеводитель по английской литературе. М., 2003. С. 704.
  9. СТИВЕНСОН РОБЕРТ ЛЬЮИС — БиблиоГид
  10. Переводы Корнея Чуковского
  11. Английская поэзия в русских переводах. С. 684
  12. Леонид Борисов . Под флагом Катрионы (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 3 января 2014. Архивировано 3 января 2014 года.
  13. Вересковый мёд (диафильм) // «Недописанная страница»: Сайт о жизни и творчестве Самуила Яковлевича Маршака
  14. Вересковый мёд (мультфильм) // «Недописанная страница»: Сайт о жизни и творчестве Самуила Яковлевича Маршака

Последние года

В июне 1888 года Стивенсон и его семья отправились в плавание из Сан-Франциско, штат Калифорния. путешествовать по островам Тихого океана, останавливаясь на Гавайских островах, где он подружился с королем Калакауа. В 1889 году они прибыли на Самоанские острова, где решили построить дом и поселиться. Окружение острова стимулировало воображение Стивенсона и впоследствии повлияло на его сочинения в это время: некоторые из его более поздних работ посвящены островам Тихого океана, в том числе «Разрушитель» (1892), «Ночи острова»; Развлечения (1893), «Отлив» (1894) и «В южных морях» (1896).

Читайте также:  Э. М. Хемингуэй «Старик и море»: жанр, проблематика, особенности повествования

К концу своей жизни сочинения Стивенсона в южных морях включали в себя больше повседневного мира, и оба его научная литература и вымысел стали более могущественными, чем его более ранние работы. Эти более зрелые работы не только принесли Стивенсону прочную известность, они помогли повысить его статус в литературном истеблишменте, когда его работа была переоценена в конце 20-го века, и его способности были восприняты критиками так же, как и его повествование всегда было читатели.

Роберт Луи Стивенсон умер от инсульта 3 декабря 1894 года в своем доме в Вайлима, Самоа. Он был похоронен на вершине горы Vaea, с видом на море.

Литература[ | ]

  • Олдингтон Р. Стивенсон. — М. : Молодая гвардия, 1973. — 288 с. — (Жизнь замечательных людей ; вып. 7 (527)).
  • Дьяконова Н. Я. Стивенсон и английская литература XIX века. — Л. : Издательство ЛГУ, 1984. — 192 с.
  • Кашкин И. А. Стивенсон // Для читателя-современника : Статьи и исследования / И. А. Кашкин. — М. : Советский писатель, 1968. — 562 с.
  • Урнов М. В. На рубеже веков : Очерки английской литературы (Конец XIX — начало XX в.) / Академия наук СССР ; Институт мировой литературы им. А. М. Горького. — М. : Наука, 1970. — 430 с.
  • Balfour Gr., The life of R. L. Stevenson, v. 1—2, N. Y., 1901;
  • Eigner E. M., R. L. Stevenson and romantic tradition, Princeton (N. J.), 1966;
  • Kiely R., R. L. Stevenson…, Camb. (Mass.), 1964.
  • Borinskikh L. I. (Боринских Л. И.) ‘The genre of The Master of Ballantrae by R.L.Stevenson’. Bulletin of Moscow State University, ser. 9 [philology], ?1: 54—62. . 1990.
  • Borinskikh L. I. (Боринских Л. И.) ‘The category of «play» in neo-romantic aesthetics of R.L.Stevenson’. In *** (ed.) 5th International Conference ‘English Literature in the Context of the Philosophical-Aesthetic Ideas’. Perm: Perm State University. [in Russian]. 1995.
  • Borinskikh L. I. (Боринских Л. И.) ‘Philosophical and historical aspects of plot development in Treasure Island by R. L. Stevenson’. In *** (ed.) Traditions and interrelations in Foreign Literature in the 19—20th Centuries. Perm: Perm State Univ. [In Russian].1997.
  • Preobrazhenskaya, L. (Преображенская Л. И.) ‘Models of Myths in The Master of Ballantrae by R.L.Stevenson’. A paper read at the 4th International Lateum Conference (Moscow, September 1997). [in Russian]. 1997
  • Преображенская Л. И. Ситуация кризиса границы и перестройка композиционной структуры в романе-антиромане Р. Л. Стивенсона «Мастер Баллантрэ» 2006

«Остров сокровищ»

1880-е годы были примечательны ухудшением здоровья обоих Стивенсона (которое никогда не было было хорошо) и его потрясающий литературный выход. Он страдал от кровоизлияния в легкие (вероятно, вызванного недиагностированным туберкулезом), и письмо было одним из немногих занятий, которые он мог выполнять, лежа в постели. Находясь в этом прикованном к постели состоянии, он написал некоторые из своих самых популярных художественных произведений, особенно «Остров сокровищ» (1883), «Похищенные» (1886), «Странный случай доктора Джекила и мистера Хайда» (1886) и «Черную стрелу» (1888).

Идея Острова Сокровищ была зажжена картой, которую Стивенсон нарисовал для своего 12-летнего пасынка; Стивенсон придумал пиратскую приключенческую историю, чтобы сопровождать рисунок, и он был сериализован в «Парнях»; журнал «Молодые люди» с октября 1881 года по январь 1882 года. Когда «Остров сокровищ» был опубликован в виде книги в 1883 году, Стивенсон впервые почувствовал вкус широко распространенной популярности, и его карьера прибыльного писателя наконец началась. Книга была первым художественным произведением Стивенсона, а также первым из его сочинений, которое будет названо «для детей». К концу 1880-х годов это была одна из самых популярных и читаемых книг периода.

Экранизации[ | ]

Фильмы по дате выхода на экран

  • 1908 — Доктор Джекил и мистер Хайд
  • 1909 — Клуб самоубийц
  • 1912 — Остров сокровищ
  • 1913 — Доктор Джекилл и мистер Хайд
  • 1913 — Современные Джекил и Хайд
  • 1914 — Клуб самоубийц
  • 1915 — Ужасный Хайд
  • 1917 — Похищенный
  • 1918 — Остров сокровищ
  • 1920 — Белый круг
  • 1920 — Голова Януса
  • 1920 — Доктор Джекил и мистер Хайд
  • 1920 — Остров сокровищ
  • 1931 — Доктор Джекил и мистер Хайд
  • 1932 — Доктор Джекил и мистер Хайд
  • 1934 — Остров сокровищ
  • 1937 — Остров сокровищ
  • 1938 — Похищенный
  • 1941 — Доктор Джекил и мистер Хайд
  • 1945 — Похититель тел
  • 1947 — Доктор Джекил и мистер мышь
  • 1947 — Остров приключений
  • 1948 — Похищенный
  • 1949 — Тайна Сент-Ива
  • 1950 — Джентльмен Джекил и шофёр Хайд
  • 1950 — Остров сокровищ
  • 1951 — Остров сокровищ
  • 1951 — Странная дверь
  • 1952 — Сокровище забытого каньона
  • 1952 — Похищенный
  • 1953 — Хозяин Баллантрэ
  • 1953 — Эбботт и Костелло встречают доктора Джекилла и мистера Хайда
  • 1954 — Возвращение на остров сокровищ
  • 1955 — Сент-Ив
  • 1956 — Похищенный
  • 1957 — Остров сокровищ
  • 1959 — Два лица доктора Джекила
  • 1959 — Остров сокровищ
  • 1960 — Похищенный
  • 1960 — Сент-Ив
  • 1963 — Подрастающие Джекил и Хайд
  • 1963 — Похищенный
  • 1963 — Вересковый мёд[13].
  • 1964 — Проклятие Стоун-Хэнда
  • 1966 — Остров сокровищ
  • 1967 — Сент-Ив
  • 1968 — Остров сокровищ
  • 1968 — Странная история доктора Джекила и мистера Хайда
  • 1969 — Я — монстр
  • 1970 — Клуб самоубийц
  • 1971 — Доктор Джекил и сестра Хайд
  • 1971 — Животный остров сокровищ
  • 1971 — Остров сокровищ
  • 1971 — Бриллиант Раджи
  • 1971 — Остров сокровищ
  • 1971 — Портфель Джекила и Хайда (другие названия: Папка Джекила и Хайда, «Дело» Джекила и Хайда)
  • 1971 — Похищенный
  • 1972 — Маркхейм
  • 1972 — Мужчина с двумя головами (Мужчина с двумя лицами)
  • 1972 — Остров сокровищ
  • 1973 — Доктор Джекил и мистер Хайд
  • 1973 — Остров сокровищ
  • 1974 — Клуб самоубийц
  • 1974 — Вересковый мёд[14].
  • 1978 — Похищенный
  • 1979 — Доктор Джекил и милая дама
  • 1979 — Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы
  • 1981 — Доктор Джекил и женщины
  • 1981 — Доктор Джекил и мистер Хайд
  • 1982 — Доктор Джекил и мистер Хайд снова вместе
  • 1982 — Остров сокровищ
  • 1984 — Дом на дюнах
  • 1984 — Хозяин Баллантрэ
  • 1985 — Остров сокровищ
  • 1985 — Странная история доктора Джекила и мистера Хайда
  • 1985 — Чёрная стрела
  • 1986 — Доктор Джекил и мистер Хайд
  • 1986 — Остров сокровищ
  • 1986 — Похищенный
  • 1987 — Остров сокровищ
  • 1987 — Остров сокровищ
  • 1988 — Клуб самоубийц
  • 1988 — На грани безумия
  • 1988 — Остров сокровищ
  • 1990 — Джекил и Хайд
  • 1990 — Остров сокровищ
  • 1992 — Возвращение на остров сокровищ / The Return to Treasure Island
  • 1994 — Остров сокровищ: Приключения начинаются
  • 1995 — Доктор Джекилл и мисс Хайд
  • 1995 — Остров сокровищ
  • 1995 — Похищенный
  • 1996 — Мэри Рейлли / Mary Reilly
  • 1998 — Сент-Ив
  • 1999 — Доктор Джекил и мистер Хайд
  • 1999 — Павильон / The Pavilion
  • 2000 — Пророчество тигра / Dr. Jekyll and Mr. Hyde
  • 2000 — Клуб самоубийц / The Suicide Club
  • 2001 — Остров сокровищ / Treasure Island
  • 2002 — Планета сокровищ / Treasure Planet
  • 2002 — Доктор Джекил и мистер Хайд / Dr. Jekyll and Mr. Hyde
  • 2003 — Доктор Джекил и госпожа Хайд / Dr. Jekyll & Mistress Hyde
  • 2003 — Доктор Джекил и мистер Хайд / Dr. Jekyll and Mr. Hyde
  • 2003 — Доктор Джекил и мистер Хайд: Рок-мюзикл / The Dr. Jekyll & Mr. Hyde Rock ‘n Roll Musical
  • 2005 — Похищенный / Kidnapped
  • 2006 — Пираты острова сокровищ / Pirates of Treasure Island
  • 2006 — Настоящая история о Джекиле и Хайде / Jekyll + Hyde
  • 2006 — Странная история доктора Джекила и мистера Хайда / The Strange Case of Dr. Jekyll and Mr. Hyde
  • 2006 — Чёрная стрела / La freccia nera
  • 2007 — Остров сокровищ / L’île au(x) trésor(s)
  • 2007 — Клуб самоубийц / El club de los suicidas
  • 2007 — Сокровища капитана Флинта / Die Schatzinsel
  • 2007 — Джекил / Jekyll
  • 2008 — Доктор Джекил и мистер Хайд / Dr. Jekyll and Mr. Hyde

К разочарованию своих родных, он не продолжил семейную традицию и не сделался строителем маяков, как его отец и дед. Но вряд ли впоследствии кто-нибудь сожалел об этом. Он стал автором любимого всеми романа «Остров сокровищ» (1883 г.), первым поэтом, писавшим специально для детей. Он прожил яркую, хоть и короткую жизнь, которая сама похожа на приключенческий роман.

image Роберт Льюис Стивенсон

Роберт Льюис Стивенсон родился в Эдинбурге, столице Шотландии. С детских лет его мучили болезни, он почти не ходил в школу и не играл со сверстниками. Однако лёжа в постели в окружении игрушек, он никогда не испытывал скуки, потому что умел фантазировать. Любимая няня читала ему вслух и рассказывала сказки. Именно ей он посвятит первую в истории литературы книгу стихов, адресованных детям. Начинается эта книга словами: «Владея богатством всей земли, должны мы быть счастливы, как короли». Написана она была по-новому. Автор не учил читателей вести себя хорошо и слушаться маму, а изображал мир ребёнка прекрасным и загадочным.

Но начал Стивенсон с прозы. В пятнадцать лет он написал и издал очерк о восстании шотландцев против англичан «Пентландское восстание. Страница истории, 1666». Любовь к словам кружила ему голову, он готов был посвятить жизнь литературе, но пришлось уступить отцу и поступить в Эдинбургский университет на отделение права. Окончив университет, Стивенсон отдаётся любимому делу с новой страстью, пробует силы как в поэзии, так и в прозе, внимательно изучает произведения английских классиков.

Болезнь гонит его в тёплые края. Он путешествует с другом по югу Франции, где пишет серии очерков: «Путешествие внутрь страны» (1878 г.) и «Странствия с осликом по Севеннам» (1879 г.). Читатель сразу почувствовал в авторе умного и наблюдательного человека, который мог занимательно и с юмором рассказывать даже о пустяках.

Во Франции Стивенсон встретил американку Фанни Осборн, вдову, мать двоих детей. Не в силах забыть её в разлуке, он тайно покидает дом и едет к ней в далёкую Калифорнию, едва не погибнув по дороге. Поженившись, они живут бедно, но в лирических стихах, написанных Стивенсоном в то время, их скромное жилище преображается в прекрасный дворец, возникший из лесной зелени и морской голубизны, наполненный птичьим пением. Впоследствии это стихотворение вошло в сокровищницу английской поэзии как редкий пример выражения счастливой любви.

Умение быть счастливым при любых обстоятельствах Стивенсон сохранил на всю жизнь. Особенно оно пригодилось в борьбе с его злейшим врагом — туберкулёзом. В поисках подходящего для здоровья климата ему пришлось много путешествовать. Писатель лечился в зимнем санатории в штате Нью-Йорк, плавал на яхте по Тихому океану, но все эти годы не переставал работать. Когда врачи запретили ему двигаться, он диктовал произведения жене.

image Вид Эдинбурга с вершины Кэлтонского холма. Литография

Творчество Стивенсона относят к неоромантизму, художественному течению, возникшему на рубеже XIX—XX вв. Высокие идеалы прошлого не потеряли своей притягательности, но трезвый взгляд и тонкая ирония говорят о приобретённой зрелости. В характере Норсмора — главного героя повести «Дом на дюнах» (1880 г.) — так резко противопоставлены демонизм и благородство, что повесть могла бы превратиться в пародию, если бы не спокойный и обстоятельный тон рассказчика, напоминающий интонации зачинателей английского романа XVIII в.

Принц Флоризель — персонаж двух циклов рассказов из сборника «Новые тысяча и одна ночь» (1882 г.): «Клуб самоубийц» и «Алмаз Раджи». На первый взгляд это идеальный романтический герой. Детектив-любитель, он бескорыстно борется с преступниками, защищая невинных жертв и прекрасных дам. Флоризель избавляет общество от Алмаза Раджи как от источника зла и преступлений, но ему не справиться с неумолимым ходом истории: принц лишается трона и отечества и занимается тем, что «держит на Руперт-стрит сигарную лавочку, часто посещаемую и другими политическими эмигрантами». Благодаря Стивенсону рассказ превратился в весьма уважаемый жанр, хотя ранее критики не относились к нему всерьёз.

История создания лучшего романа Стивенсона широко известна.

Однажды вместе со своим пасынком Ллойдом он нарисовал карту острова, скрывающего сокровища капитана Флинта; завязалась игра, а уже из неё вырос литературный шедевр — «Остров сокровищ». Действие происходит в XVIII в. Повествование ведётся от лица отважного и сообразительного мальчика Джима, участника поиска сокровищ, за которыми герои отправляются на шхуне «Испаньола». Корабль оказывается в руках пиратов, руководимых одноногим Джоном Сильвером, но Джиму удаётся узнать об их заговоре. Множество опасных приключений приходится пережить путешественникам, соревнуясь с пиратами в охоте за удачей.

image Н. Родионов. Иллюстрация к роману Р. Л. Стивенсона «Остров сокровищ»

Опасаясь за свою репутацию серьёзного писателя, Стивенсон сначала печатал роман в журнале для подростков и под псевдонимом. Неожиданный успех рассеял сомнения, и уже на отдельном издании 1883 г. стояло настоящее имя писателя. Роман принёс автору мировую славу и сразу стал классикой приключенческого жанра.

Несмотря на то что и сегодня такие слова, как «пираты», «сокровища», «необитаемый остров», могут поразить воображение юного читателя, секрет успеха романа кроется всё-таки не только в захватывающем сюжете. С первых же строк романа мы открываем друга в лице мальчика Джима. Его попросили рассказать «всю историю, с самого начала до конца, не скрывая никаких подробностей», и он честно выполняет обещание, предлагая почти документальный отчёт. Этот тон простого последовательного повествования Стивенсон унаследовал от Даниеля Дефо, автора «Робинзона Крузо». Живой и бесхитростный рассказ мальчика заставляет читателя смотреть на события глазами Джима, сочувствовать ему и с неослабевающим вниманием следить за его приключениями. Стивенсон мастерски передаёт недоумение подростка, попадающего в сложный мир взрослых, где добро и зло так причудливо перемешаны, что требуется напряжённая работа ума и сердца, чтобы научиться отличать одно от другого.

Джим не выставляет себя героем, хотя ему не раз удаётся спасать положение. Действуя под влиянием импульса, он часто не находит объяснения своим поступкам и то стыдится, то гордится их неожиданными последствиями: нехорошо, что оставил лагерь, зато захватил корабль. Поступки взрослых не менее противоречивы, и разобраться в них Джиму ещё трудней. Удивление — вот чувство, сопровождающее его повествование.

Билли Боне, пьяница и горлопан, принёсший несчастье в дом Джима, вызывает сочувствие, когда оказывается бессильной жертвой мести пиратов. Сквайр Трелони ведёт себя как ребёнок, легкомысленно доверяя корабль шайке разбойников. А главная загадка для мальчика — Долговязый Джон Сильвер. Именно его обаянию поддаются и Трелони, и доктор Смоллет, и сам Джим. Злодей вовсе не прост, он отличается незаурядной смекалкой. Иногда мальчик откровенно любуется его ловкостью и мужеством, да и сам Сильвер относится к Джиму с теплотой, особенно когда им вместе приходится противостоять взбешённым бандитам.

Психологическое богатство персонажей усиливает остроту сюжета. Стивенсон не отпускает внимание читателя, всякий раз начиная новый эпизод не в начале, а в конце главы. В романе нет утомительных описаний природы, отвлечённых философских рассуждений и, главное, отсутствует назидательность, но это только помогает понять, какой нравственный урок мальчик вынес из перенесённых испытаний.

Чтобы оценить авторское мастерство, сравним первый и последний абзацы книги. Джим объясняет: «Указывать, где лежит этот остров, в настоящее время ещё невозможно, так как и теперь там хранятся сокровища, которых мы не вывезли». Читатель заинтригован, но эпилог обманывает ожидания. Нового путешествия не будет. Золото потеряло свою притягательность: «Каждый из нас получил свою долю сокровищ. Одни распорядились богатством умно, а другие, напротив, глупо, в соответствии со своим темпераментом». Говоря о других, Джим ни словом не обмолвился о себе. Внимательный читатель должен был заметить, что на всём протяжении романа Джим не стремится завладеть сокровищами, не строит никаких планов обогащения. Он и теперь верен себе: «Остальная часть клада – серебро в слитках и оружие — всё ещё лежит там, где её зарыл покойный Флинт. И, по-моему, пускай себе лежит. Теперь меня ничем не заманить на этот проклятый остров. До сих пор мне снятся по ночам буруны, разбивающиеся о его берега, и я вскакиваю с постели, когда мне чудится хриплый голос Капитана Флинта (попугая. — Прим. сайта.):

— Пиастры! Пиастры! Пиастры!».

В такой же манере и тоже от лица мальчика написаны два других приключенческих романа — «Похищенный» (1886 г.) и «Катриона» (1893 г.). Действие первого происходит на фоне реальных исторических событий XVIII в. Главный герой, Дэвид Бэлфур, переносит множество лишений из-за того, что его дядя, отъявленный мерзавец, хочет отобрать по праву принадлежащее племяннику имение. Дэвида похищают и отправляют в Америку; по дороге он при необычных обстоятельствах находит верного друга. Корабль, на котором они плывут, терпит крушение, но, преодолев множество опасностей, друзья спасаются, и Дэвид в конце концов добивается восстановления своих прав. В романе «Катриона» рассказывается, как Дэвид Бэлфур, рискуя собственной жизнью и свободой, пытается спасти от смерти невинно осуждённого человека, а также о любви героя к Катрионе, внучке Роб Роя, национального героя Шотландии.

Особое место в творчестве Стивенсона занимает фантастическая повесть «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886 г.). Доктор Джекил, добропорядочный господин, страдает от невыносимых противоречий своего характера. С помощью лабораторных опытов он создаёт двойника, воплощающего его дурные качества. Двойник начинает жить своей жизнью, совершает омерзительные поступки и не останавливается даже перед убийством. Впоследствии имена Джекил и Хайд стали нарицательными, они символизируют неразрывную связь противоречивых черт в природе человека.

image Кадр из фильма «Странная история доктора Джекила и мистера Хайла». Режиссёр А. Орлов. В роли доктора Джекила — И. М. Смоктуновский

Большую известность приобрели исторические романы Стивенсона — «Принц Отто» (1885 г.), «Чёрная стрела» (1888 г.), изданный посмертно «Сент-Ив» (1897 г.), где приключения становятся ещё занимательней благодаря причудливому переплетению экзотики прошлого с подлинными фактами и реальными личностями.

Последние свои годы Стивенсон провёл на острове Самоа в Тихом океане. Он подружился с самоанцами, вы учил их язык и даже посылал статьи об их жизни в лондонские газеты, пытаясь привлечь внимание общественности к проблемам маленького народа. Когда на Самоа назревала гражданская война, он ездил верхом от одного лагеря к другому, пытаясь склонить стороны к миру.

После смерти писателя шестьдесят самоанцев отнесли гроб с его телом на вершину горы. На могильном камне выбито стихотворение Стивенсона «Реквием»:

Поделиться ссылкой

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий