Краткая биография Стравинского

Биография

Игорь Стравинский – великий отечественный композитор, исполнитель и дирижер, яркий представитель модернизма в музыке. По праву он считается одним из самых значимых деятелей мирового искусства XX века.

Детство и юность

В 1882 году под Петербургом родился Игорь Стравинский. Его родители имели непосредственное отношения к музыке – папа Федор солировал в Мариинском театре и был заслуженным артистом Российской империи, мама Анна – пианистка, аккомпанировала супругу. Игорь рос среди нескончаемого потока гостей, в числе которых встречались писатели, артисты, музыканты. Отец мальчика был дружен с Достоевским.

image
Игорь Стравинский в молодости

Первый раз за фортепиано будущий гений сел в 9 лет. После окончания гимназии родители устроили Игоря в университет Санкт-Петербурга, где юноша обучался на юриста. Самостоятельно Стравинский изучал музыку, затем стал брать уроки в частном порядке у Римского-Корсакова.

image
Игорь Стравинский и Николай Римский-Корсаков

Знакомству Игорь обязан его сыну Владимиру, который обучался также на юридическом. Римский-Корсаков впечатлился талантами Стравинского, посоветовал не поступать в консерваторию, так как знаний у юноши было достаточно. Наставник обучал в основном Игоря навыкам оркестровки, корректировал его произведения. Благодаря своему влиянию он добивался, чтобы музыку его ученика исполняли.

Музыка

В 1908 два произведения Стравинского – «Фавн и пастушка» и «Симфония ми-бемоль мажор» – были исполнены придворным оркестром. В следующем году на исполнение его оркестрового скерцо попал Сергей Дягилев: он был настолько поражен талантом молодого композитора, что сразу же познакомился с ним и заказал несколько аранжировок для русского балета в Париже. Через год Дягилев вновь обращается к Стравинскому, заказывая музыкальное сопровождение для нового балета «Жар-Птица».

Игорь Стравинский и Сергей Дягилев

Премьера прошла летом 1910: невероятный успех мгновенно превратил Стравинского в самого одаренного представителя нового поколения музыкальных авторов. «Жар-Птица» стала началом плодотворной совместной работы Игоря и труппы Дягилева. Уже следующий сезон открывается балетом «Петрушка», с партитурой Стравинского и великолепным Вацлавом Нижинским в главной роли.

Окрыленный успехом, композитор задумал написать своего рода симфонический ритуал, который в 1913 в парижском театре наделал немало шума. Этим произведением стала «Весна священная». Зрители во время премьеры разделились на два лагеря: одни были возмущены неоднозначным танцем и смелой музыкой, вторые приветствовали оригинальную постановку. Свидетели говорили, что танцорам не было слышно оркестра – такой сильный гул был в зале.

Вацлав Нижинский в балете Стравинского “Петрушка”

С этого дня Стравинского называли композитором той самой «Весны священной» и деструктивным модернистом. Игорь покидает родной город, вместе с женой и детьми в 1910 году обосновывается во Франции.

Однако Первая мировая войны свела на нет «Русские сезоны» в Париже, и щедрые гонорары закончились. В 1914 чета Стравинских оказывается в Швейцарии практически без средств к существованию. В те времена он часто обращается к русским народным мотивам, сказкам.

К этому времени музыка, которую писал Стравинский, стала более аскетичной, сдержанной, но невероятно ритмичной. В 1914 году он начал работу над балетом «Свадебка», которую удалось окончить лишь в 1923. Она была основана на сельских русских песнях, которые исполнялись на свадьбах и венчаниях. В 1920 в русском стиле было написано последнее шедевральное произведение – «Симфония для духовых».

После из его творчества исчез национальный колорит, и он начал трудиться в стиле неоклассицизма. Далее композитор интерпретирует старинную европейскую музыку и другие интересные исторические стили. С 1924 года Игорь Стравинский прекращает писать и выступает в качестве пианиста и дирижера. По окончании Второй мировой его концерты стали пользоваться особой популярностью.

Портрет Игоря Стравинского

Тогда же возобновляются “Русские сезоны”, но на скромном уровне. Последним балетом, который создали Дягилев и Стравинский, стал «Аполлон Мусагет», премьера которого состоялась в 1928. Через год Дягилев умирает, и труппа распадается.

1926 год – переломный в судьбе Стравинского, он пережил духовную трансформацию, которая, конечно, оказала влияние и на творчество. Религиозные мотивы появляются в его «Царе Эдипе», в кантате «Симфония псалмов». Либретто к этим произведениям создаются на латыни. В 1939 его приглашали в Гарвардский университет в Америку, где он читал цикл лекций «Музыкальная поэтика».

В пятидесятые годы в Европе появляется авангард, который отверг любимый Стравинским неоклассицизм, и Стравинский переживает музыкальный кризис. Большая депрессия, в которой находился Игорь, окончилась несколькими экспериментальными работами: «Кантата», «Памяти Дилана Томаса».

Работать он продолжал, несмотря на инсульт, до 1966 года, последним произведением стал «Реквием». Это невероятно тонкое произведение, написанное композитором в 84 года, стало свидетельством великого таланта и неиссякаемой энергии Стравинского.

Личная жизнь

Игорь Стравинский в 1906 связал себя узами брака с кузиной Екатериной Носенко. Большую любовь молодых не остановило наличие родной крови, в браке родилось 4 детей: мальчики Святослав и Федор и девочки Людмила и Милена. Сыновья стали выдающимися деятелями культуры: Святослав – виртуозным композитором и пианистом, Федор – художником. Биография Людмилы Стравинской интересна тем, что она стала супругой поэта Юрия Мандельштама.

Игорь Стравинский с первой женой Екатериной Носенко

Екатерина страдала от чахотки, поэтому зимовать семья уезжала в Швейцарию – сырой воздух Санкт-Петербурга не давал женщине дышать. В 1914 у четы Стравинских не получилось вернуться весной из Швейцарии в Россию из-за начавшейся Первой мировой, а затем из-за революции. Имущество и деньги, которые остались в родном городе, у семьи отобрали.

Игорь принял эту катастрофу близко к сердцу: помимо Екатерины и детей, он содержал мать, родную сестру и племянников. В России в месяцы революции творился беспредел во всех сферах, и композитору перестали выплачивать авторские за исполнение произведений по причине его эмиграции. Чтобы хоть как-то содержать семью, Стравинскому пришлось выпускать новые редакции своих работ.

Игорь Стравинский и Коко Шанель

Легенды и слухи не обошли личную жизнь Игоря: ему приписывают любовные отношения с Коко Шанель. Она протянула Стравинскому руку помощи в тот момент, когда он совсем остался без денег. Два года Игорь с семьей жил на вилле у мадемуазель, она спонсировала его выступления, кормила и одевала семью.

Когда материальное состояние Стравинского выправилось, и он покинул дом Шанель, она еще 13 лет каждый месяц высылала ему деньги – этот необычный факт и стал основой для легенды о романе французского дизайнера и русского композитора. В 2009 году вышел художественный фильм «Коко Шанель и Игорь Стравинский», посвященный этим отношениям.

Игорь Стравинский и вторая жена Вера Судейкина

В 1939 Екатерины Стравинской не стало, и через год, переехав в Америку, музыкант женится второй раз на Вере Судейкиной, актрисе немого кино. Вместе Вера и Игорь прожили 50 лет, стараясь не разлучаться ни на минуту. В 1962 году семейная пара побывала в родной стране – в Москве и Ленинграде, встречу показали по телевидению.

Смерть

Композитора не стало 6 апреля 1971 года, причина смерти – сердечная недостаточность. Супруга Вера Артуровна похоронила его в Венеции, на русской части кладбища Сан-Микеле, недалеко от могилы Дягилева. Через 11 лет супругу похоронят рядом с мужем.

Могила Игоря Стравинского

Имя Стравинского было неоднократно увековечено: его носит музыкальная школа в Ораниенбауме, туристический теплоход и самолет авиакомпании «Аэрофлот». В честь Стравинского в Украине каждый год проходит международный музыкальный фестиваль.

Дискография

  • 1906 – «Фавн и пастушка»
  • 1908 – «Фантастическое скерцо»
  • 1910 – балет «Жар-птица»
  • 1911 – Балет «Петрушка»
  • 1913 – «Весна священная, картины языческой Руси в 2 частях»
  • 1914 – сказка«Соловей»
  • 1918 – сказка «История солдата»
  • 1920 – балет «Пульчинелла»
  • 1922 – опера «Мавра»
  • 1923 – хореографические сцены «Свадебка»
  • 1927 – опера «Царь Эдип»
  • 1928 – балет «Аполлон Мусагет»
  • 1930 – «Симфония псалмов»
  • 1931 – «Концерт для скрипки D-dur»
  • 1942 – «Концертные танцы»
  • 1954 – «4 русские песни»
  • 1963 – «Авраам и Исаак»
  • 1966 – «Заупокойные песнопения»

    Полное имя: Игорь Федорович Стравинский Дата рождения: 17 июня 1882 г. Знак зодиака: Близнецы Возраст: 88 лет Место рождения: Ломоносов Дата смерти: 25 марта 2020 г. Деятельность: Композитор Рост: 160 см Семейное положение: Был женат Супруг(а): Вера Стравинская, Екатерина Носенко Дети: Людмила Стравинская, Милена Стравинская, Святослав Стравинский, Фёдор Стравинский Родители: Фёдор Игнатьевич Стравинский (1843-1902), Анна Кирилловна Холодовская (1854-1939)

    Игорь Стравинский — биография

    Слушая произведения известного композитора Стравинского, которым восхищался весь мир, кажется: не мог все это написать один человек, уж слишком они разные! Но такова была его натура: не стоять на месте – ни в музыке, ни в любви. В три года Игорь мог точно повторить услышанную где-то мелодию. В девять прекрасно играл на фортепиано. Спустя еще пару лет начал сочинять музыку. Но до последнего сомневался в своем призвании. Все решил случай.

    Детство и юность, семья

    Игорь Стравинский родился 17 июня 1882 года в г. Ломоносове, близ Петербурга в творческой семье. Отец, Федор Игнатьевич – оперный певец, артист Мариинского театра, мать, Анна Кирилловна Холодовская – пианистка. В семье было четверо детей – братьев (Роман, Юрий, Игорь, Гурий). Мальчик занимался живописью, много читал, практически каждый день бывал в театре. Казалось, его будущее предопределено. Но… «Музыкантом нужно быть или великим, или никаким!» – сказал однажды отец, когда юноша робко попробовал завести с ним разговор о будущем. И отправил сына на юридический факультет. Спорить с родителем Игорь не стал, но параллельно сам начал изучать теорию музыки. По счастливой случайности, его одногруппником оказался сын известного композитора Римского-Корсакова. Однажды приятель позвал Игоря в гости, где тот познакомился с мэтром и показал ему свои нотные этюды. Николай Андреевич был удивлен и восхищен услышанным. Но взял талантливого юношу к себе на обучение, только когда Стравинский-старший ушел в мир иной.

    Музыка

    С 1904 года дважды в неделю Игорь Стравинский бывал в доме композитора. Стравинский демонстрировал тонкий музыкальный вкус и искусное владение художественными приемами. Под руководством наставника он начал сочинять свои первые симфонии и давать концерты. На одном из выступлений в зале оказался знаменитый антрепренер Сергей Дягилев. Практически был готов его новый балет «Жар-птица», который он собирался презентовать в рамках «Русских сезонов». Не хватало только музыки. Услышав Стравинского, Дягилев обрадовался: «Вот он-то мне ее и напишет!» Премьера балета «Жар-птица» состоялась в 1910 году в Париже и имела колоссальный успех. Французская публика восторженно отзывалась о композиторе, который во всем великолепии представил русский фольклор: здесь были народные мотивы, бубны и балалайки, настоящий балаган. Спустя три года на премьере балета «Весна священная» зрители уже негодовали. Они были в недоумении от сурового музыкального строя и жесткости ритма. А увидев «Пляску щеголих», стали кричать, свистеть, топать ногами. «Распоясавшийся русский!» – доносилось из зала. Чтобы усмирить публику, Дягилев несколько раз выключал в зале свет. Не помогло, и балет прервали. А спустя год ту же постановку встретили уже овациями. Друзья поздравляли композитора: покорить Париж – значит покорить мир.

    Личная жизнь

    Стравинский, вынужденный часто бывать во Франции, тосковал по родине. В 1914 году ему и вовсе пришлось покинуть Россию. Вместе с женой и детьми он перебрался в Швейцарию. Супруга нуждалась в чистом воздухе: она болела туберкулезом. Ради любимой женщины Стравинский был готов на многое. Они познакомились в 1906 году, когда обоим было по девять лет. Екатерина Носенко приходилась Игорю кузиной. В 1906 году Стравинский женился на Екатерине Носенко. У супругов на свет появилось четверо детей: два сына – Федор и Святослав, и две дочери – Милена и Людмила. В 1900—1910-е семья Стравинских жила подолгу в своём имении, которое находилось в Устилуге. В Россию семья не вернулась: Первая мировая война и революция не дали им такой возможности. В 1917 году композитору оставалось лишь с грустью констатировать: «Я остался ни с чем, на чужбине, в самый разгар войны». Положение Стравинских действительно было бедственным. На родине их имущество национализировали, деньги забрали, так же как и семейное имение. Авторские гонорары выплачивать перестали. Чтобы заработать денег, композитор стал перевыпускать свои работы. Семью приютила Коко Шанель: Стравинские два года жили на ее вилле во Франции. Там же в 1921-м Игорь Стравинский познакомился с Верой Судейкиной, которой было суждено надолго войти в его жизнь. Вера замужем за известным художником (которого, к слову, тоже увела из семьи), Игорь женат. Но как противостоять напору страсти? Стравинский честно признался во всем жене. «Меня принесли в жертву», – так описывала ситуацию Екатерина. Маэстро часто отправлялся в поездки с новой возлюбленной, и жене приходилось писать той унизительные письма с просьбой напомнить ему, чтобы выслал деньги на содержание. Двойная жизнь продолжалась 20 лет. Сын Стравинского Святослав позже вспоминал: «Мой отец вел двойную жизнь. Я уверен, что он очень страдал от этой ситуации, но у него была страсть, и он с ней не мог справиться». Но именно в это время композитор писал удивительную музыку. Пробовал новые сочетания, мотивы, аранжировки. Все они настолько отличались друг от друга, что многие не верили, что все произведения созданы одним автором. Музыка для балета с пением «Пульчинелла» была не похожа на музыку для оперы-буфф «Мавра», а «Мавра» разительно отличалась от оперы-оратории «Царь Эдип». В Париже Игорь Стравинский начал писать и духовную музыку – так, в 1928 году создал «Отче наш» для хора. С 1924 года он стал лично исполнять собственные произведения на фортепиано. Также любил сам дирижировать, считая, что другие дирижеры искажают его музыку. Однако Париж, сделавший Стравинского знаменитым, напоследок словно решил ему отомстить. В конце 1930-х здесь одна за другой умерли его старшая дочь, мать и жена. Оставаться во Франции стало невыносимо. Все началось с лекций в Гарварде, куда Стравинского приглашали неоднократно. А закончилось его переездом в 1939 году в Америку. Чуть позже он заключил официальный брак с Верой. Здесь, в США, в 1950-х годах Игорь Стравинский начал писать новую музыку – в серийной технике. В качестве основы он брал ряд («серию») неповторяющихся звуков. Так родились «Плач пророка Иеремии», «Кантата», «Септет», «Похождения повесы». Критики обвиняли композитора в том, что он окончательно отошел от исконно русской музыки, но тот и не скрывал – нельзя стоять на месте. Осенью 1962 года случилось невероятное – Игоря Федоровича пригласили на гастроли в СССР. У него даже дух захватило: он не был на родине около полувека! И хотя на советскую власть композитор таил обиду (Стравинского называли «лакеем империализма», а за исполнение его музыки студентов исключали из музучилищ), приглашение он принял. Во время поездки Стравинский был под надзором спецслужб. В гостиницах, где останавливался Игорь Федорович, даже отключали телефон, чтобы он не мог пообщаться с друзьями. Публика же приняла мэтра восторженно, сам он был счастлив, а во время прощального ужина Хрущев предложил Стравинскому вернуться. «Ну, или хотя бы приезжайте в гости!» – зазывал Никита Сергеевич. Тот усмехнулся: «Как странно, приехать в гости на родину…» Ему было горько: щемило сердце, хотелось остаться, но что-то останавливало. На вопрос, желал бы он все же остаться в СССР, Стравинский ответил: «Хорошего понемножку». Свое 85-летие Игорь Стравинский хотел отметить на родине, но здоровье не позволило. Он перенес инсульт, плохо себя чувствовал. В 1966 году композитор написал свое последнее произведение с говорящим названием «Заупокойные песнопения», признавшись, что на этом в своем творчестве ставит точку.

    Последние годы и смерть

    Последние годы жизни Игорь Федорович ничего не сочинял: он попросту устал. Еще свежи были воспоминания о временах, когда его рабочий день длился 10 часов. Теперь же возраст давал о себе знать. Стравинский стал мнительным, чрезмерно экономным (мог отклеить с письма марку, чтобы использовать ее повторно). Панически боялся простудиться, даже спал в берете. Капризы немощного старика стойко сносила жена Вера. А он не забывал делать ей приписки в ежедневном расписании: «Сначала я тебя поцелую». Когда в возрасте 88 лет 6 апреля 1971 года Игорь Стравинский скончался от сердечной недостаточности, супруга распорядилась похоронить его в Венеции. Этот город так напоминал композитору его любимый Петербург…

    Читайте еще по этой теме:

    Вас заинтересуют так же следующие новости

    • Жанна Агузарова – марсианка
    • Гоша Куценко – жертва соблазнов
    • Сергей Бондарчук – Фильм, стоивший жизни
    • Константин Богомолов
    • Игорь Губерман
    • Вера Ивлева
    • Екатерина Климова – история жизни
    • Майя Плисецкая – Неумирающий лебедь

    ТолкованиеПеревод

    Стравинский, Игорь Фёдорович
    Игорь Стравинский
    Основная информация
    Полное имя

    Игорь Фёдорович Стравинский

    Дата рождения

    5 (17) июня 1882(1882-06-17)

    Место рождения

    Ораниенбаум, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя

    Дата смерти

    6 апреля 1971(1971-04-06) (88 лет)

    Место смерти

    Нью-Йорк, США

    Страна

     Российская империя  Франция[1]  США[2]

    Профессии

    композитор

    И́горь Фёдорович Страви́нский (5 [17] июня 1882, Ораниенбаум[3] — 6 апреля 1971, Нью-Йорк; похоронен в Венеции на кладбище Сан-Микеле) — русский композитор, дирижёр и пианист, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века.

    Биография

    Игорь Стравинский родился в 1882 году на Швейцарской улице в Ораниенбауме на даче, которую купил его отец, Фёдор Стравинский — российский певец польского происхождения, солист Мариинского театра. По версии некоторых украинских исследователей, род Стравинских происходит из Волыни на Украине. По версии белорусских исследователей, род Стравинских происходит из древнего белорусского шляхетского рода Стравинских.

    С девяти лет Стравинский брал частные уроки фортепиано, в 19 лет после окончания гимназии Гуревича[4], по настоянию родителей, поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, одновременно приступив к самостоятельному изучению музыкально-теоретических дисциплин. С 1904 по 1906 год Стравинский брал частные уроки у Н. А. Римского-Корсакова, который предложил композитору занятия два раза в неделю, параллельно с его уроками у В. Калафати. Это была единственная композиторская школа Стравинского, благодаря которой он овладел профессией в совершенстве.

    Молодой Игорь Стравинский. (1910 год)

    Под руководством Римского-Корсакова были написаны первые сочинения — скерцо и соната для фортепиано, сюита для голоса с оркестром «Фавн и пастушка» и т. д. На премьере последнего присутствовал Сергей Дягилев, высоко оценивший талант молодого композитора. Через некоторое время Дягилев предложил ему написать балет для постановки в «Русских сезонах» в Париже. В течение трёх лет сотрудничества с труппой Дягилева Стравинский написал три балета, принёсших ему мировую известность — «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913).

    В эти годы Стравинский периодически ездит из России в Париж и обратно, а в 1914 году, перед самым началом Первой мировой войны, едет в Швейцарию за часами, где и остаётся на ближайшие четыре года. Среди сочинений этого времени — опера «Соловей» по сказке Г. Х. Андерсена (1914) и «История солдата» (1918). Этим же временем датируется сближение Стравинского с французской «Шестёркой» и авангардным композитором Эриком Сати, ядовитый характер и музыка которого вызывали неизменное восхищение Стравинского. Некоторые произведения Сати, в особенности балет «Парад» (1917) и симфоническая драма «Сократ» (1918), оставили заметный след в творчестве Стравинского.

    «Поскольку Шестёрка чувствовала себя свободной от своей доктрины и была исполнена восторженного почитания к тем, против кого выставляла себя в качестве эстетического противника, то и никакой группы она не составляла. „Весна священная“ произросла мощным деревом, оттесняя наш кустарник, и мы собирались было признать себя побеждёнными, как вдруг Стравинский вскоре сам присоединился к нашему кругу приёмов, и необъяснимым образом в его произведениях даже чувствовалось влияние Эрика Сати.»[5]

    ( Жан Кокто, «к юбилейному концерту Шестёрки в 1953 году»)

    После окончания войны Стравинский принимает решение не возвращаться в Россию и спустя некоторое время переезжает во Францию. В 1919 году композитор по заказу Дягилева пишет балет «Пульчинелла», поставленный год спустя.

    Стравинский жил во Франции до 1940 года. Здесь состоялись премьеры его оперы «Мавра» (1922), танцевальной кантаты (балета с пением) «Свадебка» (1923) — итогового произведения русского периода, а также оперы-оратории «Царь Эдип» (1927), знаменовавшей собой начало нового периода в творчестве композитора, который принято называть «неоклассическим».

    Платиновая монета Банка России номиналом 150 руб.

    В 1924 году состоялся дебют Стравинского в качестве пианиста: он исполнил собственный концерт для фортепиано и духового оркестра под управлением Сергея Кусевицкого. Как дирижёр Стравинский выступал с 1915 года. 1926 год отмечен первым обращением композитора к духовной музыке — «Отче наш» для хора a capella. В 1928 году появляются новые балеты — «Аполлон Мусагет» и «Поцелуй феи», а два года спустя — знаменитая и грандиозная «Симфония псалмов» на латинские тексты Ветхого Завета.

    В начале 1930-х годов Стравинский обращается к жанру концерта — он создаёт концерт для скрипки с оркестром и концерт для двух фортепиано. В 1933—1934 годах по заказу Иды Рубинштейн совместно с Андре Жидом Стравинский пишет мелодраму «Персефона». Тогда же он окончательно решает принять французское гражданство (получено в 1934 году) и пишет автобиографическую книгу «Хроника моей жизни».

    С 1936 года Стравинский периодически посещает с гастролями США, во время которых укрепляются его творческие связи с этой страной. В 1937 году в Метрополитен-опера был поставлен балет «Игра в карты», год спустя — исполнен концерт «Дамбартон-Окс», Стравинского приглашают прочитать курс лекций в Гарвардском университете. Наконец, в связи с начавшейся войной, Стравинский решает переехать в США. Композитор поселяется сначала в Сан-Франциско, а затем в Лос-Анджелесе. В 1945 году он становится американским гражданином. Произведения этого периода — опера «Похождения повесы» (1951), ставшая апофеозом неоклассического периода, балеты «Орфей» (1948), Симфония in C (1940) и Симфония в трёх частях (1945), Эбони-концерт для кларнета и джаз-оркестра (1946, написан для оркестра Вуди Германа), а также множество других сочинений.

    В январе 1944 года, в связи с исполнением необычной аранжировки гимна США в Бостоне, местная полиция предупредила Стравинского, что существует ответственность в виде штрафа за искажение гимна.[6][7][8] В связи с этим появился миф, что Стравинский был арестован за искажение гимна.[9].

    С начала 1950-х годов Стравинский начинает использовать в своих сочинениях серийный принцип. Переходным сочинением стала Кантата на стихи английских анонимов, в которой со всей очевидностью обозначилась тенденция тотальной полифонизации музыки, к которой Стравинский тяготел всегда. Первым серийным сочинением стал Септет (1953). Полностью серийным сочинением, в котором Стравинский совершенно отказался от тональности, как таковой, стали Threni (Плач пророка Иеремии; 1958). Произведение, в котором серийный принцип абсолютен, — это «Движения» для фортепиано с оркестром (1959). Итоговое музыкальное произведение серийного периода — Вариации памяти Олдоса Хаксли для оркестра.

    На украинской марке 2007 года

    Апофеозом всего творчества Стравинского является Requiem Canticles («Заупокойные песнопения», Реквием) для контральто и баса соло, хора и оркестра (1966): «…„Заупокойные песнопения“ завершили всю мою творческую картину…», «…Реквием в моём возрасте слишком задевает за живое…», «…сочиняю шедевр своих последних лет» — И. Стравинский.

    Стравинский очень активно гастролировал как дирижёр и пианист. Осенью 1962 года впервые после долгого перерыва он приезжает с концертами в СССР, где дирижирует в Москве и Ленинграде. Последнее завершённое его произведение — обработка для камерного оркестра двух духовных песен Хуго Вольфа (1968), но он ещё успеет задумать и начать оркестровку четырёх прелюдий и фуг из ХТК И. С. Баха (1968—1970), а также начнёт вынашивать замысел и представит себе эскизы фортепианного сольного произведения.

    Умер Стравинский 6 апреля 1971 года от сердечной недостаточности. Похоронен на кладбище Сан-Микеле в Венеции (Италия), на так называемой «русской» его части, рядом со своей женой Верой, недалеко от могилы Сергея Дягилева.

    Могилы четы Стравинских

    На дочери И. Ф. Стравинского Людмиле (1908—1938) был женат поэт Юрий Мандельштам.

    Адреса в Санкт-Петербурге

    05.06.1882 — 1908 — дом М. Ф. Немковой — Никольская улица, 3, кв. 66.

    Память

    • В честь Стравинского назван кратер на Меркурии и музыкальная школа в Ораниенбауме.
    • Также существует Фонтан Стравинского на одноименной площади перед Центром Жоржа Помпиду в Париже, Франция.
    • В его честь выпущены монеты и почтовые марки.
    • Имя Стравинского носит самолет А-319 компании «Аэрофлот», регистрационный номер VP-BDO.
    • Музыкальная аудитория в Монтрё названа в честь Стравинского.
    • Имя композитора увековечено в названии улицы [1] в Амстердаме.

    Музей Стравинского

    Первый в мире музей Игоря Стравинского открыт на Украине в городе Устилуг (Волынь) в 1990 году.

    Музыкальные фестивали

    • Музыкальный фестиваль имени Игоря Стравинского начали проводить на Волыни с 1994 года.
    • 12 июня 2010 года в Луцке открылся уже VII Международный фестиваль «Стравинский и Украина».

    Сочинения

    См. также

    Смотреть что такое “Стравинский, Игорь Фёдорович” в других словарях:

    • Стравинский, Игорь Фёдорович — Игорь Фёдорович Стравинский. Стравинский,Игорь Федорович СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович (1882 1971), композитор и дирижер. В России до 1914, с 1945 гражданин США. Творчество Стравинского отличается, с одной стороны, образным и стилистическим… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

    • Стравинский Игорь Фёдорович — (1882—1971), композитор, дирижёр. Сын Ф. И. Стравинского. Родился в Ораниенбауме (ныне город Ломоносов). В 1905 окончил юридический факультет Петербургского университета. Брал уроки композиции у Н. А. Римского Корсакова. В 1910 уехал из… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    • Стравинский Игорь Фёдорович —       (1882 1971), композитор, дирижёр. Сын Ф. И. Стравинского. Родился в Ораниенбауме (ныне город Ломоносов). В 1905 окончил юридический факультет Петербургского университета. Брал уроки композиции у Н. А. Римского Корсакова. В 1910 уехал из… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

    • Стравинский Игорь Фёдорович — (1882 1971), композитор, дирижёр. Сын Ф. И. Стравинского. В России до 1914, затем жил за рубежом, с 1939 в США. Творчество Стравинского при образно стилистическом многообразии (от языческой архаики до античных мифов, от русского современного… …   Энциклопедический словарь

    • Стравинский Игорь Фёдорович — …   Википедия

    • Игорь Фёдорович Стравинский — Дата рождения 5 (17) июня 1882 Место рождения Ораниенбаум Дата смерти 6 апреля 1971 Место смерти …   Википедия

    • Игорь Фёдорович Стравинский — (1882 1971 гг.) композитор Искусство должно быть холодным. Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению другое музыкальное сочинение. (Источник: «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. М.: Просвещение; 2006.) …   Сводная энциклопедия афоризмов

    • Игорь Фёдорович Стравинский — (1882 1971 гг.) композитор Искусство должно быть холодным. Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению другое музыкальное сочинение. (Источник: «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. М.: Просвещение; 2006.) …   Сводная энциклопедия афоризмов

    • Стравинский — Стравинский  фамилия Стравинский, Фёдор Игнатьевич (1843 1902)  русский оперный певец (бас), отец композитора И. Ф. Стравинского Стравинский, Игорь Фёдорович (1882 1971)  русский композитор и дирижёр Стравинский …   Википедия

    • СТРАВИНСКИЙ — 1. СТРАВИНСКИЙ Игорь Фёдорович (1882 1971), композитор и дирижёр. Сын Ф. И. Стравинского. В России до 1914, затем жил за рубежом, с 1939 в США. Творчество Стравинского при образно стилистическом многообразии (от языческой архаики до античных… …   Русская история

    Первые шаги в музыке

    Игорь Стравинский родился в музыкальной семье: отец — солист оперного театра, мать — певица и пианистка. В родительском доме на берегу Невы всегда было много интересных и именитых гостей. Посещал Стравинских даже Федор Михайлович Достоевский.

    Девяти лет от роду юный Игорь начал обучаться музыке. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет. С таким образованием, полагал он, вернее и легче будет построить карьеру. И все же своего увлечения молодой человек не оставил. Он начал брать уроки композиции у самого Николая Андреевича Римского-Корсакова. Под руководством великого мастера были написаны первые сочинения Стравинского.

    Но настоящий прорыв в творчестве начинающего композитора связан с другим знаковым именем. Сергей Павлович Дягилев, выдающийся российский антрепренер, открывший миру русский балет, заказал Стравинскому музыку, которая должна была исполняться в Париже на знаменитых «Русских сезонах». Так мир услышал гениальные «Жар-птицу», «Петрушку» и «Весну священную». Эти балеты принесли автору всемирную известность.

    Игорь Стравинский. Источник: liveabout.com

    Но если первые два были встречены публикой на «ура», то премьера «Весны священной» провалилась. Причин было несколько: во-первых, это первый бессюжетный балет, во-вторых, музыка для европейского уха оказалась абсолютно новой. В своем произведении Стравинский фактически отказался от привычной тональности, за что и «получил» от критиков по полной.

    Разноцветье стран, стилей и знакомств

    Сразу после премьеры композитор слег, но не от нервного срыва, а от брюшного тифа. Случилось это в 1912 году. Потом началась Первая мировая война, и Стравинскому пришлось остаться в Европе. Это было непростое время. До 1940 года он жил в Швейцарии, правда, недолго, затем во Франции. Свой французский период жизни Стравинский вспоминал как самый несчастливый: в конце 1930-х годов сначала умерла его дочь Людмила, а затем и супруга Екатерина.

    Дирижирует Игорь Стравинский Стравинский с женой Екатериной Носенко. (wikipedia.org) Стравинский в компании друзей. (wikipedia.org) Стравинский с Дягилевым. (wikipedia.org) Стравинский во время репетиции. (wikipedia.org)

    Что касается творчества, то в эти годы композитор сблизился с Эриком Сати и французской «Шестеркой», дружеским объединением композиторов, по аналогии с пятеркой «Могучей кучки». Стравинский написал новые балеты «Аполлон Мусагет» и «Поцелуй феи», в «Отче наш» для хора, а капелла впервые обратился к духовной музыке.

    В 1940-е годы, уже в Америке, он создал Симфонию in C и балет «Орфей». Здесь же, в самой демократичной стране мира, с композитором произошел курьезный случай, который часто вспоминают: за исполнение американского гимна в необычной аранжировке Стравинский был арестован. Однако это не помешало ему стать гражданином США.

    Фото человека, похожего на Стравинского. (wikipedia.org) Стравинский с друзьями и Шанель. (wikipedia.org)

    В 1962 году композитор посетил СССР, дирижируя в Москве и Ленинграде. Спустя много лет он был рад оказаться на родине. Но когда от имени советского правительства ему предложили остаться, Стравинский отшутился: «Хорошего понемножку».

    Стравинский за работой. Источник: wikipedia.org

    Последним известным произведением композитора стала обработка двух духовных песен австрийца Хуго Вольфа. Также остались незаконченными переложения для оркестра четырех прелюдий и фуг Иоганна Себастьяна Баха.

    «Человек тысячи одного стиля» Игорь Стравинский умер в преклонном возрасте в апреле 1971 года. Будучи личностью оригинальной и живо мыслящей, он оставил после себя много сентенций. Вот одна из них: «Композиторы присоединяют ноты одну к другой — вот и все».

    Игорь Стравинский

    Игорь Федорович Стравинский — пожалуй, самая противоречивая и авангардная фигура в музыкальной культуре XX века. Его самобытное творчество не вписывается в рамки какой-то одной стилистической модели, в нем самым неожиданным образом сочетаются различные направления, за что композитора современники прозвали “человеком тысячи одного стиля”. Великий экспериментатор, он чутко улавливал изменения, которые происходили в жизни, и стремился жить вместе со временем. И все же у его музыки есть свое истинное лицо — русское. Все сочинения Стравинского глубоко проникнуты русским духом — это снискало композитору невероятную популярность за рубежом и искреннюю любовь в Отечестве.  

    Краткая биография Стравинского

    Игорь появился на свет в 1882 году в местечке Ораниенбаум в театральной семье. Отец будущего композитора блистал на оперной сцене Мариинского театра, а мать, будучи пианисткой, аккомпанировала мужу во время концертов. В их доме собирался весь артистический и культурный цвет Петербурга — Лядов, Римский-Корсаков, Кюи, Стасов, захаживал Достоевский. Творческая атмосфера, в которой рос будущий композитор, впоследствии сказалась на формировании его художественных вкусов и разноплановости формы и содержания музыкальных сочинений.

    В годы его детства и ранней юности трудно было даже заподозрить, что в семье растет гений. В 9 лет Игоря начали учить музыке, однако предпосылок к перспективной музыкальной карьере родители в сыне не разглядели. По их настоянию Стравинский, который учился далеко не блестяще, поступил в университет на факультет юридических наук. Тогда и начал проявляться его глубокий и серьезный интерес к музыке. Правда, знаменитый композитор и близкий друг семьи Римский-Корсаков, у которого юный Стравинский на протяжении всего времени студенчества брал уроки оркестровки и композиции, поступать в консерваторию своему ученику… отсоветовал, считая, что не стоит тратить время на теоретическую подготовку, когда нужно сосредоточиться на практике. Он сумел дать Стравинскому крепкую композиторскую школу, и будущий разрушитель музыкальных стереотипов на всю жизнь сохранил об учителе самые теплые воспоминания.

    Слава обрушилась на Игоря Стравинского неожиданно, и этот факт имеет прямую взаимосвязь с именем основателя “Русских сезонов” в Париже Сергея Дягилева. В 1909 году известный антрепренер, планируя пятые по счету “сезоны”, был поглощен поисками композитора для нового балетного спектакля “Жар-птица”. Дело это было непростое, поскольку для покорения искушенной французской публики требовалось создать нечто совершенно особенное, дерзкое, оригинальное. Дягилеву посоветовали обратить внимание на 28-летнего Стравинского. Молодой композитор не был известен широкой публике, но скептицизм Дягилева растаял в тот же миг, как только он услышал в исполнении Стравинского одно из его сочинений. Опытный импресарио, обладавший удивительным чутьем на таланты, и здесь не ошибся.

    После премьерного показа “Жар-птицы”, открывшей в 1910 году очередную грань русского искусства для парижан, Стравинский обрел невероятную популярность и в одночасье стал самым модным русским композитором у европейской публики. Следующие три года доказали, что успех “Жар-птицы” не являлся мимолетной случайностью. За это время Стравинский написал еще два балета – “Петрушка” и “Весна священная”. Но если “Жар-птица” и “Петрушка” вызвали у публики неистовый восторг чуть не с первых тактов, то “Весну священную” зрители сначала не приняли до такой степени, что на премьере разыгрался один из самых грандиозных скандалов в истории театра. Музыку Стравинского возмущенные парижане назвали варварской, а его самого – “распоясавшимся русским”.

    В 1934 году он принимает французское подданство и выпускает автобиографический труд под названием “Хроника моей жизни”. Конец 30-х годов Стравинский впоследствии назовет самым тяжелым периодом в своей судьбе. Он пережил огромную трагедию – за короткое время композитор потерял трех дорогих ему людей. В 1938 году умерла его дочь, а в 1939 – мать и жена. Глубокий душевный кризис, вызванный личной драмой, еще более усугубился с началом Второй мировой войны. Спасением для него стал новый брак и переезд в США. Знакомство с этой страной состоялось у Стравинского в 1936 году, когда он впервые предпринял заокеанское гастрольное турне. После переезда композитор выбрал своим местом жительства Сан-Франциско, а вскорости перебрался в Лос-Анджелес. Спустя 5 лет после переезда он становится гражданином Соединенных Штатов.

    Поздний этап творчества Стравинского характеризуется преобладанием в нем духовной тематики. Кульминацией творчества становится “Реквием” (“Заупокойные песнопения”) – это квинтэссенция художественных исканий композитора. Свой последний шедевр Стравинский написал в 84-летнем возрасте, когда был уже тяжело болен и предчувствовал свой скорый уход. “Реквиемом”, по сути, он подвел итог прожитой жизни.

    Композитора не стало 6 апреля 1971 года. По его желанию он похоронен в Венеции рядом со своим давним другом Сергеем Дягилевым.

    Интересные факты о Стравинском

    Стравинский обладал редкостным трудолюбием, он мог без перерыва работать по 18 часов. В 75 лет у него был 10-часовой рабочий день: до обеда он 4-5 часов занимался сочинением музыки, а после обеда 5-6 часов посвящал оркестровке или переложениям. Дочь И. Стравинского Людмила стала женой поэта Юрия Мандельштама. Стравинского и Дягилева связывали не только узы дружбы, но и родства. Они приходились друг другу пятиюродными братьями.

    Первый музей композитора был создан в 1990 году на Украине, в городе детства Стравинского Устилуг, где находилось их семейное поместье. С 1994 года на Волыни существует традиция проведения фестиваля музыки имени Игоря Стравинского.

    Композитор всегда тосковал по России. Из биографии Стравинского мы узнаём, что в октябре 1962 года заветная мечта сбылась – после полувекового отсутствия он приехал на Родину, приняв приглашение отметить здесь 80-летний юбилей. Он дал несколько концертов в Москве и родном Ленинграде, встретился с Хрущевым. Но его приезд был омрачен пристальным надзором спецслужб, которые в своем служебном рвении даже отключали телефоны в гостиницах, чтобы ограничить контакты композитора с соотечественниками. Когда после этой поездки одна из родственниц спросила Стравинского, почему бы ему не переселиться на Родину, тот с горькой иронией ответил: “Хорошего понемножку”.

    Стравинского связывали узы дружбы и приятельства со многими известными людьми из мира искусства, литературы, кино – Дебюсси, Равелем, Сати, Прустом, Пикассо, Олдосом Хаксли, Чарли Чаплиным, Коко Шанель, Уолтом Диснеем.

    Композитор всегда опасался простуд — по этой причине он предпочитал теплую одежду и, бывало, даже спать ложился в берете.

    Люди, имевшие привычку громко разговаривать, вызывали в Стравинском инстинктивный ужас, зато любой намек на критику в его адрес провоцировал в нем вспышку ярости.

    Стравинский замечательно рисовал, был тонким ценителем живописи. Из 10 000 томов его домашней библиотеки в Лос-Анджелесе две трети книг были посвящены изобразительному искусству.

    В 1944 году Стравинский в качестве эксперимента сделал аранжировку официального гимна Соединенных Штатов, чем вызвал грандиозный скандал. Полиция сделала композитору предупреждение, что если подобное хулиганство повторится, ему будет выписан штраф.

    Французская богема была покорена музыкой Стравинского до такой степени, что популярный музыкальный критик Флоран Шмитт назвал принадлежащий ему загородный дом “Виллой Жар-птицы”.

    В 1982 году партитура “Весны священной” была продана на аукционе швейцарскому меценату Паулю Захеру за $ 548 000. Эта сумма стала самой большой, которую давали за автограф какого-либо композитора. Захер был лично знаком со Стравинским и приложил все усилия, чтобы заполучить раритеты, имеющие отношение к великому современнику. Сегодня фонд Захера обладает архивом Стравинского, включающим в себя 166 ящиков его писем и 225 ящиков сохранившихся музыкальных автографов, их общая стоимость составляет $ 5 250 000.

    В Кларане можно пройтись по улице “Весны священной” — работу над этим балетом Стравинский закончил именно в этой швейцарской деревне 17 ноября 1912 года.

    Женщины в жизни Стравинского

    Биография Стравинского гласит, что свою первую любовь Екатерину Носенко Стравинский встретил, когда ему шел…10-й год. Но чувство взаимной симпатии и доверия, вспыхнувшее между двумя детьми в первые минуты знакомства, они пронесли через всю жизнь. Даже тот факт, что Екатерина приходилась Стравинскому кузиной, не помешал им соединить свои судьбы. В 1906 году они тайно обвенчались, поскольку брачные союзы между близкими родственниками, к которым относились двоюродные братья и сёстры, были запрещены. Екатерина с ранних лет страдала болезнью легких, что не помешало ей родить супругу четверых детей – Федора, Людмилу, Святослава и Милену. Чтобы поддержать слабое здоровье жены, Стравинский увозил семью на зиму в Швейцарию. В 1914 году они, следуя заведенной традиции, выехали в Европу, а вернуться не смогли — сначала помешала Первая мировая война, потом революция.

    Финансовое положение семьи оказалось плачевным, так как все имущество и сбережения Стравинских остались в России. Добрым гением композитора в этот непростой период жизни оказалась знаменитая Габриэль Шанель, которая пригласила Стравинских пожить на своей вилле. Связывало ли этих двух незаурядных людей нечто большее, чем узы дружбы, неизвестно, хотя догадок по этому поводу и в наши дни существует много. Но то, что Коко Шанель долгие годы поддерживала семью композитора, бесспорный факт.

    В 1921 г. в жизни Стравинского произошла еще одна судьбоносная встреча. С актрисой Верой Судейкиной, красавицей и умницей, композитора познакомил Дягилев. Вера была замужем, но вскоре оставила мужа, чтоб посвятить себя Стравинскому. Несмотря на страстную любовь, которая их связала, музыкант не ушел из семьи. Такая двойная жизнь, мучительная для всех, включая детей, которые знали о существовании в жизни отца другой женщины, продолжалась около 20 лет. В 1939 году Екатерина умерла от чахотки, а в 1940 Стравинский женился на Вере и вместе с ней уехал в США. Жизнь доказала, что их любовь была не прихотью, а настоящим, глубоким чувством. Они прожили в браке пятьдесят лет. Вера ушла из жизни в 94 года, пережив своего знаменитого супруга на десять лет. Ее похоронили в Венеции рядом с мужем.

    Творчество Стравинского

    В творчестве Стравинского условно выделяют три периода. Начальный называют “русским”, его временные рамки ограничиваются 1908 – началом 1920-х годов. Именно тогда увидели свет балеты “Жар-птица”, “Петрушка” и “Весна священная”, сделавшие Стравинского знаменитым. Все три объединяет использование в партитуре русского фольклора со всем его богатством и разнообразием. Еще одним ярким образцом “русского” стиля стал балет-кантата “Свадебка”, в основу которого легли мотивы деревенских свадебных песен. К этому же периоду относятся байка-пантомима на скотном дворе “Ренард” (1916), идея которой была навеяна народными сказками, оперы “Соловей” (1916) и “История солдата” (1918).

    Тесное общение с Крафтом сподвигло Стравинского к экспериментам с серийной техникой. Ее приверженцами были венские композиторы-новаторы А. Шенберг и А. фон Веберн. Но Стравинский и в этом случае не изменил своему творческому кредо — музыка, при создании которой он руководствовался принципами серийной техники, все равно сохраняет неповторимую авторскую манеру. Яркими иллюстрациями использования серийной техники являются балет “Агон”, библейская опера “Потоп”, оратории на библейские темы “Проповедь, притча и молитва” и “Плач пророка Иеремии”.

    Музыка Стравинского, используемая в кинематографе

    Фрагмент произведения “Жар-птица” использовалась в таких фильмах как: “Хранители снов” (2012), “Ледяные замки” (2010), “Льюис” (2008), “Туннель Хайку” (2001) “Весна священная” : “Магия лунного света” (2014), “Балерины” (2012), “Человек в Бате” (2010), “Последний танцор Мао” (2009), “Пропавший без вести” (2009), “Клуб неудачниц” (2001), “Воскрешая мертвецов” (1999), “Зимние каникулы” (1998) Реквием : “Ганнибал” (2014) Эбони-концерт : “Чико и Рита” (2010) “Аполлон Мусагет” : “Круче не бывает” (2006) Концерт для струнного оркестра ре мажор : “Мелинда и Мелинда” (2004) “Агон” : ” Очаровательная проказница” “Похождения повесы” : “Монастырь” (1995) “История солдата” : “Балкон” (1963)

    Фильмы об Игоре Стравинском

    Стравинский в Голливуде. (Франция, Германия, 2014) Документальный, биографический. “Коко Шанель и Игорь Стравинский” (Франция, Япония, Швейцария, 2009) Худ.фильм. Реж. Ян Кунен. Фильм снят по мотивам романа К. Гринхолфа “Coco and Igor”. Премьерная демонстрация фильма состоялась в 2009 году на закрытии 62-го кинофестиваля в Каннах. Гении и злодеи. Игорь Стравинский. Долгая дорога к себе (2012) Документальный. Игорь Стравинский: композитор. / Igor Stravinsky: Composer. (Германия, Швеция, 2001), музыкальный, биографический. Реж. Янош Дарваш. В фильме можно услышать рассуждения Стравинского о жизни и музыке, воспоминания о Нижинском и рассказ об истории рождения балета “Жар-птица”. Игорь Стравинский: из цикла передач “Гении”. К 125-летию И.Ф. Стравинского. 2007. Документальный. Реж. Андрей Кончаловский. Однажды на границе… (Once, at a Border…) Великобритания, 1982. Документальный. Реж. Тони Палмер. Фильм был снят к 100-летнему юбилею композитора.

    Творческое наследие Стравинского насчитывает более 7,5 тысяч страниц нотных партитур. В них заключен тернистый, но яркий творческий путь крупнейшего композитора ХХ века, справедливо называвшего себя “человеком мира”, отражены идеи поиска гармонии и смысла бытия, воплощены все мыслимые стили и веяния мировой музыкальной культуры – от классики до джаза. Его музыка, которую современники зачастую не понимали, ругали, освистывали, сегодня признана эталоном авангардного искусства.

    Оцените статью
    Рейтинг автора
    4,8
    Материал подготовил
    Егор Новиков
    Наш эксперт
    Написано статей
    127
    А как считаете Вы?
    Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
    ли со статьей или есть что добавить?
    Добавить комментарий